Платон — краткая биография.
Платон — выдающийся древнегреческий философ-идеалист; его учение представляет собой первую классическую форму объективного идеализма. Сегодня нельзя с точностью утверждать, когда он появился на свет, большинство исследователей называют даты 428 и 427 гг. до н. э. Его родиной были Афины или Эгин; Платон был потомком семьи аристократов, которые принимали непосредственное участие в политической жизни полиса. Его образование было типичным для знати того времени. Одним из первых наставников Платона был Кратил, софист, близкий по взглядам к Гераклиту.
Примерно в 408 г. до н. э. произошло знаменательное событие, определившее всю дальнейшую биографию Платона и его мировоззрение, — знакомство с Сократом. Под его влиянием Платон перестал мечтать о карьере политика, и, как гласят предания, предал огню написанную им тетралогию в честь ближайших праздников. Сократ стал для Платона наставником и «поселился» во всех его произведениях, которые в большинстве своем были написаны в виде диалога между персонажами, главным образом, историческими.
После того как в 399 г. Сократ умер, Платон в компании нескольких друзей уехал в Мегару, где принимал участие в Коринфской войне. Известно, что в 387 г. до н. э. он побывал в Южной Италии и Сицилии, общался с представителями школы Пифагора. Именно ради этой встречи и была совершена данная поездка. Были в его биографии посещение Кирины и Египта.
В 387 г. до н. э. состоялось возвращение Платона в Афины, где он становится основателем собственной школы — Платоновской Академии (по имени героя мифологии Академуса). В этот период жизни он несколько раз приезжал в Сиракузы (на Сицилию), где активно участвовал в местной политической жизни. Так, там состоялось его знакомство с Дионом, который был приближенным Дионисия I старшего, правителя Сиракуз. Во второй раз на Сицилию Платон прибыл в 367 г. до н. э., после смерти правителя. Его целью было повлиять на Дионисия-младшего, чтобы тот стал «иллюстрацией» его идеи идеального государства, которым бы управлял справедливый мудрый царь, «философ на троне». Будучи сначала принятым весьма гостеприимно, Платон вскоре оказался изгнанником. Последнее путешествие на Сицилию было предпринято в 361 г. до н. э. по просьбе того же Диона и пифагорейцев. Однако увещевания философа не были услышаны, а его самого стали насильно удерживать на острове, и только помощь влиятельных лиц помогла благополучно вернуться на родину. Там он управлял своей школой вплоть до смерти в 347 или 348 г до н. э.
Считается, что все сочинения Платона дошли до наших дней — в виде издания, заслуга создания которого принадлежит пифагорейцу Трасиллу Александрийскому. Оно состоит из 36 сочинений, которые, в свою очередь, поделены на 9 тетралогий, отражающих эволюционный путь философии. Его сочинения, знаменитые платоновские диалоги, принято разделять на 4 группы: сократические, платонические, среднеплатонические и поздние. Высшей идеей своего учения Платон видел идею блага. Им разрабатывалась диалектика, была намечена разветвленная схема главных ступеней человеческого бытия. Широко известен, в частности, труд «Государство», где философ делится своим пониманием идеального социального устройства, представляющего собой иерархию правителя и мудрецов, чиновников и воинов и третьего сословия — ремесленников и крестьян.
Платоновские сочинения имеют немало литературных достоинств, в частности, четкую композицию, блестящий стиль, интересное, порой неожиданное содержание. У них нашлось немало подражателей, платоновские диалоги стали считаться образцом своего жанра и во многом повлияли на литературу и философию Европы.
«Для меня Платон — матрица философии»
Философия в XXI веке приобрела репутацию абстрактной и бесполезной дисциплины, интересуются ей разве что высоколобые профессоры или гики от гуманитарных наук. Но так было не всегда: некогда философия представляла собой образ жизни, повседневную практику. «Горький» поговорил с философом и издателем Жан-Полем Монгеном, чья серия «Маленькие Платоны» недавно начала выходить на русском языке в совместной издательской программе Музея современного искусства «Гараж» и Ad Marginem, о жизни Иммануила Канта, вреде ноутбуков для чтения и целях философии.
У меня четыре ребенка. Но когда я начал свой проект («Маленькие Платоны» — прим. ред.), у меня еще не было детей. Я начал писать и издавать эти книги, вспоминая собственное детство. Я спросил себя: каким книгам я бы обрадовался, когда мне было десять или одиннадцать? Теперь мой первый ребенок уже достаточно взрослый, чтобы читать их вместе со мной. А для самого младшего есть другая серия книжек, пока что она не переведена на русский. Одна из них, например, начинается с вопроса: «Почему мы называем лошадь — лошадью?». И потом ответ: «Может быть, потому что когда-то был первый человек, который назвал лошадь лошадью?». С маленькими детьми можно говорить о Сократе, Декарте или Канте — с детьми четырех или пяти лет, но для этого нужно рассказать им историю.
Для меня философия — всегда нечто конкретное. Ведь философия — это всегда встреча. Она началась со встречи Платона с Сократом, затем Аристотеля с Сократом и так далее, вплоть до сегодняшнего дня. Каждый философ открывает для себя философию, знакомясь с мастерами философии. Именно поэтому я решил представить философию в ее связи с самими философами. Во Франции до «Маленьких Платонов» было издано множество книг, посвященных каким-либо философским вопросам, например: «Можем ли мы иногда врать?», «Почему мы влюбляемся?», «Что происходит после смерти?» и так далее. Такие книги предполагают, что философию можно определить через ее предмет, ее темы. Но я не думаю, что это работает. Например, если мы с вами начнем говорить о свободе, будет ли это обязательно философская беседа? Нет! Это может быть разговор об экономике, политике или просто пьяная болтовня. С другой стороны, мы можем привнести философию в этот цветок (Монген показывает на стоящий на столе маленький цветочек — прим. ред.), допустим, спросив: почему во всей Москве, во всей России мы не сможем найти второй абсолютно такой же цветок? Иными словами, философию можно сделать из всего. Но ведь есть и история философии, она начинается с Сократа, Платона и так далее.
Я спросил себя: почему же никто не пытается рассказать историю философии детям? Может, потому что люди считают, что неинтересно рассказывать о жизни философов? Это, конечно, так: подумайте о жизни Иммануила Канта. Как сказал бы Хайдеггер, он родился, работал и умер. А как пересказать книги Канта детям? Во-первых, это будет очень скучно, во-вторых, растеряется весь смысл его философии. Поэтому я решил рассказать о философах, начав с того, что имеет очень большое значения для философии с самого ее рождения: с фикшна, в том числе с фикшна, который производили сами философы. У Платона полно фикшна — знаменитая пещера, например. Это замечательная история, которую можно рассказать детям. Но одновременно это и теория знания Платона. Вот почему моя цель — представить детям фикшн с философской точки зрения.
Кант — очень хороший пример философа без фикшна. Хотя немного у него все же есть, например, когда он приводит в пример преступников, которые, как и прочие люди, тоже следуют определенным правилам. Но это довольно скупая иллюстрация. В книжке про Канта я попытался описать всю его жизнь как один день, поделенный на три части: утро — это «Критика чистого разума», день — «Критика практического разума», а вечер — «Критика способности суждения». Мой план — охватить всю историю философии, от первых философов до сегодняшних. Мы уже издали книжку о Поле Рикере и напишем о спекулятивных реалистах.
В юности я не планировал заниматься философией. Как я уже сказал, философия — это встреча, и когда мне был 21 год, я встретил преподавателя философии, который был довольно известен во Франции. Крайне интересный человек — он был коммунист, знал абсолютно все о классической философской традиции, знаток Маркса и Ленина. Но также он хорошо знал патристическую философию и неоплатоников, а себя звал католиком-атеистом. Благодаря ему я познакомился с неоплатонизмом, который стал для меня настоящим откровением. Я начал читать Дионисия Ареопагита, чья философия находится ровно между платонической и первой христианской. Он разработал так называемую негативную, апофатическую теологию. Это был один из моих первых философских интересов! В детской серии уже вышла книга о нем.
Как издатель, во Франции я сотрудничаю с образовательными учреждениями. Мы пытаемся сбалансировать ужасную катастрофу, касающуюся ноутбуков и iPad, применяемых в образовании. Школа их покупает, ими пользуются учителя, чтобы учить, и уже можно наблюдать драматичные последствия этого. Некоторые дети просто не могут прочесть текст в книге! Им обязательно нужны какие-то изображения, гиперлинки и так далее, чтобы хоть что-то понять в тексте. Нынешним детям все сложнее ориентироваться в бумажной книге, фокусироваться на тексте достаточно долго. Из-за того, что в обучении используются цифровые технологии, сегодня принято считать, что главное детям не знать что-то, а учиться искать. Например, им надо не учить наизусть какое-нибудь стихотворение, потому что все стихотворения есть в интернете. Не надо ничего знать об истории, потому что есть Википедия — можно просто погуглить. Это очень плохая концепция знания, будто оно какой-то чемоданчик, из которого можно взять, что захочешь. Но знание вовсе не таково. Знание — это когда ты раскрываешь нечто о себе самом, учишься думать. Полагаю, это очень важно: учить детей, как читать, давать им глубокие тексты с несколькими смысловыми уровнями.
Жан-Поль Монген
предоставлено Ad Marginem Press
В США в Силиконовой долине есть множество частных школ, куда менеджеры Google, Yahoo, Facebook отсылают своих детей. И в этих школах нет мониторов — только классная доска и учитель! И дети учатся писать ручками. Думаю, менеджерам Google абсолютно очевидно, что цифровые технологии вредны детям.
В некоторых странах философию начинают преподавать с десяти лет — например, в Бразилии. Но это проблема, касающаяся не детей, а школьных преподавателей. Не знаю как в России, но во Франции большинство учителей уверены, что они не в состоянии говорить на философские темы. Они боятся столкнуться с вопросами, на которые просто не смогут ответить. Поэтому во Франции довольно сложно ввести философию в школьный курс. Сам я преподаю философию детям с шести лет и иногда это просто чудесно, восхитительно. Когда начинаешь рассказывать им какую-то историю, когда они начинают сами задавать вопросы, то это (преподавание философии детям — прим. ред.) работает.
Я не пытаюсь обратить детей в экзистенциализм, марксизм или платонизм. Я стараюсь показать им опыт единства воззрений. Поэтому мне важно говорить с ними о разных философах и практиковать философию разными способами. Конечно, на каких-то мастер-классах может быть, например, ребенок, потерявший родителей — тогда я могу провести семинар о смерти или рае. Но когда начинаешь говорить с детьми о реальности, снах, Декарте, о том, что мы можем знать, а что нет, то в большинстве случаев дети начинают рассказывать о чем-то, что действительно важно для них. И если я могу помочь им обнаружить самый важный вопрос, заключенный в их сердце, — это очень большое и красивое событие, но никогда не грустное или депрессивное. Однажды на занятии мы играли в почемучку: каждый ребенок должен был спросить свое самое важное «почему». Они спрашивали «почему я китаец?», «почему мы не можем летать?», «почему мы должны ходить в школу?» и много другого. А одна маленькая девочка спросила: «Почему моя мама не любит меня?». Это был очень странный и грустный вопрос, но я был счастлив, потому что она определила самый важный вопрос для себя, для своей жизни. По-моему, это и есть философии — не просто говорить о чем-то философском, но совершать работу над собой.
Все дети могут практиковать философию, но не все дети должны вырастать философами. Я должен практиковать философию, потому что философия — это мой способ придать своей жизни смысл. Но вам не необходима философия, чтобы придавать жизни смысл. Конечно, философию должны преподавать во всех школах — но в первую очередь не детям, а учителям!
У истоков философии не было различия между теорией и ежедневной практикой. Сегодня, когда мы читаем Платона, мы читаем его в университете с древнегреческо-русским словарем и карандашом. Но во времена древних греков философия была способом жить. Мы располагаем только теми работами Платона, которые были рассчитаны на широкую публику. Известно, что было еще и эзотерическое учение, содержавшее духовные практики, касающиеся, например, дыхания. Между тем, что мы считаем религией, политикой и философией, в ту эпоху не было разрыва, была преемственность. В Средневековье произошло разделение между схоластической философией и религией. Теперь же у нас осталось своего рода шизофреническое ядро философии. Но в то же время философия — это способ работы над собой.
Остается ли мудрость до сих пор целью философии? Многие университетские преподаватели учат истории философии, аналитической философии и другим философским дисциплинам, но они не стараются стать более мудрыми посредством этих дисциплин. С другой стороны, существуют монастыри, в которых люди находятся в поисках мудрости. Конечно, если вы ищете мудрость и если вы академический ученый, вы будете использовать свое академическое знание для достижения мудрости. Таким был, например, Поль Рикер.
В «Государстве» Платон позволяет учить философию только тем, кому исполнилось тридцать лет. Для меня Платон — матрица философии. Как говорил Уайтхед, «вся философия — это заметки на полях сочинений Платона». Но автор «Государства» — это не автор «Пира» или «Апологии Сократа». Платон экспериментировал со своими идеями. Конечно, в полисе «Государства» он утверждает, что философией могут заниматься только взрослые. Но вспомните, что делает Сократ в «Меноне»? Он практикует философию вместе с мальчиком-рабом, чтобы построить теорию припоминания. Платон предлагает нам разные подходы в своей мысли, которая является философией как таковой. Так что я абсолютный платоник.
Философ месяца: Платон [инфографика]
- Автор Панумас Кинг
В феврале этого года команда OUP Philosophy награждает Платона (ок. 429 г. до н.э. – ок. 347 г. до н. э.) философом месяца. Платон признан одной из самых влиятельных фигур в истории западной мысли, наряду со своим наставником Сократом и учеником Аристотелем. Родившись в знатной и политически активной семье, он вырос в тени великой Пелопоннесской войны, вызвавшей социальные и политические потрясения в Афинах. Греческий философ Сократ (469 г.-399 г. до н.э.) оказало важное формирующее влияние на Платона. Когда его почитаемый учитель Сократ был казнен по обвинению в нечестии и развращении молодежи в 399 г. до н.э., это так глубоко повлияло на него, что он отказался от политической карьеры и посвятил свою жизнь занятиям философией. Он провел несколько лет, путешествуя по разным местам, включая Египет, Италию и Сицилию. По возвращении в Афины он основал Академию, которая считалась первым учреждением, посвященным философии и математическим исследованиям. Именно здесь Аристотель, самый знаменитый ее член, начал свое философское обучение под руководством Платона.
Платон написал много философских работ. Большинство из них находятся в форме диалога между двумя или более персонажами, обычно с Сократом в качестве главного героя. Диалоги являются стимулом для философских дискуссий и дебатов; персонажи участвуют в перекрестном допросе, задают вопросы и анализируют идеи и предположения друг друга. Ранние диалоги занимают центральное место в его творчестве, поскольку они дают портрет Сократа и раскрывают весь спектр его философии.
Как и его наставник Сократ, Платон считал жизненно важным подвергать сомнению принятые догмы и традиционные моральные убеждения и отличать истину от мнений. Он также настаивал на важности добродетели и мудрости как основы счастья в нашей жизни. Среди шедевров Платона Республика , расширенный диалог, в котором он излагает свое видение идеального государства и проводит сравнение между справедливостью и порядком в душе; Симпозиум и Федр , которые содержат глубокие идеи об истинной природе любви; и Федон, , который исследует природу души и бессмертия.
Мы создали инфографику ниже, чтобы рассказать больше о жизни и творчестве Платона. Чтобы узнать больше, следите за @OUPPhilosophy и хэштегом #philosopherotm в Твиттере.
Избранное изображение предоставлено: «Афинская школа» Рафаэлло Санцио да Урбино (1511 г.), Музей Ватикана. Public Domain через Wikimedia Commons
Панумас Кинг – руководитель отдела маркетинга отдела философии в Oxford University Press.
Подпишитесь на OUPblog по электронной почте:Наша Политика конфиденциальности определяет, как издательство Oxford University Press обрабатывает вашу личную информацию, а также ваши права возражать против использования вашей личной информации для маркетинга или обработки в рамках нашей коммерческой деятельности.
Мы будем использовать вашу личную информацию только для регистрации вас для получения статей OUPblog.
Или подпишитесь на статьи в теме по электронной почте или RSS
Пять фактов о Платоне | #Philosophy
Возможно, вы уже знаете, что Платон (428/427 г. до н. э. – 348–347 гг. до н. э.) был афинским философом в классический период Древней Греции. Вы также можете быть знакомы с ним благодаря фреске итальянского Возрождения в Апостольском дворце в Ватикане под названием «Афинская школа». Вот пять фактов о Платоне, которые вы можете знать или не знать. Оставайтесь до конца и прокомментируйте ниже, знали ли вы уже некоторые факты.
Подпишитесь на канал Хелиники на YouTube и присоединяйтесь к международному сообществу людей, которые любят греческий язык, историю и культуру.
Факты об афинском философе Платоне:
- Платон был учеником Сократа и учителем Аристотеля
- Платон — один из самых влиятельных когда-либо существовавших авторов Платон был основателем «Академии», первого высшего учебного заведения на Западе
«Helinika — это онлайн-платформа с образовательными видео и развлекательно-информационным контентом». — The Huffington Post Greece
«Самая интересная онлайн-платформа для изучения греческого языка». – ipop
Платон был учеником Сократа и учителем Аристотеля
Афинский философ был тесно связан с двумя другими весьма влиятельными древнегреческими философами. Платон был учеником афинского философа Сократа, которого мы знаем в основном по произведениям Платона. Позже Платон обучал многих влиятельных философов и лидеров, в том числе Аристотеля, которому приписывают самое раннее изучение логики.
Платон — один из самых влиятельных когда-либо существовавших авторов.
Хотя его учитель Сократ не оставил письменного наследия, Платон посвятил свою жизнь писательству. Философ рассматривал письмо не только как инструмент для организации и записи своих идей, но и как творческий процесс, который ему очень нравился. Возможно, вы слышали о диалогах Платона; сборник письменных бесед между разными философами на различные темы, включая этику, политику, физику и метафизику. Пожалуй, самый известный диалог Платона — «Республика», о котором мы подробно расскажем в следующем видео.
Философ также является создателем некоторых очень влиятельных аллегорий, таких как «Пещера» (о которой мы также поговорим в другом видео), а его стиль письма часто называют «поэтическим». В то же время Платон часто выражал свое неодобрение поэтам и поэзии, потому что «она основана на лжи». Исходя из этой идеи, поэзия есть «иллюзия», уводящая нас от «истины».
Платон был аристократом душой и телом
Платон родился в аристократической афинской семье. Его отцом был Аристон, потомок афинского царя Кодра, а матерью — Периктиона, происходившая из олигархической семьи. Философ считал аристократию лучшей формой правления. Аристократия отдает власть города-государства в руки немногих. Основное отличие от монархии заключается в том, что в монархии правители наследуют свою власть, тогда как в аристократии правители выбираются на основе их навыков. Аристократы — «άριστοι» (aristoi — превосходный). Платон предположил, что идеальный правитель — это философ, любящий мудрость, и даже заявил, что философов, обычно презирающих власть, следует заставить править городом.
Платон был основателем «Академии», первого высшего учебного заведения на Западе.
Академия Платона была основана в 387 г. до н.э. в Афинах. Академия Платона была первой школой высшего образования на Западе и привлекала бесчисленное количество великих мыслителей, таких как Аристотель, Гераклид и Евдокс. Студентов будут обучать математике, диалектике, естествознанию и другим наукам. Вы можете посетить археологические раскопки Академии Платона в следующий раз, когда будете в Афинах.
Платон был первым самым влиятельным мечтателем и идеалистом
Хотя Платон презирал иллюзии, среди древнегреческих философов он обычно воспринимался как «мечтатель», особенно по сравнению с более рациональным Аристотелем. Это потому, что классический идеализм тесно связан с Платоном, хотя философа нельзя считать идеалистом в современном понимании.