Старуха изергиль история жизни старухи. Сколько лет было старухе изергиль
Старуха изергиль история жизни старухи. Сколько лет было старухе изергиль
На вопрос Сколько мужчин было у старухи Изергиль. и какая судьба постигла каждого из них? заданный автором шеврон лучший ответ это Кажется о прекрасной и чувственной любви должна была бы рассказывать юная девушка, а в рассказе же — глубокая старуха.
Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем не зря.
Она исповедовала, казалось бы, главную ценность жизни — любовь, но в судьбе Изергиль любовь — прежде всего эгоистическое наслаждение, испепелившее эту некогда прекрасную женщину и ставшее “чумой” для ее возлюбленных.
Она была подчинена этой страсти, но в любви она была свободна и не позволяла ни унижать себя, ни даже подчинять. Она прекрасно понимала людей, но искала только любви, а когда любовь проходила, то человек как бы для нее умирал.
Она вспоминает только эпизоды встреч со своими возлюбленными.
В молодости она была очень красива, но теперь, спустя очень много лет, выглядит как страшное напоминание скоротечности жизни.
Рыбак звал Изергиль с собой на Дунай, но к тому времени она уже разлюбила его: «Но мне уже не нравился он тогда-только поет да целует, ничего больше! Скучно это было уже! «
Потом подруга познакомила её с гуцулом. «Рыжий был, весь рыжий-и усы, и кудри! » Был он иногда ласков и печален, а порой, как зверь, ревел и дрался. Она ушла к гуцулу, а рыбак долго горевал и плакал о ней. Потом другую нашел. Позже их обоих повесили: рыбака и гуцула. Их схватили у румына; ему отомстили: хутор сожгли, и он стал нищим.
Рассказчик догадался, что это сделала Изергиль, но на его вопрос старуха уклончиво ответила, что не она одна хотела отомстить. Были у казненных друзья.
Изергиль вспомнила, как любила турка. Была у него в гареме в Скута-ри. Целую неделю жила, а потом соскучилась.
У турка был шестнадцатилетний сын, с ним Изергиль и убежала из гарема в Болгарию, позже с монахом ушла в Польшу. На вопрос собеседника, что стало с юным турчонком, с которым она убежала из гарема, Изергиль ответила, что он умер от тоски по дому или от любви.
Поляк-монах её унижал, и она однажды бросила его в реку.
В Польше ей было трудно. «Там живут холодные и лживые люди». Они шипят, как змеи, потому что лживы.
Затем она попала в кабалу к жиду, который торговал ею. Тогда она любила одного пана с изрубленным лицом. Он защищал греков, в этой борьбе ему изрубили лицо.
Потом был мадьяр, позже убитый. А «последняя её игра-шляхтич». Красивый очень, а Изергиль было уже сорок лет, старая. В Кракове жила, и все у нее было: и лошади, и золото, и слуги… Пан на коленях просил её любви, но, добившись, тут же и бросил. Потом он бился с русскими и попал в плен, а Изергиль спасла его, убив часового.
Изергиль приехала в Молдавию, где живет уже тридцать лет. Был у нее муж, но год назад умер. Живет она среди молодежи, которая любит её сказки. А старуха смотрит на молодых и вспоминает прожитое.
«Старуха Изергиль» Горького М.Ю.
Рассказ М. Горького « » написан в 1895 году, сам автор признавался в письме к А.П. Чехову в том, что считает его самым стройным и красивым своим произведением. Отличительной особенностью рассказа является наличие в повествовании героя-рассказчика. Такая манера носит название «сказовой» и нередко использовалась писателем для создания эффекта достоверности описываемых событий.
В самом начале произведения рисуется романтическая картина моря и виноградников, на фоне которой описывается компания счастливых и веселых людей, возвращающихся с работы на виноградниках.
Настроение людей гармонирует с прелестью окружающего мира. Все вокруг напоминает сказку.
Старуха Изергиль рассказывает герою несколько историй, две из которых противопоставлены друг другу в структуре рассказа. Этот легенда о Ларре и легенда о Данко.
Ларра — сказочный юноша, рожденный от земной женщины и орла. Он отличается от обычных людей тем, что «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Он отказался повиноваться старейшинам в племени. Мотив трагической развязки легенды намечен уже кровавым пейзажем, который предвосхищает первое появление имени Ларры в рассказе: «Луна взошла. Ее диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой». Ларру изгнали из людского племени за гордыню и эгоизм. Тот перед уходом убил девушку, которая оттолкнула его.
За легендой стоит житейская мудрость: эгоист сам добровольно обрекает себя на одиночество. Бог наказал Ларру бессмертием, и он сам устал от своего одиночества: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».
Вторая легенда посвящена Данко — человеку, который вывел людей из плена непроходимых лесов. Чтобы осветить им путь, герой не пожалел собственного сердца и вырвал его из груди.
Художественное пространство в рассказе преображается по законам жанра сказки: «И вот вдруг лес расступился пред ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем».
Увидев, что спас людей, Данко гордо засмеялся, но его гордость ничего не имеет общего с гордыней Ларры: он выполнил свое заветное желание — спас людей ценой собственной жизни, совершил подвиг. Альтруистический поступок Данко и эгоизм Ларры — крайности. Не случайно именно между этими легендами расположен реалистический рассказ о жизни самой старухи Изергиль о своей молодости, о том, как безвозвратно проходит это золотое время. Изергиль не раз влюблялась и после окончания любовной истории никогда не встречалась с теми, кого любила.
Глядя на иссушенную жизнью старуху трудно поверить, что когда-то она была прекрасной девушкой. Молодость ушла, ей на смену пришла мудрость. Не случайно в речи Изергиль так часто встречаются афоризмы: «Чтобы жить — надо уметь что-нибудь делать», «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам», «Каждый сам себе судьба!». С болью в сердце осознает Изергиль свою старость. Вспоминая всю жизнь и сравнивая прошлое и настоящее, отмечает она, что на свете стало все меньше красивых и сильных людей.
Рассказ заканчивается, как и начинался, пейзажем, но это уже не тот романтический пейзаж, который мы видим в начале, а грустный и пустынный: «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно… Море шумело глухо и печально». Этот пейзаж соотносится со старостью Изергиль. В жизни женщины были и радости, были и измены: эгоизм и альтруизм поочередно брали верх в ее судьбе.
В одном произведении писатель сопрягает реалистическую и романтическую манеры повествования. Рассказ аккумулирует горьковские представления о скоротечности человеческой жизни, раздумья о смысле бытия и красоте этого мира.
Меню статьи:
Конфликт между поколениями всегда выглядит закономерным и логичным. Со временем людям свойственно отказываться от юношеского максимализма, организовывать свою жизнь более практичным способом. Молодым людям порой сложно представить, что старшее поколение было молодым и представителям этого поколения так же были родственны порывы влюбленности, страсти, смятения и тоски по причине отсутствия возможности или не знания как реализовать себя в обществе.
Рассказы о страстной любви из уст нынешних стариков и старух вызывают у нас улыбку, кажется, что у людей такого возраста может возникать только чувство глубокой симпатии, лишенных всяческих мыслей и действий по направлению похоти.
Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» как раз о человеке, жизнь которого не лишена ни страсти, ни перемен в личной жизни.
Внешность Изергиль
Как ни странно, Изергиль не стесняется рассказывать о своем прошлом, в частности любовном прошлом – ее не смущает ни один из фактов ее биографии, хотя многие из них можно было оспорить и с точки зрения закона, и с точки зрения морали.
Богатая событиями жизнь старухи дает возможность ей занять центральное место в рассказе.
Жизнь старухи сложилась таким образом, что ей удалось побывать во многих местах и встретиться с разными людьми. На момент повествования Изергиль живет недалеко от Аккермана, на побережье Черного моря и вряд ли уже поменяет свое место жительства – ее возраст и физическое состояние не дадут возможности это сделать.
Старость согнула ее некогда красивый стан пополам, черные глаза потеряли свой цвет и часто слезились. Черты лица обострились – крючкообразный нос стал похож на клюв совы, щеки запали, образовав глубокие впадины на лице. Волосы поседели, а зубы выпали.
Кожа стала сухой, на ней появились морщины, казалось, что вот, вот и она рассыплется на кусочки и перед нами будет только скелет старухи.
Несмотря на такой непривлекательный вид, Изергиль – любимица молодежи. Она знает много сказок, легенд и преданий – они вызывают живой интерес у молодых людей. Порой старуха рассказывает что-то из своей жизни – эти рассказы звучат не менее интересно и завораживающее. Голос у нее специфический, его нельзя назвать приятным, он больше похож на скрипение – создается впечатление, что старуха говорит «самими костями».
По ночам Изергиль часто выходит к молодежи, ее рассказы при свете луны еще более эфектны – в лунном свете лицо ее обретает черты таинственности, на нем заметна жалость о быстро прошедших годах. Это не чувство раскаяния о содеянном, а сожаление о том, что ее молодые годы прошли слишком быстро, и она не успела сполна насладиться поцелуями и ласками, страстью и молодостью.
Жизненный путь Изергиль
Изергиль нравится общаться с молодыми людьми. Однажды некому молодому человеку представилась возможность узнать подробности личной жизни старухи. Несмотря на то, что по количеству участников их беседа должна была носить характер диалога, в реальности этого не происходит – все время занимает речь старухи, рассказы об ее личной жизни и любовных романах переплетаются с двумя легендами – о Данко и о Ларре. Эти легенды гармонично становятся вступлением и эпилогом рассказа – это не случайность. Содержимое их позволяет сделать более существенный акцент на деталях жизни старухи.
Свои юные годы Изегиль провела на берегу Бырлада в городе Фальчи. Из рассказа мы узнаем, что жила она с матерью и их заработок состоял из количества проданных и сотканных собственноручно ковров. В то время Изергиль была очень красивой. Она отвечала на комплименты солнечной улыбкой. Ее молодость, веселый нрав и, естественно, внешние данные не были не замеченными молодыми людьми разных положений в обществе и достатка – ней восхищались и в нее влюблялись. Девушка была очень эмоциональна и очень влюбчива.
В 15 лет она влюбилась по- настоящему. Ее возлюбленный был рыбаком, родом из Молдавии. Через четыре дня после их знакомства девушка отдалась возлюбленному. Молодой человек влюбился в нее до беспамятства и звал с собой за Дунай, но пыл Изергиль быстро иссяк – молодой рыбак уже не вызывал и нее ни страсти, ни интереса. Она отказалась от его предложения и начала встречаться с рыжим гуцулом, принеся немало горя и страданий рыбаку. Со временем он полюбил другую девушку, влюбленные решили уйти жить в Карпаты, но их мечта не осуществилась. По дороге, они решили зайти в гости к знакомому румыну, где были схвачены, а позже повешены. Старуха уже не любила рыбака, но случившееся значительно всколыхнуло ее сознание. Она сожгла дом обидчика – об этом она не говорит прямым текстом, утверждая, что у румына было много врагов, но и свою участь в пожаре не особо и отвергает.
Не долгой оказалась любовь девушки с гуцулом – она с легкостью его меняет на богатого, но немолодого турка. Изергиль поддерживает связь с турком не ради денег, ней, скорее всего, движет чувство интереса – она даже неделю живет в его гареме, оказавшись там девятой по счету. Однако общество женщин ей быстро наскучивает, к тому же у нее появляется новая любовь – шестнадцатилетний сын турка (самой Изергиль тогда было около 30). Влюбленные решаются на побег. Осуществить это действие им удалось сполна, но дальнейшая их судьба была не столь радужной. Юному человеку жизнь в бегах была не по силе – он умирает. Со временем она понимает, что судьба молодого турка была предсказуема – ошибочно было полагать, что столь молодой человек сможет выжить в сложных условиях, но мук раскаяния женщина не испытывает. Изергиль вспоминает, что на тот момент она была в расцвете сил. Чувствует ли его возлюбленная горе или раскаяние от понимания, что по ее прихоти умер молодой мальчик? Это скорее можно назвать легким сожалением, она слишком жизнерадостна, чтобы столь долго горевать. Горечь утраты детей ей также не знакома, поэтому сознание всей тяжести своего поступка она не видит.
Новая любовь сглаживает окончательно отрицательные воспоминания о смерти юноши. На этот раз объектом ее любви замужний болгарин. Его жена (или девушка, время стерло из памяти Изергиль этот факт) оказалась довольно решительной – она поранила любовницу в отместку за любовную связь с ее возлюбленным ножом. Долгое время эту рану пришлось залечивать, но и эта история Изергиль ничему не научила. На этот раз она убегает из монастыря, где ей оказали помощь, с молодым монахом – братом лечащей ее монахини. По пути в Польшу Изергиль разлюбила и бросила этого юношу. Тот факт, что она оказалась сама в чужом краю ее не пугает – она соглашается на предложение жида торговать собой. И делает это довольно успешно – не для одного пана девушка стала камнем преткновения. Из-за нее дрались и спорили. Один из панов даже решился осыпать ее золотом, лишь бы она была его, но гордая девушка отторгает его – она влюблена в другого, а к богатству она не стремится. В этом эпизоде Изергиль показывает себя бескорыстной и искренней – если бы она согласилась на предложение, то смогла бы отдать деньги за выкуп жиду и вернутся домой. Но женщина предпочитает правду – притворятся любимой в корыстных целях ей кажется немыслимым.
Ее новым возлюбленным был пан «с изрубленным лицом». Их любовь длилась недолго – предположительно его убили во время бунта. Изергиль эта версия кажется достоверной – пан слишком любил подвиги. После гибели пана женщина, несмотря на то, что чувства любви было взаимное горевать долго не стала – и влюбилась в венгра.
Его скорее всего убил некто влюбленный в нее. Изергиль тяжко вздыхает: « От любви людей гибнет не меньше, чем от чумы». Такой трагизм не действует на нее и не наводит хандру. К тому же в это время она смогла накопить должное количество денег и выкупить себя в жида, но, следовать намеченному плану, и возвращаться домой, не стала.
Последняя любовь
К тому времени возраст Изергиль был близок к 40 годам. Она была все еще привлекательной, хотя и не настолько как в молодые годы. В Польше она познакомилась с очень обаятельным и красивым шляхтичем, которого звали Аркадэк. Пан долго ее добивался, но когда получил желаемое – тут же бросил. Это принесло женщине немало страданий. Впервые за всю жизнь она побывала на месте своих любовников – ее точно так же бросили, как она бросала влюбленных в нее. К несчастью, на этот раз любовный пыл Изергиль не так быстро иссяк. Она долго добивалась любви, но все было безрезультатно. Новой трагедией для нее стало известие о том, что Аркадэк попал в плен. На этот раз Изергиль не стала безучастной наблюдательницей событий – она решилась освободить своего любимого. Ее сил и смелости хватило, чтобы хладнокровно убить стражника, но вместо ожидаемой благодарности и признательности женщина получает насмешки – ее гордость была ущемлена, терпеть такого унижения женщина не стала и ушла от Аркадэка.
Горький след после этого события еще долгое время был у нее на душе. Изергиль осознает, что ее красота бесследно исчезает – ей пора остепениться. Под Аккерманом она «оседает» и даже выходит замуж. Муж ее уже год как умер.
Изергиль прожила здесь уже 30 лет, мы не знаем были ли у нее дети, вполне вероятно, что нет. Изергиль сейчас часто выходит к молодежи. Она это делает не потому, чтобы не чувствовать себя одинокой, а потому, что такое времяпровождение ей нравится. Молодые люди также не против, чтобы женщина приходила – ее рассказы их очень увлекают.
Чему нас учит Изергиль
Первое впечатление, после прочтение этого рассказа всегда неоднозначное – на первый взгляд, кажется, что автор в некой мере поощряет такой распутный, по нашим меркам, образ жизни – Изергиль не выносит уроков после очередной влюбленности (даже если она закончилась трагично по ее вине) и опять бросается в омут страстей и любви. Любовь женщины всегда была взаимной, но наказание в результате получают только ее возлюбленные – большинство их них трагически погибло. Предположительно, Горький использовал этот прием, чтобы донести до читателя, что все наши поступки имеют влияние на течение жизни других людей – мы не имеем права поступать безрассудно, ведь для других людей это может быть губительно. Значительная череда таких событий напрямую или косвенно связанная с Изергиль еще раз подтверждает эту мысль.
4.7 (93.33%) 6 votes
– автор, произведения которого пронизаны духом социалистического реализма. Это было новое направление в литературе для страны, где в революции победил пролетариат. Творчество писатель не использовал как трибуну для политической пропаганды. В рассказах Горького присутствует романтизм в виде описания природы, твердых характеров героев, идеалов, ценность которых непререкаема. «Старуха Изергиль» является ярким примером подобных произведений.
История создания
Идея рассказа пришла Горькому в поездке по Бессарабии, которую литератор предпринял в 1891 году. Сочинение вошло в цикл романтических работ писателя, в которых анализируется человеческая сущность и природа. Горький сопоставлял низкое и возвышенное, не предопределяя, какое из них возьмет фору. Работа над произведением заняла четыре года. Первая публикация «Старухи Изергиль» состоялась в 1895 году. Рассказ напечатала «Самарская газета».
Работа над сочинением увлекала Горького. Результат удовлетворил автора, так как поднятая им проблема была освещена. Взгляд автора на человека в механизме социальных отношений отображен в этом произведении. «Старуху Изергиль» писатель признавал лучшим творением. Создавая образ , Горький специально приукрашал повествование и характеристику персонажа, чтобы зажечь в читателях стремление к героизму и тягу к возвышенному.
Книга отличается малой формой произведения. Жанр определен как рассказ, но в сочинении просматриваются элементы притчи с моралистическим подтекстом. В повествовании мало героев, присутствует мотив назидания. Речь ведется от лица персонажа. Горький верил, что сравнение с героями, способными на подвиг, позволит читателю стать лучше, стремиться к добру и лучшим проявлениям души.
«Старуха Изергиль»
Вступление в рассказе представляет собой описание природы и атмосферы. Автор общается со старухой по имени Изергиль, которая вспоминает биографию и лучшие годы. Женщина рассказывает собеседнику две легенды.
Первая история о гласит, что на Земле появилась тень. Произошло это следующим образом. Однажды орел выкрал из племени сильных людей девушку и стал жить с ней, как с супругой. Когда его настигла смерть, девушка вернулась домой не одна, а с сыном. Повествование рассказывает о сыне девушки и орла, который презирал окружающих и был высокомерен. Дочка старейшины приглянулась ему, но юноша получил отказ. В гневе Ларра убил избранницу. Спустя время стало ясно, что герой бессмертен. Годы и путешествия истощили мужчину физически, и он превратился в тень.
Рассказ старухи звучит реалистично. Он переплетается с историями из насыщенной жизни пожилой женщины. Ее мужчины могли спровоцировать осуждение читателей, но старуха пережила много испытаний и немало повидала. Такие аргументы уравновешивают противоречия в образе. Энергичность героини располагает к ней читателя и слушателя рассказа. В юности она трудилась пряхой, но не довольствовалась такой жизнью. Сбежав с возлюбленным, Изергиль недолго жила с ним и ушла к другому мужчине. В ее жизни были гуцул и русский, военнослужащий и поляк, молоденький турок и другие герои.
Старуха Изергиль
Каждого мужчину она горячо любила, но ни одного не хотела бы вспоминать. Вопрос верности и измены женщина воспринимает простодушно, говоря, что главное – чтобы человек был открыт к ней. И это – важнее всего в отношениях.
История Данко занимает главное место в рассказе. Персонаж вызывает восхищение сказительницы. Мужчина из племени сильных людей, как и его сородичи, терпел нападения врагов, загнавших их на болото. По одну сторону стояли нападающие, а по другую располагался темный лес. Племя остерегалось войны и задумывалось о том, чтобы согласиться на плен. Смелость Данко сыграла решающую роль. Он повел людей за собой сквозь дремучий лес, хотя поначалу соплеменники упрекали его. Разорвав свою грудь, он вырвал горящее сердце, пылавшее от жажды помочь близким.
Своим сердцем Данко освещал путь из леса и, выйдя из него, умер. Никто не заметил жертвы. Один из соплеменников случайно наступил на сердце героя и растоптал его в искры. Именно их огоньки видны в степной равнине перед грозой. Описание поступка Данко – это воспевание его храбрости и человеколюбия. Эта часть – важнейшая в повествовании.
Образ старухи создан автором неспроста. Старая и немощная, она производила впечатление невероятной ветхости. Ее возраст сложно было угадать. Не намекала на него и внешность. Голос женщины как будто скрипел, а морщины испещряли все лицо рассказчицы.
Горький искал особенное в человеке, коря нынешнее поколение за инертность и безучастие. Писателя огорчало то, что все вокруг ищут выгоду, что воспеваемый им героизм забыт. Изергиль описывает русских как угрюмых и чрезмерно серьезных людей. Суть этого персонажа заключается в том, что Изергиль выступает посредником между автором и читателем, транслируя мысли Горького.
Иллюстрация к книге «Старуха Изергиль»
Рассказ старухи полон специфичных оборотов, отличается от стилистики повествования, с которого начинается произведение. Разговорная манера берет верх над стройностью речи. От этого легенды звучат аутентично и захватывающе. Старуха воплощает собой жизненную энергию, а ее герои – человеческие пороки и добродетели. Через нее Горький транслирует идею полной жизни, в которой нет ограничений и рамок, безделья и пассивности.
Цитаты
Жизнь старухи Изергиль, подходя к логическому финалу, стала той, которую предпочитает молодое поколение, и подобное существование претит Горькому. Он сравнивает тех, кто предпочитает бездействие, с тенью:
«И все они — только бледные тени, а та, которую они целовали, сидит рядом со мной живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень».
В монолог героини Горький вкладывает заветы. Из уст старухи Изергиль вырываются напутствия и сравнение тех, кто проживает жизнь, черпая ее полной чашей, и тех, кто находится на ее обочине:
«Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот — поют».
«И вижу я, что не живут люди, а все примеряются и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Что же тут судьба? Каждый сам себе судьба!»
Старуха Изергиль образ и характеристика по плану
1. Общая характеристика . Старуха Изергиль — главная героиня одноименного рассказа . Эта женщина прожила очень долгую жизнь (около семидесяти лет), испытала множество радостей и бед. Богатый житейский опыт сделал старуху Изергиль очень мудрой. Она знает большое количество древних преданий и легенд, имеющих глубокий философский смысл.
2. Внешний вид . Внешне старуха похожа на ведьму: «заостренный подбородок с седыми волосами» и «сморщенный нос», напоминающий «клюв совы», «на месте щек… черные ямы», «пепельно-седые волосы». Лицо и руки Изергиль покрыты сетью морщин. Отталкивающую картину дополняет скрипучий голос. Глядя на это старое, изможденное временем тело, невозможно представить, что когда-то старуха тоже была молодой красивой девушкой.
3. История жизни . В молодости Изергиль была очень веселой и беззаботной. Переизбыток сил позволял ей с легкостью работать «с восхода по закат», а затем всю ночь петь и гулять с парнями. Изергиль впервые познала любовь к мужчине в возрасте пятнадцати лет. Ее избранником оказался простой рыбак. Но он быстро наскучил энергичной и свободолюбивой девушке. Ее душа тянулась к смелым и мужественным людям, живущим опасной жизнью.
Молодая молдаванка познакомилась с гуцулом (представитель этнической группы украинцев, проживающих на Карпатах). Изергиль понравился его неукротимый характер. Однако и этот роман был недолгим, так как гуцула вскоре казнили. Вероятно, Изергиль принимала участие в мести человеку, который предал ее любимого.
В поисках новых острых ощущений Изергиль довелось побывать даже в турецком гареме. Но и на этот раз она испытала скуку от богатой однообразной жизни. Девушка сбежала вместе с сыном хозяина гарема — совсем молодым мальчиком, который умер «от тоски по дому, или от любви».
Следующим любовником Изергиль был «маленький полячок», с которым она переехала в Польшу. Он быстро ей надоел. Во время ссоры женщина просто взяла и бросила «полячка» в реку. Оказавшись без мужской поддержки, Изергиль стала торговать собой. Но она все же не опустилась до положения женщины, готовой на все ради денег. Мужчины дрались и разорялись, чтобы добиться ее благосклонности.
Молодость Изергиль быстро прошла. Дожив до сорока лет, она поняла, что уже не может с легкостью покорять мужчин. В этом возрасте ее настигла последняя настоящая любовь к одному «шляхтичу». Постаревшая женщина впервые узнала, что значит быть брошенной любимым человеком. Чтобы вернуть любимого, она пошла на преступление: убила часового и освободила пленных поляков.
Изергиль в очередной раз доказала, что никому и никогда не покорится. Она отвергла благодарность любимого и рассталась с ним. Годы уже не позволяли женщине вести прежнюю вольную жизнь. Изергиль вернулась на родину и вышла замуж. Ее супруг умер год назад. Теперь Изергиль доживает свой век, глядя на счастье молодых людей и сравнивая с ними свою жизнь.
4. Жизненная философия . Изергиль ни о чем не жалеет. Она уверена, что молодость и здоровье даны человеку для того, чтобы щедро растратить их. Любовь к яркой насыщенной жизни — вот что Изергиль считает главным. Лучшим утешением для старой женщины являются окружающие ее молодые здоровые люди, которые всецело отдаются любви и работе.
Она упрекает рассказчика (и русских в целом) за скучную и однообразную жизнь («мрачные все, как демоны»). Многочисленные романы и путешествия по разным краям позволили Изергиль сполна насладиться своими лучшими годами. Она не видит ничего позорного в своей жизни, ведь ее душа всегда оставалась независимой.
Изергиль никто не покорял, она сама выбирала мужчин, которые ненадолго привлекали ее внимание. Каждому периоду жизни Изергиль соответствует определенный тип любви: страсть к гуцулу, жалость к молоденькому турку, насмешка над поляком, готовность на смерть ради «шляхтича», искренняя привязанность к мужу.
Изергиль рассказывает собеседнику две сказки, выражающие две крайние точки зрения на смысл человеческой жизни. В предании о Ларре осуждается чрезмерная гордыня, обрекающая человека на вечное одиночество. История Данко — гимн самоотверженного служения всему человечеству ценой собственной гибели. Жизнь Изергиль — золотая середина между этими крайностями. Гордый характер женщины не отдаляет ее от людей, а позволяет сохранять собственное достоинство в любой ситуации. Изергиль тоже способна на бескорыстный подвиг, но пойдет на него только ради одного конкретного человека, а не из-за отвлеченной общей идеи.
Образ и характеристика старухи Изергиль в рассказе Горького, описание, история жизни
Легенда о Данко. Художник Б. Дехтерев |
Старуха Изергиль является главной героиней одноименного рассказа М. Горького.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика старухи Изергиль в рассказе «Старуха Изергиль» Горького, история жизни героини, описание внешности и характера.
Смотрите: Все материалы по рассказу «Старуха Изергиль»
Образ и характеристика старухи Изергиль, описание, история жизни в цитатах
Старуха Изергиль живет на берегу Черного моря под городом Аккерман в Бессарабии (сейчас Украина):
«Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу.»
О внешности старухи Изергиль известно следующее:
«Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились.»
«…куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами…»
«…улыбаясь беззубым ртом.»
«Ее черные глаза были все-таки тусклы… Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно седых волос, выбившихся из под красной тряпки, которою была обмотана ее голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами.»
«…живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, – тоже почти тень.»
У Старухи Изергиль сухой, скрипучий голос:
«Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями.»
«Ее скрипучий голос звучал так, как будто это роптали все забытые века…»
«Она снова начала рассказывать своим хрустящим голосом…»
«Она говорила певуче, и голос ее, скрипучий и глухой…»
Старуха Изергиль знает много сказок и легенд:
«…Расскажи мне, как это было! – попросил я старуху, чувствуя впереди одну из славных сказок, сложенных в степях. И она рассказала мне эту сказку.»
Изергиль любит рассказывать свои поучительные легенды молодым людям. Те с удовольствием слушают старую рассказчицу:
«Любят они меня. Много я рассказываю им разного. Им это надо. Еще молодые все… И мне хорошо с ними.»
Изергиль прожила жадную жизнь. Она любит жить и петь:
«…хорошие минуты моей жадной жизни.»
«…Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить.»
За свою долгую жизнь Изергиль много любила, у нее было много романов:
«А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!..»
Старуха Изергиль — свободолюбивая личность. Она рвет цепи, которыми ее сковывает жизнь:
«…я порву цепи, как бы они крепки ни были. ..»
Изергиль никогда не была ничьей рабой:
«Он хотел сразу так себе взять меня, но я не далась. Я не была никогда рабой, ничьей.»
У Изергиль есть свои понятия о гордости и достоинстве. Она, например, прощает мужчинам побои, но не прощает обидные слова. Так, Изергиль прощает побои гуцулу и продолжает встречаться с ним:
«Раз ударил меня в лицо… А я, как кошка, вскочила ему на грудь да и впилась зубами в щеку… С той поры у него на щеке стала ямка, и он любил, когда я целовала ее…»
При этом гордая Изергиль не прощает обидных слов. Так, она не простила поляку обидное слово и тут же рассталась с ним:
«…он сказал мне гордое, обидное слово. О! О!.. Я рассердилась! Я закипела, как смола! Я взяла его на руки и, как ребенка, – он был маленький, – подняла вверх, сдавив ему бока так, что он посинел весь. И вот я размахнулась и бросила его с берега в реку. <…> Я ушла тогда. И больше не встречалась с ним.» (о поляке)
Изергиль никогда не встречается со своими бывшими возлюбленными. Она разрывает отношения раз и навсегда:
«Я была счастлива на это: никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками.»
Изергиль никогда не ползала за мужчинами, кроме одного — шляхтича Аркадэка:
«Мне горько стало, как подумала я, что раньше за мной ползали… а вот оно, пришло время – и я за человеком поползла змеей по земле и, может, на смерть свою ползу.»
Изергиль родилась в городе Фальчи (сейчас город в Румынии) на берегу реки Бырлад:
«Я жила с матерью под Фальчи, на самом берегу Бырлада…»
«…я достану немного денег, чтобы воротиться к себе на Бырлад. ..»
В молодости Изергиль много работала:
«Знаешь ты, что я делала, когда была молодой? Я ткала ковры с восхода по закат, не вставая почти.»
Молодая Изергиль была живой, как солнечный луч:
«Я, как солнечный луч, живая была.»
В молодости Изергиль была красавицей:
«Увидал меня, говорит: «Вот какая красавица живет тут!..»
«Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить.»
В 15 лет Изергиль встретила свою первую любовь — молдаванина-рыбака:
«…и мне было пятнадцать лет, когда он явился к нашему хутору. Был он такой высокий, гибкий, черноусый, веселый. <…> Он был рыбаком с Прута… <…> …только поет да целуется, ничего больше!»
Второй возлюбленный Изергиль был гуцулом (жителем Карпат):
«Я и попросила одну подругу, у которой был гуцул, показать мне их… <. ..> Она меня познакомила с молодцом. Был хорош… <…> Рыжий был, весь рыжий – и усы, и кудри! Огненная голова.»
Затем Изергиль влюбилась в старого богатого турка в Бухаресте и прожила в его гaреме целую неделю:
«А то еще турка любила я. В гaреме у него была, в Скутари. Целую неделю жила, – ничего… Но скyчно стало… – всё женщины, женщины… Восемь было их у него… <…> Он был уж немолодой, этот турок. <…> Богатый он был, этот турок.»
Из гарема Изергиль бежала в Болгарию с сыном турка. Этот 16-летний юноша вскоре умер. Самой Изергиль было 30 лет на этот момент:
«И сын у него уже был – черненький мальчик, гибкий такой… Ему лeт шeстнaдцать было. С ним я и убежала от турка… Убежала в Болгарию, в Лом Паланку… <…> Мальчик? Он умер, мальчик… <…> Вдвое старше его я была тогда уж.»
В Болгарии Изергиль встречалась с мужчиной, у которого была жена или невеста. Обиженная женщина однажды напала на Изергиль:
«Там меня одна болгарка ножом ударила в грудь за жениха или за мужа своего – уже не помню.»
После этого Изергиль залечивала раны в Польше в монастыре. Здесь она познакомилась с монахом-поляком, с которым ушла в Польшу:
«Хворала я долго в монастыре одном. Женский монастырь. Ухаживала за мной одна девушка, полька… и к ней из монастыря другого – около Арцер Паланки, помню, – ходил брат, тоже монашек… Такой… как червяк, всё извивался предо мной… И когда я выздоровела, то ушла с ним… в Польшу его. <…> Да… с тем, маленьким полячком. Он был смешной и подлый.»
Расставшись с монахом, Изергиль попала к одному еврею и работала на него:
«Дошла до города Бохнии. Ж*д один купил меня; не для себя купил, а чтобы торговать мною. Я согласилась на это. <…> И жила я там. Ходили ко мне богатые паны и пировали у меня. «
Здесь же в Польше за Изергиль ухаживали богатые паны и дрались между собой из-за нее. Один пан буквально обсыпал ее золотом, но гордая Изергиль прогнала его, потому что любила другого:
«Это им дорого стоило. Дрались из за меня они, разорялись. Один добивался меня долго… <…>Да, выгнала я его, хоть он и говорил, что продал все земли свои, и дома, и коней, чтобы осыпать меня золотом.»
В это время Изергиль любила одного хорошего, храброго поляка с изувеченным лицом, но тот вскоре погиб:
«Я тогда любила одного достойного пана с изрубленным лицом. Всё лицо было у него изрублено крест накрест саблями турок… <…> он любил подвиги… <…> О, этот, рубленый, был хороший человек! <…> Наверное, ваши убили его во время бунта.»
Также Изергиль встречалась с венгром, который был убит, судя по всему, другим ее поклонником:
«Знала также я и венгра одного. Он однажды ушел от меня, – зимой это было, – и только весной, когда стаял снег, нашли его в поле с простреленной головой. Вот как! Видишь – не меньше чумы губит любовь людей; коли посчитать – не меньше…»
Наконец Изергиль выкупила себя у своего хозяина и стала независима. Она жила в Кракове и была богата:
«А с ж*дом я уже кончила, много денег дала ему… И уже в Кракове жила. Тогда у меня всё было: и лошади, и золото, и слуги…»
Когда Изергиль было около 40 лет, она встретила свою последнюю любовь — красивого шляхтича Акадэка. Изергиль любила его, а он смеялся на ней:
«О Польше… Да, там я сыграла свою последнюю игру. Встретила одного шляхтича… Вот был красив! Как черт. Я же стара уж была, эх, стара! Было ли мне четыре десятка лет? Пожалуй, что и было… А он был еще и горд, и избалован нами, женщинами. Дорого он мне стал… да.»
«И тот там же поет… Аркадэк мой. «
Чтобы спасти шляхтича Акадэка из плена, Изергиль совершила убийство. Освободив Аркадэка из плена, она рассталась с ним:
«…свалила солдата на землю. Он упал в грязь. Тогда я быстро повернула его лицом к земле и придавила его голову в лужу, чтоб он не кричал. <…> Он и задохнулся…»«Я посмотрела на них… Мне тогда стало – помню – только скучно очень, и такая лень напала на меня… Я сказала им: «Идите!»»
Затем Изергиль уехала в Галицию, затем в Добруджу а после поселилась под Аккерманом в Бессарабии, где живет уже 30 лет:
«Тогда увидела я, что пора мне завести гнездо, будет жить кукушкой! Уж тяжела стала я, и ослабели крылья, и перья потускнели… Пора, пора! Тогда я уехала в Галицию, а оттуда в Добруджу. И вот уже около трех десятков лет живу здесь.»
40-летняя Изергиль вышла замуж за молдаванина, с которым прожила 30 лет. Ее муж умер за год до событий, описанных в рассказе:
«И вот уже около трех десятков лет живу здесь. Был у меня муж, молдаванин; умер с год тому времени.»
Старая одинокая Изергиль доживает своей век, рассказывая сказки молодежи:
«И живу я вот! Одна живу…»
Критика об образе старухи Изергиль
«Сколь разнообразные впечатления пережила старуха Изергиль, сколько у нее было привязанностей, и она, выросшая на лоне природы, всегда выходила победительницей, свободно и без сожаления порывая эти привязанности, когда замечала, что они посягают на ее свободу пользоваться жизнью.
Многие ее любили и она многих любила, но особенной любовью она пылала к поляку Аркадэку. <…>
Она угомонилась и уже третий десяток лет живет средь молдаван, под Аккерманом, в Бессарабии. Молдаванская молодежь напоминает ей ее молодость, и теперь, на пороге смерти, старуха Изергиль, окруженная молодой жизнью и чудной природой, молодо восклицает: «мы любим петь. ..». <…>
Герои М. Горького… в союзе с могучей природой наслаждаются веселой свободой, подобно старухе Изергиль… до глубокой старости бодро проводящей жизнь с молодыми молдаванами под Аккеррманом, в Бессарабии, на морском берегу…»
(«Корифеи новейшей русской литературы. В. М. Гаршин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, М. Горький» : критические очерки», Одесса, 1912 г.)
Это был цитатный образ и характеристика старухи Изергиль в рассказе «Старуха Изергиль» Горького, история жизни героини, описание внешности и характера в цитатах.
Смотрите: Все материалы по рассказу «Старуха Изергиль»
«Старуха Изергиль», краткое содержание
Произведение Максима Горького — яркая страница русской советской литературы. С первых шагов на художественном поприще он заявил о себе как о талантливом самородке, страстно протестующем против безобразных и жестоких проявлений жизни. Идеалы раннего Горького — это свобода человеческого духа, независимость от всех оков, будь то рамки закона или узы родства, а также страстная любовь к людям, жажда служения им, жажда достижение.
Романтические черты прозы Горького
Ранний Горький — романтик, благодаря которому такие героические, искрометные образы вошли в мир читателя как необыкновенно красивая цыганская пара — Рада и Лойко, любящие друг друга всем сердцем, и даже больше — личная свобода. Они предпочли погибнуть, но не покорились друг другу, однако память об их красоте и свободе осталась в легендах и будоражит человеческое воображение.
Или еще два героя, дополняющих и оттеняющих характеры, поступки и жизненную позицию — Лара, сын Орла, и Данко, сын некогда свободного племени. Оба героя символизируют некую философию, с которой писатель знакомит нас в повести «Старуха Изергиль».
«Старуха Изергиль», краткое содержание которой сводится к размышлениям о смысле жизни и характере подвига, имеет трехчастную композицию и написана в форме «повесть в повести». Первая история — это рассказ о гордом и эгоистичном Ларе, от которого отвернулись люди, и даже сама Смерть в наказание отказалась идти за ним. Будучи сыном женщины и Орла, он мнил себя выше и лучше всех людей своего племени. Красивая, как богиня, Лара смотрела на старейшин сверху вниз холодными, как льдины, глазами. Когда он оттолкнул девушку, он убил ее, раздавив ногой свою грудь. Все племя содрогнулось — впервые так жестоко и безразлично была убита женщина. А Лара спокойно смотрела на возмущенных людей, самостоятельно и высокомерно отвечала на вопросы вождей. Он никого не боялся и не думал каяться. На такую излишнюю гордыню старейшины не нашлись, что ответить. Они придумали наказание герою — не убивать, а изгнать из своих рядов, как ренегата, и никогда не брать людей в общество.
Как произведение «Старуха Изергиль», краткое его содержание, проходит сквозь века, поколения людей сменились другими, а Лара до сих пор бродит одна по степи. Много хлопот он делал людям — сначала просто так, забавляясь или за еду: воровал женщин, скот. Потом, устав от самого себя, он сделал зло, так что его соплеменники убили его. Сам герой пытался покончить с собой, изо всех сил ударяясь о землю, — но земля не желала принимать в свои недра того, кто не мог, по сути, считаться человеком. И смерть обошла его стороной. Солнце и время высушивали Лару, превращая ее в бестелесную тень, которая до сих пор беспокойно витает на земле, не находя приюта и покоя. Первая часть повести «Старуха Изергиль», краткое содержание которой мы вспомнили, завершается выводом: так был наказан человек за гордыню.
Эту легенду рассказывает автор-рассказчик, от имени которого ведется рассказ, сама Изергиль, иссохшая и сгорбленная под тяжестью лет бессарабская старуха, которую Горький встречает в степях при Аккермане. Это связующее композиционное произведение, во многом выражающее авторские идеи и взгляды. И вторая часть рассказа «Старуха Изергиль», краткое его содержание, сводится к описанию героини ее жизни.
Изергиль провела бурную юность, много любила, побывала в разных приключениях. Она была красива, сильна телом и духом, в чем-то эгоистична, как Лара. Однако в ее сердце жила жажда свершений, ярких, насыщенных событий, и людей влекли к ней и необычные, сильные и смелые, настоящие герои. Она предпочитает состоятельных кавалеров, раненых в битве при Полюсе, т.к. Он совершил героические поступки в своей жизни. Ради любви и спасения того, кто ей дорог, Изергиль рискует собой и даже убивает охрану солдата.
Краткое содержание «Старухи Изергиль», второй ее части, сводится к словам героини о том, что в нашей жизни всегда есть место делу. Важно лишь захотеть их совершить. А те, кому этого не дано, ленивы душой, живые мертвецы, как Лара.
А в третьей части Изергиль рассказывает еще одну очень интересную и поучительную легенду — о Данко, смелом и сильном красавце, который вывел свое племя из гнилых болот, дремучих лесов на просторы и свет вольной жизни.
Трудно быть героем. Ведь помимо преодоления собственных страхов герою необходимо преодолеть «сопротивление среды»: недоверие современников, насмешки и презрение, их откровенное преследование. Со всем этим столкнулся Данко, когда вел измученных и разочарованных людей к новой жизни. Дабы вселить в людей надежду и уверенность в победе, любя всем своим существом, Данко рвется из своего сердца и освещает дорогу в кромешной тьме.
Рассказ «Старуха Изергиль», краткое содержание его, даже выражает глубокую и важную философскую мысль. Во-первых, как правильно сказано, пророка на родине не найти. Так погиб отважный юноша, и племя этого не заметило. И только осторожный человек наступил на искры сердца и погасил их. Почему? Наверное, чтобы больше никто не разжигал такое безумие. Ведь жить по-мещански, по-мещански, тихо и спокойно, гораздо удобнее, чем терпеть муки и лишения, хотя бы ради светлого будущего.
А во-вторых, осталась память об альтруисте Данко и его горячем, наполненном сердцем сердце. Она волнует людей и призывает их к героизму. И именно в этом — жить и гореть ради людей — Горький видит высшее призвание Человека.
Данко — мифический герой. Образ и характеристика Данко в повести о старухе Изергиль Горький очерк. Состав Характеристики и изображение Данко
Изображение Данко. Гордый, «лучший из всех» человек, Данко погиб за людей. Легенда, рассказанная старухой Изергиль, основана на древней легенде о человеке, спасшем людей и указавшем им выход из непроходимого леса. У Данко был волевой характер: герой не желал рабской жизни для своего племени, и в то же время понимал, что люди не смогут долго жить в глубине леса, без привычного им пространства. и свет. Сила духа, внутреннее богатство, истинное совершенство в библейских сказаниях воплощались во внешне красивых людях. Таково было древнее стремление человека к духовной и физической красоте: «Данко — один из таких людей, красивый юноша. Красивые всегда смелые. Данко верит в собственные силы, поэтому не хочет тратить их «на размышления и тоску». Герой стремится вывести людей из мрака леса на волю, где много тепла и света. Имея волевой характер, Данко берет на себя роль лидера, и люди «все дружно пошли за ним — поверили в него». Герой не боится трудностей во время трудного пути, но не учел слабости людей, которые вскоре «начали роптать», ибо не обладали выносливостью Данко и не обладали сильной силой воли. Кульминационным эпизодом повести стала сцена суда над Данко, когда люди, утомленные тяжестью пути, голодные, усталые и злые, стали обвинять во всем своего вождя: «Ты ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил нас, и за это ты погибнешь! Не выдержав трудностей, люди стали перекладывать ответственность с себя на Данко, желая найти виновника своих бед. Герой, беззаветно любящий людей, понимая, что без него все умрут, «разорвал руками грудь свою и вырвал из нее сердце и высоко поднял его над головой». Освещая своим сердцем темный путь из непроходимого леса, Данко вывел людей из тьмы, туда, где «солнце сияло, степь вздыхала, трава блестела в алмазах дождя и река сверкала золотом». Данко гордо посмотрел на открывшуюся перед ним картину и умер. Автор называет своего героя гордым смельчаком, погибшим за народ. Заключительный эпизод заставляет читателя задуматься о нравственной стороне поступка героя: была ли смерть Данко напрасной, достойны ли люди такой жертвы. Важен появившийся в эпилоге повести образ осторожного человека, который чего-то испугался и наступил «ногой на гордое сердце». Писатель характеризует Данко как лучшего из людей. Ведь главные черты характера героя – это душевная стойкость, сила воли, самоотверженность, стремление беззаветно служить людям. Данко пожертвовал своей жизнью не только ради тех, кого он вывел из леса, но и ради себя: он не мог поступить иначе, герою нужно было помогать людям. Чувство любви наполняло сердце Данко, было неотъемлемой частью его натуры, поэтому М. Горький называет героя «лучшим из всех». Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем, Прометеем и Иисусом Христом. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дамба», «отдача». Самые главные слова гордого человека в легенде: «Что я сделаю для людей?!»
Юноша с добрым и смелым сердцем по имени Данко ценой собственной жизни подарил людям мир, наполненный светом, теплом и радостью. создал романтический образ, заставляющий задуматься, в чем смысл жизни и ценность человеческих поступков.
История создания
Ранняя творческая биография Максима Горького наполнена произведениями с романтическими мотивами. Рассказ «Старуха Изергиль» стоял в одном ряду с рассказами «Челкаш» и «Максим Чудра», в которых преклонение автора перед силой человеческой личности достигло апогея. На создание очередного произведения писателя вдохновили путешествия по Южной Бессарабии, куда он попал весной 189 г. 1. «Старуха Изергиль» даже начинается со слов
«Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на берегу моря».
Вероятнее всего, рождение литературного произведения произошло осенью 1894 года. Через несколько месяцев он был представлен читающей публике в «Самарской газете», растянувшейся на три номера.
Композиция рассказа сложная и интересная. Автор смешал две легенды (о Ларре и о Данко), которые объединяет главная героиня — старуха Изергиль. Максим Горький избрал для произведения «фантастический» стиль написания. Однако этот прием, позволяющий вызвать у читателя ощущение реалистичности происходящего, он уже успел опробовать ранее.
Древняя старуха выступила в роли героини-рассказчика, рассказывая о легендах, а заодно и о своих любимых мужчинах, которых ей довелось встретить на жизненном пути. Две полярные концепции бытия, скрытые в легендах, обрамляют идейный центр повести. Автор попытался определить ценность человеческой жизни, ответить на вопросы о пределах свободы личности.
Персонаж Данко появился благодаря увлечению писателя работой. В начале творческого пути Алексей Максимович проявлял интерес к героям-индивидуалистам, наделенным неугомонным духом.
Читатели восприняли работу с энтузиазмом. Писатель был готов к такому признанию, потому что сам с любовью отнесся к «Старухе Изергиль»: в адресованном письме автор говорит о красоте и стройности рассказа, признает его лучшим из своих произведений.
Сюжет
Первая легенда, рассказанная старухой, повествует о сказочном юноше по имени Ларра. Герой, рожденный от земной женщины и орла, отличается холодным взглядом и бунтарским нравом. Ларра убил отвергнувшую его девушку и за свою гордость стал изгнанником из родного племени. Эгоизм обрек юношу на вечное одиночество. Однако в сказке видна мудрая мысль писателя о том, что гордость — замечательная часть характера. Это качество, если его развивать в меру, делает человека личностью и помогает не оглядываться на мнение людей.
Персонаж второй истории — Данко, в глазах которого «светилось много силы и живого огня». В аллегорической истории люди, заточенные в темном лесу, следуют за юношей, пообещавшим им теплое местечко с ярким солнцем и чистым воздухом. Заблудившееся по пути племя стало обвинять Данко в своих бедах и усталости. Но юноша не сдался — он вынул из растерзанной груди горящее сердце и, освещая им путь, повел путников к цели. Подвиг погибшего во имя народа Данко никто не оценил.
Изображение и прототип
Составляя характеристику Данко, Максим Горький противопоставил героя эгоистичному персонажу первой сказки. Автор наделил его богатым внутренним миром, отвагой и упорством, сделал идеалом чести, отваги и совершенства. Способность к самопожертвованию помогла победить тьму. Отличные качества дополняются красивой внешностью. Гордый смельчак, как сам автор отзывался о персонаже, задал главный вопрос:
«Что я сделаю для людей?»
А когда он умер, он заставил читателя задуматься о необходимости добрых дел, о том, достойно ли человечество жертв «идеальных индивидуалистов».
Исследователи уверены, что Алексей Максимович при создании персонажа опирался на библейские мотивы, взяв черты и даже. Кто-то предполагает, что имя героя символично: Данко имеет один корень со словами «давать», «дающий». На самом деле имя заимствовано из цыганского языка и означает не что иное, как «младший сын», «цыган».
Что касается прототипов персонажа, то невооруженным взглядом прослеживается связь с греческой мифологией, где Прометей дал людям огонь. С другой стороны, в рассказе отчетливо видны отсылки к философу, который настаивал на разумности огня. А Максим Горький, кстати, слыл «огнепоклонником».
Но все эти утверждения считаются предположениями. «Подтвержденным» прототипом является только Август Стриндберг, шведский поэт, завладевший вниманием интеллигенции в конце XIX века.век. Сам Алексей Максимович признавался, что Данко очень похож на знаменитого шведа. Героя и писателя объединяла важная миссия — они «осветили людям, заблудившимся во мраке противоречий жизни, путь к свету и свободе».
Горький был также известен как поклонник поэта Пенчо Славейкова. Болгарин также представил массам читателей мысль о том, что будущее принадлежит людям с сильной волей. В список стихотворений писателя входит произведение «Сердце сердец», где в огне сгорает покойный романтик Шелли. Легко провести параллель между этим образом и Данко с горящим сердцем.
- В 1967 году по мотивам произведения Горького на киностудии «Киевнаучфильм» создан мультфильм «Легенда об огненном сердце». Режиссер Ирина Гурвич взяла за основу легенду о Данко. Спустя два года работа была признана лучшим молодежным фильмом на зональном смотре, который проходил в столице Армении.
- «Старуха Изергиль» — второе произведение, написанное Алексеем Пешковым под псевдонимом Максим Горький. Первый в списке Челкаш.
- Мифическому герою Данко посвящен памятник, установленный в Кривом Роге в 1965 году в честь 100-летия со дня рождения Максима Горького. Сначала скульптура украшала площадь Горького, затем в связи с реконструкцией площади ее перенесли на проспект. Памятник создан заслуженным художником УССР, скульптором Александром Васякиным.
- В конце 1990-х на небосклоне российской эстрады зажглась новая звезда имени. Под псевдонимом скрывается певец Александр Фадеев, в репертуаре которого такие песни, как «Малыш», «Осень», «Девочка ты моя» и другие.
Цитаты
«У всего на свете есть конец!»
«Мыслью камня с дороги не сворачивай. Кто ничего не делает, с ним ничего не случится.»
«Сердце горело так же ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолк, озаренный этим факелом.»
«Чтобы жить, надо уметь что-то делать».
«Нам бы зорко заглянуть в старину – там все ответы… А вы не смотрите и не умеете жить, потому что…»
«Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их делать и находит, где это возможно. В жизни, знаете ли, всегда есть место подвигам. А те, кто не находит их для себя, просто ленивы или трусы, или не понимают жизни, потому что если бы люди понимали жизнь, каждый хотел бы оставить в ней свою тень. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно.
«Он лучше всех, потому что в его глазах светилось много силы и живого огня. Вот почему они последовали за ним, потому что они «поверили в него».
«Ничто так не изматывает тело и душу людей, как изнурительные тоскливые мысли. И люди ослабели от мыслей.
Сюжет легенды о Данко
В старину жили смелые и сильные люди, но однажды пришли другие племена и загнали их глубоко в лес. Они могли либо вернуться и сражаться насмерть против своих врагов, но тогда их заветы умрут вместе с ними. Они также могли идти вперед вглубь непроходимого леса. Так эти люди сидели и думали. Они были ослаблены тоскливыми мыслями, и даже некоторые предлагали сдаться врагам в рабство. Но тут появился Данко, убедил их попробовать пройти через страшный лес и повел вперед. Однажды над лесом ударила гроза, стало так темно и страшно, что люди разозлились на Данко и хотели его убить. Тогда негодование закипело в его сердце, но ушло оно от жалости к людям. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. Данко разорвал руками грудь и вырвал из нее сердце и поднял его высоко над головой. Оно горело ярче солнца, и люди, очарованные, снова шли за ним. И вот они умирали, но умирали без жалоб и слез. Данко вывел людей из леса в прекрасную степь. Он бросил радостный взгляд на свободную землю и гордо засмеялся. А потом он упал и умер. Люди, радостные и полные надежд, не заметили его смерти и не увидели, что рядом с телом Данко еще горит его храброе сердце. Только один осторожный человек заметил это и, чего-то испугавшись, наступил ногой на гордое сердце… И вот оно, рассыпавшись на искры, погасло… С тех пор синие искры из сердца Данко видны в степи перед грозой.
Анализ
Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем, Прометеем и Иисусом Христом. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дамба», «отдача» (даже если рассматривать его имя с точки зрения цыганского языка). Самые важные слова гордого человека в легенде «Что я сделаю для людей!?»
Антиподом Данко является другой персонаж рассказа «Старуха Изергиль» — сын женщины и орла, «сверхчеловек» Ларра, презирающий людей, надменный, жестокий («считает себя первым на земле и видит ничего, кроме себя»).
Это имя в цыганском языке и культуре
- Данко — цыганское сокращение имени «Даниил»
- Данко — фамилия одного из самых известных цыганских композиторов Венгрии Данко Пишты; судя по всему, фамилия происходит от имени предка
Литература
- М. Горький Избранное. — М.: Художественная литература, 1986. — С. 20-130.
- Ханов В. А. Повесть М. Горького «Старуха Изергиль»: культурологические аспекты // «Русская литература» . — 2003. — № 4.
Фонд Викимедиа. 2010 .
Смотреть что такое «Данко» в других словарях:
«Данко» — балет в 3 действиях 5 картинах (по произведению М. Горького). Комп. В. Н. Нахабин, сцена. В. Гавриленко. 28 декабря 1948 г., КазНУ им. Лысенко, балет. В. К. Литвиненко, ст. Д. П. Овчаренко, дирижер П. Славинский; Данко — В. К. Литвиненко, Ларра — … Балет. Энциклопедия
— (заимствованное, муж. род) аббревиатура Даниил и Даниил (можно использовать как самостоятельное имя) цыганских имён. Словарь значений… Словарь личных имен
ДАНКО — Добровольное объединение некоммерческих организаций ВООО http://danko.ngo.ru/ организация … Словарь сокращений и сокращений
В Липецкой области, областного подчинения, районный центр, 86 км к северо-западу от Липецка. Расположен в пределах Среднерусской возвышенности, по берегам р. Дон, в месте впадения р. Вязание. Железнодорожная станция на линии… … Городов России
Данко — герой повести М. Горького, Старуха Изергиль, вырвавшая у него из груди сердце и освещающая людям путь к свободе; образ является символом абсолютной самоотверженности и альтруизма, соответствующих официально провозглашенным ценностям коммунистической морали; … … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Данко — герой повести М. Горького «Старуха Изергиль» Данко (остров) остров в Антарктике Данко — псевдоним певца Александра Фадеева Данко Иван главный герой фильма «Красная жара» Данко Пишта венгерский скрипач и. . . …Википедия
Писта Данко Памятник Писта Данко в Венгрии … Википедия
Пишта Данко Памятник Пишта Данко в Венгрии Полное имя Данко Иштван Дата рождения 14 июня 1858 Дата смерти 29 марта 1903 Страна … Википедия
Данко Цветичанин На пенсии Легкий форвард Рост: 198 см Вес: 90 кг Гражданство … Википедия
Книги
- Высшая математика в упражнениях и задачах. В 2 части. Ч. 2, Данко П. Е. 448 с. Содержание второй части охватывает следующие разделы программы: кратные и криволинейные интегралы, ряды, дифференциальные уравнения, теория вероятностей, теория комплексных функций…
Легенда о Данко — одна из трех частей повести «Старуха Изергиль» Максима Горького. Рассказчик встречает пожилую женщину во время сбора винограда. Она многое повидала в своей жизни, и ей есть что рассказать людям.
Произведение «Старуха Изергиль» состоит из рассказа о жизни самой женщины и легенды о Данко. В этой статье вы найдете историю Данко (краткое содержание).
голубые искры
На фоне сумрачного пейзажа вечерней степи рассказчик замечает появление и исчезновение голубых искр. Сгорая от желания узнать, откуда они, он спрашивает об этом Изергиль. В ответ она начинает свой неспешный рассказ.
смелые люди
Жили-были люди, они были сильны и не знали страха. И вот однажды на них напало вражеское племя и погнало их из родных степных мест на болота, которые были окружены темным непроходимым лесом. Отчаяние овладело тем племенем, и страх сковал их мысли. У них было только два варианта: либо вернуться и сдаться на милость захватчикам, либо идти вперед через зловонные болота и дремучий лес. Поскольку эти люди не знали страха, они хотели ринуться навстречу врагу и отвоевать родную землю ценой собственной жизни, но не могли этого сделать, потому что вместе с ними погибнут и их заветы. Что было дальше, вы узнаете, прочитав наше краткое содержание.
Данко
Когда люди совсем обессилели и почти сошли с ума, внезапно появился красавец Данко и позвал за собой племя. Он сказал, что всему есть конец, и лес не исключение, и что надо не думать, а сразу действовать. И люди, увидев огонь в глазах Данко, пошли за ним. Много пришлось им пережить на своем пути, кровь и смерть были их постоянными спутниками, все испытания и невзгоды людей невозможно вместить в краткое содержание. Данко не сдавался. А когда силы уже были на исходе, люди вдруг стали сомневаться в молодом и горячем парне. Несомненно, красивый и отважный мужчина – настоящий романтический герой, именно такой образ хотел воссоздать Максим Горький. «Данко», краткое содержание которого мы рассматриваем, — произведение, являющееся достойным образцом литературы романтизма.
Гроза
Внезапно разразилась буря, прогремел гром. Деревья пригибали свои ветки к самой земле, мешая людям идти и пугая их. Но поскольку люди считали себя очень смелыми, им было трудно признаться в собственном страхе и беспомощности. Они решили обвинить во всем своего лидера и убить его. Храбрый парень стоял лицом к своему племени, и на секунду в нем закипела ярость, но она быстро потухла, жало пересилило его. Однако люди увидели странного Данко и восприняли его как угрозу. В статье представлено лишь краткое содержание, легенда о Данко во всей полноте описывает кульминацию произведения более подробно.
Сердце Данко
В тот момент, когда люди были готовы сломить отважного лидера, Данко вырвал из груди горящее сердце, и оно рассеяло тьму. Теперь путь был освещен и совсем не страшен. Люди бросились вслед за своим лидером. Через некоторое время лес расступился, перед ними раскинулась степь, залитая солнцем. Данко в последний раз взглянул на свободные земли и упал замертво. Все переживания главного героя подробно раскрывают полное содержание. Горящее сердце Данко Горький оставил как напоминание и как доброе отношение к людям.
Осторожный человек
Люди, опьяненные счастьем и свободой, не заметили, что случилось с их спасителем. А один осторожный человек взял и почему-то наступил на горящее сердце. Он разлетелся на тысячи голубых искр, а затем погас. Этими словами заканчивается рассказ, краткое содержание которого было представлено вашему вниманию. Данко погиб во имя народа.
Завершение рассказа
Женщина уснула, рассказчик накрыл ее и лег рядом с ней на землю. А степь была очень тиха и ничего хорошего не предвещала. На этом рассказ «Данко» заканчивается. Краткое содержание не вмещает всей красоты описания природы и других деталей произведения. Для более глубокого понимания, пожалуйста, обратитесь к книгам полных версий.
Образ и характер Данко (краткое содержание). Основные черты
Недаром Горький заканчивает свое произведение легендой о Данко. Таким образом, он воспевает мужество, доброту и самопожертвование главного героя. Отличительной чертой Данко является милосердие и умение подавлять в себе гнев. С самого начала отважный красавец выделяется среди других членов племени своим острым умом. Он понимает, что люди в таких условиях долго не проживут, потому что их силы на исходе, а желание бороться вот-вот угаснет. В то же время Данко не желает унизительной рабской жизни для своих родственников. Поэтому он побуждает их действовать, а не думать. Именно у Данко они сильно развиты и, главное, люди видят это в его глазах. Изначально они были готовы доверить свою жизнь вождю и пошли с ним добровольно, вот к чему сводится краткое содержание. Данко был виновен без вины.
Прототипом отважного Данко является герой библейской легенды Моисей. Он тоже вел свой народ к свободе. Единственная разница между этими двумя персонажами в том, что Бог помог Моисею, он был, и наш герой действовал самостоятельно, и его поступок исходил из доброго и остро чувствующего страдания людей сердца. Краткое содержание «Данко», или легенда о Данко, или «Горящее сердце Данко» (названий можно привести много, и каждое подойдет с поразительной точностью), конечно, не может передать всех тонкостей произведения.
Кульминацией легенды является момент, когда люди, по своей сути безвольные и злые, обвинили во всем Данко. Они хотели разорвать его на части. Но герой, готовый на самопожертвование ради товарищей, подавил свой гнев, и, не думая о себе, вырвал сердце, чтобы осветить путь людям. Вот еще один момент, взятый из библейских историй. Самопожертвование – главная черта, присущая настоящим героям.
В финальном эпизоде возникает справедливый вопрос, достойны ли такие люди той жертвы, которую принес Данко? Никто из них не оценил и даже не заметил поступка героя. Более того, один осторожный человек даже осмелился, пока никто не видел, наступить на горящее сердце. Однако этот поступок был жизненно необходим для самого Данко, так как его сердце переполняла любовь к людям, и он не мог жить, оставив их на верную гибель.
«Лучший из всех» — так называет своего героя Максим Горький. «Данко» (краткое содержание) — произведение, в котором, несмотря на печальный конец, добро побеждает зло. Настоящей наградой для Данко является чувство гордости при взгляде на свободную землю, и он счастлив, потому что погиб за людей.
Однако влияние фольклора не ограничивается заимствованием Горьким отдельных сюжетов народного творчества. Художественные образы, мысли и чувства, выраженные в этих произведениях, близки фольклору, поэтому рассказы воспринимаются как легенды, даже сказки, ибо отражают идеалы народа, его мечту о прекрасном.
«Старуха Изергиль» — реальная повесть, где автор включает реалистические детали непосредственно в сам пейзаж, точно указывает место встречи со старухой, даже уточняя, чем занимается в Бессарабии сам рассказчик. Реалистично дан реальный облик старухи Изергиль, у которой «сухой голос» и «дрожащая рука с кривыми пальцами», «морщинистый нос, загнутый, как у совы, клюв» и «сухие, обветренные губы».
Героиня рассказывает свои легенды в совершенно реальной обстановке, и это как бы приближает их к жизни, подчеркивая тесную связь героического романа с реальной жизнью. Трехчастная композиция рассказа помогает воплотить авторский идеал и антиидеал.
Антиидеал выражен в легенде о Ларре, сыне орла, который символизирует индивидуализм и эгоизм, доведенные до крайности. Легенда о Данко, напротив, воплощает в себе идеал, выражающий в высшей степени любовь к людям – самопожертвование. События легенд разворачиваются в глубокой древности, как бы во времени, предшествующем началу истории, в эпоху первотворений. Поэтому в действительности есть следы, непосредственно относящиеся к той эпохе: тень Ларры, которую видит только старуха Изергиль, синие огни, оставшиеся от сердца Данко.
В отличие от Ларры, воплотившего в себе античеловеческую сущность (недаром же он сын орла!), Данко демонстрирует неиссякаемую любовь к людям. Даже в тот момент, когда они «были как звери», «как волки», окружавшие его, «чтобы им было легче схватить и убить Данко». Им владело только одно желание — победить жестокость людей, вытеснить из их сознания тьму, страх перед темным лесом с вонючими болотами.
Сердце Данко вспыхнуло и загорелось рассеять мрак не столько леса, сколько души. Вот почему образ Данко раскрывается Горьким с помощью образа огня, горящего сердца, солнечного света: «Лучи того могучего огня сверкали в его глазах…. Сердце его горело так же ярко, как солнце и ярче солнца…»
Эти изображения солнца и огня призваны подчеркнуть героические стремления юноши, придав всему произведению эмоциональный накал. Его любовь к людям – это горячее желание беззаветно служить им, его высокие стремления сливаются с его красотой, силой и молодостью. Недаром старуха Изергиль утверждала, что «красивые всегда храбры». Поэтому вся легенда о Данко, о его сердце, горящем большой любовью к людям, воспринимается и рассказчиком, и читателями как смелый призыв к героическим подвигам.
Сам красивый юноша — настоящий герой, смело идущий к высокой, благородной цели, жертвующий собой ради счастья людей. Только вот спасенные им люди даже не обратили внимания на упавшее рядом с ними «гордое сердце», а один осторожный человек, заметив его, наступил на горящее сердце Данко, словно чего-то опасаясь.
Чего боялся этот человек, так и осталось загадкой для самого писателя, но в разное время разные литературоведы давали свое толкование этому поступку. Образ самого Данко издавна ассоциируется с вожатыми, учителями и другими людьми, посвятившими себя работе с детьми. Чтобы руководить, нужно иметь по-настоящему горящее сердце, пусть и в переносном смысле.