Содержание аграрной реформы: Началась аграрная реформа П. А. Столыпина

Содержание

Государственная деятельность Председателя Совета Министров статс-секретаря Петра Аркадьевича Столыпина

      Василевский Е. Г. Идейная борьба вокруг столыпинской аграрной реформы/ Е. Г. Василевский. – М.: СОЦЭКГИЗ, 1960. – 228 с.

      Автор попытался показать идейную борьбу главных политических партий – выразителей интересов различных общественных классов России. Анализ поставленных в работе вопросов опирается как на опубликованные источники, так и на архивные материалы.

      Большевики во главе с В. И. Лениным противостояли не только апологетам столыпинской реформы, но и шатаниям ее противников из лагеря мелкобуржуазной демократии. Борьба большевиков против столыпинской реформы за революционное разрешение аграрного вопроса сыграла огромную роль в идейной подготовке победоносной революции в России.
(Из предисловия к книге)

Содержание


Глава I. Аграрный вопрос в России в начале XX в. и поворот в аграрной политике царизма


Сущность аграрного вопроса в России в начале XX в. ……..…………………………….………………………………..….. 6
Характер и основные этапы аграрной политики царизма в пореформенный период …………………………. 22
Революция 1905 г. и поворот в аграрной политике царского правительства ……………………………………… 29
Содержание столыпинской аграрной реформы и ее основные итоги …………………………………………….…… 37
а) Насильственная ломка общины ……………………………………………………………………………………………………. 37
б) Крестьянский поземельный банк в роли проводника столыпинской аграрной политики ……………….….. 51

в) Форсирование крестьянских переселений ……………………………………………………………………………………… 60

Глава II. Борьба крестьянских масс против столыпинской аграрной реформы …………………….. 66

Глава III Правовые партии и кадеты на страже помещечье-буржуазного пути развития


сельского хозяйства России . …………………………………………………………………………………………….. 89

Борьба правых за столыпинскую аграрную реформу ..…………………………………………………………..…………….. 89
Кадеты и столыпинская аграрная реформа ………………………………………………………………………………………. 100

Глава IV. Отношение мелкобуржуазных партий к столыпинской аграрной реформе Народники в борьбе


за крестьянско-буржуазный путь развития деревни …………………………………………………………. 122

Меньшевики — проводники буржуазного влияния на рабочий класс в аграрном вопросе …………………. 149

Глава V. Борьба большевиков против столыпинской аграрной реформы за революционное разрешение


аграрного вопроса …………………………………………………………………………………………,……………… 164

Разоблачение большевиками столыпинской аграрной реформы ……. ……………………………………………….. 168
а) Столыпинская аграрная реформа в оценке большевиков ……………………………………………………….. 168

б) Борьба большевиков против столыпинской аграрной реформы в государственных думах …………….….. 188
в) Большевистская печать в борьбе против столыпинской аграрной реформы …………………………………. 197
Аграрная программа большевиков в период буржуазно-демократической революции …………………….. 203

Аграрная реформа в странах с переходной экономикой (Институт Гайдара)

Дата публикации
Понедельник, 10.04.2000

Авторы
Е. Серова, И. Храмова, Н. Карлова, Т. Тихонова

Серия
АМР США

Аннотация
Составной частью преобразований в постсоциалистических странах были аграрные реформы. Насущность этих реформ была обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, важная роль АПК в национальных экономиках и неадекватность сложившейся структуры требованиям новой макроэкономической ситуации, высокая дотационность сектора в большинстве стран, производственная неэффективность. Во-вторых, потеря продовольственных рынков внутри социалистического лагеря, прежде всего в СССР.

Содержание

I. Аграрные реформы в странах с транзитной экономикой 3
1. Содержание аграрных реформ в постсоциалистических странах 3
2. Аграрные и индустриальные страны: различие в аграрных реформах 4
3. Различные способы реорганизации сельхозпредприятий 6
4. Агропродовольственная политика: от либерализации к новому протекционизму 8
5. Развитие торговых отношений и интеграционных процессов 13
6. Результаты реформ в агропродовольственном комплексе 15
II. Современное состояние агропродовольственного сектора и первоочередные задачи аграрной политики в России 17

1. Введение 17
2. Результаты реформ 18
   2.1. Причины спада в агропродовольственном секторе 18
   2.2. Структура сельского хозяйства 20
   2.3. Рыночная адаптация сельского хозяйства 29
   2.4. Развитие рынков продукции, факторов производства и труда в сельском хозяйстве 35
   2.5. Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности 43
3. Особенности сформировавшейся аграрной политики 45
4. Российская аграрная реформа в общественном мнении 50
5. Влияние кризиса 1998 года на агропродовольственный сектор 53
   5.1. Сельскохозяйственное производство 55
   5.2. Структура сельскохозяйственного производства 57
   5.3. Пищевая промышленность 58
   5.4. Внешняя торговля агропродовольственными товарами 60
   5.5. Изменения на агропродовольственных рынках 66
6. Задачи современной аграрной политики 68
   6. 1. Расширение рынков сбыта агропродовольственной продукции 70
   6.2. Улучшение конкурентной среды на агропродовольственных рынках 70
   6.3. Усиление правовых гарантий для субъектов агропродовольственных рынков 71
   6.4. Стимулирование инвестиционной активности в АПК 71
   6.5. Реформа налогообложения в сельском хозяйстве 71
   6.6. Фонд льготного кредитования сельского хозяйства 72
   6.7. Программы социального развития сельской местности 72
7. Обсуждение некоторых предложений в области агропродовольственной политики в России 72
   7.1. Государственный агропромышленный банк 72
   7.2. Фонд поддержки сельскохозяйственного кредита 73
   7.3. Единый сельскохозяйственный налог и другие предложения по совершенствованию налоговой политики в сельском хозяйстве 74
8. Использованная литература 80
9. Список таблиц 81
10. Список рисунков 83

Примечания

Полная версия
/files/text/usaid/i9. pdf

Перейти к другим выпускам →

Подписаться

Аграрная реформа

Пропагандистское изображение, на котором крестьяне получают право собственности на землю

Вскоре после прихода к власти в Китае Мао Цзэдун и Коммунистическая партия Китая (КПК) проводят масштабную программу аграрной реформы. Эта политика не только привела к перераспределению земли, но и оказала глубокое влияние на классовые и социальные структуры в сельских общинах.

Предыстория

На протяжении тысячелетий китайцы выживали за счет обработки земли. К 1949 году практически вся пахотная земля была обработана, а крестьяне составляли 85 процентов населения Китая.

Мао Цзэдун был убежден, что крестьяне Китая должны стать движущей силой коммунистической революции и перехода к социализму. Под руководством Мао КПК разработала программу аграрных реформ.

Эти реформы, будучи революционными и часто прогрессивными, осуществлялись и применялись принудительными и насильственными средствами.

Закон об аграрной реформе

Закон об аграрной реформе, один из первых крупных политик коммунистической республики, был принят в июне 1950 года. Он предусматривал захват земли у зажиточных помещиков и перераспределение ее среди безземельных крестьян. Его первая статья обещала, что:

«Система собственности на землю феодальной эксплуатации класса помещиков должна быть упразднена и введена система собственности крестьян на землю, чтобы высвободить сельские производительные силы, развить сельскохозяйственное производство и таким образом проложить путь новому китайскому индустриализация».

После принятия законопроекта Мао поздравил крестьян, заявив, что «с их помощью была одержана победа в революции, и опять-таки с их помощью станет возможной индустриализация страны».

Fanshen

Программа аграрной реформы КПК включала переворот традиционной социальной системы Китая и землевладения с ног на голову. Китайское слово для описания этой трансформации было fanshen , что означает «освободить себя» или «перевернуть тело».

Сельское общество было разделено на новые категории:

  • Помещики , которые владели большими наделами и не занимались физическим трудом.
  • Богатые крестьяне , которые владели землей, но обрабатывали ее сами, нанимая других рабочих или сдавая землю в аренду другим лицам.
  • Середняки , которые владели землей и сами обрабатывали ее, не эксплуатируя других.
  • Бедные крестьяне , у которых было очень мало земли или оборудования и которым приходилось арендовать землю у других.
  • Рабочие , которые не занимали земли и вынуждены были жить на скудную заработную плату или кредиты.
  • В некоторых деревнях люди должны были носить полоску ткани, обозначающую их классовое происхождение. Некоторые из используемых цветов были белыми для помещиков, желтыми для середняков и красными для бедняков.

    Государство также конфисковало большие участки земли, принадлежавшие богатым промышленникам. Это привело к приобретению земли, но также привело к маргинализации и лишению прав богатых капиталистов, которые, как правило, были сторонниками Гоминьдана и старого режима.

    Крестьянская месть

    Бывший помещик предстанет перед судом во время кампании «Говори о горечи»

    Процесс земельной реформы быстро стал поводом для возмездия, поскольку крестьяне яростно осуждали помещиков. По словам британского историка Джонатана Фенби, «в этом переустройстве сельского мира крестьяне, чьи семьи жили на маргинале или ниже его на протяжении поколений, отомстили тем, кто их угнетал».

    КПК узаконила и использовала эти недовольства с помощью правительственной пропаганды и санкционированной государством кампании «Говорите о горечи».

    Во время кампании «Говори о горечи» бывших арендодателей заставляли присутствовать на публичных слушаниях, где они подвергались допросам, обвинениям и разглагольствованиям со стороны тех, кого они ранее эксплуатировали или жестоко обращались. Эти сеансы часто заканчивались актами насилия, которые могли варьироваться от пощечин и ударов руками до пыток и казней. Изгнание, тюремное заключение, насильственные и добровольные самоубийства также были широко распространены.

    Классовая война

    Процесс «Говорения о горечи» был разработан и поощрялся Мао Цзэдуном. Его продвигали как средство для исцеления ран прошлого и очищения души, но его истинной целью было взбудоражить классовое сознание, расширить возможности крестьянства и поощрить революционное мышление.

    В июне 1950 года Мао описал процесс земельной реформы так:

    «Земельная реформа при населении более 300 миллионов человек — это жестокая война. Это труднее, сложнее, хлопотнее, чем переправиться через Янцзы, потому что наши войска — это 260 миллионов солдат-крестьян. Это война за земельную реформу, это самая отвратительная классовая война между крестьянами и помещиками. Это битва не на жизнь, а на смерть».

    Пропаганда начала 1950-х годов, изображающая жизнь крестьян после аграрной реформы

    Проблемы и трудности

    По мнению некоторых историков, процесс «Говорения о горечи» и фаншен ​​  не происходил равномерно по всему Китаю. Франк Дикёттер предполагает, что активистам КПК иногда было трудно проникнуть в преобладающие конфуцианские взгляды и изменить старые социальные структуры и модели.

    В некоторых деревнях помещики и богатые крестьяне смогли сохранить хоть какой-то статус или влияние. В некоторых случаях их обучали как кадры (местные коммунистические лидеры), в то время как в других областях классовых различий почти не существовало, а это означало, что не о чем было «горечь».

    «Проблема заключалась в том, что ни одно из этих искусственных классовых различий на самом деле не соответствовало социальному ландшафту деревни, — пишет Дикёттер, — где большинство фермеров часто жили примерно в одинаковых условиях». Он также утверждает, что КПК столкнулась с сопротивлением, потому что «обычные люди опасались преследований и кражи у своих бывших соседей», независимо от того, что они делали раньше.

    Как следствие, сеансы «Говори о горечи» в некоторых районах превратились в фарс. Жители деревни выполнили пожелания партии, но научились «выступать как способ выжить». Если кадры КПК обнаружат какое-либо равнодушие к fanshen , это было истолковано как сопротивление реформам и пресечено идеологической обработкой, запугиванием и насилием.

    Итоги

    К 1951 г. было выявлено и разобрано более 10 миллионов помещиков, а 40% земли принадлежало 60% населения. В начале 1953 года КПК объявила аграрную революцию в Китае завершенной, хотя на самом деле более существенные изменения были впереди.

    Статистические данные о насилии в отношении арендодателей сильно разнятся. Подсчитано, что во время кампаний 19-го века погибло от одного до двух миллионов бывших помещиков.47 и 1952.

    В то время как аграрная реформа и перераспределение земли помогли КПК заручиться поддержкой крестьян, крестьяне, как новые землевладельцы, столкнулись с большими трудностями и проблемами.

    Многим крестьянам не хватало знаний, оборудования и ресурсов для продуктивной обработки земли. Поскольку земля производила меньше, чем раньше, возникли перебои с поставками продовольствия и рынками, что привело к дефициту и росту цен.

    Также были нарушены методы ведения сельского хозяйства, включая утрату древних церемоний, замененных партийными собраниями и пропагандистскими выступлениями. Культурные артефакты, такие как редкие рукописи, бронзовые монеты, деревянная мебель, картины тушью и керамика, также были уничтожены, что побудило Министерство культуры распорядиться о конфискации всех редких книг и антиквариата в качестве меры защиты (19 июня).51).

    На смену переменам начала 1950-х годов в ближайшее десятилетие придут еще более радикальные социальные и экономические реформы, включая создание групп взаимопомощи, коллективизацию, народные коммуны и катастрофу большого скачка вперед.

    Взгляд историка:
    «Цели земельной реформы заключались в том, чтобы улучшить положение бедных и дать им почувствовать, что они заинтересованы в стране и лояльны новому правительству… Но цели земельной реформы также включает информацию и контроль. КПК с помощью кадров получила представление об условиях в каждой части Китая и полезные списки врагов народа. Путем вовлечения местного населения в «судебный» процесс и убийства был быстро установлен контроль через страх».
    Уильям С. Мортон

    1. Закон об аграрной реформе (июнь 1950 г.) был коммунистической политикой, направленной на конфискацию земли у помещиков и ее перераспределение среди безземельных крестьян.

    2. Аграрная реформа также была направлена ​​на разрушение структур и неравенства старого общественного порядка, когда люди делились на помещиков, богатых крестьян, середняков, бедняков или рабочих.

    3. Проводя земельную реформу, Мао и КПК поощряли крестьян искать возмездия против богатых землевладельцев. Это привело к доносам, тюремному заключению, насилию и казням, в результате которых было убито до двух миллионов человек между 1947 и 1952.

    4. Аграрная революция привела к тому, что 40 процентов земли было передано 60 процентам населения. Это имело некоторые неблагоприятные последствия для сельскохозяйственного производства, поскольку крестьяне смирились со своим изменившимся положением.

    5. Новое общество также претерпело значительные культурные изменения и разрушения, поскольку древние сельскохозяйственные фестивали были заменены партийными собраниями и пропагандой, а большое количество культурных материалов, таких как редкие книги и антиквариат, было утеряно или уничтожено.

    Информация о цитировании
    Название: «Аграрная реформа»
    Авторы: Ребекка Кэрнс, Дженнифер Ллевеллин
    Издатель: История ALPHA/ALPHAISTROLIRESRELERISTROLERISTROLERISTROLER. Дата публикации: 21 сентября 2019 г.
    Дата обращения: 05 декабря 2022 г.
    Авторское право: Содержание этой страницы не может быть повторно опубликовано без нашего прямого разрешения. Для получения дополнительной информации об использовании, пожалуйста, обратитесь к нашим Условиям использования.

    Земельная реформа | Определение, история, программы, типы, примеры и факты

    феодализм

    Просмотреть все СМИ

    Ключевые люди:
    Уильям Юарт Гладстон Александр II Гровер Кливленд Гай Гракх Карл, Reichsfreiherr vom und zum Stein
    Похожие темы:
    коллективизация совхоз Закон об аграрной реформе асентамиенто уджамаа

    Просмотреть весь связанный контент →

    Резюме

    Прочтите краткий обзор этой темы

    земельная реформа , целенаправленное изменение способа владения или владения сельскохозяйственной землей, применяемых методов обработки или отношения сельского хозяйства к остальной части экономики. Подобные реформы могут быть провозглашены правительством, заинтересованными группами или революцией.

    Концепция земельной реформы менялась с течением времени в зависимости от ряда функций, которые выполняла сама земля: как фактор производства, средство сбережения и богатства, символ статуса или источник социального и политического влияния. Стоимость земли отражает ее относительную редкость, которая в условиях рыночной экономики обычно зависит от соотношения между площадью пригодной для использования земли и численностью населения этой территории. По мере того, как площадь земли на душу населения уменьшается, относительная стоимость земли растет, и земля все чаще становится источником конфликтов между экономическими и социальными группами внутри сообщества.

    Модели распределения богатства и доходов, а также социального и политического влияния частично определяются законами, регулирующими землевладение. Эти законы определяют приемлемые формы пребывания в должности, а также связанные с ними привилегии и обязанности. Они определяют право собственности на землю и степень, в которой владелец может свободно распоряжаться ею и доходом от ее использования. В этом смысле форма владения определяет распределение богатства и доходов на основе земли: если разрешена частная собственность, неизбежна классовая дифференциация; напротив, общественная собственность устраняет такие различия. Формы владения варьируются от временного условного владения до простой собственности за плату, которая дает полные необремененные права контроля и распоряжения землей.

    Исторически земельная реформа означала реформу системы землевладения или перераспределение прав собственности на землю. В последние десятилетия концепция была расширена в связи с признанием стратегической роли земли и сельского хозяйства в развитии. Таким образом, земельная реформа стала синонимом аграрной реформы или быстрого улучшения аграрной структуры, которая включает в себя систему землевладения, модель земледелия и организацию фермы, масштабы сельскохозяйственной деятельности, условия аренды и институты сельского кредита. , маркетинг и образование. Он также имеет дело с состоянием технологии или с любой комбинацией этих факторов, как показывают современные движения за реформы, независимо от политической или идеологической ориентации реформаторов.

    Цели реформы

    Реформа обычно проводится по инициативе правительства или в ответ на внутреннее и внешнее давление для разрешения или предотвращения экономического, социального или политического кризиса. Таким образом, реформу можно рассматривать как механизм решения проблем. Однако истинные мотивы реформ могут сильно отличаться от заявленных реформатором. Различие между реальными и провозглашенными целями может быть особенно значительным, если провозглашенные цели были навязаны реформаторам, которые не поддерживают эти цели. Реформаторы могут провозглашать определенные цели просто для того, чтобы успокоить крестьян, подорвать оппозицию, заручиться международной поддержкой или защитить свои позиции. Однако провозглашенные цели земельной реформы будут отправной точкой этой статьи.

    Политические и социальные цели

    Наиболее распространенной провозглашаемой целью земельной реформы является отмена феодализма, что обычно означает свержение класса помещиков и передачу его власти реформаторской элите или ее ставленникам. Если «иностранцы» оказываются среди класса помещиков, целью становится поражение империализма и прекращение иностранной эксплуатации.

    Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

    Другая общая цель — освободить крестьян от порабощения и зависимости от эксплуататоров и сделать их активными гражданами, восстановив то, что у них якобы было отнято.

    Третья цель — создать демократию — заявленная цель как капиталистических, так и, в 20-м веке, коммунистических реформаторов. Большинство капиталистических реформ основано на предпосылке, что индивидуальная частная собственность в форме независимых семейных ферм будет продвигать и поддерживать демократические институты.

    Коммунистические реформаторы, напротив, обычно стремились свергнуть как феодализм, так и капитализм, исходя из того, что как средство производства частная собственность на землю по своей сути порождает эксплуатацию. На практике это означало «возвращение земли земледельцам» и создание бесклассового, демократического общества. Более непосредственной и практической целью коммунистов-реформаторов было сплотить крестьян в поддержку нового порядка и против прежнего режима.

    Наконец, реформа может быть введена просто как наиболее целесообразный способ разрешения кризиса или предотвращения революции. В этом случае реформатор проведет и проведет ровно столько реформ, сколько нужно, чтобы успокоить крестьян и сдержать конфликт. Это происходит особенно тогда, когда реформаторы еще симпатизируют классу помещиков и сознательно предпочитают умеренную, а не радикальную реформу.

    Эти политические цели, как правило, претерпевают изменения в течение периода реализации и поэтому остаются достаточно расплывчатыми, чтобы обеспечить гибкость и модификацию по мере изменения условий.

    Все земельные реформы подчеркивают необходимость улучшения социальных условий и положения крестьян, облегчения бедности и перераспределения доходов и богатства в их пользу. Они пытаются создать возможности для трудоустройства, образования и здравоохранения, а также перераспределить выгоды для общества в целом, в первую очередь для молодого поколения.

    Экономические цели

    В последние десятилетия экономическое развитие стало главной целью правительств и политических партий. Были предприняты усилия для поощрения сельскохозяйственного прогресса посредством аграрной реформы в пользу крестьян, которые не владеют своей землей или чья доля урожая относительно невелика и, следовательно, у которых мало стимулов вкладывать капитал или затрачивать усилия на улучшение земли. и повысить производительность. Другой механизм заключался в поощрении трудоемкой обработки почвы, исходя из предположения, что традиционные или феодальные землевладельцы часто экстенсивно и расточительно используют свою землю.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *