Солдатские песни исторические песни: Исторические песни 18-19 века -Устное народное творчество

Исторические песни 18-19 века -Устное народное творчество

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись: Исторические песни 18-19 века. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//151/istoricheskie-pesni-18-19-veka/ (дата обращения: 10.12.2022)

Содержание

    В исторических песнях 17-18 вв. нашли отклик события Северной войны, стрелецкий бунт, восстание Кондратия Булавина; в ряде песен изображен Петр I. С начала 18 в. основными создателями и хранителями военных исторических песен становятся солдаты.

    В песнях 18-19 вв. усиливается социальная проблематика, ярче выступает классовый антагонизм (например, в песне «Судил граф Панин вора Пугачева»). Создаются резко обличительные песни об А.

    А. Аракчееве и других царских сановниках. Крупный цикл патриотических исторических песен посвящен Отечественной войне 1812. Позже исторические песни мельчают, утрачивают прежнее значение; дольше сохранялись они на севере, у казаков и в Среднем Поволжье.

    Главные черты поэтики и манеры исполнения исторических песен — лаконизм, драматизм, простота языка.

    Циклы исторических песен:

    13 век. Рязанский цикл.

    16 век. Цикл песен об Иване Грозном

    17 век. Цикл песен о смутном времени

    О Степане Разине:

    18 век. Цикл песен о петровском времени.

    19 век. Цикл персен об отечественной войне 1812года

    Путилов. Русский историко- песенный фольклор. 

    Далеко не все области политической жизни 16 века получили отражение в песнях. У исторической песни есть своя сфера действительности. Нет оснований рассматривать историческую песню как энциклопедию русской истории.

    Ист. песня всегда событийна по своему содержанию, и событие, которое развивается в рамках сюжета, всегдаполучает характер политического.

    Но содержанием исторических песен нередко оказываются такие события, которых в реальной истории и быть не могло. То же можно сказать о песенных героях: некоторыесоотносятся с историческими прототипами, некоторые- нет. Т.е история действительная и песенная не совпадают. Исторические песни отражают движение истории, как оно осознается народным творчеством.

    Предметом ист.песни является современная история, а не более или менее далекое прошлое. Главный источник народной поэзии — действительность, познаваемая и преобразуемая народом. В песнях происходит смещение подлинных масштабов происходившего.

    В исторических песнях 18-19 вв. преобладает военная тематика. В них появляется новый герой – русский солдат (именно в то время Петр I создал регулярную армию).

    Исторические песни приобрели характер лирических песен, однако сохранили интерес к историческому факту. В песнях появляется оценка события или исторического лица. В песнях называется точная историческая дата. В этих песнях складываются традиционные формулы для описания битвы.

    Герои песен приобретают типические черты: раненый солдат всегда знает о своей смерти, смерть он описывает как свадьбу.

    В песнях 18 века герой – Петр I. Он идеализирован, противопоставлен генералами полковникам. В песнях он всегда к сражению, всегда на стороне солдат.

    В середине 18 века складывается песня о событиях семилетней войны. Ее герой Чернышев попал в плен и захотел перейти на службу к царю. В песне он показан как типичный несчастный пленный.

    Емельян Пугачев. В цикле повторяется сюжет разинского цикла: об удачных военных походах. В песнях рассказывается о пленение Пугачева.

    Песни 19 в.

    Отображаются события отечественной войны 1812 г. Герои – Кутузов, Наполеон, атаман Платов. Кутузов – типичный идеальный полководец, не испугавшийся противника.

    Наполеон изображается в типичных пленных традициях. Образ ничего общего с реальным не имеет. Наполеон – удалой добрый молодец, разбойник, пришел на русскую землю потешиться.   В песнях изображается и в сатирических тонах – фор француз.

    Атаман Платов – казачий атаман. Исторические факты практически не присутствуют. Песня рассказывает о том, как он ходил на разведку к Наполеону.

    К концу 19 в. меняется ритмический строй песни. Они становятся маршевыми, исполняются хором. В песнях есть рифма, приобретают куплетную форму строения.

    Русские исторические песни — военные походы

    После Петровской эпохи продолжают развиваться традиции солдатской исторической песни. Однако по своему содержанию солдатские песни этого времени отличаются от песен начала века. В них уже нет былого преклонения перед царем. В солдатских песнях преемники Петра I, реакционные в своей политике и часто ничтожные по личным качествам, изображаются комедийно. Они не только не могут продолжать начатое Петром I укрепление государства, но и не знают даже, как удержать отвоеванные им исконные русские земли.

    Так, например, в песне «Шведская война» (№ 71) показана беспомощность царицы Елизаветы Петровны перед требованиями шведов возвратить земли, потерянные в войнах с Петром I. Отповедь врагу дает полководец-патриот. Имя его в разных вариантах различно. Чаще всего это Краснощекое, Румянцев и Суворов (явно позднейшая вставка, так как Суворов в эпоху шведской войны был еще подростком), т. е. наиболее популярные полководцы XVIII в. В данной песне использован тот же эпический прием в изображении взаимоотношений неприятеля и русского царя, что и в песнях о Петре I. Только теперь положительным героем песен оказывается не царь, а солдатская масса и любимые ею военачальники.

    Герой песен военных походов, оказавшись в трагической ситуации (в плену), остается верен родине и своему долгу. Среди таких песен можно назвать песню о Краснощекове в неволе (№ 73), которая рассказывала о героических подвигах отца, а потом и сына Краснощековых. Тенденция использования в народе одной и той же песни для воспевания разных героев получает дальнейшее развитие со второй половины XVIII в. Например, в песне о кратковременном пребывании в 1758 г. 3. Г. Чернышева в плену (№ 75) использованы ранее известные тюремные песни, которые по своему содержанию легко переходили в теремные (от слова «терем») о всяком заключении или одиночестве. Сама песня приурочивалась впоследствии к разным событиям, в ней происходили незначительные изменения, связанные с обрисовкой подобного положения других исторических лиц. Сходные явления свойственны и песням об А. В. Суворове и др.

    Часто в песнях солдаты говорят о трусости генералов (№ 72), о безобразиях, творимых в армии. Так, в песне о В. А Лопухине (N° 74), участнике Семилетней войны, получившем положительную оценку солдатской массы, довольно ясно показано недовольство солдат генералами-карьеристами. В одних вариантах песни солдаты обвиняют в бездействии Апраксина, в других смертельно раненный любимый солдатский генерал Лопухин, разоблачая всесильного Потемкина, пишет государыне:

    Что Потемкин генерал
    В своем полку не бывал,
    В своем полку не бывал,
    Всеё силу растерял,
    Коё пропил-промотал,
    Кое в карты проиграл.

    По форме солдатские исторические песни продолжают традиции народной лирики. В них получает развитие сопоставление и противопоставление описания явлений природы переживаниям и действиям человека. Такие параллели, как, например, изображение переживаний одухотворенной «травыньки-муравыньки» и солдат; сияния восточной звезды на небе и сидящего в заключении героя; сравнение тучи, грома и солнца с солдатским оружием; сокола, обжегшего свои ноженьки, и пленного героя и т. д. усиливают лирическую напряженность, эмоциональность восприятия воспеваемых событий.

    Песни продолжают создаваться на основе тонического стихосложения, в них нет рифмы. Лишь во второй половине XVIII в. появляются песни с чередованием рифм и силлабо-тоническим стихосложением. Иллюстрацией этому могут служить некоторые песни об А. В. Суворове. Стремление создать песни маршевые определяет построение их двухсложным метром с рифмой. Зарождение такой формы стиха можно видеть в песне «Ах, мы Польшею идем» (взятие Хотина, № 76). Подобные стихи получат в народном творчестве дальнейшее развитие позднее под влиянием книжной стихотворной поэзии.

    В солдатских песнях XVIII в. среди героев-полководцев главное место занимает Суворов. Он показан в боях под Хотином, в Балканских переходах (№ 77), в походах под Бендеры, к Очакову и в других сражениях. Суворов в песнях — военачальник, командир с большим военным опытом, ведущий армию к определенной цели. Воспроизводится по-отечески ласковое отношение Суворова к солдатам: «братцы солдатики», «детоньки» (№ 79).

    Песни подчеркивают ведущую роль Суворова в войнах с неприятелем, именно Суворов спасает всю «россейскую землю» (№ 78), царь в таких песнях не упоминается. Позднее в песнях об Отечественной войне 1812 г. еще более отчетливо обозначится тенденция к снижению образа царя, к показу положительной роли народа, возглавляемого талантливыми полководцами в борьбе за независимость родины.

    солдатских песен | Smithsonian Folkways Recordings

    Перейти к основному содержанию

    Музыка народа, в исполнении и для народа

    FolklifeFolkwaysFestival

    ВОЙТИ

    Гермес Най

    Исполненный Гермесом Наем, этот сборник американских военных баллад рассказывает об опыте американских военнослужащих от периода до революции до мировых войн. От гордости и радости до страха и неповиновения, Най и его гитара мастерски воссоздают бурю эмоций, которые веками испытывали солдаты военного времени.

    Объяснения и описания для каждой песни включены в примечания к вкладышу.

    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    101

    Почему, Солдаты Почему Гермес Най 02:29
    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    102

    Баллада о чаепитии Гермес Най 01:29
    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    103

    Свободная Америка Гермес Най 00:53
    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    104

    Схватка в Беннингтоне Гермес Най 01:26
    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    105

    Битва при Саратоге Гермес Най 01:58
    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    106

    Баттернат-Хилл Гермес Най 01:31
    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    107

    Конституция и Guerrier Гермес Най 01:55
    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    108

    Как счастлив солдат Гермес Най 01:09
    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    109

    Бенни Хейвен Гермес Най 02:28
    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    110

    Мустанг Серый Гермес Най 02:02
    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    111

    Саро Джейн Гермес Най 02:31
    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    112

    Регулярная армия Гермес Най 02:06
    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    113

    Первые мальчики жаждущего Гермес Най 00:25
    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    201

    Переезд на Голгофу Гермес Най 01:48
    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    202

    Где рядовые! Гермес Най 02:36
    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    203

    Мадемуазель из Арментье Гермес Най 01:50
    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    204

    Я приземлился в Лондоне Гермес Най 01:37
    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    205

    У меня есть шестипенсовик Гермес Най 02:59
    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    206

    Я не хочу в армию Гермес Най 00:52
    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    207

    Ну и дела, но я хочу вернуться домой Гермес Най 01:25
    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    208

    Одноглазый Рейли (Дочь Рейли) Гермес Най 01:21
    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    209

    Брюки клеш Гермес Най 01:37
    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    210

    Офицеры катаются на китовых лодках Гермес Най 01:29
    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    211

    Были ли вы с морскими пехотинцами Гермес Най 02:48
    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    212

    Инженеры Гермес Най 01:49
    icon-circle-playsvg-new-pause-button

    213

    Боевой Q. M.C. Гермес Най 01:54


    Нажмите, чтобы присоединиться

    Музыка 1860-х | Американский Battlefield Trust

    Гражданская война  | Артикул

    Отечественные песни эпохи

    И сияет прекрасная форма музыки, То светлое небесное существо, Которое еще, ‘среди боевых строк войны, Дало это одно прикосновение Природы.

    93-й Нью-Йоркский пехотный барабанный корпус в Билтоне, Вирджиния, август 1863 г. (Библиотека Конгресса)

    Эти строки, написанные поэтом из Вирджинии Джоном Рубеном Томпсоном (1823–1873) в «Музыке в лагере», перекликаются с мнением не менее авторитетного лица, чем генерал Конфедерации Роберт Э. Ли, который однажды заметил, что без музыки не было бы нет армии. The New York Herald согласилась с Ли, когда в 1862 году репортер написал: «Вся история доказывает, что музыка так же необходима для ведения войны, как и деньги, а деньги называют жилами войны. Музыка — это душа Марса… ..»
    В своей классической книге 1966 года « Линкольн и музыка гражданской войны » Кеннет А. Бернард называет войну между штатами музыкальной войной. Он отмечает, что в годы, предшествовавшие конфликту, во многих частях страны действовали певческие школы и музыкальные институты. Концерты музыкальных групп были популярным развлечением, а фортепиано украшало гостиные многих домов. Продажа нот была чрезвычайно прибыльной для музыкальных издательств по обе стороны линии Мейсона-Диксона.

    Таким образом, когда солдаты Севера и Юга отправлялись на войну, они брали с собой любовь к песне, преодолевающую политические и философские разногласия между ними. Музыка прошла время; это развлекало и утешало; это вернуло воспоминания о доме и семье; это укрепляло связи между товарищами и помогало завязывать новые. А в случае с Конфедерацией это помогло создать чувство национальной идентичности и единства, столь необходимое молодой нации. 904.50 Бернар пишет: «В лагере и госпитале пели — сентиментальные песни и баллады, шуточные песни и патриотические номера… Песни были лучше пайков или лекарств». По подсчетам Бернара, «… только за первый год [войны] было создано около двух тысяч композиций, а к концу войны было создано, сыграно и спето больше музыки, чем за все наши другие войны. вместе взятых. Сохранилось больше музыки той эпохи, чем из любого другого периода нашей истории».

    Ссылки

    • Бернард, Кеннет А., Линкольн и музыка гражданской войны, Caxton Printers, Колдуэлл, Айдахо, 1966 г.
    • Керри, Стивен, Музыка гражданской войны, Betterway Books, Цинциннати, Огайо, 1992 г.
    • Харвелл, Ричард Б., Музыка Конфедерации, University of North Carolina Press, Чапел-Хилл, Северная Каролина, 1950.
    • Хипс, Уиллард А. и Хипс, Портер В., Поющие шестидесятые: дух гражданской войны. из Music of the Times, University of Oklahoma Press, Норман, Оклахома, 19.60.

    Армейские песни

    Песни и музыка Гражданской войны охватывают все аспекты конфликта и все чувства по этому поводу. Музыку играли на марше, в лагере, даже в бою; армии маршировали под героические ритмы барабанов и часто духовых оркестров. Страх и скука осады облегчались ночными концертами оркестров, на которых часто выкрикивались просьбы с обеих сторон линии. В лагере обычно работал скрипач, гитарист или игрок на банджо, а голоса пели любимые песни той эпохи. Фактически, генерал Конфедерации Роберт Э. Ли однажды заметил: «Я не верю, что у нас может быть армия без музыки».

    Для каждой стороны были патриотические песни: «Боевой клич свободы» Севера, «Да хранит Бог Союз», «Тело Джона Брауна», которое Джулия Уорд Хоу превратила в «Боевой гимн Республики», и песня Юга. «Дикси» (первоначально довоенная песня из шоу менестрелей), «Боже, храни Юг», «Бог защитит право» и «Солдат-повстанец». Несколько первых песен войны, такие как «Мэриленд! Мой Мэриленд!» праздновали отделение.

    «Голубой флаг Бонни», еще одна проюжная песня, была настолько популярна в Конфедерации, что генерал профсоюзов Бенджамин Батлер уничтожил все печатные экземпляры, которые смог найти, заключил издателя в тюрьму и пригрозил оштрафовать любого, даже ребенка, уличенного в пении. песню или насвистывать мелодию. У рабов была своя традиция петь песни надежды: «Следуй за Питьевой Тыквой», — эти слова звучали осторожно, что означало «следуй за Большой Медведицей на север, к Подземной железной дороге и свободе».

    Солдаты пели сентиментальные мелодии о далекой любви — популярные «Лорена» и «Аура Ли» (которая в двадцатом веке стала «Люби меня нежно») и «Желтая роза Техаса» — и песни о потерях, такие как «The Свободное кресло». Другие мелодии праздновали победу — «Марш через Джорджию» был ярким воспоминанием о «Марше Шермана к морю». Некоторые даже вышли из тюремной жизни, например, «Бродяга, Бродяга, Бродяга».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *