А М.В. Ломоносов Жизнь и творчество.
Школьник
— Ну, пошел же, ради Бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славных путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идешь…
Знаю: батька на парнишку
Издержал последний грош.
Знаю, старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадешь!
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь. ..
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, —
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой
Посреди тупых, холодных
Н.А. Некрасов
Дома вы познакомились со стихотворением Н.А. Некрасова «Школьник». Как вы думаете, почему именно это стихотворение мы прочитали перед началом изучения биографии М.В. Ломоносова? Кто знает, кто такой Ломоносов и чем он знаменит? Сообщение подготовленного учащегося об интересных фактах из жизни учёного. (ЗАДАНИЕ БЫЛО НА 2 МИНУТЫ) ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ ТЕМЫ УРОКА. (5 мин)
М.В. Ломоносов — гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин.
Запишем дату, тему урока, поставим цели.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)
«Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё прошёл»
А. С.Пушкин
Эпиграф
Проблемные вопросы урока
- Что вас удивило в биографии этого человека?
- Какой путь прошел крестьянин из архангельской деревни?
- В наше время, в нашем классе мог бы «вырасти» такой человек, как Ломоносов?
Обратим внимание на проблемные вопросы урока.
Давайте посмотрим ролик и выпишем основные факты биографии Ломоносова в таблицу (на меловой доске).
Проблемные вопросы урока
- Что вас удивило в биографии этого человека?
- Какой путь прошел крестьянин из архангельской деревни?
- В наше время, в нашем классе мог бы «вырасти» такой человек, как Ломоносов?
Ответы на проблемные вопросы урока. (+10 мин)
Московский государственный университет
- В 1775 году в Москве по инициативе профессора Ломоносова открывается Московский университет.
Могила М.В.Ломоносова
- Девизом жизни этого гениального человека до последнего дня было «утверждение наук в отечестве».
- Ушёл из жизни М.В. Ломоносов в 1765г., он простудился и умер. Погребён на кладбище Александро-Невской лавры.
Чтение стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру…»
- Астроном — астроном (ученый).
- Весьма — очень сильно.
- В жару — в пылу спора (сильно).
- Слыл — все его знали.
- Круг Солнца ходит — вокруг Солнца ходит.
- Как ты о сем сомненье рассуждаешь? — Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе?
- Коперник – польский астроном
- Птолемей — древнегреческий астроном.
- Очаг — место, где разводят огонь, для приготовления пищи.
Как вы думаете, какой отпечаток могло наложить на литературное творчество Ломоносова страстное увлечение наукой? (С чтением + 5 мин.)
- Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли.
- Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).
- Точные даты жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции.
- Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).
Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру?
- Коперник и Птолемей спорили о строении мира.
- Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли.
- Хозяин дома , в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару.
- Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.
Какой способ доказательства – смешной или серьезный – и почему выбрал Ломоносов? Могли ли на самом деле встретиться Коперник и Птолемей? С какой целью поэт придумывает эту ситуацию? Почему спор ученых разрешил простой повар? Как помогла выявить научную идею басни юмористическая ситуация?
А вы задумывались о природе юмора? Кто из вас хотел бы оказаться в ситуации, когда вас высмеивают?
ЮМОР
- Изображение героев в смешном виде. Смех доброжелательный и весёлый.
- Ю́мор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны.
Запишем определение в словарь.
- В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему?
- Какова идея этой басни?
Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждения великим научным открытиям.
(+10 мин)
- В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…»?
Содружество филологии, астрономии и быта проявилось в том, что Ломоносов сумел написать стихотворение (филология) о двух ученых (астрономия), приведя в качестве доказательства основной мысли стихотворения пример из быта.
Для Ломоносова поэзия и наука были тесно связаны. Он в науке был художник и поэт, его научные работы написаны прекрасным языком, правильно структурированы. И в поэзии служил родине, популяризируя науку.
- В наше время, в нашем классе мог бы «вырасти» такой человек, как Ломоносов?
Алгоритм связного ответа:
тезис-доказательства-вывод
Повторяют алгоритм связного ответа (тезис-доказательства-вывод). Проговаривают возможные формулировки тезиса (можно использовать формулировку проблемных вопросов урока). Индивидуально составляют вступление-тезис, читают, обсуждают, правят, совершенствуют. Создают связный ответ. (+10 мин)
Бюст Ломоносова был создан
в 1793 году для Камероновой галереи Царского Села, где размещались бюсты античных героев.
Скульптурный портрет М.В.Ломоносова (автор Ф.И.Шубин).
Н.В. Гоголь.
«Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление
Впереди книги».
В.Г.Белинский.
«С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом
и пестуном; он был её Петром Великим».
Благодарю за урок!
- Желаю успехов в учёбе!
Сегодня на уроке, посвящённом жизни и творчеству М.В.Ломоносова…»
Я узнал(а), что…
Я понял(а), что…
Я хотел(а) бы узнать… (+5 мин)
Домашнее задание
- Прочитать статьи учебника «Роды и жанры литературы»; «Русские басни» (стр. 56-57), составить к ним по два-три вопроса.
- Написать синквейн на тему «Ломоносов».
«Выдающаяся личность — Ломоносов Михаил Васильевич»
МКОУ КГО «СШ №2 города Теберды имени М.И.Халилова»
РЕФЕРАТ
по литературе
на тему:
«Выдающаяся личность –
Ломоносов
Михаил Васильевич»
Ученица 5 класса
Байчорова Каралина
Учитель:
Кипкеева М.Х.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в деревне Денисовка в семье крестьянина.
Сын крестьянина, Ломоносов вырос в условиях северорусской культуры.
В 19 лет тайком от отца М.В.Ломоносов отправляется из деревни в Москву и поступает в Славяно – греко – латинскую академию и становится одним из лучших учеников.
Н.И. Кисляков «Юноша Ломоносов на пути в Москву»
Круг интересов Ломоносова был очень широк: физика, химия, астрономия, математика, техника, горное дело, геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география физическая и экономическая, история, филология — и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил значительный след.
Ломоносов организовал первую в России химическую лабораторию. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли. Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии.
Подчеркивал важность исследования Северного морского
пути и освоения Сибири.
Автор трудов по русской истории.
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет,
открытый для всех лиц, способных к наукам, а не только для дворян.
В 22 года он работал в Академии наук, выступал с крупными работами по химии и физике, геологии и географии, изучал астрономию, разработал основы металлургии, организовал производство и изготовление мозаики, составлял географические карты.
Занимаясь лингвистикой, он разработал первую научную грамматику русского языка — «Российскую грамматику».
Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской поэзией. Опираясь на опыт античной и европейской литературы, Ломоносов создал стройную теорию русского стихосложения, изложенную в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.)
и в основных чертах существующую в наши дни.
Теория трех стилей Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной).
Высокий стиль — изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды).
Средний стиль — изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения).
Низкий стиль — допускал изображение обыденной жизни с использованием живой разговорной речи (комедии, басни, сатирические стихотворения).
Краткое руководство к красноречию (1748 г. ) — первая риторика в русском языке, курс общей теории литературы. Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) — первый опыт русской стилистики — является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.
Поэтическое творчество занимало большое место в духовном мире Ломоносова.
Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь.
Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица.
В итоге Ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.
Город Ломоносов, расположенный на южном берегу Финского залива,
в 44 километрах от Санкт-Петербурга, широко известен своими дворцами и парками, которые вошли в сокровищницу мирового искусства как выдающиеся архитектурные памятники России 18 века.
Государственный музей-заповедник г. Ломоносов. Дворцово-парковый ансамбль Ломоносова — ценнейший уникальный памятник русской культуры и искусства 18-го века
Награды имени Ломоносова Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки,
литературы и искусства.
Дом-музей Ломоносова
Могила М.В.Ломоносова
История, конечно, не повторяется.
И, вероятно, уже не будет людей с таким универсальным диапазоном научной деятельности, как у Ломоносова.
Науки сейчас ушли далеко вперед, и одному человеку просто невозможно достичь вершин одновременно в нескольких областях познания.
И всегда Михаил Васильевич Ломоносов – ученый, философ, поэт – будет вызывать глубокий интерес как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума.
Олимпиада МГУ «Ломоносов»
До 28 февраля 2022 года принимаются заявки на участие в Четвёртом Всероссийском литературном конкурсе рассказов «Класс!», созданном для выявления и…
Московский городской педагогический университет приглашает исследователей детской литературы и чтения, учителей, библиотекарей, студентов, аспирантов, родителей и детей к участию в Четвертой международной конференции. ..
Дом творчества Переделкино и Гильдия словесников приглашают учителей словесности и истории на Учительские выходные в Переделкине 14–16 января 2022 года…
Московский международный салон образования (ММСО) приглашает на первую сессию цикла конференций ММСО.Пушкин «Субъектность в школьном литературном образовании», которая состоится 21 декабря в 16:00. Встреча…
21 декабря в 18:10 занятие в Школе юного филолога проведет Игорь Владимирович Немировский — доктор филологических наук, преподаватель НИУ ВШЭ, пушкинист. На лекции обсудят, смог ли Пушкин…
27 октября– 15 декабря 2021 — Всероссийский фестиваль методических разработок «Через чтение к развитию личности» (онлайн) Этой осенью и зимой программа благотворительного фонда «Вклад в будущее» проводит. ..
14 декабря в 18:10 лекцию прочитает Александра Александровна Чабан – кандидат филологических наук, преподаватель НИУ ВШЭ. На занятии мы разберёмся…
3 декабря в Санкт-Петербурге пройдёт конференция «Педагогика текста. Современный учебник в поисках автора, ученика и учителя». Организаторы конференции ставят цель выявить проблемы, связанные…
ГДЗ по литературе 5 класс учебник Меркин Страница 76-81
Страница 76
Михаил Васильевич Ломоносов
Вопросы и задания
1. Что вам известно о М.В. Ломоносове — учёном, поэте, общественном деятеле?
Михаил Васильевич Ломоносов — великий человек, которым по праву гордится Россия. Блестящий ученый-энциклопедист, человек широчайшей эрудиции и огромного таланта, он поднял российскую науку того времени на высочайший уровень. Физика и химия, география и астрономия, минералогия и почвоведение, геология, геодезия и картография, метеорология и оптика, история и русский язык… Сложно назвать науку, в которую Ломоносов не внес бы значительного вклада.
Кроме того, вклад Ломоносова-поэта в литературу тоже очень велик. Современники ценили литературный гений Ломоносова — его сравнивали с античными одописцами Пиндаром и Вергилием и даже с Иоганном Вольфгангом Гёте.
Особенно стоит отметить то, что приобретение новых знаний для Ломоносова не было самоцелью — он во всем искал практическую пользу. Он как никто понимал значение науки для общества. В 1754 году он разработал проект Московского университета — позже университет назвали в его честь. Благодаря Ломоносову появилась плеяда блестящих ученых, прославивших Россию и российскую науку.
Михаил Ломоносов сумел сделать для России очень много, хотя прожил всего 54 года.
2. Найдите в статье список слов, впервые введённых М.В. Ломоносовым в русскую речь. Определите значение каждого из них. При затруднениях обращайтесь к словарю.
термометр — прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и так далее.
поршень — основная деталь насосов, компрессоров и поршневых двигателей внутреннего сгорания, служащая для преобразования энергии сжатого газа в энергию поступательного движения (в компрессорах — наоборот).
упругость — свойство тел изменять форму и размеры под действием нагрузок и самопроизвольно восстанавливать исходную конфигурацию при прекращении внеш. воздействий.
атмосфера — газовая оболочка, окружающая планету Земля, одна из геосфер.
барометр — прибор для измерения атмосферного давления.
манометр — прибор, измеряющий давление жидкости или газа.
3. Дайте толкования слов: весьма, спорили в жару, очаг. Кто такие Коперник и Птоломей (Птолемей)?
Весьма – то же самое, что и очень, чересчур.
Спорили в жару – спорили достаточно эмоционально, пылко, на повышенных тонах.
Коперник – астроном родом из Польши.
Птоломей – астроном и астролог.
Очаг – имеет два значения: 1. Местность, на которую распространяется что-нибудь (например, культурный очаг). 2.То, с помощью чего разводится и поддерживается огонь.
4. Найдите в тексте басни слова, устаревшие по написанию и произношению. Подберите к ним синонимы.
- случились вместе — встретились вместе
спорили в жару — жарко, горячо спорили
весьма — очень
слыл — был, звали
о сём — об этом
круг Солнца ходит — вокруг солнца ходит
такова — такого
кругом жаркова — вокруг жаркого
Жаркое – жареное кушанье, обычно мясное, или же сковорода, на которой это блюдо готовится.
5. Сформулируйте мораль басни.
Мораль басни проста, не обязательно быть выдающимся ученым ,чтобы понять законы бытия. Даже простой повар, может гораздо проще объяснить устройство Вселенной, зная основы жизни. Главное в жизни, кто ты есть, а не кем себя считаешь, каждый занимает своё место под солнцем.
6. Почему серьёзной научной темы Ломоносов касается в жанре басни?
Ломоносов касается серьезной научной темы в жанре басни, потому что этот жанр позволяет свести воедино персонажей, являющихся представителями противоположных теорий и относящихся к разным столетиям, и через конкретный, частный случай обобщить, сформулировать поучение.
7. Подготовьте рассуждение по поводу прочитанной басни или чтение по ролям.
Басня М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру..» удивительна по своей глубине. Автор приводит в ней спор представителей двух противоположных теорий. Коперника и Птолемея. Птолемей считает, что Солнце вращается вокруг земли. Коперник — что земля вращается вокруг Солнца. Их спор берется разрешить повар, который проводит параллель между небесными телам и обычными предметам. Солнце — очаг, земля — жаркое. И так как очаг не вертится вокруг жаркого, то Солнце не вращается вокруг земли. Законы мироздания, по мнению Ломоносова, просты, разумны и очевидны. Иногда и не требуется каких-то особенных знаний, для того чтобы их понять. И порой, наблюдая за незначительными явлениями, можно постичь большое через малое.
Страница 78
Иван Андреевич Крылов
Вопросы и задания
1. Расскажите о жизни и творчестве И.А. Крылова.
Русский писатель, баснописец и журналист. Родился 13 февраля 1769 г. в Москве, в семье отставного армейского офицера. Служил мелким чиновником в казенной палате. Правильного образования он так и не получил, занимался самообразованием, изучал литературу и математику, французский и итальянский языки. В 1777–1790 гг. молодой чиновник пробует силы на драматическом поприще.
В 1789 г. Крылов издает журнал «Почта духов», в котором публикует сатирические послания, обличавшие злоупотребления государственных чиновников.
В 1792 г. Крылов выходит в отставку, печатает в купленной им типографии сатирический журнал «Зритель», в том же году выходит в свет его повесть «Каиб». Занимаясь политической сатирой, Крылов продолжает дело Н.И. Новикова. Однако его творчество вызывает недовольство Екатерины II, Крылову приходится на время покинуть Петербург и жить в Москве и Риге.
В 1805 г Крылов перевел две басни Лафонтена и с этого началась его деятельность баснописца, которую он продолжал до конца своих дней, несмотря на немалый успех в драматургии («Модная лавка» и «Урок дочкам», «Пирог»).
В 1809 г. вышла первая книга басен собственного сочинения. Впервые к нему приходит настоящая слава.
В 1812–1841 гг. он служил помощником библиотекаря в императорской Публичной библиотеке.
Умер в Петербурге 21 ноября 1844 г.
2*. Рассмотрите портрет Крылова, выполненный художником И.Е. Эггинком. Познакомьтесь с другими портретами баснописца. Расскажите, какие его черты передал каждый из художников. Своё сообщение вы можете оформить в виде компьютерной презентации.
3. Каким предстаёт перед читателями рассказчик басен Крылова?
Рассказчик басен Крылова, предстает перед читателем как простодушный и лукавый повествователь, народным разговорным языком, описывающий увиденное им в живых сценах. Он не дает открыто свою моральную оценку описываемому, а отсылает читателя к людскому мнению, молве, преданию, которые выражаются в пословицах и поговорках.
Возвращаясь к теме
1. С какими баснями И.А. Крылова вы познакомились в начальной школе?
Мы прочитали басни русского баснописца И.А.Крылова «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей», «Волк и Ягнёнок», «Лебедь, Рак и Щука». У каждой басни есть мораль, то есть урок читателю. Все они высмеивают человеческие пороки и недостатки.
2. Выберите одну из прочитанных ранее басен и расскажите о её персонажах, сюжете и морали.
Недавно я прочла басню Крылова Ивана Андреевича «Лебедь, щука и рак». В этой басне рассказывалось про лебедя, рака и щуку. Они все вместе и одновременно начали везти воз. Лебедь взлетал, рак назад шел, а щука в воду везла. Но как можно, чтобы все одновременно та и в разные стороны воз везли? Поэтому мораль в басне такова «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука». И правда! Если бы они вместе договорились вести в какую-то одно сторону, то может воз и передвинулся с места, а так нет.
Страница 80
Ворона и Лисица
Вопросы и задания
1. Прочитайте басню по ролям. В чём её мораль? Найдите соответствующие строки в тексте.
Мораль, басни изложена в начале произведения и заключается в строках: “Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок, в сердце льстец всегда отыщет уголок». То есть, сколько бы ни говорили о том что льстить плохо и вредно, всегда найдётся тот кому лесть приятна и кто поддастся на нее.
2. Какова причина, по мнению баснописца, внезапного интереса Лисицы к Вороне? Учитывает ли автор повадки, особенности поведения зверей? Найдите выражение, которое характеризует поведение Лисицы.
Причина внезапного интереса Лисицы к Вороне — сыр:
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Автор учитывает повадки, особенности поведения зверей:
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит…
3. С какой целью Лисица преувеличивает достоинства Вороны?
Лисица льстит, отвлечь Ворону и заполучить сыр.
4. Кто из зверей, по вашему мнению, заслуживает большего осуждения — плутовка Лисица или любящая лесть Ворона?
Большего осуждения заслуживает глупая Ворона, любительница лести. И.А. Крылов даёт возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна.
Едва ли басня действительно представляет действия Лисицы как гнусные и вредные. Иначе Крылов вряд ли сравнивал бы себя с Лисицей. Лиса льстит очень искусно, Ворона же изображена очень глупой.
5. Какие черты характера персонажей передаёт художник А. М. Лаптев на своей иллюстрации к басне?
Каневский на своей иллюстрации передал напыщенность и самовлюбленность глупой вороны, а так же хитрость и льстивость лисы.
Лисица хитра, ловко умеет притворяться, художнику удалось передать якобы испытываемое ею умиление и восхищение Вороной. Ворона глупа и доверчива, падка на лесть, склонила голову и внимательно прислушивается к сладким словам лисы.
6*. Прочитайте басни, написанные известными поэтами XVIII века В.К. Тредиаковским и А.П. Сумароковым. Охарактеризуйте язык этих басен. Определите значения непонятных вам слов с помощью словаря устаревших слов.
В басне В. К. Тредиаковското:
- негде — где-то
- унесть — унести
- кое — которое
- домочься — достичь
- вешбу — мудрость, способность к предсказаниям,
- впредки — впредь,
- буде — если,
- глас — голос,
- доброт — добрых качеств
- достойну — достойную,
- мня — считая
- кракать -каркать,
- оною — той.
В басне А. П. Сумарокова:
- кус — кусок,
- вспряну — воспряну, вскочу
- лицемерья — лицемерия,
- паче -больше
- стократ — много
- сию- эту
- уста -рот.
Басня В. К. Тредпаксвского наиболее сложна для чтения и понимания, потому что в ней очень много устаревших слов и конструкций. Басню А. П. Сумарокова воспринимать гораздо легче, по языку, ритму и стилю она близка к тем басням, которые мы привыкли читать.
7*. Сравните басни В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, И.А. Крылова по плану.
План
1. Как баснописцы объясняют, почему у Вороны (Во́рона) оказался «кусочек сыру»?
2. Как раскрываются характеры Вороны и Лисы в каждой басне?
3. Кем из баснописцев выразительнее передана речь Лисы? В какой басне похвалы живописней, разнообразнее?
4. Есть ли в баснях мораль?
5. В чём особенность языка каждой басни?
1. Как баснописцы объясняют, почему у Вороны (Ворона) оказался «кусочек сыра»:
Сумароков Ворона сыру кус когда-то унесла
Тредиаковский Ворону унесть сыра часть случилось
Крылов Вороне где-то бог послал кусочек сыру
2. В басне Крылова главная роль конечно принадлежит лисе.Хитрая и очень сообразительная,она обольстила глупую и слишком доверчивую ворону и отобрала у нее сыр.
Характеры Вороны и Лисы Сумароков раскрывает через их речь, мысли и действия. Лисица льстит Вороне, применяет все свое красноречие. Лисица сравнивает Ворону с попугаем и павлином, и та принимает такое сравнение за похвалу. Однако Лисица явно иронизирует. Ворона же смысл этого сравнения не понимает. Это свидетельствует о ее глупости и наивности. Итак, порицания со стороны читателя достойны как Ворона, так и Лисица.
В басне В.К.Тредиаковского Лиса сравнивает Ворона с Зевсовым орлом. Лиса льстит Ворону, играет на его тщеславии, для того чтобы добиться своих корыстных целей.
3. Речь Лисы была выразительнее передана у Крылова. Хоть у Сумарокова речь Лисицы произносится дважды: она думает о своем плане и затем осуществляет его в своей речи льстеца. Но у Крылова даны очень выразительный авторский текст о поведении Лисицы и яркий ее монолог. Похвалы созданы очень выразительно во всех этих баснях, однако в басне Крылова вдохновенная хвалебная речь Лисицы передана ярче и живее.
4. У Сумарокова нет чётко выписанной морали, у Крылова — есть.
5. Язык басни В.К.Тредиаковского «Ворон и Лиса» отличается обилием слов старославянского происхождения, инверсиями. В творчестве В.К.Тредиаковского происходит освоение жанра. А.П.Сумароков же пытается пополнить освоенную жанровую форму басни элементами родной для него речевой культуры.
Басни Крылова по праву считаются высшими образцами этого жанра на русском языке. В них нашли отражение опыт, сознание и нравственные идеалы народа, особенности национального характера. Это выразилось не только в оригинальной трактовке традиционных сюжетов, но прежде всего в языке, звучащем как живая народная речь.
Коса на очаг вокруг Жаркова. М.В.
Этот документ достаточно старый: ему около шестидесяти лет. Это небольшой формат, немного больше открытки; Он желтеет от времени, веет и тускнеет с каждым годом. Но я бережно храню его между двумя листами чистой бумаги в папке, куда помещаются самые ценные для меня документы.
Тема любви У Бунина большое «окно» в жизнь. Она позволяет ему соотнести глубокие душевные переживания с явлениями внешней жизни, а также проникнуть в «сокровенную тайну» человеческой души, основанную на влиянии объективной реальности.Великое чувство, связывающее людей, превращается под пером Бунина в страдание, приносящее горечь и мучительную боль. Тема любви очень важна с точки зрения эстетического отношения писателя к действительности и многое объясняет в ее мире.
Почему всего месяц, когда я прожил в Ташкенте не менее трех лет? Да потому что для меня тот месяц был особенным. Сорок три года спустя предстояла непростая задача вспомнить те далекие дни, когда люди по своей воле не покидали своих мест: Война шла! С большой неохотой я переехала в Ташкент из Москвы, Анна Ахматова — из блокадного Ленинграда. Так получилось: и она, и я коренные петербуржцы, и встретились за много тысяч километров от родного города. И случилось это вовсе не в первые месяцы после приезда.
Потомок простых рыбаков, сумевший прорваться к «Звездам», Михаил Ломоносов известен не только как великий новоявленный ученый, но и как поэт. В это сложно поверить, но в одной личности гармонично и блестяще соединились ум и лирика. Ломоносов писал поэтические произведения разного жанра: О.Д., Пумы и поэмы.Он рассказывал как о возвышенном, так и обыденном. И довольно часто в стихах что-то великое сталкивалось с чем-то совсем обычным. Таким образом, сочинения автора стали реалистичнее и понятнее простому народу.
Стихотворение «Случились вместе два астронома на пиру…», написанное известным ученым в форме пар. В ней рассказывается о героях, которые спорят.
Земля и солнце — что вокруг чего вращается? Эта сложная научная проблема всегда вызывала многочисленные дискуссии.Однако стихотворение имеет иную тональность: возвышенное постепенно сменяется ироничным.
Главные герои Коперник и Птолей. Первым был великий польский астроном, живший в конце Средневековья, но идейно оценивший другую, более просвещенную эпоху Возрождения. Он мог бы научно обосновать гелиоцентрическую теорию, то есть доказать, что наша планета вращается вокруг Большого Солнца, а не наоборот.
Вторым был древний ученый, который считал, что вокруг Земли движется яркое светило.Именно его взглядов наука придерживалась очень долгое время.
Как видим, в реальности разговора этих исторических личностей не могло быть, так как жили они в разное время. Автор использует героев разных эпох для столкновения двух противоположных идей.
Горячий спор астрономов происходит на пиру. Во время всеобщей забавы ученые делают научное воспроизведение, что уже выглядит немного неуместно. Поэтому в их спор хорошо вписался третий герой — обычный повар.И как ни странно, именно третий герой своим простым мышлением дает простой ответ на вопрос двух известных ученых. Это легкая ирония автора. Шутя, повар говорит, что хоть и не был на солнце, но знает, что Коперник прав: «Кто видел проституцию от поваров, что бы плевок из круга Жаркова?» В этом простом примере больше логики, чем во многих научных теориях. Ломоносов считал, что истинные знания должны быть доступны для понимания каждому.
Это стихотворение представляет собой небольшую поэтическую притчу о серьезной научной проблеме. Но за счет шутливого тона в конце произведение носит сатирический характер. В образе простого повара автор воплощает здравый смысл, что побеждает теория.
Ломоносов нарушает класс классицизма, когда допускает в «высоком» работу «низкого»: изысканный стиль речи астрономов в конце концов сменяется просторным поваром. Однако именно это отступление от правил помогло автору достичь желаемого эффекта.Стихотворение о сложной проблеме стало понятно даже простым людям благодаря третьему герою из народа, обладающему здравым смыслом и плавностью.
1. Почему в стихотворении, посвященном астрономии, Ломоносов обращается к ситуации пира?
2. Кто такие Птолемей и Коперник?
3. Могут ли они встретиться за одним столом?
4. О чем спорят два астронома?
5. Почему точку в этом споре ставит повар?
6.Как повар объясняет правоту одного из ученых?
Это стихотворение — научная шутка на астрономическую тему. Научная истина утверждается с помощью житейского примера. Абстрактная гипотеза хорошо опирается на вполне конкретные положения: солнце — очаг, земля — жаркое.
Центральная тема раннего образования, грозившая множеством острых дискуссий, — теория Вселенной, предложенная Коперником. Речь идет о действующей концепции множественности миров, которая стала предметом научных и религиозных споров в России.Русская история этой идеи начинается с передачи А. Кантемиром трактата «Говоря о множественности миров» Фонграундела (1686 г.), сделанного в 1730 г. Фонтинель способствовал популяризации теории Коперника. В изящной и непринужденной форме беседы, имевшие место по вечерам на пленэрах между автором и маркизой, ранее ничего не слышавшей о предмете, излагают собеседнику важнейшие сведения о земле, луне, планеты, неподвижные звезды и т. .
В первой половине 18 века гелиоцентрическая теория Коперника вызывала раздражение католической церкви; Официальный протестантизм не проявлял больше терпимости в этом отношении. В России эта теория наткнулась на оппозицию Церкви, для которой примириться с ревизиями традиционной геоцентрической концепции оказалось не менее сложно, чем для западных церквей. Эта идея приобрела скандальную историю в доносах и запретах Святейшего Синода на печать книг, содержащих упоминание или намеки на идею неединственности божьего мира.
Из-за противодействия церковных кругов Фонтенельский труд в России был напечатан только в 1740 г. Ломоносов в своих научных и литературных трудах продолжал отстаивать точку зрения, предложенную Коперником.
«Письмо о пользе стекла» (1752)
1. Что послужило поводом для написания этого стихотворения?
2. Как обозначается в поэтической поэзии?
3. Что противостоит стеклу и почему?
5. Какое место рекламировать в этой истории? Чем у Ломоносова образ Прометея по сравнению с традиционным мифом о Прометее?
6. Какие свойства стекла описывает Ломоносов?
7. Как эти свойства используются на благо человека?
8. Как связаны ломоносовское стекло и наука?
9. Где в этом стихотворении физико-теологическое учение?
10. Как связаны стекло Ломоносова и наука?
«Письмо о пользе стекла» (1752 г.) — значительное произведение и для русской культуры XVIII века, и для творчества Ломоносова, так как именно здесь четко расставлены приоритеты его деятельности:
· Слово помогает его популяризации
Информативность текста, в котором отражены ключевые идеи и понятия – политические, религиозные, научные и многовековые образования, реалии жизни и культуры того времени, позволяет считать этот очерк просветительской энциклопедией.
Заглавие относится к эпистолярной форме, по содержанию это изложение научных идей в стихотворной форме, а также научно-практическое руководство по использованию стекла, по Пафосу — апология воспитательных идей, по топосу — высокая поэзия .
Как уже из названия, значение науки определяется Ломоносовым у Петровского — через милость. Все уровни русской культуры 18 века пронизывает принцип иерархии. В «письме…» Ломоносов конструирует иерархию вещей, а главным критерием иерархичности является польза которой является одним из основных понятий культурной парадигмы 18 века. Использование — Всеобщий критерий оценки жизненных явлений (Ср.: 6 сентября, г. 1751 г. В публичном собрании Императорской Академии наук Ломоносов говорит «Слово о пользе химии»; в 1757 г. им написано «Предисловие о пользе церковных книг на русском языке»). Ломоносов пытается балансировать между пользой и красотой, но красоты без пользы у него нет: эти две категории в послании удачно синтезированы в образе полезной красоты — В самой желанной для той эпохи и утопической по своей природе.
Первая двушка имеет полемическую направленность и отражает научную стратегию Ломоносова, направленную на развенчание застывших мнений. В сентябре 1736 года Ломоносов отплывает в Германию для изучения химии и горного дела и возвращается в Минеральную контору. Он написал несколько работ по минералогии и сделал много открытий в этой области. Ученый поэта знал толк в минералах, но ко времени написания письма его научному вниманию были захвачены цветные смальты.
Занятия поэзией по программе «Письмо»…» отмечен риторической формулой — восхождение на Парнас. Метафора движения между двумя мирами — земным и небесным — иллюстрирует специфику взаимодействия научного и поэтического творчества Ломоносова. Открыть и познать законы природы, и затем с парнасским вдохновением рассказать о найденном, открытом и понятом.В финале письма появляются и Парнасские горы, с которых поэт спускается на Землю. Восторг — Основная категория нормативной поэтики классицизма — в этом случай, нужен для чемпионов.Перед нами ода, посвященная стеклу.
Предмет поэтического наслаждения — стекло — Ломоносов противопоставляет «фальшивому счастью», точнее, «хрупкости счастья». Появление пары стеклянных — счастье кажется странным: предмет материального материального включен по сравнению с понятием мира идеального. Основными ценностями, составляющими в 18 веке понятие счастья, — удача, стала изменчивость и всемогущество, неожиданность поступков фортуны.Общими местами становятся мотивы преодоления непостоянства счастья и желание сохранить счастье недвижимости. Счастья нужно достичь, хотя оно и меняется и зависит от воли богов. Стекло дарит счастье верное, полезное. Стекло, как счастье, блестит лучом усов. Предпочтение стакана «Летучесть ложного Счастья» указывает на идею превосходства мира материального над миром совершенного, прагматики над абстракцией, постоянства над изменчивостью, истины над ложным.Слово «хрупкость» (синоним непостоянства) относится к научной лексике и обозначает свойство физ. И в этом своеобразие ломоносовского образа счастья.
В дидактической поэме, предназначенной для пропаганды научных знаний, поэт-ученый Ломоносов создает научный (просветительский) миф о создании природного стекла — он первый. В основе этого мифа лежат научные представления Ломоносова о природных процессах (в частности, об извержениях вулканов и химическом составе магмы), которые оформляются в виде архаического мифа о строении первых природных объектов. Поэт не просто оживляет природные стихии, он конструирует особую мифологическую реальность со своеобразным набором персонажей и хронотопом. В эпоху Ломоносова раскрывается потенциал архаического мифа как древнего способа осмысления мира, содержащего адаптивный механизм объяснения окружающей действительности, позволяющий транслировать научные представления в мифопоэтической форме. Поэтическая форма мифа отвечала задачам популяризации научных знаний, введения их в культурный обиход в наивно-художественной форме, доступной обыденному сознанию.Миф Ломоносова о создании стекла является своего рода прологом к истории его полезности — рассказывает о появлении первого стекла в результате соединений огня и усилий природы.
Гласс обретает биографию — историю своего рождения. Причина рождения стекла – у огня появилось желание «сделать ребенка». Огонь обретает свободу в извержении вулкана. Материнское стекло — Природа. Приличный ребенок — полезный ребенок.
В ломоносовском мифе о стекле огонь занимает господствующее положение. Такое предпочтение связано с размахом деятельности Ломоносова, с его сознательной статуей для трансляции новых знаний о силе подземного огня в мифопоэтической форме. Если Солнце, Земля, вода были доступны современникам Ломоносова для непосредственного наблюдения, то скрытый от глаз подземный огонь — явление, требующее описания и объяснения.
В мифопоэтической картине мира у Ломоносова нет бога-творца, творца мира. Процесс творения автор связывает с природными стихиями, которые подчиняются своим законам.Эту интерпретацию следует оценивать не как антирелигиозную, а как научно-мифологическую. Обращение поэта-ученого к мифопоэтическому осмыслению творения, в котором образно-научное осмысление мира сливается с функциональной направленностью его работы. Буква одобряет полезность любого природного процесса, даже такого, который порождает страх. Представленный в мифе эсхатологический ужас компенсируется приобретением необходимого для жизни материала.Два дискурса, мифопоэтический и популярный, неожиданно совпадают в одной функции — популяризации знания.
Далее следует накопительный перенос стеклопакетов. Выбор такого скромного предмета, как стекло, приобретает программную ценность: в отличие от презренного золота, причинившего человечеству много зла, стекло полезно во многих отношениях. Ломоносов называет и описывает множество предметов, в которых используются различные свойства стекла: сосуды, в которых используются напитки и лекарства, окна, зеркала, бусы, оранжереи, зажигательные стаканы, микроскопы, телескопы, барометры, стеклянный шар электростатической машины.Все эти достижения человеческой изобретательности являются воплощением идеи прогресса.
В частности, Ломоносов не только указывает на одно из применений стекла (микроскоп), но и представляет один из методов научного поиска — метод микроскопический, для русской науки новый и нуждающийся в обосновании и популяризации.
В научных и литературных произведениях Ломоносова, пытающегося примирить материалистические и идеалистические взгляды на Ми, тем самым порождая «академическую религию» (определение Л. В. Пумпянский). Он разрабатывает метод философствования, который на некоторое время станет приоритетным методом в русской культуре XVIII века. Традиционно этот способ постижения мира относят к научно-религиозным: научные идеи не противоречат идее о божественном сотворении мира, более того, они представляют доказательства существования Бога, тем самым свидетельствуя о существование Бога, прославляя тем самым гений «зодчего мира».»
Литература
1. Абрамон Т.Е. «Письмо о пользе стекла» М.В. Ломоносова. Опыт комментирования просветительской энциклопедии. М., 2010.
2. Клейн И. Пути культурного импорта: произведения в русской литературе XVIII века. М., 2005. — С. 287-300.
3. Чаша К. А. Ломоносова и «Письмо в употребление стекла»: Поэзия и наука при дворе Елизаветы Петровны // Новое литературное обозрение. 2007. № 87. С. 148-183.
4.Трастик В.И. Проблемы науки и религии, разума и веры в мировоззрении Ломоносова // Ломоносов. Сборник статей и материалов. Т.9. СПб., 1991. — С. 15-27.
Ломоносов писал не только научные труды, но и поэтические произведения. Значительное место в его творчестве занимают ОДД различного содержания, а также другие стихи, в которых повествуются как возвышенные, так и обыденные сюжеты.
Так, в поэме «были два астронома на пиру»…», написанной в 1761 году, автор рассуждает о сложной научной проблеме, прибегая к форме притч.
Два астронома бывало в пиру вдвоем и совсем спорили между собой в пылу.
Один рассказал: Земля, трется, круг Солнца ходит;
Другое, что солнце все с тобой планету ведет:
Один Коперник был, другой слышал Птолея.
Вот повар спор решил на улыбку свою. спросил: «Знаешь ли ты, что звезды текут?
Скажи мне, как ты говоришь о сомнении?
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я докажу правду, Я не буду на солнце.
Кто видел простых поваров,
Какой бы вертел в очаге вокруг Жарков?
Притча как краткий символический рассказ, в котором скрыт глубокий философский смысл, зародилась в древности и существовала у многих народов. На Востоке очень популярны притчи о Хаджи-Насреддине, в которых герой выступает в роли философа и мудрец, выглядит довольно глупо
Ломоносов в своих импровизированных стихах знакомит с персонажами, которые в реальной жизни никогда не смогли бы встретиться и поговорить, так как жили в разные исторические эпохи, разделенные несколькими сотнями лет.
Один из них — Николай… Коперник, польский астроном, живший на рубеже XV — XVI веков и научно обосновавший гелиоцентрическую теорию Вселенной, доказав, что Земля вращается вокруг Солнца.
Еще один персонаж поэмы Ломоносова — Клавдий Птолемей, греческий ученый, живший во втором веке нашей эры, считавший, что Солнце движется вокруг Земли. Его взгляды очень долго были в астрономии, и католическая церковь Сурго преследовала тех, кто пытался их опровергнуть.
Вводя кухарку в поэму, разрешающую спор двух великих ученых, Ломоносов снижает затмеваемый тон произведения.
«Два астронома в пиру вместе случились…» — небольшое сатирическое произведение. По правилам классицизма в «высокие» произведения не допускались «низкие», но благодаря этому приему поэма приобретает сатирическое звучание. Таким образом, она становится понятной и близкой не только ученым, но и обычным людям, поскольку сложная научная проблема разрешается на основе обыденного здравого смысла.
Литературоведы позже установили, что аргумент, который приводит Кука в пользу теории Коперника, мог быть заимствован Ломоносовым из книги французского писателя Сирано де Бержерака «Иной свет, или Государство и лунная империя». Однако это ничуть не умаляет оригинальности этой небольшой гениальной поэмы, в которой Ломоносов не только в несколько фантастической форме показывает многовековой конфликт сторонников двух разных теорий мироздания. Автор также дает понять читателю, каковы собственные взгляды автора на данную проблему.
Михаил Васильевич Ломоносов родился в ноябре 1711 года близ села Холмогора Архангельской губернии. Первые книги, за которые М.В. Ломоносов учился грамоте, были «Псалтирь рифмованная» Симеона Полоцкого (рис. 2), «Грамматика словенская» Мальтийского Лупы (рис. 3), «Арифметика» Леонтия Магнитского (рис. 4).
Рис. 2. «Гусли рифмованные» Симеона Полоцкого ()
Рис. 3. «Грамматика словенского» Малецкого Ротцкого ()
Рис.4. «Арифметика» Леонтия Магнитского ()
В 19 лет Ломоносов покинул родной дом и уехал учиться в Москву. Он поступил в Славяно-греко-латинскую академию (рис. 5), в числе лучших учеников окончил ее. После этого он поступил в университет при Петербургской Академии наук (рис. 6) и закончил его.
Рис. 5. Славяно-греко-латинская академия ()
Рис. 6. Петербургская Академия Наук ()
Продолжил обучение в университетах Европы (рис.7) и уже в 34 года стал профессором химии.
Рис. 7. Марбургский университет ()
Круг интересов М.В. Ломоносова включает в себя множество наук, в него вошли математика, химия, физика, астрономия, геология и география.
В 1754 году он разработал проект создания Московского университета. А через год, в 1755 г., в Москве открылся этот университет, который теперь носит имя его создателя (рис. 8).
Рис. 8. Московский университет ()
Всю жизнь ученый интересовался астрономией, вероятно, потому, что она пришла из Холмогора.Именно там в 1692 году была открыта первая русская обсерватория.
Две тысячи лет назад в Древней Греции жил Клавдий Птолемей (рис. 9).
Рис. 9. Клавдий Птолемей ()
Он утверждал, что земля находится в центре Вселенной. Луна, солнце и остальные планеты движутся вокруг нее, его учение получило название «Геоцентрическая система». Геоцентрическая система — от слова «гео», что означает Земля.
В XVI веке Николай Коперник (рис.10), польский ученый, разработал другую систему мироздания — Земля и планеты вращаются вокруг Солнца (гелиоцентрическая система). Гелиоцентрическая система — от слова «гелиос», что означает солнце. Но его идеи не были приняты, а сочинения были запрещены на долгие годы.
Рис. 10. Николай Коперник ()
Долгое время теория Коперника была заброшена, даже в XVIII веке было мало сторонников.
В 1761 году М.В. Ломоносов пишет шуточное стихотворение под названием «Были два астронома на пиру вдвоем…» (рис. 11).
Рис. 11. Пух ()
Проанализируем устаревшие в наше время слова и выражения, чтобы смысл стихотворения был понятнее (рис. 12):
Рис. 12. Свернуть устаревшие выражения ()
Жаркое — жареные блюда, обычно мясо, или сковорода, на которой это блюдо готовится.
Коперник и Птолемей не могли встретиться, так как жили в разное время, с разницей в 1300 лет. М.В. Ломоносов их соединяет с застольем, в месте, где не могут быть разрешены важные споры о мироздании и мироздании, он создает комичность ситуации.
Споры вокруг теорий Птолемея и Коперника продолжаются и в XVIII веке. Михаил Васильевич изображает в своем стихотворении двух ученых, которым жарко спорить друг с другом. Рядом с ними оказывается повар, ученые спрашивают его мнение, чтобы разрешить спор. Повар, сравнивая очаг с Солнцем, на бытовом уровне объясняет, что очаг не может вращаться вокруг сковороды, на которой жарится пища. Такой прием сравнения важен в литературных произведениях.
Библиография
- Меркин Г.С. Учебное пособие для 5 классов общеобразовательных учреждений. В 2 части. — Русское слово, 2013.
- Албеткова Р.И. Русская литература. От слова к литературе, 5 класс — 13 изд., Чед. — М.: 2013 — 208 с.
- Коровина В.Я. и другие. Литература. 5 класс. Учебное пособие в 2-х частях — 2-е изд. — М.: 2013. Гл. 1 — 303 стр.; Часть 2 — 303 с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 5 класс. («Шаг за горизонт») в 2-х книгах — 2-е изд., тыл. и добавить. — М.: 2008. — 224 с.
- Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях — 13-е изд., Чед. — М.: 2011. Ч. 1 — 256 с.; Часть 2 — 256 с.
- Ломоносов300. ру ().
- Рас.ру ().
- Физхим.химфак.рсу.ру ().
Домашнее задание
- В каких учебных заведениях М.В. Ломоносов учился?
- Назовите первые книги, по которым М.В. Ломоносов учился грамоте.
- В каком году М.В. Ломоносов пишет стихотворение «Два астронома в пиру сошлись…»?
Бондаренко Дмитрий Михайлович — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ОПЫТ:
Дата: Февраль 2018 г. — настоящее время. Работодатель: Международный центр антропологии НИУ ВШЭ, Москва, Россия. Должность: Директор.
Дата: июнь – декабрь 2014 г. Работодатель: Центр фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, Москва, Россия. Должность: Главный научный сотрудник.
Дата: июль – август 2006 г. Организатор: Институт истории Макса Планка, Геттинген, Германия. Должность: Приглашенный научный сотрудник.
Дата: ноябрь 2005 г. – декабрь 2012 г. Работодатель: Институт инновационных стратегий образования, кафедра политической антропологии и этнокультурного образования, Москва, Россия. Должность: Ведущий научный сотрудник.
Дата: , май – июнь 2005 г. Принимающая сторона: Maison des Sciences de l’Homme, Париж, Франция. Должность: Приглашенный научный сотрудник.
Дата: июль 2003 г. Принимающая сторона: Институт истории им. Макса Планка, Геттинген, Германия. Должность: Приглашенный научный сотрудник.
Дата: Декабрь 1993 г. – май 1994 г. Организатор: Программа африканских исследований, Северо-Западный университет, Эванстон, Иллинойс, США. Должность: Приглашенный научный сотрудник.
Дата: с августа 1990 г. по настоящее время. Работодатель: Институт Африки РАН, Москва, Россия. Должности: Заместитель директора института по научной работе (с апреля 2008 г. по настоящее время), заведующий Центром истории и культурной антропологии (февраль – март 2008 г.), заведующий отделом культурной антропологии (январь 1999 г. – январь 2008 г.), старший научный сотрудник Научный сотрудник (январь 1996 г. — январь 1999 г.), научный сотрудник (сентябрь 1992 г. — январь 1996 г.), младший научный сотрудник (август 1990 г. — сентябрь 1992 г.).
СТАЖ ПРЕПОДАВАНИЯ:
Дата: февраль – июнь 2011 г., февраль 2012 г. – апрель 2012 г., ноябрь – декабрь 2014 г. Работодатель : Институт Африки РАН, Москва, Россия. Курсы (для аспирантов и младших научных сотрудников): «Традиция» и «Современность» в культурах стран Африки к югу от Сахары, политическая антропология, введение в африканистику.
Дата: ноябрь – декабрь 2004 г. Работодатель : Высший институт педагогических наук Анголы Университета Агостиньо Нето, Луанда – Сумбе. Курс : Историческая антропология Африки к югу от Сахары.
Дата: с сентября 1998 г. по настоящее время. Работодатель : Центр социальной антропологии РГГУ, Москва, Россия. Курсы : Введение в социальную (культурную) антропологию, История социальной (культурной) антропологии, Теоретическая социальная (культурная) антропология, Политическая антропология, Социальная (культурная) антропология Африки, История Африки, Доколониальные африканские культуры, Колониальная африканская Культуры, постколониальные африканские культуры.
Дата : сентябрь 1996 г. – июнь 1998 года, сентябрь 2001 – январь 2002 года; Апрель 2014 – июнь 2015. Работодатель : Факультет истории, политологии и права Российского государственного гуманитарного университета, Москва, Россия. Курсы : Политическая антропология, Антропология архаических обществ, Ранние формы политической организации, Мужчина/Женщина — Общество — Власть в истории, Эволюция социальных институтов.
Дата : февраль 1990 г. — декабрь 1992 г. Работодатель : Институт стран Азии и Африки Московского университета имени М. В. Ломоносова, Москва, СССР/Россия. Курсы : История Африки, Этнография Африки, История теорий цивилизаций.
[2021] Дела 20 самых горячих и красивых подруг и жен теннисистов (WAGS)
Нелегкий путь стать профессиональным теннисистом. Но как фанаты мы видим только внешнюю жизнь: блеск и гламур. Большинство людей могли только мечтать об образе жизни, которым живут многие из этих теннисных знаменитостей.Но большинство звезд тенниса большую часть года проводят в разъездах, останавливаясь в отелях, играя на турнирах по всему миру. Из-за этого должно быть трудно поддерживать какую-либо личную жизнь. Даже для некоторых профессионалов начать семейную жизнь практически невозможно. 20 игроков, чьи жены и подруги (теннисные WAG) находятся в этом списке, безусловно, успешны на романтическом фронте. Глядя в свои углы, чтобы увидеть эти красивые лица, подбадривающие их, должно дать им импульс. Это 20 WAG, которых вы обязательно должны знать.
.clicker { margin-top: 5px; ширина: 300 пикселей; высота: 30 пикселей; background:#f9f9f9 нет повтора прокрутки 0 0; граница: 1px сплошная #aaa; выравнивание текста: по центру; контур: нет; курсор:указатель; } #hiddendiv{display:none;} Show Table of Contents ↓Top Hottest Tennis Girlfriends Wives Wags |
20.
Noura El Shwekh — жена Jo-Wilfried Tsonga 900 02 This Swiss beauty 900 02 This Swiss beauty Уилфрид Цонга в конце 2014 года, всего через несколько месяцев после того, как он расстался со своей бывшей.Она была замечена на турнирах, в которых он участвовал, и постепенно их вдвоем стали чаще видеть вместе. Нура Эль Швех вышла замуж за Джо-Вильфрида Цонга на роскошной церемонии во французском замке в июне 2018 года. Она мало публикует в Instagram. В марте 2017 года у пары родился сын. В марте 2021 года они объявили, что Нура снова беременна. Джо Уилфрид Цонга Жену Нуру Эль Швех часто можно увидеть на матчах с мужемЭлина Свитолина — невеста Гаэля Монфиса Подруга и невеста звезды французского тенниса сама является известной теннисисткой. Элина Свитолина, белокурая украинская красавица 1994 года рождения, познакомилась с Гаэлем Монфисом в 2019 году, и вместе они зажгли Инстаграм с объединенным аккаунтом. Однако в 2021 году они выступили с заявлением о том, что берут перерыв. Чудесным образом шесть недель спустя, в апреле 2021 года, пара снова была вместе и помолвлена. Элина также руководит фондом для детей.
18. Дарья Медведева — жена Даниила МедведведаЭтот WAG тоже теннисист Или был, если быть точным. Дарья Медведева была российской теннисисткой-юниоркой, входившей в сотню лучших. Но после череды травм она решила уйти. Пошла учиться на журналиста в МГИМО и МГУ имени Ломоносова.С Даниилом Медведведом 31-летняя девушка встречалась с 2014 по 2018 год, а в сентябре 2018 года пара поженилась.
17. Феодора Петалас — подруга Стефаноса ЦиципасаПомните, как мы говорили, что профессионалам было нелегко поддерживать отношения? Что ж, это прекрасный тому пример. Подруга Стефаноса Циципаса Теодора Петалас — женщина, ориентированная на карьеру, которая в настоящее время работает в сфере маркетинга в Нью-Йорке.Поэтому большую часть времени они поддерживают отношения на расстоянии. Теодора ходила в школу в Великобритании и Нью-Йорке и даже состоит в родстве с голландской королевской семьей. Стефанос познакомился с ней несколько лет назад, но пригласил на свидание только через год после их знакомства.
|