Ссср и югославия: СССР и Югославия: история потерянной дружбы

СССР и Югославия: история потерянной дружбы

Советский Союз и Югославию, которая образовалась на Балканском полуострове в 1918 году, всегда связывали достаточно тесные, но сложные отношения.

Первоначально в государстве, куда входили Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Далмация, Сербия и Черногория, господствовала монархия, а сама страна называлась Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (КСХС).

Однако все изменилось в 1945 году: в этот день была принята декларация, согласно которой монархия была ликвидирована, и на территории бывшего королевства образовалась Федеративная Народная Республика Югославия. Позднее, в 1963 году, страна получила новое название – Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). Это государство просуществовало до 1992 года, а затем разделилось на шесть независимых стран и одно частично признанное государство – Косово.

Поначалу коммунистический режим, введенный Иосипом Броз Тито, вызывал одобрение СССР, однако в 1948 году казавшиеся прочными отношения дали трещину.

В условиях холодной войны с США, которая началась в 1947 году, Иосиф Сталин стремился максимально усилить контроль над странами Восточной Европы. В частности, он настаивал на включении Югославии в Балканскую федерацию. Тито же, напротив, после Второй мировой войны, в ходе которой ему удалось организовать массовое партизанское движение, ощутил свою самостоятельность и отказался подчиняться Сталину.

В итоге Советский Союз прекратил всякое сотрудничество с Югославией и начал активную кампанию критики в адрес Тито, к которой позднее присоединились все компартии.

Этот конфликт имел важные последствия для Югославии. После разрыва с СССР руководство страны начало активно сотрудничать со странами Запада, в особенности с США.

Сложную историю этих отношений, начиная с образования Югославии и заканчивая ее распадом и конфликтом в Косово, в интервью «Истории.РФ» описала доктор исторических наук, руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Юрьевна Гуськова.

О любви к России запрещалось говорить целым поколениям

– Елена Юрьевна, нашу страну и Югославию связывали довольно долгие и непростые отношения. Как они повлияли на современные контакты с Сербией, Хорватией и другими странами, которые сейчас находятся на месте СФРЮ?

– Многие православные народы бывшей Югославии, включая Сербию, имеют долгую историю дружбы, покровительства и взаимопомощи, если говорить о XVIII, XIX и XX веках. И с сербским народом мы всегда были на одной стороне. А вот, допустим, с хорватами или мусульманским народом Боснии и Герцеговины у нас не получалось построить хорошие отношения. Они были в противоположном лагере в Первой мировой и Второй мировой войнах. После Второй мировой войны обозначилось наше сотрудничество с партизанским движением Иосипа Броз Тито. Но отношения складывались достаточно трудные, они разделяются на несколько периодов.

– Расскажите об этих этапах.

– Первый период начался сразу после Второй мировой войны, это была, скажем так, первая пятилетка. Отношения были очень хорошие, потому что Иосип Броз Тито просто копировал нашу советскую систему, заимствовал всю эту социалистическую модель и становился сам очень похож на Сталина – по манере управления, по манере неприятия оппозиции и т. д. Но в 1948 году между Сталиным и Тито произошел конфликт, который повлиял на все дальнейшие периоды развития наших взаимоотношений. Поэтому после 1948 года в Югославии выросло несколько поколений, которым запрещалось говорить о любви к России, а в Советском Союзе вообще о Югославии говорили очень мало, практически не говорили вовсе. В газетах если и писали об этой стране, то только о спорте и немного о культуре.

Но ведь потом был и благоприятный период?

– Отношения выровнялись в середине 1950-х годов и были достаточно ровными, но с небольшими периодами осложнений. Например, так было после ввода советских войск в Чехословакию. Это очень сильно повлияло на период наших отношений конца 1980-х начала 1990-х годов и особенно на период начала распада Югославии.

– В том, как перестали существовать СССР и СФРЮ, по мнению ряда историков, есть некоторые сходства. Какое значение распад Югославии имел для нашей страны? И почему вообще это произошло?

–Наши периоды распада практически совпали: в конце 1991 года распался Советский Союз, в начале 1991-го стала распадаться Югославия. Причем в распаде Югославии очень большую роль сыграл внешний фактор. Соединенные Штаты Америки (теперь уже можно об этом говорить) провели практически целую спецоперацию по развалу Югославии. Кроме того, они старались сделать все, чтобы Советский Союз и позже Россия, не дай бог, не помогли в этой ситуации Сербии. Поэтому, когда руководство страны (особенно военное руководство) в конце 1990 года обратилось к Москве с просьбой помочь, Москва ответила категорическим отказом. Ответ последовал от Михаила Горбачева и от нашего Министерства обороны.

– Что произошло дальше? Распад Югославии ведь длился целых 17 лет…

– Югославия начала распадаться кровавым образом: прошла короткая, но все-таки существенная война в Словении, потом была очень кровавая война в Хорватии в 1991 году, с 1992 по 1995 год шла война в Боснии и Герцеговине. Все это время Россия занимала очень прозападную позицию. Вся система Министерства иностранных дел выполняла задачу попытки ввести Россию в новое, демократическое общество во главе с США. Поэтому сербам пришлось в этой ситуации самим отстаивать, как они считали, справедливость и делать это без поддержки Москвы.

«Наш министр ИХ иностранных дел»

– Вы сказали, что наше руководство отказало Югославии в помощи. Почему? У нас вообще была какая-то возможность вмешаться в этот конфликт? Разве мы не заключили с Югославией какой-то новый договор о сотрудничестве взамен того, который был расторгнут в 1949 году?

– Нет, у нас никакого договора не было. Если и мог быть какой-то договор, то с СФРЮ, но ведь страна распадалась. О своем выходе (из состава Югославии – прим. ред.) заявили Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, а Сербия и Черногория остались с нами (в дружеских отношениях – прим. ред.). И в этой ситуации они по старой дружбе, вспоминая XIX век и первую половину XX века, звонят в Москву и спрашивают: «Можете ли вы нам помочь в этой ситуации?» Они прекрасно понимали, что Запад помогает этим республикам (Хорватии, Боснии и другим – прим. ред.) выйти из состава Югославии. И тогда Россия ответила отказом. Почему? Потому что министром иностранных дел тогда был Андрей Козырев. В то время его даже называли «наш министр их иностранных дел». Козырев не отстаивал национальные интересы России, он вообще о них не знал и спрашивал о них американских политиков! Остались документы, которые это подтверждают.

– Почему Козырев занимался такими важными государственными вопросами, которые должен был решать глава государства?

– Позиция всего руководства страны была такова. Несмотря на то что внешнюю политику России, согласно Конституции, должен формировать президент, Ельцин полностью отдал внешнюю политику на откуп министру иностранных дел, для этого даже был издан специальный указ. Поэтому формировал и осуществлял всю внешнюю политику России именно Козырев.

– Некоторые эксперты отмечают, что, когда Югославией руководил Тито, страна играла роль своеобразного посредника между Западом и некоторыми коммунистическими странами – к примеру, Китаем эпохи правления Мао Цзэдуна. Каким образом Югославии удалось стать таким связующим звеном?

– Когда Югославия вышла из социалистического лагеря после конфликта 1948 года, она продолжала строить социализм, но оставалась изолированной. Поэтому Югославии пришлось лавировать между восстановлением отношений с Советским Союзом и поддержкой Запада, который сразу дал «зеленый свет» отношениям с ней. Запад мечтал, что Югославия станет тем клином, который разобьет весь советский блок. Поэтому Югославия получала деньги от США и других стран и в политическом отношении создала систему неприсоединения, которая действительно являлась серьезным фактором во внешней политике.

Косово: не уникум, а прецедент

– На одном из сайтов, посвященных Сербии, я наткнулась на такое высказывание: «Российская Федерация на данный момент представляет собой самую активную силу, которая отказывается признавать независимое косовское государство. Вопрос статуса Косово, таким образом, становится одним из спорных моментов в сотрудничестве между Москвой и Западом». Так ли это?

– Когда Косово заявило о своем стремлении к независимости, Россия сразу высказалась против. Косово сразу поддержали, прежде всего, Соединенные Штаты. В общем-то, Косово – это проект Вашингтона. Россия обосновывала свою позицию тем, что этот факт должен стать прецедентом в международном праве. То есть этот случай должен касаться не только Косово, а стать универсальным для всего человечества. Международные организации должны разработать критерии выхода территорий из многонациональных и многоконфессиональных государств. И каждой территории, которая захочет отделяться, будет известно, удовлетворяет она этим критериям или нет.

– Какие это должны быть критерии?

– Например, может ли территория экономически самостоятельно существовать, нет ли там этнических столкновений, нет ли там войны, нет ли геноцида над каким-то населением и т. д. Таких критериев можно разработать много. Так вот если бы такие критерии существовали, то Косово никогда бы не смогло претендовать на независимость. Но американцы сказали, что это будет касаться только Косово, так как это исключительный случай для человечества. Россия предупредила, что после Косово в мире начнется целое движение за получение независимости. Поэтому в 2007 году Россия в Совете Безопасности ООН заблокировала проект Мартти Ахтисаари (президент Финляндии, финский дипломат, сотрудник ООН – прим. ред.) по независимости Косово. Но американцы проигнорировали решение Совбеза и стали осуществлять план Ахтисаари, но по частям и игнорируя указания ООН.

 – Наша дипломатия в плане отношений с Западом страдает от этой ситуации?

– Нет, наша дипломатия никак не страдает. Наоборот, она становится самостоятельной, если сравнивать ее с 90-ми годами: теперь она действует и в интересах своей страны, и в интересах наших друзей – в данном случае Сербии. Мы сказали Сербии, что никогда не изменим свою позицию по Косово и никогда не будем голосовать за независимость этого региона в Совете Безопасности, если только сама Сербия не решит этот вопрос в пользу Косово.

 – Такая возможность существует?

– Белград и Приштина ведут переговоры, и есть тенденция к тому, что Сербия потихоньку все-таки признает Косово. В этом случае мы поддержим позицию Белграда.

СОВЕТСКО-ЮГОСЛАВСКИЙ КОНФЛИКТ 1948 • Большая российская энциклопедия

СОВЕ́ТСКО-ЮГОСЛА́ВСКИЙ КОН­Ф­ЛИ́КТ 1948, кри­зис пар­тий­ных и гос. от­но­шений ме­ж­ду Фе­де­ра­тив­ной На­род­ной Рес­пуб­ли­кой Юго­сла­ви­ей (ФНРЮ) и СССР, при­вед­ший к раз­ры­ву свя­зей ме­ж­ду стра­на­ми во мно­гих об­лас­тях. По­во­дом к ухуд­ше­нию взаи­мо­от­но­ше­ний по­слу­жи­ли на­ча­тые И. Броз Ти­то в 1947 без со­гла­со­ва­ния с сов. ру­ко­во­дством пе­ре­го­во­ры с Бол­га­ри­ей о ско­ром со­зда­нии фе­де­ра­ции бал­кан­ских го­су­дарств, фор­си­ро­ван­ное сбли­же­ние Юго­сла­вии с Ал­ба­ни­ей и Гре­ци­ей. В сент. 1947 в ин­фор­мац. за­пис­ке От­де­ла внеш­ней по­ли­ти­ки ЦК ВКП(б) со­об­ща­лось о стрем­ле­нии отд. ру­ко­во­дя­щих дея­те­лей Ком­му­ни­стич. пар­тии Юго­сла­вии (КПЮ; с 1952 Со­юз ком­му­ни­стов Юго­сла­вии, СКЮ) по­ста­вить её в по­ло­же­ние свое­об­раз­ной «ру­ко­во­дя­щей» пар­тии на Бал­ка­нах, от­ме­ча­лось «не­доб­ро­же­ла­тель­ное от­но­ше­ние» ру­ко­во­дства КПЮ к Сов. Сою­зу. В пись­мах, на­прав­лен­ных И. В. Ста­ли­ным и мин. ин. дел СССР В. М. Мо­ло­то­вым ру­ко­вод­ству КПЮ (март – май 1948), югосл. ком­пар­тия без­ос­но­ва­тель­но об­ви­ня­лась в оп­пор­ту­низ­ме, в от­хо­де от мар­ксиз­ма-ле­ни­низ­ма, а ФНРЮ – в от­хо­де от со­циа­ли­стич. ла­ге­ря (на са­мом де­ле ру­ко­во­ди­те­ли Юго­сла­вии в це­лом под­дер­жи­ва­ли внеш­не­по­ли­тич. курс СССР). В пись­ме Ста­ли­ну от 13.4.1948 Ти­то от­ме­чал, что СССР «по­лу­ча­ет не­точ­ные и тен­ден­ци­оз­ные све­де­ния от сво­их ор­га­нов», пред­ла­гал об­су­дить воз­ни­каю­щие про­бле­мы, од­на­ко сов. ру­ко­во­ди­те­ли не от­ка­за­лись от даль­ней­ше­го обо­ст­ре­ния кон­флик­та.

Ещё 13.2.1948 В. М. Мо­ло­тов со­об­щил зам. пред. СМ ФНРЮ Э. Кар­де­лю, что сов. пра­ви­тель­ст­во не мо­жет удов­ле­тво­рить прось­бу Юго­сла­вии о зай­ме в раз­ме­ре 60 млн. долл. В мар­те Мин-во внеш­ней тор­гов­ли СССР из­вес­ти­ло югосл. сто­ро­ну, что Сов. Со­юз не мо­жет за­клю­чить с Юго­сла­ви­ей тор­го­вое со­гла­ше­ние «на этот год», а СМ СССР – что от­ло­жен во­прос о под­держ­ке её во­ен. пром-сти. В от­вет на ус­лож­не­ние по­ряд­ка пре­до­став­ле­ния сов. сто­ро­не слу­жеб­ных дан­ных об эко­но­ми­ке Юго­сла­вии (толь­ко че­рез ЦК КПЮ или пра­ви­тель­ст­во) СМ СССР 18.3.1948 из­дал рас­по­ря­же­ние об от­зы­ве из Юго­сла­вии сов. спе­циа­ли­стов, 20 мар­та – всех во­ен. со­вет­ни­ков и ин­ст­рук­то­ров. В ию­ле то­го же го­да югосл. пра­ви­тель­ст­во при­зва­ло сво­их гра­ж­дан воз­вра­тить­ся на ро­ди­ну.

На со­сто­яв­шем­ся в Ру­мы­нии в ию­не 1948 со­ве­ща­нии Ин­форм­бю­ро ком­му­нистич. и ра­бо­чих пар­тий (об­ра­зо­ва­но в сент. 1947 по ини­циа­ти­ве И. В. Ста­ли­на) по­ли­ти­ка КПЮ бы­ла ква­ли­фи­ци­ро­ва­на как ан­ти­со­вет­ская, ан­ти­мар­кси­ст­ская и еди­но­душ­но осу­ж­де­на (пред­ста­ви­те­ли КПЮ от­ка­за­лись прие­хать в свя­зи с пред­взя­то­стью по­зи­ции уча­ст­ни­ков). На со­ве­ща­нии Ин­форм­бю­ро в но­яб. 1949 югосл. ком­му­ни­стов об­ви­ни­ли в том, что они яко­бы ста­ви­ли за­да­чу осу­ще­ст­вить в стра­нах нар. де­мо­кра­тии контр­ре­во­люц. пе­ре­во­ро­ты, ото­рвать их от Сов. Сою­за. В от­вет в хо­де идео­ло­гич. кам­па­нии, раз­вер­нув­шей­ся в Юго­сла­вии, от­стаи­ва­лось пра­во ФНРЮ на са­мо­стоят. путь со­циа­ли­стич. строи­тель­ст­ва, на рав­но­прав­ное со­труд­ни­че­ст­во со все­ми стра­на­ми, зву­ча­ли при­зы­вы к спло­че­нию на­ро­да во­круг пар­тии. Нор­ма­ли­за­ция от­но­ше­ний по­сле­до­ва­ла в свя­зи с на­чав­шей­ся в СССР по­ли­ти­кой «от­те­пе­ли» по­сле смер­ти Ста­ли­на. В кон­це мая – нача­ле ию­ня 1955 со­сто­ял­ся ви­зит в Юго­сла­вию сов. де­ле­га­ции во гла­ве с Н. С. Хру­щё­вым. Сов. ру­ко­во­дство при­зна­ло не­обос­но­ван­ность об­ви­не­ний в от­но­ше­нии Юго­сла­вии и её ком­пар­тии. СССР и ФНРЮ под­пи­са­ли Бел­град­скую дек­ла­ра­цию 1955 о нор­ма­ли­за­ции меж­го­су­дарств. от­но­ше­ний. В ию­не 1956 бы­ла под­пи­са­на Дек­ла­ра­ция об от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду СКЮ и КПСС, вос­ста­но­вив­шая свя­зи ме­ж­ду пар­тия­ми.

Вехи: 1989–1992 гг. — Офис историка

ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ
«Вехи истории международных отношений США» был выведен из эксплуатации и больше не поддерживается. Для получения дополнительной информации см. полное уведомление.

Выпущено 18 октября 1990 г., представлена ​​оценка национальной разведки (NIE) 15–90. ужасное предупреждение политическому сообществу США:

Югославия перестанет функционировать как федеративное государство в течение года и, вероятно, распадется в течение двух. Экономическая реформа не оставит равнодушным от расставания. […] Полномасштабная межреспубликанская война маловероятна, но серьезный межобщинный конфликт будет сопровождать распад и будет продолжаться после. Насилие будет непреодолимым и горьким. Существует немного США и их европейские союзники могут сделать для сохранения Югославии единство.

Карта бывшей Югославии 1993 года. (Центральное разведывательное управление)

Решение разведывательного сообщества США от октября 1990 г. , как Томас Шрив отметил в своем исследовании 2003 года NIE 15–90 для Национального университета обороны, «был аналитически здравый, дальновидный и хорошо написанный. Это также было принципиально несовместимо с тем, чего хотели добиться американские политики в бывшем Югославии, и это почти не повлияло на политику США». К 19 января92, г. Социалистическая Федеративная Республика Югославия прекратила свое существование, распавшись на входящие в его состав государства.

Югославия — земля южных (то есть юго) славян — была создана в конце света Первая война, когда хорватские, словенские и боснийские территории, входившие в состав Австро-Венгерская империя объединилась с Сербским королевством. Страна распалась под нацистской оккупацией во время Второй мировой войны с созданием союзного нацистам независимое хорватское государство, но воссоединилось в конце войны, когда Партизанские отряды Иосипа Броз Тито, в которых преобладали коммунисты, освободили страну. После окончания Второй мировой войны единство Югославии стало главным приоритетом для Правительство США. Будучи якобы коммунистическим государством, Югославия откололась от Советская сфера влияния в 1948, стал одним из основателей Движение неприсоединения в 1961 году и приняло более децентрализованный и менее репрессивная форма правления по сравнению с другими восточноевропейскими коммунистическими государства в годы холодной войны.

Причины распада страны варьировались от культурных и религиозные разногласия между этническими группами, составляющими нацию, воспоминания о зверствах Второй мировой войны, совершенных всеми сторонами, центробежному националистическому силы. Однако ряд крупных политических событий послужил катализатором усугубляя внутреннюю напряженность в югославской республике. После смерти Тито в 1980, положения конституции 1974 г. предусматривали эффективное передача всей реальной власти от федерального правительства к республикам и автономных краев в Сербии путем создания коллективного президентства восемь провинциальных представителей и федеральное правительство с небольшим контроль над экономической, культурной и политической политикой. Внешние факторы также имели значительное влияние. Крах коммунизма в Восточной Европе в 1989, г. объединение Германии годом позже и неизбежный крах советского Все союзы служили подрыву политической стабильности Югославии. Как восточноевропейская государства перешли от коммунистического правительства к свободным выборам и рынку экономики, внимание Запада было отвлечено от Югославии и подорвало обширная экономическая и финансовая поддержка, необходимая для сохранения югославского экономика уже близка к краху.

Отсутствие советской угрозы целостность и единство Югославии и ее составных частей означало, что был снят мощный стимул к единству и сотрудничеству.

Слободан Милошевич, президент Сербии с 1989 года, воспользовался вакуумом созданный постепенно слабеющим центральным государством и жестоко развернувший использование сербского ультранационализма, чтобы разжечь пламя конфликта в другом республики и получить легитимность дома. Милошевич начинал банкиром в Белграде. и стал заниматься политикой в ​​середине 1980-х. Он быстро поднялся через претендует на то, чтобы стать главой Коммунистической партии Сербии в 1986. Во время посещения партийный митинг в провинции Косово, где преобладают албанцы, в мае 1987 г., сербы в провинции устроили беспорядки возле зала заседаний. Милошевич поговорил с участников беспорядков и выслушал их жалобы на жестокое обращение со стороны албанских большинство.

О его действиях широко сообщали контролируемые Сербией югославские СМИ, начав процесс превращения бывшего банкира в стойкий символ сербского национализма. Найдя новый источник легитимности, Милошевич быстро укрепил свою власть в Сербии за счет контроля над партией. аппарата и прессы. Он двинулся, чтобы лишить две автономные провинции Косово и Воеводина их гарантированной конституцией автономии в составе Сербии используя массовые митинги, чтобы заставить местное руководство уйти в отставку в пользу его собственные предпочтительные кандидаты. К середине 1989 Косово и Воеводина были реинтегрированы в Сербию, а руководство Черногории сменили союзники Милошевича.

Непрекращающиеся последствия демократизации в Восточной Европе ощущались повсюду. Югославия. Пока Милошевич пытался консолидировать власть в Сербии, выборы в Словения и Хорватия в 1990 году передали некоммунистическим партиям контроль над государством. законодательные органы и правительства. Словения первой провозгласила «суверенитет» в 1990, выпустив парламентскую декларацию о том, что словенский закон имеет преимущественную силу. над югославским законодательством. В мае последовала Хорватия, а в августе Югославская республика. Босния и Герцеговина также объявила себя суверенной. Словения и Хорватия начали согласованные усилия по преобразованию Югославии из федеративного государства в конфедерация. При администрации Джорджа Буша-старшего основное внимание уделялось Советский Союз, Германия и кризис в Персидском заливе, Югославия утратило то геостратегическое значение, которым оно обладало во время холодной войны. Пока Вашингтон покушался летом 1990 для маршала некоторых ограниченных координация со своими западными союзниками на случай, если югославский кризис станет кровавым, Правительства западноевропейских стран занимали выжидательную позицию.

В то же Со временем межреспубликанские отношения в Югославии вышли из-под контроля. Словения подавляющее большинство проголосовало за независимость в декабре 1990 года. Хорватский референдум в Май 1991 года также поддержал полную независимость. Государственный секретарь Джеймс Бейкер отправился в Белград, чтобы встретиться с югославскими лидерами и призвать к политическому решению но безрезультатно. Словения и Хорватия провозгласили официальную независимость 25 июня. 1991.

Югославская армия (ЮНА) ненадолго вторглась в Словению, но отступила через 10 дней, фактически подтверждая отделение Словении. Сербское меньшинство в Хорватии объявил о своей независимости от республики и желании присоединиться к Сербии, разжигание насилия между вооруженными ополченцами. ЮНА вмешалась в конфликт якобы для разделения комбатантов, но быстро стало очевидно, что это выступал за хорватских сербов.

Последовавшая за этим война опустошила Хорватию. в десятках тысяч погибших и сотнях тысяч перемещенных лиц. В Босния и Герцеговина, референдум о независимости прошел 19 марта92, но был бойкотирован сербским меньшинством. Республика объявила о своей независимости от Югославии в мае 1992 года, а сербы в Боснии объявили свои территории независимая республика. Сама Македония также провозгласила независимость после Сентябрьский референдум 1991 г., и американские силы по поддержанию мира и наблюдению были отправлен на границу с Сербией для наблюдения за насилием.

Хорватия и Словения получили международное признание 19 января92, с Вскоре после этого была признана независимость Боснии. Три страны присоединились к Организация Объединенных Наций 22 мая 1992 года. Сербия и Черногория образовали новый федеральный Республика Югославия как государство-правопреемник старой Югославии, но международное сообщество не признало ее правопреемника.

В течение следующего за три года война в Боснии и Герцеговине унесла сотни тысяч жизней и заставили миллионы людей покинуть свои дома, поскольку Европа стала свидетелем ужасающие боевые действия на его территории после окончания Второй мировой войны. В 1998–1999, насилие снова вспыхнуло в Косово, где большинство населения составляют албанцы. население, призывающее к независимости от Сербии. Кампания бомбардировок НАТО и экономические санкции вынудили режим Милошевича согласиться на международные миротворческие силы. Провинция была передана под юрисдикцию ООН. административный мандат. Когда экономика рухнула, Милошевич потерял контроль над власти в 2001 году, был арестован и передан Международному комитету по расследованию преступлений. Трибунал в Гааге. Он умер в тюрьме в 2006 году, до завершения суда над ним. В В 2008 году Косово провозгласило независимость и было признано США и большинство европейских государств, несмотря на возражения России.

Расширенный поиск: CQR

Для поиска полной фразы заключите ее в кавычки. Используйте операторы поиска, чтобы сузить поиск: и, или, не, *, w/#.
Советы по поиску

Введите слова или словосочетания:

Поиск: Ключевое слово/весь текст Только заголовки отчетов Только темы

Диапазон дат: AnytimeOnSinceBeforeBetweenMonthMonth январь февраль Маршировать апреля Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь ноябрь Декабрь ДеньДень 1 2 3 4 5 6 7 8 910 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 ГодГод 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 г. 2008 г. 2007 г. 2006 г. 2005 г. 2004 г. 2003 г. 2002 г. 2001 г. 2000 г. 1999 г. 1998 г. 1997 г. 1996 г. 1995 г. 1994 г. 1993 г. 1992 г. 1991 г. 1990 г. 1989 г. 1988 г. 1987 г. 1986 г. 1985 г. 1984 г. 1983 г. 1982 г. 1981 г. 1980 г. 1979 г. 1978 г. 1977 г. 1976 г. 1975 г. 1974 г. 1973 г. 1972 г. 1971 г. 1970 г. 1969 г. 1968 г. 1967 г. 1966 г. 1965 г. 1964 г. 1963 г. 1962 г. 1961 г. 1960 г. 1959 г. 1958 г. 1957 г. 1956 г. 1955 г. 1954 г. 1953 г. 1952 г. 1951 г. 1950 г. 1949 г. 1948 г. 1947 г. 1946 г. 1945 г. 1944 г. 1943 г. 1942 г. 1941 г. 1940 г. 1939 г. 1938 г. 1937 1936 г. 1935 г. 1934 г. 1933 г. 1932 г. 1931 г. 1930 г. 1929 г. 1928 г. 1927 г. 1926 г. 1925 г. 1924 г. 1923 г. и МесяцМесяц январь февраль Маршировать апреля Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь ноябрь Декабрь ДеньДень 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 ГодГод 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 г. 2008 г. 2007 г. 2006 г. 2005 г. 2004 г. 2003 г. 2002 г. 2001 г. 2000 г. 1999 г. 1998 г. 1997 г. 1996 г. 1995 г. 1994 г. 1993 г. 1992 г. 1991 г. 1990 г. 1989 г. 1988 г. 1987 г. 1986 г. 1985 г. 1984 г. 1983 г. 1982 г. 1981 г. 1980 г. 1979 1978 г. 1977 г. 1976 г. 1975 г. 1974 г. 1973 г. 1972 г. 1971 г. 1970 г. 1969 г. 1968 г. 1967 г. 1966 г. 1965 г. 1964 г. 1963 г. 1962 г. 1961 г. 1960 г. 1959 г. 1958 г. 1957 г. 1956 г. 1955 г. 1954 г. 1953 г. 1952 г. 1951 г. 1950 г. 1949 г. 1948 г. 1947 г. 1946 г. 1945 г. 1944 г. 1943 г. 1942 г. 1941 г. 1940 г. 1939 г. 1938 г. 1937 г. 1936 г. 1935 г. 1934 г. 1933 г. 1932 г. 1931 г. 1930 г. 1929 г. 1928 г. 1927 г. 1926 г. 1925 г. 1924 г. 1923 г.

Тема:
AnyСельское хозяйствоИскусство, культура и спортБизнес и экономикаОборона и национальная безопасностьОбразованиеЗанятость и труд ЭнергетикаОкружающая среда, климат и природные ресурсыГосударственный бюджет и налогиГосударственные функцииЗдоровьеЖилье и развитиеПрава человекаМеждународные отношенияМеждународная торговля и развитиеПраво и правосудиеСМИЛичные и семейные отношенияРелигияНаука и технологииОбщественные движенияСоциальные услуги и инвалидыТранспортСША. КонгрессСША президент США Верховный суд и судебная системаВойны и конфликты

Поиск по всем разделам отчета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *