Социальная реформа столыпина: Социально-экономические реформы П. А. Столыпина

Стоп, реформа! – Огонек № 9 (5604) от 10.03.2020

В России не раз создавались стратегии, преследовавшие благие цели. Но чаще они «захлебывались», чем исполнялись в полной мере

1860–1881 годы

«Великие реформы» Александра II

Содержание: отмена крепостного права, финансовая реформа, реформа высшего образования, земская реформа, судебная реформа, цензурная реформа, реформа городского самоуправления, реформа среднего образования, военная реформа.

Результаты: наиболее успешным были изменения в сфере образования и земства. За 10 лет в стране были созданы 20 тысяч школ, в селах открывались больницы, число врачей увеличилось в 5 раз. Крестьяне получили свободу, но не получили землю, что вызвало бунты. Были созданы основы для построения капиталистической модели экономики, свободный рынок рабочей силы, заложены основы гражданского общества.

Реформы были свернуты после убийства Александра II 13 марта 1881 года.


1906–1911 годы

Реформы Столыпина

Содержание: аграрная реформа, военная реформа, реформа земского самоуправления, образовательная реформа.

Результат: наибольших успехов удалось добиться в сфере образования (были созданы 50 тысяч школ разного типа, десятки новых вузов) и в судебной сфере — восстановлен институт мировых судей, установилась практика вынесения приговоров на основании законов, а не традиций и преданий. Неоднозначные результаты аграрной реформы: в России появились фермеры, но было разрушено общинное земледелие.

Реформы свернуты после убийства Петра Столыпина 18 сентября 1911 года.


1921–1929 годы

Новая экономическая политика (нэп)

Содержание: замена продразверстки в деревне продналогом, развитие внутреннего рынка, привлечение иностранного капитала, проведение денежной реформы.

Результаты: быстрое восстановление хозяйства (до уровня 1913 года), увеличение национального дохода на 18 процентов в год, рост промышленности — на 30 процентов в год, рубль был признан мировой валютой, выросло благосостояние населения. Среди негативных последствий — безработица к 1928 году достигла 2 млн человек.

Нэп был свернут с изменением политического курса страны.


1929–1941 годы

Коллективизация и индустриализация

Содержание: создание мощной промышленности за счет истощения ресурсной базы села через жесткую централизацию средств.

Результаты: построено более 3000 новых заводов и электростанций, объемы промышленного производства увеличились на 180 процентов, производительность труда выросла на 65 процентов. Рывок обеспечили массовые репрессии, разорение деревни, использование труда заключенных.

Курс на тотальную коллективизацию завершился признанием серьезных перегибов при реализации проекта переустройства села. Развитие индустриализации формально прервала Великая Отечественная война, но по факту все предвоенные пятилетки были провалены, а поступательный рост сменился торможением в большинстве отраслей народного хозяйства.


1953–1964 годы

Реформы Хрущева

Содержание: административная реформа, сельскохозяйственная, денежная, социальная, реформа науки и образования.

Результаты: наибольшего успеха удалось добиться в науке (освоение космоса, атомная энергетика, развитие химической промышленности, рост сети НИИ), в социальной сфере (массовое жилищное строительство, снижение пенсионного возраста на 5 лет, увеличение пенсий в 2 раза) и в образовании (введение обязательного 11-летнего обучения в школе). Замена централизованного управления совнархозами дала лишь кратковременный эффект. Сельское хозяйство оказалось в кризисе, начались закупки зерна за границей. Денежная реформа привела к росту цен.

Конец хрущевским реформам положило снятие со всех постов в партии и правительстве их инициатора в октябре 1964 года.


1965–1970 годы

«Золотая пятилетка» Косыгина

Содержание: децентрализация управления предприятиями, расширение их самостоятельности, введение показателей прибыльности, личное стимулирование труда работников.

Результаты:

увеличение объема промышленного производства на 50 процентов, сельское хозяйство выросло на 21 процент. Среди негативных последствий: заработная плата выросла в 2,5 раза — намного больше роста производительности труда. Под вопросом оказалось существование плановой экономики.

Реформа в итоге была свернута, так как вызвала тревогу консервативной части политбюро ЦК КПСС — в ее продолжении усмотрели угрозу «возврата к капитализму», высказывались опасения повторения в СССР Пражской весны 1968 года.


2000–2009 годы

«Стратегия-2010» («Программа Грефа»)

Содержание: реформирование государственных институтов, присоединение России к ВТО, налоговая реформа.

Результат: рост ВВП составил в среднем 6 процентов в год, был реструктурирован государственный долг, обеспечена платежеспособность государства, Россия получила рыночный и инвестиционный рейтинги. Расходы домашних хозяйств выросли на 80 процентов.

Не удалось реформировать институты и уменьшить сырьевую зависимость экономики.

Фактически стратегия была выполнена на 36 процентов. С началом роста нефтяных цен в 2004 году реформы стали сворачиваться и полностью схлопнулись с кризисом 2008 года.


2012 год

«Стратегия-2020»

Содержание: развитие отраслей, ориентированных на развитие человеческого капитала,— образование, медицина, информационные технологии, медиа, дизайн — всего по 21 направлению.

Стратегия не рассматривалась и не утверждалась правительством. С 2012 года стартовали «национальные проекты».

Социальная политика . Столыпин личность и реформы

На рубеже XIX–XX вв. в европейскую политику пришло осознание социальной ответственности государства за уровень жизни своих граждан. Сформировалось убеждение, что право на достойное существование — неотъемлемое право каждого, которое должно быть гарантировано правительственной властью.

В противном случае, общество никогда не выйдет из череды социальных конфликтов, которые в итоге дестабилизируют всю политическую систему. Этот мотив стал одним из определяющих и в государственной деятельности П.А. Столыпина.

Гибким и дифференцированным был подход к социальным гарантиям рабочих. До Столыпина оказание денежных пособий рабочим, здоровью которых на предприятии был нанесен ущерб, всецело входило в область частной инициативы промышленников. Несправедливость и неэффективность этой системы Столыпин понял задолго до того, как оказался на вершине власти. Будучи ковенским губернским предводителем дворянства, он выступал против введения административных барьеров для рабочих, желающих эмигрировать. Столыпин писал: «Мы улучшаем содержание своего скота…, рабочий же наш слабеет с каждым днем… Физическому закону диффузии подчинены не только жидкости, но и людские массы: из тех мест, где они угнетены трудными условиями жизни, они естественно перемещаются в местности, где гнет материальных условий не так тяжел».

Столыпин был одним из первых, кто поставил вопрос о страховании рабочих. В должности гродненского губернатора он продолжал свою линию, рассматривая социальное страхование как «предохранительный клапан» против распространения социалистических идей. Когда Столыпин возглавил правительство, то впервые в России была разработана и начала внедряться система социального страхования.

Предполагалось окончательно запретить ночной труд женщин и подростков, а также их использование при подземных работах. Рабочий день подростка сокращался. При этом работодатель был обязан отпускать его ежедневно на 3 часа для обучения в школе. В ноябре 1906 г. были утверждены положения Совета министров, устанавливавшие необходимые часы отдыха для служащих торговых и ремесленных заведений. Рабочий день ограничивался 12 часами, причем в тех случаях, когда он превышал 8 часов, устанавливался перерыв для приема пищи общей продолжительностью не менее двух часов в день.

В 1908 г. в Государственную думу были внесены законопроекты «Об обеспечении рабочих на случай болезни» и «О страховании рабочих от несчастных случаев». Предприниматель должен был предоставить врачебную помощь своему работнику. В случае болезни рабочий обеспечивался больничными кассами рабочего самоуправления. Были также установлены выплаты, полагавшиеся утратившему трудоспособность, и членам семьи в случае смерти рабочего от производственных травм. Разрабатывались проекты о распространении этих норм и на служащих государственных предприятий (например, подведомственных Министерству финансов и Министерству путей сообщений).

При этом правительство считало необходимым юридически закрепить за гражданами возможность отстаивать свои экономические интересы. Так, предлагалось разрешить рабочим экономические стачки, а, соответственно, расширить возможности для самоорганизации, создания профсоюзов.

Также правительство Столыпина своими социальными мероприятиями стремилось поддерживать Православную церковь, прежде всего в лице ее служителей низового звена — городского и сельского приходского духовенства, чтобы на фоне коренных преобразований экономического и социального уклада обеспечить в широких слоях населения устойчивость нравственно-этических традиций.

Разрабатывая принципы новой социальной политики, правительство Столыпина пошло на инновационный шаг: «увязало» проблему повышения материального уровня чиновников и служащих с результативностью проводимых реформ. Весьма характерен в этом отношении проект увеличения содержания чинам судебного ведомства. В его обосновании подчеркивалось, что только достаточное материальное вознаграждение может обеспечить правильную постановку судопроизводства, гарантировать независимость и объективность судебных решений, привлечение в ряды судебного ведомства высокопрофессиональных и честных работников, что имело особое значение в условиях роста гражданского самосознания населения, повышения роли суда в контексте становления гражданского общества и правового государства.

Цель социальной политики П.А. Столыпина — формирование полноценного партнерства между работником и работодателем в рамках складывавшегося правового пространства, где были бы четко обозначены прерогативы и обязанности обеих сторон.

Иными словами, правительство создавало условия для диалога между людьми, занятыми в общем деле производства, но зачастую говорившими на «разных языках». Реформы были тесно увязаны с развитием личности, с преобразованиями экономики и государственного управления, более того, они были направлены на синхронизацию этих процессов. Столыпин старался соблюсти баланс между укреплением предприятий, повышением производительности труда и защищенностью рабочих. Основанием всего социального законодательства было четкое определение прав субъектов, возникавших вместе с обязанностями.

Действия правительства России 1906-1914 | Рабочий лист плана урока

Премиум

Загрузить Действия правительства России в 1906-1914 гг.

Нажмите кнопку ниже, чтобы загрузить этот рабочий лист для использования в классе или дома.

Загрузить →

Снимок урока:

Как правительство ограничивало Думу и обеспечивало сохранение Николая у власти?

«Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть. Подчинения его власти требует сам Бог». Это подтверждение царской веры в самодержавие во многом противоречило Октябрьскому манифесту. Основные законы гласили, что:
• Царь, а не Дума назначал своих министров
• ведение иностранных дел было прерогативой исключительно Царя
• Царь сохранял право управлять декретом [без выборного парламента]
• Дума не могла издавать законы без согласия царя.
Основные законы – апрель 1906 г.

Избирательная система Витте в Думу была сильно смещена в сторону классов землевладельцев и крестьянства, которые считались в корне консервативными. Потребовалось

рабочих для избрания депутата. Чтобы избрать одного, потребовалось 30 000 крестьян. Кроме того, самодержавие было фактически утверждено:

1. Государственный совет должен был наполовину назначаться царем, остальные должны были избираться богатыми и имущими классами.
2. Царь мог выбирать и увольнять министров по своему усмотрению. Он полностью контролировал вооруженные силы, исполнительную власть и внешнюю политику.
3. Царь мог наложить вето на любой закон и мог управлять указом, когда Дума не собиралась в полном составе, хотя закон требовал одобрения Думы и Государственного совета.

Изменения в законах о выборах

В 1907 году Петр Столыпин ввел новый свод законов о выборах, который противоречил конституции 1906 года, гарантируя, что царь получит правое большинство в Думе.

Галстук Столыпина

Самым важным лицом в российском правительстве после 1906 года был Петр Столыпин. Столыпин имел репутацию жестокого человека и был настолько жестоким, что петля палача стала известна как «столыпинский галстук». Когда он пришел к власти, его первой задачей было искоренить любые остатки революционной активности. Революционные лидеры были повешены или сосланы. Многие бежали за границу, включая Троцкого и Ленина. Хотя он был жесток в своем обращении с революционерами, Столыпин понимал, что реформы необходимы для выживания самодержавия. Его целью было создать процветающий класс землевладельцев, который поддерживал бы царя и не был открыт для революционных идей.

Столыпинские земельные реформы
Серьезное недовольство русских крестьян все еще было. Чтобы справиться с этим, Столыпин начал свои социальные реформы, внося изменения в собственность на землю, которые включали:
• Крестьяне теперь будут владеть своей землей. Мир больше не будет владеть землей
• Вся семья не будет владеть землей. Была собственностью старшего члена семьи
• Пастбища и пастбища, принадлежавшие коммуне, были разделены между крестьянами
• Прекратилась система беспривязного земледелия и земля была заключена в мелкие хозяйства
• Крестьянский банк был расширен, что позволило тем крестьянам, которые могли себе это позволить, покупать больше земли.
Эта последняя реформа затронула около двух миллионов семей и создала более зажиточный, успешный слой крестьян, известных как кулаки, которые должны были служить буфером против революции для защиты своих интересов. Реформы также привели к увеличению сельскохозяйственного производства и началу модернизации методов ведения сельского хозяйства. В результате земельной реформы еще больше крестьян покинули землю и ушли в города в поисках работы.

Рабочий лист План урока:

  • Предназначен для учащихся 7, 8 и 9 классов Великобритании или эквивалентных
  • Премиум ресурс
  • Используйте по своему усмотрению в классе или дома
  • План урока о действиях правительства России 1906-1914 гг.
  • Содержит вопросы по всему учебному листу.

Commanding Heights : Russia Social

1910: Большая часть российского общества остается феодальной, с землевладельческим дворянством и классом крестьян, борющихся за полную эмансипацию. Требование прав рабочих и политического голоса вызвало рост забастовок и протестов. Рост промышленных городов привел к миграции в города и серьезному социальному стрессу, поскольку старый порядок с его традиционной культурой, основанной на церкви, претерпевает резкие изменения.

1911-1916: Нарастает волна протестов рабочих и крестьян. Во время Первой мировой войны призыв на военную службу, большие человеческие жертвы и гиперинфляция привели к ужасным социальным бедствиям. В результате проведенной ранее премьер-министром Петром Столыпиным аграрной реформы, которая освободила крестьянские земли из-под контроля сельской общины, к 1916 году около 2,5 миллионов дворов получили правоустанавливающие документы на свои земли.

1917: Ленин начинает реконструировать почти все стороны русской жизни. Тайная полиция большевиков, ВЧК (аббревиатура от Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем) усердно работает над разгромом «классовых» врагов, нападениями на гражданские учреждения и закрытием несоциалистических газет. Частное землевладение отменяется, как и всякие привилегированные различия.

1918-1920: Гражданская война вызывает массовый разрыв всех нормальных связей, связывающих различные группы общества. Беспощадная воинская повинность, голод и смерть довершают дело революции 1917 года, разрушая старые институты и социальные классы. Традиционное русское общество фактически разрушается, предоставляя чистый лист, на котором создаются новые институты нового советского общества.

1921-1928: Культурная революция завершает советизацию России. Русское православие подвергается нападкам: государство экспроприирует церковные земли и имущество, запрещает религиозное образование и большинство форм религиозной деятельности. В 1925 он учреждает Лигу безбожников для распространения атеизма. Новый художественный стиль развивается и становится популярным как часть переделки культуры.

1929-1940: Сталин продолжает культурную революцию, отказывая крестьянам во внутренних паспортах и ​​заставляя их терпеть практически вторую крепостную зависимость в новых колхозах. Государство формирует промышленного рабочего в героическом образе нового советского человека. Он усиливает свои атаки на церковь, очищает от нежелательной интеллигенции и расширяет образование, чтобы научить всех советских граждан читать и писать.

1941-1945: Вторая мировая война отмечена всплеском патриотизма. Сталин вновь открывает церкви, стремясь сплотить верующих, призывая к защите Святой Руси. Принимаются законы о мобилизации рабочей силы, установлении нормирования, удлинении рабочего дня и криминализации прогулов. Во время и после войны в рамках советской национальной политики миллионы представителей малочисленных национальностей страны депортируются в Сибирь.

1946-1953: Потеря около 25 миллионов человек, особенно молодых мужчин, во время войны имеет глубокие социальные последствия. В 1946 Сталин начинает политику ждановщины, культурную войну против инноваций, модернизма и западных симпатий. Эта суровая дисциплина интеллигенции против любого отклонения от советской патриотической линии способствует возникновению собственной культурной холодной войны.

1954-1963: После религиозного возрождения Хрущев возобновляет атаку на церковь. Усиливается антирелигиозная пропаганда, закрывается огромное количество церквей. Но общая атмосфера страха ослабевает, а сталинские драконовские законы о труде отменяются. Возникает неформальный общественный договор, при котором рабочие соглашаются на низкую заработную плату и отсутствие права на забастовку в обмен на дешевую еду, социальные льготы и более снисходительные методы работы.

1964-1984 годы: брежневское правление — время относительного изобилия. Повышается минимальная заработная плата, значительно повышается уровень жизни. Вводится пятидневная рабочая неделя и увеличивается базовый отпуск. Конституция 1977 года закрепляет право на частный земельный участок. Закрытие церквей и тюремное заключение прекращаются. Но по сравнению с Западом уровень жизни остается заметно низким.

1985-1991: Реформы Горбачева подрывают нормы советского общества. Впервые в жизни советские люди живут без угрозы цензуры и тайной полиции, но экономический коллапс приводит к массовым протестам за лучшую оплату и условия, и большинство населения видит, как его социальные блага размываются. В республиках СССР растут националистические настроения.

1992-1993: Конец СССР и коммунистического правления дает надежду, свободу и возможности. Однако для многих это означает острую неопределенность. По мере того, как цены стремительно растут, а благосостояние падает, число россиян, живущих в нищете, стремительно растет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *