Сообщение о феофане прокоповиче: 8 (18) июня 1681 г. родился один из ближайших сподвижников Петра I Феофан Прокопович

8 (18) июня 1681 г. родился один из ближайших сподвижников Петра I Феофан Прокопович

Информация о материале
Опубликовано: 18 июня 2022
Просмотров: 11993

8 (18) июня 1681 года родился церковный деятель, один из ближайших сподвижников Петра I Феофан Прокопович.

Он появился на свет в купеческой семье и при рождении был назван Елисеем, но рано стал сиротой – его воспитывал дядя по материнской линии, ректор Киево-Могилянской академии и наместник Киево-Братского монастыря Феофан Прокопович. Именно его имя возьмёт себе спустя годы Елисей.

Известно, что Феофан Прокопович проповедовал цезарепапизм, то есть полагал, что император главенствует не только над народом, но и над духовенством. Говоря языком светским, он сделал головокружительную карьеру на службе у государя, причём удерживать свои позиции ему удавалось не только при Петре, который фактически доверил Феофану Прокоповичу всё управление церковью, но и после смерти императора.

И все это – несмотря на огромное количество личных врагов.

Феофан Прокопович обладал острым умом, красноречием, тонким чутьём, незаурядной эрудицией. Он получил блестящее образование, ради которого не погнушался даже на время перейти в униатство. Обучался сначала в Киево-Могилянской духовной академии, прослушал курс лекций во Львове, а затем учился в Польше и в Риме – в известной иезуитской коллегии св. Афанасия, где прослушал полный курс. Утверждают, что на выдающегося ученика обратил внимание даже сам папа.

В 1704 году, по возвращении в Киев, юноша вновь принимает православие и берет себе имя скончавшегося на тот момент дяди – Феофан Прокопович. Он начинает преподавать в Киево-Могилянской академии – сначала поэтику, потом риторику, философию и, наконец, богословие. Составляет по всем этим предметам новаторские для того времени руководства. А также пишет трагикомедию «Владимир» для школьной сцены. Уже тогда, изображая победу христианства над язычеством и осмеивая жрецов как поборников суеверия и невежества, Феофан Прокопович выступил горячим защитником просвещения и сторонником уже начатой Петром I борьбы со старыми русскими предрассудками.

Он восхвалял реформы государя и в своих проповедях, одна из них — по случаю победы над шведами в Полтавской битве — по приказанию Петра была переведена на латинский язык. Спустя два года, во время Прутского похода 1711 года, царь вызывает Феофана Прокоповича в свой лагерь и назначает его ректором Киево-Могилянской академии и игуменом Братского монастыря на Подоле.

Продолжая свою преподавательскую деятельность, он издал ряд популярных рассуждений, диалогов и проповедей по различным богословским вопросам. Он решительно отрицает авторитет духовенства как учительского сословия, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам, а также опровергает старую теорию о первенстве духовенства над всем остальным обществом и выступает сторонником сильной светской власти. Этот образ мышления полностью отвечал Петровским преобразованиям. В 1716 году император вызывает Феофана Прокоповича в Петербург. Выражаясь современным языком, отныне его задача – осуществлять информационную поддержку, то есть доносить в своих проповедях суть реформ.

Причём это касалось даже весьма приземленных, бытовых тем: например, в сочинении «О мученичестве» Феофан Прокопович обличает «фанатиков», недовольных ношением европейской одежды и бритьем бород.

Феофан Прокопович становится главным помощником Петра I в делах духовного управления. Через его руки проходят, им составляются или, по крайней мере, редактируются все важнейшие законодательные акты по делам церкви; по поручению царя он пишет предисловия и толкования к переводам иностранных книг, а также учебники, богословские и политические трактаты. Все эти шаги были направлены на упразднение патриаршества. Вместо него создавалась Духовная коллегия, подчинённая непосредственного царю, – Святейший Правительствующий Синод, первым вице-президентом которого и стал Феофан Прокопович.

После смерти Петра I ситуация для архиепископа в корне не поменялась: по итогам непродолжительной, однако весьма ожесточенной, политической борьбы он сумел завоевать доверие и новой императрицы Анны Иоанновны. Часть историков полагает, что та публично разорвала всем известные «кондиции» с положениями об ограничении самодержавия именно после разговора с архиепископом Феофаном Прокоповичем, который якобы настойчиво убеждал императрицу вернуться к прежнему единовластию. Как бы то ни было, Феофан Прокопович опять получил положение при Дворе и в Синоде. Действуя при Петре I во имя реформы просвещения, при Анне Иоанновне он становится строгим консерватором, оправдывающим существующий порядок в любых обстоятельствах.

Феофана Прокоповича принято считать автором тезиса о триедином русском народе – великороссов, малороссов и белорусов. Эта концепция впоследствии станет официальной государствообразующей в Российской империи.

Текст: Анна Хрусталёва

  • День в истории
  • 18 июня
  • Феофан Прокопович

Феофан Прокопович.

Архиепископ.

(1681 – 1736) 

Феофан Прокопович, церковный и государственный деятель, единомышленник царя-реформатора Петра Великого, яркий проповедник и выдающийся богослов. Феофан Прокопович вошел в историю XVIII столетия как автор многочисленных сочинений — проповедей, политических трактатов, речей, латинских стихов, как теоретик литературы, переводчик, комментатор. Прокопович сыграл важную роль в создании Академии наук, возглавлял кружок, в который входили Кантемир, Татищев, Брюс и многие другие деятели русской культуры того времени.

Некоторое время Феофан Прокопович был епископом Пскова, Нарвы и Старого Изборска. Посвящение состоялось 2 июня 1718 года, в храме св. Троицы в Санкт-Петербурге, когда ему было всего 37 лет от роду. В Пскове он бывал редко, поскольку большую часть времени пребывал в Петербурге в качестве ближайшего сотрудника Петра в церковных делах. Как известно, Феофану было поручено Петром I составление законодательного акта о ликвидации русского патриаршества и устроении высшего церковного коллегиального управления. Над этим «Духовным регламентом» Феофан трудился в 1719-1720 годах.

Феофан Прокопович жил в Санкт- Петербурге, для чего устроил там Псковское подворье.

Как и прежние епископы, он жаловался Петру на самовольство псковичей, когда посадские люди владеют церковными вотчинами и землями и не платят подати.

В Пскове при Феофане Прокоповиче было приписано к Архиерейскому дому 18 монастырей и 23 церкви (всего 41 церковь). Только в 22 -х церквях служба отправлялась ежедневно, в 1725 году в Епархии было 140 церквей. Своему государю преосвященнейший Феофан Прокопович писал: «врученная мне епархия вельми скудна» и просил Императора пожаловать несколько тысяч рублев, так как кормит и одевает ребят маленьких 20 человек и собирает «порядочную библиотеку». При Феофане Прокоповиче в 1725 году новозавоеванный город Рига с принадлежащим ему уездом «для лучшего во всех духовных делах смотрения» причислен был к Псковской епархии. С этого времени Рижская епархия состояла под одним управлением с Псковской, до половины XIX века.

Петр I избирает Феофана Прокоповича в свои сподвижники при проведении церковной реформы, поэтому в своих проповедях Феофан Прокопович разъяснял слушателям смысл и планы петровских действий.

Феофан подготовил для Петра «Регламент или Устав Духовной коллегии», который был опубликован и введен в действие 25 января 1721 года. По регламенту «исправление чина духовного» является такою же обязанностью царя, как и исправление чина гражданского и военного. Такой подход скорее характерен для протестантизма, что является посягательством на независимость русской церкви. Отстаивая реформу, Феофан возводит прообраз Духовной коллегии к ветхозаветному Синедриону и к суду ареопагитов в Афинах. Феофан не скрывает, что цель преобразований — контроль над духовенством со стороны императорской власти. С этого времени упраздняется патриаршество и начинается синодальный период русской церкви, окончившийся лишь в 1917 году.

В 1718 году вместо Патриарха учрежден Святейший Синод, как коллегиальное управление, как орган менее влиятельный, чем институт Патриаршества. Одним из двух вице-президентов Синода стал Феофан Прокопович.

Протоиерей Георгий Флоровский в своей книге «Пути русского богословия» пишет, что Феофан Прокопович «был человек жуткий. Даже в наружности его было что-то зловещее. Это был типический наемник и авантюрист — таких ученых наемников тогда много бывало на Западе. Во всем его душевном складе чувствуется нечестность. Вернее назвать его дельцом, а не деятелем…. Между тем у Феофана были свои преимущества. Он был умен и учен. Он был образован, был истым любителем и ревнителем всякого просвещения. К науке относился он почти с подобострастием. Он много знал, много читал, любил читать, — из своих не скудных, но чаще неправедных прибытков довольно щедро тратился на собирание библиотеки. Она вышла очень богатой и составлена умело (по позднейшей описи в ней 3192 названия). И вот, вся эта бесспорная ученость отравлена и обезпложена какой-то внутренней нечестностью мысли».

Феофан Прокопович (в миру Елиазар) родился в Киеве в 1681 году. Учился в Киевской Духовной академии. Окончив Академию, Елиазар едет на Запад для продолжения образования: В Польше он принимает римо-католичество в форме униатства и постригается с именем Елисей. Затем — образование в Италии, в коллегии св. Афанасия, где инок Елисей с увлечением предается ученым занятиям. Показав блестящие успехи, он получает приглашения остаться в Италии. Однако из своего учения в Риме Феофан вынес отвращение к латинству и проникся симпатиями к протестантизму. В 1702 году он возвращается на Украину, отрекается от униатства и принимает постриг в православии с именем Самуил, затем берет другое имя, в честь своего дяди и воспитателя — Феофан. Летом 1709 года он произносит «Панегирикос, или Слово похвальное, о преславной над войсками Свейскими победе» в Софийском соборе в присутствии Петра I, возвращавшегося после Полтавской победы через Киев в Москву. С этого времени Петр, который еще в 1706 году, в бытность свою в Киеве, обратил внимание на образованного проповедника, тогда преподавателя риторики в Академии, начинает благоволить ему.

Решающую роль здесь сыграла исключительная близость во взглядах Феофана и Императора на церковные и вероучительные вопросы. Петру необходим был такой человек, как Феофан для осуществления церковной реформы в утилитарно-протестантском духе.

После смерти Петра I был сторонником Екатерины I, в 1730 году поддержал Анну Иоанновну в борьбе за ее абсолютное право монархини. Феофан Прокопович активно участвовал в придворных интригах, у него были многочисленные враги. Так, у него возник антагонизм с синодальным вице-президентом Феодосием Яновским, новгородским архиепископом, который обвинил Феофана в том, что в его епархии, в Псково-Печерском монастыре лежат на полу 70 икон со снятыми ободранными окладами и драгоценными украшениями. Феофан к тому времени уже почти не скрывал своих протестантских взглядов, что вызывало негодование многих иерархов, и, естественно, подобного рода обвинения могли быть небеспочвенны. Но Феофан сумел выйти из положения. После одной очередной грубости Феодосия в отношении к Государыне Феофан донес ей обо всех допущенных Феодосием оскорблениях по отношению к ее Величеству. В результате Феодосия расстригли и сослали в заключение в дальний монастырь. После падения Феодосия Прокопович достиг первенства в Синоде и наследовал его кафедру. 25 июня 1725 года он был назначен архиепископом Новгородским, и, таким образом, окончился срок его пребывания на псковской архиерейской кафедре.

 
Слева гравюра, а справа изображение Феофана Прокоповича на памятнике Тысячелетию России в Великом Новгороде

Со времен его архиерейства в Пскове сохранился вклад Прокоповича в ризницу Свято-Троицкого собора — напрестольное Евангелие. Оклад Евангелия сделан из чистого серебра и украшен великолепной работой русских мастеров Оружейной палаты, текст напечатан на пергаменте. До революции Евангелие лежало на престоле храма, однако в настоящее время находится в Псковском музее-заповеднике.


Книги в серебряных окладах в экспозиции Псковского музея-заповедника

Скончался архиепископ Феофан Прокопович 8 сентября 1736 года в Петербурге, на Карповском подворье на Аптекарском острове.  


Изюмов Е. А.
   «Их имена забыться не должны» / Изюмов Е. А. / ред. В. П. Краснопевцев. — Л. : Лениздат, 1989. — 157, [2] с.
   Статья о Феофане Прокоповиче «Сподвижник Петра I» страницы 17-22.- Читать полный текст>>>

Статья о Феофане Прокоповиче в книге «Псковский край в литературе» (Псков, 2003) на страницах 84-88 — читать>>>

  • писатель
  • священнослужитель
  • Прокопович Феофан
  • епископ Псковский и Нарвский

Канадско-американские славистические исследования, том 54, выпуск 1-3 (2020)

  • Батлер, Джудит. Гендерные проблемы: феминизм и подрыв идентичности . Нью-Йорк: Рутледж, 1990.

    .
  • Чистович И. Неизданные проповеди Стефана Яворского . Санкт-Петербург: Тип. Отдела уделов, 1867.

  • Конрой, Дерваль. Правящие женщины. Том. 1: Правительство, добродетель и женщина-принц во Франции семнадцатого века . Лондон: Палгрейв, 2016.

    .
  • Кракрафт, Джеймс. «Феофан Прокопович: Библиография его сочинений», Oxford Slavonic Papers . Новая серия, 8 (1975): 1-36.

  • «Дело о Феофане Прокоповиче», Императорское общество истории и древностей российских. Чтения . 1862, № 1, 1-92.

  • xml","citationId":"R000006"}» aria-selected=»false» role=»option» data-menu-item=»list-id-633e1f60-86ca-4580-bbfe-0e66e19e1d79″>

    Флоровский Георгий. Пути русского богословия . Бельмонт, Массачусетс: Нордланд, 1979.

    .
  • Фраденбург, Луиза, изд., Женщины и суверенитет . Эдинбург: издательство Эдинбургского университета, 1992).

  • Хэнли, Сара. «La primauté masculine en question: Longueville contre Nemours». В Femmes et pouvoir politique: Les princesses d’Europe XV-XVIII век . Под редакцией И. Путрина и М.-К. Шауб, 146-161. Париж: Бреаль, 2007.

    .
  • Хартель, Ханс-Йоахим. Византийское Православие и Феофан Прокопович . Вюрцбург: Августин Верлаг, 1970.

    .
  • Хопкинс, Лиза. Женщины, которые хотели стать королями: женщины-правительницы шестнадцатого века . Нью-Йорк: Сент-Мартинс, 1991.

    .
  • Хьюгон, Ален. «Государственные браки и семейные чувства среди Габсбургов Испании», в Femmes et pouvoir politique: Les princesses d’Europe XV-XVIII век . Под редакцией И. Путрина и М.-К. Шауб, 146-163. Париж: Бреаль, 2007.

    .
  • Яворский Стефан. «Слово в неделю мироносиц оувещательные до воиннов, находящу походу воинскому». В Проповеди блаженныя памяти Стефана Яворского преосвященного митрополита Рязанского и Муромского . Том. 2: 71-72. Москва: Синодальная типография, 1804.

    .
  • Янсон, Шарон Л. Дебаты о женщинах, власти и политике в Европе раннего Нового времени . Лондон: Пэлгрейв, 2008.

    .
  • Кислова, Е. И. «Письмо архиепископа Феофана Прокоповича к рязанскому епископу». Проблемы изучения русской литературы XVIII века . № 14, 33-45. Санкт-Петербург и Самара, 2009.

  • Левин, Кэрол. Сердце и желудок короля: Елизавета I и политика пола и власти . Филадельфия: Пенсильванский университет, 2013.

    .
  • Лавджой, Артур О. Великая цепь бытия: история идеи . Кембридж Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1936.

    .
  • Маркер, Гэри. Imperial Saint: Культ святой Екатерины и заря женского правления в России . ДеКалб, издательство Университета Северного Иллинойса, 2007.

    .
  • Маркер, Гэри. «Сакрализация женского правления, 1725–1761». В книге «Женщины в русской культуре и обществе, 1700–1825 гг. ». Под редакцией Венди Росслин и Алессандры Този, стр. 171–19.1. Хэмпшир, Великобритания: Palgrave, 2007.

    .
  • Миллер, Дин А. «Византийский суверенитет и женские возможности». В Женщины и суверенитет . Под редакцией Луизы Фреденбург, 25–59. Эдинбург: Edinburgh University Press, 1992.

  • Монтер, Уильям. Восстание женщин-королей в Европе, 1300-1800 гг. . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2012.

    .
  • Прокопович Феофан. Слово на погребение пресветлеишаго дервнашешаго Петра Великого . СПб.: Синодальная типография, 1725.

    .
  • Прокопович Феофан. Сочинения . Москва: Наука, 1961.

    .
  • xml","citationId":"R000023"}» aria-selected=»false» role=»option» data-menu-item=»list-id-633e1f60-86ca-4580-bbfe-0e66e19e1d79″>

    Прокопович Феофан. Слова и речи поучительные, покровные и поздравительные . 4 тома. СПб.: Кадетский корпус, 1761-1777.

  • Прокопович Феофан. Богословское учение о состоянии не по вражденнаго человека, или о том каков был Адам в райу . Москва: Совет. Пономарева, 1785, д.

  • Скотт, Джоан. «Гендер: полезная категория исторического анализа», American Historical Review 91, вып. 5 (декабрь 1986 г.): 1053-1075.

  • Скотт, Джоан. «Пол: все еще полезная категория?» Диоген 57, вып. 1 (февраль 2010 г.), 7-14.

  • Сысин, Франк Э. «Формирование современной украинской религиозной культуры: шестнадцатый и семнадцатый века», в Церковь, нация и государство в России и Украине . Под редакцией Джеффри А. Хоскинга, 23–37. Нью-Йорк: Издательство Св. Мартина, 1991.

    .
  • Ванегффелен, Тьерри. Le pouvoir Competition: Souveraines d’Europe а-ля Ренессанс . Париж: Payot, 2008.

  • Возвышение проповеди | Религия и общество в России: XVI-XVII века

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРелигия и общество в России: шестнадцатый и семнадцатый векаИстория раннего Нового времени (1500–1700 гг.)История религииИстория России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРелигия и общество в России: шестнадцатый и семнадцатый векаИстория раннего Нового времени (1500–1700 гг. )История религииИстория России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

    Расширенный поиск

    • Иконка Цитировать Цитировать

    • Разрешения

    • Делиться
      • Твиттер
      • Подробнее

    CITE

    Bushkovitch, Paul,

    ‘Rise of the Sermon’

    ,

    Религия и общество в России: шестнадцатый и семнадцатый века

    (

    , Нью -Йорк,

    1992;

    (

    , Нью -Йорк,

    9000 3 1992;

    (

    , Нью -Йорк,

    9000 3 1992;

    . ,

    Oxford Academic

    , 3 октября 2011 г.

    ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195069464.003.0008,

    , по состоянию на 4 февраля 2026 г.

    3. Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРелигия и общество в России: шестнадцатый и семнадцатый векаИстория раннего Нового времени (1500–1700 гг.)История религииИстория России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРелигия и общество в России: шестнадцатый и семнадцатый векаИстория раннего Нового времени (1500–1700 гг. )История религииИстория России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

    Advanced Search

    Abstract

    Ввиду отсутствия современных текстов или подробных описаний зелотских проповедей, проповеди Епифания Славинецкого и Симеона Полоцкого представляют основной объем известного проповеднического материала и в то же время содержат наиболее важные из проповедей, произносимых при дворе и в главных московских церквях за весь период примерно с 1650 по 1680 год. Однако еще большие перемены, которые происходили, быстро отодвинули Симеона в относительную безвестность, затмив его не только более поздними проповедниками, но и полным блеском европейской светской культуры. Однако в то время Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий представляли основное религиозное течение в России, и оба использовали свои таланты и влияние, чтобы попытаться сформировать религиозное сознание, которое превыше всего ценило смирение и щедрость по отношению к бедным.

    Ключевые слова: Епифаний Славинецкий, светская культура, Симеон Полоцкий, зелотские проповеди

    Предмет

    Раннее Новое время (1500-1700)История религииИстория России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная история

    В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

    Войти

    Получить помощь с доступом

    Получить помощь с доступом

    Институциональный доступ

    Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

    Доступ на основе IP

    Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

    Войдите через свое учреждение

    Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

    1. Щелкните Войти через свое учреждение.
    2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
    3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

    Войти с помощью читательского билета

    Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

    Члены общества

    Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

    Войти через сайт сообщества

    Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

    1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
    2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

    Вход через личный кабинет

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

    Личный кабинет

    Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

    Просмотр учетных записей, вошедших в систему

    Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

    • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
    • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

    Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

    Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *