Конституция РСФСР 1978 г., | Конституция РФ 1993 г. |
Статья 68. РСФСР — суверенное советское социалистическое государство в составе единого союзного многонационального государства СССР. | Статья 1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. |
Статья 69. | Статья 67 1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. 2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. 3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены c их взаимного согласия. |
Статья 70. Территория РСФСР не может быть изменена без ее согласия. Границы между РСФСР и другими союзными республиками могут изменяться по взаимному соглашению с соответствующими республиками, которое подлежит утверждению Союзом ССР. | |
Статья 71. В Российской Советской Федеративной Социалистической Республике состоят автономные советские социалистические республики: Башкирская, Бурятская, Дагестанская, Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Татарская, Тувинская, Удмуртская, Чечено-Ингушская, Чувашская, Якутская. В РСФСР имеются: края: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский: области: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Горьковская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калининская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Куйбышевская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Ярославская; города республиканского подчинения: Москва, Ленинград; автономные области, находящиеся в составе краев: Адыгейская, Горно-Алтайская, Еврейская, Карачаево-Черкесская, Хакасская; автономные округа, находящиеся в составе краев и областей: Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий. | Статья 65 1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чаваш республики; Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край; Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область; Москва, Санкт-Петербург — города федерального значения; Еврейская автономная область; Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. 2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. |
Статья 72. Ведению Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат: 1) принятие Конституции РСФСР и внесение в нее изменений; 2) контроль за соблюдением Конституции РСФСР и обеспечение соответствия конституций автономных республик Конституции РСФСР; 3) представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых автономных республик и автономных областей в составе РСФСР; 4) законодательство РСФСР; 5) охрана государственного порядка, прав и свобод граждан; 6) установление порядка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления; 7) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой РСФСР; обеспечение научно-технического прогресса и осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов; 8) разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития РСФСР, государственного бюджета РСФСР и утверждение отчетов об их выполнении; руководство осуществлением государственных бюджетов автономных республик, бюджетов краев, областей и городов республиканского подчинения; 9) установление в соответствии с законодательством Союза ССР доходов, поступающих на образование государственного бюджета РСФСР; 10) руководство отраслями народного хозяйства союзно-республиканского и республиканского подчинения, объединениями и предприятиями республиканского подчинения; 11) установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами; охрана окружающей среды; 12) руководство жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом: 13) руководство народным образованием, культурными и научными организациями и учреждениями РСФСР, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана памятников истории и культуры; 14) амнистия и помилование граждан, осужденных судами РСФСР; 15) представительство РСФСР в международных отношениях; 16) решение других вопросов республиканского значения. | Статья 71 В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации; т) федеральная государственная служба. |
Статья 72 1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации. 2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. | |
Статья 73 Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. | |
Статья 73. РСФСР определяет свое краевое, областное, окружное, районное деление и решает иные вопросы административно-территориального устройства. | |
Статья 74 1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. 2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. | |
Статья 75 1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. 2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. 3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. 4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. | |
Статья 76 1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. 2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. 3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. 4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. 5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. 6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. | |
Статья 77 1. 2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. | |
Статья 78 1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. 2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. 3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. 4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. | |
Статья 79 Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. | |
Статья 74. РСФСР участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР, в Верховом Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Правительстве СССР и других органах Союза ССР. РСФСР обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению на этой территории полномочий Союза ССР, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР. По вопросам, относящимся к ее ведению, РСФСР координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения. | |
Статья 75. РСФСР имеет право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций. | |
Статья 76. Законы СССР обязательны на территории РСФСР | |
Статья 77. Суверенные права РСФСР в соответствии с Конституцией СССР охраняются Союзом ССР. | |
Статья 78. Автономная республика есть советское социалистическое государство, находящееся в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Автономная республика вне пределов прав Союза ССР и РСФСР самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению. Автономная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и Конституции РСФСР и учитывающую особенности автономной республики. | Статья 66 1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики. 2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. 3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. 4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. 5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. |
Статья 79. Автономная республика участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению РСФСР и Союза ССР, через высшие органы государственной власти и управления соответственно РСФСР и Союза ССР. Автономная республика обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению на этой территории полномочий Союза ССР и РСФСР, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР и РСФСР. По вопросам, относящимся к ее ведению, автономная республика координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения. | |
Статья 80. Территория автономной республики не может быть изменена без ее согласия. | |
Статья 81. Законы РСФСР обязательны и имеют одинаковую силу на территории всех автономных республик. В случае расхождения закона автономной республики с законом РСФСР действует закон РСФСР. | |
Статья 82. Автономная область находится в составе РСФСР и входит в край. З акон об автономной области принимается Верховным Советом РСФСР по представлению Совета народных депутатов автономной области. | |
Статья 83. За органами государственной власти и управления автономной области обеспечивается право сношения с органами государственной власти и управления РСФСР как через краевые органы государственной власти и управления, так и непосредственно. | |
Статья 84. Автономный округ находится в составе края или области. Закон об автономных округах принимается Верховным Советом РСФСР. | |
Статья 68 1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. 3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. | |
Статья 69 Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. | |
Статья 70 1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. 2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом. |
как принимали российскую Конституцию — РБК
25 лет назад был одобрен первый в истории России Основной закон, в работе над которым участвовали представители разных политических сил
Принятие Конституции России на референдуме 12 декабря 1993 года имело, как известно, драматичную предысторию.
В 1990–1993 годах борьба за новую Конституцию стала одним из главных сюжетов политической и общественной жизни России.
В июне 1990 года, сразу же после принятия Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, была создана Конституционная комиссия. Ее возглавил Борис Ельцин, занимавший тогда пост председателя Верховного Совета РСФСР. Секретарем Конституционной комиссии и ее фактическим руководителем стал Олег Румянцев, депутат от Каховского избирательного округа Москвы.
Я пришел в комиссию в конце 1990 года в качестве руководителя ее секретариата по приглашению Румянцева и по рекомендации Валерия Зорькина, у которого я был тогда аспирантом. Незадолго до этого Валерий Дмитриевич возглавил группу экспертов комиссии и оставался руководителем этой группы вплоть до избрания первым председателем Конституционного суда России.
adv.rbc.ru
Формально в комиссию входили около сотни депутатов. Но реально над проектом Конституции работали человек 12–15, составлявших рабочую группу.
«Мотором» комиссии был ее ответственный секретарь, 30-летний Олег Румянцев. Вместе с ним над проектом активно работали еще несколько депутатов, в частности Виктор Шейнис, Юрий Рыжов, Борис Золотухин, Федор Шелов-Коведяев, Евгений Амбарцумов, Сергей Шахрай. Среди экспертов можно назвать Бориса Страшуна, Леонида Мамута, Владимира Лафитского. Задачей комиссии было на основе мирового опыта создать российскую конституционную модель.
adv.rbc.ru
Открытая форма
К началу 1991 года первый вариант проекта был готов, но рабочая группа разделилась примерно пополам по вопросу о форме правления в России. Одни поддерживали вариант с президентской республикой по образцу США, где все правительство формировал бы президент — глава исполнительной власти и где исключались бы вотумы недоверия правительству со стороны парламента. Другие были за то, чтобы главную роль при назначении правительства играло парламентское большинство. Эксперты склонялись к первому варианту, а часть депутатов из рабочей группы поддерживала второй.
Когда проект был впервые опубликован многомиллионным тиражом в «Аргументах и фактах», он предусматривал выбор из этих двух моделей. Председатель комиссии Борис Ельцин не считал нужным принимать какие-то решения, очевидно полагая, что оптимальный вариант специалисты найдут сами.
В течение года рабочей группе действительно удалось выработать компромисс. Президент получал статус главы государства, но назначать председателя правительства он мог только с согласия Государственной думы. При этом палата получала право отправлять в отставку отдельных министров двумя третями голосов.
И внутри комиссии, и вне ее были те, кто критиковал нашу работу с леворадикальных позиций. Член комиссии коммунист Юрий Слободкин постоянно упрекал нас в создании правовой базы капитализма. Дискуссии внутри комиссии проходили напряженно, но все же мирно, и находили отражение на страницах «Конституционного вестника», официального издания Верховного Совета. Весьма острые споры шли вокруг автономных республик, боровшихся за статус «суверенных государств», что вызывало серьезные опасения.
Спорили и о статусе обеих палат. Помню, Руслан Хасбулатов однажды предложил назвать верхнюю палату не Советом Федерации, а Сенатом. Но идея поддержки не получила.
Одновременно в 1990–1992 годах шел процесс внесения поправок в действующую Конституцию РСФСР 1978 года. Работой над этими поправками руководили Михаил Митюков и Сергей Шахрай — тоже члены Конституционной комиссии.
Важны ли сейчас все эти детали? Думаю, все же важны, поскольку, как показала жизнь, именно детали незаметно и исподволь влияют на характер реального политического режима.
Два проекта
В апреле 1992 года Съезд народных депутатов одобрил основные положения проекта новой Конституции. Но потом дело застопорилось. Экономическая реформа шла тяжело, доходы бюджета были крайне низкими. Программа президента и его команды — создание новой экономики и новой Конституции — стала вызывать острое раздражение, и это можно было понять. Но консервативное депутатское большинство, в сущности, не предлагало никакой внятной альтернативы реформам.
По-хорошему представителям двух соперничающих лагерей следовало бы сесть за стол переговоров и прийти к общему решению, скажем, договориться о досрочных выборах — и парламентских, и президентских.
После этого Борис Ельцин решил дорабатывать новую Конституцию без съезда. До осени 1993 года он сохранил за собой место председателя Конституционной комиссии, но пленарные заседания проводил Хасбулатов — как заместитель председателя комиссии.
В мае 1993 года президент опубликовал свой проект Основного закона — довольно скороспелый, хотя и сохранявший основное содержание и структуру нашего проекта. А в июне 1993 года Борис Ельцин созвал Конституционное совещание, главную роль в работе которого играл активный сторонник президента Сергей Шахрай. Конституционная комиссия была включена в состав участников совещания. Но раскол уже проник и в депутатский корпус, и в комиссию, и даже в ее аппарат. Часть депутатов — Сергей Ковалев, Виктор Шейнис, Федор Шелов-Коведяев, Леонид Волков и другие — высказали готовность работать в рамках Конституционного совещания.
Другие были категорически против. Помню, со мною советовался редактор «Конституционного вестника» Илья Шаблинский: сообщив, что его зовут на совещание в качестве представителя президента, он спросил, нужно ли в этом случае увольняться из редакции и аппарата Верховного Совета. Я ответил, что скорее да. Впрочем, большинство экспертов комиссии приняли участие в работе Конституционного совещания. В ходе заседаний, по сути дела, шло совмещение и уточнение положений двух проектов Конституции — комиссии и президента.
Труднее всех, думаю, было в этой ситуации Олегу Румянцеву, который отдал столько сил проекту комиссии. Из него в окончательный вариант почти целиком перешли две первые главы — «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека», а также глава «Федеративное устройство» — к тому времени усилиями Конституционной комиссии эта часть уже вошла в текст Федеративного договора, подписанного в марте 1992 года главами субъектов Федерации. Форму правления Конституционное совещание сформулировало иначе.
Впрочем, и главы 4–9 проекта, определявшие устройство органов власти и порядок внесения изменений в Конституцию, во многом основывались на предложениях Конституционной комиссии, уже прошедших к тому времени через горнило обсуждений в Верховном Совете.
Окончательная версия
А что же большинство депутатов? Думаю, они могли бы на очередном съезде в ноябре 1993 года принять новую Конституцию, поскольку проект, над которым почти три года работала Конституционная комиссия, был вполне готов. Но вместо этого консервативное большинство решило вносить в действовавшую Конституцию 1978 года новую порцию поправок — на сей раз лишающих президента основных полномочий. Думаю, это была и тактическая, и стратегическая ошибка.
Новое обострение политического кризиса привело к трагической кровавой развязке в сентябре—октябре 1993 года, когда президент своим указом распустил парламент. Невозможно забыть стреляющий с моста по зданию парламента прямой наводкой танк. Я считаю, что ответственность за такое развитие событий лежит на обеих сторонах конфликта.
После событий 3–4 октября 1993 года проект Конституции, одобренный Конституционным совещанием, еще несколько раз подправили и подчистили. В частности, установили, что президент не обязан получать согласие Государственной думы на отставку правительства (ранее в проекте такое согласие требовалось). Еще записали, что Совет Федерации не избирается, а формируется органами власти регионов. Этот вариант Конституции и был вынесен на референдум, где получил поддержку граждан.
Так появилась наша сегодняшняя Конституция. Конечно, ее нельзя назвать результатом компромисса, устраивающего всех. Но все же это первая российская Конституция, над которой совместно работали представители различных политических и общественных сил, опиравшиеся на мировой конституционный опыт. Надо ли ее менять? Наверное, она не должна оставаться в неизменном состоянии — просто в силу развития общества и становления государства. Но изменения не должны затрагивать основные институты демократического государства, такие как разделение властей, права и свободы человека и пр.
Да, Конституция несовершенна: скажем, роль парламента при формировании правительства могла бы быть и более значительной. Но я крайне настороженно отношусь к идеям институциональных поправок к ней и тем более к идее замены действующего Основного закона новым. Пороки и нелепости нашей нынешней общественной жизни обусловлены вовсе не конституционными нормами.
Сейчас много говорят о том, что Конституция России в большей степени ориентирована на западные образцы и не отражает российских традиций. Мне кажется, что это лукавство. Те, кто так утверждает, вряд ли согласятся с нарушением своих основных прав и свобод, отраженных в Конституции, например права на судебную защиту или на участие в выборах органов власти. Наличие или отсутствие писаного Основного закона, как и его содержание, еще не делает государство правовым: в Великобритании и Израиле формально вообще нет Конституции. Правовым государство делают люди, которые в полной мере осознают, разделяют и принимают общечеловеческие ценности.
Так что следует помнить ту высокую цену, которая была заплачена за действующую российскую Конституцию, и относиться к ней бережно.
Неопределенный процесс создания учредительного собрания в Перу
Педро Кастильо стал президентом Перу с двумя ключевыми политическими целями: покончить с бедностью в стране богатых людей и принять новую конституцию, разработанную национальным учредительным собранием. Отсутствие легитимности нынешней конституции в сочетании с пандемией Covid-19, которая обнажила трещины в нынешней экономической модели, похоже, указывает на начало учредительного момента. И это несмотря на разногласия между более умеренными реформаторами, которые стремятся изменить Конституцию, следуя установленным процедурам, и теми, кто, казалось бы, подрывая интересы президента, стремятся добиться изменений путем референдума, — пишет профессор Сезар Ланда.
28 июля 2021 года, в 200-летие независимости Перу, Педро Кастильо был официально приведен к присяге в качестве президента после победы менее чем на 1% и задержки, вызванной оппозиционным кандидатом в президенты Кейко Фухимори, дочерью бывшего диктатора Альберто Фухимори, которая отклонил результат и предполагаемое мошенничество, несмотря на то, что Национальное избирательное жюри признало победу Кастильо.
Частичные и полные конституционные реформы не новы для Перу. С момента основания нашей республики в 1821 году в Перу было двенадцать различных конституций, которые в основном следовали за изменениями в правительстве и служили для легитимации новых правительств, а не для выражения воли народа. Тем не менее, несмотря на то, что нынешний проект конституционной реформы стал тесно связан с новоизбранным правительством Кастильо, предложения по реформированию 1993 Конституции просачиваются с 2000 года.
Крайне важно проанализировать, отвечает ли проект конституционной реформы воле народа или воле президента, который стремится узаконить свое правительство…
Более того, политическая нестабильность последних четырех лет и ужасное влияние Covid-19 привели к призывам гражданского общества изменить политическую организацию государства в Конституции. Следовательно, крайне важно проанализировать и обсудить, отвечает ли предстоящий проект конституционной реформы воле народа или воле президента, который стремится узаконить свое правительство, как это неоднократно делалось в прошлом. Левая идеология президента Кастильо, которую он рекламировал в первом туре выборов, дала ему только 15,7% голосов, что вынудило его смягчить свое послание и извлечь выгоду из голосования против Фухимори.
Таким образом, часть населения, проголосовавшая за Кастильо во втором туре выборов, сделала это в надежде, что процесс конституционной реформы будет осуществляться путем прислушивания населения, а не проталкивания повестки дня партии.
В случае создания учредительного собрания ключевым фактором, определяющим, следует ли президент своей собственной воле или воле народа, будет процесс формирования учредительного собрания и является ли оно инклюзивным, а также ранее исключенным группы.
Причина для беспокойства: сомнительные мотивы предыдущей конституционной реформы
Наблюдатели в Перу (и Латинской Америке) имеют основания не доверять предложенным новым правительствам конституционным реформам. Самым последним примером легитимации постфактум является действующая Конституция 1993 года, которая была обнародована, чтобы обозначить конец Революционного правительства вооруженных сил (1968-1980) и следы последующих левых правительств в пользу неолиберального правительства. Альберто Фухимори (1990-2000).
Конституция 1979 г. отдавала предпочтение активной роли государства в экономической системе, в отличие от Конституции 1993 г., которая ограничивала роль государства как спонсора создания богатства и защитника основных экономических свобод.
Однако в свой первый срок президент Фухимори принял Вашингтонский консенсус и провел широкомасштабные неолиберальные реформы. При поддержке военных Фухимори осуществил государственный переворот в 1992 году, распустив Конгресс и приостановив действие Конституции, мера, которая в то время получила широкую поддержку из-за продолжающейся борьбы с двумя террористическими группировками, «Сияющий путь» и «Сияющий путь». Революционное движение Тупака Амару», и экономический кризис, оставшийся после предыдущих правительств.
Нынешняя Конституция 1993 года была одобрена на референдуме, который обычно считался закрытым и непрозрачным процессом.
Затем Фухимори руководил созданием новой Конституции через избранное Учредительное собрание посредством процесса, который возник после переворота 1992 года, и проигнорировал процесс, установленный в Конституции 1979 года. После этого Конституция 1993 г. была одобрена на референдуме, который обычно считался исключительным и непрозрачным процессом.
Таким образом, в публичных дискуссиях часто поднимается вопрос о нелегитимности 1993 Конституции, так как она родилась из действий самодержавного правительства. Несмотря на то, что Конституционный суд уже разрешил конституционный иск против действительности Конституции 1993 года, этот вопрос продолжает оставаться ключевым в дебатах. Помимо изменения экономической модели, действующая Конституция ввела изменения в политическую систему, которые до сих пор вызывают сомнения: например, переход от двухпалатного Конгресса к однопалатному.
Формирование учредительного собрания: через Конгресс или референдум?
Действующая Конституция допускает ее частичную или полную реформу: в ней говорится, что любая реформа должна быть одобрена абсолютным большинством Конгресса (66 голосов), которое затем должно быть ратифицировано на референдуме или одобрено на двух последовательных очередных законодательных собраниях две трети съезда. Высокий порог, необходимый для конституционной реформы, означает, что за последние 20 лет из 967 законодательных проектов по изменению конституции было одобрено только 20.
Политическая нестабильность последних четырех лет, которая привела к провозглашению пяти разных президентов за это время, привела к требованиям изменить статью 113 Конституции, в которой указаны основания для освобождения должности Президента. Статья 113 подверглась критике за нарушение принципа разделения властей и за то, что парламентская оппозиция слишком легко смещает действующих президентов, заявляя, что президент может быть смещен из-за «постоянной моральной недееспособности». За последние пять лет неопределенность этой статьи использовалась Конгрессом для свержения двух президентов, и кажется, что нынешние члены Конгресса рассчитывают использовать статью 113 для свержения Кастильо.
Очевидно, что времена кризиса усиливают стремление к радикальным переменам и разжигают политическую поляризацию. Именно в этом контексте президент Кастильо стал президентом с двумя ключевыми политическими целями: покончить с бедностью в стране богатых людей и разработать новую конституцию, разработанную национальным учредительным собранием.
Президент Кастильо стал известен, заявив, что необходимо разработать новую конституцию, которая будет представлять интересы маргинализированных социально-экономических групп. приведет к желаемым экономическим изменениям.
Несмотря на то, что он выиграл пост президента, разница, с которой он выиграл у дочери бывшего президента Фухимори, была очень незначительной. В результате Кастильо находится в ослабленном положении, поскольку оппозиция опасается, что его предложения помешают вернуться к макроэкономической стабильности, существовавшей до пандемии Covid-19. Помимо этого, многие аналитики считают его марионеточным лидером Владимира Серрона, лидера Perú Libre, партии, к которой принадлежит президент и которая в настоящее время имеет множество мест в Конгрессе.
В то же время разногласия внутри Perú Libre, между Кастильо и более бескомпромиссными членами партии — Гвидо Беллидо, нынешним премьер-министром, и Гильермо Бермеджо, конгрессменом, известным тем, что высмеивал концепцию демократии в просочившемся аудио становятся очевидными в дебатах о правильном конституционном процессе конституционной реформы Кастильо.
В своей инаугурационной речи президент Кастильо объявил, что воля народа не должна ограничиваться старой конституцией и что он стремится добиться избрания учредительного собрания.
Но президент Кастильо подтвердил, что он будет следовать процессу внесения поправок в действующую Конституцию, сначала добиваясь внесения поправок в конституцию, позволяющих создать учредительное собрание. Напротив, премьер-министр Беллидо, конгрессмен Бермеджо и вице-президент Дина Болуарте, которые пользуются народной поддержкой и, похоже, были союзниками Серрона, заявили, что будут добиваться создания учредительного собрания по инициативе граждан, а Бермехо заявил что предложение об учредительном собрании должно быть принято на референдуме, поскольку в Конгрессе, состоящем из 130 членов, Perú Libre насчитывается всего 37 законодателей, чего недостаточно для реализации предложения президента Кастильо. Несмотря на разные позиции, общественное обсуждение не касалось разницы между предложением Кастильо и предложением Бермехо/Беллидо, но, как и ожидалось, эти две позиции продолжают подрывать позиции президента Кастильо в его и без того ослабленном состоянии.
Остаются сомнения в том, как отреагируют государственные органы в случае принятия на референдуме неконституционного учредительного собрания.
В любом случае остается сомнение в том, как отреагируют государственные институты (такие как судебная система и институты четвертой ветви) в случае одобрения неконституционного учредительного собрания на референдуме. Судя по соблюдению Национальным избирательным жюри конституционного порядка на прошлых выборах, маловероятно, что оно признает учредительное собрание, не утвержденное в установленном порядке.
Однако разногласия по поводу конституционной реформы касаются не только процедуры: недавний опрос показал, что 63% перуанцев выступают за частичное изменение Конституции по вопросам, связанным с социально-экономическим режимом, здравоохранением и мерами по бороться с коррупцией. Президент Кастильо и другие левые политики, такие как экс-кандидат в президенты Вероника Мендоса, заявили, что нынешний кризис в области здравоохранения выявил недостатки экономической системы, требующие новой конституции.
Поскольку Перу является одной из наиболее пострадавших стран от Covid-19.пандемии внимание переключилось на способность государства обеспечить здоровье своих граждан, а также на неспособность правительства остановить взвинчивание цен в частном секторе на медицинский кислород и даже основные лекарства. Совсем недавно Кастильо заявил, что с новой Конституцией он стремится бороться со «злоупотреблениями монополий», особенно в отношении производства продуктов питания.
Заключение
В общем, трудно оценить, отвечает ли предложение президента Кастильо об учредительном собрании воле народа, и поэтому неясно, сталкиваемся ли мы с учредительным моментом. Исчерпание легитимности 1993 Конституция в сочетании с пандемией Covid-19, которая обнажила трещины в существующей модели, кажется, указывает на начало учредительного момента, несмотря на разногласия между более умеренными реформаторами, которые стремятся изменить Конституцию, следуя установленным процедурам, и теми, кто которые стремятся добиться этого изменения посредством референдума.
Желание изменить Конституцию в публичном дискурсе в основном было связано с политическими изменениями, необходимыми для предотвращения еще пяти лет политического и социального кризиса. Помимо этого, средства массовой информации были осторожны, чтобы не акцентировать внимание на желании сельского населения, проголосовавшего за Кастильо, что новая конституция будет более благоприятной для их (экономических) потребностей. В настоящее время страна продолжает оставаться поляризованной из-за отсутствия консенсуса относительно возможных изменений, необходимых для построения более прочного конституционного государства, готового к решению будущих проблем, и с возможностью того, что этот процесс будет осуществляться без уважения к верховенство права и выраженные пожелания большинства населения.
Профессор Сезар Ланда — профессор конституционного права Папского католического университета Перу, бывший председатель Конституционного суда Перу и вице-президент Международной ассоциации конституционного права.
Отказ от ответственности: мнения, выраженные в материалах Voices from the Field, принадлежат авторам и не обязательно отражают позицию International IDEA.
Конституционные процессы в Латинской Америке
%PDF-1.6 % 1544 0 объект >/Метаданные 1550 0 R/Имена 1479 0 R/Контуры 1392 0 R/Страницы 1477 0 R/StructTreeRoot 1 0 R/Тип/Каталог/ViewerPreferences>>> эндообъект 1550 0 объект >поток application/pdf
190 R/S/Div>>(основной текст-колофон)>/ID(начальный план-колофон)/K>/ID(колофон-коробка)/K[>/K[>1]/P 32 0 R/Pg 31 0 R/S/P>>>/K>/P 32 0 R/Pg 31 0 R/S/P>>>/K>/Alt(Image)/ID(frontmatter-colophon-cc-logo)/K> /P 35 0 R/Pg 31 0 R/S/Рисунок>>/P 32 0 R/S/P>>>/K>/P 32 0 R/Pg 31 0 R/S/P>>>/K [>6 7 8 9 10 11 12>/K>/P 38 0 R/Pg 31 0 R/S/Span>>14 15 16 17 18]/P 32 0 R/Pg 31 0 R/S/P> >>/K[>20]/P 32 0 R/Pg 31 0 R/S/P>>>/K[>>/Alt()/K[>>]/P 42 0 R/Pg 31 0 R /S/Link>>]/P 32 0 R/Pg 31 0 R/S/P>>>/K>/ID(нижний колонтитул издателя)/K>/P 45 0 R/Pg 31 0 R/S/ Span>>/P 32 0 R/S/P>>]/P 30 0 R/S/Div>>/P 2 0 R/S/Div>>(frontmatter-colophon-cc-logo)>/Alt( Изображение)/ID(обложка-колофон-cc-логотип)/K>/P 35 0 R/Pg 31 0 R/S/Рисунок>>(обложка-подзаголовок)>/ID(обложка-подзаголовок)/K>/P 190 R/Pg 20 0 R/S/P>>(заголовок-обложки)>/ID(заголовок-обложки)/K>/P 19 0 R/Pg 20 0 R/S/P>>(заголовок-обложки- страница)>/ID(обложка-заглавная-страница)/K[>/K>/Alt(Изображение)/ID(идея-заголовок-логотип)/K>/P 21 0 R/Pg 20 0 R/S /Рисунок>>/P 19 0 R/S/P>>>/ID(вступительная часть-заголовок)/K>/P 19 0 R/Pg 20 0 R/S/P>>>/ID(вступительная часть-подзаголовок) /K>/P 19 0 R/Pg 20 0 R/S/P>>>/ID(вступительная часть-автор-название)/K[>/K>/P 25 0 R/Pg 20 0 R/S/P >>>/K>/P 25 0 R/Pg 20 0 R/S/P>>]/P 190 R/S/Div>>]/P 2 0 R/S/Div>>(идея-заголовок-логотип)>/Alt(Изображение)/ID(идея-заголовок-логотип)/K>/ P 21 0 R/Pg 20 0 R/S/Рисунок>>(isbn-box)>/ID(isbn-box)/P 1362 0 R/S/P>>(logos-box)>/ID(logos-box) коробка)/K>/ID(логотип на передней обложке)/K>/Alt(Изображение)/K>/P 8 0 R/Pg 7 0 R/S/Рисунок>>/P 6 0 R/S/Div >>/P 5 0 R/S/Div>>(pageHeaderleft)>/ID(pageHeaderleft)/K>/K>/K>/P 1327 0 R/Pg 1329 0 R/S/P>>/P 1326 0 R/S/Div>>/P 2 0 R/S/Div>>(pageHeaderright)>/ID(pageHeaderright)/K>/K>/K>/P 1340 0 R/Pg 1342 0 R/S/ П>>/П 13390 R/S/Div>>/P 2 0 R/S/Div>>(партнерский ящик)>/ID(партнерский ящик)/P 1362 0 R/S/P>>(издательский ящик)>/ ID(ящик издателя)/K>/K[>11 12 13 14 15 16 17>/K>/P 1364 0 R/Pg 1358 0 R/S/Span>>19 20 21 22 23]/P 1363 0 R/Pg 1358 0 R/S/P>>/P 1362 0 R/S/Div>>(нижний колонтитул)>/ID(нижний колонтитул)/K>/P 45 0 R/Pg 31 0 R/ S/диапазон>>]>>
эндообъект
2 0 объект
>
эндообъект
1542 0 объект
>
эндообъект
1538 0 объект
>
эндообъект
15390 объект
>
эндообъект
1540 0 объект
>
эндообъект
1541 0 объект
>
эндообъект
1529 0 объект
[1222 0 Ч 1224 0 Ч 1225 0 Ч 1226 0 Ч 1227 0 Ч 1228 0 Ч 1229 0 Ч]
эндообъект
1530 0 объект
[1234 0 Ч 1229 0 Ч 1236 0 Ч 1237 0 Ч 1238 0 Ч 1239 0 Ч 1240 0 Ч]
эндообъект
1531 0 объект
[1246 0 Ч 1248 0 Ч 1249 0 Ч 1250 0 Ч 1251 0 Ч 1252 0 Ч 1253 0 Ч 1254 0 Ч 1255 0 Ч]
эндообъект
1532 0 объект
[1260 0 R 1262 0 R 1263 0 R 1264 0 R 1265 0 R 1266 0 R 1267 0 R 1266 0 R 1268 0 R 12690 Р 1270 0 Р]
эндообъект
1533 0 объект
[1275 0 R 1270 0 R 1277 0 R 1278 0 R 1279 0 R 1278 0 R 1280 0 R 1281 0 R 1280 0 R 1282 0 R 1280 0 R 1283 0 R 1280 0 R 1284 0 R 1285 0 R 11276 0 0 Р 1286 0 Р 1288 0 Р 1289 0 Р 1288 0 Р]
эндообъект
1534 0 объект
[1294 0 Р 1296 0 Р 1297 0 Р 1296 0 Р 1298 0 Р 1299 0 Р 1298 0 Р 1300 0 Р 1301 0 Р 1300 0 Р 1302 0 Р 1303 0 Р 1302 0 Р 1304 0 Р 1305 0 Р 1304 0 0 Р 1307 0 Р 1306 0 Р 1308 0 Р 1306 0 Р 1309 0 Р 1310 0 Р 1309 0 Р 1311 0 Р 1312 0 Р 1311 0 Р 1313 0 Р 1314 0 Р 1313 0 Р 1315 0 Р 1316 5 0 Р 1313 1317 0 Р 1318 0 Р 1317 0 Р 13190 R 1320 0 R 1319 0 R 1321 0 R 1322 0 R 1323 0 R 1322 0 R]
эндообъект
1535 0 объект
[1328 0 R 1330 0 R 1331 0 R 1330 0 R 1332 0 R 1333 0 R 1332 0 R 1334 0 R 1332 0 R 1335 0 R 1336 0 R 1335 0 R]
эндообъект
1536 0 объект
[1341 0 R 1344 0 R 1346 0 R 1347 0 R 1348 0 R 1349 0 R 1350 0 R 1351 0 R 1351 0 R 1351 0 R 1351 0 R 1352 0 R]
эндообъект
1537 0 объект
[1361 0 Р 1361 0 Р 1361 0 Р 1361 0 Р 1361 0 Р 1361 0 Р 1361 0 Р 1361 0 Р 1361 0 Р 1361 0 Р 1364 0 Р 1364 0 Р 1364 0 Р 1364 0 Р 1364 0 Р 11364 0 0 R 1364 0 R 1365 0 R 1364 0 R 1364 0 R 1364 0 R 1364 0 R 1364 0 R]
эндообъект
1361 0 объект
>/К[>1 2 3 4 5 6 7 8 9]/P 1360 0 R/Pg 1358 0 R/S/P>>
эндообъект
1364 0 объект
>/K[>11 12 13 14 15 16 17 1365 0 R 19 20 21 22 23]/P 1363 0 R/Pg 1358 0 R/S/P>>
эндообъект
1365 0 объект
>/K>/P 1364 0 R/Pg 1358 0 R/S/Диапазон>>
эндообъект
1358 0 объект
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/StructParents 57/Tabs/S/TrimBox[0 0 595.

Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм. [2]
РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР.







Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.




