Сподвижник петра великого архиепископ новгородский автор духовного регламента: ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ | Энциклопедия Кругосвет

Феофан (Прокопович) | это… Что такое Феофан (Прокопович)?

Феофан Прокопович

Архиепископ Феофа́н (в миру — Елеазар Прокопович; 8 (18) июня 1681, Киев — 8 (19) сентября 1736, Санкт-Петербург) — епископ Православной Российской Церкви; с 25 июня 1725 года архиепископ Новгородский. Фактически руководитель Святейшего Синода: с 25 января 1721 года (по смерти Стефана Яворского) первый вице-президент Синода, с 15 июля 1726 года первенствующий член.

Проповедник и государственный деятель, публицист, поэт, сподвижник Петра I.

Содержание

  • 1 Детство и образование
  • 2 Преподавательская деятельность в Киеве
  • 3 В Петербурге
  • 4 Оценка
  • 5 Литература
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Детство и образование

Родился в купеческой семье; образование получил в Киево-Могилянской академии; по окончании курса уехал в Рим, где, чтобы поступить в прославленную тогда иезуитскую коллегию св. Афанасия, должен был перейти в католицизм.

Прослушав в этой коллегии полный курс, приобрёл громадную начитанность в сочинениях богословских и философских, а также в древнеклассической литературе и своими выдающимися дарованиями обратил на себя внимание папы, но не пожелал остаться в Риме и в 1704 году вернулся в Киев.

Преподавательская деятельность в Киеве

Здесь, снова обратившись в православие, он стал преподавать в Киево-Могилянской академии сначала пиитику, потом риторику, философию и, наконец, богословие, и по всем этим предметам составил руководства, очень замечательные для своего времени ясностью изложения и отсутствием схоластических приёмов.

Будучи преподавателем пиитики и удовлетворяя обычаю, требовавшему сочинения драматических представлений для школьной сцены, написал трагидокомедию «Владимир», в которой, изображая победу христианства над язычеством и осмеивая жрецов, как поборников суеверия и невежества, выступил горячим защитником просвещения и сторонником начатой уже Петром Великим решительной борьбы со старыми московскими предрассудками.

По случаю Полтавской победы 1709 сочинил панегирическую проповедь, которая была, по приказанию Петра, переведена на латинский язык самим автором.

В 1711 был вызван в царский лагерь во время турецкого похода, а по возвращении оттуда сделан игуменом Братского монастыря и ректором Академии.

Продолжая свою преподавательскую деятельность, издал ряд популярных рассуждений, диалогов и проповедей о различных богословских вопросах. Все эти сочинения отличаются живым и остроумным изложением и стремлением к критическому анализу. Феофан является заклятым противником всего католического в науке и жизни и поклонником новой европейской науки, созданной Френсисом Бэконом и Декартом; он решительно выступает с резким, принципиальным отрицанием всякого авторитета духовенства как учительского сословия, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и опровергая старую теорию о первенстве духовной власти над светской и вообще о первенстве духовенства над всеми прочими общественными классами.

В Петербурге

Пётр I, узнав образ мыслей Феофана и убедившись в его выдающихся способностях, в 1716 вызвал его в Петербург.

Здесь сначала выступил в качестве проповедника-публициста, разъясняя действия правительства и доказывая необходимость преобразований, а также осмеивая и сатирически обличая её противников. Из этих проповедей особенно замечательны слово о царском путешествии за границу и «слово о власти и чести царской» (1718), посвящённое доказательству необходимости для России неограниченного самодержавия, причём проповедник особенно вооружался на «богословов», полагавших, что власть духовная выше светской.

Так как после основания Петербург некоторое время оставался без собственного епископа, 2 июня 1718 был хиротонисан во епископа Псковского и Нарвского, фактически пребывая в Петербурге, и с того времени становится главным помощником Петра Великого в делах духовного управления. Через его руки проходят, им составляются или, по крайней мере, редактируются все важнейшие законодательные акты по делам церкви; он пишет, по поручению царя, предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты и проч.

Им составлен «Духовный регламент» (1720), написаны предисловие к Морскому уставу (1719) и «Слово похвальное о флоте российском», краткое руководство для проповедников, «Объявление» о монашестве (1724), трактат о патриаршестве, «Первое учение отроком», рассуждения о браках с иноверцами, о крещении, о расколе, подробный комментарий к «Уставу о престолонаследии» под заглавием: «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей» и мн. др. Феофан выступал также как поэт, автор силлабических виршей («За Могилою Рябою» — стихи о Прутском походе, посвящение Антиоху Кантемиру, эпиграммы).

С 1720 был архиепископом Новгородским.

25 января 1721, после смерти Стефана Яворского, назначен первым вице-президентом Святейшего Синода.

Пётр нередко делал Феофану подарки: лично сам подарил ему несколько деревень, дарил значительные денежные суммы. У Феофана в Петербурге образовалось свое хозяйство.

В то время, как представители великорусской церковной партии и старшие иерархи из киевских учёных, руководителем которых был Стефан Яворский, в своих воззрениях на отношения светской власти к духовной, а также и в некоторых богословских вопросах, склонялись к католическому учению, стоял на точке зрения, близкой к убеждениям протестантских богословов, среди которых он имел немало друзей и почитателей.

Его политические убеждения, основой которых была теория так называемого «просвещённого деспотизма», всецело разделялись Петром I. При таком положении дела многочисленные враги Феофана не имели возможности ему вредить. По смерти Петра обстоятельства изменились: ему пришлось выдержать ожесточённую и опасную борьбу, отражая обвинения уже не столько богословского, сколько политического характера. Но сумел искусно воспользоваться обстоятельствами вступления на престол императрицы Анны и стать во главе той партии «среднего чина людей», которые разрушили замыслы верховников подачей государыне известной челобитной о восстановлении самодержавия.

Благодаря своему деятельному участию в этом событии, вновь приобрёл прочное положение при Дворе и в Синоде — и обрушился на своих старых врагов, полемику с которыми на этот раз повел уже не столько в литературе, сколько в застенках тайной канцелярии. Прежний горячий защитник реформы, действовавший во имя интересов просвещения, в котором он видел единственный залог блага России, теперь, при изменившихся условиях русской жизни, хотя и старается ограждать результаты реформы от посягательств реакции, но по существу своей роли официального проповедника-публициста обращается из деятеля прогрессивного в строгого консерватора и становится панегиристом, оправдывающим существующий порядок даже и в тех случаях, когда он противоречил его собственному идеалу.

Но всё же оставался человеком, высоко ценившим и, по возможности, отстаивавшим науку и просвещение. В лучших своих произведениях Феофан выступает представителем критически-обличительного направления. Исходя из понятий современного ему научного рационализма и протестантской теологии, он отрицательно относится к старым формам московской церковной и общественной жизни, которые считает особенно благоприятствующими процветанию невежества или показной псевдо-учёности, ханжества и суеверия; во имя выставленного им идеала просвещённого человека и сильного своим просвещением государства, он сатирически изображает современную ему русскую жизнь и в этом смысле может быть назван первым русским сатириком, первым представителем того направления, к которому впоследствии примкнули наши лучшие литературные силы.

Его влияние на Кантемира, сатиры которого нередко являются только перифразом проповедей Феофана, было чрезвычайно сильно; не подлежит также сомнению и влияние его на В. Н. Татищева, взгляды которого на русскую историю и современность вырабатывались, можно сказать, в школе Феофана.

Его сочинения на латинском языке изданы в XVIII в. в Кенигсберге и Лейпциге Дамаскиным Семеновым-Рудневым, Иакинфом Карпинским, Давидом Нащинским и Самуилом Миславским; некоторые переводились на русский язык. «Слова и Речи» изданы в 3-х частях (СПб., 1765).

Оценка

Ректор Московской академии, впоследствии архиепископ Тверской, второй вице-президент Синода Феофилакт Лопатинский полагал (как и иные, например, Маркелл Родышевский) Феофана протестантом[1].

Протоиерей Георгий Флоровский: «Феофан Прокопович был человек жуткий. Даже в наружности его было что-то зловещее. Это был типический наемник и авантюрист, — таких ученых наемников тогда много бывало на Западе. Феофан кажется неискренним даже тогда, когда он поверяет свои заветные грезы, когда высказывает свои действительные взгляды. Он пишет всегда точно проданным пером. Во всем его душевном складе чувствуется нечестность. Вернее назвать его дельцом, не деятелем. Один из современных историков остроумно назвал его „агентом Петровской реформы“. Однако, Петру лично Феофан был верен и предан почти без лести, и в Реформу вложился весь с увлечением. И он принадлежал к тем немногим в рядах ближайших сотрудников Петра, кто действительно дорожил преобразованиями.»

[2]

«Не было почти рода писательства, к которому не был бы причастен Феофан. Богослов, проповедник, канонист, юрист, историк, поэт совмещались в нем с разною степенью дарования, но, во всяком случае, в необыкновенном сочетании. Таких разносторонних и плодовитых талантов мало можно встретить среди наших деятелей XVIII века. Взятая в целом личность Феофана Прокоповича всегда останется одной из центральных фигур русской истории XVIII столетия.»[3]

Литература

  1. Ю. Ф. Самарин. «Стефан Яворский и Феофан Прокопович, как проповедники». М., 1844.
  2. «Сочинения» Самарина, т. V, М., 1880.
  3. И. А. Чистович. «Феофан Прокопович и его время». СПб., 1868.
  4. П. О. Морозов. «Феофан Прокопович как писатель». СПб.
    , 1880.
  5. К. В. Пигарев, Г. М. Фридлендер. Феофан Прокопович // История всемирной литературы. — Т. 5. — М., 1988.

Примечания

  1. См. его «Об иге Господнем благом»
  2. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1937, стр. 89 — 90.
  3. Феофан (Прокопович), Русское Православие

Ссылки

  • Феофан (Прокопович) на сайте Русское Православие
  • Феофан Прокопович. на rulex.ru

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Публикация не была найдена — Студопедия

Поделись  

Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии.

— философию эпохи петровских реформ;

— материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.

К первому направлению (эпохи петровских реформ)относится творчество Феофана Прокоповича (сподвижник Петра Великого, архиепископ новгородский, автор «Духовного Регламента»), В. Н. Татищева, А.Д. Кантемира. Основной направленностью их философии была социально-политическая.

Основными представителями материалистического направлениябыли М.В. Ломоносов, АН. Радищев.

В 1724 году была основана Российская академия наук. А в 1755 году был основан Московский Университет, в котором сначала существовало три факультета: философский, юридический и медицинский. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765). М.В. Ломоносовв философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии.

Также Ломоносовым была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («корпускул», то есть атомов) — материальных монад.

Отношение М.В. Ломоносова к Богу — деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.

В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.

На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев(1749 — 1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо — борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права. Работа А.Н. Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии» является одним из первых философско-антропологических произведений в истории русской мысли.

Григорий Саввич Сковорода (1722 — 1794) — украинский философ, поэт, педагог, писавший свои работы на традиционном книжном языке, который являлся смесью украинских, русских и древнеславянских элементов. Побывал в Польше, Венгрии (был в Токае), Австрии (по некоторым данным, также в Италии и Германии). Последние тридцать лет Сковорода вел жизнь странствующего мудреца (старчика) путешествуя пешком по Слободской Украине, останавливаясь в крестьянских избах, на пасеках у друзей помешиков, в слобожанских монастырях. Он отказывался от предлагаемых ему должностей и занятий, посвящая свое время поучению людей нравственности — как словом, так и своим образом жизни. Труды философа при жизни не печатались, трактаты его передавались в моногочисленных списках из рук в руки. За такой образ жизни Г.С. Сковорода был прозван «русским Сократом».

Историческая философия (историософия) была представлена творчеством П.Я. Чаадаева (1794 — 1856). Основное произведение — «Философические письма» (первое «Философическое письмо» было опубликовано в журнале «Телескоп»). В этом произведении Чаадаевым впервые был поставлен вопрос о роли и месте России в истории человечества. Основные идеи «Философических писем»:

— скептицизм по отношению к прошлому и будущему России;

— подчиненность исторического процесса воле Бога;

— отказ от всех форм насилия, принуждения человека человеком, государством или церковью.



Архиепископ Новгородский Феофан | Encyclopedia.com

Гейл

просмотров обновлено 21 мая 2018 г.

(1681–1736), святитель, философ, писатель, посредник между Русской православной церковью и протестантизмом.

Родившийся в Киеве в купеческой семье, но рано осиротевший, Феофан получил образование в Киевской академии, одном из немногих в то время духовных учебных заведений. Как и другие одаренные студенты того времени, он номинально обратился в униатскую (восточно-католическую) веру, чтобы получить право на обучение в Риме — в его случае, в иезуитском учреждении, колледже св. Афанасия. В 1701 году он покинул Рим, проникнутый глубокой неприязнью к католицизму и, как позднее обвинят его критики, в некритическом пристрастии к протестантизму. Во всяком случае, в 1702 г. он вернулся в Киев с исключительно сильной подготовкой в ​​области философии и богословия. Отказавшись от своей католической веры по расчету, он начал блестящую карьеру в Русской православной церкви. Впервые он проявил себя в Киевской академии, где стал не только ее ректором, но и плодовитым писателем, среди его произведений — пятиактная «трагикомедия» 9.0012 Владимир , высмеивающий язычество и суеверия. В 1709 году в присутствии Петра он произнес проповедь, посвященную победе русских под Полтавой; подобные рассуждения привлекли внимание императора, вызвали его в Петербург и привели к возведению в епископы (сначала в 1718 г. епископом Псковским, а затем в 1720 г. архиепископом Новгородским).

В эти годы Феофан стал одним из наиболее эрудированных идеологов и пропагандистов Петра. Опираясь на европейскую политическую теорию и превознося справедливую и творческую силу правителя, Феофан был главным архитектором новой петровской концепции динамического самодержавия. Феофан сыграл ключевую роль в составлении ряда государственных документов, от «Предисловия» до Военно-морского устава (1719 г. ) на знаменитую Правду о завещании монарха (1722 г.), защищающую право и обязанность Петра отвергать обычаи и назначать наиболее квалифицированного человека своим преемником. Феофан также служил ключевым связующим звеном с протестантским миром, усиливая подозрения современников и побуждая православных историков отвергать его как простого «протестанта». Безусловно, самым важным его трудом было Церковное Положение (1721), составленное по велению Петра. Примечательно, что этот критический документ, служивший уставом Русской Церкви до 19 г.17 — содержала гораздо больше, чем простое обоснование решения Петра заменить патриаршество коллегиальной коллегией (сначала называвшейся Духовной коллегией, но переименованной в Священный Синод). А именно, Церковное Положение намечало амбициозную программу по просвещению и искоренению суеверия в Церкви, главным образом путем улучшения церковного управления, учреждения семинарий для обучения приходского духовенства и искоренения суеверия среди мирян. Феофан играл ключевую роль в новом синодальном управлении и одновременно написал несколько важных работ, в том числе трактат о патриаршестве, катехизис и трактат с критикой монашества.

Смерть Петра в 1725 году изначально сделала Феофана уязвимым для согласованных нападений консерваторов, но в 1730 году проницательный прелат снова завоевал благосклонность, встав на сторону нового монарха Анны, против группы магнатов, стремящихся ограничить ее власть. Таким образом, он пользовался значительным влиянием в церковных делах вплоть до своей смерти 8 сентября 1736 года.

См. также: святой синод; Петр I; протестантизм

библиография

Кракрафт, Джеймс. (1973). «Феофан Прокопович». В Восемнадцатый век в России, изд. Дж. Г. Гаррард. Оксфорд: Кларендон.

Кракрафт, Джеймс. (1975). «Феофан Прокопович: Библиография его произведений». Oxford Slavonic Papers 8:1–36.

Делла Кава, Ольга. (1971). «Феофан Прокопович: Его жизнь и его проповеди, 1681–1736». Кандидат наук. дисс. Колумбийский университет, Нью-Йорк. Фриз Григорий Л.0006 11 мая 2018

ПРОКОПОВИЧ ФЕОФАН (1681–1736), самый влиятельный церковный деятель России петровской эпохи, дослужился до должности архиепископа Новгородского и вице-президента нового Священного Синода, из которого он пользовался огромным авторитетом в интересах реформ Петра Великого. Один из нескольких выдающихся украинских священнослужителей (он родился в Киеве) на службе у Петра, он впервые привлек внимание Петра как привлекательный проповедник в 1708 году и произнес драматический панегирик Петру после победы под Полтавой в 1709 году..

Феофан наиболее известен своими панегирическими проповедями и окончательными трактатами в защиту петровских реформ, наиболее известными из которых являются его обоснование нового петровского закона о престолонаследии 1722 года, Право воли государя, и положение об учреждении Синодальной церкви , Духовный регламент . Хотя авторство этих и ряда других произведений Феофана вызывало сомнения, большинство историков приписывают их ему. После заключения сына Петра Алексея за измену и его последующей смерти в 1718 году у царя не осталось взрослых наследников мужского пола. В ответ он изменил закон, позволив действующему монарху назначить преемника. Феофан защищал это решение как соответствующее православным принципам, воле Божией и здравому смыслу.

Духовный регламент кодифицировал новую административную структуру церкви, ликвидацию патриаршества (остававшегося вакантным после смерти патриарха Адриана в 1700 г.) и его замену коллегиальным органом, Священным Синодом, состоящим из смесь духовенства и мирян, назначаемых царем. В Духовном регламенте объяснялось, что это изменение означало для церкви и духовенства, особенно для приходских священников, которые теперь стали де-факто государственными деятелями, и для монастырского духовенства, численность и ресурсы которого резко сократились.

Феофан также связан с катехизацией прихода и приходского духовенства через распространение своей брошюры Первый урок ребенка. Задуманный как учебник грамотности и катехизис Десяти Заповедей, Первый Урок Ребенка был предписан для использования в церковной службе, заменяя другие необязательные тексты, такие как тексты Ефрема Сирина. Этот текст нес в себе черты подхода Феофана к языку. Здесь и в меньшей степени в своих проповедях он сознательно принял простой и прямолинейный тон вместо декоративного барокко высокой церковнославянской прозы. Писая на народном языке, он старался использовать язык повседневной речи, чтобы смысл текста, произнесенного вслух или прочитанного, был непосредственно доступен мирянам. Хотя остается неясным, является ли Первый урок для ребенка широко использовался для обучения грамоте, он действительно очень широко распространялся в восемнадцатом веке, выдержав более дюжины изданий и десятки тысяч экземпляров.

В последние годы Петра и после его смерти Феофан играл важную роль в придворной политике и, возможно, сыграл решающую роль в содействии возведению на престол жены Петра, Екатерины, положив тем самым начало длительному периоду (до 1796 г. ), когда женское правление было скорее нормой, чем исключением в России. Феофан составил официальный отчет о смерти и престолонаследии Петра, элегии и первичные панегирики, восхваляющие послепетровское политическое устройство. Он также работал за кулисами среди капризных российских придворных и гвардейских полков во имя политической стабильности.

См. также Самодержавие ; Православие, русский ; Петр I (Россия) ; Русская литература и язык .

БИБЛИОГРАФИЯ

Кракрафт, Джеймс. Церковная реформа Петра Великого. Stanford, 1971.

Лентин А., пер. и изд. Петр Великий: Его закон об имперском престолонаследии: Официальный комментарий. Оксфорд, 1996.

Мюллер, Александр В., пер. и изд. Духовный регламент Петра Великого. Сиэтл, 1972.

Gary Marker

Европа, 1450–1789: энциклопедия раннего маркера современного мира, Gary

Gale

Views Обновлен 27 июня 2018

PROKOPOVICH, FEOFAN 6 (1681–17369 PROKOPOVICH, FEOFAN (1681–1736

. ) был русским православным архиепископом, который сотрудничал с Петром Великим в деле подчинения управления Русской православной церкви имперскому правительству. Инструментом подчинения был Духовный Регламент (Церковное Положение), самое известное писание Прокоповича, провозглашенное Петром 25 января 1721 г.

Духовный устав добился подчинения церковного управления царскому государству вплоть до падения царизма в 1917 году. Он упразднил Московскую патриархию, заменив ее Духовной коллегией по образцу коллегиальной системы, только что введенной в гражданскую администрацию. Российской империи. Духовная коллегия немедленно и успешно попыталась переименовать себя в Святейший Правительствующий Синод. Изменение названия символизировало начало почти двухсотлетней борьбы церковников и сторонников церкви за восстановление административной автономии церкви.

Одной из наиболее обременительных черт Церковного устава было подчинение духовенства полицейскому надзору. Священники были обязаны свидетельствовать против своих кающихся, иначе им грозили суровые юридические санкции. Постановление имело немедленный эффект усиления старообрядческого раскола и долгосрочный эффект отчуждения духовенства от их паствы.

Карьера Прокоповича знаменовала секуляризационное и протестантское развитие русской церкви. Как и Петр, Прокопович считал, что концепция симфония , определявшая церковь и государство как два автономных, но взаимосвязанных явления, служила ослаблению политического авторитета, поощрению непримиримости старообрядцев и воспитанию политической нелояльности.

Воспитанный дядей, Прокопович учился в иезуитских коллегиях на Польской Украине и в Риме, где по необходимости принял (униатский) католицизм. В Киеве он снова обратился в православие; он был назначен ректором Киевской духовной академии (1711 г.), епископом Псковским (1718 г.) и архиепископом Новгородским (1720 г.).

Когда царь умер в 1725 году, Прокопович подвергся нападкам со стороны традиционалистских церковников, решивших восстановить каноническое равновесие между церковью и государством. Прокопович контратаковал. Он был ключевым сторонником кандидатуры на русский престол Анны Ивановны Курляндской (годы правления 1730–1740), тем самым сыграв важную роль в наложении на русскую церковь так называемого немецкого ига.

Последние годы жизни Прокоповича застали его в аномальной ситуации защиты традиционной иерархической организации и апостольской преемственности Православной церкви от дальнейших реформ курляндской администрации. Сборник религиозно-политических произведений Прокоповича под названием «Слова и речи» (Санкт-Петербург, 1765 г.) появился посмертно.

Библиография

Кракрафт, Джеймс. Церковная реформа Петра Великого . Стэнфорд, Калифорния, 1971.

Кертисс, Джон С., изд. Очерки русской и советской истории в честь Героида Танкуари Робинсона . Нью-Йорк, 1963.

Мюллер, Александр В., изд. Духовный регламент Петра Великого . Сиэтл, 1972.

Смолич, Игорь. Geschichte der russischen Kirche, 1700–1719 гг. 17 . Лейден, 1964.

Виттрам, Райнхард. Петр I, царь и кайзер: Zur Geschichte Peters des Grossen in seiner Zeit . 2 тт. Göttingen, 1964.

Джеймс У. Каннингем (1987)

Энциклопедия религии Каннингем, Джеймс

Gale

Views Обновлен мая 2018

русский ортодокс -архиероп архиепископ, поэологический; б. Киев, 8 июня 1681 г.; д. Санкт-Петербург, 9 сентября 1736 года. После изучения богословия в Киевской академии он стал католиком (169 г.8) и присоединился к василианским монахам. Во время учебы в аспирантуре в Риме он был принят в члены Общества Иисуса. Однако вместо вступления в орден он вернулся в Киев и обратился в православие. В 1704 г. он стал профессором Киевской академии и был ее ректором (1711–1716). Хотя Стефан обвинил его в кальвинизме, он стал епископом Псковским (1720 г.) и архиепископом Новгородским (1725 г.). Он был близким советником императора Петра I (Великого), который использовал его как своего главного теоретика церковной политики. Прокопович поддержал создание Петром святейшего синода (1721 г.) и стал его первым вице-президентом. Священный Синод заменил патриаршество в качестве руководящего органа Русской Православной Церкви, которую он почти полностью подчинил государственному контролю. За его роль в этом изменении Прокоповича называют отцом русского цезарепапизма. Он опубликовал множество литературных, философских и богословских работ, в основном на латыни. Их влияние продолжалось до 1836 года, когда началась реакция в пользу традиционных православных верований. Его работа о церковном уставе, опубликованная совместно с царем в 1720 году, призывала к подчинению церкви государству. В трактате о справедливости решения императора (1721) Прокопович соединил западные представления о всевластии с византийскими теократическими представлениями. Его взгляды на исхождение Святого Духа, культ образов и Пресвятой Богородицы соответствовали взглядам православия, но его учения о благодати, свободе, воле, оправдании и экклезиологии продемонстрировали сильное лютеранское влияние. Семинария, созданная Прокоповичем в Петербурге по образцу протестантской в ​​Галле, стала центром распространения его идей.

[мл. papin]

Новая католическая энциклопедия ПАПИН, J.

Стефан Яворский, митрополит | Encyclopedia.com

гейл

просмотров обновлено

(1658–1722), митрополит Рязанский и первый глава Священного Синода.

Родившийся в небогатой дворянской семье в Польше, Яворский с семьей переехал на Левобережную Украину, чтобы жить на территории, контролируемой православной Россией. После учебы в Академии Петра Могилы в Киеве Яворский временно обратился в католичество византийского обряда, чтобы продолжить свое образование в католической Польше. В 1687 году он вернулся в Киев и в Православную Церковь и стал монахом. Будучи преподавателем Киевской академии, красноречие Стефана привлекло благосклонное внимание Петра I, который в 1700 г. сделал его митрополитом Рязанским. После смерти патриарха Адриана I в 1700 г. Петр поставил Стефана 9-го.0012 местоблюститель Патриаршего престола.

Первоначально Стефан поддерживал программу реформ Питера. Но со временем отношение Петра к Православной церкви вызвало критику со стороны Стефана и привело к соответствующему снижению его влияния. Стефан тихо возражал против секуляризации церковного имущества и новых ограничений на монашество. Напряженность в отношениях между Петром и Стефаном только усугублялась ревностным преследованием Стефаном московского аптекаря Дмитрия Тверитинова, суд над ересью которого длился с 1713 по 1718 год. Под влиянием лютеранских идей Тверитинов отвергал иконы и таинства и утверждал, что одной Библии достаточно для спасения. Суд над ересью, естественно, поднял неприятные вопросы о влиянии западных протестантов на петровские реформы. Действительно, нападки Стефана на лютеранство, Скала Веры, завершенная в 1718 году, не могла быть опубликована до 1728 года, после смерти Петра. Что еще хуже, политическая благонадежность Стефана оказалась под вопросом после того, как Алексей, сын Петра, бежал за границу; в одной из своих проповедей незадолго до бегства Алексея Стефан назвал его «единственной надеждой России».

Тем временем новый фаворит Петра, Феофан Прокопович, автором Духовного устава, радикальной церковной реформы, заменившей должность Патриарха во главе Православной Церкви Священным Синодом — советом епископов и священников. В тщетной попытке остановить возвышение своего соперника Стефан обвинил Феофана в ереси, но был вынужден снять обвинение и извиниться. В 1721 году Петр все же назначил Стефана первым председательствующим членом нового Священного Синода. Он умер через год.

Переходная фигура между патриаршим и синодальным периодами Православной Церкви, Стефан олицетворял противоречия России начала восемнадцатого века. Один из нескольких ученых украинских прелатов, прославившихся при Петре, Стефан как продвигал вестернизацию, так и стремился ее ограничить. Он находился под сильным влиянием идей католической Контрреформации и своими произведениями помог внедрить это богословие в русское православие.

См. также: священный синод; Петр I; прокопович, феофан; русская православная церковь

Кракрафт Джеймс. (1971). Церковная реформа Петра Великого. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.

Дж. Евгений Клей

Энциклопедия истории России

Подробнее с encyclopedia.com

Архиепископ Новгородский Феофан, ПРОКОПОВИЧ, ФЕОФАН (1681–1736), святитель, философ, писатель, связующее звено между Русской православной церковью и протестантизмом. Родился в семье купца… Петр I (Югославия) , ПЕТР I (1672–1725), известный как Петр Великий, царь и император России, 1682–1725 гг. Правление Петра I обычно считается водоразделом в России… Петр I (Россия), Петр I (1672-1725), называемый Петром Великим, был царем России с 1682 по 1725 год. Его правление было отмечено программой обширная реформа, известная как Вес… Петр, Петр Петр2 мужское имя, имя ряда других реальных и вымышленных людей. Питер Пэн, герой одноименной пьесы Дж. М. Барри (1904), а… Происхождение Екатерины I, Марфы Скавронской, национальность и первоначальная религиозная принадлежность до сих пор являются предметом дискуссий. Она столкнулась с русской армией в Ли… Святейший Синод. Отношения церкви и государства были подробно изложены в организации Священного Синода. Иерархия не могла вмешиваться в государственные дела…

Об этой статье

Обновлено О Содержание encyclopedia.com Распечатать статью

Вам также может понравиться
  • Peter I (The Great), Emperor of Russia

  • Peter I (1672–1725)

  • Catherine I (1684–1727)

  • Catherine I (1684–1727)

  • Борьба,

  • Peters, Hugh

  • Flettner, Peter

  • Veregin, Peter

Вблизи терминов

. stefan

.0003

Стивс, Достопочтенный. Wayne (Albert) Minister of Public Safety

Steevens, Grissell (1653–1746)

steersmen

steersman

Steers, Edward, Jr. 1937-

steering wheel

steering system

Steering Committees

steering committee

Рулевое управление

Рулевое управление

Рулевое управление

Закон о рулевом управлении

Рулевое управление, Ирэн (1889–1947)

верхолаз

steeplechasing

steeplechaser

steeplechase

steeplebush

Steeple Headdress

steepish

steepen

Steep Rock Lake

Stefan Yavorsky, Metropolitan

Stéfan, Jude 1930-

Stefan, Maria (1954– )

Стефан, Митрополит°

Стефан, Верена (1947–)

Стефан-Больцман закон

Стефанек, Гертруда (1959–)

Stefanesti

Stefani, Gwen

Stefani, Jan

Stefani, Józef

Stefaniak, Mary Helen

Stefaniak, Mary Helen 1951–

Stefanich, Juan (1889–1975)

Stefanidis, John

Stefanini , Луиджи (1891–1956)

Стефансон, Хизер Д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *