Слово о полку игореве это повесть: к какому жанру относится произведение? Особенности и проблемы жанра

Содержание

к какому жанру относится произведение? Особенности и проблемы жанра

«Слово о полку Игореве».
Художник Н. Гончарова

Жанр «Слова о полку Игореве» — это один из самых важных вопросов в изучении этого произведения.

К какому жанру относится «Слово о полку Игореве»? Каковы жанровые особенности этого произведения? Как оценивали жанр «Слова» в XIX — XX веках? Ответы на эти вопросы представлены ниже.

Смотрите: Все материалы по «Слову о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» впервые было опубликовано в 1800 году. И с тех пор исследователи определяли жанр по-разному: как песню, поэму, героическую поэму, воинскую, повесть, былину, ораторскую речь и т. д.

Как определяли жанр «Слова» в XIX веке?

Литераторы и историки XIX века расходятся во мнениях, к каком жанру относится «Слово о полку Игореве».

Первый издатель «Слова» М. М. Херасков называет его песнью. Знаменитый историк Н. М. Карамзин пишет о «Слове» как об «отрывке поэмы». Историк Ф. И. Буслаев считает «Слово» исторической поэмой с элементами древней мифологии.

Ученый-историк М. А. Максимович называет «Слово» песней:

«…»Песнь о полку Игореве» … есть первородный, изящный образец собственно-русской, настоящей исторической поэмы. 
В самом тексте она называется и песнью, и повестью; и если бы можно было употребить составное из них слово «песноповесть», то это было бы самое близкое и отличительное название сего рода поэмы русской, по ее лирико-эпическому характеру.» («Собрание сочинений М. А. Максимовича», 1880 г.) 

Филолог Н. Ф. Грамматин пишет о жанре «Слова» следующее:

«…В сей песни или поэме … несмотря на то, что она написана прозой, находится множество самых блестящих красот, щедро рассыпанных рукою поэзии <. ..> Она не есть правильная эпическая поэма и не заключает в себе никаких чудесных вымыслов <…> Вообще слог фигурен и чрезвычайно стихотворен…»

Как определяли жанр «Слова» в XX веке?

Среди ученых XX века мнения также разделяются. Так, например, философ А. И. Никифоров считает «Слово» былиной. Литературовед И. П. Еремин называет «Слово» «произведением ораторского искусства».

Филолог А. А. Назаревский называет «Слово» произведением многожанровым:

«…является произведением многожанровым, гармонично и творчески соединяющим в себе художественные, стилистические особенности различных литературных жанров…»

Филолог В. И. Абаев определяет жанр «Слова» как мужской погребальный плач:

«…жанровые истоки основной части поэмы … ведут к мужскому погребальному плачу…» 
«…ограниченность повествовательного элемента <. ..> преобладание лирико-драматического начала над эпическим…»



Современный взгляд на жанр «Слова о полку Игореве»

Большинство современных ученых придерживаются точки зрения Д. С. Лихачева. Лихачев творил в XX веке, но его гипотезы актуальны и по сей день.

Вот что пишет Д. С. Лихачев о жанре «Слова о полку Игореве «:

«…«Слово» очень близко к плачам и славам (песенным прославлениям). И плачи и славы очень часто упоминаются в летописях XII—XIII веков. «Слово» близко к ним и по своей форме и по своему содержанию, но в целом это, конечно, не плач и не слава. Народная поэзия не допускает смешения жанров. «Слово» — произведение книжное, но близкое к этим жанрам народной поэзии. Это, по-видимому, особый род книжной поэзии, может быть еще не успевший окончательно сложиться…» (Д. С. Лихачев ««Слово о полку Игореве» — героический пролог русской литературы»)

Жанр «Слова о полку Игореве» трудно определить одним словом. По словам Лихачева, жанровая неясность свойственна произведениям XI-XIII веков. Многие талантливые произведения той эпохи не имеют четко определенного жанра:

«…В результате поисков новых жанров в русской литературе и, по-видимому, в фольклоре появляется много новых произведений, которые трудно отнести к какому-нибудь из прочно сложившихся традиционных жанров. Эти произведения стоят как бы вне их…»
«…для XI—XIII вв. характерно, что многие более или менее талантливые произведения отличаются младенческой неопределенностью форм. Неясность жанровой принадлежности «Слова» — явление как раз этого порядка, типичное для литературы XI—XIII вв…» (Д.С. Лихачёв «Зарождение и развитие жанров древнерусской литературы»)

Таким образом, жанр «Слова о полку Игореве» наиболее близок к плачам и славам (славы — это песенные прославления князей и т.д.). Жанр «Слова» — это своеобразный жанр книжной поэзии, который зарождался в годы написания произведения.

Это были ответы на вопросы о том, к какому жанру относится «Слово о полку Игореве», каковы жанровые особенности этого произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по «Слову о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» — это повесть, рассказ или…? Vovet.ru

По поводу академического определения «Слова о полку Игореве» по сей день нет единого мнения, поэтому в специальных профильных источниках мы встречаем массу названий его:

  • «памятник литературы»;
  • «летопись»;
  • «историческое описание»;
  • «рукописный список»;
  • «воинская повесть»;
  • «песня»;
  • «героическая поэма»;
  • «ораторская речь».

Следует отметить, что в разное время литературоведы по-разному определяли жанр «Слова».

  1. В XIX веке преобладало мнение, что это все-таки историческая поэма с элементами мифологии.
  2. Уже в ХХ веке ситуация выглядела иначе. Знатоки отнесли произведение к многожанровому, обнаружив в нем элементы «мужского погребального плача», «преобладание лирико-драматического начала над эпическим».
  3. Современные специалисты в области литературы считают произведение находящимся за рамками какого-либо определенного жанра, но отмечают его близость к плачам и славам. (Славы — прославляющие песни).

Поскольку автор описывал события, не опираясь на какие-либо жанровые принципы (сомнительно, что они существовали в то время), а просто излагал события, вряд ли следует применять к этому произведению понятия, однозначно характеризующие его литературную форму.

Справедливости ради, стоит отметить, что автор произведения безусловно обладал литературным даром. В «Слове» присутствует героическая и патриотическая атмосфера. Последовательное изложение событий дает целостную картину происходящего.

Летописец не избегает деталей, и у читателя возникает четкое представление о быте того времени, военная терминология вполне красноречиво передает накал страстей, чувствуется неразрывная связь с природой, описания которой автор умело вплетает в канву происходящих событий.

После публикации произведения критик В.Г. Белинский сравнил «Слово о полку Игореве» с «прекрасным благоухающим цветком славянской народной поэзии, достойным внимания, памяти и уважения».

По мнению выдающегося ученого академика Д.С. Лихачева, который считал летопись «героическим прологом русской литературы», «многое в художественных образах “Слова” рождалось самой жизнью, шло от разговорной речи, от терминологии, принятой в жизни, из привычных представлений XII века.»

Помимо проблем с определением жанра «Слова», произведение выдержало на себе натиск экспертов-скептиков, сомневающихся в его подлинности и высказывающих мнение о возможной мистификации. К слову, А.С.Пушкин встал на защиту подлинного происхождения исторической поэмы.

Однако, суждения подобного рода не помешали триумфальному шествию «Слова» и во всемирно известной опере А.П. Бородина «Князь Игорь», в картинах знаменитых художников В.М. Васнецова, Н.К. Рериха, В.А. Серова и др.

На каком бы мнении ни остановились специалисты-литературоведы и историки в отношении определения «Слова», это произведение не перестанет считаться величайшим историческим и литературным достижением в русском слове. Не зря летопись, пройдя через возможность забвения, через пожар и угрозу исчезновения, дошла до наших дней и будет еще долгие годы нести свет событий далекой старины и нашим потомкам.

Советую почитать:

  • Чем отличается рассказ от повести?
  • Что обозначает слово панегирик?

Карманная армия под контролем уволенного украинского миллиардера Игоря Коломойского

Значок шевронаОн указывает на расширяемый раздел или меню, а иногда и на предыдущие/следующие параметры навигации.ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА

Политика

Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо.

Скачать приложение

Украинский военнослужащий стреляет во время боя с пророссийскими сепаратистами в восточноукраинском городе Иловайск 26 августа 2014 года. REUTERS/Макс Левин

В марте прошлого года банковский магнат-миллиардер Игорь Коломойский был назначен губернатором Днепропетровской области, региона на востоке страны, в который входит третий по величине город Украины. У него была одна задача: не допустить, чтобы территория попала в руки промосковских повстанцев.

Хотя он был близким союзником нового правительства президента Петра Порошенко в Киеве, у него не было ни финансового, ни военного влияния для достижения этой цели. Поэтому Коломойский решил создать собственную частную армию из добровольцев, оснащенную тяжелым вооружением. За все это он заплатил из своего кармана.

Новобранцы прибыли из Украины и Европы. Есть даже пара американцев. По оценкам, Коломойский может призвать более 20 000 военнослужащих и резервистов. Его батальон «Днепр», также известный как «Днепр-1», включает в себя около 2000 хорошо вооруженных бойцов. Сообщается, что создание этого подразделения обошлось банковскому миллиардеру в 10 миллионов долларов. Они помогли сыграть ключевую роль в остановке продвижения поддерживаемых Москвой повстанцев из их опорных пунктов в соседних Донецке и Луганске.

Однако есть сомнения относительно того, кому в конечном счете подчиняются войска — правительству в Украине или их региональному казначею. На прошлой неделе вооруженные люди в масках ворвались в штаб-квартиру государственной нефтяной компании «Укртранснафта» в столице Украины Киеве после увольнения ее директора Александра Лазорко, ключевого союзника Коломойского.

Во вторник Порошенко уволил Коломойского и теперь этот рядовой может стать серьезной проблемой для украинских властей.

Игорь Коломойский, известный украинский бизнесмен и основатель крупнейшего в стране коммерческого банка Приват Банк, вступил в должность в Днепропетровске в марте 2014 года.

Гор Коломойский, миллиардер и губернатор Днепропетровской области, позирует фотографу в своем кабинете в здании областного правительства в Днепропетровске 24 мая 2014 года. REUTERS/Валентин Огиренко

Днепропетровск стал линией фронта в бою между пророссийскими сепаратистами на востоке и правительственными войсками Украины.

Карты Гугл

Он быстро приступил к вербовке и обучению добровольческих сил «самообороны», которые впоследствии стали батальоном «Днепр», а также несколькими меньшими группами, которые дежурили на блокпостах.

Гражданский в камуфляжной форме преодолевает препятствия во время тактических учений, 1 марта 2015 года. REUTERS/Валентин Огиренко

Батальон был оснащен новыми внедорожниками, броневиками, пулеметами и гранатометами, бронежилетами и новым обмундированием на сумму 10 миллионов долларов.

Паноптикон

Многие считали, что он лучше оснащен, чем правительственные силы Украины и подразделения Национальной гвардии.

Украинские военные, воевавшие в Дебальцево, под Артемовском 19 февраля 2015 года. REUTERS/Глеб Гаранич

Всего в батальоне «Днепр» сообщалось о 2000 боеспособных военнослужащих с еще 20000 резервами. Другими словами, она стала значительной частной армией.

REUTERS/Валентин Огиренко

И они доказали свою эффективность на поле боя.

В августе-сентябре 2014 года батальон принимал участие в боевых действиях в удерживаемой повстанцами Донецкой области, но был разгромлен пророссийскими силами в боях за Иловайск.

Украинский военнослужащий стреляет во время боя с пророссийскими сепаратистами в восточноукраинском городе Иловайск 26 августа 2014 года. REUTERS/Макс Левин

После второго Минского соглашения о прекращении огня, достигнутого между двумя сторонами в феврале, батальон в основном патрулировал границу между Днепропетровском и сепаратистскими областями.

Роб Стотард / Стрингер

То есть до прошлой недели, когда вооруженные люди в масках ворвались в офис Укртранснафты в Киеве после увольнения ее председателя, ключевого соратника Коломойского.

Твиттер

В результате последовавшего противостояния Коломойский вышел из здания, чтобы столкнуться с журналистами, в то время как его сторонники осудили действия правительства.

YouTube

В ответ президент Петр Порошенко заявил военным в столице Украины, что ни одному губернатору области не будет позволено иметь «карманную армию». Этот шаг ставит его на курс прямого столкновения со своим бывшим союзником.

Президент Украины Петр Порошенко обращается к представителям СМИ в Киеве. Reuters/Михаил Палинчак/Пресс-служба Президента Украины

А во вторник вечером пришло известие, что Порошенко уволил Коломойского с поста губернатора Днепропетровска.

Президент Украины Петр Порошенко (слева) и Игорь Коломойский (справа). REUTERS/Михаил Палинчак/Пресс-служба Президента Украины/Раздаточный материал через Reuters

См.

также…

Максим Змеев/REUTERS

Читать далее

LoadingЧто-то загружается.

Спасибо за регистрацию!

Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.

Украина Военный Киев

Подробнее…

сценариев | Перебежчики Сталина: как красноармейцы стали коллаборационистами Гитлера, 1941-1945

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Перебежчики Сталина: как красноармейцы стали пособниками Гитлера, 1941-1945Европейская историяСовременная история (1700–1945)Политическая историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСталинские перебежчики: как красноармейцы стали пособниками Гитлера, 1941–1945 гг. Европейская историяСовременная история (1700–1945 гг.)Политическая историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Еще

CITE

EDELE, MARK,

‘Сценарии’

,

Сталина: Как солдаты красной армии стали сотрудниками Гитлера, 1941-1945

(

, Oxford,

2017;

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

69

9

69

9

69

3

3

3

3

6 3

6 3

6 3

3

3

3

3

.

Oxford Academic

, 20 июля 2017 г.

), https://doi.org/10.1093/oso/9780198798156.003.0004,

, по состоянию на 17 декабря 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСталинские перебежчики: как красноармейцы стали пособниками Гитлера, 1941–1945 гг.Европейская историяСовременная история (1700–1945 гг.)Политическая историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСталинские перебежчики: как красноармейцы стали пособниками Гитлера, 1941–1945 гг. Европейская историяСовременная история (1700–1945 гг.)Политическая историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе обсуждаются различные способы, которыми перебежчики попадали на передовую. Сценарии разнообразны. Некоторые перебежчики прибыли в рамках организованного дезертирства целых частей; больше пришло небольшими группами; и примерно столько же пришло в одиночку. Линию фронта можно было преодолеть, просто пропустив ее, что было особенно целесообразно в 1941, но возможно и позже во время войны; другие использовали бреши во фронте, использовали самолеты или танки для переправы или скрылись после того, как их отправили через линию фронта в ходе атаки или операции коммандос. Часто дезертирство было насильственным процессом, который иногда требовал применения смертоносной силы против начальства или товарищей. В главе описываются эти сценарии, и момент дезертирства помещается в более широкие рамки военных траекторий людей, которые в конце концов сдались.

Ключевые слова: наступление, отступление, окружение, сценарии дезертирства, первичные группировки, Красная Армия, военная история снизу, Иван Никитич Кононов, история насилия

Предмет

Европейская историяПолитическая историяНовая история (с 1700 по 1945 год)

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *