Статья гончарова мильон терзаний конспект горе от ума: Краткий конспект Мильон терзаний, 9 класс 🤓 [Есть ответ]

Мильон терзаний конспект статьи по произведению Горе от ума

О чем статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний»

Подготовим статьи Мильон терзаний конспект и начнем с ее темы. Итак, автор преимущественно рассуждает о Чацком, который является главным персонажем. На него направлен анализ произведения.

Гончаров, описывая Чацкого, характеризует его такими качествами как правдивость и смелость. Никому ещё не удавалось так полно передать образ героя.

Так же Иван Александрович не оставляет без внимания других персонажей пьесы, рассказывает о «двух лагерях» комедии и об «интриге любви» между героями.

«Горе от ума, по мнению Гончарова, отличается живучестью и держится особняком в литературе. В статье автор сравнивает комедию с другими великими литературными произведениями.

Тезисный план по статье «Мильон терзаний»

По критической статье Гончарова пишут сочинения и изложения, раскрывая самые разнообразные вопросы, актуальные и в наше время.


Конспект урока по литературе в 9 классе на указанную тему:

  1. Картина «Горе от ума» держится особняком в литературе.

  2. «Горе от ума» — комедия, которая никогда не утратит свою жизненность, в отличие от других произведений.

  3. Картина разделилась на два лагеря – «лагерь Чацкого» и «лагерь Молчалиных».

  4. Без Чацкого в произведении не было бы борьбы нравов в комедии.

  5. «Мильон терзаний» — это то, что Чацкий получил как результат своей борьбы.

  6. Язык комедии – живая разговорная речь.

Краткое содержание статьи

И. А. Гончаров проводит глубокий анализ произведения «Горе от ума». Автор считает пьесу великой комедией, которую ждала эпоха.  

Статья отражает общественно-политическую жизнь России того времени. Самое главное в произведении это общество, которое нуждается в людях, готовых к свершениям и самопожертвованию. 

Единственной надеждой России были люди благородного дворянского сословия. Обществу необходимо было свежее видение мира.

Чацкий был единственным добропорядочным представителем данного сословия в пьесе. Его не устраивает лживое, безнравственное окружение, он не боится поменять старые устои. Главная мысль произведения — это противопоставление двух лагерей, старых и новых устоев.

Ленивое, самовлюбленное дворянство нарекает Чацкого сумасшедшим. Настаивает, чтобы он не разрушал старые и удобные порядки. Это является закономерным, потому что даже многие великие писатели относятся к Чацкому с некой иронией, отмечая, что он говорит сам с собой и не замечает реакцию окружающих.

Характеристика и оценка критиком героев

Каждый персонаж из пьесы переживает своё горе. Характерные черты каждого действующего лица и их описание помогут заполнить таблицу по критической статье.

Софья

Софья Павловна Фамусова — одна из героинь комедии, она не занимает ни одну сторону из двух лагерей. Тем самым можно сказать, что Софья не имеет своего мнения. 

Ей неинтересна общественно-политическая жизнь страны, что вполне нормально для молодой девушки того времени. Но если пронести образ Софьи сквозь века, она является нейтральным персонажем. Она живёт в поисках идеала из французских книг, под который подходил Молчалин. 

Гончаров жалеет Софью и говорит о том, что ей досталось тяжелее всего, ведь она действительно любила Чацкого и характеризует героиню, как нежную, мечтательную и неглупую.

Цитата из статьи Гончарова:


Чацкий

Александр Андреевич — сильная личность, которая не поддается чужому влиянию. Он, по мнению Гончарова, является великим деятелем и действительно мог бы перевернуть весь мир.

Иван Александрович характеризует Чацкого как персонажа, который сделал произведение «Горе от ума» бессмертным. Его образ можно связать с умными людьми того времени и настоящего, 

Чацкий не боялся заводить «опасные разговоры» и быть неудобным для своего окружения. Его главной задачей было добиться истины.

Чацкий не находит в своем окружении поддержки и уезжает, увозя с собой миллион терзаний.

Гончаров о Чацком:


Молчалин

Противоположностью Чацкого является Алексей Степанович. Гончаров описывает его как человека с набором негативных качеств. 


Главной задачей автора было показать, что Россия Молчалиных придёт в конечном итоге к страшному концу. Подлый, притворный, лживый и трусливый – основные черты героя.

Прямая цитата из статьи о Молчалине: 


Фамусов

Павел Афанасьевич — представитель дворянского сословия с устаревшими взглядами. Чацкий вступает в конфликт с Фамусовым, и они всё время критикуют друг друга. 

Гончаров говорит про Фамусова как об одном из цельных и понятных персонажей. Уверенный, самодовольный, с фундаментальным складом ума, для которого все неровности России являются обыденностью и привычной нормой.

 

Такие, как Фамусов, спокойно смотрят на взяточничество и безалаберно относятся к своей работе.

Цитата из критической статьи Гончарова И. А.:


Анализ критической статьи Гончарова по комедии «Горе от ума»

В статье «Мильон терзаний» Гончаров сравнивает между собой персонажей пьесы «Горе от ума» и Печорина с Онегиным. Говорит о том, что указанные образы отходят на второй план. 

Если Чацкий это живой персонаж и настоящий борец за справедливость, то герои Пушкина и Лермонтова думают только лишь о собственном комфорте.

Сокращение статьи «Мильон терзаний» не позволяет в полной мере оценить этот гениальный критический этюд Гончарова.

Для составления собственного мнения и анализа, рекомендуется прочитать статью в оригинале.

Статьи по теме: 

Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Образ Софьи Фамусовой в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума

Бал в доме Фамусова — анализ и роль эпизода в комедии «Горе от ума» 

Лиза — характеристики героини в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 

Сочинение на тему: «Чацкий: победитель или побежденный» 

Тема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 

«Горе от ума» — краткое содержание ? пьесы А. С. Грибоедова

Краткий конспект «мильон терзаний» гончаров. Мильон терзаний конспект Конспект на тему гончаров мильон терзаний

Конспект статьи Гончарова «Мильон терзаний» можно написать примерно так:

По сравнению с другими произведениями того же жанра комедия «Горе от ума» характеризуется меньшей важностью, свежестью, большей живучестью и большим соответствием духу того времени. Она протекает особняком, то есть отдельно и выделено от других произведений.

Рассматриваемое литературное творение было написано автором за долго до Онегина, Печёрина, обогнало их во времени, проскользнуло сквозь произведения Гоголя, уже перевалило за половину века, как было написано, не тлеет, живёт и еще будет актуальным и соответствующим реалиям жизни на протяжении множества эпох.

Некоторым читателям в этом произведении нравится описанный период московских нравов, живые образы персонажей и грамотное переплетение их в сюжетных линиях. Все герои произведения, как будто, известны читателю, знакомы ему и составляют некий замкнутый круг знакомств, как карточная колода.

Другие же читатели, подчеркивая неотъемлемость предыдущих мнений, выделяют очень яркий язык повествования автора, четкие мораль и сатиру, которыми комедия, как бездонный колодец, может снабжать каждого нового читателя на все случаи жизни.

Центральным персонажем в произведении выступает Чацкий, который делает его комедией. Если бы он отсутствовал среди героев пьесы, то это была бы просто некая картина нравов.

Грибоедов доносит до читателя, что все горе у Чацкого исключительно от его ума. А Гончаров, наоборот, считает его неумным. Чацкий — это прогресс. Он — вестник новой эпохи, в этом его значение и «ум».

«А судьи кто?» и так далее. Идет борьба, сражение конкретное и существенное. Основу борьбы составляет мотив, описанный всего в пару словосочетаний. Смысловая и целевая причина комедии — это «дуэль» между Фамусовым и Чацким, непримиримая борьба. В схватку вступают две стороны: первая — общество Фамусовых, приверженцы старых взглядов; противоположная — молодость, отважность Чацкого. Это естественный отбор, битва за существование, после которой остаться должен только один победитель.

За все свои дела и поступки Чацкий в конце концов получил «мильон терзаний» и «горе». До всего этого он не знал поражений, был победителем во всем. Своим умом он мог сразить и ранить любого. Но судьба его была непреклонна. Он испил чашу горя до самого дна. Он не нашел ни в ком «сочувствия живого», поэтому уехал, прихватив с собой «мильон терзаний». Чацкий выполняет роль страдательную. Но он победитель, хотя об этом не знает.

Грибоедов профессионально показывает столкновение поколений, понятий и эпох. В этом и состоит магия его произведений.

Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова.

Несмотря на гений Пушкина, передовые его герои, как герои его века, уже бледнеют и уходят в прошлое.

Называли бессмертною комедию «Недоросль» Фонвизина, и основательно, — ее живая, горячая пора продолжалась около полувека: это громадно для произведения слова.

Пьеса выдержала все испытания и не только не опошлилась, но сделалась как будто дороже для читателей, нашла себе в каждом из них покровителя, критика и друга, как басни Крылова, не утратившие своей литературной силы, перейдя из книги в живую речь.

Многие ценят в комедии картину московских нравов известной эпохи, создание живых типов и их искусную группировку.

Лица Фамусова, Молчалина, Скалозуба и другие врезались в память, и у всех сложилось более или менее согласное понятие о всех лицах, кроме одного — Чацкого. Если было мало разногласия в понимании других лиц, то о Чацком, напротив, разноречия не кончились до сих пор и, может быть, не кончатся еще долго.

Как картина современных нравов комедия «Горе от ума» была отчасти анахронизмом и тогда, когда в 30-х годах появилась на московской сцене.

Служить бы рад, — прислуживаться тошно, —

Главная роль, конечно, роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. Софья- это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию. Чатский серьёзно любил Софью, видя в ней свою будущую жену. Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу — не найдя ни в ком «сочувствия живого», и уехать, увозя с собой только «мильон терзаний».

Подписывайтесь на нас ( )

data-ad-slot=»7471607370″>

Онегины и Печорины — вот представители целого класса, почти породы ловких кавалеров. Эти передовые личности такими являлись и в произведениях литературы, где и занимали почетное место со времен рыцарства и до нашего времени, до Гоголя.

Сам Пушкин, не говоря о Лермонтове, дорожил этим внешним блеском, этою представительностью, манерами высшего света, под которою крылось и «озлобление», и «тоскующая лень», и «интересная скука».

Чацкого роль — роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие — и в этом их главное страдание, то есть в безнадежности успеха.

Теперь, в наше время, конечно, сделали бы Чацкому упрек, зачем он поставил свое «оскорбленное чувство» выше общественных вопросов, общего блага и т. д. и не остался в Москве продолжать свою роль бойца с ложью и предрассудками, роль — выше и важнее роли отвергнутого жениха?

Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого — и кто бы ни были деятели, около какого бы человеческого дела — будет ли то новая идея, шаг в науке, в политике, в войне — ни группировались люди, им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы: от совета «учиться, на старших глядя», с одной стороны, и от жажды стремиться от рутины к «свободной жизни» вперед и вперед — с другой.

Наконец — последнее замечание о Чацком. Делают упрек Грибоедову в том, что будто Чацкий — не облечен так художественно, как другие лица комедии, в плоть и кровь, что в нем мало жизненности. Иные даже говорят, что это не живой человек, а абстракт, идея, ходячая мораль комедии, а не такое полное и законченное создание, как, например, фигура Онегина и других, выхваченных из жизни типов.

Подписывайтесь на нас ( )

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px»

data-ad-slot=»7471607370″>

Ставить рядом с Онегиным Чацкого нельзя: строгая объективность драматической формы не допускает той широты и полноты кисти, как эпическая. Если другие лица комедии являются строже и резче очерченными, то этим они обязаны пошлости и мелочи своих натур, легко исчерпываемых художником в легких очерках. Тогда как в личности Чацкого, богатой и разносторонней, могла быть в комедии рельефно взята одна господствующая сторона — а Грибоедов успел намекнуть и на многие другие.

Мы повторяем, что в игре вообще нельзя претендовать на историческую верность, так как живой след почти пропал, а историческая даль еще близка. Поэтому необходимо артисту прибегать к творчеству, к созданию идеалов, по степени своего понимания эпохи и произведения Грибоедова.

Это первое, то есть главное сценическое условие.

Второе — это язык, то есть такое художественное исполнение языка, как и исполнение действия: без этого второго, конечно, невозможно и первое.

В таких высоких литературных произведениях, как «Горе от ума», как «Борис Годунов» Пушкина и некоторых других, исполнение должно быть не только сценическое, но наиболее литературное, как исполнение отличным оркестром образцовой музыки, где безошибочно должна быть сыграна каждая музыкальная фраза и в ней каждая нота. Актер, как музыкант, обязан доиграться, то есть додуматься до того звука голоса и до той интонации, какими должен быть произнесен каждый стих: это значит додуматься до тонкого критического понимания всей поэзии пушкинского и грибоедовского языка. У Пушкина, например, в «Борисе Годунове», где нет почти действия, или по крайней мере единства, где действие распадается на отдельные, не связанные друг с другом сцены, иное исполнение, как строго и художественно-литературное, и невозможно. В ней всякое прочее действие, всякая сценичность, мимика должны служить только легкой приправой литературного исполнения, действия в слове.

За исключением некоторых ролей в значительной степени можно сказать то же и о «Горе от ума». И там больше всего игры в языке: можно снести неловкость мимическую, но каждое слово с неверной интонацией будет резать ухо, как фальшивая нота.

Подписывайтесь на нас (

Мне кажется что вот это правильно
А И. А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” писал: “Горе от ума” – есть и картина нравов, и галерея живых типов, вечно острая жгучая сатира, и вместе с тем комедия.” . И, видимо, поэтому комедия Грибоедова до сих пор интересна читателям, она не сходит со сцен многих театров. Это поистине бессмертное произведение.
Еще Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» правильно отметил, что «Чацкий, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина… Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век — и в этом все его значение и весь «ум».
Комедия А.С.Г рибоедова «Горе от ума», работа над которой завершилась в 1824 году, произведение новаторское и по проблематике, и по стилю, и по композиции. Впервые в русской драматургии была поставлена задача показать не просто комедийное действие, основанное на любовном треугольнике, не образы-маски, соответствующие традиционным амплуа комедий классицизма, а живые, реальные типы людей — современников Грибоедова, с их подлинными проблемами и не только личными, но и общественными конфликтами.

Очень точно об особенности построения комедии «Горе от ума» сказал в своем критическом этюде «Мильон терзаний». И.А. Гончаров: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

Это принципиальное положение позволяет правильно оценить и понять как проблематику, так и героев комедии, а значит, разобраться в том, каков смысл ее финала. Но прежде всего надо определить, о каком финале идет речь. Ведь если, как убедительно говорит об этом Гончаров, в комедии две интриги, два конфликта, значит, и развязок должно быть две. Начнем с более традиционного — личного — конфликта.

В комедиях классицизма действие обычно основывалось на «любовном треугольнике», который составляли герои с четко определенной функцией в сюжете и характером. В эту «систему амплуа» входили: героиня и два любовника — удачливый и неудачливый, отец, не догадывающийся о любви дочери, и горничная, устраивающая свидания влюбленных, — так называемая субретка. Некое подобие таких «амплуа» есть и в комедии Грибоедова.

Чацкий должен был бы играть роль первого, удачливого любовника, который в финале, успешно преодолев все трудности, благополучно женится на своей возлюбленной. Но развитие действия комедии и особенно ее финал опровергают возможность такой трактовки: Софья явно предпочитает Молчалина, она дает ход сплетне о сумасшествии Чацкого, что вынуждает Чацкого покинуть не только дом Фамусова, но и Москву и, вместе с тем, расстаться с надеждами на взаимность Софьи. Кроме того, в Чацком есть и черты героя-резонера, который в произведениях классицизма служил выразителем идей автора.

Молчалин подошел бы под амплуа второго любовника, тем более, что с ним связано еще и наличие второго — комического — «любовного треугольника» (Молчалин — Лиза). Но на самом деле оказывается, что именно он удачлив в любви, к нему Софья испытывает особое расположение, что больше подходит под амплуа первого любовника. Но и здесь Грибоедов уходит от традиции: Молчалин явно не положительный герой, что обязательно для амплуа первого любовника, и изображается с негативной авторской оценкой.

Грибоедов несколько отходит от традиции и в изображении героини. В классической «системе амплуа» Софья должна была бы стать идеальной героиней, но в «Горе от ума» этот образ трактуется весьма неоднозначно, а в финале ее ждет не счастливый брак, а глубокое разочарование.

Еще больше отклоняется автор от норм классицизма в изображении субретки — Лизы. Как субретка она хитра, сообразительна, находчива и достаточно смела в отношениях с господами. Она весела и непринужденна, что однако, не мешает ей, как и положено по амплуа, принимать активное участие

1)Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышет воздухом одним, И в нём рассудок уцелеет. А. С. Грибоедов. По мнению В. Г. Белинского, “Горе от ума” – это благороднейшее создание гениального человека. А И. А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” писал: “Горе от ума” – есть и картина нравов, и галерея живых типов, вечно острая жгучая сатира, и вместе с тем комедия.” . И, видимо, поэтому комедия Грибоедова до сих пор интересна читателям, она не сходит со сцен многих театров. Это поистине бессмертное произведение. В пьесе, где изображён всего лишь один день в доме московского барина Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу “века нынешнего” с “веком минувшим” , Чацкого и фамусовского общества. В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии. Их основные занятия – “обеды, ужины и танцы” . И вот в этот дом, где все пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевлённого новыми идеями, ищущего новые, более современные формы жизни. В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрываются все терзания Чацкого, его трагедия. Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла ему недалёкого и услужливого Молчалина, у которого-то и есть всего два таланта: “умеренность” и “аккуратность” . При всех своих душевных задатках она целиком принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья оказывается среди “мучителей” , оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире. 2)язык комедии: соль, эпиграмма,сатира,этот разговорный стих,кажется,никогда не умрут,как и сам рассыпаный в них острый и едкий живой русский ум,который грибоедов заключил как волшебник духа кого-нибудь в свой замок и он рассыпается там злобным смехом. Нельзя представить себе чтоб могла явится когда-нибудь другая более взятая из жизни речь.

Статья посвящена нестареющей, всегда актуальной пьесе Грибоедова «Горе от ума», испорченному условной моралью обществу и Чацкому — борцу за свободу и обличителю лжи, который не исчезнет из общества.

Иван Гончаров отмечает свежесть и моложавость пьесы« Горе от ума»:

Она как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых.

Несмотря на гений Пушкина, его герои« бледнеют и уходят в прошлое», пьеса же Грибоедова появилась раньше, но пережила их, считает автор статьи. Грамотная масса сразу разобрала её на цитаты, но пьеса выдержала и это испытание.

« Горе от ума» — это и картина нравов, и галерея живых типов, и «вечно острая, жгучая сатира». «В группе двадцати лиц отразилась… вся прежняя Москва». Гончаров отмечает художественную законченность и определённость пьесы, какая далась лишь Пушкину и Гоголю.

Всё взято из московских гостиных и перенесено в книгу. Черты Фамусовых и Молчалиных будут в обществе до тех пор, пока будут существовать сплетни, безделье и низкопо­клон­ничество.

Главная роль — роль Чацкого. Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, «а Пушкин отказал ему вовсе в уме».

В отличие от неспособных к делу Онегина и Печорина Чацкий готовился к серьёзной деятельности: учился, читал, путешествовал, но разошёлся с министрами по известной причине: «Служить бы рад, — прислуживаться тошно».

Споры Чацкого с Фамусовым открывают основную цель комедии: Чацкий — сторонник новых идей, он осуждает« прошедшего житья подлейшие черты», за которые стоит Фамусов.

Образовались два лагеря, или, с одной стороны, целый лагерь Фамусовых и всей братии« отцов и старших», с другой — один пылкий и отважный боец, «враг исканий».

Развивается в пьесе и любовная интрига. Обморок Софьи после падения Молчалина с лошади помогает Чацкому почти угадать причину. Теряя свой« ум», он прямо нападет на соперника, хотя уже очевидно, что Софье, по её же словам, милей его« иные». Чацкий готов выпрашивать то, что выпросить нельзя — любовь. В его молящем тоне слышны жалоба и упрёки:

Но есть ли в нем та страсть?
То чувство? Пылкость та?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?

Чем дальше, тем слышнее в речи Чацкого слёзы, считает Гончаров, но «остатки ума спасают его от бесполезного унижения». Софья же сама себя почти выдаёт, говоря о Молчалине, что« Бог нас свёл». Но её спасает ничтожество Молчалина. Она рисует Чацкому его портрет, не замечая, что он выходит пошлым:

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел;
При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит…
…от старичков не ступит за порог…
…Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
Вот я за что его люблю.

Чацкий утешает себя после каждой похвалы Молчалину: «Она его не уважает», «Она не ставит в грош его», «Шалит, она его не любит».

Другая бойкая комедия ввергает Чацкого в пучину московской жизни. Это Горичевы — опустившийся барин, «муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей», под башмаком своей приторной жеманной супруги, это Хлестова, «остаток екатери­нинского века, с моськой и арапкой-девочкой», «руина прошлого» князь Пётр Ильич, явный мошенник Загорецкий, и «эти NN, и все толки их, и всё занимающее их содержание!»

Своими едкими репликами и сарказмами Чацкий настраивает всех их против себя. Он надеется найти сочувствие у Софьи, не подозревая о заговоре против него в неприятельском лагере.

«Мильон терзаний» и «горе!» — вот что он пожал за всё, что успел посеять. До сих пор он был непобедим: ум его беспощадно поражал больные места врагов.

Но борьба его утомила. Он грустен, желчен и придирчив, замечает автор, Чацкий впадает почти в нетрезвость речи и подтверждает распущенный Софьей слух о его сумасшествии.

Пушкин, вероятно, отказывал Чацкому в уме из-за последней сцены 4-го акта: ни Онегин, ни Печорин не повели бы себя так, как Чацкий в сенях. Он не лев, не франт, не умеет и не хочет рисоваться, он искренен, поэтому ум ему изменил — он наделал таких пустяков! Подглядев свидание Софьи и Молчалина, он разыграл роль Отелло, на какую не имел прав. Гончаров отмечает, что Чацкий упрекает Софью, что та его« надеждой завлекла», но она только и делала, что отталкивала его.

А между тем Софья Павловна индивидуально не безнрав­ственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в которой жили все…

Чтобы передать общий смысл условной морали, Гончаров приводит двустишие Пушкина:

Свет не карает заблуждений,
Но тайны требует для них!

Автор замечает, что Софья никогда не прозрела бы от этой условной морали без Чацкого, «за неимением случая». Но она не может уважать его: Чацкий её вечный« укоряющий свидетель», он открыл ей глаза на истинное лицо Молчалина. Софья — это« смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения,… умственная и нравственная слепота…» Но это принадлежит воспитанию, в её собственной личности есть что-то« горячее, нежное, даже мечтательное».

Женщины учились только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать.

Гончаров отмечает, что в чувстве Софьи к Молчалину есть что-то искреннее, напоминающее пушкинскую Татьяну. «Разницу между ними кладёт „московский отпечаток“». Софья так же готова выдать себя в любви, она не находит предосу­ди­тельным первой начать роман, как и Татьяна. В Софье Павловне есть задатки недюжинной натуры, недаром её любил Чацкий. Но Софью влекло помочь бедному созданию, возвысить его до себя, а потом властвовать над ним, «сделать его счастье и иметь в нём вечного раба».

Чацкий, говорит автор статьи, только сеет, а пожинают другие, его страдание — в безнадёжности успеха. Мильон терзаний — это терновый венец Чацких — терзаний от всего: от ума, а ещё более от оскорблённого чувства. Ни Онегин, ни Печорин не подходят на эту роль. Даже после убийства Ленского Онегин увозит с собой на «гривенник» терзаний! Чацкий другой:

Он требует места и свободы своему веку: просит дела, но не хочет прислуживаться, и клеймит позором низкопо­клонство и шутовство.

Идея« свободной жизни» — это свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество. Фамусов и другие внутренне согласны с Чацким, но борьба за существование не даёт им уступить.

Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва.

Этот образ вряд ли состарится. По мнению Гончарова, Чацкий — наиболее живая личность как человек и исполнитель роли, доверенной ему Грибоедовым.

…Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым… Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого…

« Две комедии как будто вложены одна в другую»: мелкая, интрига любви, и частная, которая разыгрывается в большую битву.

Далее Гончаров говорит о постановке пьесы на сцене. Он считает, что в игре нельзя претендовать на историческую верность, так как« живой след почти пропал, а историческая даль ещё близка. Артисту необходимо прибегать к творчеству, к созданию идеалов, по степени своего понимания эпохи и произведения Грибоедова». Это первое сценическое условие. Второе — это художественное исполнение языка:

Актёр, как музыкант, обязан… додуматься до того звука голоса и до той интонации, какими должен быть произнесён каждый стих: это значит — додуматься до тонкого критического понимания всей поэзии…

« Откуда, как не со сцены, можно желать услышать образцовое чтение образцовых произведений?» Именно на утрату литературного исполнения справедливо жалуется публика.

Мое отношение к Чацкому горю от ума. Мое отношение к Софье (по мотивам комедии а

Мне всегда нравились неординарные, яркие личности, которыми богата и наша история, и наша литература. Лучшие герои произведений классической русской литературы всегда отличались яркостью природа человека — сила и смелость эмоциональных порывов, наличие собственных взглядов, умение их отстаивать, проницательный ум, способность к глубоким искренним чувствам, а главное, умение оставаться собой в любых жизненных обстоятельствах. этими качествами в полной мере наделен Александр Андреевич Чацкий — главный герой комедии А. С. Грибоедова

«Горе от ума.»

Еще до выхода на сцену Чацкий уже охарактеризован в диалоге Софьи Фамусовой и ее служанки Лизы. Последний заявляет, что Чацкий и «чувствителен, и весел, и резок». Софья уточняет: «Он умеет всех славно рассмешить…» Лиза вспоминает, что Чацкий, расставаясь с Софьей, расплакался, как бы предчувствуя, что «через три года» он потеряет свою любовь. Девушке, конечно, неприятно слышать это напоминание, и она проклинает слугу, говоря себе в оправдание:

Да, с Чацким мы, правда, воспитывались, выросли;

Привычка каждый день быть вместе неразлучна

Детская дружба…

Но Софья вынуждена признать заслуги Чацкого:

Остер, умный, красноречивый,

Я особенно счастлив в своих друзьях.

То, что человек описан как счастливый «в друзьях», многое говорит о его личных качествах, но друзья и соратники Чацкого не фигурируют среди действующих лиц пьесы — представление о них создается из реплик другие персонажи. Это двоюродный брат Скалозуба, оставивший службу и ушедший на пенсию в деревню, где занялся самообразованием; «химик» и «ботаник» князь Федор, не признающий чинов; профессора Педагогического института в Петербурге, упражняющиеся, по мнению княгини Тугоуховской, «в расколах и невериях». Сам Чацкий ощущает себя частью некоего братства, одухотворенного великими идеалами:

Теперь пусть один из нас,

Молодых, есть враг поиска,

Не требующий ни места, ни продвижения,

В науку вонзится ум, жаждущий знаний;

Иль сам Бог в душе лихорадку возбудит

К творчеству, высокому и прекрасному, —

Им сразу: грабеж! огонь!

И он будет известен как мечтатель! опасный !!!

Биография Чацкого состоит из отдельных упоминаний других персонажей комедии о нем. Лиза, например, говорит, что Чацкий, по слухам, лечился на водах («Не от болезни, чай, от скуки…»). Фамусов считает, что он «рыскал по миру» и «бил пальцы». Тот же Фамусов, рекомендуя Чацкого Скалозубу, удостоверяет его как сына умершего друга и сожалеет, что Чацкий не служит:

Но если бы вы хотели, то было бы по-деловому.

Жаль, жаль, он с головой маленький,

И пишет и переводит красиво.

Правда, про себя Фамусов называет Чацкого «мотом» и «сорванцом». Молчалин упоминает, что поначалу карьера Чацкого складывалась весьма успешно («С министрами… общение, потом перерыв…»). Сам Чацкий очень четко высказывается о своей карьере: «Служить бы рад, служить тошно!» Из разговора Чацкого с Платоном Михайловичем Горичем можно понять, что Чацкий пять лет тому назад был в армии и испытал на себе «лагерный шум». Да и сам он признается, что не так давно отказался от «нежности» к мундиру.

Неожиданно для всех Чацкий появился в доме Фамусова, радостно взволнованный. Он, как и всякий человек, вернувшийся домой после долгого отсутствия, спешит найти для себя что-то новое и хочет увидеть и узнать особенности того, что было дорого его сердцу. И хотя сам Чацкий говорит Фамусову: «Я не избалован надеждами», он тем не менее возвращается на родину с какими-то определенными мечтами о счастье, о любви. .. Он так хочет, чтобы Софья поверила ему по-прежнему, как взрослому человеку. с ней, как друг, как брат… Но возвращаясь туда, где он провел свое детство и отрочество, Чацкий видит, хотя сначала и старается не верить, что стал другим — холодным, равнодушным, а иногда и враждебным, раздражительный — отношение Софьи, любимой девушки, ради которой он промчал более семисот верст за сорок пять часов (даже по зимнему маршруту скорость была по тем временам значительной). Да, мироощущение Софьи изменилось, но совершенно не изменились взгляды на жизнь, вкусы и привычки других обитателей Дома Фамузы и его гостей, «стареющих от выдумок и глупостей». Все, от чего он бежал несколько лет назад, осталось прежним.

Чацкий всем своим существом протестует против праздности, невежества, низкопоклонства перед чинами, против рабского преклонения перед всем иностранным. Этим он сразу вызывает у меня уважение, как, думаю, и у других читателей.

Кроме того, Чацкий горячо и искренне верит в возможность светлой жизни для «веселых и интеллигентных людей». Он не приемлет существования крепостного права, оскорбляющего и унижающего его национальную гордость. Поэтому он с таким гневом и негодованием говорит о ситуации, когда крестьян можно продать или обменять на борзых. Понятно, что с такими взглядами Чацкий не может не вступать в конфликт с враждебно настроенным обществом.

Противостоять окружающей пошлости Чацкому помогает его умение говорить только то, что он действительно думает, умение защищать и подтверждать свои слова делом. Благодаря своему острому уму Чацкий может удачно подшутить над неугодным ему человеком. При этом его шутки направлены против тех, кто составляет «цветок» московского общества. Конечно, окружающие не любят его за это. Но еще больше их возмущает тот факт, что Чацкий смело высказывает свои убеждения: «…известен тот, у которого шея часто гнулась», «Где, покажи нам, отечество, отцов, кого нам взять за образцы? Разве они не богаты на грабеже?

Беда Чацкого в том, что он смело излагает свои мысли и отстаивает свои убеждения и взгляды перед людьми с совершенно противоположным мышлением. Герой Грибоедова горячо любит свою страну, русский народ, отдает дань уважения его уму и нравственным устоям. Этим-то и продиктовано такое возмущение пренебрежительным отношением дворян к русской культуре, обычаям, русскому языку. Вспомним, например, с каким сарказмом он говорит о подхалимстве перед «французом из Бордо». Ему обидно, что какой-то никчемный иностранец чувствует себя в Москве, как в своей провинции. Но зато с какой теплотой звучат его слова: «И дым отечества сладок и приятен нам!» Здесь я снова на стороне героя. Мне также кажется, что патриотические чувства должны быть выше восхищения заграницей. Каждая страна имеет свою культуру, традиции и обычаи, которые заслуживают уважения и соблюдения. А слепое подражание всему иностранному выглядит нелепо и нелепо.

Трагедия Чацкого, ставшего одним из моих любимых героев за время нашего с ним «общения», в том, что он несовместим с «прошлым веком». Все его установки, взгляды устремлены в будущее, он готов к искренности и открытости отношений, считает, что слова «Родина», «Россия», «гражданский долг» не пустой звук. Но этим он непонятен окружающим. Он хочет быть полезным своему отечеству, поэтому и призывает служить делу, а не отдельным лицам. И уже одно это становится опасным для Фамусова и ему подобных. Чацкий трагически переживает свое одиночество и поэтому уходит из дома, где ему больше нечего делать.

А московское общество его не понимает и объявляет сумасшедшим за то, что он пытается показать всем, насколько они жалки и ничтожны.

Чацкий тяжело разочаровался во всем, что любил, во что верил и на что надеялся. Его душит гнев и обида, поэтому свое пребывание в фамусовском доме он заканчивает желчным монологом, который звучит как приговор всему фамусовскому обществу:

С кем он был! Куда закинула меня судьба!

Все едут! все клянутся! Толпа мучителей

В любви к предателям, Во вражде неутомимых, Сказочников неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простаков, Зловещих старух, стариков,

Пониженных над выдумками, глупостями. Ты прославил меня безумным всем своим хором.

Вы правы; он выйдет из огня целым и невредимым,

Кто успеет остаться с тобой на день,

Вдохнуть воздух один

И в нем выживет разум.

Герой пришел к трезвому пониманию реальной жизни с ее сложностью, предательством, даже предательством. Он повзрослел и стал лучше разбираться в людях и обстоятельствах. В конце комедии Чацкий уже не тот, что был в начале:

Итак! Я протрезвел по полной,

Сны скрылись из виду — и пелена упала…

Эти слова передают самую суть внутренней эволюции, происходившей в сознании героя. Чацкий усвоил уроки, которые преподала ему жизнь, и тем самым одержал нравственную победу над представителями фамусовского общества.

Глоссарий:

— Мое отношение к Чацкому

— сочинение на тему моего отношения к Чацкому

— Мое отношение к Чацкому сочинение

— сочинение мое отношение к чатскому

— сочинение на тему чатского


Другие работы на эту тему:

  1. Софье удалось отомстить Чацкому, ведь Чацкий был от нее зависим, как и любой влюбленный человек . Любить — значит быть открытым и доверчивым к человеку, который…
  2. Комедия А. Грибоедова «Горе от ума» — реалистически широкая картина жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой галерее изображения, данные …
  3. Бог с вами, я снова остаюсь со своей загадкой. А. Грибоедов Комедия «Горе от ума» занимает исключительное место в русской литературе. Напряженный сюжет, поэтическая форма и…
  4. Новые веяния пришли в Россию после победы в войне 1812 года. Как всегда с введением новой идеологии, произошла поляризация высшего общества, вокруг консолидировалась власть..
  5. В своих монологах Чацкий обличает невежество, холопство, холопство, решительно, ярко и бескомпромиссно. Софья решила отомстить Чацкому за то, что он, невольно, унизил ее…

Если Александр Андреевич Чацкий в комедии Грибоедова — самая реальная фигура, которую мы понимаем, которой мы симпатизируем, то образ Софьи Павловны — самый сложный и противоречивый из всех, и гораздо труднее выразить нашу отношение к нему.

Пока вы не знакомы с какими-либо рецензиями, откликами на комедию и статьями многих русских писателей о пьесе, вы читаете ее без предвзятости и имеете возможность составить собственное мнение о каждом ее герое. С первых строк комедии мы знакомимся с Софьей, и именно в первом действии, по линиям характеров, начинаем угадывать ее характер. Как нам кажется?

Это умная романтическая девушка, воспитанная на французских сентиментальных романах, которые затем в изобилии разошлись по России и пользовались особой популярностью у столичной молодежи. Софья похожа на всех девушек того времени: прочитав эти книги, она невольно предается романтическим мечтам о счастливой любви. Как она ее представляет? Примерно так: красивая богатая девушка влюбляется в бедного красивого юношу, и он тоже боготворит ее.

Мечтая таким образом, она находит свой идеал в хитром и расчетливом Молчалине: он кажется ей скромным, умным, нежно и робко любящим. Но мы-то знаем, что не он такой, а Софья — она ​​ослеплена чувством и готова ради него на многое. Именно этой искренней любовью мне нравится Софья. И в ее заблуждениях виновата не она, а общество, в котором она воспитывалась.

Какой бы романтичной, влюбчивой и благородной в своих чувствах она ни была, она все равно принадлежит своему окружению. А Чацкий совсем другой. Именно его ум и отличие от других, «нормальных», отталкивает Софью от Чацкого: он ей непонятен и далек. Ради приличия она поддерживает с ним отношения, но не питает к нему никаких живых чувств. Чацкий ошибается: Софья никогда его не любила. В этом она вполне честна.

Но полностью отказавшись от Чацкого (она всегда мечется между ним и своим обществом), она погружается в свое окружение и невольно становится врагом Чацкого. Она вынуждена поддерживать слухи о безумии Чацкого, и в этом не уступает другим: самому Фамусову и его гостям.

Но личная драма Софьи в том, что Молчалин ее обманывает. Перейдя на сторону Молчалина и людей круга Фамуса, она вдруг обнаруживает, что это подлые и низкие люди. И мне кажется, в конце концов она понимает, что глубоко ошибалась. Если бы она не была умна, она бы никогда не смогла это понять.

«Она тоже получила свой миллион мук», — говорит Гончаров. И он прав: образ Софьи глубоко трагичен. Ее душа испорчена, искажена этим обществом, и оно предает ее. Несмотря ни на что, Софья — самая привлекательная фигура из всей серии «Фамус», она скорее жертва, чем гонительница всего светлого. И это то, что мне в ней нравится.

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой реалистическую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой галерее образов, данных в комедии, чиновничий мир, высокопоставленное дворянство, искусно представлены и феодалы-помещики, и люди, придерживавшиеся передовых взглядов. Комедия затрагивает все острые политические и социальные вопросы того времени: о крепостном праве, о службе, об образовании, о воспитании дворянства; были отражены споры о судах присяжных, интернатах, учреждениях, взаимном воспитании, цензуре и т. д.
Главный герой комедии Чацкий. В своем образе Грибоедов воспел «самую блестящую эпоху тогдашней России, эпоху надежд и возвышенной юности», как сказал тридцать лет спустя А. И. Герцен. Чацкий вырос в доме Фамусова, в детстве воспитывался и учился у Софьи. Мы знаем, что он человек образованный, занимался литературой, состоял на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей. Все это обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его кругозор, но не сделало его любителем всего иностранного. От этого низкопоклонства перед Европой, столь характерного для фамусовского общества, Чацкого ограждали присущие ему качества: любовь к родине, к ее народу, критическое отношение к окружающей действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства.
Вернувшись в Москву, Чацкий обнаружил в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, что и в прежние годы. Он чувствовал тот же дух морального гнета и подавления личности, поэтому столкновение между Чацким и фамусовским обществом было неизбежным. Это столкновение постепенно становится все более и более жестоким, оно осложняется личной драмой — рушатся надежды Чацкого на личное счастье.
Молчалин так привык к обществу, в котором он вращается, так хочет быть своим, что перенял многие манеры, тон, привычки его представителей. Зная, что Чацкого осуждают те, кому он подобострастно служит, Молчалин позволяет себе снисходительно-покровительственный тон по отношению к Чацкому. У Молчалина есть определенная программа действий, он следует ей, не задумываясь о том, какие средства можно использовать для достижения цели. «Умеренность и аккуратность» — вот два «таланта», которыми он гордится. Молчалин не брезгует покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, он смотрит на службу как на средство сделать карьеру, то же самое предлагает сделать и Чацкому: «Ну, право, что бы вы служили в Москве? И брать награды и веселиться? Он без смущения открыто говорит, что не смеет произнести своего «суда», потому что он мелкого ранга, поэтому «надо зависеть от других». 0102 Молчалин полностью раскрывается в последнем акте комедии. Оказывается, он смотрит на свои отношения с Софьей как на средство устроиться в жизни, изображает любовника, опасаясь только одного: как бы Фамусов не узнал об их романе. Его саморазоблачение звучит особенно сильно. В нем — весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует. Его тон и поведение меняются, когда он видит, что Софья знает все о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног.
Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года он находится на службе у Фамусова, а уже успел «получить три награды», стать для Фамусова нужным человеком и войти в его дом. Поэтому Чацкий, знакомый с типом такого чиновника, предрекает Молчалину возможность блестящей карьеры:
Однако он достигнет известных степеней,
Ведь в наше время немого любят.
Молчалин обладает всеми данными, чтобы стать впоследствии важным чиновником: умение обслуживать влиятельных лиц, полная распущенность в средствах достижения цели, отсутствие каких-либо моральных правил. Н. В. Гоголь писал о Молчалине: «Молчалин… замечательный тип. Удачно схвачено это лицо, молчаливое, низкое, при этом незаметно подкрадывающееся к людям…»
Почему «Блаженны на свете молчаливые люди»? уровень развития нашего общества, тем изощреннее должны становиться Молчалины, стремящиеся войти в доверие, приспособиться, приспособиться к любой ситуации.Они умеют перекрашиваться, их трудно разглядеть, опознать, вывести на чистую воду.
Перед нами два человека, которые по-разному понимают жизнь и свое место в ней. Чацкий умен, образован, а на деле простодушен, открыт, наивен; Молчалин ограничен, но хитер, ловок, скрытен. Первый открыто высказывает свое мнение, не опасаясь осуждения; второй заискивает, заискивает, но в душе плохо к людям относится. Кого предпочтет общество Фамуса? Конечно Молчалин. Что можно сказать о современном обществе? Скорее всего, еще и Молчалин, а то в нынешних «тёплых местах» достойных людей было бы больше.
Два характера, два типа поведения, два пути в жизни. .. По какому пути должен идти человек, чтобы добиться успеха, но и не скручивать свое сердце, не идти на сделку с совестью? Каждый из нас делает свой выбор, но помочь в этом могут такие замечательные произведения, как комедия А. Грибоедова «Горе от ума». Я вижу мастерство драматурга именно в том, что он отразил общечеловеческие явления, неподвластные моде и времени.

Развязка комедии «Горе от ума». Я.

Комедия «Горе от ума» держится как-то особняком в литературе и отличается молодостью, свежестью и большей жизненностью от других произведений слова.

Несмотря на гениальность Пушкина, его прогрессивные герои, как и герои его века, уже бледны и уходят в прошлое.

Назвали комедию Фонвизина «Недоросль» бессмертной, а принципиально — ее живой, жаркий сезон длился около полувека: это громадно для производства слова.

Пьеса выдержала все испытания и не только не опошлилась, но как будто стала более родной читателям, нашла в каждом из них покровителя, критика и друга, подобно басням Крылова, не утратившим своей литературной силы, перешли из книги в живую речь.

Многие ценят в комедии картину московских нравов определенной эпохи, создание живых типов и их искусную группировку.

Лица Фамусова, Молчалина, Скалозуба и других врезались в память, и у всех было более или менее созвучное понятие обо всех лицах, кроме одного — Чацкого. Если в понимании других было мало разногласий, то в отношении Чацкого, наоборот, разногласия не кончились до сих пор и, быть может, еще долго не кончатся.

Как картина современных нравов, комедия «Горе от ума» была отчасти анахронизмом еще тогда, когда она вышла на московскую сцену в 1930-е годы.

Служить бы рад, — служить тошно, —

Главная роль, конечно, роль Чацкого, без которого не было бы комедии, но, пожалуй, была бы картина нравы. София представляет собой смесь добрых инстинктов с ложью, живой ум с отсутствием всякого намека на идеи и верования, смешение понятий, умственную и нравственную слепоту — все это не имеет в ней характера личных пороков, а выступает как обычное особенности ее круга. В ее собственной, ее личной физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное относится к воспитанию. Чацкий серьезно любил Софью, видя в ней свою будущую жену. Между тем Чацкий успел испить до дна горькую чашу, не найдя ни в ком «живого сочувствия», и уйти, унеся с собой лишь «миллион мук».

следите за нами ( )

data-ad-slot=»7471607370″>

Онегины и Печорины — представители целого класса, чуть ли не породы ловких господ. Таковыми были эти прогрессивные личности в произведениях литературы, где они занимали почетное место от время рыцарства до нашего времени, до Гоголя.

Сам Пушкин, не говоря уже о Лермонтове, дорожил этой внешней пышностью, этой представительностью, светскими нравами, под которыми скрывались и «гнев», и «тоска лени» и «интересная скука»

Роль Чацкого — роль пассивная: иначе и быть не могло. Это роль всех Чацких, хотя в то же время всегда победоносная. Но они не знают о своей победе, они только сеют, а другие пожинают — и в этом их главное страдание, то есть в безысходности успеха.

Сейчас, в наше время, конечно, упрекнули бы Чацкого, почему он свое «обиженное чувство» ставил выше общественных вопросов, общего блага и т.п. и не остался в Москве продолжать свою роль борца с ложью и предрассудков, роль выше и важнее роли отвергнутого жениха?

Каждое дело, требующее обновления, бросает тень Чацкого — и кто бы ни были фигуры, какой бы ни был человеческий поступок — новая ли идея, шаг ли в науке, политике, войне — нет людей, сгруппировавшихся, они не могут уйти от двух главных мотивов борьбы: от совета «учиться, глядя на старших», с одной стороны, и от жажды стремиться от рутины к «вольной жизни» вперед и вперед — с другой.

Наконец, последнее замечание о Чацком. Они упрекают Грибоедова в том, что Чацкий одет не так артистично, как другие лица комедии, из плоти и крови, что у него мало жизненных сил. Другие даже говорят, что это не живой человек, а абстракция, идея, ходячая мораль комедии, а не такое законченное и завершенное творение, как, например, выхваченная из жизни фигура Онегина и других типов.

следите за нами ( )

style=»display: inline-block; width: 300px; height: 250px»

data-ad-slot=»7471607370 ″>

Нельзя поставить Чацкого рядом с Онегиным: строгая объективность драматического форма не допускает такой широты и полноты кисти, как эпическая.Если другие лица комедии строже и резче очерчены, то этим они обязаны вульгарности и тривиальности их натур, легко исчерпываемых художником в легких зарисовках. В то время как в личности Чацкого, богатой и разносторонней, в комедии могла быть рельефно взята одна господствующая сторона — а Грибоедов сумел намекнуть на многие другие9.0003

Повторяем, что в игре вообще нельзя претендовать на историческую достоверность, так как живой след почти исчез, а историческая дистанция еще близка. Поэтому необходимо, чтобы художник прибегал к творчеству, к созданию идеалов по мере своего понимания эпохи и творчества Грибоедова.

Это первое, то есть основное состояние этапа.

Второе есть язык, то есть такое художественное исполнение языка, как и совершение действия: без этого второго, конечно, невозможно и первое.

В таких высоких литературных произведениях, как «Горе от ума», как «Борис Годунов» Пушкина и некоторых других, исполнение должно быть не только сценическим, но и литературнейшим, как исполнение превосходным оркестром образцовой музыки, где каждая музыкальная фраза и каждая нота в ней должны быть сыграны безошибочно. Актер, как музыкант, обязан дурно кончить, то есть продумать звучание голоса и интонацию, с которой следует произносить каждый стих: это значит продумать тонкое критическое понимание всей поэзии Пушкина и Язык Грибоедова. У Пушкина, например, в «Борисе Годунове», где действия почти нет или хотя бы единства, где действие распадается на отдельные сцены, не связанные друг с другом, невозможно иное исполнение, кроме строго художественно-литературного. В нем любое другое действие, любое сценическое представление, мимика должны служить лишь легкой приправой литературного действия, действия в слове.

За исключением нескольких ролей, многое из того же можно сказать и о «Горе от ума». А тут большая часть игры в языке: можно терпеть неловкость мимики, но каждое слово с неправильной интонацией будет резать слух, как фальшивая нота.

подписывайтесь на нас (

Тема: Урок развития речи. Работа с критической статьей И.А. Гончаровой «Миллион мук»

Целый и: сделать общие выводы о комедии, пользуясь статьей Гончарова «Миллион мук»; развивать умение формулировать основные, концептуальные идеи, образы; выявить степень усвоения учащимися пройденного материала.

Во время занятий

Организационная стадия

    Мотивация.

На следующем уроке мы будем писать сочинение по комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Что вам нужно для того, чтобы ваша работа была успешной? (хорошо знать текст, понимать идею произведения, правильно характеризовать героев произведения). На этом уроке мы обобщим имеющуюся у нас информацию и подготовимся к написанию эссе.

    Обновление

Как вы думаете, что такое литературная критика? Зачем это нужно? И что читать в первую очередь — произведение или критическую статью о нем? (ответы студентов)

    Самостоятельная постановка темы и цели.

    Работа по теме урока

Слово учителя.

Критик — лицо (специалист), сферой деятельности которого является критика, то есть анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности, обычно в области культуры.

Литературоведы — те же читатели, только самые «квалифицированные». Они делятся с другими читателями своим пониманием прочитанного произведения. Чтение критики полезно для выработки своей точки зрения, потому что вы можете согласиться с критиком, а можете поспорить.

Запись определения

Литературная критика… занимается интерпретацией и оценкой литературных произведений с точки зрения современности (включая насущные проблемы общественной и духовной жизни) и личных взглядов критика; выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс и непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику.

Слово учителя.

Комедия Грибоедова «Горе от ума» — прекрасное произведение, великолепное по замыслу и исполнению. Это из разряда произведений «на все времена». Вот как сказал об этом И. А. Гончаров: «Комедия «Горе от ума» держится как-то особняком в литературе и отличается своей молодостью, свежестью и большей жизненностью от других произведений слова».

С этой пьесой связано много загадочных фактов: это и странная, трагическая судьба ее автора, и неоднозначность образов комедии, и, наконец, еще одно интересное явление: долгое время никто из критиков не решался сделать полный, целостный анализ произведения. Критическое исследование И. А. Гончарова «Миллион мук» появилось лишь почти через 50 лет после написания комедии. Автор статьи высоко оценил комедию, поставив ее в ряд лучших произведений XIX века.

Давайте посмотрим, как отзывались о комедии и ее персонажах в разное время.

А.С. Пушкин. Письмо декабристу А.А. Бестужев (из Михайловского в Петербург, 1825) «Знаете ли вы, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший некоторое время с очень интеллигентным человеком (а именно с Грибоедовым) и насыщенный его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что он говорит, очень умно. Но кому он все это говорит? Фамусов? Скалозуб? На балу московских бабушек? Молчалин? Это непростительно. Первый признак умного человека — это знать с первого взгляда, с кем имеешь дело, а не метать бисер перед Репетиловым. Покажи это Грибоедову. Возможно, я был неправ в чем-то другом. Слушая его комедии, я не критиковал, а наслаждался. Эти замечания пришли мне в голову уже после, когда я уже не мог справляться. По крайней мере, я говорю прямо, прямо, как истинный талант.

Учитель: Как вы думаете, можно ли согласиться с точкой зрения А.С. Пушкин?

Чтение подготовленным учеником:

И. А. Гончаров «Миллион мук», 1872 . «… Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и в то же время комедия и… — больше всего комедия — которая едва ли может можно найти в другой литературе…»

«… Как картина, она несомненно огромна, В группе из двадцати лиц, как луч света в капле воды, отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, ее тогдашний дух, исторический момент и нравы.

«Чацкий раздавлен количеством старой силы, нанеся ей смертельный удар качеством свежей силы. Он вечный обличитель лжи, скрытой в пословице: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и всегда жертва. »

Учитель: Прав ли И.А.Гончаров? Осознавали ли люди фамузианского круга силу Чацкого и удар, нанесенный ему «прошлым веком»?

Чтение подготовленным учеником:

И. А. Гончаров о Софье (критическое исследование «Миллион мук») «Вообще к Софье Павловне трудно относиться без сочувствия: у нее сильные наклонности замечательного характера, живой ум, страстность и женская мягкость. Он загублен в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха.

Современный литературовед В. Соловьев говорит: «Софья с ее молодыми и зоркими глазами видит лучше и дальше Фамусова — карьера Молчалина кажется ей более перспективной, чем банальная карьера Скалозуба».

Учитель: Чем это мнение отличается от оценки, данной Софьей И. А. Гончаровой? Какую точку зрения вы считаете правильной?

5. Работа над собственной статьей

Как вы думаете, из каких частей может состоять критическая статья? (ответы учащихся, коллективное планирование – «мозговой штурм»)

План:

    Место произведения в истории русской литературы.

    Основная тема, конфликт.

    Изображения главных героев.

    Актуальность работы.

    Мои впечатления от работы.

Слово учителя.

Обсудили с критиками, высказали свою точку зрения, составили план. Как вы думаете, какая задача будет стоять перед нами сейчас? (ответы учащихся)

Правильно, мы напишем свою критическую статью. Это будет вашим домашним заданием.

    Подведение итогов

В «Горе от ума» Гончаров видит галерею ярких типов и острой, жгучей сатиры и нравов старой дворянской Москвы. В пьесе нет ни одного бледного штриха; общее и подробности — все взято из жизни, от Фамусова до лакея Петрушки. Без этого сочетания общего, главного и деталей картина была бы неполной. Конечно, с течением времени менялись Фамусовы, молчаливые, Загорецкие, но пока будут лакейство, карьеризм, сплетни, безделье, до тех пор будут «мерцать… черты Фамусова, Молчалина и др. …» И. А. Гончаров «Миллион мук»

Выставление оценок: взаимная и самооценка.

1) Тот выйдет из огня целым и невредимым, Кто успеет побыть с тобой денек, Воздухом одним вдохнуть, И в нем разум выживет. КАК. Грибоедов. По словам В. Г. Белинского, «Горе от ума» — благороднейшее творение гениального человека. А И.А. Гончаров в своей статье «Миллион мук» писал: «Горе от ума» — там и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая жгучая сатира, и в то же время комедия. …И, видимо, именно поэтому комедия Грибоедова до сих пор интересна читателям, она не сходит со сцен многих театров. Это поистине бессмертное произведение. В пьесе, изображающей лишь один день в доме московского мастера Фамусова, Грибоедов затронул самые важные вопросы: о воспитании и образовании, о служении отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем чужим. Он показал борьбу «настоящего века» с «прошлым веком», Чацкого и фамусовского общества. В доме Фамусова отношения между людьми строятся на лжи и лицемерии. Их основные занятия – «обед, ужин и танцы». И вот в этот дом, где все пороки прикрыты показной добродетелью, вихрем врывается Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, окрыленного новыми идеями, ищущего новые, более современные формы жизни. В основу спектакля положена любовная драма, за которой скрываются социальные и идеологические конфликты. В этих конфликтах раскрываются все терзания Чацкого, его трагедия. Чацкий приезжает в дом Фамусова, чтобы увидеть девушку, которую любит, но эта девушка ему изменила. Чацкий страдает от того, что Софья предпочла ему недалёкого и услужливого Молчалина, у которого всего два таланта: «умеренность» и «аккуратность». При всех своих умственных наклонностях она всецело принадлежит к обществу Фамуса… Она не может полюбить Чацкого, потому что он совершенно противится этому обществу образом своего ума и души. Софья оказывается среди «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенные чувства Чацкого. Поэтому личная драма Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу одинокого мечтателя в фамузианском мире. 2) язык комедии: соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрет, как и рассеявшийся в них острый и едкий живой русский ум, который Грибоедов заточил как чародея духа кого-то в своем замок и он рушится там злым смехом. Невозможно себе представить, чтобы когда-нибудь могла появиться другая речь, более взятая из жизни.

Краткое содержание статьи Гончарова «Миллион мук» можно написать примерно так:

По сравнению с другими произведениями того же жанра комедия «Горе от ума» характеризуется меньшей важностью, свежестью, большей жизненностью и большей соответствие духу времени. Она протекает отдельно, то есть отдельно и обособленно от других произведений.

Литературное творение, о котором идет речь, написано автором задолго до Онегина, Печерина, обогнало их по времени, проскочило через произведения Гоголя, уже прошло полвека, как написано, не тлеет, живет и еще будет быть актуальными и соответствовать реалиям жизни многих эпох.

Некоторым читателям в этом произведении нравится описываемый период московских нравов, живые образы персонажей и их грамотное вплетение в сюжетные линии… Все герои произведения как бы известны читателю, ему знакомы и составляют некий замкнутый круг знакомых, как колоду карт.

Другие читатели, подчеркивая неотъемлемость прежних мнений, выделяют очень яркий язык авторского повествования, ясную мораль и сатиру, которыми комедия, как бездонный колодец, может снабдить каждого нового читателя на все случаи жизни.

Центральным персонажем произведения является Чацкий, который делает его комедией. Если бы он отсутствовал у персонажей пьесы, то это была бы просто некая картина нравов.

Грибоедов сообщает читателю, что все горести Чацкого исключительно от его ума. А Гончаров, наоборот, считает его глупым. Чацкий — это прогресс. Он вестник новой эпохи, в этом его смысл и «разум».

«Кто такие судьи?» и т. д. Идет борьба, битва конкретная и содержательная. В основе борьбы лежит мотив, описанный всего в паре фраз. Смысловой и целевой повод комедии – «дуэль» Фамусова и Чацкого, непримиримая борьба. В бой вступают две стороны: во-первых, общество Фамусовых, приверженцев старых взглядов; напротив — молодость Чацкого, смелость. Это естественный отбор, битва за существование, после которой должен быть только один победитель.

За все свои дела и поступки Чацкий в итоге получил «миллион мучений» и «горе». До всего этого он не знал поражений, он был победителем во всем. Своим разумом он мог убить и ранить любого. Но судьба его была непреклонна. Он выпил чашу горя до дна. Он ни в ком не находил «живого сочувствия», поэтому ушел, унеся с собой «миллион мук». Чацкий играет пассивную роль. Но он победитель, хотя и не знает об этом.

Грибоедов профессионально показывает столкновение поколений, понятий и эпох. В этом магия его произведений.

О спектакле: «Комедия как-то особняком стоит в литературе и отличается молодостью, свежестью и большей жизненностью от других произведений слова»;

«Горе от ума предстал перед Онегиным, Печориным, пережил их, прошел невредимым гоголевский период, прожил эти полвека после своего появления и все живет своей нетленной жизнью, переживет еще много эпох и все не потеряет своей жизненности ”;

«Тонкая, интеллигентная, изящная и страстная комедия в жестком, техническом смысле. Верная в мелких психологических деталях, но и почти неуловимая для зрителя, ведь она замаскирована типичными лицами героев, гениальным рисунком, колоритом места, эпохи, красотой языка, всеми поэтическими силами так обильно влился в пьесу.

Чацкий: «Он как пятьдесят третья какая-то загадочная карта в колоде»;

«Чацкий не только умнее всех людей, но и положительно умен. Его речь кипит умом, остроумием. У него тоже есть сердце, и, кроме того, он безукоризненно честен»;

«Он приезжал в Москву и к Фамусову, очевидно, за Софьей и только за Софьей. Ему нет дела до других»;

«Роль Чацкого — роль пассивная, но в то же время всегда победоносная. Но он не знает о своей победе, он только сеет, а другие пожинают — в этом его главное страдание, то есть безысходность успеха.

Софья: «Софья никогда бы не прозрела без Чацкого, за неимением возможности. До него она не сознавала слепоты своего чувства к Молчалину»;

«Однако в Софье, то есть в ее чувствах к Молчалину, много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкину. Отличие между ними заложено «московским отпечатком»;

«С Софией трудно обращаться, она некрасива, в ней сильные задатки замечательного характера, живой ум, страсть и женская мягкость.»

Фамусов и его общество: «Образовалось два лагеря, или, с одной стороны, целый стан Фамусовых и всех братьев «отцов и старцев», с другой, один пламенный и храбрый борец, « враг поиска». Это борьба не на жизнь, а на смерть, борьба за существование, как новейшие натуралисты определяют естественную смену поколений в животном мире. Фамусов хочет быть «асом» — «есть на серебре и золоте, ездить в поезде, все в орденах и с ключом» — и так без конца, и все это только за то, что бумаги подписывает не читая и не будучи боятся одного, «чтобы не скапливалось множество их» 9.0003

Молчалин: «Молчалин после сцены в подъезде не может оставаться прежним. Маску сдернули, его узнали, и он, как пойманный вор, должен спрятаться в угол.

Герои:

· Чацкий (Александр Андреевич — молодой дворянин. Воспитывался в доме Фамусова после смерти родителей. Чацкий давно влюблен в Софью, на которой надеется жениться. Он остроумный, гордый человек, Чацкий осуждает нравы и ценит дворянское общество.)

· Фамусов (Павел Афанасьевич — московский чиновник, богатый помещик. Фаумсов — вдовец, воспитывает дочь Софью. Фамусов считает, что главное — это чины, богатство и связи в обществе. Он надеется жениться на своей дочь Софья для видного, богатого офицера Скалозуба.)

· Молчалин (Алексей Степанович — молодой человек, секретарь господина Фамусова. Молчалин — подлый, хитрый, глупый человек. Слуга Лиза.)

· Софья (17-летняя дворянка, привлекательная девушка. Как и все барышни ее круга, знает французский язык, умеет танцевать и играть на музыкальных инструментах… Софья ветреная девушка. Влюбившись в Молчалина, она встречается с его ночью втайне от отца. В конце концов она узнает, что Молчалин ее обманывает.)

· Скалозуб (Сергей Сергеевич еще не старый офицер, богатый холостяк. Скалозуб — карьерист и «военный «, его интересует только армия, награды и чины, и он мечтает стать генералом. Скалозуб — человек ограниченный, поверхностный. Фамусов надеется выдать свою дочь Софью замуж за богатого Скалозуба.)

· Лиза (Крепостная крестьянка Фамусова, служащая в его доме. Лиза интеллигентная, но ветреная девушка. Лиза нравится ее хозяину, старику Фамусову. Молчалин тоже влюблен в Лизу. Сама Лиза любит бармен Петруша.)

· Репетилов (Старый друг Чацкого, дворянин. Репетилов — смешной, неуклюжий и неуклюжий человек. Все время врет. Репетилов ведет бурную жизнь, любит посещать балы и вечера. Репетилов не смог построить карьеру чиновника.Плохой муж и отец.)

· Загорецкий (Знакомый Фамусова, немолодой дворянин. Загорецкий — светский человек, любит ходить на балы и в театр. Загорецкий — вор и сплетник, глупый и поверхностный человек. В карты играет нечестно. )

· Хлестова (Родственница Фамусова, сестра его покойной жены. Хлестова знакома с Чацким с детства. Старуха Хлестова — злая старая дева, никогда не бывавшая с мужем. ждет в суде.От скуки одинокая Хлестова держит дома много приюта и собак. )

· вечера Горич (Платон Михайлович Горич — старый друг Чацкого и знакомый Фамусова, дворянин средних лет. Горич — офицер в отставке. Когда-то был храбрым и сильным офицером.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *