Содержание горе от ума 1 действие: Сюжетная линия первого действия горе от ума

Краткое содержание пьесы «Горе от ума» по действиям (А. С. Грибоедов)

Автор: Guru ·

Хороший краткий пересказ по действиям – это подробная и точная работа, где правильно и лаконично обозначены основные события. Именно такое краткое содержание предоставляет команда «Литерагуру». А для полномасштабного погружения в текст рекомендуем ознакомиться с анализом комедии Грибоедова.

Содержание:

  • 1 Действие 1
  • 2 Действие 2
  • 3 Действие 3
  • 4 Действие 4

Действие 1

Пьеса начинается с пробуждения служанки Лизаньки, которая всю ночь сторожила хозяйку Софью (вот ее характеристика), ведь к ней тайно пожаловал друг – Молчалин (вот сочинение о нем). Она стучится в дверь к девушке, сообщая, что пора расходиться, однако влюбленные не желают расставаться друг с другом. Поэтому Лизанька решает перевести часы; они бьют. В комнату заходит глава семьи и отец Софьи – Фамусов, который начинает сразу заигрывать со служанкой.

Он интересуется о своей дочери, спит ли она сейчас, а узнав, что она всю ночь читала романы, начинает сетовать на книги. Их разговор прерывает Софья, окликнувшая свою служанку, после чего Фамусов уходит. Выходит его наследница вместе с его же работником. Лиза начинает говорить, что пара не соблюдает осторожности, и их могут так поймать. Влюбленные прощаются, Молчалин уходит, но на пороге встречается с Фамусовым, который крайне удивлен, как его помощник оказался рядом с комнатой его дочери и в такое время. Секретарь пытается вывернуться из сложившегося положения, говоря, что просто попал по ошибке в другую комнату, прогуливаясь, но начальник ему не верит. Он начинает отчитывать дочь, что застал ее в такой ранний час наедине с мужчиной.

После их ухода Лиза сообщает Софье, что ей надо быть крайне осторожной, и еще следует понять, что ее отец никогда не позволит выйти ей замуж за бедного. Только такой, как Скалозуб с успешной карьерой и большими деньгами, годится ей в женихи. Но барышня категорически против него, считая его чересчур глупым человеком. Лиза вспоминает о Чацком, об их душевных отношениях в детстве, но Софья считает это просто забавой, ведь тогда они были детьми.

В этот же момент слуга сообщает о прибытии Чацкого (вот его характеристика), который пару лет назад отбыл за границу. Мужчина очень рад видеть свою детскую подругу, начинает вспоминать былые годы. Но сама девушка не разделяет восторга по поводу этого и называет их отношения ребячеством. Их беседу прерывает Фамусов, который рад видеть гостя и пытается выяснить у него, какого ему было за границей. Но юноша не отвечает на его вопросы, лишь вскользь упоминает, что Софья очень изменилась, и позже убегает. А Фамусов остается в своих мыслях, размышляя о том, как трудно быть отцом взрослой дочери.

Действие 2

Фамусов разговаривает со слугой, говоря ему, чтобы тот достал календарь отметить дела и встречи, на которых необходимо присутствовать. Позже приходит Чацкий, который интересуется состоянием Софьи и спрашивает ее отца, как бы он отреагировал, если бы Александр попросил руку и сердце его дочери. Мужчина же ему в ответ сказал, что должен тот служить и получить высокий чин. Но гость с этим не согласен, он рад служить, но не прислуживаться. Тогда Фамусов называет его гордецом, и рассказывает историю о своем дяде, достигшем большого чина из-за умения прислуживаться. Но, по мнению Чацкого, нужно хорошо выполнять свое дело, а не подлизываться к людям, которые выше по чину. Его оппонент считает, что с таким подходом молодой остряк ничего не достигнет.

В этот момент приезжает полковник Скалозуб, которого хозяин дома считает идеальным кандидатом для его дочери, и сам интересуется у него этим вопросом. Но в разговор встревает Чацкий, начиная говорить об окружении Фамусова, в котором чин играет более значимую роль, чем сам человек. Пожилой дворянин же обвиняет гостя в инакомыслии, а позже удаляется, оставляя двух кандидатов на руку своей дочери наедине.

Спустя пару минут, в комнату прибегает Софья в состояние испуга. Посмотрев в окно, она падает без сознания, думая, что Молчалин погиб, упав с лошади. Чацкий же позже отмечает, что с мужчиной все хорошо и он жив, но беспокоиться так можно только за «лучшего друга». Барышня обвиняет его в холодности, открывая перед проницательным собеседником свое истинное отношение к Молчалину.

Появляется секретарь, который извиняется за произведенную из-за него суматоху. Софья также говорит, что слишком бурно на все реагирует. Вскоре Чацкий, а за ним и Скалозуб покидают комнату. Героиня выказывает все свое беспокойство Молчалину, он же в ответ обвиняет ее в излишней откровенности, которая может их сгубить. Лиза же советует пообщаться с Чацким, дабы избежать ненужных обвинений в сторону Молчалина. Барышня уходит к отцу, оставляя наедине горничную и своего возлюбленного, который начинает заигрывать со служанкой и признаваться ей в любви. Софью же он любит только по должности, а так она его вообще не интересует. После его ухода заходит в комнату госпожа, которая просит Лизу передать, чтобы Молчалин зашел к ней.

Действие 3

Чацкий хочет выяснить у Софьи, кто является ее возлюбленным, но она не открывается перед ним. Однако мужчина и так понимает, что ее сердце принадлежит Молчалину.

В этот момент слуги подготавливают дом к предстоящему балу. Потихоньку съезжаются гости, среди которых: Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович Горичи, князь Тугоуховский с женой и шестью дочерями, Графини Хрюмины (бабушка и внучка), Антон Антонович Загорецкий, Старуха Хлестова. Все начинают крутиться вокруг Чацкого, ведь он только что вернулся из заграницы, вдобавок холостяк. Сам же он наблюдает за гостями и посмеивается. Разговаривая с Софьей, он подмечает, как Молчалин искусно подлизывался к госпоже Хлестовой, нахваливая ее шпица. После его ухода девушка распускает слух о сумасшествии Александра. Гости с азартом подхватили эту новость, говоря, что сразу это поняли, ведь молодой человек осуждает крепостное право, блат, кумовство и карьеризм высших чинов. Как такое можно говорить в здравом уме?

Входит Чацкий, все гости сторонятся него. Сам же он говорит, что его разочаровала Москва. Он рассказывает о своей встрече с иностранцем в другой комнате, когда мужчина не хотел ехать в Россию из-за боязни чужого, но приехав, понял, что сильно ошибался, ведь жил он так, словно родной дом и не покидал. Чацкому не нравится мода на подражание иностранцам, он высмеивает «помесь французского с нижегородским», на которой общается высший свет. Пока он это говорил, все гости разбрелись по залу, начиная заниматься своими делами.

Действие 4

Бал закончился, и гости начинают покидать дом Фамусова. Главный герой в печальном настроении ждет свой экипаж. Вдруг навстречу ему выбегает Репетилов, который рад видеть его. Он начинает рассказывать про свою жизнь, о том, где сейчас он был. Уговаривает приятеля отправиться с ним, но Чацкий успевает сбежать, когда собеседник переключается на Скалозуба. Позже Загорецкий ему говорит о сумасшествии Чацкого, но тот не верит в это. Он начинает спрашивать у разных гостей, но ответ один и тот же. Это известие поражает Александра, который ненароком подслушивает беседу уезжающих.

Услышав голос Софьи, зовущей Молчалина, он решает спрятаться и посмотреть, чем закончится дело. В то же время Лиза зовет секретаря, а он же в свою очередь засыпает ее комплиментами, сообщая, что действует по принципу своего отца, угождая всем, но на дочери Фамусова жениться он не собирается. Все это слышит Софья, она понимает, кавалер обманул ее. Увидев ее, он умоляет о прощении, а барышня говорит ему уезжать отсюда, а то она сообщит обо всем отцу. Следом выходит Чацкий, который обвиняет ее в том, что она предала его ради подлеца. Она просит о снисхождении, говоря, что вина лежит только на ней.

Через пару минут спускается весь дом. Фамусов поражен тем, что застал свою дочь с безумцем, которого она сама и изобличила. До Чацкого доходит, что в ложном слухе виновата Софья. Хозяин дома продолжает негодовать: он решает отправить девушку в изоляцию от городского общества, а Александру он приказывает уйти. Чацкий же принимает решение навсегда покинуть Россию, поскольку эта страна не оправдала его надежд. В конце он обвиняет Софью, которая морочила ему голову, тогда как он был ослеплен воспоминаниями и надеждой. Но сейчас о разрыве он не сожалеет. Фамусов больше всего беспокоится о том, что подумает княгиня Марья Алексевна!

Автор: Евгения Седых

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Читайте также:

Adblock
detector

Краткое содержание Горе от ума по действиям: пересказ комедии

Сегодня предлагаем вам краткое содержание «Горе от ума» по действиям.

Всемирную известность Александру Сергеевич Грибоедову принесла именно комедия в сатирической манере «Горе от ума», в которой очень показательно представлены нравы московского дворянства 19 века.

Основной конфликт в произведении разворачивается между Чацким, представляющим образ нового дворянства, и фамусовским обществом, ценящим не внутренний мир человека, а его материальное состояние и общественный статус.

Не обошел стороной автор и любовную трагедию, где Софья, Чацкий и Молчалин представляют любовный треугольник. Каждая сюжетная линия переплетается с другими и переходят одна из другой.

Краткое содержание «Горе от ума» по действиям позволяет более детально исследовать пьесу с ее проблемами и конфликтами.

Содержание

  1. Главные герои
  2. Другие персонажи
  3. История создания комедии
  4. Краткое содержание «Горе от ума» по действиям
  5. Действие 1
  6. Действие 2
  7. Действие 3
  8. Действие 4
  9. Заключение

Главные герои

  1. Павел Афанасьевич Фамусов — глава казенного дома, отец Софьи.   Самое главное, по его мнению, чтобы у человека был статус в обществе, и как окружающие о тебе отзываются. Фамусов опасается людей просвещенных и образованных.
  2. София — дочь Фамусова 17-и  лет. С младенчества отец заботился о ее воспитании, так как мать умерла. Это храбрая и умная девушка, способная противостоять обществу.
  3. Алексей Молчалин — секретарь Фамусова, проживающий в его доме. Это трусливый типаж, получивший от Фамусова асессорское звание. Воздыхает о Софье.
  4. Александр Чацкий до определенного возраста воспитывался вместе с Софьей и был влюблен в девушку. Последние три года болтался по миру. Очень красноречив и умен, всецело преданный делу, а не человеку.

Другие персонажи

  1. Лизанька – служанка в семействе Фамусовых, помогающая Софье скрывать тайные встречи с Молчалиным.
  2. Полковник Скалозуб – глупый, но очень денежный человек. Мечтает стать генералом. Именно его выбрали стать женихом Софьи.

История создания комедии

Цель автора при написании «Горе от ума», вероятно, была показать человеческие пороки путем обертывания их в сатирическую основу. Александр Сергеевич не пытался лишь изобразить характер личности, но показал то, как персонажи проявляют свои чувства, через ситуации, которые наполнены юмором.

Комедия Грибоедова переписывалась не однократно для более полного понимания и восприятия читателем человеческой сущности каждого из героев.

Пока пьесу не театрализовали в 1833 года, именно в такой форме она и предоставлялась на суд читающего.

Есть предположение, что Грибоедова на написание «Горе от ума» подтолкнул случай, произошедший лично с ним, когда в одном из светских салонов он столкнулся с публикой и понаблюдал за разными интересными сценами.

Вступая лично в разные беседы с окружающими в салоне, Грибоедов передал их суть через монологи Чацкого.

По другой гипотезе, идея комедии взята из истории Чаадаева, который был объявлен сумасшедшим. Есть и другие варианты о том, как автор наполнился идеями для данной пьесы. Но что бы мы не предполагали, ситуации из комедии можно встретить повсеместно в любом окружении.

Даже можно легко узнать себя в некоторых сценах. В этом вся суть комедии «Горе от ума».

Два ярких персонажа комедии Фамусов и Чацкий запоминаются читателю с первых своих реплик. Первый — истинный дворянин, все его дела вращаются вокруг мнения окружающих, заглушая свою точку зрения на любой факт.

Второй, Чацкий, наоборот, везде отстаивает свое мнение, не боясь выступить против нравов окружения. Плавный переход пьесы в реальность и наоборот — это и есть сильная сторона произведения Александра Сергеевича Грибоедова.

А теперь читаем краткое содержание «Горе от ума» по действиям.

Краткое содержание «Горе от ума» по действиям

Действие 1

Первый акт «Горе от ума» — сцена пробуждения фамусовской служанки Лизы. Девушка плохо спала из-за того, что была вынуждена следить, чтобы никто не заметил тайную встречу хозяйки Софьи с Молчалиным.

Молодые никак не могут расстаться, поэтому Лизе приходится завести часы. В это время объявляется Фамусов, отец Софьи, который немногозначительно проявляет к служанке интерес.

Но тут хозяйка зовет горничную, поэтому Фамусову приходится прекратить флирт и поскорее удалиться.

Лиза выговаривает, что Софья поступает опрометчиво и неосторожно. Софья прощается с Молчалиным, как в комнату входит Фамусов. Отец заинтересован, почему это его секретарь в такую рань находится у Софьи. Молчалин убеждает, что это получилось случайно, что он гулял мимо и решил заглянуть на минутку к Софье.

Фамусов ругает дочь за то, что она застигнута с молодым человеком.

Лиза советует Софье не допускать таких оплошностей более, чтобы не навлечь  пересудов в обществе. Но Софье это совершенно безразлично.

Лиза считает, что Софье и Молчалину вряд ли суждено быть вместе, так как Фамусов никогда не позволит дочери выйти замуж за бедного и незнатного мужчину.

Отец думает, что его дочери подходит в мужья лишь полковник Скалозуб, у которого и деньги, и чин. Но Софья спорит с отцом, говоря, что готова утопиться, чем стать женой глупого Скалозуба.

Лиза вспоминает, как когда-то Софья была привязана к Александру Андреевичу Чацкому, веселому и умному юноше. У молодых людей была нежная юношеская любовь.

Софья противится, что это не была любовь, ведь они просто вместе росли и дружили по-детски.

Тут слуга объявляет о приезде Чацкого.

Чацкий рад встрече с Софьей, но девушка не проявляет к нему теплоты, чем сильно удивляет гостя. Чацкий предается в воспоминания. Софья называет их совместное время препровождение детским ребячеством.

Тогда Чацкий интересуется, нет ли у Софьи возлюбленного, чем вгоняет девушку в сильное смущение.

Когда Чацкий беседует с Фамусовым, то начинает высказывать свое восхищение Софьей, что таких девушек нигде не встречал более. Фамусов боится, что Чацкий начнет свататься.

Чацкий уходит, но Фамусов мучается в догадках, к кому же из двух мужчин Софья больше благоволит.

Действие 2

Чацкий интересуется у Фамусова, как бы тот себя повел, если бы он начал сватать Софью. На что папаша отвечает, что сначала Чацкому надо было бы подумать о своем статусе в обществе, заслужить высокий чин, служа государству.

И тут знаменитая фраза Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

На это Фамусов обзывает Чацкого гордецом и рассказывает, как его дядя Максим Петрович служил при дворе и имел приличное состояние. И это благодаря его умению «подслужить» кому-надо.

Как-то на приеме у Екатерины II дядя упал, нечаянно оступившись, чем вызвал смех императрицы. Тогда, чтобы повеселить доставить удовольствие знатной особе, дядя дважды повторил свое падение, но уже намеренно.

После этого он стал почтеннейшим человеком при дворе. Фамусов считает важным, когда человек умеет добиться положения в свете, пусть даже таким вот путем.

Далее идет монолог Чацкого о «веке нынешнем» и «веке минувшем», обвиняя фамусовское поколение, которое судит о человеке лишь по деньгам и статусу в обществе. Чацкий даже называет то время веком «покорности и страха».

Для Чацкого немыслимо служение человеку, он готов служить только делу, и не быть шутом, даже в глазах имераторских особ.

Тут приезжает полковник Скалозуб, которого Фамусов чрезмерно рад видеть. Но он боится, что Чацкий начнет свои вольные высказывания.

Фамусов беседуют со Скалозубом о двюродном брате полковника, получившем высокий статус именно благодаря Скалозубу. Но перед самым получением чина он вдруг покидает назначение и отправляется в деревню, где начинает жить простой размеренной жизнью за книжками.

Такое поведение брата вызывает у Скалозуба злую насмешку и издевку, ведь в «фамусовском обществе» не подобает жить таким образом и так относиться к чинам.

Фамусов в восторге от Скалозуба, так как он смог очень быстро получить звание полковника и уже мечтает о чине генерала. И получить он его хочет именно благодаря связям, а не заслужить в честной службе.

Фамусов спрашивает Скалозуба, не планирует ли он жениться.

Тут к беседе подключается Чацкий, которого Фамусов осыпает осуждениями за свободомыслие и нежелание служить. Чацкий произносит речь о том, что не Фамусову его судить. А что касается всего общества, то Чацкий не находит в нем никого для образца поведения, о чем и говорит прямо.

Поколение, которому принадлежит Фамусов, не меняют свои суждения, которые давно устарели, не стремятся к свободе. Их нравы Чацкий никак не может принять и не собирается склонять перед ними голову.

Чацкий даже возмущен, что в обществе Фамусова презирают людей просвещенных и творческих, что ценят только чины и материальное состояние. Фамусовское общество тем и отличается, что безнравственность и тупость скрываются за обмундированием.

Торопно вбегает Софья с сообщением о падении Молчалина с лошади. Девушка тут же теряет сознание. Служанка Лиза помогает Софье прийти в чувства, а тем временем Чацкий видит в окно Молчалина, совершенно здорового, отмечая, что Софья сильно преувеличивает серьезность произошедшего.

Как только Софья приходит в себя, сразу интересуется о Молчалине. Чацкий холодно сообщает, что с ним ничего не случилось. Софья обвиняет Чацкого в таком равнодушном отношении к человеку, к котором девушка пылает страстными чувствами. И Чацкий сразу понимает, что Софья давно отдала свое сердце Молчалину.

Молчалин высказывается Софье, что она очень не осторожно волнуется за него, ведь другие могут догадаться о их чувствах. Но Софью это совершенно не тревожит, что подумают окружающие.

Однако Молчалина это беспокоит, ведь он труслив.

Лиза советует Софье пофлиртовать с Чацким, чтобы никто не понял, о ком печется девушка на самом деле. Будучи наедине Молчалин же начинает заигрывать с Лизой, предлагает подарки, говорит приятные слова.

Действие 3

Чацкий допытывается у Софьи, кто ей больше нравится: Молчалин или Скалозуб, но девушка увиливает от ответа. Чацкий признается в своих чувствах к ней, что он от нее «без ума».

В ходе беседы Чацкий узнает, что Софья расположена к Молчалину, так как он кроток и скромен, но свои истинные чувства не выдает.

В доме Фамусова вечером намечается бал, прислуга встречает гостей. Среди присутствующих много влиятельных людей Москвы: князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми, графини Хрюмины, бабушка и внучка, Загорецкий, картежник, мастер всем услужить, Хлёстова, тетка Софьи.

Молчалин в своем репертуаре. Он находит привлекательной гладкую шерстку на шлице Хлестовой и расхваливает ее, что есть мочи. Чацкий заметил это и начал подсмеиваться над Молчалиным, который ради расположения важной особы готов преклоняться даже перед шерсткой ее шлицы.

Софья в размышлениях о том, как же зол и горд Чацкий, о чем рассказывает затем некоему господину. Тут же по залу распространяется, что Чацкий сумасшедший, а при его появлении все начинают отодвигаться от него подальше.

Фамусов тоже отмечает, что человек-то не в себе.

Чацкий задыхается в среде таких людей, выражает недовольство Москвой. Его взбесила беседа с французом в соседней комнате, который перед приездом в России ужасался, что едет в страну варваров, а приехав встретил ласковых русских людей, говорящих с ним по-французски, учтивых и льстивых одновременно.

Чацкий осуждает России, упакованную всем иностранным, что все пытаются подражать французам и преклоняются перед Францией. Пока Чацкий выступал со своей речью, все покинули его по своим интересам: кто ушел в танцы, кто к карточной игре.

Действие 4

В четвертом действии описывается, как гости после окончания бала расходятся и разъезжаются по своим домам.

Чацкий велит лакею поскорее подать карету. Его мечты и надежды на сегодняшний день не оправдались. Его все посчитали сумасшедшим, и слухи об этом распустила именно Софья, а остальные подхватили и разнесли.

Как только появляется Софья, Чацкий укрывается за колонну, а затем становится свидетелем разговора Молчалина и Лизы. Становится ясно, что Молчалин вовсе не любит Софью и не желает стать ее мужем. На самом деле его сердце занято Лизой, о чем он прямо говорит девушке.

Софье он угождает лишь потому, что она дочь Фамусова, его непосредственного начальника. Внезапно появляется Софья и слышит эти слова.

Молчалин на коленях извиняется, но Софья толкает его и выгоняет, грозится рассказать отцу.

Тот входит Чацкий, Софья винит себя, что ради Молчалина предала их любовь. Ей и в голову не могло прийти, что Молчалин так подло ее обвел.

Вбегает Фамусов со слугами, в руках которых зажжены свечи. Он не ожидал, что дочь беседует с Чацким, хоть недавно сама же назвала его безумцем. Чацкий понял, что это она же и распространила слухи о его сумасшествии.

Фамусов в гневе на слуг, которые недосмотрели за дочерью. Лиза отправляется в курятник, теперь она будет ухаживать за птицами, а Софью отец пугает, что отправит к тетке в саратовскую деревню.

Последний монолог Чацкого о том, что его надежды рухнули, что он торопился к любимой, мечтал быть с ней, а она не призналась, что в их отношениях не было ничего серьезного, лишь детская влюбленность.

Чацкий же только воспоминаниями об этих чувствах жил целых три года. Но сейчас он даже рад, что между ними произошел разрыв, так как фамусовское общество ему постыло, и он планирует насовсем покинуть Москву.

Когда Чацкий уезжает, Фамусов переживает только о том, «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Заключение

Комедия «Горе от ума» показывает, что волновало общество в послевоенные годы 1812. Четко виден грядущий переворот в дворянской среде и светском обществе в целом.

Краткое содержание «Горе от ума» по действиям помогает увидеть широту проблемы общества того поколения, но не раскрывает богатство языковой выразительности, ведь в комедии много крылатых выражений, которые в ходу и в наше время.

Поэтому рекомендуется прочитать «Горе от ума» Грибоедова в полном объеме, чтобы насладиться тонкой авторской иронией и знаменитой легкостью слога этой пьесы.

0

Создан на

«Горе от ума» А.С. Грибоедов

Проверь себя, внимательно ли ты прочитал/а комедию Грибоедова «Горе от ума», выполни тест.

1 / 15

Почему Лиза была уверена, что у отношений Софьи и Молчалина нет будущего?

Молчалин был слишком некрасив для Софьи

Лиза знала, что Софья любит другого

Лиза считала, что Фамусов не выдаст дочь за небогатого и незнатного человека

Лиза как-то услышала разговор, что Фамусов собирается выдать дочь за знакомого чиновника

2 / 15

Почему Софья оттолкнула Молчалина и приказала ему покинуть дом Фамусова?

Девушка узнала, что Молчалин уже женат на другой

Софья случайно услышала, что Молчалину намного милее Лиза

Молчалин отверг Софью, после того как девушка призналась ему в любви

Девушка узнала, что Молчалин банкрот

3 / 15

Кто из героев пьесы по сюжету произведения оказался участниками «любовного треугольника»?

Фамусов, Скалозуб, Лиза

Софья, Фамусов, Молчалин

Скалозуб, Лиза, Чацкий

Чацкий, Молчалин, Софья

4 / 15

Какое умение Фамусов считал особенно важным для достижения высокого положения в обществе?

Умение стратегически мыслить

Умение со всеми быть в хороших отношениях

Умение прислуживаться

Умение мастерски врать

5 / 15

Кого из героев беспокоило после отъезда Чацкого «что станет говорить (о случившемся на вечере у Фамусова) княгиня Марья Алексевна»?

Фамусова

Софью

Скалозуба

Молчалина

6 / 15

Зачем Лиза посоветовала Софье пококетничать с Чацким?

Лиза заметила, что Чацкий влюблен в Софью и хотела ему помочь

Чтобы Софья пригляделась к перспективному жениху

Чтобы Фамусов, увидев, что девушке нравится Чацкий, передумал пока выдавать ее замуж

Чтобы окружающие не заподозрили об отношениях Молчалина и Софьи

7 / 15

Кто из присутствовавших на вечере у Фамусова сказал, что Чацкий «не в своем уме»?

Софья

Скалозуб

Фамусов

Молчалин

8 / 15

Какой основной конфликт пьесы Грибоедова «Горе от ума»?

Конфликт между долгом перед отечеством и личными интересами;

Внутренний конфликт личности, поиск истинного пути.

Конфликт отцов и детей;

Конфликт между представителями нового поколения дворян и обществом с устаревшими ценностями;

9 / 15

Что связывало Софью и Чацкого?

Они учились у одного преподавателя музыки

Они были друзьями детства

Чацкий был кузеном Софьи

Софья и Чацкий виделись до описанных в пьесе событий всего раз — на званом вечере

10 / 15

Почему Софья готова была утопиться, лишь бы не выходить замуж за Скалозуба?

Скалозуб не умел хорошо одеваться

Скалозуб был слишком глупый

Потому что Скалозуб был очень некрасив

Скалозуб был пьяницей

11 / 15

Кому из героев пьесы принадлежат слова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?

Скалозубу

Чацкому

Фамусову

Молчалину

12 / 15

Как Чацкий назвал «век минувший», в котором жило поколение Фамусова (поколение, судившее людей по деньгам и чинам)?

Веком рабов и пресмыкающихся

Веком покорности и страха

Веком бездарности

Веком глупости и темноты

13 / 15

Что, по мнению Чацкого, прикрывало отсутствие нравственности и ума в обществе Фамусова?

Количество полезных знакомств

Мундир

Величина имений

Эрудированность

14 / 15

Что решил Чацкий, когда понял, что зря приехал к Софье, ведь для нее их детская влюбленность была только дружбой?

Чацкий собирается устроить общественный переворот

Молодой человек собирается уйти в монастырь

Чацкий решает жениться на дочери знакомого помещика

Чацкий решает покинуть Москву навсегда

15 / 15

В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?

В 17 веке;

В 20 веке;

В 18 веке;

В 19 веке;

Ваша оценка

Как горе и потеря влияют на ваш мозг и почему требуется время, чтобы адаптироваться: уколы

Горе связано со всевозможными функциями мозга, говорит исследователь и писатель Мэри-Фрэнсис О’Коннор. Это может варьироваться от способности вспоминать воспоминания до принятия точки зрения другого человека и даже таких вещей, как регулирование частоты сердечных сокращений и переживание боли и страданий.

Адам Листер / Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

Адам Листер / Getty Images

Горе связано со всевозможными функциями мозга, говорит исследователь и писатель Мэри-Фрэнсис О’Коннор. Это может варьироваться от способности вспоминать воспоминания до принятия точки зрения другого человека и даже таких вещей, как регулирование частоты сердечных сокращений и переживание боли и страданий.

Адам Листер / Getty Images

Праздники никогда не бывают прежними после смерти того, кого мы любим. Даже незначительные аспекты празднования дня рождения или Рождества — свободное место за обеденным столом, на один подарок меньше, который нужно купить или сделать — могут послужить раздражающим напоминанием о том, как наша жизнь навсегда изменилась. Хотя с этими осознаниями трудно смириться, клинический психолог Мэри-Фрэнсис О’Коннор говорит, что мы не должны избегать их или пытаться скрывать свои чувства.

«Горе — универсальный опыт, — отмечает она, — и когда мы можем соединиться, становится лучше».

О’Коннор, адъюнкт-профессор психологии Аризонского университета, изучает, что происходит в нашем мозгу, когда мы переживаем горе. Она говорит, что скорбь — это форма обучения, которая учит нас, как быть в мире без того, кого мы любим. «Фон работает все время для людей, которые скорбят, думают о новых привычках и о том, как они теперь взаимодействуют».

Привыкание к тому, что мы никогда больше не будем проводить время со своими близкими, может быть болезненным. Это требует времени и связано с изменениями в мозгу. «То, что мы видим в науке, это то, что если у вас есть опыт горя и у вас есть поддержка, так что у вас есть немного времени, чтобы учиться, и доверие со стороны окружающих вас людей, вы действительно адаптируетесь».

Готовящаяся к выходу книга О’Коннора « Скорбящий мозг » исследует то, что известно ученым о том, как наш разум борется с потерей любимого человека.

Основные моменты интервью

О процессе скорби

Когда у нас есть опыт отношений, ощущение того, кто мы есть, связано с этим другим человеком. Слово родной брат, слово супруг подразумевает двух людей. И поэтому, когда другой человек уходит, нам внезапно приходится изучать совершенно новый набор правил, чтобы действовать в мире. «Мы» так же важно, как «ты» и «я», и мозг, что интересно, действительно кодирует это таким образом. Поэтому, когда люди говорят: «Я чувствую, что потерял часть себя», — это не зря. Мозг тоже так чувствует, так сказать, и кодирует «мы» так же, как «вы» и «я».

О разнице между горем и горем

Горе – это то эмоциональное состояние, которое просто сбивает с ног и накатывает волной. Скорбь обязательно имеет временную составляющую. Скорбь — это то, что происходит, когда мы приспосабливаемся к тому факту, что наш любимый человек ушел, что мы несем его отсутствие с собой. И причина, по которой это различие имеет смысл, заключается в том, что горе — это естественная реакция на утрату, поэтому мы всегда будем чувствовать горе. Женщина, потерявшая мать в молодости, испытает это горе в день своей свадьбы, потому что это новый момент, когда она реагирует на потерю.

Горе похоже на то, как если бы кто-то внезапно увеличил громкость. Эмоция, которая, как мне кажется, часто мешает нашим отношениям и дружбе, когда мы скорбим, — это гнев, потому что гнев кажется таким сильным.

Но «скорбь» означает, что наше отношение к этому горю со временем меняется. Так что в первый раз, может быть, даже в первые 100 раз ты сбиваешься с ног от горя, это кажется ужасным, ужасным и незнакомым. Но, может быть, в 101-й раз вы думаете про себя: «Я ненавижу это, я не хочу, чтобы это было правдой. Но я признаю это и знаю, что переживу волну».

Об эмоциях, связанных с горем

Диапазон эмоций, которые человек испытывает, когда он горюет, так же длинен, как диапазон эмоций, которые мы испытываем в любых отношениях. Обычно бывает паника, тревога, печаль, тоска. Но мы иногда забываем, что есть трудности с концентрацией внимания и путаница в отношении того, что происходит дальше.

Меня часто поражает сила эмоций. Горе похоже на то, как если бы кто-то внезапно увеличил громкость. Эмоция, которая, как мне кажется, часто мешает нашим отношениям и дружбе, когда мы скорбим, — это гнев, потому что гнев кажется таким сильным. У вас есть кто-то, кто взрывается на званом ужине, и вы думаете: «Что с ним происходит?» А потом попытаться вспомнить: «О, они скорбят, и все немного напряглось».

О том, что происходит в нашем мозгу

У нас есть нейровизуализационные исследования в основном горя, мгновенной реакции, когда у вас возникает этот эмоциональный опыт тоски. Существует меньше нескольких исследований, посвященных более чем одному моменту жизни одного и того же человека во времени, поэтому мы рассматриваем траекторию их скорби. То, что мы знаем прямо сейчас, в эти ранние дни нейробиологии горя, на самом деле исходит из моментальных снимков.

Сказав это, одна из вещей, которые мы знаем, это то, что горе связано со всеми видами различных функций мозга, которые у нас есть, от способности вспоминать воспоминания до взгляда другого человека и даже таких вещей, как регулирование частоты сердечных сокращений. и переживание боли и страданий. Таким образом, множество разных частей мозга организуют этот опыт, который мы испытываем, когда чувствуем горе.

При длительном горе

Когда тебя захлестывает эта волна горя, ты хочешь знать: «Когда это кончится?» С исследовательской точки зрения, есть очень небольшая часть людей, у которых может быть то, что мы сейчас называем длительным расстройством горя, что-то, что мы начинаем искать через шесть месяцев или год [после смерти или утраты]. … И что мы видим [в таких случаях], так это то, что этот человек не может изо дня в день функционировать так, как ему хотелось бы. Они не выходят за дверь на работу или не готовят обед для своих детей, или они не могут, скажем, слушать музыку, потому что это слишком расстраивает. Таким образом, эти типы проблем … предполагают, что было бы полезно вмешаться и вернуть их на траекторию исцеления, где они все еще будут чувствовать горе, но они будут адаптироваться к нему по-другому.

Старым термином, который мы использовали в течение длительного времени, было «осложненное горе». И хотя мы остановились на термине «продолжительное расстройство горя», есть причина, по которой мне нравится термин «сложный», потому что он заставляет вас думать об осложнениях.

Из-за COVID близкие, которые остались дома, пожертвовали тем, что не находятся со своими близкими в больнице, чтобы остановить распространение. И эту жертву нужно признать — они сделали что-то для большего блага.

Например, одним из них является размышление о горе, которое иногда испытывают люди. Лучшим термином для того, что люди узнают, являются мысли «был бы, должен был бы, мог бы». И они просто прокручиваются в вашей голове снова и снова. Проблема с этими мыслями — которые мы иногда называем «контрфактуальными» — заключается в том, что все они заканчиваются этим виртуальным сценарием, в котором человек не умирает. И это просто не реальность. Таким образом, вращение в этих мыслях не только не дает ответа — существует бесконечное количество возможностей без фактического ответа на вопрос о том, что могло бы произойти, — но это также не обязательно помогает нам приспособиться к болезненной реальности, в которой они находятся.

умер. И поэтому наша виртуальная версия не очень помогает нам научиться жить в мире сейчас.

Менее 10% людей страдают длительным расстройством горя. А это значит, что 90% людей переживают тяжелое горе и страдания, но не имеют расстройства после потери любимого человека. Я думаю, очень важно помнить об этом… потому что мы не хотим скрывать горе… в кабинете психиатра или консультанта, за исключением тех случаев, когда это может помочь людям вернуться на правильный путь.

О том, как поддержать скорбящих людей в вашей жизни

Я думаю, когда вы заботитесь о ком-то, кто проходит через этот ужасный процесс потери кого-то, на самом деле это больше о том, чтобы выслушать их и увидеть, на каком этапе обучения они находятся, чем о том, чтобы заставить их чувствовать себя лучше. Дело не в том, чтобы подбодрить их. Смысл в том, чтобы быть с ними и дать им знать, что вы будете с ними и что вы можете представить для них будущее, в котором они не будут постоянно опрокидываться волнами горя.

О потерях людей из-за пандемии

Одной из тем, которые, как мне кажется, не так уж много обсуждают в национальном масштабе, является то, что так много смертей наших близких произошло в больницах, отделениях неотложной помощи и отделениях интенсивной терапии — и мы не были там, чтобы увидеть это. И это по очень веской причине, потому что мы пытались остановить распространение COVID. Поэтому держать членов семьи в больницах не имело смысла.

Но это означает, что люди лишены этих воспоминаний о том, как их близкие становятся более больными, и о тех изменениях, которые происходят в их теле, которые подготавливают наш разум к возможности того, что они могут умереть. Если пройти через этот процесс без этих воспоминаний, гораздо труднее понять, что произошло. Так много людей считают, что они еще не осознали, что их больше нет.

Чего я не очень часто слышу, так это того факта, что из-за COVID оставшиеся близкие пожертвовали тем, что не были со своими близкими в больнице, чтобы остановить распространение. И эту жертву нужно признать, я думаю. Отчасти, чтобы помочь людям исцелиться, чтобы стало понятно, почему у них такие трудные времена. И возвысить понимание того, что они сделали что-то для большего блага — и от чего-то отказались, делая это.


Отрывок из аудиоверсии этого интервью впервые появился в — недавний выпуск ежедневного научного подкаста NPR Short Wave , который ведет Эмили Квонг и продюсирует Берли Маккой.

5 стадий горя после потери

Пять стадий горя: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. В них нет порядка, и они служат ориентиром, а не руководством, как скорбеть.

Траур – это сокровенное и уникальное переживание для каждого из нас. Если вы или кто-то, кого вы любите, переживаете утрату, новые эмоции могут показаться подавляющими и сбивающими с толку.

С горем связано как минимум пять эмоций. Такое чувство естественно и даже необходимо.

Эти эмоции — шаг вперед на пути к исцелению, даже если в данный момент это не так.

Исцеление от потери возможно, но требует времени и терпения. Даже если вам особенно тяжело, такие ресурсы, как консультирование и группы поддержки, могут помочь вам справиться с пятью стадиями горя.

Стремясь лучше понять процесс горя, многие эксперты и исследователи в области психического здоровья посвятили годы изучению утраты и эмоций, которые она сопровождает.

Одним из таких экспертов была Элизабет Кюблер-Росс, швейцарско-американский психиатр. Она создала модель Кюблер-Росс, теорию пяти стадий горя и утраты.

В своей книге 1969 года «О смерти и умирании» Кюблер-Росс исследовала пять наиболее распространенных эмоциональных реакций на потерю: Росс назвал их «пятью стадиями смерти». Это было потому, что в то время она работала с неизлечимо больными пациентами, и это были общие эмоции, которые они испытывали по поводу собственной смертности.

Спустя годы после выхода своей первой книги Кюблер-Росс адаптировала и расширила свою модель, включив в нее другие виды потерь. Пять стадий смерти стали пятью стадиями горя.

Это горе может проявляться во многих формах и по разным причинам. Каждый, из всех слоев общества и разных культур, в какой-то момент переживает потерю и горе.

Скорбь возникает не только в связи с собственной смертью или смертью близкого человека. Скорбь также может быть вызвана болезнью, окончанием близких отношений или даже окончанием проекта или мечты.

Горе также может быть вызвано видимыми или реальными изменениями в вашей жизни. Например, переезд в новый город, школу или работу, переход в новую возрастную группу или пребывание в изоляции из-за пандемии.

Другими словами, не существует высеченного на камне списка «уважительных» причин для скорби.

Важно то, как ты себя чувствуешь. И нет правильных или неправильных чувств в отношении потери.

Изучение пяти стадий горя и утраты может помочь вам понять и поместить в контекст, где вы находитесь в процессе собственного горя и что вы чувствуете.

Точно так же, если вы обеспокоены или хотите понять процесс чьей-то скорби, помните, что нет единого способа пройти через него. Все скорбят по-разному.

Вы можете пережить множество сильных эмоций или вообще никак не реагировать. Оба ответа действительны и не редкость.

Количество времени, которое вы тратите на преодоление стадий горя, также варьируется от человека к человеку. Вам могут потребоваться часы, месяцы или больше, чтобы пережить потерю и исцелиться от нее.

Вы можете не испытывать все эти стадии горя или в том порядке, в котором они перечислены выше. Можно было переходить с одного этапа на другой.

Вы даже можете пропустить все эти эмоции и совершенно по-другому пережить потерю. Предполагается, что пять стадий горя служат вам ориентиром, а не правилом.

Для некоторых людей это может быть первой реакцией на потерю.

Отрицание — распространенный защитный механизм. Это может помочь вам смягчить непосредственный шок от обидной ситуации.

В качестве немедленной реакции вы можете сначала усомниться в реальности потери.

Вот несколько примеров такого типа отказа:

  • Если вы столкнулись со смертью любимого человека, вы можете воображать, что кто-то позвонит и скажет, что произошла ошибка и на самом деле ничего не произошло.
  • Если вы переживаете расставание, вы можете убедить себя, что ваш партнер вскоре пожалеет об уходе и вернется к вам.
  • Если вы потеряли работу, вы можете подумать, что ваш бывший начальник предложит вам вернуться на эту должность после того, как поймет, что совершил ошибку.

После этой первой реакции шока и отрицания вы можете на какое-то время онеметь.

В какой-то момент вам может показаться, что для вас уже ничего не имеет значения. Жизнь, какой вы когда-то ее знали, изменилась. Вам может быть трудно почувствовать, что вы можете двигаться дальше.

Первая стадия горя — это естественная реакция, которая помогает вам пережить утрату в удобное для вас время. Оцепенев, вы даете себе время исследовать в своем собственном темпе изменения, через которые вы проходите.

Отрицание — это временная реакция, которая проведет вас через первую волну боли. В конце концов, когда вы будете готовы, чувства и эмоции, которые вы отрицали, всплывут на поверхность, и ваше исцеляющее путешествие продолжится.

Иногда боль принимает другие формы. По словам Кюблер-Росс, боль от потери часто перенаправляется и выражается в виде гнева.

Чувство сильного гнева может удивить вас или ваших близких, но это не редкость. Этот гнев служит цели.

Для некоторых людей чувство гнева может быть особенно ошеломляющим, потому что во многих культурах гнев — это эмоция, которую боятся или отвергают. Возможно, вы больше привыкли избегать этого, чем противостоять ему.

На стадии гнева от горя вы можете начать задавать такие вопросы, как «Почему я?» или «Чем я заслужил это?»

Вы также можете внезапно разозлиться на неодушевленные предметы, незнакомцев, друзей или членов семьи. Вы можете злиться на саму жизнь.

Нередко вы злитесь на ситуацию или на человека, которого вы потеряли. Рационально вы можете понять, что человек не виноват. Эмоционально, однако, вы можете обижаться на них за причинение вам боли или за то, что они бросили вас.

В какой-то момент вы также можете почувствовать вину за то, что разозлились. Это может сделать вас злее.

Попробуйте напомнить себе, что под гневом скрывается боль. И даже если вам может не нравиться, этот гнев необходим для исцеления.

Гнев также может быть способом воссоединиться с миром после того, как вы изолировали себя от него на стадии отрицания. Когда вы оцепенели, вы отключаетесь от всех. Когда вы злитесь, вы соединяетесь, даже если через эту эмоцию.

Но гнев — не единственная эмоция, которую вы можете испытывать на этом этапе. Раздражительность, горечь, тревога, ярость и нетерпение — это лишь некоторые другие способы справиться с потерей. Все это часть одного и того же процесса.

Торг — это стадия горя, которая помогает сохранять надежду в ситуации сильной боли.

Вы можете подумать про себя, что готовы сделать что угодно и пожертвовать всем, лишь бы ваша жизнь вернулась к тому состоянию, в котором она была до потери.

Во время этих внутренних переговоров вы можете поймать себя на том, что думаете в терминах «а что, если» или «если бы только»: что, если бы я сделал XYZ, тогда все вернется на круги своя; если бы я только сделал что-то по-другому, чтобы предотвратить потерю.

Вина может быть сопутствующей эмоцией на этом этапе, поскольку вы можете непреднамеренно попытаться восстановить некоторый контроль, даже если за свой счет.

Все эти эмоции и мысли не редкость. Как бы тяжело это ни было, это поможет вам исцелиться, когда вы столкнетесь с реальностью вашей потери.

Как и на всех других стадиях горя, депрессия проявляется по-разному. Нет правильного или неправильного способа сделать это, а также нет крайнего срока для его преодоления.

В данном случае депрессия не является признаком психического расстройства. Наоборот, это естественная и уместная реакция на горе.

На стадии депрессии вы начинаете сталкиваться со своей настоящей реальностью и неизбежностью пережитой потери. Понятно, что это осознание может привести вас к сильной печали и отчаянию.

Эта сильная печаль может заставить вас чувствовать себя по-другому и в других аспектах. Вы можете чувствовать:

  • усталость
  • уязвимость
  • смущение и рассеянность
  • нежелание двигаться дальше
  • нежелание есть или есть
  • неспособность или нежелание готовиться утром
  • неспособность вы когда-то делали

Как правило, все это временно и является прямой реакцией на процесс вашего горя.

Каким бы ошеломляющим это ни казалось на данный момент, этот этап является необходимой частью вашего целительного пути.

Принятие не обязательно означает согласие с тем, что произошло. В зависимости от вашего опыта, это может быть понятно, если вы никогда не чувствовали себя так.

Принятие — это больше о том, как вы признаете потери, которые вы испытали, как вы учитесь жить с ними и как вы соответствующим образом корректируете свою жизнь.

На этом этапе вы можете чувствовать себя более комфортно, общаясь с друзьями и семьей, но также естественно чувствовать, что иногда вы предпочитаете отстраняться.

Иногда вам может казаться, что вы принимаете потерю, а затем снова переходите к другому этапу горя. Это движение вперед и назад между стадиями является естественным и частью процесса заживления.

Со временем вы, возможно, окажетесь на этой стадии в течение длительного периода времени.

Это не означает, что вы больше никогда не почувствуете грусти или гнева по поводу своей потери, но ваша долгосрочная перспектива и то, как вы будете жить с этой реальностью, будут другими.

Пять стадий горя, предложенные Кюблер-Росс, послужили основой для многих специалистов в области психического здоровья, работающих с процессом горя.

Некоторые из этих профессионалов, такие как британский психиатр Джон Боулби, разработали свои собственные методы работы с эмоциональными реакциями на потерю. Другие, в том числе сама Кюблер-Росс, адаптировали и расширили исходную пятиступенчатую модель.

Эта адаптация обычно известна как кривая изменений Кюблера-Росса. Он расширяет пять основных стадий горя до семи перекрывающихся стадий:

  1. Шок. Сильное и иногда парализующее удивление от потери.
  2. Отказ. Неверие и необходимость искать улики, подтверждающие пропажу.
  3. Гнев и разочарование. Смесь между признанием того, что некоторые вещи изменились, и гневом по поводу этих изменений.
  4. Депрессия. Отсутствие энергии и сильная печаль.
  5. Тестирование. Экспериментируйте с новой ситуацией, чтобы узнать, что она на самом деле означает в вашей жизни.
  6. Решение. Растущий оптимизм по поводу того, как научиться справляться с новой ситуацией.
  7. Интеграция. Принятие новой реальности, размышление о том, что вы узнали, и выход в мир обновленным человеком.

Поскольку все скорбят по-разному и по разным причинам, иногда вы можете чувствовать, что ваш собственный процесс скорби идет не «согласно норме».

Но помните: не существует правильного или неправильного способа справиться с потерей.

Это могут быть некоторые из мыслей, которые могут прийти вам в голову, когда вы смотрите на свой или чей-то другой способ скорби.

1. «Я делаю это неправильно»

Одно из самых распространенных заблуждений относительно скорби состоит в том, что все проходят через нее одинаково.

Когда дело доходит до исцеления от потери, нет правильного способа сделать это. Возможно, вам будет полезно напомнить себе, что «я не должен так себя чувствовать».

Горевать — это не перебирать или следовать установленному списку шагов. Это уникальное и многогранное целительное путешествие.

2. «Я должен чувствовать…»

Не все переживают все вышеперечисленные стадии или даже проходят эти эмоции одинаково.

Например, может быть, стадия депрессии больше похожа на раздражительность, чем на печаль. И отрицание может быть скорее чувством шока и неверия, чем реальным ожиданием того, что что-то неожиданное исправит потерю.

Эмоции, используемые для контекстуализации стадий горя, — не единственные, которые вы будете испытывать. Вы можете даже не испытывать их вообще, и это тоже естественно.

Это не указывает на то, что ваше целительное путешествие в чем-то ошибочно. Ваш опыт исцеления уникален для вас и, тем не менее, действителен.

3. «Это идет первым»

Помните, что нет определенного или линейного порядка для стадий горя.

Вы можете перемещаться по этапам один за другим, а можете идти вперед и назад. В некоторые дни вы можете чувствовать себя очень грустно, а на следующий день вы можете проснуться с надеждой. Тогда вы могли бы вернуться к чувству грусти. В некоторые дни вы можете даже почувствовать и то, и другое!

Точно так же отрицание — не обязательно первая эмоция, которую вы испытываете. Возможно, ваша первая эмоциональная реакция — гнев или депрессия.

Это естественно и является частью процесса заживления.

4. «Это занимает слишком много времени»

Преодоление потери — это, в конечном счете, глубоко личный и уникальный опыт. Многие факторы влияют на то, сколько времени это займет.

Некоторые люди преодолевают горе за несколько дней. Другим требуются месяцы или больше, чтобы справиться со своей потерей.

Возможно, вам будет полезно не устанавливать крайние сроки для вашего процесса.

В горе вы испытаете некоторые из этих эмоций волнами интенсивности. Со временем вы заметите снижение интенсивности.

Если вы чувствуете, что ваши эмоции не исчезают или усиливаются, возможно, сейчас самое время обратиться за профессиональной поддержкой.

5. «У меня депрессия»

Прохождение стадий горя, особенно стадии депрессии, не эквивалентно клинической депрессии. Есть разница между клинической депрессией и горем.

Это означает, что хотя некоторые симптомы могут быть похожими, между ними все же есть ключевые различия.

Например, в состоянии горя с течением времени сильная печаль будет уменьшаться по интенсивности и частоте. Вы можете даже испытать эту печаль в то же самое время, когда вы находите временное облегчение в счастливых воспоминаниях о временах до потери.

С другой стороны, при клинической депрессии без надлежащего лечения ваше настроение останется негативным или со временем ухудшится. Скорее всего, это повлияет на вашу самооценку. Вы можете редко испытывать чувство удовольствия или счастья.

Это не означает, что во время скорби у вас не может развиться клиническая депрессия. Если ваши эмоции постепенно нарастают по интенсивности и частоте, обратитесь за поддержкой.

Если вы испытываете сильное горе и не знаете, как с ним справиться, обращение за помощью может обеспечить утешение и поддержку.

Любая уважительная для вас причина является веской причиной для обращения за помощью.

Другие случаи, когда вам может понадобиться помощь в обработке вашей потери, включают следующее:

  • Вам нужно вернуться в школу или на работу, и вам трудно заниматься повседневными делами. Например, у вас проблемы с концентрацией внимания.
  • Вы являетесь единственным или основным опекуном или источником поддержки для кого-то другого. Например, вы являетесь родителем-одиночкой или чьим-то опекуном.
  • Вы испытываете физический дискомфорт или боль.
  • Вы пропускаете приемы пищи или прием лекарств, потому что вам не хочется вставать или что-либо делать.
  • Ваши эмоции нарастают по интенсивности и частоте, а не приходят волнами или ослабевают со временем.
  • Вы думали о причинении вреда другим или себе.

Если вы или кто-то из ваших знакомых подумываете о причинении себе вреда, вы не одиноки. Помощь доступна прямо сейчас:

  • Позвоните на горячую линию в кризисных ситуациях, например, на Национальную линию спасения от самоубийств по номеру 800-273-8255.
  • Отправьте сообщение HOME в Crisis Text Line по телефону 741741.

Есть несколько других способов обратиться за помощью, в зависимости от того, что вам доступно.

Друзья и семья

Разговор с друзьями или родственниками может принести вам чувство облегчения.

Вербальное выражение своих чувств иногда может облегчить внутреннее смятение, которое вы, возможно, испытываете.

Иногда вам может не хотеться говорить, а вместо этого вы предпочитаете молчаливую компанию.

Если вы расскажете другим о своих потребностях, они помогут вам так, как вы считаете нужным в вашей ситуации.

Группы поддержки

Участие в группах поддержки также может быть полезным. Существуют местные группы поддержки, а также онлайн-группы поддержки.

Вы можете связаться с другими участниками группы, которые пережили или переживают подобные потери. Они также могут направить вас к дополнительным ресурсам.

Группы поддержки также могут стать безопасным пространством, где вы можете выразить себя, не чувствуя осуждения или давления, если вы чувствуете, что это может иметь место при разговоре с кем-то другим.

Специалисты по психическому здоровью

Консультирование и терапия горя — это два способа работы со специалистом по психическому здоровью, который может поддержать ваш собственный процесс.

Если у вас есть страховка, позвоните в свою страховую компанию, чтобы узнать, покрывается ли ваша страховка консультациями по горю, и если да, то на каких условиях.

Если ваша страховка не покрывает консультации, ваш лечащий врач может предложить некоторую поддержку или рекомендации.

Если у вас нет медицинской страховки или вы не покрываете эту услугу, вы можете попробовать поискать местную организацию, которая предоставляет консультации по горю за небольшую плату или бесплатно.

Многие национальные организации по охране психического здоровья, такие как Национальный альянс по психическим заболеваниям (NAMI), имеют местные или региональные отделения. Звонок им напрямую может дать вам доступ к некоторой информации и их конкретным службам поддержки горя.

Вы сделали первый шаг, просто задаваясь вопросом, как вы можете помочь своему близкому человеку.

Вот несколько способов поддержать их сейчас и в будущем.

1. Слушайте

Возможно, одним из главных наследий Элизабет Кюблер-Росс и ее работы является важность выслушивания скорбящего человека.

Возможно, у вас самые лучшие намерения, и вы хотите сказать утешительные слова. Но в некоторых случаях наилучшая поддержка исходит от того, что вы просто находитесь рядом и ясно даете понять, что вы готовы слушать все, что угодно и когда угодно, чем они хотят поделиться.

Также важно принять это, если любимый человек не хочет с вами разговаривать. Дайте им время и пространство.

2. Протяни руку помощи

Не все умеют утешать других. Может быть пугающе или ошеломляюще видеть, как кто-то, о ком вы заботитесь, переживает тяжелые времена.

Но не позволяйте этим страхам мешать вам предлагать помощь или быть там. Руководствуйтесь эмпатией, а остальное приложится.

3. Будьте практичны

Ищите способы облегчить бремя любимого человека. Исследуйте области, в которых им может понадобиться помощь, пока они справляются со своей потерей.

Это может означать помощь в приготовлении пищи или покупке продуктов, в уборке их комнаты или дома или в том, чтобы забрать детей из школы.

4. Не думайте, что

Вы можете устно предложить свою поддержку и быть внимательным к тому, что они говорят вам, что может помочь им почувствовать себя лучше. Но избегайте предполагать или гадать, «какой шаг» процесса они проходят в данный момент.

Улыбающееся лицо или отсутствие слез не обязательно означает, что они не скорбят. Изменение их внешности не означает, что они в депрессии.

Подождите, пока они выразят свои чувства, если они готовы, и продолжайте.

5. Поиск ресурсов

У вас может хватить ясности ума и энергии, чтобы просмотреть местные группы поддержки и организации, позвонить в страховую компанию и найти специалиста по психическому здоровью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *