Становление древнерусской государственности: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Варяги и образование Древнерусского государства

Книжно-иллюстративная выставка «Варяги и образование Древнерусского государства» из цикла «Трудные вопросы истории” освещает известную дискуссию о роли варягов в становлении древнерусской государственности, поднятую еще в XVIII веке в Петербургской Академии наук. Эта дискуссия, также известная как «варяжский вопрос», на всех этапах своего существования связывалась со многими политическими и национальными проблемами. Цель выставки – показать развитие «варяжского вопроса», главным образом, в отечественной историографии, дореволюционной, советской и российской.

Лаврентьевская летопись сообщает, что в 862 г. чудь, славяне, кривичи обратились к норманнам (варягам, как их называли на Руси): «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». По приглашению прибыли три князя: Рюрик, Синеус и Трувор со своими родами. Рюрик сел в Новгороде, Синеус — на Белоозере, Трувор — в Изборске.

Летописная версия уже в XVIII в. стала предметом ожесточенной дискуссии между немецкими учеными – российскими академиками (Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером, А.Л. Шлецером) и М.В. Ломоносовым. В спорах родилась целая «норманнская проблема», которая на протяжении последующих двух столетий зачастую становилась объектом ожесточенной идеологической борьбы. Одни авторы отрицали способность восточных славян к созданию собственной государственности, другие – пренебрегали ролью варягов в отечественной истории. Фактически «варяжский вопрос» заключался в оценке степени участия скандинавов в формировании Древнерусского государства. В большей или меньшей степени «норманистами» являлись Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, В.О. Ключевский. С.М. Соловьев не отрицал призвания варяжских князей на Русь, но отказывался видеть в этом неразвитость славян. В.О. Ключевский утверждал, что из Киева, а не из Новгорода пошло политическое объединение славянских племен.

Противниками норманистов выступили некоторые дворянские и буржуазные историки.

Среди них Д.И. Иловайский, С.А. Гедеонов, В.Г. Васильевский и др. Немало было сделано попыток представить цельную картину этой научной полемики, но, несомненно лучшим и до сих пор остается обзор В.М. Мошина, опубликованный в 1931 г. в пражском журнале «Slavia». Эта работа представлена на нашей книжной экспозиции. «Варяжский вопрос» включает в себя кроме факта призвания варягов на Русь, вопрос о географической привязке древнейшей родины племени «русь», лингвистические толкования имен «русь» и «варяги», наконец, вопрос о хронологии: одни верят летописи, другие предполагают более раннее появление племени «русь» в Восточной Европе.

Еще в 1939 г. Е.А. Рыдзевская высказалась о необходимости преодолеть столь явное противопоставление норманизма и антинорманизма и учесть сильные и слабые стороны обоих течений в историографии. В советской историографии большой вклад в изучение этой проблемы внесла школа Б.Д. Грекова, сделавшая упор на изучение внутренних факторов и разработавшая концепцию классового общества и государства в восточнославянских землях.

Формирование Древнерусского государства рассматривалось исследователями как результат многовекового процесса социально-экономического развития восточнославянского общества, протекавшего на огромном пространстве от Ладоги до низовьев Днепра, и от Карпат до бассейна Оки и Нижней Волги. Совершенно очевидным при этом становится тот факт, что радикальные социально-экономические изменения на столь огромной территории не могли быть результатом деятельности отрядов чужеземных пришельцев-завоевателей. Формирование нового подхода к варяжской проблеме в отечественной науке связано с именем В.Т. Пашуто. Анализ письменных источников, который провел Пашуто, позволил выработать тот взгляд на варягов, которого придерживаются большинство современных исследователей. Древняя Русь этнически неоднородное государство, выросшее из конфедерации 14 земель-княжений, возглавляемых славянской знатью. В летописном делении Руси на «верховную» (с центром в Новгороде) и «низовую» (с центром в Киеве) просматриваются следы союзов земель Южной и Северной Руси.
Варяжские князья правили от имени давших им власть славянских мужей, а варяжские дружины были лишь из слагаемых рати, в которой преобладали славянские воины. В письменных источниках, по мнению Пашуто, нет данных ни о завоевании Руси норманнами, ни о ее колонизации.

В настоящее время «варяжский вопрос» все в большей степени становится предметом ведения археологии, ведь каждые три десятилетия археологические источники почти удваиваются. В работах Л.С. Клейна, Г.С. Лебедева, В.А. Назаренко, Т. Джаксон освящен характер норманнских древностей на древнерусской территории.  Находки норманнских древностей продолжаются в могильниках Ярославского Поволжья, юго-восточного Приладожья, Верхнего Поднепровья, в Новгороде, Изборске, Белоозере, Полоцке, Ростове – в основных летописных центрах, связанных с «варяжской проблемой», по Волжскому торговому пути, по Волховско-Днепровскому пути – пути «из варяг в греки». Результатам археологических исследований посвящен большой раздел нашей выставки.

Хронология норманнских древностей на Руси — это IX-XI вв. Современные исследователи в большинстве своем признают, что факт приглашения варягов имел место. Оказав значительное влияние на становление княжеской власти (основание княжеской династии Рюриковичей), варяги не принесли на Русь государственности, которая зарождалась в недрах древнерусского общества и прошла длительный путь развития.

Даты проведения

Место проведения Выставочный холл, первый этаж

Библиографическое
описание выставки varyagi_bibliograf_spisok_k_v-ke.pdf645.7 Kb

Особенности становления древнерусской государственности

Особенности становления древнерусской государственности

    1. Геополитическое положение, природа и их влияние на направление и характер исторического развития древней Руси.

В исходной исторической характеристике русской культуры отражается пограничное положение России между двумя континентами и цивилизационны­ми типами, а именно западом и востоком.

Мыслители западнической ориентации предпочитали видеть в России тенденцию приобщения к западу и преодоление восточной отсталости. Мысли­тели славянофильского типа отстаивали самобытность России, её принципиаль­ное отличие как и от запада, так и от востока, видели в ней общинно-православ­ные начала.

Существуют природные и исторические факторы, под влиянием которых складывалась и развивалась русская культура:

      1. Природно-антропологический

Историки Ключевский признавали особенности природы России. Суро­вый климат русской равнины, открытый северным ветрам, лес, степи, реки, поля — всё это формировало характер расселения, связи с другими землями, тип хозяйственной деятельности, характер земледелия, отношения к труду, органи­зацию социальной жизни, фольклорные образы, народную философию. Образ русского человека с начала своей истории связан с земледелием, с тяжелым, напряженным и постоянным трудом.

          1. Лес как природный фактор формирования культуры

Лес оказывал много хозяйственных услуг: снабжал стройматериалами, материалом для ведения хозяйства. Жители лесных областей курили смолу, до­бывали деготь, занимались кустарными промыслами. Особо важную роль в хо­зяйстве жителей лесных областей играли охота и лесное пчеловодство.

              1. Степь как одна из стихий русской природы

Степь воспитывала в древнерусском человеке чувство шири, дали, пред­ставления о просторном горизонте, но степь заключала в себе и неудобство, была вечной угрозой и постоянным источником опасностей, нашествий и ра­зорений.

      1. Славянские реки.

Они не только кормили своими рыбными запасам, но и предоставляли в распоряжение удобную сеть летних и зимних путей. По берегам рек строились города, сёла, деревушки. Речные пути, в частности, путь «Из Варяг в Греки» служили политическим, экономическим и культурным стержнем, вокруг кото­рого образовалась древняя Русь.

      1. Восточные славяне, территория расселения, происхождение

Исходной позицией для рассмотрения истории славян следует считать пе­риод отделения славянской языковой семьи от общего индо-европейского мас­сива. Исторические судьбы восточной Европы решались в черноземных степях, занятых воинственными кочевниками, земли которых измерялись месяцами конного пути. Самые ранние известия письменных источников о славянских племенах относятся к I-II векам н.э. Первые восточные славяне (анды) во II-V веках стали селиться на территории от Западного Буга до Днепра. Они жили об­щинно-родовым строем занимались преимущественно земледелием, а так же разведением скота. Из всех славянских земель особенно выделялось среднее приднепровье, будущее ядро Киевской Руси, здесь широко стала развиваться торговля, лужное земледелие, скотоводство, ремесло.

В основной своей массе славяне находились на стадии родоплеменного быта. Основной ячейкой славянского общества являлась родовая община. К VII-VIII векам славянские племена расселились по огромной, покрытой дремучими лесами и болотами территорией. По Днепру и его притокам достигли Западной Двины, Чудского озера, реки Лобати, Невы, дошли до Белого озера и рек: Волги, Москвы и Оки. Во главе племенных союзов восточных славян стояли князья, они имели дружинников, их окружала знать. В VI-IX веках славяне объединились в общности, носившие территориально-политический характер. Названия таких общностей происходили либо от названия местности, либо от легендарных прародителей (Родимичи, Вятичи).

Предпосылки и причины создания древнерусского государства

Процесс образования государства длительный, но неизбежный. С разложения родоплеменного строя начинается процесс формирования гос-ва.

Предпосылки: в IX веке активную роль в жизни восточных славян стала играть торговля. Путь «Из Варяг в Греки»: Нева, Ладожское озеро, Волхов, Ильмень, Лобать, волок до притоков Днепра, река Днепр, Чёрное море, конечный пункт — Византия. Появились люди, главным занятием которых стала торговля.

С развитием торговли возникли специальные поселения, куда привозили для продажи купцам местные звероловы свою добычу, а бортники — мёд. В дальнейшем, эти поселения превращались в города. Киев у полян, Чернигов у северян, Смоленск и Полоцк у кривичей, Любич у родимичей , Новгород у Ильменьских славян.

В города переселились ремесленники. Купцы постоянно опасались нападения со стороны печенегов.

Купцы стали нанимать и вооружать для охраны своих судов специальных людей, которые были объединены в дружины. Во главе дружины стоял князь.

В городах собирались люди из разных мест и племен, и поэтому в городе нельзя было жить по племенным традициям. Постепенно вырабатывались единые для всех правила поведения. Право устанавливать и поддерживать порядок переходило к князьям. Города подчиняли себе близлежащие территории, возникали местные княжения, где признавалась власть одного князя.

Причины образования древнерусского гос-ва — военная угроза. У восточно-славянских племён были опасные соседи. На юге: низовья Волги занимал Хазарский каганат. Ему подчинялись поляне, северяне, вятичи, родимичи. На севере набеги совершали варяги. Северные славянские и финно-угорские племена , славяне новгородские, кривичи, чудь, меря были подчинены полякам и обложены данью. Вывод: в VI-IX на территории славян возникли города: Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск, Суздаль. Их возникновение было результатом оживленного торгового и переселенческого движения. Города возникали как торговые центры, затем становились крепостями, затем превращались в административные пункты. Так появилось первая политическая форма на Руси, городские области (волости). В результате нового территориального деления, возросли роль и значение князя и знати.

Происхождение Брянска

Первое летописное упоминание Брянска относится к 1146 году. На верхнем селище (чащин курган) располагался первоначально древнерусский Дебрянск, который погиб в ходе феодальной войны и затем был перенесен на Покровскую гору. По данным письменных источников со 2-ой половины XII века Брянск из удельного центра становится стольным городом Чернигово-северской земли. Чернигово-Брянское княжество при Романе Старом проводит активную внешнюю политику, ведёт борьбу с нарождающимся летовско-руским княжеством.

Путин называет украинскую государственность фикцией. История говорит об обратном.

Реклама

Продолжить чтение основного сюжета

В своем выступлении президент Владимир Путин изложил сложную историю Украины в своей собственной версии, которая послужила оправданием для отторжения большей части ее территории.

В Одессе в воскресенье почтили память протестующих, убитых в 2014 году военизированными формированиями полиции в Киеве, Украина. Предоставлено… Брендан Хоффман для The New York Times

Leer en español

КИЕВ, Украина — В своем обращении к русскому народу в понедельник президент Владимир Путин поддержал свою позицию по кодификации раскола двух мятежных территорий от Украины, утверждая, что сама идея украинской государственности была фикцией.

С убеждением авторитарного человека, не отягощенного историческими нюансами, г-н Путин объявил Украину изобретением большевистского революционного лидера Владимира Ленина, который, по его словам, ошибочно наделил Украину чувством государственности, предоставив ей автономию в рамках только что созданного Советского Союза. состояние.

«Современная Украина целиком и полностью создана Россией, точнее большевистской, коммунистической Россией, — сказал Путин. «Этот процесс начался практически сразу после революции 1917 года, причем Ленин и его соратники сделали это самым неаккуратным образом по отношению к России — разделив, оторвав от нее куски ее собственной исторической территории».

Неправильное прочтение истории было крайним даже по меркам г-на Путина, бывшего сотрудника КГБ. офицер, объявивший распад Советского Союза величайшей геополитической катастрофой ХХ века.

Украина и Россия имеют общие корни, восходящие к первому славянскому государству, Киевской Руси, средневековой империи, основанной викингами в 9 веке.

Но историческая реальность Украины сложная, тысячелетняя история смены религий, границ и народов. Столица Киев была основана за сотни лет до Москвы, и как русские, так и украинцы считают ее родиной своих современных культур, религии и языка.

Киев был идеально расположен вдоль торговых путей, которые развивались в девятом и десятом веках, и процветал только для того, чтобы увидеть, как его экономическое влияние уменьшилось, поскольку торговля переместилась в другие места. Многочисленные завоевания враждующих фракций и разнообразная география Украины — с сельскохозяйственными угодьями, лесами и морской средой на Черном море — создали сложную ткань многоэтнических государств.

История и культура России и Украины действительно переплетены — у них одна православная религия, родны их языки, обычаи и национальные кухни.

Несмотря на это, политика украинской идентичности и национализм раздражали Россию еще с феодально-царских времен, предшествовавших русской революции. Многие россияне считают Украину «младшим братом» своей нации и должны вести себя соответственно.

Православная церковная служба в 2018 году в Чернице, Украина. Кредит… Брендан Хоффман для The New York Times

В Восточной Украине, которая попала под влияние России намного раньше, чем на Западе, до сих пор много русскоязычных и лояльных Москве людей. Но счастливое братство народов, которое любит рисовать г-н Путин, с Украиной, плотно вписывающейся в ткань большой России, вызывает сомнения.

Части современной Украины действительно веками находились в составе Российской империи. Но другие части на западе попали под юрисдикцию Австро-Венгерской империи, Польши или Литвы.

«Сегодняшний аргумент Путина о том, что Украина исторически принадлежала России, просто неверен», — сказал Клифф Купчан, председатель Eurasia Group, консалтинговой организации по политическим рискам. Хотя темы выступления г-на Путина не были новыми для российского лидера, г-н Купчан сказал, что «широта и страстность, с которой он преследовал все украинское, были поразительны».

Недавно созданное советское правительство при Ленине, которое в понедельник вызвало столько презрения со стороны г-на Путина, в конечном итоге сокрушит зарождающееся независимое украинское государство. В советское время украинский язык был изгнан из школ, а его культура существовала только как мультяшная карикатура на танцующих казаков в пухлых штанах.

Г-н Путин также заявил в понедельник, что миф об Украине был усилен разваливающимся советским правительством Михаила Горбачева, что позволило Украине выскользнуть из-под власти Москвы. Именно ослабленная Москва «дала» Украине право стать независимой от Советского Союза «без каких-либо условий».

«Это просто безумие», — сказал он.

Не Москва предоставила Украине независимость в 1991 году, а украинский народ, который на демократическом референдуме громко проголосовал за выход из Советского Союза.

Празднование независимости Украины в Киеве в 1991 году. Фото… Анатолий Сапроненков/Agence France-Presse — Getty Images суверенное государство было результатом исторической ошибки, грозившей содрогнуться всем землям, некогда находившимся под властью Москвы. Это также вызвало выражение презрения со стороны украинцев.

«Последние несколько десятилетий Запад искал фашизм где угодно, но не там, где его было больше всего», — сказала Мария Томак, активистка, занимающаяся поддержкой людей из Крыма, территории Украины, аннексированной Путиным в 2014 году. Теперь это настолько очевидно, что глаза обжигают. Может быть, это наконец заставит Запад протрезветь в отношении России».

Пока неясно, верит ли г-н Путин в свою версию украинской истории или просто состряпал циничную мифологию, чтобы оправдать свои дальнейшие действия. Но его утверждение о том, что Украина существует исключительно в контексте российской истории и культуры, он выдвигал как минимум еще в 2008 году, когда пытался убедить Джорджа Буша-младшего, выразившего поддержку членству Украины в НАТО, в том, что страна небытие.

Прошлым летом г-н Путин опубликовал эссе на 5300 слов, в котором излагались многие темы, затронутые им в речи в понедельник, в том числе идея о том, что гнусные западные страны каким-то образом развратили Украину, лишив ее законного места в великой России. через то, что он назвал «принудительной сменой идентичности».

Однако немногие наблюдатели считают, что историческая точность имеет большое значение для г-на Путина, когда он оправдывает все, что он запланировал для Украины.

Министерство обороны России в Москве на этой неделе. Кредит… Сергей Пономарев для The New York Times

«Мы можем быть уверены, что Путин не пытался участвовать в исторических дебатах о переплетении историй русского и украинского народов», — сказал Джошуа А. Такер, профессор политологии Нью-Йоркского университета и эксперт по России. Вместо этого, по словам профессора Такера, российский лидер закладывал основу для аргумента, «что Украина в настоящее время не имеет тех прав, которые мы связываем с суверенными государствами».

«Это был сигнал о том, что Путин намерен утверждать, что военное вмешательство в Украине не будет нарушением суверенитета другой страны», — добавил он.

Москва пообещала уважать суверенитет Украины в качестве условия отказа Украины от своего ядерного оружия после распада СССР. Но г-н Путин, по словам аналитиков, ясно дал понять, что это обещание не имеет для него большого значения. В 2014 году, после того как протестующие отстранили от власти в Киеве поддерживаемое Кремлем правительство, он приказал своим военным захватить Крымский полуостров, а затем спровоцировал сепаратистскую войну, в результате которой Украина де-факто потеряла две повстанческие территории на востоке.

Российские солдаты во время аннексии Крыма в 2014 году. Кредит… Маурисио Лима для The New York Times

В понедельник г-н Путин принял решение официально оформить это разделение, признав эти территории, Донецкую и Луганскую Народные Республики, независимыми. Вскоре после этого он приказал ввести войска в так называемые Донецкую и Луганскую народные республики на востоке Украины.

Но попытки г-на Путина вернуть Украину обратно в орбиту России во многом дали противоположный эффект. В стране, которая когда-то относилась к НАТО в лучшем случае двойственно, а в худшем — откровенно враждебно, опросы показывают, что подавляющее большинство теперь выступает за членство в возглавляемом США военном альянсе.

В Киеве, где украинцы нервно ждали решения г-на Путина, реакция на его выступление была с отвращением и предчувствием.

Кристина Бердынских, известный политический журналист, собралась с коллегами в баре «Амигос» и сидела у телефона, наблюдая за выступлением Путина, то плача, то ругаясь.

«Это ненависть ко всей Украине и месть за движение страны в сторону ЕС. и НАТО и демократия — пусть и хаотичная, с огромными проблемами, медленными реформами и коррупцией — но там, где люди выбирают и меняют власть на выборах или революциях», — сказала г-жа Бердинских. «Самый страшный сон старого сумасшедшего — оба сценария: честные выборы и революции».

Майкл Швирц сообщил из Одессы, Украина, Мария Вареникова из Киева и Рик Гладстон из Нью-Йорка.

Об историческом единстве русских и украинцев — I

ВО ВРЕМЯ недавней «Прямой линии», когда меня спросили о российско-украинских отношениях, я сказал, что русские и украинцы — это один народ — единое целое. Эти слова не были продиктованы какими-то сиюминутными соображениями или подсказаны текущим политическим контекстом. Это то, что я говорил много раз и во что я твердо верю. Поэтому считаю необходимым подробно разъяснить свою позицию и поделиться своими оценками сегодняшней ситуации.

Прежде всего, я хотел бы подчеркнуть, что стена, возникшая в последние годы между Россией и Украиной, между частями единого по сути исторического и духовного пространства, я считаю нашей большой общей бедой и трагедией. Это, в первую очередь, последствия наших собственных ошибок, допущенных в разные периоды времени. Но это также результат преднамеренных усилий тех сил, которые всегда стремились подорвать наше единство. Формула, которую они применяют, известна с незапамятных времен — разделяй и властвуй. Здесь нет ничего нового. Отсюда попытки играть на национальном вопросе и сеять рознь между людьми, имея высшую цель разделить, а затем натравить части единого народа друг на друга.

Чтобы лучше понять настоящее и заглянуть в будущее, нам нужно обратиться к истории. Конечно, в этой статье невозможно охватить все события, произошедшие за более чем тысячу лет. Но я остановлюсь на ключевых, поворотных моментах, которые нам важно помнить и в России, и в Украине.

Русские, украинцы и белорусы — все потомки Древней Руси, которая была самым большим государством в Европе. Славянские и другие племена на огромной территории — от Ладоги, Новгорода и Пскова до Киева и Чернигова — были связаны между собой одним языком (который мы сейчас называем древнерусским), хозяйственными связями, правлением князей династии Рюриковичей. , а — после крещения Руси — православная вера. Духовный выбор, сделанный святителем Владимиром, который был и князем новгородским, и великим князем киевским, и сегодня во многом определяет нашу близость.

Киевский престол занимал доминирующее положение в Древней Руси. Таков был обычай с конца IX века. «Повесть временных лет» запечатлела для потомков слова Вещего Олега о Киеве: «Да будет мать всем городам русским». фрагментация. При этом и дворянство, и простолюдины воспринимали Русь как общую территорию, как свою родину.

г. Раздробленность усилилась после опустошительного нашествия Бату-хана, опустошившего многие города, в том числе и Киев. Северо-восточная часть Руси попала под контроль Золотой Орды, но сохранила ограниченный суверенитет. Южные и западные русские земли в значительной степени вошли в состав Великого княжества Литовского, которое, что наиболее важно, упоминалось в исторических записях как Великое княжество Литовское и Русское.

Члены княжеских и боярских родов переходили службу от одного князя к другому, враждовали друг с другом, но также заключали дружбу и союзы. Рядом с великим князем Дмитрием Ивановичем Московским на Куликовом поле сражались воевода Волынский Боброк и сыновья великого князя литовского Ольгерда — Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский. В это же время великий князь литовский Ягайла — сын тверской княжны — повел свои войска на соединение с Мамаем. Все это страницы нашей общей истории, отражающие ее сложный и многогранный характер.

Самое главное, что и на западных, и на восточных русских землях люди говорили на одном языке. Их вера была православной. До середины 15 века сохранялось единое церковное управление.

На новом этапе исторического развития как Литовская Русь, так и Московская Русь могли стать точками притяжения и консолидации территорий Древней Руси. Так получилось, что Москва стала центром воссоединения, продолжая традиции древнерусской государственности. Московские князья — потомки князя Александра Невского — сбросили иноземное иго и стали собирать русские земли.

В Великом княжестве Литовском шли другие процессы. В 14 веке правящая верхушка Литвы обратилась в католицизм. В 16 веке он подписал Люблинскую унию с Королевством Польским, чтобы сформировать Речь Посполитую. Польское католическое дворянство получило значительные земельные владения и привилегии на территории Руси. По Брестской унии 1596 г. часть западного русского православного духовенства подчинялась власти папы римского. Начался процесс полонизации и латинизации, вытеснивший православие.

Как следствие, в XVI–XVII вв. в Приднепровье набирало силу освободительное движение православного населения. Переломными стали события времен гетмана Богдана Хмельницкого. Его сторонники боролись за автономию от Речи Посполитой.

В своем обращении 1649 г. к королю Речи Посполитой Войско Запорожское требовало соблюдения прав русского православного населения, чтобы киевский воевода был русским и греческого вероисповедания, чтобы гонения на церкви Бога остановить. Но казаков не было слышно.

Богдан Хмельницкий тогда делал обращения в Москву, которые рассматривал Земский собор. 1 октября 1653 года члены высшего представительного органа Российского государства решили поддержать своих единоверцев и взять их под покровительство. В январе 1654 года Переяславский собор подтвердил это решение. Впоследствии послы Богдана Хмельницкого и Москвы посетили десятки городов, в том числе и Киев, население которого присягало на верность русскому царю. Между прочим, ничего подобного не произошло при заключении Люблинской унии.

В письме в Москву в 1654 году Богдан Хмельницкий благодарил царя Алексея Михайловича за взятие под крепкую и высокую руку царя всего Запорожского войска и всего русского православного мира. Это значит, что в своих обращениях и к польскому королю, и к русскому царю казаки называли и определяли себя русскими православными людьми.

В ходе затяжной войны между Русским государством и Речью Посполитой некоторые из гетманов, наследников Богдана Хмельницкого, отделялись от Москвы или искали поддержки у Швеции, Польши или Турции. Но, опять же, для народа это была освободительная война. Он завершился Андрусовским перемирием 1667 года. Окончательный итог был закреплен договором о вечном мире 1686 года. В состав Русского государства вошли город Киев и земли на левом берегу Днепра, в том числе Полтавская область, Черниговская область. и Запорожье. Их жители воссоединились с основной частью русского православного народа. Эти территории именовались Малороссией (Малороссией).

Название Украина чаще употреблялось в значении древнерусского слова окраина (периферия), которое встречается в письменных источниках XII века, обозначая различные приграничные территории. А слово украинский, судя по архивным документам, изначально относилось к пограничникам, охранявшим внешние границы.

На правобережье, оставшемся под Речью Посполитой, были восстановлены старые порядки, усилился социальный и религиозный гнет. Наоборот, земли левобережья, взятые под охрану единого государства, быстро осваивались. Сюда массово переселялись люди с другого берега Днепра. Они искали поддержки у людей, которые говорили на одном языке и имели ту же веру.

Во время Великой Северной войны со Швецией народы Малороссии не стояли перед выбором на чьей стороне. Лишь небольшая часть казаков поддержала восстание Мазепы. Русскими и православными считали себя люди всех чинов и степеней.

Старшие казачьи офицеры, принадлежащие к дворянству, достигли вершин политической, дипломатической и военной карьеры в России. Выпускники Киево-Могилянской академии играли ведущую роль в церковной жизни. Так было и во времена Гетманщины — по существу автономного государственного образования с особым внутренним устройством, — и позднее в Российской империи. Малороссы во многом помогли построить большую общую страну — ее государственность, культуру, науку. Они участвовали в исследовании и освоении Урала, Сибири, Кавказа и Дальнего Востока. Кстати, в советский период уроженцы Украины занимали крупные, в том числе высшие, посты в руководстве единого государства. Достаточно сказать, что Никита Хрущев и Леонид Брежнев, партийная биография которых была самым тесным образом связана с Украиной, почти 30 лет руководили Коммунистической партией Советского Союза.

Во второй половине 18 века, после войн с Османской империей, Россия присоединила к себе Крым и земли Причерноморья, которые стали называться Новороссией. Они были заселены выходцами из всех губерний России. После разделов Речи Посполитой Российская империя вернула себе западные древнерусские земли, за исключением Галиции и Закарпатья, которые вошли в состав Австрийской, а затем Австро-Венгерской империи.

Включение западнорусских земель в единое государство было не просто результатом политических и дипломатических решений. В основе этого лежала общая вера, общие культурные традиции и — еще раз подчеркну — языковое сходство. Так, еще в начале XVII века один из иерархов униатской церкви Иосиф Руцкий сообщал в Рим, что люди в Московии называли русских из Речи Посполитой своими братьями, что письменность у них абсолютно идентична, и различия в просторечии были незначительными. Он провел аналогию с жителями Рима и Бергамо. Это, как известно, центр и север современной Италии.

Многовековая раздробленность и проживание в разных государствах естественным образом привели к региональным языковым особенностям, в результате чего появились диалекты. Народный язык обогатил литературный язык. Огромную роль здесь сыграли Иван Котляревский, Григорий Сковорода, Тарас Шевченко. Их произведения являются нашим общим литературным и культурным достоянием. Стихи Тарас Шевченко писал на украинском языке, а прозу преимущественно на русском. Книги Николая Гоголя, русского патриота, уроженца Полтавщины, написаны по-русски, изобилуют малорусскими народными поговорками и мотивами. Как можно разделить это наследие между Россией и Украиной? И зачем это делать?

Юго-западные земли Российской империи, Малороссия и Новороссия, Крым развивались как этнически и религиозно разнородные образования. Здесь жили крымские татары, армяне, греки, евреи, караимы, крымчаки, болгары, поляки, сербы, немцы и другие народы. Все они сохранили свою веру, традиции и обычаи.

Я не собираюсь ничего идеализировать. Известно, что существовал Валуевский циркуляр 1863 г., а затем Эмский указ 1876 г., ограничивавший издание и ввоз религиозной и общественно-политической литературы на украинском языке. Но важно помнить об историческом контексте. Эти решения были приняты на фоне драматических событий в Польше и желания лидеров польского национального движения использовать украинский вопрос в своих интересах. Добавлю, что продолжали издаваться художественные произведения, книги украинской поэзии и народных песен. Имеются объективные свидетельства того, что в Российской империи шел активный процесс развития малорусской культурной идентичности в составе большой русской нации, объединявшей великороссов, малорусов и белорусов.

В то же время среди польской элиты и части малорусской интеллигенции начало формироваться и укрепляться представление об украинском народе как о нации, отдельной от русских. Поскольку исторической основы не было и быть не могло, выводы обосновывались всякими выдумками, доходившими до того, что украинцы были истинными славянами, а русские, москвичи, — нет. Такие гипотезы стали все чаще использоваться в политических целях как инструмент соперничества между европейскими государствами.

С конца 19 века австро-венгерские власти ухватились за этот нарратив, используя его как противовес польскому национальному движению и промосковским настроениям в Галиции. Во время Первой мировой войны Вена сыграла роль в формировании так называемого легиона украинских сечевых стрельцов. Галичане, заподозренные в симпатиях к православию и России, были подвергнуты жестоким репрессиям и брошены в концлагеря Талергоф и Терезин.

Дальнейшее развитие событий было связано с распадом европейских империй, ожесточенной гражданской войной, разразившейся на огромной территории бывшей Российской империи, и иностранной интервенцией.

После Февральской революции, в марте 1917 года, в Киеве была создана Центральная Рада, призванная стать органом верховной власти. В ноябре 1917 года в своем Третьем универсале она провозгласила создание Украинской Народной Республики в составе России.

 

19 декабря17 августа представители УНР прибыли в Брест-Литовск, где Советская Россия вела переговоры с Германией и ее союзниками. На митинге 10 января 1918 г. глава украинской делегации зачитал ноту о провозглашении независимости Украины. Впоследствии Центральная Рада провозгласила Украину независимой в своем Четвертом Универсале.

Провозглашенный суверенитет длился недолго. Всего через несколько недель делегаты Рады подписали сепаратный договор со странами германского блока. Германия и Австро-Венгрия находились в то время в тяжелом положении и нуждались в украинском хлебе и сырье. В целях обеспечения крупномасштабных поставок они получили согласие на отправку своих войск и технического персонала в УНР. Фактически это было использовано как предлог для оккупации.

Тем, кто сегодня передал полный контроль над Украиной внешним силам, будет поучительно вспомнить, что еще в 1918 году такое решение оказалось роковым для правящего режима в Киеве. При непосредственном участии оккупационных войск была свергнута Центральная Рада и к власти был приведен гетман Павел Скоропадский, провозгласивший вместо УНР Украинское государство, находившееся по существу под немецким протекторатом.

В ноябре 1918 года — после революционных событий в Германии и Австро-Венгрии — Павел Скоропадский, потерявший поддержку немецких штыков, взял другой курс, заявив, что Украина должна взять на себя ведущую роль в формировании Всероссийской Федерация. Однако вскоре режим был снова изменен. Настало время так называемого Директората.

Осенью 1918 г. украинские националисты провозгласили Западно-Украинскую Народную Республику, а в январе 1919 г. объявили о ее объединении с Украинской Народной Республикой. В июле 1919 г. украинские войска были разгромлены польскими войсками, и территория бывшей ЗУНР перешла под власть Польши.

В апреле 1920 года Симон Петлюра (изображаемый как один из «героев» сегодняшней Украины) заключил тайные соглашения от имени Директории УНР, уступив — в обмен на военную поддержку — земли Галичины и Западной Волыни Польше. 19 мая20 октября петлюровцы вошли в Киев в составе колонны польских воинских частей. Но не на долго. Уже в ноябре 1920 года, после перемирия между Польшей и Советской Россией, остатки петлюровских войск сдались тем же полякам.

Пример УНР показывает, что разного рода квазигосударственные образования, возникшие на территории бывшей Российской империи в период Гражданской войны и турбулентности, были по своей сути неустойчивыми. Националисты стремились к созданию собственных независимых государств, а лидеры Белого движения выступали за неделимую Россию. Не видели себя за пределами России и многие из республик, созданных сторонниками большевиков. Тем не менее партийные лидеры большевиков иногда фактически изгоняли их из Советской России по разным причинам.

Итак, в начале 1918 года была провозглашена Донецко-Криворожская советская республика и просили Москву включить ее в состав Советской России. Это было встречено отказом. Во время встречи с руководителями республики Владимир Ленин настаивал на том, чтобы они действовали в составе Советской Украины. 15 марта 1918 года ЦК Российской коммунистической партии (большевиков) прямо приказал направить на Украинский съезд Советов делегатов, в том числе из Донецкого бассейна, и создать на съезде единое правительство для всей Украины. Территории Донецко-Криворожской советской республики позже образовали большую часть областей юго-востока Украины.

По Рижскому договору 1921 года, заключенному между РСФСР, УССР и Польшей, к Польше отошли западные земли бывшей Российской империи. В межвоенный период польское правительство проводило активную политику переселения, стремясь изменить этнический состав восточных окраин — польское название нынешних Западной Украины, Западной Белоруссии и части Литвы. Районы подвергались жесткой полонизации, местная культура и традиции подавлялись. Позже, во время Второй мировой войны, радикальные группы украинских националистов использовали это как предлог для террора не только против поляков, но и против еврейского и русского населения.

В 1922 году, когда был создан СССР, одним из учредителей которого стала Украинская Советская Социалистическая Республика, довольно ожесточенные споры среди большевистских лидеров вылились в реализацию ленинского плана образования союзного государства как федерации равноправных республик. Право республик на свободный выход из Союза было закреплено в тексте Декларации о создании Союза Советских Социалистических Республик и впоследствии в Конституции СССР 1924 года. Тем самым авторы заложили в фундамент нашей государственности опаснейшую бомбу замедленного действия, которая взорвалась в тот момент, когда исчез предохранительный механизм, обеспечиваемый руководящей ролью КПСС, а сама партия развалилась изнутри. Последовал парад суверенитетов. 8 декабря 1991 г. был подписан так называемый Беловежский договор о создании Содружества Независимых Государств, в котором говорилось, что СССР как субъекта международного права и геополитической реальности больше не существует. Кстати, Украина так и не подписала и не ратифицировала Устав СНГ, принятый еще в 1993 году. Символично, что в рамках этой политики и с согласия советских властей был возвращен Михаил Грушевский, бывший председатель Центральной Рады, один из идеологов украинского национализма, которого в определенный период времени поддерживала Австро-Венгрия. СССР и был избран действительным членом Академии наук.

Политика локализации несомненно сыграла большую роль в развитии и укреплении украинской культуры, языка и идентичности. В то же время под видом борьбы с так называемым русским великодержавным шовинизмом часто навязывалась украинизация тем, кто не считал себя украинцем. Эта советская национальная политика закрепила на государственном уровне положение о трех отдельных славянских народах: русских, украинцах и белорусах, вместо большой русской нации, о триедином народе, включающем великороссов, малороссов и белорусов.

В 1939 году СССР вернул себе земли, ранее захваченные Польшей. Большая их часть вошла в состав Советской Украины. В 1940 г. в состав УССР вошли часть Бессарабии, оккупированной Румынией с 1918 г., а также Северная Буковина. В 1948 году остров Змеиный (остров Змеиный) в Черном море стал частью Украины. В 1954 году Крымская область РСФСР была передана Украинской ССР в грубое нарушение правовых норм, действовавших в то время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *