В Казани вручили республиканскую премию имени Г.Р. Державина
Текст: Игорь Шумейко (журналист, писатель)
В середине июля в Татарстане размашисто отметили очередной, 279 день рождения Державина. Широта, «многовекторность» трудов Гаврилы Романовича – губернатора, наместника, президента Коммерц-коллегии, министра юстиции и великого поэта, автора первого российского гимна («Гром победы раздавайся») своеобразно сказались на судьбе республиканской премии его имени. Строго через год её вручают писателям и юристам. Лауреат-2022 – доктор юридических наук, начальник кафедры уголовного процесса Казанского юридического института, полковник полиции Елизавета Демидова-Петрова, значит, в 2023-м будет писатель или поэт, и поздравлять его будут в том числе юристы, как сегодня и мы, московские, казанские писатели поздравляли обаятельного автора монографии «Преступность несовершеннолетних в современной России», отмечали, как идет ей мундир.
У памятников Державину в Казани и в его родном городе Лаишево (Гавриил Романович родился в селе Сокуры близ Лаишева) возлагали цветы, держали речи, цитировали нашего классика замминистра культуры РТ Дамир Натфуллин, министр юстиции Рустем Загидуллин, председатель правления Союза писателей России Николай Иванов. И от всех благодарных со времен Пушкина российских поэтов, писателей Н.Ф. Иванов назвал важнейшие труды, заслуги Державина: «Член Императорской Российской академии Гавриил Романович вместе с Фонвизиным участвовал в составлении, издании первого толкового словаря русского языка. Силлабо-тоническую систему, разработанную Ломоносовым и используемую в русской поэзии по сей день, Державин освоил, сделал основой поэтического самовыражения, передал поколению Пушкина. И так же вместе с Ломоносовым он сформировал классицизм – первый стиль современной русской литературы».
Да, всем со школы известна связь «завещания» Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» с державинским:
- Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
- Металлов тверже он и выше пирамид;
- Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
- И времени полет его не сокрушит.
- Так! – весь я не умру, но часть меня большая,
- От тлена убежав, по смерти станет жить…
Связь и правда, «как смерть крепка», так что строку «И истину царям с улыбкой говорить» из державинского «Памятника» многие вполне искренне приписывают тому, чей памятник у метро «Пушкинская», Москва, стал главным монументом нашей литературы.
Гений классицизма Державин привнес в Россию дух «классических», сиречь античных авторов. Не только «Exegi monumentum», но даже «Горшок горячих, добрых щей» из державинской «Похвалы сельской жизни», переложения оды того же Горация, вдруг является на стол в «Евгении Онегине»: «Мои желания — покой, да щей горшок, да сам большой». О герое другого нашего классического Александра Сергеевича, Грибоедова вдруг напомнил плакат в Лаишево:
- Мила нам добра весть о нашей стороне,
- Отечества и дым нам сладок и приятен…
Державин
Знаменитейшее в нашей литературе поэтическое благословение полетело далее над поколениями поэтов и обернулось ответным их вниманием к Гавриилу Романовичу. Почти два века спустя Бродский назовет Державина великим поэтом, усвоив его свободу сопряжений «высокого штиля» с комическим просторечием как важный элемент своей лирической диалектики. Тынянов отмечал энергию соседства «слов неравно высоких», и Бродский «…там в нищете влачащий дни не устрашится кражи, и я кладу на мысль о камуфляже, там на кресте» (по памяти из «Разговора с небожителем», 1970) – вполне по-державински преодолевает стилистическую монотонность, словно и не было нудно-долгих надсоно-бальмонтовских десятилетий. О сходстве посвящений Державина – Суворову (знаменитый «Снигирь», 1800) и Бродского – маршалу Жукову написано немало, как и о том, что Джона Донна и всех английских метафизиков он воспринимал через Державина.
Державин объединил не только юристов и поэтов.
Сложно подсчитать, невозможно отцедить доли русской и татарской крови потомка Багрим-мурзы, выехавшего из Большой Орды, вроде при Василии Тёмном. Но невозможно и не видеть, как гордятся татары своим Державиным. Зачитывают наизусть:
- Как время катится в Казани золотое!
- О колыбель моих первоначальных дней!
- Невинности моей и юности обитель!
- Когда я освещусь опять твоей зарей
- И твой по-прежнему всегдашний буду житель?
Его взлет начался с оды «Фелица» (1783), вольного диалога «потомка мурзы с царевной киргиз-кайсацкия орды» Екатериной II. Тоже, кстати, весьма почитаемой в Казани. Эби-патша («Бабушка-царица») подписала Указ «Об определении мулл и прочих чинов магометанского закона…», сняла ограничения на строительство мечетей в Казани (ранее были на окраинах), а сообщениям о значительной высоте новых строек величественно ответила:
«Я в России повелеваю только землей. Небесное измерение не в моей власти».
Гавриил Романович, русско-татарский поэт-сановник на всех постах запомнился ещё и особой честностью. Потому его эпитафия родителям честна вдвойне, финансово и философски:
- О праотцов моих и родших прах священный!
- Я не принес на гроб вам злата и сребра
- И не размножил ваш собою род почтенный;
- Винюсь: я жил сколь мог для общего добра.
Страница республиканской премии им. Державина на сайте Министерства культуры республики Татарстан
Exegi monumentum aere perennius___
Exegi monumentum aere perennius regalique situ pyramidum altius, quod non imber edax, non Aquilo impotens possit diruere aut innumerabilis annorum series et fuga temporum. Non omnis moriar multaque pars mei uitabit Libitinam. Vsque ego postera crescam laude recens, dum Capitolium scandet cum tacita uirgine pontifex. Dicar, qua uiolens obstrepit Aufidus et qua pauper aquae Daunus agrestium regnauit populorum, ex humili potens princeps Aeolium carmen ad Italos deduxisse modos. Sume superbiam quaesitam meritis et mihi Delphica lauro cinge uolens, Melpomene, comam. (Horace, Odes [Carmina | Я завершил памятник долговечнее меди, Выше царственного положения пирамид, Который ни едкий ливень, ни яростный Аквилон (северный ветер), Не смогут разрушить или неисчислимый Ряд годов и бег времени. Не весь я умру, большая часть меня Избежит Либитины1: я буду расти в будущем, обновляясь славой, пока на Капитолий Будет подниматься понтифик с молчаливой девой2. Обо мне будут говорить, где шумит бурный Ауфид, Где бедный водой Давн сельскими Правил народами, что, будучи из незнатного рода, Первым Эолийскую песню на Италийские лады перевел3. Проникнись заслуженной гордостью и мне Дельфийским Лавром обвей охотно, Мельпомена, волосы. (подстрочник) |
Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный Аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. 5 Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид, 10 Где Давнус царствовал в простом народе; Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатной род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи Эольски, И первому звенеть Алцейской лирой. 15 Взгордися праведной заслугой, Муза, И увенчай главу Дельфийским лавром! (М.В. Ломоносов, 1747 г.) | Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. 5 Нет, весь я не умру, душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, 10 И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый сын славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что звуки новые для песен я обрел, 15 Что в мой жестокий век восславил я свободу И милосердие воспел4. Веленью божию, о Myзa, будь послушна! Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно 20 И не оспоривай глупца. (А.С. Пушкин, 1836 г.) |
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. 5 Так! — весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастёт моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить. Слух пройдет обо мне от Белых вод до Чёрных, 10 Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчётных, Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, 15 В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить. О Муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринуждённою рукой неторопливой 20 Чело твоё зарёй бессмертия венчай. (Г.Р. Державин, 1795) | Я памятник воздвиг огромный и чудесный, Прославя вас в стихах: не знает смерти он! Как образ милый ваш и добрый и прелестный (И в том порукою наш друг Наполеон) 5 Не знаю смерти я. И все мои творенья, От тлена убежав, в печати будут жить: Не Аполлон, но я кую сей цепи звенья, В которую могу вселенну заключить. Так первый я дерзнул в забавном русском слоге 10 О добродетели Елизы говорить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям громами возгласить. Царицы царствуйте, и ты, императрица! Не царствуйте цари: я сам на Пинде царь! 15 Венера мне сестра, и ты моя сестрица, А кесарь мой — святой косарь. (К.Н. Батюшков, 18265) |
1 Богиня подземного царства.
2 Имеется в виду ежегодный обряд освещения Рима, совершаемый верховным жрецом – понтификом и жрицей-весталкой, которая по ритуалы обязана была молчать при совершении этого обряда.
3 Гораций имеет в виду свое обращение к лирике Сапфо, Алкея, других греческих поэтов и введение им в латинскую поэзию греческих стихотворных размеров.
4 Существующее разночтение 4-й строфы:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
5 Подражание «Памятнику» Г. Р. Державина. Одно из нескольких стихотворений Батюшкова, написанных во время душевной болезни. Включено в письмо Батюшкова к А. Г. Гревенс от 8 июля 1826 г. Впервые напечатано в 1883 г.
Raising Your Ebenezer: памятный памятник
Я свидетельствую, что по мере того, как мы ищем возможности ощущать влияние Духа и прилагаем усилия, чтобы часто размышлять об этом опыте, мы будем поднимать свои собственные Ebenezers — наши собственные камни памяти, — которые помогут нам увидеть Божью руку в нашем прошлом и даст нам уверенность и веру в то, что Он позаботится о нас в будущем.
Один из моих любимых религиозных гимнов был написан в 1757 году Робертом Робинсоном. Мелодичные строфы песни «Приди, источник всякого благословения» вызывают определенные мыслительные чувства, которые побуждают меня задуматься о любви, которую Бог питает к Своим детям. Каждый раз, когда я слышу этот гимн, я ловлю себя на том, что весь день напеваю эту мелодию, а слова звучат у меня в голове.
Первая фраза второго куплета всегда казалась мне особенно любопытной: «Здесь я поднимаю свой Эбенезер; Я пришел сюда благодаря Твоей помощи» («Приди, источник всякого благословения», http://en.wikipedia.org/wiki/Come_Thou_Fount_of_Every_Blessing).
«Вот я поднимаю свой Эбенезер»? Что стоит за этой фразой? Конечно, это не отсылка к воскрешению главного героя романа Чарльза Диккенса « Рождественская песнь в прозе» — Эбенезера Скруджа. Но, по общему признанию, это была моя единственная ссылка на это слово.
Именно в Ветхом Завете мы получаем более глубокое понимание того, что значит «воскресить моего Эбенезера». В 1 Царств 7 мы читаем, что израильтяне подверглись нападению со стороны филистимлян. Пребывая в меньшинстве и опасаясь за свою жизнь, они умоляли пророка Самуила молиться о помощи Бога. Самуил принес жертву и молился о защите. В ответ Господь поразил филистимлян, и они отступили на свою территорию. Эта победа описана в стихе 12: «И взял Самуил камень, и положил его между Массифою и Сеном, и нарек ему имя Эвен-Эзер, говоря: до сих пор помогал нам Господь».
На иврите слово ebenezer означает «камень помощи». Этот поднятый камень был напоминанием израильтянам о том, что Господь сделал для них. Этот Эбен-Эзер буквально был памятником, установленным в память о великой помощи, которую Бог оказал тому, кто поднял камень. Ветхий Завет изобилует примерами того, как дети Израилевы забывали многие чудеса и духовные переживания, данные им Господом.
В обращении к религиозным просветителям Президент Спенсер В. Кимбалл сказал, что помните, что может быть самым важным словом в словаре (см. «Круги возвышения», обращение в летней школе УБЯ, 28 июня 1968 г., стр. 8). Это сильное утверждение заставляет нас задуматься над тем, почему современный пророк сделал бы такое преднамеренное и конкретное указание на важность одного слова. Сегодня мои комментарии будут сосредоточены именно на этом принципе, а точнее на важности и ценности памяти о нашем собственном духовном опыте и осознании того, что этот опыт, данный нам Господом, привел нас туда, где каждый из нас находится сегодня. Другими словами, вспоминая, мы воспитываем собственного Эбенезера.
Воспитание собственного ЭбенезераОдин из таких случаев в моей жизни произошел почти тридцать лет назад, когда я был молодым миссионером, служа на юге Чили. Теплым летним вечером в маленькой чилийской деревушке, состоящей из скромных домов, соединенных грунтовыми дорогами, мы с напарником занимались рутинной миссионерской деятельностью. В моем кармане был сложен тройной органайзер с нашим календарем на неделю. В этот конкретный вечер мы должны были провести вторую дискуссию с новой семьей. Мы ловко уворачивались от босоногих детей, игравших в футбол на улицах. Наполненный дымом воздух свидетельствовал о том, что большинство людей готовили себе ужин.
Когда мы подошли к маленькому домику, дети побежали, чтобы предупредить своих родителей, что мы прибыли. Мы вошли в скромный дом, и вся семья собралась на урок. В те дни второй дискуссией был план спасения — один из моих любимых. По ходу урока я смотрел в глаза матери и отцу и делился своим свидетельством об истинности этого плана. Обычно энергичные дети тихонько сидели на коленях у родителей. Мы говорили о том, как они жили до того, как пришли на землю, и о Божьем плане относительно того, как они могут вернуться, чтобы жить с Ним и их семьей навеки.
Когда мой спутник рассказал свою часть беседы, я получил глубокое переживание. Дух коснулся моего сердца так, как я никогда раньше не чувствовал. В тот самый момент я с большой ясностью увидел, что эта семья обладает божественным потенциалом. Я был побежден Духом и помню чувство, что Святой Дух очень лично свидетельствовал мне о том, что работа, которой я занимался, была истинной и что Бог был автором этого плана спасения.
В то время я не знал, переживает ли эта семья то же самое, но мои чувства, несомненно, были от Бога. Сладкое свидетельство было глубоким и ясным. По завершении обсуждения я почувствовал необходимость вернуться в свою квартиру и записать этот особый опыт в свой дневник. Я не хотел забывать одну деталь.
В тот вечер я тщательно описал свой опыт, особо отметив полученные духовные подтверждения. В тот вечер я завершил свою запись в дневнике следующим предложением: «Если когда-нибудь в будущем я когда-нибудь усомнюсь в своей вере, прочтите, пожалуйста, эту запись в дневнике!» Этот случай — пример памятника, который я воздвиг, чтобы помнить о том, что Небесный Отец сделал для меня.
«Что означают эти камни?»В детстве я помню, как каждый год в течение апреля наша семья собиралась воскресными вечерами у телевизора и смотрела ежегодный показ фильма Сесила Б. Демилля «19 лет».56 производство Десять Заповедей. В моей памяти до сих пор присутствуют видения Чарлтона Хестона, стоящего на горе с высоко поднятыми руками над головой, держащего каменные скрижали, когда ветер развевал его серебристо-белые волосы и красные одежды. Имейте в виду, что это было до появления видеомагнитофонов и цифровых видеорегистраторов; не было ни паузы, ни перемотки. Только во время рекламных пауз у нас было время перекусить или сбежать за одеялами. Почему-то эта непосредственность сделала фильм еще более захватывающим для просмотра. В конце концов, если вы что-то пропустили, вам придется ждать еще год, прежде чем вы сможете увидеть это снова.
Кто мог забыть самую славную сцену фильма, когда Моисей поднял свой посох и расступилось Красное море? Спецэффекты, которые использовались, впечатляют даже сегодня. С возрастом мое понимание этой истории расширилось, и я начал задаваться вопросом, как дети Израиля могли забыть столько удивительных чудес и вернуться к злу.
Менее известная, но не менее важная история детей Израиля происходит на берегу реки Иордан. В 3-й главе книги Иисуса Навина мы читаем, что после многих лет скитаний по пустыне дети Израиля были готовы войти в землю обетованную. Под предводительством Иисуса Навина израильтяне испытали еще одно чудо.
Господь сказал Иисусу Навину: «Сегодня Я начну возвеличивать тебя в глазах всего Израиля, чтобы они знали, что, как Я был с Моисеем, так и буду с тобою» (Иисус Навин 3:7).
Когда дети Израиля подошли к берегу реки Иордан, Иисусу Навину было приказано, чтобы двенадцать человек — по одному от каждого колена Израиля — внесли ковчег завета, в котором хранились Десять заповедей, в реку Иордан. В стихе 17 дается описание того, что произошло, когда эти люди вошли в реку: «И стали священники, носившие ковчег завета Господня, по суше посреди Иордана, и все израильтяне перешли посуху. до тех пор, пока весь народ не перешел Иордан».
В очередной раз Господь чудесным образом разделил воды для детей Израиля. Однако на этот раз у Господа были дополнительные указания. После того, как сыны Израилевы перешли Иордан, Господь обратился к Иисусу Навину и повелел ему, чтобы представитель каждого колена поднял большой камень с высохшего русла реки и сложил камни в память о том, что Бог сделал для них.
И сказал он сынам Израилевым, говоря: когда в последующее время спросят дети ваши отцов своих, говоря: что значат эти камни?
Тогда расскажите детям вашим, говоря: Израиль перешел этот Иордан по суше.
Ибо Господь, Бог ваш, иссушил воды Иордана пред вами, доколе не перешли вы, как сделал Господь, Бог ваш, с Красным морем, которое Он иссушил пред нами, доколе мы не перешли. [Иисус Навин 4:21–23]
Кажется, Господь распознал склонность плотского человека быстро забывать своего Бога. Возможно, этот памятник поможет израильтянам вспомнить Господа и обратить к Нему свои сердца. Я также нахожу особенно важным, что в этом Священном Писании упоминается, что этот памятник, построенный израильтянами, также будет свидетельствовать их детям, которые могут спросить о его значении.
Эта история актуальна для нас и сегодня. Каждое переживание, которое мы имеем с Духом, может быть подобно тому, как положить камень на наш личный памятник, напоминая нам о Божьей руке в нашей жизни. Эти памятники также могут укреплять других, когда мы делимся своим опытом.
У некоторых из нас могут быть большие, устойчивые памятники, которые постоянно строятся и укрепляются великим личным духовным опытом, признающим Бога. Другие могут полагать, что их памятники маленькие или незначительные, может быть, даже разрушаются. Если у вас есть эти чувства, я предлагаю вам сделать две вещи.
Во-первых, загляните в свое прошлое и подумайте о своей жизни. Вы увидите божественное руководство нашего Небесного Отца и то, как Он привел вас туда, где вы находитесь сегодня.
Во-вторых, искренне ищите возможности и условия, в которых Дух может коснуться вашего сердца.
Размышление о прошломКогда мы смотрим в прошлое, мы обретаем понимание. Датский философ Серен Кьеркегор провозгласил: «Жизнь нужно понимать наоборот. Но . . . это надо прожить вперед» (журнальная запись, 1843 г.). Понимание жизни, оглядываясь назад, побуждает нас задуматься о нашем прошлом. Когда мы делаем это с надлежащей духовной точки зрения, мы можем более ясно увидеть, что, возможно, кажущиеся незначительными переживания из нашего прошлого направили нас на определенный путь.
Каждый из нас родился в этом мире со Светом Христа, и большинству из нас был дан дар Святого Духа. В какой-то момент вы почувствовали присутствие Бога. Может быть, это было через небольшое побуждение принять то или иное решение, а может быть, вы чувствовали себя простым свидетелем, когда кто-то свидетельствовал. Признавая эти переживания, вы строите свой собственный памятник. Если мы не будем размышлять об этих моментах, то рискуем забыть, что они когда-либо происходили, как это сделали дети Израиля. Позвольте мне поделиться личным опытом того, как почти забытое событие в моем прошлом вдруг обрело новый смысл.
В моей нынешней роли учителя у меня есть возможность работать со студентами в течение нескольких лет. Благодаря этим продолжительным связям у меня есть возможность узнать этих студентов на более личном уровне. С разрешения одного из таких бывших студентов я рассказываю следующую историю.
Во многих отношениях Джулия была типичной ученицей. Она была яркой и красноречивой, и ей нравились все благословения воспитания в восстановленном Евангелии. Я немного знал о ее семейном происхождении. Ее родители были бывшими президентами миссии, а ее братья и сестры были сильны в вере. Джулия вышла замуж за замечательного человека, который тоже был воспитан на Евангелии. Меня удивило, что они не выбрали храм для заключения своих брачных заветов и не приняли Евангелие в своей новой совместной жизни. Я часто думал о Джули и ее муже и время от времени видел их в городе с их растущей семьей. Мне было интересно, как у них дела и примут ли они еще раз Евангелие.
Несколько лет назад я провел много времени в Наву. Мне нравилось посещать исторические места Церкви, и я был особенно тронут тем, что стоял на территории одного из моих предков, пионера Церкви — Джеймса Сойера Холмана. Меня поразил список, в котором была указана дата, когда он получил свое храмовое облечение в храме в Наву. Мне стало совершенно ясно, что непоколебимая вера Джеймса Сойера Холмана и других предков дала мне благословения восстановленного Евангелия. Мысленным взором я мог видеть, что являюсь последним звеном в длинной цепи верных членов Церкви. Я размышлял о том, насколько другой была бы моя жизнь, если бы один из этих предков сделал другой выбор. Внезапно мне пришло в голову, что я должен оставаться сильным в своей вере не только ради себя, но и ради моих детей и потомства. По-новому я понял, что мои решения влияют не только на меня.
Несколько дней спустя, сидя в своей квартире, я продолжал размышлять над этим личным откровением. Внезапно мне пришло на ум имя этой бывшей ученицы — Джули. Прошли годы с тех пор, как я видел Жюли и ее мужа и даже не думал о них. Мне пришла в голову мысль, что я должен поделиться с ними этими мыслями, что я должен сказать им, что они являются звеньями в их собственной цепи для их собственного потомства. Сначала я отбросил эти чувства, но, поскольку они сохранялись, я довел их до конца и начал писать вдумчивое письмо. Признаюсь, я задавался вопросом, действительно ли то, что я чувствовал, было духовным побуждением или просто моими собственными мыслями. Я закончил письмо и неохотно отправил его, не зная, не переступил ли я границы. Я не получил ответа.
Прошло несколько лет с тех пор, как я отправил письмо, и первоначальные обстоятельства теперь далеки от моей памяти. Несколько месяцев назад моя жена пришла домой из продуктового магазина и сказала, что столкнулась с Джули во время шоппинга.
Во время их разговора Джулия сказала: «Пожалуйста, передайте своему мужу спасибо за письмо, которое он написал много лет назад о том, что он является сильным звеном в нашей цепи. Он должен знать, что мы с мужем теперь обвенчались в храме. Мой муж является президентом кворума старейшин в нашем приходе, а я служу в Обществе молодых женщин. Теперь у нас есть вечная семья».
Сначала, когда мне сказали это, я не вспомнил, что писал это письмо, но при дальнейшем размышлении я вспомнил те сильные чувства, которые много лет назад привели к тому, что я написал это письмо. Для меня этот опыт — камень, добавленный к моему личному памятнику, который помогает мне помнить о важности следования побуждениям Святого Духа.
Активно стремитесь почувствовать ДухСтарейшина Стивен Э. Сноу, член Кворума Семидесяти, сказал:
Когда дело доходит до нашего собственного продвижения по Евангелию, мы не можем полагаться только на нашу долговременную память. Вот почему во всех наших воспоминаниях мы должны помнить об обновлении. Наши свидетельства должны постоянно подпитываться новым духовным опытом. [«Вспоминая и обновляя», аудио, обращение УБЯ – Айдахо, 12 сентября 2006 г.]
Если мое свидетельство основано на одном духовном опыте, который я пережил тридцать лет назад во время миссии, то мое свидетельство находится под угрозой, а мой памятник – под угрозой эрозии. Мы должны активно искать возможности и находиться в условиях, в которых мы можем чувствовать присутствие Духа.
Следующий пример иллюстрирует важность принятия решения участвовать в мероприятиях и находиться в среде, где может присутствовать Дух. Не так давно у моей дочери-подростка была возможность посетить обычный церковный вечер воскресным вечером. Я уверен, что вы не удивитесь, когда я скажу вам, что этот подросток не был в восторге от того, чтобы снова одеться, чтобы пойти на «очередное» церковное собрание. Тем не менее, с постоянными уговорами со стороны ее матери и меня, она решила принять участие.
Когда она вернулась домой, я спросил: «Ну как у камина?»
Она ответила: «Это было , так что хорошо. Я очень рад, что поехал».
Она наслаждалась благословениями Духа, потому что оказалась в среде, где мог присутствовать Дух. Если бы она не присутствовала на вечере у камина, она бы упустила возможность укрепить свою веру. Решив посещать церковные собрания, регулярно посещать храм, читать Священные Писания и даже посещать Божественные часы в университете, вы с большей вероятностью обретете духовный опыт. В конце концов, Духу трудно свидетельствовать нам об истинности Книги Мормона, если мы ее не читаем.
В боговдохновенном документе «Семья: Воззвание к миру» говорится, что «успешные браки и семьи создаются и поддерживаются на принципах веры, молитвы, покаяния, прощения, уважения, любви, сострадания, работы и полезного отдыха». (прапорщик , , ноябрь 1995 г., стр. 102). Как родители, наша любимая часть этого утверждения — «прощение, уважение, любовь, сострадание и [и] работа». Тем не менее, нашим детям очень нравится часть «развлекательных мероприятий».
На протяжении многих лет мы наслаждались очень увлекательным и веселым семейным отдыхом. Стремясь повысить ценность и волнение отпуска, мы часто сами объявляли об отпуске событием. Например, когда мы ездили во Флориду, чтобы посетить Мир Диснея, мы вырезали из журналов изображения таких вещей, как пальмы, Эверглейдс и аллигаторы. Каждую неделю на семейном домашнем вечере мы представляли одну из этих картинок, и дети пытались угадать, куда мы идем. Перед семейным отдыхом в Нью-Йорке мы подарили детям футболки «Я люблю Нью-Йорк» и заставили их надеть их в темноте. Затем, на счет три, мы включили свет, чтобы показать планы на летние каникулы. Было волнительно видеть волнение на лицах наших детей, когда они узнавали, куда мы направляемся.
Этим летом мы решили, что наш отдых будет другим. Вместо того, чтобы просто взять отпуск, мы хотели получить опыт. Мы подали заявку на участие в конкурсе Hill Cumorah Pageant в Пальмире, штат Нью-Йорк. Как родители, мы знали, что это будет прекрасным опытом для нашей семьи и возможностью для них ощутить влияние Духа, изображая священные истории Книги Мормона на том самом холме, где были закопаны золотые листы. Мы также знали, что это может звучать не так захватывающе, как Диснейуорлд или Нью-Йорк, поэтому мы намеренно решили просто проговориться об этих планах на отпуск в непринужденной беседе.
Мой разговор с моим четырнадцатилетним сыном шел примерно так: «Привет, кстати, мы с твоей мамой так рады, что этим летом нашу семью приняли на участие в конкурсе Hill Cumorah Pageant. Мы проведем семнадцать дней в Пальмире, штат Нью-Йорк. Разве это не здорово?»
Я с любопытством ждал его ответа. Как и ожидалось, планы не вызвали нормального взрыва восторга. Все, что я получил, это пустой взгляд.
После долгой паузы он дал мне вдумчивый и уважительный ответ. «Папа, без обид, — сказал он, — но это напоминает мне второклассника, когда учительница приходит в класс, взволнованная экскурсией в музей, а нам остается только улыбаться и улыбаться. притворимся, что мы тоже взволнованы». Он закончил разговор, сказав: «Вы уверены, что вы с мамой не просто хотите пережить дни славы ваших выступлений?»
Я заверил его, что это не входит в наши намерения. Наоборот, мы надеялись, что наше участие в конкурсе поместит наших детей в среду, в которой у них будет возможность получить свой собственный личный и значимый духовный опыт. Для них это был бы способ построить собственное свидетельство и положить камень в собственный памятник, который они всегда будут помнить.
День, когда мы прибыли на конкурс, был особенно жарким и влажным. Мы собрались, чтобы узнать, как будет развиваться событие. Через несколько мгновений мы были живы идеей изобразить истории из Книги Мормона на холме Кумора. Дети были в восторге, когда получили свои роли, примерили костюмы и приступили к репетициям. Эти семнадцать дней были наполнены возможностями ощутить влияние Духа, когда мы разыгрывали сцены из Книги Мормона, посещали Священную рощу и заново переживали детали восстановленного Евангелия.
«Помни и не погибни»Каждый вечер, наблюдая за спектаклем, разворачивающимся за кулисами под звездным небом, я вспоминал, как много беспорядков и раздоров в Книге Мормона было результатом того, что люди не вспоминая. Хотя Ламан и Лемуил видели ангелов и имели другие небесные проявления, они, казалось, забыли о них и постоянно роптали на отца и брата. В их случае неспособность помнить привела к тому, что весь народ отвернулся от Бога.
Бывший церковный историк и регистратор Старейшина Марлин К. Дженсен подчеркивал важность памяти. Он сказал:
Если мы внимательно присмотримся к употреблению слова помнить в Священных Писаниях, мы поймем, что помнить так, как задумал Бог, является фундаментальным и спасительным принципом Евангелия. Это так, потому что пророческие наставления помнить часто являются призывами к действию: слушать, видеть, делать, повиноваться, покаяться. Когда мы помним по-Божьи, мы преодолеваем нашу человеческую склонность просто готовиться к жизненной битве и фактически вступаем в саму битву, делая все, что в наших силах, чтобы сопротивляться искушению и избегать греха. [«Помни и не погибни», Ensign, May 2007, 36]
Когда мы думаем о запоминании, легко представить образ пожилого человека в кресле-качалке, вспоминающего события прошлого. Старейшина Дженсен напомнил нам, что недостаточно помнить. Эти воспоминания должны побуждать нас к действию и постоянно стремиться исполнять волю нашего Небесного Отца.
В книге Мосии царь Вениамин предупреждал:
Но вот что я могу вам сказать: если вы не будете следить за собой, и за своими мыслями, и за своими словами, и за своими делами, и соблюдать заповеди Боже, и оставайтесь в вере того, что вы слышали о пришествии нашего Господа, даже до конца ваших жизней, вы должны погибнуть. И ныне, о человек, вспомни и не погибни. [Мосия 4:30]
Эти заключительные слова — «помнить и не погибнуть» — подчеркивают призыв современных и старых Пророков о том, что если мы не хотим погибнуть, мы должны помнить. На личном уровне это означает, что наши воспоминания о Божьей руке в нашей жизни являются не только памятниками Богу, но и живым свидетельством того, что Он любит нас и знает каждую из наших личных потребностей.
Одна из финальных сцен театрализованного представления — изображение уничтожения нефийской нации. С разбросанными по сцене телами и дымом, наполняющим воздух, Мормон передает листы Моронию. Позже есть последняя просьба Морония:
И я увещеваю вас помнить об этом; ибо скоро придет время, когда вы узнаете, что я не лгу, ибо вы увидите меня у суда Божьего; и Господь Бог скажет вам: не возвещал ли Я вам слова Мои, написанные этим человеком, как бы вопиющим из мертвых, да, даже как говорящим из праха? [Мороний 10:27]
Сегодня неделю назад мы вернулись с театрализованного представления. Мой когда-то скептически настроенный сын теперь искренне спрашивает, можем ли мы сделать это снова. По дороге домой мы обменялись любимыми цитатами из уже заученного сценария и рассказали о воспоминаниях, которые останутся с нами. Мы все почувствовали новое обязательство взращивать будущие духовные переживания. Стремясь следовать увещеванию Морония «помнить об этом», мы всей семьей уделяли время тому, чтобы записывать в своих дневниках то, что мы испытали и что мы чувствовали. Эти тонкие, драгоценные воспоминания заслужили все наши усилия по их сохранению. В конце концов, возможно, что само воспоминание об этих моментах в еще неопределенное время в будущем может дать столь необходимую силу. Этот опыт, безусловно, послужил очень большим камнем в каждом из наших памятников, чтобы помнить.
Когда Роберт Робинсон написал последний стих «Приди, источник всякого благословения», он отметил склонность человека забывать Бога:
Склонен к блужданиям, Господи, я это чувствую,
Склонен оставить Бога, которого я люблю;
Вот сердце мое, возьми и запечатай его;
Запечатай это для Твоих дворов наверху.
[«Приходи к источнику»]
Автор этой песни умер в 1790 году. Считается, что он тоже ушел от Бога, которого любил. Широко распространенная, но не поддающаяся проверке история повествует о том, что, когда он ехал в дилижансе, пассажирка, сидевшая рядом с ним, напевала мелодию этого ныне известного гимна. Робинсон повернулся к даме и ответил: «Мадам, я тот бедный несчастный человек, который написал этот гимн много лет назад, и я отдал бы тысячу миров, если бы они у меня были, чтобы насладиться чувствами, которые у меня были тогда» (см. Кеннет В. Осбек, 9 лет0009 101 рассказ о гимнах: вдохновляющие правдивые истории, стоящие за 101 любимым гимном [Гранд-Рапидс, Мичиган: Kregel Publications, 1982], 52).
Братья и сестры, я свидетельствую, что, если мы ищем возможности ощущать влияние Духа и прилагаем усилия, чтобы часто размышлять об этом опыте, мы воздвигнем наши собственные Эбенезеры — наши собственные камни памяти, — которые позволят нам увидеть Божью руку в наших делах. наше прошлое и даст нам уверенность и веру в то, что Он позаботится о нас в будущем.
Я делюсь этим с вами во имя Иисуса Христа, аминь.
© Университет Бригама Янга. Все права защищены.
Памятные камни в Библии
Памятник Господу
Существует библейский прецедент возложения камней в память о Господе, чтобы помнить о том хорошем, что Он сделал для нас. Вечная стена черпает вдохновение в этих памятниках и их значении.
Есть по крайней мере три случая, когда библейские персонажи закладывали мемориальные камни, и они стали важными местами на протяжении всей библейской истории. Вефиль – это место, где Иаков увековечил свое видение. Гилгал – это место, где Иисус Навин отметил чудесный вход израильтян в Землю Обетованную. Самуил возводит камень Эвенезер после того, как Бог отразил нападение филистимлян.
Вечная стена во многом копирует эти библейские памятные камни, поскольку мы прославляем Бога национальным памятником из 1 миллиона кирпичей, каждый из которых символизирует ответ на молитву.
Мы надеемся:
• Возродить веру в Бога
• Напомните нам о том, что Он сделал до 90 176
• Создайте атмосферу поклонения
• Увеличьте нашу уверенность в Иисусе
Присоединяйтесь к нам, чтобы сделать надежду видимой, увековечив память Иисуса
ПОДЕЛИТЕСЬ ОТВЕТОМ НА МОЛИТВУ | ПОЖЕРТВОВАТЬ | ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ
Вефиль
Первое библейское упоминание о памятных камнях встречается в Бытии 28:10-22, когда Иаков поставил столб в Вефиле в память о мощном видении Бога, которое он испытал во время сна. Это событие было настолько поразительным, что Иаков почувствовал, что его нужно увековечить, поэтому он воздвиг камень, на котором спал.
Иаков не хотел забывать то, что дал ему Бог. Вефиль, что означает «Дом Божий», затем стал важным центром поклонения. Помня физически о том, что сделал Бог, Иаков укрепил свою веру и веру тех, кто позже поклонялся там.
Гилгал
В книге Иисуса Навина 4:1-8 Бог повелевает израильтянам перейти реку Иордан, которую Он чудесным образом остановил. Иисус Навин ведет 12 племен, чтобы убрать валуны со русла реки, которые они возводят в Земле Обетованной в месте под названием Гилгал. Эти 12 камней Иордана были памятником Божьей любви и чудесной помощи.
Однако эти камни ценят не только те, кто был свидетелем чуда. Иисус Навин 4:21-22 объясняет: «В будущем ваши дети будут спрашивать: «Что означают эти камни?» Тогда вы можете сказать им: «Здесь израильтяне перешли Иордан по суше». Бог хочет, чтобы мы провозгласили Его благость будущим поколениям.
Памятные камни в Гилгале напоминали будущим поколениям о Боге чудес, чтобы их вера обновлялась. Мы верим, что Вечная Стена сделает это, поскольку она увековечивает память Иисуса на протяжении веков.
Эбенезер
1 Царств 7:7-12 изображает израильтян под угрозой нападения филистимлян. Бог ведет их к победе, поэтому Самуил воздвигает большой камень и называет его Эбенезер, что означает «камень помощи».