Конспект урока по литературному чтению на тему «События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников.» (4 класс)
Конспект урока по литературному чтению
Класс: 4.
Дата: _____________________
Тема: События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников.
Цели: продолжить знакомить с событиями летописи как с основными событиями Древней Руси; учить сравнивать текст летописи с историческими источниками; развивать память и внимание, навыки смыслового чтения; помочь осознать мотивы чтения и изучения исторических произведений; воспитывать уважение к истории России.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Планируемые результаты:
предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
личностные: проявление бережного отношения к учебной книге, уважения к истории России.
Формируемые УУД:
Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
П — анализ научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли,
К — ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения.
Оборудование: карточки, иллюстрации.
Ход урока:
I. Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
II. Актуализация знаний
1. Речевая разминка
— Прочитайте про себя отрывок из стихотворения «Русь».
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову И. Никитин.
— Прочитайте вслух медленно, с ускорением, выразительно.
— Какие чувства вызвали у вас эти строки?
2. Повторение
— Как называется раздел, который мы начали изучать?
— С чем познакомились на прошлом уроке?
— Что мы узнали о летописи?
— С какой летописью мы познакомились на прошлой неделе? О ком и о чем вы узнали?
— Давайте перечитаем ее.
III. Целеполагание
— Ребята, сегодня мы с вами продолжаем работать по нашему разделу. Я специально для вас подготовила информацию об Олеге Вещем, чтобы вы подробнее могли узнать об этой исторической личности.
IV. Работа по теме урока
История об Олеге Вещем
В некотором царстве, в Новгородском государстве жил — был русский воевода по прозванию Вещий Олег. Когда он родился — неизвестно, но все в государстве знали и почитали Олега. А началось все с того, что Новгород остался без правителя после смерти князя Рюрика.
Наследником Новгородского престола должен был стать сын Рюрика — Игорь, но к тому времени он был еще совсем мал — ему исполнился год от роду, поэтому к престолу пригласили Олега – храброго, сильного и умного друга князя Рюрика.
Княжеские палаты Олег обустроил себе в Новгороде. Новый государь всем пришелся по нраву – и дружине боевой, и народу простому силой своей, справедливостью и любовью к земле Новгородской и желание расширить границы Отечества своего. Стали величать Олега — Великий сын русской земли.
А знаете, почему называется эта история о Вещем Олеге? Вещий — значит святой, который обладает даром предсказания. Это прозвище Олег получил после того, как вернулся из похода на Византию.
С первого же дня своего правления, князь Олег заботился об укреплении мощи Новгородского княжества, велико было его желание сделать княжество самым великим, богатым и сильным на Руси.
А что для этого нужно? — Умный, справедливый правитель и сильная дружина, способная защитить Новгородскую землю от врагов, которые в те времена не брезговали набегами.
Крепко встав на ноги и освоив боевое дело, Олег со своей дружной армией направился на юг, вдоль реки Волхов, что ныне называется Днепром. Двигался он вперед и вперед, захватывая все лежащие по пути города, причисляя их к Новгородскому княжеству, и добрался, наконец, до Киева.
А в Киеве в то время прочно обосновались хазары – враги земли русской, захватившие город и обложившие непосильными поборами славянские земли, принадлежащие Киеву. Радимичи, древляне, северяне — все платили дань хазарам, а кто оказывался – был жестоко казнен за неповиновение.
Но Олег хитростью взял хазар и все-таки захватил Киев. Стал Киев матерью городов русских, а Олег – Великим князем Киевским. Не мог нарадоваться народ государем своим.
И объявил Олега создателем Древнерусского государства — Киевской Руси. Укрепил свое влияние князь Олег, начал дань княжескую с земель собирать, ограду вокруг городов русских установил, чтобы не нападали больше соседи-кочевники. А сам направился со своим могучим войском на Византию, в военный поход на Константинополь – увеличить территорию государства Киевского, показать всем силу русскую.
Лев VI тогда правил Византией. Увидев огромное, непобедимое войско Вещего Олега на неисчислимом количестве кораблей, запер ворота города и огородил гавань железными цепями.
Но князя Киевского это не остановило, ум и хитрость помогли ему и в этот раз. А как? – Он решил войти в неприступный, казалось бы, город другим путем – с той стороны, где не было моря, где никто не ожидал кораблей Олега: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли». В атаку его армия направилась именно на кораблях на колесах!
Попутный ветер помогал Олегу, смелые воины Киевской Руси раскрыли паруса и не поплыли, но покатились на кораблях на Константинополь.
Увидев эту картину, Лев VI испугался невиданного зрелища, открыл врата города и сдался. Трофеем в этой нелегкой битве оказался договор, благодаря которому Киевская Русь могла устанавливать свои правила торговли по всей Византии. Так Киевская Русь стала самым мощным, большим и богатым государством в пределах Европы и Азии.
Однако, византийцы, которые не сумели отстоять Константинополь, придумали хитрый ход устранения победителя: «если Олега невозможно победить в бою, то нужно уничтожить его хитростью», и на званом ужине в честь победителя предложили ему отведать еды заморской. Но государь Киевской Руси был умен и осторожен. Он понимал, что вряд ли новообретенные подданные станут его встречать с распростертыми объятьями и от души потчевать угощениями.
Потому и показалось ему подозрительным столь неожиданное гостеприимство вчерашних врагов. Отказался он от лакомств. Правильно сделал – отравлены были изысканные кушанья. Именно поэтому его и прозвали Вещим Олегом – ведал он, что неспроста ему преподнесли такое угощение.
Долго правил Вещий Олег на благо земли русской. Но предсказали ему однажды волхвы, что смерть они примет от своего же коня. Не поверил Олег волхвам — ведь был конь ему лучшим другом, прошел с ним столько битв. Тем не менее, в тот же день издал князь указ, которым обязал своих слуг заботиться о коне так, чтобы ни в чем не знал его боевой друг отказа, кормить его свежим овсом и поить пресной водой.
Прошло ни много — ни мало — 4 года, уж и предсказание забылось, и жизнь шла своим чередом, да приснился Олегу сон, в котором волхвы снова предрекали князю Киевскому скорую смерть от коня своего. Однако коня к тому времени уже не было в живых — умер княжеский любимец.
Но не находил Вещий Олег, проснувшись, себе покоя, мучал его вопрос – как же может навредить ему тот, которого уж и в живых нет, и решил он навестить могилу коня своего. Пришел к холму, где покоились останки боевого товарища, и спросил у волхвов: «Его ли мне бояться?..» Как оказалось – да, его. Змея, что устроила себе гнездо в конском черепе, ужалила князя Киевского, защищая свое убежище.
Не в бою погиб Вещий Олег. Принял смерть от коня своего, как и было предсказано. Так странно и нелепо закончилась жизнь великого человека, князя Киевской Руси. Но память о его великих деяниях и победах остается в веках.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте задание 4 на с. 8 учебника. Кто-то может мне рассказать, что же получила Русь в результате победы над греками?
Одержав победу над греками (которые в то время назывались византийцами) в 907 году, Русь получила многое. Самое значимое — это религию (православие и возможность крещения), византийскую иконопись и возможность беспошлинной торговли с Константинополем. Был подписан выгодный для Руси торговый договор. Греки также обязались ремонтировать русские корабли за свой счет.
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 9. Используя полученные на уроке знания, расскажите о князе Олеге.
(Ученики отмечают физическую мощь Олега, его уверенность в собственной силе.)
Документальный портрет князя Олега не сохранился, а иллюстрация в учебнике создана художником на основе летописного текста.
VII. Подведение итогов урока
— Вспомните содержание летописного отрывка.
— Как еще можно его озаглавить?
VIII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание
Стр. 7-8, перечитать летопись.
События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников
Тема: События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста
летописи и исторических источников
Цели: продолжить знакомить с событиями летописи как с основными событиями Древней Руси; учить сравнивать текст летописи с историческими источниками; развивать память и внимание, навыки смыслового чтения; помочь осознать мотивы чтения и изучения исторических произведений; воспитывать уважение к истории России.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к учебной книге, уважения к истории России.
Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг и энциклопедий по теме урока, магнитная азбука; у каждого учащегося: карточки со стихотворениями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока
— Прочитайте отрывок из стихотворения «Русь» самостоятельно.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
И. Никитин
— Прочитайте медленно (еще: с ускорением, с замедлением, с веселой интонацией, с грустной, выразительно).
— Какие чувства вызвали у вас эти строки? (Чувство гордости за свою Родину.)
— Во все времена русские люди слагали пословицы, стихи и песни о любви к родине. Какие пословицы вы знаете? (Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалко. Своя земля и в горсти мила. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Чужбина — калина, Родина — малина.)
III. Проверка домашнего задания
— Дома вы прочитали летопись и подготовили ответы на вопросы. Проверим, как вы это сделали. (Ученики читают летопись, отвечают на вопросы 1—3.)
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
(Работа в паре.)
— Прочитайте задание 4 на с. 8 учебника. Выполните его самостоятельно.
— Послушайте сообщение о князе Олеге.
В 879 г. Рюрик скончался, и наследником его, за малолетством сына его Игоря, был родственник его Олег. Необыкновенно умный, смелый, предприимчивый Олег положил первое основание той славе, которой потом суждено было достигнуть молодому государству: он соединил в одно все вражеские княжества и, узнав все выгоды местности Киева в сравнении с холодною и болотистою страной Новгорода, перенес туда столицу государства и назвал Киев матерью городов русских.
Кроме этой важной победы, Олег прославился еще покорением многих других племен славянских… Но всего этого было еще мало для завоевательного духа Олегова: он пошел далее — по знакомому варягам водному пути в Грецию, тем более что из Киева этот путь был уже не так далек; дошел до Царьфада, или Византии, навел на нее такой страх, что византийский император согласился заплатить русскому князю дорогой выкуп, состоящий из золота, шелковых тканей и греческих вин; одним словом, в 33 года правления Олега народ видел так много славных и счастливых дел его, что, дивясь им, назвал его вещим, то есть мудрым
и прозорливым.
А. Ишимова
— Расскажите, что вы узнали из исторических источников. Сравните эти сведения с текстом летописи, помещенным в учебнике. (Ответы учеников.)
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 9. Используя полученные на уроке знания, расскажите о князе Олеге.
(Ученики отмечают физическую мощь Олега, его уверенность в собственной силе.)
Документальный портрет князя Олега не сохранился, а иллюстрация в учебнике создана художником на основе летописного текста.
VI. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок?
— Что у вас получалось?
— Что показалось трудным?
VII. Подведение итогов урока
— Вспомните содержание летописного отрывка.
— Как еще можно его озаглавить?
Домашнее задание
Читать летописи, былины, сказания. Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка из них. Узнать о создании бумаги и книги.
3
|
От Рима до России, все общества манипулируют историей
На карикатуре король на троне обращается к придворному. «Я беспокоюсь о своем наследии, — говорит он. «Убить историков». Итак, казалось бы, свершилось.
То, как мы записываем прошлое, сейчас в заголовках новостей. В феврале 2020 года Мэтью Коннелли из Колумбийского университета написал, что при президенте Трампе «жизненно важная информация фактически удаляется или уничтожается, так что ни у кого — ни у прессы и правительственных наблюдателей сегодня, ни у историков завтра — не будет возможности ее увидеть». А за последние два месяца мы узнали, что президент Китая Си Цзиньпин планирует переписать историю своей страны, а президент России Владимир Путин — ликвидировать исследовательскую группу «Мемориал» и ее архивы, документирующие лагеря ГУЛАГа.
Какая форма истории должна преподаваться, конечно же, также является предметом интенсивных дебатов в США. Сторонники Проекта 1619 выступают за одну версию истории Америки, в то время как другая версия яростно защищается огромным, особенно белым, Евангелическая и/или республиканская часть населения, так что то, что является прошлым, теперь является жизненно важным политическим вопросом.
Подробнее: «Теория критической расы — просто новейшее пугало». Внутри борьбы за то, что дети узнают об истории Америки
Однако такой ревизионизм сам по себе имеет долгую историю, восходящую, по крайней мере, к Древнему Риму. Тацит начинает свои «Анналы »: «Истории Тиберия и Калигулы, Клавдия и Нерона были фальсифицированы при их жизни из-за страха, а затем, после их смерти, были составлены под влиянием все еще гноящейся ненависти».
От рассказов об испанской армаде (доблестные маленькие британские корабли против огромных испанских) до героических рассказов о битве за Британию, британская история полна мифов. После 1945-го года страна ликовала, рассказывая о том, как все страны доблестно сплотились во время мировой войны, сохранив за Британией место одной из «Большой тройки держав» — то, что военный историк Майкл Ховард назвал «детской историей». Сатирическое ревю 1960-х Beyond the Fringe в очерке «Последний миф войны».
Подробнее: Великобритания больше не может прятаться за мифом о том, что ее империя была доброй
Французы считали себя решающим фактором в исходе Первой мировой войны; многие в Соединенных Штатах имеют лишь смутное представление о том, кто помог им выиграть Вторую гонку. Кваме Нкрума, президент Ганы с 19С 60 по 1966 год он заказал огромные фрески, чтобы показать европейских ученых, получающих наставления от африканских предшественников, — фикция, которую он считал необходимой для национального самоуважения.
Вряд ли хоть один народ или страна не изменили свою историю с пользой. Французский историк конца XIX века Эрнест Ренан известен своим заявлением о том, что «забывчивость» «необходима для создания нации», его позитивным толкованием резкого афоризма Гёте «Патриотизм развращает историю». Но именно поэтому национализм часто рассматривает историю как угрозу. То, что правительства объявляют правдой, — это одна реальность, суждения историков — совсем другая. «История всегда делает акцент на конечных событиях», — резко заметил Альберт Шпеер своим американским следователям сразу после окончания войны. Он ненавидел мысль о том, что то, что он считал ранними достижениями гитлеровского правительства, затмит его окончательный распад.
Другой случай можно найти в Японии. В период с декабря 1937 года по январь 1938 года его армия вторглась в Китай, устроив шестинедельную неистовство, убив триста тысяч мирных жителей и изнасиловав более двадцати тысяч женщин. (Обе цифры являются китайскими оценками и, вероятно, преувеличены, но, поскольку никаких записей не велось, точные цифры неизвестны.) В течение следующих семи лет были совершены и другие преступления, от использования ядовитого газа до марша смерти Батаана.
Но послевоенная Япония не смирилась с таким знанием. Историки-националисты начали сомневаться в том, что когда-либо происходила Нанкинская резня, и 19 октября99 был выпущен альтернативный учебник для школьников, Kokumin no rekishi («История нации»), в котором восхвалялись достижения Японии в военное время и в то же время яростно критиковались те, кто предавал гласности ее бесчинства. Основатель этой фракции, 53-летний профессор образования по имени Нобукацу Фудзиока, заявил, что прошлые события не были фиксированной таблицей: «История — это не просто то, что связано с открытием и интерпретацией источников. Это также то, что необходимо переписать в соответствии с меняющейся реальностью настоящего».
Японский историк Мичико Хасэгава задал вопрос: «Почему люди не смотрят на историю честно?» Ее слова вызывают иронический ответ, учитывая, что Хасэгава утверждает, что зверства, совершенные японскими военными, никогда не происходили или, по крайней мере, были сильно преувеличены. До сих пор Япония не привлекла к ответственности ни одного военного преступника. Начиная с 1985 года премьер-министры страны посещали храм Ясукуни в центре Токио, где захоронены останки более тысячи военных преступников, в том числе четырнадцати преступников класса А. По соседству со святыней находится музей, в котором подтверждается ревизионистский взгляд на военную историю Японии. Нанкинская резня упоминается как «инцидент»; история отступает в миф и становится формой пропаганды. Это понятно, но и трагично.
Кто-то может возразить, что все войны требуют героического повествования, чтобы вдохновить солдат рисковать своей жизнью и после окончания конфликта убедить их и их выживших в том, что они не страдали и не погибли напрасно. Однако такое утешение дорого обходится. Как сказал Джон Кэри: «Одна из самых полезных задач истории — показать нам, насколько усердно, честно и мучительно прошлые поколения преследовали цели, которые сейчас кажутся нам неправильными или постыдными».
Однако, не принимая во внимание реальность того, что было раньше, этот урок остается невыученным.
Япония не единственная, кто ретушировал свое прошлое, учитывая, что вряд ли найдется нация, которая в той или иной степени не подкорректировала свою историю. «Я знаю, что модно говорить, что большая часть записанной истории — ложь», — писал Джордж Оруэлл в 1942 году, размышляя о профранкистской пропаганде после гражданской войны в Испании. «Я готов поверить, что история по большей части неточна и предвзята, но что характерно для нашего века, так это отказ от идеи, что история можно было написать правдиво». Проблема продолжала беспокоить его. Три года спустя он пошел дальше: «Уже есть бесчисленное множество людей, которые сочли бы возмутительным фальсификацию научного учебника, но не видели бы ничего зазорного в фальсификации исторического факта».
Подробнее: Война Путина с Украиной показывает ужасную силу истории
Таким образом, ситуация, которую Оруэлл высмеивал в 1984 с его словарем государственной власти и обмана — Большой Брат, Неделя ненависти , новояз, двоемыслие и полиция мыслей: «Прошлое стерлось, стирание забылось, ложь стала правдой. . . . История остановилась. Не существует ничего, кроме бесконечного настоящего, в котором партия всегда права».
В июне 2007 года во время общенациональной телевизионной конференции учителей средних школ в Москве Путин посетовал на беспорядок, который он видел в методах преподавания советской истории, и призвал к установленным критериям. Он сказал учителям истории:
«Что касается некоторых проблемных страниц в нашей истории — да, они у нас были.