Сообщение история создания Слова о полку Игореве
«Слово о полку Игореве»: история создания.
Одно из самых известных произведений древнерусской литературы, написанное в типичном для неё жанре «слова». Было приобретено графом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным для своей коллекции рукописей. История этого приобретения несколько туманна: сам граф утверждал, что купил сборник летописей в конце 1780-х гг. из собрания Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Современные исследования признали эту версию несостоятельной. По мнению ученых, летописный сборник попал в руки графа в 1791–1792 гг. из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря. Граф, пользуясь своим служебным положением обер-прокурора Синода, оставил рукопись в своей библиотеке. Московсктий пожар 1812 г. уничтожил множество уникальных произведений, в том числе и список «Слова». Оно осталось известным только в текстах переводов, в рукописях более позднего периода. Поэтому достаточно долго в науке существовала дискуссия о подлинности источника. Отсутствие подлинного текста привело к фальсификациям и инсинуациям, но тщательный исторический и лингвистический анализ, ряд процедур верификации подтвердили его аутентичность. В современной науке «Слово» активно изучается, исследуется его текст, уточняется перевод.
Вопросы, которые ставит текст перед исследователями, практически неисчерпаемы. Первым из них стало полное название текста. Оно реконструировано как «Слово о походе Игореве, Игоря, сына Святославова, внука Ольгова». Вроде, всё понятно, но имена в достаточно разветвлённой династии Рюриковичей являлись родовыми и часто используемыми. Установить князя просто по имени оказалось несколько сложно, и для решения вопроса были привлечены очевидные сведения сюжета. А он рассказывает о походе на половцев. Путем сопоставления сведений Ипатьевской и Лаврентьевской летописей было выявлено, что имеется в виду неудачный поход Новгород-Северского князя в 1185 г. Анализ текста показывает, что литературное произведение было написано после трагических событий, но не позже 1187 г. Точная дата стала возможной потому, что в тексте не указаны достаточно значимые для русских княжеств события, произошедшие после 1187 г. Кроме того, в числе «персонажей» указан Ярослав Осмомысл Галицкий, а дата его смерти известна – 1187 г. В пользу указанной даты говорит и то, что в конце текста написана «слава» юным князьям и наследникам, в том числе Владимиру Игоревичу. А он вернулся из плена именно в 1187 г.
Локализация текста во времени осложняется еще и тем, что в руках исследователей оказался не оригинальный, а более поздний список, сделанный в XVI в. и включенный в летописный сборник. Дискуссию вызывает место создания произведения. Указываются крупные города – центры княжеств той эпохи: Киев, Чернигов, Галич, Полоцк, Новгород-Северский, копия определяется как текст псковского или новгородского происхождения. За отсутствием оригинального текста более точное указание места происхождения невозможно.
Проблема авторства произведения также широко обсуждается исследователями. При том, что летописная традиция не предполагала указание писца или переписчика, такие сведения носят редкий и случайный характер. Подобным же образом поступил и автор «Слова». Анонимность характерна для древнерусской литературы. Исследователи предполагают только сословную принадлежность писателя, его социальный статус. Наиболее возможными представляются версии его принадлежности к княжеской фамилии или дружине. В пользу их говорит широкая эрудиция автора, знание им особенностей географии других княжеств, обращение к князю как к близкому другу. Предположить лицо духовное, что было бы типично, не представляется обоснованным. В тексте очень много отсылок к язычеству, языческим богам и символам. Эти упоминания были бы невозможны для монаха. Так что, автором текста считается светское лицо.
Самые бурные дискуссии вызывает текст произведения. Для древнерусского письма характерно отсутствие разделения на слова и абзацы, взаимозаменяемость ряда букв, описки и замены слов более позднего времени. Эти нюансы вызывают наибольшие сложности у исследователей. Установлено, что первые переводчики – граф Мусин-Пушкин и его друзья-историки и литераторы не совсем точно выделили слова и фразы. В XVIII в., когда наука история находилась в России в стадии становления, а лингвистики как таковой не было, ведущим методом был интуитивный. Естественным и неизбежным следствием стали ошибки перевода. Современные исследователи, опираясь на достижения многих наук, выстраивают текст и восстанавливают правильные фразы.
Текст произведения широко обсуждается научной общественностью уже более 200 лет. Уникальный по логической и стилистической структуре, наполненный поэтикой и метафорическими образами, содержащий разнообразные сведения, он привлекает внимание литераторов, историков, лингвистов. Междисциплинарный подход в исследованиях позволяет более широко вписать произведение в контекст исторической действительности и определить его место в развитии русской культуры.
Добавить комментарий
9-klass, literatura, drevnerusskaya-literatura-%c2%abslo1
Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»План урока
- Возникновение литературы на Руси
- Периоды развития древнерусской литературы
- Особенности древнерусской литературы
- «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
Цели урока
- Знать историю возникновения и периоды развития литературы Древней Руси, ее особенности, историческую основу, содержание и идейный смысл «Слова о полку Игореве»
- Уметь анализировать художественный текст в единстве содержания и формы, определять черты древнерусской литературы
Разминка
- В какое время появилась древнерусская литература?
- Какие особенности были у древнерусской литературы?
- Какие произведения относятся к памятникам древнерусской литературы?
Возникновение литературы на Руси
Древнерусская литература берет своё начало после Крещения Руси в 988 году и охватывает период с XI по XVII века. В это время вместе с церковным службами на территорию Древней Руси попадают религиозные книги, так как появляются переводы этих текстов с греческого на болгарский Кириллом и Мефодием.
Первые школы, в которых обучали грамоте, были основаны князем Владимиром Красное Солнышко. Главной задачей стало обучение грамоте. Самыми образованными считались монахи, именно в монастырях переписывались и хранились летописи, жития святых, поучения.
Развитие древнерусской литературы происходило в трудное время: Киевская Русь беспрерывно воевала с племенами кочевников, внутри государства продолжались междоусобицы князей. Монгольское нашествие XIII и Золотая Орда на долгие годы затормозили развитие Руси.
В таких условиях основной задачей литературы являлось внушение патриотических идей, прославление героев и святых, призыв к стойкости, мужеству, призыв к объединению против общего врага.
Периоды развития древнерусской литературы
Развитие древнерусской литературы можно разделить на шесть периодов.
Таблица 1. Периоды развития древнерусской литературы
Период | Характеристика | Литературные памятники | |
Первый период | XI – первая треть XII века | Это период ученичества, важным в произведениях становится указание на превосходство христианства над язычеством | «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха» |
Второй период | вторая треть XII – первая треть XIII века | Появляются областные литературные центры: Владимир, Ростов, Смоленск, Галич, Полоцк, Туров | Слово о полку Игореве», Киево-Печерский патерик, «Слово» Кирилла Туровского, «Моление» Даниила Заточника |
Третий период | вторая треть XIII – конец XIV века | Это трагический период, связан с монголо-татарским нашествием, поэтому господствует тема героическая, соединённая с верой в национальное возрождение | «Повести об убиении в Орде Михаила черниговского и боярина его Фёдора», «Повесть о разорении Рязани Батыем» |
Четвертый период | конец XIV – XV век | Время подъема национального самосознания, проявившегося в идее собирания земель, формируется нравственный идеал | Жития святых авторства Епифания Премудрого |
Пятый период | конец XV – XVI век | Характеризуется слиянием областных литературных традиций в общерусскую, расцветает публицистика. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Эразма, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, «Великие «Четьи-Минеи»», «Домострой». |
Шестой период | XVII век | Разрушение старых методов изображения действительности и обновляется система жанров, литература делится на официальную и демократическую, в основе лежит теперь внимание к человеку, автобиографичность | «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Житие протопопа Аввакума» |
- Когда и в связи с чем возникает древнерусская литература?
- Какие периоды выделяются в развитии литературы Древней Руси?
Особенности древнерусской литературы
Религиозный характер. Религиозный характер древнерусской литературы обусловлен временем появления: после принятия христианства. В качестве первых книжных памятников выступали священные и религиозные тексты. Произведения создавались монахами, что также влияло на их религиозность.
Рукописный характер. Тексты переписывались от руки. В целях экономии бумаги писали без пробелов, а переписчик мог не разобрать что-то, изменить какие-то фрагменты переписывании, появлялись «тёмные места» (непонятые части текста).
Анонимность. Автор в древнерусской литературе отличается имперсональностью, то есть его фигура не конкретизирована. Это связано с тем, что над произведением часто работал не один автор, а целая группа. Главная задача автора – быть «проводником», фиксировать факты.
Историзм. Все события, описанные в произведении, не выдумка автора, а реальные, произошедшие на самом деле. Автор или сам свидетель произошедшего, или знаком со свидетелем исторических событий.
Литературный этикет. Под этим понятием подразумевается совокупность представлений о том, какой должна быть литература. Это касается типов героев (главный герой – князь, воин или монах), языка (если речь идёт о святом, то используется церковнославянский язык, вне зависимости от жанра).
Жанры. Наиболее распространенными в древнерусской литературе считаются эпические (жития, притчи, сказания, хождения) и лирические жанры (поучения, послания, плачи). Однако систематизировать жанры сложно, так как не всегда ясны причины, по которым автор определяет жанр своего произведения.
Таблица 2. Жанры древнерусской литературы
повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым | |
Летопись | погодная запись исторических событий древнего времени (возникла и велась первоначально в монастырях) |
Послание | литературное произведение в форме авторского обращения философско-теоретического, дидактико-публицистического или дружеского характера |
Поучение | правила жизни, которые автор хотел донести до читателя |
Хождение | путешествие с какой-либо целью |
- Перечислите основные особенности литературы Древней Руси.
- Какие жанры были характерны для древнерусской литературы?
«Слово о полку Игореве»
Рис. 1. В.М. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880Одна из вершин древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». Достоверно неизвестна точная дата создания памятника, предположительно это период между 1187 годом и 1196 годом, в период пика феодальной раздробленности Руси. Повествование ведётся о походе, произошедшем двумя годами ранее, то есть в 1185 году. Подтверждение тому – описание автором событий, произошедших совсем недавно и являющихся болезненными для народа и автора. Также в «Слове» описаны смерть Всеволода, княжение Игоря в Чернигове.
Автор «Слова» неизвестен. Однако можно определить некоторые черты:
- близок князья, но не является сподвижником кого-нибудь из них: не испытывает симпатий или антипатий к кому-нибудь из них;
- участник описываемых событий;
- знаток Священного Писания.
Неизвестен оригинальный источник «Слова». Произведение дошло до современности в списке XVI века. Этот список был найден в начале 1790-х годов в коллекции известного собирателя памятников русской древности графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина. Произведение находился в монастырском сборнике светских текстов древнерусской литературы, который купил через комиссионера в числе рукописей Спасо-Ярославского монастыря.
С рукописи сняли копии, одна из которых была предназначена Екатерине II. Сборник, к сожалению, погиб в московском пожаре 1812 года. Также в 1800 году А.И. Мусин-Пушкина издал со своими друзьями А.Ф. Малиновским, Н.Н. Бантыш-Каменским и Н.М. Карамзиным, которые на тот момент были лучшими знатоками древнерусских рукописей.
Рис. 2. Карта похода Игоря и Всеволода Святославичей. Составил А. ЧерновОсобенности жанра. «Слово» можно отнести к жанру воинской повести, так как описывает военный поход. Однако описание воинского снаряжения, особенностей битвы и последствий лишь внешняя сюжетная канва произведения, которая отнюдь не исчерпывает содержание. Обнаруживаются также черты фольклорных жанров плача и славы. Отдельный жанр указан в названии «слово», значение которого соответствует современному «речь» (жанр ораторского искусства).
Система персонажей «Слова»
Главные герои произведения – Игорь, Всеволод, Святослав и Ярославна. Именно они двигают сюжет произведения.
Таблица 3. Система персонажей «Слова»
Персонаж | Характеристика, особенности |
Князь Игорь | Руководитель похода, защитник Русской земли; храбрый воин, обладающий сильной волей и мужественным сердцем. Его характер меняется по ходу повествования: он идёт в поход, руководствуясь не только заботой о Родине, но и поиском личной выгоды. Привлекательные качества героя вступают в конфликт с отрицательными (безрассудство и честолюбие). |
Всеволод Святославич | «Мил брат» князя Игоря, могучий и грозный воин. Его образ сравним с образом былинных богатырей. |
Князь Святослав | Киевский князь, мудрый правитель. Патриот родной земли, произносит «золотое слово», в котором призывает князей объединиться в борьбе за Русь. Он мудр, справедлив и добр. |
Ярославна | Жена князя Игоря, верная и любящая супруга. Это светлый образ русской женщины, символ русской земли, родины, матери, любви; истинная дочь земли Русской. Её плач – плач обо всех павших воинах, поражение она воспринимает как большое личное несчастье. |
Повествование начинается со знакомства читателя с Бояном – придворным поэтом, предшественником автора. Этот образ поясняет позицию автора: не славить князей, а излагать реальные факты.
Автор – сторонник сильной княжеской власти, которая способна обуздать произвол мелких князей. Центр объединения Руси, по мнению автора, – Киев. Поэтому князь Святослав рисуется как сильный и «грозны» властитель. Именно он произносит «золотое слово», в котором упрекает князей за несвоевременный поход, за поиски личной славы: «Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать». Святослав оценивает поход как большое горе. «Золотое слово» Святослава – идейный центр произведения.
Князь Игорь Святославович, движимый жаждой славы и почета, собирает авантюрный поход в половецкие степи, несмотря на мир, заключенный с кочевниками. Его сопровождает брат Всеволод со своей дружиной. Несмотря на все предостережения окружающих и солнечное затмение, молодой князь остается непоколебимым. «Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него все войско покрыла». Солнечное затмение — дурное предзнаменование, сулящее неудачный исход дела, а то и гибель. «Солнце мраком путь ему загородило; тьма, грозу суля, громом птиц пробудила; свист звериный поднялся». Образ тьмы, спустившейся на землю, — это метафора помутнения в душе Игоря. Природа показывает князю, что путь продолжать не надо, но он не хочет видеть знаков.
Главным героем произведения является не Игорь, а вся Русская земля. Автор понимает слово «земля» не в прямом смысле, а как народ, населяющий ее. Мирный труд «ратаев» (пахарей) нарушен междоусобицами, жены русских воинов оплакивают павших мужей. В понятие Родины, по мнению автора, входит и ее история. В зачине «Слова» он говорит: «отъ старого Владимера до нынешняго Игоря». События русской жизни, охваченные в произведении, включают полтора столетия истории. Автор описывает настоящее, сопоставляя его с прошлыми временами.
Рис. 3. В.Г. Перов. Плач Ярославны. 1881Особое место в произведении занимает образ природы. Автор рисует обширные пространства Русской земли, воспринимает Родину единым огромным целым. Обширность Русской земли подчёркнута одновременностью действия в разных ее частях, это пространство охвачено гиперболической быстротой передвижения персонажей, могущество которых также достигает гиперболические размеры. Природные явления приобретают особое символическое значение: солнечное затмение – знак беды, горя, чёрный ворон – враг, сокол – князь.
Тема и идея произведения. «Слово» рассказывает о походе Игоря Святославича против половцев. Удивительно, что сюжет повествует о поражении русских воинов. Цель автора – убедить читателей в необходимости князей объединиться, чтобы одержать победу над общим врагом.
Особенности «Слова»:
- жанровая принадлежность;
- широкое использование средств выразительности;
- применение автором приёма «широкого зрения».
Контрольные вопросы
- Какое историческое событие легло в основу «Слова о полку Игореве»?
- Что известно об истории создания «Слова о полку Игореве»?
- О каком своем предшественнике вспоминает автор «Слова» во вступлении? Как это помогает автору подчеркнуть свою позицию?
- Чем закончился поход князя Игоря? Какую роль в произведении играет «золотое слово» Святослава?
- Каково авторское отношение к князю Игорю?
- Почему «Слово о полку Игореве» завершается прославлением русских князей?
- Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря?
- Почему автор выбирает в качестве темы рассказ о поражении, а не о победе?
Визит в Украину — Исторический Чернигов: центральная часть
Есть ли разница в правилах пересечения границы Украины в зависимости от того, в какую страну я планирую въехать временно или транзитом?
Мы смоделировали возможные ситуации. Пожалуйста, найдите нужный вариант ниже.
Я иностранец (лицо без гражданства; имею временный вид на жительство в Украине), полностью привит одобренной ВОЗ вакциной для экстренного применения — Pfizer/BioNTech, AstraZeneca/Vaxzevria, AstraZeneca/Covishield (Индия), AstraZeneca/ Вакцина SKBio (Южная Корея), Moderna/Spikevax, Sinopharm (Vero Cell), CoronaVac (Sinovac), Johnson & Johnson’s Janssen — Имею сертификат о прохождении полного курса вакцинации
Въезд в страну полностью свободный — никаких тестов, никакой самоизоляции. Однако все иностранцы, независимо от возраста, в том числе привитые, должны иметь страховой полис, который покрывает лечение от коронавируса и действует на весь период пребывания в Украине.
Я иностранец от 18 лет (лицо без гражданства, имею временный вид на жительство в Украине), имею цифровой COVID-сертификат (EU DCC или аналог из любой страны, которая подключена к системе ЕС), который содержит информацию о вакцинации (1, 2 или более доз) или подтверждение выздоровления от COVID-19
Въезд в страну полностью свободный — ни тестов, ни самоизоляции. Однако все иностранцы, независимо от возраста, в том числе привитые, должны иметь страховой полис, который покрывает лечение от коронавируса и действует на весь период пребывания в Украине.
Я иностранец от 18 лет (лицо без гражданства; имею вид на жительство в Украине), имею справку от врача о том, что переболел COVID-19, а также страховой полис
Доказательство выздоровления от COVID-19 принимается только в виде цифрового сертификата COVID (EU DCC или эквивалент из любой страны, подключенной к системе ЕС). Также необходимо иметь страховой полис для въезда в страну. Доказательства перенесенного заболевания в виде справки от врача, положительного теста или теста на антитела — не принимаются! Для въезда в страну необходимо иметь отрицательный результат теста (ПЦР или антиген), который был проведен не более чем за 72 часа до пересечения границы. По приезду необходимо установить и активировать приложение «Вдома» и дать согласие на начало самоизоляции в течение 72 часов после въезда. За это время у вас есть возможность либо пройти ПЦР-тестирование, либо сделать экспресс-тест на антиген — в случае отрицательного результата самоизоляция не применяется. Если в течение 72 часов с момента пересечения границы не получен отрицательный результат теста, необходимо самоизолироваться на 10 дней в месте, указанном при авторизации в приложении «Вдома». Самоизоляцию можно прекратить досрочно, получив отрицательный результат ПЦР-теста или экспресс-теста на антиген.
Я иностранец от 18 лет (лицо без гражданства; имею временный вид на жительство в Украине), привит 1 или 2 дозами вакцины, которой нет в этом списке: Pfizer/BioNTech, Johnson & Johnson’s Janssen , AstraZeneca / Vaxzevria, AstraZeneca / Covishield (Индия), AstraZeneca / SKBio (Южная Корея), Moderna / Spikevax, Sinopharm (Vero Cell), CoronaVac (Sinovac), но у меня есть сертификат о прививках
Для въезда в страну необходимо иметь страховой полис и отрицательный результат теста (ПЦР или антиген), который был проведен не более чем за 72 часа до пересечения границы. По приезду необходимо установить и активировать приложение «Вдома» и дать согласие на начало самоизоляции в течение 72 часов после въезда. За это время у вас есть возможность либо пройти ПЦР-тестирование, либо сделать экспресс-тест на антиген — в случае отрицательного результата самоизоляция не применяется. Если в течение 72 часов с момента пересечения границы не получен отрицательный результат теста, необходимо самоизолироваться на 10 дней в месте, указанном при авторизации в приложении «Вдома». Самоизоляцию можно прекратить досрочно, получив отрицательный результат ПЦР-теста или экспресс-теста на антиген.
Я иностранец (лицо без гражданства; имею временный вид на жительство в Украине) от 18 лет, не привит, но имею отрицательный результат теста (ПЦР или антиген), который был проведен не более 72 часов до пересечения границы, а также страховой полис
Необходим отрицательный результат теста и страховой полис. Если срок пребывания в стране составляет менее 72 часов, больше ничего не требуется. Срок пребывания в стране более 72 часов — вы устанавливаете и активируете приложение «Вдома» и соглашаетесь начать самоизоляцию в течение 72 часов после въезда. За это время у вас есть возможность либо пройти ПЦР-тестирование, либо сделать экспресс-тест на антиген — в случае отрицательного результата самоизоляция не применяется. Если в течение 72 часов с момента пересечения границы не получен отрицательный результат теста, необходимо самоизолироваться на 10 дней в месте, указанном при авторизации в приложении «Вдома». Самоизоляцию можно прекратить досрочно, получив отрицательный результат ПЦР-теста или экспресс-теста на антиген.
Я иностранец (лицо без гражданства; имею временный вид на жительство в Украине) от 18 лет, не привит, приехал из России или Индии (и провел там более 7 дней за последние 14 дней)
Для въезда в страну необходимо иметь страховой полис и отрицательный результат теста (ПЦР или антиген), который был проведен не более чем за 72 часа до пересечения границы. При въезде в страну необходимо установить и активировать приложение «Вдома» и перейти на самоизоляцию сроком на 14 дней. У вас нет возможности сдать тест в Украине, чтобы избежать или сократить срок самоизоляции.
Я иностранец (лицо без гражданства; имею временный вид на жительство в Украине) от 12 до 18 лет, не привит
Для въезда в страну необходимо иметь страховой полис и отрицательный результат теста (ПЦР или антиген), которое осуществлялось не более чем за 72 часа до пересечения границы. Установка приложения «Вдома», самоизоляция или дополнительные анализы не требуются
Я иностранец (лицо без гражданства, имею вид на жительство в Украине) до 12 полных лет, не привит
Для въезда в страну необходимо иметь страховой полис. Предвъездные тесты, установка приложения «Вдома», самоизоляция или дополнительные тесты не требуются
Я иностранец (лицо без гражданства, имею вид на жительство в Украине), еду транзитом через территорию из Украины любым видом транспорта в течение менее 48 часов:
• Если вы привиты 1 или более дозами одобренной ВОЗ вакцины для экстренного использования – Pfizer/BioNTech, AstraZeneca/Vaxzevria, AstraZeneca/Covishield (Индия) , AstraZeneca / SKBio (Южная Корея), Moderna / Spikevax, Sinopharm (Vero Cell), CoronaVac (Sinovac), Johnson & Johnson’s Janssen — для въезда в страну необходимо иметь только страховой полис и сертификат о прививках;
• Если вы не привиты, или у вас нет цифрового сертификата COVID (EU DCC или аналог из любой страны, которая подключена к системе ЕС) – для въезда в страну необходимо иметь страховой полис и отрицательный результат теста (ПЦР или антиген), которое проводилось не более чем за 72 часа до пересечения границы. Установка приложения «Вдома», самоизоляция и дополнительные тесты не требуются при условии, что вы предъявите документ о выезде и покинете страну в течение 48 часов;
• Если вы не привиты и едете из России или Индии (и провели там более 7 дней за последние 14 дней) – для въезда в страну необходимо иметь страховой полис и отрицательный результат теста (ПЦР или антиген), которое осуществлялось не более чем за 72 часа до пересечения границы. Установка приложения «Вдома», самоизоляция и дополнительные тесты не требуются при условии, что вы предъявите документ о выезде и покинете страну в течение 48 часов.
У меня нет возможности/желания установить приложение «Вдома»
В случае невозможности или отказа в установке мобильного приложения «Вдома» иностранцу от 18 лет будет отказано в пересечении государственной границы.
Нужно ли иметь распечатанный сертификат испытаний?
Нет, акт испытаний может быть в электронном виде.
На каком языке принимаются сертификаты об испытаниях?
Сертификат может быть на украинском, английском или русском языках. Сертификат о прививках на английском языке или с переводом на английский язык
Какие вакцины признает Украина?
Украина признает вакцины, включенные ВОЗ в список разрешенных к применению в чрезвычайных ситуациях. Сегодня это: Pfizer/BioNTech, Johnson & Johnson’s Janssen, AstraZeneca/Vaxzevria, AstraZeneca/Covishield (Индия), AstraZeneca/SKBio (Южная Корея), Moderna/Spikevax, Sinopharm (Vero Cell), CoronaVac (Sinovac)
Князь Игорь Константинович – Добро пожаловать в мой магический театр ари, » моей альтернативной истории
И Алексей Жил . Он завершает часть I, «Царь-мальчик».Галерея изображений следует за главой.
Среди ночи 17 июля Алексей проснулся от резкого, горького чувства, сдавливающего все его существо. Когда он включил прикроватную лампу и посмотрел на маленькие часы, которые Михаил подарил ему на именины в октябре, то увидел, что было чуть больше часа ночи, примерно в то же время, когда его разбудили ровно год назад. сегодня. Год назад у него все еще были родители, полноценная семья, несколько больше чувство невинности. Разбитая невинность плена была предпочтительнее полностью разрушенной невинности, сошедшей в подвал. Теперь у него не было другого выбора, кроме как вечно жить с образами убитых на его глазах родителей и выстрелов в него самого.
Он сбросил одеяло и встал, почти забыв о том, что на его ногах установлены суппорты. Потратив несколько минут на то, чтобы привыкнуть к темноте, чтобы не споткнуться и не удариться обо что-нибудь, он осторожно обошел комнату и включил все лампы. Он также зажег несколько свечей, хотя предполагалось, что они будут использоваться только в экстренных случаях или в религиозных целях. Даже после того, как вся комната была залита светом, кошмарные образы не прогонялись так легко, как свет прогнал тьму. Он еще видел, как отец берет его на руки и выносит из спальни, из дома, через двор, вниз по лестнице и в подвал, а за ними следуют мать и сестры со своими слугами. Даже две собаки его сестер забрались в подвал. В том катаклизме уцелел только Джой, хотя, если бы Алексей умел ходить, он бы привел туда и свою собаку.
Алексей протопал к мольберту и откупорил баночку с черной краской, не заботясь о том, какой это была краска. Краска была краской, даже несмотря на то, что его новый наставник по рисованию пытался научить его различиям между каждым средством. Затем он нашел самую большую кисть в консервной банке, набитую кистями, погрузил ее в краску и лихорадочно водил ею по холсту. Заполнив примерно половину холста черными завихрениями и полосами, он открыл банку с темно-серой краской, нашел новую кисть и добавил к картине немного другой цвет. Оставалось еще немного места, поэтому он нашел максимально темный красный цвет и маниакально ткнул кистью в белые места. Когда он провел капающей кистью по всему дну холста, его горло сжалось, и он начал учащенно дышать.
Надеясь открыть окна для свежего воздуха, он хотел встать, но был парализован на месте. Он чувствовал свои ноги, но не мог заставить их двигаться. Его руки дрожали, когда он закатывал штанины пижамы и нащупывал пряжки на правом суппорте. Это тоже не увенчалось успехом, так как его пальцы слишком сильно тряслись, чтобы выполнять какие-либо действия с мелкой моторикой.
«Что здесь происходит?» — спросил Михаил. «Почему так много огней горит посреди ночи? Я услышал странные звуки и пошел на разведку, думая, что это мог быть грызун».
Алексей открыл рот, чтобы ответить, но в горле пересохло, а язык так же парализован, как и ноги. Он изо всех сил пытался поднять руку и указать на календарь.
Взгляд Михаила смягчился. — Прошел год с тех пор, как вы потеряли родителей, не так ли?
Алексей мог только кивнуть.
«Что ты рисуешь? Это намного мрачнее и абстрактнее, чем все, что я когда-либо видел, как ты рисуешь». Михаил посмотрел вниз и увидел закатанные штанины своего племянника. «Вы пытались снять суппорты? Вы добились слишком большого прогресса, чтобы вдруг все изменить сейчас.
«Это подвал». Он едва успел произнести эти слова. «Если я изложу это на бумаге, это может навсегда покинуть мой разум».
Михаил подошел к племяннику, встал рядом с ним на колени и заключил его в свои объятия. «Эти воспоминания будут жить так же долго, как и ты. Вы не можете выкинуть их из головы, раскрашивая, рисуя, лепя или описывая о них. Если бы я мог, я бы засунул все твои плохие воспоминания в запечатанный железный ящик и выбросил его на дно океана, но память так не работает. Мы должны жить со всеми нашими воспоминаниями, как хорошими, так и плохими, всю нашу жизнь. Мы не можем просто вспомнить счастливые времена. Уродливые воспоминания являются частью того, кто мы есть, и формируют из нас людей, которыми мы становимся».
«Но у меня больше плохих воспоминаний, чем у большинства людей. Не только подвал, но и все те времена, когда я чуть не умер перед этим. Почему я не мог умереть с родителями в подвале или сколько-нибудь раз до этого? Мне никогда не суждено было долго жить. Бог должен был забрать меня задолго до этого, чтобы мне не пришлось стать заключенным и быть расстрелянным так много раз».
«Мы не можем понять причину, по которой Бог оставил вас в живых так долго, несмотря на вашу болезнь. Может быть, это значит, что Бог действительно хочет, чтобы ты стал царем, и предназначил тебе великие дела, о которых ты даже не подозреваешь. Михаил отпустил племянника и встал. — Если хочешь, я проведу остаток ночи здесь, так что тебе будет лучше, если тебе приснится еще один кошмар. Утром будет особая панихида по твоим родителям.
«В дворцовой часовне?»
«Это в соборе Святой Екатерины, так как мы ожидаем очень большое количество людей. Ты же можешь ходить туда и обратно без костылей, не так ли? Слава богу, ты больше не тень самого себя, какой была, когда произошло все это безумие. Возможно, более длительная прогулка, чем обычно, поможет восстановить силы».
«Думаю, я смогу пройти это расстояние, хотя я предпочитаю молиться в Дворцовой капелле и Федоровском соборе, если мне придется покинуть территорию дворца».
«Я бы не заставлял тебя идти такое расстояние, если бы не думал, что ты сможешь это сделать. Мы никогда по-настоящему не понимаем, на что способны, пока не окажемся прямо в данный момент. Границы человеческого существа — это то, что мы никогда не сможем понять, как бы они нас ни изумляли».
Алексей топал обратно в постель, а Михаил ходил выключая свет и гася свечи. Перед тем как выключить свет, Михаил повернул мольберт, на случай, если этот образ еще больше напугает его племянника, когда он проснется.
— Ты мой любимый дядя, Дядя Миша, — сказал Алексей после того, как Михаил закрыл дверь и лег в постель. «Бьюсь об заклад, другие мои дяди подумали бы, что я ребенок, если бы я попросил их провести со мной остаток ночи. Мне почти пятнадцать».
«Вы не можете знать наверняка, пока не спросите их, но я не могу представить, чтобы кто-нибудь, член семьи или нет, добровольно взялся за эту работу». Михаил похлопал племянника по плечу. — А теперь попробуй снова заснуть и прибереги все свои силы и эмоции для панихиды.
2
К счастью, Михаил решил поехать в собор Святой Екатерины на одном из своих роскошных автомобилей, вместо того, чтобы идти пешком. Никому не хотелось идти пешком, когда можно было ехать, тем более что эта церковь была не так близко, как Федоровский собор, поэтому Михаил взял свои темно-зеленые «Чалмеры» и два «Пежо». Сестры Алексея и их мужья поедут на «пежо», а все остальные на изысканных чалмерах.
— Твой дядя вечно за рулем засыпает, — сказала Наталья, садясь в машину. «Если я не ткну его в ребра, когда он заснет, он упадет в канаву или перевернется посреди дороги».
— Я не буду спать, когда мой собственный племянник будет пассажиром, — сказал Михаил. «Как я мог рисковать жизнью нашей единственной надежды на будущее? Это было бы так лицемерно, после того, как я так строго следил за его здоровьем.
«Вы засыпаете независимо от того, кто в машине и куда вы едете. Действия значат больше, чем слова.» Наталья потянулась к своей почти трехмесячной малышке Вере, когда ее передала английская гувернантка.
Во время короткой поездки к церкви Алексей сидел между своими двоюродными братьями и смотрел на проносившиеся пейзажи. Он всегда любил кататься на машинах, водить свой игрушечный «Мерседес-Бенц» и машины своего отца. Было ужасно снова получить запрет на вождение, но, по крайней мере, Михаил не запретил ему быть пассажиром. Пока он был в машине, он мог попытаться жить опосредованно через водителя и притвориться, что он был за рулем. Когда он станет старше, у него может быть хорошая коллекция автомобилей, как у Михаила, из далеких мест, таких как Италия, Франция, Англия и Америка. Возможно, когда пройдет еще несколько лет, он сможет приобрести немецкие автомобили. Табу на что-либо и кого-либо немецкое должно было в конце концов рассеяться.
Михаил остановил машину возле церкви и выпустил Наталью, прежде чем открыть пассажирские двери. Обычная толпа толпилась вокруг, ожидая, когда хоть мельком появится их правящая семья. Алексей взял дядю за другую руку и остался рядом с ним, пока они шли сквозь толпу в церковь, хотя люди все еще тянулись к ним, чтобы прикоснуться к ним и благословлять.
— Веди себя прилично, — рявкнул Михаил в церкви. «Мой племянник и я не цирковые животные, на которых можно пялиться. Мы нормальные люди, а не только регент и царь».
Пока толпа отвлекалась, разглядывая трех явно ожидающих сестер Алексея, Михаил нашел племяннику кресло рядом с иконостасом. К тому времени, когда все вошли в церковь, Михаил, Наталья и Владимир закрыли вид на сидящего царя-мальчика, и никто не понял.
Священник начал читать заупокойные молитвы и размахивать кадилом. Как всегда, Алексей не мог заставить себя следовать за ним или ответить. Хотя он все еще верил в Бога, Бог, в которого он верил, умер в подвале вместе с его родителями. Вернуться к той невинной, чересчур благочестивой вере было невозможно. Он знал слишком много и не мог притворяться, что все было по-прежнему. Даже его тетя-монахиня Элла не восстановила в точности ту веру, которая была у нее до плена.
— Не хватайся за края стула слишком сильно, — прошептал Михаил. «Вы не хотите ушибить руки или пальцы».
Алексей вспомнил образы своих родителей в более счастливые дни, на Штандарт , в Ливадии, просматривая фильмы и слайд-шоу субботними вечерами дома, как они предстали на картинке внутри его яйца Фаберже. Затем вернулись уродливые, ненавистные образы шокированных лиц его родителей сразу после того, как злобный главарь вынес смертный приговор его отцу, как они выглядели, когда вражеские пули вошли в их тела и мгновенно убили их, их безжизненные, окровавленные тела лежали на полу. на полу подвала, когда густая дымка оружейного дыма плыла по комнате, и его сестры кричали. Никто не пришел утешить его во время схватки, как его сестры утешали друг друга. Он был совершенно один в этом кресле, безжизненное тело его отца рухнуло перед ним, безжизненное тело его матери в стороне, и никто не мог поддержать его в его угрожающие последние минуты. Только отсрочка Ангела Смерти в последнюю минуту спасла его от могилы.
Алексей встал со стула и обнял дядю, когда последние слова молитвы за умерших наполнили воздух. Он закрыл глаза, пытаясь отогнать густые серые тучи, грозившие разорваться, но безрезультатно. Они все еще сочились из-под его век, так что рубашка его дяди должна была сильно промокнуть.
«Почему последний год не мог быть кошмаром? Я не должен был так потерять своих родителей, и я не хочу быть царем в таком юном возрасте».
— С тобой все будет в порядке, что бы сейчас ни творилось в твоем уме и сердце, — успокоил его Михаил. «Я всегда буду поддерживать тебя и давать тебе всю любовь, защиту и нормальность, которые твои родители больше не могут обеспечить. У тебя есть я и твои сестры, с которыми можно скорбеть, и мы никогда не бросим тебя».
«Мои сестры бросили меня в подвале. Никто из них не подошел, чтобы взять меня за руку, обнять или что-то в этом роде. Они знали, что я слишком болен, чтобы двигаться, и заботились только о себе».
«Не обижайся на них за это. Кто мог здраво мыслить в такой ужасной ситуации? Ты, наверное, тоже не соображал.
«Я был слишком напуган, чтобы что-то сделать. По крайней мере, я никогда не кричал и не плакал. Я бы хотел, чтобы я не позволял себе сейчас быть таким эмоциональным. Вы, должно быть, думаете, что я совсем ребенок».
Михаил погладил племянника по каштановым волосам. — Я же сказал тебе, что здесь нечего стыдиться. Это грустная годовщина, и даже если бы это был просто еще один день, мужчинам позволено плакать».
«Ты действительно считаешь меня мужчиной?»
«Неважно, насколько ты молод, я не думаю, что кто-то может отрицать, что ты стал мужчиной в душе. Люди могут считать тебя своим мальчиком-царем, но для меня и для всех членов нашей семьи ты более настоящий мужчина, чем другие люди твоего возраста. Твое сердце обладает особой зрелостью и чувствительностью, которые не достаются никому, и эти драгоценные качества помогут тебе стать великим царем, как они сделали тебя таким особенным юношей».
****************************************
Убит 17 июля 1918 г.:
Царь Николай II (Николай Александрович), рожд. 6/18 мая 1868 г.
Императрица Александра Федоровна, урожденная принцесса Виктория Аликс Елена Луиза Беатриса Гессенская и Рейнская, рожд. 6 июня 1872 г. 9 0004
Великая княгиня Ольга Николаевна, 3/15 ноября 1895 г.р.
Великая княгиня Татьяна Николаевна, 29 г.р.Май/11 июня 1897
Великая княгиня Мария Николаевна, рожд. 14/27 июня 1899
Великая княгиня Анастасия Николаевна, рожд. 3
Цесаревич Алексей Николаевич, дата рождения 30 июля/12 августа 1904 г.
Боткин доктор Евгений Сергеевич, 27 мая/8 июня 1865 г.р.
Харитонов Иван Михайлович (повар), рожд. 2/14 июня 1870 г.
Трупп Алоизий Егорович (лакей), 5 апреля 1856 г.р.
Убит 18 июля 1918 г. (хотя большинство умерло через несколько дней):
Великий Князь Сергей Михайлович , родился 25 сентября / 7 октября 1869 г.
Сестра (бывшая великая княгиня) Елизавета Федоровна, урожденная принцесса Елизавета Александра Луиза Алиса Гессенская и Рейнская, родившаяся 1 ноября 1864 года
Сестра Варвара Алексеевна Яковлева, род.