Исторические песни 18-19 века -Устное народное творчество
Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)
Библиографическая запись: Исторические песни 18-19 века. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//151/istoricheskie-pesni-18-19-veka/ (дата обращения: 10.12.2022)
Содержание
В исторических песнях 17-18 вв. нашли отклик события Северной войны, стрелецкий бунт, восстание Кондратия Булавина; в ряде песен изображен Петр I. С начала 18 в. основными создателями и хранителями военных исторических песен становятся солдаты.
В песнях 18-19 вв. усиливается социальная проблематика, ярче выступает классовый антагонизм (например, в песне «Судил граф Панин вора Пугачева»). Создаются резко обличительные песни об А.
Главные черты поэтики и манеры исполнения исторических песен — лаконизм, драматизм, простота языка.
Циклы исторических песен:
13 век. Рязанский цикл.
16 век. Цикл песен об Иване Грозном
17 век. Цикл песен о смутном времени
О Степане Разине:
18 век. Цикл песен о петровском времени.
19 век. Цикл персен об отечественной войне 1812года
Путилов. Русский историко- песенный фольклор.
Далеко не все области политической жизни 16 века получили отражение в песнях. У исторической песни есть своя сфера действительности. Нет оснований рассматривать историческую песню как энциклопедию русской истории.
Ист. песня всегда событийна по своему содержанию, и событие, которое развивается в рамках сюжета, всегдаполучает характер политического.
Но содержанием исторических песен нередко оказываются такие события, которых в реальной истории и быть не могло. То же можно сказать о песенных героях: некоторыесоотносятся с историческими прототипами, некоторые- нет. Т.е история действительная и песенная не совпадают. Исторические песни отражают движение истории, как оно осознается народным творчеством.Предметом ист.песни является современная история, а не более или менее далекое прошлое. Главный источник народной поэзии — действительность, познаваемая и преобразуемая народом. В песнях происходит смещение подлинных масштабов происходившего.
В исторических песнях 18-19 вв. преобладает военная тематика. В них появляется новый герой – русский солдат (именно в то время Петр I создал регулярную армию).
Исторические песни приобрели характер лирических песен, однако сохранили интерес к историческому факту. В песнях появляется оценка события или исторического лица. В песнях называется точная историческая дата. В этих песнях складываются традиционные формулы для описания битвы.
В песнях 18 века герой – Петр I. Он идеализирован, противопоставлен генералами полковникам. В песнях он всегда к сражению, всегда на стороне солдат.
В середине 18 века складывается песня о событиях семилетней войны. Ее герой Чернышев попал в плен и захотел перейти на службу к царю. В песне он показан как типичный несчастный пленный.
Емельян Пугачев. В цикле повторяется сюжет разинского цикла: об удачных военных походах. В песнях рассказывается о пленение Пугачева.
Песни 19 в.
Отображаются события отечественной войны 1812 г. Герои – Кутузов, Наполеон, атаман Платов. Кутузов – типичный идеальный полководец, не испугавшийся противника.Наполеон изображается в типичных пленных традициях. Образ ничего общего с реальным не имеет. Наполеон – удалой добрый молодец, разбойник, пришел на русскую землю потешиться. В песнях изображается и в сатирических тонах – фор француз.
Атаман Платов – казачий атаман. Исторические факты практически не присутствуют. Песня рассказывает о том, как он ходил на разведку к Наполеону.
К концу 19 в. меняется ритмический строй песни. Они становятся маршевыми, исполняются хором. В песнях есть рифма, приобретают куплетную форму строения.
Русские исторические песни — военные походы
После Петровской эпохи продолжают развиваться традиции солдатской исторической песни. Однако по своему содержанию солдатские песни этого времени отличаются от песен начала века. В них уже нет былого преклонения перед царем. В солдатских песнях преемники Петра I, реакционные в своей политике и часто ничтожные по личным качествам, изображаются комедийно. Они не только не могут продолжать начатое Петром I укрепление государства, но и не знают даже, как удержать отвоеванные им исконные русские земли.
Герой песен военных походов, оказавшись в трагической ситуации (в плену),
остается верен родине и своему долгу. Среди таких песен можно назвать
песню о Краснощекове в неволе (№ 73), которая рассказывала о героических
подвигах отца, а потом и сына Краснощековых. Тенденция использования в
народе одной и той же песни для воспевания разных героев получает дальнейшее
развитие со второй половины XVIII в. Например, в песне о кратковременном
пребывании в 1758 г. 3. Г. Чернышева в плену (№ 75) использованы ранее
известные тюремные песни, которые по своему содержанию легко переходили
в теремные (от слова «терем») о всяком заключении или одиночестве. Сама
песня приурочивалась впоследствии к разным событиям, в ней происходили
незначительные изменения, связанные с обрисовкой подобного положения других
исторических лиц. Сходные явления свойственны и песням об А. В. Суворове
и др.
Что Потемкин генерал
В своем полку не бывал,
В своем полку не бывал,
Всеё силу растерял,
Коё пропил-промотал,
Кое в карты проиграл.
По форме солдатские исторические песни продолжают традиции народной лирики. В них получает развитие сопоставление и противопоставление описания явлений природы переживаниям и действиям человека. Такие параллели, как, например, изображение переживаний одухотворенной «травыньки-муравыньки» и солдат; сияния восточной звезды на небе и сидящего в заключении героя; сравнение тучи, грома и солнца с солдатским оружием; сокола, обжегшего свои ноженьки, и пленного героя и т. д. усиливают лирическую напряженность, эмоциональность восприятия воспеваемых событий.
В солдатских песнях XVIII в. среди героев-полководцев главное место занимает Суворов. Он показан в боях под Хотином, в Балканских переходах (№ 77), в походах под Бендеры, к Очакову и в других сражениях. Суворов в песнях — военачальник, командир с большим военным опытом, ведущий армию к определенной цели. Воспроизводится по-отечески ласковое отношение Суворова к солдатам: «братцы солдатики», «детоньки» (№ 79).
Песни подчеркивают ведущую роль Суворова в войнах с неприятелем, именно Суворов спасает всю «россейскую землю» (№ 78), царь в таких песнях не упоминается. Позднее в песнях об Отечественной войне 1812 г. еще более отчетливо обозначится тенденция к снижению образа царя, к показу положительной роли народа, возглавляемого талантливыми полководцами в борьбе за независимость родины.солдатских песен | Smithsonian Folkways Recordings
Перейти к основному содержанию
Музыка народа, в исполнении и для народа
FolklifeFolkwaysFestival
ВОЙТИ
Гермес Най
Исполненный Гермесом Наем, этот сборник американских военных баллад рассказывает об опыте американских военнослужащих от периода до революции до мировых войн. От гордости и радости до страха и неповиновения, Най и его гитара мастерски воссоздают бурю эмоций, которые веками испытывали солдаты военного времени.
icon-circle-playsvg-new-pause-button 101 | Почему, Солдаты Почему | Гермес Най | 02:29 | ||
icon-circle-playsvg-new-pause-button 102 | Баллада о чаепитии | Гермес Най | 01:29 | ||
icon-circle-playsvg-new-pause-button 103 | Свободная Америка | Гермес Най | 00:53 | ||
icon-circle-playsvg-new-pause-button 104 | Схватка в Беннингтоне | Гермес Най | 01:26 | ||
icon-circle-playsvg-new-pause-button 105 | Битва при Саратоге | Гермес Най | 01:58 | ||
icon-circle-playsvg-new-pause-button 106 | Баттернат-Хилл | Гермес Най | 01:31 | ||
icon-circle-playsvg-new-pause-button 107 | Конституция и Guerrier | Гермес Най | 01:55 | ||
icon-circle-playsvg-new-pause-button 108 | Как счастлив солдат | Гермес Най | 01:09 | ||
icon-circle-playsvg-new-pause-button 109 | Бенни Хейвен | Гермес Най | 02:28 | ||
icon-circle-playsvg-new-pause-button 110 | Мустанг Серый | Гермес Най | 02:02 | ||
icon-circle-playsvg-new-pause-button 111 | Саро Джейн | Гермес Най | 02:31 | ||
icon-circle-playsvg-new-pause-button 112 | Регулярная армия | Гермес Най | 02:06 | ||
icon-circle-playsvg-new-pause-button 113 | Первые мальчики жаждущего | Гермес Най | 00:25 | ||
icon-circle-playsvg-new-pause-button 201 | Переезд на Голгофу | Гермес Най | 01:48 | ||
icon-circle-playsvg-new-pause-button 202 | Где рядовые! | Гермес Най | 02:36 | ||
icon-circle-playsvg-new-pause-button 203 | Мадемуазель из Арментье | Гермес Най | 01:50 | ||
icon-circle-playsvg-new-pause-button 204 | Я приземлился в Лондоне | Гермес Най | 01:37 | ||
icon-circle-playsvg-new-pause-button 205 | У меня есть шестипенсовик | Гермес Най | 02:59 | ||
icon-circle-playsvg-new-pause-button 206 | Я не хочу в армию | Гермес Най | 00:52 | ||
icon-circle-playsvg-new-pause-button 207 | Ну и дела, но я хочу вернуться домой | Гермес Най | 01:25 | ||
icon-circle-playsvg-new-pause-button 208 | Одноглазый Рейли (Дочь Рейли) | Гермес Най | 01:21 | ||
icon-circle-playsvg-new-pause-button 209 | Брюки клеш | Гермес Най | 01:37 | ||
icon-circle-playsvg-new-pause-button 210 | Офицеры катаются на китовых лодках | Гермес Най | 01:29 | ||
icon-circle-playsvg-new-pause-button 211 | Были ли вы с морскими пехотинцами | Гермес Най | 02:48 | ||
icon-circle-playsvg-new-pause-button 212 | Инженеры | Гермес Най | 01:49 | ||
icon-circle-playsvg-new-pause-button 213 | Боевой Q. M.C. | Гермес Най | 01:54 |
Нажмите, чтобы присоединиться
Музыка 1860-х | Американский Battlefield Trust
Гражданская война | Артикул
Отечественные песни эпохи
И сияет прекрасная форма музыки, То светлое небесное существо, Которое еще, ‘среди боевых строк войны, Дало это одно прикосновение Природы.
93-й Нью-Йоркский пехотный барабанный корпус в Билтоне, Вирджиния, август 1863 г. (Библиотека Конгресса) Эти строки, написанные поэтом из Вирджинии Джоном Рубеном Томпсоном (1823–1873) в «Музыке в лагере», перекликаются с мнением не менее авторитетного лица, чем генерал Конфедерации Роберт Э. Ли, который однажды заметил, что без музыки не было бы нет армии. The New York Herald согласилась с Ли, когда в 1862 году репортер написал: «Вся история доказывает, что музыка так же необходима для ведения войны, как и деньги, а деньги называют жилами войны. Музыка — это душа Марса… ..»
В своей классической книге 1966 года « Линкольн и музыка гражданской войны » Кеннет А. Бернард называет войну между штатами музыкальной войной. Он отмечает, что в годы, предшествовавшие конфликту, во многих частях страны действовали певческие школы и музыкальные институты. Концерты музыкальных групп были популярным развлечением, а фортепиано украшало гостиные многих домов. Продажа нот была чрезвычайно прибыльной для музыкальных издательств по обе стороны линии Мейсона-Диксона.
Таким образом, когда солдаты Севера и Юга отправлялись на войну, они брали с собой любовь к песне, преодолевающую политические и философские разногласия между ними. Музыка прошла время; это развлекало и утешало; это вернуло воспоминания о доме и семье; это укрепляло связи между товарищами и помогало завязывать новые. А в случае с Конфедерацией это помогло создать чувство национальной идентичности и единства, столь необходимое молодой нации. 904.50 Бернар пишет: «В лагере и госпитале пели — сентиментальные песни и баллады, шуточные песни и патриотические номера… Песни были лучше пайков или лекарств». По подсчетам Бернара, «… только за первый год [войны] было создано около двух тысяч композиций, а к концу войны было создано, сыграно и спето больше музыки, чем за все наши другие войны. вместе взятых. Сохранилось больше музыки той эпохи, чем из любого другого периода нашей истории».
Ссылки
• Бернард, Кеннет А., Линкольн и музыка гражданской войны, Caxton Printers, Колдуэлл, Айдахо, 1966 г.
• Керри, Стивен, Музыка гражданской войны, Betterway Books, Цинциннати, Огайо, 1992 г.
• Харвелл, Ричард Б., Музыка Конфедерации, University of North Carolina Press, Чапел-Хилл, Северная Каролина, 1950.
• Хипс, Уиллард А. и Хипс, Портер В., Поющие шестидесятые: дух гражданской войны. из Music of the Times, University of Oklahoma Press, Норман, Оклахома, 19.60.
Армейские песни
Песни и музыка Гражданской войны охватывают все аспекты конфликта и все чувства по этому поводу. Музыку играли на марше, в лагере, даже в бою; армии маршировали под героические ритмы барабанов и часто духовых оркестров. Страх и скука осады облегчались ночными концертами оркестров, на которых часто выкрикивались просьбы с обеих сторон линии. В лагере обычно работал скрипач, гитарист или игрок на банджо, а голоса пели любимые песни той эпохи. Фактически, генерал Конфедерации Роберт Э. Ли однажды заметил: «Я не верю, что у нас может быть армия без музыки».
Для каждой стороны были патриотические песни: «Боевой клич свободы» Севера, «Да хранит Бог Союз», «Тело Джона Брауна», которое Джулия Уорд Хоу превратила в «Боевой гимн Республики», и песня Юга. «Дикси» (первоначально довоенная песня из шоу менестрелей), «Боже, храни Юг», «Бог защитит право» и «Солдат-повстанец». Несколько первых песен войны, такие как «Мэриленд! Мой Мэриленд!» праздновали отделение.
«Голубой флаг Бонни», еще одна проюжная песня, была настолько популярна в Конфедерации, что генерал профсоюзов Бенджамин Батлер уничтожил все печатные экземпляры, которые смог найти, заключил издателя в тюрьму и пригрозил оштрафовать любого, даже ребенка, уличенного в пении. песню или насвистывать мелодию. У рабов была своя традиция петь песни надежды: «Следуй за Питьевой Тыквой», — эти слова звучали осторожно, что означало «следуй за Большой Медведицей на север, к Подземной железной дороге и свободе».
Солдаты пели сентиментальные мелодии о далекой любви — популярные «Лорена» и «Аура Ли» (которая в двадцатом веке стала «Люби меня нежно») и «Желтая роза Техаса» — и песни о потерях, такие как «The Свободное кресло». Другие мелодии праздновали победу — «Марш через Джорджию» был ярким воспоминанием о «Марше Шермана к морю». Некоторые даже вышли из тюремной жизни, например, «Бродяга, Бродяга, Бродяга».