Социальный и политический строй древних славян: 2. Образование древнерусского государства и его социальный и политический строй

Содержание

Политический строй славян. Славянские древности

Политический строй славян

Основу политического строя древних славян составляли отдельные роды и племена. Род жил возле рода, возможно, и племя возле племени, и каждый род и племя жили по своим обычаям, сложившимся на основании вековых традиций. «Имяху бо обычаи свои, и законъ отецъ своих и преданья, кождо свой нравъ», — так характеризовал это положение древнейший русский летописец[1103]. Другие древние известия также характеризуют политическое устройство славян как конгломерат мелких племенных единиц, не имевших единого правителя, единой власти и твердой связи между собой. Об этом свидетельствует Прокопий, говоря, что „?? ?????????? ?? ??????? ?????????? ??? ??? ????? ?????? ??? ????????? ?? ?? ??????? ??? ?? ??????? ?? ?????? ??????“[1104]; об этом же, очевидно, свидетельствуют и упоминания Маврикия: „???? ??? ??????? ??? ????? ???? ??? ???????? ??????? ?????????? ? ???????? ?????????“ и далее еще: „?????? ?? ??? ????????? ????…?????? ?? ????? ????? ??? ????????? ??????? ???? ????????“[1105].

Все эти сообщения означают одно: в древнейшие времена, пока славяне обитали к северу за Дунаем, они не образовывали больших монархий, а племя возле племени, род возле рода жили самостоятельно. Экономическими, правовыми, религиозными и политическими единицами были кланы и племена, а кое-где, вероятно, и еще меньшие объединения. Это следует понимать под „?? ?????????? ??????????“ Прокопия и „???? ??????????“ Маврикия. И еще в XI веке на такое же положение у восточных славян указывает нам автор древнейшей части Киевской летописи[1106], а в отношении Балкан о нем говорит Константин Багрянородный, указывающий, что еще в IX веке хорваты и сербы не имели никакого другого правителя, кроме своих старейшин, называвшихся жупанами[1107]. С этим племенным строем связано также постепенное и медленное распространение славян, не носившее характера больших завоеваний и внезапной оккупации, которые лишь отчасти имели место на Балканском полуострове.

Правда, попытки образовать более крупные объединения под властью одного начальника делались задолго до IX века. Таким объединением был возникший еще до VI века Антский союз племен, таким был и союз, образовавшийся в VII веке в Чехии и соседней Сербии[1108]. Однако эти объединения не были долговечны, и древнее славянское несогласие, на которое указывает Маврикий и Киевская летопись[1109], долго препятствовало объединению славян в более крупные общности и племенные союзы.

Объединение славянских племен и образование новых более крупных политических союзов, настоящих славянских государств, наступает, как мы видим, лишь в течение IX и X веков. Мы видим, как в IX и X веках в результате объединения мелких племен Полабья, Поморавья и Повисленья возникают моравское, затем чешское и польское государства, как в то же время на юге образуются хорватское, болгарское, а на востоке — русское государства. Своими корнями позднейшие государства балтийских славян также уходят в этот период, и хотя эти государства образовывались по чужеземному, германскому или тюрко-татарскому, образцу, а создателями их отчасти были германцы или тюрко-татары, главное, однако, заключалось в том, что, во-первых, произошло образование славянских государств, поглотивших вскоре неславянские элементы, и, во-вторых, эти государства (исключая северо-запад) удержались в руках славянских князей.

Таким образом, только в IX и X веках, в основном под влиянием внешних факторов, наступил поворот от старого племенного устройства к устройству государственному[1110]. В основе его лежал упадок задружной системы и сосредоточение власти в руках отдельных лиц.

Как при родовой организации общества, так и в период княжеской власти у славян существовали какие-то

собрания, осуществлявшие руководство делами племени и, в частности, решавшие вопросы о важнейших предприятиях, прежде всего военных. Эти собрания, называвшиеся вече, wiece, съньмъ[1111], сохранились и там, где над целым племенем или союзом племен устанавливалась власть одного правителя, уже в IX веке называвшегося князем, то есть термином, образованным от готского kuniggs, верхненемецк. chuning, праславянск. kъn?gъ, kъn?dzь[1112]. В неславянских источниках начиная с VI века он называется ?????, ??????, princeps, dux, regulus, subregulus, великий князь, затем rex, rex superbus[1113]. Хотя характер таких собраний, носивших иногда более аристократический, иногда более демократический характер и составлявшихся из начальников родов и племен и, несомненно, из членов княжеских дружин, нам не вполне ясен, все же мы видим, что кое-где они первоначально довольно существенно ограничивали княжескую власть[1114]. Лучше всего они известны нам по свидетельствам о балтийских славянах, у которых вече довольно часто активно выступало при принятии решений о войне, при запросах немецкого короля, довольны ли они князем, и даже при низложении и выборах нового князя[1115].

В остальном основные черты политического строя славян в конце X века, когда мы повсюду видим установившуюся уже в большей или меньшей степени власть князя, выглядели, вероятно, следующим образом[1116]: основной наименьшей административной единицей оставалась территория рода. Она складывалась из одного или нескольких селищ и городища, являвшегося центром всей общественной жизни. Во главе каждого рода стоял начальник, который совместно со старейшими членами рода управлял имуществом и вообще всеми делами рода, а в случае войны был естественным предводителем выделявшейся родом группы воинов.

Как он назывался, мы не знаем, но обычно мы его называем староста, старейшина (перевод с лат. senior), синонимом которых иногда выступает термин жупан[1117].

Эти наименьшие единицы из соображений кровного родства, а также по экономическим и политическим соображениям объединялись в большие союзы, название которых нам неизвестно. Нам известно лишь, что у балтийских и подунайских славян в X веке они назывались жупами[1118], однако более чем вероятно, что подобные жупы были и у чехов, и у северных сербов, где термин жупан, как указывает упомянутая выше грамота маркграфа Мейссенского Оттона, удержался до XII века. Начальники, жупаны, очевидно, были представителями наиболее выдающихся родов в жупе.

Естественно, что и жупы объединялись в более крупные племенные единицы, образовывавшие высшую ступень государственной организации. Объединения нескольких племен, вызывавшиеся необходимостью организации защиты (от нападения сильного врага) или сильными монархическими стремлениями, мы часто встречаем уже в X и XI веках.

Однако с подобным союзом племен мы встречались уже в VI веке — им была антская держава.

В различных как больших, так и самых маленьких объединениях мы всюду встречаем три слоя населения, о которых мы уже говорили выше, на стр. 298. Это рабы, свободные члены общины и знатные люди, из которых позднее сложился класс славянского дворянства. Первоначально в политической жизни участвовали, разумеется, только второй и третий классы; однако позднее власть — и чем дальше, тем больше — переходила в руки третьего класса, в то время как класс свободных, первоначально представлявший собою ядро племенной организации, приходил в упадок, сливаясь, видимо, в силу экономических причин, с классом рабов. Уже в X веке наряду с десятиной этот класс нес и ряд других повинностей по отношению к княжеской власти, какими являлись, в частности, строительство дорог, мостов, укреплений, прорубка лесных просек, несение сторожевой службы и пр.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

§ 40. Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I

§ 40. Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I Территория и население. Россия в конце XVII в. представляла собой огромную страну, границы которой простирались от берегов Тихого океана на востоке до Ладожского озера на западе. Территорию севера

«Сталин не мог изменить наш общественно-политический строй»

«Сталин не мог изменить наш общественно-политический строй» Июньское 1956 года Постановление ЦК КПСС декларировало: «Думать, что отдельная личность, даже такая крупная, как Сталин, могла изменить наш общественно-политический строй, значит впасть в глубокое противоречие с

Общественно-политический строй скандинавов в раннее средневековье

Общественно-политический строй скандинавов в раннее средневековье Основную массу населения Скандинавии в раннее средневековье составляли свободные — бонды. Это были земледельцы, скотоводы, охотники и рыбаки, имевшие собственное хозяйство и жившие либо в обособленных

Соборное Уложение 1649 г. и политический строй

Соборное Уложение 1649 г. и политический строй Процессы, происходящие в обществе, отразили принятое Земским собором Уложение царя Алексея Михайловича — свод государственных законов (кстати, остававшийся действующим до 1832 г). Важнейшей нормой явилось введение

§ 2. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ

§ 2. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ Картину общественно-политического устройства Древней Руси в IX—XI вв. определяли не только и не столько личные качества князей или экономические отношения, сколько этносоциальные традиции различных народов, образовавших

4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

4.  ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Древнерусское государство сложилось и вплоть до первой трети XII в. существовало как монархия С формальной точки зрения она была не ограниченной. Но в исторической и юридической литературе обычно понятие «неограниченная

Глава VII Политический строй в XI-XIII вв. 1. КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ

Глава VII Политический строй в XI-XIII вв. 1. КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ Центром политической системы Леона и Кастилии, как и в предыдущий период, была королевская власть. В течение длительного времени порядок наследования определялся принципом равенства прав всех детей на

Глава VII Политический строй в XI-XIII вв. 1. КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ

Глава VII Политический строй в XI-XIII вв. 1. КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ Центром политической системы Леона и Кастилии, как и в предыдущий период, была королевская власть. В течение длительного времени порядок наследования определялся принципом равенства прав всех детей на

Глава VII Политический строй в XI-XIII вв. 1. КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ

Глава VII Политический строй в XI-XIII вв. 1. КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ Центром политической системы Леона и Кастилии, как и в предыдущий период, была королевская власть. В течение длительного времени порядок наследования определялся принципом равенства прав всех детей на

Политический строй Спарты

Политический строй Спарты Политическая система базировалась на строгой регламентации обязанностей и прав гражданина, образуя многоступенчатую регламентацию жизни. Прежде всего предусматривалось общественное воспитание ребенка как условие для получения гражданских

Политический строй Древнего Востока

Политический строй Древнего Востока Потестарно-политическая организация древневосточных обществ имеет два основных уровня. Первый, унаследованный от первобытности, связан с общиной и общинным (общинно-племенным) самоуправлением. Существование общин является

12 ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА XV–XVI В.В

12 ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА XV–XVI В.В Процесс объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси завершился к концу XV в. Образовавшееся централизованное государство стало называться Россией.Центральную власть в стране

Политический строй казацкой Украины

Политический строй казацкой Украины По форме правления Украинское государство складывалось и развивалось как республика. В 1654-первой половине 1657 г. четко проявилась тенденция его превращения в монархию в форме наследственного гетманата. Но Иван Выговский, отстранив

Политический строй ранней Римской республики

Политический строй ранней Римской республики Римляне называли свою общину словом цивитас. Это была совокупность полноправных граждан, объединенных в гражданскую общину, аналогичную греческому полису. Верховная власть осуществлялась «римским народом» –

2. Политический строй

2. Политический строй В политическом строе России в XVII в. происходят существенные изменения. Сословно-представительная монархия с Боярской думой, Земскими соборами и органами местного управления эволюционировала в абсолютную чиновничье-дворянскую монархию.

Общественный строй восточных славян: от семьи к государству


Предки славян занимали территорию Центральной и Восточной Европы от Одера до Днепра, от Балтийского моря до Карпат. Позднее славянские народы разделились на западные и восточные. Восточные славяне населяли лесостепные районы Приднестровья. Их хозяйство основывалось на скотоводстве, земледелии.

В начале I тысячелетия н. э. народы восточных славян жили первобытно-общинным строем. Единицей такого общества являлась семья, она включала в себя большое количество родственников, от двадцати до ста человек. Семьи объединялись в роды, которые составляли племена. Если надвигалась военная угроза, то образовывались общинные союзы под руководством одного вождя — князя. Он возглавлял дружину. Такой общественный строй не предполагал самодержавной власти, по всем общественным и военным вопросам созывалось народное собрание, называемое вече. Со временем в общенародном правлении основной тон стала задавать верхушка племени. Образовалась она благодаря появлению излишков при выращивании зерна и обрабатывании земель, распределению военной добычи: золота, драгоценностей, скота. В основном обогащались вожди и знаменитые воины. Началось становление княжеской власти.
Родовая община постепенно уступала место соседской. Излишки сельскохозяйственной продукции позволяли семьям жить отдельно друг от друга, заводить свою пашню. Связь между родами стала ослабевать, племена расселились на больших территориях. Власть владыки рода так же перестала действовать, так как он не мог управлять разбросанными по обширным территориям хозяйствами. На смену ему пришли владыки дома — отцы каждой отдельной семьи. В случае военной опасности восточные славяне объединялись уже не по родам, а по соседству, соединялись в общину — вервь. Для ведения дел избирали старейшин.

Ещё сильнее поколебало племенной общественный строй появление городов в VI -IX веках. Люди выходили из родовых союзов, стали объединяться по делам и занятиям: становились дружинниками, торговцами, ремесленниками. Люди, остававшиеся в своих общинах, тоже чувствовали влияние городов. Развивалась торговля, на рынки стало требоваться всё больше товара: мёда, меха. Они поставлялись жителями деревень и сёл. Если раньше люди производили продукцию для собственного потребления, то теперь они начали оставлять товары для продажи, обогащаться, копить доходы. Города являлись центрами племенных союзов. Всё больше увеличивалось социальное неравенство восточных славян, укреплялась знать. Важными людьми в обществе были военные предводители — князья, а также служители языческих богов — волхвы и старейшины. Но проблемы всего общества по-прежнему решались на вече. Современные историки называют такой общественный строй военной демократией. Этот период предшествовал образованию общего древнерусского государства.

Племенные союзы, во главе которых стоял военный предводитель, стали называться княжениями. Такие образования не были тесно связаны друг с другом и не могли противостоять общему врагу в одиночку. Летописцы того времени подчёркивают неравномерность развития княжеств.

Общественный строй восточных славян претерпевал большие изменения под давлением внешних сил. В жизнь славян вмешивались хазары и варяги. Экономические, политические и иные внутренние и внешние факторы подтолкнули общество к образованию древнерусского государства в VIII-IX веках. Основой его была земля полян, носившая название «Русь» с центром в Киеве. К X веку сложился простой государственный аппарат в составе дружины и наместников князя. Княжескую власть усиливала новая религия — христианство. Начало зарождаться феодальное общество. Первые владения бояр появлялись как вознаграждения за службу князю. В этих сёлах работали зависимые люди: пленные, разорившиеся. За владение землёй люди платили дань князю. Он со временем стал восприниматься владельцем всей территории.

Власть в древней Руси передавалась по наследству. Сохранение единства рода правителей вначале помогало поддерживать территориальную целостность государства восточных славян. Однако в начале XI века начались междоусобные войны между отдельными потомками рода Рюриковичей, что послужило началом феодальной раздробленности Руси. Каждый правитель желал закрепить за собой владения, выйти из-под управления киевского князя. На месте единого государства возникло около пятнадцати независимых владений. Управляли ими местные князи и боярство. Постепенно под влиянием внешних причин мелкие государства стали вновь объединяться.
Общественный строй менялся с течением времени, но несмотря на это, у восточных славян всегда сохранялось единство веры, языка. Люди считали родиной не только каждое княжество в отдельности, но и Русь в целом.

Добавить комментарий

русских и славян-мусульман: братья или неверные? (1856–1914) | Содержит балканский национализм: имперская Россия и османские христиане, 1856–1914 гг.

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический университет, содержащий балканский национализм: имперская Россия и османские христиане, 1856–1914 гг. История христианства Книги Журналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический университет, содержащий балканский национализм: имперская Россия и османские христиане, 1856–1914 гг. История христианства Книги Журналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Вовченко Денис,

«Русские и славяне-мусульмане: братья или неверные? (1856–1919 гг.)14) ‘

,

, содержащий балканский национализм: Имперская Россия и Османские христиане, 1856–1914

, Религия и Глобальная политика

(

New York,

2016;

онлайн Edn,

Oxford Acadeceman

, 18 августа 2016 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/97801

676.003.0008,

, по состоянию на 29 декабря 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический университет, содержащий балканский национализм: имперская Россия и османские христиане, 1856–1914 гг. История христианства Книги Журналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic, содержащий балканский национализм: имперская Россия и османские христиане, 1856–1819 гг.14История христианстваКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Чтобы быть единым целым с Матушкой-Россией, недостаточно было говорить на славянском языке, как говорили и говорят боснийские и болгарские мусульмане (помаки). Начиная с Первого сербского восстания 1804 года, отношения между русскими и славянами-мусульманами перешли от религиозной ненависти к безответной национальной любви и обманутым ожиданиям религиозного и политического единства. Некоторые русские и сербские панславянские комментаторы, такие как Нил Попов и Сава Косанович, обсуждали перспективу коммунитарной автономии, чтобы привлечь своих мусульманских кузенов к перспективе христианского правления. Такая структура работала для российских мусульман, но ее привлекательность, вероятно, была потеряна из-за множества публикаций, в которых славяне-мусульмане оставались неотличимыми от турецких башибузуков или ожидали перехода в православие в ближайшем будущем. Восточный кризис 1875–1878 гг. и XIX в.03 Илинденское восстание в Македонии также продемонстрировало превосходство религиозной принадлежности над этнической панславянской лояльностью.

Ключевые слова: Босняки, помаки, Первое сербское восстание, Илинденское восстание, Нил Попов, Сава (Косанович), Николай Овсяный, башибузуки

Тема

История христианства

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Славянский (СЛАВЯНСКИЙ) | Penn State

SLAV 99: Иностранные исследования

1-12 кредитов/максимум 12

SLAV 99

Иностранные исследования

1-12 кредитов/максимум 12

Курсы, предлагаемые в зарубежных странах с индивидуальным или групповым обучением.

СЛАВЯН 147: Восточноевропейская еврейская история

3 кредита

СЛАВЯН 147

История восточноевропейского еврейства

3 кредита

Изучение восточноевропейской еврейской истории, увлекательной само по себе, также является ключом к пониманию жизненного опыта современности в сложной и неотразимой части мира. Таким образом, этот курс будет направлен на изучение восточноевропейского еврейства изнутри и снаружи. Мы увидим, как меньшинство пережило бури современности, и в то же время отметим, как их опыт отражается на более широкой культуре и окружающих их силах. Мы постараемся изучить весь восточноевропейский еврейский ландшафт, но с особым вниманием к России и Польше. Помимо учебников, мы будем читать статьи по экономике, культуре, политике, гендеру, религии и литературе, а также читать первичные документы. Учащиеся, выполняющие письменные и письменные задания и участвующие в занятиях, должны рассчитывать на расширение своих знаний о восточноевропейском еврейском прошлом, а также на повышение своих навыков историка.

SLAV 197: Специальные темы

1-9 кредитов/максимум 9

SLAV 197

Специальные темы

1-9 кредитов/максимум 9

Формальные курсы, проводимые нечасто для углубленного изучения сравнительно узкой темы, которая может быть актуальной или представлять особый интерес.

SLAV 199: Иностранные исследования

1-12 кредитов/максимум 12

SLAV 199

Иностранные исследования

1-12 кредитов/максимум 12

Курсы, предлагаемые в зарубежных странах с индивидуальным или групповым обучением.

SLAV 296: Независимая учеба

1-18 кредитов/максимум 18

SLAV 296

Самостоятельное обучение

1–18 кредитов/максимум 18

Творческие проекты, включая исследования и дизайн, которые контролируются на индивидуальной основе и не входят в рамки официальных курсов.

SLAV 297: специальные темы

1-9 кредитов/максимум 9

SLAV 297

Специальные темы

1-9 кредитов/максимум 9

Формальные курсы, проводимые нечасто для углубленного изучения сравнительно узкой темы, которая может быть актуальной или представлять особый интерес.

SLAV 299: Иностранные исследования

1-12 кредитов/максимум 12

SLAV 299

Иностранные исследования

1-12 кредитов/максимум 12

Курсы, предлагаемые в зарубежных странах с индивидуальным или групповым обучением.

SLAV 399: Иностранные исследования

1-12 кредитов/максимум 12

СЛАВЯН 399

Иностранные исследования

1-12 кредитов/максимум 12

Курсы, предлагаемые в зарубежных странах с индивидуальным или групповым обучением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *