И.А. Гончаров, «Мильон терзаний»: краткое содержание
Статья «Мильон терзаний», краткое содержание которой здесь приведено, – это работа И.А. Гончарова, посвященная пьесе Грибоедова, «Горе от ума». В ней писатель выступил литературным критиком, проанализировав образ Чацкого и причины его страданий.
В самом начале своей работы автор отмечает, что пьеса «Горе от ума» не потеряла свежести и актуальности. Он сравнивает ее со столетним старцем, рядом с которым даже более молодые люди выглядят блекло. Они потихоньку умирают, а он здоров и бодр. Даже герои Пушкина, по мнению Гончарова, «уходят в небытие», а «Горе от ума» – нет. Автор статьи называет пьесу острой сатирой, где в лице 20 героев высмеяна вся Москва.
Далее идет подробный анализ главного героя комедии – Чацкого. Здесь Гончаров снова проводит параллели с Пушкиным, а также с Лермонтовым. Он сравнивает Чацкого с героями произведений этих гениев – Онегиным и Печориным, и считает грибоедовского персонажа умнее, образованнее и во всех отношениях выше их.
Ни Печорин, ни Онегин – не способны действовать. Это просто философы, люди, не вписавшиеся в жизнь. Однако Чацкий – натура деятельная и перспективная. Вот только не может найти себе применение, поскольку прислуживаться ему тошно, поэтому место достойной службы не подвернулось.
Черты Чацкого особенно ярко проявляются на фоне «лагеря Фамусовых» – представителей отжившего свое, но продолжающего диктовать условия, прошлого. Главному герою противны их взгляды. Он – прогрессивен и приветствует все новое. Чацкий влюблен в Софью. Однако она не отвечает ему взаимностью. Ее сердцу мил Молчалин – человек, по сути, ничтожный.
Софье его жаль и в глубине души она мечтает спасти Молчалина, возвысить его до себя, а затем посадить «под каблук» и всю жизнь руководить. Фактически своей любовью к Софья записала себя в «лагерь Фамусовых», хотя она не глупа, есть в ней что-то живое, настоящее. Именно это и привлекло Чацкого.
В какой-то момент главному герою удается раскрыть Софье глаза на настоящую сущность Молчалина. Однако любви этим он не добивается. Скорее наоборот, еще больше отталкивает девушку, ведь теперь она всегда будет воспринимать Чацкого как свидетеля своей глупости.
Безответная любовь сводит его с ума. Он мучается ревностью и ведет себя отвратительно. Его поступки часто возмутительны и смешны. Речь нетрезва, поведение развязно. Окружающие считают его сумасшедшим. Чацкий сильно страдает. Он ослаблен и жалок. Автор статьи считает, что «мильон терзаний» – это удел таких людей, как Чацкий, их терновый венок. Людей умных, прогрессивных и отвергнутых теми, кого они любят.
В самом конце своей работы Гончаров утверждает, что ставить «Горе от ума» в театре обязательно надо. Однако актер не должен при создании образа Чацкого привязываться к временам написания пьесы. Герой должен соответствовать тому периоду, в котором живет зритель. Это еще раз подтверждает мнение писателя о свежести пьесы и из этого можно сделать вывод, что Чацкие есть в любые времена.
Такова статья Гончарова «Мильон терзаний» (краткое содержание для 9 класса). Ознакомившись с полным вариантом, можно узнать намного больше полезного и интересного по теме.
Гончаров иван мильон терзаний умен ли чацкий. Гончаров
Как оценивают Гончаров и Пушкин Чацкого, Софью, других героев комедии, художественное мастерство писателя?
Софью отличает, как сказал И. А. Гончаров, «смесь хороших инстинктов с ложью… путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является в ней как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиологии прячется что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное». Личный, немалый потенциал Софьи пока в отношениях с подлинными, а не мнимыми нравственными ценностями не имел поводов проявиться. Будущее героини неопределенно.
И. А. Гончаров писал: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: “Один в поле не воин”. Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва».
И все-таки писатель всем ходом действия доказывает, что абстрактные романтические суждения о благе несколько обесцениваются неумением героя разобраться в конкретных, не таких уж сложных обстоятельствах.
Чацкий обвиняет Софью в том, чего она не совершала: «Зачем меня надеждой завлекли?» В статье «Мильон терзаний» И. А. Гончаров писал, что в этом случае Чацкому «изменяет не только ум, но и здравый смысл». Как справедливо заметил А. С. Пушкин, нет большого ума в попытках героя проповедовать свои идеи среди невежественных людей, которые их не могут воспринять, но настроены заранее враждебно. Однако автору важно, чтобы обличительные монологи Чацкого все-таки прозвучали. В них «век нынешний» проявляет себя в полной мере.
Здесь искали:
- композиция комедии горе от ума Пушкин Гончаров
- сопастовление горе от ума пушкин и гончаровым
- что гоыррит гоняаров о чацком
Будущее оценит достойно сию
комедию и поставит ее в число первых
творений народных.
А. Бестужев
Комедия «Горе от ума» есть
и картинка нравов, и галерея живых
типов, и вечно острая, жгучая сатира,
и вместе с тем комедия…
И. А. Гончаров
Почти через полвека после создания А. С. Грибоедовым его великой комедии «Горе от ума», в 1872 году, талантливейший русский писатель, автор знаменитых романов «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв», вернувшись со спектакля «Горе от ума», написал заметки об этой комедии, которые затем переросли в статью «Мильон терзаний» — лучшее произведение критической литературы о грибоедовском шедевре.
Гончаров начинает статью очень смелым утверждением о том, что, в отличие от даже самых великих литературных произведений (он называет пушкинского «Евге-ния Онегина» и «Героя нашего времени» Лермонтова), «Горе от ума» никогда не со-старится, не станет просто литературным памятником, пусть гениальным: «»Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо через гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жиз-ненности».
Почему? Гончаров подробно отвечает на этот вопрос, доказывая, что неувяда-ющая молодость комедии объясняется ее верностью жизненной правде: правдивой кар-тиной нравов московского дворянства после войны 1812 года, жизненностью и психо-логической правдой характеров, открытием Чацкого как нового героя эпохи (до Гри-боедова таких персонажей в литературе не было), новаторским языком комедии. Он подчеркивает типичность созданных Грибоедовым картин русской жизни и ее героев, масштабность действия, несмотря на то, что оно длится только один день. Полотно комедии захватывает длинный исторический период — от Екатерины II до Николая I, а зритель и читатель и через полвека чувствуют себя среди живых людей, настоль-ко правдивы созданные Грибоедовым характеры. Да, за это время Фамусовы, молчалины, скалозубы, загорецкие изменились: теперь никакой Фамусов не станет ставить в пример Максима Петровича, никакой Молчалин не сознается в том, какие заповеди отца послушно выполняет, и т. д. Но пока будет существовать стремление получать незаслуженные почести, «и награжденья брать и весело пожить», пока есть люди, которым кажется естественным «не.
«Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь». В отличие от Онегина и Печорина, он знает, чего хочет, и не сдается. Он тер-пит временное — но только временное — поражение. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва».
Далее Гончаров делает важнейший вывод о типичности Чацкого: «Чацкий неиз-бежен при каждой смене одного века другим». И, читая статью, понимаешь: Чацкий может в разное время по-разному выглядеть, по-разному говорить, но неудержимый порыв, горячее стремление к истине, честность и бескорыстие делают его современни-ком и союзником передовой части всех поколений. Материал с сайта
Писатель подробно объясняет и характеры, психологию других героев комедии: Фамусова, Софьи, Молчалина, и его доводы очень убедительны. Гончаров — знаток человеческих характеров — очень высоко ставит талант Грибоедова-психолога. Блес-тящий талант Грибоедова-драматурга, по мнению Гончарова, проявился в том, как он сумел, поставив в произведении важнейшие социальные вопросы своего времени, не «засушить» комедию, не сделать ее тяжеловесной. Сатира в «Горе от ума» восприни-мается очень естественно, не заглушая ни комических, ни трагических мотивов. Все как в жизни: смешны, но и страшны и Фамусовы, и молчалины, и скалозубы; умная Софья сама пустила сплетню, объявив Чацкого сумасшедшим; опошлился некогда до-стойный человек Платон Михайлович; приняты в обществе ничтожества Репетилов и Загорецкий.
Не менее высоко оценивает Гончаров и мастерство языка «Горя от ума», видя имен-но в языке одну из главных причин популярности комедии. Публика, по его словам, «развела всю соль и мудрость пьесы в разговорной речи. .. и до того испестрила грибоедовскими поговорками разговор, что буквально истаскала комедию до пресыщения». Но, перейдя из книги в живую речь, комедия стала еще дороже читателям, настолько меткими, мудрыми и убедительными оказались грибоедовские «крылатые выражения», настолько естественными — речевые характеристики героев, очень разнообразные, но всегда правдивые, обусловленные психологией героев и их социальным положением.
Давая заслуженно очень высокую оценку «Горю от ума», Гончаров (и это подтвер-дило время!) верно определил ее место в истории русской литературы, безошибочно предсказал ей бессмертие.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- конспект о комедии горе от ума гончарова
- конспект мильон терзаний гончарова
- конспект и.а.гончаров мильон терзаний
- фарс махнысы гонча
- статья и.а гончарова по комедии горе от ума
Как критический отклик на комедию Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» создает Иван Александрович Гончаров «Мильон терзаний».
Комедия, затребованная эпохой
Своевременно ли была дана эта оценка? Несомненно. Россия жила в переходной эпохе от в капиталистическое. Еще не было разночинцев, и все-таки дворянство оставалось самым передовым слоем общества. Но все ли дворянство? Вот в чем вопрос. Развитие огромной страны не могли уже побуждать ни герои по типу Пушкинского Онегина, ни Лермонтовского Печорина. Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний» популярно и логически подвела своих читателей к такому выводу. Безусловно, обществом был востребован новый, свежий взгляд на общество, на роль гражданина, на образование, на общественную деятельность. И этот взгляд был презентован образом Александра Андреевича Чацкого.
Персонаж Чацкого
Персонаж Чацкого является не просто центральным, а центробежным в Адекватной, справедливой оценке значения этого образа (которой ранее просто не существовало) посвятил Гончаров «Мильон терзаний». Краткое содержание комедии проявляется в том, что Чацкий противостоит «старому миру», умно и содержательно свидетельствуя об истине. Так не принято разговаривать в аристократических кругах Москвы. А честная характеристика «столпов общества» воспринимается высшим дворянством как «покушение на устои» и святотатство. Дворянство бессильно перед его риторикой, его сторонятся, объявляя безумным.
Закономерно ли это? Да, и в высшей степени! Вспомним, что даже Александр Сергеевич Пушкин не понял Чацкого. Известный поэт, отмечая справедливость высказываний героя комедии, одновременно недоумевает: «Почему он все это говорит, если его никто не слышит» (т.е. ясно ощущается завуалированный вопрос: «А не глупец ли Чацкий?»). Добролюбов же откровенно иронически отнесся к этому персонажу — «азартный малый». Поскольку принципиальную новизну талантливо созданного образа не заметило практически все общество, собственно говоря, поэтому и написал Гончаров «Мильон терзаний». Краткое содержание его работы — анализ грибоедовского произведения.
Итак, наш герой приезжает в аристократическую Москву, оторвавшись от дел, для объяснения в любви юной, образованной и романтичной Софье Фамусовой, которая отказывает ему. На этом и построена сюжетная интрига. Девушка же, в свою очередь, уже забыла о своем первом чувстве к нему. Ею движет романтическое великодушие. Поэтому нельзя сказать, что она так же меркантильна, как ее избранник — бесталанный и подлый секретарь отца — Алексей Степанович Молчалин. Люди, имитирующие деятельность для осуществления своих карьерных устремлений, — люди бездуховные, способные выражать подобострастие, а затем — предать. Молчалины. Их едкой характеристике посвящает Гончаров «Мильон терзаний». Краткое содержание комедии показывает: они должны проиграть. Ведь будущее государство «Молчалиных» гораздо страшнее государства «Фамусовых».
Алексей Степанович Молчалин — антипод Чацкого. Трусливый, глупый, но «умеренный и аккуратный» карьерист и в будущем — бюрократ. Ничего живого, естественного нет в образе Молчалина. Но его жизненный расчет верен — именно таких людей, по своей природе — рабов, предпочитают возвышать власть имущие, чтобы потом безраздельно править с помощью таких людей, не имеющих собственного мнения.
Выводы
Какое значение этого сочинения Ивана Александровича? Оно очевидно. Объективной и достойной оценке посвящает Гончаров «Мильон терзаний». Краткое содержание статьи как раз и посвящено этому «лучу света в темном царстве».
Заслуга Гончарова в том, что он спустя время заметил существенную деталь: Чацкий — деятелен, он способен менять окружающий мир. Он — человек будущего, чего нельзя сказать о пассивных мечтателях Онегине и Печорине. Образ Александра Андреевича, несмотря на название грибоедовской комедии, оптимистичен. Он внушает уверенность в своей правоте, являясь литературно-образным воплощением слов «и один в поле — воин!»
Убеждения этого человека — это убеждения декабриста. Таким образом, комедия является своеобразным набатом будущих событий российского общества, произошедших 14 декабря 1825 года на
«Мильон терзаний» Чацкого.
Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышет воздухом одним,
И в нём рассудок уцелеет.
А.С. Грибоедов.
По мнению В.Г. Белинского, «Горе от ума» – это благороднейшее создание гениального человека. А И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал: «Горе от ума» – есть и картина нравов, и галерея живых типов, вечно острая жгучая сатира, и вместе с тем комедия.» И, видимо, поэтому комедия Грибоедова до сих пор интересна читателям, она не сходит со сцен многих театров. Это поистине бессмертное произведение.
В пьесе, где изображён всего лишь один день в доме московского барина
Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу «века нынешнего» с
«веком минувшим», Чацкого и фамусовского общества.
В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии.
Их основные занятия – «обеды, ужины и танцы». И вот в этот дом, где все пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевлённого новыми идеями, ищущего новые, более современные формы жизни.
В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрываются все терзания Чацкого, его трагедия. Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что
Софья предпочла ему недалёкого и услужливого Молчалина, у которого-то и есть всего два таланта: «умеренность» и «аккуратность». При всех своих душевных задатках она целиком принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья оказывается среди «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма
Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.
Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство, когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить желание барина, когда людей меняют на «борзые три собаки». Чацкий видит, что у власти стоят люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь:
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве.
И, конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть». И такой человек как Чацкий, который в науки «вперит ум, алчущий познаний, или в душе его сам бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным» навсегда будет изгнан из такого общества.
Чацкий – это человек нового мира. Он не принимает законов жизни старой Москвы. У него своё представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест, ни повышенья в чин».
Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, не желает принимать за образцы таких как «дядюшка Максим Петрович», потому что не видит в них никаких нравственных достоинств и может заявить об этом во всеуслышанье. Чацкий ставит под сомнение моральный авторитет отцов, говоря о «подлейших чертах прошедшего житья» и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу минувшего. Чацкий не только обличитель лжи, он ещё и борец. Борец за дело, за идею, за правду. На все советы Фамусова перестать блажить и брать пример с отцов, он отвечает: «Служить бы рад – прислуживаться тошно».
В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и страдания остаются непонятыми. Ему хочется высказать всё, что накопилось у него на душе. На балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся, потому что сосуществование его с «московскими» невозможно. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Чацкого объявили сумасшедшим за его инакомыслие. Его терзания так и остались неразрешёнными.
Комедия Грибоедова говорит о горе человека, проистекающем от его ума.
Именно ум Чацкого ставит его вне круга Фамусова. Лучшие человеческие свойства делают его для окружающих «чудаком», «странным человеком», а потом
– просто безумцем. Чацкий рвётся к «свободной жизни», «к занятиям наукой и искусством» и требует «службы делу, а не лицам». Трагедия Чацкого – это трагедия «ума, алчущего познаний». Комедия даёт Чацкому только «мильон терзаний». Он находится среди людей, которые не живут, а играют свою роль.
Чацкий поражён тем, что не находит в них ничего человеческого. Он не может, да и не хочет более оставаться среди них и уезжает. Такая игра для него противоестественна и неприемлема:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскоблённому есть чувству уголок.
Карету мне, карету!
По словам И.А. Гончарова, «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей…Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь ум.»
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Побывав в 1871 году на спектакле «Горе от ума» Александринского театра, писатель в кругу друзей поделился своими мыслями. Им удалось убедить Ивана Александровича записать собственные размышления. Статья, подписанная инициалами «И.Г.», имела большой успех. Редактор «Вестника Европы» М.М. Стасюлевич спустя четыре года решил переиздать ее с тем произведением, рецензией на которое она являлась.
Гончаров совершает глубокий вдумчивый разбор «тонкой, умной, изящной и страстной комедии». Отталкиваясь от названия комедии Грибоедова, он предлагает свое программное заглавие «Мильон терзаний» — тоже цитату, и дальнейший разбор подчиняет его раскрытию. Кто среди персонажей обречен на терзания? В чем они заключаются? Оправданны ли они? Идеалы Чацкого в высшей степени благородны, конкретны, «определительны». Это идеалы гуманности, близкие писателю, да и всякой независимой личности: «…Это — свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода — «вперить в науки ум, алчущий познаний», или беспрепятственно предаваться «искусствам творческим…» , и — ряд дальнейших очередных подобных шагов к свободе — от несвободы».
В Чацком Гончаров видит вечный тип, подобный «сервантесовскому Дон-Кихоту» и «шекспировскому Гамлету». «Много можно бы привести Чацких, — замечает Иван Александрович, — являвшихся на очередной смене эпохи поколения — в борьбах за идею, за дело, за правду , за новый порядок, на всех ступенях, во всех слоях русской жизни и труда . О многих из них хранится свежее предание, других мы видели и знали, а иные еще продолжают борьбу».
Останавливая внимание на Чацком-человеке, Гончаров дает тонкое психологическое истолкование его поступков, неизменно вытекающих из отвергнутой любви к Софье. Анализируя каждую, на первый взгляд странную и нелогичную его фразу, любое движение, писатель доказывает, что иначе не мог поступить в данных обстоятельствах влюбленный. Тонкий поэтический этюд — характеристика Софьи. Рассмотрение поступков и речей самого сложного персонажа комедии автор рецензии основывает на двух бесспорных наблюдениях. Что-то было в этой девушке, что неотразимо привлекло незаурядного человека — «недаром любил ее и Чацкий». Это определило завязку. А в финале «ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний». Как истинный реалист, Гончаров отмечает то влияние, какое на героиню оказала среда, «воспитание» в «снотворном застое». И предлагает за этим разглядеть «ее собственную, личную ее физиономию». Итог размышлений вновь несокрушимо убедителен. Иван Александрович привлекает главным доказательством непосредственное впечатление зрителя: «…В ней (Софье) есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света . Она одна из всей этой толпы напрашивается на какое-то грустное чувство…»
Гончаров не довольствуется рассмотрением одного текста комедии. Он живо представляет себе, как эта «пиэса» играется и будет играться на сцене. Писатель высказывает итоговый совет, своеобразное «замечание для господ актеров»: «Актер, как музыкант, обязан… додуматься до того звука голоса и до той интонации, с какими должен быть произнесен каждый стих: это значит додуматься до тонкого критического понимания всей поэзии пушкинского и грибоедовского языка».
Гончаров по болезни не смог приехать в 1880 году в Москву на открытие памятника горячо любимому им Пушкину. В ответном письме устроителям праздника он писал: «Не случись этой невзгоды со мной, я счел бы святою своею обязанностью, без всяких напоминаний, у подножья памятника, в Москве, вместе с другими писателями поклониться памяти нашего общего великого образца и моего особенно». Писатель не смог «поклониться» учителю физически. Но Гончаров продлил его память в своих статьях: «Пушкин громаден, плодотворен, силен, богат. Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще» («Мильон терзаний»). В статье «Лучше поздно, чем никогда» звучит та же мысль: «…От Пушкина и Гоголя в русской литературе никуда не уйдешь. Даже Лермонтов, фигура колоссальная, весь, как старший сын в отца, вылился в Пушкина . В Пушкине кроются все семена и зачатки, из которых развились потом все роды и виды искусства , как в Аристотеле крылись семена, зародыши и намеки почти на все последовавшие ветви знания и науки».
Читайте также другие статьи о жизни писателя И.А. Гончарова и анализ его произведений.
Наталья Гончарова вошла в историю искусства
Наталья Гончарова (1881-1962), Вокзал, холст, масло, ок. 1913-1914, 97,5 x 156 … [+] см/38,38 x 61,42 дюйма ), превзойдя эстимейт от 500 000 до 800 000 евро на аукционе в этом году.
На рубеже ХХ веков в престижном Московском институте живописи, ваяния и зодчества познакомились два безумно талантливых и бунтарских студента Гончарова и Михаил Федорович Ларионов. Они быстро стали партнерами, разделив и студию, и жилое пространство, и мир искусства уже никогда не был прежним. Будучи членами-основателями «Бубнового валета», первой радикальной независимой выставочной группы в Москве, влюбленные и соавторы нанесли могучий удар по прочно укоренившемуся фундаменту русского искусства. Всегда вызывая споры при создании революционных произведений, пара поселилась в Париже, где и провела остаток своей жизни.
Наталья Гончарова ‘Прачки’ (1911) Холст, масло 40 1/5 × 57 1/2 дюйма | 102 × 146 см
Наследие Натальи Гончаровой Гончарова, русский художник-авангардист, живописец, художник по костюмам, писатель, иллюстратор и сценограф, также была основателем — наряду с другими русскими художниками Василием Кандинским, Алексеем фон Явленским , и Марианна фон Веревкин, и немецкие художники Франц Марк, Август Маке и Габриэле Мюнтер — из другого радикального художественного движения, известного как Der Blaue Reiter. Родилась 3 июля 1881 года в селе Нагаево Тульской губернии в составе Российской империи, умерла 17 октября 1919 года. 62, в Париже.
Новаторский русский художник-авангардист Ларионов был также одним из основателей еще более радикальной, но недолговечной группы под названием «Ослиный хвост», в которую входили Гончарова, а также Казимир Малевич, Марк Шагал и Александр Шевченко. На них повлияло движение кубофутуризма, и единственная выставка группы прошла в Москве в 1912 году.02, а после посещения Парижа четыре года спустя он перешел к постимпрессионизму, а затем к неопримитивному стилю, частично заимствованному из русской вывесной живописи. В 1908 году он устроил в Москве выставку «Золотое руно», на которой были представлены картины Матисса, Дерена, Брака, Гогена и Ван Гога.
Вместе Гончарова и Ларионов разработали новаторский стиль абстрактного искусства, известный как лучизм, прослушав серию лекций о футуризме Филиппо Томмазо Маринетти, итальянского поэта, редактора, теоретика искусства и основателя футуристического движения.
Отец Гончаровой, Сергей Михайлович Гончаров, был архитектором и тоже окончил тот же Московский институт, где они с Ларионовым полюбили друг друга.
В 1915 году Ларионов покинул Россию, чтобы работать с владельцем балета Сергеем Дягилевым в Париже над «Русскими балетами», получив французское гражданство и никогда не возвращаясь на родину. Он родился 3 июня 1881 года в Тирасполе Херсонской губернии, входящей в состав Российской империи, и умер 10 мая 1964 года в пригороде Парижа Фонтене-о-Роз.
Спустя 55 лет после его смерти в Третьяковской галерее в Москве прошла первая крупная ретроспектива Ларионова в России, разделенная на русскую секцию, в которой представлены в основном картины, и французскую секцию, включающую картины, а также большую коллекцию его графических работ. , многие выставляются на всеобщее обозрение впервые. Во французской части также представлены его работы из Русского балета, а также работы других художников из его частной коллекции.
Восхитительная «Прогулка в провинциальном городке» Ларионова (ок. 1909) лихорадочно вдохновлен его первым визитом в Париж в 1906 году. Яркие и смелые цвета изображают яркий и беззаботный образ жизни, который, несомненно, освежает русского уроженца. Разнообразие его работ ярко проявляется на выставке в Третьяковской галерее, на которой представлена эта картина.
Тем временем в Лондоне акварели Гончаровой, в том числе три эскиза ее костюмов, которые оцениваются в сумму от 600 фунтов (771 доллар) до 800 фунтов (1029 долларов), выставлены на продажу на распродаже произведений искусства, антиквариата и ювелирных изделий Доусона 19 января..
Ее работа является частью обширной коллекции русского торговца предметами искусства и предметами Кристофера Мартина-Закхейма из его бывшего магазина Iconastas в Piccadilly Arcade. У Мартина-Закхейма диагностировали опухоль головного мозга, и он продал оставшиеся товары своего любимого магазина, когда он закрылся в прошлом году. Он умер 25 декабря 2018 года.
Царская иконостас открылась в 1974 году и специализировалась на русском искусстве от начала христианства до конца коммунизма. Здесь состоятельные международные коллекционеры найдут все, начиная от православных икон и крестов, созданных с 16 по 19 века. 00-х годов, до советских фарфоровых фигурок 1920-х годов или драгоценных изделий Фаберже.
Спустя более полувека после своей смерти Гончарова и Ларионов продолжают интриговать и шокировать мир искусства, иногда весьма любопытным образом.
«Натюрморт с чайником и апельсинами» более 50 лет считался автором Ларионова, но Александра Бабенко, младший специалист по русскому искусству Christie’s, обнаружила, что он написан Гончаровой. Он был продан на Christie’s в ноябре 2017 года за 2,4 миллиона фунтов стерлингов (3,1 миллиона долларов).
«В ту минуту, когда я увидел картину во плоти, у меня перехватило дыхание», — сказал Бабенко. «Яркость и смелость его красок, подчеркнутые ультрамариновые очертания, дерзкая угловатость композиции — все это олицетворяло юношеский задор и бунтарские настроения московского художественного сообщества начала ХХ века».
Как Наталья Гончарова произвела революцию в русском авангарде0057 Автопортрет с желтыми лилиями
, 1907-1908.
Наталья Гончарова, Three Young Women , 1920. © ADAGP, Париж и DACS, Лондон, 2019. Музей Тейт. Предоставлено Тейт.
Всем художникам, которые сегодня работают между медиумами, сотрудничают с другими в разных дисциплинах и исследуют свою идентичность в националистические времена, познакомьтесь с вашей святой покровительницей: Натальей Гончаровой. Строго экспериментальный, междисциплинарный подход русского художника к искусству — от рисунка, живописи и иллюстрации до гравюры, перформанса, дизайна костюмов и декораций — является предметом ретроспективы в Тейт Модерн. Спектакль, который будет показан до 8 сентября, призван восстановить Гончарову как лидера русского и международного авангарда бурного довоенного и межвоенного периодов 20-го века.
Самый поворотный момент в творчестве Гончаровой наступил в 1913 году, когда 32-летняя художница представила свою первую персональную выставку в московском Художественном салоне вкуса. Совершенно современная выставка Гончаровой не была похожа ни на одну из предыдущих. «Богемная публика», писал один рецензент, заполнила галереи, которые сами были битком набиты сотнями рисунков, картин и модных моделей.
Наталья Гончарова, Урожай: Ангелы, бросающие камни в город , 1911. © ADAGP, Париж и DACS, Лондон, 2019. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Предоставлено Тейт.
Реклама
Гончарова устроила первую персональную выставку русского художника-авангардиста (хотя до этого она и ее московское окружение участвовали во многих групповых выставках), что маловероятно, учитывая ее пол. Выставка была «беспрецедентно разнообразной», пишет куратор Третьяковской галереи Евгения Илюхина в каталоге выставки, и показала «стремительную эволюцию молодого художника от импрессионизма к постимпрессионизму и экспрессионизму».
Масштаб экспозиции делал ее похожей на раннюю ретроспективу. В своих пейзажах, натюрмортах, городских и крестьянских сценах, религиозно-мечтательных картинах и эскизах костюмов Гончарова демонстрировала безграничную творческую энергию. Она так же легко черпала из смелых цветов и декоративных узоров деревенской русской народной культуры ее юности или плоской византийской иконописи, как и из фрактальных плоскостей Поля Гогена.
Наталья Гончарова, Велосипедист, 1913. © ADAGP, Париж и DACS, Лондон, 2019. Государственный Русский музей. Предоставлено Тейт.
«Одним из руководящих принципов Гончаровой было всечество », известное по-английски как «Everythingism», — написала Кэти Ван, помощник куратора Тейт, в Artsy . Пожизненный партнер Гончаровой Михаил Ларионов, с которым она познакомилась во время учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, только что изложил либеральную философию в манифесте лучистов и футуристов: «Мы заявляем, что никогда не было такого явления, как копировать и рекомендовать рисовать с картин, написанных до наших дней… Мы признаем все стили подходящими для выражения нашего искусства, стили, существующие как вчера, так и сегодня».
«Тем не менее, — пишет Илюхина, — множественность стилей и направлений, проявившаяся в творчестве Гончаровой, вызывала и обвинения в эклектике», а значит, и в отсутствии оригинальности. Критики обвиняли художника в том, что он копирует европейских модернистов, играя на рынок. Стиль лучизма сродни русскому варианту кубизма, на эту связь скромно указала Гончарова: «Во Франции Пикассо — передовой талантливый художник, работающий в кубистической манере; в России — ваш покорный слуга». Но универсализм целиком поглотил лучизм; это допускало множество методов работы, стилей и философий — все и вся было приемлемым кормом для художника, чтобы проявить свое видение.
Наталья Гончарова, Крестьянка. Эскиз костюма для Le Coq d’Or , 1937. © ADAGP, Париж и DACS, Лондон, 2019. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Предоставлено Тейт.
Наталья Гончарова
Эскиз костюма ангела, из балета на духовную музыку «Литургия» , 1915
Центральный театральный музей им. Это сделало ее лидером авангарда и привлекло к ней внимание Сергея Дягилева, который сразу же поручил молодой художнице оформить постановку «Русских балетов» 9-го века. 0007 Le Coq d’or , «её первый шаг к европейской славе», — пишет Илюхина. Вскоре после этого Гончарова и Ларионов последовали за корпусом в Париж, где связались с общиной русских эмигрантов.
Гончарова оставалась связанной с театром до конца своей жизни, и ее костюмы и декорации для Русского балета в значительной степени доминировали в ее восприятии на Западе. В межвоенные годы картины, представленные на выставке 1913 года, застряли в России, а супруги жили во Франции и вместе с Дягилевым путешествовали по нейтральным территориям. Она и Ларионов пропустили участие в важных европейских шоу, и интерес к их искусству угас даже по мере того, как репутация Гончаровой в театре росла, прежде всего, когда «Русские балеты» гастролировали по всему миру. Именно в этот период, с 19С 15 по 1923 год она работала с композитором Игорем Стравинским и хореографом Брониславой Нижинской над радикально современным балетом «Свадебка » (среди многих других проектов). Ее монохромные декорации и яркие крестьянские костюмы помогли спектаклю стать непреходящей классикой русского модернизма.
Наталья Гончарова, Две танцовщицы (половина — длина) , Эскиз хореографии для Les Noces , ок. 1923. © ADAGP, Париж и DACS, Лондон, 2019. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Предоставлено Тейт.
Гончарова — захватывающая фигура, которую сегодня можно открыть заново, потому что она явно руководила модернистской революцией, несмотря на ее международный размах. Она очаровала Париж, центр мира искусства до Первой мировой войны, но также олицетворяла радикальный русский дух. В Москве она руководила массовыми политическими и социальными волнениями, а также открытием общественной культурной жизни, которая достигла точки кипения в XIX веке.17 Революция.
Она также достойна восхищения своим частым пренебрежением гендерными нормами и выставлением напоказ надлежащего женского поведения в Императорской России. Ее выбор темы способствовал ее бунту: обнаженная женская форма и церковные образы считались запретными для женщин-художников на рубеже веков. «Она писала их не только как большие полотна, но часто и как работы, состоящие из нескольких частей. Она также была соавтором манифестов и руководила групповыми выступлениями на улицах Москвы, что в то время считалось неподобающим женщине», — пояснила Ван. Ее известность померкла в послевоенный период из-за ее разнообразного подхода и, следовательно, отсутствия простой категоризации, поскольку Ван предполагает, что «художники-мужчины [были] доминирующими в повествованиях об искусстве в тот момент».
Наталья Гончарова, Эскиз декорации финальной сцены фильма Жар-птица , 1954. © ADAGP, Париж и DACS, Лондон, 2019. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Предоставлено Тейт.
Гончарова и ее репутация тоже пострадали в свое время. Ее часто играли второй скрипкой после Ларионова, хотя данные свидетельствуют о том, что они были равными партнерами. Искусствовед Евгения Петрова пишет в каталоге: «Элементы лучизма, появившиеся в работах Гончаровой до того, как была сформулирована сама теория, заставляют задуматься, кто же Ларионов или Гончарова на самом деле были пионерами лучизма на практике.