21. Социально-экономическое и культурное развитие России в последней трети XIX века
Сельское хозяйство составляло основу российской экономики. Россия занимала 1-е место в мире по производству зерна (четверть мирового экспорта зерна). Главной проблемой сельского хозяйства страны оставалось структура землепользования и землевладения. Серьезной проблемой в начале века оставалось крестьянское малоземелье (130 тыс. помещиков владели 70 млн. дес. земли, а 12,3 млн. крестьянских хозяйств — 75 млн. дес.) В этих условиях процветала аренда земли. Вместо денег крестьяне в счет арендной платы отрабатывали на помещика — за 1 арендованную дес. надо было обработать 2-3 дес. помещичьей запашки. Это сдерживало развитие как помещичьего хозяйства, не ставшего полностью капиталистическим, так и крестьянского.
Даже в передовых помещичьих и крестьянских хозяйствах органически переплетались капиталистические, раннекапиталистические и полуфеодальные методы ведения аграрного дела. Главной причиной этого являлся аграрный строй России, общинные традиции, низкий технический уровень, сохранение значительной части земли в руках не просто крупных землевладельцев и старого класса помещиков-дворян.
Промышленность и финансы. В конце XIX — начале XX в. промышленность представляла собой самую передовую и быстро развивающуюся отрасль российской экономики. Возникшие в конце прошлого века новые отрасли: современная черная металлургия, транспортное машиностроение, нефтехимия, электроэнергетика и др., хотя и обеспечивали к началу века всего 15% промышленного производства, знаменовали переход отечественной промышленности на качественно новый, современный уровень.
Монополистический капитализм в России и его особенности. Важной особенностью экономики России в начале XX в. стало возникновение монополий. Выделялось несколько типов монополистических объединений: сбытовые монополии. Первые монополистические союзы — картели, объединявшие сбыт ряда предприятий — появились еще в 80-е гг.
В России основной формой монополистического объединения являлись синдикаты (сбытовые монополии с общей конторой по продаже). Здесь действовало более 150 синдикатов.В годы предвоенного промышленного подъема в России появились производственные монополистические объединения — концерны и тресты — Ниточный, Табачный и др. Существование монополий было невозможно без кредитно-финансовой поддержки банков, крупнейшие из которых образовывали финансово-промышленные группы. Некоторые отрасли промышленности были в значительной степени монополизированы (металлургия, тяжелое машиностроение и др.). В других отраслях не было не только монополий, но крупных предприятий вообще. В кожевенной, обувной, строительной, швейной и др. промышленности преобладало мелкое производство, дававшее треть продукции российской промышленности в целом.
Россия занимала 4-5 места в мире по объему производства в промышленности. При этом существовало отставание от капиталистических стран по технической оснащенности, энерговооруженности, производительности труда (в 3 раза от Франции, в 5 раз — от Великобритании, в 9 раз — от США). Для России в большей степени была характерна многоукладность, значительный удельный вес казенной промышленности и особая роль иностранного капитала (французский, германский и английский — особенно в банковском деле, химической, электротехнической промышленности).
Русская культура второй половины 19 в, основываясь на достижениях предшествующего времени, достигла высочайшего уровня развития. Она развивалась в одном русле с мировыми тенденциями, на некоторых направлениях добившись более значительных успехов. Творчество ряда российских ученых, писателей, музыкантов, художников оказали огромное влияние на развитие мировой науки и искусства.
Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капи-талистическая модернизация стимулировала научно-технический про-гресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (админи-страторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образо-ванных рабочих). Оживление общественно-политической жизни и акти-визация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой — российской интеллиген-ции, для которой стала характерной не только принадлежность к умст-венному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.
Культура России второй половины XIX впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшест-вующего времени. На рубеже Х1Х-ХХ вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX столетии. Они требовали нового осмысления социальных и нравст-венных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место
\ хшож-ника в обществе и др. Все это приводило к поиску новыми изобрази-тельных методов и средств. В России сложился своеобразный истори-» (кшхудожесгвенный период, к его современники назвали «серебряным веком» русской культуры.
*/ Во второй половине XIX углубился процесс дифференциации на-ук, их разделении на фундаментальные и прикладные. Потребности
ин-дусгриального развития России и новые поиски философского осмыс-ление соотношений природы и общества накладывали особый отпечаток на состояние естественных и гуманитарных наук.
Художественная литература второй половины XIX сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и фажданст-венность. Их развивали И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоев-ский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, А. П. Чехов и др. Социальные и философско-нравственные проблемы особенно от-разились в творчесгве Л.Н. Толстого, который был мировым лидером критического направления в литературе. В произведениях М. Горького наиболее явсгвенно проявилась связь реалистического метода с постановкой острых социально-политических проблем России начала XX в.
Во второй половине XIX активно развивалось театральное искус-ство. Репертуар* формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях классиков русской литературы — А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, A.M. Горького.
На рубеже XIX-XX вв. в России появилось киноискусство, сразу по-лучившее особую популярность. Первая демонсфация кинофильма со-стоялась в России в мае 1896 г. (в Петербурге в увеселительном саду «Аквариум», в Москве — в саду «Эрмитаж»). В 90-х годах отечественными кинолюбителями и фогофафами было снято несколько документальных лент. С 1903 г. стали открываться стационарные «электрогсатры», «иллюзионы».
Во второй половине XIX в. окончательно оформилась националь-ная музыкальная русская школа. В начале 60-х годов XIX в. в России сложилась творческая фупиа композиторов, которую критик В .В. Стасов назвал «Могучей кучкой». В нее входили М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. В их творчесгве наи-более полно проявились национальный дух, уважение к народным пе-сенным мелодиям.
В середине XIX в. в изобразительном искусстве на длительный пе-риод утвердился реализм. Он складывался в борьбе с академизмом первой половины XIX в., выражал принципы демокрагической и фаж-данственной эстетики.Градосфоительство было связано с бурным экономическим разви-тием пореформенной России. Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания обшефажданского назначении — банки, магази-ны, вокзалы, доходные дома. Расширился ассортимент строительных материалов — бетон, цемент, металлические конструкции, стекло.
Оживлению кулыурной жизни способствовали активная общественная жизни, процессы демократизации, успехи в области экономики, промышленности, производства. Противоречия, свойственные эпохе в целом, нашедшие выражение в борьбе консервативного и профессивного, отражаются и на развитии культуры.
В этой связи, а также в соответствии с определенным этапом развития мировой, прежде всего европейской культуры, основными характеристиками российской культуры второй половины 19 в.
Характерной чертой этого периода стала дальнейшая демократизация культуры. В связи с ростом фамотности, развитием образования, социальным развитием значительно расширился круг потребителей кулыуры и искусства. Большую роль в развитии культуры начала ифать профессивная демократически настроенная разночинская интеллигенция.
План научно-исследовательской работы на 2019–2021 гг.
План научно-исследовательской работы на 2019–2021 гг.
Темы бюджетных проектов:
0326-2019-0001 «Стратегии социально-экономического развития Сибири и их реализация в XX – начале XXI в.»
Руководитель – д-р ист. наук, чл.-корр. РАН В.А. Ламин.
Исполнители – сектор истории социально-экономического развития, сектор аграрной истории.
Цель проекта – изучение процессов социально-экономического развития Сибири как результата реализации государственной политики по ускоренному развитию производительных сил восточных регионов страны, исследование многообразия объективных и субъективных факторов, оказавших как положительное, так и отрицательное влияние на развитие региона. В 2019–2020 гг. планируется исследование государственных стратегий и их реализации в сфере индустриального, аграрного и научно-технологического развития Сибири, государственной политики в сфере социально-трудовых отношений в условиях модернизации, государственных переселенческих стратегий и их реализации в восточных регионах страны, специфики агрокооперативной модернизации в Сибири в первой трети ХХ в.; в 2021 г. – результатов реализации государственных стратегий в социально-экономическом и социокультурном развитии Сибири. Основной предполагаемый итог научно-исследовательской работы по проекту – создание целостной научной картины социально-экономического и социокультурного развития Сибири как результата реализации государственных стратегий.
Полученные научные результаты будут представлены в серии статей, опубликованных в ведущих рецензируемых журналах, в индивидуальных и итоговой коллективной монографиях.
0326-2019-0002 «Роль памятников письменности в сохранении и развитии отечественной духовной культуры в XVI – начале XXI в.
: археографические и источниковедческие аспекты»Руководитель – д-р. ист. наук А.Х. Элерт.
Исполнитель – сектор археографии и источниковедения.
Цель проекта – определить роль памятников письменности в трансляции, сохранении и развитии отечественной духовной культуры. Заявленная научная тема объединяет исследователей, в сферу интересов которых входит изучение традиционной духовной культуры России широкого временного диапазона: от позднего Средневековья до Новейшего времени. С использованием различных исследовательских методов таких специальных историко-филологических дисциплин, как источниковедение и археография, будут введены в научный оборот и проанализированы публицистические произведения книжников Древней Руси, памятники разных жанров сибирской литературы XVII–XVIII вв., сборники и полемические сочинения старообрядцев разных согласий, материалы руководящего и вспомогательного состава академических экспедиций XVIII в., эпистолярно-мемуарные источники различных слоев населения сибирского и дальневосточного регионов XVIII–ХХ вв. В ходе исследования темы проекта будут получены новые знания о роли письменных памятников в трансляции, сохранении и развитии российской духовной культуры XVI–XXI вв.
В результате изучения темы будут подготовлены статьи в ведущих рецензируемых журналах, монографии, сборники научных трудов и публикации источников.
0326-2019-0003 «Социально-экономические, социокультурные, этносоциальные и социодемографические процессы в Сибири XVII – начала XXI в.: традиции и новации»
Руководитель – д-р. ист. наук, проф. В.А. Исупов.
Исполнители – cектор истории второй половины XVI – начала XX в., cектор историко-демографических исследований.
Цель исследования – получение на основе введения в научный оборот новых источников новых теоретических объяснений важных явлений сибирской жизни XVII – начала XXI в. в контексте взаимодействия новаций и традиций. Предлагаемое исследование позволит решить актуальную сегодня задачу изучения тенденций и особенностей формирования, использования и развития людского потенциала Сибири в составе России в демографическом, военно-политическом, социально-экономическом и социокультурном контекстах XVII – начала XXI в. В частности, речь идет о раскрытии места и роли сибиряков как массовой социальной и культурной общности в комплексной трансформации одной из крупнейших макрорегиональных подсистем российского общества.
Одной из актуальных целей является объяснение функционирования механизмов, обуславливавших конструктивную и деструктивную социальную динамику, анализ адаптационных процессов общества и человека к динамическим реалиям как прошлого, так и современности. В рамках ретроспективного исследования будут выявлены не только наибольшие риски регресса и разрушения, но и описаны способы накопления и раскрытия человеческого потенциала, явившегося в истории освоения Сибири ключевым фактором исторического прогресса. В контексте данной цели станет возможным решение такой теоретической задачи как реконструкция исторического опыта и современных аспектов сложного взаимодействия демографической, экономической и социокультурной подсистем регионального социума. В связи с этим, комплексное исследование регионального людского потенциала как динамичной системы ориентирует исследование на выявление разнообразных трендов, определявших основной вектор изменения человека в условиях индустриальной революции и, как следствие, причины и предпосылки антропологического кризиса, получившего специфическое преломление в обширном пространстве от Урала до Тихого океана в XX в. Особое внимание будет акцентировано на достижениях и просчетах политики государства по формированию, использованию и развитию человеческих ресурсов Сибири, являвшихся ведущим субъектом хозяйственного и социально-культурного преобразования региона на протяжении XVII–XX вв. В итоге, на основе раскрытия механизмов основных системообразующих аспектов проблемы – этносоциального, демографического, оборонного, экономического и социокультурного будет создана цельная картина модернизации Сибири, объяснены ее истоки и специфика.
Результаты исследований будут опубликованы в виде научных статей в ведущих рецензируемых журналах, сборников документов и монографий.
0326-2019-0004 «Политические и социокультурные практики населения Сибири в XX – начале XXI в.»
Руководитель – д-р ист. наук, проф. В.И. Шишкин.
Исполнители – сектор истории общественно-политического развития, сектор Музей СО РАН.
Целью проекта является характеристика политических и социокультурных практик населения Сибири в XX – начале XXI в.
Для реализации цели предполагается достижение следующих научных результатов:- выявить основные стратегии, модели, механизмы и способы политического поведения населения Сибири;
- установить детерминацию и корреляцию моделей поведения политическими реалиями в условиях войн, революций, реформ и устойчивого развития;
- выявить и определить сущность практик, направленных на актуализацию достопримечательных мест и освоение социокультурного наследия Сибири;
- систематизировать сведения о деятельности государственных и общественных институций, населения Сибири по реализации социокультурных практик;
- разработать классификацию выявленных политических и социокультурных практик, апробировать ее на конкретном фактическом материале;
- выяснить региональную специфику политических и социокультурных практик, использовавшихся населением Сибири в XX – начале XXI в.;
- оценить эффективность избранных различными социальными группами Сибири стратегий и способов поведения в конкретных исторических условиях;
- выявить вклад социокультурных практик в формирование и развитие музейного мира Сибири и России;
- создать и внедрить в социокультурное пространство Сибирского макрорегиона модель интеграции науки, культуры, образования по адекватному вызовам времени освоению наследия; апробировать инновационный концепт «освоение наследия».
Результаты научных поисков и исследований будут опубликованы в виде научных статей в ведущих рецензируемых журналах, сборников документов и монографий.
Гранты РФФИ, выполняемые сотрудниками Института в 2019 году
19-19-00166/19 «Служилые люди Сибири конца XVI – начала XVIII в: энциклопедический словарь»
Служилые люди Сибири. 1581-1719. Биобиблиографический словарь / Отв. ред. И.П. Каменецкий; сост. Д.А. Ананьев, Е.В. Комлева, Е.Н. Туманик.
Цель настоящего проекта — попытка охватить все разряды военно-служилого населения эпохи сибирских землепроходцев, показать их вклад в присоединение и освоение новых территорий и становление российской государственности в Северной Азии, её арктическом и тихоокеанском побережьях.
Словарь составлен на основе картотеки известного российского историка Д.Я. Резуна. В нем в систематизированном виде представлены уникальные сведения почти о 20 тыс. представителях служилого мира: детях боярских, атаманах, казаках, стрельцах и других «государевых людях», составлявших подавляющее большинство русского населения Сибири в ранний период её колонизации. Впервые широко и полно представлены фамилии, социальное положение, происхождение, семейные связи, военные обязанности служилых людей всех сибирских гарнизонов, их участие в ходе присоединения и хозяйственного освоения региона. Данные словаря позволяют глубже понять сложную социально-сословную и полиэтническую структуру сибирского общества, процессы взаимодействия центра с сибирской окраиной, правительственной воеводской власти с местным мирским самоуправлением и решить другие спорные вопросы сибирской истории. Издание предназначено для историков, краеведов и широкого круга читателей.
18-09-00094/19 «Интеллектуальный лидер и его окружение: формирование социокультурной идентичности»
Исполнитель – д-р ист. наук Н.П. Матханова.
В эпоху глобализации остро встает вопрос о сохранении идентичности народа, сообществ, групп людей. Авторы проекта ставят задачу определить значение влияния интеллектуального лидера на становление групповых и коллективных идентичностей, выявить характер и способы влияния его деятельности и творчества на формирование у его окружения определенных качеств, осознание членами этих сообществ своей принадлежности к ним, воспроизведение ими характерной для лидера и/или предлагаемой им системы ценностей, взглядов; выявить способы трансляции идей и поведенческих практик, возможности и результативность их восприятия и усвоения; установить значение и роль различных видов коммуникации – непосредственной межличностной, опосредованной (текстуальной), деятельностной. Исследование базируется на материале различных по социальному статусу, хронологии и географии социокультурных сообществ (деятели и писатели Русской православной церкви XVI–XVII вв., руководители и идеологи старообрядческих согласий XVIII–XIX вв. и их ученики и последователи; главы академических экспедиций XVIII в. в Сибирь и вспомогательный персонал; деятели сибирской администрации XIX в. и их сподвижники; историки и их ученики; Н.М. Ядринцев и журналисты; русские журналистки рубежа XIX–XX вв. и их интеллектуальные лидеры). Новизна заключена в самой постановке проблемы, в широте социальных и хронологических рамок; в научный оборот будут введены и опубликованы новые источники, осуществлено новое прочтение ранее выявленных текстов.
19-09-20047/19 «Всероссийская научная конференция с международным участием «Гражданская война на востоке России (ноябрь 1917 – декабрь 1922 г.)»
Исполнитель – д-р ист. наук, проф. В.И. Шишкин.
Всероссийская конференция с международным участием «Гражданская война на востоке России (ноябрь 1917 – декабрь 1922 г. )» приурочена к 100-летию завершения наиболее острой фазы вооруженной борьбы на территории Западной Сибири между белыми и красными, освобождению последними крупнейших административно-политических центров, какими являлись города Омск, Барнаул, Новониколаевск (ныне – Новосибирск) и Томск. В конференции примут участие около 180 человек. Основную работу конференции предполагается провести в рамках шести секций: 1) Итоги, перспективы и источниковые ресурсы изучения Гражданской войны в России; 2) Органы власти и управления, политические партии, общественные организации; 3) Вооруженные силы и боевые действия на востоке России; 4) Общество и экономика в экстремальных условиях Гражданской войны; 5) Геополитическое, информационное и идеологическое пространство Гражданской войны; 6) Человек в условиях Гражданской войны. На конференции планируется подвести итоги работы по изучению Гражданской войны в России в новейшей историографии, выявить имеющиеся в ней пробелы, сформулировать перспективные задачи, выяснить новые источниковые ресурсы и открывшиеся в этой связи возможности. Представленные докладчиками материалы будут опубликованы в сборнике, индексируемом в РИНЦ.
18-09-00580/19 «Социальная политика антибольшевистских правительств на востоке России: идеология, законодательство, практика (1918–1922 гг.)»
Исполнитель – канд. ист. наук В.М. Рынков.
Государственная социальная политика в условиях войн более динамична и разнообразна, чем в мирное время. Гражданская война в России – один из масштабных и длительных конфликтов, оказавших глубокое влияние на ход мировой истории. Победившая в ней советская власть выработала новые, классовые принципы социальной политики. В качестве реальной альтернативы советскому эксперименту можно рассматривать только социальную политику восточного лагеря контрреволюции, которую правомерно анализировать как единый континуум. Предметом исследования является социальная политика антибольшевистских правительств на востоке России. Территориальные рамки охватывают Поволжье, Прикамье, Урал, Сибирь, Степной Край и Дальний Восток, где существовали государственные образования всероссийского, регионального и национально-экстерриториального статуса. Будут проанализированы идейные основания их социальной политики, процесс выработки и принятия законодательства, меры по его реализации и ответная реакция населения. Отличительными чертами исследования станут компаративистский анализ, опора на экономические и социологические исследования в области теории социальной политики. Проект является новаторским по предмету исследования, фундаментальным по проблематике и источниковой базе, междисциплинарным по предложенным подходам и категориально-понятийному аппарату. Результаты будут изложены в докладах на научных конференциях, статьях в журналах, индексируемых в WoS или Scopus, рукописи монографии.
18-39-14100 «Партийно-советская элита Сибири 1920-х годов: социокультурные и политические характеристики»
Исполнитель – канд. ист. наук Т.И. Морозова.
Элиты, являясь небольшой по своему удельному весу стратой любого общества, тем не менее, почти всегда определяют его цели и задачи, пути и способы их решения, осуществляют руководящие функции. Взятие большевиками в октябре 1917 г. государственной власти в России и победа их в гражданской войне обусловили генезис и формирование принципиально нового правящего класса – партийно-советской элиты. Заняв руководящие посты в партийном и государственном аппарате разных уровней, новая элита стала главным актором политического процесса, всецело определявшим развитие как Советской России в целом, так и отдельных её республик, краев и областей. В рамках проекта на основе опубликованных и архивных источников, в том числе впервые вводимых в научный оборот, с применением методов истории, политологии, кратологии, социологии, элитологии впервые в отечественной и зарубежной историографии будет дана комплексная характеристика партийно-советской элиты Сибири 1920-х годов. Будут выявлены динамика её численности и структуры, мотивы, источники и механизмы рекрутирования, социальное происхождение и принадлежность, партийный стаж, уровень образования и профессиональной подготовки, возраст и гендерный состав, определены ментальные характеристики и политическая культура, установлены этапы развития и прослежена их корреляция с трансформацией советского политического режима. Особое внимание при этом будет уделено выяснению специфики партийно-советской элиты Сибири по сравнению с элитой других регионов СССР, а также по отношению к аналогичным социальным группам, руководившим Сибирью до и после 1920-х годов. Выяснение принципов формирования, сущности и специфики партийно-советской элиты Сибири позволит не только выявить ее ключевые характеристики, совокупность которых оказывала влияние на своеобразие развития огромного по территории Сибирского края, но и заметно углубить и скорректировать существующие в исторической науке представления о политической элите Советской России 1920-х годов в целом. Результаты исследования будут представлены в виде докладов на научных конференциях, серии научных статей, в том числе индексируемых в Web of Sсience, и рукописи монографии.
19-09-00031/19 «Аграрный строй в Сибири в 1930-е гг.: становление и функционирование колхозной системы»
Исполнитель – д-р ист. наук В.А. Ильиных.
Цель проекта состоит в конкретно-исторической реконструкции общих закономерностей и региональных особенностей процесса становления и функционирования колхозной системы в 1930-е гг. в Сибири, а также основных факторов, детерминирующих трансформацию и эволюцию аграрных отношений в исследуемый период. Особое внимание предполагается уделить изучению функционирования организационно-производственных структур сельского хозяйства (колхозов, МТС, ЛПХ, совхозов, единоличных хозяйств), системы и методов управления аграрной экономики, методов и результатов государственных заготовок сельхозпродуктов, поведенческих практик крестьянства в ходе преобразований аграрного строя. Результаты реализации проекта будут опубликованы в серии аналитических статей, сборнике документов и монографии, апробированы на научных конференциях.
18-49-540001/19 «Аграрный сектор экономики Новосибирской области в конце XX – начале XXI века: динамика, тенденции, проблемы развития»
Исполнитель – канд. ист. наук С.Н. Андреенков.
Научная задача, решению которой должна способствовать реализация настоящего проекта, – выявить влияние радикальных рыночных реформ 1990-х годов и стабилизационной политики государства начала XXI в. на развитие аграрной экономики России в целом и ее регионов, в частности. Осуществление данной задачи необходимо для более глубокого понимания современных проблем развития сельского хозяйства, а также долгосрочного прогнозирования и проектирования. Особо актуален анализ темы на материалах отдельных регионов, он способствует фактологической конкретизации, выявлению скрытых тенденций и закономерностей исследуемых явлений. Вполне перспективным представляется изучение специфики развития и функционирования сельского хозяйства Новосибирской области в рассматриваемый период. Специальные научно-исторические работы по этой проблематике пока отсутствуют. Результат реализации проекта, призванного ликвидировать данную лакуну, – подготовка серии публикаций, в том числе рукописи монографии, в которых будет осуществлена аналитическая реконструкция предпосылок, хода и результатов становления в аграрном секторе экономики Новосибирской области рыночных отношений, новой организационно-производственной и отраслевой структуры сельского хозяйства, развитие аграрного производства.
19-09-00041/19 «Экономическое и социально-демографическое развитие Арктических территорий СССР (1920–1980-е годы)»
Исполнитель – канд. ист. наук А.И. Тимошенко.
Актуальность исследования заключается в том, что он посвящен приоритетным фундаментальным историческим проблемам, связанным с пребыванием Российского государства в Арктике, обоснованием исторического опыта, который наиболее ярко проявился в советский период. Арктический регион в ХХ столетии рассматривался как важнейшая ресурсно-экономическая и военно-стратегическая территория СССР, необходимая для страны как с точки зрения развития экономики, так и геополитики. Научная новизна заключается в широком и комплексном подходе к изучению проблематики, обозначенной в проекте, в применении не только исторических методов, но и используемых в экономических и геополитических исследованиях. Это является новым подходом как в отечественной, так и в зарубежной историографии.
19-49-540001/19 «Их именами названы институты Новосибирска: история жизнедеятельности выдающихся ученых ХХ века»
Исполнитель – канд. ист. наук Н.А. Куперштох.
Подготовка проекта «Академгородок 2.0», призванного придать новый импульс развитию Новосибирского научного центра (ННЦ) СО РАН, актуализировала интерес к его истории и деятельности выдающихся ученых. В конце 50-х гг. XX века проект по созданию комплексного научного центра осуществился благодаря когорте ученых – основателей институтов и новых научных направлений. Именно они обеспечили «прорыв» в фундаментальной науке, внедрение инноваций в промышленность, подготовку кадров по новым специальностям. Ныне имена выдающихся ученых Новосибирска вошли в историю мировой науки, а их биографии являются неотъемлемой частью научного наследия. В ННЦ действуют 14 научно-исследовательских институтов, в названиях которых присутствуют имена ученых – математиков, механиков, физиков, химиков, геологов. Зачастую жители города не обладают необходимыми познаниями о жизнедеятельности выдающихся ученых. Между тем изучение истории малой Родины – важнейшая составляющая формирования городской идентичности, культурной жизни города и региона, воспитания подрастающих поколений. Значимость исследования диктуется все возрастающей ролью науки и инновационных технологий в современном обществе. Фундаментальная задача данного исследования – придать новый, актуальный современности смысл научному наследию ученых-лидеров, именами которых названы научно-исследовательские институты Новосибирска. Научная новизна исследования заключается в том, что в ходе реализации проекта будут впервые всесторонне изучены биографии выдающихся ученых, выявлен их вклад в развитие отечественной и мировой науки, дан ответ на вопрос, почему их именами названы институты Новосибирска. Основным результатом реализации проекта станет подготовка академического издания для специалистов по истории науки, науковедов, преподавателей вузов. Результаты реализации проекта найдут также отражение в подготовке научно-популярных очерков, которые помогут в продвижении имиджа Новосибирска как города науки и инноваций.
Финансовая поддержка проектов ИИ СО РАН в рамках программы повышения конкурентоспособности (5-100) Новосибирского государственного университета
Всероссийская научная конференция с международным участием «Гражданская война на востоке России (ноябрь 1917 – декабрь 1922 г.
)»Всероссийская конференция с международным участием «Гражданская война на востоке России (ноябрь 1917 – декабрь 1922 г.)» приурочена к 100-летию завершения наиболее острой фазы вооруженной борьбы на территории Западной Сибири между белыми и красными, освобождению последними крупнейших административно-политических центров, какими являлись города Омск, Барнаул, Новониколаевск (ныне – Новосибирск) и Томск. В конференции примут участие около 180 человек. Основную работу конференции предполагается провести в рамках шести секций: 1) Итоги, перспективы и источниковые ресурсы изучения Гражданской войны в России; 2) Органы власти и управления, политические партии, общественные организации; 3) Вооруженные силы и боевые действия на востоке России; 4) Общество и экономика в экстремальных условиях Гражданской войны; 5) Геополитическое, информационное и идеологическое пространство Гражданской войны; 6) Человек в условиях Гражданской войны. На конференции планируется подвести итоги работы по изучению Гражданской войны в России в новейшей историографии, выявить имеющиеся в ней пробелы, сформулировать перспективные задачи, выяснить новые источниковые ресурсы и открывшиеся в этой связи возможности. Представленные докладчиками материалы будут опубликованы в сборнике, индексируемом в РИНЦ.
Сайт мероприятия
Всероссийская молодёжная научная школа-конференция с международным участием «Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых учёных» (Новосибирск, 19–21 сентября 2019 г.)
Ежегодная Всероссийская молодежная научная школа-конференция с международным участием «Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых» является единственным за Уралом регулярным молодежным мероприятием исторического профиля.
Цель школы-конференции заключается в установлении конструктивного диалога между представителями различных научных школ и развитии актуальных исследовательских направлений исторической науки. В числе задач: апробация выводов, популяризация научных достижений и совершенствование профессиональных навыков молодых исследователей; выявление и осмысление важнейших алгоритмов работы историка; содействие успешной интеграции научной молодежи в «большое» историческое сообщество. Планируется, что в 2019 г. участие в работе школы-конференции примут не менее 100 студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников из 20 субъектов РФ, а также Белоруссии, Казахстана и Израиля. В рамках мероприятия пройдут научная школа «Объяснительные концепции в исторических исследованиях», секционные заседания по проблемам историографии и источниковедения, взаимоотношений общества и власти, социально-экономического и культурного развития, круглый стол «Арсенал историка: понимание, объяснение, интерпретация». Статьи очных участников школы-конференции, прошедшие технический и научный отбор, будут опубликованы в сборнике материалов, индексируемом в РИНЦ.
Сайт мероприятия
Советская экономика, 1917-1991 гг.: ее жизнь и жизнь после смерти
В 1980-х годах Советский Союз был широко известен как «Верхняя Вольта с ракетами».1 Это несправедливо умаляло историю и культуру страны, ныне известной как Буркина-Фасо. Это было недобрым и по отношению к Советскому Союзу, стране, которая была больше и богаче на порядки. Однако зерно правды было: военные возможности Советского Союза были непропорциональны его экономическим размерам.
На рис. 1 показаны великие державы по стандартному показателю, разработанному политологами для определения «способности нации оказывать влияние и сопротивляться ему» в мире. К 1970-х годов, по этому показателю, Советский Союз стал ведущей мировой державой. Тем не менее, ее экономика производила менее половины реального ВВП США, несмотря на то, что население такого же размера, рассредоточенное по гораздо большей территории.
Рисунок 1 Великие державы в международной системе, с 1913 по 1987 год (выбранные годы), по сводному индексу национального потенциала (1972 г.) и доступно на http://www.correlatesofwar.org/ (по состоянию на 7 января 2016 г.).
Примечания : Составной индекс национального потенциала объединяет шесть показателей относительного веса страны в международной системе в каждый момент времени: общая численность населения, городское население, производство чугуна и стали, потребление энергии, военный персонал и военные расходы. Австро-Венгрия опущена, поскольку она исчезла в 1918 году.
На рис. 2 сравниваются экономические результаты Советского Союза в реальном объеме производства на душу населения. В 1913 году, по мировым меркам, Россия была страной со средней экономикой — далеко позади США, но далеко впереди Верхней Вольты. Столетие спустя, в начале мирового финансового кризиса в 2008 году, Россия снова была средней экономикой.
Рисунок 2 Реальный ВВП на душу населения, с 1885 по 2008 год: США и Россия/СССР по сравнению с мировым (международные доллары и цены 1990 года) /www.ggdc.net/maddison; Россия (Российская империя до 1913 г., затем СССР, а затем бывший СССР) от Маркевича и Харрисона (2011 г.).
Между ними произошло многое. Большевистская революция, столетие которой приходится на 7 ноября 2017 года, сменилась крахом в духе Венесуэлы. После этого экономика восстановилась, вернулась к общемировому среднему значению и несколько десятилетий оставалась выше него. Но, оглядываясь назад, мы можем видеть, что эффект советской системы заключался прежде всего в повышении уровня производства за счет непрерывной мобилизации. Базовые темпы роста производительности не были повышены, и советская экономика так и не приблизилась к американским стандартам.
Подсказкой была советская диспропорция между мощностью и производительностью. Мы учим наших студентов тому, что каждая страна имеет свои сравнительные преимущества. Сравнительное преимущество советской экономики заключалось в производстве средств власти в мире. Это отражало идеи лидеров, пришедших к власти в ходе большевистской революции, в проводимой ими политике и в созданных ими институтах (Harrison 2017a).
С самого начала большевики восхищались двумя моделями экономической организации, немецкой и американской, и следовали им 9 .0003
- Немецкая модель современной военной экономики была реализована в 1915 и 1916 годах Вальтером Ратенау и Эрихом Людендорфом. В военной экономике была мобилизация для массовых войн и массовых жертвоприношений с нормированием товаров по фиксированным ценам.
- Американская модель, реализованная Генри Фордом и прославленная Фредериком Уинслоу Тейлором, представляла собой стандартизированные товары, массово производимые под централизованным иерархическим управлением.
Вместе эти две модели обеспечили ключевые принципы «экономики советского типа», описанные в западных учебниках.
Советские экономические институты были сформированы в период с 1917 по 1934 год (Davies 1994). Эти годы были отмечены интенсивными политическими и социальными конфликтами и несколькими разворотами, которые изменили возможности организации рынка и потребительского выбора. Развороты придают некоторую достоверность идее о том, что советская экономика могла развиваться более чем по одному альтернативному пути. В конце концов, даже сегодня сохраняются «разновидности коммунизма» — от Китая и Кубы до Северной Кореи.
Несмотря на различия, после 19 века в советской политике сохранялась важная преемственность.17. Наиболее очевидной была централизованная однопартийная диктатура. Диктаторы разделяли убеждения, которые формировали их собственные интересы и способы их продвижения. Они видели мир внутренне враждебным, а свою страну — крепостью, осажденной врагами и проникнутой шпионами. Когда не было войны, они готовились к войне.
В экономике они построили способность авторитарного государства подбирать и направлять персонал, защищать свои цепочки поставок, а также направлять и фильтровать информацию. Это был однолинейный процесс, начавшийся в 1917 и продолжалось в фоновом режиме, независимо от колебаний политики (Harrison 2017b).
За границей советские правители ниспровергли соседние государства, в конечном итоге навязав большинству из них коммунистические режимы. Заручившись союзниками своих соседей, они не раз вторгались в них под лозунгом «защиты завоеваний революции». Их конфронтационные действия постоянно генерировали доказательства, которые служили бы подтверждением их убеждений.
В отечественной экономике советская политика коренным образом изменила распределение ресурсов, подавив потребление для финансирования промышленных и военных проектов. Одним из результатов стала обширная военная промышленность, организованная для массового производства вооружений. В традиционных отраслях, как видно из рис. 3, этот комплекс в значительной степени заложился в XIX в.30 с. Когда разразилась Вторая мировая война, Советский Союз уже соперничал с Германией как один из двух ведущих мировых поставщиков оружия (Davies et al. в процессе подготовки). Новые ветки для ядерного оружия, космических ракет и радиоэлектроники были добавлены во время и после войны.
Рисунок 3 Советская оборонная промышленность, 1917-1987 гг.: Количество производственных, научно-исследовательских и проектных организаций по отраслям
Источник : Dexter and Rodionov (2017).
Советское государство конфисковало большую часть личного богатства и, похоже, распределяло доходы от заработной платы более равномерно, чем в России до или после. Об этом свидетельствует рисунок 4, на котором показаны новые данные Novokmet et al. (2017).
Но данные о доходах не могут быть хорошим показателем неравенства потребления при коммунизме. Распределение потребительских товаров и услуг характеризовалось дефицитом и привилегией. Каждый советский взрослый мог рассчитывать на доход, но доход не определял доступ к товарам и услугам — это зависело от политического и социального статуса.
Когда-то знакомые образы очередей у советских магазинов изображают людей, у которых были деньги, но они не могли потратить их, не дожидаясь, потому что у них не было привилегий или необходимых для этого контактов.
Рисунок 4 Доли доходов, 1905-2016 (выбранные годы): нижние 50% и нижние 90%
Источник : Novokmet et al. (2017).
Отметим, что в советское время доля доходов, не распределяемых среди взрослых, была намного больше, чем до или после. Данные о личных доходах основаны главным образом на распределении заработной платы, за исключением большинства сельских домохозяйств.
При советской системе миллионы жизней были повреждены или уничтожены периодическими голодоморами, эпизодами массовых убийств и непрерывными повсеместными репрессиями. Тем временем, по той же системе, были выдвинуты миллионы других жизней. Бенефициаров легче всего определить с точки зрения демографии.
Одной из групп, которые выиграли, были молодые женщины. Большевики, стремившиеся продвигать национальные способности, видели в женщинах потенциальный ресурс, но скованный неграмотностью и отсутствием образования. Массовое образование открыло женщинам мир офисной работы, освободило их от тяжелой работы в полях и на фабриках и дало им возможность вести достойную жизнь.
Например, к 1970 г. женщины составляли более 60% всех служащих в органах государственного и хозяйственного управления (ЦСУ, 1973, с. 348, 445). В своей карьере женщины продолжали сталкиваться с сегрегацией на работе, стеклянным потолком и «двойной сменой» оплачиваемой работы и работы по дому. Тем не менее, перемена в их жизни была глубокой.
Второй группой бенефициаров были дети. До революции каждый шестой ребенок умирал в возрасте до пяти лет. После ухудшения в неспокойные первые годы советской власти эта пропорция резко улучшилась. Основными факторами были простые, но действенные меры общественной санитарии, инфекционного контроля и антисептики при родах и хирургии.
Как показано на рис. 5, к 1950-м годам ожидаемая продолжительность жизни при рождении выросла с менее 30 лет до более 60. После этого улучшение остановилось, а на какое-то время даже пошло на спад.
Рисунок 5 Общая ожидаемая продолжительность жизни мужчин в России с 1896/97 по 1989 (годы переписи) при рождении и в разном возрасте
На рис. 5 также представлена третья группа, не получившая никакого прироста. Это были мужчины (и женщины) среднего возраста. Советский Союз мало использовал новую науку о неинфекционных и дегенеративных заболеваниях. Зрелые советские граждане курили, неумеренно пили, дышали грязным воздухом и преждевременно умирали от отказа органов и рака. Из 189С 0 по 1980-е годы ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин в возрасте 40 лет и старше практически не изменилась.
Советская экономика была продуктом глобальных войн, верований и технологий начала двадцатого века. За время его существования многие другие страны добились аналогичных или больших социальных и экономических успехов с большим согласием и меньшим насилием. В свой столетний юбилей советскую экономику надо помнить, а не оплакивать.
Ссылки
Дэвис, Р.В. (1994), «Изменение экономических систем: обзор». в Р. В. Дэвис, М. Харрисон и С. Г. Уиткрофт (редакторы), Экономическая трансформация Советского Союза, 1913–1945 , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 1–23.
Дэвис Р.В., Харрисон М., Хлевнюк О. и Уиткрофт С.Г. (в процессе подготовки), Индустриализация Советской России, том. 7. Советская экономика и приближение войны, 1937-1939 гг. Бейзингсток: Пэлгрейв.
Декстер К., Родионов И. (2017), «Заводы, научно-исследовательские и проектные учреждения советской оборонной промышленности: Путеводитель: Вер. 18», Уорикский университет, экономический факультет.
Госкомстат России (1997), Население России за 100 лет (1897-1997). Статистический сборник , Москва.
Харрисон, М. (2017a), «Советская экономика, 1917–1991: ее жизнь и загробная жизнь», The Independent Review 22(2): 199-206.
Харрисон, М. (2017b), «Основы советской командной экономики, 1917–1941», в С. Понс и С. Смит (ред.), Кембриджская история коммунизма, том. 1: Мировая революция и социализм в одной стране, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 327-347.
Маркевич, А. и М. Харрисон (2011), «Великая война, гражданская война и восстановление: национальный доход России, 1913–1928 гг.», Journal of Economic History 71(3): 672-703.
Новокмет, Ф., Т. Пикетти и Г. Цукман (2017 г.), «От советов к олигархам: неравенство и собственность в России, 1905–2016 гг.», Рабочий документ WID.world №. 2017/09.
Сингер, Дж. Д., С. Бремер и Дж. Стаки (1972), «Распределение возможностей, неопределенность и война за крупные державы, 1820–1965», в Б. Рассетте (ред.), Мир, война и числа , Беверли-Хиллз: Мудрец, стр. 19-48.
ЦСУ (1972), Народное хозяйство СССР. 1922-1972 гг. Юбилейный статистический сборник . Москва: Статистика.
Endnotes
[1 Фраза была придумана в 1987 году, по-видимому, Ксаном Смайли, тогдашним московским корреспондентом The Daily Telegraph ; см. http://www.russialist.org/archives/3059.html##6 (по состоянию на 28 сентября 2017 г.).
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
Вступление в силу: 3 января 1976 года в соответствии со статьей 27
Преамбула
Участвующие в настоящем Пакте государства,
Учитывая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание достоинства, присущего и равных и неотъемлемых прав всех членов человеческой семьи, является основой свободы, справедливости и мира во всем мире,
признавая, что эти права вытекают из достоинства, присущего человеческой личности,
Признавая, что в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека идеал свободных людей, свободных от страха и нужды, может быть достигнут только в том случае, если будут созданы условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, а также его гражданские и политические права,
Принимая во внимание обязанность государств в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека,
Понимая, что лицо, имеющее обязанности по отношению к другим лицам и сообщества, к которому он принадлежит, обязан стремиться к поощрению и соблюдению прав, признаваемых в настоящем Пакте,
Согласовать следующие статьи:
ЧАСТЬ I
Статья 1
1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно определяют свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие.
2. Все народы могут в своих собственных целях свободно распоряжаться своими природными богатствами и ресурсами без ущерба для любых обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, на основе принципа взаимной выгоды и международного права. Ни в коем случае народ не может быть лишен собственных средств к существованию.
3. Участвующие в настоящем Пакте государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, содействуют осуществлению права на самоопределение и уважают это право в соответствии с положения Устава ООН.
ЧАСТЬ II
Статья 2
1. Каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, особенно в экономической и технической областях, принять меры в максимальных пределах имеющихся у него ресурсов с целью к постепенному достижению полного осуществления признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими средствами, включая, в частности, принятие законодательных мер.
2. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущества, рождения или иного статуса.
3. Развивающиеся страны с должным учетом прав человека и своего национального хозяйства могут определить, в какой степени они будут гарантировать признаваемые в настоящем Пакте экономические права лицам, не являющимся их гражданами.
Статья 3
Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечивать равное право мужчин и женщин на пользование всеми экономическими, социальными и культурными правами, изложенными в настоящем Пакте.
Статья 4
Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что при пользовании правами, предоставленными государством в соответствии с настоящим Пактом, государство может подвергать эти права только таким ограничениям, которые установлены законом только в насколько это может быть совместимо с природой этих прав и исключительно в целях содействия общему благосостоянию в демократическом обществе.
Статья 5
1. Ничто в настоящем Пакте не может быть истолковано как подразумевающее для любого государства, группы или лица какое-либо право заниматься какой-либо деятельностью или совершать любые действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в нем. или при их ограничении в большей степени, чем это предусмотрено в настоящем Пакте.
2. Никакие ограничения или умаление каких-либо основных прав человека, признанных или существующих в любой стране в силу закона, конвенций, правил или обычаев, не допускаются под предлогом того, что настоящий Пакт не признает такие права или что он распознает их в меньшей степени.
ЧАСТЬ III
Статья 6
1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого на возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он соглашается и который соответствующие меры для защиты этого права.
2. Шаги, которые должны быть предприняты участвующим в настоящем Пакте Государством для полного осуществления этого права, включают программы технического и профессионального обучения и подготовки, политику и методы для достижения устойчивого экономического, социального и культурного развития и полного и производительная занятость в условиях, обеспечивающих основные политические и экономические свободы личности.
Статья 7
Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, которые обеспечивают, в частности:
а) вознаграждение, обеспечивающее всем трудящимся, как минимум, :
(i) Справедливая заработная плата и равное вознаграждение за труд равной ценности без каких-либо различий, в частности женщинам гарантируются условия труда, не уступающие условиям труда мужчин, с равной оплатой за равный труд;
ii) достойное существование для себя и своих семей в соответствии с положениями настоящего Пакта;
b) безопасные и здоровые условия труда;
(c) Равные возможности для всех в продвижении по службе до соответствующего более высокого уровня без учета каких-либо других соображений, кроме старшинства и компетентности;
(г) Отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и периодические оплачиваемые отпуска, а также вознаграждение за праздничные дни
Статья 8
1. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечивать:
а) право каждого создавать профессиональные союзы и вступать в профессиональные союзы по своему выбору при условии соблюдения только правил соответствующей организации , для продвижения и защиты его экономических и социальных интересов. На осуществление этого права не могут быть наложены никакие ограничения, кроме тех, которые предусмотрены законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного порядка или для защиты прав и свобод других лиц;
b) право профсоюзов создавать национальные федерации или конфедерации и право последних создавать международные профсоюзные организации или присоединяться к ним;
(c) Право профсоюзов действовать свободно без каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного порядка или для защиты прав и свобод другие;
(d) Право на забастовку при условии, что оно осуществляется в соответствии с законами конкретной страны.
2. Настоящая статья не препятствует наложению законных ограничений на осуществление этих прав военнослужащими, полицией или администрацией государства.
3. Ничто в настоящей статье не уполномочивает государства-участники Конвенции Международной организации труда 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию принимать законодательные меры, которые наносят ущерб, или применять закон таким образом, который наносит ущерб , гарантии, предусмотренные в этой Конвенции.
Статья 9
Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на социальное обеспечение, включая социальное страхование.
Статья 10
Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что:
1. Семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться как можно более широкая защита и помощь, особенно при ее создании и во время он отвечает за уход и образование детей-иждивенцев. Брак должен быть заключен со свободного согласия вступающих в брак.
2. Особая защита должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В этот период работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с адекватными пособиями по социальному обеспечению.
3. Специальные меры защиты и помощи должны приниматься от имени всех детей и подростков без какой-либо дискриминации по признаку отцовства или других обстоятельств. Дети и молодежь должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Занятие ими работы, вредной для их нравственности или здоровья, либо опасной для жизни, либо способной воспрепятствовать их нормальному развитию, должно караться по закону. Государствам следует также установить возрастные ограничения, ниже которых использование детского труда по найму должно быть запрещено и наказуемо по закону.
Статья 11
1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на постоянное улучшение условий жизни. Государства-участники предпримут надлежащие шаги для обеспечения реализации этого права, признавая в этой связи существенную важность международного сотрудничества, основанного на свободном согласии.
2. Участвующие в настоящем Пакте государства, признавая основное право каждого человека на свободу от голода, принимают в индивидуальном порядке и в рамках международного сотрудничества меры, включая конкретные программы, которые необходимы:
(a) Совершенствовать методы производства, хранения и распределения продуктов питания путем полного использования технических и научных знаний, путем распространения знаний о принципах питания и путем развития или реформирования аграрных систем таким образом, чтобы достичь наибольшего эффективное освоение и использование природных ресурсов;
(b) Принимая во внимание проблемы как стран-импортеров, так и стран-экспортеров продовольствия, обеспечить справедливое распределение мировых запасов продовольствия в зависимости от потребностей.
Статья 12
1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
2. Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте Государствами для полного осуществления этого права, включают меры, необходимые для:
а) обеспечения сокращения уровня мертворождаемости и детской смертности и для здорового развития ребенка;
(b) улучшение всех аспектов гигиены окружающей среды и промышленной гигиены;
(c) Профилактика, лечение и борьба с эпидемическими, эндемическими, профессиональными и другими заболеваниями;
(d) Создание условий, обеспечивающих все виды медицинского обслуживания и медицинской помощи в случае болезни.
Статья 13
1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на образование. Они согласны с тем, что образование должно быть направлено на всестороннее развитие человеческой личности и чувства собственного достоинства и укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они также согласны с тем, что образование должно позволять всем людям эффективно участвовать в жизни свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими или религиозными группами и способствовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
2. Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что в целях полного осуществления этого права:
а) начальное образование является обязательным и бесплатным для всех;
(b) Среднее образование в его различных формах, включая среднее техническое и профессиональное образование, должно быть сделано общедоступным и доступным для всех всеми соответствующими средствами, в частности путем постепенного введения бесплатного образования;
(c) Высшее образование должно быть сделано равным образом доступным для всех, в зависимости от способностей, с помощью всех соответствующих средств, в частности путем постепенного введения бесплатного образования;
(d) Базовое образование должно поощряться или усиливаться, насколько это возможно, для тех лиц, которые не получили или не завершили весь период своего начального образования;
(e) Необходимо активно развивать систему школ на всех уровнях, должна быть создана адекватная система стипендий, а материальные условия преподавательского состава должны постоянно улучшаться.
3. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и, когда это применимо, законных опекунов выбирать для своих детей школы, помимо тех, которые учреждаются государственными органами, которые соответствуют таким минимальным образовательным стандартам. которые могут быть установлены или утверждены государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии с их собственными убеждениями.
4. Никакая часть настоящей статьи не должна толковаться как вмешательство в свободу отдельных лиц и органов создавать образовательные учреждения и руководить ими при условии соблюдения принципов, изложенных в пункте I настоящей статьи, и требования что образование, даваемое в таких учреждениях, должно соответствовать таким минимальным стандартам, которые могут быть установлены государством.
Статья 14
Каждое участвующее в настоящем Пакте Государство, которое на момент присоединения к нему не смогло обеспечить на территории своей метрополии или на других территориях, находящихся под его юрисдикцией, бесплатное обязательное начальное образование, обязуется в течение два года, чтобы разработать и принять подробный план действий по постепенному осуществлению, в течение разумного числа лет, которое будет зафиксировано в плане, принципа обязательного бесплатного образования для всех.
Статья 15
1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого:
а) принимать участие в культурной жизни;
(b) пользоваться плодами научного прогресса и его применениями;
(c) Пользоваться защитой моральных и материальных интересов, вытекающих из любого научного, литературного или художественного произведения, автором которого он является.
2. Шаги, которые должны быть предприняты участвующими в настоящем Пакте Государствами для полного осуществления этого права, включают меры, необходимые для сохранения, развития и распространения науки и культуры.
3. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу, необходимую для научных исследований и творческой деятельности.
4. Участвующие в настоящем Пакте государства признают пользу, которую приносит поощрение и развитие международных контактов и сотрудничества в научной и культурной областях.
ЧАСТЬ IV
Статья 16
1. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются представлять в соответствии с настоящей частью Пакта доклады о принятых ими мерах и о прогрессе, достигнутом в обеспечении соблюдения признанных прав. здесь.
2.
а) Все доклады представляются Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который препровождает копии Экономическому и Социальному Совету для рассмотрения в соответствии с положениями настоящего Пакта;
b) Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций также препровождает специализированным учреждениям копии докладов или любых соответствующих частей докладов государств-участников настоящего Пакта, которые также являются членами этих специализированных учреждений в той мере, в какой эти отчеты или их части относятся к любым вопросам, входящим в компетенцию указанных органов в соответствии с их уставными документами.
Статья 17
1. Участвующие в настоящем Пакте государства представляют свои доклады поэтапно в соответствии с программой, которая будет установлена Экономическим и Социальным Советом, в течение одного года после вступления в силу настоящего Пакта после консультаций. с государствами-участниками и заинтересованными специализированными учреждениями.
2. В отчетах могут указываться факторы и трудности, влияющие на степень выполнения обязательств по настоящему Пакту.
3. В тех случаях, когда соответствующая информация была ранее представлена Организации Объединенных Наций или какому-либо специализированному учреждению каким-либо государством-участником настоящего Пакта, нет необходимости воспроизводить эту информацию, но будет достаточно точной ссылки на предоставленную таким образом информацию. .
Статья 18
В соответствии со своими обязанностями в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций в области прав человека и основных свобод Экономический и Социальный Совет может договариваться со специализированными учреждениями в отношении их докладов ему о достигнутом прогрессе в достижении соблюдения положений настоящего Пакта, входящих в сферу их деятельности. Эти отчеты могут включать сведения о решениях и рекомендациях по их выполнению, принятых их компетентными органами.
Статья 19
Экономический и Социальный Совет может передавать Комиссии по правам человека для изучения и общих рекомендаций или, в зависимости от обстоятельств, для информации доклады о правах человека, представленные государствами в соответствии со статьями 16 и 17, а также доклады, касающиеся права человека, представленные специализированными учреждениями в соответствии со статьей 18.
Статья 20
Участвующие в настоящем Пакте государства и заинтересованные специализированные учреждения могут представлять Экономическому и Социальному Совету замечания по любой общей рекомендации согласно статье 19.или ссылку на такую общую рекомендацию в любом отчете Комиссии по правам человека или любой документации, на которую в нем делается ссылка.
Статья 21
Экономический и Социальный Совет может время от времени представлять Генеральной Ассамблее доклады с рекомендациями общего характера и резюме информации, полученной от государств-участников настоящего Пакта и специализированных учреждений о мерах предпринятые меры и прогресс, достигнутый в обеспечении всеобщего соблюдения прав, признаваемых в настоящем Пакте.
Статья 22
Экономический и Социальный Совет может доводить до сведения других органов Организации Объединенных Наций, их вспомогательных органов и специализированных учреждений, занимающихся оказанием технической помощи, любых вопросов, вытекающих из докладов, упомянутых в этой части настоящего Пакта, который может помочь таким органам в принятии решений, каждый в пределах своей компетенции, о целесообразности международных мер, способных способствовать эффективному постепенному осуществлению настоящего Пакта.
Статья 23
Участвующие в настоящем Пакте государства соглашаются, что международные действия для достижения прав, признаваемых в настоящем Пакте, включают такие методы, как заключение конвенций, принятие рекомендаций, оказание технической помощи и проведение региональных совещаний и технических совещаний с целью проведения консультаций и изучения, организуемых совместно с заинтересованными правительствами.
Статья 24
Ничто в настоящем Пакте не должно толковаться как нарушающее положения Устава Организации Объединенных Наций и уставов специализированных учреждений, которые определяют соответствующие обязанности различных органов Организации Объединенных Наций и специализированных органов в отношении вопросов, рассматриваемых в настоящем Пакте.
Статья 25
Ничто в настоящем Пакте не должно толковаться как умаляющее неотъемлемое право всех народов пользоваться и использовать полностью и свободно свои природные богатства и ресурсы.
ЧАСТЬ V
Статья 26
1. Настоящий Пакт открыт для подписания любым государством — членом Организации Объединенных Наций или членом любого из ее специализированных учреждений, любым государством — участником Статута Международного Суда, и любым другим государством, которому Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций предложила стать участником настоящего Пакта.
2. Настоящий Пакт подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
3. Настоящий Пакт открыт для присоединения любого государства, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
4. Присоединение осуществляется путем сдачи на хранение документа о присоединении Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
5. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций информирует все государства, подписавшие настоящий Пакт или присоединившиеся к нему, о сдаче на хранение каждой ратификационной грамоты или документа о присоединении.
Статья 27
1. Настоящий Пакт вступает в силу через три месяца после даты сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций тридцать пятой ратификационной грамоты или документа о присоединении.
2. Для каждого государства, ратифицирующего настоящий Пакт или присоединяющегося к нему после сдачи на хранение тридцать пятой ратификационной грамоты или документа о присоединении, настоящий Пакт вступает в силу через три месяца после даты сдачи на хранение его собственной ратификационной грамоты. ратификационного документа или документа о присоединении.
Статья 28
Положения настоящего Пакта распространяются на все части федеративных государств без каких-либо ограничений или исключений.
Статья 29
1. Любое участвующее в настоящем Пакте государство может предложить поправку и представить ее Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. После этого Генеральный секретарь препровождает государствам-участникам настоящего Пакта любые предлагаемые поправки с просьбой уведомить его о том, выступают ли они за созыв конференции государств-участников для рассмотрения этих предложений и голосования по ним. В случае, если по крайней мере одна треть государств-участников выступает за созыв такой конференции, Генеральный секретарь созывает конференцию под эгидой Организации Объединенных Наций. Любая поправка, принятая большинством государств-участников, присутствующих и участвующих в голосовании на конференции, представляется на утверждение Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций.
2. Поправки вступают в силу, когда они одобрены Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций и приняты большинством в две трети участвующих в настоящем Пакте Государств в соответствии с их соответствующими конституционными процедурами.