история создания, жанр, суть, тема, чему учит.
Василий Макарович Шукшин – это уникальнейший советский писатель, а также сценарист и актер. В 1970 году талантливой рукой литератора был создан рассказ под названием «Срезал». В том же 1970-м вышла первая публикация произведения в печатном издании «Новый мир».
История создания
В своем литературном труде Василий Макарович поднимает свою излюбленную тему, которая присуща его творчеству. Речь идет о простом народе, так называемых чудиках, которым противостоит «мир серых чиновников и заумных обывателей».
Образы персонажей почерпнуты Шукшиным из встреч и общения со своими земляками. Ведь автор родился и вырос в деревне, находящейся на территории Алтайского края. Конфликт между обычным сельским жителем и представителями интеллигенции – вот ключевая сюжетная линия, фундамент рассказа «Срезал».
Направление
Отчасти юмористическое произведение Василия Макаровича Шукшина относится к литературному направлению реализм, потому как описываемые события приближены к реальности. Образы персонажей комичны, однако соответствуют окружающей действительности.
Жанр
Перед нами, бесспорно, рассказ. Автор отнес произведение к жанру анекдотического рассказа. Ведь главные события умещаются в короткий временной промежуток, все происходит за один вечер. А также нельзя не отметить комичность сложившейся ситуации, которая свойственна рассказам-анекдотам.
Читать по теме:
Как определить суть произведения?
Как определить основную мысль произведения?
Как определить проблематику произведения?
Суть
В центре повествования – обычный мужичина из села Глеб Капустин. Деревенские жители считали его человеком невероятного ума, очень образованным, но желчным.
Капустин всего лишь заучивал разные научные стати, найденные на журнальных страницах. Он действительно многое запоминал, но совершенно не разбирался в прочитанном материале. Иными словами, так называемый эрудит просто-напросто обманывал окружающих, то и дело бросаясь умными словечками. По мнению Капустина, всех городских «неучей» нужно срезать, чтобы не зазнавались. Такие люди казались ему нахальными и глупыми, только вот сам Глеб не блистал ни умом, ни воспитанностью.
Если в деревне объявлялись важные персоны из города, по вечерам главный персонаж становился званым гостем в доме приезжих. Односельчане звали Глеба, чтобы тот блеснул умом и «срезал» зазнаек. Похожая история произошла и с докторами филологических наук из Москвы (Здесь дополнительно читайте краткий пересказ произведения «Срезал» для читательского дневника).
Главные герои и характеристики
- Глеб Капустин – ехидный человек, острый на язык, нахальный. Он мнит себя ученым и героем, но поведение его грубое, а знания поверхностны.
- Константин Журавлев (Костя) – воспитанный, образованный, начитанный и тактичный. Не желает опускаться на уровень Капустина, предпочитает смолчать.
Читайте по теме:
Читательский дневник Срезал: краткое содержание, главные герои и главная мысль
Краткий и подробный план рассказа «Срезал»
Сочинение по рассказу «Срезал»
Тема
Автор раскрывает темы: невежества, отсутствия нравственного образования среди сельских жителей, а также зависти и высокомерия.
Проблематика
Подняты следующие проблемы: низкий уровень образования в деревнях, неуважительное отношение к интеллектуальному труду.
Здесь можно посмотреть анализы других произведений для 6 класса.
Основная мысль
Истинные знания даются непросто. По-настоящему умный человек не станет выпячиваться перед толпой.
Чему учит
Учит нас слушать и слышать друг друга, уважать каждого человека, не принижать человеческое достоинство.
«Срезал» краткое содержание рассказа Шукшина – читать пересказ онлайн
7 мин.
Василий Шукшин
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 2879.
Обновлено 17 Апреля, 2022
О произведении
Рассказ «Срезал» Шукшина, написанный в 1970 году, поднимает серьёзные социальные и нравственные проблемы, среди которых выделяются падение нравов и невежество деревенских жителей.
Произведение можно отнести, по классификации самого автора, и к «рассказам-анекдотам», и к «рассказам-характерам». Сюжет построен вокруг «философского диспута» между кандидатом филологических наук и простым работником пилорамы.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Срезал», а после – проверить свои знания при помощи теста на нашем сайте.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.
Место и время действия
События рассказа происходят во второй половине XX века в российской деревушке Новая.
Главные герои
- Константин Иванович Журавлев – кандидат, умный, образованный, воспитанный мужчина.
- Глеб Капустин – неглубокий, ехидный, завистливый к чужим успехам мужчина.
Другие персонажи
- Валентина Журавлева – супруга Константина Ивановича, также кандидат.
- Агафья – мать Константина Журавлева.
- Мужики – односельчане Журавлева, малограмотные жители села.
Краткое содержание
В небольшую деревушку под названием Новая приезжает кандидат наук Константин Журавлев с супругой и дочкой – мать «попроведовать, отдохнуть»
. Будучи уже совершенно городским жителем, он решает с семьей провести время в родной деревне, вдали от суеты и проблем большого города.
К вечеру все жители Новой знали, что к старухе Агафье Журавлевой на такси приехал «богатый, ученый»
сын и привез подарки: «электрический самовар, цветастый халат и деревянные ложки»
.
Вечером того же дня селяне после работы собираются у крыльца дома Глеба Капустина – начитанного и ехидного мужика сорока лет. Так уж сложилось, что из этой деревни вышло немало
.
По заведенным обычаям, когда такой человек приезжал на малую родину, в его доме собирался народ, чтобы послушать истории успешного земляка. Капустин же славился умением «срезать» знатного гостя, то есть поставить его в неловкое, иногда даже унизительное положение перед сельчанами.
В этот раз Капустин в компании товарищей держит путь к дому старухи Журавлевой. По дороге он узнает, что кандидатом является не только Константин Иванович, но и его жена Валя, вот только «в какой области кандидаты»
– неизвестно.
Константин Иванович радостно встречает гостей, просит мать накрыть на стол. Он принимается вспоминать детство, школьные годы со своими давнишними приятелями. Тем временем Глеб, который «был родом из соседней деревни»
, разговор этот не поддерживает и явно готовится к нападению.
Узнав, что Журавлев работает на филфаке, Глеб оживает и принимается задавать вопросы, касающиеся философии – о «первичности духа и материи»
, «понятии невесомости»
. Эти мудреные слова вычитаны Капустиным из журналов и газет, и смысла их он совершенно не понимает, но держит перед односельчанами марку.
Капустин вызывает у супругов искренний смех своим вопросом об их отношении «к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера»
, а также к тому, «что Луна тоже дело рук разума»
. Журавлевы теряются и не знают, как правильно реагировать на этот поток явного абсурда, но, будучи хорошо воспитанными людьми, не уличают гостя в безграмотности.
Константин Иванович старается держать доброжелательный тон с гостем, но Капустин настроен весьма решительно – он во что бы то ни стало должен доказать перед односельчанами свое превосходство над кандидатами, ничего не смыслящими в «серьезных» вопросах.
Заметив, как на одну из сказанных им глупостей Журавлев многозначительно переглядывается с женой, Капустин «взмыл ввысь»
, чтобы нанести сокрушительный удар. Он принимается обвинять супругов в том, что они не читают газет и «что кандидатство – это ведь не костюм, который купил – и раз и навсегда»
. Напоследок он просит чету Журавлевых чаще спускаться на землю – «падать будет не так больно»
.
На закономерный вопрос Валентины, в чем же, собственно, заключается их нескромность, Капустин по своему обычаю уходит от прямого ответа и предлагает им подумать над этим на досуге.
Глеб признается, что любит «по носу щелкнуть – не задирайся выше ватерлинии»
. Он в одиночестве покидает дом Журавлевых, а мужики, всегда с большим удовольствием наблюдающие его нападки на знатных людей, довольны – и в этот раз Глебу удалось их ловко «срезать». Капустин восхищает и неизменно удивляет односельчан, но не пользуется любовью из-за своего злого, жестокого характера, потому что «жестокость никто, никогда, нигде не любил еще»
.
На следующий день Капустин, придя на работу, как бы между прочим интересуется у мужиков: «Ну, как там кандидат-то?»
Ему обязательно нужно узнать о безоговорочном унижении городского «выскочки» и услышать подтверждение собственной значимости.
И что в итоге?
Константин Иванович и Валентина Журавлёвы – из-за поведения Капустина попадают в неловкое положение перед односельчанами.
Глеб Капустин – считает, что сумел унизить Журавлёва и ищет подтверждение собственной значимости среди коллег.
Заключение
Краткий пересказ «Срезал» пригодится для читательского дневника, а также при подготовке к уроку литературы.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Рейтинг пересказа
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 2879.
А какую оценку поставите вы?
14.2 Жанр, наборы жанров, системы жанров – техническое письмо
Проще говоря, исследователи письма изучают жанра — что они из себя представляют и как они используются людьми, действующими и взаимодействующими с окружающим миром. Иными словами, жанры являются их основным объектом изучения.
Так что же они? В следующих разделах я дам некоторое объяснение жанров и различных способов, которыми вы можете с ними столкнуться. В следующем разделе я опишу инструменты и стратегии, которые исследователи используют для анализа и понимания жанров.Когда вы слышите или читаете слово «жанр», что вам приходит на ум? Для большинства из нас это слово заставляет задуматься о видах — или типах — музыки, книг или фильмов. Обычно мы используем это слово, чтобы различать музыку кантри, рок, классику или хип-хоп; между научной фантастикой, любовными романами, биографиями или книгами по саморазвитию; между комедиями, драмами, боевиками/приключенческими фильмами или документальными фильмами. Но когда исследователи используют термин «жанр», они имеют в виду немного другое.
Для исследователей «жанр» относится к типичному способу организации, представления и использования языка в ситуациях, которые повторяются или повторяются во времени. Все еще в замешательстве? Не отчаивайтесь.
- Жалоба
- Страховое требование
- Описание работы
- Годовой обзор
- Юридическая справка
- Предложение
- Учебный план
- Квитанция или товарный чек
- Резюме
- Лабораторный отчет
- Медицинская карта
- Письмо-подтверждение
- Личное заявление
- Заявление на получение стипендии
- Меню ресторана
- Список дел
В каждом из приведенных выше примеров вы можете довольно легко представить, кто использует текст, где, когда и для каких целей. Должностная инструкция создается компанией для рекламы конкретной должности и/или для определения обязанностей лица, подающего заявку/нанимаемого. Это либо официальный документ (при использовании для сотрудника), либо инструмент, используемый для найма кого-либо (как компания/организация, так и потенциальные кандидаты используют описание, чтобы решить, является ли человек квалифицированным).
Другими словами, жанры — это действительно тексты в употреблении, или тексты, которые облегчают людям достижение какой-то цели или цели. Это не просто описания – это действия . Поэтому, хотя заманчиво думать о формах, которые вы заполняете в кабинете врача, описывающих недавние симптомы, как о простом тексте или письменном письме, когда мы действительно изучаем письмо, мы должны думать о том, как этот письменный фрагмент помогает врачу. — терпеливые отношения.
Или возьмем в качестве примера программу вашего курса. Этот жанр используется учителями и учениками для облегчения общения об ожиданиях от курса. Студенты, таким образом, основная аудитория для программы курса. Программа — это, так сказать, способ «оживить» курс. Но есть и другие аудитории для программы: другие преподаватели курса, руководитель инструктора, администраторы. . . список можно продолжить. Этот единственный документ на самом деле отвечает за огромный объем работы, и именно эта работа интересует исследователей письма. Изучение жанров лежит в основе изучения письма. Только думая о примерах письма как о жанрах — как о действиях — а не просто о документах или формах, мы можем выработать соответствующую позицию, с которой можно научиться тому, как пишем им.
Знание того, кто использует текст и почему они его используют, помогает нам выяснить, каким должно быть содержание части письма, а также как представить это содержание. Рассмотрим еще раз описание работы: обычно оно начинается с обзора работы, а также минимальной квалификации. Почему там начинается? Почему эта информация не в конце или где-то в середине? Обзор выступает своего рода рекламой; это для привлечения кандидатов на должность. Но минимальная квалификация быстро помогает кандидатам решить, следует ли им подавать заявку, что, в свою очередь, избавляет компанию от дополнительной работы по выявлению людей, не соответствующих требованиям. В этом смысле минимальная квалификация помогает и соискателю, и компании работать более эффективно.
Но некоторые из вас могут подумать, что иногда минимальная квалификация — это , которые можно найти позже в описании работы. Это правда. Вы можете себе представить причину этого? . . . Если да, то вы выполняете работу пишущего исследователя. И вы определили еще один важный принцип, применимый к жанрам: они не являются формулами . Другими словами, не существует одного точного способа их записи. Вместо этого жанры регулируются так называемыми «конвенциями» или руководящими принципами. Мы можем говорить в целом о том, как писать в том или ином жанре, но всегда могут быть исключения, поэтому любопытное отношение к писательству вместо того, чтобы просто искать «правильный способ» что-то написать, послужит вам лучше в качестве писатель (и профессионал). Это также поможет облегчить разочарование, когда то, что вы считали «правильным способом» написать что-то, в конечном итоге требует редактирования или модификации.
Боковая панель
Вот относительно эффективный тест для определения жанра: спросите себя, кто использует этот текст? Если вы можете ответить с конкретной профессией, это, вероятно, жанр. Простым и, возможно, знакомым примером является «эссе из 5 абзацев», которое многие студенты изучают в какой-то момент своей образовательной карьеры. Если мы спросим, кто использует этот текст, нам придется ответить ученикам и учителям, но это очень широкие категории, и то, что делает текст, приводит к определенной оценке. Однако это не пример какого-либо письма, написанного вне классной комнаты. Текст, который больше всего напоминает эссе из 5 абзацев, но имеет реальную риторическую цель, — это научная исследовательская статья. Кто использует этот текст? Ну, профессора, ученые или исследователи пишут их, чтобы сообщить результаты своих исследований другим профессорам, ученым и исследователям, и с публикацией этих статей связаны всевозможные реальные последствия: срок пребывания в должности, финансирование, и профессиональный статус, и это лишь некоторые из них.
Попробуйте это
Составьте список всех видов письма, которые вы пишете в течение дня. Затем для каждого напишите пару заметок о том, кто использует это письмо и почему. Каждый ли текст в вашем списке подходит для определения жанра?
Как насчет электронной почты: является ли электронная почта жанром? Текстовое сообщение? Твит? Хорошо . . . может быть. Вот где могут возникнуть сложности при изучении письма. В конце концов, электронное письмо может содержать объявление о вакансии. Или вы можете использовать электронную почту, чтобы сообщить своему врачу о ваших текущих симптомах. Таким образом, хотя существуют «правила» или условности, применимые к электронной почте или твиту (или блогу, или текстовому сообщению), важно понимать, что часто это просто платформы или средства коммуникации определенного жанра.
Тем не менее, стоит отметить, что некоторые из этих других платформ или средств формируют большую часть того, что люди пишут в самых разных условиях. Без них работа просто не состоялась бы. Так что иногда бывает полезно распознать и провести различие между техническим или профессиональным письмом (письмом, относящимся к отрасли или работе), с одной стороны, и «письмом на рабочем месте», с другой стороны. Вообще говоря, мы можем ссылаться на электронные письма, заметки и некоторые меморандумы и неофициальные отчеты как на вид письма, который облегчает создание других, более публичных или «отшлифованных» текстов (для внешней аудитории), чем мы имеем в виду, когда пишем или говорим. «Техническое письмо».
Сравнение письменной работы на рабочем месте и технического письма
Рабочее место | Технический |
---|---|
Заметки | Заявки на получение гранта |
Жанры лежат в основе изучения письма, и еще один полезный способ подумать о них и развить свои писательские способности — определить, какие жанры «сочетаются». Иными словами, каждая профессия или занятие требует общения в различных жанрах. Совокупность этих жанров называется «жанровым набором».
Почему может быть полезно знать набор жанров для конкретной работы или должности? С практической точки зрения, при рассмотрении работы полезно знать, каковы требования к написанию. Когда вы работаете на определенной должности, уделите время тому, чтобы понять взаимосвязь между различными жанрами, это может помочь вам определить области совпадения и, таким образом, помочь вам стать более эффективным и действенным коммуникатором. Кроме того, изучение набора жанров может помочь нам понять, как письмо в этой позиции поддерживает цели компании или организации — или подрывает их.
Ниже приведены несколько примеров наборов различных жанров, которые помогут вам творчески задуматься об объеме и разнообразии письменной/коммуникативной работы, связанной с любой профессией (даже с теми, которые мы обычно не считаем письменными!).
Учитель/инструктор- Учебный план
- Календарь курсов
- Исходы
- Планы уроков
- Листы назначения
- Раздаточный материал
- Презентации
- Оценки учащихся/отчеты об успеваемости
- Конспект лекций
- Примечания к обсуждению
- Рекомендательные письма
- Оценка/отзыв
- Отчеты
- Электронная почта
- Отчет о смене
- Примечания пациента
- Графики и документация
- Заказов
- Отчеты об инцидентах
- Экспертная оценка
- Электронная почта
- Экзамены по обучению/повышению квалификации
- Инструкции по выписке
- Анализы
- Описание проекта
- Действия Обзоры
- Отчеты о проделанной работе
- Отчеты об инцидентах
- Отчеты об инспекциях
- Предложения/Планы
- Записки
- Электронная почта
- Рекомендации
- Патенты
- Заметки о встрече
- Презентации
Попробуйте это
Найдите друга или члена семьи, который работает в профессии, с которой вы не очень знакомы. Попросите их попытаться составить список всех видов письма, которые они делают в рамках своей работы. Если они в тупике, вы можете подсказать им пару примеров и напомнить им, что любое использование языка — даже если это заполнение формы — «считается» письмом.
Попробуйте это
Студенты часто с удивлением обнаруживают, что занятие, которое, по их мнению, не требует большого количества письменной речи, на самом деле требует большого объема письменной речи. Есть ли отрасль или работа, в которой вы заинтересованы в карьере? Потратьте 10-15 минут на поиски в Интернете того, что пишет профессионал в этой области.
Как становится ясно из главы 2 «Анализ аудитории», чем больше вы думаете о написании в процессе использования (как ваше письмо будет прочитано), тем лучше будет ваше письмо. Воображение вашей аудитории — важная часть этого процесса, как и размышления о других жанрах, с которыми ваше письмо будет «работать» или взаимодействовать. Например, описание работы (жанр 1) часто побуждает соискателя составить резюме (жанр 2) и сопроводительное письмо (жанр 3). С кандидатом свяжутся, чтобы сообщить, что он был выбран каким-либо образом — обычно письмо (жанр 4) и, возможно, попросят предоставить дополнительные материалы заявки, такие как рекомендательные письма или документы об обучении/опыте (жанры 5, 6…) .
Пересекающиеся жанры, облегчающие определенный вид работы, обозначаются термином «система жанров». Часто этот термин используется для обозначения жанров, которые работают вместе, чтобы сформировать работу конкретной организации, что часто включает пересечение наборов жанров . Хотя вы, возможно, никогда не используете термин «жанровая система», идея жанровой системы в той или иной степени известна всем писателям на рабочем месте. Например, знание того, что отчет, который вы создаете, может потребовать последующей документации, может помочь вам составить текст таким образом, чтобы помочь компании или организации успешно завершить свою работу.
Чем больше вы сможете предвидеть все различные контексты и ситуации, на которые может повлиять то, что вы пишете, тем быстрее вы продвинетесь как писатель, потому что вы сможете критически думать об аудитории для своего письма и подключать свои написание вариантов для ваших письменных целей.
Эта глава написана Эллисон Гросс из Portland Community College под лицензией CC-BY 4.0.
Руководство по подсчету слов по жанрам • Карьера Авторы
Литературный агент Паула Мунье говорит, что 90 000 слов — это «лучший вариант для дебютного романа». Не слишком длинная и не слишком короткая, такая длина книги сигнализирует потенциальным агентам и редакторам о компетентности писателя и его знании издательского рынка.
Конечно, правила созданы для того, чтобы их нарушать, особенно в творческой сфере. (Разве не в этом дело, чувак?) Вы можете возразить, что ваша сага из 200 000 слов длинна ровно столько, сколько нужно. И вы можете быть правы. Мы все знаем об очень амбициозных эпосах, опубликованных с большим успехом. Тем не менее, знайте, что на рынке с чрезвычайно высокой конкуренцией будет сложнее продать вашу большую книгу агенту, редактору, издателю и, наконец, читателям. Книга с огромным количеством слов представляет собой более опасный путь в более крутой холм.
Затраты на производство и цены могут быть далеки от ваших литературных представлений, но это главная забота книгоиздателей.
Имея подкрепляющий послужной список, авторитетные писатели обладают большей гибкостью. Автор бестселлеров Калеб Карр может писать романы из 250 000 слов, но когда вы представляете свой роман и предлагаете это количество, будьте готовы к ледяному приему.
90 000 слов сигнализируют профессионалам, что вы знаете, что делаете. Более резкое количество слов может отталкивать; агенты могут предположить, что вы недисциплинированы. Они могут прийти к выводу, что вы и ваш роман доставляете больше хлопот, чем пользы.
Работа писателя никогда не заканчивается
Новые авторы иногда ожидают, что они закончат свою книгу, отправят ее агенту и издателю, а затем расслабятся в ожидании заслуженной славы. Опытные профессиональные авторы знают лучше.
Полировка и отправка черновика — это только начало долгого пути. Помимо требований к рекламе и продвижению на этом пути, представители отрасли могут по-прежнему хотеть, чтобы вы урезали, добавили, пересмотрели или изменили редакционное направление — возможно, даже до того, как подпишете контракт.
Управление количеством слов от до Отправка вашей работы ускорит и без того длительный процесс публикации.
Дайте им то, что они хотят
P.T. Барнум, возможно, был вульгарным и кричащим, но он был блестящим читателем поп-культуры. Имея это в виду, предложенная Паулой цель в 90 000 слов снова доказывает свою ценность.
Агенту и редактору может очень понравиться ваша книга, но она считает, что ее слов не идеальна по той или иной причине — например, из-за длины популярных соревновательных названий. Успокойся. В таких случаях, в зависимости от желаемого, писателю может быть несложно увеличить количество слов до 100 000 или уменьшить до 80 000.
Не стонать. Гибкость — ключ к успеху.
Каковы ожидания?
Читатели отдельных жанров ожидают книг определенной длины, как и издатели. Далее следует приблизительное руководство по ожидаемой длине книг в определенных жанрах.
- Романтика: 65 000–80 000 слов (Большинство выходных данных романа имеют особые требования к количеству слов, которые авторы должны знать и соблюдать перед отправкой.)
- Тайна: 80 000 слов (поджанры, такие как уютные, как правило, короче, часто составляют 70 000–80 000 слов) 9.0012
- Научная фантастика: 100 000–120 000 слов
- Триллер: 90 000–100 000 слов
- Настоящее преступление: 90 000–100 000 слов
- Историческая фантастика: 100 000–150 000 слов (это может зависеть от темы и требований рынка).
- Основная женская художественная литература: 90 000–100 000 слов
- Мемуары/биографии: 70 000–90 000 слов
- Художественная литература: 80 000–100 000 слов
- Подростки: 70 000–80 000 слов
- Средний класс: 40 000–50 000 слов
- Книги с картинками: 500–700 слов
Ваш роман из 60 000 слов слишком короткий? Вероятно.