Софокл кто такой: Софокл – краткая биография — Русская историческая библиотека

Софокл – краткая биография — Русская историческая библиотека

Содержание:

Биография Софокла (кратко)

Особенности творчества Софокла (кратко)

Трагедии Софокла (кратко)

если вам нужны ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме, прочтите на нашем сайте статью «Софокл» с развёрнутым обзором творчества и биографией трагика

Биография Софокла (кратко)

Наряду с Эсхилом и Еврипидом Софокл является одним из трёх главных античных трагиков. Он родился около 495 г. до Р. Х. в местечке Колоне, близ Афин. Эту свою малую родину Софокл потом воспел в трагедии «Эдип в Колоне». Софокл происходил из зажиточной семьи и получил хорошее образование. Он отличался веселым, общительным характером, не чуждался радостей жизни. Близкими друзьями Софокла были Перикл и знаменитый историк Геродот. Вместе с Периклом он даже командовал флотом во время войны с островом Самосом 440 года.

 

Софокл. Биография. Слушать аудиокнигу

 

Уже при постановке на сцене своей первой драматической тетралогии (469 или 468 г.) Софокл показал столько таланта, что одержал победу над прославленным Эсхилом. По числу побед в состязаниях трагиков Софокла потом никто не мог превзойти. Античные литературоведы приписывали около 130 трагедий. Софокл умер на 90-м году жизни (406 г. до Р. Х.). Земляки-афиняне после смерти поклонялись ему, как герою.

 

Особенности творчества Софокла (кратко)

Софокл произвёл важные реформы в области античной сценической постановки. Он увеличил число актеров с двух до трех, а состав выступавшего вместе с ними хора – с 12 до 15 человек. При этом Софокл сократил хоровые части трагедии в пользу актеров, усовершенствовал декорации и маски. Всё это придало греческой драме более напряжённое действие и усилило впечатление, производимое на зрителей. Сохранив древнюю суть трагедии как акта чествования богов, священнослужения, призванного будить в душах зрителей глубокие нравственные чувства, Софокл очеловечил греческую драму сильнее, чем его предшественник, Эсхил. Продолжая черпать сюжеты из древних мифов, Софокл стал глубже раскрывать душевные борения и страсти их героев, сближая своих персонажей с обыкновенными смертными. В этом направлении двигался уже Эсхил в его образах своих Прометея и Ореста. Но Софокл пошел здесь гораздо дальше.

Софокл

 

В трагедиях Софокла главным является не внешний ход событий, а внутренние терзания героев. Общий смысл сюжета Софокл обычно объясняет сразу. Внешняя развязка фабулы у него почти всегда легко предугадывается. Запутанных осложнений и неожиданностей Софокл тщательно избегает. Его основная черта – склонность изображать людей, со всеми присущими им слабостями, колебаниями, ошибками, порой и преступлениями. Персонажи Софокла – не общие отвлечённые воплощения тех или иных пороков, добродетелей или идей. Каждый из них обладает яркой индивидуальностью. Софокл почти лишает легендарных героев их мифической сверхчеловечности. Как Сократ свел философию с неба на землю, так афинские трагики (даже раньше Сократа) низвели полубогов с их пьедесталов, а богов устранили от непосредственного вмешательства в людские судьбы, оставив за ними лишь роль верховных нравственных арбитров.

Катастрофы, постигающие героев Софокла, подготовлены свойствами их характеров и обстоятельствами, но они всегда являются расплатой за вину самого героя, как в «Аяксе», или его предков, как в «Царе Эдипе» и «Антигоне». Эдип должен нести кару за вину своего преступного отца, но сам он не заслуживает тяжкой доли. Преступления совершены им в неведении – и Эдип получает от богов полное прощение и даже славу праведника. Семейные злодеяния обрекают на злую судьбу и дочь Эдипа, Антигону. Но она тоже исполнена чистых побуждений и, подвергшись казни, оставляет по себе благоговейную память. Софокл в глубоко человеческом смысле трактует древние легенды народной фантазии. Но при всём этом его характеры не теряют своей идеальности и не понижаются, как у Еврипида, до уровня обыденной жизни.

По Софоклу, человек подвластен судьбе, которая часто подвергает его тяжким испытаниям и страданиям. Но боги милосердны к тем, кто даже в невзгодах не покидает личного достоинства, не перестаёт держаться высоких моральных идеалов. Софокл склонен придавать личной человеческой воле большую свободу, нежели Эсхил. Неспособная изменить внешние обстоятельства, эта воля определяет меру стойкости, проявляемой человеком в бедствиях, его способность преодолевать низменные порывы. Она не зависит от богов – те лишь дают моральную оценку выбора, сделанного человеком, и в соответствии с этим определяют кары и награды.

Мраморный рельеф, предположительно изображающий Софокла

 

Согласно со склонностью афинян к диалектике трагедии Софокла развиваются в словесном состязании двух оппонентов. Оно помогает зрителю лучше осознать их правоту или неправоту. Но, в отличие от Еврипида, у Софокла словесные дискуссии не являются центром драм. Сцены, исполненные глубокого пафоса и в то же время лишённые еврипидовской напыщенности и риторики, есть во всех дошедших до нас трагедиях Софокла. Это – великолепные плачи Деяниры, Антигоны, Аякса перед смертью, Филоктета, Эдипа (понявшего, что он и есть тот нечестивец, который накликал на Фивы гнев богов).

Соединением в главных действующих лицах высокого героизма и глубокого страдания от бедствий, порождённых непоправимым роком, Софокл достигает высочайшего эффекта. Герои Софокла переживают тяжелые душевные муки, однако положительные персонажи даже в них сохраняют полное сознание своей правоты.

 

Трагедии Софокла (кратко)

До нас дошло семь трагедий Софокла, из которых три принадлежат фиванскому циклу мифов («Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Антигона»), одна к Гераклову («Трахинянки») и три к троянскому («Аякс», «Электра» и «Филоктет»). Сохранилось и около 1000 фрагментов из других трагедий.

«Царь Эдип» (см. краткое содержание и анализ) излагает историю фиванского царя, который, по древнему сказанию, сам того не ведая, убил собственного отца и женился на своей матери. «Эдип в Колоне» продолжает этот сюжет, изображая, как Эдип, ослепивший сам себя за невольное преступление, после долгих страданий примиряется с богами и находит мирную кончину на родине Софокла, в Колоне. «Антигона» (см. краткое содержание и анализ) рассказывает историю дочери Эдипа, которую казнят за то, что она осмелилась похоронить убитого брата Полиника, который пошёл войной на родной город. В воздаяние за убийство Антигоны гибнет вся семья казнившего её царя Креонта. В «Филоктете» вспоминается судьба раненого героя, которого плывшее к Трое греческое войско бросило на острове Лемносе. Позже выяснилось, что Трою нельзя взять без принадлежавших Филоктету стрел Геракла. Хитрый Одиссей пытается коварно выкрать их у несчастного больного при помощи сына Ахилла, Неоптолема. Но благородный Неоптолем гнушается обманом даже ради бьющихся под Троей греков. В «Аяксе» знаменитый герой Троянской войны обманут Одиссеем и другими эллинскими вождями в споре из-за оружия Ахилла. Аякс пытается мстить, но богиня Афина лишает его рассудка, и он вместо своих врагов избивает стадо овец и коров. Придя в себя, Аякс сознаёт свой позор и после знаменитого горького монолог кончает жизнь самоубийством. «Электра» основана на мифе о детях Агамемнона, главного греческого вождя в Троянской войне. По возвращении из-под Трои он был убит изменницей-женой Клитемнестрой и её любовником Эгисфом, но позже сын и дочь Агамемнона, Орест и Электра, жестоко мстят собственной матери за смерть отца. Сюжетом «Трахинянок» является миф о невольном убийстве Геракла его собственной женой, Деянирой. В попытке вернуть любовь мужа она посылает ему рубашку, пропитанную кровью кентавра Несса, не зная, что эта кровь – смертельный яд.

Главным источником для биографии Софокла служит безымянное жизнеописание античной эпохи. Важнейший список трагедий Софокла хранится в лаврентианской библиотеке во Флоренции: С. Laurentianus, XXXII, 9. Он относится к Х или XI в.

 

Софокл, подробная биография

(около 496—406 г. до н. э. ) древнегреческий драматург

Наряду с Эсхилом и Еврипидом Софокл считается великим драматургом Древней Греции, мастером классической трагедии. Известность и слава его были так велики, что и после смерти драматурга именовали heros dexion («муж правый»).

Софокл родился в афинском городе Колоне в семье богатого владельца оружейных мастерских. Высокое социальное положение предопределило судьбу будущего драматурга. Он получил прекрасное общее и художественное образование и уже в юности прославился как один из лучших афинских хоревтов — руководителей хора во время драматических представлений. Позже Софоклу доверили важнейшую в Афинах должность — хранителя казны Афинского морского союза, и, кроме того, он был одним из стратегов.

Благодаря своей дружбе с Периклом, правителем Афин, а также со знаменитым историком Геродотом и скульптором Фидием Софокл сочетал занятия литературой с активной политической деятельностью.

Как и другие греческие драматурги, он регулярно участвовал в соревнованиях поэтов. Ученые подсчитали, что всего он выступал более тридцати раз, причем одержал двадцать четыре победы и только шесть раз занял второе место. Впервые Софокл одержал верх над Эсхилом в возрасте 27 лет.

По словам современников, он написал 123 трагедии, из которых до нашего времени дошло всего семь. Все они основаны на сюжетах древнегреческой мифологии. В основном герои Софокла — сильные и бескомпромиссные личности. Таков Аякс, герой одноименной трагедии, оскорбленный несправедливым решением вождей. Схожим характером обладает и страдающая от любви и ревности жена Геракла Деянира, которая нечаянно стала виновницей его гибели («Трахинянки», 409 г. до н. э. ).

Наиболее значительными являются трагедии Софокла «Эдип-царь» (429) и «Антигона» (443). Изгнанный из своего царства Эдип пытается понять причины такого сурового решения старейшин и погибает, узнав, что стал мужем своей матери. Подобные острые драматичные конфликты позже станут основой эстетики пьес периода классицизма, основой сюжетов в произведениях П. Корнеля и Ж. Расина.

Софокл стремился сделать свои трагедии более динамичными и выразительными. Для этого он придумал расписные театральные декорации, которые помогали зрителям почувствовать драматизм происходящего. До этого все действие объяснял хор, появлявшийся с соответствующими табличками («лес», «дом», «храм»).

Кроме того, Софокл впервые вывел на сцену не двух, а трех действующих лиц, что позволило сделать их диалог более оживленным и глубоким. В его произведениях актеры изображали порой даже абстрактные понятия: например, в трагедии «Эдип-царь» особый актер играл роль Рока, олицетворения безжалостной судьбы.

Софокл также упростил язык своих пьес, оставив медленный гекзаметр только для хора. Теперь речь героев постоянно менялась, приближаясь к естественному человеческому разговору. Софокл считал, что драматург должен изображать людей такими, какими они должны быть, а не такими, какие они есть на самом деле. Свои взгляды он изложил в не дошедшем до нас трактате по теории драмы и хорового пения. Еще при жизни автора его трагедии были признаны образцовыми, и их изучали в школах. Даже на закате античной эпохи, уже в Древнем Риме, Софокла считали недосягаемым образцом для подражания.

Видимо, поэтому другие драматурги часто использовали его трагедии в качестве источника для своих произведений. Они были гораздо динамичнее и правдоподобнее, чем пьесы его современников. Конечно, авторы разных эпох сокращали их текст, но всегда сохраняли главное — его мужественных и справедливых героев.

Кроме трагедий, Софокл писал и сатирические драмы. Известен фрагмент одной из них под названием «Следопыт».

Софокл | Биографии, книги и факты

Софокл был древнегреческим драматургом, родившимся в Колоне недалеко от Афин, Греция, в 496 г. до н. э. Его отец, Софил, был богатым членом небольшой общины, сельской «Деме». Софокл был высокообразованным. Он один из трех греческих трагиков, пьесы которых дошли до наших дней. Суда, древняя энциклопедия 10-го века, из которой мы знаем, что Софокл написал 123 пьесы, из которых у нас есть 7 полных пьес. Это «Аякс», «Антигона», «Женщины Трахиды», «Царь Эдип», «Электра», «Филоктет» и «Эдип в Колоне». Он принимал участие в конкурсах и даже победил двух популярных драматургов Эсхила и Еврипида.

Его самые популярные пьесы, также известные как «Фиванские пьесы», — «Эдип» и «Антигона». Он начал свой творческий путь в 468 г. до н.э., получив приз за свою пьесу и оставив Эсхила в конкурсе. Когда ему было шестнадцать, он возглавил «пеан», который был воспеванием богов после победы греков над персами. Он внес много новшеств в греческий стиль игры. Одним из его достижений было введение третьего актера, что дало ему возможность более глубоко создавать и развивать своих персонажей.

Он был имперским казначеем с 443 по 442 год до н. э., помогая распоряжаться средствами Делосской конфедерации для Афинской империи. Он также неоднократно избирался членом Совета генералов. Он был очень религиозен. Он отказался от своего дома для поклонения богу по имени Асклепий, который был богом медицины, пока не был построен настоящий храм. За эту щедрость ему также было присвоено звание «Дексион». Первой женой Софокла была Никострата, от которой у него было два сына по имени Иофонт и Софокл. Его второй женой была Теорис, от которой у него был сын по имени Аристон.

Его пьесы затрагивали такие темы, как отношения между человеком и богами и то, как человек реагирует в определенных проблемных ситуациях, а Героям его пьес приходилось преодолевать различные препятствия.

Он изменил стиль создания трилогии и вместо этого поставил три пьесы; каждый с разным сюжетом. Это, однако, вызвало некоторые несоответствия в его работе. В его пьесе «Электра» (418–414 гг. до н. э.) героиня Электры ждет своего брата Ореста. Его пьеса «Филоктет» (409 г. до н. э.) показывает конфликт между человеком и обществом и жестокость общества, когда оно больше не нуждается в человеке. Его пьеса «Эдип в Колоне» (401 г. до н. э.) была поставлена ​​посмертно и стала самой длинной из написанных им пьес. Софокла вдохновляла человеческая природа и ее благополучие, как мы можем видеть из его строки в «Антигоне»:

«Много чудес на свете, — говорит Софокл, — но нет ничего прекраснее человека».

Софокл умер в возрасте девяноста одного года в 406 г. до н.э. Он видел в своей жизни много великих времен и событий, включая победу греков в Персидских войнах и Пелопоннесской войне. Панегирик, написанный поэтом в пьесе «Музы»:

«Блажен Софокл, который прожил долгую жизнь, был человеком и счастливым, и талантливым, и автором многих хороших трагедий; и он закончил свою жизнь благополучно, не испытав никаких несчастий».

Купить книги Софокла

Софокл — Энциклопедия всемирной истории

Софокл из Колоноса (ок. 496 — ок. 406 до н. э.) был одним из самых известных и знаменитых авторов трагедий в Древней Греции и его сохранившихся произведений, написанных на протяжении V века до нашей эры, включают такие классические произведения, как Царь Эдип , Антигона, и Женщины Трахиды .

Как и в случае с другими греческими пьесами, произведение Софокла представляет собой не только запись греческого театра, но и дает бесценное представление о многих политических и социальных аспектах Древней Греции, от семейных отношений до деталей греческой религии. Кроме того, нововведения Софокла в театральном представлении заложили основу для всех будущих западных драматических представлений, и его пьесы продолжают ставиться сегодня в театрах по всему миру.

Удалить рекламу

Реклама

Тремя великими греческими трагиками были Эсхил (ок. 525 — ок. 456 до н. э.), Еврипид (ок. 484 — 407 до н. э.) и Софокл. Их произведения обычно сначала исполнялись группами по три человека (не обязательно трилогиями) на таких религиозных праздниках, как конкурсы Диониса Элевтерия, в частности, на Городских Дионисиях в Афинах. Пьесы часто снова ставились в меньших театрах по всей Греции, а лучшие даже распространялись в письменной форме для всеобщего чтения, сохранялись как официальные государственные документы для потомков и изучались в рамках стандартного греческого образования.

Жизнь

У Софокла была исключительно долгая карьера. Его первое участие в конкурсе было в 468 г. до н. э., а его последнее (при жизни) было в 406 г. до н. э., когда ему было 90 лет. Очевидно, что Софокл, будучи большим поклонником своих коллег-драматургов, даже облачил актеров и хор своей последней пьесы в траур, чтобы отметить смерть Еврипида в 407 г. до н.э. Софокл выиграл не менее 20 фестивальных конкурсов, в том числе 18 на Городских Дионисиях. Он также много раз занимал второе место и никогда не имел позора быть третьим и последним на соревнованиях. Таким образом, Софокл был, по крайней мере с точки зрения побед, самым успешным из трех великих трагиков.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Чрезвычайно популярный в свое время Софокл был одним из великих греческих трагиков и драматургом-новатором.

В детстве Софокл был главным танцором на празднике, посвященном победе над персами в 479 г. до н. э. В начале своей карьеры Софокл даже играл в собственных пьесах, но из-за слабого голоса освоился только в роли писателя. У драматурга, судя по его практическому актерскому опыту, несомненно, был любимый главный актер, некий Тлеполем. Что касается характера Софокла, то у нас есть намеки от Аристофана, великого автора греческой комедии, который описывает своего современника как «легкого» и «расслабленного».

Вне театральной жизни Софокл был также активным членом афинского полиса. Он был государственным казначеем ( hellenotamiai ) между 443 и 442 г. до н.э. и генералом (наряду с Периклом), участвовавшим в подавлении восстания на Самосе в ок. 441 г. до н.э. В 413 г. до н.э. он заседал в совете из десяти человек (

probouloi ), который был созван для разрешения кризиса неудавшейся сицилийской экспедиции Афин против Сиракуз. В более позднем возрасте драматург был вовлечен в судебную тяжбу со своим сыном, который утверждал, что его отец был старческим, и поэтому добивался своего наследства и контроля над семейной собственностью. Мы знаем, что Софокл был благочестивым человеком и на самом деле был жрецом культа героя Халона. После его смерти трагик сам был удостоен культа, когда его переименовали в Дексион.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Трагедия Спектакль Царь Эдип классно представляет царя Эдипа, влюбившегося в свою мать.

Подход и инновации

Чрезвычайно популярный в свое время Софокл был также новаторским драматургом, поскольку он добавил третьего актера в формат трагедии и был первым, кто использовал нарисованные декорации (например, сельскую сцену), иногда даже меняя декорации во время игра.

Использование трех актеров (играющих несколько ролей и носящих маски) стало большим прорывом, поскольку теперь стали возможны гораздо более сложные сюжеты. Таким образом, Софокл стоит между ранним Эсхилом и поздним Еврипидом. Софоклис был больше заинтересован в реалистичных действиях, чем его предшественники, но сохранил часть хора (группа до 15 актеров, которые пели, а не произносили свои реплики) как более активное участие в актерском составе, чем его преемники. Для Софокла хор стал и главным героем, и комментатором событий пьесы, создав более тесную связь со зрителем.

Маска греческой трагедии

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Софокл был также великим пользователем театральных метафор, например, слепота в пьесах Эдипа и зоофилия в Женщинах Трахиды, и его произведения в целом стремились спровоцировать и отвлечь публику от их готовности принять то, что «нормально» а что нет, заставляя их через персонажей пьесы делать трудный или даже невозможный выбор.

Другими приемами, которые он использовал для передачи смысла и акцента, были драматические входы и выходы актеров и многократное использование важного реквизита, такого как урна в 9.0027 Электра и меч Аякса . Наконец, в самом языке, который использовал Софокл, мы видим больше инноваций. Богатый язык, сильно формализованный, но с добавленной гибкостью за счет повторения предложений и включения сегментов более «естественной» речи, а также необычное использование пауз приводят к тому, что Софокл достигает большего ритма, плавности и драматического напряжения, чем его современники.

Удалить рекламу

Реклама

Пьесы Софокла, как и пьесы его современников, основаны на классических сказках греческой мифологии. Это была условность трагедии (

tragōida ), а знакомство с историей и обстановкой для зрителей позволило писателю сосредоточиться на конкретных элементах и ​​интерпретировать их по-новому. Софокла очень часто волнует не столько то, что произошло (зрители это уже знали), сколько то, как произошли эти события. Еще одна типичная черта заключается в том, что среди главных героев обычно есть фигура героя с исключительными способностями, чья самоуверенность и гордость обеспечивают трагический конец.

Одна из самых известных его работ — Antigone , в котором главная героиня платит высшую цену за то, что похоронила своего брата Полиника вопреки воле короля Фив Креона. Это классическая трагедийная ситуация: политическое право на то, чтобы изменнику Полинику было отказано в погребении, противопоставляется моральному праву сестры, стремящейся упокоить своего брата. Тема, которая проходит через творчество Софокла, — это борьба правды с правдой и то, что персонажи ошибаются в своей интерпретации событий. Только когда происходит трагедия, когда на самом деле уже слишком поздно, герои узнают правду.

Театр Сегесты

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Произведения Софокла

Мы знаем, что Софокл написал всего около 120 пьес, но они сохранились лишь в фрагментарном виде. Значительная часть сатирической пьесы «Искатели » сохранилась, но во многих случаях только несколько строк выдержали разрушительное воздействие времени. Семь сохранившихся полных трагедий Софокла:

Удалить рекламу

Реклама
  • Антигона (ок. 442 г. до н.э.) о женщине, разрывающейся между общественным и личным долгом.
  • Царь Эдип он же Эдип t Царь (429 — 420 до н.э.) о знаменитом короле, который слишком любил свою мать.
  • Филоктет (409 г. до н.э.) о том, как Одиссей уговаривает героя присоединиться к Троянской войне.
  • Эдип в Колоне (401 г. до н.э.) заключительная часть трилогии об Эдипе.
  • Ajax (дата неизвестна) о герое Троянской войны и его уязвленной гордости.
  • Электра (дата неизвестна) о двух братьях и сестрах, которые мстят за убийство своего отца.
  • Женщины Трахиса (дата неизвестна) о жене Геракла и ее неудавшейся попытке вернуть расположение мужа.

Ниже приведены отрывки из сочинения Софокла:

Установка трагической сцены:

Припев
Я заблуждаюсь, или я слышу плач, только что возникший в доме? Что я говорю? Кто-то издает не глухой крик, а крик печали, и в доме новая беда. Обратите внимание, как грустно и с каким мутным взглядом подходит к нам старуха, чтобы что-то нам сказать.
(863-870, Женщины Трахиса )

Как трудно совладать со страстью, и если ее не контролировать, она может привести к трагедии:

Кто противостоит Эроту, как боксер, тот глупец; ибо он управляет мной.
(440-441, Женщины Трахиса )

Что бы ни случилось, часто можно винить только себя:

Хор
Это ты, чья судьба тяжела, выбрала это; это счастье пришло к вам не от кого-то более могущественного; ибо когда можно было проявить здравый смысл, вы предпочли одобрить худшую, а не лучшую судьбу.
(1095-1100, Филоктет )

Поучительная история и мораль этой истории:

Хор
Здравый смысл, безусловно, главная составляющая счастья; и мы не должны быть нечестивыми по отношению к богам. Громкие слова хвастунов всегда наказывают большими ударами, и по мере старения учат их мудрости.
(1348-1353, заключительные строки Антигона )

Что, в конце концов, нужно принять свою судьбу:

Хор
Приди, прекрати свой плач и не возбуждай его больше! Ибо во всех отношениях эти вещи стоят крепко.
(1777-1779, заключительные строки Эдип у Колонна )

Заключение

Таким образом, Софокл не только подарил нам несколько шедевров литературы, но благодаря своим нововведениям он также помог установить стандартную формулу греческой трагедии, которая, наряду с греческой комедией, определила основы всего западного театра на тысячелетия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *