Сравнение Петербурга Пушкина «Медный всадник» и Гоголя «Невский проспект»
Петербург Пушкина в «Медном всаднике» не похож на Петербург Гоголя в «Невском проспекте» и это неудивительно, поскольку у авторов разный жизненный опыт, они по-разному воспринимали этот город.
Пушкин довольно рано познакомился с северной столицей. С двенадцати лет он учится в Царскосельском лицее, который готовил к государственной службе мальчиков из родовитых семей.
Окончив курс, Александр поступает на службу, и жизнь его течёт так, как и всех молодых людей его круга, – он посещает столичные балы и вечеринки, рестораны и театры, собрания литературных обществ.
У него в друзьях и литераторы-разночинцы, и те, кого принято считать сливками общества. А к моменту написания «Медного всадника» он уже признан лучшим поэтом России и лично знаком с царём.
Жизнь Пушкина тесно связана с этим городом, он его любит и живо интересуется историей. Для него новая столица, выросшая по повелению царя среди лесов и болот, – чудо.
Пушкин восхищается Петром, дерзнувшим пойти на противостояние с неласковой в этих краях природой и, как и царь, верит, что город на Неве был построен не зря.
Именно поэтому при описании Петербурга в «Медном всаднике» поэт использует высокий стиль:
«Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твёрдой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам…».
С тем же восхищением описывает он дворцы, башни, мосты и зелёные сады, покрывшие пустынные прежде острова, и делает городу торжественное признание:
«Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит…»
Но Пушкин также понимает, какую цену заплатил за возведение всей этой красоты народ. История второго главного героя поэмы, Евгения, который в разбушевавшейся стихии теряет невесту, а вместе с ней и надежду на скромное счастье в будущем, – это выражение сочувствия простым людям.
Как и у Пушкина, одним из главных героев в произведении Гоголя является Петербург, точнее, сердце его, его витрина – Невский проспект. Но у автора повести совсем другой Петербург. И вызывает он совсем другие чувства.
Гоголь попадает в столицу в девятнадцать лет. Позади детство в малороссийской деревне и гимназия в провинциальном Нежине.
Молодой человек всеми силами стремится в столицу. Ему кажется, что там его ждёт другая, интересная и блестящая жизнь, совсем непохожая на унылое прозябание в провинциальной глуши.
Однако город не оправдывает его ожиданий. Он не жалует чужаков, особенно тех, у кого нет больших денег. Юный Гоголь бедствует, меняет квартиры, ищет работу, жалуется в письмах к матери на трудную жизнь.
Эти первые, тяжёлые впечатления от пребывания в Петербурге оставляют неизгладимый след в душе и в памяти будущего классика и ложатся в основу его повестей о северном городе.
«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё». Так начинает он свой рассказ о главной улице города и читателю кажется, что автору нравится и проспект, и город.
Но по мере того, как разворачивается действие, как в течение дня меняется публика на Невском, меняется и тон повествования. Финал произведения – полная противоположность его началу.
«Всё – обман, мечта. Всё не то, чем кажется». «Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…», – безжалостно констатирует Гоголь.
Архитектурное великолепие центральной улицы, этой ярмарки тщеславия для тех немногих, кто может позволить себе роскошную жизнь, не может скрыть трагизм нищенского существования другой, большей части городского населения.
Трагична и судьба одного из героев повести, бедного художника, покончившего с собой из-за того, что не смог он примириться с жестокой реальностью.
Торжественно звучит посвящённое Петербургу вступление в «Медном всаднике» и горько насмешливы строки Гоголя о Невском проспекте в его одноимённой повести.
Петербург в произведениях Пушкина, Достоевского и Гоголя
Петербург – город противоречий и контрастов.
Кто-то сходит в нем с ума от тоски и вечной серости, кого-то завораживает грандиозная архитектура, белые ночи, нескончаемые ветра.
Этот город никого не оставляет равнодушным сейчас, не оставил он равнодушными и трех великих русских писателей, живших здесь в XIX веке.
Три разных гения, три разных судьбы, три разных Петербурга.
Пушкинский Санкт-Петербург – город Петра, грандиозный, торжественный и светлый. Поэт искренне восхищается им, бесконечно повторяя «люблю тебя…»
Вступление к «Медному всаднику», довольно мрачной своей поэме, Пушкин пишет в виде оды любимому городу. Он описывает парадный Петербург, от которого захватывает дух.
Величие города становится очевидным на контрасте: «Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво».
Убожество чухонской деревни, которую увидел Петр, когда задумал выстроить новую столицу, и «стройные громады дворцов и башень», обозреваемые Пушкиным через сто лет, внушают уверенность в прекрасном будущем Петербурга:
«Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия!
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия».
Но в городе великого Петра живут простые маленькие люди, которых сносит потоком стихия грандиозной столицы, ломая судьбы, уничтожая все на своем пути.
Начинает звучать тема, близкая всей последующей русской литературе – ничтожность и слабость маленького человека перед лицом великих мира сего.
Гоголевский Петербург – это мистификация. Здесь исчезают люди. Вот был человек, а вот от него остался один нос.
У Гоголя это скорее страшный город призраков – здесь по Невскому проспекту, озаренному яркими огнями, гуляют не люди – бакенбарды и усы, дамские талии и рукава.
Даже первые слова автора: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге», – оказываются каким-то вывертом, сарказмом.
Петербург – город лжи, за внешним великолепием здесь скрывается нищета и разврат.
Гоголь описывает Петербург, как город безжалостных и равнодушных чиновников и бюрократов, которым и дела нет до простого человека. Ценность каждого здесь определяется ценой вещей.
Маленький человек Акакий Акакиевич мечтает перестать быть призраком, а для этого ему необходима хорошая шинель – только так его заметят.
После жестокого ограбления Башмачкин снова становится призраком, только уже мертвым. Его нет без шинели, как и всех остальных в этом страшном холодном городе.
Петербург Достоевского – больной город, душный, мрачный.
В «Преступлении и наказании» писатель настолько точно описал маршруты Раскольникова, что теперь там водят экскурсии. Узкие грязные улочки недалеко от Сенной площади, распивочные, смердящие канавы, нищета – все это атрибуты нравственного разложения героев.
Парадный величественный город не для них, эти униженные и оскорбленные варятся в своем адском котле, никак не пересекаясь с теми, другими, живущими в прекрасных дворцах и гуляющими по живописным паркам.
Интересна и цветовая палитра, взятая Достоевским для описания города. В ней преобладают серые и желтые цвета. И желтый здесь вовсе не веселый оттенок, а цвет сумасшествия, душевной болезни – в те времена психиатрические лечебницы называли «желтыми домами».
Удивительно, но такой разный Петербург у трех величайших писателей все же имеет одну общую черту – он равнодушен к бедам и несчастьям маленького человека.
При этом Пушкин восхищается мощью Петрова града, Гоголь рисует лживость яркой столицы, а Достоевский окунает нас вместе со своими героями в полную безысходность, показывая только страшную изнанку города, без намека на парадность и грандиозность.
Литературный музей Института русской литературы (Пушкинский дом)
Литературный музей Института русской литературы Российской академии наук часто называют просто Пушкинским домом. По сути, это обзорный курс о русских канонических писателях от Золотого века до конца Серебряного века России. Это достигается путем демонстрации оригинальных рукописей и личных вещей известных писателей, имевших отношение к Санкт-Петербургу. В экспозициях представлены самые разные писатели, но наиболее заметными являются: Гаврила Державин, Александр Пушкин, Василий Жуковский, Николай Гоголь, Михаил Лермонтов, Лев Толстой, Федор Достоевский, Федор Сологуб и Александр Блок.
Картина «Прощание Пушкина с Черным морем», написанная в 1877 году Иваном Айвазовским и Ильей РепинымПушкинский дом расположен в большом здании в стиле классицизма на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. По прибытии гость попадает в здание, которое используется как для научных кругов, так и для дома-музея Пушкина. Затем гость должен войти в небольшую комнату, чтобы купить современную аудиогид «ручку». Ручка связана с картой музея, когда вы путешествуете, вы прикасаетесь ручкой к номеру на карте, и он сообщает вам информацию об авторе. Аудиогиды предлагаются на русском, английском и китайском языках. Современные аудиогиды говорят о том, что музей хорошо финансируется государством.
Первый зал музея посвящен «золотому веку» русской литературы, который примерно совпадает с концом восемнадцатого и первой половиной девятнадцатого века. В зале представлены четыре выдающихся писателя этого периода: Державин, Пушкин, Жуковский и Гоголь, чтобы продемонстрировать сходство и различие писателей.
В экспозиции Державина представлены портреты поэта и его гербовая печать (он тоже был государственным деятелем), а также рисунки его рабочего кабинета, находившегося на набережной реки Фонтанки. Автор, сообщает аудиогид, был известен своим стремлением создавать литературу, отличную от той, что создавалась на Западе, обращаясь к русским поэтам начала XVIII века.
Изображение первого зала музея, в экспозиции представлены подлинники произведений искусства и рукописи писателейПри переходе к следующей экспозиции аудиогид информирует зрителя о роли Державина в небольшой, но заметной группе писателей Санкт-Петербурга . В своем петербургском доме Державин принимал множество писателей, в том числе Тургенева, Жуковского и молодого Пушкина. Всех участников этой встречи интересовал классицизм, который уходит своими корнями в древнегреческую и римскую литературу и определяется его общественным интересом. На встрече группа выразила заинтересованность в развитии русской литературной традиции путем наставничества молодых русских писателей. Упоминая об этом, аудиогид предполагает, что Державин сыграл жизненно важную роль в развитии русской литературной традиции, в том числе через молодого Пушкина, как она известна сегодня.
В разделе Пушкина гость продолжает знакомиться с результатом этого сотрудничества с петербургскими писателями. На выставке представлены поэма «Воспоминания в царском селе» (1814 г.) и окончательный вариант его шедевра «Медный всадник» (1833 г.), отмеченные примечаниями царя Николая I. Аудиогид знакомит гостя с глубоко личным и сложным отношения с русским царем. В начале карьеры Пушкина царь Николай признал его талант и пригласил Пушкина на встречу с ним, и именно на этой встрече царь Николай стал личным цензором Пушкина. Это вызвало у Пушкина ряд проблем, связанных с подавлением государства, что в конечном итоге привело к периоду, когда он был сослан.
Следующая экспозиция служит дополнением к Музею Александра Пушкина и Мемориальной квартире, поскольку вы узнаете о последних днях Пушкина в Санкт-Петербурге перед его смертью. На выставке представлены различные заметки, письма и иллюстрации Жуковского, подробно описывающие ухудшающееся состояние Пушкина. Эта коллекция не только подчеркивает тесные отношения Пушкина и Жуковского, но и показывает, что люди были глубоко заинтересованы в благополучии Пушкина и хотели быть в курсе его состояния. После смерти Пушкина именно Жуковский предложил семье изготовить посмертную маску в честь автора, которая и по сей день находится в экспозиции Пушкинской мемориальной квартиры.
Выставка Гоголя посвящена его личной борьбе между преданным христианином и честным художником. Во-первых, вы видите Гоголя как художника, так как на выставке представлена рукописная копия знаменитой гоголевской комедии «Ревизор » с гоголевскими правками и пометками цензора. Пьеса была известна откровенностью, в которой он высмеивал русскую бюрократию и, соответственно, царя Николая I. Кроме того, в сборнике есть рисунки из «Петербургской повести» Гоголя «Нос». Затем гостя знакомят с Гоголем-христианином, который боролся с легкомысленным образом жизни писателей. Кульминацией этого напряжения стало то, что он сжег вторую часть Dead Souls , пять лет напряженной работы, как он написал в своем дневнике: «появление Dead Souls в том состоянии, в котором оно было, принесло бы больше вреда, чем пользы».
На выставке представлен один из письменных столов Гоголя, оригинальная рукопись и портрет писателяСледующий зал музея посвящен исключительно писателю Михаилу Лермонтову. Коллекция начинается с детства Лермонтова, показывая различные картины Лермонтова и его семьи. На выставке также представлены рукописные рукописи его ранних стихов. На эти стихи большое влияние оказало творчество Пушкина, которого Лермонтов считал своим литературным кумиром и наставником. Кроме того, в коллекции представлены эскизы, которые он рисовал для сопровождения своей литературы. Это помогает персонализировать экспозицию, а также помогает показать, что Лермонтов был также художником и рисовальщиком.
После смерти Пушкина в 1837 году Лермонтов написал «Смерть поэта», поэму, закрепившую его известность в богатом литературном мире Петербурга. На выставке представлен один из пятнадцати тысяч рукописных экземпляров, которые можно было купить на Невском проспекте. Стихотворение посвящено смерти писателя, которая, по утверждению Лермонтова, сделала Пушкина предметом общественной интриги. В частности, последние 16 строк вызвали бурю негодования, так как в них открыто изображались ближние круги при дворе и обвинялись представители высшего общества в «соучастии» в смерти Пушкина. Они также считались «призывами к революции» тайной полицией царя Николая. Таким образом, Лермонтов был арестован и переведен в Нижегородский полк на Кавказе. Находясь в ссылке, он продолжал заниматься черчением и живописью, запечатлевая различные пейзажи Кавказа. Созданные им изображения также являются частью выставленной коллекции.
Зарисовки ЛермонтоваВ аудиогиде сообщается, что в 1938 году Лермонтову разрешили вернуться в полк Императорской Гвардии в Санкт-Петербурге. Эта свобода была недолгой, так как в 1840 году после ссоры на балу Лермонтов дрался на дуэли с Эрнстом де Баррантом, сыном французского посла. Это привело ко второй ссылке Лермонтова.
К несчастью для Лермонтова, общего у него с Пушкиным была не только литература. 15 июля 1841 года человек по имени Н.С. Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль, на которой Лермонтов был смертельно ранен и сразу же умер.
В следующем зале изображено движение России к реализму, начавшееся в середине девятнадцатого века. Реалистическая литература характеризуется как литература, которая стремится изображать мирские дела и переживания, не романтизируя их. Лидерами этого жанра были Достоевский и Толстой.
Выставка Достоевского в Пушкинском доме тесно связывает автора с зарождающейся реалистической традицией в Санкт-Петербурге. В сборнике представлены произведения Достоевского « Бедные люди 9».0017 , , который был оригиналом, опубликованным в The Contemporary. Аудиогид предполагает, что этот роман — первая попытка Достоевского осмыслить через литературу суматошный, а порой и трагический мир вокруг него. Роман изображает внутренний мир человека, пронизанного безутешными противоречиями, пока он ищет истину в мрачном Петербурге. Этот роман изменил творческую траекторию Достоевского, проложив ему путь к литературной славе в России.
Экспозиция Достоевского в музееСледующий зал посвящен произведениям Толстого. Выставка начинается с картины Николая Ге, друга Толстого, на которой Толстой пишет Во что я верю , книгу, в которой он исследует свои чувства по отношению к религии. На картине Толстой кажется совершенно непринужденным, как будто в своей естественной среде обитания, когда естественный свет освещает его и его письмо. Согласно аудиогиду, его дочь Александра похвалила картину за то, насколько естественно он выглядел, как будто он забыл, что его рисуют, и искренне погрузился в написание романа.
На выставке также есть экспозиция, основанная исключительно на самых длинных и известных произведениях Толстого: «Анна Каренина», и «Война и мир». В коллекции есть первый экземпляр «Анны Карениной». Наиболее интересным экспонатом здесь являются заметки Толстого к Войне и миру , где он написал по всей карте, чтобы точно изобразить вторжение Наполеона в Россию. Также в сборнике есть три страницы рукописных заметок, где Толстой описывает вторжение и различные моменты сюжета, которые он хочет упомянуть.
Вышеупомянутая картина Ге с изображением ТолстогоАудиогид сообщает зрителю, что в конце жизни Толстой стал очень замкнутым. Например, когда автору исполнилось восемьдесят, разные люди просили его покинуть свой дом, чтобы отпраздновать с большими группами людей, на что Толстой отказался. Вместо этого репортеры пришли к нему домой, чтобы взять интервью и сфотографировать его по этому случаю. На этих фотографиях Толстой ходит и разговаривает с крепостными, которые у него работали. Сегодня фотографии по-прежнему известны, так как показывают уважение Толстого ко всем людям и его интерес к простой, скромной жизни.
Заключительный экспонат затем обращается к «Серебряному веку» русской литературы, который совпадает с концом девятнадцатого – началом двадцатого века. В то время в литературе господствовали два течения: во-первых, социальное, направленное на изображение реконструкции общества. Во-вторых, духовное, которое было неразрывно связано с религией и мистикой для обсуждения реконструкции личности. В аудиогиде утверждается, что такого рода духовное письмо было вызвано ожиданием «неизбежных и, возможно, распространяющихся перемен» на горизонте России, имея в виду, очевидно, грядущие революцию и гражданскую войну.
В Серебряном веке русская литература наиболее заметно ассоциировалась с писателями-символистами, такими как Федор Сологуб, и с акмеистическим движением, в котором участвовал Александр Блок. Аудиогид кратко подводит итоги этого бурного периода русской истории, прежде чем перейти к рассматриваемой литературе. В экспозиции представлены рукописи первых изданий послереволюционных лет, плакаты и афиши времен русско-японской войны (1904-1905), а также издания периода Первой мировой войны, Октябрьской революции и послереволюционной России. Сосредоточение внимания на политической, экономической и социальной борьбе в России в начале 20-го века готовит почву для того, что стало бы изменением стиля в предмете для авторов в Советском Союзе.
Экспозиция «Серебряный век» в музееНапример, аудиогид цитирует Блока, изначально комментировавшего литературу Сологуба: «муза либо грустна, либо безумна, либо душа субъекта преломляет мир, либо мир преломляет душу». Сологуб был известен своей болезненной и пессимистичной прозой, похожей на популярный в то время в европейской литературе и философии «fin de siècle».
Цитата Блока также метко изображает новое направление русской литературы, отражающее неразбериху, возникшую после образования Советского Союза. Из этой точки зрения можно сделать вывод, что из-за быстрых и постоянных изменений в Советском Союзе было трудно определить причину событий, что привело к путанице на всех фронтах, например, поддерживал ли писатель Советы или нет. Литература была тогда способом попытаться понять смысл изменений.
Эта цитата прекрасно перетекает в витрину Блока, где представлены различные зарисовки и фотографии поэта. В аудиогиде подчеркивается, что Блок изначально был приверженцем символистской традиции, которая определяется выражением индивидуальных эмоциональных переживаний с помощью символического языка. Однако позже он отказался от легкомысленного использования метафор и сравнений, характерных для символизма, в пользу формальной техники с ясностью изложения, которой было известно акмеистическое движение.
Экспозиция Блока в музееПушкинский дом — важный памятник культуры, посвященный истории петербургской литературы. Музей стремится кратко охватить всех важных авторов, живших в Санкт-Петербурге, чтобы подчеркнуть их сходства и различия. Большая коллекция оригинальных рукописей, картин и фотографий является впечатляющим свидетельством важности литературы для культуры Санкт-Петербурга. Однако для более глубокого изучения истории и понимания таких авторов, как Александр Пушкин, Достоевский и Блок, рекомендуется (и дешевле) посетить музеи-квартиры автора.
Вход в музей
Литературный музей Института русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук
Набережная Маркарова, 4, Санкт-Петербург, 199034
Время работы: понедельник-вторник с 11:00 до 16:00. . Закрыто в субботу и воскресенье.
Вход: 300 руб. (скидка для студентов 150 руб.). Аудиогид: 300 руб.
Экскурсия по литературному Петербургу | Путеводители по направлениям | Коринтия Санкт-Петербург
Литературный тур Санкт-Петербург | Санкт-Петербург © iStock/ArtMarie
От знаменитого Пушкинского музея до бывшего дома Владимира Набокова — вот лучшие места для посещения во время тура по литературному Санкт-Петербургу
Культурная столица России, Санкт-Петербург стал местом действия некоторых из величайших когда-либо написанных романов. Будь то стихи крестного отца русской литературы Пушкина, рассказы Гоголя или великие романы Золотого века Достоевского, самый западный из городов России вдохновил на создание множества шедевров некоторых из самых уважаемых писателей мира. От Музея Достоевского и Музея Александра Блока до знаменитого Музея Пушкина посетите Санкт-Петербург, чтобы пройти по стопам любимых писателей и открыть для себя силу литературного Санкт-Петербурга.
Национальный музей А. С. Пушкина
Начните свое путешествие по литературному Петербургу с дома покойного Александра Пушкина — самого любимого поэта России. Последнее жилое помещение автора таких известных произведений, как «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», сохранилось в ГМИИ им. А. С. Пушкина. В музейном комплексе также находится ряд выставок, посвященных поэту, его жизни и творчеству, а также более широкие артефакты из истории и культуры России 18-го и 19-го веков. После визита пообедайте в «Литературном кафе» на Невском проспекте, где Пушкин в последний раз ел перед роковой дуэлью в 1837 году.
Статуя Гоголя Белова
Невский проспект — одна из самых известных улиц Санкт-Петербурга, которая часто служит музой для начинающих и признанных авторов. Писатель-рассказчик Николай Гоголь, наиболее известный своими произведениями «Нос» и «Шинель», — один из таких людей, написавший рассказ, посвященный именно этой улице. В двух шагах, на Малой Конюшенной, вы найдете дань ему в виде величественной бронзовой статуи Гоголя, мощного изображения Михаила Белова.
Музей Достоевского
Продолжить экскурсию по литературному Петербургу можно в Музее Достоевского (официально Литературно-мемориальном музее Достоевского). Расположенный в одной из мемориальных квартир многих писателей по всему городу, именно здесь Федор Достоевский написал один из своих самых ранних рассказов «Двойник», а также свой последний роман «Братья Карамазовы». Один из самых влиятельных романистов XIX века, Достоевский провел большую часть своей жизни в Санкт-Петербурге, черпая вдохновение, в частности, в рабочих кварталах города. Его дом вплоть до его смерти в 1881 году, многие из самых влиятельных деятелей того времени посещали этот скромный адрес в Кузнечном переулке.
Университет Герцена © istock/MichaelSmithPhotography
Ваш тур с гидом
С нашей удобной картой план действий стал еще проще.
ПОСМОТРЕТЬ
Дом-музей Набокова
Дом-музей Набокова на Большой Морской улице, 47, где родился знаменитый русско-американский писатель Владимир Набоков. Автор знаменитого скандального романа «Лолита», этот дом упоминается во многих произведениях Набокова, а его наиболее подробное описание содержится в его автобиографии «Говори, память». Посетители музея могут осмотреть воссозданную столовую и библиотеку детства Набокова, где они обнаружат множество личных памятных вещей, таких как исторические рукописи, ранние печатные издания и часть ценной коллекции бабочек писателя.
Музей Александра Блока
Исследуйте этот город
НОЧЬ НА НАС
Забронируйте проживание на три ночи и наслаждайтесь одной ночью у нас.
Прочитайте больше
Встреча Нового года
Оставайтесь с нами и встречайте Новый год в праздничном Петербурге
Прочитайте больше
Люкс выходного дня
Подарите себе незабываемые выходные в Санкт-Петербурге на самом высоком уровне, остановившись в комфортабельных и элегантных номерах нашего отеля.
Прочитайте больше
Посмотреть все предложения
Больше историй
Подробнее
Путешествие по самым загадочным местам Петербурга
Путешествие по самым загадочным местам Петербурга
Убийство, интриги, преступление и наказание… В Петербурге есть все.
Прочитайте больше
Подробнее
Дворцы Романовых в Санкт-Петербурге
Дворцы Романовых в Санкт-Петербурге
Узнайте о трагедии одной из самых известных семей в истории
Прочитайте больше
Подробнее
Путеводитель по архитектуре Санкт-Петербурга
Путеводитель по архитектуре Санкт-Петербурга
От зданий в стиле барокко до советских построек — вот наш путеводитель по архитектуре Санкт-Петербурга
Прочитайте больше
Читать далее
10 лучших вещей из коллекции Эрмитажа
10 лучших вещей из коллекции Эрмитажа
Наш важный путеводитель по одной из самых богатых коллекций в мире
Прочитайте больше
Подробнее
Как купить янтарь в Санкт-Петербурге
Как купить янтарь в Санкт-Петербурге
Знаете ли вы, что 90% мирового янтаря добывается в России? Следуйте нашему руководству, чтобы найти красивый сувенир с разницей.