Биография Василия Андреевича Жуковского – творчество и личная жизнь автора, читайте на Литрес
Об авторе
Василий Андреевич Жуковский – российский писатель, почетный член Петербургской Академии Наук, поэт, переводчик, один из родоначальников романтизма в русской литературе.
Знакомство с драматургией и проба пера
Василий Андреевич Жуковский родился 9 февраля 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Его отцом был помещик Афанасий Иванович Бунин, а матерью – турецкая девушка, взятая в плен во время штурма крепости Бендеры. Отчество и фамилию будущему писателю дал друг отца – Андрей Григорьевич Жуковский. Жена помещика полюбила внебрачного ребенка и воспитывала как родного сына.
Начальное образование Василий Андреевич получил на дому, затем учился в пансионе Роде, а после его закрытия отправился в Тульское народное училище. После исключения «за неспособность» его приютила семья единокровной сестры Варвары Афанасьевны Юшковой, где Жуковский впервые задумался о творчестве и решил стать драматургом. В одиннадцатилетнем возрасте он написал трагедию, в основе которой был сюжет древнегреческого философа Плутарха «Камилл, или Освобождённый Рим», позже появилась мелодрама, основанная на произведении «Поль и Виргиния». Позже Варвара Афанасьевна добивалась присвоения брату дворянского титула.
В четырнадцать лет Жуковский поступил в Московский университетский пансион. Летом 1800 года он успешно окончил учебное заведение с серебряной медалью и был зачислен в штат Главной соляной конторы, где получил статский чин городового секретаря. Свободное время он посвящал самообразованию, изучал историю, языки, литературу, занимался переводами.
Образование и преподавательская деятельность
Поступив в пансион, Василий Андреевич всерьез увлекся творчеством. В 1802 году его перевод элегии Грея «Сельское кладбище» был напечатан в ежемесячнике «Вестник Европы» и привлек внимание читателей. Через шесть лет автор опубликовал балладу «Людмила», которая стала одним из первых произведений русской литературы, написанных в стиле романтизма. Вскоре Жуковскому предложили должность редактора в «Вестнике Европы».
Когда французские войска напали на Россию, писатель записался в ополчение, но не прекратил литературную деятельность. Его баллада «Светлана» пользовалась огромным успехом. В 1813 году Жуковский вынужден был выйти в отставку, так как заболел тифом. С 1817 года поэт находился при дворе, где сначала преподавал русский язык княгине Александре Федоровне, а затем занимался воспитанием будущего императора Александра II. Вместе с цесаревичем он много путешествовал по России и Европе. Жуковский был близким другом и наставником Александра Сергеевича Пушкина.
Увлечение творчеством до последних лет жизни
Василий Андреевич Жуковский написал и перевел десятки произведений. ЛитРес предлагает познакомиться с наиболее известными работами:
- «Баллады. Поэмы. Стихотворения»;
- «Сказка о царе Берендее»;
- «Спящая царевна»;
- «Тайны единения с Богом в подвигах старца Абу-Саида. Персидские тексты»;
- «Орлеанская дева».
В 1841 году писатель женился на Елизавете Рейтерн, которая родила ему сына и дочь. После свадьбы Василий Андреевич жил в Германии, где кроме литературы занимался рисованием. Его здоровье постепенно ухудшалось, и к концу жизни поэт потерял зрение. 24 апреля 1852 года он умер, когда находился в Баден-Бадене. Его похоронили в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре.
Жуковский Василий Андреевич — биография и материал для подготовки сообщения
Жуковского называют одним из лучших представителей пушкинской эпохи. Он был придворным советником, переводчиком, но главное — поэтом с индивидуальной тягой к прекрасному. Вот уже более двух столетий его необыкновенная поэзия продолжает жить, а произведения — тщательно изучаться историками литературы.
Биографическая справка
Василий Андреевич появился на свет в одной из небольших деревень Тульской губернии 9 февраля 1783 года, будучи незаконнорожденным сынам дворянина Бунина и пленной турчанки. Фамилию мальчик получил от своего усыновителя и крестного отца, подарившего счастливое детство, а вот первичное домашнее образование — в родной по крови семье. Учился в Главном народном училище, пансионе при Московском университете. Тогда же Жуковский понял, что литература — это его стезя и предпринял первые самостоятельные попытки писательства.
В 1805-1809 годах работал в журнале «Вестник Европы», где дослужился до редактора, а 1815 стал членом известного в то время литературного сообщества под названием «Арзамас». Далее биография свидетельствует о тесном контакте Жуковского с царскими особами — в 1817 году он стал чтецом при вдовствующей императрице и учителем словесности для императрицы будущей — иностранки Александры Федоровны, а позже наставником цесаревича, впоследствии Александра Второго.
Личное счастье Жуковский нашел поздно, по сообщению биографов, уже после 57 лет. Это была юная дочь его друга, с которой он прожил в Германии всю оставшуюся жизнь. Нить судьбы оборвалась в апреле 1852 года. Впоследствии тело было перезахоронено в Александро-Невской Лавре.
Творческий путь
Творчество Жуковского начало свое развитие ещё в пору студенчества, но расцвет его пришелся на 1810-1820 годы. В это время были созданы баллады («Эолова арфа», «Вадим»), полные романтизма и сентиментальности стихотворения, такие как «Море или «Цвет завета».
Позже на первое место в деятельности выходят переводы поэм Шиллера и Байрона, античные баллады и известные сказки: «Спящая царевна», «О царе Берендее».
На последнем этапе своей жизни поэт завершил перевод «Наль и Дамаянти», «Одиссеи» Гомера (об этой работе особенно восторженно отзывался Гоголь), а также написание очередной сказки о Царевиче и Волке.
Интересные факты
- 75% всех литературных трудов Жуковского составляют переводы известных работ других деятелей поэзии. Сухие и достаточно пресные в оригинале, благодаря уникальной «обработке» Василия Андреевича они становились более яркими и живыми.
- Пушкин был хорошим другом Жуковского: благодаря своему особому положению при дворе, он много раз предпринимал попытки смягчить участь «солнца русской поэзии». Кстати, именно Василий Андреевич впервые назвал так Пушкина — и комплимент сохранился в веках.
- Известный украинский поэт Тарас Шевченко был вызволен из крепостного рабства также благодаря Жуковскому, а именно его портрету, выполненному кистью самого Карла Брюллова — на вырученные от продажи картины деньги и был выкуплен Шевченко.
- Писательскому перу принадлежит стихотворение «Молитва русского народа» — эти строки позже стали известным национальным гимном Российской империи «Боже, царя храни».
- Главной музой поэта была Маша Протасова. Мать девушки ответила отказом на сватовство дочери, судьба которой впоследствии сложилась очень печально. Поэтому практически все лирические произведения автора полны нескрываемого трагизма и личной драмы.
Василий Андреевич был необычайно талантлив и литературно одарен, оставаясь при этом очень скромным и равнодушным к славе. Он всегда был верен своим высоким идеалам, наверное, именно поэтому его творческие труды остаются востребованными до сих пор.
Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:
Тарас Шевченко. Портрет Василия Жуковского
Тараса Шевченко. Портрет Василия Жуковского. Копия работы К. Брюллова.
Бристоль Акварель. 27,2 × 21 см.
Национальный музей Тараса Шевченко, № г-1882.
На оборотной стороне подставочного листа (ныне утраченного) была надпись тушью: Поэт В.А. Жуковский // Акварельные кисти К.П. Брюллов . На задней части контура (тоже утерянного) внизу слева красной карандашной надписью: Е. Всеволоцкий [Т. Шевченко Полное собрание сочинений: в 10 т. – К., 1963. – Т. 10. – с. 64. – № 129].
Жуковский, Василий Андреевич (1783 – 1859) – русский поэт, принимал активное участие в выкупе Шевченко из крепостной зависимости.
Акварель является произвольной копией масляного портрета В. А. Жуковского кисти К.П. Брюллова, которая была разыграна в 1838 году в лотерее для сбора средств на покупку Шевченко у помещика П. В. Энгельхардт [
Авторство Шевченко этой копии убедительно аргументировано М.И. Мацапура [ Мацапура М. Портрет Василия Жуковского кисти Шевченко // Родина. – 1961. – № 5. – с. 173-179]. В конце апреля 1838 года брюлловский портрет Жуковского был близок к завершению. Затем художник А.М. Мокрицкий написал ее маслом [Дневник художника А.Н. Мокрицкого / Составители Н.Л. Приймак. – М., 1975. – с. 151]. Брюллов завершил работу над портретом только в 1841 году. «Художественная газета» сообщала:
«Брюллов в эти дни окончательно закончил портреты княгини Салтыковой, господина Яниша, В.А. Жуковского. В аксессуары последнего портрета внесены существенные изменения, он много выиграл от них» [Художественная газета. – 1941. – № 4. – с. 7].
Копию Шевченко можно было сделать уже после покупки из крепостного права, когда он регулярно работал в мастерской Брюллова.
Датируется ориентировочно 1838 – 1841 гг. с учетом фактов.
Впервые воспроизведено в ПЗТ в 1963 г. [Т. Шевченко Полное собрание сочинений: в 10 т. – К., 1963. – Т. 10. – с. 64. – № 129]
Складские помещения: собственность Семевского; В.Г. Данилевский; СРЕДНИЙ. Гордон; 1962 г. – Государственный музей Т.Х. Шевченко (Киев). Сведения о владельцах, полученные от московского коллекционера И.В. Качурин, передавший портрет в Национальный музей Т.Г. Шевченко (Киев) в своем письме в адрес В.А. Судак 9 января 1984 г. (хранится в Национальном музее Тараса Шевченко).
Выставки :
1964. Киев – Москва. Шевченко Юбилейная выставка [Юбилейная художественная выставка к 150-летию со дня рождения Т.Г. Шевченко: Продукт. – Киев, 1964. – с. 6];
1985. Киев. Музей Киева. Шевченко – художник-портретист (без справочника).
В.М. Яцюк
После публикации: Т.Х. Шевченко Полное собрание сочинений в 12 томах. – К. : Наукова думка, 2003, т. 7, с. 74 – 75 (изображение), с. 379– 380 (примечания).
Александровский сад в Санкт-Петербурге Россия
Сад имени императора Александра II был открыт в 1874 году. Во времена Петра Великого перед Адмиралтейством была свободная площадка – гласис. Его основная роль заключалась в защите крепости. Однако на самом деле площадь в основном использовалась для различных городских нужд. Были склады для хранения корабельного снаряжения, затем – поляна для народных пиршеств. При строительстве Зимнего дворца луг превратился в дополнительную строительную площадку.
К 20-м годам 19 века канал вдоль Адмиралтейства был заболочен и превращен в бульвар с липовой аллеей и мраморными скульптурами. В 70-е годы было принято решение превратить Адмиралтейскую поляну в сад.
Таким образом, было посажено более 5000 деревьев. Здесь разместили новую решетку, созданную инженером Карлом Жоффрио, а также удобные скамейки. Кстати, один из дубов перед Исаакиевским собором посадил Александр II, а цветы для грядок привезли из Царского Села.
Скульптуры Александровского сада
Изначально планировалось создать целую галерею бюстов известных людей. Однако у правительства штата не хватило денег на этот проект. Таким образом, было предложено разместить только одну скульптуру Василия Андреевича Жуковского – поэта и воспитателя Александра II. Памятник создан Василием Петровичем Крейтаном и установлен в саду 4 июня 1887 года.
Со временем в саду появились и другие скульптуры. В 1892 Николаю Михайловичу Пржевальскому установлен знаменитый памятник с верблюдом. Если скульптуру выполнил Иван Шредер, то фигуру верблюда создал Роберт Рунеберг.
В 90-х годах 19 века в саду также были установлены бронзовые бюсты работы Крейтана – Михаилу Лермонтову и Николаю Гоголю. В 1900 году в Александровском саду была установлена новая скульптура Михаилу Глинке работы скульптора В. Патченко.
Танцующий фонтан
Изначально планировалось создать три необычных фонтана в начале трех городских улиц: Невского проспекта, Гороховой улицы и Возненского проспекта.