Краткая биография Глинка интересное о композиторе Михаиле Ивановиче для детей
Михаил Иванович Глинка (1804–1857 гг.) – великий русский композитор. Автор таких известных произведений, как опера «Руслан и Людмила», «Камаринская» симфония и «Вальс-фантазия», «Патетическое трио» и многие другие. Широко известен своими романсами.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Александровой Екатериной Валерьевной.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Ранние годы
Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении.
Важным фактом в краткой биографии Глинки является тот факт, что воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после смерти бабушки.
Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Окончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки.
Детство Михаила Ивановича
Родился Михаил Иванович в 1804-м году, в имении своего отца, в селе Новоспасском, что в Смоленской губернии. У него были видные предки. Так, например, прадед композитора был польским шляхтичем, Викторином Владиславовичем Глинкой, от которого в наследство внуку досталась семейная история и герб. Когда Смоленская область перешла в результате войны под власть России, то Глинка сменил подданство и стал русским православным. Свою же власть он смог сохранить благодаря власти церковной.
Воспитывали Глинку младшего его бабушка, Фекла Александровна. Мать при воспитании сына практически не участвовала. Вот и вырос Михаил Иванович эдаким нервным недотрогой. Сам же он вспоминает эти времена, как если бы он рос эдакой «мимозой».
После смерти бабушки он перешел под крылышко матери, которая приложила немало сил для того, чтобы полностью перевоспитать своего ненаглядного сына.
Игре на скрипке и фортепиано маленький мальчик учился примерно с десяти лет.
Расцвет творчества
В 1822–1823 годах Глинка написал широко известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие. В эти же годы он познакомился с известными Василием Жуковским, Александром Грибоедовым и другими.
После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини, Доницетти Глинка меняет свой музыкальный стиль. Затем им велись работы над полифонией, композицией, инструментовкой.
Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Её премьера в 1836 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом. Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к отъезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, и лишь в 1847 году вернулся на родину.
Множество произведений в биографии Михаила Глинки были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка.
Краткая биография Глинки
Михаил Иванович Глинка
Михаил Иванович Глинка— великий, талантливый русский композитор, положивший начало новому художественному языку в музыке. Именно он дал начало национальной русской опере, стал родоначальником русского симфонизма (художественный замысел раскрывается с помощью музыкального развития). Создал в камерной вокальной музыке один из важнейших жанров — классический русский романс.
Михаил Иванович Глинка родился в Смоленской губернии, в родовом имении в деревне Новоспасское, 1 июня (20 мая по старому стилю) 1804 года. Он был мальчик слабым и болезненным. До 10 лет его воспитанием занималась бабушка, женщина строгих правил и высокой морали. Самое первое образование Михаил получил в стенах родного дома. Слушая пение крестьян, оркестр крепостных музыкантов, мальчик рано начал проявлять интерес к музыке. Уже в десятилетнем возрасте он обучился игре на фортепиано, скрипке.
После смерти бабушки мать оформила ребёнка на учёбу Благородный пансион в Петербурге, воспитанниками которого были только дети дворян. Здесь юный Глинка знакомится Александром Пушкиным, навещавшим своего брата, Льва. Во время учёбы в пансионе Михаил берёт уроки музыки у пианиста К. Майера, повлиявшего впоследствии на формирование музыкальных пристрастий Глинки. В 1822г. учёба в пансионе была успешно закончена. К этому же периоду относится и начало музыкальной деятельности будущего композитора. Им были написаны первые романсы, среди которых «Не пой, красавица, при мне».
В 1823 г. Глинка уезжает на Кавказ для лечения. Во время этого путешествия композитор, помимо лечения, занимался изучением местного фольклора, легенд, любовался потрясающей красотой природы. После возвращения домой, под впечатлением от поездки, он начал сочинять оркестровую музыку. А в 1824г. устраивается на работу в Министерство путей сообщения в Петербурге. В это время он знакомится со многими творческими людьми, сочиняет произведения. Но спустя пять лет службы композитор понимает, что работа ограничивает его время на занятия музыкой. И поэтому он принимает решение уйти в отставку.
В 1830г. в связи с проблемами со здоровьем Глинка отправляется на лечение в Европу. Он посещает Италию, где параллельно с лечением берёт уроки композиции и вокала у знаменитых композиторов Беллини, Мендельсона, посещает оперу. К этому периоду относится написание романса «Венецианская ночь». В 1834г. композитор уезжает в Германию, где посвящает время изучению теории музыки у знаменитого учёного З. Дена. Именно тогда появляется идея создать национальную русскую оперу. Но обучение пришлось прервать (из-за смерти отца) и вернуться домой.
После возвращения в Россию все мысли композитора заняты музыкой. Он живёт в Петербурге, посещает поэтические вечера у В. Жуковского и мечтает сочинить свою первую оперу. Эта идея не давала ему покоя ещё в юные годы. Так родилась опера «Иван Сусанин», успешная премьера которой состоялась в Большом театре в 1836г. Эту дату можно смело назвать днём рождения русской патриотической оперы. А уже в 1842г. композитор окончил работу над второй оперой «Руслан и Людмила». Но это сочинение было менее успешным, подверглось критике. Не очень удачная премьера оперы и кризис в личной жизни сподвигнуло композитора на новое заграничное путешествие.
В 1845г. он поселился в Париже, где дал благотворительный концерт из своих произведений. После он отправился в Испанию, где прожил до 1847г. Здесь были созданы великолепные пьесы для оркестра «Арагонская Хота», «Воспоминание о летней ночи в Мадриде». Успокоившись эмоционально, композитор в 1851г. возвращается в Россию. Но в 1852г. слабое здоровье послужило поводом для отъезда в Испанию, потом в Париж. В 1855г. был сочинён романс «В минуту жизни трудную».
С 1856г. Глинка окончательно стал жить в Берлине, где занимался изучением творчества И. Баха и других знаменитых музыкантов. Скончался великий композитор в 1857г., 15 февраля в Берлине и похоронен на местном кладбище. Вскоре, благодаря его сестре, его перезахоронили в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище.
Смерть и наследие
Глинка уехал в Берлин в 1856 году, где и скончался 15 февраля 1857 года. Похоронили композитора на лютеранском Троицком кладбище. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен.
Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы.
Наследие Глинки для детей включает романсы, песни, симфонические фантазии, а также оперу «Руслан и Людмила», которая стала еще более сказочной после воплощения ее в музыке великим композитором.
Музыкальный критик В. Стасов кратко заметил, что Глинка стал для русской музыки тем, кем стал Александр Пушкин для русского языка: они оба создали новый русский язык, но каждый в своей сфере искусства.
Пётр Чайковский дал такую характеристику одному из произведений Глинки: “Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“.
Музей Глинки расположен в Новоспасском селе, в родной усадьбе композитора. Памятники Михаилу Ивановичу Глинке были установлены в Болонье, Киеве, Берлине. Его именем также была названа Государственная академическая капелла в Санкт-Петербурге.
Смерть и память о великом композиторе
В Берлине 15 февраля 1857 года в полном одиночестве, вдали от Родины Глинка скончался. Прах его в перевезли в Россию и погребли Александро-Невской лавре. Михаил Иванович Глинка оставил сравнительно небольшое количество произведений: три оперы («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Князь Холмский»), несколько симфоний, романсы, песни, инструментальные пьесы и ансамбли. Но трудно переоценить значение Глинки в истории развития русской классической музыки. Жизнеутверждающая сила, народность и реализм сделали произведения Глинки бессмертными.
Музей Глинки
Усадьба-музей М.И. Глинки в Новоспасском
Музей, посвященный жизни Михаила Ивановича Глинки, находится в бывшем родовом имении, там родился композитор. Музей-усадьба Новоспасское является первым и единственным музеем композитора. В пяти комнатах дома размещена экспозиция, рассказывающая о его жизни и творческой деятельности. Восстановлены зал, столовая, бильярдная, кабинеты отца и самого композитора, комната птиц.
Ежегодно в конце мая — начале июня на Смоленщине проводится музыкальный фестиваль имени М. И. Глинки, завершение которого традиционно проходит в Новоспасском. В эти дни в усадьбе особенно многолюдно. В 2004 г. вся Россия отмечала 200-летие со дня рождения Михаила Ивановича Глинки. Часть празднований проходило в родовой усадьбе композитора.
Пушкин, Жуковский в гостях у Глинки
- Родители композитора доводились друг другу дальними родственниками – троюродными братом и сестрой. Для того, чтобы венчание состоялось, отцу Михаила, Ивану Николаевичу пришлось обращаться за одобрением к архиерею.
- Воспитанием маленького Михаила Глинки занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после смерти бабушки.
- Когда Михаилу было 10 лет, он уже играл на скрипке и фортепиано.
- Глинка был хорошо знаком с Пушкиным и с некоторыми декабристами
- Множество произведений в биографии Михаила Глинки были написаны во время заграничных поездок.
- «Патриотическая песня», сочинённая в Глинкой 1833 году, использовалась в качестве государственного гимна Российской Федерации с 1990 по 2000 год.
Документальный фильм «Гении и злодеи. Михаил Глинка», 2009 год
На уроках музыки, как правило в четвертых классах начальной школы, детей знакомят с произведениями великого композитора Глинки. Здесь вы сможете скачать сообщение на тему «Михаил Иванович Глинка в текстовом формате doc — «Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка. Краткая биография. Интересные факты из жизни»
Глинка и Пушкин
Михаил Иванович и Александр Сергеевич были современниками. Пушкин был старше Глинки всего на пять лет. После того, как Михаил Иванович перешагнул рубеж в двадцать лет, у них с Александром Сергеевичем появилось много общих интересов. Дружба молодых людей продолжалась до трагической гибели поэта.
Картина «Пушкин и Жуковский у Глинки». Художник Виктор Артамонов
Глинка задумал оперу «Руслан и Людмила» для того, чтобы иметь возможность поработать с Пушкиным. Смерть поэта сильно замедлила процесс создания оперы. В итоге ее постановка почти провалилась. Глинку называют “Пушкиным от музыки”, ведь он внес такой же посильный вклад в становление русской национальной оперной школы, как его друг в развитие русской литературы.
Личная жизнь
Но не только творческие проблемы заботят в это время Глинку. Он помышляет о женитьбе. Избранницей Михаила Ивановича оказалась Марья Петровна Иванова, миловидная девушка, его дальняя родственница. «Кроме доброго и непорочнейшего сердца, — пишет Глинка матери фазу же после женитьбы, — я успел заметить в ней свойства, кои я всегда желал найти в супруге порядок и бережливость… несмотря на молодость и живость характера, она очень рассудительна и чрезвычайно умеренна в желаниях». Но будущая жена ничего не смыслила в музыке. Однако чувство Глинки к Марье Петровне было настолько сильным и искренним, что обстоятельства, которые впоследствии привели к несовместимости их судеб, в то время могли казаться не столь существенными.
Венчались молодые в конце апреля 1835 года. Вскоре после этого Глинка с женой отправился в Новоспасское. Счастье в личной жизни подхлестнуло его творческую активность, он принялся за оперу с еще большим рвением.
Михаил Глинка с женой
Опера быстро продвигалась, но добиться постановки ее на сцене Петербургского Большого театра оказалось делом нелегким. Директор императорских театров A. M. Гедеонов с большим упорством препятствовал принятию новой оперы к постановке. По-видимому, стремясь оградить себя от любых неожиданностей, он отдал ее на суд капельмейстеру Кавосу, который, как уже было сказано, являлся автором оперы на тот же сюжет. Однако Кавос дал произведению Глинки самый лестный отзыв и снял с репертуара свою собственную оперу. Таким образом, «Иван Сусанин» был принят к постановке, но Глинку при этом обязали не требовать за оперу вознаграждения.
Премьера «Ивана Сусанина» состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным. Глинка писал своей матери на следующий день:
«Вчерашним вечером свершились, наконец, желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актеры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною… »
Острота восприятия новизны музыки Глинки примечательно выражена в «Письмах о России» Анри Мериме «Жизнь за царя» г. Глинки отличается чрезвычайной оригинальностью… Это такой правдивый итог всего, что Россия выстрадала и излила в песне; в этой музыке слышится такое полное выражение русской ненависти и любви, горя и радости, полного мрака и сияющей зари… Это более чем опера, это национальная эпопея, это лирическая драма, возведенная на благородную высоту своего первоначального назначения, когда она была еще не легкомысленной забавой, а обрядом патриотическим и религиозным».
Идея новой оперы на сюжет поэмы «Руслан и Людмила» возникла у композитора еще при жизни Пушкина. Глинка вспоминает в «Записках»:
«… я надеялся составить план по указанию Пушкина, преждевременная кончина его предупредила исполнение моего намерения».
Картина «Пушкин и Жуковский у Глинки». Художник Виктор Артамонов
Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября 1842 года, ровно — день в день — через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». С бескомпромиссной поддержкой Глинки, как и шесть лет назад, выступил Одоевский, выразивший свое безусловное преклонение перед гением композитора в следующих немногих, но ярких, поэтических строках «… на русской музыкальной почве вырос роскошный цветок, — он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его, — черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие».
Однако новая опера Глинки, в сравнении с «Иваном Сусаниным», вызвала более сильную критику. Самым яростным противником Глинки выступил в печати Ф. Булгарин, в то время все еще весьма влиятельный журналист.
Композитор тяжело это переживает. В середине 1844 года он предпринимает новое длительное заграничное путешествие — на этот раз во Францию и Испанию. Вскоре яркие и разнообразные впечатления возвращают Глинке высокий жизненный тонус.
Труды Глинки скоро увенчались новым большим творческим успехом осенью 1845 года им была создана увертюра «Арагонская хота». В письме Листа к В. П. Энгельгардту мы находим яркую характеристику этого произведения:
… мне очень приятно… сообщить Вам, что «Хоту» только что исполняли с величайшим успехом…
Уже на репетиции понимающие музыканты… были поражены и восхищены живой и острой оригинальностью этой прелестной пьесы, отчеканенной в таких тонких контурах, отделанной и законченной с таким вкусом и искусством! Какие восхитительные эпизоды, остроумно связанные с главным мотивом… какие тонкие оттенки колорита, распределенные по разным тембрам оркестра!. . Какая увлекательность ритмических ходов от начала и до конца! Какие самые счастливые неожиданности, обильно исходящие из самой логики развития!»
Окончив работу над «Арагонской хотой», Глинка не торопится приняться за следующее сочинение, а целиком посвящает себя дальнейшему углубленному изучению народной испанской музыки. В 1848 году, уже по возвращении в Россию, появилась еще одна увертюра на испанскую тему — «Ночь в Мадриде».
Оставаясь на чужбине, Глинка не может не обращаться мыслью к далекой отчизне. Он пишет «Камаринскую». Эта симфоническая фантазия на темы двух русских песен свадебной лирической («Из-за гор, гор высоких») и бойкой плясовой, явилась новым словом в отечественной музыке.
В «Камаринской» Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы ее дальнейшего развития. Все здесь глубоко национально, самобытно. Он умело создает необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений.
Работа над оперой «Руслан и Людмила»
После «Ивана Сусанина» Глинка начал работу над следующей оперой — «Руслан и Людмила». Он очень хотел, чтобы либретто написал сам А. С. Пушкин, но сделать этого не удалось из-за гибели поэта. В итоге над либретто стал трудиться сам Глинка.
Композитор более пяти лет работал над оперой. За это время он успел написать еще несколько произведений. Среди них: «Вальс-Фантазия», музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», цикл романсов «Прощание с Петербургом».
Работа велась достаточно длительное время, так как светское общество все еще недоброжелательно относилась к композитору. Кроме этого, начались слухи и сплетни, так как композитор развелся с супругой. Только общение с близкими друзьями К. Брюлловым и Н. В. Кукольником приносило ему утешение.
27 ноября 1842 года опера была поставлена. Это произошло ровно через 6 лет после «Ивана Сусанина», день в день. Николай I не одобрил новую оперу, так как в ней не было прославления самодержавия, он покинул зал, не дожидаясь окончания спектакля. Это послужило началом травли оперы в аристократических кругах.
Все это не помешало пройти постановке более 40 раз, так как в защиту композитора встали общественные деятели. Одним из выступивших в защиту оперы был Одоевский.
Михаил Иванович очень тяжело переживал неудачу оперы. Забыть об этом ему помогли мысли о будущих произведениях.
Творчество
В скором времени после выпуска из пансиона, Михаил начал писать свои первые произведения. В начале 1820-х годов он сочинил несколько романсов. Любопытно, что один из них – «Не пой, красавица, при мне», был положен на стихи Пушкина.
После этого Глинка начал писать необычайно много композиций, пробуя свои силы в разных музыкальных жанрах. Стоит заметить, что он стремился выйти за рамки устоявшихся шаблонов бытовой музыки.
В 1823 г. Михаил Глинка побывал на Кавказе, где лечился минеральными водами. Здесь он познакомился с музыкой местных народов, которая произвела на него большое впечатление. Тогда же ему удалось познакомиться с такими видными деятелями, как Василий Жуковский, Адам Мицкевич и Александр Грибоедов.
В 1829 г. Глинка вместе с Николаем Павлищевым опубликовал «Лирический альбом», в который входили несколько произведений Михаила. В следующем году он начал жаловаться на здоровье, в связи с чем решил сменить петербургскую сырость на более благоприятный климат.
Музыкант отправился лечиться в Европу, посетив ряд немецких и итальянских городов. В Италии Глинка исследовал вокальный жанр бельканто и написал немало произведений в «итальянском духе». К тому моменту биографии его композиции уже соответствовали высочайшему классу.
Именно тогда у Михаила сформировался собственный «почерк». Летом 1833 г. он отправился в Германию. Тут он брал уроки у Зигфрида Дена. Спустя год он получил известие о смерти отца, по причине чего был вынужден вернуться домой.
В 1834 г. Глинка принялся за написание своей первой оперы «Жизнь за царя», которую окончил спустя пару лет. После этого она была поставлена на сцене Петербургского Большого театра. Тогда же он получил должность капельмейстера Придворной певческой капеллы, которую возглавлял 2 года.
В конце 1842 г. композитор представил свою очередную оперу «Руслан и Людмила», которая подверглась жесткой критике. Михаил Глинка был очень огорчен такой реакцией общественности. К тому же, он переживал кризис в личной жизни, что еще больше ухудшило его психическое и физическое здоровье.
В результате, Михаил решил отправиться в очередную долгосрочную поезду по Европе, посетив несколько французских и испанских городов. Со временем к нему вновь вернулось вдохновение, благодаря чему он сочинил ряд произведений, включая «Арагонскую хоту» и «Воспоминание о Кастилии».
Картина «Пушкин и Жуковский у Глинки»
Возвратившись на родину, Глинка начал часто получать приглашения на разные светские мероприятия, которые чрезмерно утомляли его. Это привело к тому, что он решил снова выехать за границу. В 1848 г. мужчина прибыл в Варшаву, пробыв там около 2-х лет.
В данный период биографии композитор написал симфоническую фантазию «Камаринская». Важно заметить, что в данном произведении автор заложил новый тип симфонической музыки, сумев мастерски воссоединить разные ритмы, настроения и характеры.
Последние 5 лет жизни Глинка провел в разъездах. Во время 2-летнего пребывания в Париже, он работал над симфонией «Тарас Бульба», которую так и не успел закончить. После начала Крымской войны Михаил Иванович возвратился в Россию. Тут мужчина занялся написанием мемуаров – «Записки», которые были изданы уже после его смерти.
Михаил Иванович Глинка — История русской музыки
Ты находишься на страничке, посвященной великому русскому композитору Михаилу Ивановичу Глинке!
Михаил Иванович Глинка — русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы — народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине.
Для начала необходимо познакомиться с личностью композитора, для этого предлагаю вам ознакомиться с биографией Михаила Ивановича.
Родился 1 июня 1804 г. в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье помещика. В 1818 г. поступил в Благородный пансион при Петербургском педагогическом институте, который закончил в 1822 г. В пансионе Глинка начал сочинять музыку и стал популярен как автор замечательных романсов. Всего им написано 80 произведений для голоса и фортепиано, среди которых шедевры вокальной лирики: элегии «Не искушай», «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом» и другие.
После окончания пансиона Глинка поступил в Главное управление путей сообщения, но вскоре оставил службу, чтобы всецело посвятить себя музыке.
В 1830—1834 гг. он предпринял большое путешествие по Италии, Австрии и Германии, знакомясь с европейскими музыкальными традициями и совершенствуя своё композиторское мастерство. По возвращении приступил к осуществлению своей заветной мечты — написать русскую оперу. Сюжет был подсказан В. А. Жуковским — подвиг Ивана Сусанина. Уже в в 1836 г. Петербурге состоялась премьера оперы «Жизнь за царя». После успеха Глинка принялся за вторую оперу, на этот раз на пушкинский сюжет. Работа шла, правда с перерывами, около шести лет. В 1842 г. состоялась премьера «Руслана и Людмилы», ставшей первой сказочно-эпической оперой в истории русской музыки.
Творчество Глинки высоко ценилось музыкантами — его современниками. Так, Ф. Лист переложил для фортепиано «Марш Черномора» из «Руслана и Людмилы» и очень часто исполнял его в своих концертах.
В 1844—1847 гг. Глинка путешествовал по Франции и Испании. Образы Испании нашли своё отражение в увертюрах «Арагонская охота» (1845 г.) и «Ночь в Мадриде» (1851 г.). Не менее красочно воплотил композитор в симфонической музыке и образ родной страны. Находясь
в Варшаве, он написал оркестровую фантазию «Камаринская» (1848 г.) на тему двух русских народных песен. Об этом сочинении П. И. Чайковский сказал, что в нём, «как дуб в жёлуде, заключена вся русская симфоническая музыка».
В 1856 г. Михаил Иванович поехал в Берлин изучать полифонию старых мастеров, чтобы воскресить в своём творчестве древнерусские знаменные церковные напевы. Реализовать замысел не удалось: 15 февраля 1857 г. Глинка скончался.
Теперь настало время познакомить вас с двумя операми М.Глинки, для этого посмотрите презентацию.
Две оперы М.Глинки
Прослушайте Арию Сусанина
Видео YouTube
В этом документе представлены основные значимые произведения композитора.
Произведения Глинки
Цитата из Соломона Волкова:
«Глинкa обожaл рaспевaть свои ромaнсы (среди которых немaло подлинных шедевров), сaдясь зa фо
ртепиaно где-то после двух ночи нa сборищaх в доме Кукольникa, где композитор проводил дни и ночи в компaнии художникa Брюлловa и прочей богемной брaтии. Это все были люди тaлaнтливые, иногдa в высшей степени, но до глинкинского гения им было дaлеко. Они это понимaли и окружaли композиторa искренним обожaнием. Здесь Глинкa спaсaлся от невыносимых проблем своего рaспaдaвшегося брaкa с женщиной, которaя попрекaлa композиторa тем, что он трaтит слишком много денег нa нотную бумaгу».
Немного о Глинке
Литература:
Прослушать произведения Глинки можно здесь
Биография композитора
Музей-усадьба М.Глинки
Глинка. Испанские увертюры
Прощание с Петербургом
Выполнила — Кузнецова Аста
Михаил Глинка — Студенты | Britannica Kids
Х. Роджер-Виоллет(1804–57). Михаил Глинка был первым русским композитором, получившим международное признание. Хотя он написал относительно немного композиций, его творчество считается основой большей части более поздней русской музыки, и его считают отцом русской националистической школы. Его опера «Руслан и Людмила » послужила образцами лирической мелодии и красочной оркестровки, на основе которых Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков и другие выдающиеся русские композиторы сформировали свои стили.
Михаил Иванович Глинка родился 1 июня (21 мая по тогдашнему календарю) 1 июня (21 мая по тогдашнему календарю) 1804 года в Новоспасском. Бабушка с ранних лет приобщила его к народной музыке, что позже сформировало в нем интерес к созданию музыки с ярко выраженным русским характером. вкус. Впервые он заинтересовался западной музыкой в возрасте 10 или 11 лет, когда услышал частный оркестр своего дяди. С 1818 по 1822 год он учился в Главном педагогическом институте в Санкт-Петербурге, а также брал уроки игры на фортепиано у частных учителей, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда. В 1824 году он начал работать в Министерстве путей сообщения, но официальная карьера его не интересовала, и в 1828 году он оставил этот пост, чтобы продолжить свое музыкальное образование. Примерно в это же время он начал сочинять песни и немного камерной музыки. Три года в Италии привели его к очарованию итальянских оперных композиторов Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти, хотя в конечном итоге тоска по дому привела его к идее сочинять музыку с русскими стилями и темами.
Глинка впервые начал серьезно заниматься композицией и контрапунктом у Зигфрида Дена в Берлине, где он начал свою Sinfonia per l’orchestra sopra due to motive russe
(1834; Симфония для оркестра на два русских мотива). После смерти отца он вернулся в Россию, где женился и занялся сочинением первой принесшей ему известность оперы «Жизнь за царя » (позже переименованной в «Иван Сусанин »). Премьера оперы по мотивам русской народной сказки состоялась в Санкт-Петербурге в присутствии царя Николая I в 1836 году. В этот период Глинка написал несколько своих лучших песен. В 1842 году вышла его вторая опера, Руслан и Людмила , было произведено. Экзотический сюжет оперы повествует о русском богатыре, который должен спасти свою невесту из лап злого карлика. Смелая оригинальная музыка Руслан не имела успеха у публики, но произведение оказало значительное влияние на более поздних русских композиторов. Венгерский композитор Ференц Лист был поражен новизной музыки.Разочарованный холодным приемом своей последней оперы, Глинка в 1844 году уехал из России. Он имел удовольствие услышать отрывки из обеих своих опер в Париже. Французский композитор Гектор Берлиоз дирижировал произведением Глинки в 1845 году как первое исполнение русской музыки на Западе. Из Парижа он отправился в Испанию, где оставался до мая 1847 г., собирая материалы для своих двух «испанских увертюр» — блестящего каприччио 9-го мая 1847 г.0003 Арагонская хота (1845; Арагонская хота, также называемая Первая испанская увертюра ) и Летняя ночь в Мадриде (1848, также называемая Вторая испанская увертюра ). Он вернулся в Россию в 1848 году и написал новаторскую и влиятельную оркестровую композицию « Камаринская ». Петр Ильич Чайковский сказал, что это произведение было желудем, из которого вырос дуб позднейшей русской симфонической музыки. Между 1852 и 1854 годами он снова был за границей, в основном в Париже, пока начало Крымской войны не заставило его снова вернуться домой.
Затем Глинка написал свои весьма занимательные Zapiski (1887; Memoirs ), которые раскрывают его как симпатичного, но довольно ленивого человека, который также был ипохондриком. Последним его заметным сочинением стало « Festival Polonaise », написанное для коронационного бала царя Александра II в 1855 году. Глинка умер 15 февраля (3 февраля) 1857 года в Берлине.Михаил Иванович Глинка Лучшие произведения. Сообщение о композиторе Глинке
Глинка 1856 год, незадолго до смерти
Говоря о русской национальной композиторской школе нельзя не упомянуть Михаила Ивановича Глинку. В свое время он имел немалое влияние на членов могучей банды, составлявшей в то время оплот композиторского искусства в России. Он также оказал значительное влияние на Петра Ильича Чайковского.
Детство Михаила Ивановича
Михаил Иванович родился в 1804 году, в имении своего отца, в селе Новоспасском, что в Смоленской губернии. У него были выдающиеся предки.
Воспитывал Глюкла бабушки Феклы Александровны. Мать в воспитании сына практически не участвовала. Так Михаил Иванович рос Эдаком, нервным. Он и сам вспоминает эти времена, как будто вырос на «Мимозе».
После смерти бабушки он перешел под опеку матери, которая приложила немало сил, чтобы полноценно отреагировать любимому сыну.
Игра на скрипке и фортепиано Мальчик учился лет с десяти.
Жизнь и искусство
Первоначально музыке Глюка обучала гувернантку. Позднее родители отдали его в дворянский совет, где в Петербурге он и познакомился с Пушкиным. Туда он приехал в гости к своему младшему брату, однокурснику Михаилу.
1822-1835
В 1822 году юноша окончил обучение в пансионе, но музыкального творчества не бросил. Он продолжает заниматься музыкой в дворянских салонах, а иногда руководит оркестром дяди. Примерно в то же время глинт становится похожим на композитора: он очень много пишет, при этом усердно экспериментируя в разных жанрах. В то же время он написал несколько песен и романсов, хорошо известных сегодня.
Среди таких песен можно выделить «Не искушай меня без надобности», «Не пой, красивая, со мной».
Кроме того, он становится жестким с другими композиторами. Все это время идет работа над совершенствованием своего стиля. Молодой композитор остался недоволен своим творчеством.
В конце апреля 1830 года молодой человек переезжает в Италию. В то же время он совершает большое путешествие по Германии, растянувшееся на все летние месяцы. В это время он пробует свои силы в жанре итальянской оперы.
Стоит отметить, что в это время его композиции уже становятся зрелыми для молодежи.
В 1833 году он работает в Берлине. Когда приходит известие о смерти отца, он тут же возвращается в Россию. И в то же время в его голове рождается создание русской оперы. Для сюжета он выбрал легенды об Иване Сусанине. А вскоре после женитьбы на ее дальней родственнице возвращается в Новоспасское. Там он со свежими силами принимается за работу над оперой.
1836-1844
Примерно в 1836 году закончил работу над оперой «Жизнь за царя». Но поставить его было уже намного сложнее. Дело в том, что этому помешали директора императорских театров. Но и Оперу он подарил Екатерине Кавос, оставив о ней самый лестный отзыв.
Опера была принята с необыкновенным восторгом. Глинка в результате написал матери следующие строки:
«Вчерашний вечер окончательно накопил мое желание, и моя маленькая работа увенчалась самым очаровательным успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актеры вышли из себя …Государь государь… Благодарю и долго беседовал со мной…»
После оперы Глинке назначили капледелку придворной капеллы. Впоследствии она руководила более двух лет.
Ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина» Глинка представил публике «Руслану и Людмилу». Он начал работать над ней еще при жизни поэта, но закончить ее удалось только с помощью маленьких поэтов.
1844-1857
Новая опера подверглась большой критике. Глинка серьезно обеспокоился этим фактом и решил отправиться в длительную путевку. Теперь он решил отправиться во Францию, а затем в Испанию, где продолжает работать. Так он ездил до лета 1947. В Этро работает над жанром симфонической музыки.
Долго путешествует, два года жил в Париже, где отдыхал от постоянных разъездов в дилижанах и по железной дороге. Иногда возвращается в Россию. Но в 1856 году он отправился в Берлин, где 15 февраля и умер.
Глинку по праву можно считать творцом русской музыкальной классики. Художественное совершенство и профессиональное мастерство его произведений вывели русскую музыку на мировой уровень. По-новому решалась проблема национальной музыки. Композитор создал образцы лучшей национальной русской лирики, а русский богатырский дух выразился в музыке.
В творчестве Глинки оперный характер приобрел солидное развитие. Им были написаны две оперы:
1. «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») — первая народная музыкальная драма, первая русская драматическая опера. Глоком, жанр этой оперы был определен как «бытовая героико-трагическая опера».
2. «Руслан и Людмила» — первая сказочно-эпическая опера. Она совершенно не похожа на оперу «Иван Сусанин». Глинки, она получила название «Большая волшебная опера».
Глинкой написано более 70 романсов. Этот жанр был поднят композитором на новую высокую ступень. Глинка – певец, а потому при написании романсов он учитывал все особенности человеческого голоса, что делало мелодии естественными и удобными для пения. В них прослеживается связь национальных черт и итальянского BEL Canto.
Считается, что Глинка создал русский жанр симфонизма. Им были написаны такие увертюры на народные темы:
— «Камаринская»,
— «Ночь в Мадриде»,
— «Арагонская жара».
Глинка – исток лирической симфонии.
Глинка и Пушкин были современниками и стали классиками. У них много общего:
Целостность
Объективность,
Гармония
Ясность взгляда на мир
Гармоническое равновесие между добром и злом,
Световое восприятие мира
Уравновешенные формы.
Глинка проникал в суть народной песни, много времени уделял изучению.
Глинка был очень образованным человеком своего времени. Он владел шестью языками, благодаря чему мог общаться со многими музыкантами мира, узнавать все достижения мировой музыки.
С детства Глинка учился в оркестре своего дяди. Кроме того, он занимался с оркестром у Зигфрида Дена, который делал учебники по полифонии и гармонии специально для Глинки.
Также Глинкой написано множество камерных ансамблей, фортепианных произведений, альтовых сонат, музыки к спектаклям. Композитор также написал музыкальное сопровождение к трагедии князя Холмского.
Михаил Иванович Глинка — композитор, чьи сочинения оказали сильнейшее влияние на формирование следующих поколений музыкантов. Идеи его произведений развивали в своем творчестве А. С. Даргомыжский, члены «могучей кучки», П. И. Чайковский.
Михаил Глинка. Краткая биография: Детям 9 лет0057
Михаил появился в июне 1804 года в далеком селе Новоспасском, принадлежавшем его родителям и находившемся от Смоленска в 100 верстах, а от местечка Ельни в 20. Систематически обучать мальчика как музыке, так и общеобразовательным дисциплинам начали довольно поздно. Первой с ним занималась приглашенная из Петербурга гувернантка В. Ф. Кламер.
М. Краткая биография: Первые опыты письма
В 1822 году, сразу после окончания учебы в пансионе, Михаил написал для арфы и фортепиано несколько вариаций на одну из модных в то время опер. Они стали первым опытом Глинки в написании музыки. С этого момента он продолжал совершенствоваться и вскоре много писал в самых разнообразных жанрах. Ущемление своей работы, несмотря на признание, приводит ее к поиску новых форм, к знакомству с творческими людьми. В написании музыки ему не могли помешать ни светские тусовки, ни ухудшение здоровья. Это стало его глубокой внутренней потребностью.
М. И. Глинка. Краткая биография: выезд за границу
Задуматься о поездке за границу его побудило несколько причин. Это, в первую очередь, возможность получить новые впечатления, знания, опыт. А еще он надеялся, что новый климат поможет ему поправить здоровье. В 1830 году он отправился в Италию, но по дороге остановился в Германии и провел там лето. Затем блеск обосновался в Милане. В 1830-1831 годах композитор много сочиняет, появляются новые произведения. В 1833 году Глинка отправился в Берлин. По дороге он надолго задержался в Вене. В Берлине композитор намеревался применить свои теоретические познания в музыке. Находился под руководством З. Дена.
М. И. Глинка. Краткая биография: Возвращение на Родину
Вне занятий в Берлине Глинку вынудила известие о смерти отца. Когда Михаил Иванович приехал в Петербург, он стал часто бывать в Жуковском. У поэта каждую неделю собирались писатели и музыканты. На одной из встреч Глинка поделился с Жуковским своим желанием написать впервые русскую оперу. Он одобрил замысел композитора и предложил взять на себя сюжет Ивана Сусанина. В 1835 г. Глинка отмечен у М. П. Ивановой.
Счастье не только не мешало творчеству, а наоборот семь композиторской деятельности. Оперу «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») он написал достаточно быстро. Осенью 1836 года уже состоялась ее премьера. Она имела огромный успех у публики и даже у императора.
М. И. Глинка. Краткая биография: новые произведения
В жизни Пушкина у композитора возникла идея написать оперу, взяв за основу сюжет своих стихов «Руслан и Людмила». Она была готова в 1842 году. Это тоже была постановка, но опера имела меньший успех, чем «жизнь за короля». Композитору было нелегко пережить критику. Через два года он отправился в путешествие по Франции и Испании. Новые впечатления вернули композитору творческое вдохновение. В 1845 году он создал увертюру «Горячий Арагон», которая прошла с немалым успехом. Спустя три года появилась «Ночь в Мадриде».
На чужой земле композитор все чаще обращался к русским песням. На их основе он написал Камаринскую, которая заложила основы для разработки нового типа.
Михаил Глинка. Биография: последние годы
Михаил Иванович жил за границей (Варшава, Берлин, Париж), затем в Петербурге. Творческие планы композитора были еще полны. Но он предотвратил распри и травлю, пришлось сжечь несколько десятков. До последних дней рядом с ним оставалась Л. И. Шестакова, его младшая сестра. Глинка умер в Берлине, в феврале 1857 года. Прах композитора был перевезен и похоронен в Петербурге.
Пьянова Яна.
6 класс специализация «теория музыки», Маудо «Детская школа искусств № 46»,
РФ, г. Кемерово
Заиграева Валентина Афанасьевна
ученый, преподаватель теоретических дисциплин Маудо «Детская школа искусств № 46»,
РФ, Кемерово
Введение
Михаила Ивановича Глинку часто называют «Пушкинской русской музыкой». Подобно тому, как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Глинка стал основоположником русской классической музыки. Подобно Пушкину, он обобщил лучшие достижения своих предшественников и в то же время поднялся на новую, гораздо более высокую ступень, показал русскую жизнь во всех ее проявлениях. С этого времени русская музыка прочно заняла одно из ведущих мест в мировой музыкальной культуре. Близок Глинке Пушкин и по яркому, гармоничному восприятию мира. Он говорит под свою музыку о том, как красив человек, насколько возвышен в лучших порывах его души — в героизме, верности, самоотверженности, самоотверженности, дружбе, любви. Эта музыка воспевает жизнь, утверждает неизбежность победы разума, добра и справедливости, а эпиграф можно было бы поставить на известные пушкинские строки к ней: «Да здравствует солнце, и скроется тьма!»
Глинка серьезно отнесся к профессиональной стороне. Целостность, форма жгута; ясность, точность музыкального языка; Продуманность малейших деталей, уравновешенность чувств и разума. Глинка — самый классический, строгий и честный из всех композиторов XIX века.
В своем творчестве Глинка обращался к различным музыкальным жанрам — опере, романсу, симфоническим произведениям, камерным ансамблям, фортепианным пьесам и другим сочинениям. Его музыкальный язык, вобравший в себя своеобразные черты русской народной песни и итальянского бельканто, Венской классической школы и романтического искусства, стал основой национального стиля русской классической музыки.
Михаил Иванович Стиль Глинки
1. Мелодия характеризуется ярко выраженной миссией. В ней есть особая плавность, связность, берущая свое начало в русских народных песнях
3. Ярким признаком национального стиля служат композиторские интервальные и мелодические приемы развития, связанные с принципом вариативности
4. Своеобразный подход Глинки к музыкальной форме в больших размерах: в приемах симфонического развития впервые мастерски осуществлен характерный для русской классической школы синтез гениальности и вариативности, пронизывающий увиденную форму музыкального произведения. вариативное развитие.
Основоположник русской классической школы
Классика русской музыки родилась в произведениях Глинки: операциях, романсах, симфонических произведениях. Эпоха Глинки в русской музыке приходится на дворянский период освободительного движения в России. Свою историческую роль навигатора нового классического периода русской музыки Глинка выполнил прежде всего как художник, впитавший передовые идеи эпохи декабристов. «Творит музыку народа, а мы, артисты, только ее аранжируем» — Слова Глинки об идее нации в его творчестве.
Широкое распространение русской музыки на мировом уровне началось с творчества Глинки: зарубежные поездки, знакомства с музыкантами других стран.
В 1844 году в Париже с успехом прошли концерты Глинки. С патриотической гордостью Глинка писал о них: «Я первый русский композитор, который представил парижской публике свое имя и свои произведения, написанные в России и для России».
Рисунок 1. М.И. Глинка
Творчество Глинки ознаменовало новый, а именно классический этап развития русской музыкальной культуры. Композитор сумел соединить лучшие достижения европейской музыки с национальными традициями отечественной музыкальной культуры. Однако его творчество не принадлежало ни к классицизму, ни к романтизму, а лишь заимствовало некоторые черты. В 30-е годы музыка Глинки еще не пользовалась широкой популярностью, но вскоре ее поняли и оценили. В основе авторского стиля Глинки лежит:
· С одной стороны, сочетание романтических музыкальных и языковых выразительных средств и классических форм;
· С другой, в основе его творчества лежит мелодия как носитель обобщенного смысла.
Путем настойчивых исканий Глинка пришел к созданию национального стиля и языка классической музыки, которые явились основой ее дальнейшего развития.
Творческие принципы Глинки
· Впервые народ представлен многогранно, не только с комической стороны, как в XVIII веке (народ у Ивана Сусанина)
· Объединение общего и частного начала в образной сфере (реализация общей идеи в конкретных образах)
· Обращение к истокам народного творчества (былины «Руслан и Людмила»)
· Использование цитирования («Камаринская» , «Иван Сусанин», «в Мать, по Волге. ..»)
· Сочинение в народном стиле («ходячие»)
· Этапная база русских народных песен (хор гребцов от Ивана Сусанина)
· Плагиат
· Использование ритуальных сцен (свадебные сцены из опер)
· Аккапельная подшивка нот («Родина моя»)
· Вариантный прием развития мелодии (из русской народной песни)
Главный творческий принцип Глинки заключался в том, чтобы дать возможность последующим поколениям русских композиторов быть равными его творчество, обогатившее национальный музыкальный стиль новым содержанием и новыми выразительными средствами.
Слова П.И. Чайковского о «Камаринской» М.И. Глинки можно выразить ценность творчества композитора в целом: «Русских симфонических очерков написано много; Можно сказать, что есть настоящая русская симфоническая школа. И что? Все это в «Камаринской», как и весь дуб в дрожи»
Виды симфонизма Глинки
Симфонических произведений Глинки немало. Почти все они в жанре однокомнатной увертюры или фэнтези. Историческая роль этих произведений весьма значительна. У Камаринской «Вальс-фантазия» и «Испанские увертюры» являются изначальными принципами симфонического развития, послужившими основой для развития симфонизма. По художественному смыслу они могут стоять с монументальными симфониями глинковцев в один ряд.
Симфоническое творчество Глинки относительно невелико по объему, но чрезвычайно ценно и важно для ценности его наследия. Наибольший интерес из его симфонических произведений представляют «Камаринская», «Испанские увертюры» и «Вальс-фантазия», а также симфонические номера из музыки к трагедии «Князь Холмский»
Музыка Глинки отмечена следующими направлениями русского симфонизма:
· Национальный жанр
· Лирико-эпический
· Драматический
· Лирико-психологический
В связи с этим особо стоит отметить «Вальс-фантазию». Жанр вальса оказывается у Глинки не просто танцем, а психологической зарисовкой, выражающей внутренний мир.
Рисунок 2. «Вальс-фантазия»
Драматический симфонизм в зарубежной музыке традиционно связан с именем Л. Бетховена, а в русской музыке наиболее яркое развитие он получает в творчестве П.И. Чайковский.
Оркестровое письмо Глинки
Высокими достоинствами характеризуется оркестровка Глинки, основанная на тщательно разработанных и глубоко продуманных принципах.
Важное место в творчестве Глинки занимают пьесы для симфонического оркестра. Глинка с детства любил оркестр, предпочитая оркестровую музыку любой другой. Оркестровое письмо Глинки, сочетающее в себе прозрачность и звуковое впечатление, обладает яркой образностью, блеском и богатыми красками. Мастер Оркестрового Колорита — Он внес ценнейший вклад в мировую симфоническую музыку. Мастерская оркестра разносторонне раскрывается в сценической музыке. Например, в увертюре к опере «Руслан и Людмила» и в своих симфонических пьесах. Таким образом, «Вальс-фантазия» для оркестра является первым классическим образцом русского симфонического вальса; «Испанские увертюры» — «Арагонская охота» и «Ночь в Мадриде» — положили начало развитию испанского музыкального фольклора в мировой симфонической музыке. В Камаринском оркестре синтезировано богатство русской народной музыки и высшие достижения профессионального мастерства.
Специфика письма Глинки — глубокое своеобразие. Он расширил возможности медной группы, особые красочные нюансы создаются за счет применения дополнительных инструментов (арфа, рояль, колокольчик) и богатейшей ударной группы.
Рисунок 3. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Романсы в творчестве Глинки
На протяжении всего своего творческого пути Глинка обращался к романсу. Это было в собственном дневнике, в котором композитор описал личные переживания, разлуку с тамтамами, ревность, печаль, разочарование и восторг.
Глинка оставил после себя более 70 романсов, в которых описал не только любовные переживания, но и портреты различных лиц, пейзажи, сцены из жизни и картины далеких времен. В романсе были не только интимные лирические чувства, но и общие и понятные для всех.
Романсы Глинки делятся на ранний и зрелый период творчества, охватывающий в целом 32 года, от первого романса до последнего.
Романсы Глинки не всегда мелодичны, иногда в них присутствуют оттяжные и образные интонации. Фортепианная партия в зрелом романсе – рисует фон действий, дает характеристику основным образам. В вокальных партиях Глинка полностью раскрывает возможности голосования и полного овладения ими.
Романтика — как музыка сердца и должна исполняться изнутри, в полной гармонии с ним и окружающим миром.
Не может не сказаться богатство жанров романсов Глинковского: Эллогия, Серенада, также в форме бытового танца — Вальс, Мазурки и Полька.
По форме романсы тоже бывают разные: и простые щипки, и трехчастные, и рондо, и сложные, так называемые сквозные формы.
Глинка написал романсы на стихи более 20 поэтов, сохранив при этом единство своего стиля. Большинству общества запомнились романсы Глинки на стихи А. С. Пушкина. Так точно передать глубину мысли, светлое настроение и ясность — не удавалось никому больше и не долгие годы!
Заключение
Михаил Иванович Глинка сыграл особую роль в истории русской культуры:
· В его творчестве завершился процесс формирования национальной композиторской школы;
· Русскую музыку заметили и оценили не только в России, но и за ее пределами
· Именно Глинка дал общее содержание идеи русского национального самовыражения.
Глинка предстает перед нами не только великим мастером, владеющим всеми секретами композиторского мастерства, но прежде всего великим психологом, знатоком человеческой души, умеющим проникнуть в самые сокровенные ее уголки и поведать о них миру.
Неисчерпаемость глинковских традиций тем сильнее, чем больше времени от благородной личности великого русского художника, от его творческого подвига, его исканий. Блестящая опера Глинки еще ждет своих новых прочтений; все еще ждут оперной сцены новых, красивых певиц школы Глинки; В развитии камерно-вокальной традиции заложено еще большое будущее — источник высокого и чистого артистизма. Давняя классика, искусство Глинки всегда современно. Он живет для нас как вечный источник обновлений. Гармонично слились в нем правда и красота, трезвая мудрость и отвага творческих шутов. И если суждено было открыть «новый период в истории музыки», то и этот период далек от своего завершения.
Библиография:
- Глинка М. И. К 100-летию со дня смерти / Под ред. ЕСТЬ. Гордеева. — М., 1958.
- Глинка М.И. Исследования и материалы / под ред. СРЕДНИЙ. Осовский. — Л.-М., 1950.
- Глинка М.И. Сборник материалов и статей / под ред. Так называемая Ливанова. — М.-Л., 1950.
- Левачева О. М.И. Глинки / О. Левачева. — М., 1987, 1988.
- Ливанова Т.М.И. Глинки / Т. Ливанова, В. Протопопов. — М., 1988.
- Памяти Глинки. Исследования и материалы. — М., 1958.
- Серов А.Н. Статьи о Глинке / А.Н. Серов // Избранные статьи: в 2 т. / А.Н. Серов. — М.-Л., 1950 — 1957.
- Стасов В. М.И. Глинка / В. Стасов // Эвим. Т.: В 3 т. / В. Стасов. — М., 1952. — Т. 1. — М., 1952.
Михаил Иванович Глинка (1804 — 1857).
Основоположник русской классики, первый композитор в истории страны, с необычайной широтой и силой национального характера в своей музыке. Михаил Глинка поднял музыку русского народа на самые высокие вершины мирового искусства. Совершенно несдается Глинке по сравнению с родоначальником новой русской литературы поэтом А. С. Пушкин.
В родном селе Новоспасской Смоленской губернии, из детского дома будущий композитор впитал яркие интонации и духовную широту народных крестьянских песен. К десяти годам работы с дядей в оркестре, где он освоил игру на разных инструментах, в его жизнь вошла и классическая музыка.
Музыкальное образование Глинка начал получать с четырнадцати лет в петербургском Дворянском пансионе, где он впервые обратился к писательству. Здесь он познакомился с будущими декабристами (одним из учителей Глинки был В. К. Кюхегельбекер), общение с которыми оказало большое влияние на формирование личности молодого музыканта.
Постепенно музыка становится делом его жизни. Однако в то время в России не было системного композиторского образования и для повышения своего мастерства композитор ездит за новыми впечатлениями в Германию, Австрию и Италию, что особенно влечет музыканта своей природой, историческими памятниками и совершенством мелодий. Известные увертюры «Арагонский жар» и «Ночь в Мадриде», написанные позднее, в период 1845-1851 годов, стали воплощением романтических образов этой страны.