Христианство и язычество: какая разница?
Оглавление- Вероучения надо не придумывать, а знать
- Прошлое: «своя» вера или «свои» законы физики
- Настоящее: счастье возможно
- Будущее: и будет каждому по вере
Вероучения надо не придумывать, а знать
Невозможно сравнивать христианство ВООБЩЕ с язычеством ВООБЩЕ, поскольку, особенно последнее, настолько различно, что совершенно не корректно было бы стричь всех под одну гребёнку. Некоторые древнеегипетские (и не только) языческие культы требовали человеческих жертвоприношений. Древнегреческие боги давали такой пример «нравственности» и «добродетели», что современному телевидению, с его похабными «окнами» до них далеко. Ритуальные оргии западных славян, приносящих кровавые жертвы рукотворным идолам (южные и восточные обожествляли силы природы) ничуть не лучше. Описание битв, которые ведут между собой шаманы (читайте книгу В. Н. Фёдорова «Служители трёх миров») наводят страх, несравнимый с эффектом от самых жутких фильмов ужасов. А повесть Н.С. Лескова «На краю света» открывает такой чистый и светлый мир северного человека, что он является откровением и служит укором православному архиерею.
Язычество духовное детство всех народов (кроме еврейского), это результат естественного богопознания. Древние христианские писатели говорили, что Бог и язычников милует и им открывает Себя в их совести и разуме. Неоспоримый факт, что среди язычников всегда были люди, которые «Искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли» (Деян.17:27). И в этом смысле справедливо, что и в язычестве «совершался положительный религиозный процесс» (С. Булгаков. «Свет невечерний»). Именно поэтому так естественно и органично наши с вами предки и земляки принимали в сердце «доброго Христосика».
Очень хочется быть понятой правильно. Не ссоры ищу я, а понимания. Не осуждению язычества посвящена наша статья. Это всего лишь попытка показать, во что же на самом деле верят христиане, и как наша вера соотносится с языческой.
Видите ли, читая многочисленные антихристианские публикации в местной прессе, я обнаружила, что их авторы не знают, по крайней мере, двух вещей. Во-первых, история религии давно опровергла заблуждение о том, что идея Бога эволюционировала от многобожия к единобожию. Люди, как пишет Г. Честертон («Бог и сравнительное изучение религий») «начали с простой и поразительной идеи Вседержителя и только потом, как бы от усталости, соскользнули к богам или бесам». Это подтверждают и современные аборигены Австралии, являющие монотеизм с явной нравственной окраской (их бога зовут Атахокан), и калифорнийские индейцы, поклоняющиеся «Великому Духу, Который выше всего», и т.д.
Но Апостол предупреждал: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). К языческим относятся отнюдь не только политеистические верования. «Термин «язычество» происходит от церковно-славянского слова «язык», означающего «народ», пишет доктор богословия А.И. Осипов («Путь разума в поисках истины»). В ветхозаветную эпоху евреи называли язычниками все другие народы, вкладывая в это слово негативную оценку и самих народов, и их религиозных верований, обычаев, морали, культуры и проч. Однако в христианстве он уже не включает в себя что-либо, связанное с нацией или расой». Им обозначаются религиозные учения и мировоззрения, не принимающие Библии за источник сверхъестественного Откровения, а также прочие нехристианские мировоззрения.
Во-вторых, авторы антихристианских статей совершенно не знают предмета дискуссии, то есть собственно христианства (православия, в частности). А потому они спорят не с ним, а с тем, что сами думают о христианстве, что им христианством КАЖЕТСЯ. Согласитесь, когда вступаешь в дискуссию, претендующую на статус научной, надо прежде ознакомиться со взглядами оппонентов. Причём желательно не в изложении недобросовестных или несведущих интерпретаторов и критиков, а, что называется, из первых рук. У нас же сначала оппонентам приписывается некая точка зрения, затем несуществующие постулаты весьма успешно (в отсутствии конструктивной дискуссии) опровергаются, а потом на руинах низвергнутых иллюзий (замечу собственных) возводится по видимости стройное здание собственной логики. Впрочем, с формальной логикой (женскую оставим дамским журналам) у многих тоже большие проблемы.
Чтобы не быть голословной и в то же время не перепечатывать чужие тексты полностью (в них что ни предложение, то революционное открытие в теологии, типа «четырёхчастной» христианской картины мира у Л.Н. Жуковой), приведу для иллюстрации лишь один пример. Г. И. Романов в статье «Религиозный мир народов Якутии» пишет: «Тупоумие [православных] переходит в безумие. В таком случае православные христиане буйно размахивают жезлом политического обвинения в национализме или разжигании национальной или религиозной розни и отстаивая на словах истинность своего ложного представления или утверждения, то есть настаивая на субъективном единстве субъективного и объективного. Если единство субъективного и объективного не выходит за пределы субъективного, то оно дает нам ложь, а не истину. Ибо подлинная истина состоит в объективном единстве субъективного и объективного, так как в этом единстве приоритетным и первичным является объективное, которое выступает как основание и суть истины»..
Вообще-то ещё апостол Павел признавал своё безумие: «И Иудеи требуют чудес, и Еллины [язычники И.Д.] ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1:22-23). Да, мы безумны, но очевидно не настолько, чтобы понимать смысл подобных изречений.
В результате разговор приходится начинать с доказательств того, что ты не верблюд. Чтобы не ставить своих оппонентов в подобное положение, я буду ссылаться на них, точно цитируя тексты.
Прошлое: «своя» вера или «свои» законы физики
Можно согласиться с Л.Н. Жуковой («Языческое миропонимание и XXI век»), что каждый народ имеет (имел) свою мировоззренческую мифологическую картину образования Земли и жизни на ней. При этом автор утверждает, что христианство это «мифологическая мировоззренческая концепция о началах мира народа, преимущественно живущего за пределами нашей страны. Чужие лики и имена, чужая природа, животный и растительный мир Чужая картина мира. Наши народы и наша наука, наконец, прозрели и увидели славянскую, якутскую, тунгусскую, юкагирскую картину мира». Интересно было бы получить ссылочку на научные труды, «прозревших» физиков, химиков, биологов, лингвистов.
Действительно, психолингвистика подтверждает, что у каждого народа есть своя языковая картина мира, но не надо путать её с научной. Для древних язычников, искренне считавших, что за пределами их «Ойкумены» кончается земля, естественно было верить в то, что их мир сотворён особенным образом, что у них есть СВОЙ уникальный прапредок, СВОИ боги, что они вышли из Матери-Земли, а остальные неизвестно откуда. Ведь наука о праязыке тогда ещё не подошла к выводу о едином происхождении человека, и археология не знала имён Л. Лики и Ю.А. Мочанова, и генетика ещё не открыла митохондриальную ДНК, обещающую за разностью генов «прозреть» единое в расах и народах, и закон всемирного тяготения ещё не начал «действовать» на всей территории планеты, и теория «большого взрыва» ещё не озарила умы физиков.
Сегодня всё это естественно входит в картину мира образованного человека. Создавать конфликт между знанием и верой опасно, поскольку он разрушает целостное восприятие действительности. Вот Л.Н. Жукова констатирует: «Основные законы, управляющие юкагирским обществом, исходили от Солнечного божества». Неужели Людмила Николаевна сама верит в то, что Солнце спустило юкагирскому народу подобные директивы? Наверное, нет. Она ЗНАЕТ, что нет. Так почему же хочет, чтобы современные юкагиры поверили в это снова?
Г.И. Романов пишет: «В воображении северного человека природа, это личное, живое существо, притом злое, враждебное человеку существо, причиняющее ему страдания, отрицательные ощущения: холод, голод, боль, болезнь, то есть природа в недобром состоянии, в состоянии зложелательства и гнева». Поразительно, но пафос его статьи состоит в том, чтобы вернуть современным эвенам веру, основанную (по его же словам) на страхе и воображении
Да, наше восприятие мира, природы, человека различно, в силу того что в ядре сознания народов отразились различия религиозных культов, но это область чувств и эмоций не надо смешивать. Как к древним верованиям относиться сегодня? Бережно. Надо постигать эту разность, исследовать корни своей и чужой уникальности, изучать, как они воплотились в материальной и духовной культуре и сохранять феномены культуры для себя, своих потомков, для всего мира.
Что касается христианства, то мы здесь не будем опровергать мифы, почерпнутые из школьных учебников советского времени, о конфликте его с наукой, поскольку очевидно, что наука в современном её виде сформировалась именно в лоне христианской культуры.. Тут есть другой тонкий момент. Дело в том, что для нехристиан Христос это так же, как и «свои» боги, всего лишь плод воображения или, в лучшем случае, ординарный пророк. Выбор веры для человека, относящегося к религии как к идеологии, определяют факторы внерелигиозные традиции, политические интересы, личные амбиции и т.д. Христианин же верит в Живого Бога, реального, не воображаемого. И только потому, что это не выдумка, он верит сам и предлагает поверить другим. Противоречит ли вера в Христа научной картине мира? Однозначно нет, поскольку наука изучает тварный мир, в котором иные находят себе богов, вера же обращает сердце к Творцу, не к твари.
О чём же на самом деле говорит Библия? Разве о чужих народах? Нет! Это история не «чужих народов» наша собственная. Это рассказ о том, как Промысл Божий действует в человеческом мире, как влияет на жизнь каждой конкретной личности нашу с вами, как определяет жизнь целых народов, независимо от того, на какой территории они живут, с каким климатом и ландшафтом, какого цвета кожу имеют, на каком языке говорят. Это история взаимоотношений людей и Бога. История, которая однажды привела к тому, что Творец мира воплотился, чтобы спасти каждого из нас от ужаса, обессмысливающего жизнь всех, независимо от расы, национальности и государственных границ от смерти. Это история того, как люди не узнали Бога и Его распяли, как они не узнают Его до сих пор, захлопывают перед Ним дверцы своей души, распинают ложью, злом, грехами. Это история того, как из века в век побеждают на Земле и в сердцах отдельных людей, жаждущих войти в радость Господа, добро и любовь это история святых, доказывающая, что каждый из нас может достичь святости, если только очень-очень-очень захочет. Если только
Настоящее: счастье возможно
Но каждый из нас живёт в настоящем и каждого из нас объединяет одно естественное желание быть счастливым. Только само понятие счастья и пути его достижения мыслятся в разных культурах, сложившихся под влиянием различных религий, по-разному. Ну, например, Г.И. Романов пишет: «Обращение верующих эвенов и других народов Якутии с просьбой к Солнцу, Луне и иным предметам природы имеют двойственный смысл. С одной стороны, это означает, что они признают превосходство предмета, его власть и произвол над собой. С другой стороны, они сознают свою силу, хотят осуществить свою власть над этим предметом, персонифицированным как бог, которого, как было сказано, можно принудить против его воли выполнить цель, план и желание человека. <…> Почитание и поклонение непосредственно связаны с заклинанием, с настоятельной мольбой помочь в каком-либо предприятии, в оленеводстве, охоте, рыболовстве и лечении болезней. Следовательно, их предназначением служит колдовство над суровыми, грозными и враждебными силами природы Севера осуществление того, что думает и хочет северный человек, а именно его комфортного, длительного и счастливого существования».
Видимо, философ прав: «Страх перед непокорными и всесильными силами природы и общества порождает и у северного человека религиозные представления и действия и выступает как причина возникновения религии. Особенный ужас вызывало такое явление и действие природы и общества как смерть». Таким образом, причиной возникновения языческой религии народов Якутии, по Романову, являлись страх перед стихиями природы и особенно смертью, желание жить комфортно и овладение с этой целью техниками заклинаний и колдовства. «Шаманство определяется как боязнь злых духов, заклинание и изгнание их, то есть как непрестанная борьба с враждебными духами и победа над ними».
Действительно, нехристианское сознание и религиозное, и атеистическое единодушно: благо мыслится в плоскости ценностей этого мира. Каковы же они? На этот вопрос даёт ответ Евангелие в том месте, где описываются искушения Христа. А.И. Осипов, ссылаясь на Авву Дорофея, комментирует: «Три С славолюбие, сребролюбие и сластолюбие (стремление к чувственным удовольствиям) лежат в основе религиозных исканий человека, порабощённого этим страстям». Поэтому целью язычества (в том числе современных неоязыческих практик типа фэн-шуй, «Аватар» и т.д.) является магическое подчинение сверхъестественных сил для удовлетворения жизненных запросов (впрочем, сильно изменившихся).
Конечно, почти все вероучения в той или иной форме проповедуют аскезу, но цели воздержания при этом весьма отличны. Андрей Кривошапкин-Айынга («О белой религии народа саха тэнгрианстве») учит: «Только отказавшийся сознательно от удовлетворения своих животных инстинктов, наследия Нижнего Мира, человек может достичь высоких уровней сверхсознания. Только самоограничение и жизнь ради своего народа даёт возможность ему это сделать. Человек, сознательно стремящийся к симбиозу с окружающей средой и развивающий свои подсознательные способности, может сам развивать свое физическое и духовное совершенство с достижением высших уровней человеческого разума». Что ж, идея сверхчеловека не нова. Наверное, приятно ощущать себя достигшим «высших уровней человеческого разума». Только вот как-то неуютно начинаешь себя чувствовать рядом с такими «сверхчеловеками», особенно, когда на страницах городской газеты г‑н Уххан начинает разбирать у кого ум генетически приобретённый, а у кого «он ни как не поймёт». Или когда г‑н Айынга заявляет: «Химерный суперэтнос, проповедующий мнимые ценности жизни, разрушает природу, рубит сук, на котором сидит… Наивные мысли раба христианина о том, что стоит только покаяться и добрый боженька всё простит и поможет, в действительности не исполнятся». Что тут скажешь? Ну, во-первых, исполняются, а, во-вторых, не только у христиан.
Если бы то или иное верование рождалось лишь в результате «творчества масс» и «не работало», то никакая религия не могла бы существовать, так как люди бы неизбежно разочаровывались. Смею утверждать, что язычество народов Якутии не было только плодом воображения. Очевидно, что в нём, как и во всех религиях, отразилась некая истина о духовном мире, открывающаяся человеку в его интуиции (св. Иустин Философ писал: «У всех есть семена Истины»). Ведь и с точки зрения христиан, духи существуют. И христиане верят, что духовный мир это мир напряжённой борьбы духов злобы поднебесной и духов добра и Света. Вот с ними-то этими духами и устанавливали своё взаимодействие древние народы, пытаясь подчинить их своим жизненным потребностям или хотя бы защититься от действия злой силы. И факт, что это удавалось, как удаётся сегодня экстрасенсам, шаманам, оккультистам и тем, кто пытается погадать «в Крещенский вечерок».
Христиане верят в это. Но они верят и в другое. В то, что есть Единый Творец мира и всех народов, Создатель законов физических и духовных, которые, конечно же, универсальны. Причём, Всемогущий Бог этот не только не злой, не кровожадный, не страшный, Он сама Любовь. Впрочем, целью Его не является создание здесь, на земле для человека комфортных и безмятежных условий жизни. Так случилось, что первый человек, наш общий праотец, пал, нарушив запрет Господа, то есть согрешил. С этого момента грех вошёл в саму природу человека, а через него в окружающий мир. Поэтому любые попытки построить на земле «Царствие Небесное» некий идеальный мир, в котором всем будет удобно, счастливо, безболезненно и весело неосуществимы. Это утопия, поскольку страсти, которые есть в каждом из нас, независимо от рас и национальностей, государств и культур, терзают и будут терзать человека, отравляя жизнь его и близких. Рабство страстям привело к тому, что гедонизм стал религией общества потребления. Настоящий язычник никогда не шёл против природы. «Цивилизованный» неоязычник приносит в жертву своим идолам комфорту, неуёмному желанию наслаждаться природу, культуру, нравственность, честь, достоинство, любовь, то есть всё, что бесполезно с утилитарной точки зрения.
Между тем абсолютное счастье для человека достижимо, причём вовсе не после смерти, в Раю. Царствие Небесное прорастает внутри нас уже здесь и сейчас, в этом мире, на этой земле. Путь к нему лежит через очищение сердца, борьбу с грехами и страстями, через стяжание любви, такой, о которой до Христа человечество не знало. И «одна из христианских заповедей призывает нас молиться за тех, кто творит нам напасти» вовсе не потому, что «это-де смягчит их сердца», как полагает Л.Н. Жукова, а потому что это ТАКАЯ любовь, которая вмещает в себя всех без исключения, без ожидания благодарности, без стремления получить любовный ответ, без жажды аплодисментов. Эта любовь подразумевает готовность к личной жертве (не в огонь водку плеснуть, не ленточку повязать на дерево, не яйцо на Пасху раскрасить, не овечку зарезать, не чужую кровь пролить свою). Потому она и называется ЛЮБОВЬЮ, что СОВСЕМ без корысти.
Христианин не пытается изменить весь мир, он стремится менять СЕБЯ, через покаяние, открывая в себе Бога. И тогда, когда меняется человек такое чудо начинает меняться его жизнь, люди вокруг, сама природа. Известно, что на Соловках рос виноград, а дикие звери защищали святых людей. Святость человеческая это не миф, это реальность. Достаточно почитать жития святых, которые Господь пишет и сегодня, являя нам всё новых людей, уподобившихся Ему в этом главном призвании человека в любви.
Кто-то скажет: «Но христиане так не живут!» А я отвечу: живут и именно так стремлением к совершенству. И именно этим усилием держится мир. А кто не живёт ТАК тот не христианин. В христианстве нет магии. И даже таинства не делают человека христианином автоматически. Если ты в Христа крестился, но в Христа не облёкся и не пытаешься, то можешь ставить сотни свечей, исполнять все обряды и предписания церковные, даже прибегать к исповеди и причастию, всё тщетно. Только реальный труд, соработничество с Богом соединяют нас с Ним по-настоящему. Другое дело, что не у всех хорошо получается. Но разве мы судим об искусстве по дилетантам, или о науке по двоечникам? У каждого свои духовные способности, главное реализовать их в полной мере.
Поэтому и временные обстоятельства жизни для христианина не столь уж важны, поэтому он порой добровольно идёт на лишения и ограничения, чтобы желания плоти не поработили его дух, устремлённый к Богу. Поэтому ему и самые страшные муки легки, ведь вместе с ним всегда и везде любящий, милующий, прощающий, спасающий Бог.
Будущее: и будет каждому по вере
Что касается будущего здесь на земле, то, как я уже говорила, христиане слишком глубоко постигли природу человека, чтобы верить в утопические идеи типа коммунистической или неоязыческой о построении земного рая в отдельно взятой стране или регионе. Они верят, что конец мира будет (когда неизвестно и не суть важно), главное, что каждому придётся отвечать за свою жизнь перед Богом. Рай и ад это не место (как верхний и нижний мир) это состояние. Время кончится, и каждый из нас останется с тем, что искал. Жаждущие Бога и Правды Его обретут блаженство. Искавшие земных благ, останутся в вечном поиске недостижимого. Бог никого не тащит к Себе насильно. Тот, кто не хотел знать Его здесь, не узнает и там.
Андрей Кураев заметил: «В истории остаются духовные прорывы, когда та или иная культура обретает более высокий уровень духовных ценностей; и остаются в памяти катастрофы, когда народ меняет основную тему своей жизни и начинает примерять к себе другие и более низкие стандарты». Это наша с вами история. Но надо помнить, что, делая свой выбор сегодня, мы определяем не только свою личную судьбу.
Сравнение православной веры и славянского язычества
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Солод А.И. 1
1МБОУ СОШ№1 им И. Ф. Вараввы
Штомпель Г.Г. 1
1МБОУ СОШ№1 им И.Ф. Вараввы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Диплом школьникаСвидетельство руководителя
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение.
В 2019 году исполнился юбилей 1030 лет со дня крещения Руси, что побудило во мне интерес к данной теме, а затем возник вопрос, а остались ли приверженцы славянского язычества после стольких лет гонения с начало православной церкви на них (с 989 по 1918), а потом и советской власти (с 1918 по 1991).Также мне стало интересно, насколько кардинально отличаются друг от друга эти две религии.
Цель — рассмотреть историю двух религий, найти их сходства и различия.
Актуальность данного проекта заключается в том, что на сегодняшний день все чаще можно встретить людей придерживающихся славянского язычества, что вызывает у некоторых непонимание или даже отвращения к ним.
Основные задачи исследования:
1. собрать теоретический и документальный материал;
2. провести анализ полученных материалов и обобщить данные;
Предмет исследования – история православного христианства и славянского язычества.
Методологической основой данной работы является объективность, использование конкретно-исторического метода.
Гипотеза: я надеюсь, что моя работа позволит мне подробнее изучить история православного христианства и славянского язычества.
Методы исследования:
изучение материалов, собранных с интернет ресурсов;
сопоставление полученных фактов;
анализ и обобщение собранной информации.
Для написания своей работы я использовал документальную, монографическую, научно-популярную литературу.
Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что данная работа несет в себе ранее не известную информацию о история православного христианства и славянского язычества.
Настоящая работа может быть использована лицами, занимающимися изучением истории православия и страны.
Верование древних славян.
Основная часть информации про религию славян сохранена в устном виде и передаётся от поколения к поколению. Есть и немногочисленные письменные источники, к примеру, «Велесова книга» (см. приложение I рис.1).
Согласно представлениям наших предков, существует особая сверхчеловеческая сила, животворящая энергия, которая присутствует во всём и везде. Славяне пользовались целой системой понятий для обозначения этой сверхъестественной силы.
На самой высокой ступени иерархии располагались божества. Само слово «Бог» — подразумевало собой того, кто даёт долю, блага, богатство. При этом языческие боги, по аналогии с античными, могли быть небесными, подземными и земными.
Кроме того, наши предки верили, что душа человека является вечной и бессмертной. В процессе погребения придерживались особых тонкостей, ритуалов с целью обеспечения душе вечного покоя. Считалось, что если всё сделать правильно – дух уйдёт в мир Нави, откуда будет оказывать помощь потомкам.
Существовало несколько вариантов захоронения, одним из них была кремация. Также особенного внимания в язычестве уделяли водной стихии. Верили, что вода – это связующее звено живого и потустороннего миров.
Были особенные обрядовые действа, сопровождающие умершего при переходе в иное измерение. Но важно было придерживаться ритуалов и после похорон. Например, тризны – представлявшей собой совокупность состязаний и пиршеств. Тризна выполнялась, чтобы активизировать поток жизненной силы, дабы жизнь по итогу одержала победу над смертью.
Обряд погребения относился к ритуалам перехода. К этой же категории причисляли свадьбу и появление на свет малыша. Ещё наши пращуры прибегали к календарной обрядности: были определённые праздники такого плана вроде Святок и Масленицы. При ритуальных действиях полагалось совершать жертвоприношения для задабривания божеств. Обычно жертвы представляли собой пищу и прочие дары.
Нередко жертвенные яства поедали прямо на пиршестве. Народный фольклор хранит разные сведения про жертвенные пиры. У славян считалось, что на такие праздники в виде гостей, но в тоже время и хозяев, спускаются сами Боги.
Славянские верования, в отличие от христианских, не запрещали получать информацию о будущем. Поэтому были популярными разные виды гаданий. А так как вода у славян – это мистическая субстанция, то очень многие предсказания задействовали её.
Семья представляла собой первичную ячейку религиозной жизни. Из совокупности семей создавались роды. Глава семьи нёс ответственность за выполнение сакральных обрядов. В славянстве была категория ведающих людей (иначе волхвов), которые владели тайными знаниями, могли помочь в трудных ситуациях.
Кроме того, восточные славяне верили в сверхъестественных существ – духов природы. Каждый дух соотносился с определённой стихией – например, леший – являлся духом леса, водяной – духом воды, полудница – духом поля, домовой – домашнего очага и так далее. [1]
Теперь обратимся немного к языческой мифологии. Высшими мужскими божествами для восточных славян выступали: Перун, Сварог и Сварожичи, Дажьбог, Велес (Волос), Хорса, Стрибог, Ярило (см. приложение I рис.2). Рассмотрим подробнее, за что отвечал каждый из богов.
Перун – является богом грозы, молнии с громом. В язычестве существовал культ бога-Громовержца, в его честь создавались капища, возводились храмы и идолы. С некоторыми из них мы можем ознакомиться и в наши дни – находятся они на территории России и Украины.
Сварог. У восточных славян Сварог выступает духом земного огня. По своим характеристикам он очень напоминает древнегреческого бога Гефеста. Сварог в одно и то же время покровительствует небесному огню и подаёт людям культурные блага. А устав, Сварог передал свои функции потомкам – Даждьбогу и Сварожичам.
Дажбог. Это божество летнего солнышка, по преданиям, живущее на востоке. Ежедневно Даждьбог едет по небесам в своей золотой колеснице. Его прототип в древнегреческой мифологии – бог Аполлон. Само имя божества отражает его характеристики – (с древнерусского «дай» — «дажь»). То есть, это бог, который даёт различные блага людям.
Хорс – является божеством солнечного диска, приближённым к Дажбогу. Его имя пишется в различных вариантах: Хърсъ, Хорса, Хорс. Наши пращуры поклонялись Хорсу, как могущественному подателю солнечного света, теплоты, обеспечивающему высокую урожайность земли, посылающему разные блага. Он ассоциировался с самой жизнью.
Стрибог. Одно из важнейших божеств в славянском пантеоне. Стрибог представлял собой отца других богов, деда ветров. По некоторым сведениям, Стрибог мог контролировать звёзды.
Ярило (Ярила) – бог, ответственный за весеннее плодородие. В его имени кроется корень яр-, вызывающий ассоциации с весенним плодородием, яровыми культурами, весной, хлебом, бычками-яровиками, яркой.
Симаргл (именуемый иначе Семарглом) – божество, чьи функции в славянстве окончательно не ясны. Предположительно, что Семаргл был вестником богов, а также богом растительности.
В «Повести временных лет» рассказывается об идолах, стоящих на капище князя Владимира – среди них находился Семарглов кумир. Но сведений о нём весьма мало. Единственное, что известно – что Симаргла ассоциировали с семенами, ростками, корнями растений, молодыми побегами.
Кроме того, его считали символом «вооружённой доброты». Отводили ему роль посредника между главным небесным и земным богом. Считается, что Семаргл обладает иранским происхождением, но оказался в восточнославянской мифологии.
Велес (либо Волос). Летописные источники характеризуют его как «скотьего бога», покровительствующего скотоводству, плодородию и материальным благам. А одна словацкая песня описывает Велеса как «Пастуха».
Помимо того, Волос тесно связан с культом умерших. Об этом свидетельствуют некоторые балтийские параллели (welis — покойник, welci – души мёртвых). А если изучить мифологию балтийских народностей, то станет очевидно, что у них Велес (либо иначе Виелона) почитался, как пастух душ усопших. Бога Велеса всегда противопоставляли Перуну. На знаменитом Киевском капище нет ни одного кумира Велеса, зато его статуя раньше была на Подоле. Подол – это торговая область города, что свидетельствует о том, что Велес также покровительствовал и торговцам. С течением времени богу скотины, плодородия и торговли добавили ещё и функций земледельца.
Основные женские богини у славян – это Лада, Леля и Мокоша. Лада и Леля – отвечали за плодородие, любовь. Также Ладу чтили, как покровительницу брачных союзов, к ней обращались за помощью, чтобы в семье и жизни человека воцарился полный порядок, «лад», гармония. Леле, сравнительно Лады, досталась более скромная роль в славянской культуре. Она была известна как богиня свежей зелени, юных, только зарождающихся чувств. Мокошь – выступает ещё одним женским божеством. Её имя встречается в разных вариантах названий – Мокоши, Макоши, Мокуши, Макуши. Примечательно, что Мокоша являлась единственной богиней, чей кумир был установлен там же, где стояли идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла. При этом Мокошу чтили не только восточные, но и западные, и южные славяне-язычники. Про это можно судить по словенской сказке про колдунью Мокошку. Интересно, что богиня Мокошь ассоциировалась с дождями, грозами, разной непогодью, а также искусством прядения и ткачества. Считалось, что она покровительствует женскому рукоделию. [2]
Православие.
Само христианство возникло в I веке. Оно зародилось в Палестине, откуда пошло несколько верований, и своим происхождением обязано более древнему иудаизму с его монотеистичным Богом и Ветхим Заветом. Возникновение христианства связано с зарождением веры в то, что пришлый Иисус Христос (см. приложение II рис.1) — тот самый Сын Божий, которого так ждали верующие. Иудаизм не признает его таковым, что отличает обе религии. Суть всего православного вероучения, его исток — в вере в Господа, который является носителем высшей мудрости. Главной целью любого верующего должно быть стремление заслужить вечную жизнь в раю после смерти. Для этого ему необходимо при жизни следовать заповедям Господа, исповедовать Его учение.
Основные пункты мировоззрения заключаются в следующем:
— Милосердие: оказание помощи нуждающемуся в ней, облегчение страданий несчастного. Милосердный человек совершает угодное Господу дело.
— рощение: не менее важная сторона жизнь. Речь идет не о забвении обиды, а о предоставлении Богу права самому наказывать обидчиков. Без прощения всех, кто обижал христианина, тот не сможет попасть после смерти в рай.
— Стойкость: человек исполнен веры и надежды на помощь Бога, доводит до конца любое дело и не унывает. Это необходимо для распространения добра и веры.
— Бодрствование: речь идет об открытости для добрых дел и служения Господу. Душа и совесть человека не должны спать, когда кому-то требуется помощь. Является важным ресурсом для верующего.
— Церковь: является «проводником» учения от Бога к человеку. Она играет важную роль в жизни верующего: сюда приходят на исповедь и причащение, Церковь помогает запутавшимся и учит тех, кто хочет узнать, что значит быть православным человеком.
— Исповедь: чистосердечный рассказ о своих грехах, раскаяние в них и получение прощения. Является одним из таинств, обязательных к исполнению. Если человек не успеет исповедаться, он не сможет попасть в Рай.
— Воскресенье: день, когда верующий должен отринуть житейские заботы и подумать о душе и Господе. В это время принято посещать храм и молиться. [4]
Само учение основывается на Священном Писании (Библии) и Священном Предании, в которое входят постановления Вселенских Соборов. Главным догматическим документом, который используется в обиходе, является Никео-Цареградский Символ веры. Это формула вероисповедания, которая представляет собой наиболее полное раскрытие учения о Троице и ряда важнейших вопросов.
Православие основывается на нескольких догмах:
Только истинно верующие будут спасены.
Для прощения грехов необходимо креститься.
Бог представлен в трех лицах — Отец, Сын, Святой Дух. Они равны между собой, поклоняться необходимо всем трем в равной степени.
Бог принимает образ и подобие человека.
Иисус единороден Богу. Он жил всегда, но пришел на Землю через рождение от Девы Марии.
Святой Дух равен Богу. Он исходит от Бога и связывает его с Христом.
Иисус является Главой верной православной Церкви.
Воскресение Иисуса истинно. Люди должны быть благодарны ему за принесенную жертву и ожидать второго пришествия Христа.[5]
Само название «православие» буквально переводится с греческого как «правильное прославление» или «правильное мнение». В богословской литературе термин обозначает учение, одобренное кафолической церковью, его противоположностью является «гетеродоксия» или «инославие», то есть взгляды еретиков или те, что отвергала Церковь.
Само слово «православие» упоминается уже во II веке в текстах апологетов (преемников апостолов), например, у Климента Александрийского (рис. 4). В качестве термина оно закрепилось в III веке у историка и епископа Евсевия Кесарийского, впервые официально записано в середине V века в актах IV Вселенского Собора. Начиная с VI столетия православие начало обозначать религиозные взгляды, которые точно соответствуют учению Церкви и Евангелию.
На Руси термин встречается в нескольких ранних письменных источниках:
В повести Временных лет в составе Лаврентьевской летописи (1377 год).
В раннем списке (копии) «Слова о законе и благодати» (начало XI века) митрополита Илариона. Копия была сделана во второй половине XV столетия.[6]
До 1054 года все христианство было единым, разделения на православие и католицизм не существовало. Само учение восходит к апостольским временам или к I веку. Оно сфомировалось на основании Вселенских Соборов — собраний епископата, на котором решались важные вопросы.
Для православия значение имели следующие Соборы:
325 год — Первый (Никейский). Был составлен Никейский Символ веры (признаны единосущными все 3 ипостаси — Бог Отец, Сын и Святой Дух), осуждены верования, которые отрицали его.
381 — Второй. Утверждено равенство всех трех ипостасей, оформлена окончательная редакция Никейского Символа.
431 — Третий (Ефесский). Дева Мария начала именоваться Богородицей, осуждены ереси Пелагия и Нестория.
451 — Четвертый (Халкидонский). Принят догмат о том, что Христос — истинный Бог и человек, подобный людям, но без греха. Осуждены некоторые ереси.
553 — Пятый. Осуждены ряд учений и их учителей, а также некоторые ученые, в том числе последователи Александрийской богословской школы (Платон, Ориген и другие).
680 — Шестой. Осуждены ереси. Из-за усиления упадка дисциплины и благочестия одновременно был созван еще один собор, который принял 102 канона для Церкви на Востоке. Оба Собора заседали в одном месте (дворцовой зале со сводами — трулле), из-за чего их объединили в один Трулльский Собор. Середина VIII — не нумерован. Созван ради «Точного изложения Православной веры» — первой систематизации учения, которую составил Иоанн Дамаскин.
787 — Седьмой. Иконопочитание вновь возвращено. Принято, что поклоняющиеся иконе поклоняются личности, которая изображена на ней. Это поклонение переходит к написанному святому.
Март 843 — Торжество православия. Церковные торжества, состоявшиеся после Константинопольского Собора, на котором было восстановлено почитание икон. На сборе еретики преданы анафеме.
879 — Восьмой (Поместный). На патриарший престол вновь возвращен патриарх Фотий I, осуждены любые изменения в Символе веры.
В 1054 году произошел окончательный раскол христианства на католичество и православие. Сегодня православные священники не признают никаких Соборов, созванных после раскола, даже если там присутствовали православные патриархи.
Сегодня самой крупной автокефальной православной церковью является РПЦ (Русская православная церковь) или Московский патриархат. Это российский центр, который является носителем философии и традиций религии. Важно отметить, что православие терпимо относится к прочим религиям, однако считает их еретическими, а их последователей — недостойными Царствия Божьего. Однако католики и протестанты возможно не будут лишены благословения Господа, так как тоже верят в него, хоть и немного другим образом.
Стоит отметить отличия от старообрядчества. В XVII веке в России произошел раскол Церкви после проведения патриархом Никоном реформ. Не принявшие нововведения люди стали именоваться старообрядцами. Они отказались проводить службы по новому обряду и не были признаны православной церковью. Позднее старообрядцы сильно отдалились от официальной веры в богослужебном пении, иконописи, поклонах, быте и культуре, а также разделились на несколько более мелких ветвей. Московский патриархат старообрядчество не признает.
Религия православие сегодня является третьей по величине ветвью христианства — одной из главных мировых религий. Оно распространено в странах Восточной Европы, в том числе в России, где проживает около 40% всех православных. Во многих странах, где религия не является основной или официальной, созданы крупные общины и епархии.[7]
Сравнение верований.
При поверхностном рассмотрении и отсутствии углублённых знаний, можно сказать, что они кардинально разные. Но при близком рассмотрении можно заметить некоторые сходства. К примеру, в славянском язычестве у всего был свой бог или мистическое существо (покровитель), которое подчиняется главе пантеона, есть тот, кто его предал. Ничего не напоминает? На первый взгляд это может показаться абсурдом, но если допустить что это так и начать сравнивать, к примеру, ритуалы или область покровительства то мы увидим множество сходств.
Ритуалы: зайдя в любой современный храм или церковь мы увидим изображения святых (идолы), у которых зажигаем свечу и произносим молитву (своего рода жертвоприношение, для исполнения нашего прошения).
Православные святые и схожие с ними славянские боги.(см. приложение I рис.1)
Специальные обряды погребения.
Схожесть опасения создания мира.
Схожесть в иерархии божеств.
Схожесть некоторых догм и правил.
Существуют и другие сходства, но они не значительны. Нельзя отрицать и различия, коих тоже не мало, но все-таки даже при неполном углублении в данный вопрос видны сходства данных верований. Поэтому ошибочно было бы считать что это кардинально разные религии.[8]
Роль в современной России
В наши дни (особенно в последние годы) – наблюдается резкий интерес к славянской культуре и язычеству. Создано множество родноверческих организаций в отечественных странах, а также государствах СНГ.
Родноверие – это раньше и была вера русских народов, испокон веков исповедуемая нашими предками. Она представляет собой природную духовность, присущую славянам изначально.
Если бы люди росли в уединении, не получая информации о различных учениях – они были бы язычниками. Верили бы, что всё в природе является живым, тесно связано друг с другом и зависит от движений души.
Благодаря тесному общению с природой современные родноверы учатся восстанавливать свои кровные связи с ней, с любыми живыми существами. Воспринимают природные силы, как своих покровителей.
Конечно, никто не может заставить человека обратиться в язычники силой, и подобное будет в корне неправильным. Нужно прийти к этому внутреннее, почувствовать, что вы готовы открыть для себя знания предков, впустить их в своё сердце и душу.
Родноверие – является больше чем просто религией, выступая мировоззрением человека в целом, смыслом его жизни. А смысл жизни родновера – жить по принципам чести и совести, гармоничное взаимодействие с природными стихиями и постоянное духовное совершенствование.[9]
В то время как православие имеет колоссально большое влияние в России и является не только официальной религией, но и имеет крупнейшую паству в РФ. Также из-за своего международного статуса, правительство активно спонсирует ее и выделяет ей льготы. Также она старательно пытается расширить свое влияние на мировой арене, и закрепиться как лидер православного мира, в чем ей также помогает правительство. [3]
Заключение.
В заключении хочу сказать, что данные верования имеют множества сходств хоть и исторически противостояли друг другу, но на данный момент славянское язычество не может противопоставить ничего православию
При этом хочется обратить внимание на то, что христианство — это религия мира и она всегда старается избежать конфликта и борьбы. Именно поэтому священники предпочитают сублимировать традиции и наделить их христианским смыслом, нежели выдирать их из человеческих жизней, тем самым прививая отвращение к православию. Оно никогда не боролось с культурой или традицией, но стремилось показать людям истинность всего.
Нет ничего плохого в поддержании старых традиций. Так, японцы снимают обувь перед храмом, сербы — приносят в рождественский камин дубовое полено из леса, а русские сжигают чучело из соломы весной.
Данную работу можно использовать в образовательных учреждениях, а также в СМИ и для продолжения исследования.
Список использованных источников и литературы
Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009.
Волошина Т. А., Астапов С. Н. Языческая мифология славян. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 444 с.
Смирнов, П. А. Двоеверие как философская проблема. На примере отечественной культуры — М., 2002
Фроянов И. Начало христианства на Руси. — Ижевск: Удмуртский университет, 2003.
Аверинцев С. С. Православие // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; М.: Мысль, 2010.
Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. — М.: Общество любителей церковной истории, 2002.
Никольский Н. М. История русской церкви. — 3-е изд. — М.: Политиздат, 1985.
Православие и язычество: отношение и мнение, главные отличия от православной церкви. http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-i-yazychestv.html
Каковы главные отличия христианства от язычества https://znanija.com/
Приложение
Приложение I
Рис. 1 Велесова книга
Рис.2 Славянский пантеон
Приложение II
Рис.1 Иисус Христос
Рис.2 Климент Александрийский
Приложение III
Рис. 1 Общее между славянскими богами и православными святыми
Покровитель |
Славянские боги |
Православные святые |
Война и все что с ней связано |
Перун |
АРХАНГЕЛ МИХАИЛВЕЛИКОМУЧЕНИК ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ |
Мастеров, строитилей |
Сварог |
Святитель Евфимий Святые преподобные зодчие Печерские |
Скотоводство, земледелие |
Велес |
Агафия, Святитель Тихон, епископ Амафунтский |
Любовь и брак |
Лада |
Адриан и Наталья |
Просмотров работы: 123
Славянская религия | Британника
- Похожие темы:
- вампир дзяды Тиарноглофи Цернебох болото
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Славянская религия , верования и обычаи древних славянских народов Восточной Европы. Славян обычно подразделяют на восточных славян (русские, украинцы и белорусы), западных славян (поляки, чехи, словаки и лужицки [сербы]) и южных славян (боснийцы, сербы, хорваты, словенцы, македонцы и булгары).
В древности славяне были едва ли не крупнейшей ветвью индоевропейской семьи народов. Очень поздняя дата, когда они появились в свете письменной истории (даже их имя не появляется до 6 века н.э.) и скудость реликвий их культуры делают серьезное изучение славян сложной задачей. Все источники информации об их религиозных верованиях поздние и написаны христианами.
Славянское мировоззрение
Социально славяне были организованы как экзогамные кланы (основанные на браках вне кровного родства) или, точнее, как сибы (группы родословных с общим происхождением), поскольку брак не отменял членства в клане рождения — тип организации уникальный среди индоевропейских народов. Избранный вождь не имел исполнительных полномочий. Мир был сотворен, по славянскому представлению, раз и навсегда, и никакой новый закон не должен изменять образ жизни, переданный их предками. Поскольку социальная группа не была однородной, законность и исполнительная власть приписывались только решениям, принятым единогласно на собрании, и обсуждение в каждом случае касалось только вопроса соответствия традиции. Древнеславянская цивилизация была одной из самых консервативных из известных на земле.
Согласно первобытному славянскому поверью, лесной дух, леший, регулирует и назначает охотникам добычу. Его функция распределения пищи может быть связана с архаичным божеством. Хотя в ранние времена леший был защитником диких животных, в более поздние века он стал защитником стад и стад. В начале 20-го века в России, если корова или пастух не возвращались с пастбища, духу предлагали отруби и яйца, чтобы получить благополучное возвращение.
Столь же древней является вера в древесного духа, который проникает в здания через стволы деревьев, используемых при их строительстве. Таким образом, каждая структура населена своим особым духом: домовой в доме, овинник в сушильне, гуменик в амбаре и т. д. Вера в то, что в столбах и балках домов обитают либо вредные, либо полезные духи, все еще жива в исторических регионах Боснии и Словении и в районе Познани на западе центральной Польши. Старые деревья с заборами вокруг них являются объектами почитания в Сербии и России и у славян на реке Эльба. В России 19 века в сушильне забивали курицу в жертву овинник . Этот растительный дух присутствует и в снопе зерна, хранящемся в «святом углу» жилища под иконой и почитаемом вместе с ним, а также в некультурных видах растений, хранящихся в доме для умилостивления или защиты, например ветках. березы и пучки чертополоха. Такая практика свидетельствует о доаграрном происхождении этих верований. Аналогами лешего являются полевой дух ( полевой ), и, возможно, водяной дух ( водяной ). Сродни домовой духи подсобных построек усадьбы.
Мифология
Космогония
Известный всем славянам миф повествует о том, как Бог велел принести горсть песка со дна моря и сотворил из него сушу. Обычно песок приносит Дьявол; только в одном случае, в Словении, это был сам Бог. Этот миф о ныряльщиках распространен практически по всей Евразии, а также встречается в древней Индии.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Немецкий миссионер XII века Гельмольд Босавский записал в Chronica Slavorum ( Хроника славян ) свое удивление, встретив у славян на Балтике веру в единого небесного Бога, который игнорировал дела этого мира, делегировав управление им определенным духам, порожденным им. Это единственный случай, когда источники ссылаются на иерархию божеств, но его центр пуст. Божество, упомянутое Гельмольдом, — это число 9.0025 деус отиосус; т. е. бездействующий бог, уникальный в мифологии индоевропейских народов. Однако такое божество встречается также у поволжских финнов, угров и уральцев.
Основные божественные существа
Общим для этой евразийской области является другое божество, названное Гельмольдом и в саге Knytlinga (датская легенда, повествующая о завоевании Арконы усилиями короля Дании Вальдемара I против славян-язычников и пиратов) Зернебох (или Чернобог ), Черный Бог и Тиарноглофи, Черная Голова (Разум или Мозг). Черный Бог выживает в многочисленных славянских проклятиях и в Белом Боге, помощи которого ищут для получения защиты или милости в Болгарии, Сербии и Поморье. Этот религиозный дуализм белых и черных богов присущ практически всем народам Евразии.
Русская «Повесть временных лет » ( «Повесть временных лет »; «Повесть временных лет») — рассказ XII в. о событиях и жизни Киевского государства — перечисляет семь русских языческих божеств: Перуна, Волоса, Хорса, Даждьбога, Стрибог, Симаргл и Макошь. В русском словаре к византийскому писателю VI века Иоанну Малале « Chronographia » упоминается бог по имени Сварог. Из всех этих фигур только две, Перун и Сварог, вообще вероятно, были общими для всех славян. По-польски, пиорун, молния, происходит от имени Перуна, а не наоборот. В Великопольском воеводстве зафиксировано выражение do pierona , означающее «иди к дьяволу». В выражении pieron / piorun уже не молния, а существо, которое ее запускает. Неопределенные или косвенные следы Перуна встречаются также среди Карпат, в Словении и Сербии. Молниеносный Перун не может считаться верховным богом славян, а скорее духом, которому было дано управление молнией.
В Эстонии пророк Илия считается преемником Укко, древнего духа молнии. Точно так же пророк Илия заменяет Элву в Грузии и Зевса в Греции. Поэтому вероятно, что и среди славян Илия считается преемником Перуна. Согласно популярной сербской традиции, Бог дал молнию Илии, когда он решил отойти от управления миром. Сербская история согласуется с описанием Гельмольда распределения должностей бездействующим Богом. Илия — суровый и сварливый святой. Редко когда его праздник проходит без несчастья. Его обвиняют в пожарах, даже в самовозгорании.
Аналогичный комплекс можно увидеть, если славянского Перуна отождествить с Перкунасом, молниеносным божеством литовцев. В Латвии существа с черным мехом или оперением приносились в жертву Перконсу, как в Древней Индии они приносились в жертву богу огня Агни. Таким образом, такие божества являются общими божествами огня, а не конкретно небесными и тем более не должны рассматриваться как высшие. Попытки ученых поставить Перуна в центр славянской религии и создать вокруг него пантеон божеств греко-римского типа не могут дать заметных результатов. Русские источники трактуют Сварога, присутствующего как Zuarasici среди Liutici Rethra (древняя местность в восточной Германии), как бога сушильного огня. Но черниговские украинцы, разжигая сушильный огонь, призывают Перуна, а не Сварога, как будто Сварога (очевидно, с свар, «тяжба» или «спор», возможно, имея в виду трение между деревяшками, используемыми для получения воспламенения) были наименованием Перуна.
Об отношениях между древней славянской религией и ведической религией Индии – Растко Костич
«И, прежде всего, не забудем Индию, колыбель человечества или, по крайней мере, его части той, к которой принадлежим мы, где сначала магометане, а затем и христиане самым жестоким образом разъярились против приверженцев первоначальной веры человечества. Разрушение или обезображивание древних храмов и идолов, прискорбное, озорное и варварское деяние, до сих пор свидетельствует о монотеистической ярости мусульман, продолжавшейся от Мармуда, Газневида проклятой памяти, до Аурангзеба, братоубийцы, которого Португальские христиане ревностно подражали разрушению храмов и ауто-де-фе инквизиции в Гоа». – Артур Шопенгауэр в Парерга и Паралипомена
«В средние века, на протяжении более четырех столетий, франки, саксы, германцы и датчане вели войны против полабских славян. Не раз во имя христианства религиозные фанатики разрушали и уникальные славянские храмы, важные для европейской культуры. Нередко они даже хвастались этим. В Полабско-Славянском ареале насчитывается более семисот зарегистрированных славянских крепостей. Как правило, в таких крепостях также находились священные святыни или располагались в их окрестностях, поэтому можно предположить, что было уничтожено и не менее равное количество культовых сооружений». — Вернер Мешканк в Падение Арконы или закат славянского язычества
Из всех индоевропейских народов славяне сегодня населяют самую большую территорию на евроазиатском континенте. Также славяне являются самой многочисленной этноязыковой группой на европейском континенте. Сегодня их около 300 миллионов. Славянские народы традиционно делятся на восточных славян (русские, белорусы, украинцы), западных славян (поляки, чехи, словаки, лужицкие сербы, кашубы) и южных славян (сербы, хорваты, словенцы, македонцы, болгары). В нынешнем религиозном делении славяне делятся на: православных (русские, украинцы, белорусы, сербы, македонцы и болгары), католиков (поляки, чехи, словаки, хорваты и словенцы) и мусульман (босняки). Несмотря на свою численность и огромную территорию, которую они населяют, славяне — это народ, о дохристианской истории и религии которого опубликовано меньше всего научных работ на английском языке, и в целом о них мало что известно. Хотя есть несколько значительных и основательных книг о славянском язычестве, например, работы французского историка религии Луи Леже, La мифология Раб из 1904 года, ни одно из этих произведений до сих пор не переведено на английский язык. Хотя одно славянское государство даже сегодня является военной сверхдержавой (Россия, которая также обладает крупнейшим в мире арсеналом ядерного оружия, насчитывающим около 6800 атомных бомб), на протяжении веков славяне также были одними из самых бедных жителей европейского континента. Одной из причин того, что мы так мало знаем о дохристианской вере древних славян, во всех славянских государствах сегодня, является тот простой факт, что в силу исторических обстоятельств все славянские народы на протяжении почти полувека (1945-1991), а некоторые и дольше (с 1917 г.), жили в условиях крайне антирелигиозной, атеистической идеологии коммунизма. Но с падением коммунизма значительно возрос интерес не только к христианству и исламу, но и к славянскому язычеству, и не только в науке: среди многих так называемых «неоязыческих» групп произошло своего рода «возрождение» старой религии. почти во всех славянских странах. В девяностые годы прошлого века многие молодые славяне, как и автор этого текста, стали задаваться вопросом, почему старославянские религии не преподаются в школах и других учебных заведениях, что привело к парадоксальной ситуации, в которой большинство учащихся из славянских стран узнали все о богах других европейских народов (греков, римлян, германцев, ирландцев и т. д.), но ничего о богах своих предков. По этим и другим причинам стали публиковаться новые научные труды по древнеславянской языческой религии. Одна из таких книг Осень Арконы, или Сумерки славянского язычества (впервые опубликовано в Белграде, Сербия, в 2009 г., второе расширенное издание опубликовано в 2016 г., а третье переведенное издание — в 2019 г.), в котором почти все, что касается вышеупомянутого тема была тщательно изучена. Этот труд отличается от других подобных произведений тем, что впервые содержит английские переводы всех источников (средневековых хроник и путеводителей), описывающих старославянскую религию такой, какой она была с VII века, когда славяне впервые появились в истории, и вплоть до XII века, когда славянское язычество было окончательно сокрушено.
Следует также отметить, что с момента открытия и первых переводов классиков древнеиндийской литературы (Упанишад, Вед, Бхагавад-Гиты и др.) на европейском континенте в начале и середине XIX в. Следующие сто или около того лет в Европе превратилось в своего рода «соревнование» в том, кто является ближайшим родственником древней индейской расы и культуры. В связи с тем, что первыми поклонниками Индии и ее культуры были немецкие философы и ученые (такие, как Шопенгауэр, Якоб Гримм, братья Шлегель и др.), сложилось определенное представление (оказавшееся в наше время ложным) о Так называемая старая «индо-германская» цивилизация и религия обрели популярность и достигли кульминации во время правления Германской национал-социалистической партии (1933-1945). Однако современные науки (прежде всего генетика, а также лингвистика, археология, сравнительная мифология) дают поразительно иной вывод об этом феномене: на практике его можно назвать «индославянской религией» и культурой. Но мы вернемся к этому вопросу чуть позже.
Во-первых, каковы правильные рекомендации относительно нашего предмета? Какие документы убедительно говорят о древнеславянской религии? Когда речь идет о восточных славянах, мы имеем основное свидетельство в виде Несторова летопись (Русская Первичная летопись) , а также вторичные свидетельства в формах Новгородская летопись , Слово о полку Игореве и Ипатьевская летопись , в которых описывается вера в Киевской Руси близ конец Х века. Среди восточнославянских богов упоминаются Перун, Хорс, Даждьбог, Симаргл, Велес, Стрибог, Сварог, богиня Макошь и др. Из них первичное место несомненно принадлежало Перуну, богу-громовержцу, как верховному божеству восточных славян. (чей аналог литовцам и латышам — ближайшим родственникам славян в Европе — звали Перкунасом; однако, как и многие другие славянские боги, Перун этимологически связан с ведическим богом Парджаней, от которого он, вероятно, произошел). В истории религии боги Хорс и Симаргл традиционно считались заимствованными из древней иранской религии. Таким образом, Хорс был бы славянским вариантом солнечного бога Хурсида, а Симаргл тогда был бы иранским Симургом, божественным грифоном. Но, помимо Перуна (славянского Парджанья), два других восточнославянских божества часто считались индийскими по происхождению на основании санскритских слов. Этими двумя божествами являются бог Сварог, чье имя происходит от санскритского «Сварга» (означающее «бурное, облачное, тусклое небо») и богиня Макошь, чье имя, скорее всего, происходит от санскритского слова «мокша» (означающего «освобождение от вечный круг перевоплощений»).
Однако источников по западнославянским культам гораздо больше. Здесь речь идет о тех славянах, которых их германские соседи называли «венедами» и которые населяли территорию сегодняшней северной Германии и юго-восточной Дании, единственном славянском народе, который вымер, отказываясь креститься и принять христианство до самого конца, ближе к концу XII века (имеется в виду, что западнославянский культ пережил восточнославянский — киевский пантеон — на целых два века). Упомянем здесь также, что их соседи называли славян «венеды», что является паронимом слов «хинди» и «синди», означая «пришедшие из Индии, индийцы». Наиболее важными историческими источниками по истории, войнам, экономике, морали, культуре, религии и богам венедов являются франкские Хроника Фредегар от VII века, сочинения арабского летописца Аль Массуди Золотые луга и прииски драгоценных камней от начала X века, путевые заметки испано-арабского еврейского путешественника Авраама бен Якоба и произведения первого немецкого писателя Видукинда, как с X века, так и хроники Титмара и Адама Бременского с XI века, Житие Оттона Бамбергского Эббо и Херборда, Гельмольда Chronica Slavorum , Gesta Danorum Саксона Грамматика, известного датского писателя XII века, и Knytlinga Saga исландского писателя Олафа Тордарсона начала XIII века. Все эти сочинения, или, вернее, их наиболее важные части в отношении нашего предмета и нашей книги, были впервые переведены на английский язык и собраны в одной книге Падение Арконы или Сумерки славянское язычество.
Кто были боги венедов, «тринадцатого, потерянного славянского племени»? Безусловно, самым почитаемым, верховным богом западных славян (а, скорее всего, и всех других славян, особенно южных) был Световид (известный в германских хрониках как Свантевит, Зуантевит). Его оракул находился в самой северной части острова Рюген (на территории современной Германии) в храмовом городе Аркона. Его статуя была восьмиметровой высоты и находилась в храме, доступ к которому имел только его первосвященник. Но даже этому жрецу не разрешалось дышать в присутствии бога (то есть его статуи). Световид имел четыре головы, обращенные на все четыре стороны света, поэтому наука считает, что это и есть происхождение имени бога: от слова «видети» («видеть») и слова «свет» («мир ») — «тот, кто видит весь мир» (до сих пор нет научного консенсуса по этому вопросу). По внешнему виду он удивительно напоминал индийского бога Брахму, славянской версией которого он, вероятно, является. И мы не должны упускать из виду иранского бога Зервана (Время), который также имел четыре головы, или, например, Будду Сарвавиду-Вайрочану, который всегда изображался в мандалах с четырьмя головами. Световид был солнечным божеством, имевшим белого коня (напомним читателю, что ведический бог Сурья также имел повозку, запряженную семью белыми конями), с которого никому не разрешалось удалять ни единого волоска; он был также богом-пророком: его оракул считался самым надежным не только у славян, но и у других. Есть сообщение Саксона Грамматика, что один датский правитель (король Свейн) настолько верил в славянский оракул, что подарил ему драгоценную чашу. Наши средневековые источники подтверждают, что Световид был верховным божеством всех славянских земель; между прочим, Саксон Грамматик и Гельмольд Босавский пишут, что к оракулу Световида в Арконе ежегодно прибывало огромное количество подношений и денег «со всех славянских земель» и что все славяне ходили к оракулу за советом. Кроме того, Световид был еще и богом войны, и идти на войну или нет решалось по движениям ног его коня. Он также был богом плодородия. Предполагается, что его праздники отмечались во время всех четырех солнцестояний/равноденствий, в июне, сентябре, декабре и марте, хотя Саксон Грамматик описывает свой праздник как осенний (во время сбора урожая).
Не менее интересны и другие боги западнославянского пантеона. На острове Рюген были оракулы как минимум шести других богов и богинь. Это были: Ругевит, что означает «Руген, бог острова Рюген», у которого было семь голов и семь мечей на поясе, а восьмой меч он держал в правой руке. Потом был Поревит, у которого было пять голов. Затем, вероятно, самый загадочный славянский бог Поренут, чей идол в Арконе имел четыре лика, с пятым на груди; его левая рука касалась его пятого лица, а правая рука касалась его бороды. Историков религии обычно смущает медитативная внешность этого бога. Одни считают его богом клятв, другие — богом добра. Затем есть Черноглав, тоже с острова Рюген (который был чем-то вроде горы Афон славянской языческой религии), имя которого означало «черноголовый» и у которого были серебряные усы; Писамар, чей оракул располагался в самой красивой части острова Рюген, в Ясмундских лесах, где опавшие листья осенью окрашиваются в красный цвет; женское божество Баба («бабушка»), которое, как мы знаем, имело свой культ в Бобине на острове Рюген. У нас также есть великий бог Триглав («трехглавый») из Щецина в современной Польше, у которого тоже был конь, хотя его конь, в отличие от коня Световида, был черным (именно по этой причине некоторые ученые, например Рыбяков, интерпретируют Триглава как как «бог заходящего солнца» и Световид/Свантевит как «бог восходящего солнца»). Статуя Триглава была сделана из золота, а глаза и губы закрывала золотая косынка. Языческие жрецы объясняли эти подробности так: у его великого бога три головы, ибо он правит тремя великими царствами — небом, землей и адом; его лицо покрыто платком, потому что он не хочет ни видеть, ни знать грехов человеческих. Есть и другие западнославянские боги, такие как Радегаст (что означает «дорогой гость»), бог пророчеств и войны. Описание его храмового города, Ретра, мы находим в хрониках Адама Бременского: «Его статуя сделана из золота, и его храм украшен пурпуром. К девятым воротам города можно пройти только по деревянному мосту, который могут пересечь только те, кто приносит подношения или ищет ответы оракула…». Затем у нас есть Припегала, самый радикальный антихристианский бог, который описывался как особенно кровожадный, поскольку его почитатели приносили ему в жертву христиан и чьи жрецы, согласно христианским средневековым источникам, кричали после каждой победы: «Радуйтесь, потому что Христос побежден! («Этот ужасный народ, славяне, восстал против нас. Они осквернили церкви Христовы своим идолопоклонством. Они наводнили наши земли. … Они отрезают христианские головы, а затем приносят их в жертву … они хранят чаши. полны крови перед их храмами, а воющие вокруг кричат пронзительным голосом: Радуйтесь, яко Христос побежден; победа принадлежит победоносной Припегале»).0009
Был еще бог лесов Прове (славянская религия была по своей сути поклонением природе). Из богинь наиболее важными были: Жива, описанная летописцем Гельмольдом (Жива, Живена, богиня человеческой жизни и природы). В книге «Падение Арконы или закат славянского язычества » есть текст американского лингвиста Ричарда Стони, который проводит связь между славянской богиней Живой и индийским богом Шивой. Также есть богини Лада (богиня красоты), Морана (богиня зимы и смерти), а также Весна (богиня весны). Мы остановимся здесь, чтобы не зайти слишком далеко в эту, вероятно, слишком экзотическую для большинства читателей тему.
Здесь мы должны добавить еще кое-что. Кому-то эта книга может показаться антихристианской, поскольку в ней действительно есть документальные доказательства роли, в первую очередь католической церкви, в геноциде западных, языческих, славян, венедов. Человек, который больше всего выделялся и имел главную роль в этих событиях, — это знаменитый католический святой средневековья св. Бернар Клервосский. В 1147 году по приказу папы Евгения III он писал следующее (о чем свидетельствуют его письма) немецким священникам и дворянам: «Вторгайтесь в Славию и не заключайте мира с венедами и не принимайте ни капитуляции, ни всякой переписи от их, пока религия этого народа или всех их (венедов) не будет уничтожена». Повторяю, это было в 1147 году. В другой фразе из того же письма он говорит: «Христианская вооруженная сила стоит против них (венедов) во Франкфурте, и мы взяли крест в свои руки, чтобы вымереть (уничтожить) этот народ совсем или христианизировать их бесспорно». Таким образом, мы можем видеть здесь полный размах одного насильственного обращения. За исключением Ирландии, нет ни одной европейской страны, в которую христианство пришло бы мирным путем. Только в Ирландию, благодаря святому Патрику, христианство пришло без кровопролития. Это просто исторический факт. Кстати, св. Бернар Клервоский не имел права насильственно крестить славян по католическим законам; Св. Августин писал около 400 г., что крещение язычников можно совершать только добровольно.
Крестовые походы с 1147 г. и далее называются Западными крестовыми походами [Вендский крестовый поход] и закончились в 1242 г. нападением на Православную Русь. Это была единственная неязыческая страна, на которую напали католики-баптисты, и ту войну они проиграли, потерпев поражение от Александра Невского на Чудском озере. Тем временем крестоносцы вели войну против лужицких сербов, оботритов, ливов, финнов, эстонцев, старых пруссаков и литовцев [Северные крестовые походы].
Что можно добавить, наконец, о взаимоотношениях славянского язычества с древними религиями Индии, кроме уже упомянутых фактов? Наша старая вера, безусловно, происходит от древних религий Индии, нашей прародины, точно так же, как и славянская раса произошла от Индии. Известный словацкий лингвист XIX века Павел Шафарик также писал, что: «…результаты самого осторожного и самого глубокого лингвистического исследования, согласно свидетельствам экспертов с правом голоса (ср. J. S. Vaters Analekten I Hft. 3- 48), указывают на Индию и Персию как на древнюю колыбель славянского национального племени. Название индусского народа мира, который, по наиболее близкому к здравому смыслу мнению, обязан своим именем и существованием темно-синим водам реки Инд, а также именам более поздних славян-моравцев, полабов, Поморцы, посаваки, хронаки, тимохи, неречи, бобраны, бужаны (пеукины), хавелы, езераты (эзериты), а также раски, ратци, донки, суличи и другие, все они произошли от названий рек, озер и береговых линий. , хотя бы в качестве примеров, обосновать гипотезу, не требующую ничего большего, кроме как быть одним из вариантов. Что касается меня, то я согласен с мнением тех, кто, подобно Дж. Юнгману, считал имя Ветра по происхождению тождественным индусскому, греческому ό’Ινδός, ‘Ινδικος, ή’Ινδική, латинскому Инд, Инд, Индия, Хонда иврит, арабский хинд, эфиопский хенде, персидский хинд (во множественном числе хунуд). Отсюда следует, что, хотя сами славяне, насколько нам известно, не пользовались этим названием, оно является не просто случайным географическим термином, а генетически детерминированным, и утвердилось как таковое с древнейших времен. Нас не должно смущать разнообразие форм: Инд, Хинд, Ханду и Энет, Хенети, Венед, Винд, Ант; название народа, столь далекого от прародины, не могло звучать совершенно одинаково в двух частях света у разных народов и на разных языках; в этом случае отклонение не больше, чем в формах вельше, валлоне, галли, галате, кельте, кельте, которые исследователи-лингвисты единодушно считают просто вариациями одного и того же основного слова».
Поликефалия верховных богов как у славян, так и у индийцев — поразительное явление (Световид внешне идентичен Брахме, который, по мнению некоторых исследователей, является древнейшим богом Индии; Триглав похож на версию Шивы, как и Поренут — который был возможно, славянский бог медитации; обнаруженные на Рюгене двуглавые божества похожи на индийского Агни и т. д.). Также обращаю внимание на славяно-индийские параллели в мифах о вепре, который катается по волнам и считается спасителем человечества. Летописец Титмар говорит об этом вепре у славян, а у индийцев тот вепрь есть третья аватара Вишну, по имени Вараха. Далее великий немецкий ученый XIX века Якоб Гримм отмечал, что славянский бог Ситиврат есть версия индийского Сатьяврата, царя солнечной расы, индийская версия Утнапишти из 9-го века.0025 Эпос о Гильгамеше или о Ное из Библии. Славянское слово «болото» имеет свои корни от индийского божества Бхага, имя которого означает богатство, процветание, защиту. Бог грома из Ригведы Парджанья, несомненно, этимологически связан с Перуном. По мнению одних, «слава», которую празднуют южные сербы, являются наиболее точными примерами ведизма и нашего древнего существования, ибо ведеи праздновали так же; прежде всего, они прославляли богов и просили только о редком, символическом и самом важном — здоровье, хороший урожай и т. д. Скифы северного Ирана, которых многие отождествляют с исконными славянами, имели религию, очень похожую на ведическую. религии, с особым акцентом на поклонение солнцу, питье сомы и с большим разнообразием божеств, что было более характерно для ведийской и славянской религии, чем, например, зороастрийская (которая также наложила свой отпечаток на славянскую религию). Кроме того, славяне-язычники считали священными такие вещи, как леса, родники, горы, реки, берега, птицы, быки, лошади и т. д., как говорит Кришна в Бхагавадгите («Я Гималаи среди гор… среди неподвижных вещей Я ам Ашваттха… среди коней Я Уччайсравас, среди коров Камадхену…». ) Несколько десятков лет назад, точнее в 2007 г., в старейшем русском городе Старая Майна на Волге была найдена статуя Вишну. Практика сутти, при которой вдова приносит себя в жертву, сидя на погребальном костре своего мужа, описана арабским путешественником Аль-Масуди в X веке как практиковавшаяся и у ранних славян. Добавим напоследок, что исторические документы подтверждают, что славяне-язычники тоже верили в перевоплощение, о чем свидетельствует договор, подписанный между русским князем Игорем и византийцами в 9 г.94. в котором говорится, что: «те славяне, которые нарушат эту сделку, будут рабами в следующей жизни».
И в самом конце этого текста: генетические исследования, проведенные Андерхиллом в 2009 г. относительно гаплогруппы R1a1a, показывают, что индийцы и славяне являются ближайшими родственниками, а также что южно-азиатская экспансия старше южно-европейской, что доказывает индийское происхождение большинства славянских народов сегодня.
Обо всем, что упоминается в этом тексте, гораздо более подробно написано в книге «Падение Арконы, или Сумерки славянского язычества», которую можно найти на английском языке на онлайн-платформах Amazon, Google Play, Apple Books, а также в мягкой обложке от белградское издательство ATOS-DK.