Книга «СССР в Лиге наций, 1934-1939 гг.» Хормач И А
-
Книги
- Художественная литература
- Нехудожественная литература
- Детская литература
- Литература на иностранных языках
- Путешествия. Хобби. Досуг
- Книги по искусству
-
Биографии.
- Комиксы. Манга. Графические романы
- Журналы
- Печать по требованию
- Книги с автографом
- Книги в подарок
- «Москва» рекомендует
-
Авторы • Серии • Издательства • Жанр
-
Электронные книги
- Русская классика
- Детективы
- Экономика
- Журналы
- Пособия
- История
- Политика
- Биографии и мемуары
- Публицистика
-
Aудиокниги
- Электронные аудиокниги
- CD – диски
-
Коллекционные издания
- Зарубежная проза и поэзия
- Русская проза и поэзия
- Детская литература
- История
- Искусство
- Энциклопедии
- Кулинария. Виноделие
- Религия, теология
- Все тематики
-
Антикварные книги
- Детская литература
- Собрания сочинений
- Искусство
- История России до 1917 года
- Художественная литература. Зарубежная
- Художественная литература. Русская
- Все тематики
- Предварительный заказ
- Прием книг на комиссию
-
Подарки
- Книги в подарок
- Авторские работы
- Бизнес-подарки
- Литературные подарки
- Миниатюрные издания
- Подарки детям
- Подарочные ручки
- Открытки
- Календари
- Все тематики подарков
- Подарочные сертификаты
- Подарочные наборы
- Идеи подарков
-
Канцтовары
- Аксессуары делового человека
- Необычная канцелярия
- Бумажно-беловые принадлежности
- Письменные принадлежности
- Мелкоофисный товар
- Для художников
-
Услуги
- Бонусная программа
- Подарочные сертификаты
- Доставка по всему миру
- Корпоративное обслуживание
- Vip-обслуживание
- Услуги антикварно-букинистического отдела
- Подбор и оформление подарков
- Изготовление эксклюзивных изданий
- Формирование семейной библиотеки
Расширенный поиск
Хормач И. А.
Читать онлайн «Странная история. СССР в Лиге Наций, 1934—1939 годы», Владимир Кучин – ЛитРес
© Владимир Кучин, 2022
ISBN 978-5-0059-2239-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Глава 1. Пролог «Странной истории»
1.1. Завершение 1-й мировой войны 1914—1918 годов
1-я мировая война, как известно, началась в 1914 году, и на пятый год войны – в 1918 году – Антанта путем невероятных усилий и огромных потерь стала одерживать победы над странами Четвертного союза: Германией, Австро-Венгрией, Османской империей, Болгарией.
Первой из германской коалиции после поражения на Салоникском фронте у Доброполе вышла Болгария: сепаратное перемирие с ней было подписано Антантой в Салониках 29 сентября 1918 года. Болгария капитулировала на тяжелых условиях, в том числе было предусмотрено отречение болгарского царя Фердинанда, что он и сделал в пользу своего сына Бориса 4 октября 1918 года.
3 октября 1918 года Германия обратилась к президенту С. А. С.Ш. (США) Вильсону с предложением взять в свои руки восстановление мира. В своей ноте Германия заявила, что в качестве основы мирных переговоров она принимает программу, изложенную Вильсоном в послании к конгрессу от 8 января 1918 года и затем подробнее развитую в его речи 27 сентября 1918 года (см. Приложение 1. «14 пунктов Вильсона». )
Этому германскому предложению в немалой степени способствовал «Брестский мир» – сепаратный мирный договор, подписанный 3 марта 1918 года в Брест-Литовске представителями Советской России и странами Четвертного союза.
Румыния, оставшаяся в одиночестве на Восточном фронте, 7 мая 1918 года в свою очередь подписала с Центральными державами сепаратный мирный договор, на условиях потери многих территорий.
В течение октября 1918 года шла дипломатическая переписка между Вашингтоном и Берлином, основанная на признании Германией Вильсоновской программы как фундамента будущего мирного договора.
Тем временем успехи сил Антанты на австрийском и турецком фронтах подготовили возможность заключения сепаратных мирных договоров с этими союзниками Германии. 27 октября 1918 года выразила согласие на сепаратное перемирие Австро-Венгрия, фактически уже распадавшаяся:
– 18 октября 1918 года о своей независимости от империи объявила Чехословакия;
– 28 октября 1928 года венские фабрики и заводы прекратили работу. Тысячи солдат и рабочих вышли на улицу с лозунгами: «Да здравствует мир!», «Долой монархию!»;
– 29 октября 1918 года в Праге было провозглашено низложение австрийского императора Карла;
– 29 октября 1918 года Кроатский (Хорватский) сейм также провозгласил низложение императора Карла и объявил об отпадении Кроатии (Хорватии) от Венгрии;
– 31 октября 1918 года в Будапеште победила «революция астр», к власти в Венгрии пришел ставленник Антанты граф Каройи, ставший премьер-министром.
– 31 октября 1918 года в Вене новое австрийское правительство во главе с Карлом Реннером приняло решение провозгласить в Австрии республику, территория которой по своим размерам примерно равнялась территории Австрии образца 1526 года, что и было выполнено 12 ноября 1918 года.
Так за 16 дней в октябре и ноябре 1918 года австрийцы потеряли то, что их предшественники создавали 400 лет.
30 октября 1918 года на борту английского крейсера «Агамемнон» в порту Мудрос (на острове Лемнос) Антанта подписала сепаратное перемирие с Османской империей, для Османской империи это была не только капитуляция, но и потеря всех не турецких территорий.
3 ноября 1918 года на фронте раздались звуки барабана, означавшие сигнал: «прекратить огонь!» Орудия замолчали, люди вышли из окопов. Война закончилась.
Перемирие между Австро-Венгрией и странами Антанты, заключенное 3 ноября 1918 года в Вилла-Джусти; близ Падуи, было результатом переговоров, начатых 29 октября 1918 года делегациями Австро-Венгрии и Италии, и означало капитуляцию всей Австро-Венгрии в мировой войне.
Германия осталась одна перед лицом Антанты.
5 ноября 1918 года Германия была извещена о готовности держав Антанты заключить мир на основе Вильсоновской программы, за исключением пункта о свободе морей, и с возложением на Германию обязанности возместить все убытки, причиненные ею гражданскому населению союзников, в то время как в программе Вильсона, которую Германия соглашалась принимать, говорилось лишь об отводе германских войск из Бельгии и ее восстановлении, и очищении и восстановлении занятых германскими силами территорий Франции.
8 ноября 1918 года маршал Фош в Компьенском лесу близ станции Ретонд встретился с представителями Германии, и вручил им ультимативные условия перемирия.
9 ноября 1918 года перед лицом обстоятельств непреодолимой силы император Германии Вильгельм отрекся и бежал в нейтральную Голландию.
10 ноября 1918 года ряды победителей в мировой войне неожиданно пополнились – Румыния объявила войну Германии.
11 ноября 1918 года в Компьенском лесу между Германией и Антантой было подписано перемирие на условиях победителей, при этом в числе прочего Антанта потребовала от Германии отказаться от мира с Румынией (7 мая 1918 года) и мира с Советской Россией (3 марта 1918 года), что и было Германией выполнено.
В Советской России отреагировали на Компьенское перемирие тем, что 13 ноября 1918 года Постановлением ВЦИК «Брестский мир» – Брест – Литовский договор – был аннулирован.
Так мировая война практически завершилась, но оказалось, что не окончательно – войну продолжила Румыния.
13 ноября 1918 года в Белграде премьер-министр Венгрии граф Каройи подписал с Антантой перемирие от лица Венгрии. Однако это не помешало Румынии, вторично вступившей в войну с Германией за три дня до этого, начать активные военные действия против Венгрии, перемирие с которой Антанта заключила 3 ноября 1918 года как с частью Австро-Венгрии, и вести войну с новой демократической Венгрией по захвату Трансильвании до 19 марта 1919 года (такая – «странная история»).
21 марта 1919 года правительство Каройи уступило власть в Венгрии правительству коммуниста Бела Куна, и войну с Румынией продолжила Венгерская Республика, но это к событиям мировой войны уже не имело отношения.
Нарушение в 1918—1919 годах всех перемирий, подписанных Антантой, со стороны королевской Румынии, активно поощряемой республиканской Францией, в немалой степени способствовало участию Венгрии во второй мировой войне на стороне нацистской Германии.
1.2. Заключение Версальского мирного договора и создание Лиги наций
Вскоре после подписания Компьенского перемирия союзниками было решено, что подписание мирного договора будет проходить в два этапа. На первом этапе государства, воевавшие против германской коалиции, обговорят между собой на предварительной конференции всё содержание мирного договора, Затем на втором этапе проект договора будет вынесен на обсуждение мирного конгресса с участием Германии. Предварительную конференцию решили собрать в Париже, а мирный конгресс – в Версале.
Парижская конференция открылась 18 января 1919 года, точно в 38-ю годовщину провозглашения в Версальском дворце короля Прусского Вильгельма императором германским Вильгельмом I. Так французы не удержались от маленькой мести немцам за свое унижение 1871 года (продолжение «странной истории» – и это большая политика?)
25 января 1918 года пленум Парижской конференции, принял резолюцию, провозглашавшую создание Лиги Наций и включение Устава Лиги Наций (далее Устава) в будущий мирный договор. Тогда же избрана была комиссия для разработки проекта этого договора. В комиссию вошел ряд крупнейших политических деятелей: председателем стал президент С. А. С. Ш. Вильсон, Франция была представлена Леоном Буржуа и профессором Ларнодом, Англия – лордом Робертом Сесиль и генералом Смэтсом, Италия – Орландо, Северо-Американские Соединенные Штаты (помимо Вильсона) – полковником Хоузом. В числе членов комиссии были далее – Венизелос (Греция), Крамарж (Чехословакия), Веснич (Югославия), Гейманс (Бельгия), Веллингтон Ку (Китай).
При этом до начала работы Парижской мирной конференции были разработаны два официальных проекта Устава: американский проект статс-секретаря Лансига, и английский проект лорда Сесиля. На конференции американская и английская делегации, путем обсуждения, создали совместный проект Устава, который после поправок и изменений, стал основой вступившего позднее в действие Устава Лиги наций (см. Приложение 2.).
14 февраля 1919 года комиссия по выработке мирного договора представила его проект пленуму Парижской конференции, этот проект после многих обсуждений и доработок 28 апреля 1919 года был на пленуме конференции единогласно принят.
7 мая 1919 года мирные условия союзников, включавшие и Устав Лиги Наций, были вручены в Версале германской делегации. Германские делегаты пытались путем дискуссий затягивать процесс, поэтому союзниками 16 июня 1919 года были выдвинуты ультимативные требования о немедленном подписании мирного договора.
23 июня 1919 года Германское национальное собрание в Веймаре признало необходимым подчиниться этому ультиматуму, и 28 июня 1919 года в зеркальной галерее Версальского дворца мирный договор был подписан.
Ратификация государствами подписантами Версальского мирного договора заняла несколько месяцев:
– Германия ратифицировала договор 9 июля 1919 года.
– Франция ратифицировала договор 13 октября 1919 года.
– Англия ратифицировала договор 15 октября 1919 года.
– Италия ратифицировала договор 15 октября 1919 года.
– Япония ратифицировала договор 30 октября 1919 года.
Неожиданные события при ратификации Версальского мирного договора стали происходить в Северо-Американских Соединенных Штатах (США). Версальский мирный договор встретил серьезную оппозицию в американском Сенате, участие которого в ратификации было обусловлено американской конституцией. 15 ноября 1919 года при голосовании за ратификацию Версальского договора высказалось большинство американского Сената, но не то большинство в 2/3 голосов, которое по американской конституции требуется для положительного решения. Так Версальский договор не был в США ратифицирован.
Союзники ждали американскую ратификацию Версальского договора до начала января 1920 года. Когда стало окончательно ясно, что эта ратификация откладывается на неопределенный срок, то в соответствии с предусмотренными договором для такого случая процедурами, были сданы имеющиеся протоколы ратификации, и протокол об этой сдаче был подписан в Париже 10 января 1920 года.
В результате 10 января 1920 года Версальский мирный договор вступил в действие, одновременно, как часть Версальского мирного договора, вступил в действие Устав Лиги Наций, и началась работа Лиги наций.
Впереди у Лиги Наций было всего 25 лет работы, но об этом в 1920 году никто не знал, а нас интересуют всего 6 лет работы Лиги наций – с 18 сентября 1934 года по 14 декабря 1939 года – время работы в капиталистической Лиге Наций представителей единственной коммунистической страны – СССР. И мы попробуем относительно подробно рассказать эту «странную историю».
И первой «странностью», имеющей отношение к Лиге наций, которую мы отмечаем, было то, что «отцы Лиги наций» – администрация США во главе с автором идеи Лиги наций президентом Вудро Вильсоном не сумели доказать в своем Сенате необходимость участия своего государства в работе Лиги наций и отдали свое малолетнее «дитя» в руки приемных родителей – а те уж воспитывали его так как умели.
Глава 2. Вступление СССР в Лигу наций
Вступление СССР в Лигу наций было напрямую связано с приходом в начале 1933 года к власти в Германии нацистов. 19 октября 1933 года немецкое правительство письмом министра иностранных дел фон Нейрата на имя Генерального секретаря Лиги Наций Авеноля известило о своем выходе из Лиги Наций. Причиной выхода Германии из Лиги наций был назван отказ западных держав удовлетворить ее требования по предоставлению военного паритета, но в действительности нацистская Германия брала пример с Соединенных Штатов, ликвидируя малейшие возможности эффективного влияния международных организаций на свою политику. Решение о выходе из Лиги Наций нацисты закрепили референдумом, который состоялся 12 ноября 1933 года одновременно с выборами в Рейхстага. Выход из Лиги Наций поддержали более 40 млн. граждан Германии, из 43 млн. голосовавших. Германия вышла из Лиги наций с грубым нарушением ст. 2 Устава Лиги (см. Приложение 2), но она коварно прикрыла свои бюрократические нарушения волеизъявлением граждан Германии – и Лига не решилась на это как-либо возразить.
Дорога для СССР в Лигу Наций была открыта, и уже 25 декабря 1933 года Сталин сообщил московскому корреспонденту «Нью-Йорк Таймс», что если Лига наций может что-то сделать для предотвращения войны, СССР готов тому способствовать. Позиция вождя была поддержана в выступлениях Молотова и Литвинова, и всё это удивило западных лидеров – руководители Союза ССР вдруг забыли недавние обиды и сами желали войти в очень близкие отношения с капиталистами.
Лидерами в Лиге наций были Англия и Франция, и последняя посчитала присоединение СССР к Лиге наций выгодным для себя. Произошло это (и это один из элементов нашей «странной истории») после падения во Франции правительства Даладье в результате событий полуфашистского путча в Париже 6 февраля 1934 года. Путч был подавлен, но власть во Франции перешла к ультраправому «правительству национального единства», возглавляемому Думергом. Думерг не был сторонником СССР, но именно в период его президентства (учитывая то, что в те годы президент Франции имел небольшие полномочия) в 1924 году были установлены дипломатические отношения между СССР и Францией.
Министром иностранных дел в правительстве Думерта с 9 февраля 1934 года стал Барту. Неожиданно «странная история» приблизила друг к другу на расстояние рукопожатия двух знакомых персонажей – министра иностранных дел Франции Барту и Наркома иностранных дел СССР Литвинова. Дело в том, что в 1922 году на знаменитой Генуэзской конференции, Барту был руководителем французской делегации, а Литвинов был одним из главных помощников руководителя советской делегации Чичерина.
Сигнал из Москвы о реальном желании СССР стать членом Лиги наций (далее Лига) был подан, и Барту энергично взялся за реализацию этой фантастической идеи. Барту удалось добиться согласия на приглашение СССР в Лигу у Лондона, в лице министра иностранных дел Саймона, и Рима, в лице министра иностранных дел Италии Гранди. Таким образом, летом 1934 года три постоянных члена Совета Лиги (Великобритания, Франция, Италия) начали консультации по дипломатическим каналам со своими коллегами – представителями стран членов Лиги, и предприняли попытку убедить их присоединиться к приглашению Лигу, с которым они обратятся к Советскому правительству.
В сентябре 1934 года Барту, Саймону и Гранди было известно, что подавляющее большинство стран членов Лиги было готово проголосовать за прием СССР в Лигу, а против этого намеревалось выступать незначительное меньшинство. Ранее существовал вариант предложить правительству СССР самому подать заявку на вступление в Лигу. Но он стал де-факто невозможен после того, как в 1931 году в Лигу была приглашена Мексика, а в 1932 году в Лигу была приглашена Турция. После таких прецедентов, трудно было ожидать, что великая держава подаст заявку по-старому, и необходимо было оформить для СССР именно приглашение в Лигу.
И в этом вопросе возникли сложности. В 1931 и 1932 годах приглашения направлялись посредством резолюций Ассамблеи Лиги. Но резолюцию Ассамблеи можно предотвратить одним голосом против (ст. 5 Устава – см. Приложение 2.) и уже было ясно, что будет подано несколько таких голосов, так как против резолюции с приглашением СССР в Лигу уже готовились проголосовать Нидерланды, Португалия и Швейцария. Одновременно с этим, если перед Ассамблеей (Собранием) был бы поставлен вопрос о приеме СССР в Лигу на основе заявки, для положительного решения было достаточно большинства в две трети голосов (ст. 1 Устава – см. Приложение 2), которое вполне набиралось.
Трио постоянных членов Совета Лиги, и первую очередь Барту, нашли выход из создавшегося процедурного тупика путем оформления неформального приглашения к СССР от имени не Ассамблеи, а тех держав, которые были готовы его подписать. Литвинов, в это время находился в гостинице в Эвиане – французском городке на берегу Женевского озера, ему сообщили эту идею, и он согласовал такой вариант, при условии, что список подписантов будет солидным. Литвинов ответил (вероятно, лично Барту), что на такое неформальное приглашение советское правительство немедленно ответит в ясных и сердечных выражениях, которые можно будет рассматривать как заявку на прием в члены Лиги.
Все, вроде бы, наладилось. Небольшие процедурные заминки помог решить глава правительства Ирландии де Валера, готовый, по его словам, проголосовать за вступление СССР в Лигу. Пришлось преодолеть негативное мнение представителей ряда государств, больших и малых, которые справедливо говорили, что решения Ассамблеи не должны готовиться заранее на заседаниях в гостиничных номерах или путем индивидуального сбора подписей от делегаций. Барту со свойственным ему напором не отступил, в результате чего Приглашение (в виде телеграммы) было подписано тридцатью членами Лиги, и советский ответ был, как и обещал Литвинов, «ясным и сердечным» (см. Приложение 3).
17 сентября 1934 года обмен телеграммами между Лигой и Советским правительством (в действительности Литвиновым из Эвиана через Москву – «странная история») был передан в руки Председателя Ассамблеи. Вопрос был немедленно передан в 6-ой комитет Лиги и рассмотрен на открытом заседании этого комитета в тот же день.
Комната 6-го комитета была битком набита делегатами и возбужденными журналистами, ожидающими сенсацию – и допуск СССР в Лигу и отказ от допуска – оба варианта становились сенсацией («странная история») – а это мечта любого журналиста.
Было известно, что представитель Швейцарии – Мотта будет основным выступающим против приема СССР, а Барту – лидером стороны, выступающим за прием СССР в Лигу. Мотта и Барту были известными спорщиками, и состязание между ними по столь животрепещущему вопросу обещало быть интересным событием. Но форма советского ответа буквально выбила почву из-под ног Мотта, потому что Советское правительство обещало соблюдать все обязательства, связанные с членством в Лиге наций. Мотта объяснил свою позицию по недопуску СССР в Лигу только враждебностью швейцарского общественного мнения. Мотта осудил коммунизм, атеизм и гонения на религию, а также указал на опасность мировой революции. В результате журналисты не услышали ничего нового, по сравнению с речами ораторов времен Великой французской революции из 18-го века. Позицию Швейцарии поддержали делегаты Португалии, Бельгии, Аргентины, Голландии. Они ссылались на потери, которые понесли в России их граждане и на оскорбления, нанесенные их дипломатам, т.е. мало чего добавили к швейцарским аргументам Мотта против приема СССР в Лигу.
Ответ Барту был посвящен тем вопросам, которые его противники оставили в стороне. По словам Барту, именно его французские соотечественники понесли больше финансовых потерь при утрате своих российских инвестиций, чем любые другие. А также никто не мог быть более враждебен к советской религиозной нетерпимости, чем они. Но разве не благодаря более тесному сотрудничеству с другими государствами советский режим может стать более терпимым? Большим достижением является уже то, что СССР обещает принять и неуклонно выполнять Устав Лиги. Главной заботой Лиги была и будет не внутренняя доктрина государств – членов, а их международные действия. Собрание наций должно поддерживать мир! Может ли наше Собрание сегодня вернуть СССР в ту изоляцию, которая была вернейшим катализатором будущей войны?
Позиция Барту по вопросу приема СССР в Лигу была поддержана Великобританией. «Наша внешняя политика», – сказал ее представитель лорд-хранитель печати Иден, – «была основана на Лиге наций с момента ее создания, и мы приветствуем это увеличение ее мощи и ресурсов». Позицию Великобритании, изложенную Иденом, поддержали Италия, Польша, Чехословакия, Канада и Турция.
Голосование в 6-м комитете принесло такие результаты: 38 – «за», 3 «против», 7 – «воздержались». На основе этих результатов вопрос о приеме СССР в Лигу вынесли из 6-го комитета на Ассамблею (Собрание) Успех Барту был полный!
В Ассамблее на следующий день 18 сентября 1934 года голосование проводилось по двум вопросам.
При вопросе о приеме СССР в Лигу: – 39 проголосовали за принятие, 3 против (Голландия, Португалия и Швейцария) и 7 воздержались.
При голосовании по вопросу предоставления для представителя СССР постоянного места в Совете Лиги было подано 40 голосов «за» при 10 воздержавшихся. Сразу же после вступления в Лигу наций представителю СССР предоставили пост заместителя генерального секретаря Лиги, и его занял наркоминдел Литвинов.
Перед голосованием представитель Ирландии де Валера взял слово. Он призвал Советское правительство разрешить свободу вероисповедания всем своим гражданам, и, утверждая, что выступает от имени не только 300 миллионов католиков, но и от всех последователей Христа, предположил, что, если этого не сделать, все христиане потеряют веру в Лигу.
Все время до окончательного оглашения результатов голосования в Лиге советские делегаты – наркоминдел Литвинов, полпред СССР во Франции Потемкин и полпред СССР в Финляндии Штейн находились в круглом зале Дворца Наций у двери зала заседаний.
Когда голосование закончилось, советские делегаты вошли в зал и заняли свои места, а Литвинов впервые выступил перед Ассамблеей. (См. рис. 2.1.). Литвинов кратко рассказал историю отношения СССР к Лиге, прошедшую три этапа: первые годы подозрительности, когда СССР, чувствовал себя объектом всеобщей враждебности, и всерьез опасался, что Лига может быть средством, используя которое остальной мир мог бы планировать коллективные действия против СССР; постепенное расширение контактов СССР с Лигой через Экономическую конференцию, Конференцию по разоружению и другие структуры; окончательная убежденность в том, что Лига и Советский Союз имеют общую цель – поддержание мира. «Чем больше агрессивные элементы в мире показывали, что они находили ограничения Лиги мешающими и пытались избавиться от них», – говорил Литвинов, – «тем больше СССР чувствовал необходимость принять их. Советский Союз убежден, что никакая война крупных масштабов не может быть локализована и что, где бы она ни произошла, она окажется первой из череды последующих конфликтов и войн. Советский Союз не имеет завышенного представления о способности Лиги наций поддерживать мир». «Но Советский Союз считает», – завершал свое выступление Литвинов, – «что Лига может многое сделать для уменьшения опасности войны, и Советское правительство полно решимости участвовать в этом в меру своих возможностей».
Неожиданное и стремительное вступление СССР в Лигу наций для советского народа объяснялось 20 сентября 1934 года в газете «Известия» в статье «СССР в борьбе за мир».
В статье отмечалось, что Советское правительство и народы СССР —
«прекрасно отдают себе отчет в том, что одновременно не все государства, входящие в Лигу наций, будут действительно бороться за сохранение мира. Советский Союз вступает в Лигу наций именно для того, чтобы поддержать те державы, которые будут бороться за сохранение и укрепление мира».
Молотов в отчётном докладе о работе правительства VII съезду Советов СССР 28 января 1935 года дал партийную трактовку факту вступления СССР в Лигу наций, он, в частности, сказал:
«Советский Союз не мог не признать целесообразным сотрудничество с Лигой наций в этом деле (т. е. деле борьбы за мир), хотя нам и не свойственна переоценка роли подобных организаций. Нечего уже говорить о том, что приглашение СССР Лигу наций 30-ю государствами отнюдь не умаляет международного авторитета Советского Союза, а говорит об обратном. Мы записываем этот факт в свой актив».
Завершаем 2-ю главу «странной истории» сообщением трагическим – всего через 3 недели после блестящей победы Барту в его битве за прием СССР в Лигу он был смертельно ранен и умер. Это произошло в Марселе 9 октября 1934 года, где Барту встречал югославского короля Александра I. На Александра совершил покушение усташ болгарин Владо Чернозёмский (кличка «Владо-Шофёр»). Владо смертельно ранил Александра I, полицейские смертельно ранили Владо. Барту был также ранен и вскоре умер. 40 лет считалось, что Барту пострадал от выстрела Владо, но в 1974 году судебная экспертиза установила, что Барту умер от раны нанесенной 8-мм пулей из полицейского оружия, в то время как Владо-Шофёр стрелял из маузера пулями калибром 7,62 мм.
Последует ли Россия за СССР, исключенным из Лиги Наций за вторжение в Финляндию в ушедшую эпоху? — Global Issues
Заседание Совета Безопасности ООН по ситуации в Украине, 27 февраля 2022 г. Фото: ООН/Лой ФелипеОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, 1 марта (IPS) — Российская Федерация, осужденная во всем мире за вторжение в страну-основателя Организации Объединенных Наций и нарушение Устава ООН, подверглась шквальному огню во время редкой чрезвычайной специальной сессии 19-гоГенеральная ассамблея, состоящая из 3 членов, является высшим директивным органом Организации.
Экстренное заседание впервые за 40 лет состоялось по запросу Совета Безопасности ООН (СБ ООН).
Пережив критическую резолюцию в СБ ООН на прошлой неделе из-за своего вето, Россия снова осталась в политической изоляции, поскольку критические замечания исходили от более чем 100 выступавших, участвовавших в однодневных дебатах.
Заседания в Совете Безопасности и Генеральной Ассамблее, однако, оставили без ответа два вопроса: Приведут ли убийства гражданских лиц в Украине к расследованию военных преступлений? И не столкнется ли Россия в конце концов с маловероятной перспективой исключения из Генеральной Ассамблеи?
Возвращаясь к истории, Лига Наций, предшественница Организации Объединенных Наций, сформированная в конце Первой мировой войны, исключила Союз Советских Социалистических Республик (СССР) в декабре 1939 года в ответ на советское вторжение в Финляндию. предыдущий месяц.
Луи Шарбонно, директор Хьюман Райтс Вотч при Организации Объединенных Наций, заявил IPS Россия, возможно, на прошлой неделе наложила вето на резолюцию в Совете Безопасности ООН, хотя как сторона в украинском конфликте она должна была воздержаться. Она стояла одна — даже ее стойкий товарищ Китай отказался от России и воздержался.
Но если целью России было заставить замолчать государства-члены ООН, она с треском провалилась, о чем свидетельствует историческая Чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, сказал он.
«Мы надеемся, что Генеральная Ассамблея примет решительную резолюцию, требующую соблюдения прав человека и международного гуманитарного права, защиты гражданских лиц и подчеркнет необходимость привлечения к ответственности за военные преступления и злоупотребления», — заявил Шарбонно.
Семьи несут свои вещи через погранпереход Зосин в Польше после бегства из Украины. Фото: УВКБ ООН/Крис Мельцер«И мы надеемся, что либо Генеральная Ассамблея, либо Совет по правам человека быстро создадут комиссию по расследованию военных преступлений, злодеяний и других нарушений со стороны сторон конфликта. Они должны знать, что если вы нарушите законы войны, вам придется ответить за свои преступления», — отметил он.
Последняя чрезвычайная специальная сессия, запрошенная Советом Безопасности, была в 1982 году по кризису на Голанских высотах.
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) сообщило 28 февраля, что боевые действия в Украине вынудили около полумиллиона человек пересечь границу страны, спасаясь от наступающих российских вооруженных сил.
Также поступали сообщения о гибели более 350 мирных жителей, в том числе женщин и детей, что спровоцировало гуманитарный кризис.
В 1974 году Южная Африка была исключена из Генеральной Ассамблеи после принятия резолюции 1973 года, которая назвала апартеид «преступлением против человечества».
Но маловероятно, что нынешняя Генеральная Ассамблея пойдет в этом направлении, потому что Российская Федерация, правопреемник СССР, является постоянным членом Совета Безопасности с правом вето.
Фото: South Africa History OnlineТем временем, пока продолжалась экстренная специальная сессия, Соединенные Штаты проинформировали как Организацию Объединенных Наций, так и Постоянное представительство России при Организации Объединенных Наций о том, что они находятся в процессе выдворения 12 «разведчиков из российской миссии, которые злоупотребили своими привилегиями проживания в Соединенных Штатах, участвуя в шпионской деятельности, наносящей ущерб нашей национальной безопасности».
«Мы предпринимаем эти действия в соответствии с Соглашением о штаб-квартире ООН. Эта акция разрабатывалась в течение нескольких месяцев», — заявил Госдепартамент США 28 февраля9.0013
Томас Г. Вайс, заслуженный научный сотрудник Чикагского совета по глобальным делам в области глобального управления, заявил IPS, что, хотя Россия, бряцающая ядерным оружием, является таким же изгоем, как апартеид в Южной Африке, нет никаких шансов, что Россия будет отстранена от работы.
«Как мы все знаем, существуют разные правила для гусаков крупных держав, которые не применяются к большинству гусей из государств-членов», — указал он.
«Специальная» сессия Генеральной Ассамблеи, так сказать, «особая» и использовалась лишь несколько раз за три четверти столетия истории ООН. Он добавил, что количество соавторов говорит о том, насколько изолирована Москва.
Возможно, есть надежда, что обычный хор голосов, считающих суверенитет неприкосновенным — вспомните Китай и Индию — начнет говорить «нет» российскому ирредентистскому империализму? заявил Вайс, президент-профессор политологии и почетный директор Института международных исследований Ральфа Банча в Центре выпускников Городского университета Нью-Йорка (CUNY).
Рассказывая об исключении России из Лиги Наций в ушедшую эпоху, он заметил: «Лига была на последнем издыхании. Будем надеяться, что ООН нет!»
Барбара Кроссетт, бывший глава бюро ООН для New York Times и в настоящее время пишущий редактор PassBlue.com, сообщила IPS, что позиции России в мировом сообществе очень сильно ослабли из-за жестокого неспровоцированного нападения, которое спровоцировало массовые проукраинские протесты. по всему миру, которые беспристрастны и неидеологичны, кажется, требуют, чтобы какого-то значимого государства-члена ООН вряд ли можно было избежать.
«Моя собственная восточноевропейская семья — или то, что от нее осталось — не привлекала такого внимания после вторжения в Венгрию или Чехословакию», — сказала она, указывая на изображения хорошо одетых беженцев, бегущих с родины. а также Бранденбургские ворота и Эмпайр-стейт-билдинг (среди многих других мест), подсвеченные украинскими цветами, могут иметь значение, считает Кроссетт, старший научный сотрудник Института Ральфа Банча в Городском университете Нью-Йорка и соавтор с Джорджем Перковичем из раздела об Индии в 2009 г. книга Полномочия и принципы: международное лидерство в сжимающемся мире.
Йенс Мартенс, директор Глобального политического форума в Бонне, заявил IPS, что неспособность отреагировать на вопиющее нарушение Путиным международного права еще раз доказывает неэффективность Совета Безопасности и его анахроничный состав и правила вето.
Право вето «пятерки» — а именно США, Великобритании, Франции, Китая и России — всегда было серьезным препятствием для разрешения глобальных конфликтов, сказал он, указав на чрезвычайную специальную сессию Генеральной Ассамблеи в рамках Объединения за Мирная резолюция – единственный способ для членов ООН осудить нарушение Россией Устава ООН.
«Это демонстрирует, что видение ООН остается очень актуальным. Это, вероятно, не изменит мнение Путина, но может оказать моральную поддержку российскому гражданскому обществу и оппозиционным группам, которые отвергают войну и борются за мир и демократию.
Ввиду паралича Совета Безопасности Генеральная Ассамблея как единственный глобальный орган с универсальным членством должна играть гораздо более важную роль. В этом отношении чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи может иметь важную сигнальную функцию и создать прецедент на будущее, сказал Мартенс.
Обращаясь к делегатам, Председатель Генеральной Ассамблеи Абдулла Шахид сказал, что продолжающееся военное наступление является оскорблением для основателей этой Организации и всего, за что она стоит.
«Насилие должно прекратиться. гуманитарное право и международное гуманитарное право должны соблюдаться. И дипломатия и диалог должны преобладать».
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш сообщил делегатам, что хотя российские удары, как сообщается, в основном нацелены на украинские военные объекты, «у нас есть достоверные данные о жилых домах, критически важной гражданской инфраструктуре и других невоенных объектах, которым нанесен серьезный ущерб».
Гражданские лица, в том числе дети, были убиты в результате насилия. «Хватит», — сказал он. «Солдаты должны вернуться в свои казармы. Лидеры должны двигаться к миру. Гражданские лица должны быть защищены». Международное гуманитарное право и право прав человека должны соблюдаться».
Мир столкнулся с трагедией для Украины, добавил он, а также с крупным региональным кризисом с потенциально катастрофическими последствиями для всех.
Гутерриш также сообщил, что российские ядерные силы приведены в состояние повышенной боевой готовности. «Это пугающее развитие событий. Сама идея ядерного конфликта просто немыслима. Ничто не может оправдать применение ядерного оружия», — сказал он9.0013
По его словам, на сегодняшний день убито 352 украинца, в том числе 16 детей, более 2000 получили ранения. Он сказал, что сейчас самое время помочь своей стране.
Посол Украины Сергей Кислица заявил, что впервые с момента создания ООН в центре Европы разворачивается полноценная война.
«Если не выживет Украина, не выживет международный мир. Если Украина не выживет, ООН не выживет, не питайте иллюзий. И если Украина не выживет, мы не удивимся, если в следующий раз рухнет демократия», — предупредил он.
Если Организация Объединенных Наций не сможет отреагировать на кризис, она столкнется не только с критикой — ее ждет забвение, сказал он.
Он также указал, что, хотя Российская Федерация сделала все возможное, чтобы узаконить свое присутствие в Организации Объединенных Наций, ее членство не является легитимным, поскольку Генеральная Ассамблея никогда не голосовала за ее прием в Организацию после распада Советского Союза в Декабрь 1991 года.
Посол Российской Федерации Василий Небензя заявил, что корень конфликта лежит в ногах властей Украины и поддерживающих их стран Запада. Сейчас в СМИ распространяется ложь, в том числе о том, что Российская Федерация обстреливает мирных жителей.
«Националисты, однако, развертывают тяжелую технику и действуют в жилых районах — тактика, используемая террористами, которую необходимо осудить». В течение восьми лет, по его словам, правозащитный орган сообщал о том, как зарождались и содержатся неонацисты в Украине, как осужденные преступники и осужденные совершают тяжкие преступления, 25 тысяч автоматов раздается без документов, а партиям ставятся задачи. с скотобойнями.
Российская Федерация не начинала эти боевые действия, которые были развязаны Украиной, сказал он, добавив, что «Россия стремится положить конец этой войне».
Посол Китая Чжан Цзюнь, страны, которая воздержалась при голосовании в Совете Безопасности против России, заявил делегатам, что, как постоянный член Совета Безопасности, Китай недвусмысленно требует соблюдения суверенитета и территориальной целостности всех стран.
«Холодная война давно закончилась, и разжигание новой холодной войны ничего не даст», — сказал он, предупредив, что безопасность одной страны не должна обеспечиваться за счет безопасности другой, и предостерег от расширения любых военных блоков.
IPS News Bureau Report
Follow @IPSNewsUNBureau
Follow IPS News Бюро ООН в Instagram
Просмотрите связанные темы новостей: Читайте последние новости: Новости по теме
Последние новости
- Торговля, экономика и смежные вопросы
- Геополитика
- Контроль над вооружениями
- Торговля оружием — основная причина страданий
- Международный уголовный суд
- Внешняя политика — проецирование силы
Межвоенные годы (1919–1938): Лига Наций (1920–1935)
Резюме
Президент США Вудро Вильсон намеревался Лига Наций должна стать основным органом международного международного сообщества нового типа. отношения, основанные на сотрудничестве всех народов мира. Лига должна была быть сосредоточена в Женеве, Швейцария, на нейтральной территории. Небольшой страны, а также крупные страны были приглашены присоединиться, в зависимости от их принятие Соглашения Лиги. Лига Наций впервые собралась в 19 ноября20. На этом первом заседании были представлены сорок две страны. Заметно отсутствовали Германия, Россия и США. Германия, идентифицировано как агрессору в Первой мировой войне, было запрещено прием сначала и допущен в 1926 году. Россия, ныне Советский Союз, не была приглашен в Лигу из-за радикальной политики нового коммуниста правительство. Советский Союз окончательно стал членом Лиги в 1935 г. В В ноябре 1919 года Сенат США проголосовал против принятия членства в Лиге. и нация так и не присоединилась.
Лига Наций действовала через три учреждения: Ассамблею, Совета и Секретариата. Ассамблея собиралась ежегодно и состояла из делегаций от каждой страны-члена. Каждый член имел один голос. Совет был состоит из четырех постоянных членов и четырех непостоянных членов, выступающих в качестве своего рода кабинет с некоторыми исполнительными полномочиями. Совет отвечал за предотвращение войны путем разоружения, разрешения споров и наблюдения за мандаты Лиги. Секретариат был государственной службой Лиги, подготовка повестки дня Ассамблеи и Совета, ведение делопроизводства цели и подготовки документов к публикации.
Лиге Наций удалось оказать помощь обанкротившимся странам, надзор за его мандатами и разрешение конфликтов между второстепенными державами. В начале 1920-х годов Лига предприняла две попытки наметить механизм, какие международные конфликты могут быть сдерживаемы и разрешены. Оба метода направленный на выявление нации-агрессора и обещание Лиги поддержки жертве. Договор о взаимопомощи, первый из этих двух усилий, был составлен в 1923. Он предложил, чтобы Совет объявил, какая сторона конфликта агрессора в течение четырех дней после начала конфликта, после чего члены Лиги автоматически должны будут поддерживать нацию-жертву. договор потерпел неудачу из-за консенсуса в отношении того, что решение о том, какая сторона конфликта является агрессора было слишком сложно сделать всего за четыре дня и без каких-либо конкретных руководящие указания. Договор также предусматривал военное участие со стороны стран-членов, пункт, неприятный для многих. В 1925, Лига пыталась один раз еще раз наметить механизм сдерживания войны. Женевский протокол предусмотрено обязательное арбитражное рассмотрение международных споров Лигой. Любая нация, не желающая подчиняться арбитражу Лиги, будет объявлена агрессор. Это предложение было отклонено британской делегацией, чья заокеанские колониальные лидеры опасались, что их втянут в европейские дел Женевским протоколом.
Сначала Лига Наций была провозглашена бастионом новой системы международные отношения в Европе. Так называемая «старая дипломатия» известна как Вестфальская система, поскольку она действовала после подписания Вестфалия, подписанная по окончании Тридцатилетней войны в 1648 г. майором Европейские державы. При Вестфальской системе элиты правительства часто тайно встречались, чтобы решить судьбу Европы и мира. Первая Мировая Война разрушил старую систему вместе с империями, которые ее поддерживали. Американское участие в войне было важным шагом к изменению баланса мировой державы и начало конца европейского господства. жестокости, а для некоторых и очевидной ненужности войны и меняющегося лица европейской географии привели к новым идеям о том, как должны вестись международные дела. удалось. Скрытность вестфальской системы привела к мелочным обиды, погоня за узкими интересами и раскол Европы в воюющие лагеря. Многие, в том числе Вудро Вильсон, считали, что более открытый, всесторонний инклюзивная система будет больше способствовать сотрудничеству, концепция международная справедливость и мир. Лига рассматривалась как способ институционализировать эти цели и стремиться к миру как к коллективному миру сообщество.
Лига Наций была организацией, раздираемой противоречиями и недостатки с самого начала. Членство определялось принятием Устав Лиги, в котором излагались цели и философия, на которых был основан. Соглашение, однако, было разработано небольшими комитетами за закрытые двери, тем самым нарушая дух «открытых заветов, к которым открыто пришли» изложена в самом Уставе Лиги. Это противоречие предвещало аналогичные кризисы идеологии в будущем для Лиги. Соединенные Штаты отказ от вступления в Лигу Наций стал серьезным ударом по надеждам ее основателей и взглядам Вильсона на характер «новой дипломатии». Это также ознаменовало начало периода изоляционизма США, который удерживал США фактически вне европейских политических дел на протяжении большей части межвоенного период.
Основание и структура Лиги Наций были созданы прежде всего с целью предотвращения будущих войн, новая концепция для европейцев, которые традиционно считал войну необходимым и неизбежным следствием международные отношения. Однако Лига так и не смогла прийти к решению по как это лучше сделать, не ущемляя суверенитета члена стран, как это было бы в случае заключения Договора о взаимопомощи или был принят Женевский протокол.