Цусимское сражение. Гибель эскадры адмирала З.П. Рожественского
14-15.05.1905 (27-28.05). — Цусимское сражение. Гибель эскадры адмирала З.П. Рожественского

Броненосец «Император Александр III», погибая, закрывает собой броненосцы «Бородино» и «Орёл»
Цусимское сражение в ходе русско-японской войны произошло 14–15 мая 1905 г. в проливе Цусима, и в этот день русский флот в составе 30 боевых кораблей, атакованный японским флотом (120 кораблей), потерпел тяжёлое поражение.
Осенью 1904 г. русская 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала З.П. Рожественского вышла из порта Ревель в Балтийском море. Её целью было снятие блокады с осажденного Порт-Артура. Эскадра вышла в Атлантику, обогнула Африку. Однако 2 января 1905 г. во время этого перехода Порт-Артур был сдан, и тогда эскадра получила приказ прорваться во Владивосток. У берегов Индокитая к ней присоединилась 3-я Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Н. Небогатова.
Рожественский решил прорываться во Владивосток кратчайшим путем через Корейский пролив. Зная, что японский флот намного сильнее русской эскадры, он не стал составлять плана боя, а решил вести его в зависимости от действий неприятельского флота. Через пролив Рожественский вопреки элементарным требованиям тактики шел походным порядком без ведения разведки и даже не произвел затемнения на кораблях, чем помог дозорным судам японцев обнаружить русскую эскадру и сосредоточить на ее пути свой флот в наиболее благоприятной для атаки позиции.
Японские силы под командованием адмирала Того легко одержали верх, ибо имели многократное превосходство в крейсерах и особенно в миноносцах. Японские корабли имели значительно больше орудий крупного и среднего калибра, которые превосходили русскую артиллерию в скорострельности, а снаряды – во взрывной мощности. Броненосные корабли японского флота обладали более высокими тактико-техническими данными, чем русские эскадренные броненосцы и броненосные крейсера. Большим преимуществом японского флота было и то, что он имел боевой опыт, русская же эскадра, не имея такового, после длительного перехода должна была с ходу вступить в бой с противником. Японцы были хорошо натренированы в ведении сосредоточенного огня несколькими кораблями по одной цели на больших дистанциях. Русские артиллеристы не имели проверенных опытом правил стрельбы на больших дистанциях.
К концу дневного сражения японцы потопили броненосцы «Ослябя», «Князь Суворов», «Бородино», «Император Александр III «, вспомогательный крейсер «Урал», транспорт «Камчатка». С наступлением темноты адмирал Того прекратил артиллерийский бой и приказал массированно атаковать русскую эскадру торпедами. Были потоплены броненосцы «Наварин», «Сисой Великий», миноносец «Безупречный». Своими командами, чтобы не сдавать окруженные и поврежденные корабли врагу, были затоплены крейсер «Светлана», броненосцы «Адмирал Нахимов» и «Владимир Мономах», миноносцы «Блестящий», «Буйный», «Громкий».
Большая вина за поражение русской эскадры лежит на адмирале Рожественском, который как командующий допустил ряд серьезных ошибок. Он игнорировал опыт Порт-Артурской эскадры в боях с японцами, отказался от разведки и вел эскадру вслепую, не организовал должного управления силами в бою. Рождественский не воспользовался даже ошибками японцев: адмирал Того неправильно рассчитал свое маневрирование в начале боя, не смог охватить голову русской эскадры при ее обнаружении и подставил свои корабли под ее удар, неоднократно терял из виду русскую эскадру из-за тумана. Тем не менее японцы взяли и количеством, и качеством вооружения.
К утру 15 мая русская эскадра как организованная сила перестала существовать. В результате частых уклонений от атак японских миноносцев русские корабли ночью разошлись по всему Корейскому проливу. Сохранившимся кораблям не оставалось ничего иного как по одиночке пытаться самостоятельно прорваться во Владивосток. Встречая на своем пути превосходящие силы японцев, они смело вступали с ними в бой до последнего снаряда. Геройски сражались с противником экипажи броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» под командованием капитана 1-го ранга Миклухо-Маклая и крейсера «Дмитрий Донской», которым командовал капитан 2-го ранга Лебедев. Эти корабли погибли в неравном бою, но не спустили своих флагов перед врагом.
Несмотря на героизм русских моряков, прошедших перед этим 33 тысячи километров от Кронштадта до Цусимы и вступивших в бой с ходу, потери для них были катастрофическими: было потоплено или затоплено своими экипажами 19 кораблей, 3 крейсера прорвались в нейтральные порты и были интернированы, лишь 2 крейсера и 2 миноносца дошли до Владивостока. Из 14 тысяч человек личного состава эскадр погибло более 5 тысяч. Четыре броненосных корабля и миноносец вместе с Рожественским (вследствие ранения он находился без сознания) и Небогатовым сдались в плен. Японцы же потеряли в этом сражении одну тысячу человек и 3 миноносца, хотя многие их корабли (в том числе крейсер «Асама») получили серьезные повреждения.
Цусимское поражение стало шоком для всей России, а слово стало нарицательным. Оно использовалось в революционной пропаганде для дискредитации власти как «недееспособной». И следует признать, что в этой неудачной войне командующий состав русских вооруженных сил слишком часто не был на должной высоте. Неудачи военных умножались антигосударственной либеральной пропагандой. Плодом их совместных усилий стал Портсмутский мирный договор, который ухудшил положение России на Дальнем Востоке.
Поделиться новостью в соцсетях
rusidea.org
Цусимское сражение мая 1905 — История России
Катастрофа русского флота. Японцами было потоплено 19 кораблей, 3 крейсера прорвались в нейтральные порты и были интернированы, 2 крейсера и 2 миноносца дошли до Владивостока. Из 14 тыс. человек личного состава эскадр погибло более 5 тыс.
СПИТЕ, ГЕРОИ
Тяжелый удар был нанесен Российской Державе 25 лет тому назад у острова Цусима. И многие современники склонны были считать его сокрушающим. Слова упреков и осуждения были сказаны ими по адресу тех, кто острее других переживал происшедшее.
За двадцать пять лет многим открылась правда. «Крестный путь», «чудо», «неповторнмый и беспримерный» — вот каким представляется теперь поход от Либавы до Цусимы. И можно с уверенностью сказать: в 1930 году на судах под Андреевским флагом и под шпицем Адмиралтейства в Санкт-Петербурге достойно было бы отмечено двадцатипятилетние рокового дня, и героями чувствовали бы себя участники похода эскадры Адмирала Рожественского.
Сборник статей, посвященных двадцатипятилетию похода II-й эскадры Тихого океана. Прага, 1930
ЦУСИМА — СЛОВО НАРИЦАТЕЛЬНОЕ
ПРИКАЗ №243 ОТ 10-ГО МАЯ 1905 ГОДА. ТИХИЙ ОКЕАН
Быть ежечасно готовыми к бою.
В бою линейным кораблям обходить своих поврежденных и отставших передних мателотов.
Если поврежден и не способен управляться «Суворов» флот должен следовать за «Александром», если поврежден и «Александр» — за «Бородино», за «Орлом».
При этом «Александр», «Бородино», «Орел» имеют руководствоваться сигналами «Суворова», пока Флаг Командующего не перенесен, или пока в командование не вступил Младший Флагман. Миноносцы I отделения обязаны неусыпно следить Флагманскими броненосцами: если Флагманский броненосец получил крен, или вышел из строя и перестал управляться, миноносцы спешат подойти, чтобы принять Командующего и Штаб. Миноносцам «Бедовому» и «Быстрому» быть в постоянной готовности приблизиться с этой целью к «Суворову», миноносцам «Буйному» и «Бравому» — к другим Флагманским броненосцам. На миноносцы II отделения возлагается та же обязанность по отношению к крейсерам «Олегу» и «Светлане».
Флаги Командующего будут при этом переноситься на соответствующие миноносцы пока не представится возможным перенести их на линейный корабль или крейсер.
Вице-адмирал З.П.Рожественский
ГУЛЛЬСКИЙ ИНЦИДЕНТ
Поход эскадры Рожественского вызвал осложнение русско-английских отношений в связи с так называемым «гулльским инцидентом», когда корабли эскадры Рожественского обстреляли в условиях сильного тумана английские рыболовецкие суда, приняв их за противника. Английский кабинет послал вслед российской эскадре свои военные корабли, которые фактически блокировали ее в испанском порту Виго. Российское правительство предложило передать выяснение «гулльского инцидента» международной следственной комиссии, предусмотренной Гаагской конференцией 1899 года. Давление на английский кабинет оказала и Франция, связанная с Россией союзническими обязательствами. Конфликт в результате был урегулирован на заседаниях международной следственной комиссии, которая признала невиновность Рожественского и предложила России возместить убытки, нанесенные английской стороне.
ИТОГИ БОЯ
Командующий русской эскадрой Рожественский, игнорировавший весь опыт порт-артурского периода, недооценил своего противника и не подготовил своих кораблей к бою, хотя сам считал его неизбежным. Плана боя по существу не было. Разведка отсутствовала. И не случайно появление главных сил японского флота застало русскую эскадру не закончившей своего боевого построения. В результате она вступила в бой в невыгодном для себя положении, когда вести огонь могли только головные корабли. Отсутствие плана сказалось на всем ходе боя. С выходом из строя флагманских кораблей эскадра лишилась руководства. Ее единственным устремлением было так или иначе пройти во Владивосток.
П.Д. Быков. Русско-японская война 1904–1905 гг. Действия на море
Потери 2-й Тихоокеанской эскадры в кораблях и личном составе в Цусимском бою 27-28 мая 1905 г. Погибли в бою от артиллерийского огня противника эскадренные броненосцы «Князь Суворов», «Имп. Александр III», «Бородино», «Ослябя»; броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»; крейсера «Светлана», «Дмитрий Донской»; вспомогательный крейсер «Урал»; эскадренные миноносцы «Громкий», «Блестящий», «Безупречный»; транспорты «Камчатка», «Иртыш»; буксирный пароход «Русь».
Погибли в бою в результате торпедных атак эскадренные броненосцы «Наварин», «Сисой Великий», броненосный крейсер «Адмирал Нахимов», крейсер «Владимир Мономах». Уничтожены своим личным составом эскадренные миноносцы «Буйный» и «Быстрый». Уничтожен в результате аварии крейсер «Изумруд» (выскочил на камни). Сдались неприятелю эскадренные броненосцы «Имп. Николай I», «Орел»; броненосцы береговой обороты «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин» и эскадренный миноносец «Бедовый». Интернированы в нейтральных портах крейсера «Олег», «Аврора», «Жемчуг»; транспорт «Корея»; буксирный пароход «Свирь». Захвачены неприятелем госпитальные суда «Орел» и «Кострома». Прорвались во Владивосток крейсер «Алмаз», эскадренные миноносцы «Бравый» и «Грозный».
Вернулся самостоятельно в Россию транспорт «Анадырь».
Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г.
histrf.ru
Цусимская трагедия » Военное обозрение

110 лет назад, 27-28 мая 1905 года, произошло Цусимское морское сражение. Это морское сражение стало последней решающей битвой Русско-японской войны и одной из самых трагичных страниц в русской военной летописи. Русская 2-я эскадра Тихоокеанского флота под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Того Хэйхатиро.
Русская эскадра была уничтожена: 19 кораблей потоплено, 2 подорвано своим экипажем, 7 кораблей и судов попали в плен, 6 кораблей и судов были интернированы в нейтральных портах, к своим прорвали только 3 корабля и 1 транспорт. Русский флот потерял боевое ядро — 12 броненосных кораблей, предназначенных для линейного эскадренного боя (включая 4 новейших эскадренных броненосцев типа «Бородино»). Из более чем 16 тыс. экипажа эскадры погибло и утонуло более 5 тыс. человек, более 7 тыс. человек попало в плен, более 2 тыс. были интернированы, к своим вышли 870 человек. При этом японские потери были минимальны: 3 миноносца, более 600 человек было убито и ранено.
Цусимское сражение стало крупнейшим в эпохе додредноутного броненосного флота и окончательно сломило волю к сопротивлению у военно-политического руководства Российской империи. Цусима нанесла страшный урон русскому флоту, который уже потерял 1-ю Тихоокеанскую эскадру в Порт-Артуре. Теперь погибли основные силы Балтийского флота. Только огромными усилиями Российская империя смогла восстановить боеспособность флота к Первой мировой войне. Цусимская катастрофа нанесла огромный урон престижу Российской империи. Петербург поддался общественному и политическому давлению и пошёл на мир с Токио.
При этом стоит отметить, что в военно-стратегическом отношении Цусима значила мало, несмотря на тяжелейшие потери флота и негативный моральный эффект. Россия потеряла контроль над ситуацией на море уже давно, а падение Порт-Артура с гибелью 1-й Тихоокеанской эскадры поставило в этом вопросе точку. Исход войны решался на суше и зависел от морально-волевых качеств военно-политического руководства и ресурсов стран. Япония была полностью истощена в военно-материальном, экономическо-финансовом и демографическом отношениях.
Патриотический подъём в Японской империи уже угас, подавленный материальными трудностями и жестокими потерями. Даже Цусимская победа вызвала только кратковременную вспышку энтузиазма. Людские ресурсы Японии были истощены, среди пленных уже попадали старики и почти дети. Денег не было, казна была пуста, несмотря на финансовую поддержку США и Англии. Русская же армия, несмотря на полосу неудач, в основном вызванных неудовлетворительным командованием, только вошла в полную силу. Решительная победа на суше могла привести Японию к военно-политической катастрофе. Россия имела возможность вышвырнуть японцев с материка и занять Корею, вернуть Порт-Артур, победить в войне. Однако Петербург сломался и под давлением «мирового сообщества» пошёл на позорный мир. Россия смогла отомстить и вернуть себе честь только при И. В. Сталине, в 1945 году.
Начало похода
Недооценка противника, шапкозакидательские настроения, чрезвычайная самоуверенность правительства, а также саботаж определённых сил (вроде С. Витте, который убедил все, что Японии не сможет начать войну ранее 1905 года из-за нехватки денег), привели к тому Россия в начале войны не имела на Дальнем Востоке достаточных сил, а также необходимых кораблестроительных и ремонтных мощностей. В самом начале войны стало очевидно, что Порт-Артурскую эскадру необходимо усилить. На необходимость усиления морских сил на дальнем Востоке неоднократно указывал адмирал Макаров, но при его жизни ничего сделано не было.
Гибель броненосца «Петропавловск», когда погиб практически весь экипаж флагмана вместе с командующим эскадры Макаровым, самым отрицательным образом сказалась на боеспособности Тихоокеанской эскадры. Адекватной замены Макарову до конца войны так и не нашли, что было ещё одним из свидетельств общей деградации Российской империи и в частности, гнилости и слабости военного руководства. После этого новый командующий флотом на Тихом океане Николай Скрыдлов поставил вопрос о направлении значительных подкреплений на Дальний Восток. В апреле 1904 года было принято принципиальное решение об отправке подкреплений на Дальний Восток. 2-ю Тихоокеанскую эскадру возглавил начальник Главного морского штаба Зиновий Петрович Рожественский. Младшими флагманами были назначены контр-адмирал Дмитрий фон Фелькерзам (он несколько дней до Цусимского сражения умер) и Оскар Адольфович Энквист.
По первоначальному плану 2-я Тихоокеанская эскадра должна была усилить 1-ю Тихоокеанскую эскадру и создать на Дальнем Востоке решающее военно-морское превосходство над японским флотом. Это вело к деблокированию с моря Порт-Артура, нарушению морских коммуникаций японской армии. В перспективе это должно было привести к поражению японской армии на материке и снятию осады Порт-Артура. При таком соотношении сил (броненосцы и крейсера 2-й Тихоокеанской эскадры плюс эскадренные броненосцы 1-й Тихоокеанской эскадры) японский флот был обречен на поражение в открытом сражении.
Формирования эскадры шло медленно, но события в Желтом море 10 августа 1904 г., когда 1-я Тихоокеанская эскадра под началом Витгефта (погиб в этом сражении) не смогла использовать имеющиеся возможности по нанесению серьёзного урона японскому флота и прорыву части сил во Владивосток, заставили ускорить начало похода. Хотя после сражения в Желтом море, когда 1-я Тихоокеанская эскадра практически перестала существовать как организованная боевая сила (особенно это касалось боевого духа), отказалась от прорыва во Владивосток и стала передавать людей, орудия и снаряды на сухопутный фронт, поход эскадры Рожественского уже утратил первоначальный смысл. Сама по себе 2-я Тихоокеанская эскадра была недостаточно сильной для самостоятельных действий. Более здравым решением было бы организовать крейсерскую войну против Японии.
23 августа в Петергофе под председательством императора Николая II прошло совещание представителей морского командования и некоторых министров. Некоторые участники предостерегали от поспешного отправления эскадры, указывая на плохую подготовку и слабость флота, на трудность и длительность морского похода, на возможность падения Порт-Артура до прибытия 2-й Тихоокеанской эскадры. Предлагалось повременить с отправкой эскадры (по сути, её нужно было отправить ещё до начала войны). Однако под давлением морского командования, включая адмирала Рожественского, вопрос об отправке был решен положительно.
Достройка и ремонт кораблей, проблемы снабжения и т. д. задержали выход флота. Только 11 сентября эскадра перешла в Ревель, простояла там около месяца и перешла в Либаву для пополнения запасов угля и приёмки материалов и грузов. 15 октября 1904 г. 2-я эскадра вышла из Либавы в составе 7 броненосцев, 1 броненосного крейсера, 7 легких крейсеров, 2 вспомогательных крейсеров, 8 миноносцев и отряда транспортов. Вместе с присоединившимся впоследствии к силам Рожественского отрядом контр-адмирала Николая Небогатова состав 2-й Тихоокеанской эскадры достиг 47 морских единиц (из них 38 боевых). Основную боевую силу эскадры составляли четыре новых эскадренных броненосца типа «Бородино»: «Князь Суворов», «Александр III», «Бородино» и «Орел». Более или менее их мог поддержать быстроходный броненосец «Ослябя», но он имел слабое бронирование. Умелое применение этих броненосцев могло привести к поражению японцев, но этот шанс не был использован русским командованием. Крейсерскую составляющую эскадры планировали усилить покупкой за границей 7 крейсеров, чтобы серьёзно усиливало мощь эскадры Рожественского, но это сделать не удалось.
В целом эскадра была очень разнообразно по ударной мощи, бронированию, скоростным, маневренным качествам, что серьёзно ухудшило её боевые возможности и стало предпосылкой поражения. Схожая негативная картина наблюдалась в личном составе, как командном, так и рядовом. Личный состав набирали наспех, он имел слабую боевую подготовку. В результате эскадра не была единым боевым организмом и не смогла им стать в ходе длительного похода.
Сам поход сопровождался большими проблемами. Необходимо было пройти около 18 тыс. миль, не в пути собственной ремонтной базы и пунктов снабжения. Поэтому вопросы ремонта, снабжения кораблей топливом, водой, продовольствием, лечения экипажа и т. д. приходилось решать самим. Чтобы избегнуть возможного нападения японских миноносцев в пути, адмирал Рожественский маршрут эскадры сохранил в секрете, решив заходить во французские порты без предварительного согласования, положившись на военный союз России и Франции. Снабжение углем передали германской торговой фирме. Она должна была поставить уголь в местах указанных русским морским командованием. Снабжение провиантом взяли на себе некоторые иностранные и русские компании. Для ремонта в пути взяли с собой специальный пароход-мастерскую. Это судно и ряд других транспортов с грузами различного назначения составляли плавучую базу эскадры.
Дополнительный запас боеприпасов, необходимых для учебных стрельб, погрузили на транспорт «Иртыш», но незадолго до начала похода на нём произошла авария, и транспорт задержался для ремонта. Боеприпасы сняли и отправили по железной дороге во Владивосток. «Иртыш», после ремонта, догнал эскадру, но уже без снарядов, доставив только уголь. В результате и так плохо тренированные экипажи лишились возможности попрактиковаться в стрельбе в пути. Для выяснения ситуации на пути следования во все государства, рядом с берегами которых проходил русский флот, были отправлены специальные агенты, которые должны были вести наблюдение и извещать о обо всём адмирала Рожественского.
Поход русской эскадры сопровождался слухами о засаде японских миноносцев. В результате произошёл Гулльский инцидент. Из-за ошибок командования в построении эскадры, когда эскадра в ночь на 22 октября проходила Доггер-банку, то броненосцы сначала атаковали английские рыболовные суда, а затем обстреляли свои крейсера «Дмитрий Донской» и «Аврора». Крейсер «Аврора» получил несколько повреждений, два человека было ранено. 26 октября эскадра пришла в испанский Виго, где остановилась для расследования происшествия. Это привело к дипломатическому конфликту с Англией. Россия была вынуждена уплатить крупный штраф.
1 ноября русские корабли покинули Виго и 3 ноября прибыли в Танжер. Погрузив топливо, воду и продовольствие, флот, согласно ранее разработанному плану, разделился. Основная часть 2-й Тихоокеанской эскадры, включая новые броненосцы, пошла в обход Африки с юга. Два старых броненосца, легкие корабли и транспорты под началом адмирала Фёлькерзама, которые по своей осадке могли пройти Суэцкий канал, двинулись через Средиземное и Красное моря.
Главные силы 28-29 декабря подошли к Мадагаскару. 6-7 января 1905 г. к ним присоединился отряд Фёлькерзама. Оба отряда соединились в бухте Носи-бе на западном побережье острова, где французы разрешили стоянку. Поход главных сил в обход Африки был крайне сложным. До Канарских островов за нашими кораблями следовали британские крейсера. Обстановка была напряженная, орудия зарядили и эскадра готовилась отразить нападение.
По пути не было ни одной хорошей стоянки. Грузить уголь приходилось прямо в море. Кроме того, командующий эскадрой, чтобы сократить число остановок, решил делать длинные переходы. Поэтому корабли принимали большое количество дополнительного угля. К примеру, новые броненосцы вместо 1 тыс. тонн угля принимали 2 тыс. тонн, что при их малой остойчивости было проблемой. Для того чтобы принять такое большое количество топлива, уголь размещали в помещения, которые для этого не были предназначены — батареях, жилых палубах, кубриках и т. д. Это сильно осложнило жизнь экипажа, и так страдавшего от тропической жары. Сама погрузка при океанском волнении и сильной жаре была сложным делом, отнимала у экипажей уйму времени (в среднем броненосцы принимали по 40-60 тонн угля в час). Люди изнуренные тяжелой работой не могли нормально отдохнуть. К тому же все помещения были завалены углем, и заниматься боевой подготовкой было нельзя.




Источник фото похода: http://tsushima.su
Смена задачи. Продолжение похода
На Мадагаскаре русская эскадра стояла до 16 марта. Это было связано с падением Порт-Артура, что разрушило первоначальные задачи эскадры. Первоначальный замысел по объединению двух эскадр в Порт-Артуре и перехвату стратегической инициативы у противника был полностью разрушен. Задержка также была связана с осложнениями в деле снабжения топливом и проблемами ремонта кораблей на рейде.
Здравый смысл требовал отзыва эскадры назад. Известие о падении Порт-Артура внушило даже Рожественскому сомнение о целесообразности похода. Правда, Рожественский ограничился только рапортом об отставке и намёками о необходимости возвращения кораблей. Уже после завершения войны адмирал писал: «Будь у меня хоть искра гражданского мужества, я должен был бы кричать на весь мир: берегите эти последние ресурсы флота! Не отсылайте их на истребление! Но у меня не оказалось нужной искры».
Однако негативные известия с фронта, где после сражения под Ляояном и Шахэ и падение Порт-Артура, произошло сражение под Мукденом, которое также завершилось отходом русской армии, заставило правительство совершить роковую ошибку. Эскадра должна была прибыть во Владивосток, а это была крайне сложная задача. При этом только Рожественский считал, что удачей будет прорыв эскадры во Владивосток, хотя бы ценой потери части кораблей. В правительстве по-прежнему считали, что прибытие русского флота на театр военных действий изменит всю стратегическую обстановку и позволит установить контроль над Японским морем.

Ещё в октябре 1904 г. известный военно-морской теоретик капитан 2 ранга Николай Кладо, под псевдонимом Прибой, в газете «Новое время» опубликовал ряд статей, посвященных анализу 2-й Тихоокеанской эскадры. В них капитан дал подробный анализ ТТХ наших и вражеских кораблей, сравнения подготовки морского командования и экипажей. Вывод был безнадежный: у русской эскадры не было шансов в столкновении с японским флотом. Автор подверг резкой критике военно-морское командование и лично генерал-адмирала, великого князя Алексея Александровича, который был Главным начальником флота и Морского ведомства. Кладо предлагал мобилизовать все силы Балтийского и Черноморского флотов. Так, на Чёрном море было четыре броненосца типа «Екатерина», броненосцы «Двенадцать Апостолов» и «Ростислав», относительно новый додредноут «Три Святителя», почти был завершён «Князь Потёмкин-Таврический». Только после такой мобилизации всех имеющихся сил можно было отправлять усиленный флот в Тихий океан. За эти статьи Кладо был лишён всех званий и уволен со службы, но дальнейшие события подтвердили правоту его главной мысли — 2-я Тихоокеанская эскадра не могла успешно противостоять противнику.
11 декабря 1904 г. под председательством генерал-адмирала Алексея Александровича прошло военно-морское совещание. После некоторых сомнений, было решено направить усиление эскадре Рожественского из состава оставшихся кораблей Балтфлота. Рожественский поначалу принял идею отрицательно, считая, что «гниль в Балтийском море» не усилит, а ослабит эскадру. Он считал, что лучше усилить 2-ю Тихоокеанскую эскадру черноморскими броненосцами. Однако в черноморских кораблях Рожественскому отказали, так как необходимо было торговаться с Турцией, чтобы броненосцы пропустили через проливы. После того, как стало известно, что Порт-Артур пал и 1-я Тихоокеанская эскадра погибла, Рожественский согласился даже на такое усиление.
Рожественскому приказали ждать подкреплений на Мадагаскаре. Первым прибыл отряд капитана 1-го ранга Леонида Добротворского (два новых крейсера «Олег» и «Изумруд», два миноносца), который входил в состав эскадры Рожественского, но отстал из-за ремонта кораблей. В декабре 1904 г. начали снаряжать отряд под командованием Николая Небогатова (3-я Тихоокеанская эскадра). В боевом составе отряда были броненосец «Николай I» с недальнобойной артиллерией, три броненосца береговой обороны — «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин» и «Адмирал Ушаков» (корабли имели хорошую артиллерию, но имели плохие мореходные качества) и старый броненосный крейсер «Владимир Мономах». Кроме того, орудия этих броненосцев были сильно изношены в ходе обучения личного состава. В целом составе 3-й Тихоокеанской эскадры не было ни одного современного корабля, и её боевая ценность была невелика. Корабли Небогатова вышли из Либавы 3 февраля 1905 года, 19 февраля — прошли Гибралтар, 12-13 марта — Суэц. Готовился ещё один «догоняющий отряд» (второй эшелон эскадры Небогатова), но по разным причинам он не был отправлен на Тихий океан.
Рожественский не хотел ждать прихода отряда Небогатова, смотря на старые корабли как на лишнюю обузу. Надеясь, что японцы не успеют быстро исправить ранее полученные повреждения и привести флот в полную готовность, русский адмирал хотел прорваться во Владивосток, и решил не ждать Небогатова. Опираясь на базу во Владивостоке, Рожественский надеялся развить операции против противника и побороться за господство на море.
Однако проблемы с поставками топлива задержали эскадру на два месяца. Всё это время происходило падение боеспособности эскадры. Стреляли мало и только по неподвижным щитам. Результаты были плохими, что ухудшило моральное состояние экипажей. Совместное маневрирование также показало, что эскадра не готова к выполнению поставленной задачи. Вынужденное бездействие, нервность командования, непривычный климат и жара, отсутствие боеприпасов для стрельб, всё это отрицательным образом сказывалось на моральном состоянии экипажа и снижало боеспособность русского флота. Упала дисциплина, которая и так была низкой (на кораблях был значительный процент «штрафников», которых с удовольствием «сослали» в дальний поход), участились случаи неповиновения и оскорбления начсостава, да и грубого нарушения порядка со стороны самих офицеров.
Только 16 марта эскадра снова начала движение. Адмирал Рожественский выбрал кратчайший путь — через Индийский океан и Малаккский пролив. Приём угля проводился в открытом море. 8 апреля эскадра прошла у Сингапура и 14 апреля остановилась в бухте Камран. Здесь корабли должны были провести текущий ремонт, принять уголь и другие запасы. Однако по требованию французов эскадра перешла в бухту Ванфонг. 8 мая сюда прибыл отряд Небогатова. Ситуация была напряженная. Французы требовали скорейшего ухода русских кораблей. Существовало опасение, что японцы атакуют русскую эскадру.

План действий
14 мая эскадра Рожественского продолжила поход. Для прорыва во Владивосток Рожественский избрал кратчайший путь — через Корейский пролив. С одной стороны, это был кратчайший и удобный путь, наиболее широкий и глубокий из всех проливов, связывающих Тихий океан с Владивостоком. С другой стороны, путь русский кораблей пролегал возле основных баз японского флота, что делало встречу с противником весьма вероятной. Рожественский это понимал, но думал, что даже ценой потери нескольких кораблей, прорваться смогут. При этом, отдавая стратегическую инициативу противнику, Рожественский не принял детального плана боя и ограничился общей установкой на прорыв. Частично это было связано с плохой выучкой экипажа эскадры, во время дальнего похода 2-я Тихоокеанская эскадра смогла научиться только совместному плаванию в кильватерной колонне, а маневрировать и выполнять сложные перестроения не могла.
Таким образом, 2-я Тихоокеанская эскадра получила установку на прорыв на север, во Владивосток. Корабли должны были отбиваться от врага с целью прорыва на север, а не бить его. Броненосцы всех отрядов (1-й, 2-й и 3-й броненосные отряды Рожественского, Фёлькерзама и Небогатова) должны были действовать против японских броненосцев, маневрируя к северу. Часть крейсеров и миноносцев получили задачу прикрывать броненосцы от атак японских миноносных сил и перевозить командование на исправные корабли в случае гибели флагманов. Остальные крейсеры и миноносцы должны были защищать вспомогательные суда и транспорты, снимать экипажи с гибнущих броненосцев. Рожественский также определил порядок командования. В случае гибели флагмана эскадренного броненосца «Князя Суворова», в командование ступал капитан 1-го ранга Н. М. Бухвостов, командир «Александра III», в случае выхода из строя этого корабля — капитан 1-го ранга П. И. Серебрянников на броненосце «Бородино» и т. д.

Командующий русской эскадрой Зиновий Петрович Рожественский
Продолжение следует…
topwar.ru
Иной взгляд на Цусимское сражение. (13 фото)
Тяжело сказать, что и как было на самом деле. Ни кто, из тех кто был в этот момент с адмиралом Рожественским на мостике флагманского броненосца, кроме самого адмирала, не уцелел в сражении. А сам адмирал Рожественский хранил по этому поводу молчание, так нигде и никогда не объяснив мотивы и причины своих действий в сражении. Попробуем сделать это за него. Предложив свою версию этих событий. Событий так сильно сказавшихся на судьбе России.
В мае 1905 года русская эскадра медленно входила в Цусимский пролив. И казалось, что было сделано всё, для того, что бы дозорные корабли противника её обнаружили. Эскадру сопровождали несколько транспортных и вспомогательных судов. Которые ограничили её скорость 9 узлами. А два госпитальных судна, по требованиям того времени, светились всем огнями, подобно новогодним ёлкам. И первая же линия японских дозоров обнаружила русские корабли. И именно по этим «ёлкам». Тут же заработали японские радиостанции, передающие информацию, о русских кораблях. А на встречу русской эскадре вышли главные силы японского флота. Радиостанции, на которых так же работали не переставая. Осознав опасность командиры русских судов предложили командующему эскадрой адмиралу Рожественскому отогнать японских разведчиков. А командир вспомогательного крейсера «Урал», имевшего первоклассную, для своего времени радиостанцию, предложил заглушить работу японских радиостанций.
Госпитальное судно «Орёл».
Вспомогательный крейсер «Урал». Ещё четыре подобных корабля отделились от русской эскадры и приступили к рейдерским операциям у берегов Японии. «Урал» остался при эскадре.
Но адмирал всё запретил. И открывать огонь по японским разведчикам и заглушать работу их радиостанций. А вместо этого приказал перестроить эскадру из походного порядка в боевой. То есть из двух колонн, в одну. Но за 40 минут, до начала сражения Рожественский распорядился снова перестроить эскадру. В точности наоборот из одной колонны в две. Но теперь эти колонны броненосцев располагались уступом вправо. И стоило русским закончить перестроение, как на горизонте показались дымы кораблей главных сил японского флота. Командующий которым, адмирал Того заканчивал манёвр, гарантирующий ему победу. Ему надо было только повернуть вправо. И поставить строй своих кораблей, поперёк движения русской эскадры. Обрушивая огонь всех своих орудий на головной корабль противника.
Адмирал Того
Но увидев, что русские броненосцы идут походным порядком вместо этого адмирал Того, повернув влево. На сближение с наиболее слабыми кораблями русской эскадры. Намериваясь атаковать в первую очередь их. И тут же, русская эскадра, начала перестроение в одну колонну. И открыв огонь, буквально засыпала японский флагман градом снарядов. В какой-то момент сражения по японскому флагману вели огонь одновременно шесть русских кораблей. За короткие 15 минут в «японца» попало более 30 крупнокалиберных снарядов. Адмирал Рожественский, сделал то ради чего на флоте и существует командующий, он привёл свою эскадру без потерь и переиграл японского адмирала. Заставив того подставить свои корабли под сосредоточённый огонь стремительно приближающихся русских броненосцев.
Схема начала Цусимского сражения.
Рожественский сделал то, что хотел, воспользовавшись единственным шансом на победу. Он дал возможность противнику выявить эскадру, дал понять, что она тихоходна и идёт восточным, узким проливом. Он не стал мешать передачи информации разведчиками. И работе радиостанций главных сил японцев. А в последний момент, перед столкновением перестроил эскадру. Точно рассчитав время столкновения. Зная, что адмирал Того, уже не успеет получить расшифрованную информацию об его манёвре.
Броненосец «Сагами» ведет колонну кораблей
Скорее всего адмирал Рожественский рассчитывал и на находящиеся во Владивостоке два броненосных крейсера. Которые за три дня до Цусимского сражения вышли из порта. По официальной версии для проверки работы радиостанций. Но как раз во время, что бы подойти к Цусимскому проливу вместе с главными силами русского флота. Но тут вмешалась случайность. За год до этого японцы на фарватере поставили минное поле. Несколько раз русские крейсера свободно проходили это минное поле. Но именно накануне Цусимского сражения флагман этого отряда броненосный крейсер «Громобой» коснулся мины и вышел из строя. Отряд вернулся во Владивосток. Лишив возможности адмирала Рожественского усилить свою эскадру уже в ходе сражения. На то что это планировалось, указывает наличие в составе эскадры того же вспомогательного крейсера «Урал». Предназначенного для рейдерских операций на коммуникациях и совершенно не приспособленного для боя эскадр. Но имеющего лучшую в эскадре радиостанцию. С помощью, которой и должен был вывести крейсера из Владивостока к месту боя.
Броненосный крейсер «Громобой» в сухом доке Владивостока.
Сделал это, адмирал Рожественский точно зная, где находиться японская эскадра. И в этом ему помогли сами японцы. Точнее их радиостанции. Опытные радисты, по силе радиосигнала, или по «искре», как тогда говорили, могут определить расстояние, до другой радиостанции. Узкий пролив указывал точное направление на противника, а сила сигнала японских радиостанций показывала расстояние до него. Японцы рассчитывали увидеть одну колонну русский кораблей. А увидели две, и поспешили атаковать наиболее слабые корабли. Но русские колонны шли уступом вправо. Это и дало возможность Рожественскому перестроить эскадру и попытаться самому атаковать наиболее слабые корабли японцев. Прикрывая которые адмирал Того вынужден был продолжить манёвр. Буквально развернув последовательно свои броненосцы. Чем и подставил свой флагман, под сосредоточённый огонь лучших русских кораблей. В это момент, в японский флагман и попало около 30 крупнокалиберных снарядов. А следующий в строю броненосец 18. В принципе этого было достаточно, что бы вывести вражеские корабли из строя. Но к величайшему сожалению только в принципе.
Повреждения русского и японского броненосца в сражении.
Парадоксально, но самым большим японским секретом того времени, были русские снаряды. Точнее их ничтожное воздействие на корабли противника. В погоне за бронепробиваемостью русские инженеры уменьшили вес снаряда, на 20%, по отношению к зарубежным снарядом аналогичного калибра. Что предопределило более высокую скорость снарядов русских орудий. А что бы сделать свои снаряды безопасными их снаряжали взрывчаткой на основе пороха. При этом предполагалось, что, пробив броню снаряд, взорвётся, за ней. Для этого поставили очень грубые взрыватели, которые не взрывались даже при попадании в не бронированную часть борта. Но мощности взрывчатки, в снарядах, порой не хватало, даже на то что бы разорвать сам снаряд. И в результате русские снаряды, попадая в корабль, оставляли аккуратненькое круглое отверстие. Которое японцы быстренько заделывали. Да и взрыватели у русских снарядов оказались не на высоте. Боёк получился слишком мягким и не накалывал капсюль. А эскадру Рожественского вообще снабдили бракованными снарядами. С повышенным содержанием влаги, во взрывчатке. В результате даже попавшие в японские корабли снаряды массово не разрывались. Именно качество русских снарядов и предопределило, что японские корабли выдержали массированный огонь русских. И сами, пользуясь преимуществом в эскадренной скорости стали охватывать голову русской колонны. Вот тут даже возникает сомнение в том, что если бы японцы не знали об посредственном качестве русских снарядов, то Того рискнул бы выполнить свой рискованный манёвр. Нет, он не мог знать об отвратительном качестве снарядов находившихся на снабжении второй эскадры. Но вполне возможно, что он правильно оценил риск для своих кораблей и совершил свой манёвр. Который потом назовут гениальным, но который не совершит ни один находящийся в здравом уме флотоводец. А в результате японцы победили, в Цусимском сражении. Не смотря на героизм русских и выигрыш Рожественского на манёвренном этапе боя.
Картина посвящённая героической гибели броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков»
И всё же в этом поражении виноват лично Рожественский. Будучи начальника Главного морского штаба, он лично курировал технические вопросы во флоте. И именно на его совести, оказались эти не годные снаряды. Да и в составе японского флота, были 2 корабля, которые могли бы быть в составе его эскадры. Но от которых он лично так опрометчиво отказался. В Италии строились 2 броненосных крейсера, для Аргентины. Корабли были уже готовы, когда заказчик от них отказался. И итальянцы предложили эти корабли России. Но Рожественский, будучи начальником Морского Штаба, отказался от них. Мотивируя, тем, что эти корабли не подходят Русскому флоту по типу. Японскому же флоту они подошли. Японцы их сразу же перекупили. И как только эти корабли, достигли Японии, началась война. В это же время на Средиземном море находилась эскадра из двух броненосцев, трёх крейсеров и более десятка миноносцев. Шедшая на Тихий океан. И была выдвинута идея, сопровождать эти корабли своими кораблями. И под угрозой уничтожения этих кораблей, не дать возникнуть войне до усиления нашего флота. Но для этого, было необходимо оставить миноносцы, без опеки крупными кораблями. И Рожественский, запретил сопровождать японцев, приказав конвоировать миноносцы. В результате эта эскадра, до начала войны, не спела усилить наш Тихоокеанский флот. А перекупленные японцами броненосные крейсера успели.
Броненосный крейсер «Касуга», который мог служить и в Российском императорском флоте
Адмирал Рожественский, вполне справедливо, мог бы показать себя одним из величайших флотоводцев России. Который привёл флот без потерь через три океана, и сделал все, что бы разгромить японцев. Но как администратор, он проиграл войну, ещё до её начала. Упустив возможность усилить свой флот, ослабить флот противника. И не сумев обеспечить вверенные ему силы боеприпасами надлежащего качества. Чем и опозорил своё имя. В конце концов, оказавшись в плену у японцев.
Корабль оправдавший своё название. На нём адмирал Рожественский попал в плен к японцам.
Как известно незнание истории приводит к её повторению. И недооценка роли бракованных снарядов в Цусимском сражении ещё раз сыграло в нашей истории негативную роль. В другом месте и в другое время. Летом 1941 года, в начале Великой Отечественной войны. Тогда основным нашим танковым и противотанковым боеприпасом был 45-мм снаряд. Который должен был уверенно пробивать броню немецких танков метров до 800. Но реально, наши танки и противотанковые пушки этого калибра были бесполезны метров с 400. Немцы, это выявили сразу и установили безопасную дистанцию для своих танков в 400 метров. Оказалось, что в погоне за увеличением выпуска снарядов, произошло нарушение технологии, их изготовления. И массово шли перекалённые, а значит и более хрупкие снаряды. Которые просто раскалывались, при попадании в немецкую броню. Не причиняя особого вреда немецким танкам. И позволявшие немецким танкистам практически беспрепятственно расстреливать наших солдат. Совсем как японцам наших моряков при Цусиме.
Макет снаряда 45мм
nlo-mir.ru
ЦУСИМСКОЕ СРАЖЕНИЕ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
Морское сражение у острова Цусима, проходившее 14-15 (27-28) мая 1905 года. В бою сошлись военные корабли русских 2-й (командующий З.П. Рожественский) и 3-й (командующий И.И. Небогатов) Тихоокеанских эскадр (30 кораблей) и силы японского флота (всего 120 кораблей). Целью русских судов был прорыв во Владивосток; японское командование во главе с адмиралом Х. Того намеревалось полностью уничтожить вражеские корабли.
В сражении при Цусиме, несмотря на проявленные русскими офицерами и матросами мужество и героизм, русский флот потерпел сокрушительное поражение: 19 кораблей были потоплены, 3 крейсера – интернированы; до Владивостока добрались лишь 4 судна, одно из которых пришлось взорвать. Из 14 тысяч человек личного состава эскадр более 5 тысяч погибло. Уничтожение русской эскадры стало переломным моментом в ходе Русско-японской войны, существенно ослабившим позицию российского правительства в диалоге на предмет условий будущего мира.
Предыстория сражения. Путь 2-й эскадры на Дальний Восток
После боя в Жёлтом море 28 июля (10 августа) 1904 года Первая Тихоокеанская эскадра, лишившись своего командующего адмирала В. К. Витгефта (он был убит осколком снаряда), вернулась в Порт-Артур. Некоторые корабли прорвались в нейтральные порты и были интернированы. Порт-Артур был осаждён с суши и блокирован с моря японскими судами. 7 (20) августа японцы, получив отказ в ответ на предложение капитулировать, начали штурм, который продлился три дня, но не увенчался успехом.
В Петергофе, тем временем, обсуждали возможность отправки на Дальний Восток части Балтийского флота для оказания поддержки Тихоокеанской эскадре. Самым активным сторонником этого мероприятия был контр-адмирал З.П. Рожественский. Итогом совещания под председательством императора было решение начать поход 1 (14) сентября. В результате он затянулся на месяц: лишь 2 (15) октября 1904 года русские корабли покинули порт Александра III.
Решение отправить эскадру носило заведомо авантюрный характер: изначально было ясно, что корабли не подойдут к Порт-Артуру до его падения, а если им это и удастся, то они не найдут ни безопасной стоянки, ни эффективной поддержки уцелевших кораблей 1-й Тихоокеанской эскадры. Единственная задача, с которой 2-я Тихоокеанская эскадра могла успешно справиться, – демонстрация силы, направленная на принуждение японцев к миру.
Эскадре предстояло проделать путь в 18 тысяч морских миль, обойдя Европу и Африку (проследовать через Суэцкий канал русские корабли не могли). Собственных баз на пути следования Россия не имела, поэтому останавливаться суда могли только в нейтральных портах, где нельзя было заправлять корабли. Часть угля для заправки корабли везли сами (из-за этого они были перегружены), часть обеспечивали угольщики немецкой компании «Гамбург-Америка». 9 (22) октября в Северном море эскадра по ошибке обстреляла британские рыболовецкие траулеры, приняв их за японские миноносцы. Это событие, вошедшее в историю как Гулльский инцидент, вызвало резкую реакцию в Лондоне. По требованию британской стороны русская эскадра была на некоторое время задержана в испанском порту Виго. В конечном счёте ситуация была рассмотрена третейским судом в Гааге, и русское правительство обязалось выплатить Лондону компенсацию в размере 65 тысяч фунтов.
Когда 15 (28) декабря 1904 года русские суда прибыли на Мадагаскар, судьба Порт-Артура была уже решена: 20 декабря (2 января) на военном совете начальник Квантунского укрепрайона генерал-адъютант А. М. Стессель принял решение вступить в переговоры о сдаче Порт-Артура. Через три дня крепость капитулировала, и таким образом первоначальная цель 2-й Тихоокеанской эскадры стала недостижимой. Морское министерство, тем не менее, не стало возвращать корабли и, более того, направило к Рождественскому 3-ю Тихоокеанскую эскадру, которой командовал контр-адмирал И. И. Небогатов. Эскадра состояла из устаревших броненосцев береговой обороны, и Рожественский, ещё будучи в России, отказался от них – в одном из личных писем он называл броненосцы «калеками» и «гнилью». Теперь он был вынужден принятьи эти старые немореходные корабли под своё командование.
3 (16) марта, покинув Мадагаскар, эскадра взяла курс на французский Индокитай. На кораблях часто возникали поломки: выходили из строя механизмы, система управления, котлы. 29 марта (11 апреля) Рожественский отправил в столицу две телеграммы, в которых дал понять, что вверенные ему суда было бы желательно отправить обратно на Балтику. Он не стал продолжать движение силами 2-й эскадры и остался у берегов Вьетнама дожидаться прибытия 3-й эскадры, рассчитывая, видимо, что император Николай II примет решение вернуть корабли. Однако это было уже невозможно: возвращение флота нанесло бы удар по и без того пошатнувшемуся престижу России на международной арене и подогрело бы антиправительственные настроения внутри страны.
26 апреля (9 мая) эскадры Рожественского и Небогатова соединились. Вместе они насчитывали 8 эскадренных броненосцев (в том числе 3 устаревших), 3 броненосца береговой обороны, 5 крейсеров 1-го ранга (2 из них устаревшие и 1 слабый), 3 крейсера 2-го ранга (включая 1 слабый), 1 вспомогательный крейсер, 9 миноносцев, 4 транспорта и 2 буксирных парохода. Русские броненосные корабли существенно уступали вражеским по уровню бронирования, а их экипажи уступали японцам по боевому опыту. Всё время после падения Порт-Артура японская сторона вела усиленную подготовку экипажей, осваивала новую систему управления и координации огня. Только по огневым возможностям японские суда превосходили русские в 15 раз.
Выход русской эскадры в Корейский пролив. Соотношение сил сторон
1 (14 мая) русская эскадра покинула берега французского Индокитая. Главной задачей Рожественский считал прорыв во Владивосток. Для этого было необходимо проследовать по одному из проливов – Корейскому, Сунгарскому и Лаперуза. Опасаясь нехватки топлива, контр-адмирал выбрал кратчайший путь – через Корейский пролив. Он допускал, что при прорыве эскадра понесёт потери, но большая часть кораблей достигнет Владивостока.
8–12 (21–25) мая Рожественский направил в Жёлтое море и Тихий океан вспомогательные крейсера «Днепр», «Рион», «Кубань» и «Терек» для отвлечения противника. Этот шаг не возымел должного действия: выделенные на отвлекающий манёвр силы были слишком незначительными, чтобы ввести в заблуждение командование противника.
Японский флот сосредотачивался именно в Корейском проливе. Основные его силы (1-я и 2-я эскадры) находились у порта Мозампо, 3-я эскадра – на заливе Озаки. Японское командование предполагало три возможных варианта дальнейших действий русской эскадры: 1) начало боевых действий против японских судов с опорой на базу во Владивостоке; 2) переход в Южно-Китайское море для постепенного вытеснения японских кораблей из Южно-Китайского и Жёлтого морей; 3) захват опорного пункта на одном из подконтрольных Японии островов и превращение его в базу для подготовки к будущим сражениям. Позиция японского флота в Корейском проливе была очень выгодной: вне зависимости от того, направились бы русские корабли к Владивостоку или в Жёлтое море, у японцев была возможность двинуться им навстречу.
14 (27) мая Рожественскому стало ясно, что японцы заметили русские корабли, и скрывать своё местонахождение нет необходимости. В тот же день в 2 часа 28 минут вспомогательный крейсер «Синано-Мару», несший дозорную службу, обнаружил огни госпитального судна «Орёл», а затем и всю эскадру. Об этом было доложено адмиралу Х. Того.
В преддверии сражения броненосные корабли, входившие в состав русской эскадры, были разделены на три отряда по четыре корабля. Крейсера были сведены в два отряда – крейсерский и разведывательный. Миноносцам была поручена охрана броненосцев и транспортов, которые сопровождали эскадру. Ночь прошла спокойно, а утром, в районе 8 часов, с госпитального судна «Урал» поступило сообщение о появлении японских крейсеров. Около 9 часов русская эскадра перестроилась в одну кильватерную колонну во главе с I броненосным отрядом, куда входил флагманский броненосец «Князь Суворов» с Рожественским. Вторым следовал II броненосный отряд во главе с броненосцем «Ослябя», а за ним – III отряд во главе с «Императором Николаем I». Японский флот был разделён на 8 отрядов. I и II отряды составляли броненосные корабли. Японское командование планировало охватить голову вражеской эскадры и, открыв сосредоточенный огонь по флагманским кораблям, лишить её управления. Рожественский вообще не придерживался какого-либо плана, рассуждая, что ход боя будет диктовать более сильный противник, и русским кораблям придётся действовать по ситуации.
После 12 часов Рожественский попытался перестроить эскадру в строй фронта, воспользовавшись туманной погодой. Но туман рассеялся, и соответствующий приказ пришлось отменить. В 13 часов 15 минут, продвигаясь через Корейский пролив, русская эскадра справа по носу обнаружила главные силы японского флота, шедшие на пересечение курса. Решив, что Того хочет нанести удар по левой колонне, состоявшей из старых кораблей, Рожественский стал перестраивать эскадру в одну кильватерную колонну. Того, тем временем, просто не рассчитал манёвра: японские суда проскочили в 70 кабельтовых от русского флагманского корабля, который адмирал намеревался охватить. В 13 часов 49 минут японские корабли стали поворачивать на обратный курс. Это был рискованный шаг, поскольку русские броненосцы могли открыть огонь и нанести главным силам врага серьёзные потери.
Морской бой 27 мая
Чтобы избежать охвата главного корабля, Рожественский взял курс, параллельный курсу вражеского флота. Оба японских отряда сосредоточили огонь на флагманских броненосцах «Князе Суворове» и «Ослябе» – их обстреливали 5 и 7 кораблей соответственно. Русские суда сосредоточивали огонь на японском флагманском броненосце «Микаса», но, не сумев сконцентрироваться на одной цели (сказывалась плохая подготовка артиллеристов), перестроились на рассредоточенный огонь. Корабли русских II и III отрядов в это время вообще почти не вели огонь – стрельбе мешали передние корабли. Впрочем, несмотря на тяжёлые условия боя, русская артиллерия нанесла значительный урон флагманскому броненосцу «Микаса», на котором держал флаг адмирал Того. Было ранено и убито более 100 человек личного состава, а само судно получило многочисленные повреждения. Но ещё большие повреждения были нанесены русским кораблям: в 14 часов 20 минут из строя вышел броненосец «Ослябя» и вскоре затонул. Вместе с судном погиб его командир капитан 1-го ранга В. И. Бэр. Вслед за ним вышел из строя охваченный огнём «Князь Суворов». Адмирал Рожественский и командир броненосца были ранены. Их принял на свой борт миноносец «Буйный». «Князь Суворов» держался до последнего и лишь в 19 часов 20 минут, после двух атак японских миноносцев, пошёл ко дну. Обезглавив русскую эскадру, японцы перенесли огонь на следующий эскадренный броненосец противника, «Император Александр III», который пытался прорваться во Владивосток. Корабль был атакован 12 судами неприятеля.
Сражение периодически прекращалось из-за тумана, но японцам всякий раз удавалось обнаружить русскую эскадру, догнать выстроившиеся в колонну корабли и открыть огонь по очередному флагманскому судну. В 19 часов 12 минут Того остановил артиллерийский огонь. По итогам дневного боя 14 (27) мая японскими кораблями были уничтожены три новых броненосца I отряда из четырёх – «Князь Суворов», «Император Александр III» и «Бородино». Погибли также флагманский броненосец II отряда «Ослябя», вспомогательный крейсер «Урал», транспорт-мастерская «Камчатка». Русская эскадра вообще не вела активных действий, только обороняясь, и выполняла единственную задачу – прорваться к Владивостоку.
Уничтожение русского флота
С наступлением темноты Того отправил до 60 миноносцев для нанесения ударов по разрозненным кораблям эскадры противника. Атаки начались в районе 21 часа. Миноносцы охватили русские суда с трёх сторон, но обнаружить их так и не сумели. В результате ночных столкновений один миноносец затонул, а ещё шесть получили существенные повреждения. Броненосец «Сисой Великий» и крейсера «Владимир Мономах» и «Адмирал Нахимов», включившие во время боя прожекторы, были серьёзно повреждены торпедами, а броненосец «Наварин» – потоплен. К утру 15 (28) мая 2-я Тихоокеанская эскадра перестала быть организованным подразделением. Её соединения и отдельные суда были разбросаны по Корейскому проливу и не имели связи между собой.
В дневном бою 14 (27) мая особое мужество проявил экипаж бывшей яхты, а ныне крейсера «Светлана». В тяжёлом бою с отрядами японских крейсеров судно значительно повредило крейсер «Такачихо», хотя и само получило пробоину в носовой части. «Светлана» упорно продолжила движение в направлении Владивостока, но утром 15 (28) мая была обнаружена японцами, вступила в заведомо неравный бой и в конце концов была затоплена экипажем.
Эскадра адмирала Небогатова, распадавшаяся в течение всей ночи с 27 на 28 мая, к утру всё ещё сохраняла шанс добраться до Владивостока, но пасмурная погода сменилась солнечной, и в районе 6 часов утра японские крейсеры обнаружили эскадру. В 10 часов японские броненосцы и крейсеры двинулись на окружение русских кораблей. Уже спустя полчаса Небогатов, чьи силы объективно не могли дать симметричный отпор броненосцам, принял решение о сдаче. Крейсер «Изумруд», впрочем, отказался сложить оружие и сумел уйти в направлении Владивостока.
Итоги и последствия
С русской стороны Цусимское сражение унесло жизни 5045 человек, в том числе 209 офицеров. Более 800 человек было ранено и контужено. Только четыре русских корабля – два крейсера 2-го ранга и два миноносца – продолжили движение в направлении Владивостока после Цусимского сражения. Один из крейсеров, впрочем, наскочил на риф в бухте Св. Владимира и был взорван экипажем, вследствие чего конечной цели – прибытия во Владивосток – достигли только три корабля. Остальные уцелевшие корабли ушли в нейтральные порты и были интернированы.
Сражение при Цусиме, с одной стороны, показало героизм и храбрость русских моряков, но с другой стороны, обнаружило слабую подготовку личного состава русских кораблей и неоднократные ошибки командования и плохую техническую оснащённость. Разгром 2-й Тихоокеанской эскадры во многом стал следствием того, что русское командование пренебрегало разведкой и маскировкой (русские корабли были окрашены в чёрный цвет, а их трубы – в ярко-жёлтый), а отсутствие крупных потерь у японских кораблей было во многом обусловлено низким качеством русских снарядов.
Японские потери были значительно меньшими, нежели российские – около 700 убитых и раненых. Японские моряки были не просто лучше подготовлены – большинство их происходили из прибрежных районов и были в принципе хорошо знакомы с морским делом, в то время как многие русские матросы впервые увидели море лишь с поступлением на службу. Несмотря на значительно более высокий уровень подготовки, японский флот тоже допустил ряд ошибок. Во-первых, японцы не организовали на должном уровне разведку: во время сражения японские суда неоднократно теряли противника из виду. Во-вторых, недостаточно эффективными были действия японских миноносцев: из выпущенных ими торпед только шесть попало в русские корабли, причём три из них – в один и тот же. Три японских миноносца были потоплены, ряд судов получили повреждения.
Поражение России в Русско-японской войне и в частности разгром русской эскадры при Цусиме активно использовался в риторике либеральными и социалистическими кругами, критиковавшими правительство в ходе Революции 1905 года.
Имена погибших в Цусимском сражении моряков были упомянуты на стенах Храма Спасения на Водах, построенного в Санкт-Петербурге на Адмиралтейском канале. В советское время храм был уничтожен; сегодня на его месте располагается часовня.
w.histrf.ru
Началось Цусимское сражение русско-японской войны
Цусимское сражение, начавшееся 27 мая 1905 года в ходе русско-японской войны, стало одной из трагических страниц в истории российского флота. Битва продолжалась два дня в водах Цусимского пролива и завершилась сокрушительным поражением Российского императорского флота. Большая часть кораблей была потоплена противником или затоплена собственными экипажами, часть капитулировала, некоторые интернировались в нейтральных портах, и лишь четырем судам удалось дойти до русских портов.
Вторая Тихоокеанская эскадра Российского императорского флота была образована на Балтике 30 апреля 1904 года, ее командующим был назначен исполняющий должность начальника Главного Морского Штаба контр-адмирал Зиновий Петрович Рожественский. Первоначальной целью создания эскадры было усиление в связи с начавшейся русско-японской войной Первой эскадры флота Тихого океана, находящегося в Порт-Артуре и серьезно уступающему в силах японскому флоту.
Вторая Тихоокеанская эскадра отправилась в сложный переход на Дальний Восток для участия в русско-японской войне 15 октября 1904 года. Кораблям предстояло обогнуть весь Африканский материк, пересечь Индийский океан, и обогнув Индокитайский полуостров, пройдя через Филиппины и Восточно-китайское море, деблокировать осажденный японцами Порт-Артур.
Во время перехода Второй Тихоокеанской эскадры через Северное море в ночь на 22 октября 1904 года недалеко от английского города Халл произошел Гулльский инцидент. Русские корабли, шедшие в условиях полной боевой готовности в густом тумане, приняли британские рыболовецкие суда за диверсионные японские корабли и обстреляли их.
Сражение с японским флотом началось 27 мая, когда русская эскадра проходила Цусимский залив. Корабли адмирала Того начали массированный обстрел с дальних дистанций головной части российской эскадры. Японцы сумели уничтожить четыре русских броненосных флагмана. После ранения Рожественского эскадру возглавил контр-адмирал Небогатов. Гибель флагманов привела к потере управления эскадрой. Она рассеялась на отряды, ставшие жертвой ночных атак вражеских миноносцев, которые потопили еще один броненосец и крейсер.
Русские суда потеряли связь друг с другом. Часть их устремилась во Владивосток, часть обратно, в нейтральные порты. В плен японцам сдались четыре корабля во главе с Небогатовым, а также эсминец «Бедовый», на котором находился Рожественский. За сдачу кораблей Небогатов был приговорен к расстрелу, замененному 10 годами тюрьмы. Рожественский оправдан ввиду героического поведения в бою и тяжелого ранения.
Не подчинился приказу о сдаче только экипаж крейсера «Изумруд» во главе с капитаном II-го ранга бароном Ферзеном. Он прорвался сквозь строй японских кораблей и взял курс на Владивосток, однако в заливе Святого Владимира «Изумруд» сел на мель и был взорван экипажем. За проявленную доблесть царь наградил Василия Ферзена золотым оружием.
Другая группа кораблей в составе двух броненосцев, трех крейсеров и четырех эсминцев продолжала сражаться и героически погибла. Из спасшихся судов три крейсера ушли в Манилу, один эсминец — в Шанхай, крейсер «Алмаз» и два эсминца — во Владивосток. В Цусимской битве погибло более пяти тысяч русских моряков. Японцы потеряли тысячу человек и три миноносца. Такого чудовищного разгрома русский флот не знал еще никогда.
Цусимское сражение стало крупнейшим сражением эпохи додредноутного броненосного флота, в котором российская вторая эскадра Тихоокеанского флота под командованием вице-адмирала Рожественского противостояла Императорскому флоту Японии под командованием адмирала Того. Несмотря на победу, Япония сама была истощена войной. Поэтому и Россия, и Япония стремились к миру.
В американском городе Портсмут 5 сентября 1905 года был подписан договор, завершивший войну. Он установил преобладающее положение Японии в Корее. Также к Японии отходила южная часть острова Сахалин и передавались арендные права России на Порт-Артур. Договор закреплял только коммерческое использование маньчжурских дорог обеими сторонами. Стороны договорились об обмене военнопленными.
ruspekh.ru
Цусимское сражение 27.05.1905 — 28.05.1905 г.
Вторая Тихоокеанская эскадра в Корейском проливе.
В отличие от японского флота II-я Тихоокеанская эскадра, прошедшая полмира, не стремилась навязать бой противнику. Основной задачей русских кораблей после падения Порт-Артура был прорыв во Владивосток, к которому они шли по кратчайшему маршруту — через Цусимский пролив. Эскадра была обнаружена вспомогательным японским крейсером утром 27 мая, после чего японский флот снялся с якорей и направился навстречу противнику.
Около 11 утра к русской эскадре приблизился японский крейсерский отряд (4 крейсера) по которому броненосцы произвели несколько залпов, после чего японские крейсеры отошли. К этом времени корабли русской эскадры перестроились в боевой порядок.
Начало сражения.
В 13:20 были обнаружены главные силы японцев, двигавшиеся с востока на запад и пересекающие курс русской эскадры. Через 20 минут японские корабли оказались слева от кильватерной колонны главных русских сил, а ранее обстрелянный крейсерский отряд ушел на юг и приготовился атаковать вспомогательные русские корабли, находившиеся за основными силами.
«Петля Того».
В 13:40 — 13:45 японские броненосные корабли 1-го и 2-го отрядов начали последовательный разворот на курс, параллельный кильватерной колонне русских броненосцев. В этот момент сложилась уникальная ситуация, которая, по всей видимости явилась ошибкой адмирала Того: русские броненосцы заняли свои места в строю, вспомогательные силы находились правее, а японские корабли за счет начавшегося поворота не могли использовать все свои орудия, т.к. корабли, завершившие разворот находились перед кораблями колонны, которые поворот еще не прошли. Увы, для того, чтобы этой ситуацией воспользоваться в полной мере, дистанция должна была быть заметно ближе (к моменту начала разворота японцев она составляла более 30 кабельтовых).
В 13:49 флагманский «Князь Суворов» открыл огонь по «Микасе», к нему присоединились «Император Александр III», «Бородино», «Ослябя» и «Орел». Три броненосца береговой обороны и «Сисой Великий» стреляли по «Ниссину» и «Касуге». В 13:51 японские корабли также открыли огонь.
Гибель «Осляби» и выход из строя «Князя Суворова».
В начале боя обе стороны продемонстрировали высокую точность стрельбы: к 14:20 серьезные повреждения получили «Микаса», «Князь Суворов» и «Ослябя», а также броненосные крейсеры «Асама» и «Ивате». К этому времени малоуправляемый из-за повреждения рулей «Асама» начал выход из боя, «Микаса», получивший 29 попаданий, в том числе снарядами главного калибра, отвернул и вышел из зоны поражения большей части русских орудий.
К сожалению повреждения японских кораблей не слишком повлияли на их боеспособность, а вот в русской эскадре все обстояло куда хуже: объятый пламенем «Князь Суворов» перестал слушаться руля и начал неконтролируемую циркуляцию вправо, а «Ослябя», получивший больше всех попаданий (в первую фазу боя огонь японцев был сконцентрирован на нем) отвернул вправо и в 14:50 затонул.
После выхода из строя «Князя Суворова» и гибели «Осляби» во главе кильватерной колонны русской эскадры встал «Император Александр III», русские силы продолжали движение на север. Японские силы, находившиеся слева, совершили поворот «все вдруг» и развернулись к русским кораблям левым бортом (во главе колонны встал «Ниссин»).
Этот маневр решал сразу несколько задач: позволял задействовать орудия неповрежденного борта, давал отдых измотанным комендорам, позволял устранить повреждения правого борта, принявшего изрядное количество русских снарядов. В ходе перестроения японцы оказались под сильным огнем: вновь тяжелые повреждения получил «Асама», покинувший строй, на «Фудзи» начался пожар, едва не приведший к взрыву снарядов кормовой башни. Стороны разошлись, что дало передышку как тяжело поврежденным русским кораблям, так и заметно менее пострадавшим японцам.
Вторая фаза сражения.
Ожесточенное сражение возобновилось в 15:30 — 15:40: японцы к этому времени сделали второй поворот «все вдруг» и колонны противников снова двигались параллельно на север, осыпая друг-друга снарядами. Тяжелые повреждения получили «Император Александр III», «Орел» и «Сисой Великий».
«Князь Суворов» к этому времени уже какой-либо боевой ценности не представлял, хотя и держался на плаву. Поскольку японцы перекрыли путь русской колонне, находившийся в ее голове «Бородино», повел эскадру на восток. В 16:17 противники потеряли друг-друга из виду и сражение вновь приостановилось. В 17:30 миноносец «Буйный» снял с горящего «Князя Суворова» раненного командующего эскадрой вице-адмирала Рожественского и 19 человек из его штаба.
Окончание дневного боя.
Сражение возобновилось около 17:40 и пошло по тому же сценарию, с той лишь разницей, что состав Второй Тихоокеанской эскадры заметно поредел. Главный удар японцев на этот раз пришелся по броненосцам «Орел» и «Бородино», но поначалу пострадал сильнее всех и так уже едва державшийся на плаву «Император Александр III»: он, заметно отстав от главных сил, попал под огонь кораблей 2-го боевого отряда японцев. После сильного обстрела пылающий броненосец перевернулся и очень быстро затонул.
Примерно в это же время пожар вспыхнул на «Бородино», а затем от попадания японского снаряда сдетонировал боезапас 152-мм орудия. В 19:15 эскадренный броненосец «Бородино» затонул. В это же время бой фактически закончился из-за захода солнца.
Ночные атаки миноносцев и сдача кораблей адмирала Небогатова.
После заката в атаку вышли японские миноносцы, до этого в бою практически не участвовавшие. Получили тяжелые повреждения и затонули броненосцы «Наварин» и «Сисой Великий», затоплен экипажем «Адмирал Нахимов» остальные корабли рассеялись. Вторая Тихоокеанская эскадра окончательно перестала существовать.
На следующий день большинство уцелевших русских кораблей сдалось в плен. 6 кораблей, в т.ч. крейсер «Аврора» добрались до нейтральных портов, где интернировались. Крейсер «Алмаз» и 2 миноносца дошли до Владивостока.
В целом при описании итогов Цусимского сражения наиболее уместным будет слово «разгром»: мощная русская эскадра прекратила существование, потери превысили 5 000 человек, русско-японская война была окончательно проиграна.
Причин поражения, безусловно, было множество: и долгий путь, пройденный Второй Тихоокеанской эскадрой, и спорные решения адмирала З.П. Рожественского, и недостаточная подготовка русских моряков, и неудачные бронебойные снаряды (около трети попавших в японские корабли снарядов не взорвались).
Для японцев Цусимское сражение стало предметом национальной гордости и вполне обоснованно. Интересно, что два корабля, участвовавшие в том бою, дошли до наших дней: это японский флагман «Микаса» и русский крейсер «Аврора», оба корабля в статусе музеев находятся на вечной стоянке.
warfields.ru