Социальная философия джона локка кратко: 39 Социальная философия Нового времени (Дж. Локк, Т. Гоббс)

39 Социальная философия Нового времени (Дж. Локк, Т. Гоббс)

39. Социальная философия Нового времени (Дж. Локк, Т. Гоббс).

Социальная философия – это учение о наиболее общих законах и ценностях общественного бытия и социального познания.

Развитие нового, буржуазного общества порождает изменение не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейший фактор – наука, прежде всего, экспериментально – математическое естествознание, которое как раз в 18 веке переживает период своего становления. Век научной революции.

Развитие науки. Как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви вызвали новую ориентацию философии. Если в средние века: союз с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку.

Томас Гоббс – продолжатель традиций Бэкона.

Основной вопрос его философии: вопрос об отношении духа к природе, мышления к бытию. Этот вопрос он решал строго материалистически; материальный мир, независимо от человека, существующий мир тел первичен, сознание – вторично. Под идеей он понимал отражение материальных вещей, которые отпечатываются в нашем сознании.

Т.Гоббс подверг жесткой критике дуализм Декарта в его учении о субстанциях. Существует только множество различных предметов, которые мы обозначаем различными именами. Гоббс переносит механистическое видение мира на познание общества. Общество — это соединение индивидов, которые образуют некий механизм, органическую систему. Человек — животное, которое преследует свои ближайшие интересы. Поэтому, когда люди начинают свое совместное существование, они сталкиваются с тем, что интересы других людей противоречат их собственным. Действуют они, исходя из своих эгоистических интересов, поэтому с неизбежностью сталкиваются с интересами других людей, тем самым вступая в конфликт с ними.

Это конфликтное состояние Гоббс называет естественным и определяет его, как «война всех против всех». В естественном состоянии каждый борется сам за себя, поэтому «человек человеку волк», побеждает сильнейший. Положительный момент естественного состояния человека — это свобода, а отрицательный — отсутствие безопасности.

Джон Локк. Согласно теории наш мир есть пассивное отражение сверхчувственного мира идей, в котором некогда жила душа человека. Там она приобрела запас знаний. Оказавшись в замкнутой оболочке душа должна вспомнить все знания – в этом задача познания.

Он доказывал, что ни одна идея не врождена человеку. Все эти идеи являются результатом какого-то очень долгого развития человека и, прежде всего, обработки его опытных данных. Человеческий разум — это механизм, который работает с ощущениями. С человека воспринимать чувственные образы есть некий первичный уровень работы разума. Получив, ощущения разум производит их сравнение, классификацию и связывание друг с другом, получая в итоге все более абстрактное знание.

Наша душа должна быть уподоблена чистой доске, письмена на которой способен оставить лишь опыт. Опыт и должен стать главным предметом философского исследования. Наша душа отчетливо различает два вида опыта: опыт внутренний и внешний. Последний есть то, что мы называем внешним чувством, а первый относится к познанию внутреннего мира самого человека. Что касается достоверности знания, приобретаемого на основе того или иного рода опыта, то несомненное преимущество должно быть отдано опыту внутреннему, так как здесь мы имеем дело с непосредственно данным его содержанием. Наша задача в том, чтобы свести сложные формы к простым и тем самым достичь научного объяснения.

Теория познания и социальная философия Дж. Локка

Английский мыслитель Джон Локк (1632-1704) внес значительный вклад в обоснование тезиса о происхождении знания из чувств и сформулировал основные положения сенсуалистической теории познания. Основная цель главного труда Локка “Опыт о человеческом разуме” сводится к вопросу о происхождении, достоверности и объеме человеческого познания. Локк отрицает врожденные идеи и считает, что душа человека — это чистый лист бумаги (tabula rasa), на котором опыт оставляет свои сведения о мире. Мысль не является, по Локку, сущностью души, они лишь ее свойство. В связи с этой эмпирической установкой мысль оказывается малоконструктивной, а ее творческие возможности ограниченными ощущениями. Источником знания о мире выступают ощущения. Из ощущений затем возникают идеи. В связи с этим теорию познания Локка называют сенсуалистической8

.

Исходное основание теории познания Локка — опыт. Именно опыт доставляет человеку эмпирический материал, необходимый для размышлений. Локк делит опыт на внешний — предоставляемый предметами и вещами окружающего мира, и внутренний — возникающий вследствие наблюдения за собой и своими действиями. Внешний опыт служит основой чувственного познания, внутренний опыт связан с деятельностью души и служит основой мышления. Такимобразом, по Локку, “на опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит”.

На различение внешнего и внутреннего опыта опирается локковское учение о “первичных” и “вторичных” качествах. Первичные качества — это неотъемлемые ни при каких обстоятельствах свойства вещей: протяженность, форма, движение или покой, число, плотность. Вторичные качества возникают в определенных обстоятельствах и могут исчезнуть вместе с обстоятельствами. Об их существовании свидетельствуют органы чувств: запахи, цвета, звуки, вкусы. Первичные качества принадлежат самим вещам и объективны, а вторичные качества — субъективны.

При решении социально-философских проблем Локк был близок либеральным9 традициям. Это нашло отражение в его двух трактатах о государственном правлении. В них он сформулировал свое понимание естественного и гражданского состояний. В естественном состоянии люди свободны, равны и независимы. Там царят собственность и труд, без которых человек не может реализовать себя. Согласно Локку, естественному человеку свойственна собственность и эгоизм, а следовательно и индивидуализм. Но это не есть “война всех против всех” Гоббса. В естественном состоянии Локка все располагают одинаковыми правами и обязанностями. Из этого следует тезис о свободе как результате договора. В обществе первенствует естественный закон, согласно которому никто не имеет права ограничивать другого в жизни, здоровье, свободе, имуществе. Уже это показывает границы индивидуальной свободы. Она не абсолютна, а ограничена ответственностью человека перед другими. Договор, по Локку, отражает согласие сторон уважать следствия, вытекающие из естественного закона. И если какая-то сторона нарушает договор, например, правитель, то другая сторона тоже имеет право отказаться от принятых на себя обязательств.

Таким образом, Локк делает следующий вслед за Гоббсом шаг в обосновании прав людей перед государством и правителем. Если Гоббс выступил певцом прав государства, которому фактически никто не возразит, то Локк встал на защиту другой стороны — людей, утверждая их право отказаться от договора с государством — правителем, когда оно не соблюдает основные положения договора.

Частью политической философии Локка была этика, трактовка добра и зла как пути к удовольствию или страданию. Наибольшее удовольствие, по Локку, достигается с помощью частной собственности, права на которую неотделимы от человека. В частной собственности Локк видел основу цивилизации. Труд и прилежание — главные источники человеческого богатства. Как следствие, Локк выдвинул идею разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Философия Джона Локка: пять ключевых идей

 

Политическая философия Джона Локка является синонимом либеральной мысли в ее классическом понимании. Примечательно, что классический либерализм похож, но в то же время отличается от современного либерализма. В эпоху Локка политической нормой была феодальная социальная иерархия, в которой доминировала всеобъемлющая политическая единица, в которой вся власть принадлежала одному человеку: монарху. Противоположностью массивному политическому Левиафану, которым была монархия, была скромная правительственная структура ограниченного размера и размаха.

Именно эту идею отстаивали в свое время Локк и мыслители-виги в Британии. Далее следует несколько важных идей, приписываемых отцу либерализма.

 

1. Теория общественного договора Джона Локка
Взгляд Джона Локка на человека в природе , художник неизвестен, via Londonhua

 

В философии раннего Нового времени Естественное Состояние — это гипотетический мир, лишенный какого-либо закона, порядка и политической структуры. Он стал холстом, на который философы проецируют свои взгляды на человеческую природу; как бы мы вели себя, если бы не было политического истеблишмента, закона или языка, которые цивилизовали бы нас.

 

Философы широко согласны с тем, что человеческой природе свойственно объединяться и образовывать то, что называется государством, что напоминает древнее замечание Аристотеля о том, что «человек — это политическое животное». Для Джона Локка люди в этом так называемом состоянии имеют моральное обязательство не причинять друг другу вреда ни в какой форме, будь то жизнь или собственность.

 

Джон Локк, с картины Германа Верелста, ок. 1689 г., через Национальную портретную галерею

 

Локк утверждает, что без государственного органа в той или иной форме эти государства погрузились бы в насилие, основанное на страхе и неуверенности в своей защите. Таким образом, Общественный договор становится взаимным соглашением о том, что люди в государстве отказываются от

некоторых (не всех) своих прав правительству в обмен на защиту и мирное социальное существование, которые обеспечивает закон.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Но на этом все заканчивается. Будучи скептиком в отношении наделения правительства слишком большой властью, Локк верил в идеи индивидуального управления и свобод: это «классический либеральный» смысл мысли Локка, поскольку он прямо противостоит монархической власти. Для Локка правительство должно быть «нейтральным судьей» закона, не имеющим права вмешиваться в жизнь человека.

 

Самой радикальной идеей, вышедшей из-под пера Локка, была идея государственной легитимности. Локк считал, что правительство должно быть обязано народу, а не наоборот. Он стал первым человеком в истории, который предположил, что если народ не одобряет свое правительство, он должен обладать властью изменить его по своему усмотрению. Эта идея получила название право на революцию .

 

2. Локк на собственности
Vertumnus , Джузеппе Арчимбольдо, 1590, через замок Скоклостер, Швеция

 

Джон Локк был первым, кто предположил, что люди как человеческие существа обладают набором неотъемлемых прав. Этими правами, перефразированными в американской Конституции, являются «жизнь, свобода и собственность».

 

По существу, Локк заметил, что право человека на собственность коренится в том, что собственность начинается с него самого. Человек имеет право управлять собой; их сущность есть их собственность, и ничто и никто не может ее отнять. Это интроспективное право человека; их собственность на свою душу. Внешне право собственности человека касается окружающего мира. Земля дает человечеству щедрость, разделяемую по всему миру. Эта щедрость есть дар человечеству, по Локку, от Бога: у всех нас есть общий доступ к Божьей щедрости.

 

Если эта награда общедоступна, значит, она созрела для того, чтобы ее мог получить любой человек, который сочтет нужным. Для Локка смешивание своего труда с Божьей щедростью, предоставленной нам, приводит к тому, что эта щедрость становится нашей собственностью.

 

Представьте на мгновение, что вы идете по лесу и находите яблоню. Залезая на дерево и срывая яблоко, вы смешиваете свои усилия и труд с милостью Божией, тем самым оправдывая то, что яблоко, которое вы сорвали, теперь является вашей собственностью.

 

Кроме того, Джон Локк постулировал, что простое возведение забора вокруг поля является эффективным средством притязаний на собственность.

 

3. Tabula Rasa
Афинская школа , Рафаэль, 1511, через Музей Ватикана

 

Философия раннего Нового времени разделилась на две школы: рационализм и эмпиризм. Подобно самим философским рассуждениям, разделение происходит от умов древних греков.

 

Платон, изображенный слева вверху, был философом-рационалистом-идеалистом: он считал идеи источниками наших знаний. Аристотель, изображенный справа с вытянутой вперед рукой, — отец практического эмпиризма: он считал, что чувственный опыт — источник наших знаний.

 

Джон Локк был, как и Аристотель, эмпириком. Центральной идеей мысли Локка было его представление о Tabula Rasa 9.0018: «Чистый лист». Джон Локк считал, что все люди рождаются с бесплодным, пустым, податливым разумом; каждая грань человеческого характера есть нечто наблюдаемое, воспринимаемое и познаваемое посредством органов чувств.

 

Биологически Tabula Rasa поддерживает воспитание в дебатах «природа против воспитания». Философски это допускает концепцию свободы воли . Более поздние мыслители интерпретировали эту идею в своих работах — Фрейд, например, горячо верил в Tabula Rasa и дополнил бы эту мысль, указав на важность наблюдаемого поведения в динамике наших родителей.

 

Эта идея Локка соответствует его идеям о естественных правах. Хотя мы не рождаемся с какими-либо врожденными идеями, выученное поведение можно применить к нашим естественным правам, чтобы получить для себя оптимальные результаты.

 

4. Локк о религии
Портрет Людовика XIV , Гиацинт Риго, ок. 1700 г., через Лувр

 

Роберт Филмер, современник Джона Локка, оправдывал монархию, отстаивая божественное право на власть, представленное здесь знаменитым французским Королем-Солнце Людовиком XIV (годы правления 1643–1715), а Король являлся земным воплощением Бога. Локк написал подробную критику теории Филмера.

 

Джон Локк родился пуританином, обращенным в социниан, и вырос во время неоднозначной с религиозной точки зрения Гражданской войны в Англии. В результате он твердо верил, что ни одна политическая власть не имеет права определять религию своего народа. В качестве доказательства он привел беспорядочную двусмысленность религии времен правления Генриха VIII (г. 1509 г.).-47) своей дочери Елизавете I (годы правления 1558-1603), что принесло много смертей и разрушений в Англии.

 

Религиозные воззрения, предложенные Джоном Локком, исходили из контекста, в котором он жил. Хотя он считал, что сущность (или душа) человека является его собственной собственностью, единственным правителем которой является самость, его представление о теле было другим. Для Локка наши тела — собственность Бога. Поэтому естественное право и естественный закон не убивать — убийство должно было рассматриваться как прямое причинение вреда собственности Бога.

 

Согласно этой точке зрения, человек имеет право управлять собой любым способом, который он считает нужным, и тем самым одновременно поддерживать право на жизнь, причем эти два права представляют собой два естественных закона для Джона Локка. Это понятие классического либерализма Локка, которое находит отклик и по сей день, в основном благодаря обширному изучению Джона Локка американскими отцами-основателями.

 

5. Локк о терпимости
Сцена Тридцатилетней войны , 1884 год, Эрнест Крофтс, Художественная галерея Лидса

 

Джон Локк много писал о терпимости. Вполне вероятно, что это был урок, преподанный ему — или идея, которая пришла ему в голову — во время наблюдения за Гражданской войной в Англии в юности.

 

В конфликте католики и протестанты истребили друг друга. Это было не уникально для Англии, где протестантизм был импортирован, когда королю Генриху VIII было отказано в разводе папой-католиком в 1534 г.

 

Ссылаясь на Tabula Rasa , его опыт, восприятие и наблюдения в юности, очевидно, сформулировали его мнение о терпимости. Джон Локк определял толерантность как фундаментальное и аксиоматическое несогласие с чем-либо, будь то другая вера, раса, сексуальная ориентация или любимая футбольная команда, при этом позволяя этому существовать. Поскольку Локк утверждал, что душа является собственностью человека, и никто не имеет права управлять ею, кроме этого самого человека, каждый имеет право выбирать свой собственный путь.

 

Локк не отказывался от акта решительного противодействия чему-либо; можно по-прежнему не соглашаться и спорить с чем-то, но истинная терпимость просто позволяет этому существовать. Краеугольным камнем религиозного насилия в Англии стало то, что королева Елизавета I провозгласила официальную терпимость к католикам в королевстве, несмотря на то, что государство было протестантским, а она была его верховным главой.

 

Наследие Джона Локка
Свобода, ведущая народ , Эжен Делакруа, ок. 1830 г., через Лувр

 

Локк оказал значительное влияние на революционное поколение последней четверти восемнадцатого века в США и Франции. В свое время право Локка на революцию было одним из самых радикальных политических заявлений, когда-либо сделанных, изменившим мир за собой.

 

Классический либерализм Локка во многом параллелен либерализму, который мы знаем сегодня. Тем не менее, во многих других отношениях он кардинально отличается. Идеал Локка состоит в том, что маленькое правительство с ограниченными возможностями и ограниченной властью действует как простая опора для народа. Хотя многие принципы не изменились, современный либерализм в основном выступает за большое правительство и масштабы, и именно Первая и Вторая мировые войны привели к этому идеологическому сдвигу.

 

Президент Томас Джефферсон (1743–1826), главный автор Декларации независимости и считавшийся прогрессивным в свое время, мечтал о Соединенных Штатах, связанных мелкими фермерами, живущими на собственные средства, за счет своей земли и без помех. Сегодня эта точка зрения получила название джефферсоновского республиканизма, идеология, считающаяся по существу либертарианской (правая политическая позиция).

 

Президент Франклин Делано Рузвельт (либерал по современным меркам) резко расширил сферу деятельности правительства в своей политике Нового курса в 1919 г. 33, чтобы спасти свое государство от Великой депрессии. С этой точки зрения, более крупное и могущественное правительство способствовало бы свободе своего народа.

 

Джон Локк не дожил до плодов своего философского труда. Его новая политическая философия либерализма, очевидно, раскололась на множество различных направлений, поскольку она была переосмыслена последующими поколениями. Независимо от того, как применяется либерализм, идеи, предложенные Джоном Локком, оказались ключевыми в развитии современной западной цивилизации.

Джон Локк (1634–1704): темы, аргументы и идеи

Моральная роль правительства

Согласно Локку, политическая власть — это естественная сила каждого человека, коллективно переданного в руки назначенного тело. Создание правительства гораздо менее важно, Локк. думает, чем этот своеобразный общественно-политический «договор». Сообщество отказывается от некоторой степени своих естественных прав в пользу правительства, который способен лучше защитить эти права, чем любой человек один. Потому что правительство существует исключительно для благополучия сообщество, любое правительство, нарушающее соглашение, может и должно быть заменены. Сообщество имеет моральное обязательство восстать против или иным образом заменить любое правительство, которое забывает, что оно существует только на благо народа. Локк считал важным тщательно изучить государственные учреждения и четко определить, какие функции легитимными и какие сферы жизни были неприемлемы для этих институтов участвовать или оказывать на них влияние. Он также считал, что определение надлежащая роль правительства позволила бы людям процветать как отдельных людей и обществ как в материальном, так и в духовном плане. Потому что Бог дал человеку способность рассуждать, свободу, которую казненное правительство предоставляет людям суммы для выполнения божественной цели человечества. Для Локка моральный порядок естественное право является постоянным и самовоспроизводящимся. правительства только факторы, способствующие этому моральному порядку.

Эмпирическая теория познания

Для Локка все знания приходят исключительно через опыт. Он утверждает, что при рождении разум представляет собой tabula rasa, или чистый лист. что люди наполняются идеями, познавая мир через пять чувств. Локк определяет знание как связь и согласие, или несогласие и отвращение идей, формируемых людьми. Из этого определения следует, что наше знание не выходит за пределы широта человеческих представлений. На самом деле это означало бы, что наши знания еще уже, чем следует из этого описания, поскольку связь между самыми простыми человеческими идеями неизвестно. Потому что идеи ограничены опытом, а мы не можем испытать всего, что существует в мире, наши знания еще больше скомпрометированы. Однако, Локк утверждает, что, хотя наши знания обязательно ограничены в Таким образом, мы все еще можем быть уверены в некоторых вещах. Например, у нас есть интуитивное и непосредственное знание о нашем собственном существовании, даже если мы не знаем метафизической сущности наших душ. У нас также есть демонстративное знание о существовании Бога, хотя наше понимание не может полностью понять, кто или что он такое. Мы познавать другие вещи через ощущения. Мы знаем, что наши идеи соответствуют к внешним реалиям, потому что разум не может изобретать такие вещи без опыта. Слепой, например, не смог бы сформировать представление о цвете. Поэтому те из нас, кто имеет зрение Мы можем сделать вывод, что, поскольку мы воспринимаем цвета, они должны существовать.

Естественная основа разума

Локк утверждает, что Бог дал нам способность рассуждать помочь нам в поисках истины. Как творения Божьи, мы знаем, что мы должны сохранить себя. Чтобы помочь нам, Бог создал в нас естественное отвращение к страданию и стремление к счастью, поэтому мы избегаем вещей которые причиняют нам боль и вместо этого ищут удовольствия. Мы можем рассуждать что, поскольку мы все в равной степени дети Божьи, Бог должен желать, чтобы все быть счастливым. Если один человек делает другого несчастным, заставляя его боль, этот человек отверг волю Божию. Поэтому каждый человек обязан защищать других людей, а также себя. Признание ответственность за сохранение прав всего человечества естественно ведет к толерантности, понятию, лежащему в основе теории Локка. вера в отделение церкви от государства. Если мы все должны прийти открыть истину с помощью разума, то ни один человек, естественно, не лучше, чем любой другой человек, способен открыть истину. По этой причине, политические лидеры не имеют права навязывать убеждения люди. Потому что все, что мы понимаем, приходит через опыт и переводится разумом, никакая внешняя сила не может заставить нас понять нечто, противоречащее нашим собственным представлениям. Локк утверждает, что если люди должны были слепо следовать за правительством, они сдались бы свой собственный разум и, таким образом, нарушая Божий закон или естественный закон.

Право на частную собственность

Право на частную собственность является краеугольным камнем концепции Локка. политическая теория, заключающая в себе то, как каждый человек относится к Богу и другим мужчинам. Локк объясняет, что человек изначально существует в состоянии природы, в которой ему нужно отвечать только законам природы. В это естественное состояние, люди вольны поступать, как им заблагорассудится, пока поскольку они сохраняют мир и сохраняют человечество в целом. Потому что они имеют право на самосохранение, отсюда следует, что они право на те вещи, которые помогут им выжить и быть счастливый. Бог дал нам все материалы, которые нам нужны эти цели, но эти природные ресурсы бесполезны, пока люди не приложат свои усилия им. Например, поле бесполезно, пока оно производит пищу, и ни одно поле не будет производить пищу, пока кто-нибудь не возделывает землю. Это.

Локк предполагает, что, поскольку все люди полностью владеют своим телом, любой продукт их физического труда также принадлежит им. Таким образом, когда человек работает над каким-то товаром или материалом, он становится собственником этого товара или материала. Человек, который обрабатывает землю и производит еда владеет землей и пищей, созданной его трудом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *