Сообщение по истории багратион: Багратион Пётр Иванович — Сто великих полководцев России. Проект «Сто великих полководцев. Герой дня»

История Колымы: Пароход Генерал Багратион

Плавбаза «Генерал Багратион». Порт приписки город Магадан, Усть-Магаданский рыбокомбинат. Фото: http://www.kolymastory.ru/

Предыстория: 
История Колымы: Подвиги в январской ночи 1968 года

Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта «Моя родина — Магадан» — новый взгляд на родные места.

Буквально недавно я писал и о походе на пароход «Днепр» и про его героическую историю. И спустя несколько дней после рассказа о пароходе Днепр меня ждало новое открытие. Оказывается, что «Днепр» был не единственным иностранцем, работавшим в Магаданском государственном рыбопромышленном тресте (МГРТ), а позже в «Магаданрыбпроме».

Мне повезло пообщаться с человеком, который работал на пароходе «Генерал Багратион» с 1970 года и до момента его продажи. С большим удовольствием предоставляю слово очевидцу событий.

Пароход «Генерал Багратион». Фото: https://www.kolymastory.ru

Из рассказа Искандера Жукова: «Попал я на плавбазу «Генерал Багратион» летом 1970 года после службы в Советской армии. Работал первую путину рыбообработчиком, а потом перешел работать в котельную кочегаром.

Проработал на пароходе до 1973 года, до момента списания парохода на металлолом и продажи его Японии. Ушел «Генерал Багратион» в Японию из Владивостока своим ходом.

Да, корпус «Генерала Багратиона» был клёпаный, я тогда удивлялся какими нужно было быть мастерами, чтобы соорудить такую махину без сварки.

Пароход, как я уже писал, был немецкой постройки. Имел клёпаный корпус, да и все постройки и надстройки (родные) были также на заклёпках.

На пароходе была одна вертикальная паровая машина. Три шотландских (огнетрубных) паровых котла водоизмещением 32 тонны каждый. Котлы работали на угле. Вся жизнедеятельность парохода зависела от работы кочегаров и котлов, так как всё оборудование функционировало от пара.

Все это оборудование, мне так казалось, было старое, родное и, по своему уникальное и интересное. На некоторых вещах мы находили германской клеймо и маркировку. Помню в ходовой рубке висел барометр на циферблате которого был выдавлен герб с фашистской символикой, правда закрашен краской, но всё равно было видно.

Плавбаза «Генерал Багратион». Порт приписки г. Магадан, Усть Магаданский рыбокомбинат. Лето 1972 года. Берём воду у берегов Камчатки. Фото: https://www.kolymastory.ru

На плавбазе «Генерал Багратион» своей опреснительной установки не было и пресную воду набирали в танки. Набирали либо с танкера «водовоза», но его услуги стоили дорого. Поэтому в большинстве случаев плавбаза подходила к земле, вставала в районе водопадов на двух якорях (кормой ближе к берегу). Боцман с матросами выводили на шлюпке швартовые концы и на берегу привязывали их к скале или к большим валунам. Потом опять же на шлюпке на берег выводили пожарные рукава с водозаборником из деревянной бочки.

Тащили это сооружение вверх по водопаду, выше уровня судовых танков и вода несколько дней самотёком бесплатно наполняла танки «Генерал Багратион».

Во время путины часто пресная вода каким-то образом смешивалась с забортной. Как правило, это случалось в основном после перекачки воды с одного борта на другой (таким образом ровняли крен судна). А поскольку трубопроводы были старые и изношенные, пресная и забортная вода смешивалась. Солёная забортная вода тоже присутствовала, ею мыли рыбу, мыли палубу. В результате на плавбазе часто приходилось употреблять пищу приготовленную на солоноватой воде. Первые и вторые блюда из такой воды ещё куда не шло, а вот компот и чай были отвратительные…

Труд на пароходе был не лёгкий, особенно у рыбобработчиков и у кочегаров. Вахта кочегаров (5 человек) стояла 4 часа через 12 часов, без выходных и праздничных дней, переработка шла в отгулы.

Особенно тяжёлые были ходовые вахты, кочегары работали при неимоверной жаре, пыли и угарном газе. Вентиляции в котельном отделении как таковой не было. Вентилировалась кочегарка за счёт сквозняков. Металлическая переборка напротив топочных окон разогревалась до 100 градусов. Если посмотреть художественный фильм «Броненосец Потёмкин», то там есть сцена работы кочегаров в котельном отделении. Вот по этой сцене можно себе представить работу в кочегарне на пароходе «Генерал Багратион». В общем это был ад кромешный. Нас спасала молодость и здоровье, хотя были случаи когда мужики во время вахты теряли сознание, особенно новенькие и во время чистки топок.

Ходили мы в основном на сельдяную путину в Охотское море. Рыбу мы не ловили, принимали свежую или полуфабрикат в районе лова с сейнеров и перерабатывали, солили в бочки или делали пресервы. Продукция через комбинат шла на нужды Магадана и Магаданской области. Путина летом и продолжалась до глубокой осени пока на воде не появлялась шуга. В Магадане мы не зимовали, а уходили на юг во Владивосток или Находку. Там ремонтировались или ходили в качестве перегрузчика на Сахалин или Камчатку, благо на пароходе было 5 трюмов.

Один из них (третий) был предназначен под уголь, а остальные под грузы.

Корпус у парохода был плоскодонный, не как у современных судов. И для большей остойчивости ему по бортам наварили (уже в наши времена) були, мы их называли «галифе»… «.

Постройка пароходов серии «España»

Пароходство «Hamburg — S?d» (сокращённо HSDG) в Гамбурге. Фото: https://www.kolymastory.ru

Серия из трех пассажирских пароходов класса «España» была заказана пароходством «Hamburg — Süd» (Hamburg Südamerikanische Dampfschifffahrts-Gesellschaft, сокращённо HSDG) на верфях города Гамбурга. Первоначально серия должна была быть построена в 1917 году, но сроки строительства были сдвинуты по из-за первой мировой войны и ноябрьской революции в Германии (события 1914-1920 годов). Пароходы этой серии получили названия «España», «La Coruña» и «Vigo».

Верфь «Howaldtswerke» в городе Гамбурге. 1921–26 годы. Фото: https://www.kolymastory.ru

Головным судном этой серии стал пароход «La Coruña» заложенный 16 сентября 1921 года на верфи «Reiherstieg Schiffswerft & Maschinenfabrik» в городе Гамбурге и спущенный на воду в январе 1922 года. Пароход «España» был заложен на верфи «Howaldtswerke» в городе Гамбурге 15 октября 1921 года и спущен на воду в январе 1922 года. Третий пароход этой серии Vigo» был заложен на верфи «Howaldtswerke» в Гамбурге 22 января 1922 года и спущен на воду в апреле 1922 года.

Судьба пароходов серии «España»

Из трех судов серии «España» вторую мировую пережил только пароход «España», который прослужил до 1974 года.

Немецкий прорыватель минных заграждений «Sperrbrecher 10» (бывший пароход «Vigo») тонет после подрыва на мине. Фото: https://www.kolymastory.ru/

Пароход «Vigo» в сентябре 1939 года был мобилизован в ВМС Германии как прорыватель минных заграждений «Sperrbrecher Х». С 30 июля 1941 года переименован в «Sperrbrecher 10». 6 марта 1944 года подорвался на мине и 7 марта затонул у острова Нордерней (Norderney).

В свой последний рейс пароход «La Coruña» вышел из Рио-де-Жанейро 9 февраля 1940 года с курсом на Германию. К востоку от Исландии был остановлен британским вспомогательным крейсером «Maloja». Экипаж парохода «La Coruña» сам затопил своё судно, чтобы избежать его захвата британцами.

Технические характеристики

Двухмачтовый пароход с одной трубой. Тоннаж 7322 брт, длина 126 метров, ширина 16,8 метра.

На пароходе была установлена паровая машина трехкратного расширения. В движение пароход приводился 1 винтом.

Мощность энергетической установки:

  • в 1922 году — 3000 л.с. (2206 кВт),
  • в 1927 году — 3800 л.с. (2795 кВт).

Скорость парохода:

  • с 1922 года -11,5 узлов,
  • с 1927 года — 12 узлов.

Вместимость:

  • с 1922 года — 438 палубных пассажиров и в каютах 3 класса — 146 пассажиров,
  • с 1936 года — 678 палубных пассажиров и в каютах 3 класса — 190 пассажиров.

Экипаж (в 1922 году): 78 человек.

Модернизация серии

В 1927 году все 3 парохода этой серии были оснащены турбинами отработавшего пара, что позволило поднять мощность паровой машины на 800 л.с. скорость пароходов поднялась с 11,5 до 12 узлов.

В более поздних конструкциях поршневых паровых машин стали прибегать к комбинированию, т. е. поршневая паровая машина трехступенчатого расширения соединялась с турбиной отработавшего пара, причем эта турбина имела приблизительно четыре ступени расширения.

Поршневая паровая машина трехступенчатого расширения соединялась с турбиной отработавшего пара, причем эта турбина имела приблизительно четыре ступени расширения. Фото: https://www.kolymastory.ru

В 1936 году пароходы этой серии прошли модернизацию, что позволило увеличить пассажировместимость. Количество пассажиров в каютах 3 класса увеличилось с 146 до 196, а количество палубных пассажиров с 438 до 678 человек.

История «España»

Пароход «Espa?a». Фото: https://www.kolymastory.ru

15 сентября 1921 года грузопассажирский пароход «España» был спущен со стапеля для компании «Hamburg Süd» из Гамбурга. Пароход «España» был одним из первых судов серии «España», построенным для этой компании после окончания Первой мировой войны.

Порт приписки Гамбург.

Флот пароходства «Hamburg — S?d». Фото: https://www.kolymastory.ru

Новое судно предназначалось для работы на линии между Гамбургом и портами на побережье Южной Америки.

«España» могла принять на борт до 584-х пассажиров: 146 человек могли разместиться в каютах III класса, и 438 пассажиров, в основном сезонных рабочих — в межпалубных помещениях (это были, вероятно, большие общие залы со множеством мест для лежания).

Новый пароход был грузопассажирским судном, специально предназначенным для выполнения ценодоступных пассажирских перевозок.

О линии между Гамбургом и портами на побережье Южной Америки пароходства «Hamburg — S?d». Фото: https://www.kolymastory.ru

21 января 1922 года пароход «España» ушёл в свой первый рейс из Гамбурга в Сантус с заходами в Ла Корунья, Виго, Лиссабон и Рио-де-Жанейро. При необходимости выполнялись заходы также и в Булонь, Бильбао и Сан-Франциско-до-Сул. Полный переход из Гамбурга в Сантус длился 26 дней.

Вскоре на эту линию были поставлены и оба однотипных судна.

В 1927 году на судне был проведен первый крупный ремонт — модернизация. Энергетическая установка парохода в результате ремонта была ощутимо усилена установкой турбиной отработавшего пара, что увеличивало мощность энергетической установки с прежних 3000 лошадиных сил до 3800. Это позволило судну развивать среднюю скорость до 12 узлов.

Пароход «Espa?a». Фото: https://www.kolymastory.ru

В 1937 году на «España» был проведен полномасштабный ремонт. Были улучшены условия в каютных помещениях для пассажиров 3 класса, включая новые общественные помещения. После модернизации пароход мог принимать на борт 678 палубных пассажиров и в каютах 3 класса — 190 пассажиров.

В марте 1940 года на на судне была установлена новая холодильная установка для транспортировки 2000 тонн свежего мяса.

Пароход «España» и оба однотипных с ним судна работали на линии Германия — Бразилия до начала Второй мировой войны.

Пароход «Espa?a». Фото: https://www.kolymastory.ru

Когда началась Вторая мировая война, пароход «España» находился в Гамбурге. Вместе с 30 другими грузовыми и считавшимися таковыми судами пароход был мобилизован Военно-морским ведомством Германии для выполнения военно-транспортных задач. После 1940 года «España» осуществляла военно-транспортные рейсы в Норвегию, оккупированную в то время Германией. Пароход перевозил войска и технику. На борту судна были установлены лёгкие зенитные орудия.

В апреле 1940 года конвой в составе из транспортов «Antares», «Fridenau», «Itauri», «Xamm», «Muansa», «Scharhorn», «Tucuman», «Wigbert», «España» перевозил войска и вооружение из Швеции в Норвегию. В результате атак английскими подводными лодками в проливе Скагеррак были потоплена часть транспортов — «Antares», «Fridenau», «Wigbert».

Подводная лодка «Щ-422» (справа) перед швартовкой. Фото: https://www.kolymastory.ru

Во время войны пароходу «España» удалось пережить встречу с советской субмариной. Германский конвой, включавший в себя транспорты «España» (7465 брт), «Hedwig» (1288 брт), «Karin» (1453 брт) и 4 корабля противолодочной обороны, 23 января 1942 был атакован подводной лодкой «Щ-422» 3-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Северного флота под командованием капитан-лейтенанта А.К. Малышева. Подводная лодка произвела залп 3 торпедами из носовых аппаратов по конвою, предположительно целью атаки и был транспорт «España». Атака была неудачной, корабли конвоя наблюдали одну торпеду, прошедшую мимо. Лодка «Щ-422» была контратакована тральщиком «M 1503», сбросившим 19 глубинных бомб.

В октябре 1944 года встал в ремонт Саннефьорде (Sandefjord, Норвегия).

Во время ремонта в Саннефьорде (Sandefjord, Норвегия) в апреле 1945 года был поврежден во время атаки британскими бомбардировщиками. Там и находился пароход «España» до окончания Второй мировой войны.

В середине мая 1945 года в Саннефьорде (Sandefjord, Норвегия) судно перешло под командование Великобритании. А 10 мая 1946 года, после официального раздела трофейного флота, доставшегося странам-победителям после победы над Германией, пароход был передан СССР и переименован в «Генерал Багратион».

Весной 1947 года пароход «Генерал Багратион» был передан Дальневосточному государственному морскому пароходству (ДГМП) в состав «Востокрыбхолодфлота» в качестве рыбацкой плавбазы. Порт приписки Владивосток.

Позже пароход «Генерал Багратион» был передан в Магаданский государственный рыбопромышленный трест (МГРТ), с базированием в бухте Нагаева.

После того как о себе дали знать неразрешимые машинно-технические проблемы, судно было списано и в середине 1973 года продано в Японию. Полученные валютные средства были государством направлены на постройку новой плавбазы.

В Японии пароход получает новое название — «Fuji Maru No 3». Были предприняты попытки ввести его в эксплуатацию, что однако не удалось.

В январе 1974 году пароход «Fuji Maru No 3», бывший «Генерал Багратион», бывший «España» был отбуксирован в Kaohsiung (Гаосюн) на Тайване.

В марте 1974 разделан на металл компанией «Tung Ho Steel Enterprises Co. Ltd» .

Моя личная признательность и огромная благодарность за рассказ, фотографии и идею Искандеру Жукову.

Продолжение: 
История Колымы: Сталинский караван

Новости Магадана в Telegram

Группа MagadanMedia во ВКонтакте

Любезное моё Отечество. Из истории села Горы | [ Заря Озеры

Продолжаем публикации в рубрике «Любезное моё Отечество» к 95-летию города Озёры.

Статья из книги Светланы Шибановой «Страницы истории Озёрских текстильных фабрик», 2015 г.

Деревня Озерки входила в состав Горской волости Коломенского уезда Московской губернии. И по официальным документам более 100 лет принадлежала графам Скавронским, родственникам императрицы Всероссийской Екатерины Первой (Марты Скавронской), жены Петра Великого.

Последней и единственной наследницей и владелицей Горской волости была Екатерина Павловна, дочь П.М. Скавронского, фрейлина императрицы Екатерины Второй, со 2 сентября 1800 года супруги князя Петра Ивановича Багратиона.

В 1812 году генерал от инфантерии, герой Отечественной войны Пётр Иванович Багратион при сражении на Бородинском поле был тяжело ранен и через несколько дней скончался. Овдовев, княгиня Е.П. Багратион (Скавронская) большей частью жила за границей.

Во Франции, в Париже имела свой дом. Вышла замуж, но разошлась и вновь приняла фамилию Багратион. Чтоб иметь безбедную жизнь, стала продавать свои имения, усадьбы, и в 1824 году заложила деревню Озерки в Петербургский опекунский совет с целью получить деньги.

Крепостные крестьяне деревни Озерки написали владелице Е.П. Багратион прошение, чтобы «Милейшая» Екатерина Павловна, вдова столь известного в России героя Отечественной войны 1812 года П.И. Багратиона, отдавшего жизнь за Родину, разрешила им самим решать свою судьбу и отпустила с семьями в свободные хлебопашцы на условиях выкупа.

Е.П. Багратион положительно отнеслась к прошению крепостных крестьян и удовлетворила их просьбу.

В архивах краеведческого музея им. А.П. Дорониной и городского архива есть документ под названием «Объяснительная записка по земельному делу крестьян села Озёры, составленная земским начальником А.А. Даниловым», 1911 г.

В ней имеются ссылки на официальные документы, в которых говорится, что княгиня Е.П. Багратион предоставила тайному советнику К.Я. Булгакову для решения свой документ «Мирской приговор крестьян деревни Озерки» об исходатайствовании им с их семействами, приёмышами и приписанными к ним дворовыми людьми увольнения в свободные хлебопашцы с предложением внести в доход княгини Багратион по 600 р. ассигнациями, а на серебро по 171 р. 4б, 6/7к. за каждую ревизскую душу по 7 ревизии, а всего за 329 ревизских душ 197400 р. ассигнациями, а на серебро 56400 р.

К нему был приложен полюбовный договор мирского волостного схода, на котором было вынесено постановление.

В нём говорилось следующее:

«1. Кто подписался на реестр 15 марта 1833 г. уплатить 600 р. ассигнациями за участок, то все таковые должны уплатить эти деньги к 6 декабря 1834 г. избранному ими начальнику Антипу Моргунову со старшинами Козьмой Щербаковым и Минаем Киселёвым. И за внесённые деньги, хотя бы они внесли и более подписанной ими в реестре суммы, должны будут по числу оных получить участки.

Если же кто, особо исключая умерших, денег установленных не внесёт до 6 декабря, то по составлении об них реестра лишить не только внесённых ими впредь сего денег, но и участков не давать.

2. Те из крестьян, которые будут уплачивать по особо составленной книге в С.-Петербургский опекунский совет долговые деньги, должны получить участки сообразно только с их денежным взносом не более.

3. Общество крестьян деревни Озерки, дабы не быть по указу от 20 февраля 1803 г. проданными с аукционного торга и для внесения долговых денег в Опекунский совет ранее 26-летнего срока, предоставлять начальнику Антипу Моргунову и старшинам полное право по их усмотрению продавать пахотные земли, сенные покосы и прочие угодья, бывшие в пользовании крестьянского общества, и вырученные деньги вносить в Опекунский совет и получать квитанцию. И всем последующим начальникам и старшинам крестьяне деревни Озерки предписывают исполнить сей акт по силе».

Согласно приложению №6 департамента общих дел министра Внутренних дел доверенному крестьян Коломенского уезда Московской губернии села Озёры действительному статскому советнику Николаю Петровичу Залесскому по его письменному прошению для предоставления в судебное учреждение по спорному земельному делу доверителей его 30 сентября 1893 года был выдан реестр, записанный от 9 октября 1849 года, в котором имелись сведения о том, кто и сколько приобрёл земельных участков по числу выкупной суммы в 600 р. ассигнациями за участок.

Этот документ был составлен на 98 имён домохозяев, из которых 56 внесли деньги и выкупили 1 и более участков. За 42 домохозяев, ввиду отсутствия у них денег, было заплачено. Однако, участки перешли к тем, кто за них платил.

Все же крестьяне деревни Озерки стали вольными хлебопашцами, так как в доход княгини Е.П. Багратион за 329 земельных участков было внесено 56400 р. серебром. В реестре указано, что наибольшее количество участков выкупили озёрские крестьяне.

На выкупленной земле крепостные крестьяне А.П. Моргунов, В.М. Моргунов и К.С. Щербаков смогли достроить, построить и расширить свои текстильные мануфактуры, ставшие затем крупными фабриками, товариществами, торговыми домами.

Их возникновению здесь способствовало образование текстильного района вокруг деревни: работавшие в округе небольшие текстильные фабрики и сопутствующие им заведения, располагавшиеся в близлежащих сёлах и деревнях.

Немалую роль сыграло наличие благоприятных условий: земля, имевшаяся ранее и после её выкупа; наличие свободной рабочей силы, по разным причинам оторванной от работы в деревне; имевшихся путей сообщения с большими торговыми городами и сёлами по водному пути — реке Оке, дорожному пути — Люблинскому, Каширскому трактам, необходимых для перевозки сырья, вспомогательных материалов, топлива, сбыта готовой текстильной продукции на внутренние и внешние рынки, так как в Российском государстве и иностранных державах имелся спрос потребителей на качественные, красивые, имеющие широкий ассортимент и сравнительно дешёвую цену хлопчатобумажные ткани и текстильные изделия.

Однако, ещё в 1833 году многие крестьяне остались недовольны по поводу правил выкупа и распределения земельных участков.

Это послужило началом судебных тяжб, неприязни и разбирательств вплоть до 1917 года, чему свидетельствует случай, когда в 1882 году члены озёрской крестьянской общины ударили в церковный колокол, собрались и всем миром разнесли забор, который, по их мнению, воздвиг на спорной земле, расширив свою фабричную территорию фабрикант М.П. Щербаков.

Зачинщики понесли судебное наказание, но Максим Петрович восстанавливать забор по новой черте не осмелился.

Фото из фондов Озёрского краеведческого музея им. А.П. Дорониной

Операция «Багратион: советское наступление 1944 года»

Географически она затмила кампанию за Нормандию. За четыре недели она нанесла германской армии большие потери, чем вермахта понесли за пять месяцев под Сталинградом. С более чем 2,3 миллионами человек, в шесть раз больше артиллерии и вдвое больше танков, которые начали Битву за Арденну, это была крупнейшая операция союзников во Второй мировой войне. Он уничтожил три армии Оси и разорвал Восточный фронт. Операция Багратион, Красная Армия, весна 1944 блицкриг, был разработан для поддержки операций союзников во Франции, освобождения территории России и раз и навсегда сломить хребет вермахта .

На юге Германия и ее союзники, в основном венгры и румыны, двумя группами армий удерживали рубеж у западных границ Украины, южнее непроходимых Припятских болот. Севернее, в Прибалтике, три группы Красной Армии столкнулись с немецкой группой армий «Север».

Именно в центре, в Белоруссии (так называемой Белой Руси), должен был прийтись главный советский удар. Там Адольф Гитлер выставил 38 пехотных дивизий, две Люфтваффе полевых дивизии, семь охранных дивизий, две танково-гренадерских дивизии и одна танковая дивизия, все сгруппированы в четыре армии и возглавляются фельдмаршалом Эрнстом Бушем, командиром, чье продвижение по службе было в основном связано с его беспрекословной лояльностью к фюреру .

В то время как Белоруссия была центром притяжения для восточных сил Германии, она никоим образом не попала под полный контроль Вермахта . Партизанская деятельность здесь была более выраженной, чем на других участках, где с 19 в.41-й был жестоким даже по меркам Восточного фронта. В результате карательных операций немцев в январе, феврале и апреле 1944 года целые деревни были сровнены с землей, их жители построены и расстреляны. В общей сложности было уничтожено около 1 миллиона человек, включая все еврейское население региона. В ответ на этот террор к середине 1944 года число партизан выросло до 143 000–374 000 человек, в зависимости от того, кто считал.

Что было хуже для оккупантов, так это то, что эти партизанские отряды становились все более организованными и все лучше контактировали с советскими властями, которые могли направить их действия с максимальной пользой.

Предыдущее продвижение Красной Армии в Прибалтике и на Украине оставило в центре «Белорусскую дугу», из которой фельдмаршал Буш запросил разрешения на отход, чтобы сократить свою линию и уменьшить опасность клещевого движения против выступа. Гитлер, обеспокоенный неустойчивой поддержкой своих финских, венгерских и румынских союзников, был полон решимости цепляться за свою оборону на восточной оконечности выступа, и верховное командование сухопутных войск, Oberkommando des Heeres, или OKH, отклонило просьбу Буша.

Политика неотступления Гитлера на востоке поставила Буша в уязвимое положение. Его сектор был заманчивой целью для Красной Армии, так как восточная оконечность выступа включала сухопутный мост шириной 50 миль между Днепром и Двиной, который охранял Россию от Балтийского до Черного морей. Контроль над этой брешью позволил бы армиям пройти по суше к Москве или Берлину.

Еще одна проблема для Буша заключалась в том, что его армия, хотя и сильная по численности, включала большую часть Полевые части Люфтваффе , войска безопасности, венгерские и словацкие дивизии и фольксдойче — этнические немцы с оккупированных территорий, чье желание отдать свои жизни за фюрера вызывало подозрения справедливо. К 1944 году немецкая армия, все еще зависящая от конных повозок для снабжения и передвижения, представляла собой старомодную и неповоротливую силу по сравнению с ее противниками-коммунистами, которые в изобилии снабжались вездесущими 2,5-тонными грузовиками Studebaker, произведенными в самом сердце капитализма. Еще хуже было отсутствие прикрытия с воздуха; Шестой воздушный флот Германии на фронте группы армий «Центр» значительно уступал в численности.

Наступление будет типично советским предприятием, массированным наступлением по оси наступления длиной 450 миль. Четыре фронта групп армий должны были вести артиллерийские обстрелы и атаковать одновременно. На севере Первый Прибалтийский фронт под командованием генерала Ивана Баграмяна, в конечном итоге выставивший 359 500 человек, должен был двинуться в Латвию, чтобы прикрыть правый фланг главного удара и поддержать силы южнее. Под ним 3-й Белорусский фронт под командованием генерала Ивана Черняховского численностью 579 300 человек должен был захватить хорошо защищенный Витебск и район к северу от Орши, а затем продвинуться на юго-запад к Минску, столице Белоруссии, и Вильнюсу, столице Литвы, сокрушив или окружив 3-й дивизион Буша. Танковая армия под Витебском и его 4-я армия сосредоточились вокруг Орши. Южнее Орши, Второй Белорусский фронт генерала Георгия Захарова, с 319500 человек должны были помочь завершить окружение Минска и продвигаться на запад к Гродно на реке Неман в рамках зачистки после других фронтов.

Южнее, 1-й Белорусский фронт — 1 071 100 человек под командованием генерала Константина Рокоссовского — должен был атаковать 9-ю армию Буша, огибая Припятские болота и продвигаясь строго на запад к Бобруйску на реке Березина, затем в общем направлении на Минск. 1-й и 3-й Белорусские фронты, располагавшие основной бронетанковой и огневой мощью, должны были наступать по сходящимся направлениям с целью окружить немецкие армии к востоку от Минска, а не просто оттеснить их обратно в Польшу. На помощь наступавшим партизанские отряды во взаимодействии с 900:03 Ставка , высшее командование Красной Армии, предпримет сносные удары по Белорусским железным дорогам, чтобы не допустить прихода подкреплений в угрожаемую зону.

Поскольку предприятие было очень масштабным и сложным, четыре фронта группы армий должны были находиться под общим командованием двух доверенных представителей Ставки . Маршал Александр Василевский, организатор победы под Сталинградом, будет руководить двумя северными фронтами, а южными фронтами будет руководить маршал Георгий Жуков, который руководил обороной Ленинграда, Москвы и, вместе с Василевским, Сталинграда.

Для наступления такого масштаба Красная Армия собрала 118 стрелковых дивизий, восемь танковых и механизированных корпусов, 13 артиллерийских дивизий и шесть кавалерийских дивизий, всего около 2,3 млн. фронтовых и обеспечивающих войск. Атаку должны были возглавить стрелковая и танковая дивизии, имевшие в общей сложности 2715 танков и 1355 штурмовых орудий. Для обеспечения наступления Красная Армия накопила за линией фронта 1,2 млн тонн боеприпасов, пайков и припасов.

Атакующие войска будут поддерживаться на земле 10 563 тяжелыми артиллерийскими орудиями и 2306 реактивными установками залпового огня «Катюша», получившими прозвище «Сталинский орган» за внешний вид органа. Прикрытие с воздуха будут обеспечивать 2318 истребителей различных типов, 1744 штурмовика Ильюшин Ил-2, 655 средних бомбардировщиков и 431 ночной бомбардировщик; еще 1007 средних бомбардировщиков будут взяты из резерва советских стратегических бомбардировщиков. Кодовое название, выбранное для операции, относилось к генералу Петру Багратиону, вспыльчивому русскому князю, погибшему в битве с Наполеоном при Бородино в 1812 году9.0007

В случае успеха операция «Багратион» сулила Сталину огромное вознаграждение. Минск и другие крупные города Белоруссии снова попадут в руки Советского Союза, а успешный удар изолирует группу армий «Север», которую затем можно будет отправить более или менее на досуге Сталина. Чтобы извлечь выгоду из ожидаемого успеха, когда Багратион достиг своих целей, а нацисты перебросили войска из северной Украины в Белоруссию, чтобы остановить натиск, вторичная атака Красной Армии будет направлена ​​на Львов на севере Украины, вытеснив войска Оси с советской территории. Румыния, Венгрия, Варшава и Восточная Пруссия станут новыми линиями фронта войны.

В дни, предшествовавшие Багратиону, Ставка выполнила масштабный план обмана, призванный убедить своего немецкого коллегу, ОКХ, в том, что главный удар будет нанесен южнее. Войскам на Украине было приказано подготовить обманчивые концентрации, подобные фантомной армии, которая собралась под командованием генерал-лейтенанта Джорджа С. Паттона напротив Па-де-Кале перед высадкой в ​​Нормандии. ВВС Красной Армии ограничили разведывательных миссий Люфтваффе вдоль фронта, разрешая лишь эпизодические полеты, которые могли бы обнаружить фальшивые скопления войск, в то время как штабные подразделения более широко использовали более защищенные телефонные линии вместо радиосвязи.

ОКХ, со своей стороны, пришло к выводу, что присутствие богатой нефтью Румынии и более маневренная местность украинских степей делают этот сектор наиболее вероятной целью, тем более что Красная Армия только что завершила наступление в этом районе в конце зимы. .

Гитлер и ОКХ были убеждены, что следующая атака будет предпринята на севере Украины, и подкрепления на востоке, включая мощный 56-й танковый корпус, были переброшены в группу армий «Северная Украина» фельдмаршала Вальтера Моделя, оставив группу армий «Центр» Буша с лишь около 11 процентов танков и штурмовых орудий, выделенных Восточному фронту. В то время как некоторые сотрудники разведки Буша предсказывали крупное наступление Белоруссии в середине-конце июня, самого Буша, очевидно, убедили принять оценку ОКХ как более точную, и, буквально следуя политике Гитлера, он отказался позволить своим армейским командующим отступить. чтобы укоротить свои фронты и плотнее упаковать свои оборонительные линии.

Операции «Багратион» предшествовали скоординированные атаки партизан на немецкие линии снабжения под кодовыми названиями «Железнодорожная война» и «Концерт». В период с 19 по 23 июня белорусские партизаны саботировали железнодорожные сети и мосты, взорвав около 10 500 подрывных зарядов только в ночь с 19 на 20 июня, что препятствовало доставке боеприпасов, продовольствия и подкреплений на фронт.

Первоначально назначенное на 14 июня 1944 г., начало операции было отложено из-за загруженности советских железных дорог до 22 июня 19 г.44 — три года со дня вторжения нацистов на советскую территорию. Наступление началось в 5 часов утра массированным артиллерийским обстрелом. Каждому из тысяч орудий вдоль линии было выделено примерно 6 тонн боеприпасов для стрельбы в течение двухчасового артобстрела. Обстрел велся по кругу, чтобы уничтожить передовые траншей и доты вермахта, а затем поймать отступающих солдат на открытом месте, прежде чем они смогут добраться до безопасных промежуточных рубежей. Менее точные батареи «Катюш» забрасывали артиллерийские цели 82-мм и 132-мм ракетами, чтобы в передовой зоне не осталось ничего живого. Потрясенные выжившие немцы описали этот обстрел как самый интенсивный и разрушительный, который они когда-либо видели.

Предварительная работа на нескольких фронтах началась в тот же день с разведки боем, с рейдов от роты до бригады, предназначенных для сбора разведданных и закрепления немецких войск на месте, чтобы их можно было позже уничтожить. Несколько дивизий также предприняли атаки на 3-ю танковую армию Буша, чтобы пробить бреши в линии фронта, в то время как фланги немецкого выступа из четырех дивизий у Витебска были зажаты, чтобы создать плацдарм для окружения этого города. Той ночью советские средние бомбардировщики совершили 1000 самолето-вылетов, чтобы смягчить линию обороны немцев.

На следующий день, 23 июня, весь штурм двинулся вперед. Отказавшись от своих дорогостоящих методов «живой волны» 1941 года, солдаты Красной Армии сосредоточили огонь на тактически ценном участке, захватили его, а затем вызвали танки на новые позиции, чтобы совершить более крупный прорыв. К полудню второго дня линия 3-й танковой армии была прорвана, и Витебск оказался в опасности окружения двух советских армий.

Когда советская 43-я армия приблизилась к Витебску с севера, а 39-я армия атаковала с юга, Буш смиренно запросил у ОКХ разрешения отойти на второстепенную линию обороны, называемую «линия тигра». Но Гитлер, все еще ожидавший, что главный удар будет нанесен в другом месте, назначил Витебск «укрепленным пунктом», который нужно было удерживать до последнего человека. К ночи две немецкие дивизии попали в окружение, еще две боролись за свою жизнь.

Последующие атаки советской 39-й армии разгромили LIII корпус Буша, и в течение трех дней были уничтожены пять немецких дивизий — около 28 000 человек. Продолжающееся наступление на запад к концу месяца разгромило 9-й корпус 3-й танковой армии, фактически уничтожив 3-ю танковую армию.

В пятидесяти милях к югу от Витебска 4-я армия Буша в составе 12 дивизий вела бои за удержание рубежа в районе Днепра и Орши, критического узла шоссе Москва-Минск. Передовые части 11-й гвардейской армии напоролись на 78-ю штурмовую (штурмовую) дивизию, которая сохраняла высокую численность и была хорошо снабжена артиллерией для удержания решающего шоссе.

В предвидении хорошо подготовленной стационарной обороны каждой из штурмовых стрелковых дивизий предшествовала рота танков Т-34, оснащенных минно-катковыми установками, полк тяжелых танков, полк тяжелой артиллерии и инженерно-штурмовой батальон. Вслед за этим последовала волна огнеметных танковых рот и полков легкой артиллерии для ликвидации очагов сопротивления.

Эта массированная атака увязла в скоплении танковых ловушек, мин и позиций немецкой пехоты, обильно снабженных противотанковыми ракетами Panzerfaust. Но вскоре генералу Черняховскому удалось перебросить свои танки к северу от Орши и быстро провести через лес смешанную оперативную группу, чтобы использовать брешь. К исходу дня дорога на Минск оказалась в пределах досягаемости 3-го Белорусского фронта.

К 25 июня Черняховский снабдил 2-ю гвардейскую танковую армию через прорыв, уничтожив один из двух корпусов 4-й армии. Несмотря на решительный отказ Гитлера разрешить отход из Орши — и одобрение этой политики Бушем — командующий 4-й армией незаметно отвел свои части на более защищенные рубежи. На следующий вечер Орша пала перед Красной Армией, и теперь дорога на Минск была открыта.

Южнее 13 дивизий 9-й армии Буша успешно отразили первоначальные атаки 1-го Белорусского фронта Рокоссовского (в составе 3-й, 48-й и 65-й армий), которому пришлось столкнуться с плохой погодой на пути вокруг северная окраина Припятских болот. Утром 24 июня, в первый день главного наступления на этом участке, 3-я советская армия, имевшая в своем распоряжении 500 танков и штурмовых орудий и 200 тяжелых противотанковых орудий, была отбита, но это дорого обошлось странам Оси.

Когда погода начала улучшаться, 3-я армия разгромила две пехотные дивизии и начала прорыв немецких позиций, вбивая клин между 9-й и 4-й армиями Буша. Командующий 9-й армией генерал Ганс Йордан перебросил свой резерв — малочисленную 20-ю танковую дивизию. Но когда Рокоссовский ввел в бой свою 65-ю армию и 1-й гвардейский танковый корпус, 20-я танковая дивизия начала нести потери, что не оказало заметного влияния на наступление. Поэтому Джордан приказал дивизии двигаться в сторону Бобруйска. К исходу 24 июня советские танки находились в шести милях от линии фронта 9-й армии, авангарда клиньев шириной в три мили на острие и на 18 миль в основании.

Только 26 июня, через три дня после начала основного наступления, первое подкрепление Оси, 5-я танковая дивизия, прибыла с Украины, чтобы закрыть брешь между 3-й танковой и 4-й армиями. Имея 70 танков «Пантера» и 29 танков «Тигр», 5-я танковая дивизия была направлена ​​для удержания рубежа к востоку от реки Березина до тех пор, пока отступающая 4-я армия Буша не сможет занять надлежащую линию обороны. Вскоре после этого в 4-й армии произошла сцена, напоминающая наполеоновскую кампанию 1812 года: масса войск, отступавших с востока, бросила свою тяжелую технику на восточном берегу Березины и в беспорядке бежала на запад, пересекая под огнем переполненные мосты.

Бойцы Рокоссовского двинулись на запад в сторону Бобруйска, критического переправы через Березину, угрожая отрезать немецкие части, сражавшиеся на восточном берегу реки. Когда 3-я армия Рокоссовского двинулась к Бобруйску, Буш, следуя приказу Гитлера «не отступать», отказался пропустить свою пехоту. Когда советские 9-й танковый корпус и 1-й гвардейский танковый корпус захватили Бобруйск и основные переправы через Березину, несколько немецких пехотных дивизий оказались в ловушке на восточной стороне. Рокоссовский воспользовался крахом сопротивления немцев на этом участке кавалерией и механизированным корпусом, убив или взяв в плен 9 тысяч немцев. 0089 солдат.

Пока советские войска пересекали границу с Белоруссией, Гитлер и ОКХ не спешили осознать опасность, с которой столкнулась группа армий «Центр». 26 июня Буш и генерал 9-й армии Йордан вылетели в штаб-квартиру Гитлера, чтобы убедить фюрера отказаться от политики неотступления, которая уничтожала армии по дивизии за раз. Разъяренный почти разгромом 9-й армии, Гитлер сменил Джордана и Буша, заменив последнего фельдмаршалом Вальтером Моделем, командующим группой армий «Северная Украина» и 9-й дивизией.0003 Лучшее средство устранения неполадок Führer .

В конце июня Модель прибыл в Минск, чтобы найти Красную Армию за Березиной, всего в восьми милях от его новой штаб-квартиры, и группу армий «Центр» без резервов, оставшихся для контратаки советских плацдармов. Город Борисов, переправа Березина на шоссе Москва-Минск, пал на следующий день после прибытия Моделя, и около 40 000 немцев оказались в ловушке к востоку от Бобруйска. Советская артиллерия и Красная авиация превратили 15-мильный немецкий котёл к востоку от Березины в бойню, в результате чего было убито около 10 000 солдат и ещё 6 000 взяты в плен. Многие из тех, кто избежал бойни к ​​востоку от реки, во второй раз оказались в ловушке под Бобруйском, когда два танковых корпуса окружили город и захватили его 29 июня., фактически уничтожив 9-ю армию. За неделю боев войска Рокоссовского уничтожили около 50 000 немецких солдат, взяли в плен еще 20 000 (в том числе 3 600 раненых пленных в Бобруйске, которые были убиты советскими захватчиками) и уничтожили около 3 000 артиллерийских орудий и бронетехники.

Поднявшись на рубеже Березина, Рокоссовский продолжил движение на северо-запад к Минску, надеясь заманить в ловушку отступающую 4-ю армию Моделя вместе с остатками 9-й армии, вырвавшимися из котла под Бобруйском. Тем временем дальше на север 5-я танковая дивизия Моделя на Московском шоссе готовилась к натиску двух сходящихся белорусских фронтов — Первого Рокоссовского и Третьего Черняховского. Поскольку Гитлер отказался разрешить организованный отход, единственным подкреплением, имевшимся в Минске, были отставшие, просочившиеся с фронта, и они были по большей части безоружными, дезорганизованными и деморализованными.

1 и 2 июля 5-я танковая дивизия провела ряд напряженных боев с 5-й гвардейской танковой армией к северо-западу от Минска, выиграв время для эвакуации раненых и административного персонала на запад вдоль железнодорожных путей. К концу недели боев 5-я танковая дивизия, поддерживающий батальон «Тигр» и несколько небольших подкреплений уничтожили 295 советских бронемашин. Однако к 8 июля все «тигры» были потеряны, дивизия сократилась со 125 танков до восьми, а ее позиции были обойдены с юга. Оставшиеся танки отошли на запад для перегруппировки, бросив товарищей, отступавших к Минску со стороны Березины. Когда 4-й армии разрешили отступить западнее Березины, спасать было почти нечего. К концу операции он потерял около 130 000 из 165 000 человек.

Вечером 2 июля даже Гитлер признал, что Минск был безнадежным делом, и ОКХ разрешило эвакуацию оставшихся сил Оси — около 1800 организованных солдат из разных частей, еще 15000 безоружных отставших с востока, 8000 раненых и 12000 тыловых. -сотрудники эшелона. На следующее утро танки Черняховского вошли в Минск, перекрыв еще один большой восточный котел и поймав в ловушку около 15 000 изолированных немецких солдат, двигавшихся на запад группами размером с дивизию и бригаду. По мере того, как у этих брошенных частей заканчивались продовольствие и боеприпасы, они разбивались на более мелкие соединения, которые быстро становились уязвимыми для неумолимых партизанских отрядов и специальных пехотных отрядов Красной Армии. Около 900 из 15 000 попавших в ловушку солдат сумели добраться до немецких позиций, и к 8 июля котёл рухнул. Четвертая армия Моделя прекратила свое существование.

Севернее другие части 3-й танковой армии в результате стремительного наступления на Минск оказались в изоляции и были быстро разгромлены. Тем временем Ставка расширила цели своих измученных солдат, приказав им продвигаться на запад в сторону Гродно, Бреста и других городов вдоль польско-литовской границы, несмотря на истощающиеся запасы бензина и боеприпасов.

Поскольку промежуточные линии Моделя рушились, он попытался сформировать линию сопротивления от Вильнюса до Украины, частично опираясь на ряд окопов, оставшихся после Первой мировой войны. В центре он взял остатки 9-й армии, усилил их, как мог, и переименовал тонкую группу в компонент Второй армии. С 45-километровой брешью, зияющей между разодранными осколками 3-й танковой армии и группы армий «Север», Модель была чрезвычайно уязвима, но рано или поздно советским танкам приходилось опередить свои запасы горючего и боеприпасов, а Модель мог дать Восточную Пруссию и Польшу передышка, пока он восстанавливал свои силы.

Однако советский джаггернаут еще не израсходован. К 8 июля части линии Моделя треснули, и вскоре Вильнюс был окружен. Несмотря на первоначальный приказ Гитлера удерживать литовскую столицу «любой ценой», в ночь с 12 на 13 июля около 3 000 из 15 000 захваченных мужчин вырвались на свободу, оставив остальных на верную смерть или в плен, когда город пал 7 июля. 13. Пинск и Гродно пали к 16 июля, а линия 3-й танковой армии к концу месяца рухнула, в результате чего северный фланг Моделя оказался на прусской земле. Когда Багратион подходил к концу, Красная Армия удерживала плацдармы за рекой Неман, традиционной границей России и Польши, и вышла к Рижскому заливу на Балтике, изолировав группу армий «Север». К середине августа Модель больше ничего не могла делать; он был награжден и переведен на Западный фронт на короткий срок в качестве верховного главнокомандующего на этом разрушающемся театре военных действий.

В общей сложности операция «Багратион» обошлась Гитлеру в 350 000 человек (включая 31 генерала), плюс сотни танков и более 1300 орудий. Из пропавших без вести 160 000 попали в плен, половина из которых была убита по дороге в лагеря для военнопленных или умерла в советских лагерях. Возвращаясь к древним временам, 57 000 немецких военнопленных, взятых из очагов к востоку от Березины, были отправлены в Москву и 17 июля выставлены напоказ перед москвичами, отчасти для опровержения заявлений нацистов о «запланированном уходе» из Белоруссии, а отчасти для опровержения предложений Запада. газеты, что операция была облегчена, потому что большое количество немецких войск было сковано в западной Франции.

Во время 400-километрового перехода от Витебска к окраинам Варшавы Советы потеряли около 765 000 солдат, из которых 178 000 были убиты или пропали без вести, а также 2 857 танков и штурмовых орудий и 2 447 артиллерийских орудий. Несмотря на эти потери, Красная Армия начала наступление на севере Украины — Львовско-Сандомирское наступление, в котором было задействовано более 1 млн человек, 1600 танков и штурмовых орудий, 14 000 артиллерийских орудий и минометов и 2800 боевых самолетов. Наступление, начатое 13 июля, разгромило группу армий «Северная Украина», которая высвобождала части, чтобы остановить развал группы армий «Центр».

К началу августа немецкая 4-я армия и почти все 9-я и 3-я танковые армии были уничтожены. Тридцать немецких дивизий исчезли, еще около 30 были выведены из строя. Красная Армия находилась в пределах досягаемости Вислы и достигла окраин Варшавы. К середине августа солдаты Красной Армии закрепились на прусской земле, всего в 350 милях от Берлина, а Румыния с ее жизненно важными нефтяными месторождениями была готова покинуть дело Оси. Однако до января измученный советский гигант оставался относительно спокойным, переоборудуя и переоснащая для последнего рывка от Вислы до Берлина.

Многие немецкие и советские источники сходятся во мнении, что операция «Багратион» была худшей военной неудачей Гитлера в войне. Но в наступлении не было единого драматического фокуса, такого как под Сталинградом, а командиры и географические названия звучат странно для западных ушей. По этим причинам операция никогда не была признана на Западе в той же степени, что и ряд более мелких кампаний, таких как «Оверлорд», Арденнское наступление, высадка «Факел» в Африке или операция «Хаски» на Сицилии. Учитывая огромные массы солдат и танков, которые Сталин собрал для наступления, и заметное улучшение советских боевых возможностей — Успешная кампания по обману Ставки , эффективное использование партизан, улучшенная тактика пехоты и превосходное вооружение, такое как штурмовик «Штурмовик» и средний танк Т-34 — это досадное упущение. Тем не менее Багратион в сочетании с Львовско-Сандомирской наступательной операцией на Украине резко переломил ход войны против Третьего рейха.

Невосполнимые потери немцев в Белоруссии в сочетании с высадкой в ​​Нормандии и покушением на Гитлера 20 июля деморализовали верхние чины 9-й дивизии.0003 Вермахта командной структуры, и убедился, что Красная Армия когда-нибудь двинется на запад. Операция «Багратион» также обеспечила возвращение бывших советских республик от Балтийского моря до Крыма в лоно коммунистов. Тем самым он подготовил почву для советского господства в большей части Восточной Европы на следующие 40 лет.


Эта статья была написана Джонатаном В. Джорданом и впервые появилась в выпуске журнала World War II за июль/август 2006 года.

Чтобы получить больше замечательных статей, подпишитесь на журнал о Второй мировой войне уже сегодня!

Комментарий: Операция «Багратион» была настоящим днем ​​«Д»

Среди всех недавних преувеличений вокруг 70-летия англо-американского и канадского вторжения в оккупированную противником Францию ​​во Второй мировой войне, которые утверждают, что это было «начало конца» немецкой армии, мы потеряли из виду

Среди всех недавних преувеличений вокруг 70-летия англо-американского и канадского вторжения в оккупированную врагом Францию ​​во время Второй мировой войны, в которых утверждается, что это было «начало конца» немецкой армии, мы упустили из виду важный и часто упускаемый из виду факт: по сравнению с восточным фронтом это была просто интермедия.

Объективно говоря, настоящим днем ​​«Д», настоящим «началом конца» Вермахта и нацистской Германии была советская операция «Багратион». Рассмотрим следующее:

У Вермахта было 58 дивизий на западе, из которых только 11 были развернуты против высадки в день «Д». Однако в то же время немцы перебросили на восток 228 дивизий. Таким образом, у немцев было почти в четыре раза больше войск, противостоящих Советам. А в Нормандии их было меньше одной двадцатой от этого числа. Уже одно это указывает на их приоритеты.

Ни разу после 6 июня 1944 года немецкое командование не помышляло о переброске сил с востока на запад для противодействия высадке в Нормандии.

Первоначальная высадка в день «Д» была произведена с участием примерно 175 000 солдат союзников против примерно 80 000 солдат Вермахта. Эти цифры были ничтожны по сравнению с силами на восточном фронте, где операция «Багратион», начавшаяся 22 июня 1944 года, столкнула 2,4 миллиона русских войск, поддерживаемых 36 400 артиллерийскими орудиями, 5 200 танками и 5 300 самолетами, против немецкой группы армий «Центр». , которая насчитывала 700 000 человек, 900 танков и 1350 самолетов.

Советы стремились вернуть себе Белоруссию (ныне Беларусь) и при этом уничтожить группу армий «Центр».

В течение месяца после запуска Багратион добился успеха. В безжалостных молниеносных атаках советские войска уничтожили 17 немецких дивизий и сократили еще 50 до половины численности, что привело к чистой потере немцами 42 дивизий. Группы армий «Центр» больше не существовало. Более того, Советы пробили брешь в немецком фронте шириной 400 км и длиной 160 км. К сентябрю они постучатся в дверь оккупированной немцами Варшавы.

Тем временем западные союзники, верные тактике Монтгомери, лишенной воображения, все еще вязли на плацдарме в Нормандии. Только 26 июля 1944 года их попытки прорваться под руководством Паттона, а не Монтгомери, увенчались успехом.

Их прорыву способствовал тот факт, что Багратион вынудил вермахт перебросить 46 дивизий, в том числе из Франции, на восточный фронт. Даже тогда неспособность западных союзников закрыть котел Фалеза в августе позволила отступающим немцам бежать. Советский джаггернаут не допустил такой ошибки. Действительно, как показал Багратион, к тому времени, когда западные союзники удосужились развернуть свой второй фронт, которого Сталин добивался с 1941, Красной Армии он был почти не нужен.

Западные СМИ продолжают утомительно трубить о дне «Д» как об историческом событии. Этот термин можно более точно применить к операции «Багратион» и более ранним битвам на восточном фронте под Сталинградом и Курском. В совокупности эти сражения сломали хребет вермахту и сделали возможной окончательную победу над нацистами.

Хотя я был бы последним, кто стал бы отрицать или приуменьшать жертву, героизм и самоотверженность храбрых людей, которые рисковали всем, высадившись в Нормандии, объективные исторические данные ясно показывают, что поражение Гитлера произошло в большей степени благодаря усилиям рядового Ивана, чем усилиями рядового Райана.

По словам выдающегося военного историка Криса Беллами: «Если сравнить скорость и масштабы наступления русских в операции «Багратион» с продолжительным сражением за прорыв нормандского плацдарма, которое шло в это же время, то действия русских явно выше».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *