КАРАМЗИН, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ | Энциклопедия Кругосвет
КАРАМЗИН, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1766–1826), русский писатель и историк. Родился 1 (12) декабря 1766 в деревне Михайловка Симбирской губернии. Сын отставного армейского офицера, он воспитывался в частном учебном заведении и некоторое время служил в Преображенском гвардейском полку. В 1784 или 1785 поселился в Москве, где в качестве автора и переводчика тесно сблизился с масонским кружком сатирика и издателя Н.И.Новикова. Четыре года спустя Карамзин отправился в долгое путешествие по Европе, которое описал в Письмах русского путешественника.
По возвращении в Россию Карамзин основал «Московский журнал» (1791–1792), литературно-художественное периодическое издание, где публиковал сочинения современных западноевропейских и российских авторов. Повесть Бедная Лиза (1792) принесла ему немедленное признание. В 1790-х годах он был главой российского сентиментализма, а также вдохновителем движения за раскрепощение русской прозы, находившейся в стилистической зависимости от церковнославянского богослужебного языка. Постепенно его интересы переместились из области литературы в область истории. После восшествия на престол в 1801 императора Александра I он основал новый журнал «Вестник Европы» (1802–1830) – первый из многочисленных российских литературно-политических журналов-обозрений. В 1804 ушел с поста редактора, принял должность императорского историографа и до самой смерти был занят почти исключительно сочинением Истории государства Российского, первый том которой появился в печати в 1816. Карамзин довел историческое повествование до начала 17 в., при этом он использовал многие первоисточники, прежде обойденные вниманием (некоторые до нас не дошли), и ему удалось создать интересную повесть о прошлом России. В 1810–1811 Карамзин по личному заказу Александра I составил Записку о древней и новой России, где с консервативных позиций московского дворянства резко критиковал внутреннюю и внешнюю российскую политику.
Карамзин занял важное место в истории русской культуры благодаря удачно сложившимся для него обстоятельствам, а также своему личному обаянию и эрудиции. Истинный представитель века Екатерины Великой, он сочетал западничество и либеральные устремления с политическим консерватизмом.
В журнале «Вестник Европы» ратовал за усвоение Россией цивилизационного опыта Запада и, в особенности, опыта новоевропейской философии (от Ф.Бэкона и Р.Декарта до И.Канта и Ж.-Ж.Руссо). В идеях Просвещения Карамзин видел окончательное преодоление догматизма и схоластики Средневековья. Критически оценивал крайности эмпиризма и рационализма, подчеркивая познавательную ценность каждого из этих направлений и решительно отвергая агностицизм и скептицизм. В 1790-е годы Карамзин обращается к проблемам исторического знания, методологии истории. Первоначально для него был характерен исторический оптимизм и вера в неизбежность социального и духовного прогресса. Но уже в Письмах Мелодора и Филалета (1795), сопоставляя концепцию исторического круговорота Дж.Вико и прогрессистскую модель И.Гердера, Карамзин ставит под сомнение идею автоматического прогресса и усматривает в истории «вечное смешение истин с заблуждениями и добродетели с пороком». Один из основных и принципиальных тезисов Карамзина: «Историк не летописец», он обязан стремиться к пониманию внутренней логики происходящих событий, должен быть «правдив», и никакие пристрастия и представления не могут служить оправданием искажения исторических фактов.
Умер Карамзин в Петербурге 22 мая (3 июня) 1826.
Литература:
Карамзин Н.М. Избранные сочинения, тт. 1–2. М., 1964
Карамзин Н.М. Полное собрание стихотворений. М. – Л., 1966
Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Повести. М., 1982
Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. М., 1982
Эйдельман Н.Я. Последний летописец. М., 1983
Лотман Ю.М., Успенский Б.А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры. – В кн.: Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Л., 1987
Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Короли»
Как звали первого царя из династии Романовых?
Пройти тест
Карамзин Николай Михайлович — биография
Русский писатель, основоположник русского сентиментализма. Создатель «Истории государства Российского» (1803 — 1826), первого обзорного труда, открывшего историю России широкой общественности.
Родился в селе Михайловка (Преображенское) Бузулукского уезда Самарской губернии (ныне Бузулукский районОренбургской области) в семье отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724-1783). Детство провел в имении отца – селе Знаменском Симбирского уезда Казанской губернии.
Получил хорошее домашнее образование. Воспитывался в частном пансионе Фовеля в Симбирске, в 1780-1783 годах учился в Москве в частном пансионе профессора И. М. Шадена, посещал также лекции в Московском университете.
В 1783-1784 годах служил в Лейб-гвардии Преображенском полку в Санкт-Петербурге, вышел в отставку в чине подпоручика. В эти годы начал свою литературную деятельность с публикации переводов произведений зарубежных авторов.
В 1784 году Н. М. Карамзин вернулся в Москву, где занялся преимущественно литературной работой. Он сблизился с масонами из окружения Н. И. Новикова и стал одним из деятельных участников издававшегося ими журнала «Детское чтение для сердца и разума». В это время он занимался переводами религиозно-нравоучительных сочинений, а в 1789 году опубликовал в журнале собственную оригинальную повесть «Евгений и Юлия».
В мае 1789 года Н. М. Карамзин отправился в путешествие по Европе. Он посетил Германию, Швейцарию, Францию, и Англию. В ходе поездки Н. М. Карамзин встречался с И. Кантом, И. В. Гете, в Париже слушал речи М. Робеспьера в Национальном собрании. Путевые впечатления легли в основу «Писем русского путешественника», принесших автору общероссийскую известность.
Н. М. Карамзин возвратился в Москву из-за границы в сентябре 1790 года. В 1791-1792 годах он издавал ежемесячный «Московский журнал», в котором, среди прочего, опубликовал свои художественные произведения. На страницах этого издания увидели свет основная часть «Писем русского путешественника», повести «Лиодор», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», многие его очерки, рассказы, критические статьи и стихотворения.
В 1790-х годах Н. М. Карамзин издавал первые русские альманахи – «Аглая» (1794 — 1795) и «Аониды» (1796 — 1799), «Пантеон иностранной словесности» (1798). К середине десятилетия он стал признанным главой русского сентиментализма.
В январе 1802 — декабре 1803 годов Н. М. Карамзин издавал литературно-политический журнал «Вестник Европы», в котором выступал как блестящий обозреватель международных событий, а также публиковал художественно-исторические произведения («О Московском мятеже в царствование Алексея Михайловича», «Марфа Посадница» и др.).
В 1803 году Н. М. Карамзин получил официальное звание придворного историографа. В 1804 году он приступил к созданию «Истории государства Российского», над которой работал до конца дней. В годы работы над «Историей» Н. М. Карамзин проводил зимние месяцы преимущественно в Москве, летние — в подмосковной усадьбе Остафьево, принадлежавшей князю П. А. Вяземскому.
Первые восемь томов «Истории», ставшей главным научным и культурным подвигом Н. М. Карамзина, увидели свет в 1818 году. В 1821 году вышел 9-й том, посвященный царствованию Ивана IV Грозного, в 1824 году — 10-й и 11-й, о Федоре I Ивановиче и Борисе Годунове. Смерть Н. М. Карамзина 22 мая (3 июня) 1826 года в Санкт-Петербурге оборвала его работу над 12-м томом «Истории», который был издан только в 1829 году.
Литературная деятельность Н. М. Карамзина сыграла большую роль в разработке русской литературой проблемы личности, в совершенствовании художественных средств изображения внутреннего мира человека, в развитии русского литературного языка. Его ранняя проза оказала значительное влияние на творчество В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, молодого А. С. Пушкина. «История государства Российского» стала не только значительным историческим трудом, но и крупным явлением русской художественной прозы, послужила основным источником для пушкинского «Бориса Годунова» и русской исторической драматургии 1830-х годов.
Памятник Николаю Карамзину — Русская Вселенная
On Сергей АрмейсковВ История, Памятники, Фото России
Памятник Николаю Карамзину
Памятник русскому историку Николаю Михайловичу Карамзину (1766-1826), автору «Истории Государства Российского», в Симбирске.
Памятник Николаю Карамзину Памятник Николаю Карамзину Памятник Николаю КарамзинуНравится:
Нравится Загрузка…
Историк XIX векаИстория государства РоссийскогоПамятникНиколай КарамзинРоссияИстория РоссииСимбирскУльяновскВведите свой адрес электронной почты, чтобы получать обновления блога
Адрес электронной почты:
Присоединяйтесь к 15 673 другим подписчикам
Следите за Русской Вселенной на WordPress.comИосиф Бродский — О независимости Украины
#РусскаяПоговорка: Боятся глаза, делают руки
Басня Ивана Крылова «Стрекоза и муравей» (1808)
Александр Пушкин — Клеветникам России (1831)
#Русская поговорка: Хочешь жить — умей крутиться

10 фактов о Николае Михайловиче Языкове
05.
- 16 марта 1803, Симбирск — 7 января 1847, Москва) — русский поэт эпохи романтизма, один из ярчайших представителей золотого века русской поэзии, называвший себя «поэтом радости и хмеля», а также «поэт веселья и свободы». В конце жизни был близок к славянофилам. Он прожил 43 года.
- Родился в Симбирске в помещичьей семье; его отцом был прапорщик Михаил Петрович Языков (1774-1836), матерью Екатерина Александровна Ермолова (1777-1831). Сестра Николая Екатерина впоследствии стала женой философа и поэта А. С. Хомякова. В 12-м году Николая отдали в институт горных инженеров в Петербурге, а по окончании курса он поступил в инженерный корпус; Но, не чувствуя призвания к изучению математики и увлекаясь поэзией, решил по совету профессора словесности Дерптского университета, известного писателя А. Воейкова, поступить в этот университет (1820 г.). В 1819 г.дебютировал в печати (на страницах «Соискателя просвещения и благодеяния»).
- Студенчество — Учеба на этико-политическом отделении философского факультета в Дерпте продолжалась 7 лет, с 1822 по 1829 год. Увлечение «традиционными для немецких студентов пиршествами и амурами» было главной причиной того, что у студентов не было пора заканчивать университетский курс. В свободное от школы время, учусь и учусь в свободное время. Яркий и праздничный мир юных шатаний и свободолюбивых — новый торжественный дифирамбический стиль «легкой поэзии». Его стихи-анакреоны во славу вина и веселья вскоре заметил Жуковский. Дельвиг искал его стихи для своих «Северных цветов», и Пушкин пригласил к себе в Михайловский. Из Дерпта лишь на короткое время в Москву и Петербург. В 1826 г. гостил в Псковской губернии, в Тригорском у Прасковьи Осиповой, матери А. Вольфа. Здесь он познакомился с Пушкиным, отбывавшим ссылку. В то время было написано знаменитое стихотворение «Тригорское». Об этой поездке я потом с удовольствием рассказал в сердечном стихотворном послании Арине Родионовне.
- В 1829 г., накопив долги в Дерпте, Языков переехал в Москву, в дом своих друзей Елагиных, якобы для подготовки к экзаменам в Казанский университет, но в начале 1830-х гг. прожил несколько лет, «наслаждаясь», как он сам говорил, «поэтической ленью». В сентябре 1833 года Пушкин ездил в Оренбург и обратно.
- Во время пребывания в д. Языков через будущего зятя (мужа сестры) А.С. Хомякова и Д.А. Племянник Валуева начинает сближаться со славянофилами. В 1831 г. вместе с П. В. Киреевским берется за сбор материалов по русской народной поэзии. Также в этот период увлекся гомеопатией, стал переводить с немецкого работы по этой теме.
- «Здоровье, подорванное дерптскими излишествами, начало менять его очень рано». Осенью 1836 г. с новой стойкостью стали однократно возрождаться ослабевавшие болезни, как, например, ленточный червь, болезнь спинного мозга (нейросифилис) и др.; они стали прогрессировать так быстро, что поэт не мог идти прямо и весной следующего года вынужден был уехать на лечение в Москву, где его сопровождал П.
В. Киреевский. Знаменитый иноземцевский врач, осмотрев Языкова, посоветовал ему как можно скорее ехать за границу. Киреевский сопровождал его сначала в Марианские Лазни, затем в Ганау, Кройтнах и Гаштайн. В Ганау Языков сблизился с Гоголем, который в 1842 году возил его в Венецию и Рим. Гоголь называл Языкова своим любимым поэтом: «Название языков не напрасно. Он говорит на своем языке, как араб со своим диким конем, и даже как то хвастается своей мощью». «Землетрясение» языком великого писателя названо «лучшей русской поэмой». Дружба их была вначале горячей и искренней, хотя и выражалась прежде всего в сочувственном отношении каждого из них к таланту другого, свойственной им обоим религиозности и сходных телесных недугах. Из-за мелких бытовых дрязг они расстались, но продолжали переписываться.
- В 1843 году тоскующий по родине Языков вернулся в Москву в совершенно безнадежном состоянии. Не выходя из своей квартиры, он медленно угасал; единственным развлечением для них были устроенные им еженедельные встречи знакомых писателей.
Под влиянием своих друзей, окончательно перейдя на позиции славянофильства, он в довольно грубой форме критиковал западников, а в 1844 г. напал на них бранным посланием «К не нашим» (числится в списках, изданных в 1871 г.) , в которой все члены западного кружка были объявлены врагами отечества. В ответ Некрасов в стихах, а Белинский и Герцен в прозе резко осудили Языкова и прикрепили к нему ярлык реакционера.
- Языков скончался 26 декабря 1846 г. холостым и был похоронен в Даниловом монастыре под одной гробницей с племянником Д.А.Валуевым. Недалеко от его могилы позже были похоронены Гоголь и Хомяков. В 1930-е годы всех троих перезахоронили на Новодевичьем кладбище.
- После смерти Николая Михайловича Языкова 2 325 книг из его личной библиотеки были переданы его братьями Петром и Александром в Карамзинскую Публичную библиотеку в Симбирске.
- Публикаций:
Полное собрание стихов. Ред., вступление. Статья и комментарий М. К. Азадовского. Москва — Ленинград: Академия, 1934.
Сборник стихов. Вход. Статья, изд. И заметки М.К. Азадовского. Ленинград: Советский писатель, 1948 (Библиотека поэта., Большая серия).
Стихи. Сказки. Стихи. Драматические сцены. Буквы. Составление, подготовка текста, запись. Статья и примечания И. Д. Гликмана. Москва — Ленинград: Гослитиздат, 1959.
Полное собрание стихов. Вход. Статья, подготовка текста и примечания К. К. Бухмейер. Москва — Ленинград: советский писатель, 1964 (Библиотека поэта., Большая серия).
Как писал сам Языков:
… Эти стихи сделали свое дело, разделили то, что не должно было быть вместе, отделили овец от козлов, большая польза!.. Вряд ли можно назвать действие духа партия, какая бы она ни была, против тех, кто хочет доказать, что они имеют Не только право, но и обязанность презирать русский народ, и доказывать тем, что в нем много коррупции, тогда как эта добыча породила , воспитывали и до сих пор рожают и воспитывают именно то, что они называют своим убеждением!
adebiportal.