Сообщение о александре невском краткое содержание: Краткий пересказ Житие Александра Невского 🤓 [Есть ответ]

Краткое содержание «Житие Александра Невского» за 1 минуту, подробно за 4 мин

⭐⭐⭐⭐⭐ «Житие Александра Невского» за 1 минуту и подробно за 4 минуты

Содержание

Очень краткий пересказ повести «Житие Александра Невского»

В «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра» описаны главные деяния, прославившие правителя Руси. Обрисовав в общих чертах характер и облик князя, летописец перечисляет подвиги Александра: битву на Неве со шведским войском, освобождение захваченного иноземцами Пскова, битву на Чудском озере (Ледовое побоище 1242 года), поездку в Орду к Батыю, отстраивание поселений и городов после разорения Суздальского княжества. Далее летописец включает в свой рассказ эпизод с подосланными к Невскому иноверцами – «кардиналами Агалдадом и Ремонтом», которые хитрыми речами должны были склонить Александра к своей вере. Но Невский решительно отказывается предавать православие и даже не слушает посланников.

В конце «Жития» летописец повествует о печальном возвращении Невского из второй поездки в Орду. Князь заболел в дороге и вскоре скончался, народ был в горе, а небеса отметили смерть святого князя следующим знаком: в его руку собирались вложить духовную грамоту, но он сам, как живой, поднял руку и эту грамоту взял.

Описанием этого чуда заканчивается «Повесть о житии… князя Александра».

Главные герои и их характеристика:

  •  Александр Невский  – великий князь Руси, обладавший «мудростью Соломона», храбростью «римского царя Васпасиана», красивый, словно Иосиф, а голос его напоминал «трубу в народе», то есть был очень звучным и сильным. Пользовался любовью и уважением подданных, был смел в бою, а в миру – тих, кроток, «радушен к приходящим из других стран» (если иноземцы приходили без злобных намерений). Готов был жертвовать собой ради блага Русской земли.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Ярослав Всеволодович  – отец Александра, мудрый князь, любил сына своего Александра, помогал ему, если имелась возможность.
  •  Митрополит Кирилл  – искренне любивший Александра служитель церкви, по его словам, смерть князя означала, что «зашло солнце земли русской».
  •  Ратмир  – один из воинов дружины Александра, слуга его. Был чрезвычайно храбр: пал в бою, окруженный бесчисленными врагами.
  •  Яков  – ловчий князя Александра, преданный Невскому и Руси. За смелость удостоился личной похвалы Александра.
  •  Гаврило Олексич  – воин Александра, отличался смелостью и находчивостью. Бился с самим воеводой вражеским.
  •  Пелугий  – старейшина Ижорской земли, благочестивый человек, христианин среди своих соплеменников-язычников. Ему было послано видение от бога, в котором святые Борис и Глеб обещали помочь в бою князю Александру.
  •  Андрей  – князь Суздальский, младший брат Александра, вызывавший гнев Батыя. На его защиту двинулся Александр.
  •  Сбыслав Якунович  – житель Новгорода. В дружине Александра дрался бесстрашно, вооруженный одним топором.
  •  Дмитрий  – сын Александра, завоевавший Юрьев и земли на западе, возвратившийся домой с добычей.
  •  Неврюй  – один из командиров отряда ордынцев, отправленный разбить Андрея Ярославича, брата Александра.
  •  Андреаш  – некий житель страны Запада, который побывал на Руси и рассказал своему королю о благодатной Русской земле и князе Александре.
  •  Царь Батый  – глава Золотой Орды, всесильный в то время правитель, которого боялись многие народы, так как нашествие его войска означало верное разорение и гибель людей.
  •  Сава  – воин из младшей Александровой дружины, прославившийся тем, что сумел обрушить шатер иноземного короля, что вызвало большое воодушевление русских полков.
  •  Меша  – глава дружины новгородцев, сумел ловко потопить три вражеских корабля.

Краткое содержание повести «Житие Александра Невского» подробно

Летописец, по обычаю всех излагавших биографии великих деятелей эпохи, предваряет свой рассказ упоминанием о том, что он, «многогрешный, недалекий умом», решается изложить письменно для потомков славную историю жизни и битв князя Александра Невского.

Затем летописец рисует портрет правителя, который дает представление об Александре как о красивом и статном мужчине, смелом, мужественном, мудром, точно царь Соломон.

После этого небольшого вступления идет рассказ о наиболее значимых событиях Александрова правления.

Летописец упоминает «именитого мужа» Андреаша, побывавшего на Руси и подивившегося уму и славе Александра. Выслушав рассказ Андреаша, король той западной страны принимает решение напасть на Александра и захватить его землю. Завоеватели пришли на Русь, объявив от имени своего государя: «Я уже здесь, разоряю землю твою, защищайся».

Александр готовится к битве. Прежде всего он молится богу, чтобы укрепить свой дух. «Не в силе бог, но в правде», — говорит Александр дружине после молитвы. И, взяв лишь малую часть войска (большая часть была в другом месте), идет наперерез иноземным захватчикам.

Ярослав, отец Александра, не успел отправить сыну помощь, так что молодому князю оставалось надеяться на храбрость и удачливость русских воинов. Один из старейшин Ижорской земли, Пелугий, был послан в ночной дозор, где ему в божественном видении явились святые князья-мученики Борис и Глеб и дали понять: нужно начинать битву, дело Александра правое, ему будет дана божественная помощь.

Ободренный Александр в шестом часу дня идет на врагов. Бьется отважно, даже на лице короля остается след копья русского князя. Особое мужество проявили шестеро русских воинов: дружинник Гаврило Олексич, новгородец Сбыслав Якунович, полочанин Яков, новгородец Меша, дружинник Сава и слуга князя Ратмир.

Видение не зря было у Пелугия перед битвой: бог помогал русскому воинству, потому что иначе нельзя объяснить тот факт, что за рекой Ижорой (куда не дошли воина Александра) после сражения поле оказалось усеяно трупами иноземных врагов. Король был побежден.

Прошел год, иноземцы не успокаивались. Вновь они явились, взяли Псков, посадили своих наместников. Александр задумал устроить битву. Она состоялась на Чудском озере. Знаменитое Ледовое побоище 1242 года было долгим, жестоким, «не видно было льда», так как озеро «покрылось кровью».

Александр победил, взял главу врагов в плен и вернулся во Псков.

Его имя стало греметь в соседних странах, и однажды восточный царь (это был Батый), победивший многие народы, призвал Александра к себе. Сделал он это для устрашения, чтобы Александр увидел грозную силу Батыеву и не вздумал противиться.

Невский отправился в Орду. Приняли его с почетом, Батый отозвался о русском князе с уважением. Правители договорились между собой, и Александр вернулся на Русь.

Между тем Батый не отступал от мысли о полном владении русскими землями. Он отправил на Суздальское княжество, где сидел Андрей Ярославич, своего воеводу Неврюя.

Много бед наделал Неврюй. После его нападения Александр помог брату благоустроить земли, вновь воздвиг дома и церкви.

Летописец указывает, что бог, видя благие дела Александра, продлил его жизнь и сделал его народ счастливым.

Видя такое процветание Руси, к Александру пришли два «умнейших кардинала» из Рима, католики. Целью их было уговорить Александра сменить веру. Однако русский князь ответил, что не примет чужого учения.

Ордынцы, несмотря на стремление Александра мирно улаживать конфликты, продолжали бесчинствовать на русской земле. Тогда князь отправил сына своего Дмитрия в страны запада, охранять рубежи русских земель, сам же вновь отправился в Орду. На обратном пути, уже достигнув Руси, Александр тяжело заболел. Когда он слег, то принял высший монашеский чин – схиму.

Тело Александра понесли во Владимир. Люди толпились, стенали и плакали – так любили князя Александра на Руси. По христианскому обычаю, тело правителя уложили в гроб, и митрополит Кирилл собирался разжать ему руку, чтобы в нее вложить духовную грамоту (завещание).

Но тут случилось чудо: князь, разжав руку, сам взял грамоту, будто живой. Люди расценили это как знак божественного признания: «… так прославил бог угодника своего».

Кратко об истории создания произведения

Точную дату написания «Повести о житии… великого князя Александра» пока установить не удалось. Скорее всего, она была создана по заказу сына Невского Дмитрия в 80- егг. XIII столетия.

До нас «Житие» дошло в 9 различных редакциях, которые свидетельствуют о многочисленных переработках. Внимание к этому русскому князю, не ослабевавшее в течение нескольких веков, доказывает, что его роль в русской истории трудно переоценить. Князь-миротворец, князь-защитник, справедливый и честный – таким остался Александр Ярославич в памяти народной.

Краткое житие — Благоверный великий Kнязь Александр Невский

Краткое житие святого благоверного великого князя Александра Невского, чудотворца, в иноках Алексия.

память святого 30 августа/12 сентября, 23 ноября/6 декабря

Истинный христианин, святой Александр был храбрым воином, талантливым полководцем, крепким защитником Родины, «печальником»-молитвенником за родной народ, «солнцем земли Русской». Родился он 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (+ 1246), был «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый». Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Святой Александр был их вторым сыном.

Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал святитель Симон, епископ Суздальский (+1226; память 10 мая). От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение, на защиту Русской Церкви и земли Русской.

С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1236 году Ярослав, уезжая в Киев, «посади» своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава, которая в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александры. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Эта икона постоянно находилась при святом Александре, как его моленный образ, а после кончины перенесена его братом, Василием Ярославичем (+1276), в Кострому.

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая всё на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцари. В этот грозный час Промыслом Божиим встал на спасение Руси святой князь Александр— великий воин-молитвенник, подвижник и строитель земли Русской.

Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества.

Гордый шведский князь Биргер прислал в Новгород к святому Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся,— я уже здесь и пленяю твою землю».

Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. И, вспомнив псалом Давидов, сказал: «Суди, Господи, обидящим меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне». Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные— на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов.

И было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй (в святом Крещении Филипп) видел на рассвете ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в багряных одеждах. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр повелел, по благочестию, никому не говорить о чуде, но ободренный, с молитвою, мужественно повел войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем». Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, также было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра — Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враги похвалялись «подчинить себе весь славянский народ». Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка». По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены.

Современники ясно понимали историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима».

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на новое многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в союзников.

Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой — необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси — продолжал крепить святой Александр Невский. Сын Батыя, принявший христианство Сартак, который занимался в Орде русскими делами, становится его другом и побратимом. Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ (в большинстве своем татары-христиане исповедовали несторианство).

Не все русские князья обладали прозорливостью святого Александра. В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига, поддержав Андрея Ярославича. Положение было очень опасным. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Святому Александру пришлось снова ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Разбитый Андрей бежал в Швецию.

Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Огромная ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его «темным походом», т. к. русское войско шло сквозь полярную ночь. В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, побратим Александра Невского. Святой князь в третий раз поехал в Сарай — столицу Золотой Орды, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви. Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для облегчения крестного жребия родной земли.

В 1262 году во многих русских городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством.

Русь была спасена, долг святого Александра пред Богом был выполнен, жизнь его была положена на служение Русской Церкви, но и силы были отданы все. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в Феодоровском монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием схимы с именем Алексий.

Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Останки святого князя понесли к Владимиру; девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным.

23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда положено было тело святого Александра в раку, митрополит Кирилл и эконом Севастиан хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время». Так прославил Бог своего угодника — святого воина-князя Александра. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом.

Рецензия на классический фильм: «Александр Невский» Эйзенштейна (1938)

Средневековый бой, «Ледовое побоище», музыка Прокофьева и советского мастера монтаж (монтаж) из мизансцены делает спектакль (постановочный дизайн, эпические кадры) — вот что вспоминают киноманы, преклоняясь перед классикой Сержа Эйзенштейна 1938 года «Александр Невский».

Кинорежиссер, прославившийся тем, что рассказывает свои истории и излагает свои (часто пропагандистские) моменты мастерскими шквалами монтажей в фильмах «Броненосец Потемкин» и «Октябрь», превращается в величавого и почти грандиозного масштабного патриотического эпоса, взятого со страниц русского история.

Что мне запомнилось — а я впервые увидел его уже несколько десятилетий — так это знаменитая сцена «Ледовое побоище», стремительная схватка кавалерии и пехоты на замерзшем озере, насыщенная действием, но увиденное в основном глазами горстки стандартных «типов» персонажей, оказавшихся в нем.

Снова пересматривая «Невский», я не могу не поразиться тому, как он выглядит по-западному, как в «Старом Западе», снятом Джоном Фордом. В «Дилижансе», выпущенном Фордом годом позже, есть следы «Невского», которые, должно быть, были наиболее очевидны, когда вы видели их новыми в кинотеатрах с разницей всего в год.

Это совершенно разные фильмы, но их сюжетная структура, образы персонажей и декорации сняты и синхронизированы достаточно сходным образом, чтобы Форд — прославленный, но еще не культовый фильм «Режиссер Джон Форд» — мог бы поглотить «Невский» в процесс превращения своего Ура в западный.

В разделенной и завоеванной России 13-го века земли, которые еще не принадлежали монгольской Орде, были захвачены вторгшимися шведами и другими. Русы не совсем порабощены, но они должны почтительно относиться к своим хозяевам.

Некнязь Александр Невский ( Николай Черкасов ). Человек с широкими плечами, мы встречаем его, когда он перестает ухаживать за своими рыболовными сетями, чтобы прервать паузу проходящего мимо монгольского набега, остановившего и унизившего местных жителей в их продолжающемся мародерстве.

«Больше не сражайся!» Он делает это просто своим властным присутствием.

«Это вы победили шведов?» монгольский лидер хочет знать. Да, признается Невский, расправив плечи перед камерой, как герой викторианской сцены. Тогда «важное лицо», вроде тебя, должно присоединиться к Орде.

У моего народа есть поговорка, — произносит Невский, устремив взор на далекий горизонт. «Лучше умереть на своей земле, чем покинуть ее!»

Когда позже приходит известие о тевтонских захватчиках, сворачивающих города на своем марше на Восток, Невский игнорирует призывы стать тем, кто избавит Мать-Россию от монгольской угрозы. С ними он разберется позже (или оставит их Ивану Грозному). Сначала я разобью немцев.

Конфликт, таким образом, приходит в движение — непокорные, мускулистые и храбрые русские дворяне и крестьяне сражаются с дисциплинированными, лучше вооруженными и лучше обученными тевтонскими рыцарями, захватчиками, которые стремятся завоевать их землю и разделить ее между собой.

Пропагандистская ценность фильма, в котором нацистская Германия перевооружается на их Запад, была неоспорима, настолько, что, когда Сталин доверчиво принял нацистский мирный пакт за чистую монету, он приказал изъять «Невский» из проката.

Потому что иконография Ненавистного Захватчика, который выбьет их дверь через три года после выхода в 1938 году, неоспорима.

Убивая одним выстрелом двух Врагов Народа, Эйзенштейн (сорежиссер и соавтор «Невского») смыкает монолитного немецкого агрессора рука об руку со Святой Церковью, ненавидимой большевиками и страшащейся их лидерам.

Немцы облачены в кресты, имеют крестообразные прорези в шлемах, их направляют, охраняют и подстрекают католические священники.

«Все, кто откажется поклониться Риму , должны быть уничтожены », — рычит зловещий архиепископ ( Лев Фенин ).

Посмотрите на символ на его митре и увидите, как Эйзенштейн соединяет церковь и (нацистское) государство в декоре. Посмотрите, как ненавистные гунны буквально бросают русских младенцев в костер.

Сам Невский отходит на второй план после того, как собрал войска и расставил ловушку. Сама битва, бессистемная и ничуть не кровавая по меркам исторического и современного кино, разбита на отдельные декорации.

Седой капризный мастер-оружейник ( Дмитрий Орлов ) полон патриотических обещаний и забавных афоризмов.

«Каждая птица клюёт своим клювом», — посмеивается он (на русском языке с английскими субтитрами) над своей постоянной продажностью.

Два дворянина — Василий и Гаврило ( Николай Охлопков, Андрей Абрикосов ) сражаются, чтобы доказать, кто самый доблестный в глазах дворянки ( Валентина Ивашова ), за которую они соревнуются. Это отражено в батальных сценах «Властелина колец» Питера Джексона, а также во многих вестернах и боевых фильмах.

Женщина-воин ( Александра Данилова) надевает кольчугу и приветствуется, еще один Товарищ, вооруженный в Борьбе.

Умиротворения просят только «денежные люди» Новгорода досоединенной России, а не «патриоты» среди буржуазии.

Стиль игры не стареет. Вы никогда не узнаете, что Россия также является родиной Метода из большинства фильмов Эйзенштейна. Ему нравилось отбирать любителей, которые выглядели слишком уж для его же блага.

И великая батальная сцена, несмотря на волнующую (и часто заимствованную) музыку Сергея Прокофьева, кажется скорее источником вдохновения для всего, что последовало за ней, чем что-либо, выдержавшее испытание временем. Безмолвный «Наполеон» был более впечатляющим, а «Иван Грозный» Эйзенштейна через несколько лет превзошел в этом отношении «Невский».

Но я все равно отношу эту классику 1938 года к числу двух великих фильмов пионера русского кино, уступая только «Потемкину» по художественности, сплоченности, длительному воздействию и важности.

Если вы хотите назвать себя киноманом, «Александр Невский» остается обязательным фильмом в вашем кинематографическом опыте.

Рейтинг: без рейтинга, насилие

В ролях: Николай Черкасов, Николай Охлопков, Андрей Абрикосов, Валентина Ивашова, Александра Данилова, Дмитрий Орлов, Лев Фенин и Владимир Ершов Сергей М. Эйзенштейн и Петр Павленко. Производство МосФильма, выпуск «Коринф».

Продолжительность: 1:48

Нравится:

Нравится Загрузка…

Эта запись была размещена в обзорах, превью, профилях и новостях кино. Добавьте постоянную ссылку в закладки.

Александр Невский | Текущий | Коллекция «Критерий»

Вышедший в конце 1938 года Александр   Невский стал не только первым звуковым фильмом Сергея Эйзенштейна, но и политическим возвращением режиссера. Этот самый известный из советских артистов не снимал кино с 9 лет.0095   Старый   и     Новый в 1929 году. Бесплодная поездка в Голливуд ослабила его положение во все более строгом Советском Союзе; он первым потерпел фиаско Que   Viva   Mexico ! а потом катастрофа недостроя Бежин   Луг .

Весной 1937 года царь советского кино Борис Шумяцкий предоставил Эйзенштейну на выбор несколько исторических сюжетов, включая святого воина XIII века Александра Невского и его победу над немецкими рыцарями Тевтонского ордена. Эйзенштейн выбрал Невского, потому что о нем было относительно мало известно — следовательно, рассудил режиссер, он будет работать с меньшими ограничениями. Эйзенштейн сказал своему коллеге Михаилу Ромму, что найдет актера и выберет его, и «весь мир скоро поверит, что настоящий Невский был таким же, как мой актер». Действительно, художнику Павлу Корину 19 лет.42–43 триптих

Александр   Невский явно создан по образцу актера Николая Черкасова, чье присутствие в Невском служило Эйзенштейну политической страховкой.

Импозантная фигура с громким голосом, 34-летний Черкасов начал свою карьеру в качестве комика мюзик-холла, но стал звездой, не говоря уже о Государственном артисте и члене Верховного Совета, сыграв нескольких стойких героев, среди которых им цесаревич Алексей Петр     Великий . Актер был не единственным официальным фаворитом, связанным с постановкой. Соавтор Эйзенштейна Петр Павленко был верным сталинистом и, вполне вероятно, агентом тайной полиции. Их сценарий был завершен в ноябре 1937 года.

Невский завершился на несколько месяцев раньше запланированного, отчасти потому, что Эйзенштейн смог передать большую часть фактического направления Дмитрию Васильеву, назначенному им в студии сторожевому псу.

Хоть и пропагандист, Александр   Невский практически не зависит от диалога по своему воздействию. Ближайшим сотрудником Эйзенштейна был выдающийся композитор Сергей Прокофьев, который, как писал режиссер, создал волнующие хоралы и пронзительные оратории, определившие «симфонический строй» Невского. Прокофьев принимал активное участие в контроле над записью звуковой дорожки фильма, часто разрабатывая звуковые эффекты в соответствии со спецификациями Эйзенштейна. В то время как большая часть его музыки была написана для отредактированных эпизодов, другие сцены были вырезаны, чтобы соответствовать уже записанной музыке — техника, которая тогда была широко известна в Голливуде как «Микки-Маусинг».

Пропитанный ксенофобией и едва ли необоснованным страхом перед иностранной агрессией, Александр   Невский был в равной степени синхронизирован с ситуацией в мире, в которой он был создан. В начальной сцене Невский, уже победивший шведов, демонстрирует силу своей личности, сражаясь с отрядом монгольских воинов. («По иронии судьбы, — как заметил биограф Эйзенштейна Рональд Берган, — этот эпизод «пропитан нордическим колоритом — высокие и светловолосые мужчины и женщины, в отличие от смуглых и бегающих глаз татар, спускающихся в мирную деревню, взаимозаменяемы с иконографией некоторых нацистских фильмов, снятых в Германии в тот же период»).0009

Зрелище скелетных полей сражений и опустошенных городов, Александр   Невский оформлено как почти космическая борьба между добром и злом. Сцены подчеркивают зверства немцев против русских мирных жителей, а захватчики еще больше дегуманизируются своими зловещими рогатыми шлемами. А сердце фильма — 30-минутная сцена Ледового побоища.

Триумф Эйзенштейна, как и Невского, этот стратегически заниженный и блестяще отредактированный микс массирования солдат и рубящего рукопашного боя — то ужасающий, то карнавальный — послужит прототипом батальных сцен в «9» Лоуренса Оливье.0095 Генри   V , Семёрка Акиры Куросавы   Самурай и Спартак Стэнли Кубрика .

Необыкновенная декорация Невского впервые была снята — жарким летом — в подмосковной деревне. Кинематографист Эдуард Тиссе использовал фильтр, чтобы передать зимний свет; деревья были выкрашены в светло-голубой цвет и обсыпаны мелом; искусственный горизонт был создан из песка. Сам лед представлял собой смесь асфальта и расплавленного стекла. Это выдающийся инженерный подвиг: листы этого искусственного льда поддерживались плавучими понтонами, которые должны были сдуваться по сигналу, чтобы он разрушился под тяжестью тевтонских рыцарей в соответствии с заранее вырезанными шаблонами.

Эйзенштейн отвлекся от съемок, чтобы опубликовать в официальной газете Известия заметку, проводя параллель между Невским и Сталиным — фильм заканчивается угрозой героя, что «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет — и на позднем этапе монтажа в студию позвонили в полночь с просьбой о предварительном просмотре в Кремле. Не будя Эйзенштейна, его помощники показали отснятый материал советскому диктатору. То, что в результате исчезла катушка, породило две теории: во-первых, катушка была ошибочно оставлена ​​в монтажной, и, поскольку Сталин не заметил пробела, было сочтено более благоразумным придерживаться его утвержденной версии, чем снова вставлять недостающую. материал. Вторая теория предполагает, что Сталин возражал против сцены, изображающей драку между новгородцами. Как бы то ни было, катушка была уничтожена.

Александр   Невский состоялась гала-премьера в Москве в конце ноября 1938 года, всего через два месяца после того, как Мюнхенское соглашение фактически расчленило Чехословакию и, по-видимому, оставило Советы в изоляции в их враждебном отношении к нацистскому режиму. Сталин публично поздравил Эйзенштейна, а в феврале следующего года режиссер вместе с Черкасовым был награжден орденом Ленина. Когда Невский открылся в США весной 1939 года, это было предвестником двухстраничного разворота в Life и получил восторженные, несколько недоверчивые отзывы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *