Славянофилы кратко: Краткое описание философии славянофилов

Краткое описание философии славянофилов

Одним из направлений русской общественной мысли является славянофильство, появившееся в 30-е годы XIX века. Сторонники этого философского течения считали, что у России есть свой, самобытный путь развития. Славянский мир, согласно взглядам славянофилов, должен обновить западный мир своими нравственными, экономическими, религиозными и другими принципами. В этом заключалась особая миссия русского народа – заложить основы нового просвещения Европы, опираясь на православные начала. Славянофилы считали, что именно православие имеет творческий порыв и лишено присущего западной культуре рационализма и господства материальных ценностей над духовными.

Основоположниками философии славянофилов являются Иван Киреевский, Алексей Хомяков, Юрий Самарин и Константин Аксаков. Именно в работах этих авторов славянофильство получило свою идеологическую оформленность, согласно которой у России есть своеобразный, особый путь развития. Отличие России от других стран обусловлено ее историческим развитием, обширностью территории, численностью населения и особенностями характера русского человека — «русской душой».

Философию славянофилов кратко можно описать тремя основами исторического пути – православие, самодержавие, народность. Несмотря на то, что официальная власть в стране придерживалась тех же принципов, философия славянофилов заметно отличалась от государственной идеологии. Славянофилы стремились к истинному, чистому, неискаженному православию, в то время как государство использовало веру лишь как внешний атрибут, лишенный истинной духовности. Также славянофилы отрицали подчинение церкви государству.

Императорская, петровская Россия воспринималась сторонниками этого течения враждебно. По сути, славянофильство стало своеобразной реакцией на внедрение в российскую культуру западных ценностей. Они пропагандировали возврат к общинным традициям, считая их оригинальным укладом русского крестьянства. Отрицали частную собственность, не считая ее чем-то священным и незыблемым. Собственник рассматривался исключительно в роли управляющего.

На начальном этапе становления идеологии славянофильства у них не было своего печатного издания. Славянофилы публиковали свои статьи в различных сборниках и газетах, например «Московитянин», «Синбирский сборник» и другие. Ко второй половине XIX века у них появились и свои печатные органы, которые подвергались строгой цензуре – власть с подозрением относилась к течению славянофилов из-за их неприятия петровской России. Это были журналы «Русская беседа» и «Сельское благоустройство», а также газеты «Москва», «Москвич», «Парус», «Русь», «День» и «Молва».

Стоит обратить внимание на то, что несмотря на свою консервативность, у славянофилов были элементы демократии – они признавали и горячо защищали верховенство народа, свободу личности, совести, слова и мысли.

Идеологическими противниками течения славянофилов были западники, выступавшие за развитие России по западному пути, догоняя страны Европы. Но славянофилы не отрицали европейские ценности полностью – они признавали достижения Европы в области науки, образования и пропагандировали не отрыв от Запада, а занятие Россией своего, уникального места в мировой цивилизации.

Добавить комментарий

Западники и славянофилы кратко кто такие, сходства и различия представителей в сравнительной таблице

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 257.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 257.

К середине 19 века в общественно-политической мысли Российской империи выделилось два направления – западники и славянофилы. Их представителями были выходцы из среды купечества, аристократии и разночинцев, в том числе известные философы и писатели.

Возникновение западничества и славянофильства

Общественное движение в Российской империи в последние годы правления императора Александр I было связано с деятельностью декабристов. После подавления их выступлений, в годы царствования Николая I, сформировались два направления общественно-политической мысли – западники и славянофилы.

Рис. 1. Западники XIX век.

У каждого из этих направлений были свои предшественники в XVII-XVIII веке. К западникам допетровской эпохи следует отнести Бориса Морозова, Артамона Матвеева и Василия Голицына.

Взгляды славянофилов сложились к 1839 году, а западников – к 1841. Их формирование происходило под влиянием “Философических писем” Чаадаева, которые были опубликованы в 1836 году. Сами термины появились уже в ходе полемики 1840-ых. Известными представителями славянофилов были браться Киреевские и братья Аксаковы, а также философ Юрий Самарин. Среди известных западников можно назвать историков Грановского и Соловьева, писателя Тургенева.

Заслугой славянофилов стоит считать то, что своей деятельностью они пробудили интерес к истории и культуре русского народа. Например, Владимир Даль издал первый толковый словарь русского языка.

Рис. 2. Славянофилы XIX век.

Общее и различия

Сравнительная таблица поможет лучше запомнить кто такие славянофилы и западники и каковы были их сходства и различия:

Путь, по которому должна двигаться Россия

Западники считали, что Россия должна двигаться по тому же пути ведущих европейских государств

Славянофилы выступали за особый путь России в рамках формулы “Православие, самодержавие, народность”

Варианты преобразований и реформ

Западники делились на либеральных и революционных. К первым относились историки Грановский и Кавелин, а ко вторым – Герцен и Огарев

Славянофилы выступали за развитие только мирным путем

Государственный строй и отношение к конституции

Западники выступали за конституционную монархию по образу Великобритании, а наиболее радикальные – за республику по образцу США

Славянофилы считали, что для России подходит только самодержавная монархия

Крепостное право

Западники выступали за отмену крепостного права и использование наемного труда, в целом это был опыт Западной Европы или Великого княжества Финляндского

Славянофилы тоже выступали за отмену крепостного права, но считали необходимым сохранить традиционную крестьянскую общину

Представления об экономике

Западники настаивали на применении передового западного опыта, например, британского, так как Великобритания была в те годы “фабрикой мира”

Славянофилы считали необходимым участие правительства в механизации труда и строительстве железных дорог

Религиозный вопрос

Западники ставили религию во второстепенное положение относительно государственных вопросов

Славянофилы считали православную веру краеугольным камнем для русского народа, признавали его особую историческую миссию

Отношение к личности Петра I

Западники относились к нему как к великому реформатору

Славянофилы считали, что Петр направил развитие российского государства по чуждому народу пути, у них больше симпатий вызывали цари периода существования Земских соборов

Взгляды западников на государственный строй были похожи на программы декабристов. Павел Пестель в “Русской Правде” предлагал ввести республику, а Никита Муравьев – конституционную монархию.

Рис. 3. Герцен и Огарев.

Что мы узнали?

Славянофилов и западников кратко проходят в школьном курсе истории 8 класса. Оба направления обшественно-политической мысли ставили целью сделать Российскую империю лучше, но пути достижения результата видели по-разному.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анатолий Антонов

    4/5

  • Ильдар Искаков

    5/5

  • Костя Бережной

    5/5

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 257.


А какая ваша оценка?

Московское славянофильство 1840-1865 гг.: Исследование социальных изменений и интеллектуального развития.

Хьюз, Майкл Джон (1991) Московское славянофильство 1840-1865 гг. : Исследование социальных изменений и интеллектуального развития. Кандидатская диссертация, Лондонская школа экономики и политических наук.

Диссертация посвящена общественно-политической мысли московских славянофилов, небольшой группы писателей и мыслителей, действовавших в России в середине XIX в.век. Существующая литература мало пытается связать идеи славянофилов с социальными и экономическими изменениями, происходящими в России, вместо этого предпочитая биографический или текстуальный подход. Там, где внимание уделялось важности более широких социальных и экономических факторов, трактовка обычно была краткой и дискуссионной. Этот тезис пытается преодолеть проблему, уделяя больше внимания социальным и экономическим вопросам, чем это было принято в прежних рассуждениях о славянофильстве. Главы 2 и 3 развивают подробную социальную биографию членов кружка славянофилов, ставя под сомнение общепринятое представление о том, что они были представителями «средней» провинциальной знати, напуганной перспективой экономических преобразований.

На самом деле они понимали, что экономические изменения могут принести не только издержки, но и выгоды. Несколько членов кружка реорганизовали методы ведения сельского хозяйства в своих поместьях, чтобы воспользоваться коммерческими возможностями, предоставляемыми техническими и экономическими изменениями в сельском хозяйстве. В главах 4–7 исследуется развитие общественной и политической мысли славянофилов, утверждая, что она развивалась в ответ на изменения в социальной, экономической и политической среде. До 1855 г., когда репрессивное правительство Николая I не желало публично одобрять перспективу реформ, славянофильские политические идеи выражались посредством причудливых исторических и социологических теорий. Однако после смерти Николая, когда новое правительство стало активно рассматривать возможность освобождения крепостных, славянофильские идеи стали выражаться в более приземленной форме. В то же время стали более очевидными противоречия между народническими элементами в их мышлении и их интересами как представителей зажиточного дворянства.
Это противоречие стало еще более очевидным после 1861 года и в конечном итоге способствовало распаду прежнего единства кружка. В главе 7 рассматривается несколько иная тема; а именно, соотношение между ранним славянофильством и панславизмом. Анализируя славянофильские журналы 1850-х гг., диссертация ставит под сомнение мысль о наличии четкого теоретического и исторического различия между славянофильством и панславизмом. Панславизм привлекал тех, кто группировался вокруг славянофильских журналов, потому что он, казалось, предлагал России возможность найти новых союзников в международной системе в то время, когда ее состояние было на исходе.

Действия (требуется логин)

Ведение записей – только уполномоченный персонал

Славянофильская концепция государства и Лев Толстой

%PDF-1.4 % 1 0 объект > /Метаданные 2 0 R /PieceInfo > >> /Страницы 3 0 Р /PageLayout /OneColumn /OCСвойства > /OCG [4 0 R] >> /StructTreeRoot 5 0 R /Тип /Каталог /LastModified (D:20090624084105) /PageLabels 6 0 R >> эндообъект 7 0 объект >> эндообъект 2 0 объект > транслировать Acrobat PDFMaker 8.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *