Смуты значение – Значение слова СМУТА. Что такое СМУТА?

смута — Викисловарь

См. также Смута.

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Анаграммы
    • 1.9 Метаграммы
    • 1.10 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.сму́тасму́ты
Р.сму́тысму́т
Д.сму́тесму́там
В.сму́тусму́ты
Тв.сму́той
сму́тою
сму́тами
Пр.сму́тесму́тах

сму́та

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Приставка: с-; корень: -мут-; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: ед. ч. [ˈsmutə], мн. ч. [ˈsmutɨ]

Семантические свойства[править]

ru.wiktionary.org

Итоги и значение смуты — Мегаобучалка

 

 

Итак, в XVII в. Россия вплотную подошла к своему обществен- ному устройству – к восточной деспотии. Утвердились отношения подданства, единоличная власть царя, корпоративность в организации общества. Цена за подобный сдвиг была заплачена большая – замедле- ние развития. Московское общество стало малоподвижным. В XVII в. оно ощутимо отставало от Европы и от западных русских земель в со- ставе Литвы. Разрыв в уровнях развития нарастал, тяжелый пресс царского деспотизма вызывал брожение общества. Эпидемии, неуро- жаи ухудшали положение. После смерти Ивана Грозного прервалась линия личной власти и страна стала скатываться в пучину граждан- ской войны, которая получила название Смутного времени.

В эпоху Смутного времени Московское государство подошло к стадии социальной катастрофы. Все предпосылки социальной катаст- рофы налицо: кризис власти и отсутствие претендентов с твердыми правами на престол; недовольство, бунт народа; ослабление и распад государства, иностранная интервенция.

Поскольку исторически Россия изначально формировалась по европейскому пути и элементы его сохранились, то во время смуты у страны появилась альтернатива: или по-прежнему идти путем, близ- ким к восточному, и превратиться в обычную деспотию, или вернуть- ся на европейский путь, что означало необходимость предоставления свободы обществу.

В Смутное время развернулась острая борьба общественных сил за выбор пути развития. На разных этапах смуты она протекала по- разному, но всегда присутствовала тенденция к европейскому типу.

На первом этапе наблюдалось отсутствие претендента на рус- ский престол с твердыми правами. Поэтому в 1598 г. собрался Зем- ский собор, который высказался за венчание на царство Бориса Году-

нова, фактически правившего страной.

На втором этапе смуты произошел полный распад государства. Страна оказалась в состоянии гражданской войны. Москва утратила значение политического центра, государственная власть была парали- зована. В Москве как в калейдоскопе сменялись власти: Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II, Боярская дума, правление кото- рой вошло в историю под названием Семибоярщины. Однако они ни- кем не правили. Города и земли самостоятельно пытались противо- стоять распаду и иноземной интервенции.



На этом этапе возможности стабилизации и развития по евро- пейскому типу некоторые историки связывают с именем Лжедмитрия I. Он 11 месяцев занимал Московский престол (1605–1606 гг.). Будучи в Польше, он принял католичество и ориентировался на Запад как об- разец. Не имея четкой программы, он за месяцы своего правления пытался превратить Московское государство, глубоко религиозное, в светское. Вряд ли такой лидер мог увлечь российское общество. Лжедмитрий I в результате был убит боярами-заговорщиками.

Во времена правления Василия Шуйского и Лжедмитрия II гра- жданская война достигла своего пика. Появились десятки лжепотом- ков Ивана Грозного. Один из них, Лжедмитрий II, по некоторым дан- ным был учителем, крещеным евреем, а настоящее имя его Матвей Веревкин. На втором этапе гражданская война приняла масштабный характер, захватила все общество, все слои. Серьезной силы, способ-

ной стабилизировать общество, фактически не было. На третьем эта-

пе наступило время собирать камни.

Третий этап смуты – это время выбора путей развития, в эти го- ды предпринимались активные попытки возродить на русских землях европейское устройство. Они связаны с западными государствами, прежде всего с Польшей.

Что из себя представляла Польша на рубеже XVI–XVII вв.? Это была конституционная монархия. Во главе государства стоял король, власть которого была ограничена двухпалатным сеймом (парламен- том). Одним из основных принципов польской конституции был принцип выборности королей. Причем королем мог стать не обяза- тельно поляк. Король без согласия сейма не мог объявить войну, со- брать ополчение. Земли, входившие в Польское государство, имели свои местные парламенты. Польшу того времени называют «дворян- ской республикой». Как видно, Польша развивалась в русле западной цивилизации и значительно отличалась по своему общественному

устройству от Московского государства. В 1569 г. Великое княжество Литовское согласилось на создание единого польско-литовского го- сударства, так появилась Речь Посполитая.

Речь Посполитая стремилась остановить экспансию Московского

государства на земли, которые входили в состав Литвы, вела себя аг- рессивно по отношению к Москве. Воспользовавшись смутой, распа- дом, Речь Посполитая решила не только вернуть все русские земли, которые ранее входили в состав Литвы, но и вообще ликвидировать Московское государство. Польша поддерживала Лжедмитрия I и Лже-

дмитрия II. В 1609 г. началась открытая интервенция. Польские войска заняли западные земли, дошли до Москвы и захватили Кремль. Часть московского боярства решила использовать ситуацию и опереться на силу польского короля Сигизмунда III. Было предложено избрать рус- ским царем его сына Владислава. Однако эти намерения реализовать не удалось. События Смутного времени закончились воцарением ди- настии Романовых. Значение смуты состоит в том, что в отличие от многих других гражданских войн во всемирной истории она заверши- лась не установлением нового общественного строя, а восстановлени- ем, реставрацией монархической государственности.

 

Итоги смуты

 

1. Ослабление позиций боярства, могущество которого было по-

дорвано еще в период опричнины.

2. Возвышение дворянства, получившего новые поместья и воз-

можности для окончательного закрепощения крестьян.

3. Тяжелые экономические потрясения.

4. Закрепощение посадского и сельского населения.

5. Формирование сложных внешнеполитических отношений со странами Европы.

6. Воцарение новой династии Романовых.

 

megaobuchalka.ru

Смута – значение слова в словарях и энциклопедиях

- историческая эпоха в жизни Московской Руси. Смутное время началось после смерти Федора Ивановича, последнего царя из рода Рюрика (6 января 1598 г.), и продолжалось до избрания в цари Михаила Федоровича Романова (21 февраля 1613 г.). Начало С. совпадает с воцарением Бориса Годунова, посаженного на трон Земским Собором 6 февраля 1598 г. До этого он 10 лет состоял при своем болезненном и слабовольном шурине Федоре Ивановиче в качестве полновластного правителя государства и не пользовался симпатиями широких народных масс, особенно после того, как пошли слухи, что младший брат царя Димитрий погиб от рук убийц, подосланных Годуновым. До этого времени у всех Казаков сложились довольно крепкие традиционные отношения с Московскими государями. Царь Иван Грозный, будучи юродствующим тираном в своей стране, умел ценить услуги Казаков; не претендовал на их Старое Поле, а наоборот, не раз подтверждал их права на Дон и Терек своим словом. Сам он исторических прав на них предъявить не мог, т.к. казачьи земли никогда не принадлежали Московии, потому и оставлял их во владении казачьих республик. Не хотел только делиться с ними торговым водным путем по Волге, который приобрел по способу завоевания. У Казаков же было много причин сохранять дружбу с царем. Он был могущественным христианским владыкой севера, а их окружали враждебные мусульмане. Борясь с ними, предупреждая их набеги на Московию, отбирая от них пленников-христиан, Казаки считали заслуженными покровительство и пожалования-христианского государя, тем более, что они непосредственно помогали ему справиться с остатками Золотой Орды: в 1552 г. участвовали во взятии Казани, в 1554 г. подготовили бескровное занятие Астрахани, в 1569 г., при нашествии, на нее Турок, разрушали их тылы и взорвали азовские пороховые погреба; наконец, в 1582 году поднесли Ивану Грозному богатый подарок. Западную Сибирь, завоеванную Ермаком Тимофеевичем, За все это Казаки, как федераты (см.), периодически получали из Москвы транспорты "жалованных" хлеба, сукон, пороха, свинца и вина. Кроме того, они могли беспрепятственно пользоваться рынками московских городов, примыкающих к границам их Поля. А хозяйство восстанавливающейся после падения Золотой Орды республики требовало постоянного пополнения продуктами цивилизации от боевого снаряжения до ножа, ложки и иглы. Таким образом, взаимная помощь и связи суверенного народа с суверенным главою соседнего государства обратились в традицию; установилось положение, выраженное в возникшем тогда же величании: "Здравствуй, царь-государь в кременной Москве, а мы, Казаки, - на Тихом Дону". Ласковым словом, подарками, "жалованиями" Грозному царю удалось зарекомендовать себя покровителем христиан не меньше, чем в Западной Европе удавалось это императорам Священной Империи, а на Ближнем Востоке багдадским калифам, общепризнанным "покровителям правоверных". С другой стороны и служилые Казаки, остававшиеся еще в Московии, ни в чем не терпели нужды; попавшие в опричнину и заслуженные пользовались особенными царскими милостями; получали, отобранные от бояр, крупные земельные участки и поместья с деревнями, "верстались" в звания детей боярских, дворян, помещиков. А начатое Грозным гонение на опостылевших всем чванливых и жадных бояр было по душе Казакам. Его сын Федор, первые два года своего царствования, ничем не нарушал добрых отношений с Казаками. Но все переменилось, когда он передал бразды правления своему шурину Борису Федоровичу Годунову. Служилые Казаки снова стали терпеть нужду и притеснения от неправедных бояр и воевод. Сам Годунов, Татарин из рода Мурзы Чета, по-видимому, не мог вынести, что бывшие подданные Золотой Орды, изгнанные когда-то с Поля Казаки теперь бесконтрольно там хозяйничают и с ним не хотят считаться. Он закрыл южную границу и запретил пускать их на московские земли, не только по торговым делам, но и для свидания с "родимцами". Своими пограничными форпостами он вклинился глубоко в степи; город Царев Борисов, построенный им в устье Оскола на Донце, возник там, как бельмо на глазу у Донцов и Запорожцев. Казачьи посольства "Зимовые станицы" терпели в Москве обиды и оскорбления. За все это Казаки возненавидели нового царя-Татарина, так же как его ненавидели русские крестьяне за лишение их права переходить от помещика к помещику в Юрьев день. Когда на Дон, Днепр и Терек дошли слухи, что в Польше появился законный наследник московского престола-сын Грозного Дмитрий Иванович, будто бы спасшийся от наемных убийц, Казаки возликовали. Казачьи послы принесли из Варшавы вести, что названный царевич пользуется почетом при дворе короля, а прибывший туда московский вельможа признал в нем истинного сына царя Ивана Васильевича. Все Казаки стали по стороне новоявленного царевича Димитрия. Вместе с Поляками они пошли за ним под Москву, где в это время умер Борис Годунов, а толпа с боярами прикончила его жену и сына Федора. Димитрий без боя занял город, после чего Казаки спокойно разошлись по домам. Но на этом С. не окончилась. Став коронованным царем московским, Димитрий пробыл у власти только 11 месяцев. Он не приобрел благосклонности русских бояр, потому что почти всех из них отстранил отдел управления государством, а народ оттолкнул от себя, так как ни в чем не облегчил его тягот и вел себя чересчур вольно, без привычного дворцового этикета; не жил по старинному царскому чину, не держал постов, не был богомольным, не почивал после обеда, ходил запросто по городу, а не ехал торжественно в колымаге, сам лично объезжал лошадей, дружил с наехавшими в Москву Поляками. Не нравился и его брак с польской красавицей Мариною Мнишек тем более, что во время бракосочетания с нею и ее коронования никто из народа не был допущен в Кремль. Его гости Поляки вели себя с московитами гордо, как хозяева положения, и обижали их на каждом шагу. Народное озлобление использовали бояре-заговорщики. 17 мая 1606 г., через восемь дней после свадьбы, загудели набатные колокола. Сбежавшуюся толпу направили громить Поляков, а сами организаторы погрома бросились во дворец, убили царя и взяли под стражу Марину. Тут же на Красной площади прокричали новым царем Василия Ивановича Шуйского, главного руководителя всего заговора. Однако, такой упрощенный способ избрания на царствие мало кого удовлетворял. Пошли слухи, что боярам не удалось убить царя, что он спасся и скоро возвратится к власти. По мнению Казаков, новый "боярский царь" мог оказаться еще хуже Годунова. Им пришлось снова вмешаться в московские дела и вступиться за права "законного царя", которым признали Лжедимитрия II. Кровавая С. продолжалась. Шли бои и казни, население должно было кормить и содержать войска и бродячие отряды Поляков, Татар, Казаков, русского ополчения. Фуражиры требовали продуктов, не считаясь с возможностями жителей, и это походило на сплошной грабеж. Поляки осаждали Смоленск. Путивль, Тула, Калуга Тушин долгое время находились в руках сторонников Лжедимитрия. С Терека в Тулу Казаки привела "царского племянника", Казака Илейку, обращенного в сына покойного царя Федора Ивановича, царевича Петра. После затопления и сдачи Тулы, он попал в плен к Русским по приказу царя Василия повешен "под Даниловым монастырем на Серпуховской дороге". В июне 1610 г. под Москву пришел польский гетман Жолкевский с Поляками, Литвой и Запорожцами. Лжедимитрий тоже подтянул к Москве своих Казаков и Татар. Тогда московиты свергли с престола Василия Шуйского и насильно постригли его в монахи. Влиятельные бояре согласились принять на московский трон польского королевича Владислава. В связи с этим Жолкевский без боя занял Кремль и оттеснил от Москвы Лжедимитрия с его войском. После формального соглашения с боярами Жолкевский отошел к Смоленску. Но король Сигизмунд III лелеял мечту объединить с Речью Послолитой и всю Русь под своей властью, я потому своего сына в Москву не отпускал. Между тем второй самозванец погиб также. Его убил на охоте татарский князь Петр Урусов, Казаки же после этого выбрали свое правительство, которое должно было править в Московии до избрания желательного для них государя. Во главе его они поставили своего атамана Ивана Мартыновича Заруцкого и князя Димитрия Трубецкого. В их лагере самым законным наследником считался недавно родившийся у царицы Марины сын Иван. Поэтому Казаки сопротивлялись Полякам, но не подпускала близко к Москве и новосформиро-вавшиеся ополчения Пожарского и Минина. Это заставило последних сосредоточить свои войска под Ярославлем. Поляки продолжали занимать Москву. По словам историка Платонова (Очерки истории внутреннего кризиса в Московском государстве XVI и XVII веков), для Русских обе власти - в Москве польская и казачья под Москвой - были неприемлемы. Первая представлялась вражеской, вторая "воровской". "Распространялись сказания о чудесных явлениях, в основе которых лежал призыв к покаянию. Одно из таких сказаний повлекло за собой даже официальное распоряжение из казачьих таборов поститься три дня и, действительно, по всей стране "пост зачася" и при том такой усердный, что "многие младенцы помираху с того поста". Казачье правительство не признавал и Московский патриарх Гермоген. В то время как Троицкий монастырь принимал от Заруцкого и Трубецкого помощь и защиту, а сам помогал им словом и делом, рассылая грамоты ко всей земщине с призывом помогать подмосковному казачьему войску против ляхов и изменников, сидевших с ними в Москве, патриарх провозглашал лозунг: "Сперва на Казаков, потом на Поляков!" Монахи же звали на Поляков вместе с Казаками. После долгих споров, большинство Казаков порешило допустить русское ополчение к Москве и Трубецкой послал Пожарскому свое согласие на это. Заруцкий же со своими сторонниками, не желая действовать в возможном союзе с русским ополчением, увел часть Казаков под Астрахань, где думал основаться независимой общиной. С ним вместе ушла царица Марина. Трубецкой же с остальными Казаками начал длительные переговоры с Пожарским. Каждая сторона желала обеспечить свои интересы. А в это время на помощь Полякам, занимавшим Кремль, подошел небольшой отряд с гетманом Хоткевичем. Казаки предоставили Русским самим отбиваться от его конницы и в Кремль успел проникнуть польский обоз с запасами провианта. Но потом красноречивому монаху Авраамию Палицыну удалось упросить и Казаков. Они вступили в бой и принудили Хоткевича уйти обратно. После этого Казаки вообще стали действовать заодно с войсками князя Пожарского. В октябре месяце 1612 г. русское ополчение при решающей поддержке Казаков отобрало наконец от Поляков Кремль и утвердилось в сожженной дотла Москве. По очищении Москвы временное правительство князей Пожарского и Трубецкого, казачьего представителя, разослало по городам грамоты с приглашением прислать в Москву выборных для "государева обирания". В январе 1613 г. на Земский Собор собрались бояре, духовенство и представители от 50 городов. После долгих споров и разногласий собравшиеся, наконец, согласились избрать казачьего кандидата Михаила Федоровича Романова, сына митрополита Филарета. 21 февраля он был провозглашен царем и ему принесли присягу участники Земского Собора и жители Москвы. Не присягали только Казаки, хотя Поляки в насмешку называли Михаила Федоровича "казачьим царем". С. закончилась, а одновременно между казачьими речными республиками и московскими царями на полстолетия возобновились традиционные отношения взаимного благожелательства, еще более дружественного, чем они были при Иване Грозном. Генерал Деникин, руководитель "Белого Движения" в 1918-1919 гг. в своих воспоминаниях называл Русской Смутой также события последовавшие за Февральской революцией 1917 года.

vslovare.info

§ 75. Значение и последствия смутного времени. Учебник русской истории

§ 75. Значение и последствия смутного времени

Познакомясь с подробностями событий смутного времени, нетрудно понять их общий ход. Начало смут было положено прекращением московской династии, а причины их заключались в недовольстве разных классов московского населения теми условиями жизни, какие создались в Московском государстве. Бояре и княжата были озлоблены гонениями от Ивана Грозного и Годунова. Как только они увидели возможность прекращения московского царского рода, они начали борьбу за власть и влияние, чтобы вернуть себе прежнее, утраченное ими положение при дворе и в государстве и овладеть престолом. От смерти Грозного и до воцарения Шуйского шла борьба дворцовая за царский венец, между различными желателями власти. Подставив против Бориса самозванца, бояре вызвали тем самым народное движение. Самозванца поддержали главным образом люди того класса, который можно назвать казачеством. Составленное из беглых крестьян и холопов, казачество заключало в себе озлобленных и обездоленных людей, оставивших родину из-за угнетений своих господ-землевладельцев. Поднявшись за самозванца, казаки восстали на ненавистное им московское правительство в надежде отомстить ему за свои беды и получить от Дмитрия разные льготы и права. Когда же самозванец погиб от бояр, казачество восстало на боярское правительство Шуйского, уже не заботясь о Дмитрии, а прямо по своей ненависти к угнетателям-боярам, добиваясь низвержения того крепостного порядка, в котором страдали и терпели крестьяне и холопы. Вместо дворцовой борьбы за престол и власть при Шуйском началась борьба общественная — казачества и низших классов населения против бояр и землевладельцев. Эта междоусобная борьба разрушила порядок и расшатала государство. Поляки и шведы воспользовались московскою «разрухою», открыто вмешались в московские дела и достигли успеха: поляки в конце концов овладели Москвою и Смоленском, а шведы — Новгородом. Тогда на Руси началось патриотическое движение против иноземного господства. Первая попытка выбить поляков из Москвы не удалась, потому что в первом ополчении неосмотрительно соединились слишком разные и враждебные друг другу общественные классы. Казаки поссорились с дворянами и разогнали их, а сами оказались слишком слабы, чтобы завоевать Москву. Тогда дворяне и горожане соединились в одном ополчении одинаково против поляков и против «воров»-казаков и победили и тех, и других. Освободив Москву, они поспешили избрать царя и понемногу прекратили смуту.

Таким образом, смута, поднявшаяся по поводу прекращения династии в Москве, прошла три периода: 1) борьбы бояр за власть и престол, 2) борьбы низших классов (казачества) против высших (землевладельцев) и 3) борьбы русских людей вообще с иноземными врагами и своими «ворами».

Тянувшаяся почти четверть столетия смута не могла не оставить глубокого следа в московской политической и общественной жизни. Во-первых, начавшее смуту боярство не только не достигло своих целей, но было совсем разбито смутою. Исчезли из вида главнейшие боярские семьи; одни вымерли вовсе (князья Шуйские, Мстиславские, Воротынские), другие захирели и обеднели (Годуновы, Салтыковы), третьи надолго потеряли свое влияние (князья Голицыны, Куракины). Расстроенное Грозным боярство смутою было добито, и после смуты места родовитых бояр всюду занимают простые дворяне. Во-вторых, не достигло своих целей и казачество. Сколько раз оно ни поднималось против государственного порядка, оно неизбежно терпело поражения. Наконец, главная казачья шайка с атаманом Заруцким убежала вовсе из государства, а прочие казаки поддались земскому ополчению. Заруцкий погиб, а казаки, оставшиеся на «поле» и на Дону, не ходили больше на Москву, а старались сохранять с нею добрые отношения. Они составили на нижнем течении Дона подобие государства, называли себя «войском», управлялись выборными людьми (совокупность которых называлась «старшиною») и свои дела вершили в «кругу» (на сходках). Занимаясь охотою и рыболовством, казаки всю свою боевую энергию направили на татар и турок, оставив пока в покое Московское государство. В-третьих, с расстройством московской аристократии и поражением казачества главную силу в Московском государстве получили люди средних классов — дворяне и горожане. Их ополчение освободило Москву, их земский собор избрал нового государя М.Ф. Романова. Из них составился государев совет (боярская дума) и штат чиновников, которые повели управление государством после смуты. Таковы были последствия смуты для московского общества.

А. Васнецов. Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век

Для правительства последствия смутного времени были также очень велики. Прежние государи считали государство своею «вотчиною» (то есть наследственною собственностью). Вновь избранный государь и его родные и приближенные уже не могли стоять на такой точке зрения. Народ и государство не только не казались им собственностью, но представлялись громадною стихией, для управления которою необходим был земский совет — по крайней мере до тех пор, пока эта стихия, возмущенная смутою, еще не пришла в спокойствие. Вот почему новый государь не хотел управлять без земского собора и в первые годы своего царствования держал его постоянно при себе. Страшное разорение страны в смуту давало много забот и трудов государю и земщине. Необходимость возвратить города и волости, захваченные поляками и шведами, заставляла воевать. Всякий шаг царя и земского собора был обусловлен этими последствиями смуты. Вся история Московского государства в XVII ст. развивается в прямой зависимости от того, что произошло в смутную эпоху.

Таково было значение и последствия смуты. С нею окончился в Московском государстве старый порядок и началась новая эпоха.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Смута что такое smuta значение слова, Исторический словарь

Смута - историческая эпоха в жизни Московской Руси. Смутное время началось после смерти Федора Ивановича, последнего царя из рода Рюрика (6 января 1598 г.), и продолжалось до избрания в цари Михаила Федоровича Романова (21 февраля 1613 г.). Начало С. совпадает с воцарением Бориса Годунова, посаженного на трон Земским Собором 6 февраля 1598 г. До этого он 10 лет состоял при своем болезненном и слабовольном шурине Федоре Ивановиче в качестве полновластного правителя государства и не пользовался симпатиями широких народных масс, особенно после того, как пошли слухи, что младший брат царя Димитрий погиб от рук убийц, подосланных Годуновым . До этого времени у всех Казаков сложились довольно крепкие традиционные отношения с Московскими государями. Царь Иван Грозный , будучи юродствующим тираном в своей стране, умел ценить услуги Казаков; не претендовал на их Старое Поле , а наоборот, не раз подтверждал их права на Дон и Терек своим словом . Сам он исторических прав на них предъявить не мог, т.к. казачьи земли никогда не принадлежали Московии, потому и оставлял их во владении казачьих республик. Не хотел только делиться с ними торговым водным путем по Волге, который приобрел по Способ в Словаре Ожегова'>способу завоевания. У Казаков же было много причин сохранять дружбу с царем. Он был могущественным христианским владыкой севера, а их окружали враждебные мусульмане . Борясь с ними, предупреждая их набеги на Московию, отбирая от них пленников-христиан, Казаки считали заслуженными покровительство и пожалования-христианского государя, тем более, что они непосредственно помогали ему справиться с остатками Золотой Орды: в 1552 г. участвовали во взятии Казани, в 1554 г. подготовили бескровное занятие Астрахани, в 1569 г., при нашествии, на нее Турок, разрушали их тылы и взорвали азовские пороховые погреба ; наконец, в 1582 году поднесли Ивану Грозному богатый подарок. Западную Сибирь , завоеванную Ермаком Тимофеевичем, За все это Казаки , как федераты (см.), периодически получали из Москвы транспорты "жалованных" хлеба, сукон, пороха , свинца и вина. Кроме того, они могли беспрепятственно пользоваться рынками московских городов, примыкающих к границам их Поля. А хозяйство восстанавливающейся после падения Золотой Орды республики требовало постоянного пополнения продуктами цивилизации от боевого снаряжения до ножа, ложки и иглы. Таким образом, взаимная помощь и связи суверенного народа с суверенным главою соседнего государства обратились в традицию; установилось положение, выраженное в возникшем тогда же величании: "Здравствуй, царь-государь в кременной Москве, а мы, Казаки, - на Тихом Дону". Ласковым словом, подарками, "жалованиями" Грозному царю удалось зарекомендовать себя покровителем христиан не меньше, чем в Западной Европе удавалось это императорам Священной Империи, а на Ближнем Востоке багдадским калифам, общепризнанным "покровителям правоверных". С другой стороны и служилые Казаки , остававшиеся еще в Московии, ни в чем не терпели нужды; попавшие в опричнину и заслуженные пользовались особенными царскими милостями; получали, отобранные от бояр, крупные земельные участки и поместья с деревнями, "верстались" в звания детей боярских, дворян, помещиков. А начатое Грозным гонение на опостылевших всем чванливых и жадных бояр было по душе Казакам. Его сын Федор, первые два года своего царствования, ничем не нарушал добрых отношений с Казаками. Но все переменилось, когда он передал бразды правления своему шурину Борису Федоровичу Годунову. Служилые Казаки снова стали терпеть нужду и притеснения от неправедных бояр и воевод. Сам Годунов, Татарин из рода Мурзы Чета, по-видимому, не мог вынести, что бывшие подданные Золотой Орды, изгнанные когда-то с Поля Казаки теперь бесконтрольно там хозяйничают и с ним не хотят считаться. Он закрыл южную границу и запретил пускать их на московские земли, не только по торговым делам, но и для свидания с "родимцами". Своими пограничными форпостами он вклинился глубоко в степи; город Царев Борисов , построенный им в устье Оскола на Донце, возник там, как бельмо на глазу у Донцов и Запорожцев. Казачьи посольства "Зимовые станицы" терпели в Москве обиды и оскорбления. За все это Казаки возненавидели нового царя-Татарина, так же как его ненавидели русские крестьяне за лишение их права переходить от помещика к помещику в Юрьев день . Когда на Дон, Днепр и Терек дошли слухи, что в Польше появился законный наследник московского престола -сын Грозного Дмитрий Иванович , будто бы спасшийся от наемных убийц, Казаки возликовали. Казачьи послы принесли из Варшавы вести, что названный царевич пользуется почетом при дворе короля, а прибывший туда московский вельможа признал в нем истинного сына царя Ивана Васильевича. Все Казаки стали по стороне новоявленного царевича Димитрия. Вместе с Поляками они пошли за ним под Москву, где в это время умер Борис Годунов , а толпа с боярами прикончила его жену и сына Федора. Димитрий без боя занял город, после чего Казаки спокойно разошлись по домам. Но на этом С. не окончилась. Став коронованным царем московским, Димитрий пробыл у власти только 11 месяцев. Он не приобрел благосклонности русских бояр, потому что почти всех из них отстранил отдел управления государством , а народ оттолкнул от себя, так как ни в чем не облегчил его тягот и вел себя чересчур вольно, без привычного дворцового этикета ; не жил по старинному царскому чину, не держал постов, не был богомольным, не почивал после обеда, ходил запросто по городу, а не ехал торжественно в колымаге, сам лично объезжал лошадей, дружил с наехавшими в Москву Поляками. Не нравился и его брак с польской красавицей Мариною Мнишек тем более, что во время бракосочетания с нею и ее коронования никто из народа не был допущен в Кремль . Его гости Поляки вели себя с московитами гордо, как хозяева положения, и обижали их на каждом шагу. Народное озлобление использовали бояре -заговорщики. 17 мая 1606 г., через восемь дней после свадьбы, загудели набатные колокола . Сбежавшуюся толпу направили громить Поляков, а сами организаторы погрома бросились во дворец , убили царя и взяли под стражу Марину . Тут же на Красной площади прокричали новым царем Василия Ивановича Шуйского, главного руководителя всего заговора . Однако, такой упрощенный способ избрания на царствие мало кого удовлетворял. Пошли слухи, что боярам не удалось убить царя, что он спасся и скоро возвратится к власти. По мнению Казаков, новый "боярский царь" мог оказаться еще хуже Годунова. Им пришлось снова вмешаться в московские дела и вступиться за права "законного царя", которым признали Лжедимитрия II. Кровавая С. продолжалась. Шли бои и казни, население должно было кормить и содержать войска и бродячие отряды Поляков, Татар, Казаков, русского ополчения. Фуражиры требовали продуктов, не считаясь с возможностями жителей, и это походило на сплошной грабеж . Поляки осаждали Смоленск . Путивль , Тула , Калуга Тушин долгое время находились в руках сторонников Лжедимитрия. С Терека в Тулу Казаки привела "царского племянника", Казака Илейку, обращенного в сына покойного царя Федора Ивановича, царевича Петра . После затопления и сдачи Тулы, он попал в плен к Русским по приказу царя Василия повешен "под Даниловым Монастырь в Словаре Даля'>монастырем на Серпуховской дороге". В июне 1610 г. под Москву пришел польский гетман Жолкевский с Поляками, Литвой и Запорожцами. Лжедимитрий тоже подтянул к Москве своих Казаков и Татар. Тогда московиты свергли с престола Василия Шуйского и насильно постригли его в монахи . Влиятельные бояре согласились принять на московский трон польского королевича Владислава . В связи с этим Жолкевский без боя занял Кремль и оттеснил от Москвы Лжедимитрия с его войском. После формального соглашения с боярами Жолкевский отошел к Смоленску. Но король Сигизмунд III лелеял мечту объединить с Речью Послолитой и всю Русь под своей властью , я потому своего сына в Москву не отпускал. Между тем второй самозванец погиб также. Его убил на охоте татарский князь Петр Урусов, Казаки же после этого выбрали свое правительство , которое должно было править в Московии до избрания желательного для них государя. Во главе его они поставили своего атамана Ивана Мартыновича Заруцкого и князя Димитрия Трубецкого. В их лагере самым законным наследником считался недавно родившийся у царицы Марины сын Иван. Поэтому Казаки сопротивлялись Полякам, но не подпускала близко к Москве и новосформиро-вавшиеся ополчения Пожарского и Минина. Это заставило последних сосредоточить свои войска под Ярославлем. Поляки продолжали занимать Москву. По словам историка Платонова ( Очерки истории внутреннего кризиса в Московском государстве XVI и XVII веков), для Русских обе власти - в Москве польская и казачья под Москвой - были неприемлемы. Первая представлялась вражеской, вторая "воровской". "Распространялись сказания о чудесных явлениях , в основе которых лежал призыв к покаянию. Одно из таких сказаний повлекло за собой даже официальное распоряжение из казачьих таборов поститься три дня и, действительно, по всей стране " пост зачася" и при том такой усердный, что "многие младенцы помираху с того поста". Казачье правительство не признавал и Московский патриарх Гермоген . В то время как Троицкий монастырь принимал от Заруцкого и Трубецкого помощь и защиту, а сам помогал им словом и делом , рассылая грамоты ко всей земщине с призывом помогать подмосковному казачьему войску против ляхов и изменников, сидевших с ними в Москве, патриарх провозглашал лозунг : "Сперва на Казаков, потом на Поляков!" Монахи же звали на Поляков вместе с Казаками. После долгих споров, большинство Казаков порешило допустить русское ополчение к Москве и Трубецкой послал Пожарскому свое согласие на это. Заруцкий же со своими сторонниками, не желая действовать в возможном союзе с русским ополчением, увел часть Казаков под Астрахань , где думал основаться независимой общиной. С ним вместе ушла царица Марина . Трубецкой же с остальными Казаками начал длительные переговоры с Пожарским. Каждая сторона желала обеспечить свои интересы. А в это время на помощь Полякам, занимавшим Кремль, подошел небольшой отряд с гетманом Хоткевичем. Казаки предоставили Русским самим отбиваться от его конницы и в Кремль успел проникнуть польский обоз с запасами провианта. Но потом красноречивому монаху Авраамию Палицыну удалось упросить и Казаков. Они вступили в бой и принудили Хоткевича уйти обратно. После этого Казаки вообще стали действовать заодно с войсками князя Пожарского. В октябре месяце 1612 г. русское ополчение при решающей поддержке Казаков отобрало наконец от Поляков Кремль и утвердилось в сожженной дотла Москве. По очищении Москвы временное правительство князей Пожарского и Трубецкого, казачьего представителя, разослало по городам грамоты с приглашением прислать в Москву выборных для "государева обирания". В январе 1613 г. на Земский Собор собрались бояре, духовенство и представители от 50 городов. После долгих споров и разногласий собравшиеся, наконец, согласились избрать казачьего кандидата Михаила Федоровича Романова, сына митрополита Филарета . 21 февраля он был провозглашен царем и ему принесли присягу участники Земского Собора и жители Москвы. Не присягали только Казаки, хотя Поляки в насмешку называли Михаила Федоровича "казачьим царем". С. закончилась, а одновременно между казачьими речными республиками и московскими царями на полстолетия возобновились традиционные отношения взаимного благожелательства, еще более дружественного, чем они были при Иване Грозном. Генерал Деникин, руководитель "Белого Движения" в 1918-1919 гг. в своих воспоминаниях называл Русской Смутой также события последовавшие за Февральской революцией 1917 года.

znachenieslova.ru

Смута (смутное Время) – значение слова в словарях и энциклопедиях

– в широком смысле слова – раздоры, мятеж, беспорядок; в узком смысле под Смутой понимается период русской истории 1598 – 1613 гг., от смерти царя Федора Ивановича, последнего представителя династии Рюриковичей на Московском престоле, до воцарения Михаила Романова, первого представителя новой династии. Причины Смутного времени (См. в хрестоматии статью «Причины Смутного времени») коренятся в той социально-экономической и политической ситуации, которая сложилась в России к концу XVI века. Открывшийся на рубеже 60 – 70-х годов хозяйственный кризис достиг апогея в 80-е годы. Он поразил почти всю территорию страны, но особенно центр и северо-запад страны, опустошенные в годы опричнины и Ливонской войны. Как крестьянское, так и барское хозяйство потеряли свою устойчивость. Создавшееся положение ставило под угрозу, как сбор государственных налогов, так и несение службы дворянами. Усиление эксплуатации феодалами и государством привело к тому, что в последней трети XVI века уход и побеги крестьян приобрели массовый характер. В 80 - 90-е годы XVI века правительство принимает целый ряд указов, по которым ограничивалось, а потом и вообще отменялось право свободного перехода крестьян от одного владельца к другому. Фактически в конце XVI века в России установилась система крепостного права, что привело к резкому обострению социальных противоречий в стране и создало базу для массовых народных выступлений.  Смуте предшествовал и династический кризис. Еще одной причиной разразившихся в период Смуты событий стало обострение международных противоречий: ослаблением России воспользовались соседние государства – Речь Посполитая, Швеция, Крым и Турция, давно имевшие с ней территориальные счеты. В событиях Смутного времени историки обычно выделяют три периода. Первый период можно определить как династический кризис или боярская смута. Он начался после смерти Федора Ивановича, когда на царство Земским собором был избран Борис Годунов, то есть впервые на Руси появился царь, получивший престол не по наследству. Воцарение Годунова, не принадлежащего к царскому роду, усилило распри среди различных группировок знати, не признающих авторитет «безродного» Бориса. Годунов, стремясь сохранить власть, делал все, чтобы убрать потенциальных противников. Гонения на представителей наиболее знатных фамилий (Романовы, Шуйские только еще более усугубили скрытую вражду к царю в придворных кругах. (См. схему «Царь Борис Годунов».) Правление Годунова вызвало недовольство и широких народных масс. Крестьяне связывали ухудшение своего положения (усиление крепостничества) с именем Бориса. Положение в стране обострилось из-за голода 1601 – 1603 годов, вызванного затяжными неурожаями. Голод и вызванные им эпидемии привели к миграции населения, оттоку крестьян из центральных районов страны, бродяжничеству и разбоям, которые приобрели такой размах, что потребовалось использовать особые воинские отряды. В 1603 году выступление отрядов беглых холопов под предводительством Хлопка Косолапа было подавлено не без труда с использованием Годуновым крупных военных соединений. Непрочность положения Бориса усугубилось слухами, что царевич Дмитрий, загадочно погибший в Угличе, жив. К 1602 году легенда о царевиче обрела реального носителя имени. Самозванец получил в истории имя Лжедмитрия I. Поход Лжедмитрия на Москву, его царствование, борьба боярских группировок и свержение самозванца в результате боярского заговора - главные вехи событий первого периода Смуты. (См. схему «Правление Лжедмитрия I»)  С воцарения Василия Шуйского в мае 1606 года Смута вступила в новую стадию своего развития. Нарастало брожение народа, потерявшего веру в улучшение своего положения. Политический конфликт, порожденный борьбой за власть и корону, перерос в социальный. Иногда историки называют этот период гражданской войной. (См. схему «Правление Василия Шуйского») В ходе событий случившихся в царствование Василия Шуйского можно выделить три главных эпизода: восстание Болотникова, движение Лжедмитрия II и вмешательство иностранцев в московские дела. (См. польская и шведская интервенция) Эти события не сменяют одно другое, а развиваются параллельно, часто переплетаясь. Историки пользуются данной схемой для более четкого анализа происходившего в государстве. (См. схемы «Правление Василия Шуйского», «Движение под предводительством Ивана Болотникова», «Борьба с новым самозванцем Лжедмитрием ll») Третий, завершающий этап Смуты характеризуется как национальный кризис. Он связан с борьбой российского народа с польской и шведской интервенцией за национальную независимость. 17 июля 1610 года Василий Шуйский в результате заговора был свергнут с престола. К власти пришло правительство из семи бояр, вошедшее в историю под именем семибоярщины. (См. схему «Открытая интервенция. Семибоярщина») Семибоярщина признала русским царем (хотя и с ограничением в правах) сына польского короля Сигизмунда III – королевича Владиславу. В город, а потом и в Кремль был впущен польский отряд под руководством Жолкевского. Власть в Москве перешла к руководителям польского гарнизона. Продолжалась осада и штурмы Смоленска войском Сигизмунда. Шведы в августе 1610 года осадили Ивангород, а в сентябре — Корелу. Угроза потери независимости Россией становилась все более очевидной. В начале 1611 года на борьбу с интервентами стали подниматься северные города, к ним присоединились Рязань, Нижний Новгород, заволжские города. Было сформировано Первое земское ополчение. Во главе движения встал рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Однако добиться успехов отрядам Ляпунова не удалось. Противоречия между руководителями ополчения в конечном итоге привели к его распаду. Многие дворяне и прочий люд покинули ополчение. Под Москвой остались лишь отряды казаков, руководители которых заняли выжидательную позицию. К осени 1611 года общая ситуация в стране значительно ухудшилась. После 20-месячной героической обороны в результате измены перебежчика в июне 1611 пал Смоленск. Шведы, пользуясь слабостью страны, захватили Новгород, осадили Псков и стали усиленно навязывать кандидатуру шведского принца Карла-Филиппа на русский престол. Сигизмунд III объявил, что сам станет русским царем, а Россия войдет в Речь Посполитую. Центральной власти фактически не существовало. Разные города самостоятельно решали, кого им признавать за правителя. На северо-западных землях объявился новый самозванец – Лжедмитрий III. По стране бродили и осаждали города и монастыри отряды польских шляхтичей, занимавшиеся в основном грабежом. Смута достигла апогея своего развития. Над страной нависла реальная опасность порабощения.(См. историческую карту «Смутное время в России в начале ХVll в.») В этих условиях в Нижнем Новгороде началось формирование второго ополчения. Во главе его встали посадский староста Кузьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский. (См. схему «Народное ополчение») 23 февраля 1612 года второе ополчение выступило их Нижнего Новгорода по маршруту Юрьевец – Кострома – Ярославль. Затем начался поход на Москву. 22 октября был взят Китай-город. Поляки подписали договор о капитуляции. К концу 1612 года Москва и ее окрестности были полностью очищены от оккупантов. В начале 1613 года состоялся Земский собор, на котором на российский престол был избран Михаил Романов.  Власть в форме самодержавной монархии была восстановлена. Смутное время закончилось. Однако тянувшаяся полтора десятилетия Смута не могла не оставить глубокого следа в жизни Московского государства. Последствия Смуты еще очень долго сказывались как в социально-экономической, так и в политической сфере.  

vslovare.info

Смута что это? Значение слова Смута

Значение слова Смута по Ефремовой:

Смута — 1. Мятеж, беспорядки, волнение.
2. разг. Раздор, ссора, нелады. // перен. Душевное смятение, тревога, расстройство.

Значение слова Смута по Ожегову:

Смута — Мятеж, народное волнения


Смута Раздоры, ссоры, беспорядок

Значение слова Смута по словарю Ушакова:

СМУТА
смуты, ж. Мятеж, раздоры, беспорядок (устар.). Сеять смуту. Стрельцы смуту чинят. Пора смут. || только ед. То же, что смутное время (см. смутный. истор.).

Значение слова Смута по словарю Даля:

Смута
смутить и пр. см. смучать.

Значение слова Смута по словарю Брокгауза и Ефрона:

Смута (юрид.) — этим термином объединены в проекте уголовного уложения (1895 г.) постановления о тех государственных преступлениях и проступках, которые, как не разрушающие и не пытающиеся разрушить самого бытия государства, не соответствуют признакам мятежа и измены, но все же непосредственно нарушают внутреннюю или внешнюю государственную безопасность и тем отличаются от случаев противодействия власти, создающих лишь препятствия для правительственной деятельности (объясн. т. II, стр. 129 и 130). Деяния этой группы крайне разнообразны и по составу, и по тяжести. Кодексы романского типа (французский, бельгийский) выдвигают момент действительного нарушения нормального хода общественной и государственной жизни, кодексы германского типа — момент непокорства властям. В частности к С., по проекту, относятся: 1) участие в преступных скопищах. Уложение о наказаниях 1845 г. не заключало в себе специальных постановлений о скопищах, грозящих государственной безопасности, почему деяния эти подводились на практике или под восстание, или под сопротивление, а когда виновными сопротивления оказано не было — под ст. 38 уст. о наказ., предусматривающую нарушение общественной тишины и спокойствия. Крайняя недостаточность этих общих постановлений обнаружилась с полною ясностью во время так называемых еврейских беспорядков, возникших в начале восьмидесятых годов на юге России. Посему в 1891 г. в уложение включена была ст. 269 1, грозящая ссылкой на житье или отдачей в исправительный арестантские отделения виновным "в участии в публичном скопище, учинившем соединенными силами насилие над личностью, похищение или повреждение чужого имущества или вторжение в чужое жилище, или покушение на сии преступления вследствие побуждений, проистекших из вражды религиозной, племенной или сословной или из экономических отношений". если же скопище оказало соединенными силами насильственное противодействие вооруженной силе, призванной для его рассеяния, то наказание повышается до 8 лет каторжных работ. На этих же началах построены постановления о скопищах и в проекте, с тем, впрочем, основным отличием, что участие в скопище, учинившем насилие над личностью, похищение или повреждение чужого имущества и вторжение в чужое жилище, или оказавшем сопротивление или принуждение, составляет по проекту квалифицированную форму деяния, наряду с которой предусматривается публичное скопище само по себе, независимо от мотивов и последствий (наказ. — арест, а когда для рассеяния была призвана вооруженная сила — тюрьма). 2) Участие в противозаконном сообществе. В отличие от скопища, т. е. простого скопления массы, толпы, случайно соединившейся в общем действии, сообщество предполагает известную предварительную организацию и более или менее постоянную связь между несколькими лицами. Преступность сообщества определяется или его целью и существом деятельности, или неподчинением власти, не давшей разрешения на его образование. Code p &eacute. nal смотрит, главным образом, с последней, формально-полицейской точки зрения. Германское право различает два вида уголовно-наказуемых сообществ: преступные лишь по форме и преступные по преследуемой ими цели. Русское законодательство, в своде законов уголовных, ограничивалось мало определенными постановлениями о преступных сообществах. Закон говорил о составлении обществ, товариществ, братств или иных подобных собраний без ведома полиции, за что полагалось наказание "по мере вины", и особо о сообществах, имеющих какую-либо вредную для государства цель, участие в коих наказывалось как государственное преступление. Первоначальные правила уложения 1845 г. двукратно подверглись изменениям: по закону 27 марта 1867 г. и по закону 4 июня 1874 г. Ст. 116 устава о предупр. и пресечении преступлений говорит: "Запрещается всем и каждому заводить и вчинать в городе общество, товарищество, братство или иное подобное собрание без ведома или согласия правительства". Затем ст. 118 перечисляет, какие сообщества признаются противозаконными: все тайные общества, с какой бы целью они ни были учреждены. все преследующие вредную цель сборища, собрания, сходбища, товарищества, кружки, артели и проч.. все те общества, которые уклонятся от цели их учреждения, или станут прикрывать благовидными действиями такое направление, которое в каком-либо отношении вредно для государственного благоустройства или общественной нравственности. все те, которые, воспрещены обнародованным положением комитета министров. Действующее уложение о наказ. различает: а) принадлежность к сообществу, имеющему целью противодействие распоряжениям правительства или возбуждение неповиновения установленным властям, или разрушение основ общественной жизни — религии, семейного союза и собственности, или возбуждение вражды между сословиями и вообще между отдельными частями и классами населения, или же между хозяевами и рабочими, а равно возбуждение к устройству стачек (1 ч. ст. 318). наказание — заключение в крепости от 8 мес. до 4 лет или ссылка на житье в Сибирь. б) принадлежность к сообществу, которое, преследуя те же цели, приняло особые меры к сокрытию от правительства своего существования или к тайному расширению круга своих действий (2 ч. ст. 318). наказ. те же, но они могут быть увеличены на одну или две степени. в) принадлежность к сообществу, также преследующему те же цели, когда оно или его участники возбуждали к насильственным действиям или побуждали других к содействию насильственными же мерами (3 ч. ст. 318). наказ. — ссылка на поселение или в каторжные работы на время от 4 до 6 лет. г) принадлежность к сообществу, которое хотя не имеет ни одной из вышеперечисленных целей, но по особому распоряжению правительства воспрещено (ст. 319). наказ. — арест, тюрьма или крепость до 1 г. и 4 мес.. д) принадлежность к сообществу, которое, не преследуя перечисленных целей, употребляет какие-либо средства для сокрытия своего существования, устройства или цели или для сохранения в тайне своих собраний и т. п. (ст. 320). наказ. — арест, тюрьма или крепость до 8 мес. Таким образом, размер ответственности поставлен в зависимость, прежде всего, от цели, преследуемой сообществом, затем от средств действия (насилие), далее от способов сокрытия деятельности и, наконец, от наличности особого воспрещения правительства. Сложность этих правил еще увеличивается особыми постановлениями о покушении (ст. 322), недонесении и укрывательстве (ст. 323). На основании 324 ст., наказание за принадлежность к какому бы то ни было роду противозаконных сообществ влечет за собой, по окончании срока заключения, отдачу под полицейский надзор на время от одного года до 5 лет. Тому, кто до обнаружения преступления или противозаконных действий того общества, к которому он принадлежит, раскаиваясь в своих заблуждениях, донесет о том правительству, прежде чем общество будет открыто, наказание может быть смягчено до двух степеней или вовсе не быть назначено, с оставлением лишь под надзором полиции в продолжении одного года (ст. 321). Проект уголовного уложения, в общем, только упорядочивает систему действующего права. Сообщества, преступные по цели, проект сводит к двум типам: а) преследующие цель социального переворота и б) имеющие в виду подготовку к изменению политического строя, но не делающие активных попыток к ниспровержению существующего государственного порядка, ибо в таком случае деяние составляет заговор к мятежу. В отношении наказуемости деление это значения не имеет. Исправительным домом или заточением обложено участие в сообществе, поставившем целью своей деятельности: возбуждение к неповиновению или противодействию закону или законным постановлению или распоряжению власти. возбуждение вражды между отдельными частями или классами населения, между сословиями, между хозяевами и рабочими. возбуждение к устройству или продолжению наказуемых стачек между рабочими. Под угрозу каторги или поселения поставлено участие в сообществе, имеющем целью: возбуждение к неповиновению верховной власти. насильственное разрушение общественного строя. учинение преступлений посредством взрывов. Участие в сообществе, не преследующем противозаконной цели, наказывается (заточение не свыше одного года) лишь тогда, когда сообщество, заведомо для виновного, было воспрещено особым распоряжением правительства. Подобно действующему праву, проект допускает заимствованное из французского законодательства смягчение участи и даже полное освобождение от наказания участника противозаконного сообщества, донесшего о нем прежде обнаружения его существования. 3) Порицание власти и возбуждение к противодействию закону и законным постановлениям власти и к учинению преступных деяний. Возбуждение к совершению преступных деяний есть подстрекательство: но подстрекательство необходимо предполагает, чтобы виновный возбуждал к совершению конкретно определенного деяния. кроме того, оно наказуемо лишь при условии совершения, вследствие подговора, преступного деяния. В данном случае создается из подстрекательства самостоятельное преступное деяние, причем для состава его не требуется, чтобы виновный возбуждал к совершению конкретного преступления, а достаточно одного проповедования идей, могущих повлечь за собой преступную деятельность. Такое возбуждение представляет существенную опасность тогда, когда оно действует на массу, толпу. Отсюда основной ограничительный признак — публичность. Кодексы, впрочем, распространяют правила о наказуемом возбуждении и на случаи непубличного распространения возбуждающих к совершению преступных деяний учений и суждений среди рабочих, войска и т. п. Порицание власти приравнивается к возбуждению, поскольку оно содействует ему. Наиболее полно разработан настоящий вопрос в германском праве, которое различает возбуждение непосредственное (к мятежу, к неповиновению законам, к преступлению вообще, к неповиновению в войсках и возбуждение вражды между сословиями) и посредственное (злоупотребление церковной проповедью и распространение слухов, колеблющих государственную безопасность). Во Франции (закон 18 мая 1881 г.) считается преступным лишь прямое возбуждение, если оно выразилось речами, криками или угрозами, произнесенными в публичных местах, равно сочинениями, объявлениями или печатными произведениями, пущенными в продажу или выставленными публично. Постановления русского законодательства о возбуждении масс и порицании власти разбросаны по самым различным частям уложения о наказаниях, до крайности дробны и нередко противоречивы. По средствам возбуждения различаются распространение возмутительных сочинений, произнесение возмутительных речей и распускание ложных слухов, по цели — возбуждение неуважения к верховной власти или к управлению государством (ст. 245), возбуждение к бунту или явному неповиновению (ст. 251 и 252), возбуждение к противодействию или сопротивлению властям (ст. 274), возбуждение вражды между частями населения или между сословиями. Наказания, говоря вообще, суровы. Возбуждение путем составления и распространения сочинений и произнесения речей карается ссылкой в каторжные работы, составление возмутительных сочинений, т. е. приготовление к преступлению — высшими степенями заключения в крепости. Даже имение у себя таких сочинений преступно (арест до 3 месяцев). Проект уголовного уложения, сводя в систему постановления действующего права, наказуемыми способами "оказания дерзостного неуважения верховной власти" или порицания установленного образа правления или порядка наследия престола почитает произнесение или чтение публично речи или сочинения, а равно распространение или публичное выставление сочинения или изображения. наказание — поселение. Возбуждение теми же способами к неповиновению верховной власти, к мятежу или измене и к насильственному разрушению существующего общественного строя влечет, по проекту, поселение, а если виновный возбуждал действовать способом, опасным для жизни многих лиц, или последствием возбуждения было учинение преступления — каторгу до 8 лет. За возбуждение к неповиновению или противодействию закону или законному постановлению или распоряжению власти и за возбуждение к учинению преступления (в техническом смысле, т. е. деяния, влекущего за собой смертную казнь, каторгу или поселение) назначается исправительный дом. Непубличное распространение учений и суждений (социально-революционная пропаганда) влечет за собой поселение, а если возбуждающие учения или суждения распространяются среди сельского населения, рабочих или войска или духовным лицом среди своих единоверцев — каторгу. 4) Публичное восхваление преступления или проступка. Ст. 1035 действ. улож., между прочим, упоминает об "одобрении" или "оправдании" воспрещенных законами действий, полагая за это деяние денежное взыскание, арест или тюрьму. Проект, справедливо признавая такую терминологию совершенно неудовлетворительной, так как по букве ст. 1035 должен быть подвергаем ответственности всякий защитник подсудимого, на коем лежит обязанность публично приводить доводы, оправдывающие деяние его клиента, — заменяет слова "одобрение" и "оправдание" словом "восхваление". Наказ. по проекту — арест. 5) Самозванство — выдача себя за члена императорского дома или за лицо, действующее по особому уполномочию Государя Императора, наказывается по проекту исправительным домом, а если деяние вызвало угрожающее общественной безопасности волнение народа или виновный выдавал себя за царствующего императора — то каторгой. Действ. уложение (ст. 1415) за самозванство, "без всякого злоумышления против Государя, престола или государства, а токмо из видов корысти или иных подобных", определяет ссылку в каторжные работы от 4 до 6 лет. 6) Распространение вредных слухов. Такими слухами ст. 932 действ. улож. признает слухи, "имеющие политическую зловредную цель или явно оскорбительные для верховного правительства". Проект принял ограничительное перечневое определение и предусматривает заведомо ложные слухи об изменении образа правления или порядка наследия престола, или о кончине императора или наследника, или об их отречении. Наказ., по проекту, как за самозванство. 7) С. внешняя. Все современные кодексы предусматривают посягательства, учиненные своими подданными или иностранцами, против иностранных держав — но предусматривают их во имя интересов не иностранной державы, а своей. Отсюда вытекает основное условие — взаимность уголовной охраны. Главные типы деяний этого рода: а) посягательства на бытие иностранного государства. В действующем уложении ст. 260, внесенная в 1858 г. вследствие договора взаимности, заключенного с Австрией, и соответствующая второй части § 66 австрийского уложения, ставит вопрос широко, делая ссылки на ст. 241, 242, 243, 249, 250 и даже 253, посвященную государственной измене. Наказ. — ссылка на житье или на поселение в Сибирь. Проект ограничивает объем деяния покушением на насильственное низвержение правительства дружественного России государства или на насильственное изменение существующего в нем образа правления. наказ. — заточение. Как в действ. улож., так и в проекте, прямо сказано: "Буде в сем отношении существует взаимность", б) Оскорбление иностранного государства. Сюда относится, по проекту, "надругательство над публично выставленным государственным гербом или иным державным знаком дружественного России государства". наказ. — арест. Действ. улож. содержит только постановление об оскорблении дипломатических представителей дружественных держав (ст. 261), что отнесено проектом в главу об обидах. в) Нарушение нейтралитета. В действующем праве в отношении наказуемости нарушения нейтралитета существует пробел. Проект его пополняет, назначая заточение до одного года за нарушение правил о нейтралитете "в установленном порядке обнародованных". К.-К.



xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о