Сообщение николай 1: Николай I Павлович . Интересные факты биографии

Император Николай I. Биография — детство и юность.

Источник:
М. Полиевктов «Николай I. Биография и обзор царствования»
Москва, 1918 год

Введение

В основу настоящей книги легли два различных текста:
составленная автором для Биографического Словаря Императорского Русского Исторического Общества биография императора Николая I и курс, посвященный обзору николаевской эпохи, читанный им на Петроградских Высших Женских Курсах и застенографированный. Курс помог автору установить его основные точки зрения на николаевское царствование и определил построение книги; биография дала фактическое содержание. Курс был рассчитан на два года. В первый год удалось сделать лишь обзор правительственной деятельности; второй год предполагалось посвятить обществу и течениям общественной мысли в николаевское царствование. Изменение в учебном плане преподавания русской истории на Курсах помешало выполнить в целом намеченную программу, и вторая половина курса осталась непрочитанной. Это заставляет автора отказаться на время от мысли — дать обзор николаевской эпохи, и ограничиться на первых порах более скромною задачею — биографией и обзором царствования императора Николая I.

Под Москвою в Петровском-Разумовском, май 1916.

Детство и годы учения


великого князя Николая Павловича.

Портрет Великий князь Николая Павловича,
Миниатюра.
Худ. А.П. Рокштуль
1806 год.

Третий сын цесаревича Павла Петровича, великий князь Николай Павлович родился в последний год царствования императрицы Екатерины II, 25 Июня 1796 года. Первое время после своего рождения Николай Павлович, как в свое время и его старшие братья Александр и Константин, был взят на попечение самою императрицею [1]; но уже б ноября того же года императрица скончалась, и заботы о его воспитании перешли непосредственно к его родителям. После кончины императора Павла императрица Мария Федоровна официально передала воспитание своих младших сыновей — Николая и родившегося в 1798 году Михаила — в ведение вступившего на престол своего старшего сына. Император Александр Павлович, однако, подтвердив распоряжения, какие были сделаны на этот счет его покойным отцом, далее почти совершенно не вмешивался в это дело, и фактически заботы о воспитании младших великих князей по-прежнему продолжали лежать на императрице-матери.

Воспитание великого князя Николая протекало всецело в тесном домашнем кругу царского семейства, в обстановке гатчинской придворной жизни со всеми теми характерными особенностями, какие эта жизнь приняла в царствование императора Павла. Сам Павел Петрович питал к своим младшим детям теплое искреннее чувство и влагал в свои отношения к ним и к их воспитателям много непринужденности. У великих князей Николая и Михаила Павловичей в их раннем детстве установились доверчивые отношения к их отцу. Николай Павлович особенно пользовался его любовью, и сам был очень к нему привязан. Наоборот, в отношениях императрицы Марии Федоровны к ее младшим детям преобладал официальный тон. Не обладавшая большою сердечностью, императрица Мария Федоровна подчинила воспитание своих младших детей, особенно вначале, строгому этикету, была с ними суха и холодна и редко выходила из пределов известного церемониала: по заведенному императрицей порядку младшие великие князья и княжны ЛИШЬ в течение немногих часов в день видали своих родителей.

У Николая Павловича в его отношениях к матери первоначально преобладало чувство учтивости, лишь позднее уступившее место более теплому чувству.

Первоначальное воспитание Николая Павловича было доверено, главным образом, двум лицам: статс-даме Шарлоте Карловне Ливен и англичанке мисс Лайон. Обе они были назначены еще самой императрицею Екатериною, но сумели снискать расположение и ее невестки. Ливен скоро стала личным другом Марии Федоровны, что в данном случае имело немалое значение в виду тех натянутых отношений, какие существовали между императрицею и великокняжескою четою. Курляндская уроженка, рожденная баронесса Гаугребен, г-жа Ливен как нельзя более пришлась по душе Марии Федоровне. Обе они вносили в дело воспитания известную чисто немецкую аккуратность, чисто немецкую сдержанность и некоторую узость педагогических взглядов. Как человек, Ливен отличалась, по-видимому, большой сердечностью, и, быть может, под ее влиянием развилась у Николая большая любовь к уюту, к частной жизни, к семейному очагу, что впоследствии постоянно так сильно выдвигалось у него на первый план.

С раннего детства в нем стал складываться человек частной жизни, подготовлялся семьянин. Позднее и к вопросам государственного характера он зачастую подходил с меркой частной жизни, а такая мерка, в свою очередь, вполне совпадала с известною узостью его взглядов, стремлением все свести к элементарным основаниям, не осложняя чересчур разрешения вопросов. Особенно сильное влияние на развитие характера Николая Павловича оказала его няня, шотландская уроженка, мисс Лайон (Jane Lyon; впоследствии по мужу Вячеслова). Прямая, смелая и решительная, мисс Лайон нередко брала на себя идти вразрез с данными ей инструкциями и даже отваживалась иногда противоречить императрице Марии Федоровне, на что решались очень немногие. Помимо воспитания характера, мисс Лайон привила своему питомцу и определенные симпатии и антипатии. До приглашения ее к великому князю, она служила в семействе Чичериных. С ними ей пришлось быть в 1794 г. в Варшаве во время вспыхнувшего там восстания против русских. Николай Павлович часто слышал от мисс Лайон о пережитых ею в это время страшных сценах и унаследовал от нее на всю жизнь неприязненное чувство к полякам и евреям.
Позднее на почве этого чувства развились определенные политические принципы [2].

С 1800 г. воспитание Николая Павловича перешло в мужские руки. Есть известие, что первоначально заходила речь о назначении его воспитателем гр. Сем. Ром. Воронцова, бывшего в то время посланником в Англии; император Павел был против этого назначения, так как не доверял Воронцову, зная его англоманство. Выбор императора пал на генерала Матвея Ивановича Ламздорфа, незадолго до этого назначенного директором сухопутного кадетского корпуса (нынешний первый в в Петрограде). По общему отзыву, Ламздорф, не отличаясь широким образованием, не отличался и педагогическими способностями, обращался с своим воспитанником не только сурово, но и жестоко и ставил своею главною целью переломить его на свой лад. Жестокая и грубая педагогика Ламздорфа столкнулась, однако, в данном случае с очень неподатливым элементом — упрямым и резким характером подрастающего великого князя, что вряд ли могло принести благие результаты.

Одновременно с назначением Ламздорфа, к великому князю были приставлены «кавалерами»: генерал- майор Н. И. Ахвердов и полковники П. И. Арсеньев и П. П. Ушаков, вносившие в воспитание более кроткие меры и имеющие (особенно Ахвердов) больше влияния на своего воспитанника
[3]
.

Первоначальное образование Николая Павловича носило довольно случайный характер. Те лица, в чьих руках сосредоточивалось воспитание Николая Павловича, были отчасти и его первыми учителями. Так, первым молитвам (по-русски) его обучила мисс Лайон; только с 1803 г. уроки Закона Божьего стал давать ему его духовник Павел Криницкий. Русским языком занимался с великим князем очередной кавалер. Ахвердов давал, кроме того, уроки русской истории и географии, а с 1804 г. обучал арифметике и сообщал первые сведения по артиллерийскому и инженерному искусству. Первые уроки французского языка давала сама императрица Мария Федоровна; в 1802 г. на эти уроки был приглашен эмигрант француз де-Пюже преподававший также всеобщую историю и всеобщую географию, а также и чистописание.

Немецкому языку (а позднее, с 1813 г., также и латинскому, и греческому) обучал Аделунг, известный историк и археолог. Уроки английского языка, начавшаго входит в моду после свержения Наполеона, Николай Павлович начал брать с июля 1813 г. у Седжерса. Уроки музыки, которую вначале очень не любил Николай Павлович, давал с 1804 г. Теппер. Рисование, любимое искусство Николая Павловича, преподавал сначала (с 1804 г.) проф. Акимов, а с 1810 г. — проф. Шебуев. Танцам обучали Лепик и Юар (Ниаrd), верховой езде — берейтор Эггер и фехтованию (с 1809 г.) — Сивербрюк.

С 1809 г. возникает мысль заменить первоначальное преподавание более серьезным систематическим курсом, который приближался бы к университетскому типу. Помимо общих соображений, здесь играло роль стремление императрицы Марии Федоровны ослабить чрезмерное увлечение играми военного характера и вообще военными занятиями, естественно развивавшееся в младших великих князьях в условиях тогдашней придворной жизни, и оживить в них мало развитый интерес к наукам.

Одно время предполагалось даже отправить великих князей Николая и Михаила Павловичей слушать лекции в Лейпцигский университет, но эта мысль не встретила сочувствия у императора Александра Павловича. Взамен этого он находил возможным, чтобы его младшие братья посещали лекции в учреждаемом в то время Царскосельском лицее. Последовавшие вскоре за этим события 1812 г., однако, этому послужили помехой. Все ограничилось лишь тем, что занятия великого князя — как в классах, так и во внеклассное время — приняли более систематический характер, были начаты высшие науки, и сверх лиц, уже преподававших, было приглашено несколько профессоров. Сравнительно широко было обставлено преподавание политических наук. С 1809 г. Аделунг начал свои лекции по логике и морали; с 1810 г. проф. Шторх — свой курс политических наук. Этот курс подразделялся на науку общежительную, куда входили философия истории, государственное и народное право и политическая экономия, и правительственную, куда входили теория правительственных форм и политика; последняя обнимала учения | о законодательстве, администрации, суде, полиции, военном управлении, государственном хозяйстве, народном просвещении и духовном управлении.
Наряду со Шторхом следует упомянуть проф. Кукольника, читавшего великому князю естественное право, и известного юриста того времени, чье имя ставят иногда наряду со Сперанским, проф. Балугьянскаго, читавшего ему энциклопедию и историю права, а несколько позднее, в 1815 и 16 гг., науку о фииансах. Сравнительно с такой постановкой преподавания политических наук, приходится отметить крайне слабую постановку исторического образования. Изучение русской истории не пошло дальше элементарных уроков Ахвердова, оборвавшихся к тому же к 1816 г, на эпохе Иоанна Грозного и Смуты; всеобщей — дальше уроков де Пюже. Наоборот, на преподавание точных наук и военного искусства было обращено, по-видимому, гораздо больше внимания. Первоначальное преподавание алгебры, геометрии, физики и инженерного искусства было поручено известному ученому, профессору и академику Крафту
[4]
.

С конца 1808 г. Крафт начал свой курс высшей математики и опытной и теоретической физики, куда были включены также сведения по механике, технологии, фортификации и артиллерии. С конца 1809 г., по предложению Крафта, было решено выделить и поставить более систематично преподавание военных наук. Организацией преподавания этих наук заинтересовался сам государь Александр Павлович — почти единственный случай его вмешательства в воспитание его младших братьев. Выработать программу и вести преподавание военных наук было поручено инженерному генералу К. И. Опперману, который предложил в свои помощники полковника артиллерии А. И. Марковича и полковника-лейтенанта Джанотти. Опперман и Джанотти являлись видными силами в области военной техники; благодаря их преподаванию молодой великий князь, всей окружающею его атмосферою все более и более увлекаемый на путь внешней военной выправки, посвятил в свое время немало часов изучению более насущных вопросов военного искусства. Под влиянием Оппермана, с именем которого мы встретимся еще ниже, военно -инженерное искусство стало любимым делом Николая Павловича; из него выработался на всю жизнь хороший военный инженер. На уроках Джанотти, отличавшихся большою серьезностью, а также Марковича, Николай Пав-лович ознакомился с началами стратегии.

Уроки сводились к чтению и разбору различных сочинений об отдельных кампаниях (между прочим Жиро и Ллойда о последних кампаниях 1814 и 1815 гг.), а также к разбору самостоятельных проектов, темы которых носили иногда довольно злободневный характер. Так, в начале 1815 г. Николай Павлович давал отчет Опперману о составленном им «Трактате о войне против соединенных сил Пруссии и Польши» и около этого же времени разбирал с Джанотти проект «Об изгнании Турок из Европы при известных данных условиях».

Вообще надо заметить, что общераспространенное мнение, будто бы великий князь Николай Павлович получил гораздо более скудное и одностороннее образование, чем его старшие братья, следует принимать с большими оговорками. Трудно даже ответить определенно, воспитывали ли его, как простого великого князя, или уже теперь принимали в расчет его предназначение? Программа курса профессора Шторха заставляешь предполагать последнее. Рассматривая в целом программу образования великого князя, нельзя не признать, что перед нами программа, в которой политический науки занимают видное место. Правда, наряду с этим видное место занимают и науки военные. Надо, однако, помнить, что в глазах самого императора Александра военное дело получает к этому времени все большее и большее значение в общей системе государственного управления. К началу XIX в. государственное управление сравнительно с восьмидесятыми годами XVIII в. милитаризируется, и это не могло не отразиться и на системе воспитания лиц императорской фамилии. Новое поколете великих князей, к которому принадлежал Николай Павлович, проходило иную школу, чем его старший брат, школу, на которой сказалось влияние не столько века политических мыслителей, сколько века воинских потрясений наполеоновской эпохи. В глазах самого императора Александра, однако, это и была теперь та школа, которую должен был пройти будущий правитель государства. Образование великого князя Николая Павловича не было скудно, но его учителя, при всей своей эрудиции, зачастую оказывались плохими преподавателями, и это прежде всего относится к его преподавателям политических иаук. Отдавая должное учености Шторха, Кукольника и Балугьянскаго, Николай Павловйч сам отзывался впоследствии об их лекциях как о черезчур отвлеченных и сухих. Среди остальных учителей, по-видимому, лишь Опперман и Джаиотти выделялись талантливостью и живостью преподавания. Идеи Шторха могли оказать влияние на великого князя лишь позднее, в более зрелом возрасте. В данный момент военное дело должно было стать его любимым занятием. Систематическое обучение великого князя к тому же, окончилось довольно рано — к середине 1813 г. Императрица Мария Федоровна не прочь была его несколько продолжить; современный политическая события с этого времени все более и более начинают нарушать правильный ход занятий. Занятия почти совершенно прерывались в 1814 и в начале 1815 гг. С 1815 и в течение 1816 гг. читались лишь некоторые курсы.

Сохранилось довольно много данных, рисующих ту обстановку, в какой протекли детские и юношеские годы Николая Павловича, те отношения, какие сложились у него к его окружающим также его собственный характер, его вкусы и наклонности. Выше было сказано об его отношениях к отцу и матери. Его старшие братья выросли под влиянием тяжелых отношений между их отцом и бабкою. Родившись в последний год царствования Екатерины, Николай не мог, конечно, сознательно воспринимать эту семейную драму.

Память о покойной императрице оставалась, однако, тяжелым воспоминанием в царской семье, и отсюда — то неприязненное отношение к бабке, которое Николай Павлович унаследовал, очевидно, от своих родителей и которое сохранилось у него до конца его жизни. Детство самого великого князя протекло под влиянием гнетущих воспоминаний об обстоятельствах вступления на престол его старшего брата, в той тяжелой атмосфере, которая создалась во дворце после 11 марта 1801 года. Пятилетним ребенком Николай был свидетелем тех тягостных сцен, которые разыгрались тогда во дворце. Затем последовали первые годы царствования Александра, обрисовывавшиеся перед младшим поколением великих князей опять-таки, конечно, не как время широких преобразований, но как годы тяжелого семейного разлада, прежде всего, между государем и императрицею-матерью, — когда Александр, как бы отлученный в своем собственном семействе, встречал глухую оппозицию всем своим начинаниям среди своих близких. Разница в летах между Николаем Павловичем и его старшими братьями и сестрами была слишком велика для того, чтобы в юном возрасте у него могла установиться с ними настоящая близость. Строгостью установленного Мариею Федоровною этикета объясняется почти полное отсутствие у Николая Павловича в его детстве товарищей в играх и занятиях[5] Все его детство протекало исключительно в обществе его младшего брата Михаила Павловича и их младшей сестры Анны Павловны, с которыми у него на всю жизнь остались искренние дружеские отношения. Это было младшее поколение царской семьи, ТОТ детский мир, который стоял в стороне от протекавших событий, но в котором постепенно складывалось к этим событиям определенное отношение, не раз сказывавшееся позднее, когда Николаю приходилось выступать в зрелом возрасте. В характере Николая Павловича с детства замечалось сочетание сердечности и прямоты с жесткостью и угловатостью. Он был ласков и внимателен к окружающим, но проявлял в то же время иногда излишнюю резкость. Совершенно чуждый жестокости, он мог быть подчас довольно грубым. Вспыльчивый и стремительный, он обладал и большой долей настойчивости, но не всегда умел быть достаточно сосредоточенным, что отражалось в известной степени на его занятиях. Шумный в забавах и играх, он обыкновенно был серьезен и задумчив, и только порою, по отзывам его воспитателей, на него находили периоды неудержимой веселости.

Отмечают, кроме того, его излишнюю робость и застенчивость, а также, по-видимому, чисто нервную трусливость, проявляющуюся, однако, крайне неровно. Так, в детстве он очень боялся грозы и фейерверков и долго не мог побороть страха, слыша выстрелы. Напротив, с самого начала он не обнаружил не малейшей боязни ездить верхом и с детства смело садился на лошадь.

Из игр великие князья Николай и Михаил Павловичи любили почти исключительно военные, начиная их чуть ли не с постели.

В то же время Николай Павлович очень любил шахматы. Он любил рисовать, рисовал хорошо, и занимался даже гравированием. Музыку в детстве и в юношеские года Николай Павлович, по его собственному признанию, совершенно не любил. Любовь к этому искусству развилась в нем значительно позднее. Но он всегда любил хорошее церковное пение; сам пел иногда с певчими, и много занимался придворных хором.

В своих учебных занятиях он предпочитал, по-видимому, науки точные и практические, мало проявляя склонности к отвлеченным и умозрительным дисциплинам. Чистая математика и политические науки в одинаковой степени не пользовались его симпатиями. Зато прикладная физика и механика возбуждали в нем большой интерес. Особенно он любил инженерное искусство, знал его хорошо и позднее любил говорить «Мы, инженеры» …

Вообще, как в детстве военные игры, так и в юношеском возрасте военные занятия делались все более и более предметом его увлечения. К гражданским наукам он чувствовал всего менее склонности. Это постоянно озабочивало его воспитателей и, прежде всего, императрицу-мать, всячески старавшуюся отвлечь своих младших сыновей от исключительного пристрастия к военному делу, и всегда поэтому неохотно соглашавшуюся на долгое пребывание великих князей в военной среде.

В 1810 году Николаю Павловичу даже было предложено его воспитателями написать сочинение на тему «доказать, что военная служба не есть единственная служба дворянина, но и что другие занятия для него столько же полезны и почтенны». Великий князь не написал ничего, и дело кончилось тем, что Ахвердов должен был сам продиктовать Николаю Павловичу все сочинение.

Читать далее

Личность императора Николая I

Будущий император Николай II родился 6 июля 1796 года. Он был самым младшим сыном императора Павла I. Осознавая, что императором ему не стать, Николай начал активно интересоваться армейскими делами и инженерным делом. Но судьба сделала неожиданный поворот.

Содержание

  • 1 Ранние годы
  • 2 Смерть отца
  • 3 Свадьба
  • 4 Военная деятельность
  • 5 Переломный момент
  • 6 Восстание декабристов
  • 7 Царствование
  • 8 Внешняя политика
  • 9 Вывод
  • 10 Историческое значение

Ранние годы

Екатерина II планировала сама заняться воспитанием своего внука. Но ее смерть не позволила этого сделать. Первой воспитательницей Николая Павловича стала Шарлотта Карловна Ливен. Родом она была из Лифляндии. На протяжении семи лет она воспитывала и обучала мальчика. Юный Великий князь испытывал к няне теплые чувства. По дошедшим источникам становится понятно, что на него повлиял сильный и волевой характер Шарлотты Карловны.

В конце 1800 года воспитателем стал генерал Ламздорф М.И. Николай получил домашнее образование. В него входили:

  • Юриспруденция;
  • Экономика;
  • География;
  • История;
  • Фортификация;
  • Инженерное дело.

Николаю не нравились гуманитарные науки. Он больше увлекался последними двумя предметами. Также ему нравилось рисование и игра на флейте.

Ламздорф воспитывал двух младших братьев в строгости. За непослушание следовало физическое наказание:

  • Удары линейкой;
  • Удары шомполом.

Николай в воспоминаниях приводит даже случай, когда воспитатель схватил его за грудки и швырнул о стену. Именно в детском возрасте у Николая начали проявляться такие качества, как:

  • Высокая самооценка;
  • Стремление высказывать свое мнение;
  • Упрямость;
  • Вспыльчивость.

Так как Николая и Константина не рассматривали как будущих императоров, то их предназначением стала военная служба.

Интересный факт: Родители Николая общались с Ламздорфом. Павел I просил его не вырастить из сына повесу, приводя в пример принцев Германии. Мария Федоровна высоко оценивала деятельность воспитателя. Она называла его даже «вторым отцом» Николая.

Смерть отца

Смерть Павла I была тяжело воспринята Николаем. Об этом событии он оставил воспоминания. Для нежного возраста это стало тяжелым испытанием. После смерти отца руководство воспитанием сына взяла на себя императрица.

Свадьба

Супругой Великого князя Николая стала Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская. Свадьба состоялась в июле 1817 года. Начиная с этого времени Николай углубляется в изучение армейских порядков. Он внимательно наблюдал за дворцовыми разводами караула. Подмечал каждую деталь.

Брак послужил укреплению дипломатических отношений между Пруссией и Российской империей.

Военная деятельность

Во время отечественной войны Николай не попал на театр боевых действий. Этому воспротивилась императрица. Именно во время похода в Силезию старший брат Александр и познакомился с будущей супругой младшего брата. Она ему понравилась, и он всячески хотел познакомить их друг с другом.

Боевое крещение будущий император получил в 1815 году, когда он, находясь в свите старшего брата, попал под обстрел французских партизан. Позднее Николай принимал участие в открытии:

  • Главного инженерного училища;
  • Школы гвардейских подпрапорщиков.

В армейских кругах будущий император не пользовался любовью. Он был слишком педантичен и придирался к каждой мелочи. Император до конца жизни с пренебрежением относился к штатским. Воспитанный в духе армейского порядка и лаконичности, он хотел перенести это и в управление государством.

Переломный момент

В 1819 году Николай Павлович узнал от своего старшего брата поразившую его новость. Их брат Константин отказался от императорского титула. Соответственно, стать самодержцем предстояло Николаю. Его это не порадовало. Это можно понять из дошедших до нас записок и писем.

В 1823 году отказ от престола Константина был официально оформлен. В это же время Александр I одобрил составленный документ, согласно которому на престол должен взойти их младший брат. 19 ноября 1825 года Александр скончался.

Константин в то время находился в столице Польши, а Николай – в столице Российской империи. Никто не знал о содержании манифеста. Младший брат поспешил привести войска к присяге Константину. Но манифест зачитали в Государственном совете. Это спутало все планы и посеяло неопределенность. Николай сначала отказался признать, что манифест подлинный. Он убедил всех присягнуть брату, что и было сделано.

Но Константин из Варшавы написал письмо, в котором подтверждал свое отречение. Сложилось опасное положение междуцарствия.

Восстание декабристов

Николай Павлович в итоге дал свое согласие стать самодержцем. Был разработан и составлен соответствующий манифест. В нем было подчеркнуто, что датой вступления на престол считается 19 ноября, день смерти предыдущего императора. Это должно было создать видимость, что никаких споров о преемственности не было, и власть передалась своевременно. Был назначен день «переприсяги». Но в это время зрел заговор группы офицеров.

Восставшие планировали не допустить присяги новому императору и свергнуть самодержавие. В дальнейшем они намеревались провести широкомасштабные демократические преобразования в государстве. Несколько подразделений вышли на сенатскую площадь. Но их восстание было жестоко подавлено. Некоторые декабристы были повешены, а остальные отправились в ссылку.

Из мемуаров известно, что это событие император Николай I также перенес очень тяжело. Он сокрушался о пролитой крови своих подданных.

Царствование

Начало правления императора Николая Павловича отличается либеральными шагами. Он повелел занести все замечания декабристов в сводку. Либерал того времени Жуковский стал наставником наследника престола. Восстание в Польше и война на Кавказе унесли множество жизней. Однако император больше не подписывал указов о казни бунтовщиков. Пятеро декабристов стали единственными повешенными.

Была проведена централизация власти. Николай I не хотел повторения восстания на Сенатской площади. Был усилен политический сыск, учреждены соответствующие ведомства. Император всеми силами защищал основы самодержавия и боролся с любыми революционными идеями.

Происходила русификация народов Поволжья. В то же время император проводил реформы по облегчению положения крестьян. Были выпущены соответствующие указы. Крестьян начали обучать грамоте, были построены школы. Но такая политика встретила сопротивление со стороны помещиков. Они не хотели менять сложившееся положение дел.

Императора называли «Дон-Кихотом самодержавия», потому что он пресекал любое инакомыслие. В то же время государь осознавал необходимость реформ. Его стремление заключалось в создании новых органов управления.

В повседневной жизни отличался аскетизмом. Посещал церковные богослужения. Не имел вредных привычек. Рабочий день имел четкий распорядок по времени. Император уделял внимание физическим упражнениям. Был работоспособен и отличался хорошей памятью.

Внешняя политика

В царствование Николая I Российская империя вела много войн и подавляла восстания. Но ударом для государя послужила Крымская война. Поражение лишило империю выхода к Черному морю и побережью. Для царя это был серьезный удар. Против России тогда выступила Османская империя и европейские страны.

Вывод

Еще в раннем детстве будущий император Николай Павлович столкнулся с ударами судьбы. Он принимал их близко к сердцу и очень переживал. Из-за установленного порядка престолонаследия он не получил того образования, которое требовалось самодержцу. Но он стал отличным военным, который интересовался техникой и фортификацией.

Стечение обстоятельств привело к тому, что он занял престол. Несмотря на свою неподготовленность к решению масштабных задач, Николай I делал все, чтобы реформировать сложившийся уклад жизни и достойно править империей.

Историческое значение

Николай Павлович – это ярый борец за самодержавие. Он не допускал реформирования системы управления государством и преследовал революционеров и инакомыслящих. Он хотел установить твердый армейский порядок в государственных учреждениях. Тем не менее, он был готов делать поблажки либералам, так как осознавал необходимость перемен в государстве.

Император умел привлекать на службу талантливых людей. Во время его правления были проведены важные преобразования в экономике и жизни крепостных крестьян. Некоторые современники ставят ему в вину, что он привлекал на должности военных людей, даже если они ничего не смыслили в гражданском управлении.


Литература и дополнительные материалы по теме:

  • Николай Шильдер «Император Николай I. Его жизнь и царствование», 2010 год
  • Боханов А. «Николай I. Хранитель русских устоев», 2013

Письмо Государыни Николаю II (1915)

В августе 1915 года царица Александра написала письмо Николаю II, когда он уезжал на Западный фронт, чтобы принять командование армией:

«Мой любимый,

Я не могу найти слов, чтобы выразить все, что хочу, мое сердце слишком полно. Я только хочу крепко обнять тебя и прошептать слова сильной любви, мужества, силы и бесконечных благословений. Более чем трудно отпустить тебя одного, совершенно одного, но Бог очень близок к тебе, больше, чем когда-либо. Вы сражались в этой великой битве за свою страну и трон в одиночку, храбро и решительно. Никогда раньше они не видели в тебе такой твердости, и она не может остаться без добрых плодов.

Не бойся за то, что осталось позади: нужно быть суровым и остановиться сразу. Любимая, я здесь, не смейся над глупой старой женой, но она в штанах невидимка… Когда я могу быть хоть немного полезен, скажи мне, что делать — используй меня — в такое время Бог даст мне силы помочь вам, потому что наши души борются за право со злом… мы, которых научили смотреть на все с другой стороны, видим, что здесь борьба на самом деле и означает. Ты показываешь свое мастерство, проявляешь себя Самодержцем, без которого Россия не может существовать.

Если бы вы сейчас ответили на эти разные вопросы, они бы затянули вас еще больше. Быть твердым — единственное спасение. Я знаю, чего это вам стоит; [Я] ужасно страдаю из-за тебя. Прости меня, умоляю тебя, мой Ангел, за то, что не оставила тебе покоя и так беспокоила тебя, — но я слишком хорошо знаю твой чудный кроткий характер; на этот раз ты должен был стряхнуть это, должен был победить в своей борьбе в одиночку против всех. Это будет славная страница твоего царствования и русской истории, повести этих недель и дней, и Бог, Который праведен и близок к тебе, сохранит твою страну и престол твоей твердостью…

Бог помазал вас на вашей коронации. Он поставил тебя на то место, где ты стоишь, и ты выполнил свой долг. Будь уверен, совершенно уверен в этом, и Он не оставит помазанника Своего. Молитвы нашего Друга возносятся днем ​​и ночью о тебе к Небесам, и Бог их услышит. Те, кто боятся и не могут понять ваших действий, события заставят осознать вашу великую мудрость. Это начало славы вашего царствования. Он так сказал, и я абсолютно в это верю. Твое Солнце восходит, и сегодня оно сияет так ярко. И так ты очаровашь всех тех великих промахов, трусов, заблудших, шумных, слепых, ограниченных и лживых существ…

Все к лучшему, как говорит Наш Друг, худшее уже позади. Теперь ты поговори с военным министром, и он примет энергичные меры, как только надобно, но Хвостов и об этом позаботится, если ты назовешь его. Когда ты уедешь, напиши Другу сегодня вечером через Аню, и он особенно подумает о тебе. Только поскорее выдвигай Николашу — не мешкай, это плохо и для дела, и для Алексеева тоже, и дело решенное, успокоить умы, хотя бы и против их воли, скорее, чем ждать, и неуверенность, и попытки воздействовать на тебя — сердце не утомляют…

Горькая боль не быть с тобой — знай, что ты чувствуешь, и встреча с N не будет приятной — ты ведь доверял ему и теперь знаешь, что несколько месяцев назад сказал наш Друг, что он поступал неправильно по отношению к тебе и твоим страна и жена. .. Рядом с тобой все хорошо — когда с глаз долой другие сразу наживаются — видишь ли, они боятся меня и поэтому приходят к тебе одному [когда нет царицы] — они знают, что у меня есть собственная воля когда я чувствую, что я прав — и вы сейчас правы, — мы знаем это, поэтому вы заставляете их трепетать перед своим мужеством и волей.

Бог с вами и наш Друг за вас — все хорошо — и последние все будут благодарны вам за спасение вашей страны. Не сомневайтесь — верьте, и все будет хорошо, и армия — это все, — несколько ударов ничто по сравнению с тем, что можно и нужно подавить. Левые в ярости, потому что все ускользает из рук…

Теперь спокойной ночи, дорогая, иди прямо спать без чая с остальными и их вытянутыми лицами. У тебя есть святой Николай Григория, чтобы охранять и вести тебя… Я нежно прижимаю тебя к своему сердцу, целую и ласкаю тебя без конца — хочу показать тебе всю сильную любовь, которую я испытываю к тебе, согреть, подбодрить, утешить, укрепить тебя и сделать ты уверен в себе. Спи спокойно, Солнышко, Спасительница России. Помнишь прошлой ночью, как нежно мы прижались друг к другу? Я буду тосковать по твоим ласкам, мне их всегда мало. Я целую тебя без конца и благословляю тебя. Святые ангелы охраняют твой сон — Я рядом и с тобой во веки веков, и никто не разлучит нас».

Твоя собственная жена
Санни

Сообщение с Востока | Николай

Послание с Востока | Николай | Не исчезнет $root.artistsMenu.setActiveLabelMemberBand(id)»>••• $root.artistsMenu.setActiveLabelMemberBand(id)»>свернуть

по Николай

поддерживается

М27

М27 Без сомнения, Rainforest является треком на этом релизе. Абсолютно эйфорический и исцеляющий, на совершенно другом психоделическом уровне. Любимый трек: Rainforest.

австралия

технодуст

биллбрюстер

таро98

Бельжик

горячий пепел

Адриан

Комната 12

Коленсо

сыр аналог

блуфури

Сбобб

пастель

палепенсионер

гус р

таронемото

ВСН

Анна Малыш

леди лавандовый

Фаби

luis_and_klarc

papi_ride

Джош Уокер

Фирас Кей

озмагик23

Клуб Кармакома

Карточка Пола Аллена

Деклан

дпдт

andi72jacky95

Квадратная лента

Ма-С

Дэниел Коуэл

робинлю

эфанор

Электросэнди

ЛОЖНАЯ МОРАЛЬ

Мистер Сикс

поучительный

83

эбузмиллер

Кендрик Ло ​​

Томас О’Брайен

ксс36

Джо Моррис

Кауз

Хосе Доблем

годввин

kasi_kanone

РИО ЙОДА

etiennetiennetienne

Р Дешам

млрд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *