Батый (Бату-хан) – История России
Хан БатыйБату-хан (в русской традиции — Батый) (1209 – 1256 годы) — монгольский полководец и государственный деятель, сын Джучи, внук Чингисхана. После смерти отца, Джучи-хана, в 1227 году стал правителем улуса Джучи (Золотой Орды), после смерти деда в том же году был признан старшим среди чингизидов второго поколения. Решением курултая 1235 года Бату было поручено завоевание территорий на северо-западе Поэтому Бату-хан возглавил поход против половцев, Волжской Булгарии, русских княжеств, Польши, Венгрии и Далмации.
Бату-хан был вторым сыном Джучи, старшего из сыновей Чингисхана. Джучи родился вскоре после возвращения его матери Бортэ из меркитского плена, и поэтому отцовство Чингисхана в этом случае могло быть поставлено под сомнение.
Мать Бату-хана Уки-хатун происходила из племени хунгират и была дочерью Ильчи-нойона.
При рождении сын Джучи и Уки-хатун получил имя Бату, образованное от монгольского “бат” – “крепкий, прочный, надёжный“. В русских летописях закрепилась видоизменённая форма – Батый, С 1280-х годов Бату начинают называть в источниках Бату-ханом.
По условиям раздела, произведённого Чингисханом в 1224 году, старшему сыну Джучи достались все степные пространства к западу от реки Иртыш и ряд сопредельных территорий, включая уже завоёванный Хорезм, а также Волжскую Болгарию, Русь и Европу, которые ещё предстояло покорить.
В 1227 году, при до конца неясных обстоятельствах, Джучи, согласно одним источникам умер от болезни, согласно другим был убит.
После смерти отца “Батый был признан войсками на западе наследником Джучи, и этот выбор был впоследствии утверждён Чингиз-ханом или его преемником Угедеем“. Фактически, Чингисхан назначил Бату правителем улуса, а для реализации этого распоряжения отправил в Дешт-и-Кипчак своего брата Тэмугэ. О том, почему Чингисхан выбрал из многочисленных Джучидов именно Батыя, нет общего мнения у историков.
Власть в улусе Батый разделил со своими братьями. Старшему брату, Орде-Ичену досталось всё “левое крыло” империи, то есть восточная половина улуса, и основная часть отцовского войска. Батыю осталось “правое крыло”, западная часть империи, из которой Батый должен был выделить доли остальным наследникам, Джучидам.
Содержание страницы
Поход хана Батыя на Русь
Поход на Русь хана Батыя.В 1236-1243 годах хан Батый возглавил Западный поход. В результате этого похода, на первом этапе, были завоёваны:
– западная часть половецкой степи;
– Волжская Булгария;
– поволжские народы;
– северокавказские народы.
Монгольское нашествие хана Батыя на Русь заняло несколько лет. На Русь войска под руководством хана Батыя ходили несколько раз:
– при его личном участии в 1237—1238 годах на Рязань и Владимир;
– в 1239 году на Чернигов;
– в 1240 году на Киев.
Русские воины оказали сопротивление при обороне Рязани, Москвы, Владимира, Козельска. Например, летописи рассказывают о русском воине Евпатии Коловрате, мужество которого вызвало огромное уважение хана Батыя. Несмотря на стойкое сопротивление, после осады Киева и разгрома Даниила Галицкого русские княжества попали под зависимость от монголов. Монголам был открыт путь на запад.
Западный поход хана Батыя.
Походы хана Батыя в Западную Европу.Движение на запад было предпринято Батыем по собственной инициативе.
Перед Карпатами, Батый разделил свои войска на две группы.
Первая группа, во главе с Байдаром и Орду выступила на завоевание Польши, Силезию и Моравии. 9 апреля 1241 года первая группа монгольских войск разгромила польско-немецкое войско Генриха Благочестивого под Легнице.
Вторая группа (основные силы) в составе до 70 тысяч воинов, которую возглавлял хан Батый, Кадан и сподвижник Чингисхана Субудей осуществляла монгольское завоевание Венгрии вплоть до Адриатики. Сам хан Батый во главе немногочисленного отряда прошёл через так называемые “Русские ворота” – Верецкий перевал в Карпатах,
11 апреля 1241 года венгерский король Бела IV был наголову разбит Батыем в битве на реке Шайо, и монголы прошли Венгрию, Хорватию, Далмацию, Боснию, Сербию и Болгарию. В связи с нашествием на Венгрию, Батый упоминается с титулом Цезарис в книге Людвига Батаворума “Московия и Тартария”.
Монгольская армия достигла Центральной Европы. Император Священной Римской империи Фридрих II пытался организовать сопротивление, а когда Батый потребовал покорности, ответил, что мог бы стать сокольничим хана. Хотя столкновения войск Священной Римской империи с монголами не произошло, крайним западным пунктом войск Батыя стал саксонский город Мейсен.
Хан Батый после этого похода не совершал более походов на запад, осев на берегах Волги в городе Сарай-Бату, основанном им в начале 1250-х годов.
Признание русскими князьями зависимости Золотой Орды
В 1243—1246 годах все русские князья признали зависимость от правителей Золотой Орды и Монгольской империи. Владимирский князь Ярослав Всеволодович был признан старейшим на Русской земле, ему был передан разорённый монголами в 1240 году Киев.
В 1246 году Ярослав Всеволодович был послан ханом Батыем полномочным представителем на курултай в Каракорум и там отравлен сторонниками Гуюк-хана.
Михаил Черниговский был убит в Золотой Орде (он отказался пройти между двух огней у входа в ханскую юрту, что говорило о злом умысле посетителя).
В 1249 году сыновья Ярослав Всеволодович Андрей и Александр Невский отправились в Золотую Орду, а из неё в Каракорум. Андрей Ярославич получил в Орде ярлык на Владимирское княжение, а Александр Невский ярлык на княжение в Киеве и в Новгороде.
Андрей Ярославич стремился противостоять монголам, заключив союз с сильнейшим князем Южной Руси — Даниилом Романовичем Галицким. Это привело к ордынскому карательному походу 1252 года. Монгольское войско во главе с Неврюем разбило Андрея Ярославича и Ярослава Ярославича. Ярлык на княжение во Владимире хан Батый передан Александру Невскому.
У тестя и союзника Андрея Ярославича – Даниила Романовича Галицкого отношения с Батыем складывались по-другому. Даниил Романович Галицкий изгнал из своих городов золотоордынских баскаков и нанёс поражение ордынскому войску во главе с Куремсой в 1254 году.
Хан Батый и Гуюк. Каракорумские дела.
Хан Гуюк и Батый на праздникеХан Батый завершил поход на Запад в 1242 году, так как узнал о смерти хана Угэдея в конце 1241 года и созыве нового курултая. Войска хана Батыя отошли на Нижнюю Волгу, которая стала новым центром улуса Джучи. На курултае 1246 года каганом избрали Гуюка, давнего недруга Батыя. После того, как Гуюк стал великим ханом, произошёл раскол между потомками Угедея и Чагатая, с одной стороны, и потомками Джучи и Толуя, с другой. Гуюк-хан выступил в поход против Батыя, но в 1248 году, когда его войско находилось в Мавераннахре близ Самарканда, он неожиданно умер. По одной из версий, Гуюк-хан был отравлен сторонниками Батыя. Среди последних был и лояльный Батыю Мунке (Менгу), участник Европейской кампании 1236—1242 годов, который и был избран следующим, четвёртым, великим ханом в 1251 году. Для его поддержки против наследников Чагатая Батый прислал под Отрар своего брата Берке с 100-тысячным корпусом темника Бурундая. После победы Мунке Батый стал 1старшим в роде (ака).
Смерть хана Батыя.
Батый умер в 1255 году. Причины смерти Батыя неясны – от отравления до естественной кончины от ревматического недуга. Законным наследником должен был стать его сын Сартак, который находился в это время в Монголии, при дворе Мунке-хана. Однако по пути домой Сартак неожиданно скончался, и ханом был провозглашён малолетний сын Батыя – Улагчи.
Вероисповедание Батыя.
1. Батый – тенгрианин (Тенгризм – доисламская и добуддийская религия тюрко-монгольских кочевников евразийских степей, в которой присутствует культ Тенгри — обожествлённого неба). По словам Джувейни: “Он (Бату) был государем, который не придерживался никакой веры и секты, он их считал только способом познания божества и не был последователем ни одной из сект и религиозных учений“.
2. Батый – христианин. Согласно персидскому историку Вассаф аль-Хазрату Батый принял христианство, хотя и не отличался фанатизмом. По его словам: “Хотя он (Бату) был веры христианской, а христианство это противно здравому смыслу, но (у него) не было наклонности и расположения ни к одному из религиозных вероисповеданий и учений, и он был чужд нетерпимости и хвастовства“.
3. Батый – мусульманин. В письме Альберто Кампензе к Его Святейшеству Папе Клименту VII о делах Московии рассказываются подробности из жизни Батыя, в том числе и о принятии им мусульманской веры: “/Батый/ Отец этого Тамерлана известен у нас в Истории под именем Батыя; на Татарском же языке называется Занка (Zanca). Во время Иннокентия IV вошел он северным берегом Меотийских болот с огромным войском в Европу и, завоевав сперва северо-восточную Русь, разрушил богатейший город Киев (Chiovia), разбил Поляков, Силезцов (Sletii) и Моравов и наконец устремился на Венгрию, которую разорил в конец и привел чрез то в ужас и трепет весь Христианский мир. До него все Татары были идолопоклонники. Он первый, по убеждению Сарацинов, принял Магометанскую веру. — и потомки его досель пребывают упорными последователями сего учения. Может быть, они были бы Христианами, если бы Христос имел таких ревностных Священников и Епископов, каких имеет Магомет“.
Семья хана Батыя.

Сыновья Батыя: Сартак (его наследник; христианин-несторианин по вероисповеданию), Тукан, Абукан, сын или внук Улагчи.
Батый (Бату) Саин-хан
Монгольский хан, внук Чингисхана, предводитель общемонгольского похода в Восточную и Центральную Европу в 1236—1242 годах.
Отец Батыя Джучи-хан, сын великого завоевателя Чингисхана, получил по отцовскому разделу земельные владения монголов от Аральского моря на запад и северо-запад. Удельным ханом чингизид Батый стал в 1227 году, когда новый верховный правитель огромной Монгольской державы Угедей (третий сын Чингисхана) передал ему земли отца Джучи, в которые входили Кавказ и Хорезм (владения монголов в Средней Азии). Земли хана Батыя граничили с теми странами на Западе, которые предстояло завоевывать монгольскому войску — так велел его дед, величайший завоеватель в мировой истории.
В свои 19 лет хан Батый был уже вполне сложившимся монгольским правителем, основательно изучившим тактику и стратегию ведения войн его прославленным дедом, усвоившим воинское искусство конного монгольского войска. Сам он был прекрасным наездником, метко стрелял из лука на полном скаку, умело рубился саблей и владел копьем. Но главное — опытный полководец и правитель Джучи научил сына командовать войсками, повелевать людьми и избегать распрей в разрастающемся доме чингизидов.
То, что молодой Батый, получивший вместе с ханским троном окраинные, восточные владения Монгольской державы, продолжит завоевания великого деда, было очевидным. Исторически степные кочевые народы двигались по проторенному за многие столетия пути — с Востока на Запад. Основатель же Монгольского государства за свою долгую жизнь так и не успел покорить всю Вселенную, о чем он так мечтал. Это Чингисхан завещал потомкам — своим детям и внукам. Пока же монголы копили силы.
Наконец, на курултае (съезде) чингизидов, собранном по инициативе второго сына великого хана Октая в 1229 году, было решено привести план «потрясателя Вселенной» в исполнение и завоевать Китай, Корею, Индию и Европу.
Главный удар вновь направлялся на Запад от восхода солнца. Для покорения кипчаков (половцев), русских княжеств и волжских булгар было собрано огромное конное войско, которое должен был возглавить Батый. Его братья Урда, Шейбан и Тангут, его двоюродные братья, среди которых были будущие великие ханы (монгольские императоры) — Куюк, сын Угедея, и Менке, сын Тулуя, вместе со своими войсками также поступали под его командование. В поход уходили не только монгольские войска, но и войска подвластных им кочевых народов.
Батыя сопровождали также выдающиеся полководцы монгольской державы — Субэдэй и Бурундай. Субэдей уже воевал в кипчакских степях и в Волжской Булгарии. Он же был одним из победителей в битве монголов с объединенным войском русских князей и половцев на реке Калка в 1223 году.
В феврале 1236 года огромное монгольское войско, собранное в верховьях Иртыша, выступило в поход. Хан Батый вел под своими знаменами 120—140 тысяч человек, но многие исследователи называют цифру гораздо большую. За год монголы завоевали Среднее Поволжье, Половецкую степь и земли камских булгар. Любое сопротивление жестоко каралось. Города и селения сжигались, их защитники поголовно истреблялись. Десятки тысяч людей становились рабами степных ханов и в семьях рядовых монгольских воинов.
Дав своей многочисленной коннице отдохнуть в привольных степях, хан Батый в 1237 году начал свой первый поход на Русь. Вначале он напал на Рязанское княжество, граничившее с Диким полем. Рязанцы решили встретить врага в приграничье — у воронежских лесов. Высланные туда дружины все полегли в неравной сече. Рязанский князь обратился за помощью к другим удельным князьям-соседям, но те оказались безучастными к судьбе Рязанщины, хотя беда пришла на Русь общая.
Рязанский князь Юрий Игоревич, его дружина и простые рязанцы и не думали сдаваться на милость врага. На издевательское требование привести в его стан жен и дочерей горожан Батый получил ответ «Когда нас не будет, возьмешь все». Обращаясь к своим дружинникам, князь сказал «Лучше нам смертию славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть». Рязань затворила крепостные ворота и изготовилась к защите. Все горожане, способные держать в руках оружие, поднялись на крепостные стены.
16 декабря 1237 года монголы осадили города-крепости Рязани. Чтобы измотать ее защитников, штурм крепостных стен велся беспрерывно, днем и ночью. Штурмующие отряды сменяли друг друга, отдыхали и вновь устремлялись на приступ русского города. 21 декабря неприятель ворвался через пролом в город. Сдержать этот многотысячный поток монголов рязанцы были уже не в силах. Последние схватки проходили на горящих улицах, и победа воинам хана Батыя досталась дорогой ценой.
Однако уже вскоре завоевателей ждала расплата за уничтожение Рязани и истребление ее жителей. Один из воевод князя Юрия Игоревича — Евпатий Коловрат, бывший в дальней поездке, узнав о вражеском нашествии, собрал воинский отряд в несколько тысяч человек и стал неожиданно нападать на незваных пришельцев. В схватках с воинами рязанского воеводы монголы стали нести большие потери. В одном из боев отряд Евпатия Коловрата был окружен, и остатки его погибли вместе с отважным воеводой под градом камней, которыми стреляли метательные машины (наиболее мощные из этих китайских изобретений метали огромные камни весом до 160 килограммов на несколько сот метров).
Бату-хан на троне Золотой орды
Монголо-татары, быстро опустошив рязанскую землю, перебив большую часть ее жителей и взяв многочисленный полон, двинулись против Владимиро-Суздальского княжества. Хан Батый повел свое войско не прямо на стольный град Владимир, а в обход через Коломну и Москву, чтобы миновать глухие Мещерские леса, которых степняки побаивались. Они уже знали, что леса на Руси были лучшим укрытием для русских воинов, и борьба с воеводой Евпатием Коловратом многому научила завоевателей.
Навстречу врагу из Владимира вышло княжеское войско, во много раз уступавшее по численности силам Батыя. В упорном и неравном сражении под Коломной княжеская рать была разбита, и большая часть русских воинов погибла на поле брани. Затем монголо-татары сожгли Москву, тогда небольшую деревянную крепость, взяв ее приступом. Такая же участь постигла и все прочие небольшие русские городки, защищенные деревянными стенами, которые встречались на пути ханского войска.
3 февраля 1238 года Батый подошел к Владимиру и осадил его. Великого князя владимирского Юрия Всеволодовича не было в городе, он собирал дружины на севере своих владений. Встретив решительное сопротивление владимирцев и не надеясь на скорый победный штурм, Батый с частью своего войска двинулся к Суздалю, одному из самых больших городов на Руси, взял его и сжег, истребив всех жителей.
После этого хан Батый возвратился к осажденному Владимиру и начал устанавливать вокруг него стенобитные машины. Чтобы не дать защитникам Владимира вырваться из него, город за одну ночь обнесли крепким тыном. 7 февраля столица Владимиро-Суздальского княжества была взята штурмом с трех сторон (от Золотых ворот, с севера и со стороны реки Клязьмы) и сожжена. Такая же участь постигла все другие города на земле Владимировщины, взятые с боя завоевателями. На месте цветущих городских поселений оставались только пепелища и развалины.
Тем временем великий князь владимирский Юрий Всеволодович успел собрать небольшое войско на берегах реки Сити, куда сходились дороги из Новгорода и с Русского Севера, из Белоозера. Точных сведений о противнике князь не имел. Он ожидал подхода новых отрядов, но монголо-татары нанесли упреждающий удар. Монгольское войско к месту сражения двигалось с разных сторон — от сожженного Владимира, Твери и Ярославля.
4 марта 1238 года на реке Сити рать великого князя владимирского сошлась с полчищами Батыя. Появление вражеской конницы оказалось неожиданным для владимирцев, и они не успели построиться в боевой порядок. Битва закончилась полной победой монголо-татар — слишком неравными оказались силы сторон, хотя русские ратники бились с великим мужеством и стойкостью. Это были последние защитники Владимиро-Суздальской Руси, погибшие вместе с великим князем Юрием Всеволодовичем.
Затем ханские войска двинулись на владения Вольного Новгорода, но до него не дошли. Начиналась весенняя распутица, лед на реках трещал под копытами коней, а болота превращались в непроходимую трясину. Степные кони за утомительный зимний поход растеряли свою прежнюю силу. К тому же богатый торговый город располагал немалыми военными силами, и на легкую победу над новгородцами рассчитывать не приходилось.
Монголы две недели осаждали город Торжок и только после нескольких штурмов смогли его взять. В начале апреля Батыево войско, не дойдя до Новгорода 200 километров, около урочища Игнач Крест, повернуло назад, в южные степи.
Монголо-татары сжигали и грабили все на своем обратном пути в Дикое поле. Ханские тумены шли на юг загоном, как на охотничьей облаве, чтобы никакая добыча не могла выскользнуть из их рук, стремясь захватить как можно больше пленников. Рабы в Монгольской державе обеспечивали ее материальное благополучие.
Ни один русский город не сдался завоевателям без боя. Но раздробленная на многочисленные удельные княжества Русь так и не смогла объединиться против общего врага. Каждый князь бесстрашно и храбро во главе своей дружины защищал собственный удел и погибал в неравных битвах. К совместной защите Руси никто из них тогда не стремился.
На обратном пути хан Батый совершенно неожиданно задержался на 7 недель под стенами небольшого русского городка Козельска. Собравшись на вече, горожане решили защищаться до последнего человека. Только с помощью стенобитных машин, которыми управляли пленные китайские инженеры, ханскому войску удалось ворваться в город, проломив сперва деревянные крепостные стены, а потом взяв штурмом еще и внутренний крепостной вал. Во время штурма хан потерял 4 тысячи своих воинов. Батый назвал Козельск «злым городом» и приказал перебить в нем всех жителей, не пощадив и младенцев. Разрушив город до основания, завоеватели ушли в волжские степи.
Отдохнув и собравшись с силами чингизиды во главе с ханом Батыем в 1239 году совершили новый поход на Русь, теперь уже на ее южные и западные территории. Расчеты степных завоевателей на легкую победу вновь не оправдались. Города русичей приходилось брать штурмом. Сперва пал пограничный Переяславль, а затем большие города, княжеские столицы Чернигов и Киев. Стольный град Киев (оборону его после бегства князей возглавил бесстрашный тысяцкий Дмитрий) был взят с помощью таранов и метательных машин 6 декабря 1240 года, разграблен и затем сожжен. Большую часть его жителей монголы истребили. Но и сами понесли существенные потери в воинах.
После овладения Киевом батыевы полчища продолжили завоевательный поход по Русской земле. Опустошению подверглась Юго-Западная Русь — Волынская и Галицкая земли. Здесь, как и в Северо-Восточной Руси, население спасалось в глухих лесах.
Так с 1237 по 1240 год Русь подверглась небывалому в ее истории разорению, большинство ее городов превратилось в пепелища, а многие десятки тысяч людей были уведены в полон. Русские земли лишились своих защитников. Княжеские дружины бесстрашно бились в сечах и погибали.
В конце 1240 года монголо-татары тремя большими отрядами вторглись в Центральную Европу — в Польшу, Чехию, Венгрию, Далмацию, Валахию, Трансильванию. Сам хан Батый во главе главных сил вышел на венгерскую равнину со стороны Галиции. Весть о движении степного народа привела в ужас Западную Европу. Весной 1241 года монголо-татары в сражении при Лигнице в Нижней Силезии разбили 20-тысячное рыцарское войско Тевтонского ордена, немецких и польских феодалов. Казалось, что и к западу от испепеленной Русской земли ханское войско ждут пусть хоть и трудные, но все же успешные завоевания.
Но вскоре в Моравии под Оломоуцем хан Батый столкнулся с сильным сопротивлением чешского и немецкого тяжеловооруженного рыцарского войска. Здесь один из отрядов под командованием богемского военачальника Ярослава разбил монголо-татарский отряд темника Петы. В самой Чехии завоеватели столкнулись с войсками самого чешского короля в союзе с австрийским и каринтийскими герцогами. Теперь хану Батыю приходилось брать не русские города с деревянными крепостными стенами, а хорошо укрепленные каменные замки и крепости, защитники которых и не думали сражаться в чистом поле с батыевой конницей.
Сильное сопротивление армия чингизида встретила в Венгрии, куда она вошла через Карпатские перевалы. Узнав об опасности, венгерский король начал сосредоточивать свои войска в Пеште. Простояв под стенами города-крепости около двух месяцев и опустошив окрестности, хан Батый не стал штурмовать Пешт и ушел от него, стремясь выманить королевские войска из-за крепостных стен, что ему и удалось.
Крупное сражение монголов с венграми произошло на реке Сайо в марте 1241 года. Венгерский король приказал своим и союзным войскам встать на противоположном берегу реки укрепленным лагерем, окружив его обозными повозками, а мост через Сайо усиленно охранять. Ночью монголы захватили мост и речные броды и, перейдя через них, встали на соседних с королевским лагерем холмах. Рыцари попытались было атаковать их, но были отбиты ханскими лучниками и камнеметными машинами.
Когда из укрепленного лагеря вышел второй рыцарский отряд для атаки, монголы окружили его и уничтожили. Хан Батый приказал оставить свободным проход к Дунаю, в который и устремились отступавшие венгры и их союзники. Монгольские конные лучники повели преследование, внезапными наскоками отрезая «хвостовую» часть королевского войска и уничтожая ее. В течение шести дней оно было почти полностью уничтожено. На плечах бежавших венгров монголо-татары ворвались в их столицу город Пешт.
После взятия венгерской столицы ханские войска под командованием Субэдея и Кадана разорили многие города Венгрии и преследовали ее короля, отступившего в Далмацию. Одновременно большой отряд Кадана прошел Славонию, Хорватию и Сербию, грабя и сжигая все на своем пути.
Монголо-татары дошли до берегов Адриатики и на облегчение всей Европе повернули своих коней обратно на Восток, в степи. Случилось это весной 1242 года. Хан Батый, чьи войска понесли значительные потери в двух походах против Русской земли, не решался оставить в своем тылу завоеванную, но не покоренную страну.
Обратный путь через южно-русские земли уже не сопровождался ожесточенными боями. Русь лежала в развалинах и пепелищах. В 1243 году Батый создал на захваченных землях огромное государство — Золотую Орду, чьи владения простирались от Иртыша до Дуная. Своей столицей завоеватель сделал город Сарай-Бату в низовьях Волги, близ современного города Астрахани.
Русская земля стала на несколько столетий данником Золотой Орды. Теперь русские князья получали ярлыки на владение своими родовыми удельными княжествами в Сарае, от золотоордынского властителя, который хотел видеть покоренную Русь только слабой. Все население было обложено тяжелой ежегодной данью. Любое сопротивление русских князей или народное возмущение сурово каралось.
Посланник Папы Римского к монголам Джиованни дель Плано Карпини, итальянец по происхождению, один из основателей монашеского ордена францисканцев, писал после торжественной и унизительной для европейца аудиенции у властелина Золотой Орды
«...Батый живет с полным великолепием, имея привратников и всех чиновников, как Император их. Он также сидит на более возвышенном месте, как на троне, с одною из своих жен; другие же, как братья и сыновья, так и иные младшие, сидят ниже посредине на скамейке, прочие же люди — сзади их на земле, причем мужчины сидят направо, женщины — налево».
В Сарае Батый жил в больших шатрах из льняной ткани, раньше принадлежавших венгерскому королю.
Свою власть в Золотой Орде хан Батый поддерживал военной силой, подкупами и вероломством. В 1251 году он участвовал в государственном перевороте в Монгольской империи, во время которого при его поддержке великим ханом стал Мунке. Однако хан Батый и при нем чувствовал себя вполне независимым правителем.
Батый развил военное искусство своих предшественников, прежде всего своего великого деда и отца. Для него были характерны внезапные нападения, стремительность действий большими массами конницы, уклонение от крупных сражений, которые всегда грозили большими потерями воинов и коней, изматывание противника действиями легкой конницы.
Одновременно хан Батый прославился своей жестокостью. Население завоеванных земель подвергалось массовому истреблению, что являлось мерой устрашения противника. С именем хана Батыя в российской истории связано начало золотоордынского ига на Руси.
Монголо-папская встреча: обмен письмами между Папой Иннокентием IV и Гуюк-ханом в 1245-1246 гг. Между 1236 и 1242 годами эти военные кампании под командованием Субутая (ум.

Стремясь оценить намерения завоевателей и убедить их прекратить вторжения в латинский христианский мир, Папа Иннокентий IV (годы правления 1243-1254) отправил посольство с двумя письмами к монгольскому хану Гуюку. Ведущим папским легатом монголов был итальянский францисканец Джованни да Пиан дель Карпине (ум. 1252), который покинул Лион в апреле 1245 г. и прибыл ко двору Гуюк-хана недалеко от Каракорума в июле 1246 г. Он вернулся в Лион к концу 1247 г. , Карпине составил Ystoria Mongalorum , подробный отчет о миссии и его обширных путешествиях (подробнее здесь). Латинский текст и английский перевод путевых заметок Карпине и истории монголов можно найти здесь (вместе с трудами Вильгельма Рубрука).
(Папа Иннокентий IV отправляет доминиканцев и францисканцев к монголам. Винсент Бове, Le Miroir Historial Vol. IV, Paris, c. 1400-1410.
Оба латинских письма Иннокентия IV можно найти в Epistolae Saeculi xiii e regestis Pontificarum Romananim selectae, т. II, №№ 102 и 105, Исторический памятник Германии . Ниже приводится латинский текст первого письма, призывающего Гуюк принять христианство, за которым следует перевод:
Перевод
Бог-Отец, о Своей милости, с невыразимой любящей добротой относящейся к несчастной доле человеческий род, униженный виной первого человека, и желающий Своего великого милосердия милостиво восстановить того, кого зависть диавола низложила лукавым внушением, ниспосланного с высокого небесного престола в низшую область мира. Единородный Сын, единосущный Себе, Который был зачат действием Святого Духа во чреве предизбранной Девы и там облачился в одежды человеческой плоти, а затем вышел оттуда закрытой дверью девства Своей матери. , Он явил Себя в форме, видимой всем людям. Ибо человеческая природа, наделенная разумом, должна была питаться вечной истиной как своей лучшей пищей, но, заключенная в смертных цепях в наказание за грех, ее силы настолько уменьшились, что она должна была стремиться постичь невидимые вещи. пищи разума посредством выводов, сделанных из видимых вещей.
Творец того создания стал видимым, облекшимся в нашу плоть, не без изменения Своей природы, для того, чтобы, став видимым. Он мог призвать к Себе, Невидимому, тех, кто стремится к видимому, формируя людей Своими спасительными наставлениями и указывая им Своим учением путь совершенства: следуя образцу Своего святого образа жизни и Его словесности. евангельского наставления, Он соизволил принять смерть мучением на жестоком кресте, чтобы карательным окончанием Своей нынешней жизни положить конец наказанию вечной смертью, которое последующие поколения понесли за преступление своего прародителем, и чтобы человек мог испить сладость вечной жизни из горькой чаши Его смерти во времени. Ибо Посреднику между нами и Богом надлежало иметь и преходящую смертность, и вечное блаженство, чтобы посредством преходящего уподобиться обреченным на смерть и перенести нас из мертвых в то, что пребывает вечно.
Поэтому Он принес Себя в жертву за искупление человечества и, низвергнув врага его спасения, Он вырвал его из позора рабства во славу свободы и отверз ему врата небесного отечества. Затем, воскреснув из мертвых и вознесшись на небо, Он оставил Своего наместника на земле, и ему, после того как Он засвидетельствовал постоянство своей любви доказательством тройного исповедания, Он поручил попечение о душах, чтобы Он бдительно внимать и бдительно блюсти их спасение, за которое Он смирил Свое высокое достоинство; и Он вручил ему ключи Царства Небесного, с помощью которых он и через него его преемники должны были обладать властью открывать и закрывать врата этого Царства для всех. Посему мы, хотя и недостойные, ставшие, по расположению Господа, преемниками сего наместника, обращаем свое пристальное внимание прежде всего, возложенного на нас в силу нашего служения, на ваше спасение и спасение других людей, и на это особенно к делу сосредотачиваем ум свой, прилежно бдя о нем с прилежным усердием и ревностным усердием, дабы могли с помощью благодати Божией наставить заблуждающихся на путь истины и всех людей приобрести для Него .
Но так как мы не можем лично присутствовать в разных местах в одно и то же время, ибо природа нашего человеческого состояния не позволяет этого, то для того, чтобы мы никоим образом не пренебрегали отсутствующими, мы посылаем им вместо нас предусмотрительные и благоразумные мужи, служением которых мы выполняем обязательство нашей апостольской миссии перед ними. Именно по этой причине мы сочли уместным послать к вам нашего возлюбленного сына, брата Лоуренса Португальского, и его сподвижников из Ордена Братьев Меньших, носителей этой грамоты, людей, выдающихся своим религиозным духом, прекрасных своей добродетелью и одаренных. со знанием Священного Писания, чтобы, следуя их спасительным наставлениям, вы могли признать Иисуса Христа истинным Сыном Божьим и поклоняться славному имени Его, исповедуя христианскую религию. Поэтому мы увещеваем вас всех, просим и усердно умоляем вас принять этих братьев любезно и относиться к ним с уважением из почтения к Богу и к нам, действительно, как если бы принимали нас в их лицах, и проявлять по отношению к ним непритворную честность. о тех вопросах, о которых они будут говорить с вами от нашего имени; мы также просим, чтобы, поговорив с ними о вышеупомянутых вопросах для вашей пользы, вы снабдили их охранной грамотой и другими необходимыми вещами как на их пути туда, так и на обратном пути, чтобы они могли безопасно вернуться к нашему присутствию, когда они желают. Мы сочли уместным послать к вам вышеупомянутых братьев, которых мы специально выбрали из числа других, как людей проверенных годами регулярного соблюдения и хорошо разбирающихся в Священном Писании, потому что мы полагали, что они окажут вам большую помощь. видя, что они следуют смирению нашего Спасителя: если бы мы думали, что церковные прелаты или другие сильные мужи будут более полезными и более приемлемыми для вас, мы послали бы их.
Lyons, 5 th March 1245
[Перевод из изд. Кристофера Доусона, Монгольская миссия: рассказы и письма францисканских миссионеров в Монголии и Китае в тринадцатом и четырнадцатом веках (Нью-Йорк, 1955), стр. 73-75]
Ниже приводится латинский текст второго письма, призывающего монгольского хана воздержаться от нападений на христиан, с последующим переводом: Секретные архивы Ватикана, Ватикан, Инв № Рег.0003
Перевод
Видя, что не только люди, но даже неразумные животные, более того, те самые элементы, из которых состоит мировая машина, соединены неким врожденным законом наподобие небесных духов, все из которых Бог Творец разделился на хоры в непреходящей стабильности мирного порядка, недаром же мы вынуждены выразить в сильных выражениях наше удивление тем, что вы, как мы слышали, вторглись во многие страны, принадлежащие как христианам, так и другим и опустошаете их в ужасном запустении, и с неутихающей яростью не перестаете простирать губительную руку свою к дальним землям, но, разрывая узы естественных уз, не щадя ни пола, ни возраста, неистовствуете против всех без разбора мечом наказания.
Мы, поэтому, следуя примеру Царя Мира и желая, чтобы все люди жили в согласии в страхе Божием, увещеваем, умоляем и усердно умоляем всех вас, чтобы в будущем вы полностью воздерживались от нападений такого рода и особенно от гонений на христиан, и что после столь многих и таких тяжких проступков вы умиротворяете достойным покаянием гнев Божественного Величия, который, без сомнения, серьезно возбудили вы такой провокацией; и вам не должно давать смелости совершать дальнейшие жестокости из-за того факта, что, когда меч вашей мощи свирепствовал против других людей, Всемогущий Бог до сих пор позволял различным народам падать перед вашим лицом; ибо иногда Он временно воздерживается от наказания гордых в этом мире, по той причине, что, если они пренебрегают смирением по собственной воле, Он не только не может более откладывать наказание за их нечестие в этой жизни, но и может принять большая месть в мире грядущем.
В связи с этим мы сочли целесообразным послать к вам нашего возлюбленного сына [Джованни ДиПлано Карпини] и его товарищей, носителей этого письма, людей, выдающихся своим религиозным духом, прекрасных в своей добродетели и одаренных знанием Священного Писания; принимайте их благосклонно и относитесь к ним с честью из благоговения перед Богом, как бы принимая нас в их лицах, и относитесь к ним честно в тех делах, о которых они будут говорить с вами от нашего имени, и когда вы имели полезные беседы с их относительно вышеупомянутых дел, особенно тех, которые относятся к миру, полностью известите нас через этих же братьев, что побудило вас истребить другие народы и каковы ваши намерения на будущее, снабдив их охранной грамотой и другими потребностями как их туда и обратно, чтобы они могли безопасно вернуться к нам, когда захотят.
[Перевод из под ред. Кристофера Доусона, Монгольская миссия: рассказы и письма францисканских миссионеров в Монголии и Китае в тринадцатом и четырнадцатом веках (Нью-Йорк, 1955), стр. 75-76]
Следующее — ответ Гуюка (на персидском языке) с английским переводом ниже. В своем ответе, в совершенстве демонстрирующем монгольскую имперскую политическую теорию, хан требует, чтобы папа и европейские правители явились к его двору и присягнули ему на верность, и подчеркивает свое превосходство.
این مثالیست بنزدیک پاپاء کلان فرستاده شد بداند و معلوم کند ما نبشت دو ان. ولایتهاء کرل کنکاش کردست ، اوتکِ ایلی بندگی فرستاده ، از ایلچیان شما شنودзно آمد ، از ایلچیان شما شنودзно آمد. و اگر سخن خویش برسید ، تو ، کی پاپاء کلان ، با کرللالان ، جمله بنف خویش بخدمت ما بیایید ؛ بنف خویش بخد 9 بیاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییاییا ب ب несостоятельный هر فرمان یاساء کی باشد آنوقت بشنوانیم.
دیگر گفتهاید کی مرا در شیلم درآی، نیکو باشد؛ خویشتن مرا دانا کردی؛ اوتک فرستادی، این اوتک ترا معلوم نکردیم.
دیگر سخن فرستادی «ماجر و کرستان را جمله گرفتیت مرا عجب میآید ایشان راتیت مرا عجب میآید ایشان ○ گنِت مرا را بگد ایشا را گنِت مرا را بو реть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть را را را را را را رневственный را رневственный فرمان خدای را چنگیز خان و قاآن هر دو شنوانیدن را فرستاد. فرمان خدای را اعتماد نکردهاند همچنان کی سخونِ تو. Бесплатно
آن ولایتها را مردمان را خدای قدیم کوشت و نیست گردانید. جز از فرمان خدای کسی از قوتِ خویش چگونه کوشید، چگونه گیرد؟ مگر تو трите ренив تو چگونه دانی که همچنان سخن میگوی؟ بقوتِ خدای ، آفتاب بر آمدن و تا فرو رفتن جمله ولایتها را ما رü جز از فرمان خدای کسی چگونه تواند کرد.
اکنون شما بدل راستی بگوییت کی ایل شویم کوچ دهیم. تو بنفس خویش، بر سرِ کرللان ، همه جمله یکجای بخدمت و بندگی ما بیاید؛ ایلیِ شما را آنوقت معلوم کنیم. و اگر فرمان خدای نگیرید و فرمان ما را دیگر کند شما را ما یاغی دانیم، همچنان شما را معلوم میگردانیم و اگر دیگر کند آنرا ما میدانیم خدای داند.
فی اواخر جمادیالاخر سنه اربعه اربعین و ستمائه
(Письмо Гюйк-хана, Арм. org/en/document/249/)
Перевод
Мы, силою Вечного Бога, Океанического хана великого монгольского улуса — наша команда.
Если это дойдет до народов, которые покорились, пусть уважают и благоговеют перед ним.
Это директива на [мусульманском] языке, посланная великому Папе; пусть он примет к сведению и постигнет то, что было написано. Ходатайство собрания, созванного в землях Императора [ищущего нашей поддержки], было услышано от ваших посланников.
Если податель этой петиции дойдет до вас со своим отчетом, вы, великий папа, вместе со всеми князьями, должны лично явиться, чтобы служить нам. В то время я объявлю все повеления Ясы.
Кроме того, вы также сказали, что для меня было бы преимуществом принять крещение. Вы сообщили мне об этом и отправили запрос на этот счет. Этот ваш призыв я не понял.
Кроме того, вы отправили следующее сообщение: «Вы завоевали все земли венгров и других христиан. Мне это кажется странным. Скажи мне, в чем их преступление?» Я тоже не понял этого твоего сообщения. Чингисхан и великий хан Угедей передали приказ Вечного Бога о том, что весь мир должен быть подчинен монголам, чтобы его приняли к сведению. Но они пренебрегли Божьим повелением до такой степени, что упомянутые вами даже собрали великий совет, и они поступили высокомерно, отказавшись, и убили наших посланников и посланников. Таким образом, Сам Вечный Бог убил и истребил людей в этих странах. Как мог кто-нибудь без божьего повеления, только от своей силы убивать и грабить? И когда вы продолжаете говорить: «Я христианин, я чту Бога». Как вы думаете, откуда вы знаете, кого Бог простит и в чью пользу Он проявит Свою милость? Как вы думаете, откуда вы знаете, что осмеливаетесь высказывать такое мнение?
Силой Бога все империи от восхода солнца до его заката были даны нам, и мы владеем ими. Как можно было чего-то достичь, кроме как по велению Бога? Теперь, однако, вы должны сказать с искренним сердцем: «Мы будем послушны, мы также предоставляем нашу силу. Ты лично, во главе королей, ты придешь, все до одного, чтобы отдать дань уважения мне и служить мне. Тогда мы примем к сведению ваше обращение. Если же вы не примете Божий приказ и будете действовать против нашего повеления, мы будем знать, что вы наши враги.
Вот что мы сообщаем вам. Если вы будете действовать против него, как тогда мы можем знать, что произойдет? Только Бог знает.
Написано в конце джумада II 644 года хиджры/ноября 1246 года.
[Перевод найден онлайн. Альтернативный перевод см. под редакцией Кристофера Доусона, Монгольская миссия: рассказы и письма францисканских миссионеров в Монголии и Китае в тринадцатом и четырнадцатом веках (Нью-Йорк, 1955), стр. 75-76]
(представительство Гююк-хана в иллюстрированной рукописи ‛alā al-dīn‛ aṭā malik al-juvaynī’s tarīh-i jahāngushay Оцифровано BNF)
. Дальнейшее чтение
. Дальнейшее чтение
. Дальнейшее чтение
. «Письма Эльджигидея, Хулагу и Абаки: монгольские увертюры или христианское чревовещание?» Внутренняя Азия 7.2 (2005 г.).
А. Бойль. «Монголы и Европа», History Today 8 (1959).
Питер Джексон. Монголы и Запад. Нью-Йорк: Routledge, 2005.
Пол Пеллиот. «Les Mongols et la Papauté» Revue de l’Orient Chrétien ser. 3, 3 (1922-23).
Антти Руотсала. Европейцы и монголы в середине тринадцатого века: встреча с другим . Хельсинки: Annales Academiae Scientiarum Fennicae, 2001.
J.J. Сондерс. История монгольских завоеваний . Филадельфия: Университет Пенсильвании, 1971.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Вопрос о расширении Улуса Джучи » – DOAJ
Abstract
Читать онлайн
В статье рассматривается чингизидский курултай, состоявшийся в 1235 г. Автор отмечает, что во многих аспектах курултай 1235 г. не только отличался от других подобных курултаев, но и не совсем вписывался в политическую действительность раннеимперского периода. Автор достаточно подробно рассматривает цель нового западного похода татаро-монголов. Несмотря на то, что западный поход носил общемонгольский характер, он способствовал значительному усилению именно джучидов, оттесненных ранее на второй план другими чингизидами. Бату-хану, новому правителю улуса Джучи, удалось и расширить улус Джучи, и реанимировать улус своего отца. Но самое главное, он завоевал право возглавить армию всей империи, что сразу изменило его статус и статус Джучидов. За довольно короткое время Джучиды окрепли до такой степени, что смогли взять реванш у своих сородичей. Разгромив потомков Угэдэя и приведя к власти Толуидов, Джучиды добровольно отказываются от власти в «коренных юртах», так как уже владели обширными территориями и создали действующую государственную систему. Они использовали свое влияние в столице только для укрепления собственного улуса. Джучиды пытались удержать Монгольскую империю под своим контролем, обеспечив принятие решений на очередных курултаях в соответствии со своими политическими интересами.
Ключевые слова
- улус Джучи
- курултай
- Монгольская империя
- международные отношения
- геополитика
- Чингизиды
- Джучиды
- Батый хан
- Золотая Орда.