Древняя Греция и Спарта
Древняя Греция и Спарта- Рефераты на русском
- Право
- Древняя Греция и Спарта
План контрольной работы:
1. Возникновение государства в Афинах
2. Реформы Солона
3. Реформы Клисфена
4. Возникновение государства в Спарте
5. Государственное устройство Спарты
6. Демократизация государства и права в Афинах. Реформы Перикла
7. Суд и процесс в Афинах
8. Заключение
1) история государства и права Древней Греции , как одна из составляю-щих дисциплины «История государства и права зарубежных стран», представля-ет особый интерес при рассмотрении вопросов образования государства и заро-ждения правовых норм.
Политическая история Аттики являет собой классический образец воз-никновения государства. Энгельс пишет: «Как развивалось государство, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами госу-дарственной власти; как место подлинного «вооруженного народа», защищавше-го себя собственными силами в своих родах, фратриях и племенах, заняла воо-руженная «публичная власть», которая была подчинена этим государственным органам, а следовательно, могла быть применена и против народа – все это, по крайней мере, в начальной стадии, мы нигде не можем проследить лучше чем в Древних Афинах».
В гомеровский период своей истории (XI-IX века до н.э.) Аттика была разделена на несколько независимых общин, постоянно враждовавших между собой. Объединение Аттики было постепенным и длительным процессом, про-должавшимся с конца I тысячелетия до н.э. и завершилось тем, что все общины объединились вокруг Афин. Такое объединение получило в Греции название си-нойкизма (греч. – совместное поселение).
Синойкизм не только усилил Афины, но и способствовал разложению ро-довых отношений, которое началось еще в гомеровский период. О синойкизме Энгельс сказал следующее: » Перемена состояла прежде всего в том, что в Афи-нах было учреждено центральное управление, т.е. часть дел, до того находив-шихся в самостоятельном ведении племен, была объявлена имеющей общее зна-чение и была передана в ведении пребывавшего в Афинах общего совета. Благо-даря этому нововведению афиняне продвинулись в своем развитии дальше, чем какой либо из коренных народов Америки: вместо простого союза живущих по соседству племен произошло их слияние в единый 6народ. В связи с этим воз-никло общее афинское народное право, возвышавшееся над правовыми обычая-ми отдельных племен и родов; афинский гражданин, как таковой получил опре-деленные права и новую правовую защиту также и на той территории, где он был иноплеменником. Но этим был сделан первый шаг к разрушению родового строя…»
Итак, синойкизм повлек за собой разложение родовых отношений и спо-собствовал социально-имущественному расслоению населения Аттики, которое особо интенсивно протекало в VIII-VII веках до н.э.
Замкнутый господствующий верхушке эвпатридов противостояла ос-тальная масса аттического свободного населения – демос. Демос не был одноро-ден. В его состав входили крестьяне, имевшие собственную землю, и так назы-ваемые феты — крестьяне лишившиеся собственной земли, ремесленники, купцы, судовладельцы.
Кроме того в Аттике проживало немало выходцев из других общин, счи-тавшихся людьми «не чистого происхождения» и составлявших группу метеков. Будучи лично свободными, метки не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах.
Низший слой аттического общества составляли лишенные каких бы то ни было прав рабы.
Старые родовые учреждения не соответствовали новым отношениям, раз-вивавшимся в афинской общине. Потому организация управления в Афинах пре-терпевает существенные изменения.
В древности верховная власть в Аттике принадлежала басилеям. Однако около VIII века до нашей эры царская власть в Афинах исчезла. Профессор С.И.Радциг считает, что потомки последнего афинского царя Кодра предпочли выборную власть архонта наследственной должности царя. Архонты , избранные из эвпатридов, управляли Афинами.
Сначала эта должность была пожизненной, затем архонты стали изби-раться на 10 лет и, наконец, на один год.
По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг – высший государственный совет, заменивший совет старейшин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом.
В Аттике VIII-VI веков до н.э. продолжало созываться народное собрание -–экклесия. Как полагают историки в экклесии («собрании вызванных лиц») мог-ли принимать участие только те граждане, которых приглашали на него архонты. Поэтому народное собрание Афин в тот период было послушным инструментом в руках родовой знати, которая могла не допустить к участию в нем неугодных ей общинников.
Внутриполитическая жизнь Древней Греции проходила под знаком борь-бы эвпатридов и демоса. Классовые противоречия усугублялись, а вместе с ними обострялись и классовая борьба, усиливалось общественное недовольство.
Первой серьезной уступкой эвпатридов демосу было издание писанных законов 3 законов Драконта. До этого времени писанных законов не существова-ло. Судили согласно обычаям предков. Отсутствие писанных законов позволяло судьям-аристократам выносить несправедливые решения, что побуждало широ-кие слои населения требовать записи существующих обычаев.
В 621 году до н.э. одному из архонтов, Драконту, было поручено пере-смотреть и записать действующее обычное право. Так возникли Драконтовы за-коны. Они отличались необычайной жестокостью и основной мерой наказания являлась смертная казнь. Отсутствие других мер, свидетельствует о примитив-ности этих законов. Драконт лишь записал существовавшие устные законы. Од-нако, драконтовы законы имели большое историческое значение. Писанное пра-во вносило порядок в имущественные и деловые отношения и ограничивало произвол суда.
2) положение крестьян в Аттике VII-VI веков до н.э. было крайне тяже-лым. Главной бедой деревни было ростовщичество, которым занималась часть эвпатридов. Они давали ссуды под залог земли. Если общинник не выплачивал свой долг в срок, земля фактически переходила в собственность кредитора, хотя юридически ей продолжал владеть должник. Оставшиеся без земли крестьяне вынуждены были брать деньги под залог личной свободы. В случае, если долг не уплачивался вовремя, кредитор мог продать в рабство и должника, и членов его семьи.
Солон являлся потомком царской фамилии Медонтидов и стяжал себе славу по всей Греции. После победы афинян, которыми командовал Солон, над Мегарами в 594 году до н.э. Солон был избран первым архонтом – архонтом-эпонимом. Своре задачей он поставил успокоение крестьянства и сохранение политического и экономического господства эвпатридов. Поэтому первой и са-мой крупной реформой Солона была сисахфия – «стряхивание бремени». Она освобождала массу должников из рабства, тех же , что были проданы в раб-ство за границу , государство выкупило за свой счет; запрещала личную кабалу, продажу несостоятельных должников в рабство.
Кроме того Солон издает законы ограничивающие землевладение, закон разрешающий вывоз за границу оливкового масла и запрещающий вывозить зер-но. Своими указами Солон поощряет развитие ремесленничества и торговли, проводит денежную реформу.
Логическим венцом солоновских реформ является тимократическая (греч. «тимэ» – имущество, ценз), которая установила имущественный ценз, который стал определять политические права граждан.
Все граждане были разделены на четыре класса. Первый класс составляли пентакосиомедимны, то есть граждане, получавшие ежегодный доход в 500 ме-димнов (1 медимн равнялся 52,5 литра) зерна.
Оба этих класса получали право замещать все важнейшие государствен-ные должности, но архонтами и казначеями могли стать только представителя первого класса.
Третий, самый многочисленный, класс составляли зевгитьы 2 200 медим-нов годового дохода. Все прочие зачислялись в четвертый класс – фетов.
Деление на имущественные разряды преследовало не только политиче-ские, но и военные цели. На гражданах каждого разряда лежала обязанность во-енной службы.
При Солоне вырастает роль народного собрания, в котором теперь могли участвовать все без исключения взрослые афинские граждане.
Для предварительного рассмотрения дел, поступавших на рассмотрение в народное собрание, был учрежден совет четырехсот, по 100 человек от каждого разряда. Этот совет оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и на совет ареопагов.
Кроме того феты могли быть избраны в созданный Солоном суд присяж-ных – гелиэю, который был высшим судебным органов Афин.
Реформы Солона носили компромиссный, половинчатый характер. Плу-тарх в «Сравнительных описаниях » пишет: «…Фаний Лесбоский рассказывает, что сам Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон: не-имущим он пообещал раздел земли, а людям богатым – обеспечение долговых обязательств». Ни демос ни эвпатриды не были удовлетворены реформами. Борьба между этими слоями общества продолжилась и привела к установлению тирании Писистрата. Только через 90 лет после солоновских реформ, в 509 году до н.э. Клисфен, поддерживаемый широкими слоями демократически настроен-ных масс, предлагает реформы, которые должны были окончательно подорвать господство родовой знати.
1) город Афины и его пригороды;
2) внутренняя центральная полоса;
3) береговая полоса.
Каждый округ состоял из 10 триттийю 3 триттии , по одной от каждого округа, составляли филу, и ,таким образом, составлялись 10 фил. Такая террито-риальная организация позволяла смешать население, разъединить роды, а следо-вательно ослачить эвпатридов.
Триттии распадались на мелкие сельские единицы – демы, каждый из ко-торых являлся административной , военной и политической единицей. В демах происходили выборы членов суда присяжных и в совет пятисот, который пришел на смену прежнему совету четырехсот. В совет пятисот выбиралось по 50 чело-век от каждой филы.
Кроме того, Клисфен создал коллегию из десяти стратегов, которые по очереди выполняли функции главнокомандующих войсками.
Для предотвращения возможности установления тирании Клисфен ввел процедуру остракизма, которая могла удалить из Афин сроком на 10 лет любого гражданина, который по мнению общества мог представлять угрозу граждан-ским свободам.
Реформы Клисфена сыграли большую роль в становлении греческой де-мократии. «После Клисфена Афинское государство сделалось значительно демо-кратичнее, чем оно было, например, при Солоне».
4) Спарта, как и Афины, была главным ведущим центром греческого мир, но представляла собой другой тип государства, нежели Афины. В про-тивоположность им Спарта была аристократической, а не демократической, республикой.
Спарта располагалась в Лаконике, которая в XII-XI веках до н.э. подвер-глась вторжению дорических племен. Постепенно, прежде проживавшие там, ахейские племена, были покорены ими и превращены в общинных рабов – ило-тов. Однако от рабов в строгом понимании значения этого понятия они отлича-лись тем, что отдавали своим господам не весь урожай, а только его половину, и принадлежали не одному конкретному человеку, а государству. Таким образом статус илотов можно определить как крепостные.
Завоевание поставило перед дорийцами задачу создания органов власти. Однако столь раннее возникновение государства повлекло за собой сохранение ряда первобытнообщинных пережитков и элементов родового устройства. В ча-стности, среди государственных органов в Спарте сохранялись народное собра-ние и соети старейшин, а государством управляло два вождя – архагета. Если между архагетами царило единодушие, то их власть считалась неограниченной, но так кк такое происходило не часто, то таким образом достигалось ограниче-ние их власти.
Народное собрание – апелла- имело демократическую сущность, но со временем утратило реальную силу и стало полностью зависеть от властей.
Ограничение власти царей достигалось не только тем, что их было двое, но и тем, что оба архагета одновременно являлись членами совета старейшин – геруссии. Помимо царей в нее входило еще 28 членов-геронтов, избираемых по-жизненно из представителей влиятельнейших спартанских родов, достигших шестидесятилетнего возраста. В функции геруссии входил верховный суд, воен-ный совет, ведение внутренних и военных дел спартанской общины.
С течением времени в Спарте появился еще один орган – эфорат, состо-явший из пяти избираемых апеллой эфоров. Эфорат мог оказывать колосальное влияние на дела государства. Раз в восемь лет эфоры собирались ночью и следи-ли за падающими звездами. Считалось, что если эфоры увидят падающую звез-ду, то одного из царей необходимо сменить. Кроме того, они имели право требо-вать объяснения от царей и могли отменять их решения. Эфорат созывал герус-сию и апеллу, ведал внешнеполитическими делами, финансовыми вопросами, осуществлял судебные и полицейские функции.
Многие спартанские учреждения и обычаи связывают с именем Ликурга. Его деятельность относят приблизительно к VIII веку до нашей эры. Хотя ре-альное существование Ликурга не доказано, однако, существует его жизнеопи-сание, написанное Плутархом. Согласно ему, по совету дельфийского оракула Ликург обнародовал ретру – устно изречение, приписывающееся божеству и за-ключавшее в себе важные постановления и законы. Эта ретра легла в основу спартанского государственного устройства. Согласно е было установлено кол-лективное пользование рабами и землей. Граждане были наделены равными на-делами земли – клерами; был реорганизован совет старейшин и установлен эфо-рат. Много было сделано для того, чтобы установился образ жизни, который мы называем спартанским – без роскоши и излишеств. Такб требовалось, чтобы в каждом доме крыша была сделана топоом, а дверь выпилена пилой. Деньги де-лались в виде больших тяжелых монет, чтобы предотвратить их накопление.
Большое внимание в Спарте уделялось воспитанию детей, которые долж-ны были расти крепкими воинами, готовыми в любой момент усмирить илотов. Поэтому, по законам Ликурга детей, имевших физические недостатки, убивали.
Воспитание детей отличалось крайней суровостью и проходило в усло-виях жесткой, а порой даже жестокой дисциплины, с уклоном на военную и фи-зическую подготовку.
Особой задачей государство считало воспитание спартанок, так как об-щина была заинтересована в том, чтобы дети рождались здоровыми и сильными. Поэтому, выйдя замуж, спартанка всецело отдавалась своим семейным обязан-ностям – рождению и воспитанию детей.
Кроме того , по законам , приписываемым Ликургу, спартанцам было за-прещено заниматься ремеслом и торговлей. Это был удел периэков – свободных жителей приграничных районов Лаконики, ограниченных в своих политических правах.
Особенности общественного и государственного строя Спарты объясня-ются тем, что здесь долгое время продолжали сохраняться пережитки первобыт-нообщинного строя, которые использовались в целях обеспечения господства на подвластнымм населением Лаконики. Удерживая порабощенный народ в под-чинении, спартанцы были вынуждены превратить свой город в военный лагерь и обеспечивать равенство в своей общине, исключая ее имущественное расслое-ние.
Демократизация государства и права Афин
Реформы Клисфена уничтожили остатки родового строя, тормозившие развитие производительных сил и ликвидировали аристократическую республи-ку. Однако это не сделало Афины демократическими. Высшие государственные должности, как и прежде, занимали люди, находившиеся на верхних ступенях социальной лестницы.
Афины были влиятельным государством и многие греческие города-государства пошли вслед за ними по пути к демократии. Это не могло не беспо-коить Спарту, которая опасалась усиления Афин. Поэтому Спарта всеми воз-можными способами старалась не допустить демократических преобразований как в Афинах, так и по всей Греции.
В 471 году до н.э. в Афинах утвердилось правительство олигархов во гла-ве с Кимоном, который взял курс на сближение со Спартой, которую считал идеалом. Но такая попытка не имела успеха среди населения, и этим воспользо-вались сторонники демократии: Кимон был подвергнут остракизму, против большинства членов ареопага были возбуждены судебные процессы по обвине-нию во взяточничестве, злоупотреблениях доверием граждан и так далее. Это подорвало доверие афинских граждан к этому органу власти и в 462 году до н. э. народное собрание приняла закон, по которому ареопаг лишался своих прежних функций и превращался в простой суд по разбору уголовных преступлений. Верховная государственная власть перешла к народному собранию.
Вскоре после этого демократическое движение возглавил Перикл. Благо-даря его энергии Афины одерживают крупные победы во внешней политике, усиливая свое влияние.
Во внутренней политике также происходили изменения. В 457-456 годах был изменен порядок избрания архонтов. Отныне эта должность стала доступ-ной для третьего и четвертого класса граждан – зевгитов и фетов. Несколько позже были восстановлены суды по демам.
Борьба Афин со Спартой продолжалась с переменным успехом. Власть демократов снова сменилась властью олигархии. Однако, длительные войны против Спарты все более ослабляли позиции олигархов. В результате в 433 году до н.э. вождь олигархов Фукидид был изгнан из Афин и во главе государства на 15 лет становится Перикл.
В эти годы в городе окончательно складывается демократическая кон-ституция. Несмотря на то, что цензовый порядок, введенный Солоном, продол-жал сохраняться, все афинские граждане имели возможность занимать высшие руководящие должности, за исключением казначейских. Должностных лиц от-ныне стали избирать путем жеребьевки, а не голосованием: этим способом про-должали избирать на посты, требовавшие специальных знаний и талантов.
Было установлено вознаграждение за исполнение государственных должностей, что позволяло любому гражданину временно оставить свое ремес-ло для полноценной службы отечеству.
При Перикле порядок государственного устройства являлся следующим: верховным органом власти признавалась экклесия, которая собиралась от двух до четырех раз в месяц. Она обсуждала и принимала законы, решала вопросы войны и мира, продовольственного снабжения, принимала отчеты должностных лиц, осуществляла высший государственный контроль и рассматривала судеб-ные дела в последней инстанции. Право голоса в экклесии имели все граждане Афин, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от имущественного по-ложения. Однако, в связи с тем, что участи в народном собрании не оплачива-лось, граждане, добывавшие себе на пропитание собственным трудом, или про-живавшие в отдаленных местностях, не могли позволить себе по несколько раз в месяц участвовать в народном собрании. Поэтому число присутствующих на его заседаниях обычно не превышало 2-3 тысяч, в основной своей массе – жителей Афин.
Изменения в народном собрании повлекли за собой перемены и в другом важном государственном органе – совете пятисот. В него входили десять, изби-равшихся по филам, пританей по пятьдесят человек в каждой. Каждая из прита-ней по очереди в строго определенное время года осуществляла свои функцию совет пятисот стоял во главе государства, ведал делами войны и мира, управлял финансами, осуществлял надзор за арсеналами, доками, флотом, контролировал и регулировал торговлю, осуществлял контроль за должностными лицами. И все таки главной функцией совета пятисот являлось предварительное обсуждение дел, поступающих на рассмотрение народного собрания. Таким образом, прежде всего совет пятисот был совещательным органом.
Со времени греко-персидских войн сильно возросло значение коллегии десяти стратегов, которые командовали флотом и войсками, ведали внешней по-литикой, финансами и т.д. переизбрание в коллегию можно было производить много раз, однако, за допущенные ошибки, злоупотребления, неоправданное до-верие стратега можно было снять с поста до истечения срока полномочий и под-вергнуть судебной ответственности: штрафу, лишению прав гражданства и даже смертной казни. За исполнение должности стратега денежное вознаграждение не предусматривалось, поэтому на этот пост могли претендовать только обеспечен-ные граждане.
все
Рефераты на русском языке — Право
Меню
Главная |
Новости |
Краеведение История и современность Герои ВКО Почетные граждане Искусство Театр История театра Деятели театра Музыкальное искусство Народные композиторы Певцы и композиторы Изобразительное искусство Танцевальное искусство Киноискусство |
Рефераты на русском |
Рефераты на казахском |
Литературная карта Усть-Каменогорск Катон-Карагай Курчум Тарбагатай Зайсан Улан Семей Глубокое Риддер Зыряновск Большенарым Аягуз Шемонаиха |
Образцы документов |
Соответствие между датами и местами появления государств — КиберПедия
L1: 4 тыс. лет до н.э.
L2: Конец 4 – первая половина 3 тыс. до н.э.
L3: Вторая половина 2 тыс. до н.э.
L4: 16 в. до н.э.
R1: Египет
R2: Древняя Месопотамия
R3: Индия
R4: Китай
330.В Древнем Китае эпохи Шан (Инь) «колодезными полями» называли
-: систему общинного землепользования;
-: орошаемые земли;
-: земли, находящиеся в частной собственности;
-: царские земли;
По реформам Ван Мана в Древнем Китае все земли были
-: объявлены царскими;
-: переданы в частную собственность;
-: распределены между общинами;
-: объявлены храмовой собственностью;
Легистами в Древнем Китае называли
-: сторонников жесткого регулирования правом всех сторон жизни;
-: императорских судей;
-: толкователей права;
-: чиновников;
Для конфуцианства характерно
-: преобладание норм морали над правовыми нормами;
-: подчинение моральных норм нормам права;
-: сочетание моральных и юридических норм;
-: отрицание моральными нормами норм права;
Сторонником и последователем идей легизма был китайский император
-: Шан Ян;
-: Ван Ман;
-: Айди;
-: Лю Бан;
В Древнем Китае выбрасывание золы на улицу расценивалось как
-: религиозное преступление;
-: административное нарушение общественного порядка;
-: обычное бытовое действие;
-: мелкое хулиганство;
Государственным строем Спарты была
-: рабовладельческая аристократическая республика;
-: олигархическая республика;
-: демократическая республика;
-: монархия;
В Спарте политическими правами могли пользоваться только
-: Периэки;
-: Спартиаты;
-: Илоты.
Герусия (совет старейшин) был органом власти
-: Спарты;
-: Афин;
-: Карфагена;
-: Вавилона;
Фактическое управление Спартой осуществляли
-: эфоры;
-: геронты;
-: цари;
-: спартиаты;
Народное собрание в Спарте называлось
-: Апелла;
-: Экклесия;
-: Герусия;
-: Систия;
Свободные, но политически бесправные жители Спарты назывались
-: периэки;
-: метеки;
-: илоты;
-: спартиаты;
Илоты в Спартанском государстве были
-: государственными рабами;
-: частными рабами;
-: свободными, но политически бесправными;
-: привилегированной группой населения;
Право участия в народном собрании граждане Спарты получали по достижении
-: 30 лет;
-: 18 лет;
-: 20 лет;
-: 25 лет;
Срок полномочий эфоров в Спарте составлял
-: 1 год;
-: 2 года;
-: 3 года;
-: 5 лет;
По преданию, государственное и политическое устройство Спарты было выработано
-: Ликургом;
-: Леонидом;
-: Гомером;
-: Тесеем;
Автократор в Афинах – это
— : Один из стратегов, командовавший армией.
— : Высший орган государственной судебной власти.
-: Высшее должностное лицо в городе – государстве.
— : Племенной вождь.
Определите период, который не относится к Древней Греции
-: царский;
-: гомеровский;
-: архаический;
-: классический;
Родовая аристократия, владельцы крупных земель назывались в Древней Греции
-: эвпатриды;
-: геоморы;
-: демиурги;
-: ареопаги;
Гражданское полноправие в Древней Греции наступало
-: с 14 лет;
-: с 16 лет;
-: с 18 лет;
-: с 20 лет;
Определите, что относилось к правам и обязанностям афинских граждан
-: защита и почитание отеческих богов;
-: приходит на помощь полису;
-: повиноваться законам;
-: беречь свое имущество;
По форме правления Афины представляли собой
-: демократическую республику;
-: централизованное государство;
-: монархическую республику;
-: принципат;
Основным органом Афинского государства являлось
-: коллегия судей;
-: народное собрание;
-: коллегия стратегов;
-: коллегия архонтов.
Рабочим органам Народного собрания был
-: Совет пятисот;
-: экклесия;
-: коллегия архонтов;
-: гелиэя;
Участнику Народного собрания Древней Греции запрещалось
-: в своей речи повторяться;
-: оскорблять оппонента;
-: говорить не по существу;
-: говорить долго.
Религиозные и семейные дела относились к компетенции
-: коллегии архонтов;
-: коллегии стратегов;
-: Совета пятисот;
-: Народного собрания;
К судебному органу в Афинах относился
-: ареопаг;
-: гелиэя;
-: коллегия архонтов;
-: экклесия.
Источник права в Афинах
-: обычаи;
-: писанное право — Законы Драконта;
-: прецедент;
-: договор;
-: нормативный акт.
Средством обеспечения договорных обязательств в Афинах служили
-: задаток;
-: залог;
-: поручительство;
-: неустойка.
Виды преступлений, известные афинскому праву
-: государственные;
— : нравственные;
— : против отправления правосудия;
-: против собственности.
Полисная форма государства представляла собой
-: разновидность античного рабовладельческого государства;
-: государственное устройство империи Александра Македонского;
-: один из видов древневосточных государств;
-: форму античной монархии;
Эфор — Ливиус
Эфор (греч. ἔφορος ) «надзиратель»: имя ежегодно избираемого должностного лица в древней Спарте и ее колониях Фера и Кирена.
Происхождение
Происхождение эфората неизвестно. В середине пятого века греческий исследователь Геродот из Галикарнаса утверждает, что оно было введено Ликургом, легендарным законодателем Спарты, которого Геродот представляет как современника царей Льва и Агасикла в первой половине V в. шестой век до нашей эры. примечание [Геродот, Истории 1.65.] Более поздние авторы, такие как философы Аристотель и Плутарх, считают, что эфорат был более ранним развитием, которое они датируют правлением царя Феомпомпа примерно в 700 г. до н.э. примечание [Аристотель, Политика 1313a27; Плутарх, Ликург 7.]
Тот факт, что канцелярия известна также из Феры (основанной в седьмом веке?) и Кирены, основанной в 632 году до н. », сборник спартанских законов, который может датироваться примерно 700 годом до нашей эры. примечание [Плутарх, Ликург 6.] Спартанский поэт Тиртей, современник царя Феопомпа, также не упоминает эфоров. Тем не менее интригует тот факт, что эфоры обменивались клятвами верности с двумя царями — каждый месяц, согласно Ксенофонту , примечание [Ксенофонт, Спартанская конституция 15.7.] — потому что это предполагает, что эфоры изначально назначались царями и не Апелла, народное собрание. Это говорит об архаическом происхождении.
Возможно, что число пять эфоров как-то связано с тем, что Спарта не была настоящим городом, а состояла из пяти городов меньшего размера. Это также предполагает очень раннее происхождение, до того, как Спарта действительно объединилась; на самом деле, может быть, создание коллегии эфоров было шагом к объединению.
Обязанности
В классическую эпоху пять эфоров в Спарте, выбранных из числа спартиатов (полноправных граждан мужского пола), примечание [Аристотель, Политика 1270b27.] имел несколько задач. Название, означающее «надзиратель», говорит о том, что поначалу им нужно было что-то контролировать, вроде рынка или кадастра. С другой стороны, они могли присматривать за родиной, пока короли были за границей (например, во время войны). Пятеро мужчин также несли ответственность за ежегодное объявление войны мессенцам, ритуал, который гарантировал спартиатам, случайно убившим илота, не будут наказаны как убийцы.
Если верить Геродоту, то эфоры и Герузия , Совет старейшин, мог отдавать приказы спартанским царям, примечание [Геродот, Истории 5. 39.] и наблюдал за военными действиями. примечание [Геродот, Истории 9.76.] Эфоры принимали и иностранных послов. примечание [Xenophon, Hellenica 2.2.13.] Все это говорит о том, что они представляли народ. Это подтверждается тем, что председатель коллегии эфоров был также председателем Народного собрания. примечание [Фукидид, История Пелопоннесской войны 1.87.] Председателем был и одноименный магистрат, а это значит, что он дал свое имя году. Например, Архидамова война разразилась в год ефоризма Энезия (431 г.). примечание [Фукидид, История Пелопоннесской войны 2.2.]
Эфоры находились у власти один год из двенадцати или тринадцати лунных месяцев. Они не могли быть переизбраны. Находясь у власти, они были защищены от преследований, но их могли судить их преемники.
Царь Клеомен III отменил эфорат в 227 г., но он был восстановлен через пять лет, после поражения спартанцев при Селассии. Эфоры эпохи римской империи были обычными городскими магистратами.
Литература
- Карл-Вильгельм Вельвей, Спарта. Aufstieg und Niedergang einer antiken Großmacht (2004)
Эта страница была создана в 2018 году; последнее изменение: 13 октября 2020 г.
Эфор
Эфор. Спартанский [1] судья. Слово происходит от εφοραν, наблюдать, образованного предлогом επι (над) и глаголом (όραν видеть), поэтому (εφορος) означает именно надзирателя, инспектора. Таким образом, эфоры были инспекторами всей республики. Они удостоились этой чести благодаря назначению народа; но их ответственность длилась всего один год.
Их было пятеро. Некоторые писатели заявляют, что римляне основывали престиж народных трибунов на спартанских эфорах. Ксенофонт кратко описывает их авторитет [2]. Они аннулировали власть других магистратов, имели право вызвать в суд каждого из них, если захотят, и заставить их дать отчет о своем моральном кодексе и своих действиях.
Они управляли финансами государства, когда, на несчастье республики, Лисандр принес в нее богатства, которые он приобрел в результате своих завоеваний. Рядом с залом, в котором они выносили свои приговоры, был построен храм, посвященный Страху, чтобы показать, что они должны внушать трепет и уважение так же сильно, как если бы они были королями. По правде говоря, их власть распространялась, с одной стороны, на все, что касалось религии; с другой стороны, они руководили публичными играми, имели право допрашивать всех магистратов и выносили приговоры в судах, которые Элиан называет «престолами». Короче говоря, они были настолько абсолютны, что Аристотель сравнивает их правление с тиранией, то есть с королевской властью. Они не только уравновешивали авторитет Сената; они применили к Спарте то, что цари могли делать в других местах; они контролировали публичные дебаты, объявления войны, мирные договоры, использование войск, иностранные союзы и награды, а также наказания.
Спартанские армии получили свое имя от вождя из пяти эфоров, а афинские армии получили свое имя от своего ведущего архонта. Эфоры избирались примерно в день зимнего солнцестояния, когда начинался спартанский год.
Геродот и Ксенофонт считают, что они были учреждены Ликургом, придумавшим способ поддержания надлежащего баланса власти внутри правительства.
Согласно Плутарху, именно Феопомп [3], царь Спарты, учредил эту высшую магистратуру. Когда этот государь, по словам Плутарха, сам считал власть королей и сената чрезмерной, он установил против нее авторитет эфоров как противодействующую силу примерно через 130 лет после Ликурга. Вдобавок, когда его жена упрекнула его в том, что этим решением он оставил своим детям гораздо меньше королевской власти, чем он унаследовал, Феопомп дал великолепный ответ: Конечно, это учреждение долгое время служило тому, чтобы поддерживать монархию и сенат в надлежащих пределах терпимости и умеренности.
Эти ограничения необходимы для поддержания любой аристократии, но особенно для аристократии Спарты, во главе которой стояли два короля как лидеры Сената. Таким образом, была потребность в позитивных способах гарантировать, что сенаторы вершат правосудие для людей. Отсюда возникла потребность в трибунах, магистратах, которые могли бы говорить от имени этого народа и при определенных обстоятельствах усмирять надменное желание господствовать. Нужно было подорвать законы, которые способствуют различиям, созданным тщеславием между семьями, под предлогом того, что они более благородны или более древние: различия, которые должны быть приписаны мелочным нравам отдельных людей. Но, с другой стороны, так как народу свойственно действовать из страсти, то должны быть и те, кто способен сдерживать и контролировать его. Следовательно, граждане должны были полностью подчиняться магистратам, как только они их избрали. Так были созданы эфоры, оснащенные для сохранения гармоничного согласия в каждом социальном классе. Из истории Спарты видно, как на благо республики они умели подавлять в различных обстоятельствах слабость царей, сильных мира сего и народа.
Элиан также рассказывает нам о некоторых чертах характера в их мудрости. Когда однажды в пылу партийных разногласий какие-то клазомениане [4] осквернили сидения эфоров, эти магистраты наказали их, просто объявив по всему городу Спарте, что такие глупые действия будут дозволены клазоменцам.
Единственным найденным способом разрушить их могущество было разжечь между ними ссоры, и иногда это удавалось. Павсаний [5], например, искусно применил эту хитрость, когда, завидуя победам Лисандра [6], убедил трех эфоров дать ему право продолжать войну против афинян. Но царь Клеомен III, третий из носителей этого имени [7], принял более постыдное решение. Он спровоцировал смуту в своей стране, приказал убить эфоров, разделил земли, отменил долги и допустил иностранцев к правам собственности, как предлагал Агис [8]. Однако из отрывков Полибия становится ясно, [9] Иосиф Флавий [10] и Филострат [11], что эфоры были восстановлены после смерти Клеомена. Спартанцы не знали о каких-либо недостатках по сравнению с преимуществами магистратуры, специально предназначенной для предотвращения склонности королевской и аристократической власти к жесткой тирании или народной свободы от анархии и восстания.
1. Во французском тексте есть два слова для обозначения этого города-государства: «Ласедемона» и «Спарта», причем первое относится к окрестностям государства, а второе — к самому городу. Но в большинстве случаев, как и здесь, четкого разграничения нет, поэтому было предпочтительнее везде придерживаться «Спарта(н)».
2. См. Найджел М. Кеннелл, Спартанцы: новая история, Wiley-Blackwell, стр. 12-14.
3. Царь Спарты (конец 8 -начало 7 го в. до н.э.). Согласно «Жизнеописаниям» Плутарха, именно в это время в Спарту были введены эфоры.
4. Клазоменай: древнегреческий город, на Ионическом побережье.
5. Павсаний: царь Спарты, 409–395 гг. до н. э. Как указывает текст, он часто конфликтовал с эфорами. См. также Кеннелл, пассим.
6. Лисандр: назначен адмиралом Спарты в 407 г. до н. э., в следующем году разгромил афинский флот, но погиб в бою в 395 г. до н. э.
7. Клеомен III, царь Спарты, ок. 260–219 гг. до н. э. Он пытался реформировать политическую структуру Спарты, но безуспешно.