Сообщение о культуре византии 6 класс: Доклад на тему: Культура Византии

Содержание

Доклад на тему: Культура Византии

Культура Византии стала практически основателем остальных частей культур. Она внесла своим существованием огромный вклад во всю мировую культуру. Самое главное место в любой культуре, а особенно в византийской отдавалось, конечно, религии. Византийская культура имела важную роль в создании и развитии христианства в Западной и Восточной части. В момент раскола церкви византийская культура подтянулась к православной вере и дала ей ощутимую опору. В Византии было с давних времен множество красивых храмов, церквей, соборов. Каждый из них был украшен шикарными фресками, иконами, также выполнено несколько мозаик. Все это предавало изумительную красоту помещениям, а также служило настоящей духовной пищей для верующих людей. В Константинополе находился величественный Собор Софии, который являлся практически самой главной достопримечательностью в византийской культуре. Это было огромное здание с куполом, которое достигало высоту почти пятьдесят метров. Внутри в помещении были нанесены иконы, фрески, что делала здание могущественным и религиозным местом. Софийский собор прослужил достаточно недолгое время, так после захвата османскими войсками его переделали в мечеть и дали иное название. На территории Греции находился еще один объект, который прославлял византийскую культуру – это Афонский монастырь.

Во всех храмах и дворцах стены украшались картинами, мозаиками. Много зданий использовали живопись по мокрой штукатурке. На нее сразу наносили готовый рисунок с помощью водяной краски. В музыкальном искусстве было создано множество произведений искусств, сочинение нот, литургических рукописей. Порой на небольших праздниках устраивали песнопения.

В сфере моды применялись такие черты, как прямые линии и четкость. Они олицетворялись, буквально в каждом виде одежды. На протяжении всего существования византийской культуры все разделы находились в узких рамках. За основные черты в одежде бралась мода римской империи. Только иногда добавлялись некоторые черты Востока. Но чаще всего и женщины и мужчины предпочитали носить одежду античного времени. Это была длинная рубашка с рукавами и юбка. Знатные люди могли отличаться, поскольку они уже изготавливали свою одежду из дорогого материала. Но все части одежды должны были выглядеть строго и прямолинейно. Для того, чтобы придать подобные черты знатные девушки добавляли ремни, различные украшения.

Во времена Средневековья византийская культура сыграла особую роль в истории. Начало нового периода было заложено в момент принятия христианства. Византийские мастера, прибывшее на часть Руси стали строить храмы по своим технологиям, рисовать картины и вырезать фрески с изображением святых. Так плотно стали на Руси появляться черты византийской культуры.

Как самостоятельный объект – эта культура пробыла совершенно недолго, но она отразилась в различных частях в моменты переломов. Некоторые иконы и образцы живописной росписи были привезены из Константинополя в Киев. На Руси стали появляться здания, архитектура которых напоминала культуру Византии. Это были чаще всего каменные храмы, интерьер которых украшался мозаикой и фресками.

В живописи преследовались такие черты, как античная гармония. Это чувство меры стало достоянием русской церкви. Также стоит заметить, что освоение византийской культуры предало положительные предпосылки для наследия Руси. Художество на русской земле имело высокий уровень. И этому способствовало то, что русские художники имели плотные отношения с византийцами. Ведь эти чудесные мастера помогали в становлении того или иного дела. 

Культура Византии переживала неоднократные взлеты и падения, что не могло не отразиться на общемировом развитии культуры. Первый этап расцвета связан с правлением Юстиниана в 6 в. Именно тогда произошел переход к феодализму. Но в 8-10 вв. в мире возникает течение борцов против икон, так как Византийская культура плотно связана с религией, то для нее это стало серьезным испытанием. 10-12 века стали вновь временем подъема культуры. Были налажены тесные связи с Киевской Русью, что положительно сказалось на Византии. В 13 в. на Константинополь было совершено 4 крестовых похода, что привело к очередному упадку. Последним важным этапом для культуры Византии стал 15 век. Данное время отмечается расцветом художественной культуры. Но в 1453 году Константинополь был захвачен и разорен османами. Это стало фактическим падением Византии. Культура еще какое-то время продолжала существовать обособлено, но в  течение короткого времени перемешалась с культурами других стран. Практически в каждом христианском храме (как православном, так и католическом) можно найти отголоски Византийской культуры в архитектуре и росписи. Особенно ярко выражены следы византийской культуры в России. 

Большой вклад византийская культура внесла во всю мировую культуру. Огромное достояние, качественные постройки, изумительные картины, живопись – это огромный вклад в историю.  

Добавить комментарий

Культура Византии (6 класс) — презентация онлайн

Похожие презентации:

Первая Мировая война (1914-1918)

Россия в системе международных отношений в XVII веке

Гражданская война́ в России (1917- 1922)

Февральская революция 1917 года

Первая русская революция 1905-1907 гг

Русская культура во второй половине XIX века

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг

Индия в XVIII веке (8 класс)

История бренда BMW

1. Тема урока

Средние века 6 класс
Тема урока
« Культура
Византии»
Сегодня на уроке
• Вы познакомитесь с культурой
Византии;
• Выясните, каковы исторические
условия, повлиявшие на её
развитие;
• Обогатите свой словарь новыми
терминами;

3. План:

1.Развитие образования.
2. Научные знания.
3. Архитектура.
4. Живопись.
5. Культурные связи Византии.

4. Исторические условия развития культуры Византии:

Подумайте, какие исторические особенности
Византии могли способствовать
высокому уровню культурного развития?
Город – центр торговли, ремесла и сильной
власти
Византия становится наследницей
античной культуры
Влияние христианства на культурное развитие
Византии

5. Развитие образования.

Карта Константинополя
В VII – VIII веках
греческий язык стал
государственным
языком. Для
государства нужны
были образованные
люди, которые
должны были
составлять законы,
указы, договора,
поэтому государство
заботилось об
образовании.

6. Составим таблицу (вносим осн. мысли по ходу рассказа учителя)

Научные знания в Византии
Матем
атика
Медиц
ина
Химия
Геогр
афия
Истор
ия

7. Научные знания.

Лев Математик
Византия было
сокровищницей
учёных и творческих
людей. Лев
Математик изобрёл
звуковую
сигнализацию для
передачи сообщений
на расстоянии,
автоматическое
устройство в
тронном зале.

8. Научные знания.

Создавались учебные пособия по
медицине. Для обучения врачебному
искусству в XI веке при больнице
одного монастыря в Константинополе
было создано медицинское училище
( первое в Европе)

9. Научные знания.

Развитие ремёсел и медицины
способствовало развитию ХИМИИ.
Сохранились древние рецепты
изготовления стекла, красок,
лекарства; был изобретён « греческий
огонь»- смесь из нефти и смолы.

10. Научные знания.

Византийцы накопили
много знаний по
географии. Они умели
чертить карты и
планы городов.
Особенно успешно
развивалась история.
Основанная на
документах, рассказов
очевидцев , личных
наблюдениях.

11. Составим таблицу

Научн
ые
знани
я
Звуко
вая
сигна
лизац
ии при
перед
ачи
сообщ
ений
на
расст
оянии,
автом
атиче
Медици Химия
на
Геогр
афия
История
В 11
веке в
Конста
нтиноп
оле
создан
о
первое
в
Европе
медици
нское
училищ
е.
Состав
Соста
вляли
сь,
черти
лись
карты,
планы
город
ов.
Путеш
естве
нники
соста
вляли
описа
Историч
еские
сочинен
ия
составл
ялись
на
основе
докумен
тов,
личных
наблюде
ний,
рассказ
ов
Изобр
етён «
грече
ский
огонь»
— смесь
из
нефти
и
смолы.
Приме
нялся
при
сраже
ниях

12. Архитектура.

Античный
храм
Все праздники
проходят
снаружи, на
площади
=>важен
наружный вид
храма
Христианский храм
Обряд
совершается внутри
храма =>
важно внутреннее
убранство храма

13. Архитектура.

неф
апсиды
алтарь
В плане храма основу
составлял крест,
образованный
основным и боковыми
нефами. Центральный
неф увенчан 31
метровым куполом,
притвор сделанным из легкого
кирпича. Купол
опирался на барабан.
Внешнее убранство было
оформлено белым и
красным кирпичом и
каменными узорами.

14. Запишем термины.

Притвор – помещение у
западного, главного
входа.
Неф – вытянутая основа
храма, где собирались
верующие для молитвы.

15. Запишем термины.

Алтарь – место, куда могли
входить только духовные
лица.
Апсид – полукруглая
сводчатая ниша, которая
выступала наружу.

16. Архитектура.

Храм Святой Софии называли « чудом из чудес».

17. Архитектура.

18. Архитектура.

В X-XI веке вместо
вытянутого
прямоугольного
здания утвердился
крестовокупольный храм,
установленный на
круглом
возвышении –
барабане.

19. Архитектура.

Виды христианских храмов
Базилика – это
прямоугольное в
плане и
вытянутое в
длину здание,
разделенное на
три, пять и более
продольных
нефов, средний
неф обычно шире
и выше боковых
• Крестово-купольный
– это чаще всего
квадратные в плане
здания; четыре
массивных внутренних
столба делят
пространство на девять
ячеек, обрамленных
арками, и
поддерживают купол,
находящийся в центре.
Купол символизирует
небесный свод.

20. План-схема крестово-купольного храма

План-схема крестовокупольного храма
Церковь Сан- Витале.
Равенна.

21. Живопись.

Мозаика.
Христос Пантократор
В Византии для
украшения стен
храмов
использовали
мозаику –
изображения из
кусочков цветного
непрозрачного
стекла – смальты,
которую укрепляли с
различным наклоном
в сырой штукатурке.

22. Живопись.

В храмах и жилищах
помещали иконы –
живописные
изображения Бога,
Богоматери, сцен из
Библии на деревянных
дощечках. Одна из
наиболее почитаемых
икон — « Владимирская
Богоматерь» привезена
на Русь из Византии.
Икона Владимирской
Богоматери

23. Чем картина отличается от иконы?

Картина
• Творческий образ,
созданный
фантазией
художника
• Ей присуща
индивидуальность
автора, характерное
цветовое решение,
своеобразная
манера живописи
Икона
• Откровение Божие
• Она вне времени,
символизирует
инобытие нашего
времени
• Авторство
иконописца
скрывается, так как
икона – творение
соборное

24.

Культурные связи Византии.Прочитайте материал на
стр. 56 – 57и будьте готовы
ответить на вопросы.

25. Подведём итог урока.

Ответьте на вопрос4 на стр. 58

26. Домашнее задание.

•Параграф 6, вопрос 1, 2 устно
+ новые понятия учить.

English     Русский Правила

Тысячелетие славы: Взлет и падение Византийской империи

Поздняя античность была одним из самых драматических периодов в нашей истории – неспокойным временем, когда нации и народы поднимались и падали, соперничая за власть и территории в беспощадной борьбе для известности. Великие миграции потрясли известный мир, вековые традиции устарели, в игру вступили странные новые религии — мир менялся.

И благодаря этому изменению, этой насильственной смене власти одному царству удалось процветать и подняться на вершину. Могучая сила, которая переживет великие перемены и доминирует на европейской арене более тысячелетия – Византийская империя.

Знакомство с Византийской империей

Гордые потомки бессмертной Римской империи, византийские императоры и их царство сыграют важную роль в сотворении мира, каким мы его знаем сегодня. И окончательная, печальная судьба этой колоссальной империи привела в движение ряд изменений, которые навсегда останутся в истории.

Если бы у византийской сказки был другой конец, кто знает, как бы выглядел мир сегодня? И чтобы отметить это монументальное значение, мы возвращаемся к важнейшей истории нашего времени — истории Византийской империи.

Кризис и раскол Римской империи: Рождение Византийской империи

За каждым концом следует новое начало в любой форме. И точно так же самая ранняя история Византийской империи переносит нас в бурные последние дни классической Римской империи, какой мы все ее знаем. Византийская история горда и часто великолепна, но все началось с очень нестабильного и безобразного периода.

В течение 3-го века колоссальная Римская империя пережила критический период нестабильности, почти рухнув под давлением варварских нашествий и политической и экономической борьбы. Этот кризис 3-го века приведет к растущему расколу объединенной империи на две отдельные половины — Западную и Восточную Римскую империи.

Управляемые по отдельности, эти две половины становились все более отчужденными: запад находился в сфере латинской культуры, а восток — в сфере эллинистической. Итак, с 285 г. н.э. империя разделилась – западная половина управлялась из Рима, а восточная – из Византии.

В 395 году Римская империя была разделена. (AKIKA3D / CC BY-SA 4.0 )

В 330 году нашей эры император Константин перенес столицу империи в Константинополь, новый город, который он основал на месте древней Византии. Этот город, место, которое сыграет решающую роль в истории, располагался в стратегическом месте на торговом пути между Европой и Азией. Еще одним важным указом Константина была его терпимость к христианству, и в итоге он стал первым императором, принявшим эту религию.

  • Пять самых могущественных и влиятельных империй Древнего мира
  • Сельджуки: кочевники, построившие империю и захватившие власть Византии
  • Комнианская династия: византийская королевская семья, которая продолжала возвращаться

Император Константин, последний император Византийской империи. (Cplakidas / Public Domain )

Его преемник Феодосий I пошел еще дальше и сделал христианство официальной государственной религией, положив начало новой эре истории. Он также был последним единоличным императором, правившим двумя половинами империи.

Прыжок к славе: ранняя история Византийской империи

Эта обширность империи и возможное появление двух отдельных частей привели к тому, что у них возникли совершенно разные проблемы и препятствия. Империя гуннов, представлявшая большую угрозу для восточной империи, окончательно рухнула в 453 году нашей эры, и наступил период мира. А вот Западной Римской империи не так повезло.

Продолжая разрушаться из-за непрекращающихся миграций и вторжений «варварских» германских народов, Западная Римская империя окончательно рухнула во второй половине 400-х годов со свержением западного императора Ромула Августула. Это важное событие оставило восточного императора Зенона единственным правителем, претендентом на титул императора Римской империи, который будет жить на востоке.

Оставшаяся часть почтенной Римской Империи, позже названной Византийской Империей, будет существовать еще много столетий и пережить богатую историю, которая была свидетелем некоторых из наиболее важных событий. Проще говоря, временная шкала Византии представляла собой американские горки — периоды стабильности и расширения, за которыми следовали катастрофы и периоды восстановления.
Но первая славная глава этой длинной истории началась с правления исключительного человека — с Юстиниана Первого.

Золотой век Византийской империи: Юстиниан I

Династия Юстинианов началась с правления Юстина I, узурпатора престола, который правил девять лет, и ему наследовал его племянник Юстиниан. Начало правления Юстиниана было тяжелым, и одним из первых его вкусов к правлению было восстание.

Восстания Ника 532 г. н.э. были направлены против него, протестуя против его реформ и высоких налогов. Но новый император сумел преодолеть эту трудность и продолжил укреплять свои новейшие реформы — «Corpus Juris Civilis» — свод судебных документов, который до сих пор составляет основу гражданского права многих современных государств.

За успехом этих реформ последовали другие достижения. По приказу Юстиниана его полководцу Велисарию удалось отвоевать некоторые территории, утраченные с падением Западной Римской империи, а именно провинцию Африка и часть Средиземноморья.

Юстиниан I правитель Византийской империи, проведший множество реформ. (PetarM / CC BY-SA 4.0 )

Но вершиной прославленного правления Юстиниана стало одно невероятное достижение — строительство собора Святой Софии. Этот монументальный собор был настолько прославлен и величественен, что не был похож ни на что, построенное до того времени. Невероятный строительный подвиг, он стал определяющим, поворотным моментом в византийской архитектуре и удерживал титул самого большого собора в мире почти тысячу лет.

После завершения строительства собор Святой Софии стал образцом могущества Византии и богатства Константинополя. Менее чем через тысячу лет после завершения строительства это величественное здание было превращено в мечеть после падения Константинополя в 1453 году. Источник: Givaga / Adobe Stock.

Варвары у ворот: потеря провинций

В течение десятилетий, последовавших за выдающимся правлением Юстиниана, приходили и уходили новые императоры, а дела Византии шли не лучшим образом — отсюда и популярное название этих лет — «Темный век Византии». Правление Юстина II и Тиберия II Константина, в годы после смерти Юстиниана, ознаменовалось постепенной потерей всех территорий, которые были отвоеваны совсем недавно.

Усиливающиеся вторжения лангобардов привели к почти полной потере итальянского полуострова, франки оттеснялись из Галлии, а прибрежные районы Пиренейского полуострова вскоре перешли к вторгшимся вестготам. Что еще хуже, на северных границах империи постоянно усиливались вторжения мигрирующих славянских племен — с помощью авар эти племена пересекли реку Дунай и стали представлять серьезную угрозу.
В последующие столетия политическая сцена постоянно менялась – мирные договоры заключались и нарушались, королевства возвышались и падали. Постепенно византийские императоры снова укрепили свою власть и вернули себе часть утраченных территорий.

Славяне теперь составляли значительную часть Балканского полуострова, помимо Болгарской империи, которая была постоянным врагом империи до правления Василия Второго. Но до этого момента золотой век правления Юстиниана никогда больше не наступал в таком великолепии.

Византийская империя возрождается из пепла: Македонское возрождение

Одна из самых выдающихся правящих семей Византии, Македонская династия, начала свое правление почти два с половиной века в 867 году с воцарением Василия I. Они будут править до 1056 года. И в этот период зарождается так называемое македонское Возрождение — период расцвета искусств, литературы и культуры.

Коронация Василия I императором Византийской империи. (Cplakidas / Public Domain )

Империя расширилась и постепенно перешла от защиты своих границ к повторному завоеванию потерянных земель. Возможно, впервые со времен правления Юстиниана Византийская империя снова войдет в «золотой век», подкрепленный правлением способных императоров, таких как Василий I, Константин VII Багрянородный и Василий II Убийца булгар, с философией , искусство и культурная целостность значительно обновились.

Начало этой способной династии — одной из лучших правящих семей Византии — положил весьма вдохновляющий и амбициозный человек — Василий I. В духе настоящей «игры престолов» история Василия поистине примечательна. Родившись простым крестьянином, он со временем поступил на службу родственником к императору.

Неизвестными, но легко догадываемыми способами Василий добился благосклонности богатой вдовы Даниэлис, одной из богатейших византийских землевладельцев. В конце концов, он добился благосклонности самого императора, женившись на своей любовнице. Как только ему это удалось, он убил императора и правил Византийской империей девятнадцать лет с исключительными способностями и мастерством.

Таких историй, полных интриг и предательств, много в долгой истории Византии, но история Василия определенно стоит особняком. В одиночку подняться от крестьянина до императора Византийской империи было подвигом, достойным высочайших высот в истории.

И такие высоты, безусловно, были отмечены многочисленными судьбоносными событиями, произошедшими за века правления македонской династии. Окончательное подчинение Василием II Болгарской империи, а также постепенная христианизация славян-язычников на Балканах имели большое значение, которое отразилось даже в наше время.

Последние вздохи империи: разграбление и падение Константинополя

В столь длинных историях могущественных империй ни один период процветания не длится вечно. История Византийской империи сильно колеблется, и после окончания македонской династии пришли новые века с новыми правителями. На трон взошли новые династии – династии Комненидов, Дукидов, Ангелидов, Ласкаридов и Палеологов, у каждой из которых были свои взлеты и падения, причем одни добились большего успеха, чем другие.

Но Средневековье было неспокойной эпохой, и новые силы стали влиятельными, а политическая и религиозная сцена Европы менялась с возрастающей нестабильностью. И эта неустойчивость быстро перекинулась на Византию, когда был нанесен один из самых страшных ударов в ее почти тысячелетней истории – разграбление Константинополя.

  • Варяжская гвардия: телохранители и берсерки Византийской империи
  • Безудержный успех и прискорбный провал: проклятое правление Ираклия, византийского императора
  • Шокирующие находки в древней куче мусора указывают на то, что Византийская империя находилась в серьезном упадке ДО подъема ислама

Взятие Константинополя. (World Imaging / Public Domain )

В 1204 году большая армия крестоносцев, к которой присоединился Алексиос Ангелос, сын свергнутого императора Исаака II Ангелоса, взяла Константинополь и три дня грабила, сжигала, грабила и насиловала полностью разграбить город и украсть множество драгоценных реликвий. Это катастрофическое событие навсегда ослабило отношения между католической и православной церквами и ознаменовало временный конец Византийской империи — она была разделена на несколько государств крестоносцев, в основном Никейскую империю, Эпирскую деспотию и Трапезундскую империю.

Но в 1261 году Константинополь был отбит, и империя снова вступила в период шаткой стабильности – но, по правде говоря, она так и не смогла полностью оправиться от сокрушительного удара, которым стало разграбление Константинополя. Последующие десятилетия становились все более трудными, с многочисленными временными решениями, гражданскими беспорядками и, с 1341 по 1347 год, разрушительной гражданской войной. В разгар нестабильности соседний сербский правитель — Стефан Душан Могучий — успешно завоевал большую часть византийских территорий, тем самым расширив и основав Сербскую империю, сделав ее главной державой региона.

Эти сокрушительные потери означали, что могуществу Византийской империи пришел конец, и каждый новый император сталкивался со все большими трудностями, чтобы стабилизировать королевство. Константинополь стал сильно малонаселенным и полуразрушенным, и в 1400-х годах он стал свидетелем резкого подъема османов.

Это османское восстание достигло кульминации в 1453 году, когда султан Мехмед с войском в 80 000 человек осадил Константинополь в течение целых двух месяцев. Защитников было всего 7000 человек.

Вступление султана Мехмеда в Константинополь, падение Византийской империи. (Karamanli86 / Public Domain )

Последний правитель некогда могущественной Византийской империи Константин XI Палеолог погиб в рукопашной схватке в отчаянной попытке защитить свой город. 29 мая 1453 года Константинополь пал, а вместе с ним и Византийская империя — тысячелетний потомок Imperium Romanum — больше не существовало.

Православная слава: значение и культурное значение

В своей истории Византия часто была в авангарде каждого важного культурного возрождения, распространяя свое искусство, философию и законы на большую часть Европы. С постепенным переходом от римской культуры под влиянием латыни к эллинской сфере под влиянием восточного православия Византийская империя выработала особый стиль как в искусстве, так и в правлении, и она будет доминировать при дворах многих европейских королевств и империй.

Его сильный религиозный акцент на архитектуре, музыке и искусстве был решающим отличием от западно-латинского влияния католической Европы и определял будущее континента во всех отношениях.

Одна из самых известных из сохранившихся византийских мозаик времен Византийской империи, находящихся в соборе Святой Софии в Константинополе – изображение Христа на стенах верхней южной галереи. (Soerfm / CC BY-SA 3.0 )

Заключение

История Византийской империи, безусловно, одна из самых длинных и богатых историй в нашей истории, пропитана интригами, узурпаторами, честолюбивыми правителями и завоеваниями. – все это мало что могло омрачить красоту Восточной Римской империи, ее богатство и великолепие. Но время и история безжалостны, и каждая могущественная империя рано или поздно расколется и сломается под натиском множества врагов, желающих расширить ее границы и разграбить богатства.

Так получилось, что империя, просуществовавшая почти тысячелетие — почти неслыханный в истории срок жизни — встретила свой конец в решающий поворотный момент истории — конец, который был предопределен судьбой, продиктованной быстро меняющейся политической сценой. И именно этот конец — трагическое падение Византийской империи — оставил неизгладимый след в Европе на века вперед.

Верхнее изображение: собор Святой Софии, построенный императором Византийской империи Константином. Источник: феферони  / Adobe Stock.

Алекса Вучкович

Ссылки

Древняя история энциклопедия Limited. Дата неизвестна. Хронология Византийской империи . [Онлайн] Доступно на: www.ancient.eu/timeline/Byzantine_Empire
Haldon J. 2002. Византия в войне . Издательство Оспри.
Ярус, О. 2013. История Византийской империи (Византия). Живая наука. [Онлайн] Доступно по адресу: https://www.livescience.com/42158-history-of-the-byzantine-empire.html
Никол, Д. и Тил, Дж. 2019. Византийская империя. Британская энциклопедия. [Онлайн] Доступно на: www.britannica.com/place/Byzantine-Empire
Николь Д., Халдон Дж. и Тернбулл С. 2007. Падение Константинополя . Издательство Оспри.
Оман, ок. 1892 г. Византийская империя . Т. Фишер Анвин, Лтд. Лондон. [Онлайн] Доступно по адресу: https://archive.org/details/byzantineempire00omanuoft/page/n11

Вода, сила и культура в римском и византийском мирах: введение

Мастерство римлян в области гидротехники и, в частности, систем акведуков на большие расстояния способствовало развитию самобытной городской культуры, характеризующейся публичными купаниями и обильными показами воды как в общественных, так и в частных помещениях. В сфере сельского хозяйства расширение империи вокруг Средиземноморья способствовало, среди прочего, передаче ирригационных технологий между регионами с разным культурным и геологическим происхождением.

Это привело к увеличению гибкости ответов на проблемы ирригации и к разработке сложных схем, включающих элементы нескольких технологий; растущая сложность и масштабы как городских систем водоснабжения, так и сельских ирригационных систем потребовали разработки законодательства, регулирующего использование и защищающего права как государства, так и отдельных пользователей систем. Предоставление и контроль над системами водоснабжения и ирригации, а также водопотребляющими удобствами, такими как фонтаны, бани и декоративные бассейны, стали мощным политическим инструментом для правителей и элит, завоевывая благосклонность населения, для которого эти сооружения были предоставлены, утверждая контроль над ресурсами, необходимыми для их строительства, а иногда и над самой природой, или подчеркивая статусные различия владением фонтанами, частными банями или частными туалетами в собственном доме. Римская империя и в значительной степени также Византийская империя, пришедшая ей на смену на востоке, были отмечены сознательным управлением водными ресурсами как для использования, так и для демонстрации, особенно в городском ландшафте.

Статьи в этом сборнике предлагают различные точки зрения на тему воды и энергии в Римской и Византийской империях: законодательство, контроль и управление системами городского водоснабжения; управление сельскими оросительными системами; роль водных путей в системе сбора налогов римского Египта; и степень, в которой различные особенно римские водные технологии или привычки были или не были приняты подчиненными группами населения на Ближнем Востоке. Они взяты из семинара, проведенного в Даремском университете (Великобритания) 27–28 ноября 2009 г.на тему

Вода и энергия : Гидравлическое управление и конфликты в древнем мире , организованная Анной Леоне и Тони Уилкинсон (факультет археологии, Даремский университет) с Эдмундом Томасом (факультет классики, Даремский университет). Семинар был спонсирован Институтом перспективных исследований Даремского университета при финансовой поддержке Фонда Розмари Крэмп Даремского университета и Британской академии. Пять статей с конференции были опубликованы в Water History 2. 2 (октябрь 2010 г.), специальный выпуск под редакцией Тони Уилкинсона и озаглавленный Древний Ближний Восток и Америка , и более подробная информация о целях семинара содержится там (Wilkinson 2010). Шесть статей в этом томе относятся ко второму дню и посвящены римскому и византийскому мирам.

Для большей части древнего мира, и особенно для древнего Ближнего Востока, научный интерес к теме воды и энергии обычно концентрировался на Виттфогеле (1957) модель восточных деспотий и гидравлических обществ, в которой рост государственной бюрократии считается необходимым для развития сложных ирригационных систем, связанных с крупными речными системами, а контроль над этими ирригационными системами усиливает или даже поддерживает власть государства. Модель Виттфогеля вызвала много критики, хотя есть свидетельства того, что древние империи, безусловно, способствовали распространению и развитию ирригационных технологий, хотя и не обязательно под прямым бюрократическим контролем; часть цели семинара в Дареме и статей в предыдущем специальном выпуске, озаглавленном Древний Ближний Восток и Америка должны были пересмотреть вопрос с первых принципов (Wilkinson 2010; Wilkinson and Rayne 2010, стр.

116–117). Для Римской империи вопросы несколько иные, и тезис Виттфогеля так и не получил широкого распространения в римских исследованиях. В Египте римское государство, безусловно, переняло фараоновскую и птолемеевскую связь между уровнями налогообложения и режимом разлива Нила, а в других местах, особенно на Ближнем Востоке, в Испании и Северной Африке, действительно существовали очень крупные ирригационные системы, но они сильно отличались от месопотамских речных моделей, обсуждаемых Виттфогелем. Увеличение личного благосостояния региональной элиты, а также более сильная законодательная и институциональная база позволили создать сложные ирригационные сети, которые объединили множество частных лиц без участия государства в качестве движущей силы. Особенно ярким примером является недавняя публикация ирригационного закона II века нашей эры из римской Испании, так называемого 9-го века.0224 lex rivi Hiberiensis , управляющий крупной ирригационной системой в долине Эбро, основной канал которой брал воду из реки Эбро и проходил не менее 20 км (возможно, намного больше), с участием пользователей из трех административных сообществ или pagi , принадлежащих два разных муниципалитета (Белтран Льорис, 2006 г. ). Сохранившиеся части закона предусматривают возложенные на пользователей системы обязанности по содержанию, пропорциональные количеству полученной ими воды, и регулируют процедуры разрешения конфликтов или споров в совете, состоящем из пользователей системы, имевших право голоса в пропорционально их доле прав на воду. Совет также собирался ежегодно, чтобы принять решение о графике орошения на следующий год. Однако не все римские ирригационные системы были такими крупномасштабными; они охватывают весь спектр от небольших локальных систем до обширных региональных схем. В римской и византийской Сирии было развито большое количество систем каналов и канатов средней длины, часто организованных на уровне местных сообществ, городов или деревень (Бремер и др., 2010; Уилкинсон и Рейн, 2010, стр. 122–123). ). Это разнообразие в сочетании с развитием в римский период и распространением эллинистических механических водоподъемных технологий позволило колонизировать новые земли более мелкими субъектами, чем государство, сделав ирригационные технологии доступными для мелких фермеров (Wilson 2002, стр. 7–7). 9; 2003). Длинная стихотворная надпись на Мавзолее Флавиев в Кассерине в Тунисе провозглашает, среди прочего, что Т. Флавий Секунд был первым, кто ввел в регионе орошаемое виноградарство ( CIL 8.211, строки 51–53). Для большинства таких систем участие государства заключалось главным образом в обеспечении институциональной и правовой базы для защиты прав собственности и воды и разрешения конфликтов. В некоторых случаях государство также предоставляло институциональные стимулы, поощряющие освоение малоплодородных земель, в том числе с помощью ирригационных систем, с целью максимизации доходов от налогов или ренты с имперских поместий (Кехо 19).88; Хитчнер 1995; Леоне этот том).

Многое было сделано из символического эффекта римских акведуков и их длинных аркад, пересекающих сельский пейзаж. Создание таких монументальных искусственных водотоков было дорого и рекламировало ресурсы и власть спонсора — будь то император, городской совет или частное лицо; или, в более общем плане, достижения римской культуры и власти в господстве над природой и контроле над ней на благо человека (Frontinus, aq. 9).0225 1.1; Перселл 1996; обзор технологии см. в Wilson 2008). Ткань и инфраструктура городского водоснабжения могут использоваться для передачи сообщений о статусе города и его отношениях с богатыми и даже имперскими благотворителями. Большая концентрация населения во многих римских городах была неустойчивой без внешнего водоснабжения, обеспечиваемого акведуками, и их обеспечение было предметом политической озабоченности. Но городские акведуки также открыли новый и особенно римский образ жизни, который выходил за рамки простого снабжения (относительно) чистой водой для питья, мытья и других целей: общественные фонтаны стали частью городского пейзажа; совместное купание в общественных банях стало частью распорядка дня; можно было бы построить общественные уборные, смываемые проточной водой; а частные лица все чаще использовали декоративные бассейны и фонтаны в своих домах как выражение статуса (Wilson 19).95, 1997, стр. 145, 159–168; Джонс и Робинсон, 2005).

Римляне, конечно, не были первыми, кто использовал крупномасштабные гидротехнические сооружения в качестве средства рекламы королевской или имперской власти: надписи Сеннахирима на акведуках в Ниневии и Йерване громко провозглашают это послание (Wilkinson and Rayne 2010, p. 121), и тираны в архаической Греции использовали строительство общественных водопроводов для укрепления своей политической поддержки — Поликрат Самосский, Феаген Мегарский и Писистратиды в Афинах (Wilson 2008, стр. 29).3–294). Но имперские строительные проекты в Риме были пронизаны посланиями власти, которые подчеркивались манипуляциями с естественными и искусственными источниками воды в беспрецедентной степени. Август, помимо нескольких акведуков, построил наумахию или искусственное озеро для морских сражений. Создание Нероном декоративного озера на территории его Золотого дома с использованием перелива из монументального нимфея под храмом Божественного Клавдия было заявлением о его способности управлять водой и формировать ландшафты, создавая, в буквальном смысле, рус в урбе . Подавление Веспасианом озера, не только его засыпка, но и строительство на его месте Амфитеатра Флавия (Колизей), было не менее мощным заявлением о власти, отдалившим новую династию от эксцессов правления Нерона. Как указывает Джим Кроу в этой книге, византийские императоры в пятом веке нашей эры, после строительства новых линий акведуков, зарезервировали воду из первоначального акведука Адриана для обслуживания императорского дворца, общественных бань и фонтанов в Константинополе, запретив частные использует из этой строки. Имперское финансирование крупных акведуков и больших общественных бань в городах многих римских провинций распространило это послание на другие регионы империи, хотя местные общины также финансировали такие проекты, и, во втором и начале третьего веков нашей эры, очень богатые люди жертвовали общественные здания, включая акведуки, фонтаны, бани (а также храмы, театры и другие сооружения) в свои родные города, часто в рамках конкурса на занятие государственных должностей. Обещание проточной воды или нового комплекса бань могло стать чрезвычайно весомым аргументом в кампании по выборам во влиятельную городскую магистратуру.

Развитие сложных городских систем водоснабжения и ирригационных сетей ставило все более сложные задачи управления. Нам посчастливилось иметь работу, написанную администратором римской сети акведуков в первые годы правления Траяна, г. до н.э. 100 г. н.э., хранитель аквариума Секст Юлий Фронтин, чей трактат об акведуках Рима, De aquaeductu urbis Romae , дает поучительные, а иногда и загадочные сведения об управлении девятью городскими акведуками (на момент написания), некоторые из законов, регулирующих их использование, и проблемы мошенничества, которые он обнаружил среди сотрудников водопроводных сооружений, которые, как выяснилось, продавали незадекларированные гранты на воду на стороне. Фронтин ясно дает понять, что все частные соединения с сетью акведуков Рима должны были быть санкционированы имперским разрешением, но, как показывает статья Брууна в этом томе, это ни в коем случае не имело место в других городах, где системы акведуков управлялись на муниципальном уровне. Римское право должно было развиваться, чтобы учесть различные возможности, связанные со строительством и обслуживанием дальних линий снабжения, которые часто должны были пересекать существующие владения и поместья, а также регулировать различные права и интересы владельцев собственности, водопользователей. , и владельцем системы акведуков, будь то государство, муниципалитет или частное лицо. Обзор многих данных о римском водном законодательстве дан Брууном (2000), но более поздняя публикация lex rivi Hiberiensis (Beltrán Lloris 2006) показывает, как много еще предстоит узнать. Брент Шоу (1984) утверждал, что римляне так и не разработали последовательного свода водного законодательства для управления местными или доримскими ирригационными системами, с которыми Рим сталкивался, например, в своих североафриканских провинциях. В некотором смысле это неправильно ставит проблему; систематическая кодификация римского права пришла поздно и стала всеобъемлющей только при Юстиниане в шестом веке. Римское право было реактивным и развивалось через прецедентное право, рассматривая новые проблемы, решения по которым создавали прецедент для будущих дел. Уже во времена поздней республики римское водное право было достаточно обширным и сложным, и Цицерон обратился за советом к Марку Тугио, юристу, который, по-видимому, специализировался на водном праве, в споре, касающемся прав на воду для орошаемого цветника на его вилле в Тускуле. речь шла о воде, взятой из ручья или акведука, известного как Аква Крабра (Цицерон, про Бальбо 20; ср. Бэннон, 2009 г., стр. 137–141). Универсального законодательства не существовало; скорее, оно приспосабливалось к обстоятельствам, и римская правовая система была способна создавать специальные водные законы для конкретных систем, таких как lex rivi Hiberiensis в долине Эбро, или регистрировать решения споров в публичных надписях, таких как третья- век нашей эры указ Ламасба об ирригации из Алжира ( ILS 5793 =  CIL 8.18587 = 4440; De Pachtère 1908; Шоу 1982; Мере 1996). В статье Анны Леоне в этом томе утверждается, что римское имущественное и водное право вполне соответствовало местным методам ирригации, встречавшимся в Северной Африке.

Существование акведука предложило новые способы, которыми богатые могли выразить свой статус посредством материальной демонстрации в городских условиях. В Риме требовалось императорское разрешение для частного гранта на воду; следствием этого было то, что наличие частной связи с домом в Риме указывало, даже рекламировалось, что человек получил это бенефициум от императора. В других местах разрешение обычно давал соответствующий городской совет (Бруун, этот том). За подключение к воде нужно было платить или предоставлять исключительно как гражданскую честь. В. Паконий Лепта, друг Цицерона (или сын его друга), получил от городского совета Калеса в середине/конце первого века до н. магистрата ( quattuorvirate ) и в обмен на неуказанные благодеяния ( CIL X 4654 = ILS 5779). В Suessa Aurunca в 193 г. н.э. известный вольноотпущенник и жрец имперского культа ( augustalis ) Г. Тиций Хрезим, финансировавший гладиаторское шоу, был удостоен почестей, включая частное подключение к водопроводу, «как если бы он был членом городского совета», подразумевая, таким образом, что советники Суэссы также получили эту привилегию ( CIL X 4760 = ILS 6296; Corbier 1984, стр. 267). Но те, кто платил за проточную воду в своих домах, часто делали это не для того, чтобы получить воду более высокого качества для питья, а для того, чтобы получить большее количество иногда непригодной для питья воды, которая использовалась для монументальных бассейнов, рыбных прудов и садов. Это создавало приятную обстановку, но также было хорошо видно посетителям и гостям; показная демонстрация статуса и власти (Уилсон 1995; Джонс и Робинсон, 2005). Это справедливо как для загородных вилл, так и для элитных таунхаусов.

В Северной Африке технологическое наследие Рима в области гидротехники сохранялось в течение вандальского и византийского периодов, хотя и с некоторыми признаками сокращения числа поддерживаемых общественных работ перед лицом меняющихся социальных и экономических условия. Остготские короли в Италии заказывали ремонт акведуков и городских водостоков, и отчасти это было сознательной попыткой укрепить свою власть, продемонстрировав свою способность поддерживать характерный римский стиль городской жизни (Wilson 2000, стр. 177–178; Cassiodorus Variae III 30; VIII 29–30). В остальной части западного Средиземноморья возможности постримских государств поддерживать системы акведуков, не говоря уже о создании новых, были очень ограничены; Раннесредневековые города с недавно построенными акведуками, такие как Реккополис в Испании (основан в 578 г. н.э.), являются чрезвычайно редкими исключениями, призванными сделать смелое и мощное заявление об очень римском стиле власти правителя. Как правило, на западе, когда римские акведуки пришли в упадок, водопроводные и даже канализационные сети стали прерогативой монастырей — общин с достаточной центральной властью для планирования, контроля и управления физической инфраструктурой своего учреждения и окружающей среды (Wilson 2000, стр. , 177–178). Сложные гидравлические технологии дольше сохранялись в восточном Средиземноморье, где римская власть оставалась под видом Византийской империи, и действительно, в первые века Византии водоснабжение новой столицы вывело римские технологии водоснабжения в буквальном смысле на новый уровень. , создав самые длинные линии акведуков и самые большие резервуарные цистерны древнего мира (Crow et al. 2008; Crow this volume). Некоторые из этих технологий даже перешли в Османскую империю после падения Константинополя в 1453 г.

Статьи в этом томе посвящены различным аспектам некоторых из вышеперечисленных тем. Кристер Бруун исследует доказательства выдачи прав на забор воды из общественных акведуков и водотоков, утверждая, что, хотя разрешение императора действительно требовалось для забора воды из сети акведуков, снабжающих Рим, иногда высказывалась идея, что это так. также и для других городов по всей империи — это простая и некритическая экстраполяция из Фронтина, и есть веские доказательства того, что такими правами на воду занимались местные гражданские власти. Даже в тех случаях, когда акведук был оплачен императорским пожертвованием, управление и расходы на содержание возлагались на местные власти. В более общем плане он представляет обзор законодательства об управлении акведуками и общественными источниками воды. Особого внимания заслуживают указания на то, что позднеримское государство, явно борясь с затратами на содержание систем акведуков, стремилось переложить большую часть бремени содержания на землевладельцев, через владения которых проходили акведуки. Существовал также ряд правовых положений, регулирующих забор воды из рек, в том числе принцип, согласно которому судоходству по рекам не должен мешать забор избыточной воды для орошения; рескрипт Марка Аврелия и Луция Вера также подтвердил принцип, согласно которому вода из реки, предназначенной для орошения, должна быть пропорциональна размеру орошаемых полей, что может перекликаться с принципами пропорциональности, замеченными в более раннем lex rivi Hiberiensis .

Джим Кроу расширяет перспективу до византийского периода, прослеживая развитие административных структур и законодательства для управления все более сложными и амбициозными водными системами новой столицы, Константинополя. Он подчеркивает, как во многих отношениях следовали модели сети акведуков в Риме, иногда развивая римские методы до новых высот. Ранневизантийские акведуки Константинополя представляли собой поразительные инженерные подвиги, которые превышали даже самые длинные римские акведуки — общая длина линий первой фазы составляла 268 км, а второй фазы — 451 км. переменным стоком из карстовых источников, а также желанием создать резерв на случай осады. Однако запреты четвертого и пятого веков на использование воды из акведуков для орошения пригородных сельскохозяйственных угодий или приведения в действие водяных мельниц в Константинополе или его окрестностях, по-видимому, контрастируют с ситуацией в пригородах Рима за несколько столетий до этого (ср. Уилсон). 1999). Чтобы покрыть расходы на содержание акведуков, с пятого века и далее сборы в размере 100 золотых фунтов, уплачиваемые консулами в начале их должности, были заложены на содержание системы водоснабжения; соответствующее законодательство выражает идею о том, что поддержка, оказываемая таким образом консулами общественному водоснабжению, является более прочным способом получения общественной поддержки, чем прежняя практика разбрасывания монет среди людей. К концу XII века, однако, византийское государство было не в состоянии продолжать ремонт больших мостов-акведуков дальних систем из Фракии, и городское водоснабжение зависело от источников, которые питали ближайший акведук Адриана, в результате чего город тогда получил меньше воды, и уже не выше с. Изолиния 30–35 м.

Следующие две статьи переходят от законодательства и управления к вопросам водопользования и властных отношений в обществе. Эдмунд Томас анализирует использование водных фонтанов и экспозиций в архитектуре «Виллы Клаудии» в Ангильяра Сабазия к северо-западу от Рима. Он убедительно относит эту террасную виллу с ее необыкновенным эллиптическим монументальным фонтаном или нимфеем , который ранее считался датируемым республиканцами, к периоду Августа и утверждает, что элементы водного отображения должны были питаться из Aqua Alsietina, который пробежал по области. Он предполагает, что архитектура nymphaeum намеренно напоминает эллиптическую форму наумахии Августа (арены для морских сражений) в Риме, которая была завершена во 2 г. из которых стали консулами), мог быть куратором aquarum , отвечающим за сеть акведуков Рима между 8 и 13 годами нашей эры. роскошная водная экспозиция такого масштаба была необычна в то относительно раннее время даже на виллах высокого статуса, а нимфея «Виллы Клаудиа» делает сильное и смелое заявление о богатстве владельца и управлении ресурсами.

Исследование Зены Камаш взаимосвязи между изменением власти, изменением поведения и новыми водными технологиями на римском Ближнем Востоке выявило ряд аспектов, в которых особенно римские технологии и практика использования воды либо не были приняты, либо были приняты только в ограниченном и ограниченном количестве. поздней моды на Ближнем Востоке, и это проливает свет на вопрос о том, в какой степени империи, намеренно или нет, способствовали распространению гидравлических технологий. Она утверждает, что успех или неудача тех или иных технологий определялись социальными и культурными факторами. Похоже, что в римском периоде в технологии плотин действительно произошло развитие, когда были созданы ступенчатые воздушные стены, которые давали большую прочность и позволяли строить более крупные плотины, удерживая большие водоемы для орошения. Однако некоторые другие технологии не получили такого широкого распространения, как в других местах Римской империи. Использование свинцовых труб для городских распределительных систем и бытового водоснабжения было ограниченным, а керамические трубы по-прежнему широко использовались; свинцовые трубы встречаются в основном в городах с колониальным статусом или с сильными римскими культурными связями, и это может отражать привычки ремесленников или руководителей проектов водоснабжения в этих городах. Использование фонтанов, как общественных, так и общественных nymphaea и бытовых фонтанов, кажется более ограниченным на Ближнем Востоке, чем в других частях римского мира, включая Малую Азию и Северную Африку. Здесь объяснением может быть желание сохранить скудные ресурсы, но может быть и культурный элемент: дом считался более личным пространством и, следовательно, меньше использовался как место, чтобы произвести впечатление на посетителей. Более удивительным на первый взгляд является явное первоначальное сопротивление распространению общественного банного обычая и уборных. Общественные бани стали обычным явлением только в третьем веке, и даже тогда бассейны часто были меньше, чем в других регионах римского мира, что может объясняться сочетанием желания экономить воду и местной традиции большей скромности в отношении воды. публичное обнажение. Камаш утверждает, что редкость общественных туалетов на римском Ближнем Востоке за пределами Сирии была результатом еврейского закона, запрещавшего слив экскрементов в проточную воду; опять же, там, где в Иудее есть туалеты, они находятся в более сознательно римских городах, таких как Кесария и Скифополь. Расходящиеся траектории освоения различных особенностей римской водной технологии показывают, насколько технологические изменения тесно зависят от социальной практики и могут различаться между различными культурными группами в одном и том же обществе.

Статья Пенелопы Уилсон о северо-западной части дельты Нила использует другой ракурс, исследуя, как на схему заселения региона повлияли потребности птолемеевских, римских и византийских государств контролировать сбор сельскохозяйственных излишков налогов через узловые точки на внутренние водные пути, используемые для транспорта. Увеличение плотности поселений в птолемеевский и римский периоды, вероятно, было связано с основанием Александрии, но для успешного управления ландшафтом дельты требовалось создание системы каналов для регулирования потока Нила и стока лагуны и соединения рукавов Нила и лагун друг с другом. и к морю, чтобы создать лучшую транспортную сеть. Места, сгруппированные вдоль линий каналов или русел Нила, или по краям лагун, таких как озеро Мареотис, которые служили легким средством водного транспорта для доставки излишков сельскохозяйственной продукции, включая вино, на рынок в Александрии. Более крупные участки были административными центрами, которые действовали как узловые пункты для контроля или мониторинга распределения товаров и налоговых поступлений, таких как таможенный пост в Схедии. Это было значительным изменением по сравнению с прежней, фараоновской, моделью расселения, и сохранялось в общих чертах до двадцатого века, когда появление железных дорог и улучшенных дорог изменило характер региональной транспортной системы, и баланс сил сместился в сторону новой административной системы. центры, связанные с этими новыми маршрутами.

Анна Леоне пересматривает суждения Брента Шоу (1984 г.) о том, в какой степени Рим вводил новые ирригационные технологии в Северную Африку, сосредоточив внимание на сравнении двух наборов свидетельств из позднеантичной Северной Африки: Кассеринское исследование, направленное Брюсом. Хитчнером в 1980-х годах, и документы вандалов конца пятого века, известные как Таблички Альбертини, в которых задокументирована продажа участков земли с деревьями и ирригационной инфраструктурой. Она развивает более раннее сравнение этих двух наборов данных, проведенное Хитчнером (1995), чтобы проиллюстрировать смешение, возможно, доримских систем управления водными ресурсами и ирригации, а также прав собственности в соответствии с римским правом. В то время как системы нагорных террас в исследовании Кассерина могут отражать обычаи коренных народов, их развитие в этом районе происходит только с третьего века нашей эры и, по-видимому, было стимулировано римскими правовыми актами, которые поощряли освоение и возделывание ранее неиспользуемых земель. в обмен на определенные права на него. Точно так же в табличках Альбертини некоторые технические термины для земельных участков и ирригационной инфраструктуры, по-видимому, произошли от местных, а не римских терминов, и практика оценки земельных участков по количеству деревьев на них также может быть доримской. но права владения землей и их продажа, по-видимому, происходили в рамках римского права, которое сохранялось и в период вандалов.

Статьи семинара в Дареме указывают на разнообразие подходов к теме воды и энергии применительно к Римской и Византийской империям, а не только на различные способы, которыми государство может управлять городским водоснабжением. и сельские ирригационные системы, и контролировать их распределение, но также и способы, которыми отношения власти могут выражаться через управление, благотворение и использование водных систем и демонстрацию характеристик воды. В то время как империи явно могут выступать в качестве средств распространения гидравлических технологий — а Римская империя во многих отношениях демонстрирует поразительную общность гидравлических технологий между удаленными друг от друга провинциями — их администрация также должна уметь приспосабливаться к местным практикам и условиям, а различные религиозные и культурные особенности различных социальных групп могут влиять на степень и способ внедрения этих технологий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *