Доклад про Ломоносова (5 класс, по литературе)
Доклад про Ломоносова (5 класс, по литературе)
Опубликовано: 3 ноября 2016 года
Предмет:
литература
Класс:
5 класс
Словесный портрет М.Ломоносова для ОДНКНР здесь.
Михаил Васильевич Ломоносов — гений своего времени, сделавший огромный вклад в формирование науки. Он организовывал науку в Российской империи. Занимался астрономией, приборостроением, географией, металлургией, геологией, поэзией, филологией, историей, генеалогией, а также рисованием. В современной России его имя связано с Московским университетом, проект которого он создал.
Ломоносов всего добивался сам, ведь родился он в семье крестьян, хотя и довольно зажиточных. Случилось это 19 ноября 1711 года возле села Холмогоры. Воспитывала ребенка мачеха, так как мать умерла рано. В 19 лет он сбежал из дома и поехал в Москву вместе с рыбным обозом. Там Ломоносов стал учеником Славяно-греко-латинской академии, где достиг больших успехов в обучении.
В Германии Михаил Васильевич жил 5 лет, в течение этого времени он женился, родились дети. После возвращения в Россию он служил в физическом классе Академии, а в 1745 году стал профессором химии. До этого ни один русский не получал это звание.
Получив звание профессора, Ломоносов стремится сделать науку доступной для русского народа. Он добивается чтения публичных лекций на русском языке, до этого они читались исключительно на латыни и немецком. При нем начинается набор студентов из семинарий, строится первая химическая лаборатория для проведения исследований. Он стремится сделать книги более доступными для обычных людей, а естественные науки — применимыми на практике, пишет труды по химии и физике. После открытия в 1755 году Московского университета Михаил Васильевич пытается отстоять право низшего сословия на образование.
Основные достижения были сделаны Ломоносовым в области химии, физики и астрономии. Ученые в Европе смогли достигнуть успехов в этих науках лишь через несколько десятилетий. Он сумел развить науку о стекле, что привело к созданию знаменитой русской мозаики, объяснил причины возникновения северных сияний, создал теорию цветов, открыл наличие атмосферы у Венеры, изобрел уникальный для того времени телескоп-рефлектор, а также внес огромный вклад в развитие русского языка.
Ломоносов кардинально изменил принципы русского стихосложения. До этого стихотворения сочиняли по принципу одинакового количества слогов в каждой строчке, а также добавляли рифму в конце строки. Это не придавало произведениям того времени особого изящества и музыкальности. Михаил Васильевич применил к каждому стихотворному размеру силлабо-тоническую систему, то есть чередование ударных и безударных слогов в определенном порядке. Он написал большое количество стихотворений и од, в которых писал о том, что изучал.
Гений Ломоносова не только сделал огромное количество открытий в самых различных областях знаний, но и кардинально изменил российскую действительность в XVIII веке.
Еще материалы по теме:
поэты
ученые
Оцените доклад:
Сергей Есенин. Богатства, отданные людям (для проекта в 3 классе, по Окружающему миру) | Чарльз Дарвин (доклад, 5 класс, по биологии) | Жизнь и творчество Федора Ивановича Тютчева (сообщение) |
Рассказ о М.

Есть люди, которые славили и славят Россию. К таковым относится М.В.Ломоносов. Ломоносов занял видное место среди величайших умов мира. Для России он был и остаётся беспримерным явлением, недосягаемым великаном в деле просвещения.
М.В.Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года. Его малая родина – деревня Мишанинская Архангелогородской губернии (ныне село Ломоносово Архангельской области).
Семья Ломоносовых была зажиточнее прочих семей. Дом Ломоносовых был виден издалека. Речка Курополка протекала совсем рядом.
Отец Михаила Ломоносова, Василий Дорофеевич, был заправским рыбаком. Его характер закалило море. Он был человеком суровым, мужественным. С весны до осени Василий Дорофеевич со своими братьями ходил на судах в Белое море, ловил рыбу и промышлял морского зверя. Белое море, или как его еще называли, Студеное, слабаков не терпело.
Мать, Елена Ивановна, происходила из семьи дьякона. Она была доброй и ласковой женщиной. Настоящей красавицей. У нее была тяжелая золотистая коса. Внешним обликом Михаил был похож на мать. Он был «круглолик, кареглаз, кровь с молоком». Елена Ивановна с нежностью и теплотой относилась к единственному сыну. К сожалению, Михаил, или как его называли в детстве Михайло, лишился матери очень рано, когда ему было только девять лет.
Мальчишка он был смышленый, до всего ему было дело. Русский север навсегда оставил неизгладимое впечатление в его душе. Ему было все интересно. Михайло был очень любознательным и задавал отцу много вопросов, на которые Василий Дорофеевич не всегда знал ответы.
На десятом году жизни Михаил начал помогать отцу в работе. Вместе они подолгу находились в море, рыбачили, охотились. Пришлось пройти через всякое: бури и полное безветрие, когда безжизненно обвисают паруса и тихое море качает судно на одном месте. Тогда приходилось браться за весла. Отец говорил сыну: «Смелый, да умелый нигде не пропадет».
Первыми учителями Ломоносова были сосед Иван Афанасьевич Шубной и дьячок местной Дмитровской церкви С. Н.Сабельников. Книгочею Ивану Шубному нравился пытливый и любознательный мальчик. Он показывал ему аз и буки, веди и глагол. Читать и писать Михайло научился быстро. Первыми прочитанными книгами были церковные книги. Но эти книги не отвечали на вопросы – почему появляется северное сияние, отчего бывают приливы и отливы?
Первые свои заработанные деньги Михаил потратил на книги — «Грамматику» Мелетия Смотрицкого, «Арифметику» Л.Ф.Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. Мальчик не расставался с ними ни днем, ни ночью. Ложась спать, он клал их под подушку. Особенно его захватила «Арифметика».
С течением времени жизнь Михаила в отцовском доме становилась невыносимой. Мачеха придирчиво и сурово относилась к мальчику. Особенно ей не нравилось его пристрастие к книгам.
Михаил принимает решение покинуть родной дом. В конце 1730 года Ломоносов решается идти в Москву вместе с рыбным обозом.
В уже достаточно взрослом возрасте (девятнадцати лет) Михаил сел за парту в Навигацкой школе, в Москве. Но вскоре его планы поменялись. Он начинает учебу в «Спасских школах», то есть в Славяно-греко-латинской академии. Детям крестьян в академии учиться не полагалось, поэтому Михаилу пришлось выдать себя за дворянского сына. Учеба проходила в нелегкой обстановке, «школьники, да малые ребята» не раз поднимали на смех великовозрастного ученика. Но главной проблемой был недостаток средств. Стипендия была несколько копеек в день. На эти деньги нужно было покупать еду, одежду, приобретать перья и бумагу. Выплата стипендии осуществлялась нерегулярно. Стремление к овладению знаниям – вот что помогло преодолеть пытливому юноше все страдания, трудности и лишения, которые выпали на его долю.
Огромное впечатление на Ломоносова произвел двухэтажный дом с высоким подклетом и необычной вывеской: «Библиотека». Вот где было царство книг! Книги грудами лежали на столах, теснились на полках, на высоких подставках.
Какие же предметы изучали ученики в то время? Помимо латыни, главной считалась логика, затем шли математика, история, география, церковнославянский язык, нотное пение.
В академии Ломоносов научился многому. Он получил хорошие знания в области естественных наук, познакомился с лучшими образцами древнерусской литературы, с латинской поэзией, освоил латынь и греческий язык.
В 1735 году Ломоносов в составе группы учеников из двенадцати человек был направлен в Петербург, где был зачислен в студенты университета при Академии наук. В последующие годы Ломоносов продолжил обучение в странах Европы.
Он учился на совесть и многого в своей жизни добился. М.В.Ломоносов стал учёным с мировым именем.
Химия, физика, астрономия, филология, история, география, геология, металлургия, стекловедение – чем только не занимался М.В.Ломоносов, и везде он оставил свой уникальный, неповторимый след.
За что мы ценим М.В.Ломоносова?
Он славил новизну открытия, непобедимую волю человека, врывающегося в темные дебри неизвестности, шагающего наперекор стихии.
Он стремился познать непознанное, открыть движущие силы материи, чтобы управлять ими. М.В.Ломоносов говорил: «Обучайтесь прилежно. Постарайтесь в обогащении разума и в украшении российского слова. Прилагайте крайнее старание к познанию естественных вещей».
Ломоносов знал, что многие его труды, особенно те, которые удалось предать печатному тиснению, не потонут в безмолвной пучине времен.
Ему всегда было дело до России. Он трудился не ради собственной славы, он работал на благо народа. Слава – это дым, переживут века лишь добрые дела. Ломоносов душою болел за государство Российское. Он считал, что обширнее и обильнее его нет государства на земле. Улучшение благосостояния народа он считал наиважнейшим делом. Доброе, разумное и бесстрашное слово Ломоносова слушалось не только простыми людьми, но и сиятельными особами.
Михаил Ломоносов — Европейская организация высшего образования
был русским эрудитом, ученым и писателем, внесшим важный вклад в литературу, образование и науку. Среди его открытий были атмосфера Венеры и закон сохранения массы в химических реакциях. Его сферами науки были естествознание, химия, физика, минералогия, история, искусство, филология, оптические приборы и другие. Основоположник современной геологии Ломоносов был также поэтом и оказал влияние на формирование современного русского литературного языка.
Ломоносов родился в станице Мишанинской (впоследствии переименованной в его честь в Ломоносово) Архангельгородской губернии, на острове недалеко от Холмогор, на крайнем севере России . Его отец, Василий Дорофеевич Ломоносов, был зажиточным крестьянином-рыбаком, ставшим судовладельцем, сколотившим небольшое состояние на перевозках товаров из Архангельска в Пустозерск, Соловки, Колу и Лапландию. Матерью Ломоносова была первая жена Василия, дьяконская дочь Елена Ивановна Сивкова. Он оставался в Денисовке до десяти лет, когда его отец решил, что он достаточно взрослый, чтобы участвовать в его деловых предприятиях, и Ломоносов стал сопровождать Василия в торговых командировках. Однако страстью юного Ломоносова была учеба, а не бизнес. Жажда знаний мальчика была ненасытной. Мальчиком Ломоносова научил читать его сосед Иван Шубный, и каждую свободную минуту он проводил со своими книгами. Продолжил обучение у сельского дьякона С.Н. Сабельниковым, но в течение многих лет единственными книгами, к которым он имел доступ, были религиозные тексты. В четырнадцать лет Ломоносову подарили экземпляры «9» Мелетия Смотрицкого.0007 Современное церковнославянское (книга по грамматике) и Арифметика Леонтия Магнитского Ломоносов всю свою жизнь был русским православным, но в ранней юности имел тесные контакты со старообрядческими расколами, а в более позднем возрасте стал деистом. В 1724 году его отец женился в третий и последний раз. У Ломоносова и его мачехи Ирины были острые отношения. Недовольный домом и стремящийся к получению высшего образования, которого Ломоносов не мог получить в Мишанинской, он твердо решил покинуть деревню.
Ломоносов родился в станице Мишанинской (позже переименованной в его честь в Ломоносово) Архангельгородской губернии, на острове недалеко от Холмогор, на крайнем севере России. Его отец, Василий Дорофеевич Ломоносов, был зажиточным крестьянином-рыбаком, ставшим судовладельцем, сколотившим небольшое состояние на перевозках товаров из Архангельска в Пустозерск, Соловки, Колу и Лапландию. Матерью Ломоносова была первая жена Василия, дьяконская дочь Елена Ивановна Сивкова. Он оставался в Денисовке до десяти лет, когда его отец решил, что он достаточно взрослый, чтобы участвовать в его деловых предприятиях, и Ломоносов стал сопровождать Василия в торговых командировках.
Учение было страстью юного Ломоносова, но не делом. Жажда знаний мальчика была ненасытной. Мальчиком Ломоносова научил читать его сосед Иван Шубный, и каждую свободную минуту он проводил со своими книгами. Продолжил обучение у сельского дьякона С.Н. Сабельниковым, но в течение многих лет единственными книгами, к которым он имел доступ, были религиозные тексты. Когда ему было четырнадцать, Ломоносову подарили экземпляры Мелетия Смотрицкого Современного церковнославянского (книга грамматики) и Леонтия Магнитского Арифметика . Ломоносов всю свою жизнь был русским православным, но в ранней юности близко столкнулся со старообрядческим расколом, а позже стал деистом.
В 1724 году его отец женился в третий и последний раз. У Ломоносова и его мачехи Ирины были острые отношения. Недовольный домом и стремящийся к получению высшего образования, которого Ломоносов не мог получить в Мишанинской, он твердо решил покинуть деревню.
В 1730 году, в девятнадцать лет, Ломоносов пошел в Москву пешком, потому что решил «заниматься науками». Вскоре после прибытия он поступил в Славяно-греко-латинскую академию , ложно заявив, что он сын холмогорского дворянина. В 1734 году эта первоначальная ложь, а также еще одна ложь о том, что он был сыном священника, чуть не привели его к исключению из академии, но следствие закончилось без серьезных последствий.
Ломоносов жил на три копейки в день, питаясь одним черным хлебом и квасом, но в учебе делал быстрые успехи. Считается, что в 1735 году, после трех лет пребывания в Москве, он был отправлен в Киев для краткосрочного обучения в Киево-Могилянской академии. Он быстро разочаровался в получаемом там образовании и вернулся в Москву, чтобы возобновить там учебу. За пять лет Ломоносов прошел двенадцатилетний курс обучения и в 1736 г. в числе 12 лучших выпускников был удостоен стипендии в Петербургской академии. Он погрузился в учебу и был вознагражден четырехлетним грантом на обучение за границей, в Германии, сначала в Марбургском университете, а затем во Фрайберге.
Марбургский университет был одним из самых важных университетов Европы в середине 18-го века благодаря присутствию философа Христиана Вольфа, видного деятеля немецкого Просвещения. Ломоносов стал одним из учеников Вольфа, находясь в Марбурге с ноября 1736 по июль 1739 года. И в философском плане, и в качестве научного руководителя эта связь будет самой влиятельной в жизни Ломоносова. В 1739–1740 годах он изучал минералогию, металлургию и горное дело в лаборатории Берграта Иоганна Фридриха Генкеля во Фрайберге, Саксония; там он усилил свои исследования немецкой литературы.
Ломоносов быстро освоил немецкий язык, а помимо философии серьезно занимался химией, открыл для себя труды ирландского богослова и естествоиспытателя XVII века Роберта Бойля и даже начал писать стихи. Он также проявил интерес к немецкой литературе. Говорят, что он особенно восхищался Гюнтером. Его « Ода на взятие Хотина» у турок , сочиненная в 1739 году, привлекла большое внимание в Петербурге. Вопреки своему обожанию Вольфа, Ломоносов вступил в ожесточенные споры с Хенкелем по поводу учебных и образовательных курсов, которые он и два его соотечественника получали во Фрайберге, а также по поводу очень ограниченной финансовой поддержки, которую Хенкель получил указание оказывать русским после многочисленных долгов. они сделаны в Марбурге. В результате Ломоносов самовольно покинул Фрайберг и довольно долго скитался по Германии и Голландии, безуспешно добиваясь от русских посланников разрешения вернуться в Петербургскую Академию.
Во время пребывания в Марбурге Ломоносов жил у Катарины Зильх, вдовы пивовара. Он влюбился в дочь Катарины Элизабет Кристин Зилч. Они поженились в июне 1740 года. Ломоносову было чрезвычайно трудно содержать свою растущую семью на скудное и неравномерное содержание, выплачиваемое ему Российской академией наук. Когда его обстоятельства стали отчаянными, он решил и получил разрешение вернуться в Санкт-Петербург.
Ломоносов вернулся в Россию в июне 1741 года, пробыв за границей 4 года и 8 месяцев. Через год он был назначен адъюнктом РАН по физическому отделению. В мае 1743 года Ломоносова обвинили, арестовали и восемь месяцев держали под домашним арестом, после того как он якобы оскорблял различных лиц, связанных с Академией. Он был освобожден и помилован в январе 1744 года после извинений перед всеми причастными.
В 1745 году Ломоносов стал действительным членом Академии и получил звание профессора химии. Он основал первую химическую лабораторию Академии. Стремясь улучшить российскую систему образования, в 1755 году Ломоносов вместе со своим покровителем графом Иваном Шуваловым основал Московский университет.
В 1760 году он был избран иностранным членом Шведской королевской академии наук. В 1764 году он был избран иностранным членом Академии наук Болонского института. В 1764 году Ломоносов был назначен на должность статского советника V ранга в Табели о рангах Российской империи. Он умер 4 апреля (ст. ст.) 1765 г. в Санкт-Петербурге. Он широко и заслуженно считается «отцом русской науки», хотя многие из его научных достижений были относительно неизвестны за пределами России еще долгое время после его смерти и получили должное признание только в конце XIX века.го и, особенно, 20 века.
В 1756 году Ломоносов попытался повторить эксперимент Роберта Бойля 1673 года. Он пришел к выводу, что общепринятая теория флогистона ложна. Предвосхищая открытия Антуана Лавуазье, он записал в своем дневнике: «Сегодня я произвел опыт в герметичных стеклянных сосудах, чтобы определить, увеличивается ли масса металлов от действия чистого тепла. Эксперименты, отчет о которых я прилагаю на 13 страницах, показали, что знаменитый Роберт Бойль заблуждался, ибо без доступа воздуха извне масса сгоревшего металла остается прежней».
Это Закон сохранения массы в химической реакции, который сегодня хорошо известен как «в химической реакции масса реагентов равна массе продуктов». Ломоносов вместе с Лавуазье считается открывшим закон сохранения массы.
Он заявил, что вся материя состоит из корпускул – молекул, являющихся «наборами» элементов – атомов. В своей диссертации «Элементы математической химии» (1741 г., неоконченная) ученый дает следующее определение: «Элемент — это часть тела, не состоящая ни из каких других меньших и иных тел… корпускула — совокупность элементов, образующих одна маленькая масса». В более позднем исследовании (1748 г.) он использует термин «атом» вместо «элемент» и «particula» (частица) или «молекула» вместо «корпускула».
Он рассматривал теплоту как форму движения, предложил волновую теорию света, внес вклад в формулировку кинетической теории газов и сформулировал идею сохранения материи в следующих словах: «Все изменения в природе таковы, что поскольку многое берется из одного объекта, столько же добавляется к другому. Таким образом, если количество материи уменьшается в одном месте, оно увеличивается в другом месте. Этот универсальный закон природы включает в себя и законы движения, ибо объект, двигающий других своей собственной силой, фактически сообщает другому объекту силу, которую он теряет» (впервые сформулировано в письме Леонарду Эйлеру от 5 июля 1748 г. , перефразировано и опубликовано в Ломоносова «Размышление о твердости и текучести тел», 1760 г.).
30 удивительных и интересных фактов о Михаиле Ломоносове
Михаил Васильевич Ломоносов был русским эрудитом, ученым и писателем, внесшим важный вклад в литературу, образование и науку. Среди его открытий были атмосфера Венеры и закон сохранения массы в химических реакциях. Посмотрите ниже еще 30 удивительных и интересных фактов о Михаиле Ломоносове.
1. Его сферами науки были естествознание, химия, физика, минералогия, история, искусство, филология, оптические приборы и другие.
2. Ломоносов тоже был поэтом и оказал влияние на формирование современного русского литературного языка.
3. Родился 19 ноября 1711 года в Денисовке в России в семье Василия Дорофеевича Ломоносова и Елены Ивановны Сивковой.
4. Ломоносов принадлежал к семье поморских крестьян-поморов.

6. В течение 1720-х годов он побывал в нескольких портах Белого и Северного Ледовитого морей.
7. Он получил возможность разбираться в морской метеорологии, ловле жемчуга, астрономии и навигации, а также знакомиться с культурой таких народов, как ненцы, финны и саамы.
8. Ломоносов получил паспорт в 1730 году, и для продолжения образования в том же году поехал в Москву.
9. В конце концов он был принят в Славяно-греко-латинскую академию.
10. Он был блестящим учеником и после трех лет обучения был направлен в Киев, чтобы провести год в Киево-Могилянской академии.
11. Ломоносов закончил свой запланированный 12-летний курс в течение 5 лет и был лучшим в своем классе.
12. В 1736 году он получил стипендию Петербургской академии и продолжил образование в Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. В следующем году он вместе с несколькими сокурсниками был выбран для учебы в Марбургском университете в Германии.
13. С 1739 по 1740 год он изучал химию, философию, металлургию и минералогию.
14. Он внимательно читал работы философа Роберта Бойля.
15. Известно, что он любил произведения немецкого поэта Иоганна Христиана Гюнтера.
16. В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию и начал исследовательскую работу под руководством профессора Аммана в Петербургской Академии наук. Вскоре он был назначен адъютантом кафедры физики на кафедре Академии.
17. В 1745 г. он был зачислен на кафедру химии Петербургской Академии наук штатным профессором.
18. В 1748 году он опубликовал свой «Краткий справочник по риторике». Через несколько лет, в 1750 году, по заказу российской императрицы Елизаветы Петровны он написал для будущего национального театра трагедию в пяти действиях под названием «Тамира и Селим».
19. В 1751 году Петербургская академия издала дебютный сборник стихов Ломоносова.
20. В 1752 году он выпустил стихотворение «О пользе стекла» вместе со второй пьесой «Демофонт».
21. Ломоносов первым открыл и оценил атмосферу Венеры во время наблюдения за прохождением Венеры в 1761 году в небольшой обсерватории у своего дома в Петербурге.
22.
В 1762 году Ломоносов представил на форум Российской академии наук усовершенствованную конструкцию телескопа-рефлектора. Главное зеркало его телескопа было отрегулировано под углом четыре градуса к оси телескопа. 23. В 1759 году вместе со своим сотрудником, академиком Йозефом Адамом Брауном, Ломоносов первым зафиксировал замерзание ртути и провел с ней первые опыты.