О ЯЗЫЧЕСТВЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН | Наука и жизнь
В журнале «Наука и жизнь», №№ 3-5 за 2004 год, были опубликованы работы победителей конкурса «Школа» на лучшую научно-популярную статью. В настоящем номере представляем статью десятиклассницы из Омска Марии Федоровой.
Гамаюн — птица вещая, говорун. Она считалась райской птицей, посланницей богов, напевшей людям Книгу песен. Картина В. М. Васнецова. 1898 год.
Перун — славянский бог грозы и войны. В христианстве превратился в Илью-пророка. Рисунок М. Преснякова и А. Асова из книги: А. Асов «Златая цепь. Мифы и легенды древних славян». — М., Наука и религия, 1998.
Даждьбог — один из древнейших славянских богов, бог всей Вселенной, солнечный бог, прародитель русского народа. Рисунок М. Преснякова и А. Асова из книги: А. Асов «Златая цепь. Мифы и легенды древних славян». — М., Наука и религия, 1998.
‹
›
Открыть в полном размере
— Птица вещая, птица мудрая,
много знаешь ты, много ведаешь.
Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам…
Отчего зачался весь белый свет?… < >
— Ничего не скрою, что ведаю…
«Песни птицы Гамаюн». Клубок первый.
Во все времена людей интересовал вопрос о происхождении жизни. Мифы о рождении мира, деяниях богов создавали все народы планеты. Сейчас школьники, изучая мифы разных народов, воспринимают их как сказку, а то и вообще никак не воспринимают. Но чем же были эти «сказки» для наших предков и стоит ли относиться к ним так легкомысленно?
Мне хотелось бы вспомнить отечественный вариант — мифы древних славян. 988 год стал во многом решающим для судьбы будущего русского государства. Приняв христианство, восточные славяне встали на равные позиции в отношении религии с ведущими мировыми державами того времени. Естественно, что Крещение Руси было политическим, непопулярным в народе шагом. Простые люди не хотели принимать новшества и долго оставались верными своим богам.
Правда, церковные источники говорят об обратном. Однако если бы русские сразу полностью отказались от старой веры, то не возникло бы такого явления, как двоеверие. Ведь приняв новых богов, а точнее бога, русские оставили себе элементы прошлой веры, превратив их в якобы христианские праздники (например, праздник сжигания чучела языческой богини увядания Морены — Масленица, отмечаемая в России и по сей день). И если об одной стороне медали — христианстве — мы знаем предостаточно, то о другой — язычестве — практически ничего. А между тем в языческих мифах — вера и мировоззрение наших предков. Что же такое язычество восточных славян?Основной источник современных знаний о язычестве — православная литература. Так, митрополит Макарий в XVI веке писал о язычниках: «Таковы же скверные мольбища их: лес, и камни, и реки, и болота, источники, и горы, и холмы, солнце и месяц, и звезды , и озера. И проще говоря — всему существующему поклонялись яко Богу, и чтили, и жертвы приносили».
Славяне верили в свое происхождение от некоего прародителя. Например, некоторые племена считали своим прародителем Волка. Он считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племен во главе с языческими жрецами надевали волчьи шкуры (длаки), что символизировало превращение в волков. У звериного предка просили силы и мудрости. Позднее, с приходом христианства, словом «волкодлак», то есть облаченный в звериную шкуру, стали называть злого оборотня.
Стоит остановиться немного подробнее на отношении славян к молнии. Неповиновавшаяся никому, появлявшаяся прямо с неба, настигавшая везде, молния считалась самым страшным наказанием богов. Выражение «Разрази тебя гром» дожило и до наших дней.
Главным языческим богом, вероятно, был Род. Он, подобно христианскому Богу-отцу и древнегреческому Зевсу, создал все живое на Земле. Из его лица произошло Солнце, из очей — звезды, из груди — месяц, из бровей — зори, из дум — ночь, из дыхания — ветры, из слез — дождь и снег, из голоса — гром и молния. Создал Род и богиню Ладу — покровительницу брака и материнства. За ними по степени важности следовали богиня плодородия Макошь (или Мокошь), бог грома и молнии Перун, бог солнца Даждьбог (или Дажьбог), бог огня Сварожичь, бог победы Свентовит, бог землепашества и домашнего скота Велес (позже превратившийся в православного святого Власия). «Низшим слоем» были всем известные сказочные духи — Баба-Яга, Леший, Кощей Бессмертный, Русалка, Кикимора и многие другие.
Здесь необходимо сделать отступление, чтобы сказать, что такое «Песни птицы Гамаюн» и какую роль они играли в мифологии восточных славян. Книга песен птицы Гамаюн представляет собой эпическое произведение, весьма схожее с мифами Древней Греции. В семнадцати клубках-главах подробно рассказывается о происхождении языческих богов, их жизни, приключениях. Обратимся к помощи Гамаюн, чтобы узнать о древних богах поподробнее.
«Родом рождены были для Любви небеса и вся поднебесная. Он — отец богов, он и мать богов, он — рожден собой и родится вновь. Род — все боги, и вся поднебесная, он — что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится» — так говорит нам волшебная птица Гамаюн о Роде. По свидетельствам некоторых источников, верховным божеством был Сварог, но Гамаюн говорит о том, что Сварог, как и другие боги, рожден Родом. Некоторые ученые считают, что Макошь, Перун, Волос, Лада и Род — совершенно разные боги. Но есть и мнение, что Род включал всех остальных богов в себя, то есть у славян существовал монотеизм.
С Родом неразрывно связаны мать и дочь — рожаницы. Возможно, что это богиня брака Лада и ее дочь Леля, покровительница урожая. (Эти персонажи похожи на греческих богинь — Деметру и Персефону.) Праздники в их честь — Ляльник и зеленые святки — отмечаются весной и летом до сих пор.
«Низших» богов, а точнее — духов, можно условно поделить на две группы: духов «домашних», то есть живших в доме или на дворе, и духов, живших в потустороннем, сказочном мире. К первой группе относились такие «существа», как овинник и дворовой — духи двора и сельскохозяйственных построек соответственно. К ним же относился и довольно хорошо известный нам домовой. Об этом интересном персонаже стоит поговорить подробнее.
Домовой — до поры до времени вполне добродушное существо. Он редко показывается людям, но если это все-таки происходит, Домовой является в образе лохматого, с ног до головы обросшего шерстью, седобородого старичка. Живет маленький хозяин дома за печкой или в каком-нибудь другом темном теплом укрытии. Домовой в общем-то добрый по своей натуре, но может и наказать невнимательных жильцов. Для того чтобы задобрить старичка, следует оставлять ему что-нибудь вкусненькое на ночь, например молоко в блюдце. Если же относиться к нему неуважительно, можно поплатиться за это побитой посудой. Существует примета: если домовой коснулся кого-то из домочадцев мягкой, лохматой лапой, то это хороший знак; если же холодной, скользкой, то это сулит смерть или несчастье. Переезжая в новый дом, семейство забирает своего домового с собой.
К тому же разряду духов, что и домовой, относился леший — почитаемый хозяин леса.
Если захочет, он может вывести заплутавшего путника. Но если его рассердить — заведет человека в чащу и там его погубит.Дух воды славянам являлся в образе девушки-русалки. Русалками становились юные утопленницы. В летние ночи русалки выходили из своих подводных убежищ и качались на деревьях. Подобно греческим сиренам, они своим чарующим пением заманивали мужчин и уводили их на дно озера.
Стражем у входа в сказочный мир была Баба-Яга. В славянской мифологии это могущественная колдунья, повелевавшая зверями и птицами, уродливая тощая старуха, живущая в избушке на курьих ножках за забором из человеческих костей.
Завершают многочисленный ряд богов-духов оборотни и упыри. Оборотней в человеческом обличье распознавали по родимому пятну или пучку волчьей шерсти на теле. Они обладали колдовской силой — предвидели будущее и превращались в животных, обычно в волков. Упыри — это мертвецы, не нашедшие покоя в загробном мире. Считалось, что по ночам они ходили пить кровь живых людей, чаще всего своих родственников.
Храмовых святынь у язычников не было. Обряды в основном отправлялись дома или в овине. Место икон занимали небольшие изображения богов и духов-покровителей. Позднее в честь самых почитаемых богов стали строить святилища со статуями из камня и дерева и святым неугасимым огнем. Жертвоприношениями служили плоды, злаки, драгоценности. Живых существ приносили в жертву очень редко.
Верховным главой языческого культа считался князь; следующими по значимости были жрецы и волхвы (хранители священных знаний). В каждом племени существовали также ведуны и ведьмы, служившие темным силам.
О верованиях древних славян известно очень мало. Но так хочется узнать больше о простом, страшном и в то же время сказочном мире, где главный бог — Природа.
Славянское язычество — Православный портал «Азбука веры»
5 ступеней веры
«Язычество было экологией природы,
Христианство стало экологией духа»
Мы беседовали с академиком Никитой Ильичем Толстым осенью 1995 года (интервью с ним в более полном виде вошло в ноябрьский номер газеты). 27 июня 1996 года Никита Ильич скончался. Пусть отрывок из этого разговора станет данью памяти великому человеку и ученому.
— Никита Ильич, Вы являетесь специалистом по славянскому язычеству, славянской мифологии. Многие сейчас говорят, что надо вернуться к исконной, «истинной» вере славян. Что бы Вы ответили на это?
— Я бы ответил, что возврат к язычеству невозможен. Хотя бы потому, что как есть возраст человека – юность, зрелость, старость, так есть и возраст народа, нации, возраст культуры. Язычество есть результат дохристианского развития, и с появлением Христа язычество как таковое (я не говорю об отдельных внешних формах и реликтах язычества), как некое целостное религиозное понимание было низвергнуто. Даже не низвергнуто, а просто язычество стало бессмысленным, безжизненным. Возвращение к язычеству – это все равно, что возвращение в каменный век – там так хорошо жилось: если убивали друг друга, то убивали камнем, и вообще люди были близки к природе.
— То есть, такое возвращение просто искусственно?
— Его даже искусственным нельзя назвать. После спасения человечества Христом, после пути начертанного и подаренного, я не вижу другого пути. И, фактически, когда отказывались от христианства, все-таки продолжали жить по христианской морали. А если и от нее отказывались, то известно, что происходило.
— Но, видимо, есть какое-то обаяние в язычестве – Вы же занимаетесь славянской мифологией.
— Я скажу, что это не обаяние. Даже отрицая язычество, как я сейчас это делаю, все равно нужно его знать, нужно его изучать, как мы изучаем каменный век, как мы изучаем историю. Изучать, потому что отдельные элементы язычества остались. Кроме того, я даже язычество как период дохристианский воспринимаю не как какое-то зло. Оно становится злом, когда насаждается в совершенно других условиях. Во времена, когда те же славяне еще не знали Бога, язычество было поиском Божественной истины, если угодно. Так относился к нему св. Иоанн Богослов. Он язычников не отвергал, он просто считал их слепыми. Древняя Русь приняла христианство потому, что славянское язычество как бы подготовило почву для этого. Поклонение природе, языческие верования, что природа живая, имеет душу – все это не так далеко от истинного положения. Мы сейчас знаем, что растения, например, слушают музыку, лучше растут благодаря ей и т.д. Короче говоря, язычество было экологией природы, а христианство – экологией духа. И если язычество говорило, что природа – Божественна, то христианство отвечало: «Нет, природа не Божественна, но в природе – Бог». «Всякое дыхание да хвалит Господа», – это то же самое язычество, поставленное на свое место. Некоторые внешние элементы язычества были восприняты христианством: Троицкая зелень, например, – дохристианская традиция, но в Церкви она приобрела совершенно иной смысл. Или Вербное Воскресенье – ведь на самом деле это праздник Входа Господня в Иерусалим – приобрело иной смысл. Православная Церковь тем и отличается от католической, что она не разрушала некоторые по своему происхождению языческие, но, повторяю, не по смыслу, обряды, языческую символику.
Как Вы считаете, стоит ли какая-то реальность за лешими, русалками или это просто выдумки, народная фантазия?
— Леших, русалок мы знаем по быличкам, сказкам, т.е. по устной словесности. Это были духи природы, и уважение к ним было направлено на защиту природы.
— Но стоит ли за ними какая-то духовная реальность?
— Что понимать под духовной реальностью? Для меня духовная реальность – это Православие, и я, конечно, не верю, что есть домовой или леший. Думаю, что многие из тех, кто рассказывал эти былички, тоже не верили в них. Но с другой стороны, понимание домового было пониманием домашнего очага, единства семьи, своего рода святости семьи, земли. Как раз христианство поставило все на свои места, и в некоторых случаях эти духи были опознаны как нечистая сила – та, которая вредит.
с Н.И. Толстым беседовал Владислав Томачинский
из сборника «Вавилонская башня» (публикуется в сокращении)
- Пожертвовать
- 2.3 тыс. 0
Славянский язык — Wikiwand
- Введение Славяно -диапанизм
- Источники передового добыча источника источников . крещение, народное сопротивление и синкретизмПреемственность славянской религии на Руси до XV века Солнечная славянская религия, иссохшее христианство и старообрядчествоХристианизация западных славянСлавянская народная религияСовременное родноверие
- Реконструированный календарь празднования
- Влияние на христианское искусство и архитектуру
- См. Также
- Примечания
- Ссылки. Можете ли вы перечислить главные факты и статистику о славянском язычестве?
Кратко изложите эту статью для 10-летнего ребенка
ПОКАЗАТЬ ВСЕ ВОПРОСЫ
Славянская мифология или Славянская религия — это религиозные верования, мифы и обрядовые обычаи славян до христианизации, имевшие место на различных этапах между 8 и 13 веками. [1] Южные славяне, которые, вероятно, поселились на Балканском полуострове в VI–VII вв. н.э., [2] граничащие с Византийской империей на юге, попали под сферу влияния восточного христианства, начиная с создания письменности для славянских языков. языков (сначала глаголица, а затем кириллица) в 855 г. братьями святыми Кириллом и Мефодием и принятие христианства в Болгарии в 864 и 863 гг. в Великой Моравии. Восточные славяне последовали с официальным принятием в 9 в.88 Владимиром Великим Киевской Руси.
Священник Свантевит, изображенный на камне из Арконы, сейчас в церкви Альтенкирхен, Рюген.Процесс христианизации западных славян был более постепенным и сложным. Моравцы приняли христианство уже в 831 г., чешские князья последовали за ними в 845 г., словаки приняли христианство где-то между 828 и 863 г.,[4] но первый исторический польский правитель (Мешко I) принял его гораздо позже, в 966 г., около в то же время, что и сорбы, а полабские славяне попали под значительное влияние католической церкви только с XII века и далее. Для полабских славян и сербов христианизация шла рука об руку с полной или частичной германизацией.[5] [ сомнительно – обсудить ]
Христианизация славянских народов была, однако, медленным и — во многих случаях — поверхностным явлением, особенно на территории современной России. Христианизация шла энергично в западной и центральной частях современной Украины, поскольку они были ближе к столице Киеву. Однако даже там народное сопротивление во главе с волхвами -ми, языческими жрецами или шаманами, периодически возникало на протяжении столетий[3]. Народное сопротивление христианству также было широко распространено в ранней Польше, кульминацией которого стала языческая реакция.
Западные славяне Прибалтики упорно противостояли христианству до тех пор, пока оно не было насильственно навязано им посредством Северных крестовых походов.[5] Среди поляков и восточных славян восстания вспыхивали на протяжении 11 века. Христианские летописцы сообщают, что славяне регулярно возвращались к своей первоначальной религии ( relapsi sunt denuo ad paganismus ). [6]
Многие элементы местной славянской религии были официально инкорпорированы в славянское христианство (что проявилось в архитектуре русской церкви, иконописи и т. д.)[3], кроме того, поклонение славянским богам сохранилось в неофициальном народная религия до наших дней.[7] Сопротивление славян христианству породило «причудливый синкретизм», который в старославянской лексике определялся как двоеверие , «двоеверие».[1] С начала 20 века славянская народная религия подверглась организованному переосмыслению и повторному включению в движение славянской родной веры (Родноверия).
Шагая в двери восприятия, славянское язычество и оккультизм
Устина Яковлева, Владимир Чернышев, «В тени пейзажа», вид с выставки, предоставлено галереей Artwin, фото: Иван Ерофеев
На Западе часто проявляется оккультизм в популярных формах культурного китча, от Хэллоуина до Таро, идея эзотерических ритуалов часто приходит за счет глубоко укоренившихся, скрытых систем знаний и мистических видений истории, которая почти исчезла.
До христианизации в славянских культурах развивались очень сложные религиозные верования, мифы и ритуальные практики, многие из которых основывались не на китчевых версиях оккультизма, а на порогах, заложенных в его архитектуре. Если посмотреть, например, на традиционный русский дом, то можно увидеть, что фасады и оконные рамы часто украшены фигурной резьбой. Они предназначались не для эстетических или декоративных целей. Скорее, они были пропитаны символами и узорами, которые в былые времена имели глубоко священное значение. Эти двери восприятия в древних языческих славянских культурах предназначались для людей, живших в соответствии с природой и природными ритмами.
Устина Яковлева, «Без названия», 2021, фотопечать, бисер и мононить на холсте, 165х230 см, предоставлено Artwin Gallery
По Лешеку Мателе, цитата из его книги Tajemnice Słowian (Тайны славян) , между 6-7 веками нашей эры, панславянские культуры, которые прославляли аналогичный набор языческих верований, обрядов и обычаев, простирались от между реками Одер, Эльба и Заале, вплоть до полуострова Ютландия на западе, вплоть до Балканы, современная Чехия, Моравия, Венгрия, бассейн Днепра и верховья Волги на юге. Некоторые из этих традиций были сосредоточены на обрядах весны, осеннего урожая, плодородия и любви. Другие, наиболее мистические традиции, оставили открытыми интерпретацию функции архитектуры и домашнего пространства в создании священных пространств для тела и души.
Новая выставка в Москве под названием «В тени пейзажа » представляет двух художников, чьи работы исследуют наследие личной мифологии на фоне зачастую антагонистической и китчевой интерпретации сельской панславянской истории. На выставке в галерее Artwin представлены новые и существующие работы Устины Яковлевой и Владимира Чернышева. Два художника используют подход к пониманию и жизни в мире природы, который на первый взгляд может показаться почти шаблонным, но при ближайшем рассмотрении их индивидуальные работы помещают их глубоко в скрытую и часто неправильно понимаемую периферию славянского разума. Там, на фоне враждебного притяжения между городом и деревней, давно забытые мифологии русского пейзажа и его секретов могут ощущаться как целый мир.
Устина Яковлева, «Без названия», 2012, холст, тушь, 20×20 см, предоставлено Artwin Gallery
Владимир Чернышев, «Без названия» (для анимации «История рыбака»), 2013-2014, смешанная техника, 20×30 см, предоставлено Artwin Gallery
Некоторые из основных работ выставки выполнены из переработанных деревянных брусьев, которые художник Владимир Чернышев нашел во время фланирования в родном Нижнем Новгороде, городе в 400 км от Москвы, известном своими древними традициями, ремеслами и изделиями из дерева. Произведения раскрывают трагедию их тонкого стирания. Двери восприятия, которые когда-то гордо стояли как свидетельство панславянского фольклора и традиции, теперь отброшены, поскольку Россия все ближе приближается к своему собственному видению постмодернистской архитектуры. Далекие от мерцающей столицы и высоких зданий из стекла и стали в Москве, работы Чернышёва прислушиваются к затерянному, далекому и почти древнему миру.
Наряду с этим работы Устины Яковлевой призывают нас поближе взглянуть на жизнь с миром природы и среди него, изображая космический потенциал русского пейзажа с вниманием к деталям, которое, возможно, лучше всего описать как медитативное. Представленные работы – результат ее непосредственной погруженности в странный и химерический мир природы. Свидетельствуя о флоре и фауне и смене времен года, работы Яковлевой воспринимают все живое, в том числе деревья и животных, не как некую искусственную музу, а как глубоко личный сюжет, почти как если бы она рисовала собственную мать. Придавая работам ощущение подлинности, художница использует старинные славянские ремесла, такие как плетение из бисера, как способ вести диалог со своим древним прошлым. Хотя ее работы широко выставлялись, в том числе на 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства в Екатеринбурге, а совсем недавно в 2020 году в рамках программы резидентуры AES+F в Нью-Йорке, она поддерживает тесную и глубоко личную связь со своим Тема: поддержание своего основного места жительства в глубине бесплодного, но прекрасного ландшафта русской глуши.
Устина Яковлева, Владимир Чернышев, «В тени пейзажа», вид с выставки, предоставлено галереей Artwin, фото: Иван Ерофеев
Навигация по глубинным противоречиям панславянского мистицизма в условиях быстро модернизирующейся России может быть сложной задачей, особенно на выставке в мерцающей столице Москве. Однако часто сила, формирующая современное искусство, особенно когда речь идет о возвращении к природе, может показаться устаревшей и даже противоречивой. В то время как многие молодые русские могут наслаждаться костюмами и даже время от времени баловаться духом оккультизма, смешивая влияния славянского язычества, современного язычества и западной магии, результатом часто является причудливое слияние, мало связанное с подлинностью или ортодоксальностью. С христианизацией многие мифологии панславянского мистицизма начали угасать, как и возможная модернизация отдельных стран и национальных государств, но здесь, в глубинах и тенях забытых ландшафтов, навигация по этим скрытым переходам может быть последним ресурсом. восстановить некоторые из наших общих воспоминаний и историй.
Artist Ustina Yakovleva, Vladimir Chernyshev Exhibition In the Landscape’s Shadow Place / venue Artwin Gallery, Moscow, Russia Dates 13 March – 9 мая 2021 Куратор Дарья Кравчук Веб-сайт artwingallery.