Задушили, отравили, закололи вилкой. Убивали ли на самом деле Петра III | История | Общество
…«Урод наш очень занемог и охватила его нечаенная колика, и я опасен, штоб он сегоднишную ночь не умер, а больше опасаюсь, штоб не ожил. Боюсь гнева вашего величества, штоб вы чего на нас неистоваго подумать не изволили и штоб мы не были притчиною смерти злодея вашего. Он сам теперь так болен, што не думаю, штоб он дожил до вечера и почти совсем уже в беспамятстве, о чём и вся команда здешняя знает и молит бога, штоб он скорей с наших рук убрался».
Загадочное письмо графа Григория Орлова, написанное Екатерине Второй из Ропшинского дворца под Петербургом, за последние 256 лет процитировали тысячи историков. Вскоре после тайной переписки (а именно — 17 июля 1762 года) законный муж Екатерины, свергнутый восемь дней назад император Пётр Фёдорович Третий скончался при весьма туманных обстоятельствах. Этот инцидент в России был официально признан цареубийством лишь в конце XIX века: прежде сообщалось, что «государь отдал Богу душу ввиду геморроидальных колик». Пожалуй, и ранее почти никто не сомневался — Пётр III наверняка убит, дабы расчистить коварной супруге путь к престолу Российской империи.
Простите, придётся вас удивить — на самом деле до сих пор не существует доказательств, что гибель Петра была насильственной.
«Фейк» по заказу государя?
…Как правило, историки основывают свою уверенность на третьем письме Орлова из Ропшинского дворца, где с 28 июня (9 июля 1762 года) после государственного переворота и пребывал под усиленной охраной Пётр III.
«Матушка, его нет на свете, но никто сего не думал, и как нам задумать поднять руки на Государя. Но, государыня, свершилась беда: мы были пьяны, и он тоже, он заспорил с князь Фёдором, не успели мы рознять, а его уже не стало».
Казалось бы — вот оно, прямое признание душегуба в ликвидации бедного царя-батюшки. Далее, высыпается целый мешок версий — задушили, отравили, и даже… закололи вилкой. Нет уж, не всё так просто. Самое-то интересное — подлинника зловещего письма в природе не существует. Есть копия, снятая (то есть, переписанная от руки — ведь ксерокс тогда ещё не изобрели) графом Фёдором Ростопчиным — а сам оригинал, дескать, уничтожил сын Петра (император Павел I) вскоре после коронации. Логика, будем говорить откровенно, тут и не ночевала. Зачем Павлу, обожавшему покойного отца и ненавидевшего властную мать, своими руками сжигать доказательство, способное привести на виселицу убийц Петра III?
После подробной экспертизы в 1995 году, ряд лингвистов РФ уверенно заявил: письмо с признанием в убийстве — откровенная фальшивка, изготовленная Ростопчиным, Орлов подобного послания никогда не писал. Документ, как утверждают специалисты, написан чересчур правильно для безграмотного графа, и даже стиль построения фраз совсем иной. Зачем же его подделывать? Скорее всего, Павел I готовился устроить суд над теми, кого считал палачами отца — и не успел лишь по причине собственной смерти. Именно он, вероятно, и заказал Ростопчину изготовить подобный «фейк» — ну а тот постарался изо всех сил.
Виновница впала в истерику
… Как свидетельствовал горячий поклонник Петра III, будущий наставник царевича Павла граф Никита Панин, при известии о кончине мужа «государыня императрица» искренне залилась слезами. Смерть Петра III сделала Екатерине отвратительный «чёрный пиар». Теперь, что бы она ни говорила, её всегда станут обвинять в приказе «убрать» непутёвого супруга. Цареубийство по европейским меркам XVIII века — вещь суровая, Екатерина на всю жизнь получила клеймо узурпаторши, чьи руки в крови, и её отношения с сыном оказались испорчены навсегда. А ведь историки того времени сообщают — императрица была весьма довольна прежней договорённостью: свергнутый муж уезжает управлять крохотной Голштинией (он носил титул герцога Голштинского), а она остаётся на троне до совершеннолетия Павла. Екатерина абсолютно не волновалась — Пётр III был равнодушен к российскому престолу, и приглашён в империю лишь по причине отсутствия детей у предыдущей государыни Елизаветы Петровны. Так что смерть супруга и последующие слухи были Екатерине только во вред — поэтому-то она и впала в истерику после ужасной новости о смерти Петра, а не хлопала в ладоши и веселилась. Уж кем-кем, а недальновидным политиком и полной дурой Екатерину Великую назвать никак нельзя.
Депрессия, инсульт и мышьяк
…Тогда остаётся вопрос — отчего же тогда и в самом деле умер Пётр III? Трудно поверить, что именно от геморроя… хотя, конечно, в то время без антибиотиков и прочих современных лекарств человек и с лёгким насморком мог сыграть в ящик.
Официальные результаты вскрытия тела гласят — у Петра выявлены признаки «апоплексического удара» (инсульта), его сердце было очень слабым, работало с серьёзными перебоями, жесточайше воспалён кишечник. Заключение делали придворные медики — и конечно, историки им не доверяют: мол, все до единого подкуплены Екатериной. Но что, если их выводы и есть настоящая правда? Согласно симптомам, которые описал в первом письме Орлов, у государя наблюдался либо инсульт, либо сильное внутреннее кровотечение. Врача среди тюремщиков не было — а императрица, увлечённая триумфом после удачного переворота, не обратила внимания на плохую новость. А ведь смысл письма однозначен — Пётр серьёзно болен, и вряд ли выживет. Ко всему прочему, император являлся законченным алкоголиком. Противники Екатерины считают информацию о любви покойного государя к рюмке ложью нелюбимой жены (это может быть правдой, учитывая, сколько тонн грязи иногда изливают друг на друга бывшие супруги), однако, о «вечно пьяном» Петре упоминают и работавшие в Петербурге заграничные послы. Плюс ко всему, после переворота Пётр Фёдорович находился в состоянии тяжелейшего стресса, погрузившись в чёрную депрессию. Стоит повелителю огромной страны за минуту превратиться в рядового узника под охраной, шанс инсульта и в самом деле будет велик. В истории уже известны случаи, когда лишённые трона государи умирали за считанные дни или недели, без всякой помощи со стороны. Увы, точно узнать о том, был Пётр III убит, или Екатерина II пала жертвой блестящего «чёрного пиара», сейчас не представляется возможным.
…Хотя стоит припомнить и другой инцидент — ещё до 90-х годов XX века отравление бывшего императора французов Наполеона I Бонапарта английскими спецслужбами считалось стопроцентно доказанным: мол, в его волосах обнаружили высокую концентрацию мышьяка. Однако, ларчик просто открывался — Бонапарт принимал лекарство от болей в боку, содержавшее мышьяк, а отрезанные волосы, каковые он часто дарил своим поклонникам, по тогдашним традициям хранили как раз в этом порошке. В 2007 году окончательно выяснилось — версия об отравлении не подтверждена, Наполеон скончался от онкологического заболевания желудка: как в своё время и его отец. Нераскрытых тайн в истории ещё предостаточно, но следует знать — «чёрного пиара», выдумок, откровенных «фейков» в прежние времена было ничуть не меньше, чем сейчас.
А может быть, даже и больше.
Дело о смерти Петра Романова
Петербург – город особый, он похож на таинственный часовой механизм. Вроде бы все спокойно: идут часы, крутятся стрелки, а вдруг что-то грохнет, лопнет перетянутая пружинка, и время побежит вперед или повернется вспять. Историю творят люди, и редко это «творчество» обходится без крови. Следы преступлений уже ничем не уничтожить. Можно сколько угодно перекрашивать дома, переименовывать улицы и приукрашивать историю, но кровь все равно проступит на стенах, а место преступления будут называть проклятым.
Одно такое место находится в 45 километрах от Петербурга, где за глухим забором прячутся развалины некогда величественного Ропшинского дворца. 6 июля 1762 года при невыясненных обстоятельствах здесь умер император Петр III. Это событие разделило историков на два неравных лагеря. Большинство утверждает, что Петр III не мог управлять государством и его убийство изменило ход истории в благоприятном направлении. Жена убитого, Екатерина II, захватила трон без всяких на то оснований, но есть причины именовать ее Великой за плодотворную работу на высшем государственном посту. Меньшинство историков уверены, что преступники должны сидеть в тюрьме, а не на троне. Пробуем разобраться в «Деле о смерти Романова Петра Федоровича».
Император Романов Петр III Федорович родился 10 февраля 1728 года в немецком городе Киле. Он внук Петра I, сын его старшей дочери Анны и герцога Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского. Бездетная императрица Елизавета Петровна пригласила племянника в Россию и объявила наследником престола. В 1745 году Петр Федорович женился на немецкой принцессе Софии Ангальт-Цербской, получившей при принятии православия имя Екатерины Алексеевны. В 1754 году у супругов родился сын Павел.
После смерти императрицы Елизаветы 25 декабря 1761 года Петр III вступил на престол Российской империи. Его жена Екатерина Алексеевна была в это время на пятом месяце беременности от своего любовника Григория Орлова. В апреле 1762 года она родила сына Алексея, которому была дана фамилия Бобринский.
Предшествующие события
Отношения между царственными супругами всегда были неприязненными. Екатерина считала мужа глупым, неспособным к супружеской жизни и государственной деятельности. Нопо мнению историка Карамзина: «Об этом государе судили со слов его смертельных врагов или их подлых сторонников». Карамзин был придворным историком, он не мог сказать правду до конца: о Петре Ш судили по высказываниям и «Мемуарам» Екатерины II, которой было выгодно выставлять мужа полным ничтожеством.
В мае 1762 года, оправившись после родов, Екатерина начала активно готовить государственный переворот, опираясь на любовника Григория Орлова, его брата Алексея и небольшой круг придворных. Среди солдат и гвардии активно распространяли слухи, что Петр III «ничтожнейший из людей» и «ненавистник русского народа».
Царю докладывали о возможном заговоре, и отношения между супругами накалились до крайности. 24 мая 1762 года во время званого обеда по случаю заключения мира с Пруссией Петр Федорович произнес тост за благополучие императорского дома, но Екатерина отказалась пить. Петр несколько раз назвал жену дурой. Гостей было 500 человек. Если кто-то из приглашенных не расслышал слово «дура», то ему обязательно передали эту нелестную характеристику. Екатерина разрыдалась. Вечером этого же дня Петр хотел отдать приказ арестовать Екатерину, но супругов с трудом помирили.
Однако в Петербурге распространили слух, что Екатерина находится под стражей. В гвардии начались волнения. Один из участников заговора капитан Пассек был задержан. Братья Орловы запустили механизм государственного переворота, который сработал безотказно.
Хроника переворота
28 июня 1762 года в Казанском соборе был оглашен манифест о вступлении Екатерины II на самодержавный престол.
28 июня Екатерина назначила местом пожизненного заключения Петра Федоровича Шлиссельбургскую крепость на крошечном островке посредине Невы. Императрица приказала, чтобы мужу были отведены «лучшие покои». Все «покои» в крепости – это каменные мешки с малюсеньким окошком под потолком.
29 июня Петра III вынудили отречься от престола. Он был арестован и под конвоем доставлен в Ропшинский дворец.
30 июня немецкие офицеры и солдаты, служившие при дворе Петра III, были арестованы и отправлены в Кронштадт. Через несколько дней «иноземцев» отправили в Германию. Во время сильного шторма на Балтике судно затонуло, все находившиеся на борту погибли.
1 июля Петр Федорович почувствовал недомогание и попросил прислать в Ропшу своего лечащего врача Людерса. Доктор изучил симптомы, изложенные в письме, и не нашел ничего опасного для жизни больного. Людерс прописал лекарства, но в Ропшу не поехал.
2 июля Алексей Орлов, брат любовника Екатерины, прислал в Петербург из Ропши записку, где сообщалось, что Петр Федорович «очень занемог, и схватила его нечаянная колика, и я опасен, чтоб он сегодняшнюю ночь не умер, а больше опасаюсь, чтоб не ожил».
3 июля состояние Петра Федоровича ухудшилось, у него были сильные желудочные боли. Доктор Людерс прибыл в Ропшинский дворец.
4 июля в Ропшу приехал придворный хирург Паульсен, который привез хирургические инструменты для вскрытия тела.
Камер-лакей Маслов, верно служивший Петру Федоровичу, вышел в сад подышать свежим воздухом. Маслов был схвачен и увезен в неизвестном направлении.
6 июля Алексей Орлов прислал Екатерине две записки. В первой говорится, что «теперь так болен, что не думаю, чтоб он дожил до вечера… и вся команда здешняя молит Бога, чтоб он скорее с наших рук убрался». Позднее поступила другая записка Алексея Орлова, где, в частности, сказано: «Государыня, совершилась беда. Он заспорил за столом с князем Федором Барятинским; не успели мы разнять, а его уже и не стало. Сами не помним, что делали, но все до единого виноваты. Помилуй меня, хоть для брата. Повинную тебе принес – и разыскивать нечего».
Екатерина приказала сделать вскрытие тела. «Вполне удостоверено, что не нашли ни малейшего следа отравления, – писала Екатерина. – Он имел совершенно здоровый желудок, но умер он от воспаления в кишках и апоплексического удара. Его сердце было необычайно мало и совсем сморщено».
Призрак бродит по России
8 июля тело покойного доставили в Петербург и выставили в Александро-Невской лавре для прощания. Бывший император был облачен в мундир голштинского драгуна. Это подчеркивало, что усопший – не российский император, а всего лишь немецкий герцог. Лицо покойного было «черным и опухшим, но достаточно узнаваемым».
10 июля Петр III был захоронен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры, а не в Петропавловском соборе, усыпальнице российских императоров. Сенат запретил Екатерине II присутствовать в церкви на том основании, что солдаты так раздражены и озлоблены на покойника, что могут в клочья разодрать его тело. Понятно, что Екатерине не хотелось присутствовать на похоронах, но услужливая выдумка Сената выглядит просто кощунственной. Невозможно представить, чтобы православные рвали тело покойного на куски прямо в церкви.
Екатерина, желавшая тихо «закопать» мужа, добилась обратного эффекта. В народе возникла легенда, что царица и ее придворные убили Петра, потому что он хотел дать крепостным волю. За 34 года царствования Екатерины II появилось около сорока пяти самозванцев, выдававших себя за Петра III. Самым страшным призраком убитого императора стал Емельян Пугачев, утверждавший, что он чудом спасшийся Петр III. Восстание под предводительства Пугачева переросло в полномасштабную крестьянскую войну, продолжавшуюся более двух лет.
Коронованный скелет
6 ноября 1796 года умерла императрица Екатерина II. На престол взошел нелюбимый матерью и лишенный отца Павел I. Разбирая бумаги покойной, Павел нашел записки Алексея Орлова. Он сохранил две записки, в которых говорится о болезни свергнутого императора, а третью, где Алексей Орлов признается в убийстве, сжег. Павел хотел стереть позорное пятно с блестящих одежд императорской фамилии, однако с «признательных показаний» Орлова была снята копия. Отсутствие оригинала признания стало главным аргументом тех, кто отрицает версию убийства.
25 ноября Павел I решил воздать отцу почести, которых тот был незаслуженно лишен. Император короновал мертвеца. После панихиды в Благовещенской церкви Павел I возложил корону себе на голову, а затем положил на гроб свергнутого императора.
2 декабря тело Петра III было перевезено в Зимний дворец. Более тридцати черных карет, запряженных лошадьми в черных попонах, тихо тянулись одна за другой. Придворные лакеи в черных одеяниях с факелами в руках освещали мрачную процессию.
Предполагаемые убийцы Петра III участвовали в шествии. Алексей Орлов нес на красной подушечке императорскую корону. Он был уже стар, страдал подагрой и два с половиной часа шествия дались ему тяжело и морально, и физически. Следом за Орловым шел князь Барятинский, несший императорскую цепь. Убийцы, идущие перед гробом жертвы, – это месть в духе императора Павла.
В Зимнем дворце гробы Петра III и Екатерины II поставили рядом. Павел приказал придворным целовать разложившийся труп Петра III, а затем прикладываться к мертвой руке Екатерины.
В Петропавловском соборе Петра III и Екатерину II похоронили рядышком. На обеих могилах указана дата погребения 18 декабря 1796 года. Может сложиться впечатление, что супруги жили долго и счастливо и умерли в один день. Наверное, именно об этом всегда мечтал несчастный Павел, лишенный родительской любви.
Через четыре года он сам будет убит заговорщиками.
«Мятеж не может кончиться удачей, в противном случае его зовут иначе», – сказал поэт и был совершенно прав. Никто не ставит Екатерине II в вину совершение государственного переворота. О том, как она смело захватила власть, рассказывают с упоением. А как быть с организацией заказного убийства группой лиц по предварительному сговору? Информация к размышлению у вас есть, а выводы делайте сами.
Убийство Петра III, Императора Всея Руси (1762 г.)
Сьюзен Фланцер загородная усадьба за пределами Санкт-Петербурга, Россия. Вероятно, он был убит, но обстоятельства его смерти остаются неясными.
Петр III, Император Всея Руси
Кредит – Википедия
Петр III, Император Всея Руси Карл Петр Ульрих Гольштейн-Готторпский родился 21 февраля 1728 года в Кильском замке в Киле, затем в Герцогстве Гольштейн-Готторп, ныне в немецкой земле Шлезвиг-Гольштейн. Его отцом был Карл Фридрих, герцог Гольштейн-Готторпский. Его матерью была великая княгиня Анна Петровна Российская, старшая из двух выживших дочерей Петра I (Великого), Императора Всероссийского, и его второй жены, урожденной Марты Елены Сковронской, дочери этнического польского крестьянина, переименованного в Екатерину ( Екатерина) Алексеевна, а впоследствии наследница мужа Петра Великого как Екатерина I, императрица всея Руси. Питер был единственным ребенком у своих родителей. Его мать умерла в возрасте 20 лет, через три месяца после его рождения.
Питер был оставлен на попечение голштинской дворовой охраны, которая надела на рукава Петра сержантские нашивки и позволила ему тренироваться с ними. Петру не хватало серьезного образования и какой-либо подготовки в области управления. Не зная ничего, кроме того, чему его научили охранники, Петр увлекся военными учениями. В 1739 году умер отец Петра, и в возрасте одиннадцати лет он стал герцогом Гольштейн-Готторпским.
Тетя Петра, Елизавета, Императрица Всея Руси; Кредит — Википедия
В 1742 году жизнь Петра резко изменилась, когда его незамужняя тетя по материнской линии, младшая сестра его матери, Елизавета, Императрица Всероссийская, объявила его своим наследником и привезла в Санкт-Петербург, Россия. Петр перешел из лютеранства в русское православие, получил имя Петр Феодорович, титул великого князя и был официально назван наследником российского престола.
Петр и Екатерина; Кредит – Википедия
Императрице Елизавете было важно, чтобы Петр женился, чтобы династия Романовых продолжилась. Елизавета устроила Петру женитьбу на его троюродной сестре Софи Ангальт-Цербстской (впоследствии Екатерине II Великой), дочери Кристиана Августа, принца Ангальт-Цербстского, и Иоганны Елизаветы Гольштейн-Готторпской. София приняла русское православие, взяла имя Екатерина (Екатерина) Алексеевна и вышла замуж за Петра 21 августа 1745 года. Брак Петра и Екатерины не был счастливым, но у Екатерины был сын, будущий император Павел, и дочь Анна Петровна. , умершего в раннем детстве. Оба ребенка были взяты императрицей Елизаветой в ее покои сразу после их рождения, чтобы она воспитывала их. У Петра и Екатерины были романы, и Екатерина позже утверждала, что ее сын Пол не был отцом Петра и что они никогда не заключали свой брак.
Петр никогда не пытался узнать больше о России, ее народе и ее истории. Он пренебрегал русскими обычаями, неподобающе вел себя во время церковных служб, не соблюдал постов и других обрядов. Он говорил по-русски плохо и нечасто. Императрица Елизавета не позволяла Петру участвовать в государственных делах. 5 января 1762 года в возрасте 52 лет после обширного инсульта скончалась Елизавета, императрица всея Руси, и ее племянник стал Петром III, императором всея Руси. Петр был непопулярен, и мало кто с нетерпением ждал его правления.
Корни заговора
Став Императором Всероссийским, Петр мало что сделал для того, чтобы заручиться поддержкой друзей и придворных императрицы Елизаветы. Его внешняя политика также мало способствовала завоеванию сторонников. Последней каплей для Петра, возможно, стало то, как он относился к русской армии. Петр упразднил «гвардию в гвардии», группу Преображенского полка, созданную императрицей Елизаветой как ее личную гвардию в память об их поддержке переворота, приведшего ее на престол. Он заменил «гвардию внутри гвардии» на собственную голштинскую гвардию и часто говорил об их превосходстве над русской армией.
Тем временем положение Екатерины ухудшилось вместе с положением трех групп – духовенства, высших государственных деятелей и Императорской Гвардии, Преображенского полка. Петр стал подумывать о разводе с Екатериной и женитьбе на своей любовнице. Кэтрин благоразумно присоединилась к трем группам. Она оставалась спокойной и достойной, даже когда Питер грубо оскорблял ее публично. Преданность Преображенского полка Екатерине никогда не подвергалась сомнению, ведь ее фаворит Григорий Орлов и четверо его братьев были гвардейцами.
Заговор с целью свержения Петра
Алексей и Григорий Орловы в 1770-е гг.; Кредит — Википедия
Заговор с целью свержения Петра был спланирован и сосредоточен вокруг пяти братьев Орловых с Григорием, фаворитом Екатерины, и Алексеем, являющимися главными заговорщиками.
- Иван Григорьевич Орлов (1733–1791)
- Григорий Григорьевич Орлов (1734–1783)
- Алексей Григорьевич Орлов (1737–1808)
- Фёдор Григорьевич Орлов (1741–1796)
- Владимир Григорьевич Орлов (1743–1831)
На 9 июля 1762 года (29 июня по старому стилю, день памяти св. Петра и Павла) в Петергофе намечалось празднество по случаю именин Петра. Неслучайно заговорщики выбрали именно это время для своего нападения. Накануне Петр должен был выехать из Ораниенбаума в Петергоф. Братья Алексей Орлов и Григорий Орлов готовились за несколько недель до запланированного торжества. Угрозами и взятками водки и денег братья Орловы выставили против Петра стражу.
Петр опоздал с отъездом из Ораниенбаума из-за похмелья и ежедневной привычки делать смотр своим голштинским войскам. Он должен был встретить Екатерину в Петергофе, но когда он приехал, ее там не было. В конце концов, Питер и несколько его советников начали подозревать, что происходит. Петр начал посылать своих приближенных в Петербург, чтобы узнать, что происходит, но никто не вернулся. Ему удалось узнать, что Екатерина провозгласила себя Екатериной II, императрицей всея Руси и что высшие государственные чины, духовенство и вся гвардия поддержали ее.
Екатерина II на балконе Зимнего дворца 9 июля 1762 г., в день переворота; Кредит – Википедия
Петр приказал своей голштинской гвардии занять оборону в Петергофе. Они так и сделали, но побоялись сказать Питеру, что у них нет пушечных ядер для стрельбы. Петр думал о бегстве, но ему сказали, что лошадей нет, потому что вся его свита прибыла в каретах. Узнав, что Екатерина и гвардия приближаются к Петергофу, Петр принял отчаянное решение плыть в Кронштадт, крепость на острове. По прибытии Петру было отказано в приеме, поскольку все находившиеся в крепости присягнули Екатерине. Петр отверг совет своих советников отправиться в прусскую армию и вернулся в Ораниенбаум.
Петр и его голштинская гвардия стояли за воротами Ораниенбаума, когда Алексей Орлов и его люди окружили Ораниенбаум. Петр послал сообщение, что откажется от престола, если ему, его любовнице и его любимому русскому генералу будет позволено отправиться в Гольштейн. Екатерина отправила Григория Орлова вместе с русским генералом в Ораниенбаум, настаивая на том, чтобы Петр собственноручно написал официальное заявление об отречении. Григорий Орлов должен был разобраться с отречением, а генерал должен был выманить Петра из Ораниенбаума обратно в Петергоф, чтобы предотвратить кровопролитие. Григорий Орлов вернулся в Петергоф с подписанным заявлением об отречении, и генерал убедил Петра отправиться в Петергоф и просить Екатерину о пощаде. По прибытии в Петергоф Петр был арестован и доставлен Алексеем Орловым во дворец Ропша, загородную усадьбу за пределами Санкт-Петербурга.
Екатерине пришлось столкнуться с той же дилеммой, с которой пришлось столкнуться императрице Елизавете в отношении свергнутого ею Ивана VI: держать рядом бывшего императора было угрозой ее престолу. Екатерина намеревалась отправить Петра в Шлиссельбургскую крепость, где еще находился в заточении Иван VI, низложенный в 1741 году в младенчестве. Однако Екатерине недолго пришлось иметь дело с живым низложенным императором.
Смерть Петра
Ропша Дворец, где умер Петр. Дворец нуждается в реставрации. В 2016 году дворец был сдан в аренду государственной нефтяной корпорации «Роснефть», которая пообещала отреставрировать дворец и разрешить посещение туристами; Кредит — Википедия
Одно было ясно — Питер мертв. Он умер в возрасте 34 лет 17 июля 1762 года в Ропшинском дворце. Что неясно, так это то, как он умер. Рано утром 17 июля 1762 года Петра пригласили отобедать с Алексеем Орловым и князем Федором Барятинским, одним из офицеров его гвардии. В 18 часов в Санкт-Петербург прибыл всадник из Ропша Палас с письмом Алексея Орлова для Екатерины. Орлов писал: «За обедом он [Петр] стал ссориться и драться с князем Барятинским за столом. Прежде чем мы смогли их разлучить, он был мертв. Мы сами не знаем, что сделали. Но мы в равной степени виновны и заслуживаем смерти».
Неизвестно, была ли смерть Питера спланирована или это результат случайной пьяной ссоры. Екатерина, безусловно, выиграла от смерти Петра, которая произошла в присутствии одного из ее ключевых союзников и его людей. Братья Орловы и офицеры, охранявшие Петра, ненавидели его. Они бы знали, что делают одолжение новой императрице. Официальной причиной смерти Петра был назван «тяжелый приступ геморроидальной колики».
Последствия
Екатерине посоветовали показать тело Петра, чтобы стало известно, что он мертв, а не спрятан, как Иван VI. Петр лежал в чине в Александро-Невской лавре в Петербурге в голубом мундире голштинского кавалерийского офицера, привлекая к своему иностранному происхождению. На нем была большая треугольная шляпа, закрывавшая лоб, а часть его лица, которая была видна, была черной и опухшей. Вокруг его шеи и до подбородка был широкий галстук. Приверженцев русской православной веры принято хоронить с крестом в голых руках, но Петр был в кожаных перчатках для верховой езды. Кажется вероятным, что Питер был одет, чтобы скрыть результаты удушения — галстук, чтобы прикрыть ушибленное горло, и перчатки, чтобы скрыть травмы от попытки бороться за свою жизнь. Несмотря на попытки скрыть травмы Петра, среди тысяч людей, проходивших мимо его гроба, ходили слухи, что Петра отравили и/или задушили.
Петру было отказано в погребении в Петропавловском соборе Петропавловской крепости, построенном его дедом Петром I Великим. Вместо этого Петра без почестей похоронили в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Никогда не суждено было по рождению быть монархом и даже замужем за монархом, Екатерина II, Императрица Всероссийская, урожденная Принцесса София Августа Фридерика Ангальт-Цербстская, царствовала тридцать четыре года. В царствование Екатерины Россия выросла и окрепла и была признана одной из великих держав Европы. Через пять лет после того, как она взошла на престол, Законодательное собрание проголосовало за то, чтобы назвать ее Екатериной Великой, но она отказалась. Позже, в царствование, когда ее снова стали называть Екатериной Великой, она ответила: «Прошу вас больше не называть меня Екатериной Великой, потому что меня зовут Екатерина II». После ее смерти русские стали называть ее Екатериной Великой, и мы до сих пор называем ее так.
Когда в 1796 году умерла Екатерина II, ее сын и преемник Павел I, император всея Руси, стремился отомстить за низложенного и опального Петра III и за переворот его матери Екатерины II. Павел приказал перенести останки Петра III, Императора Всероссийского, сначала в церковь Зимнего дворца, а затем в Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, место захоронения Романовых. 60-летнего Алексея Орлова, сыгравшего роль в свержении Петра III, заставили идти в похоронной процессии, держа Императорскую корону, когда он шел перед гробом. Петр III был перезахоронен в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга одновременно с погребением его жены Екатерины II. Петр III никогда не был коронован, поэтому во время его перезахоронения Павел I лично совершил обряд коронации останков своего Петра. По иронии судьбы, Павла I, императора всея Руси, постигла судьба, аналогичная Петру III. Царствование Павла длилось пять лет и закончилось его убийством заговорщиками.
Могилы Екатерины II и Петра III (задний ряд) в Петропавловском соборе; Фото предоставлено Автором: Deror avi – выброс работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=8368144
Эта статья является интеллектуальной собственностью неофициальной роялти и ЗАПРЕЩАЕТСЯ КОПИРОВАНИЕ, РЕДАКТИРОВАНИЕ ИЛИ РАЗМЕЩЕНИЕ В ЛЮБОЙ ФОРМЕ НА ДРУГОМ ВЕБ-САЙТЕ ни при каких обстоятельствах. Разрешено использовать ссылку, которая ведет на неофициальную королевскую семью.
Процитировано
- De.wikipedia.org. (2018). Петр III. (Россия) . [онлайн] Доступно по адресу: https://de.wikipedia.org/wiki/Peter_III._(Russland) [Проверено 10 января 2018 г.].
- En.wikipedia.org. (2018). Петр III России . [онлайн] Доступно по адресу: https://en.wikipedia.org/wiki/Peter_III_of_Russia [Проверено 10 января 2018 г.].
- Фланцер, Сьюзен. (2018). Петр III, Император Всероссийский . [онлайн] Неофициальная королевская семья. Доступно по адресу: https://www.unofficialroyalty.com/emperor-peter-iii-of-russia/ [Проверено 5 января 2020 г.].
- Линкольн, В. Брюс. (1981). Романовы: самодержцы всея Руси. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Doubleday .
- Мэсси, Р. (2016). Екатерина Великая . Лондон: Голова Зевса.
- Ru.wikipedia.org. (2018). Пётр III . [онлайн] Доступно по адресу: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_III [Проверено 10 января 2018 г.
].
Часто задаваемые вопросы: Как умерли Петр и Павел? | Библия и археология
Микеланджело. Распятие Святого Петра . Фреска. Между 1546 и 1550 годами. Музеи Ватикана. (Изображение предоставлено: Arnaud 25 через Wikimedia)Как умерли апостолы Петр и Павел?
Кажется, мы должны знать ответ на этот вопрос, верно? Здесь у нас есть два величайших апостола, упомянутых в Библии, поэтому само собой разумеется, что у нас должно быть несколько подробностей о том, как каждый из них встретил свою кончину. В конце концов, у нас есть не только множество невероятно подробных рассказов о смерти Иисуса, но и много других рассказов о смерти гораздо менее значимых личностей в Новом Завете, таких как Иуда (подробнее см. Как умер Иуда?), Ирод Агриппа. (Деяния 12:23), Анания и Сапфира (Деяния 5:1–11) и даже Евтих, который заснул и выпал из окна насмерть, когда Павел проповедовал в Деяниях 20:9.. Если смерть этих менее чем привлекательных персонажей описана в Библии, то смерть двух наиболее выдающихся апостолов должна быть описана, по крайней мере, так же, как мученичество Стефана в Деяниях 7, верно?
Однако это не так. И здесь мы имеем прекрасный пример того, как традиции развиваются с течением времени и в конечном итоге становятся «то, что известно» — историями, которые мы слышали и верим в истину, и часто предполагаем, что они где-то сохранены в Библии, но на самом деле это не так. Две из этих историй — смерть Петра и Павла. Поскольку у вас, вероятно, есть смутные воспоминания об их смерти, с которыми вы пытаетесь разобраться, давайте перейдем к обманчиво простому вопросу, который может помочь.
Что Новый Завет говорит о смерти Петра и Павла? Отвечать? Ничего такого.
Книга Деяний заканчивается тем, что Павел жив в Риме и свободно проповедует (Деяния 28:30–31). На самом деле ни Павел, ни смерть кого-либо из 12 апостолов (после Иуды) не записаны в Новом Завете!
Тем не менее, когда люди описывают смерть Петра и Павла, мы обычно слышим пару историй:
- Их казни были связаны с 64 годом н.э., когда Нерон спровоцировал ужасные гонения на христиан, чтобы переложить вину за Великий пожар, уничтожил Большой Цирк.
- Петра распяли вниз головой, потому что он считал себя недостойным быть распятым подобно Иисусу.
- Павел был обезглавлен, потому что римских граждан нельзя было распять.
Итак, откуда берутся эти подробности? Хотя в Новый Завет было включено лишь несколько раннехристианских произведений, мы продолжаем находить новые примеры и истории, бывшие в ходу в первые века нашей эры. Среди наиболее популярных были «Апостольские деяния» — сборники рассказов об отдельных апостолах или группах, — и немногие достигли популярности Петра и Павла. Например, знаете ли вы, что у нас есть пятнадцать различных версий смерти Петра и Павла — четыре Петра, пять Павла и шесть Петра и Павла вместе — все написаны к 6 веку н.э.? Или вы знали, что в другой раннехристианской литературе есть более 25 значительных упоминаний об их смерти по отдельности или вместе? [1]
Счета Петра
1.![]() | Конец II – начало III вв. н.э. |
2. Псевдо-Лин, Мученичество святого апостола Петра | Конец 4–5 вв. н.э. |
3. Псевдо-Авдиас, Страсти св. Петра | Конец 6 века н.э. |
4. История Симеона Кефы, Главы Апостолов | 6–7 вв. н.э. |
Счета Пола
1. Мартируя Святого Апостола Павла в Риме (Акты Павла 14) | 2 век н.э. |
2. Псевдо-Лин, Мученичество блаженного апостола Павла | 5–6 вв. н.э. |
3.![]() | 6 век н.э. |
4. История святого апостола милорда Павла | 6–7 вв. н.э. |
5. Мученичество апостола Павла и обретение его отрубленной головы | 5 век н.э. |
Рассказы Петра и Павла
0005 | 5–6 вв. н.э. |
2. Деяния святых апостолов Петра и Павла | 5–6 вв. н.э. |
3. Страсти апостолов Петра и Павла | Конец VI–VII вв. н.э. |
4. Псевдо-Дионисий, Послание к Тимофею на смерть апостолов Петра и Павла | Конец VI – VII вв.![]() |
5. Учение Симеона Кефы в Риме | Конец V – VI вв. н.э. |
6. Учение апостолов | 5–6 вв. н.э. |
Ссылки в другой христианской литературе
1 Климент 5:1–7 9017 | 80–130 CE |
Мученичество и Вознесение Исайи 4:2–4 | 100–130 CE |
Игнатий Антиохийский, Послание к Ефесянам 12:1–2 | 110–125 CE |
Ириней Лионский, Против ересей 3.1.1 | с. 174–189 CE |
Мураторианский канон 34–39 | с.![]() |
Тертуллиан, Предписание против еретиков 36.2– 3 | 203 СЕ |
Тертуллиан, Противоядие от укуса скорпиона 15.2–3 | с. 211–212 СЕ |
Петр Александрийский, О покаянии/каноническом послании 9 | 306 СЕ |
Лактанций, О смерти преследователей 2,5–6 | 313–316 СЕ |
Папий и Дионисий Коринфянин (Цит. у Евсевия) Церковная история 2.25.5–8 | с. 325 СЕ |
Ориген Александрийский (Цит. у Евсевия) Церковная история 3.1 | с. 325 СЕ |
Иоанн Златоуст, Против противников монашеской жизни 1,3 | с.![]() |
Иоанн Златоуст, Похвала святителя Павла 4.15 | с. 390 СЕ |
Иоанн Златоуст, Беседы на 2 Тимофею 10.1–2 | с. 393 СЕ |
Иоанн Златоуст, Беседы на Деяния 46 | с. 400 СЕ |
Иероним, Трактат о псалмах 96:10 | с. 389–391 CE |
Джером, О выдающихся людях 1, 5 | 392–393 СЕ |
Можно было бы подумать, что наличие такого количества ссылок и версий облегчило бы нашу работу, но когда дело доходит до раннего христианства… скажем так, его становится так же трудно отследить, как и другие быстро распространяющиеся явления со многими «версии» и «варианты».
Итак, как нам разобраться во всем этом материале, чтобы найти ответ? Один из методов — начать с более поздних, двойственных традиций и ссылок в другой раннехристианской литературе. Это может показаться странной стратегией, но сосредоточение внимания на этих более общих деталях в конечном итоге сэкономит нам много времени.
Когда и где?
Начнем с местоположения. Традиция связывает их смерть с Нероном и 64 г. н.э., поэтому давайте посмотрим, что мы находим в поддержку этой традиции. (Имейте в виду, что это дата от 90 127 до 90 128, что почти все ученые считают датой авторства самого раннего из евангельских повествований, что делает исключение любого упоминания об их смерти еще более загадочным.)
В котором традиции Петра и Павла исполняются тот же день тот же год?
1. Мученичество апостола Павла и обретение его отрубленной головы |
2.![]() |
3. Деяния святых апостолов Петра и Павла |
4. Страсти апостолов Петра и Павла |
5. Псевдо-Дионисий, Послание к Тимофею на смерть апостолов Петра и Павла |
6. Учение Симеона Кефы в Риме |
7. Папий и Дионисий Коринфские (цит. по Евсевию) Церковная история 3.1 |
8. Иероним, Трактат о псалмах 96:10 |
9. Джером, О выдающихся людях 1, 5 |
В каких традициях Петр и Павел казнены в один и тот же день разных лет?
1.![]() |
2. История святого апостола милорда Павла |
В каких традициях Петра и Павла казнили в том же месте?
1. История святого апостола милорда Павла |
2. Мученичество апостола Павла и обретение его отрубленной головы |
Сколько осталось не указать? 14
Таким образом, большинство двойных аккаунтов утверждают, что они были казнены в тот же день того же года, но казнены и похоронены в разных местах . Однако все ссылки, кроме трех, ничего не говорят о конкретных отношениях.
Из ответов на второй вопрос вы могли также догадаться, что у нас также нет согласия относительно 64 года н. э. Более того, однако, Страсти апостолов Петра и Павла (конец VI — начало VII вв. н.э.) ясно, что они оба были казнены 29 июня 57 г. н.э.
Кто их убил и почему?
Роберт Хьюберт (1733–1808). Пожар в Риме, 18 июля 64 г. г. н.э. 1785. Холст, масло. Музей изящных искусств Андре Мальро, Гавр, Франция. (Изображение предоставлено Mattes через Wikimedia)Возможно, нам повезет больше, если мы перейдем к другим общим вопросам. Нерон был императором с 54 по 68 год н.э., но хотя изменения даты не влияют на связь с Нероном, они влияют на подразумеваемую связь с преследованием Нероном христиан в ответ на Великий пожар. Однако оказывается, что есть причины усомниться в этой истории о Нероне.
Римский историк Тацит, писавший примерно через 50 лет после событий, сообщает, что Великий пожар Рима начался в июле 64 г. н.э. в Большом цирке и горел в течение 5 дней ( Анналы 15.44). Он добавляет, что люди почти сразу обвинили Нерона в пожаре, а Нерон обвинил группу, известную как христиане, некоторых из которых он бросил животным и сжег заживо.
Однако крайне маловероятно, что христиане были достаточно большой и обособленной группой еще в Риме в 64 г. н.э., чтобы стать правдоподобным козлом отпущения для Нерона. Например, в своей переписке с императором Траяном в 112 г. н. э. Плиний Младший упоминает, что столкнулся с обвинениями против группа, о которой он ничего не знает о , которые назывались « христиан ». Ответ Траяна показывает, что он не слышал об этой группе раньше, либо . Это было бы невозможно для группы, которую менее чем за 50 лет до этого Нерон позорно обвинил в Великом пожаре в Риме.
Это не означает, что христиане не были среди тех, кого обвинял Нерон, или что Петр и/или Павел не были убиты. Однако означает, что лучше читать Тацита как возлагающего вину за пожар на современная группа, более известная его более поздней аудитории, которая, вероятно, отражает его собственное представление о христианах около 115 г. н.э., а не историческую реальность, которая обвиняет небольшую, малоизвестную группу пацифистских мессианских сектантских евреев в пожаре.
И последнее осложнение. В то время как традиции содержат отдельные истории о Петре и Павле, которые связывают их казни с иррациональными римскими правителями, то, что, вероятно, является нашей самой ранней работой, в которой упоминаются казни Петра и Павла — 1 Климента 5: 1–7 (написано около 80–130 гг. н. э.) — связывает и смертей от «несправедливой ревности». Точно так же ближе к концу 4 века н.э. Иоанн Златоуст утверждал, что казнь Павла была вызвана «теми, кто вел против него войну» ( О похвалах святого Павла 4.15).
Этот краткий экскурс показал, что единого мнения о казни Петра и Павла нет. Краткий ответ на наш вопрос: «Как они умерли?» это: мы не знаем. Тем не менее, это не очень удовлетворительный конец. Итак, мы закончим тем, что выделим некоторые уникальные детали о различных традициях их индивидуальных мученичества, ответив вместо этого на то, почему Петр хотел быть распятым вниз головой и что случилось с головой Павла.
Мученичество Предания Петра: почему вверх ногами?
История Петра была историей искупления после того, как он отрекся от Иисуса. Он разозлил безумного царя Агриппу II и еще одного человека тем, что научил их жен безбрачию. Некоторые более поздние вариации преувеличивают эту пропаганду безбрачия, так что она стала включать жен большей части римского сената, что по понятным причинам могло разочаровать тех, кто привержен защите римского патриархата.
Последователи Петра узнали о заговоре с целью его казни и убедили его бежать, но он встретил Христа, когда уходил. Задав знаменитый вопрос «Quo Vadis» («Куда ты идешь?») и услышав, что воскресший Иисус отправляется в Рим, чтобы быть снова распятым , Петр понял, что ему суждено умереть в Риме. был арестован и просил распять вверх ногами.
Так почему же вверх ногами? Самое раннее описание делает его частью более крупной теологической точки зрения о мире, полном платонического дуализма и мистицизма, изображая его смерть на самом деле как рождение. Конкретные аргументы окружающие его распятие значительно изменились среди различных версий истории, но только в 6 веке н. э. История Шемона Кефы, Главы Апостолов , что обоснованием просьбы становится символическое лобзание места ног Иисуса. Основными примерами традиции «смирения» являются ссылки у Оригена и Иеронима.
Кроме того, слухи о том, что это связано с происхождением «Символа мира», неверны. Перевернутый петровский крест чаще можно увидеть в фильмах ужасов и среди дарк-металлических групп как символ антихриста (подробнее см. Что такое антихрист и есть ли он в Библии? ) в современном мире — довольно странное наследие. если подумать.
Мученичество Предания Павла: что случилось с его головой?
Рассказ Павла очень похож на историю Евтиха в Деяниях 20. Слуга, возможно, виночерпий Нерона, заснул у окна, слушая Павла, и разбился насмерть. После того, как Павел воскресил его из мертвых, воскресший слуга расстроил Нерона, признав Иисуса «вечным царем», в результате чего Нерон обнаружил, что многие другие среди его телохранителей были христианами. Как и в случае с Петром, детали меняются в более поздних пересказах. Павел иногда виновен в обращении любовницы или наложницы Нерона в одних версиях сказки и в преобразовании почти всего дворца в других. Нерон приказал арестовать христиан и обезглавить Павла. (Интересно, что посмертный визит Павла убедил Нерона освободить других христиан!)
Самой уникальной деталью в некоторых преданиях Пола является потеря его головы. Хотя количество времени, в течение которого он был потерян, а также причины его повторного открытия различаются, в конце концов он был обнаружен и чудесным образом воссоединился с телом Пола.
Заключение
Понятно, что в наши дни много внимания уделяется поиску «исторического Иисуса», но во многом мы меньше знаем о великих Петре и Павле. Смерть Иисуса, например, описана в Новом Завете четыре раза, в то время как смерть Павла и 12 оставшихся апостолов (после Иуды Искариота) не описана ни разу. При всем доступном материале и традициях отсутствие повествований о смерти апостолов во всех канонических списках, по-видимому, было сознательным решением.