СПИНОЗА • Большая российская энциклопедия
СПИНО́ЗА (Spinoza, d’Espinosa) Бенедикт (Барух) (24.11.1632, Амстердам – 21.2.1677, Гаага), нидерл. философ, представитель рационализма. Родился в евр. купеческой семье; учился в раввинской школе. После смерти отца (1654) некоторое время продолжал его торговые дела. В 1656 руководители амстердамской синагоги за недостаточное почтение к религии и обычаям предков подвергли С. «великому отлучению». Вынужденный покинуть Амстердам, С. жил в Рейнсбурге, Ворбурге, затем в Гааге, добывая средства к существованию шлифовкой оптич. стёкол; ограничиваясь миним. потребностями, посвятил свою жизнь филос. исследованиям. С. испытал влияние Маймонида, Хасдая бен Авраама Крескаса, Авраама Ибн Эзры, Дж. Бруно, Р. Декарта, Т. Гоббса; благодаря своему учителю лат. языка Ф. ван ден Эндену приобрёл знакомства в среде учёных-христиан, общался с Х. Гюйгенсом, Г. В. Лейбницем, секретарём Лондонского королевского об-ва Г. Ольденбургом (ок. 1620–78) и др.
При жизни С. опубликовал «Принципы философии Декарта» («Renati Des Cartes principiorum philosophiae…», 1663; рус. пер. 1926) и анонимно – «Богословско-политический трактат» («Tractatus theologico-politicus», 1670; рус. пер. 1906, 1935), ставший одним из первых образцов историко-филологич. библейской критики (исследуя атрибуцию ветхозаветных книг, С., в частности, показал, что авторство Пятикнижия не может быть целиком приписано Моисею; трактат вызвал обширную полемику и обвинения в атеизме и в 1674 запрещён голл. властями). Осн. филос. сочинение С. – «Этика, изложенная геометрическим методом…» («Ethica, ordine geometrice demonstrate…», закончена в 1675; рус. пер. В. И. Модестова, 1886, Н. А. Иванцова, 1892) – было опубликовано друзьями С. в составе его «Посмертных сочинений» («Opera posthuma», 1677), куда вошли также «Трактат об усовершенствовании разума» («Tractatus de emendatiae intellectus», рус. пер. 1893, 1914, 1934), «Политический трактат…» («Tractatus politicus…», не окончен; рус. пер. 1910), частично переписка. В 19 в. был обнаружен голл. перевод его первого произведения – «Краткий трактат о Боге, человеке и его блаженстве» («Korte verhandeling van God, de mensch en deszelfs welstand», рус. пер. 1929).
В «Этике…», излагающей осн. части его филос. системы – онтологию, гносеологию, антропологию и этику, С. использует рационалистич. «геометрический метод»: начиная с определений и аксиом он переходит к теоремам и их доказательствам, снабжая их пояснениями (схолиями) и вспомогат. теоремами (леммами).
Теория бытия
В теории бытия С. отстаивал концепцию пантеизма: Бог, или Природа, – единственная существующая в мире субстанция, которая по своей сущности бесконечна, неделима, вечна, неизменна, свободна и вместе с тем необходима. Субстанция – «причина самой себя», её сущностными характеристиками выступают атрибуты. Божественная субстанция обладает бесконечным количеством атрибутов, поскольку обладает наивысшей степенью реальности. Атрибуты, будучи реально различными, не могут ограничивать друг друга, каждый из них выражает в каком-то определённом аспекте бесконечную сущность Бога. Познаются атрибуты независимо друг от друга. Среди всех бесконечных атрибутов Бога человеку известны только два: протяжение и мышление. Таким образом, две картезианские субстанции превращаются у С. в атрибуты одной-единственной.
Божественной субстанции присуща свобода, так как вне её нет ничего такого, что вынуждало бы её к к.-л. действиям. Свободу С. определяет через необходимость и противопоставляет ей принуждение – в этом случае объект оказывается несамодостаточным, зависимым в своих действиях от чего-то иного. Поэтому свобода Бога не означает произвола в его действиях: Бог действует лишь по необходимости своей природы. Поскольку же Бог – единственная субстанция, то отсюда следует, что «в природе вещей нет ничего случайного», а «случайной… какая-либо вещь называется единственно по несовершенству нашего знания» (Соч. СПб., 1999. Т. 1. С. 276, 279). Предположение о том, что существование и действия Бога не имеют необходимого характера, ведёт к противоречию: в таком случае нужно признать, что возможен иной порядок вещей, чем уже имеющийся, т. е. возможны иная природа Бога или к.-л. другая субстанция помимо единственно существующей. Отстаивая идею необходимости всего происходящего в природе, С. отвергает телеологию: учение о конечных причинах – не более чем человеческий вымысел, «предрассудок», возникший вследствие того, что люди пытались судить о Боге, руководствуясь своим воображением и приписывая ему мотивы поведения, напоминающие человеческие. Бог – совершенное существо, если бы он руководствовался какими-то внешними целями, то тогда он испытывал бы в чём-то недостаток, т. е. не был бы Богом.
Отд. вещи – модусы божественной субстанции. Поскольку субстанция обладает бесчисленным количеством атрибутов, то и отд. вещей (модусов) бесконечно много.
Теория познания
В теории познания С. выступил приверженцем рационализма. В основе познаваемости мира лежит единство мировой субстанции: каким бы атрибутом (мышления или протяжения) ни выражать её, порядок причин будет одним и тем же; отсюда классич. формула С.: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» (Там же. С. 293).
С. выделяет 3 ступени познания. Первая – чувственное познание («мнение» или «воображение»), подразделяемое на 2 вида: а) познание «через беспорядочный опыт», когда отд. вещи «воспроизводятся» чувствами, причём «искажённо» и «смутно»; б) познание «из знаков», когда благодаря чтению или услышанному знакомому слову человек вспоминает о к. -л. предметах, притом в той форме, которая соответствует способу, каким он впервые воспринял их. Вторая ступень познания – рассудок (ratio). На этом уровне человек образует общие понятия и адекватные идеи об отд. свойствах вещей. Наконец, третий, высший уровень познания – интеллектуальная интуиция, ведущая «от адекватной идеи о формальной сущности каких-либо атрибутов Бога к адекватному познанию сущности вещей» (Там же. С. 321), рассматриваемых в их подлинной перспективе – как одно из проявлений божественной субстанции. Человек может представлять вещи двумя разными способами: как отдельно существующие в определённом месте и времени и как находящиеся в Боге и вытекающие из необходимости его природы, т. е. тем самым не как случайные, а как необходимые. Интуитивное познание – это постижение разумом (intellectus) вещей «с точки зрения вечности» (sub specie aeternitatis). Ясные и отчётливые идеи человека «так же истинны, как идеи Бога», ложность же – это неполнота познания.
Антропология
Согласно С., душа и тело реально составляют одну и ту же вещь, которая может быть представлена то под атрибутом мышления, то под атрибутом протяжения. Поскольку разл. атрибуты божественной субстанции не могут ограничивать друг друга, постольку «ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою» (Там же. С. 337). Хотя душа и тело не могут воздействовать друг на друга, имеется некий параллелизм душевных и телесных изменений, т. к. оба атрибута относятся к одной и той же вещи. С. отрицает наличие в человеческой душе свободы воли, иллюзия её возникает у людей потому, что они осознают свои желания, но не умеют точно устанавливать их причины. Определяя волю как способность утверждения и отрицания, С. прямо отождествляет её с разумом – вечной частью души, не исчезающей с гибелью тела. Смерть тем меньше «приносит вреда», чем обширнее приобретённое душой ясное и отчётливое познание.
Этика
Этика С. тесно связана с его онтологией и гносеологией, в центре её – исследование аффектов. С. именует «рабством» подчинение людей аффектам, когда человек «уже не владеет собой». Он выделяет 3 осн. аффекта, от которых происходят все остальные: желание, удовольствие и неудовольствие. Желание – это влечение, сопровождающееся его осознанием. Удовольствие (радость) и неудовольствие (печаль) – такие состояния души, благодаря которым она переходит соответственно к «большему» или «меньшему» совершенству. Хотя человек не в состоянии полностью освободиться от аффектов, он может ограничить их власть, уменьшить их влияние на его душу через понимание природы аффекта, которое будет тем полнее, чем лучше человек осозна́ет необходимость всех происходящих с ним событий. Человек – часть природы, подчинённый её порядку, и не в его власти изменить его. Осознание этой необходимости, постижение вещей «под формой вечности» в качестве модусов бесконечных атрибутов Бога даёт человеку душевное спокойствие и делает его подлинно свободным.
Высшая добродетель находит своё законченное выражение в интеллектуальной любви к Богу (amor Dei intellectualis). С. прямо отождествляет добродетель и счастье, или «блаженство», которое «есть не что иное, как душевное удовлетворение, возникающее вследствие созерцательного (интуитивного) познания Бога» (Там же. С. 445). Подлинное счастье, которое С. именует также «спасением», весьма редко и по-настоящему доступно лишь мудрецу.
Социально-политические взгляды
Вслед за Г. Гроцием и Т. Гоббсом С. разделял теорию естественного права и общественного договора. В естественном состоянии люди руководствуются не разумом, а аффектами, постоянно вступают в конфликты, заботятся только о собств. пользе. Отсутствуют общепризнанные нормы добра и зла, нет ни закона, ни собственности. Стремясь избежать «общих бед», люди заключают договор, доверяя верховной власти право устанавливать законы и «предписывать общий образ жизни». Так возникает гражд. состояние, цель которого – мир и безопасность людей. С. выделяет 3 формы правления: монархию, аристократию, демократию. Демократич. государство «наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа представляет каждому, ибо в нём каждый переносит своё естественное право не на другого, лишив себя на будущее права голоса, но на бо́льшую часть всего общества, единицу которого он составляет. И на этом основании все пребывают равными, как прежде – в естественном состоянии» (Соч. СПб., 1999. Т. 2. С. 182). В свободном государстве каждый человек должен иметь право думать и говорить всё, что считает нужным, определённым запретам должны быть подчинены только действия людей, но не их мнения.
Согласно С., философия не должна находиться в подчинении у религ. веры, их области совершенно различны. Вера предписывает людям правила нравств. поведения, но не раскрывает ни природу Бога, ни устройство мироздания, что является целью философии.
Идеи С. оказали большое влияние на философию франц. Просвещения, взгляды Г. Э. Лессинга, И. В. Гёте, И. Г. Гердера, Ф. В. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля и др. Многие современники (П. Бейль и др.) усматривали подлинный смысл спинозизма в атеизме. Знаменитый «спор о пантеизме» в Германии в кон. 18 – нач. 19 вв. проходил под знаком обращения к учению С. В дальнейшем его наследие получило самые разнообразные интерпретации. Для Гегеля С. – выразитель «вост. воззрения» на абсолютное тождество, включённого тем самым в контекст европ. мышления. Вл. С. Соловьёв, отрицая атеистич. характер философии С. , усматривал в ней «религ.-созерцательную» направленность ума. А. Эйнштейн считал С. представителем «космич. религиозности». Г. Вольфсон истолковывал наследие С. в духе иудаизма. Сильное влияние С. прослеживается в неомарксистской концепции Л. Альтюссера. В России идеи С. наибольшее воздействие оказали на творчество В. Н. Половцовой (1877–1936), Л. С. Выготского, Э. В. Ильенкова.
Бог Спинозы — Русская историческая библиотека
Спинозу называли атеистом, преследовали как безбожника. Это, разумеется, нелепость. Спиноза верил в Бога. Это несомненно. Но Бог его особенный, совершенно абстрактный, нечто в роде «нирваны» буддистов – все и ничего. Мы в этом сейчас убедимся из анализа его метафизической системы, а пока напомним о тех этических принципах и предписаниях, которые содержит 5-я часть его «Этики», и которые мы нарочно привели насколько возможно подробнее.
Какой нравственный идеал проповедует Спиноза, чему он поклоняется? Он предлагает бороться с аффектами, с чувствами посредством познания их, посредством изучения их внешних и внутренних причин, посредством подмены живой игры чувств и волнений абстрактными формулами идей. В созерцании идеи Бога, как самой абстрактной и безжизненной идеи, мы можем найти окончательное успокоение от всех житейских треволнений. Это самоуглубление в идею Бога он называет «любовью к Богу», но это, очевидно, только любовь к согласию и единству в идеях, к отвлеченной полноте истины, знания. Посмотрите, какова была вся жизнь Спинозы. Она – чистый образец холодного, рассудочного созерцания. Он прожил всю жизнь один, без родных, без друзей, ибо его друзья на самом деле – только временные ученые собеседники и корреспонденты. Виндельбанд в своей «Истории новой философии», идя по следам других толкователей, видит в учении Спинозы признаки мистицизма. Но какой это мистицизм, если человек отовсюду – из учения о мире, о человеке и даже о Боге – гнал все темное, таинственное, внушаемое чувством и верою! Он отрицал чудеса, но какой настоящий мистик отрицает чудо? Мистицизм видят иногда в довольно смутном учении Спинозы о третьем роде познания, о познании интуитивном, как орудии восприятия в самосознании своем чистой идеи Бога; но очевидно, что эта интуиция есть своеобразно выраженное самопознание Сократа и самосознание Декарта. Недаром же Спиноза непоколебимо настаивает на том, что мы можем познать Бога только в себе, в своем самосознании, а не вне себя, что он имманентен миру и всем вещам, составляя их истинную внутреннюю субстанцию, а не трансцендентен. Очевидно, интуитивное богопознание есть лишь ясное и отчетливое самопознание, познание в себе самого чистого и общего принципа бытия. Поэтому личность Бога вне мира Спиноза отрицает. Он пантеист: мир есть Бог, Бог есть мир. Бог не вне мира, не отделён от него – он везде, во всем, как субстанция. Бог Спинозы не живой Бог живых людей, а безжизненное «ничто» или вернее «нечто» буддистов. Оттого и произошло то, что Спиноза, как выражается Виндельбанд, окончательно умертвил в себе все потребности естественной жизни и оставил в ней только место для святой преданности бесконечному, как абстрактной идее мирового единства. И обаяние его системы заключается именно в том, что он пошел до конца в рационализировании мира, Бога, жизни и дал чистую систему абсолютной рассудочности.
Бенедикт (Барух) Спиноза. Портрет работы неизвестного художника, 1665
Эти выводы подтверждаются и многими частностями его философской системы. Философия, по его учению, есть богопознание, ибо истинное познание божества есть и познание всех вещей. Единичные вещи все заключены в Боге по закону вечного порядка и независимо от Бога не существуют. Но как это возможно? Идею самого божественного бытия Спиноза не считает нужным оправдывать и выводить из анализа основ нашего познания, как Декарт. Он прямо начинает с определения понятий субстанции и божества, как несомненно готовых данных знания. Этим, именно, он обнаруживает своеобразный характер своей метафизики: он не нуждается в обосновании идеи божества потому, что это для него условная абстракция идеи истинного бытия, абсолютной реальности, которая должна найти себе оправдание в дальнейшей дедукции из неё всех понятий о реальностях конечных. Как Спиноза мыслит эту абстракцию? Субстанция-Бог едина и есть абсолютная самопричина: в ней и чрез нее все. Она обладает бесконечным количеством атрибутов, т. е. изначальных свойств, но человеческий ум по ограниченности своей схватывает и постигает из них только два – протяженность и мышление. Но как же эти атрибуты существуют в субстанции Бога – как части целого, или как воплощения и выражения разумного и целесообразного творческого процесса? Ничуть не бывало: это не части, ибо тело и мысль друг друга не ограничивают, а взаимно проникают и наполняют друг друга, и не воплощение разумного и целесообразного процесса. Бог – не личность и ничего лично не творит. Он сам только в этих изначала данных атрибутах и есть, чрез них только и познается.
Как же относятся атрибуты Бога к его субстанции? Для разрешения этого вопроса верную аналогию приводит Виндельбанд. Он думает, что Спиноза берет идею отношения Бога к его атрибутам из аналогии отношения пространства к его измерениям. «Божество Спинозы есть метафизическое пространство бесконечно многих измерений, оно состоит из своих атрибутов точно так же, как пространство из своих измерений». Поэтому содержание целого, будь то пространство или Бог Спинозы, всецело исчерпывается теми чисто формальными отношениями, которые определяются измерениями первого и атрибутами второго. Отсюда и голая отвлеченность понятия Спинозы о божестве, отлично характеризуемая самим Виндельбандом: «точно так, как пространство есть само по себе только формальное и качественно бессодержательное представление, – говорит Виндельбанд, – так и для понятия божества у Спинозы не остается никакого внутреннего определения». «Божественная Спинозы субстанция есть сама по себе абсолютная пустота, математическое ничто». «Учение Спинозы о божестве есть гипостазирование известной формы мышления, и оттого вся система его представляет нечто бескровное». Так говорит Виндельбанд, и после этого, кажется нам, трудно настаивать на жизненном значении религиозного чувства в системе Спинозы. Его религиозное чувство, как мы сказали, есть очевидный вариант интеллектуального чувства «согласия», по терминологии английских психологов, т. е. чувства удовлетворения, получаемого при достижении единства и согласия всех представлений нашего ума.
Выгода абстрактного понятия Спинозы о субстанции та, что оно дает ему возможность совершенно обойти трудный вопрос о взаимодействии духа и тела, составлявший важное преткновение в системе Декарта и приведший к учению окказионалистов, возникшему почти одновременно с учением Спинозы. Какое еще нужно взаимодействие, когда действующая причина одна: субстанция-Бог, проявляющаяся в известных изменениях или состояниях (модусах) своих, согласно своим атрибутам или мерам своего бытия.
По сочинениям выдающегося русского философа Н. Я. Грота
Общее изложение учения Спинозы читайте в статье Философия Спинозы — кратко
Спиноза
Mario Draghi nasce a Roma nel 1936,27 e mostra precocemente le sue attitudini provvedendo da solo al taglio del cordone ombelicale. Rimasto orfano ди entraambi я genitori в giovanissima età (un проблема в Meno ди Renzi) си laurea в Economia seguendo гли insegnamenti ди Federico Caffè, quindi себе ле cose dovessero mettersi мужской potrebbe sparire nel nulla.
Collabora con il Governo Craxi (era quello che raccoglieva le monetine) e con l’ultimo Governo Andreotti: Aveva il delicato compito di riavviare il Presidente in caso di crash del sistema. Нель 1991 viene nominato direttore generale del Tesoro, carica che ricoprà fino al 2001, quando si renderà conto che non c’è nessun tesoro. Продолжайте в том же духе »
[Lo sappiamo, lo sappiamo: è tardi. C’è voluto un po’ di tempo, ma l’anno appena trascorso Meritava un Resoconto Accurato. Questo il nostro riassunto dei fatti salienti del 2019. Buona lettura]
Каттурато Чезаре Баттисти. Deve rispondere ди quattro omicidi электронной decine ди пост ди Сальвини.
Senatore M5s представляет собой ddl для легализации потребления каннабиса. Допо 5 минут с Тонинелли.
Триест, il vicesindaco butta nel cassonetto le coperte di un senzatetto. Trovandogli уна Nuova Каса.
117 morti e tre sopravvissuti nel Mediterraneo, Salvini incolpa le Ong. Per i tre sopravvissuti.
(Ai prossimi disperati che faranno appello al Governo Italiano per essere salvati consiglio di travestirsi da banca)
Il premier Conte vuole recuperare personalmente i migranti con l’Aereo. Сара иль новый пятно дель Черногории.
Континуа в леггере »
Сальвини главный процесс Карола Ракете. Per crimini a Favore dell’umanità.
La Rackete è accusata di aver speronato una motovedetta della Finanza. Ora è la nuova Paladina di Confindustria.
Salvini ha parlato di «una sbruffoncella che fa politica sulla pelle degli immigrati» . Ma non vedo perché prendersela con la Meloni.
Carabiniere ucciso a Roma, фермати из-за statunitensi. Sono accusati di non essere nordafricani.
Американские СМИ для фото дель sospettato legato e Bendato: «Ah, si può fare anche coi bianchi?»
Trovate ossa in un edificio della Santa Sede: потребберо эссере ди Эмануэла Орланди. Altrimenti il Vaticano ha un’altra grana.
Eletto il primo sindaco leghista della Sardegna. «Chi sono quei quattro negri?»
Record di occupati in Italia, soddisfazione di Salvini. Anche stavolta lui non è nell’elenco.
Континуа в леггере »
Предыдущий пост
- Карола Альт 11 июня 2019
- Arma letale 9 апреля 2019
- Feto di gruppo 1 апреля 2019 г.
- Benzina Verde 25 марта 2019 г.
- L’ultimo vecchio ponte 21 августа 2018 г.
Спиноза (блог) — Wikipedia
Da Wikipedia, l’enciclopedia libera.
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Спиноза в сатирическом коллективном блоге. [2] Имя и логотип голландской философии Баруха Спинозы.
Платформа базируется на WordPress и работает на хостинге, созданном с помощью Altervista. [3] Ограничение на доступ в Интернет, распространяемое по лицензии Creative Commons. [4]
Я contenuti vengono creati да уна comunità че производить battute e testi satirici sul forum seguendo notizie di attualità. Successivamente, uno staff di volontari seleziona il materiale che viene poi pubblicato sul site. [2] [4] . ди Рай 3 Робинсон . [7]
Указатель
- 1 История
- 2 публикации
- 3 Примечание
- 4 Библиография
- 5 Голосовой коррелят
- 6 Альтернативные проекты
- 7 Коллегиальные сложные
Алессандро Бонино и Стефано Андреоли, куратор Спинозы
Блог, созданный Стефано Андреоли и Алессандро Бонино в 2006 году [1] . Nella primavera del 2008, in concomitanza con le elezioni del 2008 il blog ha avuto un boom di visitatori [1] [8] .
Неделя марта 2009 г. на форуме НАТО, голубь и возможный вклад в создание battute су Notizie ди attualità. [5]
В 2009 г. и в 2010 г. Спиноза был номинирован в лучшем итальянском блоге на Macchianera Blog Awards. [11] [12] [13] [4] Nel 2010 в блоге, который был опубликован в Inoltre il Premio Internazionale di Satira Forte dei Marmi. [4] [14]
8 ноября 2010 г., il blog è inoltre omaggiato in diretta televisiva da Roberto Benigni nel corso della prima puntata del programma Vieni via con me . [15]
Даль 21 июня 2010 г. в блоге, который находится в Altervista, che ha risolto я частый вниз дель сайт dovuti ai picchi ди visitatori. [16]
27 мая 2010 г. получена первая библиотека Стефано Андреоли и Алессандро Бонино, Спиноза. Un libro serissimo [4] [9] [17]
.26 мая 2011 г. опубликована вторая книга, Спиноза. Una risata vi disseppellirà [17] .
Il 7 ottobre 2011 esce il primo numero della rivista Il Male di Vauro e Vincino, nella quale Spinoza ha una sua rubrica di satira [18] . В связи с этим, 7 декабря 2011 года, была выпущена книга Vade ретро! Manuale di autodifesa dalle Religio (quasi tutte) , написанный в сотрудничестве с виньетистом Vauro Senesi [19] .
Il 24 maggio 2012 è uscito il terzo libro, Спиноза. Qualcosa di completamente diverso 9 Вейд ретро! Manuale di autodifesa dalle Religi, su spinoza.it, Спиноза. URL-адрес консультации от 13 декабря 2011 г. .