Сочинение Ольга Ильинская и Обломов в рассказе Гончарова Обломов
Лучшие сочинения и пересказы
- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- Ольга Ильинская и Обломов
Образ Ильи Ильича Обломова весьма неординарен, человек он ленив и вырос в патриархальной семье. Обломов привык, что за ним постоянно ухаживают и сам он ничего не может сделать. Он очень мягкий и робкий человек, поэтому, когда он влюбляется в Ольгу Ильинскую, Обломов даже немного меняется. Ольга Ильинская интересная и красивая женщина, вслед которой смотрит многочисленное количество мужчин. Она обратила свое внимание на бездейственного Обломова лишь потому, что ей захотелось научить его жить по-новому.
Каждый человек находит в этом мире свою половинку и есть такое утверждение, что противоположности притягиваются. Всем известно, что не все люди остаются вместе и бывает, так что судьба их разводит. Ольга Ильинская и Илья Обломов были необычной парой, Ильинская хотела стать для Обломова наставником и учителем.
Ольга решила переделать взрослого человека, который уже давно состоялся как личность. Она с лучшим другом Обломова Андреем решила изменить его целиком и полностью. Ольга Ильинская была влюблена в образ Обломова, ей нравилось, каким он становился, находясь рядом с ней. Ильинской нравилось учить и переделывать Обломова, но их пути все равно разошлись.
Обломов, который как казалось, был не способен на такое чувство как любовь, все же влюбляется. Он даже попытался вести активный образ жизни, но это очень быстро ему наскучило. Обломову очень не нравилось, что Ильинская стала на него давить и навязывать свои взгляды на жизнь.
За своими нравоучениями Ольга Ильинская не заметила нежной и трогательной влюбленности Ильи Ильича Обломова. Если бы женщина не давила на Обломова возможно ей бы удалось немного изменить его взгляды на жизнь. Любовь это светлое искреннее чувство, а не попытка изменить человека. Ильинской нравилось то, кем она себя видела в Обломове, неким учителем и это ее подстегивало еще больше.
Ильинская шла нога в ногу со временем, где образованность и материальные ценности стали важнее духовности. Обломов же напротив отличался духовными качествами и ему не важны материальные ценности.
Гончаров хотел показать на примере союза Ильинской и Обломова, что если человек действительно любит, то он будет принимать человека таким, какой он есть и не станет его переделывать.
Сочинение Обломов и Ольга Ильинская
«Обломов» — это великолепное произведение И.А. Гончарова, написанное им в 40 гг. девятнадцатого столетия. В романе описывается образ двух главных героев – Ольги Ильинской и Ильи Обломова. Их любовь и разные взгляды на жизнь не соединяют, а наоборот, разрушают, внезапно вспыхнувшие сильные чувства.
Одним из главных персонажей произведения является Илья Ильич Обломов, молодой человек, чья жизнь протекает в вечных рассуждениях и мечтаниях, лежа на диване. Он редко куда-либо выезжает, предпочитая все свое свободное время проводить дома.
У Ильи есть энергичный и активный друг по имени Андрей Штольц. Благодаря ему, Обломов знакомится с Ольгой Ильинской, приехав к нему на дачу летом. Самое большое и сильное впечатление произвела на него девушка за прекрасное исполнение арии, растрогав молодого человека до слез. Илья настолько восхищен Ольгой, ее манерами, речью, что не скрывает своих чувств. Он видит в ней именно тот идеал женщины, которая являлась ему в мечтах.
Ольга знала по рассказам Штольца об Илье еще задолго до того, как они близко познакомились. Андрей говорил, что его друг честный, добрый, порядочный и открытый человек, которому нужно помочь преодолеть его лень и апатию ко всему, что его окружает. При встрече молодая девушка вдохновляется идеей преображения и воскрешения Ильи к началу нового жизненного пути.
Она уверена, что искренняя и сильная любовь Обломова к ней способна изменить человека, изменить и совершенствовать его внутренний мир.По началу, Илья действительно становиться более энергичным и активным, он уверен, что сильные чувства к Ольге вдохновляют и придают больше внутренних сил. Его готовность к встрече с новой жизнью приятно удивляют Ольгу Ильинскую. Он предлагает девушке выйти за него замуж, и она без раздумий соглашается. На этом этапе их отношений. Каждый думает, что они не разлучены.
Он откладывает разговор с теткой Ольги, так как понимает, что женщина начнет интересоваться его материальным положением, а он уже давно не посещал своего имения и не знает, как там обстоят дела.
Ольга видит неуверенность и слабость Ильи, его нерешительность и бездействие. Она понимает, что не в силах что-либо изменить в нем, какие бы усилия она к этому не прикладывала.
В конце концов, Ольга сообщает Обломову, что им нужно расстаться, так как молодой человек не оправдал ее ожиданий. Его лень и нерешительность делает невозможным продолжения дальнейших отношений. Илья впадает в отчаяние, но понимает, что их любовь не принесет ни одному, ни другому счастья. Их расставание было естественным и закономерным, так как Ольга и Илья не смогли бы создать крепкую семью.
Также читают:
← Обломов — коренной народный наш тип ← Женские образы в романе Обломов↑ ГончаровЛюбовь в жизни Обломова → Любовь Ильи Обломова и Ольги Ильинской →
Картинка к сочинению Ольга Ильинская и Обломов
Популярные сегодня темы
- Проблема нравственного выбора человека сочинение
Каждый человек напрямую соприкасается с понятием нравственности хоть раз в жизни. Вопрос — «что делать?» встаёт перед каждым ежедневно. Но не всем известно значение слова нравственность
- Образ и характеристика Лизы Муромской в Барышне-крестьянке Пушкина
Благодаря образу Лизы Муромской в повести «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкин обратил внимание читателя на то, что люди, которые принадлежат разным сословиям, имеют множество препятствий на пути к браку
- Сочинение на тему Август
Август — последний месяц для прощания с летом. После теплого и солнечного июля погода начинает сменяться прохладой ночью, но днем всё ещё тепло и можно погреться. В вечернее время быстрее садится солнце, и дни становятся короче.
- Нестеров
Нестеров Михаил Васильевич (1862–1942) – известный русский художник, портретист, график и иконописец. О жизни Михаила Васильевича известно достаточно много из его мемуаров.
- Поступки Хлестакова в комедии Ревизор сочинение
В данном произведении показано много ярких и интересных персонажей, однако, одним из центральных – является образ Хлестакова.
Благодаря его поступкам, становится возможным разглядеть личность героя.
Сочинения
- По картинам
- По литературе
- Свободная тема
- Про Родину
- Про технологии
- Русский язык
- Про семью
- Про школу
- Про войну
- Про природу
- По пословицам
- Про времена года
- Праздники
- Про дружбу
- 9 класс ОГЭ
- 11 класс ЕГЭ
- Про животных
- Профессии
- Известные люди
- Города
Сочинение на тему Обломов и Ольга Ильинская в рассказе Гончарова
- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- Ольга Ильинская и Обломов
Ольга представляется Илье Ильичу нежной и трепетной, она будоражит его сознание и заставляет совершать те поступки, на которые герой, кажется, был вовсе не способен. Нет, девушку нельзя назвать идеалом – несмотря на то, что она воспитана, не обладает завышенной самооценкой и кажется идеальной женщиной «для жизни».
Обломов проявляет свои чувства достаточно бурно – кажется, что, наконец, настало то время когда он, наконец «активизировался», покинул свой привычный кокон и начал действовать – действовать так, как подобает без памяти влюбленному человеку.
Однако эти отношения не возымели положительного финала – возможно, потому, что герои по-разному видят свое будущее. Девушка желает, чтобы Илья наконец кардинально изменился, а вот Обломову хочется тихой и спокойной жизни, хочется оставить все «как есть» — ведь, по сути, жизнь и существующее положение вещей его вполне устраивает. Единственное, чего ему хочется – чтобы рядом была женщина, которая будет заботиться о нем, станет хозяйкой дома.
Несмотря на то, что девушка любит Обломова, у нее все же существует некая договоренность со Штольцом относительно этих отношений, в которой оба преследуют одну цель – изменить лежебоку к лучшему.
Но нельзя сказать, что Ольга действует «по указке», она действительно испытывает чувства. Правда, эти чувства к Обломову из будущего. Когда отношения заходят в тупик, она говорит об этом в разговоре. Илья Ильич не протестует против разрыва – он с пониманием и уважением относится к выбору своей избранницы.
Так и происходит разрыв их отношений. Конечно, Ольга и Обломов могли бы стать прекрасной парой, если бы не разница в суждениях.
Обломов обожествляет свою избранницу, он очень нежен и трогателен. Что же касается Ольги, в ее любовь до конца не верится – конечно, симпатия возможна, но все же чувствуется некая фальшь и отстраненность.
В то время как Илья Ильич отдает чувствам всего себя, старается, во что бы то ни стало угодить своей избраннице и даже немного жертвует основным в своей жизни – ленью, которая одолевала его долгие годы.
Но, видимо, Обломову не суждено было испытать настоящего счастья – любовь, словно искра, пролетает мимо него, оставляя лишь неясный след в памяти. Однако вместе с тем существует и буря чувств, которые бушуют в сердце героя. Можно сказать, что Ольга научила Илью Ильича любить – пусть, эта любовь и была несколько однобокой.
Ольга и Обломов в романе Гончарова Обломов
Основной сюжетной линией произведения является любовный роман Ильи Ильича Обломова и Ольги Ильинской, олицетворяющий яркую, романтичную, но заведомо трагичную любовь.
История взаимоотношений главных героев начинается с внезапно возникшей симпатии в первое их знакомство, пробудившей в Обломове сильное душевное чувство.
До встречи с Ольгой будучи уже мужчиной средних лет Обломов живет в образе комнатного цветка, воспитанный с малых лет в безделье и лени, любящий размеренный, спокойный образ жизни и предавшийся иллюзорным мечтаниям.
Страстно влюбившись в Ольгу, Обломову кажется, что он обрел наконец-то идеал женщины, созданный его мечтаниями, способной стать ему верной и преданной женой.
В отличие от Ильи Ильича Ольга Ильинская представляет собой образ яркой, целеустремленной, стремящейся к саморазвитию молодой женщины. Ольга имеет привлекательную внешность, увлекается искусством, музыкой, литературой, хорошо образована.
Девушка очарована Обломовым, но замечает все его недостатки и жаждет изменить возлюбленного, заставить его начать жизнь в ином русле. В начале развития истории любви Обломов действительно начинает меняться и пробует активно существовать: просыпается рано утром, занимается чтением. Даже внешность героя приобретает оттенки свежести и отсутствия усталости от жизни.
Однако решать практические и бытовые вопросы Обломов все же не в состоянии, ему это неинтересно. Поскольку Ольга становится более настойчивой и требовательной к нему, Илья Ильич осознает, что их чувства не имеют под собой никакой основы и взаимоотношения превращаются в тяжелую повинность.
Ильинскую не устраивает пассивное и малоподвижное времяпровождение Обломова, ей кажется, что она в силах осуществить благородную миссию возрождения Ильи Ильича и превращения его в деятельного современного человека.
Взыскательная девушка заставляет Обломова думать, размышлять, действовать, а вся его натура стремится лишь к гармонии с самим собой и вселенскому покою.
Разноплановость характеров главных героев романа, их несоответствие друг другу приводят молодых людей к расставанию.
Впоследствии Ольга находит свое женское счастье в браке с активным и деятельным Штольцем, а Обломов обретает свой долгожданный идеал в лице Агафьи Матвеевны Пшеницыной, ставшей для него символом женской добродетели, воплощением истинных семейных ценностей в виде спокойствия, сытости, уюта.
Илья Ильич счастлив, он окружен, как и в далеком детстве, заботой, лаской и любовью Агафьи, ничего не требующей от него взамен.
Чувства же Обломова к Ольге Ильинской, казавшиеся проявлением настоящей любви, были лишь отражением эфемерного образа, созданного в мечтательной голове главного героя.
Другие сочинения:← Любовь Ильи Обломова и Ольги Ильинской↑ ГончаровОбраз и характеристика Агафьи Пшеницыной в рассказе Обломов →
Ольга Ильинская и Обломов
Несколько интересных сочинений
Обломов Резюме | СуперСводка
Обломов
Иван Гончаров
Сюжет
Иван Гончаров
Художественная литература | Роман | Взрослый
Доступ к библиотеке
Роман русского писателя Ивана Гончарова Обломов (1859) посвящен Илье Ильичу Обломову, молодому и великодушному дворянину, наполненному нерешительностью, лишившей его возможности предпринимать какие-либо значительные действия. На протяжении больших частей романа он даже не покидает своей комнаты или постели. Его изображают как окончательную версию «лишнего человека» — способного и талантливого деятеля, отвергнутого за несоответствие социальным нормам. Этот архетип распространен в русской литературе XIX века. Обломов , сатира на русское дворянство в то время, когда такие изображения становились все более приемлемыми, исследует темы перехода от детства к взрослой жизни, а также происходящие социальные изменения в России по мере того, как страна становилась все более и более недовольной своей монархией. . Популярный, когда он был выпущен, он был предметом многочисленных литературных дискуссий, в том числе среди тех, кто беспокоился, что его главный герой будет поощрять лень среди молодежи. По нему был снят советский фильм 1980 года, получивший признание критиков, а позже он был адаптирован для телеадаптации BBC и радиопостановки. В 1964, он был адаптирован для сцены как Сын Обломова , комедийная адаптация.
Обломов рассказывает о повседневной жизни главного героя Ильи Ильича Обломова. Обломов — сын дворянина из России, что обеспечило ему относительно праздную жизнь среди представителей высшего среднего класса. Обломов относится к жизни небрежно, лениво и предан ей до такой степени, что большую часть своих повседневных дел ведет из постели. Он все еще лежит в постели, проснувшись однажды утром, когда получает письмо от управляющего своей усадьбой Обломовка. В письме объясняется, что финансовое положение там ужасное, и они требуют от него визита, чтобы принять финансовые решения о том, как действовать дальше. Однако у Обломова редко хватает духу покинуть свою спальню; путешествие за тысячу миль в сельскую местность кажется невозможным. Он спит, мечтая о своем юношеском воспитании в Обломовке. Там от него никогда не ожидали, что он будет работать или выполнять работу по дому, и его образование часто прерывалось, когда родители забирали его из школы на семейные каникулы. Его друг наполовину немец Андрей Штольц прожил совсем другую жизнь, воспитанную трудолюбивыми родителями, которые воспитали его в строгости и дисциплине. Трудолюбивого молодого человека Штольц посещает в конце первой части, пробуждая Обломова от его сна.
По мере развития сюжета Штольц пытается вывести Обломова из ступора. Он приводит в дом людей, в том числе девушку по имени Ольга. Обломов быстро влюбляется в Ольгу, и они обручаются, но их отношения в конце концов разваливаются, когда его апатия и страх перед принятием решений становятся слишком велики, чтобы она могла с ними справиться. Она отменяет их помолвку после того, как он слишком много раз откладывал их свадьбу и не делает серьезных шагов, чтобы привести свои дела в порядок. Темные друзья Обломова, Тарантьев и Иван Матвеевич, неоднократно обманывают его; Штольц присматривает за ним, возвращая деньги, когда они обманывают наивного молодого дворянина. В конце концов, однако, двое преступников поумнели и начали шантажировать Обломова. Он вынужден отдавать им весь свой доход от загородного поместья более года, прежде чем Штольц обнаруживает заговор и принимает ответные меры, увольняя Ивана с работы. Ольга тем временем покинула Россию и переехала в Париж. Штольц путешествует, когда снова натыкается на нее; они образуют тесную связь. Они влюбляются и женятся.
Обломов продолжает ходить по жизни во сне, но в конце концов дела доходят до такой точки, что он вынужден провести инвентаризацию и действовать. Когда Тарантев продолжает манипулировать им и жестоко обращаться с ним, Обломов противостоит ему, избивая его и выгоняя из усадьбы. Штольц возвращается в Россию после путешествия и навещает своего друга. Он узнает, что Обломов женился на своей овдовевшей хозяйке Агафье и имеет от нее сына. Сына зовут Андрей, в честь Штольца. Штольц надеялся, что Обломов добьется большего, но в конце концов смирился с тем, что не может изменить своего друга. Остаток жизни Обломов проводит на попечении Агафьи, воссоздавшей свой детский рай Обломовки. Ему доставляют вкусные блюда, и у него никогда нет причин для беспокойства. Когда Обломов стар и болен, приближаясь к своей смерти, он упоминает «Обломовит» как причину своей смерти, подразумевая, что он знает, что сам написал свою судьбу. Он мирно умирает во сне, и Штольц усыновляет его сына после его смерти.
Иван Александрович Гончаров был русским писателем и государственным чиновником, наиболее известным своими романами Обыкновенная история, Обломов, и Обрыв . Он также работал государственным цензором и написал скандальные мемуары «Необычная история », в которых обвинил нескольких известных русских писателей в плагиате его произведений.
Недолгая счастливая жизнь Ильи Ильича Обломова | Элейн Блэр
Стивен Паркер
Из недавнего американского издания Обломов ; фотография Стивена Паркера
Иван Гончаров работал над Обломовым около десяти лет, с конца 1840-х до 1858 года, но у читателя остается впечатление, что герой родился у него в одном видении, а пять Сотни с лишним страниц книги представляют собой попытку романистического развития того, что, по сути, является одной идеей: что, если бы человек был настолько ленив, что ничего не мог бы сделать? Аристократы в русской литературе до и после Обломов страдают от скуки, пустой траты времени, отчаяния в поисках моральной цели. Но тем не менее они беспомощно продолжают делать вещей: пить, играть в азартные игры, жениться, драться на дуэлях, присоединяться к масонам. Не Обломов. Он проводит первую треть книги, шаркая по своей квартире в халате. Когда он, наконец, одевается в начале части II, это происходит только потому, что его лучший друг Штольц настоял на этом.
Обломов еще молод — за тридцать — и в добром здравии, но уже много лет назад ушел с государственной службы. Живет в Петербурге на доходы от своего загородного имения. В течение многих лет он пытался написать судебному приставу письмо с планом реорганизации поместья, но так и не продвинулся дальше первого предложения, каждый раз спотыкаясь на вопросах грамматики. Он может прочитать несколько страниц книги или газеты, но затем его мысли блуждают. Он редко ходит куда-нибудь в смешанной компании, хотя обедает с друзьями-холостяками — только они не возражают, если он расстегнет брюки и вздремнет после обеда. В его пыльной квартире старая еда собирает мух. Слуга Обломова Захар, столь же мало склонный к работе, как и его хозяин, помогает Обломову поддерживать это состояние убожества.
Почему так живет Обломов? Одно ясно с самого начала: он не просто ленив. «Для ленивого человека, — поясняет Гончаров, — лежать» — это «удовольствие». Для Обломова это «его нормальное состояние». Он избегает не только работы, но и погони за большинством удовольствий, за исключением еды и сна. В карты не играет, пьет умеренно, обольститель не очень («близость с женщинами сопряжена с большими неприятностями»). Даже во сне он не человек действия. Обломовская фантазия о будущем (представленная им в мельчайших подробностях) — это череда тихих дней в его имении, в которые он и очаровательная, образованная жена «бредут по бесконечному темному переулку, идя тихо, задумчиво, молчаливо или размышляя». вслух, мечтая, считая минуты счастья, как биение пульса, слушая, как бьется и замирает мое сердце». Эта относительно скромная мечта не казалась недостижимой для Обломова — ведь имение у него уже есть. Однако ему не хватает стремления предпринять какие-либо шаги для реализации своих желаний. Чтобы ухаживать за женщиной, например, требуется целый ряд усилий, начиная с одевания, к которым он не привык.
Объясняя образ жизни Обломова, Гончаров указывает на многие направления: на его изнеженное воспитание; сонная, отсталая культура родной провинции; его природная склонность мечтать и лгать; поверхностность и меркантильность его петербургских сверстников, которые отталкивают его и держат дома. Чего Гончаров не упоминает, так это идеи меланхолического темперамента, в котором мы часто находим источник такой крайней пассивности. Положение Обломова он называет комическим: наш герой предпочитает очень краткосрочные удовольствия долговременным — он обменивает удовольствия товарищеского общества на удовольствие от того, что ему не надо утруждать себя надеванием сапог. Но прилив печали, даже ужаса, в романе силен. Обломов беспокоит тем, что он как бы существует в двух разных регистрах, как комическая фигура преувеличенной, самодовольной лени, тем не менее регулярно выражающая глубокую скорбь о своем положении: «Другие люди жили так полно и широко, а он чувствовал себя если бы на узком и жалком пути его существования остался тяжелый камень». Он самосознателен, чего не было бы ни у фарсового персонажа, ни у раблезианского гротеска.
Гончаров, сын богатого купца из Симбирска, провинциальной столицы на реке Волге, в начале 1830-х годов учился в Московском университете, а затем переехал в Санкт-Петербург, где проделал долгую карьеру государственного служащего. И в Москве, и в Петербурге он был в основном на обочине великого литературного брожения своего поколения, хотя в 1840-х годах он ходил в салон на квартире критика Виссариона Белинского и завязал неприятную дружбу с Тургеневым. Гончаров не любил толпы, больших сборищ, публичного внимания и пугался славы, пришедшей с громадным успехом Обломов . С конца 1850-х годов и до своей смерти в 1891 году он отдалился от общественной жизни и проводил много времени в одиночестве в своей квартире.
Реклама
В ослепительном начале романа Обломову снится сон, дремлющий на диване, сон, который превращается в своего рода семейную историю обломовской летаргии. Типичный летний день его детства: мать все утро обсуждает с женской половиной домочадцев меню на обед; его отец сидит перед окном и выкрикивает советы проходящим крепостным. После плотного обеда следует долгий сон. Дом никогда не восстанавливает утренний импульс: еда, прогулки и пустые думы заполняют остальную часть дня, пока все не ложатся спать с молитвой: «Дай Бог, завтра будет точно таким же!»
Единственный случай, который Обломов помнит, нарушив вялый ритм семейной жизни, — это получение письма на имя отца. Письма почти не слышно, и при виде конверта
они все замерли. Лицо хозяйки даже немного изменилось. Все глаза были устремлены на письмо, и все носы указывали на письмо… — Стой, не ломай пломбы, Илья Иваныч, — со слезами настаивала жена. «Кто знает, что за письмо там? Это может быть что-то ужасное, какая-то катастрофа.
Отец Обломова соглашается запереть письмо нераспечатанным, но его присутствие настолько тревожит домочадцев, что никто не может перестать говорить о нем. После четырех дней невыносимого ожидания «они столпились вокруг [письма] и с тревогой сломали печать». Оказывается, друг семьи просит рецепт пива. Все соглашаются, что на него нужно ответить сразу, но проходят недели, рецепт не найден, ответ не написан, да и вообще, если учесть стоимость почтовой марки, то, кажется, лучше подождать. Письмо никогда не получает ответа.
Обломов всегда думал, что станет патриархом имения по образцу своего отца. Но это первое поколение русского провинциального дворянства, которое должно поступить в университет, на государственную службу, жить в Петербурге и иметь амбиции или, по крайней мере, приобрести отблеск космополитизма. Обломову надоело учиться и работать. «Когда мне жить? Когда мне жить?» — спрашивал он себя. Но что такое жить — растворяться в деятельности или наслаждаться тишиной и мирным созерцанием? Обломов, склонный ко второму, очистил свой календарь от всех условных обязательств, чтобы найти время для «жизни», только чтобы обнаружить, что жизнь ускользнула из его рук.
При этом Обломов огляделся, чем занимаются его сверстники, и не впечатлен:
Заходишь в комнату и не можешь налюбоваться, как симметрично сидят гости, как спокойно и задумчиво они сидят — за картами. От этого никуда не деться, это славная цель в жизни!
Социальная сатира Гончарова довольно мягкая (по сравнению, например, с гоголевскими эффектными представлениями о продажности и глупости в «Ревизоре» и Мертвые души ). Но он поднимает вопрос о том, не ошиблись ли сами люди, которые судят об Обломове. Пока Обломов валяется в халате в начале книги, друг за другом врывается в его квартиру. Первый посетитель — возбудимый молодой щеголь, запыхавшийся от новостей. Его друг Миша получил повышение! К началу сезона он сшил новую куртку для верховой езды! Сегодня он идет на балет! Он влюблен в одну из сестер Горюновых! После денди приходят новые эмиссары — профессиональный бюрократ, писатель — с новостями из внешнего мира.
Каждый гость уговаривает Обломова провести с ним выходные в Екатерингофе, пригороде Петербурга с парком и увеселительным садом. Мы можем представить себе теневой роман к Обломову , в котором персонажи сходятся в пасторальном окружении Екатерингофа, чтобы строить интриги, влюбляться или терять деньги, как это делают герои романов. Но наш настоящий герой отказывается идти, и после того, как каждый гость уходит, он с удивлением и жалостью качает головой. «Десять мест, где можно побывать за один день. Бедный человек!» Дело не только в том, что настоящие заботы его друзей кажутся Обломову тривиальными; дело в том, что он боится мысли о том, чтобы быть поглощенным чем-либо, будь то работа, общественная жизнь или даже литература. «Где в этом человек?» Обломов размышляет о занятиях своих друзей. «Для чего он разделяется и рассеивается?» Для Обломова быть поглощенным каким-либо делом — значит терять что-то от себя; человек может сохранять свое полное достоинство только в покое.
Реклама
Обломов интригует нас отчасти потому, что идея романа о ничегонеделании кажется диковинкой для своего времени. Как Гончаров нарушит условности романа, чтобы приспособиться к персонажу, который ненавидит покидать свою квартиру? На самом деле он подходит к идее сюжета с какой-то умной невинностью: он придумывает способ столкнуть Обломова с дивана ровно настолько, чтобы получили сюжет. Обломов — не та «книга ни о чем», о которой мечтал Флобер в те же годы, существующая исключительно за счет силы своего стиля. Необходимость в виде выселения из квартиры вынуждает Обломова выйти за дверь, и следует цепочка событий, в которой он переезжает (дважды), ухаживает за двумя разными женщинами и чуть не лишается своего дохода интриганом другом. . Этот период активности длится всего около года, обрамленный с каждой стороны многолетними Обломов делает очень мало. Две ситуации, традиционно формирующие характер, — приезд юношей в столицу и женитьба — отодвинуты на обочину книги, а в центре — единственная серьезная попытка Обломова изменить свой образ жизни.
На эту недолговечную работу его вдохновили две фигуры. Первый — Штольц, его друг детства и его антитеза: честолюбивый, интеллектуально любопытный и трудолюбивый. Ни один читатель Обломов никогда не влюблялся в добродетельного Штольца. Гончаров наделяет его большим моральным авторитетом: Штольц и Обломов ведут постоянные споры о праздности Обломова, и хотя Обломов какое-то время придерживается своей резкой критики петербургских крысиных бегов, Штольц заставляет его признать, что быть замкнутым не привело к полноценной жизни. Именно Штольц придумал знаменитый термин для обозначения состояния Обломова или, по крайней мере, его худших наклонностей: Обломовщина , которую Мариан Шварц в своем прекрасном новом переводе восстановила в оригинальном русском языке (в других изданиях она была переведена как «обломовщина» или «обломовитость»).
Обломовщина — это весь синдром вялости и бесцельности, передававшийся от одного поколения Обломовых к другому. «Работа — это форма, содержание, элемент и цель жизни — по крайней мере, моя», — читает лекцию Штольц. «Ты полностью исключил работу из своей жизни, и что из этого вышло?» Штольц убеждает Обломова вернуться в свое родовое поместье, взять на себя управление им и открыть сельскую школу для своих крепостных. Но к этому моменту Гончаров так основательно убедил нас в недисциплинированности ума Обломова, что мысль о том, чтобы он играл в либерального русского помещика, ведя счета и обучая своих крестьян новейшим методам земледелия, кажется смехотворной.
Что касается самого Штольца, то его род деятельности остается подозрительно расплывчатым. «Он владел частью компании, которая отправляла товары за границу, — пишет Гончаров. «Если им нужен был кто-то, кто напишет черновик или претворит в жизнь новую идею, они выбирали его». Штольц таскает Обломова «туда-сюда», а тот занимается «делами». Что бы ни делал Штольц, кажется, это должно быть так скучно, что Гончарову не терпится описать это. Штольц представляет идею, которой мы инстинктивно дорожим, но которую было бы трудно доказать: работа и усилие благотворны сами по себе, даже при отсутствии благородной цели. У него есть потомок в толстовском Левине в Анна Каренина —После дня, проведенного время от времени с крестьянами на покосе ржи, Левин чувствует себя безмерно выше своего брата, который хранит его благородный покой.
Обломов, конечно, отказывается от работы по любому поводу. Но Штольц знакомит его с молодой женщиной Ольгой, которая ставит перед собой задачу исправить ленивца Обломова. Обломов влюбляется. Он и Ольга проводят зачарованное лето, прогуливаясь по территории загородного дома ее семьи. Под ее влиянием Обломов отказывается от дневного сна и читает оздоровительные книги. Они соглашаются пожениться.
Но когда осенью они возвращаются в город, у Обломова начинаются сомнения. Он снял уютную комнату в пригородной части города, на Выборгской стороне, и ему невыносимо думать о всех новых обязанностях, которые принесет брак: ему понадобится новая квартира, ему придется следить за своими деньгами, он придется ходить на светские мероприятия рядом с Ольгой. Свадьба, оказывается, не только «поэтическая», но и «практический, официальный шаг к предметной и серьезной деятельности и многим неукоснительным обязательствам».
Предвидя жизнь без сна, Обломов колеблется. Он находит множество предлогов, чтобы не ехать к Ольге в город, удобно отделенный от Выборгской стороны водоемом и мостами, закрывающимися в непогоду. В конце концов, Ольге, более молодой, но гораздо более проницательной и практичной, приходится противостоять ему и отменять их планы: «С каждым днем ты погружаешься в сон все глубже и глубже», — говорит она ему, а сама она «никогда не вырастет». старый и никогда не уставший от жизни». Обломов с сожалением признает, что это правда. Они соглашаются расстаться (позже она выходит замуж за Штольца). Читатель испытывает облегчение, что неуклюжее притворство возможного обращения Обломова было снято. Гончаров, может быть, и не противоречит романным традициям, но он создал персонажа, который сопротивляется новеллизации: Обломов всегда один и тот же, какие бы преобразующие ситуации Гончаров ни приготовил для него.
Что примечательно в судьбе Обломова, так это то, как близко он, благодаря небольшим собственным усилиям, подходит к осуществлению своей мечты о совершенном спокойствии. Потеряв Ольгу, он обращает свой взор на вдову, содержащую его квартиру, Агафью Матвеевну, на удивление деловитую хозяйку, которая печет вкусные пирожные. Гончаров любит метонимически идентифицировать Агафью по ее голым рукам и особенно локтям, всегда в движении, когда она суетится по кухне и по двору. Обломов восхищается этими трудолюбивыми локтями; Агафья счастливо включена в свой труд так, как он никогда не сможет:
С каждым днем он становился все дружелюбнее и дружелюбнее со своей хозяйкой. Идея любви никогда не приходила ему в голову, по крайней мере не та любовь, которую он недавно перенес, как оспу, корь или лихорадку. Он вздрогнул от воспоминаний.
Вместо любви Обломов обретает покой. Агафья Матеевна ничего от него не требует, ей приятно устроить его в своем доме и она считает правильным, чтобы барин (в отличие от человека из городского мещанства, как она) целый день валялся без дела. Гончаров отмечает, что она расширена и наполнена их общением, а Обломов просто доволен. Хотя никто не назовет его серьезным мыслителем, между ним и Агафьей, нелюбознательной и более или менее неграмотной, существует большой разрыв в образовании и опыте: «На всякий вопрос, не касавшийся какой-либо известной ей положительной цели, она отвечала: с ухмылкой и молчанием».
Это не душераздирающий роман, но он перерастает в брак. Штольц заходит к Обломову через несколько лет после того, как он переехал к Агафье, и потрясен, обнаружив, что у пары есть трехлетний сын. Типичным образом Обломов пассивно вступил в гражданский брак. В общем, его нетребовательная жизнь с Агафьей Матвеевной, казалось бы, удалась ему как нельзя лучше. Брак согласен с ним. Он без ума от своего сына и двух других детей Агафьи от первого брака. И, к счастью для них всех, Штольц взял на себя управление семейным имуществом Обломова и обеспечил Обломову комфортный доход на всю оставшуюся жизнь. Ему больше никогда не приходится думать о своих насущных желаниях, и он спокойно отбрасывает более серьезные вопросы о том, что делать со своей жизнью:
Всматриваясь и крепко размышляя о своей повседневной жизни, по мере того как он все более и более привыкал к ней, он наконец решил, что ему не нужно никуда идти или искать что-либо еще, что идеал его жизни свершился, хотя и без поэзии. ….
Через несколько лет после заселения в дом Агафьи у него случился изнурительный инсульт, а еще через год — смертельный. Врач винит в этом его бездеятельность и обильные обеды, и Гончаров тоже: «Его вечный покой, вечное молчание и ленивое ползание от одного дня к другому тихо остановили машину его жизни».
В общем, он, кажется, вытянул из жизни больше, чем можно было ожидать. Там, где Бартлби, точный современник Обломова, морит себя голодом, Обломов находит способ ничего не делать и при этом получать пищу. Герою нужен лишь мягкий формальный упрек от его автора («он дешево отделался в жизни и нажился на этом»), и мы можем порадоваться его судьбе.
Но Гончаров не дает покоя Обломову, хоть и сводит концы с концами. Точно так же, как Обломов все время находился между комедией и ужасом, он подвергается двум различным суждениям со стороны своего автора. Только ли он капризничает, что ему сошла с рук его лень, или, как предполагает и Гончаров, он наелся и заснул до смерти, обнаружив волю к самоотрицанию, аналогичную, а не противоположную, бартлбийской? «Он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остатка своего существования, — пишет Гончаров, — гроб, сделанный своими руками, как старцы в пустыне, которые, отвернувшись от жизни, роют себе могилу».