Начало освободительного движения в России
Революционное движение отличалось от стихийных крестьянских восстаний тем, что оно выработало политическую программу, вело организованную борьбу, направленную на ликвидацию насильственным путем существующего общественного и государственного строя во имя строя более прогрессивного, более передового. Начало революционному движению в России положили дворянские революционеры — декабристы. Они выступили под лозунгом ликвидации крепостного права и самодержавного строя.
Освободительная борьба русского народа делится на три периода.
- Первый период, который В. И. Ленин называл временем дворянской революционности, продолжался с 1825 по 1861 г. Тогда борьбу против царизма вела небольшая группа лучших представителей дворянского класса, которая сознательно отреклась от интересов своего класса и выступила на борьбу за освобождение народа.
- Второй период продолжался с 1861 по 1895 г.
- Третий период — пролетарский — начинается с 1895 г. С этого времени освободительную борьбу возглавляет российский пролетариат. Третий период завершился в 1917 г. победой Великой Октябрьской социалистической революции.
В статье «Памяти Герцена» В. И. Ленин так характеризовал историю революционного движения в России: «…мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала — дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало.
Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли». Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. «Молодые штурманы будущей бури» -звал их Герцен. Но это не была еще сама буря.
Буря, это — движение самих масс. Пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян. Первый натиск бури был в 1905 году» (Соч., т. 18, стр. 14-15).
Причины движения декабристов
Разложение феодального строя сопровождалось нарастанием классовой борьбы. Передовые люди понимали, что главной задачей на данном этапе была ликвидация крепостничества и самодержавия, являвшихся основным тормозом развития страны.
Первыми на борьбу против самодержавного строя поднялись лучшие представители дворянской, преимущественно военной, офицерской молодежи. С детства они наблюдали ужасы крепостного права. Под влиянием передовых, вольнолюбивых идей того времени они прониклись ненавистью к угнетению и крепостничеству. Дворянские революционеры поняли, что крепостное право и самодержавный строй отжили свой век и что они мешают дальнейшему развитию страны.
Большое влияние на формирование революционных взглядов декабристов оказала книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой резко обличались гнусности российской действительности, пропагандировались идеи любви к родине и к народу. Разносторонне образованные люди, будущие декабристы были знакомы с идеями французских просветителей XVIII в., читали революционную западноевропейскую литературу, понимали значение французской буржуазной революции конца XVIII в., положившей конец феодальному строю во Франции и оказавшей большое влияние на развертывание освободительного движения в странах Европы.
Огромное влияние на пробуждение революционного сознания декабристов оказала Отечественная война 1812 г. Она как молнией осветила величие духа русского народа, показала всему миру его мужество и героизм. Патриотический подъем 1812 г. заставил многих задуматься о положении народа, вынесшего на своих плечах всю тяжесть борьбы с иноземными захватчиками. Декабристы называли себя детьми 1812 г. Декабрист А. А. Бестужев писал: «Наполеон вторгся в Россию, и тогда народ русский ощутил свою силу, тогда пробудилось во сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России».
Многие декабристы были участниками Отечественной войны и показали себя настоящими героями. Они поняли, что только самоотверженность народа, его великий патриотический подвиг спасли страну от порабощения. Вместе с тем они видели, что положение народа после войны ухудшилось. Крестьяне, героически сражавшиеся с захватчиками в ополчении и партизанских отрядах, были снова возвращены под власть помещиков, усиливших эксплуатацию крепостных, чтобы возместить свои потери в войне.
Аракчеевщина
После войны в России наступила полоса мрачной правительственной реакции, получившая название аракчеевщины.
Генерал А. А. Аракчеев, любимец Павла I, был грубым, жестоким, раболепствовавшим перед царем человеком, готовым выполнить любой царский приказ. Эти качества пришлись по душе и Александру I. Аракчеев стал первым после царя лицом в России, главным проводником реакционной политики.
По приказу царя Аракчеев усиленно насаждал военные поселения — наиболее яркое и уродливое проявление феодально-крепостнического гнета. Стремясь сделать содержание армии более дешевым, а армию более многочисленной, царь приказал отдельные воинские части поселить на земле с тем, чтобы солдаты обрабатывали ее и содержали себя. С другой стороны, целые крестьянские селения и волости переводились в разряд вбенных поселений. Крестьяне должны были пожизненно отбывать военную службу, одновременно занимаясь сельским хозяйством. Все делалось по команде унтер-офицеров и офицеров. Крестьянские дети с 7 лет проходили военное обучение.
Бесконечная муштра, непосильный труд, жестокие наказания, полное бесправие делали жизнь военных поселян хуже каторги. Они неоднократно поднимали восстания, которые беспощадно подавлялись царизмом.
Благородные чувства национальной гордости, которые охва-тили передовую молодежь под влиянием побед в Отечественной войне, омрачались сознанием бесправного, придавленного положения народа. Усиливалась ненависть к самодержавию, которое «отблагодарило» народ введением военных поселений, аракчеевщиной, жестокой реакцией в области культуры и просвещения. Все это вызывало со стороны будущих декабристов резкую критику царизма, крепостнических порядков.
Первые тайные организации декабристов
В 1816 г. группа офицерской молодежи создала тайную организацию «Союз спасения», или «Общество истинных и верных сынов отечества».
Эта организация видела свою цель в уничтожение крепостного права и замене самодержавия конституционной монархией. Однако способы достижения поставленных целей были неясны. Одни предполагали во время смены императора предъявить наследнику свои требования, другие, как М. С. Лунин и И. Д. Якушкин, предлагали убить царя и разрабатывали конкретные планы покушения. Но эти планы были отвергнуты. Для революционного переворота общество не имело еще сил. В него входило всего 30 человек.
В 1818 г. вместо «Союза спасения» будущие декабристы создали новую организацию — «Союз благоденствия». Это была уже более многочисленная тайная организация. В нее входило до 200 человек. Существовала она три года и продрала большую
«Союз благоденствия» имел свою программу и устав. Программа общества по цвету переплета называлась «Зеленая книга». В ней определялись задачи организации и методы ее деятельности. Члены «Союза» в своих устных и печатные выступлениях критиковали самодержавный строй, обличали произвол помещиков и взяточничество чиновников, показывали тяжелую жизнь народа. Для революционной агитации они использовали вольнолюбивые стихи Пушкина.
Волнения в армии
В 1820 г. произошло выступление солдат царской Волнения армии. Солдаты гвардейского Семеновского полка, доведенные до отчаяния бесконечной муштрой и жестокостью офицеров, отказались повиноваться и подали жалобу на командира полка. Это было неслыханное дело в царской армии того времени. Солдат жестоко наказали, как бунтовщиков. Но выступление семеновцев показало, что в армии зреет недовольство, что ее можно поднять на восстание.
Крестьянские волнения, выступления солдат и военных поселян, революционные события в Европе заставляли декабристов действовать более решительно.
Декабристы поставили перед собой задачу подготовить военное восстание, так как, будучи дворянскими революционерами, они боялись народного восстания и считали, что революционный переворот возможен без участия народных масс, только с помощью армии.
Но «Союз благоденствия» не мог возглавить восстание из-за того, что в него проникло много случайных, нестойких людей. Надо было избавиться от них, кроме того, о существовании «Союза» стало известно правительству, и можно было ожидать разгрома. Поэтому «Союз благоденствия» был объявлен распущенным, а на его основе в 1821 — 1822 гг. были созданы новые тайные общества, более сплоченные и боевые: на Украине — «Южное общество» и в Петербурге — «Северное общество».- < Бородинское сражение
- -> «Северное» и «Южное» тайные общества >
Добавить комментарий
Начало освободительного движения в России. Первые тайные организации декабристов. История России от древнейших времен до начала XX века
Начало освободительного движения в России. Первые тайные организации декабристов
Разложение феодально-крепостнической системы, обозначившееся в России с конца XVIII в., вело к обострению социальных противоречий, что стимулировало стихийный протест широких народных масс, в первую очередь крестьянства, против существующих порядков. Значительную активность проявляли помещичьи крестьяне. В ходе открытых коллективных выступлений они пытались добиться освобождения от власти помещиков и перевода в разряд государственных крестьян. Встретив с оружием в руках наполеоновскую армию, крепостные надеялись, изгнав захватчиков, получить волю. Этим расчетам, однако, не суждено было оправдаться. В деревне нарастало недовольство обманутых в своих надеждах вчерашних ополченцев и партизан. Важным источником социальной напряженности в стране стали военные поселения. Уже летом 1819 г. вспыхнуло восстание чугуевских поселян на Украине, подавленное царскими властями. Насаждавшаяся в армии бессмысленная и жестокая муштра вызывала протесты солдат. Широкий общественный резонанс имело восстание в Семеновском полку в 1820 г., вызванное самодурством и произволом командира полка Ф.Е.Шварца.
На фоне растущего недовольства народных масс в России зарождалось освободительное движение, на первом этапе своего развития носившее преимущественно дворянский характер. Попытки революционного переустройства общества исходили в этот период от представителей просвещенной части дворянства. В советской исторической литературе, под влиянием соответствующих оценок В.И.Ленина, начало дворянского этапа освободительного движения традиционно было принято относить к 1825 г. — году восстания декабристов. В настоящее время эта точка зрения пересматривается, поскольку она оставляет вне рамок освободительного движения и деятельность декабристских организаций в период, предшествующий восстанию, и, например, деятельность А.Н.Радищева, чьи идеи были созвучны идеям декабристов. Таким образом, начало дворянского этапа, очевидно, следует отнести к концу XVIII в.
Тем не менее все же первое в истории России организованное вооруженное выступление против самодержавия и крепостничества было связано с декабристами. Их мировоззрение формировалось под влиянием российской действительности первых десятилетий XIX в. с ее феодально-абсолютистскими порядками, обрекавшими основную массу населения на полневшее бесправие, а страну — на застой, произведений передовой общественной мысли и прежде всего — трудов западноевропейских философов-просветителей (Вольтера, Дидро, Монтескье, Гельвеция и др. ), событий Французской революции и порожденных ею революционных выступлений в ряде стран Европы. Большое влияние на будущих членов тайных обществ оказала Отечественная война 1812 г. «Мы были детьми 1812 года, — писал декабрист М.И.Муравьев-Апостол. — Жертвовать всем, даже жизнью, для блага Отечества, было влечением сердца. В наших чувствах отсутствовал эгоизм». Горячий патриотизм был в высшей степени присущ участникам декабристского движения, многие из которых, покрыв себя славой на полях сражений с Наполеоном, были преисполнены гордости за русский народ, сумевший разгромить могущественнейшего врага. «Вдумываясь в своеобразие их портретов в галерее русской революции, — писал о декабристах выдающийся русский философ Г.П.Федотов, — видишь, до чего они, по сравнению с будущим, еще почвенны. Их либералиэм, как никогда впоследствии, питается национальной идеей». Свойственный Александру I и ряду представителей верхов настрой на проведение социально-экономических и политических реформ, резко контрастировавший (особенно после 1815 г. ) с практикой государственного управления, также способствовал утверждению в сознании части просвещенного дворянства вольнолюбивых идей. Нацеленные в принципе на преобразование общества на буржуазных началах, эти идеи опережали свое время, ибо в России еще отсутствали сколько-нибудь зрелые предпосылки для перехода к новому социальному строю.
Первые тайные организации декабристов возникли вскоре после окончания заграничных походов русской армии. Предтечами этих организаций стали, в частности, «артели» — объединения гвардейской молодежи, являвшиеся не только бытовыми, но и идейными содружествами. В начале 1816 г. в Петербурге был создан Союз спасения (Общество истинных и верных сынов Отечества), основателями которого стали А.Н.Муравьев, С.П.Трубецкой, Н.М.Муравьев, С.И. и М.И.Муравьевы-Апостолы и И.Д.Якушкин. Впоследствии в общество вступили М.С.Лунин, П.И.Пестель и др. Организационная структура Союза спасения весьма напоминала структуру масонских лож, которые в тот период активно действовали в России и были запрещены лишь в 1822 г. Многие декабристы (А.Н.Муравьев, С.П.Трубецкой, П.И.Пестель, С.Г.Волконский и др.) являлись членами лож. Масонские рассуждения о свободе и братстве привлекали молодых, прогрессивно мыслящих представителей дворянской интеллигенции, стремившихся использовать членство в ложах для расширения круга своих единомышленников. Впрочем, например, П.И.Пестель уже в 1817 г. с масонством порвал.
В состав Союза спасения входило не менее 30 человек. Всех их объединяло неприятие самодержавия и крепостничества. При этом одной из задач Союза являлась борьба с засильем иностранцев. Последних, причем обычно отнюдь не выдающихся деятелей, было немало на государственной службе. На собраниях членов общества обсуждались планы цареубийства — меры, способной обеспечить переход России к конституцнонной форме правления. Впрочем, эти планы поддерживались не всеми. Некоторые члены Союза высказывались за мирную пропагандистскую деятельность с целью формирования благоприятного для намеченных ими перемен общественного мнения.
В 1818 г. на баэе Союза спасения возникла более широкая по составу тайная организация — Союз благоденствия (около 200 человек). Убежденные, что «сила общественного мнения» правит миром, члены Союза стремились овладеть этой силой и использовать ее против самодержавия и крепостничества. В этой связи вокруг Союза благоденствия действовали разнообразные литературные и иные общества, такие, как «Зеленая лампа» (ее членом являлся А.С.Пушкин), Вольное общество любителей российской словесности, Общество для распространения ланкастерских училищ и др. Состав Союза благоденствия в политическом отношении был довольно пестрым. В эту организацию входили и сторонники частичных улучшений существующих порядков, вовсе не склонные участвовать в антиправительственном заговоре, и приверженцы конституционной монархии (или даже республики), допускавшие или считавшие просто необходимыми для реализации своих планов насильственные акции. В 1821 г. на Московском съезде Союза благоденствия было принято решение о роспуске этого общества с тем, чтобы отсеять случайные элементы. Московский съезд заложил основы для возникновения двух новых организаций — Северного и Южного обществ.
§ 5. Сохранение социальной напряженности и новый подъем освободительного движения. Международное положение России накануне Первой мировой войны
§ 5. Сохранение социальной напряженности и новый подъем освободительного движения. Международное положение России накануне Первой мировой войны Кризис третьеиюиьской системы. С начала 1911 г. стала обнаруживаться шаткость позиции председателя Совета министров, в
Глава 1 Первые попытки организации партизанского движения
Глава 1 Первые попытки организации партизанского движения Довоенная советская концепция партизанской войны Партизанская война занимала довольно серьезное место в менталитете советского руководства в период между войнами. В учебниках и курсах военных академий
§ 10. Движение декабристов. Первые тайные организации
§ 10. Движение декабристов. Первые тайные организации Разложение феодально-крепостнической системы, обозначившееся в России с конца XVIII в., вело к обострению социальных противоречий, что стимулировало стихийный протест широких народных масс, в первую очередь
3. ПЕРВЫЕ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ КРУЖКИ И ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИИ
3. ПЕРВЫЕ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ КРУЖКИ И ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИИ С первой половины 80-х гг., когда капитализм в России пустил глубокие корни, когда вырос класс пролетариата, шире развернулась классовая борьба рабочих и начали появляться социал-демократические группы и
IV. Конец Освободительного Движения
IV. Конец Освободительного Движения Бегство 12 декабря меня посетил Деллингсхаузен, а 17 декабря 1944 года – последний посланец Гелена. Меня еще раз извлекли из моего временного «небытия». Задание гласило: установить, возможно ли расквартировать в районе Познани части
1. «Начало рабочего движения и распространение марксизма в России»
1. «Начало рабочего движения и распространение марксизма в России» Эта глава охватывает 1883–1894 гг. В ее подразделах идет речь и о более ранних десятилетиях истории России XIX века. Положение основной массы населения России под царским режимом, в частности политическое
Политизация освободительного движения в Украине
Политизация освободительного движения в Украине Значительное влияние на усложнение общественно-политической жизни Российского государства оказала Отечественная война 1812 года. К столкновению готовились и Франция, и Россия, но первыми начали подтягиваться к западным
В.Беляев Д.Медведев — герой освободительного движения на Украине
В.Беляев Д.Медведев — герой освободительного движения на Украине В один из дней послевоенного лета во Львове у меня раздался телефонный звонок, и глуховатый голос произнес:— Здравствуйте. Говорит полковник Медведев. Хотел с вами познакомиться лично. Не смогли бы вы
Глава IV НАЧАЛО ПЕРВОГО ЭТАПА ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ. ДЕКАБРИСТЫ НА УКРАИНЕ
Глава IV НАЧАЛО ПЕРВОГО ЭТАПА ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ. ДЕКАБРИСТЫ НА УКРАИНЕ В начале XIX в. на Украине, как и во всей России, заметно оживилась общественно-политическая жизнь. Ведущую роль в ней играли дворянские революционеры. Их движение зародилось и
2.
ПОДЪЕМ ПОЛЬСКОГО ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЕ НА УКРАИНЕ2. ПОДЪЕМ ПОЛЬСКОГО ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЕ НА УКРАИНЕ Восстание 1830–1831 гг. и его отзвуки на Правобережной Украине. 17 ноября 1830 г. в Варшаве вспыхнуло освободительное восстание. Царский наместник и его войска вынуждены были оставить Польшу.
Глава XII НАЧАЛО РАЗНОЧИННОГО ЭТАПА ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ. КЛАССОВАЯ БОРЬБА И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В 60-70-е ГОДЫ
Глава XII НАЧАЛО РАЗНОЧИННОГО ЭТАПА ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ. КЛАССОВАЯ БОРЬБА И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В 60-70-е ГОДЫ Быстрое развитие капитализма в промышленности и сельском хозяйстве, существенные изменения, происходившие под его влиянием в структуре
Глава XV НАЧАЛО ПРОЛЕТАРСКОГО ЭТАПА ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
Глава XV НАЧАЛО ПРОЛЕТАРСКОГО ЭТАПА ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ С середины 90-х годов XIX в. главным фактором всероссийского освободительного движения становится массовая революционная борьба фабрично-заводских рабочих — авангарда «русского рабочего движения и русской
Глава VII ЗАРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
Глава VII ЗАРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРОБУЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯКризис испанского колониализма на Филиппинах был подготовлен всем ходом их исторического развития. Методы испанской колониальной политики, основанные на консервации
15 Историческое место Освободительного движения
15 Историческое место Освободительного движения Советское руководство после некоторых колебаний окончательно перешло к тому, чтобы рассматривать власовскую проблему исключительно как дело, относящееся к юстиции. Поэтому понятно, что и советскую общественность можно
H-национализм: Обсуждения | H-Net
Обсуждение, опубликованное Ави Стайманом во вторник, 4 апреля 2023 г.
Д-р Мауриц ван ден Бугерт , редактор отделов изучения Ближнего Востока и ислама в Brill , Елена Мюллер , директор программы библейских, еврейских и богословских исследований в Mohr Siebeck, и Dr. Sophiegen Wahofer , Директор программы истории, библиотеки и информатики в De Gruyter , Присоединяйтесь к Ави Стайману для содержательного и практического обсуждения стратегических шагов, которые вы можете предпринять, чтобы определить лучшего издателя или прессу для вашего исследования.
Наши приглашенные эксперты делятся:
Обсуждение, опубликованное Дэнни Бином во вторник, 4 апреля 2023 г.
Обсуждение, опубликованное Джастином Кольером в субботу, 1 апреля 2023 г.
Обсуждение, опубликованное Мариан Дж. Барбер в четверг, 30 марта 2023 г.
Присоединяйтесь к изучению Британии, Ирландии и Империи в Техасском университете в Остине в среду, 5 апреля, в полдень CDT, 18:00.
Обсуждение, опубликованное Джастином Кольером в субботу, 25 марта 2023 г.
В серии «Чтение на выходных» H-Nationalism представлены свежие и наводящие на размышления обзоры, сообщения в блогах, краткие статьи и обзоры. Мы не поддерживаем взгляды, выраженные упомянутыми здесь авторами, и поощряем критическое чтение.
Обсуждение опубликовано Александром Турбиным в среду, 22 марта 2023 г.
Уважаемые коллеги,
Обсуждение, опубликованное Дэнни Бином в среду, 22 марта 2023 г.
Центр перспективных исследований Холокоста Джека, Джозефа и Мортона Манделей при Мемориальном музее Холокоста США принимает заявки на участие в Международном исследовательском семинаре Джейкоба и Йетты Гельман 2023 года под названием «Жизни черных при нацизме». Центр Манделя проведет этот семинар совместно с Жаклин Насси Браун, факультет антропологии Хантер-колледжа, и Сарой Филлипс Кастил, факультет английского языка Карлтонского университета. Семинар запланирован со среды, 7 июня, по пятницу, 16 июня 2023 года, и будет проходить в Мемориальном музее Холокоста в США.
Обсуждение, опубликованное Джереми Ф. Уолтоном в среду, 22 марта 2023 г.
Тип:
Призыв к документам
Дата:
с 1 сентября с 2023 г. до 2 сентября 2023 г.
Местоположение:
Хорватия
Объекты:
Руковые страны, История культуры / исследования, европейская история / исследования. , Интеллектуальная история, краеведение
«Отрыв: микронации, микрогосударства и оспаривание суверенитета в Центральной и Восточной Европе», 1918–настоящее время: политическая мысль, эстетический результат и их загробная жизнь»
Moise Palace, Црес, Хорватия (1–2 сентября 2023 г.)
Обсуждение опубликовано Александром Турбиным в среду, 22 марта 2023 г.
Уважаемые коллеги,
Обсуждение, опубликованное Джастином Кольером в субботу, 18 марта 2023 г.
Женщины революции » HI 446 Революционная Россия
Карине Тер-Григорян
Это руководство должно стать отправной точкой для тех, кто хочет получить дополнительные знания о роли женщин в бурный период насильственного перехода власти от имперской к большевистской России. Путеводитель начнется с покойной имперской женщины (и крестьянки, и дворянки), затем перейдет к их ролям в Октябрьской революции и закончится тем, что на самом деле означает быть «новой советской» женщиной. Роль женщин всегда была неотъемлемой частью русской истории, будь то прямое воздействие, как Александрия и ее влияние на царя Николая II и женский батальон, участвовавший в штурме Зимнего дворца, или более косвенное влияние через совместные усилия в воспитание детей и семьи как часть новой «советской» повестки дня.
При царе Николае II роли женщин не сильно отличались от матери/воспитательницы, работницы (если ты крестьянин) и жен сановников (если они дворяне). Их социальная мобильность не продвинулась дальше, чем они достигли материнства или брака в известной семье. С волной социальной революции под руководством марксиста Ленина и других большевиков женщинам были предоставлены возможности социальной мобильности, такие как участие в вооруженных силах и высшие формы образования для крестьян / рабочих. Эта новая свобода позволила женщинам вырваться из дома и присоединиться к своим коллегам-мужчинам в академических областях, а также на полях сражений.
Основные изменения, которые привели к эволюции ролей женщин, произошли в результате волны марксистской революции, которая стремилась уравнять различия не только между полами, но и между классами. Как только женщины из всех классов (будь то буржуа или крестьянки) станут равными, они смогут начать искать перемены и возможности, в которых им когда-то было отказано. Прекрасным примером является создание Женского батальона после Февральской революции в попытке вселить надежду в утомленных солдат в Первой мировой войне. другие стороны Гражданской войны так и не были официально признаны) смог протолкнуть немецких врагов, если их коллеги-мужчины колебались. Благодаря этим батальонам женщинам-добровольцам также была предоставлена возможность научиться читать и писать, что не было вариантом, которым могла бы научиться девушка-крестьянка.
Впервые в России женщины, не родившиеся и не вышедшие замуж за дворян, получили возможность подняться над своим статусом по рождению и стать дипломатами. Хотя Александра Михайловна Коллонтай вышла замуж за имперского генерала, она отказалась от своего привилегированного статуса и занялась делом Российской социал-демократической рабочей партии, где в конечном итоге после Октябрьской революции стала комиссаром общественного благосостояния большевистской партии. Она даже продолжала вести перемирие, положившее конец советско-финляндской войне в 1944. Такая роль была бы невозможна для человека ее статуса, если бы не Великая революция.
Вот список источников, которые проходят через трансформацию того, что было функцией женщин до и после революции. Включая мультимедийный рассказ очевидца, тексты о различиях между работой в городе и работой на полях в качестве женщины, а также некоторые источники о том, как изменения женщин вписываются в великую схему нации. Большинство скомпилированных источников ниже – это первоисточники, историографии и некоторые биографии. Собранные произведения укладываются в одну из трех более широких тем: женщины (вне всех сословий) во времена имперского режима, уничтожение дворянки и возвышение крестьянки во время революции и создание «Новая советская» женщина в первые годы советской республики.
– Какова была роль женщин при царском режиме?
— В чем разница между реакцией образованных женщин (дворян) и крестьянок?
— Какова была роль «советской» женщины?
– Лучше быть «советской» женщиной или досоветской?
– Что на самом деле значит быть новой «советской» женщиной? Почему она важна для Революции и истории женщин?
– Как изменилось восприятие женщин от империалистического режима до советской эпохи?
- Коллонтай Александра Михайловна
- Британская энциклопедия онлайн , с. т. «Александра Михайловна Коллонтай», по состоянию на 01 ноября 2013 г.
- Александра Коллонтай включена в исследование, поскольку родилась за несколько лет до восшествия на престол царя Николая II и умерла за год до Иосифа Сталина. Она была важным революционным защитником радикальных изменений традиционных социальных обычаев, проповедуя свободную любовь. Она также была первой женщиной, которая стала аккредитованным министром в другой стране (Норвегия, Мексика, Швеция). Она также отвечала за заключение договора между Финляндией и Советским Союзом во время Второй мировой войны.
- Британская энциклопедия онлайн , с. т. «Александра Михайловна Коллонтай», по состоянию на 01 ноября 2013 г.
- Эттвуд, Линн. Создание новой советской женщины . Нью-Йорк: Сент-Мартенс Пресс, 1999.
- Сейчас ни для кого не секрет, что женщины во всем мире использовали такие журналы, как Cosmo и Vogue, чтобы определить свой модный выбор в следующем сезоне. Журналы помогают индустрии моды, играя посредников между подиумом и реальным потребителем с момента их создания. Эттвуд локализует свое исследование, чтобы различить преобразование до гражданской войны и военного времени в том, как женщины носили, одевали и считали себя. Затем ее исследование перематывается вперед, чтобы проанализировать изменения под железным кулаком Сталина и то, как образ того, что женщина должна была представлять, когда преобладание материнства и домашнего хозяйства вернулся к основной стадии жизни.
- Бриденталь, Рената и Клаудия Кунц. 1997. Стать видимыми: женщины в европейской истории . Бостон: Хоутон Миффлин. 3-е издание
- Глава 15: «Женщины и революционный процесс в России», Stites
- В своей главе Становление видимым Ричард Стайтс в хронологическом порядке описывает трансформацию женщины в революционную эпоху. Он начинает с обзора государства и общества, где затрагивает темы пола, сексуальности, гендерных ролей и того, как социальные роли влияют на модели семьи. Он продолжает обсуждение нигилизма и того, как его сочетание с утопическими социалистическими идеалами Чернышевского разожгло жажду феминизма. Роль индустриализации в отношении класса и пола создает мост между женщинами высшего и низшего классов. Причину того, что эссе Стайтса является одним из основных в исследовании, можно увидеть в его анализе роли женщин и того, как на них повлияло освобождение, обеспеченное революционной эпохой, и влияние сталинской контрреволюции.
- Глава 15: «Женщины и революционный процесс в России», Stites
- Бриденталь, Рената. 1987. Стать видимыми: женщины в европейской истории . Бостон, США: Миффлин.
- Глава 16: «Женщины и коммунальные забастовки во время кризиса 1917-1922 гг.», Kaplan
Крестьянки в годы революции
Новая советская женщина 3 Международный женский день- Британская энциклопедия онлайн , с. v. «Международный женский день (IWD)», по состоянию на 1 ноября 2013 г.
- Международный женский день включен в это руководство, потому что это день, посвященный достижениям женщин и защите прав женщин, а также их избирательного права. Это национальный праздник, который отмечают во всем мире (хотя изначально он был создан американской социалистической партией 19 марта 1911 года). Причина, по которой это так важно для исследования, заключается в том, что IWD на самом деле не отмечается 19 марта.. Вместо этого он отмечается 8 марта из-за женщин Санкт-Петербурга. В этот мартовский день женщины присоединились к своим мужьям и братьям в забастовке протеста против участия в Великой войне, которая привела к истощению запасов продовольствия. Именно эта Февральская революция стала причиной падения династии Романовых и последовавшей за ней Гражданской войны в России. Официальная дата IWD была изменена на 8 марта 1921 года, и с 1975 года он спонсируется Организацией Объединенных Наций.
- Лапидус, Гейл Варшофски. Женщины в советском обществе Равенство, развитие и социальные изменения. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1978.
- Этот текст будет использоваться, потому что он показывает инновационное развитие, через которое прошли женщины в советском обществе. Основное внимание будет обращено на равенство, развитие общества, которое в конечном итоге приведет к социальным изменениям эпохи. В книге рассматриваются концепции социальной стратификации, которая возникает, когда женщины начинают добиваться равенства с мужчинами, как это влияет на рабочую среду и адаптацию изменений к их домашним ролям. Поскольку этот текст дает полное представление о том, каковы были роли женщин в формирующемся советском обществе, он станет неотъемлемой частью общей статьи.
- http://www.youtube.com/watch?v=933jsB5ChlA
- Интересное видео, которое я обнаружил, исследуя советских женщин. Это короткий отрывок из документального фильма о советских женщинах во время сталинизма и о том, как потребность в инженерах создала расширенную программу обучения, которая предоставила женщинам равный доступ. Включает интервью с женщинами, которые фактически не участвовали в программе, и трудности, которые им пришлось преодолеть.