Скульптура лаокоон с сыновьями – Лаокоон, и его сыновья. Скульптура. Описание. История

Содержание

Скульптура «Лаокоон и его сыновья»: описание и отзывы

Трагично произведение из паросского мрамора трех ваятелей «Лаокоон и его сыновья». Скульптура изображает тщетные попытки отца и его детей вырваться из смертельных объятий оплетающих их тела змей.

Предыстория мифа

Эта история начинается в очень давние дни. У красавицы Леды, жены царя Спарты Тиндарея, родилась дочь Елена от бога Зевса. Когда она выросла, то стала прекраснейшей из всех смертных.

Много к ней сваталось женихов, но Елена выбрала красавца Менелая. После смерти Тиндарея ему был уготован царский трон.

У царя Трои родился сын Приам. Прорицатель предсказал, что этот мальчик погубит всех троянцев. По указанию царя его выбросили в лес, чтобы он там погиб, но он вырос в прекрасного юношу и мирно пас стада.

Причины начала войны троянцев с греками

Три богини – Афина, Гера и Афродита — получили от злобной богини раздора Эриды яблочко с надписью «прекраснейшей». Они не могли сами его поделить между собой. Хитрый Гермес уговорил Париса быть судьей в их споре. Афродита пообещала Парису любовь самой прекрасной женщины, Елены, и получила заветное яблоко. Парис выкрал Елену из Греции и увез ее в Трою. Так началась длительная и кровопролитная война между троянцами и греками за прекрасную Елену.

На сторону греков стала Афина, Аполлон помогал троянцам. Это желательно знать, когда рассматривается скульптура «Лаокоон».

Хитрости греков

Долго, очень долго, десять лет шла война. Осажденная греками Троя не сдавалась. Много героев погибло с обеих сторон. Хитрый Одиссей придумал, как в осажденный город ввести греческий отряд данайцев. Греки сделали огромного деревянного коня. Им помогала Афина. Они посадили в него своих воинов и прибегли к военной хитрости: сели на свои корабли и уплыли в море. С ликованием пошли проверить стан греков троянцы и остановились в изумлении, увидев огромного коня.

Кто-то предлагал бросить его в море, а кто-то – увезти в Трою как знак победы. Это очень важный момент перед созданием образа предсказателя. Жрец Лаокоон, скульптура которого будет рассмотрена, не избежит козней Афины-Паллады.

Простодушие троянцев

Перед согражданами вышел жрец бога Аполлона. Скульптура «Лаокоон» показывает не этот момент. Он умолял сограждан не трогать коня, предсказывал великие бедствия. Лаокоон даже бросил в коня копье, и внутри зазвенело металлическое оружие. Но совсем помутился разум «победителей». Они не поверили, что надо бояться данайцев, приносящих дары. Они доверились чужестранцу, который сказал, что конь должен умилостивить Афину-Палладу, если они заберут его к себе. Пока он это рассказывал, из моря вышло чудо, посланное Афиной, – две гигантские змеи. Это совсем убедило троянцев, и они забрали коня в город.

Миф о Лаокооне с сыновьями

На берегу моря молился Посейдону Лаокоон с сыновьями. К ним, извивая тела кольцами и сверкая красными, как угли, глазами и гребнями на голове, все быстрее и быстрее плыли к берегу страшные чудовища. Змеи, выбравшись из моря, набросились на несчастных. Этот момент отражает скульптура «Лаокоон». Крепко обвились мощными телами змеи вокруг людей и пытаются задушить их. Ядовитые укусы причиняют не только боль, но и несут смерть. Все это показывает скульптура «Лаокоон». Вот к чему привела беспечная вера в победу жителей Трои.

История находки скульптуры

Две тысячи двести лет назад в Пергаме неизвестные скульпторы из бронзы отлили скульптурную группу, которая изображает смертельную схватку Лаокоона и его сыновей со змеями. Оригинал исчез. Его копию изваяли на Родосе в мраморе греки. В стиле эллинистического барокко дошел до нас «Лаокоон» (скульптура). Автор ее Агесандр Родосский и его сыновья Полидор и Афинодор. Ее нашел в 1506 году Феликс де Фридис в виноградниках под одним из римских холмов. Там некогда стоял золотой дом Нерона. Как только понтифик Юлий II узнал о ценной находке, то сразу отправил для ее оценки архитектора Джулиано да Сангалло и Микеланджело. Архитектор сразу удостоверил подлинность работы, которую описал Плиний. Буаонорроти определил, что ее сделали из 2 кусков мрамора, хотя Плиний говорил о цельном камне.

Ее дальнейшая судьба

В конце XVIII века Бонапарт увез скульптурную группу в Париж. В Лувре она была открыта для осмотра, а после поражения Наполеона была возращена англичанами в Ватикан. Сейчас она находится в музее Пия-Климента (Ватикан).

Правую руку Лаокоона нашел в 1905 году чешский археолог Людвиг Поллак в магазине римского каменотеса и передал ее в музей Ватикана. В 1957 году она была вставлена в скульптурную композицию (сведения взяты из статьи на английском языке Digital Sculpture Project: Laocoön).

С нее сделано несколько копий. Итальянские – на острове Родос и в галерее Уффици, московская – в ГМИИ им. Пушкина, одесская – перед зданием музея археологии.

«Лаокоон», скульптура: описание

Если исходить из положения Г. Э. Лессинга, что живопись, скульптура – немая поэзия, то зритель своей собственной фантазий доложен договорить то, что прямо не сказал автор.

Фигура Лаокоона больше всего привлекает внимание из-за того, что она расположена в центре, и еще потому, что авторы тщательно проработали каждую мышцу его мощного тела. Троянец изо всех сил борется с двумя громадными змеями. Силы уже оставляют его, и он начинает оседать на алтарь. Он все еще пытается поддержать себя. Левая нога упирается пальцами в землю. Правая нога согнута и касается жертвенника. Левая рука напрасно пытается отвести от тела голову змеи. Она уже готова нанести смертельный укус, уже открыт рот и видны смертоносные зубы. Правая рука Лаокоона изогнута и оплетена кольцами все той же змеи. Его голова повернута назад. Рот открылся в гримасе боли и ужаса от предстоящей смерти сыновей, от напряженной борьбы и осознания собственной неизбежной смерти.

Так выглядит сам прорицатель Лаокоон. Скульптура, описание которой продолжается, вызывает горькие предчувствия неизбежной смерти и Лаокоона, и его сыновей.

Справа от него младший сын полностью обвит кольцами змея. Он поднял дрожащую правую руку, но змей уже укусил его в подмышку. Юноша начинает падать, отходя к алтарю, где находится его отец.

Мы продолжаем рассмотрение скульптурной композиции «Лаокоон с сыновьями». Описание скульптуры заканчивается.

Старший брат слева от отца поворачивает к нему лицо, полное ужаса, с немой просьбой освободить его от обвившего его ногу хвоста змея.

Он сам никак не может справиться с ним одной рукой. Зрителю, однако, кажется, что у него есть надежда статься в живых, что, к сожалению, не соответствует действительности. Они все трое погибнут.

Хочется завершить описание двумя цитатами. Еврипид: «Ничто так не радует богов, как вид человеческих страданий». Хорошо также охарактеризовал греческих богов Софокл: «Боги охотнее помогают человеку, когда он идет навстречу своей гибели».

Интерес римских императоров к этой скульптуре

Римский императорский дом считал себя потомками троянцев. Именно их герой Эней, сын богини Венеры, бежал на берега Тибра. Он женился на Лавинии и основал в ее честь город (Практика-де Маре). Его брат Асканий основал Альба-Лонго (ныне Кастель Гандольфо). В этом месте через несколько поколений будут рождены основатели Рима, Ромул и Рем. Римские императоры хвастались, что они ведут происхождение от богов.

Отзывы зрителей

Зрители считают, что Лессинг прав, что при изображении сильной боли, которую испытывает Лаокоон, скульптуру следует подчинить законам красоты. Лаокоон не кричит, а только стонет. Афина прислала для него несправедливую казнь. Он виновен лишь в том, что предостерег своих сограждан от опасного дара данайцев, которым покровительствовала Афина. Человек – всего лишь беспомощная игрушка в руках богов.

fb.ru

Скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья», история, фото

Краткая история

В греческой мифологии Лаокоон представляет собой жреца-прорицателя, выходца из Трои. Именно он отговаривал троянцев принять Троянского коня — подарок врагов, за что и был наказан. Богиня Афина Паллада, которая покровительствовала данайцам, разгневавшись, натравила на Лаокоона чудовищных змей, чтобы убить его вместе с двумя сыновьями.

Как мы все знаем, 27 мая 1794 года царицей Екатериной II был издан указ, которым принималось решение о возведении морского торгового порта в Одессе. Но этот указ не был приведен в исполнение при жизни императрицы. Со временем Павел I, который получил трон после Екатерины ІІ, отменил выданный ею указ и полностью прекратил финансирование строительства порта. Основная деятельность нашего города — торговля приостановилась, Одесса попала в очень тяжелое положение, находясь практически на грани банкротства. Казалось, что найти выход из такого положения уже невозможно, но местные жители, как обычно, его наши!

Оригинальная скульптура «Лаокоон и его сыновья» была создана еще в 200 году до н.э. Место ее рождения — древний античный город Пергама, который находится на западе Малой Азии. Скульптуру вылили из бронзы. Во второй половине І века до н. э. благодаря труду достаточно талантливых древнегреческих скульпторов с о. Родос Агесандра и его сыновей Афинодора и Полидора была создана копия скульптуры, но уже из белого мрамора. Она хранится по сегодняшний день в Ватикане. Именно там ее и увидел впервые градоначальник Одессы Г. Маразли. Скульптура настолько ему понравилась, что он даже заказал себе ее копию, которую в 1870 году установили на даче общественного деятеля. Со временем скульптура изменила свое место и стала украшать улицу Преображенскую. Лишь с 1971 года скульптура «Лаокоон и его сыновья» находится на месте, где мы ее привыкли видеть – перед зданием Одесского археологического музея.

Скульптура, которой любуются как туристы, так и местные жители выполнена из каррарского мрамора и является точной копией мирового шедевра «Лаокоон и его сыновья». Вы можете увидеть, как в скульптурной композиции запечатлели ужасную, смертельную борьбу у подножия алтаря. Глядя на скульптуру Вы также испытаете все оттенки борьбы. Вглядываясь в лица Лаокоона и его сыновей, начинаешь понимать, что это последние секунды их жизни. Становиться просто не по себе, по спине пробегает холодок. Скульптура вызывает кучу мыслей, поэтому не стоит находиться возле нее слишком долго – ощущается какая-то необъяснимая тяжесть.

Скульптура «Лаокоон и его сыновья» является одной из самых красивых в Одессе! Когда будете гулять в центре города, непременно подойдите к ней и полюбуйтесь этим шедевром!

Как добраться?

Добраться до скульптурной группы «Лаокоон и его сыновья» можно:

  • троллейбусом № 10;
  • маршрутными такси № 100А, 110, 120, 137, 190, 210.

Описание и особенности

Скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья» — это одна из важнейших достопримечательностей Одессы. Красота ее действительно впечатляет. Скульптура является прекрасным украшением нашего города!

Глядя на скульптурную группу Вы можете увидеть, как крепко змеи обвивают тела Лаокоона и его сыновей, пытаясь удушить их своими смертельными объятьями. Изо всех сил всех сил Лаокоон старается избавиться от чудовищ, которые сжимают его тело и отстранить голову змеи, которая так и стремится укусить его бедро.

Один из сыновей Лаокоона также пытается избавиться от змеиных колец, но, как мы видим, безуспешно. В то же время другой сын, уже почувствовал на себе змеиный укус в грудь и действие ее яда. Он бессилен, мучается, но все еще пытается бороться и спасти свою жизнь. Лица людей выражают боль, страх и глубокое сострадание друг другу. Когда смотришь на эту скульптуру, понимаешь, как бы не боролись Лаокоон и его сыновья, их гибель совершенно близка и отвратить ее невозможно.

Как бы тяжело ни было смотреть на жестокую казнь ни в чем не виновных людей, скульптуру «Лаокоон и его сыновья» Вы должны увидеть непременно! То, что она изображает, вызовет у Вас бурю эмоций и множество мыслей.

www.bestkv.com

«Лаокоон и его сыновья».

«Лаокоон и его сыновья».

Оригинал скульптуры «Лаокоон и его сыновья» увидел свет еще в 200 году до н.э. в Пергаме — древнем античном городе, находящемся в западной части Малой Азии. Это было бронзовое изваяние, не сохранившееся до наших времен. Однако, благодаря работе талантливых древнегреческих скульпторов с о.Родос Агесандра (автор знаменитой скульптуры «Венера Милосская») и его сыновей Афинодора и Полидора во второй половине І века до н.э. появилась его беломраморная копия. По свидетельству Плиния, именно этот «Лаокоон» украшал впоследствии дворец римского императора Тита.

Второе рождение скульптура получила в 1506 году: уникальная находка была найдена под землей, в винограднике, на месте Золотого дома римского императора Нерона. С тех пор древнее изваяние заняло достойное место во дворце Бельведер в Ватикане, где для него была спроектирована особая ниша. Отреставрированная учеником Микеланджело — Монторсоли скульптура постоянно притягивала к себе восхищенные взгляды художников и других знатоков культуры и простояла здесь почти 300 лет.

Вынужденно сменить Ватиканский музей Пия-Климента на французский Лувр пришлось «Лаокоону» в конце ХVІІІ века по условиям Толентинского договора между папой римским и императором Наполеоном. А в начале XIX века, после падения Наполеона, благодаря англичанам, состоялось возвращение скульптурной композиции обратно в Ватикан. На сегодняшний день именно этой скульптуре отдается особое предпочтение ввиду ее максимальной приближенности к оригиналу.

В Одессе находится точная копия мирового шедевра «Лаокоон и его сыновья», выполненная из каррарского мрамора. Однако же и она проделала долгий путь, перемещаясь по городу, прежде чем нашла свое пристанище перед зданием Археологического музея, расположенного за Городской мэрией , на Ланжероновской 4.

Ранее (ХІХ век) эта скульптурная группа украшала аллеи дачного сада Григория Маразли (крупного одесского предпринимателя-миллионера, позднее — градоначальника) на Французском бульваре. Кстати, именно благодаря Маразли список достопримечательностей Одессы пополнился еще одним замечательным памятником. Как-то во время путешествия в его душу глубоко запала картина Эль Греко «Лаокоон», а позже, под впечатлением увиденной воочию скульптуры в Ватикане и родилась идея создания еще одной копии, для себя. Будучи тонким знатоком искусств, он собрал целую скульптурную коллекцию и устроил свой сад скульптур, который, как считали многие, мог составить конкуренцию даже изваяниям знаменитого Летнего сада в Питере. После революции 1917 года скульптура «Лаокоона» перешла в собственность государства и была перенесена в центр города, где много лет стояла в сквере на улице Преображенской.

В основу скульптурной композиции положен миф о Лаокооне из древнегреческой мифологии и сказаний о Троянской войне, ярко изложенных в поэме «Энеида» Вергилия. Лаокоон был главным жрецом (провидцем) в Трое. Когда троянцы увидели под своей крепостью оставленного греками деревянного коня в качестве «подношения для Афины», то долго рассматривали его, раздумывая, что с ним делать. Некоторые советовали ввести его в город, чему активно препятствовал Лаокоон, предвидя коварство греков и усмотревший в таком «сюрпризе» затаенную опасность. Он бросил в коня свое копье со словами:«Бойтесь данайцев, дары приносящих!», что и разгневало богиню Афину.

Когда Лаокоон с сыновьями был у алтаря, на них напали две приплывшие морские змеи, посланные в наказание Афиной — покровительницей греков в их войне с троянцами. После долгой борьбы змеи растерзали жреца и его детей и спрятались в храме Афины. Троянцы, неверно растолковав предзнаменование, восприняли его как месть богини Лаокоону за непочтение к ней и нежелание принять подношение. В итоге было решено ввести Троянского коня в город, вместе с которым пришла и погибель, ведь, как известно, внутри коня находились ахейские воины, положившие конец долгой и безуспешной до тех пор осады Трои.

В белом мраморе пирамидальной скульптурной композиции запечатлена смертельная борьба у подножия алтаря:упругие змеиные кольца крепко обвивают, стремясь удушить в своих смертельных объятиях Лаокоона и ни в чем не повинных его сыновей. Всей своей силой он пытается разорвать опутавших его чудовищ и отстранить змеиную голову, так норовящую укусить его в бедро. Один из сыновей предпринимает безуспешную попытку освободиться от колец змеи, в то время как другой, почувствовав на себе силу яда змеиного укуса в правую часть груди, медленно ниспадает в муках, но все еще продолжает бороться и отчаянно намеривается отвести от себя, сжимая уже ослабевшей рукой, вторую змеиную пасть. На лицах людей запечатлена боль и глубокое сострадание друг к другу. Но очевидно, что их гибель близка и неотвратима.

Однако существует и другая легенда, раскрывающая причину наказания Лаокоона — о внезапной и губительной страсти. Лаокоон был жрецом Аполлона, который запретил ему вступать в брак и иметь детей. Но муки любви заставили Лаокоона отважиться на святотатство в самом храме. Женщина-предмет его страсти впоследствии стала его женой и родила ему двух сыновей. Но грех Лаокоона не был прощен и забыт. Пощады не случилось, и Аполлон наслал на него ядовитых змей с целью удушить только его безгрешных детей, самого же отца оставив мучаться, оплакивая их до конца своих дней, и каяться в своем грехе.

Говорят, что именно эта легенда была более близкой по духу и переживаниям тогдашнему городскому голове Г.Маразли из-за страстной и беззаветной любви к жене своего приятеля Марии.

Но легенд и версий много, а бесспорным остается одно:по истине, скульптурная композиция «Лаокоон» является уникальным творением великих гениев, талантливых мастеров своего дела, сумевших создать прославленный в веках образ трагической, но вместе с тем величественной борьбы человека с неизбежным роком.

Не перестают удивлять потрясающее знание анатомии человеческого тела и виртуозное умение показать его при таком, достаточно неестественном положении фигур, запечатленная энергия движений, выразительность лиц и жестов скульптуры «Лаокоон». Из нее черпали вдохновение и оттачивали свой талант многие мастера эпохи Возрождения, ею восхищались Микеланджело, Бернини и Рубенс.

Глубоко трагичен выбор сюжета: жестокая казнь неповинных людей. Нескончаемые муки запечатлены на лицах Лаокоона и его сыновей, вынужденных тысячелетиями страдать так далеко от Трои. Страдания, которые не под силу излечить даже времени…Иногда кажется, что волна мести продолжает обрушиваться на них в наши дни уже с новой силой, в лице вандалов, выбранных орудием своего гнева Афиной так много веков назад.

Смотреть расположение на карте тут

odessa-flat.com

Лаокоон и Его Сыновья Скульптура

«Лаокоон и его сыновья»

В января 1506 года весь цивилизованный мир облетела весть, что в подземной пещере на Эсквилинском холме в Риме найдена скульптура, известная под названием «Лаокоон и его сыновья». Это всемирно известное творение изображало один из ключевых моментов Троянской войны. Относился он непосредственно к моменту, когда возле стен Трои появился огромный деревянный конь.

Защитники города подумали, что греки отступили, а коня преподнесли в дар Афине, за похищенный из городского акрополя палладиум. Следовало затащить коня в город, чтобы не разгневать Афину. Но тут появился жрец Аполлона Лаокоон. Он заявил, что город ждёт гибель, если деревянное сооружение окажется за его стенами.

Древняя скульптура «Лаокоон и его сыновья»

Убеждённость жреца произвела на троянцев определённое впечатление. В толпе начало превалировать мнение, что нужно сжечь подозрительного коня, а не испытывать судьбу. Но в это время из моря появились две огромные змеи. Они набросились на Лаокоона и его двух сыновей-близнецов, которых звали Антифант и Фимбрей.

Прямо на глазах у замершей от ужаса толпы змеи удушили и проглотили юношей, а затем напали на их отца и убили его. Троянцы решили, что своими сомнениями прогневали грозных богов. На самом же деле змей наслал Аполлон, недовольный своим троянским жрецом. Но люди об этом не знали, а поэтому затащили огромного коня с сидящими в нём вооруженными воинами в город. Тем самым они подписали себе смертный приговор. Ночью греческие воины вылезли из лошади, и Троя пала.

Данный миф имеет много вариантов. В некоторых из них змей насылает не Аполлон, а Афина. Иногда змеи убивают только сыновей, а Лаокоон остаётся в живых и страдает от утраты. Неизменной остаётся лишь основная фабула – троянцы не внемлют предостережению и погибают.

Столь яркий сюжет на протяжении веков вдохновлял древних мастеров. Примерно в III веке до н. э. в Пергаме была отлита бронзовая статуя, изображавшая борьбу Лаокоона и его сыновей с гигантскими змеями. В I веке до н. э. тремя греческими скульпторами с острова Родос была изготовлена мраморная копия бронзового шедевра. Звали скульпторов Агесандр, Афинодор и Полидор. Эти люди выполнили заказ римлян, которые чрезвычайно любили заказывать копии древнегреческих скульптур.

Оригинал, вылитый из бронзы, до наших дней не сохранился. То же самое говорили и о мраморной копии. О её существовании знали, благодаря описанию Плиния Старшего. Но, как уже говорилось, в 1506 году мраморную копию нашли.

Как только римский папа Юлий II узнал об этом, тот тут же отправил своих доверенных лиц осмотреть древний шедевр. Этими людьми были флорентийский архитектор Джулиано да Сангалло (1445-1516) и итальянский скульптор и художник Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Эти два уважаемых человека осмотрели обнаруженную статую и заявили, что найден древний шедевр под названием «Лаокоон и его сыновья», но сделанный из 2-х кусков мрамора, хотя Плиний Старший утверждал, что из одного.

Микеланджело Буонарроти

Уникальную скульптуру перевезли в ватиканский дворец Бельведер и установили в специальной нише. К ней нескончаемой чередой потянулись ценители прекрасного со всех концов Европы. У всех этих людей вызывала восхищение сложная многофигурная композиция. Впоследствии скульптура породила целую моду на изображение человеческих тел, закрученных в вихреобразном движении.

Но не только сложность и совершенство работы восхищали художников и скульпторов, живших в эпоху Возрождения. Их привлекало ярко выраженное эмоциональное страдание мраморных фигур. Эти эмоции не имели ничего общего с изображениями христианских мучеников, так как жрец Аполлона и его дети страдали без всякой надежды на загробное спасение душ. Тем самым скульптура полно и ярко характеризовала языческую эпоху, что вызывало особый интерес.

«Лаокоон и его сыновья» – подлинник или подделка?

Скульптура стояла в музее Пио-Клементино в Ватикане и вызывала у специалистов неподдельное восхищение мастерством древних греков вплоть до 2005 года. Однако в указанный год историк искусства из Колумбийского университета доктор Линн Катерсон выдвинула версию, что древний шедевр с высокой вероятностью может быть не подлинником, а подделкой. А изготовил эту подделку никто иной как Микеланджело.

Въедливая дама указала на прекрасно сохранившийся мрамор, которому по самым скромным подсчётам было полторы тысячи лет. Также было непонятно, как скульптура попала в подземное хранилище, и почему её не нашли раньше. И, наконец, найденный «Лаокоон» частично не соответствовал описанию Плиния Старшего. Тот говорил об одном куске мрамора, а здесь присутствовало целых два куска.

Но почему фальсификатором Линн объявила Микеланджело? На то были причины. Суть одной из них заключалось в том, что знаменитый скульптор в молодости, нуждаясь в деньгах, изготавливал подделки и продавал их неискушённым коллекционерам. Он также довольно активно скупал мрамор, а что делал из него – непонятно.

Но в 1506 году Микеланджело уже был опытным и известным мастером. Зачем уважаемому человеку нужно было рисковать своей репутацией? Предполагается, что в это время у него осложнились отношения с папой Юлием II. И скульптор нуждался в громком событии, которое привело бы главу церкви в хорошее настроение.

Линн Катерсон слева

Обнаружение уникальной скульптуры «Лаокоон и его сыновья» как раз и являлось таким событием. А Микеланджело владел большими запасами мрамора и имел полное и подробное описание античного шедевра. Вот он и изваял знаменитую скульптуру, и поместил её в подвал на Эсквилинском холме. Потом в качестве эксперта приехал туда, осмотрел и дал своё заключение. После этого его отношения с папой наладились. Он получил главный и самый дорогой заказ в своей жизни – роспись потолка в Сикстинской капелле.

Но знаменитый мастер руководствовался не только меркантильными интересами. Он хотел потягаться с легендарными античными мастерами, и ему удалось сделать своё творение ничуть не хуже. И ещё интересный нюанс. Перед своей смертью Микеланджело сжёг все свои архивы. Многие предполагают, что сделал он это для того, чтобы секреты его мастерства ушли вместе с ним и не достались никому. Но нельзя исключать, что великий мастер хотел что-то скрыть от потомков.

Леонид Журавлёв

О трактате Г.Э. Лессинга «Лаокоон, или о границах поэзии и живописи»

Исходный тезис Лессинга состоит в том, что всякое искус­ство — подражание действительности. Идея эта унаследована от античной эстетики вместе с термином «мимесис». Другой принципиальный момент трактата — обращение к материалу поэзии и «живописи» (под которой подразумевает изобрази­тельное искусство вообще и в большей степени скульптуру).

Этот материал Лессинг впервые называет «знаками» и прихо­дит к выводу, что у поэзии и живописи знаки разные по приро­де и по-разному располагаются в действительности. Третий важный постулат связан с проблемой предмета изображения. Он делает вывод о том, что предмет живописи — тела с их ви­димыми свойствами, а предмет поэзии — «действия».

Автор не отрицает того, что все виды искусства сходны по своему назначению — они ориентированы на воспроизведение человеческой жизни. Но все же между видами искусства на­блюдаются существенные различия, которые и не позволяют заменить один вид искусства другим.

Лессинг видит принципиальные различия двух групп видов искусства — пространственные и временные — и последовательно проводит различия между ними:

а) по предмету изображе­ния,

б) по характеру художественного обобщения,

в) по действию внутренних, имманентно присущих данному виду искусства законам,

г) по средствам изображения.

— Предмет изображения в живописи — тела, расположенные в пространстве. Длительность (расположение во времени) живописные искусства изображают лишь косвенно: по­средством взаиморасположения и конфигурации тел. Поэтому скульптор и живописец должен очень тщательно, по мнению Лессинга, выбрать для изображения момент. Тот, который в свернутом виде содержит в себе прошлое и позволяет предугадать будущее.

Предмет изображения в поэзии — действия, движения, поступки, разворачивающиеся во времени.

— По характеру художественного обобщения поэзия тяготеет к большей индивидуализации образов, а живопись — к обобщенности.

— Обращаясь к внутренним законам существования видов искусств, Лессинг поднял вопрос о соотношении правды и красоты в искусстве. Он приходит к выводу, что поэт должен вовсе отказаться от изображения телесной красоты, так как он в состоянии показывать ее элементы лишь один за другим (последовательно, во времени), а это — прерогатива живописи.

Лессинг считал, что материальную (телесную) красоту поэт в состоянии воплотить двумя способами. Во-первых, передать эмоциональный отклик, который вызывает у автора (или героев) красота: восторг, влечение, лю­бовь, удовольствие и пр.; во-вторых, превратить красоту в грацию (подразумевая под грацией красоту в движении).

Живопись же, по мнению Лессинга, в большей степени, нежели поэзия, способна передать яркость и красочность видимого мира.

— Живопись пользуется материальными средствами изображения (краски, мрамор и пр.), а поэзия — условными, нематериальными (слова, членораздельные звуки). В своем трактате Лессинг использует примеры планов. Во-первых, он сравнивает скульптуру Лаокоона и его сыновей, терзаемых змеями с описанием того же события в «Энеиде» Вергилия. Другой ряд примеров связан с «живописными» описаниями у Гомера.

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Лаокоон (Лаокоонт), греч. — жрец Аполлона в Трое, трагический герой последнего дня троянской войны.

Не сумев овладеть Троей за девять лет силой оружия, ахейцы решили взять ее хитростью. По предложению Одиссея они построили огромного деревянного коня, спрятали в нем лучших воинов, сожгли свой лагерь и сделали вид, что уплыли на родину. Однако в открытом море они развернули свои корабли и укрылись за островом Тенедос. Троянцы обнаружили коня и очень ему удивлялись. Пока они спорили, что с ним делать, в кустах был найден связанный грек Синон.

Сцена из фильма «Елена Троянская» (США, 2003 год)

Поверив утверждениям Синона, будто присутствие гигантского коня в Трое сделает город навеки неприступным, троянцы начали дружно ломать стену, так как конь не прошел бы даже в огромные Скейские ворота. Один только Лаокоон не утратил бдительности. Он утверждал, что врагам нельзя верить, даже когда они приносят дары, и пытался в одиночку разрушить коня своим копьем. Однако судьба предназначила, что Троя должна пасть, — и боги заставили Лаокоон замолчать.

Место на раскопках Трои, где были убиты Лаокоон и его сыновья (судя по описанию в мифах)

Из безмятежного моря вынырнули две змеи, направились к обоим сыновьям Лаокоона и начали их душить. Лаокоон бросился на помощь детям, но змеи обвились и вокруг него. Отчаянно напрягая силы, он пытался разомкнуть их смертельное объятие, но змеи были сильнее, они рвали Лаокоон ядовитыми зубами и убили его вместе с сыновьями, а затем скрылись в храме Афины. Сопоставив увиденное со лживым рассказом Синона, напуганные троянцы могли дать единственное объяснение смерти Лаокоона: богиня Афина отомстила Лаокоону за кощунственное посягательство на священного коня. Они поспешили втащить коня в город и этим обрекли Трою на погибель. Ночью Синон выпустил спрятанных воинов и обозначил факелом пролом в городской стене, через который ахейское войско вторглось в город и за одну ночь превратило его в груду дымящихся развалин.

Картина по сюжету мифа о Лаокооне (Франческо Хайес, 1812 год)

История Лаокоона относится к числу наиболее известных сюжетов из античной мифологии. В этом заслуга не Гомера, который в «Одиссее» говорит о «троянском коне» очень кратко, а имя Лаокоона вообще не упоминает и не Софокла, чья трагедия «Лаокоон» вообще не дошла до нас, и, пожалуй, даже не Вергилия, который посвящает ей значительную часть второй книги «Энеиды». Скорее всего, Лаокоон известен всем благодаря скульптурной группе «Лаокоон», одному из шедевров эллинистической пластики, а еще больше благодаря скоплению загадок вокруг нее. Эта скульптурная группа была обнаружена в 1506 г., когда на холме Эсквилин в Риме начали копать котлован под фундамент здания. Поскольку скульптура была сильно повреждена, а некоторые части ее вообще отсутствовали, папа Юлий II предложил Микеланджело дополнить ее. Тот отказался, заявив, что «для этого его дарования недостаточно». Тем не менее кто-то другой решил, что его собственных дарований для этого вполне достаточно; кто это был, мы точно не знаем, но это не так уж важно, поскольку управление Ватиканских музеев давно уже распорядилось убрать эти дополнения. По вопросу о том, кто, где и когда создал эту скульптуру, возникла целая литература. Сегодня преобладает мнение, что скорее всего ее создали в 1 в. до н. э. родосские скульпторы Агесандр, Афинодор и Полидор, которых упоминает Плиний Старший (имена их были обнаружены также в 1957 г. на обломках статуи «Лаокоон» в Сперлонго, которая примерно в два раза больше ватиканского «Лаокоона»). В Рим она попала, очевидно, в 1 в. н. э., когда родосский сенат подарил ее императору Тиберию в знак своей покорности Риму: этот дар должен был символизировать тщетность сопротивления судьбе.

Сцена из фильма «Одиссей» (Италия, 1997 год)

«Лаокооновская литература», вдохновленная этой статуей, насчитывает сегодня сотни книг, статей и ученых работ. Правда, в большинстве случаев она находится лишь в отдаленной связи с этим мифом, но можно напомнить, что в ее перечень входит, скажем, «Лаокоон» Лессинга, а в списке авторов — такие имена, как Монфокон, Винкельман, Гёте, Шопенгауэр.

Из антики, кроме ватиканского «Лаокоона», которого ежегодно видит более миллиона человек, заслуживает внимания помпейская фреска «Смерть Лаокоона», обнаруженная в 1930 г. в «доме Менандра». Из произведений европейского искусства назовем картину Эль Греко «Лаокоон» (1610—1614) и одноименную картину Неймегена (2-я пол. 18 в.), которая находится в Праге, в Национальной галерее: из пластики — «Лаокоон и его сыновья» Де Фриза (1623, в настоящее время в копии в Вальдштейнском саду в Праге) и конечно же замечательную скульптуру Мештровича «Лаокоон наших дней» (1905, Дом-музей в Загребе).

Кирилл Хрусталев «Лаокоон и сыновья», 2010 год

Копия древней скульптурной композиции в питерском Эрмитаже

Картина по сюжету мифа (Эль Греко, 1604-1614 годы)

Скульптурная группа Лаокоона – знаменитая статуя эллинистического периода, которая производит впечатление на зрителя рассчитанно сильным эффектом физического страдания.

Лаокоон с сыновьями. Скульптура

Автор фото — JuanMa

Агесандр, Полидор и Афинодор, художники, сделавшие величественную скульптуру, изображающую Лаокоона и его сыновей, принадлежали к родосской школе. Упоминаемый в мифах о Троянской войне жрец Лаокоон, занимающий центр группы, и два его юноши-сына обвиты двумя огромными змеями, и испытывают смертельные мучения. «Все в этой группе исполнено мастерски, – говорит искусствовед Шназе. – Пирамидальное расположение фигур, линий, характеристика трех фазисов одного чувства в трех фигурах, красота, превосходная техника в изображении форм тела, а в особенности трогательное благородство выражения ужасной боли, – все это заслуживает величайшего удивления.

Скульптурную группу Лаокоона справедливо называют трагедиею в трех актах. Средний акт изображается фигурой отца, в которой энергия и пафос достигают высочайшей степени. Мускулы сильного тела напряглись от боли, грудь поднялась от трудности дышать; живот втянулся от усилия, с которым вырывается жалоба из раскрытого рта. Но в страшном мучении тела, дух Лаокоона сохраняет твердость, сдерживает выражение боли; скорбь о страдании детей уменьшает в отце ощущение собственного страдания. Лаокоон произносит жалобу, но не кричит; на его лице легкое выражение негодования, упрека за незаслуженное наказание; по морщинам лба видно, что сила души еще борется с физическою болью. Скульптура Лаокоона – глубоко прочувствованное, благородное создание искусства. Но она не свободна от стремления к эффекту, к театральности; в ней заметно намерение художников выказать свои психологические и анатомические знания. И слишком большая роль в возбуждении нашего сочувствия дана физической муке».

Голова Лаокоона. Деталь скульптурной группы

Лаокоон – последний предсмертный дар греческого искусства, умирающего, но еще сохраняющего полное сознание своих великих душевных сил, жертва, которую оно приносит эллинскому народу близкому к утрате своей национальности.

Бронзовый оригинал скульптуры Лаокоона был сделан на рубеже III-II вв. до Р. Х. в Пергаме и не дошёл до нашего времени. Всем известная статуя, установленная сейчас в одном из ватиканских музеев, – мраморная копия второй половины I века до Р. Х., откопанная в 1506 году на месте знаменитого Золотого дворца императора Нерона. Находку сразу же осмотрели архитектор Джулиано да Сангалло и скульптор Микеланджело Буонарроти. Они пришли к выводу, что она – та прославленная и в древности работа, о которой упоминается у Плиния.

Папа Юлий II приказал установить скульптуру Лаокоона в ватиканском Бельведере. Её мастерская композиция восторгала художников эпохи маньеризма.

Известный просветительский писатель Лессинг написал об этой скульптуре работу «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии».

В июле 1798 года скульптурную группу Лаокоона увезли во Францию: занимавшийся методичным грабежом итальянских художественных сокровищ Бонапарт взял её с побеждённого папы как контрибуцию. После низвержения Наполеона Лаокоон был возвращён в Рим.

vost-express.ru

Лаокоон – скульптура — Русская историческая библиотека

Скульптурная группа Лаокоона – знаменитая статуя эллинистического периода, которая производит впечатление на зрителя рассчитанно сильным эффектом физического страдания.

Лаокоон с сыновьями. Скульптура

Автор фото — JuanMa

 

Агесандр, Полидор и Афинодор, художники, сделавшие величественную скульптуру, изображающую Лаокоона и его сыновей, принадлежали к родосской школе. Упоминаемый в мифах о Троянской войне жрец Лаокоон, занимающий центр группы, и два его юноши-сына обвиты двумя огромными змеями, и испытывают смертельные мучения. «Все в этой группе исполнено мастерски, – говорит искусствовед Шназе. – Пирамидальное расположение фигур, линий, характеристика трех фазисов одного чувства в трех фигурах, красота, превосходная техника в изображении форм тела, а в особенности трогательное благородство выражения ужасной боли, – все это заслуживает величайшего удивления.

 

 

Скульптурную группу Лаокоона справедливо называют трагедиею в трех актах. Средний акт изображается фигурой отца, в которой энергия и пафос достигают высочайшей степени. Мускулы сильного тела напряглись от боли, грудь поднялась от трудности дышать; живот втянулся от усилия, с которым вырывается жалоба из раскрытого рта. Но в страшном мучении тела, дух Лаокоона сохраняет твердость, сдерживает выражение боли; скорбь о страдании детей уменьшает в отце ощущение собственного страдания. Лаокоон произносит жалобу, но не кричит; на его лице легкое выражение негодования, упрека за незаслуженное наказание; по морщинам лба видно, что сила души еще борется с физическою болью. Скульптура Лаокоона – глубоко прочувствованное, благородное создание искусства. Но она не свободна от [свойственного искусству эпохи эллинизма] стремления к эффекту, к театральности; в ней заметно намерение художников выказать свои психологические и анатомические знания. И слишком большая роль в возбуждении нашего сочувствия дана физической муке».

Голова Лаокоона. Деталь скульптурной группы

 

Лаокоон – последний предсмертный дар греческого искусства, умирающего, но еще сохраняющего полное сознание своих великих душевных сил, жертва, которую оно приносит эллинскому народу близкому к утрате своей национальности.

Бронзовый оригинал скульптуры Лаокоона был сделан на рубеже III-II вв. до Р. Х. в Пергаме и не дошёл до нашего времени. Всем известная статуя, установленная сейчас в одном из ватиканских музеев, – мраморная копия второй половины I века до Р. Х., откопанная в 1506 году на месте знаменитого Золотого дворца императора Нерона. Находку сразу же осмотрели архитектор Джулиано да Сангалло и скульптор Микеланджело Буонарроти. Они пришли к выводу, что она – та прославленная и в древности работа, о которой упоминается у Плиния.

Папа Юлий II приказал установить скульптуру Лаокоона в ватиканском Бельведере. Её мастерская композиция восторгала художников эпохи маньеризма.

Известный просветительский писатель Лессинг написал об этой скульптуре работу «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии».

В июле 1798 года скульптурную группу Лаокоона увезли во Францию: занимавшийся методичным грабежом итальянских художественных сокровищ Бонапарт взял её с побеждённого папы как контрибуцию. После низвержения Наполеона Лаокоон был возвращён в Рим.

 

rushist.com

Размышления о греческой скульптуре и Лаокооне в музее Пия Климента

В музее Пия Климента в Ватикане собрана большая коллекция античной скульптуры. Однако скульптурная группа Лаокоон отличается от всего остального.

Нас с детства учили воспринимать мир классической Греции как абсолютно реальный. Однако, если присмотреться, то греческая скульптура куда ближе к Египту, чем к Бернини.

Мне большинство образцов греческой скульптуры напоминают современную рекламу. Сначала делают фотографию модели, затем на фото ретушируют недостатки и преувеличивают достоинства (удлиняют ноги, увеличивают глаза, и т.д.).  Никакого отношения к реальности эти фигуры не имеют.

Так сложилось, что греческую скульптуру мы знаем по римским мраморным копиям. Один из основных признаков отличия греческих произведений от римских — «идеальное», мягко говоря, не совсем правдивое изображение человека.

Греки лепили лицо и тело человека по заданным канонам, разработанным в соответствии с их представлениями о красоте, мужественности, власти. Аналогичный подход к искусству был у египтян. В принципе, для греков лицо не было самым важным, именно поэтому некоторые скульптуры прекрасно смотрятся без головы

Греческое искусство менялось медленно, однако были и «реформаторы». Например в 460-450 годы до н.э. в Аттике работал скульптор Мирон. До нас дошли некоторые копии его «Дискобола». Это была революция в изображении человека — он перестал быть прямым. Скульптор изображает мгновение, когда юноша, согнувшись, замер и готов вновь распрямиться, метнув диск.

После Мирона греки стали изображать фигуры в движении. Однако на лицах у них ни одной эмоции. Все, что хочет выразить скульптор, он выражает в пластике.

Самые выдающиеся скульптуры, демонстрирующие пластические решения находятся в Британском музее (работы Фидия с Афинского акрополя).

Другим новатором был афинский скульптор Пракситель, живший в IV веке до н.э. Этот скульптор впервые изобразил богиню обнаженной. Это было настолько необычным, что заказчики с острова Кос отказались взять скульптуру. Она поехала на Книд (Афродита Книдская)

Однако с тех пор греки постоянно возвращаются к фигуре обнаженной богини. Венера Милосская из Лувра и Венера Таврическая из Эрмитажа:

Аполлон Бельведерский,  один из шедевров Ватикана, типичная греческая скульптура. Изображен мужчина — модель, точнее идеал мужской красоты. Бог, на лице которого не дрожит ни один мускул.

То, что это римская копия, не меняет дело. Римляне умели лепить лица, а у греков до определенного времени портреты вообще были запрещены.

И вдруг среди этого единообразия — «Лаокоон и сыновья». Это, конечно, поздняя скульптура относящаяся к эпохе эллинизма (эпоха после завоеваний Александра Македонского), однако и Аполлон Бельведерский и Венера Милосская — скульптуры того же времени.

Скульптурная композиция «Лаокоон и сыновья» сама по себе необычна для греков. Во-первых, она групповая. Групповые изображения у греков можно видеть разве что на барельефах (в том же Британском музее), но никак не в скульптуре.

Во-вторых, здесь показаны очень сильные эмоции, причем изображены они с мастерской точностью.

Скульптура была создана скульптором Агесандром с Родоса, жившим в II—I вв. до н. э. Считается, что он же вылепил Венеру Милосскую. Композиция находящаяся в музее Пия Климента в Ватикане считается копией с более раннего греческого оригинала.

На скульптуре изображен Лаокоон — троянский прорицатель. Он протестовал, против того, чтобы жители Трои пускали в город Троянского коня. Разгневанные боги (которые были на стороне греков) послали двух змей, которые и убили Лаокоона, и его сыновей.

На скульптуре изображен момент борьбы со змеями. Боль и печаль на лице Лаокоона — очевидно он уже понял, что это конец.

Печаль в сочетании с презрением на лице одного из сыновей. Он как бы вопрошает: «ну кто просил тебя лезть на рожон?».

В скульптуре необычно все: и позы, движения, и необходимость смотреть на нее с разных углов зрения. Плюс сильные эмоции. Это за 16 веков до Бернини. Откуда это взялось?

Наличие подобной скульптуры позволяет усомниться — а все ли мы знаем о греках? Нет ли еще чего-то, что до нас попросту не дошло? А может это и не копия вовсе, а самостоятельное произведение римских мастеров?

http://az.lib.ru/l/lessing_g_e/text_1766_laokoon.shtml

Далее по Риму и Ватикану: Сикстинская капелла, Микеланджело

yourwo.com

Лаокоон — биография, мифы и легенды, значение имени, характеристика

История персонажа

Герои древних мифов и легенд вдохновили деятелей искусства на создание восхитительных творений. Не только боги и сверхсущества становились героями скульптур и изображений, но и простые смертные. Среди них Лаокоон, жрец Аполлона.

История создания

В греческой мифологии этот персонаж был значим как герой, чье имя связано с Троянской войной. По версии поэта Гигина Лаокоон приходился сыном Акету и братом Анхису. Повествование, начертанное автором, гласит, что его главный персонаж осмелился возжелать супругу Аполлона, и она родила от него детей. Писатель по имени Евфорион утверждает, что Апполон был в гневе и проклинал небеса за то, что жрец вступил в брак перед его статуей.

Вергилий в своих трудах утверждает, что Лаокоон по роду занятий был или жрецом Посейдона, или слугой Аполлона. Этот же автор в «Энеиде» рассказывает о том, что персонаж известен предостережениями, озвученными троянцам при получении теми в дар от греков деревянного коня.

В трагедии Софокла жрецу было запрещено вступать в брак и производить потомство. Ослушавшись завета Аполлона, герой накликал на себя беду, и двое его сыновей были задушены змеями.

Мифы и легенды

В греческой мифологии существует множество нестыковок и двусмысленных оборотов, поэтому некоторые легенды имеют несколько трактовок. Писатели и поэты, пересказывавшие известные сюжеты, нередко добавляли в них собственные домыслы. Легенда о Лаокооне имеет два варианта развития событий. Наиболее популярной считается версия о троянском коне.

Троянский коньТроянский конь

Спустя девять лет после начала кровопролитного сражения ахейцы решили проявить смекалку и взять противника хитростью. Мастера изваяли полую статую деревянного коня. Внутри расположились искуснейшие воины. Ахейцы сожгли свой лагерь, создав впечатление, что покинули поле брани и уплыли восвояси. На самом деле они укрыли флотилию кораблей за островом под названием Тенедос. Увидевшие коня троянцы были поражены. В спорах о том, как деревянное сооружение оказалось перед ними и в чем его предназначение, они не сразу заметили грека Синона, связанного и оставленного в кустах.

Представитель вражеского войска убедил троянцев, что конь станет подношением богам и символом неприступности Трои. Жители города решили принять невиданный дар и внести коня в город. Пришлось ломать Скейские ворота, которые оказались слишком малы, чтобы статуя прошла сквозь них. Лаокоон, находившийся в центре событий, уверял окружающих, что враги недостойны доверия. Он предвидел, что подобные подношения осуществляются не из благих намерений, и пытался противостоять внесению коня в город, толкая его копьем.

ТрояТроя

Боги, предначертавшие падение Трои, не позволили Лаокоону спасти город. Из морской пучины появились два змея и принялись душить детей жреца. Он пытался спасти сыновей, но все было безуспешно, так как чудовища обвились вокруг его тела. Хищные монстры растерзали своих жертв и скрылись в храме Афины, а троянцы, сопоставив факты, решили: богиня покарала мужчину за то, что он противостоял внесению коня. Внеся подношение ахейцев в Трою, ее жители сами обрекли себя на захват. В ночи Синон освободил спрятавшихся внутри коня ахейцев, и за одну ночь враги разнесли город до основания.

Лаокоон в культуре

Миф о троянском коне входит в число популярных мифологических сказаний. Характеристика героя дана в нем неполно, но древние писатели, желая поведать легенду потомкам, дополняли ее деталями. Гомер в «Одиссее» мельком упоминал о Лаокооне, а трагедия Софокла не сохранилась для ознакомления. Лаокоон обрел популярность как легендарный персонаж благодаря скульптурной композиции, которая считается примером искусства эпохи эллинизма. Статуя «Лаокоон и его сыновья» была найдена в ходе работ по организации фундамента для здания на холме Эсквилин в Риме в 1506 году.

МикеланджелоМикеланджело

Статуя находилась в плачевном состоянии, и Папа Римский Юлий II велел Микеланджело восстановить ее. Художник ответил отказом, так как не считал себя мастером, достойным уровня древнегреческих скульпторов. Сейчас не известно наверняка, кто стал реставратором этого предмета культурного наследия. По решению Ватиканских музеев скульптура вновь лишена дополнений, которые обрела в эпоху Возрождения. Искусствоведы выдвигают предположение о том, что изваяние создано в 1 веке до нашей эры родосскими мастерами, которых звали Афинодор, Агесандр и Полидор.

Имена этих же мастеров найдены на статуе «Лаокоон», которую обнаружили в 1957 году в Сперлонго. Вероятно, скульптура была подарена императору Тиберию от лица родосского сената. Значение подношения предполагало покорность Римской империи и приятие судьбы. Любопытно, что древнее изваяние послужило объектом, вдохновившим не одного писателя. Среди авторов, упоминавших мифического персонажа или посвящавших ему произведения: Гёте, Лессинг, Шопенгауэр, Винкельман и другие.

Скульптура Лаокоон с сыновьямиСкульптура Лаокоон с сыновьями

Сюжет о Лаокооне нашел отражение во фреске, принадлежавшей мастерам Помпеи. Ее открыли в 1930 году, ведя археологические работы в «доме Менандра». Эль Греко и Неймеган воспели персонажа в своих картинах. Скульпторы Де Фриз и Мештрович также черпали вдохновение в этом сюжете.

Примечательно, что герой мифа продолжал поражать фантазию деятелей искусства и в 20 веке. В Одессе находится бюст «Лаокоон», созданный из каррарского мрамора. Голова персонажа запрокинута в предсмертных муках, его тело охватывают змеи, а по обе руки располагаются сыновья, застывшие в последних конвульсиях.

24smi.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *