Константин Аксаков и славянофилы
Историк и лингвист, поэт и драматург, публицист и литературный критик, Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860), двухсотлетие со дня рождения которого отмечается в этом году, был одним из идеологов славянофильства. В своих эмоциональных, проникнутых горячей верой и любовью к родной стране и народу статьях Аксаков утверждал самобытность русской истории, право на собственный, непохожий на другие, путь исторического развития России. Главной темой статей Аксакова является народ как «могущественный хранитель жизненной великой тайны». Он горячо проповедует необходимость возвращения верхнего сословия к родным корням. Его считали чудаком и эксцентричным мечтателем («самый восторженный славянофил», – говорил о нем Вл. Соловьёв), но даже идейные противники уважали за искренность и преданность убеждениям. По словам Герцена, «Аксаков так и остался вечно восторженным и беспредельно благородным юношей, он увлекался, был увлекаем, но всегда чист сердцем».
Константин Сергеевич много и плодотворно трудился на ниве филологической науки: его магистерская диссертация посвящена роли Ломоносова в истории русской литературы и русского языка; получила широкую известность полемика с Белинским по поводу гоголевских «Мёртвых душ»; «философией русского языка» назван современниками неоконченный труд «Опыт русской грамматики». Он пробовал себя в качестве поэта и драматурга – изданы три драматических произведения: «драматическая пародия» «Олег под Константинополем», драма «Освобождение Москвы в 1612 году», комедия «Князь Луповицкий, или Приезд в деревню». Но наибольшую известность Константин Аксаков получил как историк и мыслитель, внесший солидный вклад в развитие отечественной историософской мысли.
Основной идеей Константина Аксакова является противопоставление «Государства» и «Земли», общины. По его мнению, «Земля сама, добровольно (явление беспримерное) решилась призвать государство на помощь» для защиты от внешних врагов. Избранный русским народом путь устремления к «внутренней правде», правде христианской и нравственной, он противопоставляет другому пути — исканию «внешней правды», законности, по которому пошло западное человечество. Наиболее полно воззрения Константина Аксакова отражены в его «Записке о внутреннем состоянии России», составленной в 1855 году для императора Александра II (напечатана в газете Ивана Аксакова «Русь» в 1881 году). Принимая участие в общественной дискуссии по вопросам отмены крепостного права, Аксаков пишет «Замечания на административное устройство крестьян в России», в которых дает свои комментарии к докладам Административного отделения Редакционных комиссий, подготавливающих законодательное оформление реформ 1860-х годов.
Константин Аксаков много печатался, особенно в «Русской беседе» и в издаваемой в 1857 году газете «Молва», фактическим редактором которой он являлся (газета была закрыта после публикации в ней статьи Константина Сергеевича «Опыт синонимов. Публика и народ», вызвавшей раздражение властей и части общественности). Обобщенное исследование человека из «публики», которую он противопоставляет «народу», сделано в очерке «О современном человеке», в котором автор делится соображениями, навеянными появлением человека нового, капиталистического типа.
Собрание сочинений Константина Аксакова начал издавать его брат Иван в 1861 году. Он успел выпустить три тома: первый посвящен историческим трудам, второй и третий – филологическим.
Говоря о Константине Сергеевиче Аксакове, невозможно не упомянуть о его семье. Об Аксаковых оставили воспоминания современники; история семьи и рода составляет предмет исследования современных историков и культурологов (в числе прочих на выставке представлено фундаментальное справочное издание «Аксаковы: семейная энциклопедия»). Род Аксаковых в лице его ярких представителей Сергея Тимофеевича, Константина Сергеевича и Ивана Сергеевича внёс значительный вклад в культурную жизнь России XIX века, а также в развитие направления отечественной философской и общественно-политической мысли. Это направление получило название славянофильства, акцентирующего внимание на особой миссии России и русского народа.
С самого зарождения идеи славянофильства оказались в центре напряженной полемики, сущностью которой являлся вопрос о назначении и путях развития русской цивилизации. Дискуссии на эту тему не утихают и поныне. Различные аспекты деятельности славянофилов, а также точки зрения единомышленников, последователей и критиков славянофильства отражены в изданиях как конца XIX – начала XX вв., так и современных, представленных в последнем разделе выставки. По замечанию современного исследователя, «славянофильство родилось вместе с Россией и будет существовать, пока существует Россия. Но в каждой эпохе русской истории было и будет свое славянофильство».
Крым посещали и любили великие русские поэты и писатели, художники, музыканты, деятели театра и науки. А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов прибыли сюда путешественниками. Л. Н. Толстой защищал осажденный Севастополь в период Крымской войны. Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, А. П Чехова и М. Горького привело на полуостров нездоровье: они вынуждены были подолгу жить здесь, надеясь на исцеление. Многие любили приезжать в Крым на отдых. Помимо И. К. Айвазовского, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. М. Васнецов, А. И. Куинджи и многие другие запечатлели удивительные уголки полуострова, который много значил в их судьбах и творчестве. Среди тех, кто посвятил свои труды изучению и описанию полуострова стоит упомянуть П. С. Палласа, П. И. Сумарокова, Н. И. Веселовского, А. Я. Фабра.
Впечатлениям знаменитых личностей от пребывания в Крыму посвящены представленные на выставке книги: «Крым: по следам забытых путешествий: заметки по литературно-историческому краеведению» Деремедведь-Эрбаш Е. Н. и «Благословенная Таврида: Крым глазами великих русских писателей» Кунцевской Г. Н.
В 1811 г. открылся Феодосийский музей древностей, в 1826 г. был открыт Керченский музей, в 1892 г. создан Склад местных древностей в Херсонесе. Героическое прошлое Севастополя в Восточной войне увековечено созданием в 1869 г. музея обороны. Созданная в 1887 г. Таврическая ученая архивная комиссия организовала музей древностей, в 1899 открылся естественноисторический музей.
В 1812 г. был заложен знаменитый Никитский ботанический сад. С целью развития сельского хозяйства в этом сложном регионе в 1883 г. был также открыт Симферопольский отдел Российского общества по изучению садоводства для хозяйственных и научных целей. Для изучения природного богатства в 1871 г. возникла Севастопольская морская биологическая станция, в 1897 — Севастопольский морской музей-аквариум.
Постепенно Крым стал известен и в качестве здравницы. В 1829 г. были открыты сакские, а позже и евпаторийские грязелечебницы. В 1868 году открылось Таврическое медико-фармацевтическое общество. Уже в начале XX в. в Ялте были открыты лечебницы для туберкулезных больных и детский санаторий в Алупке.
О Крыме много пишут сейчас, писали и в XIX веке. На витрине представлена аж четырнадцатая часть «Универсального описания Крыма» Кондараки В. Х.
Крым, словно магнит, приманивал путешественников своим климатом, своими видами, и помимо очень многих известных людей там, конечно, побывало множество менее знаменитых. Путешественники писали письма, оставляли записки и воспоминания. Издавались посвященные Крыму книги, печатались статьи в журналах. Повествование Бернова М. А «Из Одессы пешком по Крыму» — лишь один из многих примеров, достаточно необычный.
Ближе к концу 19-го века все чаще стали появляться всевозможные путеводители по Крыму и отдельным его городам и регионам, например, книга карманного формата «Для едущих в Феодосию». Путеводитель Сосногоровой М. А. в красном переплете представлен на выставке, множество изданий также претерпел путеводитель Москвича Г. Г., издававшийся в аналогичном оформлении.
Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 г. в Феодосии в семье небогатой, но по тем временам достаточно образованной. Способности мальчика в рисовании заметил городской архитектор, знакомый отца художника. Гимназические рисунки мальчика, посланные его отцом вместе с прошением о приеме в Академию художеств в Санкт-Петербург, были оценены. В 1833 г. Айвазовский был зачислен в Академию, где по окончании трех лет обучения получил золотую медаль как лучший ученик курса.
После окончания Академии художеств Айвазовский отправился в Крым на два года для самостоятельной работы. Он рисовал с натуры Южный берег, потом вернулся в Феодосию, где оборудовал мастерскую и приступил к работе. Генерал Н. Н. Раевский, проездом на Кавказ, был в мастерской художника и пригласил его принять участие в военной операции у берегов Мингрелии. В 1840 г. Академия отправила Айвазовского в творческое путешествие по Италии, По возвращении в 1844 г., решением Совета Академии художеств он был удостоен звания академика. В том же году им было получено новое, необычное распоряжение: «…художника Айвазовского причислить к главному морскому штабу… с званием живописца сего штаба, с правом носить мундир Морского Министерства…». Айвазовский выполнял заказы Министерства, отправлялся в экспедиции и походы.
В 1846 г. художник начал серьезно обустраиваться в Феодосии. Это вызвало недовольство Николая I, но, видя, что Айвазовский не поддается на уговоры, царь оставил его в покое. В Феодосии Айвазовский много рисовал. Он часто принимал гостей и активно участвовал в общественной жизни. В 1848 г. Айвазовский женился на Ю. Я. Гревс. От этого брака у него было четыре дочери.
В 1851 г. Айвазовский участвовал в маневрах Черноморского флота, обогативших его новыми впечатлениями. В 1868 г. художник предпринял путешествие на Кавказ. Он посетил Владикавказ, Северный Дагестан, Дарьялское ущелье, Шуру, Сухум, был в Закавказье и Армении. В следующем году он побывал в Египте чтобы присутствовать при открытии Суэцкого канала. В 1873 г. он уехал в Ниццу с выставкой картин, после побывал во Флоренции.
Почти ежегодно устраивались выставки картин в России. В 1880, 1882, 1883, 1886, 1887 гг. выставки проходили в Петербурге. С выставками Айвазовский бывал в Одессе, Киеве, Николаеве, Херсоне, Бухаресте, Риге, Берлине, Париже. В 1892 г. он предпринял путешествие в Америку, побывал в Нью-Йорке и Вашингтоне.
В Феодосии Айвазовский написал основную массу своих картин. В этом тихом городе он создал самые выдающиеся свои произведения: «Девятый вал», «Черное море», «Среди волн». Он был коренным жителем Феодосии. В одном из писем Третьякову он так и пишет: «Мой адрес всегда в г. Феодосии».
Связь с Крымом нашла самое яркое отражение в творчестве Айвазовского. Он больше всего любил море и чаще всего изображал Черное море. Как никто другой, он передал мощь морской стихии, величие и безбрежность морских просторов. Природа Крыма, покорив его в детстве, всю жизнь питала его творчество. Для художника было большой удачей, что он сумел избегнуть тяжелой доли многих современников и необходимости быть придворным художником. Он сумел претворить в жизнь мечту многих лучших людей своего времени, искавших свободной, независимой трудовой жизни.
Его влияние на весь уклад феодосийской жизни было огромно. В течение сравнительно короткого срока Феодосия превратилась из провинциального захолустья в красивый и богатый город. Привязанность Айвазовского к Феодосии видна и в словах его духовного завещания: свою картинную галерею со всеми ее картинами, статуями и другими произведениями искусства он оставил Феодосии, его родному городу.
И. К. Айвазовский способствовал постройке городского концертного зала, фонтанов, здания Археологического музея; в современном художнику «Указателе Феодосийского Музея древностей» есть упоминание о нём как об одном из пожертвователей экспонатов. Он принял участие и во множестве других проектов. Так, он был попечителем двух гимназий — женской и мужской. В конце девяностых основал в Феодосии на свои средства приходскую трехклассную школу.
Постройка порта и проведение железной дороги в Феодосии — тоже дело рук Айвазовского. В преимуществах торгового порта в Феодосии он был уверен. Когда решение вынесено было в пользу Севастополя, он поехал в Петербург и своим влиянием в Морском министерстве добился пересмотра вопроса. Порт в Феодосии был построен за 1892-94 гг. В «Открытом письме о Феодосии» Айзвазовский пишет и о железной дороге, подчеркивая ее общественную полезность.
Расширившийся город страдал от нехватки питьевой воды. Айвазовский и в этом случае пришел на помощь родному городу. Сначала он дал разрешение городу ежесуточно использовать 50 000 ведер воды из принадлежавшего ему Субашского источника, а в 1880 г. передал его полностью в собственность Феодосии.
Познакомившись с нуждою еще в детстве, Айвазовский всегда старался помочь нуждающимся, и сборы с выставок, которых было более пятидесяти, обычно шли на благотворительные цели. В его переписке, газетных объявлениях, отзывах о выставках всегда говорится, что вся входная плата полностью передается какой-либо организации для помощи — детскому приюту, вдовам, солдатам-инвалидам или на какие-либо другие цели. На витрине размещен один из каталогов: «Альбом выставки картин профессора И. К. Айвазовского 1894 г.» Стремясь к развитию искусства в Крыму, Айвазовский открыл в Феодосию художественную школу-мастерскую. Он заботился и об устройстве в Феодосии библиотеки.
Археология Крыма также интересовала художника. В 1853 г. он обратился в Министерство уделов с предложением провести раскопки древних курганов в окрестностях Феодосии. Всего было раскопано 80 курганов. Золотые украшения из одного из них хранятся в Эрмитаже. В 1871 г. на средства художника было построено в Феодосии новое здание для Археологического музея. Тункина И. В. в книге «Открытие Феодосии: страницы археологического изучения Юго-Восточного Крыма и начальные этапы истории Феодосийского музея древностей: 1771-1871», конечно, много говорит об Айвазовском.
В 1880 г., художник расширил свой дом, пристроив к мастерской огромный выставочный зал. Впоследствии он оставил его родному городу, нынче это Феодосийская картинная галерея. Рост картинной галереи продолжался и после смерти Айвазовского. Она не только пополнялась картинами, но и была существенно расширена.
Айвазовский был знаком с замечательными русскими флотоводцами Лазаревым, Нахимовым, Корниловым, Истоминым, Литке, а с некоторыми из них был в дружеских отношениях. Исключительным проявлением внимания стало празднование десятилетия художественной деятельности Айвазовского в 1846 г., когда Корнилов пришел из Севастополя в Феодосию на корабле «Двенадцать Апостолов» в сопровождении пяти военных кораблей.
Среди достижений военно-полевой хирургии XIX в. многие на практике были применены именно в Крымскую войну, такие как наркоз и анестезия; первая помощь раненым оказывалась сестрами милосердия прямо на поле боя, что спасло многие жизни. Небольшие книги Shrimpton С. «The British Army and Miss Nightingale» и Пирогова Н. И. «Исторический обзор действий Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых и больных» повествуют как раз об этих героических женщинах.
Многое из того, что связано с Крымской войной и особенно с участием в ней черноморского флота было изображено Айвазовским.
Дважды изобразил он Синопский бой, последнее большое сражение парусных кораблей. С обороной Севастополя связаны следующие его картины: «Осада Севастополя» (написана в 1845 г.), «Переход русских войск на Северную сторону», «Взятие Севастополя», «Буря у Евпатории», «Гибель английского флота у Балаклавы», а также некоторые другие.
Последняя картина, работу над которой Айвазовский начал в день смерти, также была посвящена им русскому флоту. Она изображает боевой эпизод — «Взрыв турецкого корабля». Иван Константинович Айвазовский ушел из жизни 19 апреля (2 мая) 1900 г.
Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860) — ФИЛОСОФИЯ РОССИИ
Философия России
Русский публицист, поэт, литературный критик, историк и лингвист, глава русских славянофилов и идеолог славянофильства.
(1817-1860)«Какое внешнее непрочное величие и внешняя ненадежная сила могут сравниться с внутренним прочным величием, с внутреннею надежною силою? Внешняя сила может существовать, пока еще внутренняя, хотя и подрываемая, не исчезла. Если внутренность дерева вся истлела, то наружная кора, как бы ни была крепка и толста, не устоит, и при первом ветре дерево рухнет, ко всеобщему изумлению. Итак, внутреннее величие — вот что должно быть первою главною целью народа и, конечно, правительства»
К.С. Аксаков
Константин Сергеевич Аксаков родился 10 апреля 1817 г. в селе Аксаково Оренбургской губернии. Его отец, Сергей Тимофеевич Аксаков, был видным русским писателем, чиновником, литературным и театральным критиком. В 1826 г. семья Аксаковых переехала в Москву. В нач. 1830-х гг. Константин воспитывался в пансионе М. П. Погодина.
В 1832 году пятнадцатилетний Аксаков стал студентом словесного отделения Московского университета, на котором преподавали профессора Павлов, Надеждин, Победоносцев. В 1835 году он получил кандидатский диплом.
Обучаясь в университете, К. С. Аксаков стал участником кружка Станкевича.
В это время он увлекался немецкой классической философией (прежде всего, Гегеля), влияние которой ещё долго ощущалось в его работах, даже в магистерской работе 1846 г. В 1837 г., в связи с отъездом Станкевича за границу, кружок распался и Аксаков сблизился с группой славянофилов: А. С. Хомяковым, И. В. Киреевским, Ю. Ф. Самариным. В 1838 г. он ездил за границу, откуда вернулся через пять месяцев.
Ранние стихи К. С. Аксакова в это время уже появились на страницах «Телескопа», «Молвы», «Московского наблюдателя», «Отечественных записок», — часто под псевдонимом «К. Еврипидин». За стихотворениями последовали драматические произведения: драма «Освобождение Москвы в 1612 году», комедия «Князь Луповицкий», водевиль «Почтовая карета», пародия «Олег под Константинополем».
В 1846 г. было напечатано исследование Аксакова «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка», принёсшее ему степень магистра русской словесности. Диссертация была готова гораздо раньше, но цензура потребовала внести ряд изменений и перепечатать книгу.
После защиты магистерской диссертации К. С. Аксаков предполагал приступить к преподавательской работе, но в Московском университете вакансий не оказалось, и Аксаков посвятил себя литературному творчеству и публицистике. Он сотрудничал с журналааи «Москвитянин» и «Русская беседа»; в «Русской беседе» он был одним из наиболее деятельных сотрудников. С 1857 года был фактическим редактором газеты «Молва».
В 1855 г. он написал мемуары «Воспоминания студенчества 1832—1835 годов» (опубликованы с купюрами в 1862 году). В 1858 г. Аксаков был избран действительным членом Общества любителей Российской словесности.
Смерть отца губительно повлияла на его здоровье: лёгочная чахотка унесла его жизнь на ионическом острове Занте (Закинф) 7 декабря 1860 г. Был похоронен в московском Симоновом монастыре.
Основные работы К.С. Аксакова
- «Олег под Константинополем»(1839)
- «О некоторых современных собственно литературных вопросах» (1839)
- «Записка о внутреннем состоянии России» (1855)
- «Воспоминания студенчества (1832-1835)» (1855)
- «Богатыри времен великого князя Владимира по русским песням» (1856)
- «Стихотворения» (1857)
Список очерков о философе
- Очерк философии
- Ломоносов в истории русской литературы.