История Аида/Гадеса, бога подземного царства — Почитать на DTF
2109 просмотров
Что мы знаем про Аида, властителя недр земли, где согласно верованиям древних греков, блуждают души умерших, протекает священная река Стикс и Ахеронт, а грозным и беспощадным стражником «зоны безопасности миров» является трёхглавый Цербер? Также из школьной программы известно, что по воле своего брата Зевса Аид похитил и насильно женил на себе дочь богини плодородия — Деметры, богиню весны Персефону, которая две трети года вынуждена была жить на земле, и лишь одну треть — в царстве мрачного Аида. Но есть и другие аспекты божества, о которых умолчали, дабы не вдаваться в подробности.
Происхождение имени Аида неясно, но с древних времен его обычно рассматривали как означающее «невидимый» . Обширный раздел диалога Платона « Кратил » посвящен этимологии имени бога, в котором Сократ приводит доводы в пользу народной этимологии не от «невидимого», а от «своего знания ( eidenai ) всех благородных вещей». Современные лингвисты предложили протогреческую форму * Awides («невидимый»). Самая ранняя засвидетельствованная форма — Aḯdēs ( Ἀΐδης ), в которой отсутствует предложенная дигамма . Вместо этого Мартин Литчфилд Уэст приводит доводы в пользу первоначального значения слова «тот, кто руководит собранием» из универсальности смерти.
Также, как и римляне, греки иногда называли Аида Плутоном ( Πλούτων Ploútōn ), что означает «богатый», учитывая, что из обители внизу (т.е. из почвы) приходят богатства ( например, плодородные культуры, металлы и так далее). Это божество было смесью греческого бога Аида и элевсинского Плутоса, и от этого же он получил жрицу, чего раньше в Греции не практиковалось. Более сложными названиями того же жанра были Плутодот Ploutodotēs ( Πλουτοδότης ) или Ploutodotḗr.( Πλουτοδοτήρ ), что означает «дающий богатство». Его также называли Зевсом катахтониосом (Ζεὺς καταχθόνιος), что означает «Зевс подземного мира», теми, кто избегал его настоящего имени, поскольку он имел полный контроль над подземным миром.
В числе эпитетов Аида были Агесандр ( Ἀγήσανδρος ) и Агесилаос ( Ἀγεσίλαος ), [12] оба от ágō ( ἄγω , «вести», «нести» или «приносить») и anḗr ( ἀνήρ , «человек») или лаос ( λαός , « люди» или «люди»), описывая Аида как бога, который уносит все. Никандр использует форму Hegesilaus ( Ἡγεσίλαος ).
В греческой мифологии Аид, бог греческого подземного мира, был первенцем титанов Кроноса и Реи . У него было три старшие сестры — Гестия , богиня домашнего очага, Деметра и Гера , а также младший брат Посейдон , которых отец проглотил целиком, как только они родились. Зевс был младшим ребенком, и благодаря махинациям их матери, Реи, именно он был единственным, кто избежал этой участи. Достигнув совершеннолетия, Зевсу удалось заставить отца извергнуть братьев и сестер. После освобождения шесть младших богов вместе с союзниками, которых им удалось собрать, бросили вызов старшим богам за власть в Титаномахии , божественной войне.
Война длилась десять лет и закончилась победой младших богов. После победы, согласно известному отрывку из « Илиады» ( книга XV , лн. 187–93), Аид и два его брата, Посейдон и Зевс, бросили жребий за власть над царствами. Зевс получил небо, Посейдон получил моря, а Аид получил подземный мир, невидимое царство, в которое отправляются души умерших, покидая мир. Несмотря на современные коннотации смерти как зла, Аид на самом деле был более альтруистически склонен в мифологии. Аид изображался пассивным и никогда — сугубо негативно; его роль часто заключалась лишь в поддержании относительного баланса. Тем не менее, его также изображали холодным и суровым, и он считал всех своих подданных в равной степени ответственными перед своими законами. Какие-либо другие индивидуальные аспекты его личности не приводятся, поскольку греки воздерживались от того, чтобы уделять ему много внимания, чтобы не привлекать его внимания.
Аид правил мертвыми при помощи других, над которыми он имел полную власть. Дом Аида был описан как полный «гостей», хотя он редко покидал подземный мир. [25] Его мало заботило то, что происходило в верхнем мире, так как его основное внимание было направлено на то, чтобы ни один из его подданных никогда не покидал его владения и приходил в ярость, когда кто-то пытался уйти, или если кто-то пытался украсть души из его царства. Его гнев был одинаково ужасен для любого, кто пытался обмануть смерть или иным образом перечить ему, как , к своей печали, узнали Сизиф и Пирифой. Обычно безразличный к своим подданным, Аид был очень сосредоточен на наказании этих двух человек; особенно Пирифой , когда он вошел в подземный мир в попытке украсть Персефону для себя и, следовательно, был вынужден сесть на «Кресло Забвения». Сизиф же дважды обманул смерть и был вынужден в наказание вечно катить камень в гору.
Другой миф касается греческого бога Асклепия , который изначально был полубогом, сыном Аполлона и Корониды , фессалийской принцессы. Еще при жизни он стал известным и талантливым врачом, которому со временем удалось вернуть мертвых к жизни. Чувствуя себя обманутым, Аид убедил Зевса убить его ударом молнии. После смерти он был перенесен на Олимп, где стал богом. Аид был изображен за пределами подземного мира только один раз в мифе, и даже это, как полагают, было случаем, когда он пытался защищать город Пилос и был атакован Гераклом. Однако, после того, как он был застрелен, Аид отправился на Олимп, чтобы вылечиться у врача богов — Пеана.
Кроме Геракла, единственными другими живыми людьми, отважившимися отправиться в подземный мир, были также небезызвестные герои : Одиссей , Эней (в сопровождении Сивиллы ), Орфей, к которому Аид проявил нехарактерную милость по настоянию Персефоны, которая была тронута музыкой Орфея, Тесей с Пирифой и, в позднем романе, Психея . Никому из них не понравилось то, что они увидели в царстве мертвых. В частности, греческий герой войны Ахиллес , которого Одиссей заколдовал кровавым возлиянием , сказал:
О сияющий Одиссей, никогда не пытайся утешить меня за то, что я умираю.Лучше я пойду за плугом в качестве раба к другомучеловеку, которому не выделена земля и не на что жить,чем быть королем над всеми погибшими мертвецами. — Душа Ахилла Одиссею. Гомер ,Одиссея11.488-491 (перевод Латтимора)
Напомним, певец Орфей однажды спустился в подземное царство в поисках своей жены Эвридики, которая умерла, когда ее укусила змея. Так прекрасна была музыка, которую он играл, что она очаровала даже Аида (а также его жену Персефону), которая позволила ему взять Эвридику в страну живых, но до тех пор, пока он не оглядывался на нее, уходя. Но Орфей нарушил условие и был вынужден жить без Эвридики. Он играл на лире и вся природа внимала печальной песне. Погиб Орфей страшно — его разорвали в клочья менады, свита бога виноделия Диониса, когда тот отказался отдаться им. В другой истории Тесей и Пирифой поклялись похитить и жениться на дочерях Зевса .
Тесей выбрал Елену , и вместе они похитили ее и решили удерживать ее, пока она не станет достаточно взрослой, чтобы выйти замуж. Пирифой выбрал Персефону . Они оставили Елену с матерью Тесея, Этрой , и отправились в подземный мир. Аид знал об их плане захватить его жену, поэтому он сделал вид, что предлагает им гостеприимство, и устроил пир; как только пара села, змеи обвились вокруг их ног и удерживали их там.
В конце концов Тесей был спасен Гераклом, но Пирифой остался в ловушке в наказание за то, что осмелился искать жену бога для себя. В иных вариантах персонажа и вовсе скормили Церберу. Сизиф был смертным царем из Коринфа , который был наказан в Тартаре за то, что раскрыл речному богу Азопу местонахождение своей дочери Эгины после того , как Зевс похитил ее, а также за попытку обмануть смерть . Зевс, разгневанный на Сизифа за раскрытие тайны, подослал Танатоса к Сизифу, но тот ловко бросил бога смерти в собственные узы, и в результате никто не мог умереть, пока Арес не освободил Танатоса и не передал ему Сизифа.Последним подвигом Геракла было захватить Цербера. Сначала Геракл отправился в Элевсин для посвящения в Элевсинские мистерии . Он сделал это, чтобы снять с себя вину за убийство кентавров и научиться входить и выходить из подземного мира живыми. Он нашел вход в подземный мир в Таэнаруме . Афина и Гермес помогли ему пройти и вернуться из Аида. Геракл попросил у Аида разрешения взять Цербера, на что Аид согласился, если Геракл не причинит вреда его «питомцу».
Аид, как бог мертвых, был устрашающей фигурой для тех, кто еще жив; не спешили навстречу ему, не желали клясться его именем и отворачивали лицо, принося ему жертву. Поскольку многих пугало простое произнесение слова «Аид», в ход пошли эвфемизмы и такие слова: «сумрачный Аид обогащается нашими вздохами и нашими слезами». Кроме того, его звали Климен («печально известный»), Полидегмон («принимающий многих») и, возможно, Эвбулей («добрый совет» или «благонамеренный»), все они были эвфемизмами для имени, которое было небезопасно произносить, которые превратились в эпитеты.
Большую часть времени он проводил в своем темном царстве. Грозный в бою, он доказал свою свирепость в знаменитой Титаномахии , битве олимпийцев против титанов , установившей власть Зевса. Аид, которого боялись и ненавидели, олицетворял неумолимую неизбежность смерти: «Почему мы ненавидим Аида больше, чем любого бога, если не потому, что он такой непреклонный и непреклонный?» Риторический вопрос принадлежит Агамемнону.
Аид, однако, не был злым богом, поскольку, хотя он был суровым, жестоким и безжалостным, он все же был справедлив. Аид правил подземным миром и поэтому чаще всего ассоциировался со смертью и боялся людей, но он не был самой Смертью — её функции исполнял Танатос , сын богини ночи Никты и Эреба , который является фактическим олицетворением смерти, хотя в пьесе Еврипида « Алкестида» довольно ясно утверждает, что Танатос и Аид были одним и тем же божеством, и дает интересное описание Аида как покрытого темной плащом и крылатого; кроме того, Аид также упоминается как Гесперос Теос («бог смерти и тьмы «).
Когда греки умилостивляли Аида, они стучали ладонями по земле, чтобы убедиться, что он их услышит. Черные животные, такие как овцы, были принесены ему в жертву. Хотя некоторые предполагают, что сама ярость отказа от человеческих жертвоприношений , выраженная в мифе, может подразумевать невысказанную память о каком-то далеком прошлом, прямых доказательств такого поворота нет. Кровь от всех хтонических жертвоприношений, в том числе и для умилостивления Аида, капала в яму или расселину в земле. Человек, принесший жертву, должен был отвернуть лицо.
В одном древнем источнике говорится, что он обладал Шапкой-невидимкой . Его колесница, запряженная четверкой вороных лошадей, производила устрашающее и впечатляющее зрелище. Эти звери были по-разному названы, согласно Клавдиану: Орфней , Эфон , Никтей и Аластор , в то время как другие авторы также перечисляли: Ноний, Аметей, Абастор, Абетор и Метей. Другими его обычными атрибутами были нарциссы и кипарисы, Ключ Аида и Цербер, трехголовый пес. Змеи также приписывались Аиду, поскольку его иногда изображали либо держащим их, либо сопровождающим их. Считается, что это имеет значение, поскольку в некоторых классических источниках Аид похитил Кору в образе змеи, которая впоследствии родила Загрея-Диониса.
Нося имя «Зевс», Зевс Олимпиос, великий царь богов, заметно отличается от Зевса Мейлихиоса, решительно хтонического персонажа, часто изображаемого в виде змеи, и, как видно заранее, они не могут быть различные проявления одного и того же бога, на самом деле всякий раз, когда упоминается «другой Зевс», это всегда относится к Гадесу. Зевса Мейлихиоса и Зевса Эвбулеуса часто называют альтернативными именами Аида.
Философ Гераклит , объединяя противоположности, провозгласил, что Аид и Дионис , сама сущность нерушимой жизни ( зоэ), есть один и тот же бог. Среди других свидетельств, Карл Кереньи отмечает в своей книге, что гомеровский гимн Деметре, мраморные изображения и эпитеты связывают Аида с Дионисом. Он также отмечает, что скорбящая богиня Деметра отказалась пить вино, так как она заявляет, что это было бы против них для нее, чтобы пить вино, которое является даром Диониса, после похищения Персефоны, из-за этой связи; что указывает на то, что Аид на самом деле мог быть «прикрытием» подземного мира Диониса. Он предполагает, что эта двойная идентичность могла быть знакома тем, кто соприкасался с мистериями . Дионис также разделял несколько эпитетов с Аидом, таких как Chthonios («подземный»), Eubouleus («Добрый советник»), и Euclius («славный» или «известный»).
Несколько слов о царстве Аида. В древних греческих мифах — это туманная и мрачная обитель мертвых (также называемая Эребом, а не Тартаром или в честь бога — Аидом), куда попадают все люди после смерти. Очень немногие смертные могли покинуть Аид после того, как вошли в него. Исключения составили только герои Геракл и Тесей. Даже Одиссей ( « Одиссея» , XI) призывает духов усопших, а не спускается к ним. Более поздняя греческая философия ввела идею о том, что все смертные судимы после смерти и либо вознаграждаются, либо проклинаются.
Было несколько частей царства Аида, в том числе — Элизиум , Луга Асфоделей и Тартар. Мифограф Аполлодор описывает Тартар как «мрачное место в Аиде, столь же далекое от Земли, как Земля далека от неба». Греческие мифографы не были полностью последовательны в отношении географии загробной жизни . Противоположный миф о загробной жизни касается Сада Гесперид , часто отождествляемого с Островами Блаженных , где могут обитать благословенные герои.
У эллинов умерший входил в подземный мир, пересекая Стикс , переправляемый Хароном (каир’-он), который брал обол , небольшую монету для перехода , которую благочестивые родственники помещали в рот умершего. Согласно шестой книге « Энеиды » Вергилия, на ближнем берегу сто лет собирались нищие и одинокие . Греки предлагали умилостивительные возлияния , чтобы умершие не вернулись в верхний мир и не «преследовали» тех, кто не похоронил их должным образом. Дальний берег реки охранял Цербер, трехголовый пес, побежденный Гераклом. Далее тени усопших входили в страну мертвых, чтобы предстать перед судом.
Пять рек царства Аида и их символические значения — это Ахерон (река печали или горя), Коцит (оплакивание), Флегетон (огонь), Лета (забвение) и Стикс (ненависть), река водами которой поклялись даже боги и в которую Ахиллес был окунут, чтобы сделать его непобедимым. Стикс образует границу между верхним и нижним мирами. Первая область Аида включает в себя Поля Асфоделей, описанные в « Одиссее XI», где тени героев уныло блуждают среди меньших духов, которые щебечут вокруг них, как летучие мыши. Только возлияния крови, предлагаемые им в мире живых, могут пробудить в них на время ощущения человечества.
Дальше лежал Эреб , который можно было принять за эвфоним Аида, чье собственное имя было ужасным. Было два бассейна: бассейн Леты , куда стекались обычные души, чтобы стереть всю память, и бассейн Мнемозины («память»), где вместо этого пили посвященные в мистерии. Во дворе дворца Аида и Персефоны сидят трое судей подземного мира: Минос , Радамант и Эак . Там у тривиума , посвященного Гекате , где сходятся три дороги, судят души, возвращаются на Поля Асфоделя.если они ни добродетельны, ни злы, отправлены дорогой в Тартар, если они нечестивы или злы, или отправлены в Элизиум (Острова Блаженных) с «безупречными» героями.
В римской же мифологии вход в подземный мир, расположенный в Авернусе , кратере недалеко от Кумы , был маршрутом, по которому Эней спускался в царство мертвых. С помощью синекдохи «Авернус» можно заменить подземным миром в целом. Ди инфери были коллективом божеств подземного мира.
Хотя, Аид редко изображался в произведениях искусства, а также в мифологии, потому что греки очень боялись его, нашлось место любовным похождениям даже владыке подземного царства. Так, в одном мифе океанида Левка была самой красивой из нимф. Аид влюбился в нее и похитил ее унёс в подземный мир. Она прожила всю свою жизнь в его царстве и, когда она умерла, бог искал утешения, создав подходящий памятник их любви: на Елисейских полях , где благочестивые проводят свою загробную жизнь, он породил белое дерево. Именно этим деревом увенчал себя Геракл в честь своего возвращения из подземного царства.
Другая нимфа, наяда Минте, обитательница реки Коцит, стала любовницей Аида после похищения и насильного замужества Персефоны. Сгорая от ревности, богиня весны растоптала нимфу ногой, превратив ее в садовую мяту в процессе. Согласно схолиасту Никандру Колофонскому, сам Аид превратил свою мертвую возлюбленную в траву мяты после того, как Персефона разорвала ее на куски за то, что она спала с ним. По другой версии, Аид отказался от Минте после женитьбы на Персефоне. Нимфа хвасталась, что она красивее богини весны и что Аид скоро заберет ее обратно. В гневе из-за высокомерия , направленного на ее дочь, сама Деметра растоптала Минту и превратила ее в мяту.
В римской мифологии было два бога подземного мира — Оркус и Дис Патер. Расскажу о них чуть подробнее. Dīs Pater, он же — Rex Infernus , — первоначально ассоциировался с плодородными сельскохозяйственными угодьями и минеральными богатствами, а поскольку эти полезные ископаемые добывались из-под земли, позже его отождествляли с хтоническим божеством Оркусом. Также этимология имени бога Патер («отец») может быть связано с ассоциацией с Юпитером. Что касается Оркуса, то он первоначально был богом подземного мира, карателем нарушенных клятв в этрусской и римской мифологии . Как и в случае с Аидом, имя бога также использовалось для самого подземного мира. Позже этрусский бог Айта , Оркус, Дис Патер и Аид слились в римской мифологии в единого персонажа — Плутона, а Персефона стала Прозерпиной и заменила собой прежнюю римскую богиню весны — Либеру.
Аид часто появляется в массовой культуре. Несмотря на его нынешний нейтралитет и отсутствие плохих поступков, его часто изображают злодеем из-за его связи со смертью и преступным миром. Так, Аид (под своим римским именем Плутон ) появляется в фильме Пазолини «Кентерберийские рассказы» . Его играет итальянский актер Джузеппе Арриджо. В фильме он случайно встречает слепого рогоносца сэра Января, прогуливаясь по секретному саду Января. Ему жаль Январь, поэтому он использует свои силы, чтобы вернуть ему зрение, чтобы он мог увидеть, как жена ему изменяет.
Аид появляется в фильмах « Перси Джексон и олимпийцы: Похититель молний» в исполнении Стива Кугана, а также в ремейке « Битвы титанов» и его продолжении «Гнев титанов», где его играет Ральф Файнс . Здесь Аид — опять злодей.
В трех телесериалах « Геркулес: Легендарные путешествия» , « Зена: королева воинов» и «Молодой Геракл » Аид был повторяющимся персонажем, которого чаще всего играл Эрик Томсон , хотя Марк Фергюсон и Стивен Ловатт также играли эту роль. Он был изображен перегруженным работой и недоукомплектованным персоналом.
В сериале комиксов DC « Смоллвиль » могущественное и демоническое божество Дарксайд было в истории Земли под многими именами, такими как Аид и Люцифер , а также было связано с индуистской богиней Кали .
Адаптация аниме-телесериала игры для PSP Kamigami no Asobi транслировалась с апреля 2014 года по июль 2014 года, где Аид — один из немногих богов, посланных Зевсом в академию, расположенную в отдельном царстве, которое напоминает человеческую среднюю школу, чтобы узнать о значение любви и человечества, в попытке обратить вспять ослабевающую связь между людьми и богами.
В диснеевском фильме 1997 года « Геркулес » Аид появляется как главный антагонист. В отличие от мифологического Аида, эта версия — быстро говорящее, вспыльчивое и злое божество; смесь Сатаны и хитрого голливудского агента. Он планирует свергнуть Зевса и править Вселенной, но перед этим убить Геракла, чтобы герой не помешал его замыслу. Однако он потерпел неудачу и на всю вечность оказался в ловушке в Реке Смерти. Персонажа озвучил Джеймс Вудс.
В 2016 году Аида сыграл Грег Джерманн в фильме « Однажды в сказке» . Эта версия основана на диснеевской версии Геркулеса и изображена влюбленной в Зелину, Злую Ведьму Запада. В последнем фильме диснеевской трилогии « Наследники » выясняется, что Аид является отцом главного героя Мэла, которого он получил от своего бывшего брака с Малефисентой , злодеем из диснеевского фильма « Спящая красавица» .
Он появляется в серии комиксов God of War (2010–11) от DC Comics , основанной на франшизе видеоигр. В нем он заключает пари с пятью другими олимпийскими богами, каждый из которых выбирает чемпиона для поиска амброзии Асклепия , эликсира с магическими целебными свойствами.
Кстати, в игре Gods of Rome по сюжету у Аида появляется сын по имени Тенебрус (Tenebrous), который хочет захватить мир с помощью ценного артефакта — сосуда Хаоса. Сам же Аид выглядит, как свирепый мертвец. У него есть крылья ворона на спине, шлем невидимости с такими же перьями, набедренная повязка, покрытая черепами, и деревянный посох с металлическим черепом на конце. В частности, из одной руки Аида торчат шипы. После победы Аид пожирает душу своего павшего противника. Это — единственная игра, где Аид больше не играет антагонистической или злодейской роли. Имя его якобы позабытого сына Тенебруса было явно позаимствовано разработчиками из «Звёздных войн».
Дарья Тоцкая // Древняя Греция: земля, время и смерть
Искусствовед Дарья Тоцкая // ФормасловКультура Древней Греции не всегда концентрировалась вокруг Зевса. В предыдущей части искусствовед Дарья Тоцкая рассказывала об этом и о крито-микенской богине и ее быке. Сегодня мы будем анализировать период архаики с его хтонической мифологией и последовавшим затем периодом богов-олимпийцев
Период архаики, согласно современной научной периодизации, начался в 1400 г. до н.э. и завершился в 1100 г. до н.э. Ему на смену пришли боги-олимпийцы, культ которых частично заимствовал сюжеты архаики и еще более древних времен. Само пребывание богов на горе Олимп связано с былыми ритуалами поклонения духам и божествам на возвышенности. Мы можем также вспомнить героев кельтских легенд и сказаний, сидящих на ритуальных холмах и начинающих видеть странное. Или же ритуалы среднеазиатских шаманов, сооружающих для связи с духами рода курганы из камней.
Денис Forkas Костромитин, «Зеркало Тритона», 2014 // ФормасловОтсылки к культуре прошлого проявляются не только в этом. Вот пример из олимпийского периода: «эгида» — так называется козья накидка — была у Зевса. Да и акцент на то, что его вскормила на острове (мотив пребывания вне бытия) коза Амалфея опять же оперирует уже знакомыми нам деталями. За образом Амалфеи стоит богиня-кормительница в зверином облике, и Зевс как бы остается под ее покрывалом, под защитой, «под эгидой». Наиболее могущественный и властный бог древнегреческого пантеона олимпийского периода, подобно кельтскому Лугу, связывается с символикой козла и высоких местностей, — горой Олимп. Но, в отличие от кельтской мифологии, Зевс не отождествляется открыто со своим отцом, и на то есть свои причины.
Вернемся к древнегреческой архаике. Брак Геи (земли) с Ураном произвел на свет первородных чудовищ, которые в этот период подверглись демонизации как «первые боги» (подобно фоморам у кельтов и аннунакам у шумеров, схема все та же). Сама Гея тоже скоро перестанет быть «удобной» в пантеоне богов, и в олимпийский период ей станут уделять все меньше внимания. Причина в том, что ее сила и власть несоизмеримо больше Зевсовой.
Итак, первородные детища Геи, циклопы-гиганты, не нравились Урану, и он спрятал их в землю, то есть, с одной стороны, похоронил, с другой стороны, как бы вернул внутрь образа Геи-земли. Правда, демонические детишки не умерли в Гее-земле — они устроили акт восстания и, получается, реинкарнации. Неудивительно, что неоплатоники впоследствии интересовались историей Геи больше, чем сюжетами олимпийцев. Гесиод в «Теогонии» (VIII – VII вв. до н.э.) пишет, что сначала в Хаосе витали Гея как земная твердь, Тартар как мрачное подземелье и Эрос как страсть, «потос». Очень напоминает эта триада посиделки Тиамат с Абсу и Муммой на коленях в «Энума Элиш», но здесь нужно удержаться от соблазна прямого ассоциирования божеств из двух разных культур, древнегреческой и шумерской. Их идеи-образы не тождественны в данном случае, но, несомненно, происходит из некоего общего субстрата, из одного архетипического сюжета времен каменного века.
Дальше Гея изготавливает серп, кстати, распространенное орудие европейских ведьм, намекающее на жатву как прекращение сельскохозяйственного цикла. Специальный ритуальный серп использовался в ходе древних ритуалов, проводимых женщинами-служительницами культа. Итак, Кронос затаивается в утробе Геи, а после, во время соития Геи с Ураном протягивает руку с серпом и отсекает ею гениталии отца. Здесь необходимо вспомнить финикийские истории на ту же тематику: оскопление отца сыном. Несомненно, у нас еще будет повод поговорить об этом архетипическом сюжете, но сейчас обратимся к судьбе Реи и Кроноса.
Денис Forkas Костромитин, «Видение пойманной нимфы», 2015 // ФормасловГея-земля вечна, а вот ее потомки, похоже, вынуждены проходить через череду рождений и реинкарнаций.
Кронос и Рея — новая пара божественных родителей, но им не помешал бы семейный психолог, который как минимум призвал бы их к коммуникации. Ведь Кронос пошел по стопам отца и занялся пожиранием своих детей, а Рея — постоянным деторождением и попытками укрывательства. Чтобы скрыть рождение нового ребенка, она прибегает к колдовству. То заставляет визжать растения, скрывая крики детей, то производит мену ребенка и камня. Кронос, разумеется, будет низвержен, но для этого спрятанному на острове Зевсу доведется вступить в союз с первородными чудовищами, братьями его матери Реи. Вот почему греки не могли произвести отождествление Зевса с Кроносом: 1) Кронос уже и так повторяет судьбу Урана; 2) это заставило бы ассоциировать сюжеты Зевса с сюжетами Кроноса, намекая на то, что и у Зевса должен родиться сын, который победит громовержца.
Тем не менее в олимпийском периоде грекам приходилось поклоняться образу Зевса, чья власть никак не могла быть поставлена под сомнение и ограничена кем бы то ни было. Ничего не напоминает? Верования во всесильного Мардука среди шумеров распространились одновременно с укреплением власти энов, правителей первых городов. Правда, шумеры придумали своего «всесильного и непобедимого бога» раньше древних греков.
Вернемся к паре Реи и Кроноса. Они не антропоморфные существа, а идеи, и с этой точки зрения нам необходимо взглянуть на их взаимоотношения. Рея дает новорожденному тело, но Кронос, время, ограничивает физическое существование человека, заставляя его перерождаться снова и снова. Само время не является изначальным принципом, а появилось лишь в результате зарождения идеи смерти (здесь: изменения). Идея Урана как смерти как раз и соотносится с изменением чего бы то ни было. Подобно мифологии финикийцев с их божеством изменяющей смерти Мотом, смерть в образе Урана снова показывается как изменяющая сила, приведшая к появлению времени. То же можно сказать и о человеческой психике: сознание образуются лишь в результате видоизменения некоего участка бессознательного, но после физической смерти индивида все возвращается на круги своя: в бессознательное. На уровне человеческой анатомии это тоже работает: способность мозга осознавать происходящее развилась из некоего участка вегетативной нервной системы.
Время, которое пожирает что-либо, как бы прокручивает назад, — это важный архетипический сюжет, демонстрирующий идею. Как только что-либо рождается, время словно начинает отсчитывать часы обратно от будущей смерти до точки рождения в прошлом, за мгновение до которой объект не существовал, а был лишь частью всеобщего бессознательного. Под рождением мы подразумеваем не физическое рождение ребенка на свет, а зарождение сознания у плода.
Денис Forkas Костромитин, штудия к «Зеркалу Тритона», 2013 // ФормасловЕще одно интересное наблюдение об олимпийце Зевсе. Он не является «богом колдуний», не покровительствует им. В отличие от образов других богов, зиждущихся на схожем архетипическом сюжете. Один — колдун, Мардук — колдун, призывающий демонов. Зевс в каком-то смысле искусственная фигура, которую поставили на то место, где ранее цвели пышным цветом совсем другие верования, именно поэтому он не впитал детали образов и сюжеты, основанные на важнейших архетипических сюжетах. Именно с точки зрения архетипических сюжетов и произошла катастрофа смыслов, разрыв: сюжет истинной, архетипической связи Зевса и Реи разбит и утерян, богиня бездействует, бог не умрет. «Родила и родила». А что дальше-то? Так древние греки получили некую лакуну в осознании своего жизненного пути и осознании смерти. Правда, они довольно быстро заполнили ее народными верованиями, основанными на старых сюжетах. Период олимпийцев завершился распространением орфических культов.
Именно в отсутствии связи Зевса и колдовства яснее всего прослеживается разрыв архетипического сюжета. Отчасти эта теория подтверждается ниточками, ведущими к фигуре богини Гекаты. Она, в отличие от Зевса, сохранила связи с ведовством, с царством мертвых, от которого олимпиец оказался оторван, и с образом собак, который с Зевсом тоже никак не соотносится, а также с циклом рождение-жизнь-смерть. Некромантия, сношения с царством мертвых и духи-помощники — все это уже во времена почитания Зевса не было легитимизировано и ушло в глубокое подполье. Связь с бессознательным перестала быть общепринятой практикой. Верования в дельфийского оракула, прорицающего за счет ядовитых испарений из подземной пещеры, уже угасли.
Впрочем, и олимпийская пара Зевс плюс Гера не смогла избежать связей с древними архетипическими сюжетами. Гера часто принимает решения, противоречащие воле мужа, порой спускается в царство мертвых к злобным духам мести-эриниям, совершает колдовство и губит людей и богов. Гера, например, является причиной того, что Афамант обезумел и убил собственного сына. Его дочь Ангела смогла избежать мести Геры, омывшись в подземном источнике и оказавшись «под эгидой» Аида — это отголоски древних ритуалов встречи с образами смерти, уже исчезнувших из всеобщего употребления в эпоху олимпийцев. Также стоит обратить внимание на сюжет, в котором Зевс устраивает шуточную свадьбу с дубом, облачив его в платье Геры — это осколки былых верований в Великую Матерь в образе Мирового древа.
Возможно, олимпийская эпоха кому-либо видится как расцвет древнегреческой культуры. Но с точки зрения архетипических сюжетов это не так, олимпийский период — это начало конца из-за разрыва смыслов и связей с важнейшими архетипическими сюжетами. Всесильность Зевса порождает непонимание смерти и иррациональный, разрушающий страх перед ней. То, что Зевс не подчиняется матери-Рее, заставляет человека считать себя центром Вселенной и этот же тип отношений проецировать на общество и природу. Фигура Зевса ставится выше по значимости, чем человеческая судьба, начисто сметая ценность пути индивидуации и лишая человеческую жизнь смысла. Утрачена необходимость духовного пути. В олимпийский период у человека уже нет легальных инструментов для управления психикой на неосознаваемом уровне. Мифологии Зевса и других олимпийцев не хватает сюжета катабасиса, спуска в царство мертвых. Именно на нем и будут строиться новые (основанные на хорошо забытом старом) орфические культы.
Смерть Зевса | The Epic Beyond
Греческая мифология является одним из краеугольных камней западного повествования. Древние эллинские истории о богах, смертных и полубогах пережили тысячи лет и вдохновляли миллионы людей. Таким образом, истории были адаптированы и переосмыслены на протяжении веков. Греческие мифы являются одним из основных продуктов поп-культуры, и в последнее время я замечаю повторяющийся сюжет в адаптации греческих мифов: Смерть Зевса.
Самый известный пример, вероятно, серия God of War. Главная мотивация главного героя Кратоса — убить Зевса. В эпизоде Зены-королевы воинов «Богобоязненное дитя» Геракл убивает Зевса, когда король Олимпа пытается убить дочь Зены. Можно было бы просто приписать это повествовательному изображению Эдипова комплекса, поскольку и Кратос, и Геракл — дети Зевса, но на этом тенденция не заканчивается. Назовем несколько случаев, когда в эпизоде «Сверхъестественное» «Помни Титанов» братья Винчестеры сталкиваются с Прометеем, Артемидой и Зевсом. Он заканчивается смертью короля Олимпа. В серии комиксов Marvel «Арес: Бог войн» Олимп противопоставляется персонажу из японской мифологии по имени Амацу-Микабоши. Зевс убит в битве, в конце концов воскрес только для того, чтобы снова умереть на страницах невероятной сюжетной арки Геракла «Штурм Нового Олимпа». Даже в недавней серии комиксов «Бог мертв» смерть Зевса показана как главный аспект возвращения старых богов на современную Землю. В отличие от скандинавского Рагнарока, здесь нет мифа, изображающего смерть кого-либо из греческих богов. Зевс сверг своего отца Кроноса, как Кронос сверг Урана до него, но на этом цикл закончился. Несмотря на его много-много детей, ни один из детей Зевса не занял его трон. Без какой-либо основы в знаниях, почему эта пограничная точка сюжета клише стала настолько распространенной?
com/embed/dXFbZ1vU8Ho» frameborder=»0″>Зевс был богом неба, который правил выше всего остального. В древнем мире справедливость исходила от слова того, кто стоит у власти. Ни у кого не было большей силы, чем у Зевса, поэтому он был богом справедливости, порядка и правления. Греческие боги должны были быть людьми со всеми присущими им недостатками и достоинствами. Король Олимпа был далек от образца добродетели. Он изнасиловал множество женщин, изменял своей жене направо и налево, бросал своих детей, уничтожал своих врагов и делал все необходимое, чтобы сохранить свое правление. Его действия были оправданы только потому, что это были действия правителя. Никто не мог возложить на него ответственность за его увлечения и неосмотрительность, потому что ни у кого не было достаточно власти. По словам Мела Брукса, «хорошо быть королем».
Это очень старый взгляд на власть. Со времен Просвещения население не рассматривало правителя как неприступный источник власти. В идеале правитель должен быть слугой народа. Его власть проистекает из общественного договора между правительством и управляемыми. С современной точки зрения Зевс может быть королем, который держит титанов и гигантов в заточении в ямах Тартара, но это не освобождает его от того, что он принимает форму мужа женщины и занимается с ней любовью под ложным предлогом. Возможно, это психологическая причина, по которой убийство Зевса в последнее время стало таким распространенным явлением. В «Боге войны», «Зене, королеве воинов», «Сверхъестественном», «Бог мертв» и, в меньшей степени, в «Интерпретации Зевса Marvel» падение Короля богов оправдано тем, что его правящий корабль имеет недостатки. Зевс из Marvel воскрес после того, как он был вынужден противостоять всем своим грехам и признать, что он не выше справедливости. Когда король пытается убить невиновного, чтобы сохранить свою власть, или несправедливо причиняет страдания, он перестает быть подходящим правителем. Согласно идее общественного договора, как только правитель (или правительство) нарушает свой долг перед народом, народ обязан свергнуть это правительство, при необходимости прибегнув к насилию.
Клише уничтожения Зевса Панхеллениоса является расширением меняющегося представления о божественном праве королей и психологического стремления восстать против несправедливой власти.
Теперь небольшой метатекстовый бонус:
В истории Афины говорится, что Зевс взял титанису Метиду в любовники. Когда он узнал от судьбы, что любой ребенок, которого она ему родила, приведет к его падению, он обманул ее и поглотил. Метис навсегда останется в его голове как источник мудрости и знаний. Через некоторое время из головы Зевса родилась полностью выросшая Афина. Логично предположить, что Афина — это ребенок Метиды, выношенный внутри черепа царя. Афина впоследствии стала богиней мудрости, войны и стратегии. Она была богиней-покровительницей греческого города-государства Афины, где была изобретена демократия. В некоторых историях даже будет сказано, что Афина дала демократию древним афинянам. Демократия и принципы самоуправления — вот что привело к идеям, продвигаемым Просвещением, особенно к идеям общественного договора. Эта современная идея о правителе, подотчетном народу, стала причиной того, что идея царя, подобного Зевсу, была отвергнута в современности. Теперь король богов продолжает мелькать в поп-культуре. Возможно, прошло какое-то время, но предсказание судьбы сбылось. В конце концов, Афина была богиней стратегии.
Зевс когда-нибудь умирал? — Myth Nerd
Главная » Зевс когда-нибудь умирал?
Энди Уоткинс
Если вы смотрите много передач о греческой мифологии, вы могли заметить, что клише о смерти Зевса появляется снова и снова. Его можно увидеть в сериале «Бог войны» и в эпизоде «Сверхъестественное» под названием «Помни титанов» среди других. Однако действительно ли Зевс умирает в греческой мифологии?
Зевс никогда не умирает. В греческой мифологии все боги бессмертны — несмотря на это, их все же можно бросить в изгнание или вывести из строя. Даже после того, как человечество перестает верить в них, они не умирают, а превращаются в менее могущественные версии самих себя.
Чтобы узнать больше о греческой мифологии и предполагаемой смерти Зевса, продолжайте читать!
Зевс и его предполагаемая смерть
Хотя широко распространено мнение, что греческие боги не могут умереть, существуют мифы о том, что Зевс умер на Крите, в месте своего рождения. Литературные намеки на смерть Зевса существуют с 4 века, и все они указывают на Крит как на место, где он умер.
Одно из первых упоминаний о его смерти встречается в Гимне Зевсу Каллимаха (310–240 гг. до н. э.) со следующей цитатой.
‘Воистину, критяне даже устроили тебе гробницу, Господи, но ты не умрешь, ибо будешь жить вечно.’
Критский Зевс – бог, который умирает и возрождается ежегодно. Хотя точные подробности его смерти часто не упоминаются в рассказах, предполагается, что он был забит до смерти диким вепрем. Вероятно, из мифа о критском Зевсе родилась и распространилась в кино идея о способности Зевса быть убитым раз и навсегда.
Критское представление о Зевсе прямо противоречит традиционному представлению о греческих богах как о бессмертных, бессмертных духах.
Чтобы ответить на вопрос — , согласно большинству точек зрения, кроме критской, Зевс не может умереть.
Почему Зевс умирает в фильмах?
Хотя Зевс не всегда умирает в фильмах, его смерть становится все более распространенным тропом.
Смерть Зевса в фильмах символически представляет свержение правителя-тирана простыми людьми. В этом представлении изображено стремление людей к дестабилизации социальной иерархии и победе справедливости.
Царь Олимпа Зевс имел репутацию великого карателя. Эти наказания были не только суровыми, но и длились всю вечность.
Вот некоторые известные примеры:
- Прометей, Титан Бог Огня. Прометей был приговорен к тому, чтобы орел каждый день до конца вечности съедал его печень в наказание за то, что дал людям огонь.