Что было создано Богом, а что — Дьяволом
Наш мир полон загадок и тайн. До сих пор человечество не может до конца изучить космос, планеты и различные небесные светила. Да это, пожалуй, и вовсе не возможно! А что говорить о людях, которые жили сотни и тысячи лет назад? Какие только легенды и небылицы не придумывали наши предки, и во что только не верили. В наши дни достаточно забавно читать их версии сотворения мира.
Как на Руси появились предания о сотворении мира
Практически у каждого народа существовали свои версии сотворения мира. Зачастую их отголоски наблюдались в различных обрядах, заговорах, поговорках, присказках и преданиях. В основной массе мифология представлений о том, как все было в этом мире до происхождения земли у многих народов очень похожа. Практически все считали, что это был бесконечный бесформенный хаос.
Во многих народах представляли, что все по своей природе было близко к стихии воды.
И во всем этом небытие существовала божественная сила, которая смогла зародить жизнь. В легендах о сотворении мира ключевые роли, естественно, отведены появлению земли и небесных светил, людей, животных, растений, а также дня и ночи.
К сожалению, письменных источников о преданиях древних славян практически не осталось. Основная часть легенд и представлений появилась уже после крещения Руси. Естественно, это наложило свой отпечаток, ведь неканонические духовные книги, где были сюжеты о сотворении нашего мира и всего живого, запрещались церковью.
В зависимости от региона на Руси было много различных легенд о сотворении мира
Они не были приняты христианской религией, но у простого народа были крайне востребованы. В ходе этого уцелевшие народные сказания и поверья были соединены с мотивами христианской веры, вследствие чего появились известные нам легенды и предания о сотворении нашего мира.
Сотворение мира Господом и Дьяволом
История сотворения земли, да и всего космического пространства, из мирового океана — популярная версия в мифологии разных стран.
А вот по легенде, берущей истоки на Руси, мир сотворило божественное космическое существо, которое создавало его из песка, ила и земли. Само существо представляли зачастую в виде силы из темных миров, крупного животного, либо же огромной птицы. По поверьям это существо доставало землю небольшим кусочкам прямо со дна мирового первородного океана.
В давние времена была еще одна версия, где наш мир сотворили две враждующие силы, темная и светлая, а именно дьявол и Господь. Кстати, зачастую дьявол в различных преданиях был помощником Господа, однако делал все по-своему, не с добрым умыслом. Он, конечно, по повелению Бога нырял и доставал со дна землю, но втихаря оставлял немного и себе. По старым поверьям именно дьявол создал на земле болота, непроходимые тропы и чащи леса.
В одной из своих книг русский писатель и собиратель фольклора А. Н. Афанасьев описывал сотворение мира, где сказано, что Господь велел дьяволу нырнуть на дно мировое, чтобы тот достал ему горсть земли. Тот выполнил поручение, но забрал и себе часть земли, набив ею свой рот.
Бог начал разбрасывать землю, везде она ложилась ровно и гладко. Забыв, что у сатаны во рту земля, он хотел что-то спросить у Бога, но поперхнулся. Испугавшись Божьего гнева, черт побежал, куда глаза глядят. Во время побега его поражали гром и молнии. Там, где он ложился от страха — всюду появлялись пригорки, а где кашлял, — там целая гора возникала из ниоткуда.
Одну из ключевых ролей в древних мифах играло мировое дерево. В основном его представляли в виде березы или дуба. Это мировое древо разделялось на крону — небо, землю — ствол и подземное царство — корневая система. Живые существа также сопоставлялись с различными частями мирового дерева. В кроне, по преданию, обитали птицы, ствол — место для крупных зверей, в том числе и человека, а около корней жили различные земноводные и пресмыкающиеся, а также различные фантастические существа.
Мировое древо славян
У славян была еще одна версия сотворения мира, в которой Господь являлся ремесленником. Причем в зависимости от места проживания славян, Бога представляли в различных ипостасях.
Где-то он был кузнецом, где-то ткачом, пекарем или гончарным мастером. Считалось, что так, как гончар создает горшки и кувшины, пекарь печет хлеб, так и Господь создал наш мир, природу, животных и людей из глины, теста, ниток и металла. Кстати, целые сотни и тысячи лет славяне верили, что работы различных мастеров, способных изменить материал при помощи огня и других магических способов, подобны божественной силе и мощи.
Легенды появления небесных светил
По народным преданиям небо считалось Божьим домом, а звезды — глазами наблюдающих свысока ангелов. А земля была плоская как тарелка и соединялась по краям с небесами, которые напоминали огромнейший потолок в виде сферы или арки. Также считалось, что существовало несколько небосводов, но людям был виден лишь один, самый ближний. В зависимости от региона люди верили, что количество небосводов от трех до одиннадцати. На самом дальнем, по преданиям, жил Господь.
Солнце считалось главным светилом. В народе его даже называли «небесным царем».
У происхождения этого небесного светила много различных версий, но большинство людей верили, что образовалось оно из огня. А на небе оно появилось благодаря Богу, который достал его из-за пазухи. К слову, крестьяне верили, что этот шар из огня возможно достать на закате, стоит лишь протянуть к нему руку.
Вторым по важности небесным светилом была луна. В народе ее называли младшей сестрой солнца. Луна освещала землю ночью, давая солнцу немного отдохнуть. Пятна на луне трактовали по-разному, но главная легенда была основана на сюжете из библии о братьях Каине и Авеле. Суть легенды была такая: братья работали в поле и поссорились, в итоге Каин убил Авеля, заколовши его граблями. С тех пор убийцу своего брата не могли принять у себя ни вода, ни суша. И только луна, посмев ослушаться Господа, приютила его. Так что, исходя из поверья, пятна на луне — это как раз и есть эти братья, которые навсегда остались там в положении этого страшного преступления.
Пожалуй, больше всего предположений было по поводу возникновения звезд.
В народе верили, что звезды — это свечи, которые каждый вечер зажигает Господь. Есть и другая версия их происхождения. Многие верили, что это глаза ангелов или же души умерших праведников и младенцев, которые присматривают за своими родными людьми на земле. Третья версия была, что звезды — это дети «небесного царя», которые гуляют по небу. На Руси по расположению звезд понимали время, а также могли предсказывать погоду на ближайшие дни и, в некоторых случаях, будет ли урожай. В некоторых регионах считалось, что звезда появляется на небе при рождении человека, а после его смерти гаснет навсегда либо же падает на землю.
В давние времена на Руси верили, что звезды — это глаза ангелов, наблюдающих с небес
Соперничество при создании животных
По преданию, Господь и черт вместе сотворили большинство животных. К примеру, дьявол слепил из грязи и глины волка, а оживить его смог лишь Бог. А вот собаку слепил сам Господь, причем из глины, оставшейся после создания человека.
По легенде, черт создавал всех нечистых животных и тех, что были связаны с подземным миром, который располагался на корневой системе мирового древа, например, крысы, жабы, вороны, кроты.
Исходя из легенд, черт помогал Богу создавать наш мир, но соперничество и вражда часто брали верх над демоном
В древних легендах дьявол пытался соперничать и даже превзойти Бога, но у него это не получалось.Например, Господь создал пчелу, а дьявол захотел повторить за ним и создать даже лучше, но у него получались лишь шмели и осы. Причем считалось, что черт в расстроенных чувствах, из-за того, что у него ничего не выходит, слепил осу из двух половинок насекомых.
В некоторых регионах верили, что лягушки произошли от людей. Одно из поверий гласит, что первая лягушка — это душа проклятого младенца своей матерью. Исходя из еще одной легенды, лягушки — это люди, которые утонули во время всемирного потопа. Вообще про многих животных считали, что это бывшие люди.
Так было и с медведем, которого считали чистым животным, сотворенным Богом.
Есть медвежатину на Руси было строго запрещено, так как он был создан самим Господом. Также считалось, что, если снять с медведя шкуру, то там внутри окажется обычный человек. По другим поверьям, разгневавшийся Господь превратил в медведей целое село, в котором однажды местные жители не пустили в дом на ночлег путника.
Были также птицы, которые по поверьям произошли от людей. Так голубь считался бывшим портным среди людей, дятел — плотником, аист — косарем. Интересные истории ходили про кукушек. Считалось, что когда-то раньше кукушка была молодой девушкой, у которой сложилась трагическая судьба, например, ее прокляла мать или же погиб любимый.
Интересный факт, когда древние славяне находили огромные кости мамонтов, они не думали, что это останки древнейших животных, живших ранее на земле, а считали, что это огромнейший слон, обитающий глубоко в недрах земли. Он постоянно рыл землю, подобно кроту. А на поверхности слон появлялся лишь после смерти, когда земля начинала выталкивать потихоньку его кости по частям.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Сотворение мира Богом
Сотворение мира описано в первых главах Бытия. Некоторые воспринимают эти главы как фактическое описание, другие — как аллегорию. Некоторые рассматривают 6 дней творения как описание этапов происхождения вселенной, хотя термин сотворение мира имеет религиозный оттенок, а термин происхождение вселенной используется в естественных науках. Очень часто библейскую историю сотворения мира критикуют за несоответствие тому, что доказано наукой. Но нет ли здесь противоречия? Давайте обсудим!
Прежде чем более подробно остановиться на истории сотворения мира, хочу отметить интересную особенность. Большинство религий и древние космогонические тексты сначала рассказывают о сотворении богов, а уж потом о сотворении мира. Библия описывает принципиально иную позицию. Бог Библии был всегда, Он не был создан, но является творцом всего сущего.
Как известно, мир был создан из ничего за шесть дней.
Содержание
- Первый день Сотворения мира
- Второй день Сотворения мира
- Третий день Сотворения мира
- Четвертый день Сотворения мира
- Пятый день Сотворения мира
- Шестой день Сотворения мира
- Сотворение мира Богом из ничего
- Документальная гипотеза
Первый день Сотворения мира
В начале Бог сотворил небо и землю. Земля была безвидна и пуста, и тьма была над бездною, и Дух Божий носился над водами. И сказал Бог: Да будет свет! И был свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. (Бытие)
Так начинается библейская история сотворения мира. Эти первые строки Библии позволяют нам лучше понять библейскую космологию. Следует отметить, что здесь речь не идет о сотворении обычных неба и земли, они будут сотворены чуть позже – на второй и третий дни творения. Первые строки Бытия описывают сотворение первой субстанции, или, если угодно, то, что ученые называют сотворением вселенной.
В первый день творения была создана первая субстанция, свет и тьма. Будет сказано о свете и тьме, потому что светильники на тверди не появятся до четвертого дня. Многие богословы обсуждали этот свет, описывая его и как энергию, и как радость и благодать. Сегодня также популярна версия, что свет, описанный в Библии, есть не что иное, как Большой Взрыв, после которого началось расширение Вселенной.
Второй день Сотворения мира
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И сотворил Бог свод и отделил воду, которая под сводом, от воды, которая над сводом. Так и оказалось. И Бог назвал твердь. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.
Второй день – это день, когда начала упорядочиваться основная материя, начали формироваться звезды и планеты. Второй день творения рассказывает нам о древних представлениях евреев, считавших небеса твердыми, способными удерживать большие водоемы.
Третий день Сотворения мира
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. Так и оказалось. [И воды, которые под небом, собрались в места свои, и явилась суша.] И назвал Бог сушу Землей, а водоем назвал Морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля, трава, сеющая семя [по роду своему и подобию], и дерево плодоносное, приносящее по роду своему плод, где семя его, на земле. Так и оказалось. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее [и по подобию ее], и дерево плодоносное, приносящее плод, у которого семя по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро, день третий.
На третий день Бог создал землю практически такой, какой мы ее знаем сейчас: появились моря и суша, появились деревья и трава. С этого момента мы понимаем, что Бог создает живой мир. Подобным образом наука описывает становление жизни на молодой планете, конечно это произошло не за один день, но все же глобальных противоречий и здесь нет.
Ученые считают, что на постепенно остывающей земле начались затяжные дожди, которые привели к появлению океанов и морей, рек и озер.
Таким образом, мы видим, что Библия не противоречит современной науке и библейская история сотворения мира прекрасно укладывается в научные теории. Единственная проблема здесь — бухгалтерия. Что для Бога — один день, для Вселенной — миллиарды лет. Сегодня известно, что первые живые клетки появились через два миллиарда лет после рождения земли, прошел еще миллиард лет — и в воде появились первые растения и микроорганизмы.
Четвертый день Сотворения мира
И сказал Бог: да будут светила на тверди [для освещения земли и] для отделения дня от ночи и для знамений и времен, и дней и лет, и да будут они светильниками на тверди, чтобы светить на землю. Так и оказалось. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и Бог поставил их на тверди, чтобы светить на землю, управлять днем и ночью и отделять свет от тьмы.
И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.
Именно четвертый день творения оставляет больше всего вопросов тем, кто пытается примирить веру и науку. Известно, что солнце и другие звезды появились раньше земли, а в Библии — позже. С одной стороны, это легко объяснить, если учесть, что Книга Бытия была написана в то время, когда астрономические наблюдения и космологические представления о людях были геоцентрическими, то есть Земля считалась центром мироздания. Но так ли все просто? Вполне вероятно, что это несоответствие космологии Библии и науки можно объяснить тем, что земля более значительна или «духовно центральна», потому что на ней живет человек, созданный по образу Божию.
Небесные святые в Библии и в языческих верованиях принципиально разные. Для язычников солнце, луна и другие небесные тела ассоциировались с деятельностью богов и богинь. Автор Библии может сознательно выражать совершенно иное отношение к звездам и планетам.
Они подобны всем другим сотворенным объектам во Вселенной. Упоминаемые вскользь, они демифологизируются и десакрализуются – и полностью сводятся к естественной реальности.
Пятый день Сотворения мира
И сказал Бог: да произведут воды пресмыкающихся, живых существ! и пусть летают птицы над землей, на тверди. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу живую пресмыкающуюся, которых произвела вода, по роду ее, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог и сказал: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.
И здесь библейская история сотворения мира полностью подтверждает научные факты. Жизнь зародилась в воде – в этом уверена наука, это подтверждает Библия. Живые организмы стали размножаться и размножаться. Вселенная развивалась по воле Божьего творческого плана. Отметим, что согласно Библии животные возникли только после того, как появились водоросли и наполнили воздух продуктом своей жизнедеятельности – кислородом.
И это тоже научный факт!
Шестой день Сотворения мира
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. Так и оказалось. И сотворил Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами [и зверями] морскими и над птицами небесными [и над всем скотом и над вся земля] и над всем живым, что передвигается по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, приносящее плод дерева, сеющее семя; — это будет еда для вас; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всем гадам земным, в которых есть душа живая, Я дал в пищу всякую зелень травную.
Так и оказалось. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
Шестой день творения ознаменован появлением человека — это новый этап мироздания, с этого дня начинается история человечества. Человек — это нечто совершенно новое на молодой земле, у него есть два начала — природное и божественное.
Интересно, что в Библии человек создан сразу после животных, это свидетельствует о его природном начале, он последовательно связан с животным миром. Но Бог вдувает в лицо человеку дыхание Духа — и человек становится причастником Господа.
Сотворение мира Богом из ничего
Центральной идеей христианства является идея сотворения мира из ничего, или сотворение ex Nihilo. Согласно этой идее, Бог сотворил все сущее из небытия, переведя небытие в бытие. Бог является и творцом, и причиной сотворения мира.
Согласно Библии, до сотворения мира не было ни изначального хаоса, ни первоматерии — не было ничего! Большинство христиан верят, что в процессе творения мира участвовали все три ипостаси Святой Троицы: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой.
Мир создан Богом осмысленным, гармоничным и послушным человеку. Бог дал этот мир человеку вместе со свободой, которую человек использовал во зло, как показано в истории грехопадения Адама и Евы. Сотворение мира по Библии есть акт творчества и любви.
Документальная гипотеза
Предание о сотворении мира существовало в устной традиции древних израильтян задолго до того, как оно было записано библейскими авторами. Многие библеисты говорят, что Книга Моисея на самом деле является составным произведением, собранием произведений многих авторов разных периодов (документальная теория). Считается, что эти источники были составлены около 538 г. Вероятно, что персы после завоевания Вавилона согласились предоставить Иерусалиму значительную автономию в составе империи, но требовали от местных властей принятия единого кодекса, который был бы принят все общество. Это привело к тому, что священники отказались от всех амбиций и объединили порой противоречащие друг другу религиозные традиции.
История сотворения мира пришла к нам из двух источников — Жреческого кодекса и Яхвиста. Вот почему мы находим в Бытие 2 рассказы о сотворении, описанные в первой и второй главах. Первая глава дана по Жреческому Уложению, а вторая — по Яхвисту. Первая больше рассказывает о сотворении мира, вторая — о сотворении человека.
Обе истории имеют много общего и дополняют друг друга. Однако мы видим явные стилистические отличия: Текст, представленный в соответствии с Законом о священниках, четко структурирован. Рассказ разбит на 7 дней, в тексте дни разделены предложениями «и был вечер, и было утро: день…». В первые три дня творения отчетливо виден акт разделения — в первый день Бог отделяет тьму от света, во второй день — воду под твердью от воды над твердью, в третий — воду от земли. В течение следующих трех дней Бог наполняет все, что Он создал.
Вторая глава (яхвистский источник) имеет плавный стиль повествования. Сравнительная мифология утверждает, что оба источника библейской истории сотворения мира содержат заимствования из месопотамской мифологии, адаптированные к вере в единого Бога.
Доктрина сотворения – Коалиция Евангелия
Введение Трудно себе представить, чтобы в христианстве была какая-либо тема, которая вызвала бы больше споров и разногласий, чем доктрина сотворения. Вопрос о том, сотворил ли Бог все во вселенной, — это, так сказать, черта на песке, которая сразу делит всех в мире на два лагеря: тех, кто верит в творение, и тех, кто не верит. 1 Но этот вопрос не просто делит мир на два противоборствующих лагеря, он также порождает ряд второстепенных вопросов, ответы на которые нередко становились причиной дальнейшего разделения и разногласий, особенно среди верующих. Вопросы о продолжительности дней сотворения, возрасте Земли и взаимосвязи между сотворением и эволюцией — просто в качестве примера — вызвали большие споры среди христиан. Эти вопросы часто занимали центральное место при обсуждении учения о творении и часто затмевали более фундаментальные его аспекты. В этой статье мы сосредоточимся на рассмотрении некоторых из этих более фундаментальных аспектов учения о творении, относительно которых обычно существует широкое согласие среди христиан, а также на многих богословских выводах, вытекающих из них.
Первые четыре слова Библии делают непосредственный акцент на Боге. Они с самого начала говорят нам, что до того, как что-либо во Вселенной существовало, уже существовал Бог. Ничто не породило его. Ничто не давало ему существования. Он появился задолго до того, как появилось что-либо еще. Он был здесь задолго до того, как появилась такая вещь, как само время.
Имя Бога и то, как оно было дано Моисею в Исходе 3, подтверждают и подчеркивают эту независимость бытия. Имя ЯХВЕ в стихе 15, которое обычно переводится английским словом «Господь» (все заглавные буквы), связано с глаголом «быть» в стихе 14. Другими словами, когда Бог дал свое имя Моисею, он выразил это имя в терминах бытия: «Скажи народу Израиля: «Сущий послал меня к вам»» (Исх. 3:14). Это говорит нам о том, что Бог есть Единый, Тот, Кто есть. И он дает свое имя Моисею из среды куста, который горит, но не сгорает (3:2-3). Другими словами, огонь в кустах никоим образом не зависел от куста в том, что касается его энергии.
Он был независимым, самостоятельным и самодостаточным.
Это образ Бога, представленный нам во вступительных словах рассказа о сотворении. Прежде чем что-либо еще существовало, существовал Бог. Он один несоздан и вечен (Пс. 102:25-27; Откр. 1:8). Ничто не давало ему существования. Вместо этого он дал существование всем вещам вне себя.
Это значит, что Богу не нужно было творить, чтобы не быть одиноким. Ему не нужно было творить, чтобы он мог любить. Он был самодостаточен; ему ничего не нужно было вне себя. Всю вечность он наслаждался совершенным общением и совершенной любовью как триединство Бога, Отца, Сына и Святого Духа. Творение было переполнением его совершенства, а не проявлением его врожденного несовершенства или недостатка. 2
Бог сотворил «небо и землю» Когда Библия говорит, что Бог «сотворил небо и землю» (Быт. 1:1), это не означает, что Он только сотворил эти две вещи и ничего больше. Библия использует здесь фигуру речи, называемую меризмом, в которой два противоположных термина используются для выражения тотальности.
Мы регулярно делаем то же самое в наших брачных клятвах, когда клянемся любить друг друга «к лучшему или к худшему» или «к богатству или к бедности». Мы обещаем не только две крайности жизни, но и крайности и везде между ними. Мы используем два противоположных слова, чтобы выразить тотальность. Мы обещаем любить друг друга постоянно независимо от обстоятельств. Точно так же, когда Библия говорит, что Бог «сотворил небо и землю», имеется в виду, что Бог сотворил небо и землю (крайние точки) и все, что между ними. Он выражает тотальность. Дело в том, что Бог создал все во вселенной (ср. Быт. 14:19). 3
Несмотря на то, что Бог сотворил все вещи, Он не создал их всех одинаковыми по значению или ценности. Библия ясно говорит о том, что человечество является вершиной творческой работы Бога. Человеческие существа были последним творческим актом Бога в последний «день» творения, созданным по образу Божьему и наделенным властью над всем остальным (Бытие 1:24-8).
И хотя мы не знаем точно, что влечет за собой весь образ Божий, из Писания совершенно очевидно, что он включает в себя по крайней мере творческий элемент. Другими словами, похоже, что Бог создал людей, чтобы они отражали Его образ как Творца. Безусловно, люди не могут и не творят точно так же, как Бог, — к этому мы вскоре вернемся. Но по-прежнему остается верным, что часть того, что значит быть созданным по образу Божию, заключается в том, что мы созданы быть сотворцами (Быт. 1:27-8; ср. Быт. 3:7; Быт. 6: 14-16; Быт. 8:6; Быт. 11:4; просто в качестве примера).
Тот факт, что Бог — единственное несотворенное и вечное существо во вселенной, которое также является творцом всего, означает, что он является источником и хранителем всего сущего. Мы не только «имеем наше бытие» в Нем, но и «живем и движемся» в Нем (Деян. 17:28; ср. Евр. 1:3; 2 Пет. 3:7). Это означает, что каждый человек во вселенной подчиняется Богу и зависит от него как от творца и хранителя.
Никто не является автономным или независимым. Все мы производные и зависимые существа. Мы принадлежим Богу, абсолютному хозяину всего (Быт. 14:19)., 22), а это значит, что мы подотчетны Ему (Рим. 3:19). 4
Именно этот аспект учения о творении прокладывает путь к Евангелию. Несомненно, именно поэтому Герман Бавинк, Фрэнсис Шеффер и многие другие подчеркивали важность учения о сотворении мира как, по выражению Бавинка, «отправной точки истинной религии». 5 Без ответственности потребность в милости и прощении испаряется. Несомненно, именно поэтому так много нехристиан стремятся подорвать или опровергнуть учение о творении. Это дает им свободу делать то, что правильно в их собственных глазах (Судей 21:25), не подвергая себя чувству вины.
Бог сотворил все доброе Эти начальные аспекты учения о творении также означают, что добро и зло не являются конкурирующими силами во вселенной, как это может предположить дуалистическое мировоззрение.
Бог добр, и созданное им творение отражает эту благость. Зло — которое я считаю анти-Богоподобной позицией, то, что Библия называет и благочестием — никоим образом не было частью первоначального творения. Его привнесли во вселенную те самые существа, которых создал Бог. 6 Таким образом, зло подчиняется суверенитету Бога так же, как и те существа, которые решили отвергнуть его.
Тот факт, что Бог создал человечество по Своему образу и наделил нас правом владычества, означает, что мы являемся распорядителями Его творения и подотчетны Ему за то, насколько хорошо мы заботимся о нем. что он сделал. Мы несем ответственность не только за то, как лично мы заботимся о Божьем творении, но и за то, как это делают все остальные. Ведь мы — это сторож брата нашего (Быт. 4:9; Мал. 2:10).
В дополнение к тому, что люди созданы быть творцами, они также в равной степени наделены значимостью и ценностью.
В Божьем творении среди человечества нет иерархии. Ни одно племя, язык или раса людей не созданы для господства над всеми остальными. Каждый человек создан по образу Божьему, независимо от того, как он или она может выглядеть, где он или она может жить или что он или она может делать. В этом смысле уместно говорить о всеобщем отцовстве Бога и всеобщем братстве людей (Мал. 2:10). Каждый человек получает жизнь от одного и того же «родителя». Это означает, что в мире нет места расизму или предрассудкам любого рода, основанным на цвете кожи, цвете волос, поле, росте, весе, происхождении или чем-то еще, что является частью сотворенного порядка.
Человеческая раса невероятно разнообразна. Различия во внешности, поле, умственных способностях, характере, одаренности и отношениях — все это существует в человеческом роде с момента сотворения. Тот факт, что Бог создал весь человеческий род по Своему образу, указывает на то, что Его образ, очевидно, заключает в себе то невероятное разнообразие, которое мы видим вокруг себя.
Это, по крайней мере, наводит на мысль о разнообразии или, может быть, лучше, о сложности, которая существует внутри самого Бога. Чтобы быть уверенным, учетная запись создания не делает это явным. Но он делает больше предложений в этом направлении, особо упоминая «Дух Божий» (Быт. 1:2) и записывая то, как Бог говорит о Себе во множественном числе: «Пусть нам сделать человека в нашим образом, после нашим подобием» (Быт. 1:26, курсив добавлен).
Это не полноценное учение о Троице. Но это хотя бы намек в этом направлении. И достаточно намека, чтобы не удивляться полноценному учению. Это было прообразом в многообразии образа Божия в творении. 7
Творение Бога отличается от творения человека Как упоминалось ранее, творческое действие Бога отличается от нашего. Когда мы что-то делаем, мы используем для этого уже существующие материалы. Мы не создаем ничего, чего еще не было. Но когда Бог сотворил вселенную, он не использовал ничего из того, что существовало ранее, потому что «в начале» существовал только Бог.
Это означает, что Бог создал вселенную ex nihilo , или из ничего. Он не использовал ранее существовавший материал. В этом смысл Послания к Евреям 11:3, где апостол говорит, что «видимое не произошло из видимого». Это пункт Римлянам 4:17, который говорит нам, что Бог «призывает к существованию несуществующее». И, похоже, в этом также смысл еврейского слова bārā’ в Бытие 1:1 (переводится как «создал»). Это слово, когда оно встречается в основе Qal, всегда и только используется по отношению к Богу и тому роду творения, которое Он один творит (см. Исх. 34:10).
Если творение не является ex nihilo , тогда возникает сложный теологический вопрос: откуда взялся предсуществующий материал? Если мы говорим, что он был создан, то возникает много вопросов: Кто его создал? Когда? Почему? Разве Бог не мог его создать? Каковы отношения между этим «творцом» и Богом Библии? Если мы говорим, что предсуществующий материал вечен, то мы говорим, что существует конкурирующий бог, который, как и Бог Библии, вечен и несотворен, но который, в отличие от Бога Библии, полностью безличен и необщителен.
Библейское учение о природе Бога требует ex nihilo создание. Все, что меньше, подорвало бы библейское представление о Боге как о суверенном, вечном, святом и свободном.
Божий акт творения также отличается от нашего тем, как он был осуществлен. Бог изрек свое творение к жизни (Быт. 1:3, 6, 9, 11, 14-15, 20, 24, 26; Пс. 33:6; 148:5). Он не собирал его вручную или с использованием специальных инструментов. Он говорил, и это было. Это говорит нам о том, что наш Бог является общающимся Богом. Он Бог, Который говорит и дает о себе знать (Рим. 1:18-20). Как только мы это поймем, нам не следует удивляться тому, что позже он решил открыться особенно в написанном слове и в лице Его Сына — воплощенного Слова Божьего (Ин. 1:1-2; Кол. 1:16; Евр. 1:2).
Божья творческая работа может и не идентична человеческой, но она явно устанавливает для нее образец. Не только человеческое творчество является продуктом Божьей работы в творении, но и еженедельный цикл работы и отдыха.
Этот еженедельный образец отражается в вечности, поскольку люди работают всю свою жизнь, а затем наслаждаются вечным субботним покоем на небесах через веру в Иисуса Христа. Таким образом, учение о творении в конечном счете указывает нам на эту реальность и призывает нас «подвизаться войти в этот покой», крепко держась за Иисуса Христа верою до конца (Евр. 4:9).-11).
Сноски
1 Герман Бавинк называет доктрину творения «отправной точкой истинной религии». Таким образом, он делит мир на верующих и неверующих. См. Bavinck, In the Beginning , 23. Фрэнсис Шеффер также считал, что учение о творении настолько важно для евангелизации, что, если бы у него был час с нехристианином, он посвятил бы первые пятьдесят пять минут этой теме. творения и последние пять минут о фактическом изложении Евангелия. См. Келли, 9 лет0117 Создание и изменение , 23–24.
2 Мне вспоминаются слова Джонатана Эдвардса, в которых он утверждает, что совершенная полнота влечет за собой склонность к переполнению (см.
3 См. Currid, Комментарий к Бытие , 1:59.
4 Пол Трипп услужливо разоблачает три лжи, с которыми мы живем, каждое из которых, по его словам, разрешается в доктрине творения: ложь об автономии, относительности и самодостаточности. См. его статью «Доктрина творения».
5 Бавинк, В начале , 23.
6 В моей статье «Откуда взялся сатана?» Я утверждаю, что, поскольку зло — это отсутствие или неприятие Бога, его не нужно было создавать. Это не субстанция, а отношение или поза, антибожественная поза. Следовательно, все, что требуется для существования зла, — это существование существ, которые имеют свободу принимать или отвергать Бога, т. е. имеют свободу занимать анти-Богоподобную позицию.
7 У Яна А. Макфарланда есть полезный раздел о разнообразии творения Бога и о том, как это может быть отражено в самом Боге, в его книге From Nothing , 67–72.
8 См. обсуждение в Currid, Commentary on Genesis , 1:59; и у Келли, Создание и изменение , 84–86. См. также Blocher, vIn the Beginning , 63. Хотя верно то, что в Бытие 1:27 приводится случай, когда основа Qal этого глагола используется для описания сотворения Богом Адама и Евы из того, что кажется « предсуществующий материал» — из грязи в случае Адама и ребра в случае Евы — верно и то, что Сам Бог создал «предсуществующий материал» в обоих случаях.
Что такое Божье творение? Как христиане должны заботиться об этом? —
«Ты один — Господь. Ты сотворил небеса, высочайшие небеса и все их звездное воинство, землю и все, что на ней, моря и все, что в них. Ты даешь жизнь всему, и небесное множество поклоняется Тебе». (Неемия 9:6)
Что такое творение?Бог сотворил землю и небеса из ничего.
- Земля. Бог создал и разделил сушу и моря.
- Небеса.
Бог создал три области неба: область непосредственно над поверхностью земли, область, охватывающую звезды, солнце и луну, и область небес, недосягаемую для человека. - видов. Бог сотворил всех живых существ, которые ползают и ходят по земле, плавают и обитают в морях.
- Происхождение из семян. Бог создал травы, фрукты, овощи и травы на земле. Каждый был разработан, чтобы воспроизвести себя посредством семени.
- Мужчина . Бог создал два разных пола, чтобы заботиться о земле и наполнять ее. (Бытие 1:28, Бытие 2:15).
Все сотворено и оживлено Богом. Этот факт подтверждается во Второзаконии 10:14: «Господу Богу твоему принадлежат небеса, самые высокие небеса, земля и все, что на ней».
Кроме того, Павел провозгласил в 1 Коринфянам 10:26: «Ибо Господня земля и что наполняет ее».
Божье творение хорошо.
В Бытии 1:31 мы узнаем: «Бог увидел все, что Он создал, и все было хорошо».
Божье творение хорошо, и Второзаконие 10:14 далее подтверждает, что все творение принадлежит Господу: «ГОСПОДУ, твоему Богу, принадлежат небеса, даже самые высокие небеса, земля и все, что на ней».
Сотворение земли, воды и неба из ничего было чудесным, но еще более впечатляющим является сотворение жизни.
В Псалмах 139:13-14 псалмопевец сказал: «Ибо Ты сотворил сокровенное мое существо; Ты соткал меня во чреве матери моей. Я хвалю тебя, потому что я ужасно и чудесно устроен; твои работы прекрасны, я это прекрасно знаю».
Мы проявляем уважение к Богу, серьезно относясь к управлению всем Его творением. Забота о творении была одной из первых задач человечества (Бытие 2:15). И поскольку Бог является творцом жизни, мы, члены человечества, обязаны заботиться обо всех жизнях.
Creation Care: Life В отличие от Божьего замысла, согласно которому человечество должно заботиться о Его творении, принесение в жертву детей было обычным религиозным ритуалом во времена Ветхого Завета среди народов, живущих рядом с Израилем (Второзаконие 12:31).
Несмотря на строгий закон Господа против этой практики (Левит 18:21), мы видим в 4 Царств 17, что Израиль перенял запрещенные обычаи своих соседей, включая жертвоприношение детей. Их грех привел к тому, что Бог позволил Израилю быть разграбленным и изгнанным ассирийцами.
«Они приносили в жертву своих сыновей и дочерей в огне. Они гадали, и искали знамений, и предавались тому, чтобы делать неугодное в очах Господа, возбуждая Его гнев» (4 Царств 17:17). Как следствие, «сильно разгневался Господь на Израиля и удалил их от лица Своего: не осталось никого, кроме одного колена Иудина» (4 Царств 17:18).
Независимо от веры человека в начало жизни, уничтожение человеческой жизни прямо противоречит Божьему повелению человечеству плодиться, размножаться и заботиться о Его творении. Но что касается аборта, то если оставить плод расти без нарушений, то человек, скорее всего (75-90% вероятности) быть рожденным.
Почему важно заботиться о человеческой жизни:
Забота о человеческой жизни по-прежнему важна, даже для тех, кто не заботится о прославлении Бога.
По данным Национального центра статистики здравоохранения, в 2017 году коэффициенты рождаемости и рождаемости в Соединенных Штатах достигли 30-летнего исторического минимума. Идеальный коэффициент рождаемости, или коэффициент, достаточный для обновления населения, составляет 2,1, но коэффициент 2017 г. США упал до 1,77.
Эта статистика является одним из показателей здоровья нашей страны. Уровень рождаемости важен, потому что стабильное или растущее население необходимо для производительности и предложения товаров в здоровой экономике.
Creation Care: растительность и животныеСохранение земли, ее растительности и всех ее обитателей также является обязанностью человечества.
В Исаии 24:5 было написано: «Земля осквернена народом своим; они нарушили законы, нарушили уставы и нарушили вечный завет».
В этом пророчестве конкретно не говорится о введении законов об охране окружающей среды или упадке усилий сообщества по переработке отходов.
Как сказал Мэтью Генри: «Грех перевернул землю вверх дном. Земля [стала] совершенно иной для человека, чем она была, когда Бог впервые сделал ее своим жилищем. В лучшем случае он подобен цветку, который увядает в руках тех, кто угождает ему и кладет его себе на пазуху… Грех — бремя для всего творения; это тяжелое бремя, под которым оно сейчас стонет и в конце концов утонет».
Постоянно возрастающий грех человека приведет к концу этой земли. Но Генри призывает не впадать в отчаяние, потому что «[будут] новые небеса и новая земля, на которых [будет] обитать только праведность». И в этом будущем Божий народ «насладится вечным блаженством».
Почему важно заботиться о Земле
Недавние научные данные подтверждают реальность негативного воздействия на здоровье человека химических веществ, используемых в качестве пищевых добавок, как преднамеренно добавляемых в пищу во время обработки, так и тех, которые могут загрязнить пищу во время производства.
Следовательно, разумно заключить, что неправильное использование и загрязнение природного творения Бога привели к негативным последствиям для здоровья человека.
Забота о творении: Божье СловоМы должны дорожить Божьим словом и учением так же, как мы должны заботиться обо всех Его земных творениях.
Рассмотрим Луки 12:42, когда Иисус сказал: «Кто же верный и благоразумный управитель, которого господин поручает рабам своим, чтобы давать им пищу вовремя?»
В своем комментарии Джон Гилл писал: «Таковы управители в семье Христа, им доверены запасы и припасы Его дома, и от них требуются «верность» и «мудрость»; во-первых, они не искажают и не искажают слово Божие и не смешивают его с человеческими учениями, а передают его чистым и искренним, как оно есть; а другой, чтобы они могли правильно разделить его и мудро распределить его:
Ни слово, ни творение не должны быть фальсифицированы, загрязнены или испорчены идеологией человека.
Сохранение творения Божия служит защитой пропитанию человека.
1. Второзаконие 22:6 говорит: «Если вы встретите птичье гнездо у дороги, на дереве или на земле, и мать сидит на птенцах или на яйцах, не берите мать с молодой.»
Это учение заключалось не только в сохранении яйца, но и в сохранении видов птиц, чтобы у матери была возможность снова воспроизвести потомство.
2. Второзаконие 20:19 аналогичным образом учило: «Когда вы осаждаете город на долгое время, сражаясь с ним, чтобы захватить его, не уничтожайте его деревья, зарубая их топором, потому что вы можете есть их плоды. Не срезайте их. Разве деревья люди, что ты должен их осадить?
Использование древесины дерева для строительных целей здесь рассматривается как менее важное, чем пропитание, обеспечиваемое людям плодами дерева.
3. Плач 5:4 говорит об опасностях преждевременного отказа от доступа к нашим легкодоступным природным ресурсам по финансовым причинам.
Люди жаловались: «Мы должны покупать воду, которую пьем; наш лес можно получить только по цене».
Издержки расточительного и небрежного поведения намного перевешивают непосредственные выгоды удобства.
Бог искупит Свое творение.
1. Римлянам 8:19-21 описывает творение, ожидающее своего искупления. «Ибо творение с нетерпением ожидает явления детей Божиих. Ибо творение подверглось крушению не по своему выбору, а по воле того, кто его покорил, в надежде, что само творение будет освобождено от рабства тлену и приведено в свободу и славу сыновей Бог.»
«Грех был и остается виновной причиной всех страданий, существующих в творении Бога», — говорится в комментарии Мэтью Генри. Но «Бог избавит».
2. В Колоссянам 1:20 Павел учил о будущем примирении всего через Христа и со Христом, «будь то земное или небесное, умиротворив Его кровью, пролитой на кресте».
3. Мы узнаем из Исайи 11:6-9 «Волк будет жить с ягненком, барс будет лежать с козой, теленок, лев и годовалый вместе; и маленький ребенок будет вести их.

И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.
Бог создал три области неба: область непосредственно над поверхностью земли, область, охватывающую звезды, солнце и луну, и область небес, недосягаемую для человека.