Изнанка войны. Средневековые (и не только) ранения / Хабр
Автор: Azirsan
Мы обычно смотрим на древние сражения сверху – правый фланг атакует левый, в центре король возглавляет строй… Красивые прямоугольники на картинке, где стрелочками показано, кто и где на кого напал. Но что творилось непосредственно в месте столкновения солдат? В рамках этой популярной статьи хочу рассказать про ранения и те способы, которыми они наносились. Тема эта мало популярная в отечественной историографии, как, в общем-то, и другие вопросы, рассматривающие «лицо войны».
С другой стороны, на Западе накоплен неплохой объем работ, в которых анализируются костные останки древних воинов. Современные методы криминалистической экспертизы позволяют понять по зарубкам на костях, как был нанесен удар, с какой стороны, можно восстановить даже очередность атак, поняв картину боя.
Меня иногда просят привести перечень литературы по вопросу, поэтому в этой статье в конце есть перечень источников информации, я достаточно свободно подошел к их оформлению, это все-таки научпоп, но проблем с поиском не должно быть. Впрочем, если не хотите глубоко зарываться в вопрос, можете просто игнорировать все ссылки в квадратных скобках. Выводы в конце.
Битва при Висбю
Наиболее известной битвой в этом смысле является сражение при Висбю (1361) между готландским ополчением и датскими войсками. Примечательной она является из-за найденного массового захоронения воинов, которое смогли соотнести с самим сражением. Это собственно наиболее крупное захоронение на сегодня, включающее в себя около 1185 трупов (есть еще одна не раскопанная братская могила, предположительно на 400 плюс-минус человек). Вместе с тем, это захоронение не является единственным, и рассматривать изнанку войны нужно с учетом и других битв – это сражение при Таутоне (1461), стычка в Страстную пятницу (1520), битва при Алджубарроте (1381), кроме того могилы отдельных воинов, погибших в бою, также дают хороший материал для анализа.Начнем с Висбю, я не буду подробно останавливаться собственно на предыстории сражения, нас в большей степени интересуют полученные в ней ранения.
Да и в общем-то предыстория у него, как и у множества сражений предельно проста – бабло, и кто его будет получать. Битва при Висбю наглядно демонстрирует столкновение военной организации, основанной на всеобщем призыве (готландские крестьяне) и собственно профессиональными солдатами (датские войска). Результат печальный для готландцев – их просто вырезали и побросали в братскую могилу. Причем, местами прямо в доспехах, а для средневековья это картина, прямо скажем, нетипичная (обычно с поле боя выносили все железное). Доспехи нас пока не интересуют, а вот на ранения посмотрим, вот, собственно, статистика травм по всем найденным скелетам:
Иллюстрации скелетов с процентами приводятся по диссертации Мацке [5]Как можно видеть, основная цель воина – ноги, хотя я хотел бы подчеркнуть, что это картина боя характерна именно для Висбю, другие захоронения показывают несколько иное распределение ударов. Итак, большинство ударов пришлось в левую ногу, и чтобы понять, как это выглядело вживую, нужно посмотреть на боевую стойку солдата вооруженного мечом и щитом:
Стр. 126 Medieval Swordsmanship: Illustrated Methods and Techniques By John ClementsЕго левая нога несколько вынесена вперед под щитом, вот так:
Стр. 120 Medieval Swordsmanship: Illustrated Methods and Techniques By John ClementsКак отмечает Джон Клементс, защита ноги, представляет собой крайне сложную задачу: противник может сделать ложный выпад в голову, что заставит поднять щит, прикрывая лицо, после чего перейдет в атаку по ногам. Готландская армия состояла из ополченцев, среди костных останков найдены даже инвалиды – им явно недоставало умения. На втором месте, как ни странно, находится правая нога – Ингельмарк связывает это с тем, что противник мог продолжить удар рубанув по левой голени. Кроме того, часть травм приходится на внешнюю сторону, что позволяет говорить о том, что некоторые воины были на коне — всадник старается наоборот подъехать справа, чтобы рубануть мечом и в это время открыт для контратаки. Следующая часть тела, которая в наибольшей степени пострадала – это собственно голова, причем как можно видеть наибольшее количество ударов приходится с правой стороны. Как отмечает Бойлстон [2] это обусловлено тем, что большинство воинов были правшами, соответственно удар наносился справа налево. В наименьшей степени затронуты руки, а торс и вовсе невредим – это мы еще обсудим в выводах, когда посмотрим на другие сражения.
Итак, получается наглядная картина боя – первый удар воины направляли в голень левой ноги противника (возможно, предварительно совершив ложный выпад в голову), если он был удачен, то несчастный получал тяжелую травму и не мог продолжать поединок. Далее следовало добивание ударом в голову. Клим Жуков предполагает, что это мог делать воин из второй линии, дабы первый не отвлекался. Продемонстрируем это на примере реконструкции судьбы воина из могилы под Цистерианским Аббатством Cara Insula на Ютланде. Поздоровайтесь с ним:
Точно датировать время смерти воина сложно, авторы исследования [10] дают диапазон 1250-1350 годы. Ему было от 25 до 30 лет, рост составлял 162,7 см (+/- 4,31 см) – парень был несколько ниже, чем готландские ополченцы, средний рост которых колебался около 168 см. Вот собственно места повреждений конечностей нашего героя:
Наиболее серьезные удары пришлись по ногам, плюс есть порезы на левом предплечье. После того, как он получил серьезные травмы ног, его добили несколькими сильными ударами в голову:
А вот так это выглядит «вживую»:
А вот реконструкция боя:
Вернемся к Висбю – помимо собственно травм, нанесенных в ближнем бою, есть также ранения полученные выстрелами из арбалетов. Причем, как отмечает Ингельмарк, нередко били в упор, от чего стрела могла пробить череп насквозь. Возможно, отряды стрелков были перемешаны с тяжелой пехотой или находились рядом, выцеливая зазевавшихся. Готландским ополченцам, которые состояли в том числе из стариков и несовершеннолетних юношей, устроили настоящую бойню. Сейчас мы видим просто раскроенные черепа и отрезанные кости, но что творилось тогда под стенами Висбю можно представить.
Фруассар описывает любопытный случай, который произошел под стенами Норвича в 1381 году. Проповедник Джон Бол в какой-то момент времени заметил, что положение крестьян в стране очень похоже на рабство и вообще несправедливо, в то время как все люди равны. Джон пришел к выводу, что неплохо было бы богатства справедливо распределить между всеми жителями Англии. Как Вы понимаете в эпоху развитого феодализма идеи коммунизма знатью были приняты без восторга и проповедника от греха подальше закрыли в темнице. Отсидев срок, тот не образумился и понес в массы идеи всеобщего равенства и братства. Вот собственно со знаменем коммунизма и еще сорока тысячами сподвижниками из числа крестьян они и отправились в Лондон. Возле Норвича новоявленные большевики повстречали рыцаря Роберта Сэйла, коему сделали предложение возглавить пожар революции. Доблестный рыцарь дал ответ, в котором приличными были лишь предлоги (досточтимый сэр стал рыцарем не по праву рождения, а в силу ратных подвигов, поэтому в совершенстве владел лексиконом простого народа). Народ посыла не оценил и полез в драку, да и лошадь как назло сбежала. Тут-то рыцарь и продемонстрировал, что умел – Фруассар красочно описывает, как Роберт меткими ударами порубил плебсу руки и ноги (а некоторым и голову). Нет, чуда не случилось, в конечном счете, рыцаря свалили и разорвали на части. И, да, вся эта история была нужна, чтобы упомянуть схожесть техники Роберта и ранений при Висбю. Но какая статья без хорошей истории?
Отсечённая стопа из могилы ВисбюБитва при Таутоне
Знаменитое кровопролитное сражение войны Алой и Белой розы 1461 г. — по разным оценкам в битве погибло от 13000 до 38000 человек с обеих сторон. Есть и небольшое захоронение на поле битвы, которое позволяет понять, что же происходило непосредственно с самими солдатами в бою [3].
Хотя по общим тенденциям, распределение ран и похоже на Висбю, есть и различия. Все также страдает голова и руки/ноги, в то время как торс вообще не затронут. Из общего количества травм 72 % приходится на голову и 28 % распределены по конечностям. Из 28 найденных черепов (вообще 29, но один был слишком сильно поврежден) 96 % (!) имеют травмы. Знаете, сколько ударов пришлось на эти 27 черепов? Сто тринадцать, примерно по 4 удара на каждого погибшего, причем треть приходится на левую сторону черепа, треть на лицо и только треть на затылок. Это весьма показательно и свидетельствует о том, что бой был ожесточенным и шел лицом к лицу. Кроме того, треть черепов имеют следы прошлых и заживших боевых травм. По всей видимости, мы имеем дело преимущественно с профессиональными воинами, которые вели ожесточенный бой. Это в принципе подтверждается нашими сведениями о сражении при Таутоне, которые позволяют говорить, что он шел почти весь день (не думаю, что они рубились 10-12 часов, скорее сражение перемежалось паузами).
Чем били
Преимущественно рубящее оружие (мечи, возможно, топоры) – 65 %, еще 25 % нанесены тупым оружием (булавы, молоты и пр.), 10 % приходится на колющее оружие (здесь не только стрелы, но и например шипы на боевых молотах).
Распределение травм черепа по типам оружия:
Если говорить про повреждения остальной части тела, то они приходятся традиционно преимущественно на руки и ноги, но есть определенная разница с битве при Висбю. Есть много травм затрагивающих запястье и предплечье правой руки.
Это говорит о том, что воинов ловили на контратаке, нанося удар по его правой руке, в которой был зажат меч.
Стр. 47 Medieval Swordsmanship: Illustrated Methods and Techniques By John ClementsСтр. 47 Medieval Swordsmanship: Illustrated Methods and Techniques By John ClementsПовышенное внимание Шеннон Новак [3] уделила скелету за номером 25 – это мужчина в возрасте 26-35 лет, который уже ранее был травмирован в бою, на черепе есть след зажившей раны. Скорее всего, он был опытным воином, о чем свидетельствует как старая рана, так и реакция врагов на него. Он получил 5 (!) ударов в голову, которые не были смертельными, причем возможно, что те (или тот), кто нанес три из них, смерть своего обидчика могли и не увидеть. Прикрыть спину, этому воину, видимо, уже некому было, и он получил смертельный удар в затылок, что привело к летальному повреждению мозга. Шеннон отмечает, что после этого воина, скорее всего, перевернули на спину (от удара он должен был упасть вперед лицом), причем переворачивали с помощью меча, от чего осталась еще одна зарубка. И наконец, последний удар раскроил голову воину практически пополам – от левого глаза, до правого резца, чтобы восстановить всю картину боя исследователям пришлось собирать череп буквально по частям.
Сражение в Страстную Пятницу и захоронение возле города Упсала
Это захоронение близ замка Упсала исследователи [4] соотносят с битвой в Страстную пятницу 6 апреля 1520 года. Сражение состоялось между шведским войсками, состоящими преимущественно из крестьянского ополчения и датскими наемниками, явно более опытными в части военного искусства. Как это часто бывает, ополчение ничего не смогло противопоставить профессионалам и шведские крестьяне были перебиты. Всего в братской могиле было обнаружено не менее 60 человек, в возрасте от 24 до 35 лет, кстати, довольно высоких – средний рост составляет 174,5 см. Абсолютное большинство (89 %) травм приходится приходится на голову, причем распределение их довольно любопытно.
Сражение при Упсале как раз демонстрирует то, что оказывает сильнейшее влияние на ход битвы. То, что мы не видим в фильмах, о чем редко пишут.
Страх.
Далеко не всегда битва представляла собой лихую рубку лицом к лицу, нередко целые отряды обращались в бегство просто увидев врага. Большая часть ранений в битве при Упсале была нанесена сзади по голове, возможно во время преследования. Но что интересно, тело воина все также оставалось невредимым – основной целью как и в других битвах, была голова. Вообще тема психологии войны одна из самых сложных, летописи скудны на описания эмоций воинов, но даже отрывочные данные могут пролить свет на этот вопрос, например, часть ударов при Висбю были нанесены дрожавшей рукой.
Распределение ран, полученных в битве в Страстную ПятницуНу что? Коротенькая история про травмы головы, чтобы отдохнуть от черепков? Датский летописец живший в конце 12 начале 13 веков Саксон Грамматик изложил несколько саг, упоминающих любопытные подробности поединков. Так на свадьбе некоего Агнера, друзья жениха забавлялись кидая кости и на беду попали в Бьярку, который свернул шею мазиле. Агнер весьма опечалился и вызвал Бьярко на бой, вот как его описывает Саксон:
Дело в том, что в древние времена при проведении состязаний воины стремились не к тому, чтобы как можно чаще обмениваться ударами, а к тому, чтобы бить через определённые промежутки времени и в определённой последовательности; при этом само состязание заключалось в нанесении пусть редких, но [при этом совершенно] ужасных по своей силе ударов, где победа доставалась скорее тому, чей удар был мощнее, чем тому, кто нанёс большее их число. Предпочтение из‑за знатности рода было отдано Агнеру. Как говорят, нанесённый им удар был столь силён, что разрубил шишак шлема Бьярко и рассёк ему кожу на темени; при этом Агнер лишился своего меча, который застрял в прорезях маски шлема его соперника. После этого пришёл черёд Бьярко наносить свой удар; дабы можно было удобнее размахнуться своим оружием, он упёрся ногой в пень и одним ударом своего острого меча разрубил тело Агнера напополам.
(Деяния Данов, 2. 6.10)
Потом Бьярко порубил нескольких недовольных, а через некоторое время и вовсе взял в жены суженую Агнера. «Не, ну а что такого?»
Отдохнули? Берем лопаты и едем в Португалию.
Битва при Алджубарроте
Это сражение произошло в 1385 году между кастильскими и португальскими войсками. Найденное массовое захоронение [7,8], которое отнесено к этой битве. Всего найдено не менее 400 трупов, средний рост который составлял около 166 см, чуть меньше, чем при Висбю, Таутоне и Упсале, но в целом это средний рост для средневековья.
В принципе, по характеру повреждений эта битва ближе всего к Висбю – больше 60 % пришлось на ноги и около 18 % являются травмами черепа. Есть впрочем, и различия при Алджубарроте били преимущественно в бедра, причем тупым оружием – в ход шли молоты, чеканы и палицы. Вероятно, в этом бою противники старались сломать врагу бедро, а потом добить ударом в голову. Распределение ударов по костям приводится ниже:
Подводя итоги
Есть любопытная тенденция для всех захоронений – абсолютное большинство травм приходится на голову, исключение составляет разве что скелеты с кладбища Fishergate, которые имеют большой процент травм на ребрах и грудной клетке [2, 5]. Исследователи объясняют это меньшей распространенностью защитного вооружения среди погребённых там. Но есть еще один неразрешенный вопрос, возможно, уже обратили на него внимание – если ран на теле нет, потому что оно было надежно защищено доспехами, то почему столько пробитых черепов, неужели они не использовали шлемы? На самом деле, хорошего ответа здесь нет – исследователи выдвигали разные гипотезы, но все они уязвимы для критики:
Низкое качество шлемов [3]. В чем преимущество этой теории – она объясняет одинаковые ранения в совершенно различных битвах, разнесенных в пространстве и времени. Недостаток тоже очевиден в доспехи 14-15 веков были уже относительно высокого качества, дошедшие до нас образцы демонстрируют крайне низкий процент включений шлака. Ну и в целом, для того, чтобы пробить шлем требуется недюжинная сила.
Шлем был потерян в бою или сознательно снят. Преимущества теории в том, что она объясняет достаточно тяжелые травмы черепа. Недостатки теории тоже видны – во-первых картина боя идентична для множества захоронений в разные периоды времени и такая версия скорее объясняла бы единичные примеры. Кроме того, у множества солдат уже встречались зажившие травмы черепа, поэтому как важна защита головы они должны были понимать как никто другой.
Мне сложно сказать, что ближе к истине – сам я больше склоняюсь к первой версии, поскольку все же есть примеры пробития самых дорогих и мощных шлемов, например, Карлу Смелому при Нанси (1477) прорубили голову до нижней челюсти алебардой. Кроме того, есть следующий момент: в массовых захоронениях, хотя и были профессионалы, но все же не самая богатая часть (павших вельмож увозили с собой), а значит и денег у них было не так много, поэтому качество шлемов действительно могло быть посредственным.
Отсутствие травм непосредственно на скелете объясняется, видимо, использованием щитов, которые в сочетании с доспехами (или даже без них) делали корпус невыгодной целью.
Иллюстрация защиты торса щитом по Джону КлементсуЗахоронения XVII века, например, могила воинов погибших при Лютцене (1632) уже демонстрируют [6] многочисленные травмы на корпусе, что можно связать с постепенным отказом от доспехов в силу развития огнестрела. Но захоронения Тридцатилетней войны уже не так интересны – по ним уже видно, что первую скрипку играет огнестрельное оружие, чуть ли не половина скелетов прострелена.
Кроме того, отчасти мы имеем дело с ошибкой выжившего (в нашем случае умершего) – травмы в мягких тканях мы не увидим, – только те, что оставили следы на костях, поэтому возможно часть воинов имели раны живота. Но опять-таки даже те захоронения, которые мы явно не можем сопоставить с какой-либо битвой [9, 11] имеют все тот же перевес в сторону ударов в голову и, видимо, нанесенных преимущественно в пешем бою.
Выводы
Основной целью в средневековых битвах было отнюдь не сердце, а голова, второе по травматичности – это левая нога. Рукопашные схватки были мало похожи на красивые бои в фильмах, это были короткие поединки, которые могли закончиться одним-двумя ударами. В них мало что было от современных реконструкций, да и приемов дуэлянтов из фехтбуков XIV-XVI веков мы там не видим. Только практичные схватки направленные на максимально быстрое убийство противника – подрубили ноги, добили ударом в голову. Исследователи также отмечают, что травмы головы очень схожи, что говорит о хорошо поставленном ударе и примерно одной военной школе, которую прошли солдаты. В 1477 году в битве при Нанси погиб герцог Бургундский Карл Смелый – он был знатным человеком, но опознать его смогли только по цвету уцелевших одежд, настолько было обезображено его тело ударами. Теперь мы знаем, что это был отнюдь не исключительный случай – война не щадила ни королей, ни простых крестьян. Такими были средневековые бои – кровавыми и скоротечными.
ИсточникиIngelmark, B. (1939) The Skeletons. Глава IV в книге B. Thordeman, ed. (1939) Armour from the Battle of Wisby 1361. Chivalry Bookshelf. Highland Village, TX.
Boylston A (2000) Evidence for weapon-related trauma in British archaeological samples. Глава 22 в книге Cox M, Mays S (eds) Human osteology in archaeology and forensic science. Cambridge University Press, Cambridge, pp 357–380
Shannon Novak Battle Related Trauma. In Blood Red Roses: The Archaeology of a Mass Grave from the Battle of Towton AD 1461, second revised edition, edited by Veronica Fiorato, Anthea Boylston and Christopher Knüsel, pp. 90-102. Oxbow Press, Oxford.
A Sixteenth-Century Warrior Grave from Uppsala, Sweden: the Battle of Good Friday. A. KJELLSTRO M Osteoarchaeological Research Laboratory, Department of Archaeology, Stockholm University, Royal Palace Ulriksdal, SE-170 79 Solna, Sweden
Диссертация Nicholas J. Matzke, Johann Keller Wheelock Armed and Educated: Determining the Identity of the Medieval Combatant
Nicklisch N, Ramsthaler F, Meller H, Friederich S, Alt KW (2017) The face of war: Trauma analysis of a mass grave from the Battle of Lützen (1632). PLoS ONE 12(5): e0178252. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0178252
Ángela Pérez Fernández, Inmaculada Alemán, Miguel C. Botella, Eugenia Cunha. Perimortem fractures in the osteological collection of Aljubarrota (Portugal).
War Lesions from the Famous Portuguese Medieval Battle of Aljubarrota. E.CUNHA exh ANA MARIA SILVA. International Journal of Osteoarchaeology, Vol. 7: 595-599 (1997)
Weapon-related Cranial Lesions from Medieval and Renaissance Turin, Italy V. GIUFFRA, L. PEJRANI BARICCO, M. SUBBRIZIO AND G. FORNACIARI. International Journal of Osteoarchaeology Int. J. Osteoarchaeol. 25: 690—700 (2015)
Eva Forsom, Lene Warner Thorup Boel, Bo Jaque, Lene Molleru. The death of a medieval Danish warrior. A case of bone trauma interpretation. Scandinavian journal of FORENSIC SCIENCE Nordisk rettsmedisin. VOLUME 23 — No 1 — 2017 — Page 13-20
Bennike P., Rebellion, combat and massacre: a medieval mass grave at Sandbjerg near Næstved in Denmark, In: Otto T., Thrane H., Vandkilde H. (Eds.), Warfare and Society, Aarhus University Press, Aarhus, 2006, 305-318
Автор: Azirsan
Оригинал
15 лучших игр про Средневековье и рыцарей на ПК и консоли
Средние века были страшным временем — низкий уровень жизни, религиозные гонения, чума и никакой канализации. И несмотря на всё это, они остаются одной из самых романтизируемых эпох в истории человечества. Благородные рыцари и прекрасные дамы, турниры и Крестовые походы нашли своё отражение во всех видах искусства. Сегодня на Cybersport.ru мы вспомним 15 отличных игр о Средневековье.
StrongholdСерия Stronghold насчитывает семь игр, но только первые две получили статус культовых. Двухмерные Stronghold и Stronghold Crusader до сих пор считаются одними из лучших RTS, а многострадальный писарь и пресловутые долгоносики, благодаря мемам, знакомы далеко за пределами игрового сообщества.
Часто вместо стратегии в реальном времени Stronghold называют «симулятором замкостроения». И в этом есть разумное зерно, но только нужно добавить ещё «симулятор замкосодержания, замкозахватывания и замкообороны». Игра посвящена цитаделям (Stronghold так и переводится — «цитадель») и всему с ними связанному. В ней нужно строить оборонительные постройки, развивать экономику и следить за уровнем жизни населения, а также защищать свою крепость и осаждать чужие.
Оригинальные Stronghold и Stronghold Crusader вышли в начале 2000-х, однако у обеих игр есть HD-переиздания. Кроме того, 30 сентября выйдет новая часть серии с подзаголовком Warlords, посвящённая азиатским войнам.
Age of Empires IIЕсли вашему сердцу милы сводящие олдскулы спрайты, но хочется немного более традиционную RTS, есть смысл обратить внимание на Age of Empires II. Во многом именно она и другие части этой серии определили тот самый «традиционный вид» стратегий в реальном времени — сбор ресурсов, развитие, строительство и уничтожение врагов.
Культовый статус Age of Empires II подтверждается тем, что даже спустя 20 лет после релиза она остаётся актуальной и пользуется популярностью не только у старых фанатов. Ремастер 2019-го внёс минимальные правки в механики и в основном был сосредоточен на улучшении графики. Но даже несмотря на это, он был признан лучшей стратегией года многими изданиями.
Medieval II: Total WarИгры серии Total War обладают уникальным и легко угадываемым стилем: они строго поделены на глобальную пошаговую часть и сражения армий в реальном времени на тактической карте. Если вы играли в любую другую часть серии, то общий вид Medieval II вам также будет знаком.
В кампании у каждой из наций собственные цели, в основном это завоевание конкретных провинций и победа над принципиальным противником. Помимо этого, есть исторические сражения и мультиплеер. Во многом игра копировала вышедшую ранее Rome: Total War, однако были новые механики. Увеличилась роль религии и миссионерства, появилась возможность заключать династические браки, а ближе к концу кампании можно открыть Америку.
Crusader Kings IIСвоего максимума в плане глобальности стратегии о Средневековье достигают в Crusader Kings II. В отличие от большинства других тайтлов жанра, здесь мы управляем не государствами, а династией. То есть при не очень удачном стечении обстоятельств можно проиграть, даже если с управляемой вами страной всё хорошо. Подобным же образом можно лишиться контроля над империей из-за местных законов или получить королевский титул в наследство.
Главная часть игрового процесса Crusader Kings II — это дипломатия. В зависимости от своего положения вам либо придётся участвовать в междоусобицах, пытаясь подсидеть правителя, либо, наоборот, стараться держать вассалов под контролем, не давая им поднять восстание. Помимо этого, в Crusader Kings II есть множество разных механик, на изучение которых уйдёт не одна сотня часов: законы наследования, религиозные догмы, генетика, болезни, тайные общества и т. д. Некоторые из них даже превращают стратегию в подобие RPG. Главный же минус игры в том, что многие важные механики и улучшения добавляются только через DLC.
Mount & Blade WarbandГде-то на стыке стратегий и RPG обитает Mount & Blade Warband. Это своего рода ультимативный симулятор жизни средневекового наёмника, в котором можно пройти путь от обычного солдата до императора. Ну, не то чтобы это был уж очень исторически достоверный симулятор — здесь даже страны выдуманные.
Сперва может показаться, что Mount & Blade — это простая экшен-RPG. У вас есть персонаж, набор характеристик, которые можно улучшать, различная экипировка и т. п. Бои происходят тоже плюс-минус предсказуемо: рубишь мечом, стараешься, чтобы не рубанули тебя. Всё меняется чуть позже — с появлением собственного отряда и необходимости им командовать становятся видны первые стратегические механики. При этом вид от третьего лица остаётся, что не очень обычно для RTS. А дальше будет и собственный замок, дипломатия, строительство, торговля, а благодаря огромному количеству модов — почти всё, чего душа пожелает.
MordhauК слову, у Warband, так же как и у находящейся в раннем доступе Mount & Blade II: Bannerlord, есть многопользовательский режим. Однако в плане мультиплеерных слэшеров несколько выгоднее смотрятся более специализированные тайтлы, как, например, Mordhau.
Игра предлагает несколько режимов: от дуэлей и кооператива до Deathmatch и «королевской битвы». Однако суть каждого из них сводится к боям, причём не всегда ближним — можно пользоваться и стрелковым оружием. Главные же особенности Mordhau — возможность тонкой настройки персонажа с помощью перков и снаряжения, а также понятная, но довольно глубокая система фехтования с весёлой расчленёнкой.
For HonorНесмотря на полное доминирование шутеров в среде мультиплеерных экшенов, мест, где можно помахать мечом, всё же хватает. Например, если вам нравится Mordhau, но не хочется играть в Mordhau, всегда можно опробовать Chivalry: Medieval Warfare (совет работает в обе стороны). К тому же скоро выходит вторая часть.
Тем же, кому механика фехтования от первого лица кажется слишком запутанной, а обилие людей в массовых сражениях больно бьёт по социофобным струнам души, стоит присмотреться к For Honor. Игру отличают вид от третьего лица, более казуальный, понятный и кинематографичный геймплей, а также более дуэльная механика, которая, впрочем, не мешает забивать противника толпой. Помимо этого, For Honor даёт возможность поучаствовать в боях между рыцарями, самураями и викингами, а такое за пределами Civilization увидишь не часто.
Kingdom Come: DeliveranceRPG в средневековом сеттинге полно, однако найти среди них тайтлы без драконов и эльфов — та ещё задачка. Впрочем, этот жанр в принципе редко обходится без фантастических элементов, будь то магия или биотика. Именно поэтому пример Kingdom Come: Deliverance так интересен.
С самого анонса KCD позиционировалась как исторически точная игра. Разумеется, в итоге у специалистов всё же были вопросы, но по сравнению с другими RPG она действительно выделялась. Например, главный герой не умеет читать — этому нужно учиться, как и обращению с оружием. Кроме того, в сюжете присутствуют реальные исторические личности, а локации воссозданы на основе архитектурных памятников.
Assassin’s CreedИгры серии Assassin’s Creed можно ругать за множество вещей, но одного у них не отнять — они дают возможность поучаствовать в самых разных исторических событиях. Мы помогали Леонардо да Винчи с изобретениями, следили за обретением американскими колониями независимости и даже видели штурм Бастилии. Начиналось же всё с Крестовых походов.
Сейчас-то уже все привыкли к тому, что ассасины хорошие, а тамплиеры плохие. А когда-то такой подход был весьма свежим, как и некоторые другие особенности, ставшие визитными для серии, а позже благополучно забытые. Например, социальный стелс, который позволял прятаться не в ящиках или кустах, а в толпе. Говорят, его вернут в Assassin’s Creed Valhalla — следующем тайтле франшизы. Его события, кстати, тоже будут происходить в Средневековье, только не на Ближнем Востоке, а в Англии.
A Plague Tale: InnocenceИгры как ни один другой вид искусства подвержены стереотипизации главных героев. Только присмотритесь: мы всегда берём на себя роль одних и тех же избранных великих воинов. Поэтому любые необычные протагонисты, позволяющие взглянуть на знакомую ситуацию под новым углом, всегда привлекают внимание.
Главных героев A Plague Tale: Innocence всё же нельзя назвать совсем обычными, но, по крайней мере, это не очередные рыцари или суперубийцы. Игра рассказывает историю сестры и брата, спасающихся от инквизиции. Помимо трогательного сюжета, A Plague Tale может похвастаться неплохими игровыми механиками. Поскольку любой открытый бой — это практически верная смерть, сражения превращаются в своеобразные стелс-головоломки с использованием окружения.
The Sims MedievalНеожиданно, правда? Я вот постоянно забываю, что в серии The Sims была часть про Средневековье. Как-то уж слишком сильно устоялось представление о франшизе как об этаком кукольном домике. Кроме того, в последние десять лет разработчики особо не экспериментировали с серией, как это было в начале 2000-х.
Помимо средневекового сеттинга, Medieval отличалась от основной серии ещё и геймплейно. В номерных частях игроки получали симулятор жизни практически в чистом виде — у тебя есть герой, механики и мир, дальше развлекай себя сам: ешь, молись, люби и далее по списку. The Sims Medieval же заметно клонит в сторону стратегий и RPG — есть какие-никакие квесты, строительство целого королевства и возможность управления разными персонажами, а вот механики жизни и строительства, наоборот, существенно ограничили.
ReignsОт симулятора жизни в Средневековье можно смело переходить к симулятору короля. Строго говоря, под этот термин подходит практически любая стратегия — в Crusader Kings II, например, есть вполне развитая RPG-механика. Поэтому имеет смысл найти что-то более необычное. К примеру, как вам понравится смесь текстового квеста и Tinder?
Ладно, возможно, от Tinder в Reigns только механика свайпа картинок, однако именно она во многом определяет игру. Суть геймплея сводится к принятию решений как раз таки этими самым свайпами — да или нет. Делать это нужно осторожно, потому что каждое действие пользователя влияет на положение одного из четырёх параметров. Если баланс будет нарушен, игрока ждёт одна из нескольких очень интересных, но одинаково летальных концовок.
Подобная буквально однопальцевая механика управления делает Reigns отличным выбором для игры в пути. Если же оригинальный тайтл надоест, у него есть спин-оффы про королеву и по мотивам «Игры престолов».
Yes, Your GraceКонцептуально Yes, Your Grace — это почти полная копия Reigns, ведь в основе её геймплея также лежит принятие решений в ответ на просьбы подданных. Однако эта игра предлагает чуть больше возможностей.
Во-первых, здесь есть цельный и при этом весьма неплохой сюжет (во всех Reigns тоже есть история, но уж больно специфически она подаётся). Во-вторых, здесь есть множество разных героев. В-третьих, одним только выбором реплик геймплей не ограничивается, хотя и не уходит куда-либо за рамки текстового квеста. Из очевидного также можно отметить визуальное и музыкальное оформление. Вместо низкополигональных портретов здесь полноценные уровни в стиле пиксель-арта.
BanishedКстати, про королей и иже с ними. Каждый фанат стратегий знает, что руководить страной непросто. Да что там, даже управление маленькой деревней — это уже вызов, справиться с которым удаётся далеко не всем. Если вы сомневаетесь в этом и думаете, что после создания империй менеджмент села в три дома — это плёвое дело, тогда познакомьтесь с Banished, созданной одним-единственным разработчиком.
Обычно эту игру называют градостроительным симулятором (ну или деревнестроительным), и в общем и целом это определение полностью верно. Здесь действительно нужно строить поселение — возводить здания и организовывать производства. Вот только это далеко не основное занятие: большую часть времени вы проведёте не за планированием экспансии, а пытаясь просто-напросто поддержать жизнь своих подопечных. И пусть они, как и подобает средневековым крестьянам, не очень прихотливы, следить за их состоянием придётся очень внимательно. Поселенцы должны быть одеты, согреты и накормлены, но главное — они должны плодиться и размножаться. Потому что жизнь в Средние века была очень тяжела и скоротечна.
Life is Feudal: MMOГоворят, что с другом любая дорога веселее. Вероятнее всего, это касается и средневековых дорог. Что делать, если вы с товарищами очень хотите отправиться в феодальный мир, а любые посиделки в Mordhau неизбежно заканчивается отрубанием голов? Самое время собрать пати в Life is Feudal: MMO.
С порога (то есть со страницы магазина) Life is Feudal: MMO обещает подарить чуть ли не лучший реалистичный мультиплеерный средневековый опыт. Возможно, разработчики даже не особо лукавят, ведь реалистичных средневековых MMORPG не то чтобы очень много. Здесь же вдобавок есть свободная экономика, механики терраформирования и обширные возможности по отыгрышу крепостных крестьян (ну или кого статусом повыше, если вы настолько хороши).
Это были 15 отличных игр про Средние века, но далеко не единственные в этом сеттинге. Расскажите и вы про свои любимые тайтлы о рыцарях и замках. Мы в этой статье ограничились только теми, где нет или почти нет сверхъестественного. Но это не мешает вам обсудить заодно и лучшие фэнтезийные средневековые миры: The Witcher или Dragon Age, Gothic или Diablo.
Смотрите также:
Топ лучших игр на ПК
Лучшие игры жанра Хоррор
Топ лучших игр жанра Экшен
10 самых важных средневековых сражений и осад
Средневековый период, иногда называемый Средними веками, был периодом, охватывающим немногим более тысячелетия примерно с 300 г. н.э. до 1500 г. В этот период мир преобразился, и в нем произошли одни из самых известных сражений в истории. эпоха. Нет ни одного фактора, характеризующего средневековую битву или осаду, поскольку война развивалась на протяжении веков. В этой статье будут не просто описаны типы ведения войны, она объяснит их результаты и то, что они значили для средневекового мира.
Распространенное заблуждение о «средневековье» или «средневековом» мире состоит в том, что все это были рыцари в сияющих доспехах, рыцарство и фрейлины. Частично это был период, известный как «высокое средневековье», который охватывает примерно 1000-1300 годы, но реальность такова, что период раннего средневековья создал прецедент для высокого средневековья.
Некоторое время Римская империя шла к краху. События во время кризиса третьего века, которые были частично устранены императором Диоклетианом, все еще жалили римское население почти двести лет спустя. Недовольное население было наготове, когда за стенами Рима стояли хорошо вооруженные враги.
После осады города в течение нескольких недель вестготы разработали план, по которому они предложили бы римлянам в городе некоторых из своих рабов в знак уважения за то, что они так долго выдерживали осаду. Действительно, римляне открыли Саларианские ворота, и вестготы хлынули в город.
Вам нравится эта статья?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостейАларих и его вестготы осаждали Рим целых три дня, убивая аристократов, сжигая здания и грабя все, что попадалось под руку. В течение трех дней древний город Рим, который не подвергался разграблению более 800 лет, был полностью разрушен в течение трех дней. Что еще хуже, римляне рассматривали вестготов как варваров или дикарей, а себя как высших.
Причина, по которой эта средневековая битва попала в список, заключается в том, что она оказала влияние не только на сам Рим, но и на римское мышление: они были полностью уничтожены армией дикарей. Они поняли, что не бессмертны, а их город на самом деле проницаем. Вестготы, безусловно, сыграли свою роль в его быстрой гибели после разграбления Рима в 410 г.
Это очередное средневековое сражение, о котором почти все слышали. Это ознаменовало конец саксонского правления в Англии и начало норманнского правления. Битва была настолько важной, потому что королевская семья в Англии восходит к битве при Гастингсе более 1000 лет назад, где нормандская династия была победителем, а их потомки должны были править Англией более 1000 лет.
Само сражение произошло на юго-восточном побережье Англии в городке под названием Гастингс. Тогдашний английский король Гарольд II только что закончил битву при Йорке, и его войска с невероятной скоростью двинулись по стране, чтобы встретиться с войсками Вильгельма Нормандского. Войска Гарольда были измотаны тяжелым маршем после нескольких дней боев на расстоянии более 300 миль, и из-за этого они уже были в невыгодном положении.
Войска Вильгельма воспользовались этим и одержали решающую победу, при этом Гарольд II был убит якобы стрелой, попавшей ему в глаз; образ, изображенный на знаменитом гобелене из Байе. Вильгельм был коронован как Вильгельм I Английский на Рождество 1066 года, и сегодня он более известен под своим эпонимом: Вильгельм Завоеватель.
3. Битва при Антиохии, 28 th июнь 1098
Битва при Антиохии была частью конфликта, известного как Первый крестовый поход, в котором христианские европейские силы объединились после знаменитого собора Папы Урбана II в Клермоне в 1095 году, чтобы помочь своим византийским братьям на Востоке против мусульманских сил.
После сражений при Никее и Дорилее крестоносцы достигли Антиохии. Их цель состояла в том, чтобы захватить Иерусалим (в чем они, в конце концов, преуспели — в какой-то степени), так почему же победа при Антиохии была включена в этот список средневековых сражений?
Во-первых, расположение Антиохии было ключевым для крестоносцев. Он был расположен в современной Антакье, Турция, к востоку от реки Оронт. Это означало, что припасы можно было доставлять из Европы и через речные системы Греции и Турции к крестоносцам. Кроме того, битва при Антиохии стала кульминацией того, что стало известно как Осада Антиохии: восьмимесячная осада города, продолжавшаяся с октября 109 г.с 7 по июнь 1098.
Христианам пришлось защищать Антиохию, иначе все их попытки добраться до Иерусалима — Святой Земли — были бы тщетны. В конце концов из ворот вышли шесть дивизий изголодавшихся христианских войск. Мусульманский лидер Кербога приказал немедленно атаковать, но Боэмунд из Таранто — лидер крестоносцев — спланировал это, и седьмой дивизии христианских солдат удалось сдержать атаку.
Крестоносцы якобы видели видения Святого Георгия, которые подняли их боевой дух, и, в конце концов, мусульманские войска отступили, рассеявшись в разных направлениях, и крестоносцы удержали свой драгоценный город Антиохию.
Еще одно сражение Крестовых походов входит в этот список величайших средневековых сражений. И все же на этот раз битва не была победой крестоносцев.
Мусульманские войска Саладина тщательно расположились дугой вокруг Хаттина, перекрывая поступление воды из Тивериадского озера (известного сегодня как Галилейское море). Это не только гарантировало, что мусульманские войска могут оставаться обезвоженными столько времени, сколько необходимо, но и сделало крестоносцев обезвоженными и, следовательно, более слабыми.
Ночью мусульмане окружили крестоносцев, не давая им уснуть распеванием молитв и барабанным боем. Они также подожгли сухую траву вокруг лагеря крестоносцев, от чего их горло стало еще суше.
Утром 4 июля армия крестоносцев была ослеплена дымом от мусульманских костров, что дало мусульманам прекрасный повод открыть огонь из своих лучников. Полностью деморализованные и дезориентированные, крестоносцы сломали строй и направились к источникам Хаттина.
Однако из-за обезвоживания и травм подавляющее большинство из них были просто схвачены мусульманскими солдатами и убиты. Саладин успешно вернул мусульманские земли, поэтому это одно из величайших средневековых сражений в истории.5. Битва при Бувине, 27 th Июль 1214
В 1212 году король Франции Филипп II планировал пересечь Ла-Манш и захватить Англию. Это напугало английского короля, короля Иоанна, настолько, что он понял, насколько он уязвим, имея менее 30 миль воды между двумя враждующими королевствами.
В ответ Иоанн заключил мир с Церковью (в 1208 году Папа Иннокентий III отстранил его от должности за постоянные споры с Церковью). Однако за это пришлось заплатить: он пообещал передать свое королевство Папе, а также ежегодно выплачивать Иннокентию и его преемникам ежегодную сумму в 1000 марок. Летописец четырнадцатого века Генри Найтон отмечал, что Джон
В результате у Иоанна не было другого выбора, кроме как начать войну, и его войска (вместе с войсками Священной Римской империи при Оттоне IV) встретились в Бувине. Союзная армия 9000 человек превосходили численностью армию Филиппа к 2000 году. Тем не менее, французская армия уничтожила силы Иоанна и полностью разрушила любые надежды на возвращение Иоанном своей территории.
Это было чрезвычайно важное средневековое сражение по ряду причин: во-первых, оно означало ранний крах империи Плантагенетов — вся территория, завоеванная при отце Иоанна, Генрихе II, теперь была потеряна. Во-вторых, завершилась англо-французская война 1213-14 гг. В-третьих, она навсегда изменила ход английской истории. Понимая, насколько он слаб, бароны Джона заставили его подписать Великую хартию вольностей, юридический документ, который до сих пор имеет прецедент в английском праве более 800 лет спустя.
Спустя сто лет после Бувена и во время правления правнука короля Иоанна Эдуарда II происходит еще одно из величайших средневековых сражений в истории: битва при Бэннокберне.
Баннокберн был частью англо-шотландских войн, которые длились с конца тринадцатого до середины четырнадцатого веков. Шотландский король Роберт I (более известный как Роберт Брюс) отвоевал Роксбургский и Эдинбургский замки в начале 1314 года, что, по сути, пригласило англичан к войне в Шотландии.
Итогом противостояния стала битва при Баннокберне, ставшая одним из самых катастрофических поражений в английской истории. Это была катастрофа еще до того, как битва началась: английские графы Глостер и Херефорд спорили о том, кто должен возглавить авангард, а Эдуард обвинил графа Глостера в том, что он трус, что не идеально в часы перед битвой.
Разгневанный комментариями короля, Глостер бросился навстречу шотландским войскам и был убит. Затем шотландская армия вытеснила англичан обратно в ручей Бэннокберн и зажала его между берегами, английские войска потеряли строй и разошлись.
Чтобы посыпать солью английские раны, подсчитано, что шотландские силы Брюса насчитывали всего 6000 человек по сравнению с 20-тысячной армией Эдуарда. Такая крупная военная катастрофа запятнала репутацию Эдуарда II как короля, особенно с учетом того, что его отец, Эдуард I, так успешно боролся с шотландцами. Что еще хуже для Эдуарда II посмертно, его сын, Эдуард III, также неоднократно побеждал шотландцев, что еще больше ухудшило репутацию Эдуарда II. Далее мы обратимся к Эдуарду III.
До сих пор все сражения, которые обсуждались, были наземными. Слуйс был другим: это было морское сражение. Часть Столетней войны (1337-1453), битва при Слейсе была одной из самых заметных побед Эдуарда III и крупной победой Англии. Поскольку в начале 1340 года король Франции Филипп VI сосредоточил свое внимание на Северном море, Эдуард III знал, что он должен действовать, чтобы защитить свое королевство. Однако шансы были на стороне Филиппа: к июню он собрал флот из 213 кораблей, а Эдуард собрал около 150.0005
В 26-ю годовщину битвы при Баннокберне английские войска Эдуарда встретились с французскими войсками Филиппа в заливе Слейс во Фландрии. Французский флот защищал бухту, а Эдуард продвигался к ним. Филипп позаботился о том, чтобы его корабли были скованы цепями, чтобы создать непреодолимый барьер против английских войск.
Однако после четырехчасового боя английские корабли прорвали первую линию обороны французов, и французы капитулировали. Эдуард захватил все французские корабли, кроме 23, и, по оценкам, от 16 000 до 18 000 французских моряков и солдат погибли. Слейс входит в список величайших средневековых сражений, потому что это был поворотный момент в Столетней войне, и он укрепил ее в пользу Англии.
8. Битва при Азенкуре, 25 th Октябрь 14:15
Наша следующая битва в этом списке — еще одна из Столетней войны, но на этот раз ближе к середине конфликта. При ланкастерском короле Генрихе V английские войска одержали победу не только в одном из величайших средневековых сражений всех времен, но и в одной из величайших историй проигравших в истории.
После нескольких десятилетий относительного мира во время Столетней войны Англия и Франция возобновили переговоры, но они не увенчались успехом. В результате Англия начала перевооружаться и готовиться к войне — на этот раз при правнуке Эдуарда III, Генрихе V.
В ходе последующих кампаний количество англичан было уничтожено болезнями, и они попытались отступить из удерживаемого англичанами Кале, но обнаружили, что их путь заблокирован французскими войсками в Азенкуре. Несмотря на их серьезное численное отставание — около 7000 английских солдат против примерно 25000 французских — у Генриха V не было другого выбора, кроме как пробиться.
Французские войска возглавлял дворянин по имени Шарль д’Альбре (король Франции Карл VI был тяжело психически болен), а Генрих V командовал английской армией. Английские длинные луки, показавшие такую известность в первых сражениях Столетней войны при Эдуарде III в таких конфликтах, как Креси и Пуатье, еще раз доказали свое превосходство.
Английские войска разгромили французов и потеряли около 600 человек, по сравнению с 6000 французов, которые были убиты, и 2000, которые были взяты в плен и в основном казнены. Причина, по которой битва при Азенкуре принадлежит к этому списку величайших средневековых сражений, заключается в том, что она повернула Столетнюю войну вспять в пользу Англии. Это также доказало, что длинный лук, несмотря на то, что он использовался почти столетие, по-прежнему оставался лучшим оружием того времени.
Этот список величайших средневековых сражений был бы неполным без трагической истории падения Константинополя, положившей начало окончательному краху Римской империи.
Падение Константинополя, иногда называемое по-турецки «завоеванием Стамбула», стало кульминацией 53-дневной осады города, который в то время был столицей Византийской империи. Истоки Византийской империи были сформированы при римском императоре Константине I в 330 году, который основал столицу, и она сохранилась как Восточная Римская империя после распада Западной Римской империи в шестом веке.
Из-за многовекового конфликта между восточной и западной церквями византийцы фактически были предоставлены сами себе, чтобы защитить свой город после того, как они предсказали нападение османов.
К сожалению, эта история не из проигравших. Османская армия под командованием 21-летнего султана Мехмеда II (который стал известен как Мехмед Завоеватель) насчитывала почти 200 000 человек, в то время как у византийцев было чуть более 10 000 человек. Это всегда будет победа Османской империи.
Император Константин XI Палеолог возглавил византийскую армию, которая была полностью уничтожена войсками Мехмеда. Мехмед сделал Константинополь новой столицей Османской империи после своей победы, и положил конец не только Византийской империи, но и Римской империи.
Это одно из самых значительных сражений всех времен, а не просто одно из ключевых средневековых сражений. Это позволило османам продвинуться дальше в Европу, и они получили гораздо больше территории на Балканах, которые до сих пор демонстрируют мусульманское влияние, особенно в таких странах, как Босния и Герцеговина и Албания. Кроме того, это привело к изменению ведения войны — осады часто задерживались, когда турели стреляли огромными валунами по толстым стенам замков, но с появлением пороха замки рушились и навсегда меняли военную тактику.
Наконец, падение Константинополя является настолько ключевым событием в средневековой истории, что его иногда называют концом Средневековья и началом раннего Нового времени. Однако некоторые историки с этим не согласны и вместо этого предпочитают обращаться к 1492 году, последнему сражению в этом списке величайших средневековых сражений.
Последняя битва в этом списке — еще одно ключевое событие средневековой истории, и весь 1492 год часто используется для описания перехода от Средневековья к Раннему Новому времени — в частности, «открытию» Америки Колумбом. Однако падение Гранады так же важно для европейской истории.
мусульман правили Пиренейским полуостровом в различных областях с момента завоевания Аль-Андалуса в 711 году. Таким образом, падение Гранады — последнего оплота мусульман в Иберии — положило конец 781-летнему правлению мусульман на полуострове, которым уже не суждено было вернуться. опять таки.
Гранадская война шла с 1482 года с различными конфликтами и сражениями, но все они в конечном итоге завершились падением Гранады в 1492 году. Защитников Гранады также преследовали внутренние конфликты, в то время как христианские силы оставались едиными под властью монархов Фердинанда II. из Арагона и Изабеллы I из Кастилии, двух монархов, которые являются одними из самых почитаемых и уважаемых правителей в истории Испании всех времен: объединив свои королевства, они победили общего врага.
В конце концов, поняв, что больше не к кому обратиться, Мухаммед XII (также известный как Боабдил) сдал великолепный дворец Альгамбра христианским силам, которые въехали туда. Предположительно, мать Боабдила была так разочарована, когда он плакал, передавая ключи от дома. Альгамбра над этим она сказала: «Ты молодец, сын мой, что плачешь, как женщина, о том, что ты не смог защитить, как мужчина».
Однако, хотя Гранада была теперь в руках христиан, это не положило конец всему конфликту. Во всяком случае, это помешало религиозному сосуществованию, которое существовало веками. Все евреи были вынуждены обратиться в христианство или им грозило изгнание, то же самое относилось и к мусульманам.
Тем не менее, падение Гранады, безусловно, является одним из самых значительных средневековых сражений в истории из-за того, как оно повлияло на Пиренейский полуостров и по сей день. Доказательства мусульманского влияния все еще присутствуют в прекрасном дворце Альгамбра сегодня, но также ясно, что среди высококатолического населения Испании ислам действительно навсегда покинул полуостров.
Средневековая война | Английское наследие
Средневековый
Норманнское завоевание было достигнуто во многом благодаря двум орудиям войны, ранее неизвестным в Англии: конному рыцарю в доспехах и замку. Первое было ключевым фактором триумфа Вильгельма Завоевателя при Гастингсе, а второе резко милитаризировало английский ландшафт.
Позже, в средневековый период, Англия участвовала в серии конфликтов с Францией, позже известных как Столетняя война (1337–1453). В самой Англии Войны Алой и Белой розы (1455–1485) за обладание короной были отмечены исключительно кровавыми конфликтами, такими как битва при Таутоне.
Дуврский замок , Кент, в центре которого изображена крепость XII века. В 13 веке замок трижды подвергался осаде.
Нормандские рыцари
Сражаясь в пешем строю, английская армия в битве при Гастингсе не смогла противостоять атакам конных нормандских рыцарей, которые были защищены длинными кольчужными кольчугами (туниками) и вооружены копьями.
Массивные деревянные седла, хорошо сконструированные стремена и использование копий, прочно закрепленных под мышкой, давали норманнскому рыцарю более прочную посадку на коне и, таким образом, впечатляющую ударную силу. Однако рыцарские доспехи и тяжелая лошадь были дорогими в покупке и содержании. Поэтому король в обмен на «рыцарскую службу» пожаловал землю в качестве поощрения.
Норманнские рыцари, изображенные на гобелене из Байе. © возраст фотосток/Alamy
Первые замки
Интенсивная программа строительства крепостей контролировала вновь завоеванные земли.
Первые замки норманнов представляли собой земляные валы с рвами и насыпями (замки), защищенные деревянными частоколами и часто включавшие насыпь (или ров), опорный пункт с собственным рвом и частоколом. Земляные замки мотт и бейли были построены быстро и легко — помог местный принудительный труд. За 20 лет после 1066 г. было поднято более 500 человек.0005
В таких замках, как Эйнсфорд, Кент, деревянные частоколы замков вскоре были заменены каменными «навесными» стенами. Те, что в мотте, были заменены круглыми каменными стенами «крепостей из ракушек».
Замок Тотнес в Девоне был построен вскоре после 1066 года, когда Вильгельм Завоеватель подавил сопротивление нормандской власти на юго-западе Англии. Первоначальная земляная и деревянная постройка (известная как замок мотт и бейли) была заменена каменными постройками в 13 веке, чтобы улучшить защиту замка.
Крепости замка
Крепости, также известные как великие башни, были главными опорными пунктами большинства ранних замков, а также, возможно, местом проживания владельца или его представителя. Небольшие каменные крепости можно было строить на вершинах курганов, но для больших крепостей требовался более прочный фундамент. В лондонском Тауэре они с самого начала были построены на уровне земли.
Прямоугольные крепости Миддлхэм и Скарборо в Северном Йоркшире и Дувр в Кенте были построены во время правления величайшего из всех строителей королевских замков Генриха II. Но их углы были уязвимы для подрыва во время осад, как это произошло в Рочестерском замке, графство Кент, в 1215 г.
Таким образом, в конце 12 века стали появляться другие формы крепости: многоугольная в замке Орфорд, Саффолк; цилиндрический с клиновидными контрфорсами в замке Конисбро, Южный Йоркшир; и круглый, как в замке Лонгтаун, Херефордшир.
Осадные войны были обычной чертой средневековых конфликтов. Во время великой осады Дуврского замка в 1216 году замок в течение четырех месяцев сопротивлялся французским войскам, надеясь обезопасить его для принца Франции Людовика, вторгшегося в Англию по приглашению мятежных баронов короля Иоанна. © Историческая Англия (иллюстрация Питера Данна)
Концентрические замки
Дизайн замка менялся, с новым упором на многобашенные ограждающие стены и крепкие сторожки вместо крепостей. Замок Фрамлингем в графстве Суффолк, один из первых, построенных в новом стиле, имеет 13 башен, усеивающих его стены, но не содержит замка.
Примерно к 1250 году Дуврский замок имел как внутренние, так и внешние контуры стен с башнями вокруг существующей крепости, причем каждая линия обороны поддерживала другие. Это сделало Дувр первой «концентрической» крепостью в Западной Европе.
Тот же концентрический принцип, подкрепленный мощными сторожками, эффективно выполняющими роль крепостей, был использован для цепи замков (включая Харлех и Бомарис), которые Эдуард I построил между 1277 и 1294 годами для контроля над недавно завоеванным северным Уэльсом. Они представляют собой высшую точку строительства замков в средневековой Британии.
Две войны
После славных побед при Эдуарде III, его сыне, Черном принце, и всепобеждающем, но недолговечном Генрихе V, длительный конфликт с Францией, позже известный как Столетняя война, в конце концов закончился поражение англичан.
Бои велись почти полностью на территории Франции. Если не считать случайных набегов на южное побережье, Англия не понесла прямого военного ущерба. Вместо этого многие англичане получили большую прибыль от выкупов и грабежей, доходы от которых помогли оплатить строительство замков, таких как Фарли Хангерфорд, Сомерсет.
Окончательное поражение Англии в Столетней войне совпало с растущим нарушением порядка в Англии. Кульминацией этого стала открытая война между соперничающими аристократическими фракциями, стремившимися контролировать слабого Генриха VI и его королевство.
Фактические боевые действия между ланкастерцами «красной розы» и йоркистами «белой розы» длились в общей сложности всего пять месяцев между 1455 и 1485 годами, но во время этой гражданской войны английская корона переходила из рук в руки шесть раз.
Сторожка замка Карисбрук на острове Уайт. Во время Столетней войны остров находился на линии фронта, и оборонительные сооружения замка неоднократно обновлялись, чтобы противостоять новым формам нападения. После осады французскими войсками в 1377 году башни сторожки были увеличены и дополнены специально построенными орудийными портами.
Арбалеты и длинные луки
Конные рыцари, оснащенные все более изощренными доспехами, по-прежнему доминировали на полях сражений во время войн королей Плантагенетов со своими баронами и против шотландцев. Их поддержку пехоты обычно обеспечивали копейщики и арбалетчики.
Арбалеты были мощными, но стреляли медленно, и их наиболее опытными пользователями часто были иностранные наемники. Но в битве при Фолкерке в 1298 году Эдуард I разгромил шотландскую армию Уильяма Уоллеса в основном благодаря новому популярному оружию — длинному луку.
Длинный лук был решающим оружием как в Столетней войне, так и в Войнах Алой и Белой розы. Идеально сделанные из цельной ветки тиса, «боевые луки» имели дальность стрельбы более 200 метров. На меньших дистанциях их игольчатые стрелы могли пробить броню.
Их точное происхождение неизвестно. Луки использовались с доисторических времен, и нормандские лучники сыграли важную роль в битве при Гастингсе. Но длинные луки такой грозной силы впервые были зарегистрированы гораздо позже, ближе к концу XII века.
Величайший триумф длинного лука был в битве при Азенкуре (1415 г.). Лучники, составлявшие пять шестых армии Генриха V, несли главную ответственность за французские потери в 10 000 человек по сравнению с несколькими сотнями с английской стороны.
Арбалет и длинный лук, изображенные в Псалтири Латтрелла XIV века. Хотя оба оружия продолжали использоваться в Англии в позднее средневековье, именно длинный лук был ключевым оружием в английском средневековом арсенале. © Совет Британской библиотеки (Add. MS 42130 f.56)
Ожесточенные бои
Непропорциональное количество жертв в битве при Азенкуре в 1415 году казалось исключительным в то время, но позднесредневековые конфликты часто были жестокими. Во время победы йоркистов при Таутоне, Северный Йоркшир (1461 г.), возможно, самой кровавой битвы, когда-либо имевшей место в Англии, общее число погибших оценивается в 28 000 человек.
Самые ожесточенные рукопашные схватки вели «латники». Это были дворяне и дворяне, часто одетые в сложные латные доспехи, и их вассалы, носившие стеганые «валеты» и шлемы. Английские армии шли в бой верхом, но почти всегда сражались в пешем строю. Азенкур подтвердил, что кавалерийские атаки против лучников были катастрофическими.
Пушки и замки
Хотя ручное огнестрельное оружие все еще находилось в зачаточном состоянии, пушки начали играть важную роль в осадах. Генрих V использовал их против французских крепостей, а тяжелые орудия Эдуарда IV быстро разрушили замок Бамбург в Нортумберленде в 1464 году. К концу 14 века сторожка в замке Карисбрук на сторожке острова Уайт уже имела орудийные порты для артиллерии, а в 139 г.8–9 один из первых английских блокгаузов, специально предназначенных для артиллерийских орудий, Коровья башня, был добавлен к городским оборонительным сооружениям Нориджа.
Орудийные порты стали практически стандартным дополнением к замкам 15-го века и даже к укрепленным поместьям, таким как замок Бэконсторп, Норфолк.
Эта тройная артиллерийская петля в замке Берри Помрой, Девон, датируемая концом 15 века, уникальна для Англии. Из него можно было вести огонь из трех орудий разного размера, что отражало растущую роль артиллерии в боевых действиях.
Средневековые рассказы
Что произошло в битве при Гастингсе?
Ранним утром 14 октября 1066 года две великие армии приготовились к битве за трон Англии. Узнайте, что произошло в самом известном сражении в истории Англии.
Пирс Гевестон и падение Эдуарда II
Узнайте, как зависимость Эдуарда II от своих «фаворитов» и возможных любовников привела к его отречению и смерти.
Резня евреев в Клиффордс-Тауэр
Одна из самых жестоких антисемитских массовых убийств средневековья произошла в Йорке в 1190 году. Вся еврейская община города была заперта разъяренной толпой в башне Йоркского замка.
Лорд Гастингс, Ричард III и недостроенный замок
Как ультрамодный замок Уильяма Лорда Гастингса в Кирби-Макслоу, Лестершир, остался незавершенным после того, как его казнили будущим Ричардом III.
Ричард Корнуоллский, король Артур и замок Тинтагель
Почему Ричард, граф Корнуолл и один из богатейших людей Европы, променял три замка на камень?
Где произошла битва при Гастингсе?
Историки давно признали, что аббатство Баттл было построено «на том самом месте», где Вильгельм Завоеватель победил короля Гарольда. Есть ли правда в утверждениях, что битва произошла в другом месте?
Плохое поведение монахов аббатства Хейлс
Записи о посещениях аббатов, которые пришли осмотреть аббатство Хейлс, предлагают дразнящие взгляды на жизнь живших там монахов и пороки, которые могли их соблазнить.
Кентерберийская сказка: Гобелен из Байе и аббатство Святого Августина
Аббатство Святого Августина давно известно своим вкладом в английское христианство. Но может ли это также быть родиной одного из самых известных артефактов в истории?
Подробнее о средневековой Англии
Средневековье: Архитектура
В течение более чем столетия после битвы при Гастингсе все солидные каменные здания в Англии были построены в романском стиле, известном на Британских островах как нормандский.