Сообщение карамзин как историк: Николай Карамзин «История государства российского»: история создания.

Николай Карамзин — биография, жизнь и творчество писателя

Фото Все
Видео Все

Николай Карамзин – историк, представитель эпохи сентиментализма, получивший прозвище «Русский Стерн». Автор «Истории государства Российского», занимал должность редактора «Вестника Европы» и «Московского журнала».

То, что сделал для русской культуры Николай Карамзин, не удавалось до него никому. Он стал реформатором русского языка, создателем «нового слога», который ориентировался не на книжный стиль, а базировался на разговорной речи. Он внедрял европейскую культуру, глубоко чтил российские «древности», его творчество ознаменовало собой целую эпоху, которую Белинский назвал «карамзинским периодом». По мнению того же Виссариона Белинского, Карамзин положил начало многим направлениям в литературе. Его интересовала журналистика, критика, исторические повести, проза и поэзия, и конечно же, изучение истории. И если Пушкина называют «наше всё», то Карамзина по праву можно считать «нашим Всем».

Детство

Родился Николай Карамзин 12 декабря 1766 года в деревушке Михайловка недалеко от Симбирска. Принадлежал к крымско-татарскому роду Кара-мурзы, история которого начинается в 16-м веке. Его отец Михаил Карамзин был помещиком, отставным армейским офицером. Детские годы Николая прошли в имении отца.

Портрет Николая Карамзина в юности

Вначале мальчика сдали на учебу в частный пансион. В 1778-м он продолжил обучение в пансионе профессора И.Шадена, который преподавал в Московском университете. Этого одаренному мальчику показалось мало, и он два года ходил на лекции, которые вел И.Г.Шварц в том же университете. Отцу очень хотелось, чтобы сын продолжил его дело. Николай не стал перечить родителю, и с 1781 года уже состоял на службе в Преображенском гвардейском полку.

Карамзин прослужил недолго, вышел в отставку в 1784 году. Этот период не прошел для него даром. Молодой человек начал писать, у него появились первые труды. Уволившись из армии, Николай поселяется в Симбирске, там он знакомится с членами масонской ложи», носившей название «Золотой венец», и вскоре сам пополняет ее ряды. Писатель прожил в этом городе недолго, переехал в Москву, где вступил в «Дружеское ученое общество». Членом этого общества он оставался четыре года.

Литература

В самом начале своей творческой биографии Карамзин уехал в Европу, где познакомился с Иммануилом Кантом, стал свидетелем Великой французской революции. Эта поездка отразилась в его труде под названием «Письма русского путешественника», который и принес ему первую известность. Карамзин стал первым, кто начал писать в таком жанре, поэтому его не зря возвели в родоначальники современной литературы России.

Произведение Николая Карамзина «Аглая»

После возвращения в Москву, Николай развивает бурную деятельность. Из-под его пера выходят рассказы и истории, кроме этого он возглавил «Московский журнал». Здесь печатались не только известные авторы, но и талантливая молодежь. Произведения Карамзина – «Аглая», «Мои безделки», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», тоже выходят на его страницах.

Николай писал не только стихи и прозу, ему принадлежало авторство многих рецензий и комментариев к театральным постановкам.

Печатал «Московский журнал» и критические статьи. Свою первую рецензию Николай напечатал в журнале в 1792-м, она касалась впечатлений о поэме Николая Осипова «Виргилиева Енеида, вывороченная наизнанку». Сам Карамзин в это время написал повесть, получившую название «Наталья, боярская дочь».

Николай Карамзин сказал свое весомое слово и в поэзии. Он писал в жанре европейского сентиментализма, который сильно отличался от общепринятой поэзии той поры. Его сочинения не были похожи на оды Державина и Ломоносова, Карамзин стал основоположником нового этапа в развитии российской поэзии.

Стих Николая Карамзина — Прости

Кто мог любить так страстно,
Как я любил тебя?
Но я вздыхал напрасно,
Томил, крушил себя!

Мучительно плениться,
Быть страстным одному!
Насильно полюбиться
Не можно никому.

Не знатен я, не славен,-
Могу ль кого прельстить?
Не весел, не забавен,-
За что меня любить?

Простое сердце, чувство
Для света ничего.
Там надобно искусство — А я не знал его! (Искусство величаться, Искусство ловким быть, Умнее всех казаться, Приятно говорить.) Не знал — и, ослепленный Любовию своей, Желал я, дерзновенный, И сам любви твоей! Я плакал, ты смеялась, Шутила надо мной,- Моею забавлялась Сердечною тоской! Надежды луч бледнеет Теперь в душе моей… Уже другой владеет Навек рукой твоей!.. Будь счастлива — покойна, Сердечно весела, Судьбой всегда довольна, Супругу — ввек мила! Во тьме лесов дремучих Я буду жизнь вести, Лить токи слез горючих, Желать конца — прости!

Карамзин восхищался духовным миром человека, в то время как физическая оболочка его мало интересовала. Поэт пользовался так называемым «языком сердца». Его произведения состояли из простых и логичных форм, в них практически полностью отсутствовали тропы.

В 1803-м, по приказу императора Александра I, Николай Карамзин официально получил должность историка. Ни до него, ни после, Россия больше не имела собственного историографа.

Вторая половина жизни писателя была посвящена изучению исторического наследия страны, при этом он был абсолютно равнодушен к государственным должностям.

Свое первое историческое произведение Николай Михайлович назвал «Записка о древней и новой истории в ее политическом и гражданском отношениях». В этом труде писатель стал представителем консервативных слоев общества, он пытался рассказать о том, как они относятся к либеральным реформам императора. Он пытался внушить всем, что в России не нужны преобразования. Это сочинение стало преддверием более масштабного труда.

«История государства российского»

В1818-м Николай Карамзин представил труд всей своей жизни, который озаглавил «История государства российского». Сразу вышло восемь томов, спустя несколько лет в печать попали еще три тома этого творения. Благодаря этой работе, Карамзин стал своим при императорском дворе, у него сложились нормальные отношения и с царем.

По распоряжению государя, Карамзину выделили отдельный особняк в Царском селе. Историк постепенно стал приветствовать абсолютную монархию. Он продолжал создавать «Историю государства российского», трудился над 12-м томом, но завершить его не успел. Книга попала в печать после смерти Карамзина в незавершенном виде. Исследователи потом пришли к выводу, что именно Карамзин был первопроходцем в достоверном описании жизни страны.

Впоследствии Александр Пушкин заметил, что историей своего отечества заинтересовались все, включая светских женщин. Это было как новое открытие, казалось, что Карамзин открыл древнюю Россию, как в свое время Колумб Америку.

Книги стали популярными скорее потому, что не были написаны сухим историческим языком. Карамзин выражался красивым слогом, однако ни одно событие не освещал своим личным мнением. Существовали специальные рукописи к каждому тому, где писатель оставлял свои комментарии, давал пояснения к тому или иному событию.

В творческой биографии писателя, поэта и критика Николая Карамзина нашлось место и переводческой деятельности. Сведений об этом сохранилось мало, да и переводами он занимался недолго.

Одним из его трудов стал перевод шекспировского «Юлия Цезаря». Однако цензура книгу не пропустила, поэтому ее просто сожгли. К каждому своему труду писатель оставлял предисловия, где содержалась оценка произведения. Два года понадобилось писателю, чтобы перевести индийскую драму «Сакунтала», которую написал Калидас.

Постепенно творчество Карамзина оказывало влияние на изменение русского литературного языка. Карамзин отказался от церковнославянской грамматики и лексики, в его произведениях звучал разговорный язык. Основой для создания трудов писателя стала грамматика французского языка.

Николай сумел ввести в обиход новые слова, которых раньше не было в русском языке. Благодаря ему, мы сейчас знаем, что означают термины «благотворительность», «достопримечательность», «промышленность», «влюбленность».

Именно Карамзин ввел в язык варваризмы – появилась буква «ё».

О реформаторском творчестве Карамзина возникали споры и разногласия в среде литераторов. Шишков и Державин основали общество под названием «Беседа любителей русского слова», участники которого радели за сохранение «старого» языка. Члены этого общества не раз критиковали Карамзина и Жуковского. Карамзин и Шишков долго были соперниками, но потом стали настоящими друзьями. Благодаря протекции Шишкова Николай Михайлович был избран в Российскую и Императорскую Академию наук.

Могут быть знакомы

Личная жизнь

Первый раз Николай Карамзин женился в 1801 году на Елизавете Протасовой, которую он давно уже любил. Сам писатель признался, что питал нежные чувства к девушке на протяжении тринадцати лет. На то время Елизавета могла похвастаться отменным образованием.

Первая жена Карамзина Елизавета Протасова

Она стала для Николая настоящей помощницей. Одно было плохо – у нее было слабое здоровье. В марте 1802-го супруга подарила Карамзину дочь Софью. У самой Елизаветы приключилась родовая горячка, которая и стала причиной ее смерти. Впоследствии историки придут к заключению, что «Бедную Лизу» Карамзин посвятил своей первой горячо любимой супруге. Дочь София стала фрейлиной, ее друзьями были Лермонтов и Пушкин.

Карамзин вдовствовал до тех пор, пока в его личной жизни не появилась Екатерина Колыванова – внебрачная дочь князя Вяземского. Екатерина родила Карамзину девять детей, из которых трое умерли еще младенцами. В16 лет умер еще один – сын Николай. В1806-м супруга порадовала писателя еще одной дочерью – Екатериной. Ее супругом стал подполковник в отставке Петр Мещерский, а их сын Владимир – известный публицист.

В 1814-м семья пополнилась сыном Андреем. Он окончил Дерптский университет, уехал из России по причине слабого здоровья. Спустя некоторое время вышел в отставку, сочетался браком с Авророй Демидовой. Этот брак был бездетным, хотя несколько внебрачных наследников Андрей Карамзин после себя оставил.

Спустя пять лет Карамзины снова радовались рождению ребенка. На этот раз сына назвали Владимиром, отец очень гордился своим отпрыском, хотя все считали его остроумным и находчивым карьеристом. Эти качества помогли ему поступить на службу в консультацию министра юстиции, получить должность сенатора. В его владении  было имение Ивня. Владимир женился на генеральской дочери Александре Дука.

Николай Карамзин и Екатерина Колыванова

Елизавета тоже стала фрейлиной, ей даже назначили пенсию за то, что она была дочерью знаменитого историка. После смерти матери Елизавете пришлось уехать к Софии, своей старшей сестре. Обе девушки жили у княгини Мещерской.

Елизавета была отзывчивая, добродушная и очень умная девушка, несмотря на то, что фрейлинам приходилось не сладко. По мнению Льва Толстого, Елизавета воплощала в себе «пример самоотверженности». До нашего времени дошли портреты Елизаветы, написанные специальными художниками, потому что фотографии тогда еще только начинали появляться в обиходе.

Смерть

Николай Карамзин умер 22 мая 1826 года в Санкт-Петербурге. Официальной причиной смерти историка и писателя стала обычная простуда.

Памятники Николаю Карамзину

Он заболел после того, как 14 декабря 1825 года посетил Сенатскую площадь, и доктора оказались бессильны перед этим заболеванием. Местом упокоения Николая Карамзина стало Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Проза

  • «Евгений и Юлия»
  • «Письма русского путешественника»
  • «Бедная Лиза»
  • «Наталья, боярская дочь»
  • «Прекрасная царевна и счастливый карла»
  • «Сиерра-Морена»
  • «Остров Борнгольм»
  • «Юлия»
  • «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»
  • «Моя исповедь»
  • «Чувствительный и холодный»
  • «Рыцарь нашего времени»
  • «Осень»
  • «О дружбе»
Ссылки

Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Карамзин Н.М.

Николай Михайлович Карамзин
(1766-1826)

Биография
Карамзин в Кёнигсберге
Карамзин у Канта

Биография

Родился 1 декабря 1766 года (здесь и далее все даты указаны по старому стилю) в родовом имении Михайловском (Преображенское), расположенном в среднем течении Волги, неподалеку от Самары. Большую часть юных лет Карамзин провел во втором имении семьи – в деревне Знаменское около Симбирска (Ульяновска). Отцом Николая Михайловича был дворянин, симбирский среднепоместный землевладелец Михаил Егорович Карамзин, капитан в отставке, ведущий свой род от татарского военачальника Кара-Мурзы, перешедшего на службу к московскому царю. Мать Николая умерла, когда тот был еще ребенком, и в юные годы он был в основном предоставлен сам себе.

В начале 70-х годов Карамзина определили в Симбирск. В частном пансионе он быстро прослыл первым учеником. Благодаря домашнему образованию, он прекрасно владел немецким и французским, что его принимали за выросшего не на Волге, а в Кёнигсберге или на Роне.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, Николай начал обучение в знаменитом частном пансионе Иоганна Матиаса Шадена в Москве. Шаден, урожденный немец, профессор Московского университета, был сторонником новейших швейцарских педагогических теорий и приверженцем идей, изложенных Жан-Жаком Руссо в трактате «Эмиль, или О воспитании». В пансионе Шадена преподавались немецкий и французский языки. Литературная программа включала немецкую и швейцарско-немецкую литературу, в основном моралистической направленности. Из литературных трудов наиболее продолжительное влияние на взгляды Карамзина оказали романы Руссо.

Карамзин надеялся, что по окончании пансиона Шадена он получит возможность продолжить образование в Германии, в Гёттингенском или в Лейпцигском университете, где в то время обучалось значительное число русских студентов. Но отец Карамзина по обычаю тех лет и подобно многим соотечественникам его статуса и благосостояния, с самого рождения записал сына в одну из элитных воинских частей – лейб-гвардии Преображенский полк, квартировавший в Санкт-Петербурге, созданный Петром Первым для подготовки из молодых дворян офицерского состава имперской армии. Поэтому по окончании пансиона в конце 1781 или начале 1782 г. Николаю Карамзину приходится надеть мундир.

В 1783 году в Вольной типографии в Петербурге появляется крохотная книжечка – «Деревянная нога», швейцарская идиллия Геснера, переведенная с немецкого семнадцатилетним Карамзиным, что принято считать его первым печатным опытом.

Когда из Симбирска пришла печальная весть о смерти отца, Николай вышел в отставку и, получив чин поручика, распрощался с невскими берегами. В начале 1784 года он возвратился в родной Симбирск, где вел расточительную и праздную жизнь помещика, наполненную в основном балами и прочими увеселительными мероприятиями. В Симбирске Карамзину посчастливилось встретиться с И. П. Тургеневым, также местным помещиком, который проводил большую часть своего времени в Москве и был активным членом масонской ложи и ордена розенкрейцеров, а также Дружеского ученого общества. Дружеское ученое общество было образовано Иоганном Георгом Людвигом Шварцем, медиком из Гелмштадтского университета и имело своей целью распространение научного и философского знания и моральное самоусовершенствование его членов. В 1785 г. по приглашению Тургенева Карамзин приехал в Москву. Здесь с подачи издателя и просветителя Николая Николаевича Новикова он становится одним из редакторов журнала «Детское чтение для сердца и разума». В журнале молодой литератор печатается широко и во всех жанрах – в переводах, в стихах, в прозе. Карамзин публикует произведение для юношества «Евгений и Юлия» – первую сентиментальную русскую книгу, переводит и публикует «Юлия Цезаря» Шекспира и «Эмилию Галотти» Лессинга.

В 1789 году Карамзин посчитал, что получил в Москве все знания, которые были там доступны, и решил предпринять поездку по Западной Европе. Путешествие началось в середине мая 1789 года. Юному любителю странствий предстояло посетить Пруссию, Саксонию, Швейцарию, Францию и Англию. Путешествуя, он был в основном заинтересован в получении новых впечатлений, наносил визиты писателям и философам, чьи имена были у него на слуху. К примеру, среди прочих Карамзин посещал Канта в Кёнигсберге, Лафатера в Цюрихе, встречался с Бонне, беседовал с Гердером и Виландом. Историк Анатолий Г. Мазур писал, что во время своего путешествия Карамзин «пристально наблюдал за жизнью в Западной Европе в основном с точки зрения философа и литератора».

Возвратился домой в 1790 году. Таким образом, Карамзин пробыл в чужих краях свыше года. Результатом путешествия по странам Западной Европы стала книга «Письма русского путешественника», вышедшая в свет в 1797 году. «Письма» сделали Карамзина самым знаменитым писателем в России, литературным кумиром молодых читателей Москвы и Петербурга.

В 1792 году в «Московском журнале», издававшемся Карамзиным, появились две его повести – «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь». Он стал первопроходцем психологизма в отечественной словесности. «Карамзиным началась новая эпоха литературы», – писал впоследствии Белинский.

В 1802 году Карамзин начал издавать «Вестник Европы», первый русский журнал, печатавший не только то, что относилось к литературе, но и статьи о внешней и внутренней политике, по истории, по различным вопросам жизни зарубежных стран. В следующем, 1803 г. Карамзин был вовлечен в филологическую дискуссию, которой положил начало адмирал А.С. Шишков. Эта дискуссия во многом определила развитие русской лингвистики в XIX веке. Шишков в своем «Рассуждении о старом и новом слоге российского языка» обвинил Карамзина и его единомышленников в «галлизации» синтаксиса и словарного состава русского языка. Действительно, в произведениях, написанных Карамзиным по возвращении из путешествия по Европу, в первую очередь в «Письмах русского путешественника», он использует синтаксические конструкции французского языка, а также кальками французских выражений заменяет церковнославянские обороты. Тем не менее Карамзин не стал участвовать в полемике с Шишковым, однако выступили А.С. Пушкин, высмеявший Шишкова, и филолог Я.К. Грот, предоставивший исторические аргументы в защиту вклада Карамзина в развитие русского языка.

Испытывая интерес к истории, Карамзин читал труды современных ему историков, в особенности Эдуарда Гиббона, известного своей работой «История упадка и разрушения Римской империи», шотландцев Джона Джиллиса, автора «Истории Древней Греции, ее колоний и завоеваний» (1786), Адама Фергюсона, автора «Истории прогресса и падения Римской республики» (1783), и Уильяма Робертсона, автора «Истории Шотландии» (1759) и «Истории правления императора Карла Пятого» (1769). В 1803 г. Карамзин оставил редакторскую деятельность в «Вестнике Европы», получив указом императора Александра Первого официальное звание придворного историографа; этот пост он занимал до самой своей кончины. «Записка о древней и новой России», написанная Карамзиным по повелению императрицы Екатерины Великой, оправдывала роль российской аристократии как стабилизирующей и цивилизующей силы, особенно ввиду потрясений Французской революции и Наполеоновских войн, и стремилась убедить монарха в том, что монархия и аристократия являются залогом нравственности и гражданских добродетелей.

Главным трудом Карамзина является «История государства Российского». Работы Гиббона, Джиллиса, Фергюсона и Робертсона послужили для Карамзина моделью написания исторических трудов. Основными источниками стали летописи. С 1804 по 1826 год, свыше двадцати лет, посвятил Карамзин «Истории». В 1816 г. он переехал из Москвы в Санкт-Петербург, чтобы контролировать издание. Он стал другом и советником Александра Первого, сблизился с Пушкиным. Выход восьми томов «Истории» зимой 1818 года – первейшая литературная новость. Пушкин писал: «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили». Карамзин сделал историю доступной для широкого круга читателей.

В мае 1826 года смерть оборвала работу над двенадцатым томом «Истории». Ни один памятник литературы не может сравниться с эпикой Карамзина по временной и пространственной масштабности.


Карамзин в Кёнигсберге

19 июня 1789 г. совершая поездку по Европе, Карамзин прибыл в столицу Пруссии Кёнигсберг. В «Письмах русского путешественника» он описывает Кёнигсберг как большой европейский город, «выстроенный едва ли не лучше Москвы», рассказывает о его многолюдстве, о его прекрасных садах, «где можно с удовольствием прогуливаться», о ярмарке и нарядных толпах, пьющих чай и кофе, о многочисленном гарнизоне.

Карамзин побывал и в Кафедральном соборе Кёнигсберга. В письмах сохранилась запись, посвященная собору:

Здешняя кафедральная церковь огромна. С великим примечанием рассматривал я там древнее оружие, латы и шишак благочестивейшего из маркграфов бранденбургских и храбрейшего из рыцарей своего времени. «Где вы, – думал я, – где вы, мрачные веки, веки варварства и героизма? Бледные тени ваши ужасают робкое просвещение наших дней. Одни сыны вдохновения дерзают вызывать их из бездны минувшего – подобно Улиссу, зовущему тени друзей из мрачных жилищ смерти, – чтобы в унылых песнях своих сохранять память чудесного изменения народов». – Я мечтал около часа, прислонясь к столбу. – На стене изображена маркграфова беременная супруга, которая, забывая свое состояние, бросается на колени и с сердечным усердием молит небо о сохранении жизни героя, идущего побеждать врагов. Жаль, что здесь искусство не соответствует трогательности предмета! – там же видно множество разноцветных знамен, трофеев маркграфовых.

В этом отрывке речь идет, безусловно, о первом герцоге Пруссии Альбрехте и его первой супруге Доротее, принцессе датской.

Описывая город, Карамзин не мог обойти вниманием Королевский замок с его цейхгаузом и богатой библиотекой. «Там же есть так называемая Московская зала, длиною во 166 шагов, а шириною в 30, которой свод веден без столбов и где показывают старинный осьмиугольный стол, ценою в 40000 талеров. Для чего сия зала называется Московскою, не мог узнать. Один сказал, будто для того, что тут некогда сидели русские пленники; но это не очень вероятно».

Действительно, русские пленники здесь были ни при чем. Просто в этом зале принимали Великое посольство Петра I. А в двадцатом веке зал сделался простым музеем, где туристы любовались старыми восточно-прусскими знаменами, архитектурными макетами, оружием, военной формой и другими подходящими к подобной теме экспонатами.


Карамзин у Канта

Проезжая через столицу Пруссии Кёнигсберг, Карамзин нанес визит Иммануилу Канту. Несмотря на что молодой русский дворянин не сообщил о своем визите заранее, «не имел к нему писем», он был принят и имел с философом трехчасовую беседу.

Встрече с Кантом посвящена одна из глав в «Письмах русского путешественника». Это не просто запись разговора с немецким философом, но едва ли не первая печатная попытка в русской литературе изложить идеи Канта. И первый рассказ, посвященный впечатлению от встречи с мыслителем.

«Все сокрушающий Кант» – словами этими характеризуется кёнигсбергский философ, «глубокомысленный тонкий метафизик, который опровергает и Маленбранша и Лейбница, и Юма и Боннета». Так Карамзин определяет противостояние, сложившееся к концу столетия в мире философских воззрений, когда было подвергнуто сомнению Декартово учение о врожденных идеях. Внешность Канта рисуется всего одной, но выразительно-точной фразой: «Меня встретил маленький, худенький старичок, отменно белый и нежный». Отметив также, что Кант говорит скоро и тихо, Карамзин замечает: «Домик у него маленький и внутри приборов немного…» Примечательно, что Кант сразу уловил, что важнее всего для русского путешественника – поиск смысла и назначения Человека. Последний, по словам Канта, не может быть никогда совершенно доволен обладаемым и стремится всегда к приобретениям. И далее: «Смерть застает нас на пути к чему-нибудь, что мы еще иметь хотим. Дай человеку все, чего желает, но он в ту же минуту почувствует, что это все не есть все». Любопытен иронический выпад Канта по поводу Лафатера – тогдашнего кумира юного Карамзина. Лафатер, деликатно заметил Кант, имеет чрезмерно живое воображение и часто ослепляется мечтами, – так был нанесен первый удар по кумиру.

В «Письмах русского путешественника» сказано, что Кант записал Карамзину названия двух своих сочинений, которых последний не читал: «Kritik der praktischen Vernunft» («Критика практического разума») и «Metaphysik der Sitten» (имеется в виду «Основы физики нравов», вышедшие в Риге в 1785 году). Указание на то, чтó Карамзин из произведений Канта в 1789 году еще не читал, можно рассматривать как косвенное свидетельство того, что другие основные работы философа из числа опубликованных к этому времени были ему известны. Как отмечает Ю.М. Лотман, «считать, что Карамзин переступил порог Канта любопытным скифом, лишь понаслышке судящим о философии хозяина дома, видимо, нет оснований».

Вывод Карамзин делает афористичный, подводя итог трехчасовой беседы с философом: «Все просто, кроме… его метафизики». Карамзин верно схватил кантовское представление о границах познания, за которое не дано перейти или где, говоря словами философа, «разум погашает светильник свой, и мы во тьме остаемся; одна фантазия может носиться во тьме сей и творить несбытное».

Публикация в периодических изданиях в конце XVIII в. и в виде отдельного издания в начале XIX в. беседы Карамзина с Кантом в «Письмах русского путешественника» послужили знакомству широкого круга российской образованной аристократии с кантовской мыслью.

По дороге в Берлин Карамзин проезжает Хайлигенбайль, «маленький городок в семи милях от Кёнигсберга» (сейчас г. Мамоново Калининградской обл.). Первое поселение на месте Хайлигенбайля-Мамоново возникло еще в те времена, когда эта территория принадлежала пруссам. Согласно одной из гипотез, неподалеку (в районе современной Липовки) располагалось центральное святилище пруссов Ромове-Рикойто. Легенда утверждает, что в XIII веке, когда в этих местах появились крестоносцы, здесь стоял вечнозеленый дуб, один из священных дубов пруссов, где те отправляли свои языческие обряды. В «Письмах русского путешественника» Карамзин вспоминает эту легенду:

Тут возвышался некогда величественный дуб, безмолвный свидетель рождения и смерти многих веков, – дуб, священный для древних обитателей сей земли. Под мрачною его тенью обожали они идола Курхо, приносили ему жертвы и славили его в диких своих гимнах. Вечное мерцание сего естественного храма и шум листьев наполняли сердце ужасом, в который жрецы язычества облекали богопочитание. Так друиды в густоте лесов скрывали свою религию; так глас греческих оракулов исходил из глубины мрака! – Немецкие рыцари в третьем-надесять веке, покорив мечом Пруссию, разрушили олтари язычества и на их развалинах воздвигнули храм христианства. Гордый дуб, почтенный старец в царстве растений, претыкание бурь и вихрей, пал под сокрушительною рукою победителей, уничтожавших все памятники идолопоклонства: жертва невинная! – Суеверное предание говорит, что долгое время не могли срубить дуба; что все топоры отскакивали от толстой коры его, как от жесткого алмаза; но что наконец сыскался один топор, который разрушил очарование, отделив дерево от корня; и что в память победительной секиры назвали сие место Heiligenbeil, то есть секира святых. Ныне эта секира святых славится каким-то отменным пивом и белым хлебом.

Проезжая Фрауенберг (совр. г. Фромборк в Польше), Карамзин сожалеет, что ему не удалось увидеть дом Николая Коперника, где он «по своим наблюдениям и вычетам, определил движение Земли вокруг ее оси и Солнца – Земли, которая, по мнению его предшественников, стояла неподвижно в центре планет». Следующий на пути был Эльбинг (совр. г. Эльблонг в Польше) и наконец Мариенбург (совр. г. Мальборк в Польше), откуда Карамзин и написал интересующие нас записки о Кёнигсберге и Хайлигенбайле.

Список использованной литературы:

  1. Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 т. – Л.: Художественная литература, 1984. Т. 1. С. 66-69, 72-81.
  2. Костяшов Ю., Кретинин Г. Россияне в Восточной Пруссии: В 2-х ч. – Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2001. Ч. 2.
  3. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. – М.: Книга, 1987.
  4. Осетров Е.И. Три жизни Карамзина. – М.: Современник, 1985.
  5. Савельева М.Ю. После Канта. – Калининград: Издатель ПАРАПАН, 2006.
  6. Энеллис И. Беседа Николая Михайловича Карамзина с Иммануилом Кантом. Популярное изложение Иммануилом Кантом «Критики практического разума» // Кантовский сборник. 2008. №1. С.109-119.

Президентская библиотека изображает Николая Карамзина глазами современников

12 декабря 2021 года исполняется 255 лет со дня рождения Николая Карамзина, российского историка, крупнейшего писателя эпохи сентиментализма, публициста. На портале Президентской библиотеки представлена ​​электронная коллекция Николай Карамзин (1766–1826), , включающая исследования, очерки и архивные документы, его собственные труды по истории государства Российского, а также отдельные письма и заметки, новые издания и видеоматериалы. лекции.

Материалы коллекции позволяют узнать, каким видели и воспринимали Карамзина его современники.

Уникальная рукопись Записки Николая Петровича Валуева… XIX века говорят, что Карамзин был членом Дружеского общества, и благодаря этому «научился сосредоточивать свои мысли на серьезных предметах» и «выработал элегантный литературный вкус и критический взгляд». А после поездки за границу, по словам графа Валуева, Карамзин «решил все свои знания и таланты, все время и силы свои посвятить литературе; он был первым русским писателем, так как до него на досуге изучали литературу…»

Историк, писатель и публицист Михаил Погодин в издании Николай Михайлович Карамзин на основе его сочинений, писем и отзывов современников. Часть 1 (1866) дает рассказ о знакомстве Карамзина с Гавриилом Державиным. В 1790 году 24-летний Карамзин был «введен» «в дом славного Державина и привлек его внимание своими умными, любопытными рассказами. Державин одобрил его намерение издавать журнал…». Позднее «первый русский поэт» посвятил Карамзину строки: «Пой, Карамзин! И в прозе // Соловей слышен».

Большинство его современников испытывали к Карамзину совсем другие чувства. Поэт, прозаик и публицист Федор Глинка вспоминал, что «это уважение, эта любовь к Карамзину дошли до того, что во многих кадетских кругах излюбленным разговором и лучшим желанием было: как дойти пешком до Москвы, чтобы поклониться Карамзину!»

Литературовед Петр Макаров писал в своем журнале Москва Меркурий в 1803 году: «В XXI веке друг литературы, любопытствующий узнать того, кто за 400 лет до этого очистил и украсил наш язык и оставил после себя имя дорогое благодарным отечественным музам, друзьям литературы, читая произведения Карамзина, всегда говорят: «У него была душа, у него было сердце!»»

Карамзин, будучи историком, заслужил самые восторженные отзывы современников. В очерке Первый русский историк Николай Карамзин (1766-1826) (1916) приводится мнение Александра Тургенева, восхищавшегося Историей государства Российского : «Какая критика, какие исследования, какой исторический ум и какой простой, но сильный и часто красноречивый слог!»

Пушкин писал в 1825-1826 годах, что появление этой книги произвело сильное впечатление; все, даже светские женщины, бросились читать, не говоря ни о чем другом; что «древняя Россия, казалось, была найдена Карамзиным, как Америка Колумбом» и «История государства Российского есть не только творение великого писателя, но и подвиг честного человека».

Из писем августейших лиц, вошедших в сборник Неизданные труды и переписка Карамзина Николая Михайловича (1862 г.), можно узнать об их отношении к Истории Государства Российского . Великая княгиня Екатерина в 1818 году писала ему, что читает и получает удовольствие, потому что «книга наполняет мою голову хорошими вещами». Императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, говорила, что хочет видеть продолжение этого важного дела «во славу Отечества и вашего». Сам император Александр I в 1822 году назвал чтение «Истории…» «приятным и поучительным», а через четыре года Николай I в письме к Карамзину цитирует слова старшего брата: «Русский народ достоин знать свою историю И добавляет от себя: «История, написанная вами, достойна русского народа».

За прошедшие века появились многочисленные исследования, посвященные жизни, литературной, публицистической и научной деятельности Николая Карамзина, его образ стал намного полнее и ярче, но представление современников о нем как о человеке с чистой сердцем и беззаветно любящим свою Родину и все человечество не изменился.

«Жить — это не писать историю, не писать трагедию или комедию, а думать, чувствовать и действовать как можно лучше, любить добро, подниматься душой к его истоку; все остальное шелуха…» — говорил сам Карамзин.

Золотой век русской историографии. XIX век | Оксфордская история исторического письма: Том 4: 1800-1945

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОксфордская история исторического письма: Том 4: 1800-1945Оксфордская история исторического письмаСоциальная и культурная историяОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОксфордская история исторического письма: Том 4: 1800-1945Оксфордская история исторического письмаСоциальная и культурная историяОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Свак, Дьюла, «Золотой век русской исторической письменности: девятнадцатый век», у Стюарта Макинтайра, Хуана Майгуашки и Аттилы Пока (ред.

), Оксфордская история исторического письма: Том 4: 1800–1945 , Оксфордская история исторического письма (

Oxford

, 2011; онлайн-издание, Oxford Academic, 16 марта 2015 г.), https://doi.org/10.1093/ acprof:osobl/9780199533091.003.0016, по состоянию на 15 апреля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОксфордская история исторического письма: Том 4: 1800-1945Оксфордская история исторического письмаСоциальная и культурная историяОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Оксфордская история исторического письма: Том 4: 1800–1819 гг. 45Oxford History of Historical WritingСоциальная и культурная историяOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

. Потомок сельской аристократии, Карамзин начал свой творческий путь как литератор, а впоследствии стал известен как «отец русской историографии». К концу правления Екатерины II он был известен как самый видный литератор страны, привнесший в Россию сентиментализм и остававшийся непоколебимым на своей западнической позиции даже после событий 1789 года.–1790 во Франции. В этой главе далее подчеркивается, что «О древней и новой России» Карамзина стало важным для истории идей, а его главный синтез «История государства российского» определил историческое сознание поколений.

Ключевые слова: Николай Михайлович Карамзин, отец русской историографии, Россия, О древней и новой России, История государства российского, сентиментализм

Предмет

Социальная и культурная история

Серия

Оксфордская история исторического письма

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. Находясь на сайте общества, используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *